Сообщение на тему национальный язык. Русский язык как государственный язык российской федерации. Наука о русском языке

1. Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Русский я зык - это язык русской нации, язык, на котором создавалась и создаётся её культура.

Русский язык- это официальный язык Российской Федерации. Он обслуживает все сферы деятельности людей, живущих на территории России: на нём пишутся важнейшие документы страны, и ведётся преподавание в учебных заведениях.

Так как наша страна многонациональна, то русский язык служит средством межнационального общения людей: он понятен каждому гражданину России. Русский язык является родным для большей части населения нашей страны.

2. Русский язык как первоэлемент великой русской литературы.

Русский язык - это язык, на котором русская нация создавала и создаёт свою культуру, в первую очередь литературу. В современном виде русский язык впервые появился в XIX веке, в эпоху А.С. Пушкина. Именно он считается основателем современного русского языка, понятного нам всем и на котором мы разговариваем.

Русский язык включает в себя как литературную разновидность (т.е. такую, в которой соблюдаются все зафиксированные в грамматиках правила), так и нелитературную (т.е. диалекты, просторечия, жаргоны и арго - случаи отклонения от общепринятой нормы).

Русские писатели и поэты всегда успешно использовали обе разновидности русского языка, создавая великие произведения русской литературы.

3. Русский язык в современном обществе. Богатство, красота и выразительность русского языка.

В современном обществе в России русский язык играет офомную роль, являясь языком национальным, официальным и языком межнационального общения. Не менее важная роль русского языка и в мире: он является интернациональным языком (один из шести официальных и рабочих языков ООН).

В современном обществе русскому языку уделяют огромное внимание. Забота общества о языке выражается в его кодификации, т.е. в упорядочении языковых явлений в единый свод правил.

4. Место русского языка среди других языков. Русский язык как один из индоевропейских языков.

Русский язык принадлежит к индоевропейской семье языков, то есть он имеет один общий праязыке другими языками этой группы (в основном, это европейские языки). Из-за общности происхождения в этих языках есть много общего в грамматическом строе, существует пласт одинаковых слов, отличающихся друг от друга фонетически (это слова, обозначающие членов семьи, глаголы, обозначающие простейшие действия и т.д.).

Русский язык в кругу других славянских языков.

Русский язык входит в славянскую группу языков, которая делится на восточную, западную и южную подгруппы. Русский язык, принадлежащий к восточной подгруппе, в которую также входят украинский и белорусский языки, находится с этими языками в ближайшем родстве.

Русский язык и языковые контакты.

На протяжении всей своей истории русский язык существовал не автономно, а вступал в контакты с другими языками, которые оставляли в нем свои отпечатки.

В VII-XII веках в русский язык заимствовал слова из скандинавских языков, это были слова, связанные с морским промыслом (якорь, крюк) и имена собственные (Ольга, Игорь).

Из-за тесных экономических и культурных связей (принятие христианства) на русский язык оказал большое влияние ^речесжий язык (огурец, фонарь, алтарь, демон).

В XVIII веке на русский язык активно влиял французский язык, который считался языком аристократии (буфет, абажур, манеж).

В последние пятнадцать-двадцать лет в русский язык активно проникают слова из английского языка. Иногда использование слов английского происхождения излишне: иноязычные слова, которые иногда даже не всем понятны, заменяют более привычные слова. Это портит речь, нарушает такие ее качества, как чистота и правильность.

Но не только другие языки влияют на русский язык, но и наоборот. Так, в середине XX века после запуска первых спутников и космических кораблей во всех языках мира появились такие слова, как «космонавт» или «спутник».

Роль старославянского языка в развитии русского языка.

Старославянский язык сначала начали использовать западные славяне, а в X веке он стал языком и восточных славян. Именно на этот язык переводились с греческого христианские тексты. Этот язык сначала был топью книжным, но логом он и разговорный язык начали влиять друг на друга, в русских летописях часто эти родственные языки смешивались.

Влияние старославянского языка сделало наш язык более выразительным и гибким. Так, например, стали использоваться слова, обозначающие отвлеченные понятия (для них еще не было своих названий).

Многие слова, пришедшие из старославянского языка, не воспринимаются нами как заимствованные: они полностью обрусели (одежда, чрезвычайный); другие же воспринимаются нами как устаревшие или поэтические (перст, ладья, рыбарь).

5. Наука о русском языке

Наука о русском языке называется русистикой. Она изучает как современное состояние языка, так и его историю. Она включает в себя такие разделы, как грамматика (морфология и синтаксис), лексика, фразеология, фонетика, графика, орфография, пунктуация, орфоэпия, словообразование и стилистика.

Виднейшие ученые-русисты.

Основателем современной науки о русском языке считается М.В. Ломоносов, он написал «Российскую грамматику», первое развернутое описания строя русского языка, разработал теориютрех«штилей».

Ещё одним видным ученым-русистом был В.И. Даль, создавший четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» (1883-1866), в котором он отразил не только литературный язык, но и многие диалекты.

Большой вклад в изучение русского языка внесли Ушаков, Щерба, Потебня, Ожегов и др.

Словари дают примерно такое определение: язык - это система знаков, которая служит средством общения людей, результатом мышления и выражения. С помощью него мы осуществляем познание мира, формируем личность. Язык передает информацию, управляет человеческим поведением, а в государстве служит для того, чтобы люди - чиновники и простые граждане - понимали друг друга максимально.

Государственный язык России

Теперь о языке государственном. Понятие это более углубленное, поскольку у каждой страны, каждого государства существуют свои национальные особенности. Но основополагающие принципы едины. Итак, рассмотрим непосредственно государственный язык России, что он собой представляет. По Конституции страны это язык, который используется в законодательстве, делопроизводстве, судопроизводстве и других областях социальной и общественной жизни. Это язык, на котором власть общается со своими гражданами. На нем публикуются законы, издаются официальные документы и ведется официальная государственная переписка. Государственный язык России используют СМИ (преимущественно, но не в ущерб национальным), он является языком обучения в школах, вузах и других учебных заведениях. Конституция страны (68 статья) устанавливает, что государственный язык РФ на всей ее обширной территории - русский.

Национальные языки

Но это вовсе не значит, что другие, например украинский, татарский, калмыкский, чем-то хуже. Это не означает, что все без исключения граждане России должны говорить между собой только по-русски. Но тем не менее в любом уголке России все представители власти - судьи, полицейские, мэры, губернаторы - русский язык знать должны. Итак, на вопрос о том, сколько государственных языков в России, существует один лишь ответ: русский!

Другие возможности

Наряду с этим, республики, автономии (округа и области), входящие в состав РФ, также имеют право вводить для повсеместного пользования на своей территории те языки, при помощи которых общается местное население. Так, по последним данным, вместе с русским статус официальных на носят 49 языков! В других странах (Казахстан, Белоруссия, Абхазия, Приднестровская республика) русский язык также используется в качестве официального.

Простой пример

Государственный язык России — это русский. И если, к примеру, якут-оленевод прилетает на курорт в Осетию, то у него не возникает проблем с оформлением в гостиницу или, если необходимо, с приобретением лекарств в аптеке. Молоденькая симпатичная осетинка-аптекарша понимающе улыбается и выполняет заказ. А герою-оленеводу не о чем и беспокоиться. Он-то знает, что на упаковке таблеток или порошка инструкция к употреблению написана в том числе и на русском, ему понятном языке. Раз в его огромной державе государственный язык - русский, то и проблем с прочтением подобного рода текстов нет.

Кому принадлежит язык?

Таким образом, можно сделать вывод: государство, объявляя, что государственный язык России - русский, определяя его своим официальным языком, обязывается всегда понимать того, кто обращается к нему. Президент же, как глава РФ, следит, чтобы свое обязательство неукоснительно выполняло. Закономерно возникает вопрос: "Кому принадлежит этот самый русский язык - якутам, карелам, В наше время, когда Россия объединила в одно государство множество народов с их историческим языком, языком предков, именно этот стал достоянием всех народов, которые живут теперь под ее флагом. Было бы высокопарно говорить, что РФ как государство гордится каждым из имеющихся в его многонациональном списке языков, но то, что сохранить их - задача особой важности, не вызывает сомнений. Это закономерно и это естественно, что все народы, живущие в России, имеют такую возможность - общаться на одном (русском) языке и при этом свободно, без ограничений существующей власти разговаривать в быту на языке предков.

По итогам последней переписи населения России выяснилось, что сегодня в РФ проживают представители 160 национальностей. Разумеется, у каждой из них - свой, особенный и не похожий на другие язык. Сложно представить, как понимали бы друг друга представители разных национальностей, не приди им на помощь русский.

Осознанная необходимость

Само собой разумеется, что любой гражданин, желающий стать или общественным деятелем, не обойдется без знания русского языка. И государство, в свою очередь, предоставляет своим подданным такую возможность. Если же гражданин не собирается поступать на службу государству, это не значит, что русский язык не пригодится ему в повседневной жизни. Ведь это не только возможность донести свой голос, свое мнение из любого уголка обширной страны. Это еще и богатые культурные традиции: песни, стихи, книги. И было бы опрометчиво всего этого не слышать и не знать.

Государственный язык РФ

"...1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

2. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации..."

Источник:

Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации"


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Государственный язык РФ" в других словарях:

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК Юридическая энциклопедия

    Государственный язык - Язык, выполняющий интеграционную функцию в рамках данного государства в политической, социальной, экономической и культурной сферах, выступающий в качестве символа данного государства. Язык государственно административных текстов, законов,… … Словарь социолингвистических терминов

    Государственный язык - (англ. national language) язык большинства или значительной части населения государства, который конституирован в данном государстве в качестве Г.я. Согласно ст. 68 Конституции РФ* Г.я. на всей территории РФ является русский язык … Энциклопедия права

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК - см. Официальный язык … Юридический словарь

    Язык, законодательно закрепленный для обязательного использования в политической, экономической, социальной, культурной и других официальных сферах... Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЯЗЫКАХ … Официальная терминология

    Государственный язык - Официальный язык язык, имеющий привилегированный статус в государстве или международной организации. Применительно к официальному языку государства часто используется термин государственный язык, хотя главы и правительственные институты… … Википедия

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК - (ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЯЗЫК) основной язык государства, используемый в законодательстве и официальном делопроизводстве, судопроизводстве, обучении и т.д. В конституциях стран с многонациональным населением (например, Индии, Канады, Швейцарии) определяется … Энциклопедический словарь экономики и права

    государственный язык - язык официально принятый в государстве как язык официально делового общения, на котором издаются акты государственного управления (государственные акты), проходят слушания дел и вопросов в органах законодательной, исполнительной и юридической… … Толковый переводоведческий словарь

    государственный язык - Язык, официально признанный и закрепленный каким либо правовым документом в качестве языка государственного общения. В одной и той же стране может быть два и более языков (в Канаде – английский и французский, в Швейцарии – немецкий, французский,… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Государственный язык - в буржуазных государствах язык, обязательный в данной стране для ведения делопроизводства в учреждениях, судопроизводства, преподавания в школах и др., независимо от национального состава населения. Правящий класс обычно вводит в качестве … Большая советская энциклопедия

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК - предусмотренный Конституцией страны язык, используемый в законодательстве, делопроизводстве и судопроизводстве. Это язык, на котором государственная власть общается с гражданами. На Г.я. публикуются законы и другие правовые акты, издаются… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Книги

  • Государственный язык как орудие власти , Рыбин В.В. , Русский язык - такая же жизненно важная часть России, как и её население, как русский народ. Не станет русского языка - не станет и России. Наше государство защищает свою землю мощными… Категория: История русского языка. Старославянский язык Серия: Издатель: Питер , Купить за 348 руб
  • Государственный язык как орудие власти С предисловием Николая Старикова , Рыбин В. , Русский язык - такая же жизненно важная часть России, как и её население, как русский народ. Не станет русского языка - не станет и России. Наше государство защищает свою землю мощными… Категория:

ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК: ПОНЯТИЕ,

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.

1.1. Государственный язык как признак государства

1.2. Правовой статус государственных языков: сравнительно- правовое исследование.

ГЛАВАН. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ

ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ЯЗЫКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

2.1. Правовой статус русского языка как государственного: историко-правовой анализ.

2.2. Федеративные аспекты правового положения государственного языка Российской Федерации

2.3. Основные направления совершения конституционно-правового статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русский язык как государственный язык Российской Федерации: конституционно-правовой анализ»

Актуальность темы диссертационного исследования. В любом государстве установление статуса государственного языка является центральным и наиболее значимым элементом правового регулирования языковых отношений, поскольку затрагивает не только нормативную базу использования языков в государстве, но и права носителей этих языков - как отдельной личности, так и этнической общности.

Наиболее сложно проходит установление статуса государственного языка в федеративных многонациональных государствах, к которым принадлежит Россия. Это связано, прежде всего, с тем обстоятельством, что вопросы законодательного регулирования условий и порядка использования государственного языка должны быть соотнесены с вопросами защиты прав национальных меньшинств в области языковых отношений.

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила за русским языком статус государственного языка Российской Федерации и одновременно предоставила республикам право устанавливать свои государственные языки, которые в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации (ст. 68).

Вместе с тем, Конституция Российской Федерации не уточняет требования к особенностям функционирования и использования русского языка в качестве государственного языка России, не регулирует вопросы его взаимодействия с государственными языками республик в составе Российской Федерации. Не в полной мере разработаны эти аспекты и в российском языковом законодательстве.

Недостаточная правовая урегулированность вопросов функционирования и использования государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик в ее составе явилась причиной того, что в ряде республик сократился объем использования русского языка в различных сферах общественной жизни, особенно в сферах государственного управления и образования.

В этих республиках защита национального государственного языка и приоритетное его развитие стали преподноситься в обществе как меры по возрождению национального самосознания и утверждения самоидентификации народов, что отрицательно повлияло не только на положение русского языка и русскоязычного населения, но и на межнациональные отношения. Не во всех республиках осуществляется официальный перевод федерального законодательства с русского языка как государственного языка Российской Федерации на государственные языки республик.

В законодательстве Российской Федерации практически отсутствуют нормы о защите русского языка и культуры русской речи, и это не могло не сказаться на современном состоянии русского языка как государственного языка. Так, в последние годы в связи с усилением глобализации и расширением мировых интеграционных процессов заметно увеличилось использование в прессе, публичных выступлениях официальных лиц ненормированной речи, сленга, неоправданного заимствования иностранных слов и выражений.

В отдельных нормативных правовых актах недостаточно четко отражен статус русского языка как государственного языка Российской Федерации, не выдерживается по отношению к нему единая терминология, не всегда обеспечиваются гарантии прав граждан при использовании государственного языка Российской Федерации.

Анализ современных политических и этнокультурных тенденций показал, что русский язык подвергается интенсивному вытеснению из официальных сфер во многих странах Содружества Независимых Государств и Балтии.

Таким образом, в период перестройки государственности на новых федеративных началах в российском обществе назрела потребность в совершенствовании статуса государственного языка Российской Федерации, поиске научно обоснованных подходов к разработке соответствующих нормативных правовых актов в контексте с развитием всего законодательства о языках народов России, что и обусловило выбор темы диссертационного исследования.

Актуальность данного исследования заключается также в том, что рассматриваемые проблемы конституционно-правового регулирования функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации могут послужить основой для новых исследований в этой области.

По мнению автора диссертации, обеспечение всеми государственными и общественными структурами высокого престижа, полноценного функционирования и чистоты государственного языка Российской Федерации является важнейшим фактором укрепления российской государственности, федеративных и межнациональных отношений, сохранения единства и целостности России.

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. Рассматриваемая в диссертации проблема правового статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации еще недостаточно разработана в правовой науке.

Этой проблеме не уделялось должного внимания в советский период, поскольку существовала официальная точка зрения, что придание русскому языку статуса государственного может якобы отрицательно повлиять на языковую ситуацию в стране и внести напряженность в межнациональные отношения. В научных работах того периода в основном декларировалось равноправное положение языков народов СССР.

Вопросы, связанные с федеративным устройством России, статусом ее государственного языка и государственных языков республик России, затрагивались в работах отечественных ученых - Лбдулатипова Р.Г., Алпатова В.М., Баглая М.В., Болтенковой Л.Ф., Белоусова В.Н., Березина Ф.М., Васильева А.В., Васильева Р.Ф., Воробьева В.В., Ермошина Г.Т.,

Карапетяна JI.M., Костомарова В.Г., Кузнецова М.Н., Мальцева Г.В., Ми-хальченко В.Ю., Насилова Д.М., Нерознака В.П., Орешкиной М.В., Пи-голкина А.С., Ромашкина В.В., Сабаткоева Р.Б., Троицкого Е.В., Челы-шева Е.П., Шамбы Т.М., Экимова А.И., Яценко И.С. и других авторов.

Однако в современной отечественной юридической науке недостаточно исследованы проблемы правового регулирования функционирования и использования русского языка как государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик, правовые аспекты выбора графики их алфавитов, не определены четкие требования к деятельности органов государственной власти в области сохранения, развития и использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, не разработаны нормативно-правовые критерии определения нормированности русского языка при использовании его в общественных сферах.

В правовой литературе нет единого научного определения понятия «государственный язык», недостаточно разработаны меры ответственности за нарушение законодательства о русском языке как государственном языке Российской Федерации.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие между государством и гражданином в связи с реализацией федерального законодательства о русском языке как государственном языке Российской Федерации.

Предметом исследования являются нормы права, регулирующие правовое положение русского языка как государственного языка Российской Федерации.

Методологическая основа диссертационного исследования. При подготовке работы диссертантом применялись философские (всеобщие), общенаучные (социологический, сравнительный, системного анализа) и частнонаучные (сравнительно-правовой, историко-правовой, теоретико-прогностический) методы познания. Данные методы применялись в сочетании с широко используемыми для познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовых явлений требованиями объективности, всесторонности, историзма и принципа конкретности.

Цели и задачи исследования. Цель данного исследования - проанализировать состояние законодательства по вопросам функционирования и использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, определить пути повышения его правового статуса и более полной реализации прав граждан на использование русского языка.

В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи исследования:

Обобщить отечественный и зарубежный опыт по вопросам функционирования и использования государственных языков;

Выявить причины недостаточной урегулированности вопросов рационального использования русского языка как государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик;

Проанализировать обеспечение гарантий прав граждан России на использование русского языка как государственного языка Российской Федерации;

Определить пределы правового регулирования соблюдения норм русского языка как государственного языка Российской Федерации;

Сформулировать перспективы дальнейшего совершенствования законодательства о русском языке как государственном языке Российской Федерации;

Предложить пути развития конституционно-правового статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации.

Нормативно-правовую основу диссертации составляют конституционные акты (Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Российской Федерации, конституции зарубежных государств), кодексы, федеральные конституционные и федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства

Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и зарубежных государств, международные правовые акты.

В работе также использованы результаты социологических исследований по языковым вопросам, материалы пленарных заседаний и парламентских слушаний в Государственной Думе, заседаний Комитета Государственной Думы по делам национальностей и других ее комитетов, публикации отечественных и зарубежных ученых.

Научная новизна диссертации. Научная новизна диссертации выражается в комплексном исследовании конституционно-правовых аспектов государственной языковой политики России в области функционирования и использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, недостаточно изученных в юридической науке.

На защиту выносятся следующие положения, выводы, предложения и рекомендации, которые содержат элементы новизны и представляют теоретический и практический интерес:

Диссертант считает, что государственный язык - это один из основных признаков государства, поскольку он является уникальной формой функционирования государства, позволяющей его идентифицировать и выделять среди других государств;

Автором сформулировано понятие государственного языка: «государственный язык - это язык, который в соответствии с законодательством государства в обязательном порядке используется в нем во всех официальных сферах и который выполняет в этих сферах интеграционную функцию»;

Конституционно-правовой статус государственного языка Российской Федерации определен как совокупность правовых положений, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, в которых определяются порядок и сферы официального использования русского языка, правовые механизмы защиты прав граждан при использовании государственного языка, меры по обеспечению государственной защиты русского языка;

На основе анализа интегрирующего воздействия русского языка на процесс укрепления федеративного устройства России автором сделан вывод о том, что русский язык как государственный язык Российской Федерации является одним из важнейших факторов сохранения единого информационного, образовательного и культурного пространства, улучшения межнационального взаимодействия;

Обобщены требования к русскому языку как к государственному языку Российской Федерации: нормированность, унифицированность, научность. Подробно рассмотрен комплекс мер государственной защиты русского языка от неоправданного заимствования иноязычной терминологии, произвольного изменения графической основы его алфавита, а также засорения его ненормированной и жаргонной лексикой. Обоснована необходимость сохранения для алфавита государственного языка Российской Федерации кириллицы в качестве графической основы как одной из важных гарантий сохранения геополитического, образовательного и культурного пространства России;

Определены требования к использованию государственного языка Российской Федерации как языка законодательства: необходимость соблюдения норм современного литературного русского языка, унификации терминологии при разработке законодательных актов, обеспечения ясности, точности и доступности изложения нормативных предписаний, а также организации официального аутентичного перевода федерального законодательства с русского языка на государственные языки республик в составе Российской Федерации;

На основе анализа отечественной и зарубежной практики опубликования законодательных актов диссертантом сделан вывод о возможности установления единых подходов и законодательного регулирования методов и способов при осуществлении аутентичного перевода федерального законодательства с государственного языка Российской Федерации на государственные языки республик, а также о необходимости создания в структуре федеральной исполнительной власти специального органа для контроля за аутентичностью переводов и оказания республикам организационной, методической и иной помощи;

Автором предложены оптимальные пути совершенствования конституционно-правового статуса государственного языка Российской Федерации: подготовка и внесение в Конституцию Российской Федерации поправок; окончательно принятие Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации»; совершенствование действующего языкового законодательства;

На основе анализа федерального законодательства с точки зрения правильности применения и оформления норм о функционировании и использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации разработаны предложения по его совершенствованию.

Таким образом, в диссертации предложен целый комплекс законодательных и организационных мер, направленных на совершенствование статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации и практики его использования.

Научная и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что основные положения работы позволили отразить особенности функционирования и использования русского языка как государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик, а также обосновать необходимость обеспечения в государстве полноправного их развития, изучения и распространения.

В диссертации содержатся конкретные рекомендации, теоретические выводы и предложения по укреплению статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации, разработке правового механизма защиты чистоты литературного русского языка и поддержания культуры русской речи.

Апробация результатов диссертационного исследования осуществлена в ходе обсуждения на заседаниях методического семинара и кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте России, на парламентских слушаниях в Государственной Думе, заседаниях Комитета Государственной Думы по делам национальностей и других ее комитетов, пленарных заседаниях Государственной Думы, заседаниях Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации.

Кроме того, данная проблема обсуждалась на многих конференциях и совещаниях, в которых принимал участие диссертант: на Первой и Второй научно-практических международных конференциях «Язык и культура» в сентябре 2001 и 2003 гг. в Москве, Международной конференции «Русский язык как средство межнационального общения в странах Содружества» в декабре 2002 г. в Санкт-Петербурге, круглом столе «Языковая политика в современной России» в апреле 2002 г. в Санкт-Петербургском университете и др.

Основные положения работы были использованы автором при разработке Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», Федерального закона от 11 декабря 2002 г. № 165-ФЗ «О внесении дополнения в статью 3 Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации» (проект № 632213), принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 5 февраля 2003 года и в настоящее время находящегося на стадии согласования с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Структура диссертационном работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов, заключения, списка нормативных источников и научной литературы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Ляшенко, Наталья Васильевна, 2004 год

1. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньщинствам. Права меньшинств: изложение фактов Нью-Йорк, 1992.

2. Европейская Хартия региональных языков или языков меньшинств. Из-во Совета Европы, 2

3. Концепция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека. Собрание законодательства Российской Федерации.- 1995.-№ 13.-Ст. 1

4. Международный Пакт о гражданских и политических правах. //Ведомости Верховного Совета СССР. 1976.

5. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Ведомости Верховного Совета СССР. 1976.

7. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года 1- ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. 13. Ст. 1

8. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. 1. Ст. 1.

9. Федеральный закон от 24 июля 1998 года 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О языках народов РСФСР». //Собрание законодательства Российской Федерации. 1998.-№ 3 1 >Ц Ст. 3

10. Федеральный закон от 30 апреля 1999 года 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». //Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №18. Ст. 2

11. Федеральный закон от 17 июня 1996 года 74-ФЗ «О национально-культурной автономии». Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. 25. Ст. 2

12. Федеральный закон от 11 декабря 2002 года 165-ФЗ «О внесении дополнения в статью 3 Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации». Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации. 2002. 35 (304). Ст. 2

13. Федеральный закон от 31 июля 1995 года 119-ФЗ «Об основах государствешюй службы Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 7 ноября 2000 года). Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. 46. ст. 4

14. Федеральный закон от 29 декабря 1994 года 78-ФЗ «О библиотечном деле». Собрание законодательство Российской Федерации. 1995.-№1.-Ст.

15. Федеральный закон от 15 апреля 1998 года 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой 16. Федеральный закон от 15 ноября 1997 года 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. 47. Ст. 5

17. Закон РСФСР от 25 октября 1991 года К 1807-1 «О языках народов РСФСР». Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. 50. Ст. 1740. -Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года№ 3266-1 «Об образовании». Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. 30. Ст. 1

18. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года 2124-1 «О средствах массовой информации». Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992.-№37.Ст.

19. Декларация о языках народов РСФСР. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. 50. Ст. 1

20. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации 909 от 15 июня 1996 года. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. 2 5 С т ЗОЮ. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2001 года 483 «О Федеральной целевой программе «Русский язык» на 2002-2005 годы. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001.-№28.-Ст. 2

21. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 января 2000 года 41 «О Совете по русскому языку при Правительстве 22. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации. 2002.-№ 7.-

23. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Парламента Российской Федерации. М., 2003. Ст.

24. Часть 1. б) Законодательство Российской империи Свод Основных Государственных Законов Российской Империи. Спб., 1906.-Т.1. в) Законодательство советского периода Конституция СССР 1977 года. Конституция СССР. Конституции Советских Социалистических Республик. М.: Юридическая литература, 1

25. Конституция Грузинской ССР 1978 года. Конституция СССР. Конституции Советских Социалистических Республик. М.: Юридическая литература, 1

26. Конституция Казахской ССР 1978 года. Конституция СССР. Конституции Советских Социалистических Республик. М,: Юридическая литература, 1

27. Конституция Молдавской ССР 1978 года. Конституция СССР. Конституции Советских Социалистических Республик. М.: Юридическая литература, 1

28. Конституция РСФСР 1978 года. Конституция СССР. Конституции Советских Социалистических Республик. М.: Юридическая литература, 1978.

29. Закон СССР «О языках народов СССР». Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. 19. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 1

30. Постановление ЦК ВКП(б) и СИК СССР «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей». //Известия ЦК КПСС. 1939. 3. г) Законодательство зарубежных государств Конституция Австрийской Республики. Конституции государств Европы. В 3 т. М.: НОРМА, 2001. Т.З. Конституция Бельгии. Конституции государств Европы. В 3 т. М.: НОРМА, 2001.-Т.

31. Конституция Бирманского Союза. Конституции государств Юго-Восточной Азии и Тихого океана. М.: Иностранная литература, 1

32. Конституция Венгерской Республики. Конституции государств Европы. В 3 т. М.: НОРМА, 2001. Т.

33. Конституция Ирландской Республики. Конституции государств Европы. В 3 т. М.: НОРМА, 2001. Т.

34. Конституция Канады. Конституции зарубежных государств. М.:БЕК, 1

35. Конституция Китайской Народной Республики. Конституции зарубежных стран. М.: Юрлитинформ, 2

36. Конституция Мальтийской Республики. Конституции государств Европы. В 3 т. М.: НОРМА, 2001. Т. 1.

37. Конституция Республики Испания. Конституции государств Европы. В 3 т.-М.; НОРМА, 2001. Т.

38. Конституция Республики Кипр. Конституции государств Европы. В 3 т. М.: НОРМА, 2001. Т.

39. Конституция Республики Финляндия. Конституции государств Европы. В 3 т. М.: НОРМА, 2001. Т.З. Конституция Словакии. Конституции государств Европы. В 3 т. М НОРМА, 2001.-Т.З. Конституция Федеративной Республики Бразилия. Конституции зарубежных стран. М.: Юрлитинформ, 2

40. Конституция Франции. Конституции государств Европы. В 3 т. М НОРМА, 2001.-Т.З. Союзная конституция Швейцарской конфедерации. Конституции государств Европы. В 3 т. М.: НОРМА, 2001. Т.З. II. Научная литсратра а) Монографии Алпатов В.М. Япония: язык и общество. М., 1

41. Аврорин В.А. Двуязычие и школа. Проблемы двуязычия и многоязычия.- М.: Наука, 1

42. Алексеев А. А. Действующее законодательство и проблемы русского языка как государственного языка Российской Федерации. Аналитический вестник. Государственная Дума. Выпуск 14, ч.

43. Алексеев А.А. О проекте федерального закона «О русском языке как государственном языке Российской Федерации». Аналитический вестник. Государственная Дума. Выпуск 14, ч.2.- М., 2

44. Алексеев А.А, Нерознак В.П. Русский язык как государственный в правовом и культурном измерении. X конгресс МАПРЯЛ. 2

45. Алпатов В.М. 150 языков и политика: 1917-1997. М.: ИВ АН, 1

46. Андреева Г.Н. Государственный язык в современном конституционном праве зарубежных стран. М.: Из-во Института стран СНГ. 2

47. Бажеева Т.П. Социолингвистические исследования двуязычия в Бурятии. Мир Центральной Азии, Т. 1У. 4.

48. Языки. Фольклор. Литература. Улан-Удэ, 2

49. Белоусов В.Н., Григорян Э.А. Русский язык в межнациональном общении в Российской Федерации и странах СНГ. М., 1

50. Березин Ф.М. Место и роль русского языка в постсоветской России. Теория и практика общественно-научной информации: [Сб.] М., 1

51. Бичелдей К.А. К вопросу о дальнейшем совершенствовании законодательной базы языковой политики Российской Федерации Аналитический вестник. Государственная Дума. Вып. 14, ч. 2. М., 2

52. Бодуэн де Куртенэ И.А. Проект основных положений для решения польского вопроса. Спб. 1

53. Болтенкова Л.Ф. Интернационализм в действии. М., 1

54. Боргоякова Т.Г. Миноритарные языки: Проблемы сохранения и развития. Абакан, 2001. СПб.,

55. Вайнрайх У. Языковые контакты.- Киев, 1

56. Гарипова З.Г. Законодательные акты по огосударствлению татарского языка в Татарстане (20-е и настоящее время). Языковые проблемы Российской Федерации и законы о языках. М., 1

57. Гарипов Т.М., Гарковец А.Н. Национально-русское двуязычие в Урало-Поволжье, Средней Азии и Казахстане. Исследования языковых систем в синхронии и диахронии. М., 1

58. Гаркавец А.Н. Принципы национальной политики и языкового строительства. Алма-Ата, 1

59. Голобородько Е. П. Языковая ситуация в Украине: реалии и тенденции. Русский язык и литература в высших учебных заведениях. Киев, 2001.-№

60. Государственные и титульные языки Российской Федерации: Энциклопедический словарь-справочник Гл. ред. В.П. Нарознак. М., 2

61. Государственные языки в странах СНГ и Балтии. Статус и проблемы функционирования. Полилог, 2002.

62. Губогло М.Н. Развитие двуязычия в Молдавской ССР. Кишинев, 1

63. Двуязычие в Бурятии: новые аспекты изучения. Улан-Удэ, 2

64. Джафаркулиев М.А. Язык судопроизводства в многонациональном государстве. М.,1

65. Дырхеева Г.А. Бурятский язык в условиях двуязычия. Улан-Удэ, 2002.

66. Дьячков М.В. Социальная роль языков в многоэтнических обществах.-М., 1

67. Есенова Т.С. Русский язык в Калмыкии. Элиста, 2003. И.Г.Илишев. Язык и политика в многонациональном государстве. Политические очерки. Уфа, КИТАП. 2000. И.Сталин. Доклад о национальных моментах в партийном и государственном строительстве. Сочинения. 1921-1923.- Т. 5. И.Сталин. Организация Российской Федеративной Республики. Беседа с сотрудником газеты "Правда". Права федерирующих областей. Права национальных меньшинств. Сочинения. Ноябрь. 1917-1920.Т.-

68. Информационные материалы. Комитет по образованию, культуре и науке и Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками Государственной Думы Российской Федерации, 1995-2002 Информационный бюллетень УАПРЯЛ. Вып. 5-

69. Караулов Ю.Н. О состоянии русского языка современности. Доклад на конференции "Русский язык и современность". Проблемы и перспективы развития русистики. М., 1

70. Комментарий к Закону о языках народов Российской Федерации. М., 1

71. Краткий этнологический словарь. М., 1

72. Кузеев Р.Г. Национальные движения в России в прошлом и логика их современного развития. Россия и Восток: проблемы взаимодействия.-М., 1993. Л.А.Морозова. Теория государства и права. М.: ЮРИСТЬ. 2002.

73. Ленин. Либералы и демократы в вопросе о языках. Поли, собр.соч. Т

74. Ленин. Нужен ли обязательный русский язык? Полн.собр.соч. Т.

75. Мальцев Г.В. Понимание права: Подходы и проблемы. М.: Прометей. 1999. Мир русского слова. Спб.: Изд.-во Златоуст, 2000-2

76. Михайлов М.М. Двуязычие: проблемы, поиски... Чебоксары, 1

77. Мусаев К.М. Языки и письмегшости народов Евразии. Алматы, 1

78. Народы России. Энциклопедия. М., 1

79. Нерознак В.П., Орешкина М.В., Сабаткоев Р.Б. Русский язык в языковой политике Российской Федерации. Аналитический вестник. Государственная Дума. Выпуск 14, ч.1. М., 2

80. Нещименко Г. П. К проблеме функциональной дифференциации этнического языка. Русский язык сегодня. Вып. 1. Сб. статей. РАН. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. Отв. ред. Л.П. Крысин. М., 2

81. Образование на Севере. Сб. статей. М., 2

82. Озерова Н. Г. Функциональное взаимодействие в русской речи в Украине. Русистика.- 2001. Вып.

83. Пиголкин А.С. Законодательство о языках Российской Федерации: опыт, проблема развития. Языковая ситуация в Российской Федерации: 1992.-м., 1992.

84. Письменные языки мира: Языки Российской Федерации. Социолингвистическая энциклопедия. Книга 1. М., 2000; Книга 2. М., 2

85. Решение национально-языковых вопросов в современном мире Под ред. академика РАН Челышева Е.П. СПб.: Изд.-во Златоуст, 2

86. Русский язык и литература: проблемы изучения и преподавания. Доклады Международной научно-практической конференции Киев, 19-20 сентября, 2002 г. Русский язык в Белоруссии. Минск, 1

87. Русский язык в межнациональном общении: Проблемы исследования и функционирования. М., 2

88. Русский язык в мире. М., 2

89. Русский язык на Северном Кавказе. Материалы международной конференции. Пятигорск, 2

90. Русское слово в мировой культуре. X конгресс МАПРЯЛ. Сб. докладов. СПб., 2

91. Самсонов Н.Г. Два языка два родника. Якутск, 1

92. Скворцов Л.И. Культура русской речи. М.: Знание. 1

93. Сулейменова Л.Ш. Национальные школы малочисленных народов Башкортостана в 1917-1941 гг. Россия и Восток: проблемы взаимодействия. М., 1993. В.А.Тишков. Этнология и политика. М., Наука. 2

94. Трушкова Ю.В. Проблемы описания современной социолингвистической терминологии (термин «государственный язык»). Проблемы языковой жизни Российской Федерации и зарубежных стран. М., 1

95. Трушкова Ю.В. Термины для обозначения национальных государственных официальных языков в Российской Федерации. Социальная лингвистика в Российской Федерации (1992-1998). М., 1998.

96. Функционирование русского и украинского языков в эпоху глобализации. X международная конференция по функциональной лингвистике: Сб. докладов. Ялта, 2

97. Челышев Е.П. Культура России в мировом контексте. Образ России: Русская культура в мировом контексте М., 1

98. Шелютто Н.В. Законодательство о развитии и использовании языков народов СССР. О правовом статусе языков в СССР. М., 1

99. Этнологический словарь. Вып.

100. Этнос. Нация. Общество. М., 1

101. Южный фланг СНГ. Центральная Азия Каспий Кавказ: возможности и вызовы для России. Сб. статей. М., 2

102. Язык в контексте общественного развития. М., 1

103. Язык и общество на пороге нового тысячелетия: Итоги и перспективы. Тезисы конференции. М., 2

104. Языки народов России. Красная книга. «Энциклопедический словарь». М., Academia.- 2

105. Языки Российской Федерации и нового зарубежья: Статус и функции.-М., 2

106. Яковлев Н.Ф. За латинизацию русского алфавита. Культура и письменность Востока. Кн.

107. Агзамходжаев А.А. О статусе государственного языка. Правда Востока. 28 июня 1989 года. Васильева О. Есть ли будущее у этнического федерализма в России? Новое время.- 1995. 2,

108. Воробьев В. Государственный язык России. Народное образование. 1998.-№

109. Герард-Рене де Гроте. Язык и право. Журнал Российского права. 2002.

110. Гранде Б. Языковое строительство народов СССР. Литературная газета. 7 ноября 1939 года. Губогло М.Н. Как два крыла в полете Правда. 25 августа 1998 года. Данилевич Е. Великий и могучий нуждается в защите. СанктПетербургские ведомости. 27 марта 2 апреля 1999 года. Елагин В. Русский язык засорен не иностранными словами, а бранными. Российская газета. 3 февраля 1999 года. Зак Л.М., Исаев М.И. Проблемы письменности народов СССР и культурной революции. Вопросы истории. 1966.

111. Маракулин Д. Народное образование в Марийской АССР. Народное образование. 8. 1949.

112. Мусабеков Г. Победы нового алфавита. Литературная газета. 26 января 1936 года. Никитин В.И. С позиций интернационализма. Наш выбор, Уфа. 1 февраля 1999 года. Савоскун Социально-этнические проблемы русского народа. Этнополис. 1992.

113. Сергеева Е.В. Заимствования 80-90-х годов в социолингвистическом аспекте. Русская речь. 1996.

114. Столяров М. «Горе от ума» или надо ли президенту учить язык. Президент. Парламент. Правительство. 1998.

115. Тадевосян Э.В. Что такое государственный язык? Политическое образование. 1989.

116. Тарланов З.Г. Функционирование русского языка на СевероЗападе. Мир русского слова.-2001.-

117. Халеева И.И. Развал страны начинается с языковых революций. Российская газета. 16 октября 2001 года. Халеева И.И. Язык до Европы доведет. Газета «Труд». 7 февраля 2001 года. Челышев Е.П. Русский язык обретает государственную поддержку. Вестник РАН. 1997.

118. Эбзеев Б.С., Карапетян Л.М. Российский федерализм: равноправие и асимметрия конституционного статуса субъектов. Государство и право.-1995.-№3. «Языческий» шабаш в парламенте Украины. Континент. Апрель 2003 года.

119. Weinstein В., Francofonie: a language Based Novement in World Politics [Франкофоны: движение, основанное на общности языка]. International Organization. 1976. P. 485,

120. Wexler L. Official Englich and Linguistic Terror: a French Lesson. [Официальный английский язык и языковый террор: поучительный пример Франции]. Washington Law Review

122. Письменные языки мира: Языки Российской Федерации. Кн.1. М.: Academia, 2000. О письменности на других языках можно найти сведения в книге: Красная книга языков народов России. М.: Academia, 1

123. Карельский язык, письменность которого основана на латинице, не является государственным языком республики.

124. Русский язык как государственный язык Российской Федерации с Конституцией Российской Федерации 1. В соответствии является русский язык. государственным языком Российской Федерации на всей ее территории

125. Статус русского языка как государственного языка Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан Российской Фе126. Порядок утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации определяется Правительством Российской Федерации.

127. Государственный язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве.

128. Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации способствуют приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов Российской Федерации. 6. При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

129. Обязательность использования государственного языка Российской Федерации не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языками народов Российской Федерации. Статья

130. Законодательство Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации Законодательство Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права,

131. Сферы использования государственного языка Российской Федерации

132. Положения части 2 настоящей статьи не распространяются на фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, а также теле- и радиопрограммы, аудио- и аудиовизуальные материалы, печатные издания, предназначенные для обучения государственным языкам республик, находящихся в составе Российской Федерации, другим языкам народов Российской Федерации или иностранным языкам. Статья

133. Защита и поддержка государственного языка Российской Федерации В целях защиты и поддержки государственного языка Российской Федерации федеральные органы государственной власти в пределах своей компетенции:

134. Обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации

135. Обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации предусматривает:

136. Лицам, не владеющим государственным языком Российской Федерации, при реализации и защите их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, обеспечивается право на пользование услугами переводчиков. Статья

137. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном языке Российской Федерации

138. Принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на ограничение использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, а также иные действия и нарушения, препятствующие осуществлению права граждан на пользование государственным языком России139. Нарушение настоящего Федерального закона влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Статья

140. Вступление в силу настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Российской Федерации

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (1993) русский язык является государственным языком РФ на всей её территории. Одновременно русский язык является государственным или официальным ряда республик, входящих в РФ, наряду с языком коренного населения этих республик.

Знание государственного языка является обязательным для должностных лиц государственных учреждений, именно на нём составляется вся официальная документация.

Как государственный русский язык активно функционирует во всех сферах общественной жизни, имеющих всероссийскую значимость. На русском языке работают центральные и местные учреждения федерального уровня, осуществляется общение между субъектами федерации. Русский язык используется в армии, центральной и местной печати, на телевидении, в образовании и науке, в культуре и спорте.

Русский язык является вторым государственным языком в Белоруссии, официальным языком в Казахстане.

Связь русского языка с историей и культурой народа

Язык - это не только система знаков, но также исторически сложившаяся форма культуры народа. По словам В.Гумбольдта, "язык не есть мёртвый часовой механизм, но живое творение, исходящее из самого себя" (В.Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. М.:1984. С. 275). Естественный язык возникает не в результате математического расчета группы "языкотворцев", а в результате многовековых усилий людей, принадлежащих к одной национальной общности, сделать свою речь общепонятной в рамках национального коллектива.

Русский язык складывался в течение многих веков. Его словарь и грамматический строй сформировались не сразу. Словарь постепенно включал в себя новые лексические единицы, появление которых диктовалось новыми потребностями общественного развития. Грамматический строй постепенно приспосабливался к более точной и тонкой передаче мысли вслед за развитием национального общественного и научного мышления. Таким образом, потребности культурного развития стали двигателем развития языка, и язык отразил и сохранил историю культурной жизни нации, в том числе, те её этапы, которые уже ушли в прошлое.

Благодаря этому язык является для народа уникальным средством сохранения национальной идентичности, самой крупной истоко-культурной ценностью.

Как писал В.Гумбольдт, "язык, какую бы форму он не принимал, всегда есть духовное воплощение индивидуальной жизни нации" (В.Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. М.: 1984. С. 72) и более того "язык есть дыхание, сама душа нации" (там же, С. 303). Таким образом, культура речи является важной частью национальной культуры в целом.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: