Смутное время правление лжедмитрия 1. Смутное время (Смута). Основные события. Последний период Смуты

В 1601 и 1602 гг. страну постигли сильные неурожаи. Невиданные размеры принял голод, свирепствовала эпидемия холеры. На окраинах зрело недовольство политикой центра. Особенно неспокойно было на юго-западе, где на пограничье с Речью Посполитой скапливались массы беглецов и возникла благоприятная среда для развития самозванческой авантюры.

Однако в 1603 г. восстание охватило центр. Толпы голодных людей громили все, что попадалось под руку, в поисках продовольствия. Во главе восставших был некто Хлопко, судя по прозвищу - бывший холоп. Осенью правительство двинуло против него целую армию во главе с воеводой Басмановым, которой в кровопролитном сражении удалось одержать победу. Хлопко был ранен, взят в плен, а затем казнен.

Еще в 1602 г. стали приходить известия о появлении в польских пределах якобы спасшегося от убийц царевича Дмитрия. Это был беглый монах московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев, до монашества служивший у бояр Романовых. Монах-расстрига нашел себе влиятельных покровителей среди польской знати. Первым из них был Адам Вишневецкий. Затем очень активно самозванца поддержал Юрий Мнишек, с дочерью которого Мариной самозванец обручился. Магнаты помогали Лжедмитрию собирать отряды для похода на Москву. Присоединились и казаки: в Запорожье началось формирование отрядов; налаживались контакты с Доном.

В конце октября 1604 г. Лжедмитрий вторгся на Черниговщину, где в Комарицкой волости его поддержали беглые. Началось его продвижение к Москве. Оно отнюдь не было триумфальным шествием - самозванец терпел и поражения, но популярность его росла. Вера в истинного царя была уже весьма сильна в русском народе, явившись результатом исторического пути в несколько веков. Самозванец умело пользовался этой верой, рассылая зажигательные воззвания.

В апреле 1605 г. умер Борис Годунов, уже давно страдавший от тяжелого недуга. Его 16-летний сын стал жертвой заговора и народного мятежа, вместе с матерью - царицей Марией он был убит. Правительственные войска, осаждавшие казаков Лжедмитрия в Кромах, перешли на сторону самозванца, который в июне въехал в Москву. Шуйские, руководившие Боярской думой, подверглись опале, будучи заподозренными

в заговоре против самозванца.

Надо отдать должное самозванцу - свое правление он старался вести по определенной программе, стремясь создать образ «доброго царя». По определенным дням он принимал жалобы от населения, раздавал дворянам деньги, приказал составить сводный Судебник. Экономическое положение страны при нем улучшилось, а власть государя значительно возросла. Однако разрушить прежние традиции и избавиться от опеки Боярской думы ему не

удалось. Более того, стал зреть конфликт. В народе популярности Лжедмитрию не прибавляло его непочтительное отношение к православной церкви, женитьба на католичке Марине Мнишек, злоупотребления прибывших с ним поляков.

В мае 1606 г. в Москве вспыхнуло восстание, одним из организаторов которого был князь Василий Шуйский. Отрепьев пытался бежать, но был схвачен заговорщиками и убит. Новым царем стал Шуйский (1606-1610), который обошелся без земского собора, будучи «выкрикнутым из толпы». Но население юго-западной «украйны» отнюдь не питало симпатий к новому царю. Путивль становится центром нового восстания, инициаторами которого были князь Г. Шаховской и М. Молчанов - бывший фаворит Лжедмитрия. Военным руководителем стал Иван Исаевич Болотников, выступивший в роли воеводы якобы спасшегося в Москве царя. На соединение с ним шел еще один самозванец - назвавшийся сыном царя Федора, царевичем Петром, которою никогда в природе не было. К Болотникову присоединились и рязанские дворяне под руководством Прокопия Ляпунова Войско восставших было сложным по составу: казаки, холопы, дворяне, служилые люди по прибору.

Весной 1606 г. повстанцы начали осаду Москвы, но сил у болотниковцев не хватало. К тому же москвичи не верили Болотникову и сохранили верность Василию Шуйскому. Ляпунов перешел на сторону правительства. Шуйскому удалось нанести поражение противнику и осадить его в Калуге. Отсюда Болотникову помог выбраться Лжепетр, прибывший на помощь из Путивля. Но вскоре объединенное войско было осаждено в Туле, которая после продолжительной осады пала 10 октября 1607 г.

Лжедмитрий II.

А самозванческая интрига шла своим чередом. Еще в июле в западнорусском городе Стародубе объявился Лжедмитрий II.

По мнению Р.Г. Скрынникова, новая самозванческая интрига была организована Болотниковым и Лжепетром, которые начали ее еще в период осады Калуги. Предполагают, что под маской Дмитрия на этот раз скрывался некто Богданко, бродяга, крещеный еврей. Набрав войско все из тех же жителей юго-западной «украйны» и наемников, новый «Дмитрий» двинулся к Москве. Он шел на помощь осажденному в Туле Болотникову. Поражение «царского воеводы» породило разброд в войске самозванца, но вскоре движение снова стало набирать силу. К нему присоединились крупные казачьи отряды с Дона, Днепра, Волги и Терека, а в конце 1607 г., после поражения в борьбе с королем к нему стали прибывать из Польши участники рокоша - оппозиционного движения. Это были закаленные в боях «искатели славы и добычи», которые во главе со своими полковниками составляли серьезную силу.

Весной 1608 г. правительственное войско потерпело сокрушительное поражение в двухдневном Болховском сражении. Новый «Дмитрий» дошел до столицы Российского государства, но взять ее не смог и обосновался в Тушино под Москвой. Образовался новый двор, куда сбегались все недовольные правлением Василия Шуйского. Одной из опор нового двора были многочисленные наемные отряды из Польши, а также донские казаки под руководством атамана И. Заруцкого. В лагерь самозванца прибыла Марина Мнишек, которая за приличную мзду «признала мужа».

Итак, в России возникло два правительственных центра: в Московском кремле и в Тушино. Оба царя имели свой двор, Боярскую думу, патриарха (у Василия - Гермоген, бывший казанский митрополит, у Лжедмитрия - Филарет - до пострижения Федор Никитич Романов). Лжедмитрия II поддержали многие посады. С разных концов страны в Тушино спешили отряды посадских людей и казаков. Но в Тушинском лагере, особенно с приходом отборного войска Яна Сапеги, возобладала польская сила. Поляки стали осаждать Троице-Сергиеву лавру, чтобы организовать блокаду Москвы.

Большую тяготу русским людям доставляли так называемые приставства, которые создавали поляки и казаки. Податное население должно было обеспечивать их «кормом». Естественно, что все это сопровождалось множеством злоупотреблений. Восстание против тушинцев охватило ряд районов России. Василий Шуйский решил опереться на иноземцев. В августе 1606 г. в Новгород был послан племянник царя М.В. Скопин-Шуйский для заключения со Швецией договора о военной помощи. Шведские отряды, в основном наемники, оказались силой ненадежной, но Михаила Скопина поддержал сам русский народ. Именно его участие привело к успехам рати Шуйского в военных действиях: он разгромил тушинцев в Замоскворечье. Однако вскоре популярный в народе молодой полководец умер, причем в народе ходили слухи, что он был отравлен своими дядьями, видевшими в нем конкурента.

Под воздействием побед Скопина-Шуйского тушинская дума раскололась, а Лжедмитрий II бежал в Калугу. Большинство тушинских бояр во главе с Филаретом обратились к польскому королю с просьбой посадить на российский престол королевича Владислава - король согласился. Тушинцы встали на путь национальной измены.

Польский король надеялся вернуть себе шведский престол, считая себя его законным наследником. Воспользовавшись фактом союза России и Швеции, он начал наступление на Россию и осадил Смоленск - ключевой пункт всей русской обороны на западе. Еще в правление Бориса Годунова город был окружен новыми мощными стенами, возведением которых руководил архитектор Федор Конь. Героическая оборона Смоленска могла бы переломить ход событий, но под Клушино соединенные силы московского царя (его представлял полководец Дмитрий Шуйский) и шведского полководца Якова Делагарди были разбиты.

Разгром войска Шуйского повысил авторитет Лжедмитрия II, которого продолжало поддерживать население ряда городов и уездов. Он собрал свои отряды и, подойдя к Москве, расположился в Коломенском. Не без участия «воровских бояр» был спешно созван земский собор, низложивший Василия Шуйского. Власть в Москве перешла к Боярской думе во главе с семью наиболее видными боярами. Это правительство стали называть «семибоярщиной».

Страна оказалась в тяжелейшем положении. Смоленск осаждали поляки, Новгород был под угрозой захвата шведами. В этой сложной ситуации между московскими боярами и тушинцами было достигнуто соглашение: просить на престол польского королевича Владислава. Но ближайшее будущее показало, что король хочет примерить шапку Мономаха на себя, не соблюдая никаких условий, которые ему поставили бояре. В глазах же народа бояре, призвав польского королевича, окончательно себя скомпрометировали. Им оставалось только дальше сближаться с поляками. В Москве фактически образовалось новое правительство, в котором главным был поляк А. Гонсевский.

Вскоре Лжедмитрий был убит на охоте одним татарским князьком, и знаменем атамана Заруцкого, заправлявшего всем уже и при жизни лжецаря, стал «воренок» - недавно родившийся сын Марины. В Москве раздаются страстные призывы встать на защиту Родины. Принадлежали они патриарху Гермогену. Однако центром борьбы с иноземцами в это время становится юго-восточная «украйна» - Рязанская земля. Здесь было создано ополчение, во главе которого стояли П. Ляпунов, князья Д. Пожарский и Д. Трубецкой. К ним присоединились и казаки Заруцкого. Земское ополчение осадило Москву. В июне 1611 г. руководители ополчения обнародовали приговор, который провозглашал верховной властью в стране «всю Землю». В московском лагере действовало правительство - Совет всей земли. В этом органе власти, рожденном в самых глубинах восточнославянского народоправства, решающий голос принадлежал провинциальному дворянству и казакам. Совет попытался решить запутанный земельный вопрос. Всем мобилизованным служилым людям были установлены фиксированные земельные оклады.

Была подтверждена незыблемость сформировавшейся крепостнической системы. Беглые крестьяне и холопы подлежали немедленному возвращению прежним владельцам. Лишь для тех, кто стал казаком и принял участие в земском движении, было сделано исключение. Однако внутри ополчения возникли противоречия. Казаки требовали немедленного избрания царя и выплаты «государева жалования». Заруцкий предлагал на престол «воренка», Ляпунов возражал против этого. Конфликт завершился кровавой драмой: казаки на своем круге убили Прокопия Ляпунова. Ополчение распалось.

Впрочем, подмосковные таборы не разбежались. Заруцкому удалось взять власть в свои руки и даже отбросить от Москвы гетмана Ходкевича, который с большим войском пытался прорваться в Москву. Но осенью

дворяне стали покидать ополчение, а казаки теряли авторитет в глазах народа.

Прологом для создания нового ополчения послужило окружное послание патриарха Гермогена. Под влиянием горячих призывов патриарха поднимались посадские миры Поволжья: началась переписка между крупнейшими городами этого региона: Казанью и Нижним Новгородом. Пальма первенства постепенно перешла к Нижнему. Здесь земское движение возглавил староста Кузьма Минин. Он призвал делать пожертвования в пользу ополченцев. Был найден и знаток военного дела - Дмитрий Пожарский, который залечивал раны в своем имении неподалеку от Нижнего Новгорода.

Ополчение было готово к походу, когда из Москвы пришло известие о волнениях в таборах Заруцкого. Это заставило ополчение двинуться не к Москве, а к Ярославлю, где оно и пробыло целых четыре месяца. Здесь было создано земское правительство со своими приказами. Сюда стекались отряды со всех сторон, пополняя силы ополчения.

Накопив силы и заключив договор о ненападении со шведами, ополчение двинулось на Москву. Узнав о приближении ополчения, Заруцкий попытался перехватить инициативу и подчинить своей воле его руководителей. Когда же это не удалось, то с двумя тысячами своих сторонников он бежал к Рязани. Остатки первого ополчения во главе с Трубецким слились со вторым ополчением.

Под стенами Новодевичьего монастыря произошло сражение с войсками гетмана Ходкевича, который шел на помощь полякам, осажденным в Китай-городе. Войско гетмана понесло сильный урон и отступило, а вскоре был взят и Китай-город. Осажденные в Кремле поляки продержались еще два месяца, но затем капитулировали. К концу 1612 г. Москва и ее окрестности были полностью очищены от поляков. Попытки Сигизмунда изменить ситуацию в свою пользу ни к чему не привели. Под Волоколамском он потерпел поражение и отступил.

По стране были разосланы грамоты о созыве Земского собора. Основной проблемой, волновавшей собор, который собрался в январе 1613 г., был вопрос о престоле. После длительных обсуждений выбор пал на Михаила Федоровича Романова По матери - Анастасии, первой жене Ивана Грозного, отец Михаила - Филарет Романов был двоюродным братом царя Федора. Значит, его сын Михаил доводился царю Федору двоюродным племянником. Этим как бы сохранялся принцип передачи русского престола по наследству.

23 февраля 1613 г. Михаил был избран царем. Ряд исследователей полагает, что Михаил был возведен по инициативе казачества. Может быть, еще важнее то, что кандидатура Михаила Романова оказалась удобной для всех противоборствующих «партий». Как раз казачество и стало для нового правительства главной проблемой. Один из крупнейших вождей казачества - Заруцкий - вместе с Мариной Мнишек скитался по России, по-прежнему

надеясь посадить на престол «воренка». После довольно напряженной борьбы эта компания была нейтрализована; их арестовали и казнили.

Не менее опасным для нового правительства было движение казацких отрядов на северо-востоке страны под руководством атамана Ивана Баловня. Казаки дошли до самой первопрестольной. Обманом уничтожив казацкое руководство, удалось ликвидировать и эту опасность. Сложнее было с врагами внешними. В 1615г. новый шведский король Густав-Адольф осадил Псков. Поляки же совершили глубокий рейд по центральным районам страны.

В этих тяжелых условиях правительство старается опереться на земщину. В 1616 г. в Москве собирается Земский собор, который согласился на новое ополчение. Во главе его решили поставить прежних героев. Однако Минин, вызванный из Нижнего, по дороге тяжело заболел и вскоре умер. Князю Пожарскому пришлось потрудиться за двоих, и деятельность его принесла свои плоды: в 1617 г. был заключен Столбовский мир со шведами.

По условиям этого мира Новгород возвращался России, но Швеции отходило Балтийское побережье: Россия теряла выход в Балтийское море и важные пограничные крепости. Но зато удалось избежать войны на два фронта.

В конце того же года на Русь двинулись королевич Владислав и гетман Ходкевич. Во главе основных русских сил стоял бездарный боярин Б. Лыков, войско которого было блокировано в Можайске. Только военный талант Пожарского спас положение. Он помог Лыкову выйти из окружения, а затем возглавил оборону столицы. Штурм Москвы поляками в сентябре 1618 г. был отбит.

Поляки начали планомерную осаду города, но тут грянула на Западе война (ставшая затем тридцатилетней), и королю стало уже не до России. В декабре в селе Деулино, недалеко от Троице-Сергиевой лавры было подписано 14-летнее перемирие. Россия потеряла около 30 смоленских и черниговских городов, но приобрела мир, столь необходимый для восстановления разоренной и разграбленной страны. Смутное время заканчивалось.

Что касается внешней политики, то Лжедмитрий начал искать союзников в Европе, чтобы начать войну против Османской империи . Кроме того, он, по некоторым сведениям, хотел распространить католичество на Руси, чтобы улучшить взаимоотношения не только с Польшей, но и всей Западной Европой. Сам же он больше поддерживался идей протестантизма, а православие считал не лучшим видом христианства и преследовал многих православных монахов, считая их бездельниками (содержание православных монастырей было урезано до минимума).

Сложилась ситуация, когда немногочисленный средний класс (низкие бояре и купцы) одобрял политику Лжедмитрия, а бояре, простые крестьяне и казаки донские (которые помогали самозванцу, но мало чего за это получили) только ждали повода открыто выразить свое недовольство.

В конце концов казаки восстали и под предводительством некоего Ильи Коровина двинулись к Москве выразить свое недовольство, а возможно и свергнуть самозванца. Надо сказать, что Илья Коровин и сам был самозванцем - для того, чтоб собрать в свои ряды побольше казаков, он представился царевичем Петром Федоровичем, внуком Ивана Грозного , которого на самом деле не существовало. В народе он позже стал известен как Лжепетр, а также как Илейко Муромец, вполне возможно - прототип знаменитого былинного персонажа Ильи Муромца (если это так, то былинный герой в корне отличался от реального человека).

17 мая 1606 года боярин Василий Шуйский в сопровождении своих сподвижников въехал в Московский Кремль с мечом и крестом, призывая гнать самозванца. В этот же момент другие бояре набросились на Лжедмитрия во дворце. Точно известно, что Лжедмитрий был убит кинжалом Петром Басмановым, остальные обстоятельства смерти противоречивы, некоторые из них включают долгое преследование Лжедмитрия, множество ранений и других драматических сцен с пламенными речами в лучших традициях «Игры Престолов» Мартина.

Так или иначе, 17 мая (27 мая по новому стилю) 1606 года Лжедмитрий I был убит, а тело его после смерти подверглось поруганию, после чего было сожжено. Вероятнее всего именно его прахом выстрелили из Царь-Пушки.

Образ Дмитрия-самозванца еще долго вдохновлял деятелей литературы -поэтов, писателей и драматургов разных стран, в том числе Александра Пушкина, Шиллера и Марину Цветаеву.

С этого момента правителем Руси стал Василий Шуйский, но Смутное время на этом не закончилось.

На Иване IV Грозном (†1584) прервалась в России династия Рюриковичей. После его смерти началось Смутное время .

Итог 50-летнего царствования Ивана Грозного был печален. Бесконечные войны, опричнина, массовые казни привели к невиданному хозяйственному упадку. К 1580-м годам огромная часть ранее процветавших земель запустела: по всей стране стояли заброшенные деревни и села, пашни зарастали лесом и бурьяном. В результате затяжной Ливонской войны страна потеряла часть западных земель. Знатные и влиятельные аристократические кланы стремились к власти и вели непримиримую борьбу между собой. Тяжелое наследство пришлось на долю преемника царя Ивана IV - его сына Федора Ивановича и опекуна Бориса Годунова. (У Ивана Грозного оставался ещё один сын-наследник - царевич Дмитрий Угличский, которому на тот момент было 2 года).

Борис Годунов (1584-1605)

После смерти Ивана Грозного на престол вступил его сын Фёдор Иоаннович . Новый царь был не способен управлять страной (по некоторым данным он был слаб здоровьем и умом) и находился под опекой сперва совета бояр, затем своего шурина Бориса Годунова. При дворе началась упорная борьба боярских группировок Годуновых, Романовых, Шуйских, Мстиславских. Но уже через год в результате "подковёрной борьбы" Борис Годунов расчистил себе дорогу от соперников (кто-то был обвинен в измене и сослан, кто-то насильно пострижен в монахи, кто-то вовремя "ушёл в мир иной"). Т.е. фактическим правителем государства стал боярин Во время царствования Фёдора Ивановича положение Бориса Годунова стало столь значимо, что заморские дипломаты искали аудиенции именно у Бориса Годунова, его воля была законом. Фёдор царствовал, Борис управлял — это знали все и на Руси, и за границей.


С. В. Иванов. «Боярская дума»

После смерти Фёдора (7 января 1598 года), на Земском Соборе был избран новый царь - Борис Годунов (таким образом, он стал первым русским царем, получившим трон не по наследству, а путем выборов на Земском соборе).

(1552 — 13 апреля 1605) — после смерти Ивана Грозного стал фактическим правителем государства в качестве опекуна Федора Иоанновича, а с 1598 года — русский царь .

При Иване Грозном Борис Годунов сначала был опричником. В 1571 году женился на дочери Малюты Скуратова. А после женитьбы в 1575 году своей сестры Ирины (единственная "царица Ирина" на российском престоле) на сыне Ивана Грозного царевиче Фёдоре Иоанновиче стал приближенным лицом к царю.

После смерти Ивана Грозного, царский престол достался сначала его сыну Фёдору (под опекунством Годунова) , а после его смерти - самому Борису Годунову.

Умер в 1605 году в возрасте 53 года, в разгар войны с двинувшимся на Москву Лжедмитрием I. После его смерти царём стал сын Бориса — Фёдор, юноша образованный и чрезвычайно умный. Но в результате мятежа в Москве, спровоцированного Лжедмитрием, царь Фёдор и его мать Мария Годунова были зверски убиты. (Мятежники оставили в живых лишь дочь Бориса — Ксению. Её ждала безотрадная участь наложницы самозванца.)

Борис Годунов был п охоронен в Архангельском соборе Кремля. При царе Василии Шуйском останки Бориса, его жены и сына были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру и захоронены в сидячем положении у северо-западного угла Успенского собора. Там же в 1622 году похоронили Ксению, в иночестве Ольгу. В 1782 году над их гробницами была сооружена усыпальница.


Деятельность правления Годунова оценивается историками положительно. При нём началось всестороннее укрепление государственности. Благодаря его стараниям, в 1589 г. был избран первый русский патриарх , которым стал московский митрополит Иов . Учреждение патриаршества свидетельствовало о возросшем престиже России.

Патриарх Иов (1589—1605)

Развернулось небывалое строительство городов, крепостных сооружений. Для обеспечения безопасности водного пути от Казани до Астрахани были построены города на Волге — Самара (1586), Царицын (1589) (будущий Волгоград) , Саратов (1590).

Во внешней политике Годунов проявил себя как талантливый дипломат - Россия вернула себе все земли, переданные Швеции по итогам неудачной Ливонской войны (1558—1583). Началось сближение России с Западом. Не было прежде на Руси государя, который столь благоволил бы к иностранцам, как Годунов. Он стал приглашать иноземцев на службу. Для иностранной торговли власть создала режим наибольшего благоприятствования. При этом, строго ограждая русские интересы. При Годунове дворян стали посылать на Запад учиться. Правда ни один из уехавших пользы России не принес: обучившись, никто из них не захотел возвращаться на родину. Сам царь Борис очень хотел укрепить свои связи с Западом, породнившись с европейской династией, и предпринял немало усилий, чтобы выгодно выдать замуж свою дочь Ксению.

Начавшись успешно, царствование Бориса Годунова закончилось печально. Череда боярских заговоров (многие бояре питали враждебность по отношению к «выскочке») породила уныние, а вскоре разразилась и настоящая катастрофа. Глухая оппозиция, сопровождавшая правление Бориса с начала и до конца, не была для него секретом. Существуют данные, что царь прямо обвинил приближённых бояр в том, что появление самозванца Лжедмитрия I не обошлось без их содействия. В оппозиции к власти находилось и городское население, недовольное тяжелыми поборами и произволом местных чиновников. А ходившие слухи о причастности Бориса Годунова к убийству наследника престола царевича Дмитрия Иоанновича ещё больше "подогревало" ситуацию. Таким образом, ненависть к Годунову к концу его царствования была всеобщей.

Смута (1598-1613)

Голод (1601 - 1603)


В 1601-1603 годах в стране разразился катастрофический голод , продолжавшийся 3 года. Цена хлеба увеличилась в 100 раз. Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных, тем более, что, узнав о раздаче, люди со всех концов страны потянулись в Москву, бросив те скудные запасы, которые всё же имелись у них дома. Только в Москве от голода умерли 127 000 человек, а хоронить успевали не всех. Появились случаи людоедства. Люди начинали думать, что это — кара Божья. Возникало убеждение, что царствование Бориса не благословляется Богом, потому что оно беззаконно, достигнуто неправдой. Следовательно, не может кончиться добром.

Резкое ухудшение положения всех слоев населения привело к массовым волнениям под лозунгом свержения царя Бориса Годунова и передачи престола «законному» государю. Почва для появления самозванца была готова.

Лжедмитрий I (1 (11) июня 1605 - 17 (27) мая 1606)

По стране стали ходить слухи, что «прирождённый государь», царевич Дмитрий, чудом спасся и жив.

Царевич Дмитрий (†1591) , сын Ивана Грозного от последней жены царя Марии Фёдоровны Нагой (в иночестве Марфа), погиб при не выясненных до настоящего времени обстоятельствах — от ножевой раны в горло.

Смерть царевича Дмитрия (Угличского)

Маленький Дмитрий страдал психическими отклонениями, не раз впадал в беспричинный гнев, кидался с кулаками даже на мать, бился в падучей. Все это, однако, не отменяло того факта, что он являлся царевичем и после смерти Фёдора Иоанновича (†1598) должен был взойти на отцовский трон. Дмитрий представлял реальную угрозу для многих: боярская знать достаточно натерпелась от Ивана Грозного, поэтому с тревогой наблюдала за буйным наследником. Но больше всего царевич был опасен, конечно, тем силам, что опирались на Годунова. Именно поэтому, когда из Углича, куда 8-летнего Дмитрия отправили вместе с матерью, пришла весть о его странной смерти, народная молва тут же, ничуть не сомневаясь в своей правоте, указала на Бориса Годунова, как на заказчика преступления. Официальное заключение, что царевич убил себя сам: во время игры с ножом у него якобы случился приступ падучей, и он в конвульсиях нанес себе удар в горло, мало кого убедило.

Гибель Дмитрия в Угличе и последовавшая за этим смерть бездетного царя Фёдора Иоанновича привели к кризису власти.

Положить конец слухам, а Годунов пытался это сделать силой, не удалось. Чем активнее царь боролся с людской молвой, тем она становилась шире и громче.

В 1601 году на сцене появился человек, выдававший себя за царевича Дмитрия, и вошедший в историю под именем Лжедмитрия I . Ему, единственному из всех российских самозванцев, удалось на время захватить престол.

— самозванец, выдававший себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана IV Грозного — царевича Дмитрия. Первый из трех самозванцев, именовавших себя сыном Ивана Грозного, притязавших на российский престол (Лжедмитрий II и Лжедмитрий III). С 1 (11) июня 1605 по 17 (27) мая 1606 - царь России.

По наиболее распространенной версии, Лжедмитрий - некто Григорий Отрепьев , беглый монах Чудова монастыря (отчего и получил в народе прозвище Расстрига - лишённый духовного сана, т.е. степени священства) . До монашества состоял на службе у Михаила Никитича Романова (брата патриарха Филарета и дяди первого царя из рода Романовых Михаила Фёдоровича). После того, как в 1600 году началось гонение на семью Романовых со стороны Бориса Годунова, бежал в Железноборковский монастырь (Кострома) и постригся в монахи. Но вскоре он перешел в Евфимиевский монастырь города Суздаля, а затем в московский Чудов монастырь (в московском Кремле). Там он быстро становится «крестовым дьяком»: занимается перепиской книг и присутствует в качестве писца в «государевой Думе». О трепьев становится достаточно знакомым с патриархом Иовым и многими из думных бояр. Однако жизнь монаха его не привлекала. Около 1601 года он бежит в Речь Посполитую (Королевство Польское и Великое княжество Литовское), где объявляет себя «чудесно спасшимся царевичем». Далее его следы теряются в Польше до 1603 года.

Отрепьев в Польше объявляет себя царевичем Дмитрием

По некоторым источникам, Отрепьев перешёл в католичество и, провозгласив себя царевичем. Хотя самозванец к вопросам веры относился легковесно, питая равнодушие как к православным, так и к католическим традициям. Там же в Польше Отрепьев увидел и полюбил прекрасную и гордую панну Марину Мнишек.

Польша активно поддержала самозванца. Лжедмитрий в обмен на поддержку обещал после вступления на престол возвратить польской короне половину смоленской земли вместе с городом Смоленском и Чернигово-Северскую землю, поддерживать в России католическую веру — в частности, открыть костелы и допустить в Московию иезуитов, поддерживать польского короля Сигизмунда III в его притязаниях на шведскую корону и содействовать сближению — а в конечном итоге, и слиянию, России с Речью Посполитой. В это же время Лжедмитрий обращается к римскому папе с грамотой, обещающей расположение и помощь.

Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма

После частной аудиенции в Кракове с королём Польши Сигизмундом III, Лжедмитрий начал формировать отряд для похода на Москву. По некоторым данным, ему удалось собрать более 15 000 человек.

16 октября 1604 года Лжедмитрий I с отрядами поляков и казаков двинулся на Москву. Когда весть о наступлении Лжедмитрия дошла до Москвы, боярская верхушка, недовольная Годуновым, охотно была готова признать нового претендента на престол. Даже проклятия московского патриарха не остудили народного воодушевления на пути «царевича Дмитрия».


Успех Лжедмитрия I был вызван не столько военным фактором, сколько непопулярностью русского царя Бориса Годунова. Простые русские ратники неохотно сражались против того, кто мог по их мнению быть «истинным» царевичем, некоторые воеводы и вслух говорили что «неладно» бороться против истинного государя.

13 апреля 1605 года неожиданно умер Борис Годунов. Бояре присягнули на царство его сыну Фёдору, но уже 1 июня в Москве произошло восстание, и Фёдора Борисовича Годунова свергли. А 10 июня он вместе с матерью был убит. Народ пожелал видеть царем «богоданного» Дмитрия.

Убедившись в поддержке дворян и народа, 20 июня 1605 года под праздничный звон колоколов и приветственные крики толп, теснившихся по обеим сторонам дороги, Лжедмитрий I торжественно въехал в Кремль. Нового царя сопровождали поляки. 18 июля Лжедмитрия признала царица Мария — жена Ивана Грозного и мать царевича Дмитрия. 30 июля Лжедмитрий был коронован на царство новым патриархом Игнатием.

Впервые в русской истории западные иноземцы явились в Москву не по приглашению и не как люди зависимые, а как главные действующие лица. Самозванец привез с собой огромную свиту, оккупировавшую весь центр города. Впервые Москва заполнилась католиками, впервые московский двор начал жить не по русским, а по западным, точнее, польским законам. Впервые иностранцы стали помыкать русскими, как своими холопами, демонстративно показывая им, что они люди второго сорта. История пребывания поляков в Москве полна издевательств незваных гостей над хозяевами дома.

Лжедмитрий убрал препятствия к выезду из государства и передвижению внутри него. Англичане, бывшие в то время в Москве, замечали, что такой свободы не знало ещё ни одно европейское государство. В большинстве своих действий частью современных историков Лжедмитрий признаётся как новатор, который стремился европеизировать государство. При этом, он начал искать союзников на Западе, в особенности у Папы Римского и польского короля, в предполагаемый союз предполагалось включить также германского императора, французского короля и венецианцев.

Одной из слабостей Лжедмитрия были женщины, в том числе жёны и дочери бояр, которые фактически становились вольными или невольными наложницами царя. В числе них оказалась даже дочь Бориса Годунова Ксения, которую по причине её красоты самозванец пощадил при истреблении рода Годуновых, а потом несколько месяцев держал при себе. В мае 1606 года Лжедмитрий женился на дочери полького воеводы Марины Мнишек , которая была коронована как русская царица без соблюдения православных обрядов. Ровно неделю царствовала в Москве новая царица.

В это же время сложилась двойственная ситуация: с одной стороны, народ любил Лжедмитрия, а с другой — подозревал в самозванстве. Зимой 1605 года схвачен был чудовский монах, во всеуслышание заявлявший, что на престоле сидит Гришка Отрепьев, которого «он сам грамоте учил». Монаха подвергли пытке, но ничего не добившись, утопили в Москве-реке вместе с несколькими его сотоварищами.

Почти с первого дня по столице прокатилась волна недовольства из-за несоблюдения царём церковных постов и нарушения русских обычаев в одежде и быту, его расположения к иностранцам, обещания жениться на полячке и затеваемой войны с Турцией и Швецией. Во главе недовольных стояли Василий Шуйский, Василий Голицын, князь Куракин и наиболее консервативно настроенные представители духовного звания — казанский митрополит Гермоген и коломенский епископ Иосиф.

Раздражало народ то, что царь чем дальше, тем явственней насмехался над московскими предрассудками, одевался в иноземное платье и будто нарочно дразнил бояр, приказывая подавать к столу телятину, которую русские не ели.

Василий Шуйский (1606-1610)

17 мая 1606 года в результате переворота под руководством людей Шуйского Лжедмитрий был убит . Обезображенный труп бросили на Лобное место, надев на голову скомороший колпак, а на грудь положив волынку. Впоследствии тело сожгли, а пепел зарядили в пушку и выстрелили из нее в сторону Польши.

1 9 мая 1606 года царем стал Василий Шуйский (был коронован Новгородским митрополитом Исидором в Успенском соборе Московского Кремля как царь Василий IV 1 июня 1606 года). Подобное избрание являлось незаконным, но это никого из бояр не смутило.

Василий Иванович Шуйский , из рода суздальских князей Шуйских, которые происходили от Александра Невского, родился в 1552 году. С 1584 года являлся боярином и главой Московской судной палаты.

В 1587 году возглавлял оппозицию Борису Годунову. В результате подвергся опале, но сумел вернуть себе расположение царя и был прощен.

После смерти Годунова Василий Шуйский пытался осуществить переворот, однако был арестован и сослан вместе с братьями. Но Лжедмитрий нуждался в боярской поддержке, и в конце 1605 года Шуйские вернулись в Москву.

После убийства Лжедмитрия I, организованного Василием Шуйским, бояре и подкупленная ими толпа, собранная на Красной площади Москвы, 19 мая 1606 года избрали Шуйского на царство.

Однако спустя 4 года, летом 1610 года, те же бояре и дворяне свергли его с престола и заставили вместе с женой постричься в монахи. В сентябре 1610 года бывший «боярский» царь был выдан польскому гетману (главнокомандующему) Жолкевскому, который увез Шуйского в Польшу. В Варшаве царь и его братья были представлены как пленники королю Сигизмунду III.

Умер Василий Шуйский 12 сентября 1612 года, в заключении в Гостынинском замке, в Польше, в 130 верстах от Варшавы. В 1635 году по просьбе царя Михаила Фёдоровича останки Василия Шуйского были возвращены поляками в Россию. Василия погребли в Архангельском соборе Московского Кремля.

С воцарением на троне Василия Шуйского Смута не прекратилась, а вступила в еще более сложную фазу. Царь Василий не был популярен в народе. Легитимность нового царя не признавало значительное число населения, ожидавшего нового пришествия «истинного царя». В отличие от Лжедмитрия Шуйский не мог выдать себя за потомка Рюриков и апеллировать к наследственному праву на престол. В отличие от Годунова заговорщик не был законно избран собором, а значит, не мог, как царь Борис, претендовать на легитимность своей власти. Он опирался лишь на узкий круг сторонников и не мог сопротивляться той стихии, что уже бушевала в стране.

В августе 1607 года объявился новый претендент на престол, реанимированный» все той же Польшей, — .

Этот второй самозванец получил в русской истории прозвище тушинского вора . В его войске было до 20 тысяч разноязыкого сброда. Вся эта масса рыскала по русской земле и вела себя так, как обычно и ведут себя оккупанты, то есть грабила, убивала и насиловала. Летом 1608 года Лжедмитрий II подошёл к Москве и встал лагерем у ее стен в селе Тушино. Царь Василий Шуйский со своим правительством был заперт в Москве; под её стенами возникла альтернативная столица со своей правительственной иерархией — .


В лагерь вскоре прибыли польский воевода Мнишек с дочерью. Как ни странно, Марина Мнишек "узнала" в самозванце своего бывшего жениха и тайно обвенчалась с Лжедмитрием II.

Лжедмитрий II, фактически правил Россией — раздавал землю дворянам, рассматривал жалобы, встречал иностранных послов. К концу 1608 года значительная часть России оказалась под властью тушинцев, а Шуйский уже не контролировал регионы страны. Московское государство, казалось, навсегда перестало существовать.

В сентябре 1608 года началась осада Троице-Сергиева монастыря , а в осажденной Москве наступил голод. Пытаясь спасти положение, Василий Шуйский решил призвать на помощь наемников и обратился к шведам.


Осада Троице-Сергиевой Лавры войсками Лжедмитрия II и польского гетмана Яна Сапеги

В декабре 1609 года, из-за наступления 15-тысячного шведского войска и предательства польских военачальников, которые стали присягать на верность королю Сигизмунду III, Лжедмитрий II вынужден был бежать из Тушина в Калугу, где год спустя был убит.

Междуцарстование (1610-1613)

Положение России ухудшалось день ото дня. Русскую землю раздирали междоусобицы, на севере грозили войной шведы, на юге постоянно бунтовали татары, с запада угрожали поляки. За время Смуты русский народ перепробовал анархию, военную диктатуру, воровской закон, пытался ввести конституционную монархию, предложить трон иностранцам. Но ничего не помогало. В то время многие русские соглашались признать любого государя, только бы в измученной стране наступил, наконец, покой.

В Англии, в свою очередь, всерьез рассматривался проект английского протектората над всей русской землей, еще не занятой поляками и шведами. Как сообщают документы, король английский Иаков I «был увлечен планом послать армию в Россию, чтобы управлять ею через своего уполномоченного».

Однако 27 июля 1610 года, в результате боярского заговора, был смещен с престола русский царь Василий Шуйский. В России наступил период правления «Семибоярщины» .

«Семибоярщина» - "временное" боярское правительство, образовавшееся в России после свержения царя Василия Шуйского (умер в польском заточении) в июле 1610 и формально просуществовавшее до избрания на трон царя Михаила Романова.


Состояло из 7 членов Боярской думы - князей Ф.И.Мстиславского, И.М.Воротынского, А.В. Трубецкого, А.В. Голицына, Б.М. Лыкова-Оболенского, И.Н.Романова (дядя будущего царя Михаила Фёдоровича и младший брат будущего Патриарха Филарета) и Ф.И.Шереметьева. Главой Семибоярщины был избран князь, боярин, воевода, влиятельный член Боярской думы Федор Иванович Мстиславский.

Одной из задач нового правительства стала подготовка выборов нового царя. Однако «военные условия» требовали незамедлительных решений.
На западе от Москвы, в непосредственной близости от Поклонной горы под селом Дорогомиловым, встало войско Речи Посполитой во главе с гетманом Жолкевским, а на юго-востоке, в Коломенском — Лжедмитрий II, с которым был и литовский отряд Сапеги. Лжедмитрия бояре особенно боялись, потому что он имел в Москве множество сторонников и был по крайней мере популярнее, чем они. Чтобы избежать борьбы боярских кланов за власть было решено не избирать царём представителей русских родов.

В результате, так называемая «Семибярщина» заключила договор с поляками об избрании на российский трон 15-летнего польского королевича Владислава IV (сына Сигизмунда III) на условиях его перехода в Православие.

Опасаясь Лжедмитрия II, бояре пошли ещё дальше и в ночь на 21 сентября 1610 года тайно впустили польские войска гетмана Жолкевского в Кремль (в российской истории этот факт рассматривается как акт национальной измены) .

Таким образом, реальная власть в столице и за ее пределами сосредоточилась в руках наместника Владислава пана Гонсевского и военных руководителей польского гарнизона.

Не считаясь с русским правительством, они щедро раздавали земли сторонникам Польши, конфискуя их и у тех, кто оставался верен стране.

Тем временем король Сигизмунд III вовсе и не собирался отпускать своего сына Владислава в Москву, тем более он не хотел позволить ему принять Православие. Сигизмунд сам мечтал занять московский престол и стать царем на Московской Руси. Воспользовавшись хаосом, польский король завоевал западные и юго-восточные области Московского государства и стал считать себя государем всей Руси.

Это изменило отношение самих членов правительства Семибоярщины к призванным ими полякам. Воспользовавшись растущим недовольством, патриарх Гермоген начал рассылку грамот по городам России, призывая оказывать сопротивление новой власти. За это он был взят под стражу и впоследствии казнен. Все это послужило сигналом к объединению почти всех россиян с целью изгнания из Москвы польских захватчиков и избранию нового русского царя не одними только боярами и князьями, а «волей всей земли».

Народное ополчение Дмитрия Пожарского (1611-1612)

Видя бесчинства иноземцев, ограбление церквей, монастырей и епископской казны, жители начинали бороться за веру, за свое духовное спасение. Осада Сапегой и Лисовским Троице-Сергиева монастыря, и его защита сыграли огромную роль в укреплении патриотизма.


Оборона Троице-Сергиевой Лавры, продолжавшаяся почти 16 месяцев — с 23 сентября 1608 по 12 января 1610 года

Патриотическое движение под лозунгом избрания «исконного» государя привело к формированию в Рязанских городах Первого ополчения (1611) , начавшего освобождение страны. В октябре 1612 года отряды Второго ополчения (1611-1612) во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым освободили столицу, принудив к сдаче польский гарнизон.

После изгнания из Москвы поляков благодаря подвигу Второго народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского несколько месяцев страной правило временное правительство во главе с князьями Дмитрием Пожарским и Дмитрием Трубецким.

В самом конце декабря 1612 года Пожарский и Трубецкой разослали по городам грамоты, в которых вызывали в Москву из всех городов и из всякого чина самых лучших и разумных выборных людей, «для земского совета и для государственного избрания». Этим выборным людям и предстояло избрать нового царя на Руси. Земское правительство ополчения («Совет всей земли») начало подготовку к Земскому собору.

Земский собор 1613 года и избрание нового царя

Перед началом Земского собора повсюду был объявлен 3-дневный строгий пост. В церквях служили многие молебны, чтобы Бог вразумил выборных людей, и дело избрания на царство свершилось не по человеческому хотению, а по воле Божией.

6 (19) января 1613 года в Москве начался Земский собор , на котором решался вопрос об избрании русского царя. Это был первый бесспорно всесословный Земский собор с участием посадских и даже сельских представителей. На нем были представлены все слои населения, за исключением холопов и крепостных крестьян. Число собравшихся в Москве «советных людей» превышало 800 человек, представлявших не менее 58 городов.


Соборные заседания происходили в обстановке ожесточенного соперничества различных политических группировок, оформившихся в русском обществе за годы десятилетней Смуты и стремившихся упрочить свое положение избранием своего претендента на царский престол. Участники Собора выдвинули более десяти претендентов на престол.

Сначала претендентами на престол называли польского королевича Владислава и шведского принца Карла-Филиппа. Однако эти кандидаты встретили противодействие громадного большинства Собора. Земский собор аннулировал решение Семибоярщины об избрании на русский престол королевича Владислава и постановил: «Иноземных принцев и татарских царевичей на русский престол не приглашать».

Кандидаты из старинных княжеских фамилий также не получили поддержки. В разных источниках в числе кандидатов называются Федор Мстиславский, Иван Воротынский, Федор Шереметев, Дмитрий Трубецкой, Дмитрий Мамстрюкович и Иван Борисович Черкасские, Иван Голицын, Иван Никитич и Михаил Федорович Романовы и Петр Пронский. Предложили в цари и Дмитрия Пожарского. Но он решительно отверг свою кандидатуру и одним из первых указал на древний род бояр Романовых. Пожарский сказал: «По знатности рода, да по количеству заслуг пред отчизной, подошел бы в цари митрополит Филарет из рода Романовых. Но сей добрый служитель Божий ныне в польском плену и не может стать на царство. Зато есть у него сын шестнадцати лет, вот он-то, по праву древности своего рода да по праву благочестивого воспитания своего матерью-монахиней, и должен стать царем». (В миру митрополит Филарет был боярином - Федором Никитичем Романовым. Постричься в монахи его насильно заставил Борис Годунов, боясь, что он может сместить Годунова и сесть на царский трон.)

Московские дворяне, поддержанные посадскими людьми, предложили возвести на трон 16-ти летнего Михаила Федоровича Романова - сына патриарха Филарета. Решающую роль, по мнению ряда историков, в избрании Михаила Романова на царство сыграли казаки, которые в этот период становятся влиятельной общественной силой. Среди служилых людей и казаков возникает движение, центром которого стало московское подворье Троице-Сергиева монастыря, а его деятельным вдохновителем келарь этого монастыря Авраамий Палицын, лицо весьма влиятельное среди и ополченцев, и москвичей. На совещаниях с участием келаря Авраамия и решено было провозгласить царем Михаила Федоровича Романова Юрьева, сына плененного поляками ростовского митрополита Филарета. Главный аргумент сторонников Михаила Романова сводился к тому, что в отличие от выборных царей он избран не людьми, но Богом, так как происходит от благородного царского корня. Не родство с Рюриком, но близость и родство с династией Ивана IV давали право на занятие его трона. К романовской партии примкнули многие бояре, его поддержало и высшее православное духовенство - Освященный собор .

21 февраля (3 марта) 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова, положив начало новой династии.


В 1613 году Земский собор присягнул 16-летнему Михаилу Федоровичу

В города и уезды страны были отправлены грамоты с известием об избрании царя и проведении присяги на верность новой династии.

13 марта 1613 года послы Собора прибыли в Кострому. В Ипатьевском монастыре, где Михаил был с матерью, ему сообщили об избрании на престол.

Поляки пытались помешать новому царю прибыть в Москву. Небольшой их отряд отправился в Ипатьевский монастырь убить Михаила, но по дороге заблудился, поскольку крестьянин Иван Сусанин , согласившись показать дорогу, завел его в дремучий лес.


11 июня 1613 года Михаил Федорович венчался на царство в Успенском соборе Кремля . Торжества длились 3 дня.

Избрание на царство Михаила Федоровича Романова положило конец Смуте и дало начало династии Романовых.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

Начало XVII века в Московском царстве характеризуется историками как Смутное время. Жёсткая политика Бориса Годунова вызвала большое недовольство как среди крестьян, так и среди дворян. Ситуацию усугубила засуха. Она продолжалась три долгих года и довела народ до нищего состояния.

Именно на волне всенародного неприятия существующей политики и решила сыграть правящая верхушка Речи Посполитой. Но вводить войска в чужую страну, значит объявить себя захватчиками. Это вызовет всеобщее недовольство и патриотический подъём. Иное дело, если появится законный наследник на царский трон. В этом случае борьба за власть будет носить уже совсем иной характер. Она будет оправдана по всем законам и в каждой душе найдёт понимание.

В 1601 году, в польских землях, появился боярский сын Григорий Отрепьев. Он объявил всем, что является никем иным как цесаревичем Дмитрием Иоанновичем, якобы умершим в 1591 году в Угличе. На момент смерти было наследнику престола 8 лет. Сама же кончина выглядела очень странной. Ребёнок играл со своими сверстниками и случайно упал на нож. Тот вонзился в горло, и мальчик умер.

Ходили упорные слухи, что смерть не имела ничего общего с несчастным случаем. Дмитрия убили по приказу Бориса Годунова. Таким образом тот устранил конкурента на престол, который успешно и занял после смерти царя Фёдора.

Заявление самозванца о якобы царском происхождении упало на благодатную почву сомнений и предположений. Исследователи во все времена именовали эту историческую фигуру Лжедмитрием I. Являлся ли он в действительности боярским сыном Отрепьевым – тут мнения расходятся. Кто-то считал его поляком, кто-то румыном, кто-то литовцем, но немало всегда находилось людей, утверждавших, что самозванец был Юрием из рода Нелидовых – боярский род, получивший прозвище «Отрепьевы». Принял он в юношестве иноческий постриг и стал называться Григорием.

Самозванец поначалу не нашёл признания ни у местной знати, ни у Католической церкви. Но будучи человеком деятельным и изворотливым, сумел заинтересовать сильных мира сего. Римскому Папе в обмен на поддержку пообещал, что обратит русские земли в католичество. Это нашло отклик в душе святого отца, и тот дал своё папское благословение на доброе деяние по восстановлению справедливости и законной власти в Московском государстве.

За Папой потянулись и другие «благочестиво настроенные» личности. Это были богатейшие польские землевладельцы. Они обеспечили самозванцу финансовую поддержку, без которой тот не смог бы начать борьбу за престол.

Возле Лжедмитрия стала собираться разношерстная публика. Польские и литовские авантюристы, московские эмигранты, бежавшие от режима Бориса Годунова; донское казачество, недовольное крутой политикой царствующей персоны - все они съезжались под знамёна самозванца. Цель у них была только одна: значительно улучшить свой материальное положение.

Данное воинство не представляло из себя крупного боевого подразделения, но авантюризм в этой сред был определяющим. В 1604 году Лжедмитрий I с малыми силами перешёл Днепр и углубился в русские земли.

Ко всеобщему удивлению крепости стали сдаваться ему без боя. Народ, уставший от жёсткой политики Кремля, смещал царских воевод и признавал самозванца наследником престола Дмитрием Иоанновичем.

Арестованных связанными доставляли к новоявленному царю, а тот проявлял милость и прощал пленённых. Молва о великодушии законного наследника катилась впереди его войска. Вскоре и сами воеводы стали изъявлять желание отдаться на милость наступающим отрядам, которые, по мере продвижения в глубь земель, пополнялись многими желающими.

Закончилось всё встречей с регулярными царскими войсками. Те значительно превосходили отряды Лжедмитрия по численности, дисциплине и организованности. Наголову разбитые боевые подразделения самозванца позорно бежали, сам же претендент на престол укрылся в Путивле.

От плена и неизбежной казни спасло его только то, что жители окрестных мест подняли восстание. Они засели в городе и заявили, что будут бороться до конца за «настоящего царя». Штурм не сломил решительности обороняющихся, а вскоре подошли польские войска и отвлекли на себя основные силы регулярной царской армии.

Всё это способствовало тому, что Лжедмитрий опять оказался во главе военных отрядов. Они очень быстро пополнялись добровольцами, но главное было в том, что ещё быстрее росла популярность самозванца среди земель русских. Так же стремительно терял поддержку у всех слоёв населения царь Борис Годунов.

Закончилось всё тем, что очередное царское войско, двинутое против претендента на престол, частично разбежалось, а частично перешло на сторону Лжедмитрия. Вооружённая масса людей, уже не встречая никакого сопротивления, сконцентрировалась на главной цели. Все отряды собрались в единый кулак и повернули на Москву.

Попытка организовать оборону столицы провалилась. Существующий режим защищать никто уже не хотел. Борис Годунов скоропостижно умирает. Через полтора месяца убивают его сына-подростка Фёдора, очень умного и образованного мальчика, и мать Марию Бельскую.

Лжедмитрий I торжественно въезжает в Москву 20 июня 1605 года. Народ ликует, у многих на глазах видны слёзы радости. Новый царь ассоциируется с концом ненавистного режима. От него ждут свобод, которыми славилось Московское государство до воцарения Ивана Грозного.

Новоиспечённый самодержец приказывает постричь дочь Бориса Годунова Ксению в монахини и доставить в Москву Марию Нагую - мать цесаревича Дмитрия. Ту привозят, и она прилюдно признаёт в Лжедмитрии своего сына.

Уже 30 июля состоялась коронация Лжедмитрия I на царство. Проходила она при огромном скоплении народа и всеобщей радости, которая, как показали последующие события, была преждевременной.

Всё упиралось в то, что новоиспечённый царь являлся обычной марионеткой Католической церкви и Речи Посполитой. Вскоре в Москву стали съезжаться в огромном количестве поляки. Все они ожидали различных благ от самодержца, так как помогли ему захватить власть.

Лжедмитрий I вполне оправдал ожидания своих союзников. Из царской казны рекой потекли деньги на различные пожалования. Стали делаться ценные подарки и презенты. Всё это вызвало вначале недоумение у русских людей, а затем и возмущение.

Чашу терпения переполнил торжественный въезд в Москву жены нового царя в первых числах мая 1606 года. Являлась ею (1588-1614) - дочь польского воеводы Ежи Мнишека. Уже через пять дней её торжественно короновали на царство. Таким образом она стала полноправной царицей русской земли.

Но надо сразу сказать, что Марина Мнишек не вписалась в ту среду, в которой ей необходимо было пребывать всю оставшуюся жизнь. Девушка являлась католичкой, а окружали её люди православные. Она не знала элементарных обычаев и менталитета тех, кем ей, волею судьбы, суждено было повелевать.

Так у католиков иконам кланяются, а православные к ним прикладываются. Марина решила показать окружающим, что блюдёт их обычаи. Она и приложилась к иконе Божьей Матери. Но поцеловала Богородицу не в руку, как положено, а в губы. У присутствующих это вызвало шок: где же такое видано, чтобы Божью Матерь в губы целовать.

Вскоре, однако, всему этому безобразию и богохульству пришёл конец. Возник заговор. Возглавил его князь Василий Шуйский (1552-1612). Лжедмитрий I был схвачен заговорщиками и убит. Труп его сожгли, пеплом зарядили царь-пушку и выстрелили в сторону польских земель. Таким оказался закономерный конец самозванца, позарившегося на русский престол. Марину Мнишек отправили в Ярославль, где она провела два года. На этом закончился очередной этап Смутного времени.

Период с 1598 г. (смерть Федора Ивановича) по 1613 г. (воцарение Михаила Романова) в исторической литературе принято называть Смутой. Этот кризис российской государственности имел во многом те же причины, что и опричнина. В их основе лежал конфликт между стремлением самодержавия к установлению неограниченной власти и желанием ведущих социальных сил участвовать в управлении государством. Основное отличие Смутного времени от опричнины в том, что активизировались не только верхи общества, но и другие социальные группы.
В 1584 г. на престол вступил средний сын Ивана Грозного Федор Иванович (1584-1598). Англичанин Джильс Флетчер так характеризовал его: «росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водянке; нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах; он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется... Он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен». Фактически правителем стал боярин Борис Годунов, на сестре которого был женат Федор (бывший опричник, его возвышением были недовольны бояре).
В 1591 г. при недостаточно ясных обстоятельствах погиб в Угличе, якобы напоровшись на нож в припадке эпилепсии царевич Дмитрий, младший сын Ивана Грозного. Мать царевича, ее родственники и горожане обвинили в убийстве мальчика присланных из Москвы администраторов, которых умертвили. Впоследствии в организации убийства обвинили Годунова. Противоречивые источники не позволяют предпочесть какую-то одну версию угличской драмы, но ясно, что смерть царевича была выгодна Годунову.
Со смертью бездетного Федора Ивановича в 1598 г. прекратилась старая династия. На Земском соборе был утвержден новый царь. Преобладание на Соборе дворянства предопределило победу Бориса Годунова (1598-1605). Это событие и считается началом Смуты.
Смута поистине стала войной всех против всех, разделив российское общество на враждебные один другому слои.
1. Боярство, запуганное и разоренное опричниной, было недовольно тем, что после пресечения династии Рюриковичей, трон достался худородному Борису Годунову, который к тому же пытался править самовластно.
2. Нарастал кризис феодального сословия в целом, так как численность служилых людей увеличивалась, а земель не хватало.
3. Кризис внутри феодального сословия: крупные феодалы переманивали крестьян у более мелких; последние, сидевшие в обезлюдевших поместьях, оказались в очень тяжелом положении.
4. Нарастало недовольство тяглого населения, натерпевшегося от войн и неурожаев, с недоверием относившегося к новому царю Б. Годунову, избранному на царство Земским собором.
5. Казачество, к началу века превратившееся в значительную социальную силу, противилось попыткам правительства подчинить казацкие земли.
Основные направления политики Бориса Годунова
. Успешная внешняя политика:
. дальнейшее продвижение в Сибирь;
. освоение южных районов страны, улучшение обороны южных границ (в 1591, 1598 гг. отбито нападение крымских татар);
. укрепление русских позиций на Кавказе;
. 1590-1593 гг. - война со Швецией, по Тявзинскому мирному договору (1595) России возвращены захваченные в Ливонскую войну Иван-город, Ям, Копорье и Корела.
. Учреждение патриаршества (1589 - Иов).
. Преодоление хозяйственной разрухи. Строительство новых городов, особенно в Поволжье (Самара, Саратов, Царицын).
. Дальнейшее закрепощение крестьян (1597 - указ об урочных летах - введение 5-летнего сыска беглых).
Борис Годунов был талантливым политическим деятелем, однако обстоятельства складывались неблагоприятно для него. Экономический подъем 90-х гг. прервал неурожай. В 1601 г. долгие дожди не давали убирать хлеб. Неурожай повторился и на следующий год. В стране начался голод, продолжавшийся 3 года. Феодалы спекулировали хлебом, цена на него возросла в 100 раз. Люди умирали от голода прямо на улицах, ели сено и траву, были случаи людоедства. По стране поползли слухи, что голод - это наказание за нарушение порядка престолонаследия, за грехи Б. Годунова.
В кризисной обстановке появляются авантюристы, выдававшие себя за наследника русского престола - царевича Дмитрия, чудом спасшегося в Угличе. Таким человеком был Григорий Отрепьев, появившийся в Польше в 1601 г. Выходец из дворянской семьи, он был холопом Федора Никитича Романова. Когда в 1600 г. Годунов обвинил Романовых в заговоре и отправил в ссылку, Федор Никитич был пострижен в монахи с именем Филарета, Отрепьев постригся в монахи кремлевского Чудова монастыря. В 1603 г. он объявил себя чудом спасшимся царевичем Дмитрием. Лжедмитрий I тайно принял католичество и обещал римскому папе распространить католицизм в России. Также он обещал передать Речи Посполитой и своей невесте Марине Мнишек Северские (район Чернигова) и Смоленские земли, Новгород и Псков.
В 1604 г. Лжедмитрий с помощью польских магнатов предпринял поход на Москву. Его поддержали многие бояре, недовольные Годуновым. Поддержал Лжедмитрия и народ. После неожиданной смерти Б. Годунова в 1605 г. Лжедмитрий I во главе с перешедшей на его сторону армией триумфально вступил в Москву и был провозглашен царем (1605-1606). Оказавшись в Москве, Лжедмитрий не спешил выполнять обязательства, данные польским магнатам. В то же время Лжедмитрий I подтвердил принятые до него законодательные акты, закрепощавшие крестьян.
Продолжение крепостнической политики, новые поборы с целью добыть обещанные польским магнатам средства, недовольство феодальной знати, особенно усилившееся после женитьбы Лже- дмитрия на Марине Мнишек, привели к организации против него боярского заговора. В мае 1606 г. произошло восстание против Лжедмитрия. Во главе заговора стояли бояре Шуйские. Было убито более тысячи поляков. М. Мнишек спасли бояре. Убили и самого Лжедмитрия I, ему нанесли более 20 ран. Труп его был сожжен, прах заложен в пушку, из которой выстрелили в ту сторону, откуда пришел самозванец.
После смерти Лжедмитрия на престол вступил боярский царь Василий Шуйский (1606-1610). Он дал оформленное в виде «крестоцеловальной записи» обязательство сохранять привилегии боярства, не отнимать у них вотчин и не судить бояр без участия Боярской думы.
Положение народа в период правления Шуйского продолжает ухудшаться, что послужило причиной народных восстаний, крупнейшим из которых было восстание под предводительством И. Болотникова.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: