Создание и функционирование европейского центрального банка. Организационная структура и функции европейского центрального банка. Европейская валютная система в рамках ЕЦБ

Общие положения

Функционирование ЕСЦБ обеспечивается ЕЦБ и его органами, которые наделяются правом принятия решений и юридически обязательных нормативно-правовых актов. Согласно ст. 106 (2) Договора о ЕС ЕЦБ является юридическим лицом. В каждом государстве-члене он пользуется наиболее широкой право- и дееспособностью, предоставляемой юридическим лицам по национальным законам. В частности, он может приобретать или отчуждать движимую и недвижимую собственность и быть стороной в суде. На него распространяются положения Протокола о привилегиях и иммунитетах. Банк, в частности, освобождается от уплаты налогов государству, на территории которого находится (в данном случае в ФРГ, в городе Франкфурте), на операции, им осуществляемые, и освобождается от уплаты сборов, устанавливаемых обычно с суммы деловых операций.

Специфика и особенность правового статуса ЕЦБ, который приравнен Лиссабонским Договором к институтам Сообществ и Союза, состоит в том, что на практике он является не административным органом, а банковским учреждением, обладающим собственным капиталом и ресурсами.

Таким образом, ЕЦБ - это, прежде всего Центральный банк, осуществляющий все свойственные банковскому учреждению функции, и одновременно это институт, наделенный распорядительной властью и правом издания правовых предписаний. Как и применительно к Европейкому валютному институту (ЕВИ), на ЕЦБ распространяется принцип независимости. Ни он, ни национальные Центральные банки, ни члены руководящих органов ЕЦБ при исполнении своих полномочий, задач и обязанностей не должны испрашивать или получать указания ни от институтов ЕС, ни от национальных властей государств-членов. Соответственно институты Союза и национальные власти обязаны воздерживаться от любых действий, направленных на то чтобы повлиять на руководителей ЕЦБ или национальных центральных банков при выполнении ими задач, связанных с осуществлением учредительных договоров и предписаний вторичного права, относящихся к созданию и функционированию валютного союза.

ЕЦБ обеспечивает осуществление задач, возлагаемых на ЕСЦБ, самостоятельно или через национальные центральные банки. При этом помимо кредитно-денежных функций, являющихся основными для решения поставленных перед ЕСЦБ задач, Евробанк должен осуществлять и другие важные функции.

Например, в соответствии со ст. 105 (4) Договора о ЕС он имеет право консультировать по любому предлагаемому акту Сообщества, входящему в сферу его компетенции. Также следует отметить, что ЕЦБ консультирует и национальные органы власти относительно любого проекта правового акта входящего в сферу его компетенции, но в рамках и при условиях, установленных Советом.

ЕЦБ может представлять заключения по вопросам, входящим в сферу его компетенции, соответствующим институтам или организациям Сообщества или национальным властям.

В целях реализации задач ЕСЦБ ЕЦБ с помощью национальных центральных банков, осуществляет сбор необходимой статистической информации у компетентных национальных органов, либо непосредственно у участников экономической деятельности. Для этого он сотрудничает с институтами и органами Сообщества, а также с компетентными органами государств-членов или третьих стран и с международными организациями. Насколько это возможно, национальные центральные банки осуществляют такие же задачи.

ЕЦБ содействует, где это необходимо, гармонизации правил и практики в организации сбора, обработки и распространения статистических данных в областях, входящих в сферу его компетенции.

Совет определяет круг физических и юридических лиц с учетом требований, предъявляемых к сбору информации, соблюдению ее конфиденциальности, а также положений, обеспечивающих ее предоставление в обязательном порядке.

В области международного сотрудничества, ЕЦБ решает вопросы представительства ЕСЦБ. ЕЦБ и, с его одобрения, национальные центральные банки, могут участвовать в международных валютных организациях.

Ежеквартально ЕЦБ составляет и публикует доклады о деятельности ЕСЦБ. Каждую неделю публикуется сводный финансовый отчет ЕСЦБ. В соответствии со ст. 109 b (3) Договора о ЕС, ЕЦБ направляет свой ежегодный доклад о деятельности ЕСЦБ и о валютной политике, как в предшествующем, так и в текущем году, Европейскому парламенту, Совету и Комиссии, а также Европейскому совету. Вышеупомянутые доклады и отчеты поступают в распоряжение заинтересованных сторон на безвозмездной основе.

В соответствии со ст. 105 a (1) Договора о ЕС, Совет управляющих наделен, исключительным правом санкционировать выпуск банкнот в пределах Сообщества. ЕЦБ и национальные центральные банки могут выпускать такие банкноты. Банкноты, выпущенные ЕЦБ и национальными банками, являются единственными банкнотами такого рода, имеющими статус законного платежного средства в пределах Сообщества. ЕЦБ должен уважать, насколько это возможно, существующую практику выпуска и оформления банкнот.

Следует подчеркнуть, что согласно ст. 105 (6) Договора Совет может принять единогласное решение, обязывающее ЕЦБ выполнять особые задачи, касающиеся политики наблюдения за кредитными учреждениями и другими финансовыми институтами, за исключением предприятий страхования.

Для полноценной реализации возложенных на него функций Евробанк наделен значительными юридическими полномочиями. В частности, на основании положений ст. 108 а Договора о ЕС ЕЦБ имеет право:

  • * принимать регламенты в той мере, в какой это необходимо для решения стоящих перед ним задач, а также в случаях, требующих принятия Советом некоторых актов;
  • * принимать решения, необходимые для выполнения задач, поставленных перед ЕСЦБ в силу Договора и Устава;
  • * давать рекомендации и заключения.

Регламенты как один из источников вторичного права ЕС имеют общее применение. Они обязательны во всей своей полноте и являются актами прямого применения во всех государствах-членах. Рекомендации и заключения не имеют обязательной силы. Решение обязательно во всей своей полноте для тех, кому оно адресовано. Примечательно, что на основании ст. 190-192 Договора к регламентам и решениям применяются нормы, предусмотренные в отношении регламентов институтов ЕС. ЕЦБ может принять решение об опубликовании его решений, рекомендаций и заключений.

ЕЦБ наделен правом налагать единовременные штрафы или периодические штрафные неустойки на предприятия за невыполнение обязательств, вытекающих из его регламентов и решений.

ЕЦБ наделяется правом возбуждать иски, а в отдельных случаях действия или упущения ЕЦБ должны быть открыты для рассмотрения и толкования Судом. Споры между ЕЦБ, с одной стороны, и его кредиторами, дебеторами или любыми другими лицами, с другой, рассматриваются компетентными национальными судами, за исключением случаев, подпадающих под компетенцию Суда ЕС.

На ЕЦБ распространяется действие ст. 215 Договора о ЕС, касающейся режима ответственности. Национальные центральные банки несут ответственность в соответствии с их национальными законами.

Суд компетентен выносить решение соответственно любой арбитражной оговорке, содержащейся в контракте, заключенном ЕЦБ или от его имени, независимо от того, регулируется ли этот контракт публичным или частным правом. Решение ЕЦБ предъявить иск в Суде принимается Советом управляющих.

Суд компетентен рассматривать споры, касающиеся выполнения национальными центральными банками обязательств, вытекающих из Устава. Если ЕЦБ считает, что национальные центральные банки не выполнили обязательств по Уставу, он должен дать обоснованное заключение по этому вопросу после предоставления заинтересованному национальному центральному банку возможности изложить свои замечания. Если заинтересованный национальный центральный банк не выполнит рекомендаций заключения в срок, установленный ЕЦБ, последний может передать дело в Суд.

Таким образом, Суд ЕС выступает в качестве верховного арбитра при решении спорных вопросов внутри ЕСЦБ, то есть в спорах между ЕЦБ и национальными центральными банками.

ЕЦБ пользуется на территории государств-членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения их задач, в соответствии, с условиями, изложенными в Протоколе о привилегиях и иммунитете Европейских Сообществ, приложенном к Договору, учреждающему Единый Совет и Единую Комиссию Европейских сообществ.

Организационная структура ЕЦБ

Согласно пункту 3 ст. 106 Договора о ЕС и ст. 9.3 Устава управление Европейского центрального банка осуществляется его руководящими органами, а именно Советом управляющих, Правлением и Генеральным Советом.

Главным руководящим органом ЕЦБ является Совет управляющих (The Governing Council). Он состоит из 6 членов Правления ЕЦБ и управляющих национальными центральными банками 12 государств-членов, вошедших в «еврозону». Каждый член имеет один голос. Основная задача этого органа заключается в разработке денежной политики для зоны евро. В связи с этим, Совет управляющих может устанавливать величину процентных ставок, в соответствии с которыми коммерческие банки смогут получать деньги. Протокол Protocol on the Statute of the European System of Central Banks and of the European Central Bank annexed to the Treaty establishing the European Community. OJ. C 191 of 29.07.1992. также включает положения, обеспечивающие эффективную деятельность Совета управляющих в процессе расширения еврозоны. Эти поправки были внесены Решением Совета ЕС № 223/2003, которые относятся к системе ротации.

Правление состоит из Президента и Вице-президента ЕЦБ и четырех других членов. Они назначаются главами государств или правительств стран, вошедших в зону евро. Настоящий орган обеспечивает осуществления денежной политики, в соответствии с предписаниями Совета управляющих и дает необходимые указания НЦБ. Также Правление организует собрания Совета управляющих и ответственно за ежедневное управление ЕЦБ.

Генеральный Совет - это третий руководящий орган ЕЦБ, состоящий из Президента и Вице-президента ЕЦБ и управляющих национальными центральными банками всех государств-членов ЕС. Президент Совета ЕС и один член Комиссии вправе посещать заседания Генерального Совета ЕЦБ, однако не могут участвовать в голосовании. В ст. 47 Протокола указан исчерпывающий список обязанностей Генерального Совета, а именно:

  • - осуществление промежуточных задач ЕЦБ;
  • - участие в осуществлении консультативной функции ЕЦБ;
  • - сбор статистической информации, участие в отчете о деятельности ЕЦБ и т.п.

Правовое регулирование финансовой деятельности и кредитно-денежных операций ЕСЦБ

Для реализации основной цели своей кредитно-денежной политики ЕСЦБ обладает обширными кредитно-денежными функциями. В соответствии со статьей 17 Устава ЕЦБ и национальные центральные банки в целях проведения своих операций могут:

  • * открывать счета кредитным учреждениям, государственным структурам и другим участникам рыночных отношений;
  • * принимать активы, включая ценные бумаги, проходящие параллельно по бухгалтерским записям.

Все кредитные операции ЕСЦБ проводятся при условии внесения адекватного залога, в качестве которого могут выступать, прежде всего, ликвидные кредитные инструменты, отвечающие стандартам всей зоны евро. Вместе с тем не исключается использование ликвидных и не ликвидных активов, имеющих экономическое значение лишь в пределах государств и одобренных в них.

Для достижения целей ЕСЦБ и выполнения ее задач, ЕЦБ и национальные центральные банки могут проводить следующие операции:

  • - операции на рынках капиталов
  • § путем прямой покупки и продажи (с немедленной оплатой или на срок) или по соглашению о перекупке;
  • § путем предоставления и получения займов и легко реализуемых ценных бумаг, в валюте Сообщества и в иной валюте, равно как и в драгоценных металлах;
  • - кредитные операции с кредитными институтами и другими участниками рынка, с предоставлением кредита, имеющего адекватное обеспечение.

ЕЦБ устанавливает общие принципы функционирования открытого рынка и осуществления кредитных операций, им самим или национальными центральными банками, включая объявление условий на которых они готовы к участию в таких операциях.

ЕЦБ может требовать от кредитных институтов, учрежденных в государствах-членах, держать минимальные резервы на счетах ЕЦБ и национальных центральных банков, в соответствии с целями валютной политики. Советом управляющих могут быть установлены правила, относящиеся к расчету и определению требуемых минимальных резервов. В случаях нарушений, ЕЦБ наделен правом взимать штрафные проценты и применять другие санкции с аналогичным воздействием.

Совет определяет базу для минимальных резервов, максимально допустимые коэффициенты между величиной этих резервов и их базой, а также соответствующие санкции в случае их несоблюдения.

Совет управляющих может большинством в 2/3 поданных голосов принять решение об использовании наиболее подходящих методов валютного контроля. Совет, на основании соответствующей процедуры, определяет сферу применения таких методов, если их использование налагает обязательства на третьи лица.

Необходимо особо отметить, что Европейский центральный банк заявил о намерении сохранять преемственность и использовать все формы кредитно-денежной политики ЕСЦБ, зарекомендовавшие себя с положительной стороны.

В соответствии со ст. 104 Договора о ЕС, запрещаются овердрафты или любой другой тип разрешенных кредитов с ЕЦБ или национальными центральными банками в пользу учреждений и органов Сообщества, центральных правительств, региональных, местных и других органов государственной власти, регулируемых публичным правом или государственных предприятий государств-членов, равно как и прямая покупка у них долговых обязательств, осуществляемая ЕЦБ или национальными центральными банками.

Однако ЕЦБ и национальные центральные банки по отношению к вышеупомянутым структурам могут действовать в качестве фискальных агентов.

Необходимо отметить, однако, что к государственным кредитным учреждениям, которым, в контексте создания резервов центральными банками, предоставляется такой же режим обслуживания национальными центральными банками и ЕЦБ, как и частным кредитным учреждениям, данные правила не применяются.

Для того чтобы обеспечить эффективность и устойчивость системы клиринга и платежей в пределах Сообщества и с третьими странами ЕЦБ и национальные центральные банки могут предоставлять кредиты.

К внешним функциям ЕЦБ и национальных центральных банков следует отнести следующие:

  • * установление и поддержание отношений с центральными банками и финансовыми институтами в третьих странах и, если это необходимо, с международными организациями;
  • * приобретение и продажа на условиях немедленной оплаты и на срок всех типов активов в иностранной валюте и в драгоценных металлах. При этом термин «активы в иностранной валюте» включает ценные бумаги и все другие активы в валюте любой страны или в расчетных единицах и выраженные в любой форме;
  • * хранение и управление вышеупомянутыми активами;
  • * проведение всех типов банковских операций в отношениях с третьими странами и международными организациями, включая предоставление и получение займов.

В дополнение к операциям, вытекающим из их задач, ЕЦБ и национальные центральные банки могут участвовать в операциях осуществляемых в административных целях и предназначенных для своего персонала.

ЕЦБ может давать рекомендации и консультации Совету, Комиссии и компетентным властям государств-членов относительно сфер действия и осуществления законодательства Сообщества, касающегося разумного контроля над деятельностью кредитных учреждений и стабильностью финансовой системы. В соответствии с любым решением Совета в контексте статьи 105(6) Договора о ЕС, ЕЦБ может выполнять особые задачи, касающиеся политики, относящейся к разумному контролю над кредитными учреждениями и другими финансовыми учреждениями, за исключением страховых предприятий.

Финансовый год ЕЦБ и национальных центральных банков начинается в первый день января и заканчивается в последний день декабря. Ежегодная отчетность ЕСЦБ составляется Правлением в соответствии с принципами, устанавливаемыми Советом управляющих. Отчетность утверждается Советом управляющих и после этого публикуется. Для аналитических и оперативных целей Правление составляет сводный балансовый отчет ЕСЦБ, охватывающий те активы и обязательства национальных центральных банков, которые подпадают под действие ЕСЦБ. Для этого Совет управляющих устанавливает необходимые правила стандартизации отчетности и предоставления данных об операциях, осуществляемых национальными центральными банками.

Отчетность ЕЦБ и национальных центральных банков подвергается проверке независимыми внешними аудиторами, рекомендованными Советом управляющих и утвержденными Советом. Аудиторы наделяются компетенцией проверять все книги и счета ЕЦБ и национальных центральных банков и всю информацию об их операциях.

Принципиально важное значение имеют статьи 28 и 29 Устава, касающиеся капитала ЕЦБ и критериев подписки на него. Согласно этим положениям Устава, капитал, которым должен был располагать после учреждения ЕЦБ, составлял 5 миллиардов евро. Однако вследствие того, что на тот момент 4 страны ЕС не являлись членами Экономического валютного союза, то капитал ЕЦБ сразу после его основания составил 3947 миллионов евро. При этом, Устав предусматривает, что капитал может быть увеличен на величину, которая будет определена решением Совета управляющих, принятым квалифицированным большинством. Важной особенностью функционирования ЕЦБ является тот факт, что единственными подписчиками и держателями капитала ЕЦБ являются национальные центральные банки.

После учреждения ЕСЦБ и ЕЦБ, для подписки на капитал ЕЦБ был установлен так называемый критерий распределения. В соответствии с этим критерием, для каждого национального центрального банка устанавливалась свои квоты, равные сумме:

  • * 50% доли соответствующего государства-члена в населении Сообщества в предпоследний год, предшествующий году создания ЕСЦБ;
  • * 50% доли соответствующего государства-члена в валовом внутреннем продукте, по рыночным ценам Сообщества за последние пять лет, предшествующих предпоследнему году до учреждения ЕСЦБ.

Эти величины, исчисленные в процентах должны округляться до ближайшего значения с точностью 0,05.

Совет управляющих определяет квалифицированным большинством размеры и форму выплаты капитала. Доли национальных центральных банков в уставном капитале ЕЦБ не могут быть переведены, заложены или арестованы.

Если критерий распределения меняется, национальные центральные банки переводят друг другу доли капитала в размерах, необходимых для того, чтобы привести распределение долей капитала в соответствие с применением критерия распределения. Совет управляющих определяет сроки и условия таких переводов.

Доли, предписанные национальным центральным банкам, уточняются каждые пять лет после учреждения ЕСЦБ. Скорректированный критерий распределения применяется на практике с первого дня следующего года.

Через национальные центральные банки ЕЦБ обеспечивается заграничными резервными активами, которые не являются валютами государств-членов, евро, резервными запасами Международного валютного фонда (МВФ) и специальными правами заимствования (СПЗ), в размере до 50 000 млрд. евро в эквивалентном исчислении. Совет управляющих принимает решение относительно пропорций, заявленных ЕЦБ вслед за его учреждением, и величины сумм, заявленных в более поздние сроки. ЕЦБ имеет право хранить и управлять заграничными резервами, которые ему переведены, и использовать их в сформулированных в Уставе целях.

Взносы каждого национального центрального банка устанавливаются пропорционально его доле в уставном капитале ЕЦБ. Каждый национальный центральный банк кредитуется ЕЦБ по требованию, пропорциональному его взносу. Совет управляющих определяет нарицательную стоимость и выплаты по таким требованиям. Дальнейшие требования по заграничным резервным активам сверх установленных пределов, могут быть удовлетворены ЕЦБ, в пределах и согласно условиям, установленным Советом в соответствии с существующей процедурой.

ЕЦБ может хранить и регулировать резервные запасы МВФ и СПЗ и объединять такие активы в общий фонд.

Национальные центральные банки должны иметь разрешение на проведение операций с целью выполнения их обязательств перед международными организациями. Все другие операции с заграничными резервными активами, остающимися в национальных центральных банках после вышеупомянутых переводов, и операции государств-членов с их текущими валютными балансами сверх определенного лимита, подлежат одобрению ЕЦБ для обеспечения согласованности обменного курса и валютной политики Сообщества. Совет управляющих разрабатывает основные ориентиры с целью облегчения таких операций.

Доходы, накопленные национальными центральными банками в ходе проведения ими валютной политики ЕЦБ (так называемые «валютные доходы»), распределяются в конце каждого финансового года. Величина валютного дохода каждого национального центрального банка должна быть равна его годовому доходу, оставшемуся после того, как из его активов вычтены находящиеся в обращении банкноты и депозитные обязательства перед кредитными учреждениями. Эти активы должны быть зарезервированы национальными центральными банками, в соответствии с основными ориентирами, установленными Советом управляющих.

Если структуры балансов национальных центральных банков, по оценке Совета управляющих, не позволяют применить вышеупомянутые правила, Совет управляющих может принять квалифицированным большинством решение, что валютный доход должен измеряться в соответствии с каким-либо альтернативным методом на период не более пяти лет. Величина валютного дохода каждого национального центрального банка понижается на величину, эквивалентную проценту уплаченному этим центральным банком по его депозитным обязательствам перед кредитными институтами.

Совет управляющих может принять решение, в соответствии с которым национальные центральные банки должны получить возмещение по расходам, понесенным ими в связи с выпуском банкнот, или, в исключительных обстоятельствах, из-за особых потерь, понесенных в результате валютной политики, проводимой ЕСЦБ. Возмещение должно быть сделано в приемлемой, по мнению Совета управляющих, форме. Эти суммы могут быть компенсированы с учетом валютного дохода национального центрального банка.

Сумма валютного дохода национальных центральных банков распределяется национальными центральными банками пропорционально оплаченной ими доле в капитале ЕЦБ, с учетом любого решения, принятого Советом.

Безналичные расчеты и урегулирование балансов, возникающих после распределения валютного дохода, осуществляются ЕЦБ в соответствии с основными ориентирами, установленными Советом управляющих.

Чистая прибыль ЕЦБ распределяется следующим образом: сумма, определяемая Советом управляющих и не превышающая 20% чистой прибыли, переводится в общий резервный фонд, с соблюдением предела, равного 100% капитала; оставшаяся чистая прибыль распределяется между акционерами ЕЦБ, пропорционально оплаченной ими доле капитала. В случае убытков, понесенных ЕЦБ, недостача может быть восполнена из общего резервного фонда ЕЦБ и, если необходимо по решению Совета управляющих, из валютной прибыли соответствующего финансового года, в пропорции и в пределах сумм, распределенных между национальными центральными банками.

Задачи ЕСЦБ на современном этапе

В настоящее время основными задачами Европейской экономической системы являются:

  • - определение и проведение денежной политики в Еврозоне;
  • - руководство иностранными обменными операциями и удержание и привлечение официальных иностранных инвестиций в государства Еврозоны;
  • - эмиссия банкнот на территории Еврозоны;
  • - содействие беспрепятственной работе платежных систем;
  • - сбор необходимой статистической информации;
  • - наблюдение за развитием банковского и финансового секторов;
  • - содействие беспрепятственному обмену информацией между ЕСЦБ и наблюдательными органами.

ЕЦБ была выработана стратегия для поддержания стабильности цен - так называемая стратегия денежной политики. Данная стратегия основывается на двух опорах: основополагающая роль денег - это определяется рекомендуемым уровнем увеличения денежного запаса в широком смысле слова, инфляция же рассматривается лишь в качестве результата наличия слишком большого количества денег при ограниченном количестве товаров и услуг. Такая денежная концепция известная как МЗ определяет количество наличных денег, находящихся в обращении, краткосрочные депозиты кредитных институтов (а также других финансовых институтов) и краткосрочные обязательства, выданные этими институтами. Рекомендуемый уровень годового роста показателя МЗ (с 1999 года: 4,5 %) призван способствовать Совету управляющих в проведении анализа и предоставлении информации, касающейся денежных концепций. Второй опорой стратегии денежной политики ЕСЦБ является широкая оценка перспективы дальнейшего роста цен и рисков стабильности цен в Еврозоне. Эта оценка проводится используя широкий круг экономических показателей, которые информируют по поводу дальнейшего роста цен. Такими показателями являются: уровень заработной платы, валютный курс, различные меры экономической деятельности, показатели фискальной политики и др. В целом, в совокупности эти две опоры стратегии ЕЦБ обеспечивают подробное изучение и анализ денежного, финансового и экономического развития. Это позволяет ЕЦБ устанавливать наилучшую ставку для поддержания стабильности цен. Денежная политика ЕЦБ также поддерживает ценность евро за пределами Еврозоны.

Для достижения стабильности цен Евросистема использует некоторые инструменты денежной политики. Их целью цель: оказывать влияние на рыночные ставки, обеспечивать ликвидность банковской системы и определять основное направление денежной политики. Направления денежной политики сформулированы Советом управляющих ЕЦБ. Во многих случаях их осуществляют национальные центральные банки.

Основными инструментами денежной политики ЕЦБ являются: операции рефинансирования, точечные операции, регулирование официальной процентной ставки, прием депозитов.

Основные операции рефинансирования применяются для обеспечения ликвидности банковской системы и определения основного направления денежной политики. Они проводятся раз в неделю и считаются завершенными через две недели.

Долгосрочные операции рефинансирования также обеспечивают ликвидность, но проводятся ежемесячно и считаются завершенными через три месяца.

Также существуют две другие возможности: регулирование официальной процентной ставки и возможность приема депозитов.

Точечные операции проводятся на временном основании с целью определения ликвидности ситуации на рынке и управления ставками. Специфической чертой этих операций является попытка смягчения взаимодействия неожиданных колебаний на ставки на рынке.

Европейский Центральный Банк (ЕЦБ) - это зоны евро (еврозоны), который образован 1 июня 1998 года. Его штаб-квартира расположена в немецком городе Франкфурте-на-Майне . В руководящие органы ЕЦБ входят представители всех государств-членов Евросоюза (ЕС). полностью независим от остальных органов ЕС.

Предшественником ЕЦБ являлся Европейский валютный институт , образованный в 1994 году в связи с переходом ко второму этапу строительства Экономического и валютного союза ЕС. Этот институт играл ведущую роль в подготовке к вводу в 1999 году.

The History of the European Central Bank:

Функции ЕЦБ

Главными функциями Европейского Центрального Банка являются:

  • выработка и осуществление денежно-кредитной политики еврозоны;
  • управление ЕСЦБ ;
  • эмиссия евро ;
  • определение ключевых процентных ставок ;
  • главная цель ЕЦБ - это поддержание ценовой стабильности в еврозоне.

Европейская система центральных банков (ЕСЦБ)

Европейская Система Центральных Банков состоит из ЕЦБ и национальных центральных банков (NCBs) всех стран Евросоюза. Основной официальной целью ЕСЦБ является поддержание стабильности цен в зоне евро. В её задачи также входит:

  • разрабатывать и проводить денежно-кредитную политику в еврозоне;
  • проводить международные валютные операции ;
  • хранить государств-членов и управлять ими;
  • содействовать плавному функционированию платежной системы.

ЕСЦБ включает такие национальные и центральные банки как:

  • Национальный банк Бельгии (www.nbb.be);
  • Немецкий федеральный банк, или Бундесбанк (www.bundesbank.de);
  • Банк Греции (www.bankofgreece.gr);
  • Банк Испании (

Европейский центральный банк (ЕЦБ) – центральный банк ЕС и зоны евро.

Европейский центральный банк (англ. European Central Bank) был создан 01.07.1998 г. в рамках Валютного союза. Он является правопреемником созданного Маастрихтским договором в 1994 г.

Валютного института, чья задача состояла в надзоре за европейской валютной системой и подготовке Валютного союза, для чего предусматривалось кроме выработки критериев конвергенции также создать центральный банк. ЕЦБ интегрирован в Европейскую систему центральных банков, в которую также входят центральные банки всех государств-участников, и в Евросистему, в которую входят центральные банки государств ЕС, использующих в обращении евро. В соответствии со ст. 13 Договора о ЕС ЕЦБ относится к институтам ЕС.

Высшим органом управления ЕЦБ является Совет ЕС управляющих, который состоит из председателей национальных центральных банков государств, участвующих в Валютном союзе, и членов Дирекции ЕЦБ. Традиционно четыре из шести мест занимают представители четырех крупных Центробанков: Франции, Германии, Италии и Испании. Дирекция ЕЦБ, в свою очередь, состоит из шести специалистов в банковской сфере (Председатель, его заместитель и четыре члена), которые предлагаются Советом ЕС и после консультаций с Европарламентом и Советом ЕЦБ назначаются Европейским советом. Директора назначают сроком на восемь лет.

Право голоса имеют только члены Совета управляющих, присутствующие лично или принимающие участие в телеконференции. Член Совета управляющих может назначить себе замену если в течение длительного времени не имеет возможности присутствовать на заседаниях.

Для проведения голосования требуется присутствие 2/3 членов Совета, однако может быть собрано чрезвычайное заседание ЕЦБ, для которого не устанавливается порог присутствующих. Решения принимаются простым большинством, в случае равенства голосов голос Председателя имеет больший вес. Решения по вопросам капитала ЕЦБ, распределения прибыли и т. п. решаются также голосованием, вес голосов пропорционален долям национальных банков в уставном капитале ЕЦБ.

Приоритетной целью деятельности ЕЦБ является стабильность цен (ст. 127 Договора о функционировании ЕС). С этой целью он координирует денежную и валютную политику, а также систему платежей с помощью широкого инструментария, в особенности с 01.01.2002 г. через разрешение эмиссии евро государствами-участниками.

Главные задачи ЕЦБ:

Выработка и осуществление валютной политики зоны евро;

Эмиссия банкнот евро;

Установление основных процентных ставок;

Поддержание ценовой стабильности в еврозоне, т. е. обеспечение уровня инфляции не выше 2 %.

Кроме того, ЕЦБ собирает статистическую информацию, необходимую для выполнения его задач либо от правительств, либо непосредственно от экономических агентов.

ЕЦБ обладает полномочиями на издание правовых актов, прежде всего регламентов, а также может налагать штрафы (ст. 132 Договора о функционировании ЕС).

Отношение ЕЦБ с другими институтами ЕС строится, прежде всего, в рамках взаимодействия на основе ст. 284 Договора о функционировании ЕС. Председатель Совета ЕС и члены Комиссии могут принимать участие в заседаниях Совета ЕЦБ. Кроме того, происходит согласование отдельных вопросов ЕЦБ с Советом министров экономики и финансов. ЕЦБ представляет свой ежегодный отчет Европарламенту, Совету ЕС и Комиссии. В то же время ЕЦБ является независимым в вопросах валютной политики как по отношению к государствам-участникам, так и по отношению к Сообществу. Только он уполномочен санкционировать эмиссию евро. Он независим при осуществлении своих полномочий и при управлении своими финансами. ЕЦБ обладает правосубъектностью (ст. 282 Договора о функционировании ЕС). Контроль действий ЕЦБ возможен через Суд ЕС.

Европейский центральный банк является «наследником» Европейского денежно-кредитного института (EMI), который играл ведущую роль в подготовке к вводу евро в 1999 г. Все ключевые вопросы, касающиеся деятельности Европейского центрального банка, таких как учетная ставка, учет векселей и прочие, решаются дирекцией и советом управляющих Банка.

Европейский Центральный Банк (ЕЦБ, англ. European Central Bank, ECB) – Центральный банк зоны евро, а также валютный регулятор, который следит за кредитно денежной политикой региона, а также контролирует стабильность курса евро. Именно его решений каждый первый четверг отчетного месяца особенно ждут Форекс трейдеры, т.к. оно оказывает особенное влияние на курсы EUR и других основных валют на валютном рынке.

История и задачи ЕЦБ

ЕЦБ был создан 1 июня 1998 года, став логичным завершением долгих переговоров европейских чиновников, которые всю вторую половину XX века стремились к континентальному объединению на финансовом уровне. Фактически, Центральный банк Европы уже существовал к тому моменту четыре года, нося название Европейского денежно-кредитного института. Функционеры решили организовать на его основе Центробанк, сделав из немецкого Франкфурта-на-Майне, где расположено основное здание ЕЦБ, главный финансовый центр Европы.

Ключевой задачей ЕЦБ является поддержание стабильных цен в еврозоне, рост которых не должен превышать уровень 2%. Помимо контроля за , Европейский Центральный Банк занимается эмиссией евро, управляет валютными резервами, а также устанавливает диапазон процентных ставок. Чтобы выполнить данные функции, регулятор участвует в валютных операциях, предоставляет стабилизационные займы.

Ликвидность на денежном рынке еврозоны Центробанк Европы поддерживает за счет краткосрочных мер, таких как предоставление однодневных займов и открытие на такой же срок депозитов, в которые помещаются временно свободные средства.

Структура и функции членов ЕЦБ

Президент ЕЦБ Марио Драги

Непосредственное управление Европейским центральным банком выполняют члены Правления (Executive Board) и Совет управляющих (Governing Council), возглавляемые президентом ЕЦБ. Состав Дирекции утверждает Управляющий совет, который насчитывает шесть членов, четыре из которых традиционно представляют Центробанки четырех крупнейших экономик еврозоны – Германии, Франции, Италии и Испании.

Кандидатуру президента или главы ЕЦБ предлагает Совет Евросоюза, которую должен утвердить затем Европарламент. Управляющий назначается на свою должность сроком на 8 лет.

Главной функцией главы ЕЦБ является проведение в жизнь монетарной политики, определяемую Управляющим советом. Также президент Европейского Центрального банка имеет большое влияние при утверждении программ количественного смягчения и закупок активов. Именно поэтому за его заявлениями и выступлениями внимательно следят валютные трейдеры.

В своей деятельности ЕЦБ формально является независимым. Однако каждый год он обязан отчитываться перед Европарламентом, Европейской комиссией, Советом Европейского союза и Советом Европы.

Полезные ссылки о ЕЦБ
  • Официальный сайт ЕЦБ : www.ecb.europa.eu
Fortrader Suite 11, Second Floor, Sound & Vision House, Francis Rachel Str. Victoria Victoria, Mahe, Seychelles +7 10 248 2640568

Банк - это центральный банк Евросоюза и Еврозоны. Он известен как самый независимый банк в мире. Именно этот финансовый институт имеет полное право самостоятельно решать любые вопросы, имеющие отношение к евро. Учреждение основано 1998 году. Первым президентом финансового учреждения был Вим Дуйзенберг, который был выбран на срок 5 лет. В октябре 2003 года пост нового президента занял Жан-Клод Трише. Сегодня руководящая должность принадлежит Марио Драги.

История

После окончания Второй мировой войны началось объединение Европы. Активировалась структуризация и началось формирование единого рыночного пространства. В период с 1947 года по 1957 год успешно был пройден период интеграции государств области с параллельным возникновением Европейского платежного союза. В 1957 году происходит объединение крупнейших Европейских государств в Европейское экономическое сообщество. В 1979 году в ЕЭС вводятся условные деньги - ЭКЮ - для осуществления расчетов, которые были сразу привязаны к корзине европейских валют. Меморандум о формировании европейского валютного пространства и ЕЦБ был подписан в 1988 году. ООО КБ «Центрально-Европейский банк» появился после подписания в 1992 году на территории Маахстрихта международного договора о создании ЕС, а также после формирования Европейского валютного института, в обязанности которого входила подготовка к переходу на единую валюту - евро.

Внешняя и внутренняя структуры

Центральный Европейский банк имеет уникальный руководящий состав. В него входят представители каждого из государств-членов ЕС. Вопросы, касающиеся работы финансового института, векселей и прочих моментов, оговариваются дирекцией учреждения и советом управляющих. Дирекция состоит из 6 человек, с председателем банка и его заместителем включительно. Орган правления выбирают на восьмилетний термин. Кандидатуры на место в дирекции выдвигаются и рассматриваются Европейским парламентом и руководителями государств, которые входят в европейскую зону. ЕЦБ является участником Европейской Системы Центральных Банков, в которую включены национальные ЦБ стран Евросоюза. Международная система функционирует по двухуровневому алгоритму. Любой вопрос в отношении денежной политики удается урегулировать только в том случае, если на каждом из уровней будет достигнуто согласие.

Общие сведения

Центрально-Европейский банк с момента своего создания в Германии, во Франкфурте, объединил под своим руководством целую систему европейских центральных банков. В состав структуры входят:

  • Банк Бельгии.
  • Бунденсбанк.
  • Банк Греции.
  • Банк Испании.
  • Банк Франции.
  • Валютный институт Люксембурга.

Статус юридического лица имеет только ЕЦБ, все остальные финансовые учреждения, входящие в систему, играют роль вспомогательных подразделений. Их задачи второстепенные. Главной целью ЕЦБ является предотвращение резкого роста цен и стабилизация уровня инфляции, который не должен превышать 2%. Любые решения и действия банка оказывают прямое воздействие на курс европейской валюты по отношению к другим валютам мира. Резкие колебания вызывает изменение процентной ставки и предоставление кредита государствам-членам союза.

Чем занимается ЕЦБ?

Центрально-Европейский банк выполняет одновременно несколько доминирующих функций:

  • Разработка и реализация валютной политики на территории
  • Обеспечение, выработка и распоряжение обменными резервами государств из зоны евро официального характера.
  • Эмиссия евро.
  • Установление процентных ставок.
  • Обеспечение ценовой стабильности в европейской зоне.

Индикаторами ЕЦБ выступают индекс цен на товары для потребителей на всей территории ЕС и размер прирост которой в течение года не должен быть более 4,5%.

Основные процентные ставки банка

Функции Европейского Центрального банка охватывают определение и установление процентных ставок. Процентные ставки могут быть трех типов:

  • Ставка рефинансирования. Это процентная ставка, которая определяет минимальное значение по заявкам на привлечение материальных средств в тендере, проводимом ЕЦБ.
  • Это процентная ставка, которая является базовой при размещении свободных денежных средств в институтах ЕЦБ. Ставка выступает в роли нижней границы на рынке процентных ставок овернайт.
  • Предельная ставка по займам - это ставка, под которую в банках структуры ЕСБ можно получить кредит, который необходим для поддерживания краткосрочной ликвидности. Предельная ставка играет роль верхнего лимита диапазона в рамках рынка процентных ставок овернайт.

Устанавливая данные виды ставок, Центральный Европейский банк формирует спрос или предложение валюты, обеспечивает ее стабильность и контролирует денежные потоки внутри зоны.

Общие положения

Центральный Европейский банк является уникальным юридическим образованием, работа которого базируется на международных соглашениях. Уставной капитал учреждения к моменту его создания приравнивался к 5 миллиардам евро. В роли акционеров выступали самые крупные банки Европы. Немецкий «Бундесбанк» внес 18,9% капитала, банк Франции - 14,2%, банк Италии - 12,5%, банк Испании - 8,3%. Остальные ЦБ Европейских государств внесли от 0,1% до 3,9% от первичного уставного капитала. Руководит деятельностью финансового учреждения исполнительный совет, о котором говорилось выше, - во главе его стоит председатель Европейского Центрального банка. Основная особенность финансовой организации - это полная независимость. В тоже время институт обязан каждый год предоставлять отчет о своей деятельности Европарламенту, Европейской комиссии, Совету Европейского союза и

Политика деятельности

Для реализации своих задач ЕЦБ использует такие инструменты, как стабилизационные займы и залоговые аукционы, валютные операции и сделки на открытых рынках. Самый мощный инструмент регулирования финансового рынка - это ставка Европейского Центрального банка. Работа денежного института базируется на принципах независимости от других государств, а также от органов постановления надгосударственного типа. Работа последнего прежде всего предусматривает отсутствие принуждения при перекрытии внешнего долга и внутреннего. Для принятия решения по каждому определенному постановлению за него должны отдать голос большинство членов управленческого совета. У каждого из них есть всего одна возможность проголосовать. Глава Европейского Центрального банка должен следовать мнению совета. Только после принятия определенного решения к его реализации могут активно привлекаться центральные банки европейских государств.

Полномочия ЕЦБ и национальных центральных банков

ЕЦБ при совместных усилиях с ЦБ государств-участников объединения, имеет право на формирование отношений с ЦБ других государств, а при необходимости и с организациями международного типа. Открыты возможности для приобретения, продажи и форварда любых типов активов, в том числе банковских металлов. В понятие «валютные активы» входят ценные бумаги в любой валюте и в любых единицах расчета. Допускается владение и управление активами. ЕЦБ проводит широкий спектр банковских организаций любого типа, в качестве партнеров по которым могут выступать международные организации, представители третьей стороны. Партнерские отношения могут предусматривать заемные и кредитные операции. Помимо основных функций, о которых говорилось выше, Европейский банк при сотрудничестве с ЦБ стран Европы может проводить операции с административным предназначением, а также действовать в интересах участников правления. Важным этапом в постановлении деятельности банка можно назвать формирование Европейской валютной системы, которая начала свое существование в 1979 году.

Европейская валютная система в рамках ЕЦБ

Ставка рефинансирования Европейского Центрального банка - это не единственное, что влияет на Европейскую валютную систему. ЕВС и сама по себе имеет ряд определенных задач. Можно говорить о следующих направлениях:

  • Обеспечение валютной стабильности в пределах ЕС.
  • Максимальное упрощение процессов конвергенции при активном экономическом развитии.
  • В условиях стабильности валютная система обеспечивает стратегию роста.
  • Стабильная систематизация валютных и экономических взаимоотношений международного характера.

Именно благодаря внедрению в оборот такой денежной единицы, как ЭКЮ, государства Европейского Союза успешно справились с кризисом 80-х годов. После победы над процессом инфляции были сняты ограничения на проведение текущих финансовых операций. Начиная с 1990 года активирован режим свободного течения капиталов. Изначально целью ЕС было обеспечение оптимальных условий для перемещения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. ЕЦБ создавался с целью стимулировать внедрение общей валюты, единого гражданства. Его работа еще на стадии планирования должна была помочь формированию организационного и правового механизмов по согласованию не только внешней политики, но и политики безопасности каждого государства-участника.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: