Наиболее полный календарь спортивных дат и событий. Николай Иванович Струнников: страницы жизни Ермолаев николай васильевич

Яркий представитель русского конькобежного спорта на мировой арене. Родился в крестьянской семье, в Москве. Николай самозабвенно был влюблен в коньки, тренировался ежедневно. Летом ездил на велосипеде и мотоцикле, зимой бегал на коньках и играл в хоккей. Рано вставал, быстро делал зарядку и убегал на работу. После работы шел на каток. На льду появлялся всегда в одно и то же время. Пробегал по 25 кругов в любую погоду. Однажды провел тренировку в 40-градусный мороз.


Бегал Николай в низкой посадке, движения его были изящны и пластичны, темп бега 100 шагов в минуту. До 1906г. выполнил II разряд, действовавшей в то время классификации. В 1906г. добился своего большого успеха. На московском чемпионате, на катке Патриарших прудов, и на первенстве России Струнников занял вторые места после конькобежца России Николая Седова. А в 1907г. победил его на знаменитом катке Зоологического сада.

С 1908г. Струнников побеждает во всех крупных состязаниях. На чемпионате Москвы (1908г.) выиграл у всех конкурентов на 5000м, показав время 9.41,0. На первенстве России Николай Струнников показывает результаты еще выше: 500м - 50,0; 1500м - 2.40,0; 5000м - 9.26,8.

В следующем году установил новые рекорды России, выступив в Петербурге "Кубок национального первенства России" 5000м - 9.05,0; 1500м - 2.33,6 и 10000м - 18.27,2. Эти старты были первыми соревнованиями в нашей стране, в программе которых было классическое многоборье и Николай набрал наибольшую сумму очков 211,813.

В 1910г. Николай Струнников принял участие в зарубежных состязаниях. И впервые в Выборге, на первенстве Европы, мало известный скороход из России стал чемпионом Европы, выиграв у известного норвежца О.Матисена. В своих воспоминаниях Струнников писал: "В Выборге шел дождь. Дорожка превратилась в кисель. Вставая на старт 1500 метров в паре с Матисеном, я про себя решил: "Всем проиграю, а тебе, голубчик, ни за что". На решающей дистанции (10000м) Матисен занял только 7 место. Вот, что вспоминал Матисен: "Маленький, в черном, обтягивающем мускулистое тело свитере, русский из Москвы справился с покрытым водой льдом лучше, чем кто-либо из нас, и стал чемпионом Европы.

Вновь они встретились на первенстве мира в Гельсингдорсе (Хельсинки). На этот раз борьба была намного упорней. Матисен заявил, что обязательно побьет "черного черта", так он называл Струнникова, за то, что он выступал в черном костюме. И снова победу решила борьба на дистанции 10000 метров. Сильно пройдя "марафонскую" дистанцию Струнников обошел лидера и стал первым признанным чемпионом мира.

Отдавая дань мастерству русского скорохода, норвежец Матисен потом вспоминал: ":Его я не мог упрекнуть и должен был утешить себя тем, что в спорте сегодня - я, а завтра - ты."

В следующем сезоне Струнников установил рекорд России на 1000м - 1.38,0. Через неделю новый рекорд на дистанции - 7500м - 2.29,4.

Победив на чемпионате мира 1910г., Николай Струнников и на следующий год в Тронхейли сумел отстоять звание первого конькобежца мира. Он легко опередил всех конкурентов на четырех дистанциях и установил два мировых достижения для равнинных катков. Первым он был и на всех четырех дистанциях в Хамаре на первенстве Европы.

За два дня до открытия чемпионата мира выступил на первенстве Норвегии, где установил выдающийся рекорд в беге на 5000м (8.37,2сек.), побив мировой рекорд первого чемпиона мира с 1894г. голландца Ж.Эдена (8.37,6сек.).

"Славянское чудо", так называли в Норвегии Струнникова. В 1911г. стартовал за границей 12 раз на различных дистанциях и одержал все победы.

В сезоне 1911-12 г.г. на катке Патриарших прудов установил рекорд России на 500м - 46,0 (прежний продержался 13 лет).

С большим интересом ожидали выступление Струнникова на чемпионате мира 1912г.

Николай Струнников принадлежал к Московскому первому русскому гимнастическому обществу "Сокол". Администрация "Первого русского гимнастического общества" не нашло средств на командирование за границу вместе со Струнниковым своего представителя. Посылать нашего спортсмена на международное первенство без представителя было непростительной ошибкой. Струнников категорически отказался ехать на первенство мира один и прекратил свои выступления на льду.

Николай Васильевич снова надел коньки в 1924 году. Он был главным наблюдателем катка на Девичьем поле, где разыгрывался I чемпионат СССР. Струнников, проехав по льду, сказал: - Как никогда и нигде!

Начиная с 1974г. сильнейшие столичные мастера скоростного бега на коньках отмечают наступление каждого нового сезона соревнованиями на приз имени Н.В.Струнникова

Это был скороход, опережавший намного свое время. Умер Струнников в 1940г.

Регалии: 2-кратный чемпион мира (2010, 2011); 2-кратный чемпион Европы (2010, 2011); 3-кратный чемпион России (2008, 2009, 2010); рекордсмен мира (2011).

Родился 16 декабря 1886 года в селе Скнятино Тверской губернии (Россия).
Николай Струнников воспитывался в крестьянской семье. С детства ежедневно занимался спортом - бегал, ездил на велосипеде, а зимой катался на коньках и играл в хоккей.

В 1906 году занял на чемпионате России по конькобежному спорту второе место после Николая Седова. Уступил более опытному сопернику и в 1907 году, а в 1908-м (после ухода Седова из спорта) впервые стал чемпионом России в классическом многоборье.

В 1910 году Николай стал первым в истории России чемпионом Европы и мира. Континентальное первенство проходило в Выборге, и Струнников выиграл у самого Оскара Матисена. Из-за дождя дорожка покрылась слоем воды, но это не помешало «черному черту» (Струнников выступал в обтягивающем черном трико) опередить действующего чемпиона на решающей дистанции 1500 метров.

В том же году на чемпионате мира в Гельсингфорсе Матисен выиграл три забега из четырех, но на дистанции 10000 метров Струнников «привез» великому норвежцу несколько десятков секунд и вырвал у соперника (Матисен занял лишь шестое место на 10 километрах) чемпионский титул.

Огромное впечатление на зрителей и зарубежных журналистов произвело выступление «простого крестьянина» из России на матчевой встрече Норвегия - Швеция в Осло (тогда столица Норвегии называлась Кристиания) 4 февраля 1911 года.

Здесь Струнников выступал вне конкурса. Как рассказал сам спортсмен, он приехал, чтобы побить рекорд на дистанции 5000 метров, установленный Яапом Эденом в 1894 году (8 минут 37,6 секунды).

Мало кто верил, что один из самых старых высших достижений в конькобежном спорте падет «по заказу», но «феноменальный русский» широченными шагами, но в то же время чрезвычайно грациозно (как писали норвежские газеты), будто паря над дорожкой, с каждым кругом набирал скорость.

Его итоговый результат оказался ненамного выше, чем установленный Эденом 17 лет назад рекорд, - 8 минут 37,2 секунды, но зрителям показалось, что Николай пробежал эти пять километров на одном дыхании и совершенно не выбился из сил.

Увы, Международный союз конькобежцев отказался регистрировать новый мировой рекорд на том основании, что Струнников не участвовал в соревновании и соответственно его забег на 5000 метров был неофициальным (рекорд был утвержден лишь много лет спустя, в 1976 году).

Через несколько дней Струнников, прозванный за рубежом «Славянское чудо», легко победил на всех четырех дистанциях на чемпионате Европы, а 28 февраля, также победив на всех четырех дистанциях, завоевал вторую золотую медаль на чемпионате мира в норвежском Тронхейме (Оскар Матисен не участвовал в этих соревнованиях, и составить россиянину достойную конкуренцию никто в его отсутствие не сумел).

Неизвестно, как бы развивалась карьера Николая Струнникова дальше, но в 1912 году Московское гимнастическое общество «Сокол» не нашло средств, чтобы командировать двукратного чемпиона мира в классическом многоборье на очередное первенство. Струнников в знак протеста ушел из спорта.

Известно, что он несколько лет работал техником-конструктором в строительных организациях Москвы. Николай Васильевич снова надел коньки лишь в 1924 году. Он был главным наблюдателем катка на Девичьем поле, где проводился первый чемпионат СССР.

Струнников Николай Васильевич (1886-1940) - русский спортсмен, конькобежец.

Рекордсмен России. Неоднократный чемпион Европы и мира.

Родился в крестьянской семье, в Москве. Николай с детства был самозабвенно влюблен в коньки, тренировался ежедневно. Летом ездил на велосипеде и мотоцикле, зимой играл в хоккей и бегал на коньках. Вставал очень рано, быстро делал зарядку и бежал на работу. После работы в одно и то же время шел на каток. В любую погоду пробегал по 25 кругов. Один раз тренировался даже при морозе в 40 °С. Бегал Николай в низкой посадке. При среднем темпе 100 шагов в минуту движения его оставались изящными и пластичными. До 1906 г. выполнил II разряд действовавшей в то время классификации. В этом же году на московском чемпионате, который проходил на льду катка Патриарших прудов, и на первенстве России Струнников был вторым, уступив лишь конькобежцу России Николаю Седову. А в 1907 г. победил его на знаменитом катке Зоологического сада.

С 1908 г. Струнников начал одерживать победы во всех крупных состязаниях. На чемпионате Москвы 1908 г. выиграл на дистанции в 5000 м, показав время 9.41,0. На первенстве России Николай Струнников показал еще более высокие результаты: на дистанции 500 м - 50,0; 1500 м - 2.40,0; 5000 м - 9.26,8. Выступая в Петербурге на Кубке национального первенства России в 1909 г., Николай установил новые рекорды: на дистанции 5000 м - 9.05,0; 1500 м - 2.33,6 и 10000 м - 18.27,2. В программу этих соревнований впервые в нашей стране было включено классическое многоборье, в котором Николай набрал наибольшую сумму очков (211,813).

В 1910 г. на чемпионате Европы, проводившемся в Выборге, - первых своих зарубежных соревнованиях - Николай Струнников, тогда еще малоизвестный за пределами России стал чемпионом Европы, одержав победу над норвежским конькобежцем О. Матисеном. Снова они встретились на первенстве мира в Гельсингдорсе (Хельсинки). На этот раз борьба была намного упорнее. Матисен заявил, что обязательно побьет "черного черта", как он называл Струнникова за то, что тот выступал в черном костюме. Как и в прошлый раз, решающей стала дистанция в 10000 м. Струнникову снова удалось обойти лидирующего до сих пор Матисена и завоевать звание чемпиона мира.

Следующий сезон принес Струнникову новые рекорды России: на дистанции в 1000 м - 1.38,0; 7500 м - 2.29,4. В 1911 г. Николай Струнников на чемпионате мира в Тронхейли сумел отстоять звание первого конькобежца мира, с легкостью опередив всех соперников на четырех дистанциях и установив при этом два мировых рекорда для равнинных катков. Лидировал он и на всех четырех дистанциях в Хамаре на первенстве Европы.

За два дня до открытия чемпионата мира принял участие в чемпионате Норвегии, где установил выдающийся рекорд на дистанции 5000 м (8.37,2), побив мировой рекорд первого чемпиона мира голландца Ж. Эдена (8.37,6), установленный в 1894 г. Норвежцы называли Струнникова "славянским чудом".

В 1911 г. 12 раз стартовал он за границей на различных дистанциях, и ни один из них не закончился поражением.

В сезоне 1911-1912 гг. на катке Патриарших прудов Струнников побил рекорд России на дистанции 500 м, который продержался 13 лет. Его результат составил 46,0.

С большим интересом специалисты и болельщики ожидали выступления Струнникова на чемпионате мира 1912 г. Однако администрация первого русского гимнастического общества "Сокол", к которому принадлежал Струнников, не нашла средств на то, чтобы командировать за границу вместе с ним своего представителя. Струнников категорически отказался ехать на чемпионат мира один и прекратил свои выступления на льду. Николай Васильевич снова надел коньки только в 1924 году, когда был главным наблюдателем катка на Девичьем поле, где проходил I чемпионат СССР.

Начиная с 1974 г. в Москве проводятся соревнования на приз имени Н. В. Струнникова. Так сильнейшие столичные мастера скоростного бега на коньках отмечают наступление каждого нового сезона.

Краткий биографический словарь

"Струнников Николай" и другие статьи из раздела

Струнников Николай Иванович (1871-1945) - русский и советский живописец, портретист и реставратор, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Выдержки из книги "Николай Иванович Струнников".

Произведения последнего периода жизни художника дают портретируемым чисто внешнюю, поверхностную характеристику. Художественный язык живописца становится несколько суховатым, художнику не удается создавать жизненно-яркие, запоминающиеся образы.
Умер Струнников в 1945 году. До последних дней своей жизни он не расставался с палитрой и кистями.
Наследие художника Струнникова является ценным вкладом в развитие советской портретной живописи. Его "Партизан А.Г.Лунев" остается «одним из лучших портретных произведений 20-х годов».
Главной темой искусства этого несомненно талантливого мастера всегда был человек. Художник постоянно стремился увидеть его активным, действующим, сильным и одухотворенным. Именно такими мы видим на его портретах В.А.Гиляровского, Н.И.Подвойского, А.Г.Лунева, Марию Попову, партизана Вадима.
Лучшие произведения Струнникова являются той нитью, которая связывает реалистические традиции русской школы живописи с портретным искусством художников-ахрровцев. , и Н.И.Струнников в 1920-х годах раньше других художников определили направление в развитии портрета по пути революционной романтики, реализма, художественного обобщения. Они облегчили своим современникам путь к новому, и в этом их неоценимая заслуга.
В 1940 году Н.И.Струнникову было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Через газету "Советское искусство" художник благодарил Советское правительство за оказанную ему высокую честь. "Мне 68 лет", - писал художник,- "я прожил большую и трудную жизнь. И только при Советской власти я получил возможность жить полнокровной творческой жизнью, жить для искусства. Обещаю все свои силы отдать делу развития искусства нашей великой Родины".
Можно с полной уверенностью сказать, что все силы этого большого мастера и необыкновенной души человека отданы служению советскому искусству.
Государственная Третьяковская галерея - святая святых русского изобразительного искусства. В одном из ее залов, там, где показано рождение советского искусства, висит портрет партизана А.Г.Лунева. Перед ним всегда стоят посетители. Часто это молодые люди. Революционная романтика им по душе, она окрыляет, зовет к подвигам. Стоят перед портретом и уже седые зрители. Кто знает, может быть, они, смотря на картину, вспоминают свою молодость, опаленную сражениями минувших войн. Но все - и старые и молодые - благодарны художнику за то, что он пробуждает в них добрые чувства.

Николай Иванович Струнников родился в 14 мая 1871 года в Орле. В семье было шесть детей (два сына и четыре дочери), жили в постоянной нужде в селе Богородицкое Малоархангельского уезда, где отец художника был приказчиком в сельском магазине. Иван Алексеевич был строг, но справедлив. А мать, Александра Николаевна, была чуткой, отзывчивой, доброй и ласковой. Эти родительские черты и предопределили характер Николая.

По воспоминаниям младшей сестры художника, Марии Ивановны, много лет проработавшей учителем русского языка и литературы в Малоархангельской средней школе, их мать отличалась художественными способностями и делала великолепные вышивки бисером. Николай любовался ими и зарисовывал акварелью. «Когда отец бранил сына, мать заступалась за него и говорила: «Ты Колечка не обижайся на папу, он больной, нервный. Помогай ему в работе, а в свободное время рисуй. У тебя хорошо получается».

После окончания трехлетнего обучения в начальной школе Николаю Струнникову пришлось пойти в «мальчики». Он служил в Орле на складе купца Конькова. Это была суровая школа: вечно голодный, всегда готовый к подзатыльникам, потому, что били его и старшие мальчики и приказчики.

Но несмотря на невзгоды детства, Николай Иванович не расставался с мечтой о художественном образовании. Свои наблюдения ночью при свете коптилки он зарисовывал на клочках бумаги. «Он любил иллюстрировать художественные книги. В свое время ему особенно полюбились рассказы и повести Н. В. Гоголя, повесть «Тарас Бульба». Хозяину и приказчикам нравились его рисунки, и они часто говорили: «Ну, мальчишка! Молодец!»

С годами увлечение рисованием стало страстью, и Струнников решил ехать в Москву. Свое образование он начал учеником в мастерской живописца С.И. Грибкова, куда попал в числе по рекомендации одного художника, заметившего его способности. Днем Николай Иванович тер краски, колол дрова - выполнял работу подмастерья, а по вечерам в числе наиболее талантливых учеников познавал азы художественного мастерства. В рассказе В. А. Гиляровского «Начинающие художники» (книга «Москва и москвичи») этот период жизни Струнникова описан очень хорошо.

Своего учителя Струнников очень ценил и впоследствии называл отцом и другом.

В 1892 году сбылась мечта Николая Ивановича о поступлении в училище живописи, ваяния и зодчества. Но, закончив его с двумя серебряными и одной бронзовой медалью, он принимает, что знаний, полученных в стенах училища, явно недостаточно. В 1901 году Струнников был зачислен в Высшее художественное училища Петербургской Академии художеств к прославленному И. Е. Репину.

Струнникову нелегко достались годы учебы, так как нужно было добывать средства к существованию. «Он учился и работал, часто ходил без «подошв», почти босиком, жил впроголодь, ночевал на чердаках. Из своего очень маленького заработка он нам сёстрам помогал, потому, что наши родители умерли, и нам совершенно не на что было жить. Мне в это время было 7-8 лет, - вспоминала Мария Ивановна, - у меня не было ни одной хорошей игрушки. Вдруг однажды Коля привез мне красивую большую куклу, которую купил на последние деньги. Когда я играла с куклой, он смотрел на меня и рисовал. Позже я узнала, что он создавал иллюстрации к «Отверженным» Виктора Гюго. Ему надо было видеть выражение лица ребенка, Козетты, когда ей Жан Вальжан подарил куклу. Иллюстрации к произведениям Виктора Гюго у него не приняли. Он был очень расстроен, переживал… Эти иллюстрации брат подарил мне. Я их не могла, к большому сожалению, сохранить: во время оккупации картины забрали фашисты».

В мастерской Ильи Ефимовича Репина Струнников подружился с писателем Владимиром Алексеевичем Гиляровским, который всячески помогал молодому художнику. «Я читал его стихи, - вспоминал Николай Иванович, - заслушивался рассказами из его в некоторых частях легендарной биографии, через него увлекался героями Запорожья, поэму о которых он в то время писал… В его удали, энергии, исключительной веселости, даже его коренастой фигуре, как казалось тогда мне, было что-то от этих запорожских героев». В 1900 году Струнников написал портрет дяди Гиляя в образе лихого запорожца на фоне южных гор. Украинскому историку Д.И. Яворницкому художник подарил портрет другого потомка запорожских казаков знаменитого борца Ивана Поддубного. Сам Николай Иванович, имеющий атлетическое сложение, служил моделью для своего учителя. Илья Ефимович Репин запечатлел его на картине «Черноморская вольница».

Живя в Петербурге, занимаясь любимым делом, он все же скучал по своему родному краю. Поэтому во время летних каникул уезжал к своим сестрам, которые жили в Малоархангельске. В один из таких приездов, в 1902 году местный священник предложил расписать Воскресенскую церковь. Струнников не только согласился, у него возникла идея: в росписях повторить интересный памятник российской монументальной живописи Владимирский собор в Киеве, с творениями выдающихся русских художников В. М. Васнецова, М.А Врубеля, М. В. Нестерова. Н.И. Струнников подает прошение в совет Академии об оказании в этом содействия. В чем ему не было отказано. В Киеве художник много работал, копируя росписи Владимирского собора. Впоследствии им был успешно завершен живописный комплекс Малоархангельской церкви. Николай Иванович вспоминал: «Трудная работа, особенно где-нибудь под куполом… Если бы не моё гимнастическое прошлое, я бы не выдержал. Однажды поскользнулся и свалился с десятисаженной высоты. Месяц пролежал и опять полез на леса…это хорошо оплачивалось, и я мог уже помогать семье». Во время работы он «боялся потерять то главное, что ценил в живописи естественность позы и движения и близость к природе». Многие малоархангельцы восхищались росписями Струнникова, но, к сожалению, церковь не сохранилась: она была разрушена в 1943 году.

Художник влюбился в Киев и при первой возможности переезжает в него (1913 г.), поступив преподавателем в художественное училище по рекомендации И.Е. Репина. Здесь начинается новая жизнь художника. «Преподавательская работа была мне по сердцу», - вспоминал Струнников. Педагогический метод был им унаследован от замечательных учителей - В. Серова и особенно И. Репина.

«Вскоре после переезда он женился. Прасковья Алексеевна - жена художника стала ему большим другом с первого дня их супружества и безропотно сносила тяготы беспокойной и неустроенной жизни. Влюбленный в нее Струнников написал несколько ее портретов: «Украинка» (1914), «Портрет жены художника» (1916), «Невеста» (1917), «Горе» (1917), «Портрет жены художника в национальном костюме» (1917), «Головка» (1925). Она предстает перед зрителем то совсем юной девушкой, одетой в украинский национальный костюм, то невестой в подвенечном наряде, то глубоко скорбящей женщиной». В семье родилось трое сыновей: старший, Сергей (работал впоследствии в фотокорреспондентом газеты «Правда». Погиб в 1943 г. около Полтавы), Игорь и Ростислав. Сестра художника вспоминала, что это была счастливая семья. Жену Николай Иванович глубоко любил «она была замечательная женщина: скромная, чуткая умела беречь талант брата. У меня о ней остались самые светлые воспоминания, как о близком друге, родной сестре».

На Украине Струнников много и плодотворно работал, не случайно и сейчас его картины украшают стены её музеев. Героико-романтические образы казаков позже привели его к портретам героев Октябрьской революции и Великой Отечественной войны.

Художник принял и поддержал революцию. Этому способствовали все обстоятельства его жизни: постоянная борьба за существование, гибель брата при Цусиме и сестры во время восстания 1905 года.

В 1921 г. по вызову Наркомпроса Струнников переехал в Москву и больше в Украину не возвращался, прожив оставшуюся жизнь, как признанный мастер советской портретной живописи. В период 1927-1930 гг. создал целую галерею портретов героев гражданской войны: К. Е. Ворошилова, А. Е. Щаденко, Пархоменко, Подвойского. За портрет партизана Лунева Струнникову присуждена Золотая медаль на международной выставке в Париже в 1937 году. А во время Великой отечественной войны, находясь в эвакуации в Свердловске, написал полотна «Зоя Космодемьянская» и «Партизан» для Свердловского дома офицеров. За выдающиеся заслуги в области искусства художнику было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Наследие художника является ценным вкладом в развитие отечественной портретной живописи. Главной темой искусства этого талантливого мастера всегда был человек. Картины Н.И. Струнникова хранятся в 13 картинных галереях, в том числе и Орловской.

Отдавая дань уважения своему земляку, малоархангельцы установили на городском кинотеатре «Колос» мемориальную доску. На сером мраморе высечены слова: «В гор. Малоархангельск с 1901-1904 жил и работал известный советский художник, заслуженный деятель искусств РСФСР Николай Иванович Струнников». Сейчас мемориальная доска находится на реставрации.

Скончался Николай Иванович Струнников 20 сентября 1945 г. в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Подготовила О. Егорова, библиотекарь малоархангельской ГБ

Литература:

  • Воспоминания М. И. Струнниковой о брате / В. Агошков // Малоархангельские истоки. - Орел - Малоархангельск, 1999. с.169-172.
  • Гиляровский, В. А. Начинающие художники / В. А. Гиляровский // Москва и москвичи. - М., 1985.
  • Локотков, А. Украина пленила его сердце: «запорожцы» Николая Струнникова [Электронный ресурс] / Александр Локотков // Интернет-газета От заката до рассвета. Днепропетровск. - Режим доступа: -http://zador.com.ua/print.php?id=66441


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: