Означает зарыть талант в землю. "Зарыть талант в землю" - значение и происхождение фразеологизма с примерами

И еще одну притчу сказал Иисус Христос против лености и небрежности нашей.

Сын Человеческий поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им свое имение. Одному он дал пять талантов, другому два таланта, а третьему один талант, каждому по его силе; и тотчас отправился.

Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел на них еще пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрел на них другие два. Получивший же один талант не захотел трудиться, пошел, и закопал его в землю, и скрыл серебро господина своего.


После долгого времени, возвратился господин рабов тех и потребовал у них отчета. Получивший пять талантов принес другие пять талантов и подошедши к нему, говорит: "господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них".


Подошел также и получивший два таланта, и сказал: "господин! два таланта ты дал мне; вот другие два таланта я приобрел на них".

Господин сказал ему: "хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего".

Подошел и получивший один талант, и сказал: "господин, я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; вот, я, испугавшись этого, пошел и скрыл талант твой в земле. Вот тебе твое".

Господин же сказал ему в ответ: "лукавый и ленивый раб! твоими устами буду судить тебя; ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; поэтому и должен был ты отдать серебро мое торгующим; и я, возвратившись, получил бы мое с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится; а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму кромешную (внешнюю); там будет плач и скрежет зубов".

Сказав эту притчу, Иисус Христос возгласил: "кто имеет уши слышать, да слышит!"


Эта притча означает: все люди получают от Господа различные дары, как то: жизнь, здоровье, силы, душевные способности, ученье, дары Святого Духа, житейские блага и проч., чтобы этими дарованиями служить Богу и ближним. Все эти дары Божии и разумеются в притче под именем талантов. Бог же знает, сколько нужно дать каждому, по его способностям, поэтому и получают - иной больше, иной меньше. Кто как воспользовался дарами Божиими, в том каждый человек должен будет дать отчет Господу, при втором Его пришествии. Кто употребил их на пользу себе и другим, тот получит похвалу от Господа и вечные небесные радости; а ленивые и небрежные люди будут осуждены Господом на вечные страдания.

Зарыть талант в землю

Зарыть талант в землю
Из Библии. В Евангелии от Матфея (гл. 25, ст. 15-30), откуда и берет начало это выражение, речь идет о деньгах. Талант - название древнеримской серебряной монеты (от древнегреч. talanton - монета большого достоинства).
В евангельской притче говорится о том, как некий человек, уезжая, поручил своим рабам охранять имущество. Одному рабу он дал пять талантов, другому - два, третьему - один. Первые два раба пустили деньги «в дело», то есть отдали их в рост, а получивший один талант просто зарыл его в землю, чтобы сохранить наилучшим образом.
Когда хозяин возвратился домой, он потребовал у рабов отчета. Первый раб вернул ему десять талантов вместо пяти, второй - четыре вместо двух, а третий отдал хозяину все тот же один талант. И объяснил хозяину, что он сохранил деньги, закопав их. Первых двух рабов хозяин
похвалил, а третьему сказал: «Лукавый раб и ленивый! ...надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я пришед получил бы мое с прибылью».
Впоследствии слово «талант» стало означать способности, дарования, и библейская фраза «зарыть талант в землю» получила другой, иносказательный смысл - пренебрегать своими способностями, не развивать их и т. д.
Это же место из Библии дало рождение другому крылатому выражению, ныне малоизвестному, но употребительному в России XIX в.: овому талант, овому два - по приведенной выше фразе на церковно-славян-ском языке (Евангелие от Матфея, гл. 25, ст. 15): «И овому убо даде пять талант, овому же два, овому же един».
Это выражение обычно служило комментарием к социальному (имущественному) неравенству людей или (что ближе современному толкованию библейского текста) к многогранности, разносторонности чьего-либо дарования, таланта.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Зарыть талант в землю

Выражение возникло из евангельской притчи о том, как некий человек, уезжая, поручил рабам охранять свое имение; одному рабу он дал пять талантов, другому – два, третьему – один. (Талант – античная денежно-расчетная единица.) Рабы, получившие пять и два таланта, "употребили их в дело", то есть отдали взаймы под проценты, а получивший один талант зарыл его в землю. Когда уезжавший хозяин вернулся, он потребовал у рабов отчета. Отдавшие деньги в рост вернули ему вместо полученных ими пяти талантов – десять, вместо двух – четыре. И господин похвалил их. Но получивший один талант сказал, что он зарыл его в землю. И хозяин ответил ему: "Лукавый раб и ленивый. Надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, – и я получил бы его с прибылью" (Матф., 25, 15-30). Выражение "зарыть талант в землю" употребляется в значении: не заботиться о развитии таланта, дать ему заглохнуть.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Зарыть талант в землю" в других словарях:

    ТАЛАНТ, а, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Зарыть талант в землю

    Зарыть талант в землю - крыл. сл. Выражение возникло из евангельской притчи о том, как некий человек, уезжая, поручил рабам охранять свое имение; одному рабу он дал пять талантов, другому два, третьему один. (Талант античная денежно расчетная единица.) Рабы, получившие… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    ЗАРЫТЬ ТАЛАНТ В ЗЕМЛЮ

    ЗАРЫТЬ СВОЙ ТАЛАНТ В ЗЕМЛЮ - кто чей Не использовать, губить способности, природный дар. Имеется в виду, что лицо (Х) подавляет или не даёт развиться, раскрыться своим дарованиям. Говорится с неодобрением. реч. стандарт. ✦ Х зарывает талант в землю. Именная часть неизм. глаг … Фразеологический словарь русского языка

    ЗАРЫТЬ ТАЛАНТ - кто чей Не использовать, губить способности, природный дар. Имеется в виду, что лицо (Х) подавляет или не даёт развиться, раскрыться своим дарованиям. Говорится с неодобрением. реч. стандарт. ✦ Х зарывает талант в землю. Именная часть неизм. глаг … Фразеологический словарь русского языка

    Зарывать талант в землю - ЗАРЫВАТЬ ТАЛАНТ В ЗЕМЛЮ. ЗАРЫТЬ ТАЛАНТ В ЗЕМЛЮ. Экспрес. Не проявлять, губить, попусту растрачивать свои способности. Но тяжкая вина перед судом общества и истории лениво зарыть в землю свой талант, поправ своё достоинство (Добролюбов.… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    ЗАРЫВАТЬ ТАЛАНТ В ЗЕМЛЮ - кто чей Не использовать, губить способности, природный дар. Имеется в виду, что лицо (Х) подавляет или не даёт развиться, раскрыться своим дарованиям. Говорится с неодобрением. реч. стандарт. ✦ Х зарывает талант в землю. Именная часть неизм. глаг … Фразеологический словарь русского языка

    ЗАРЫВАТЬ СВОЙ ТАЛАНТ В ЗЕМЛЮ - кто чей Не использовать, губить способности, природный дар. Имеется в виду, что лицо (Х) подавляет или не даёт развиться, раскрыться своим дарованиям. Говорится с неодобрением. реч. стандарт. ✦ Х зарывает талант в землю. Именная часть неизм. глаг … Фразеологический словарь русского языка

    Разг. Неодобр. Губить свои способности, не используя их. ФСРЯ, 471; БМС 1998, 564; Янин 2003, 113; ШЗФ 2001, 81; БТС, 1304 … Большой словарь русских поговорок

Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.

Гал. 6, 9

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

По прошествии веков смысл рассказанной Спасителем притчи о талантах сделался настолько общепонятным, что само слово «талант», означавшее некогда крупную сумму денег, стало обозначать человеческую способность к труду и овладению ремеслами, занятиями искусством и наукой.

Талант – дар Господень. Все, что люди привыкли называть своим: здоровье и силы телесные, богатство и житейская смекалка, умелые руки мастера, глубокий ум ученого, чувство красоты у художника – все это не наше, а Божие. Эти дарования даются людям не просто так, но чтобы каждый в меру сил приумножал их ревностным служением Всевышнему и ближним. И в урочный час Правосудный Господь строго спросит каждого: на добро или на зло использовал ты вверенные тебе таланты?

Вот так в евангельской притче господин вручает своим рабам таланты: одному – пять, другому – два, третьему – один, каждому по его силе (Мф. 25, 14). Прошло много лет, прежде чем господин вернулся и потребовал у слуг своих отчета. Получившие пять и два таланта вдвое приумножили врученное им некогда достояние и удостоились похвалы: добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многими тебя поставлю; войди в радость господина твоего (Мф. 25, 21). Не таков оказался третий раб: получив всего один талант, он пошел и закопал его в землю, а теперь принес господину и дерзко говорит: …я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое (Мф. 25, 24–25).

Услышав такой ответ, разгневанный владыка приказывает выбросить лукавого раба во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 25, 30). Постигшим смысл этой притчи ясно: так же поступит Господь господствующих и Царь царствующих с теми из нас, кто зароет в землю данные ему от Бога таланты.

Что значит зарыть талант в землю? Земля – это тело наше, созданное из земли и предназначенное земле, но жадное до пищи и питья, ненасытное в удовольствиях. Земля – это земное богатство, честь и слава, людская похвала и человеческая зависть. Отдавая жизнь служению своему телу или суетному тщеславию, мы зарываем данные нам от Бога таланты во прахе. Суровый приговор изрек таковым Господь!

Христиане призваны бодрствовать над своей душой, подвизаться в делах благочестия, неустанно нести на себе бремя семейного и общественного служения, прилежать к выпавшему на их долю труду. Разнеженная лень, лукавая праздность, допущенные даже на время, могут стать непреодолимым препятствием на пути к спасению. Постоянство в служении Богу и ближним, постоянный порыв к совершенству – только так умножаются человеческие таланты, только так торится тропа в Царство Небесное.

«Жестоким» назвал лукавый раб господина, требовавшего от него труда для приумножения вверенных ему богатств. Жесток ли Отец Небесный, заповедавший падшему человечеству: в поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3, 19)? Нет, только не понимающий путей Промысла Божия может счесть это жестокостью и проклятием. За внешней суровостью слов, обращенных к изгоняемым из рая прародителям нашим, скрывалось Небесное Милосердие, дарующее надежду. Дабы очиститься от скверны первородного греха, душа человеческая должна осолиться двойной солью, омыться двойной влагой: солеными слезами покаяния и соленым потом труда.

Небесный Отец – строгий Учитель и Воспитатель. Его Благость ничего не имеет общего с безумием тех «добреньких» родителей, которые всячески ублажают своих детей, а потом удивляются: почему они вырастают ленивыми и злыми, неприспособленными к жизни и ни на что не годными? Сквозь множество испытаний проводит Господь Своих избранников, и так крепнут и расцветают их души.

Мускулы атлета, оставшись без упражнений, постепенно слабеют – и красивое мощное тело превращается в заплывшие жиром телеса. Вот так же душа дряблая и разнеженная, не закаленная в трудах, становится неспособной к брани духовной и с легкостью порабощается диаволом. «Страх, братия, обнимает душу, когда помыслишь, что между христианами есть множество ленивых рабов, которые живут беспечно, в удовольствиях и вовсе не помышляют об этой страшной, вечной тьме внешней, где их ожидают непрестающий плач и скрежет зубов», – восклицает святой праведный Иоанн Кронштадтский.

В этом мире, созданном Премудростью Божией, все приносит плод: земля взращивает растения, плодоносят злаки и деревья, звери, птицы и рыбы приносят потомство. А человек, как духовное существо, должен взращивать в себе плоды духовные. Горе бесплодному! Его таланты, зарытые в землю, омертвеют и сгниют, а опустошенная душа сделается непригодной для Горнего Царства, станет годной только на потребу пламени адского. Благо плодоносному! Велика награда, ожидающая его, заслуженная им во время земного служения. Очевидно, что якобы жестокий господин из евангельской притчи о талантах желал просто испытать своих слуг, чтобы в трудах они сделались искусными, закаленными, стойкими и стало можно поставить их над многим (см.: Мф. 25, 21). Вот так же и Господь, взирая на умножающих данные им таланты во славу Божию, готовит им небесные венцы.

Некоторым кажется, что их дарования слишком малы, такие иногда даже впадают в ропот и зависть к более талантливым. Но на всяком месте можно угодить Господу! Трудолюбивый крестьянин или рабочий может взойти на высоты Царства Божия, а повелитель стран и народов – низринуться на самое дно преисподней. Бездушный богач после смерти своей с нестерпимой завистью смотрел на нищего калеку Лазаря, удостоившегося райского блаженства. Ленивому рабу из евангельской притчи не надо было наживать на данный ему талант еще пять или десять, достаточно было приумножить вверенное хотя бы вдвое, чтобы услышать: войди в радость господина твоего (Мф. 25, 21). Господь наделяет каждого талантами по силам его души и не требует от человека непосильного ему. О разных же поприщах служения Богу в земной жизни святой Апостол Павел говорит:

Все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих… Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее… Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены (1 Кор. 12, 13–27).

Откуда человек знает, малы или велики данные ему Господом таланты? Рыбак Петр сделался первоверховным Апостолом. Молитва нищего Алексия, человека Божия, восходила прямо к Престолу Всевышнего. Не князем и не боярином, а простым купцом был Косма Минин, но заслужил славное звание спасителя отечества.

Преподобный Арсений Великий в юности получил блестящее светское образование, был воспитателем императора. Но удалившись в поисках спасения в пустыню, он сделался смиренным учеником египетских старцев-отшельников. Когда его спросили, чему он учится у этих старцев, многие из которых не знали даже грамоты, преподобный Арсений отвечал: «Науки Греции и Рима я знаю, но еще не узнал азбуки, которая преподается этими ничего не знающими в учености мира».

Большие дарования таят в себе и великий соблазн, и грозную опасность для наделенного ими человека. Такому легко впасть в прелесть диавольскую, счесть таланты не Божиим даром, а собственными достоинствами, возгордиться, и тогда случается страшное. История знает множество примеров того, как высокоодаренные люди не просто зарывали свои таланты в землю, но и приумножали это ставшее преисподним достояние – не во славу наделившего их талантами Господа, а на потребу человекоубийце-диаволу. Таковы бездушные богачи, ростовщики, жиревшие на слезах стариков и сирот, таковы тираны-правители, но худшие из них – это авторы соблазнительных книг, создатели еретических, богоборческих и человеконенавистнических теорий. Эти люди, называвшие себя писателями, учеными и философами, в очах Господних хуже самых свирепых убийц и самых гнусных растлителей, ибо зло, посеянное ими в мире, не исчезает с их собственной смертью, но длится порой веками, ввергая в пагубу тысячи и тысячи душ.

«Соблазн подобен моровой язве, которая в одном человеке начинается и многих заражает», – говорит святитель Тихон Задонский. И нет преступнее тех, кто выпестовал в себе духовную чуму, чтобы потом пустить ее в мир. Они не пачкали своих рук в крови и грязи, они таились в тиши кабинетов, склонившись над белой бумагой, но безумным мороком для целых народов оборачивались их «тихие труды». Это «глубокий мыслитель и примерный семьянин» Карл Маркс зверствовал руками большевиков в несчастной соблазненной России в годы красного террора. Это «пылкие демократы» Белинский и Герцен, Чернышевский и Добролюбов были жесточайшими из надсмотрщиков в сталинских лагерях. Это «блестящий философ и поэт» Фридрих Ницше посылал гитлеровцев умерщвлять людей в газовых камерах. «Ученый новатор» Зигмунд Фрейд призвал «раскрепостить инстинкты», то есть дать волю низким страстям человека, – и вот теперь тень Фрейда витает в притонах разврата, поощряет похоть и блуд, грехи содомские и гоморрские, с детства растлевает воображение людей порнографией, чтобы потом превратить их в нечистых животных.

В списке соблазнителей и развратителей человечества есть крупные и мелкие – от властителей дум до авторов бульварных книжонок. Но чем талантливее несущие семена соблазна книга или картина, фильм или музыка, тем горший для себя приговор услышат их авторы на Страшном Суде Господнем.

Но как много добра может совершить тот, кто к талантам своим приложил Боголюбие и братолюбие, усердно трудясь на ниве Господней. Как прекрасны и поучительны творения святых отцов, духоносных наставников наших, – словно мед и млеко поныне текут из их уст, питая верных. И в светском искусстве немало таких, кто посвятил себя не заигрыванию с низкими страстями, но служению высшему. Не просто картинами, но святыми иконами сделались лучшие полотна Нестерова, Васнецова, Александра Иванова. Духовная музыка Бортнянского, Глинки, Мусоргского не только услаждает слух, но и возвышает душу слушающего. Верными своими сынами считает Церковь Российская писателей Николая Гоголя и Федора Достоевского, Сергея Аксакова и Алексея Хомякова, Сергея Нилуса и Константина Леонтьева, лучшие страницы их книг поистине озарены светом Христовым.

И нынешние люди искусства могли бы многое сделать для просвещения духовно обескровленного народа, но увы! Немного мы видим среди них ревнителей благочестия.

Усердный труд во славу Божию – вот единственный путь, на котором во всей красоте и полноте раскрываются таланты человеческие. Видя благое усердие и постоянство труженика, Господь не преминет возвести его из силы в силу и из славы в славу, откроет перед ним широкое поприще и укрепит Своею благодатью.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Каждый из нас наделен от Господа высочайшим талантом – Божественной способностью любить. Это дарование, любовь к Богу и ближним, мы должны особенно бережно взращивать в себе, особенно старательно приумножать. Если утратим мы этот талант из талантов, все прочие достоинства наши станут бесполезными и даже вредными душам нашим. А если сумеем преуспеть в любви, благие дела станут для нас потребностью, труд – радостью, а служение Господу и ближним – сладостнейшим из блаженств. Об этом-то царственном пути говорит святой Апостол Павел, призывая верных: Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший (1 Кор. 12, 31). Аминь.

Владимир, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский

(ныне – митрополит Омский и Таврический)

_______________

Инструкция

Сегодня слово «талант » используется для обозначения одаренности человека в искусстве, науке или ремесле. Раскрыть свой талант – это заняться саморазвитием, обрести способность менять себя в лучшую сторону. Любой талант можно и нужно развивать.

Как правило, талант ы можно обнаружить еще в детстве. К тому, что ребенку чаще приходится видеть, слышать или делать, у него появляется предрасположенность. И, несмотря на то, что любой талант вполне возможно развить абсолютно с нуля, если у человека все же есть предрасположенность к определенному виду деятельности, например, спорту или , то этот талант будет развиваться гораздо быстрее.

Пожалуй, наиболее важное для развития талант а - снятие внутренних рамок, ограничений, уход от стереотипов. Как правило, среднестатистический человек думает и живет в рамках определенных стереотипов, которые навязываются родителями, учителями, общественностью. Несмотря на то, что это удобно в повседневной жизни, это становится существенным препятствием к раскрытию талант у. Так, чтобы раскрыть свой талант , займитесь тем, что вам более всего нравится, и в этом уберите всяческие , слушая лишь свой внутренний голос.

Чтобы выбрать направлением, не ошибиться с областью, в которой у вас может быть талант , придется перепробовать много всего. Что вам кажется скучным и непонятным, отметайте сразу, а то, что вас увлекает и затягивает, чем хочется заниматься больше и больше, - вероятно, может стать началом большого талант а. К примеру, уже достигшие известности талант ливые писатели не могут остановиться, берясь за перо, и пишут по 12-14 часов подряд. Так же великие спортсмены способны проводить на тренировке по 6-10 часов в сутки. Все потому, что им это нравится, им хочется это делать, это их призвание.

Однако не обойтись без самого первого шага в развитии талант а – изучения основ, азбуки. Например, если вы чувствуете потребность в рисовании, для начала освойте различные техники штрихов, способов рисования, методов отображения объектов. Если вы считаете своим призванием танец, следует освоить общую методику стилей танца и среди них выбрать свою. То же относится и к музыке. Для начала стоит определиться с инструментом нотную грамоту.

Обратите внимание

Самое главное условие для развития таланта - человек должен найти себя и поверить в самого себя, в свой талант. Не отвлекаться на второстепенное, мелочи, не следовать стереотипам, стать уникальным.

Источники:

  • зарыть талант в землю значение в 2019

Наверняка, многие люди мечтают обнаружить в себе талант: петь, танцевать, хорошо готовить и т.д. Однако мало кто знает, что в глубокой древности это слово означало меру веса золота и серебра. Вот почему и сегодня талант так ценится в нашем обществе. Есть несколько способов обнаружить в себе талант, ведь в каждом человеке есть те или иные задатки.

Инструкция

Если вы хотите обнаружить и развить в себе талант, поверьте в свои силы. Для этого вспомните все те моменты, когда вы добивались поставленной цели. И не важно, если провалов и неудач было намного больше. Вы справитесь.

Также прочтите несколько историй абсолютно незнакомых вам людей, которые сумели добиться успеха. Несмотря на трудности и проблемы, они выстояли и получили желаемое. Не ищите причину неудач, думайте, как их преодолеть.

Для того чтобы обнаружить в себе талант, возьмите лист бумаги и выпишите все качества своего характера. Обратите внимание на все уголочки своей души, возможно, один из них и окажется ключевым. Если вам не хватает терпения, отложите работу. От таланта вы должны получать только радость и приятные ощущения.

Теперь обобщите и сгруппируйте черты характера. При помощи специальной литературы по психологию поищите той или иной группы ваших качеств. Проанализируйте свое поведение в соответствии с этой информацией. Подумайте, занимаетесь ли вы в жизни тем, чем стоит.

Если оказалось, что вы и так посвящаете много времени делу, к которому имеете предрасположенность, постарайтесь увеличить его. Найдите несколько лишних минут для этого и вскоре вы заметите результат. Если вы даже никогда не помышляли заняться той или иной деятельностью, ежедневно настраивайте себя на позитивный лад, повторяя, что со всем справитесь, и постепенно углубляйте знания по этому вопросу. Начинайте с теории, постепенно используя полученные знания в обычной жизни. Самое главное – не бойтесь, что вы будете выглядеть смешно.

Запомните одну вещь – талант должен приносить только радость. Если вы чувствуете, что то, что советует вам по , не доставляет удовольствия, навевает скуку, вызывает желание бросить все и заняться чем-нибудь другим, не насилуйте себя. Постарайтесь переключиться на более интересное для вас дело. И вы добьетесь успеха.

Видео по теме

Обратите внимание

Талант – это дар Природы, умноженный на ваши усилия. Он может быть обнаружен, если работать над ним. И никогда не бывает слишком поздно, чтобы обнаружить и развить свой талант. Главное, что вам нужно - это огромное желание.

Полезный совет

Абсолютной истиной является тот факт, что в этом мире бездарных людей просто не существует, и каждый человек имеет свою уникальность и неповторимость. Бездарными люди становятся именно тогда, когда оказываются не на своем месте, не обнаружив своих собственных дарований.

Талант - редкое явление, гениальность - уникальное. Распространено мнение, что каждый ребёнок талантлив, если развивать его способности в нужном направлении. И, конечно же, важно с самого начала донести и укрепить в сознании ребенка понимание того, что способности - это лишь бонус, и только кропотливый и непрерывный труд может принести успех.

У гениальности другая природа. Не раз звучало признание гениальных людей в том, что они ощущали себя проводниками, трансляторами некой высшей мысли, «божественной идеи» и были в известном смысле заложниками своего дара, не имея ни сил, ни права отступиться от своего предназначения.Лев Гумилев ввел понятие «пассионарность», под которым предлагал понимать импульс внеземного происхождения, но не божественного, а космического. Он объяснял, что избыток космической энергии вызывает толчки, в результате чего солнечное излучение, достигая земной поверхности, вызывает мутации. Эти мутации он назвал пассионарностью.

Пассионарность влияет на развитие черт характера непредсказуемо. Человек может стать гением, но с той же долей вероятности и преступником. Главная черта пассионария - посвящение всего себя, всей своей жизни определеной цели.

По мнению Н.А.Бердяева, гениальный человек проживает свою жизнь как заложник своего дарования, совершая жертвенный подвиг. В жизни редко можно встретить по-настоящему одаренного человека, которому не пришлось бы дорого оплачивать свои необычные способности, свою «искру Божью».

Лауреат Нобелевской премии Луи Бергсон связывал гениальность с интуицией, которая дается как божественный дар единицам, и считал гениальность непостижимой таинственной силой, существующей вне сознания. Может быть, именно в гениальном творчестве проявляется богоподобная сущность человека?

Большинство психиатров констатируют как факт связь гениальности с психопатологическими растройствами. Стендаль считал, что частью биографии гениев являются истории их болезней.

Однако, существует и противоположная точка зрения, сторонники которой утверждают,что гений - это как раз и есть биологическая норма, которая заложена природой или является замыслом божьим, но не используется в силу неблагоприятных условий развития. А болезнь, если она имеется, - не причина, а следствие творчества гения, следствие нервного перенапряжения из-за неправильного распределения усилий или неблагоприятных жизненных обстоятельств. По сути, с этой точки зрения, болезнь - это случайность, побочное обстоятельство, даже несчастный случай, от которого никто не застрахован.

Если основываться на данных, приводимых различными исследователями биографий, творчества и историй болезней выдающихся деятелей науки и искусства, легко сделать вывод о том, что в редких случаях психическое заболевание может быть следствием напряженной творческой деятельности, жизненных трудностей, непризнания, но часто является причиной, мотивом для такой деятельности.

Несколько примеров для иллюстрации

Людвиг Ван Бетховен (1770 - 1827)

Немецкий композитор, творчество которого признано одной из вершин в истории мирового искусства. Отец - алкоголик, умственно ограниченный, жестокий, побуждающий сына к занятиям побоями. Мать была больна туберкулезом. Семья испытывала крайнюю материальную нужду. Сам композитор был рассеянным и непрактичным, подверженным жестоким депрессиям. Он был склонен к ссорам и конфликтам, неконтролируемым приступам ярости и насилию. В 26 лет глухота начала свою разрушительнүю работу. По свидетельству друзей, Бетховен во время работы выл как зверь и метался по комнате, напоминая буйно помешанного. Многие произведения Бетховена адресованы женщинам, являлись плодом его страстной, но безответной любви.

Александр Блок (1880 - 1921)

Русский поэт. Его дед умер в психиатрической больнице, а отец, блестящий юрист и музыкант, был клиническим садистом, бил жену, держал её полуголодной. Умер неопрятным одиноким душевнобольным. Мать страдала нервным расстройством, мучительными состояниями тоски, тревоги, у нее случались приступы эпилепсии. Три раза покушалась она на свою жизнь. Лицо самого поэта поражало всех отсутствием мимики. Он был подвержен частой и врезапной смене настроений - от детского веселья до вспышек раздражения с битьем посуды и мебели. С 16 лет начались приступы эпилепсии. В семейной жизни Блок попытался реализовать идеи Вл.Соловьева о сверхчеловеческой любви, отрицающие сексуальные отношения во имя «белой любви». С годами супружество превратилось в серию взаимных измен и перешло в тяжелый конфликт. Болезнь Блока начала прогрессировать после поэмы «Двенадцать», когда его постигло разочарование в идеалах революции. Умер поэт в психотическом кризисе.

Н. В. Гоголь (1809 - 1852)

Великий русский писатель. Слабость организма Н. В. Гоголя может быть объяснена туберкулезом его отца. Сам писатель считал, что его отец умер не от болезни, а от страха болезни. Этот страх Николай Васильевич полчил от отца как роковое наследство. Родился писатель от слишком молодой матери: Мария Ивановна вышла замуж в 14 лет. Школьные друзья Гоголя прямо считали её ненормальной. Считая своего сына гением, но не понимая, что писательская деятельность может быть достойным занятием, приписывала ему изобретение паровой машины, железной дороги и т.д.

Сам писатель с детства был болезненно застенчив, неряшлив, замкнут и молчалив. В 22 года его болезненное состояние принимает форму экзальтации и, не имея для этого достаточного образования, Гоголь устраивается читать лекции в университет. Очень скоро студентам стало ясно что их «профессор» ничего не смыслит в истории, кроме того,не способен быть скромным и любезым. Не дожидаясь студенческих манифестаций, Гоголя уволили. С тех пор душевное заболевание писателя имело циклический характер. Периоды маниакального подъема чередовались с многомесячными приступами депрессии с утратой работоспособности, с ипохондрическими бредовыми идеями.

У Гоголя за всю его жизнь не было никаких связей с женщинами, он не знал, что такое любовь и она мало места занимает в его произведениях. Гоголь сам понимал и писал о том, что его болезнь оказала огромное влияние на его творчество. Тяжелую душевную болезнь или близкие состояния он описывает в «Страшной мести», в «Записках сумасшедшего», в «Носе», в «Шинели», в «Вие» и других произведениях. Скончался писатель во время приступа затяжной меланхолии от истощения и малокровия мозга, связанных с голоданием и неправильным лечением, в особенности кровопусканием.

Наполеон Бонапарт (1769 - 1821)

Французский император, полководец. Отец его был алкоголик, человек с патологической психикой, лишенный нравственных чувств. Сам Наполеон был болезненным ребенком, подверженным вспышкам гнева, доходившими до бешенства. Он был склонен к ссорам и дракам, никого не боялся, все боялись его. С детства начались у него судорожные припадки, вызванные рахитом. Даже в два года он не мог прямо держать голову, которая была больше нормы. Обладал абсолютной памятью, легко запоминал и математические формулы, и стихи, и имена солдат и офицеров, указывая год и месяц совместной службы, а также часть и наименование полка, в котором состоял сослуживец. С юности вставал не позже четырех часов утра, приучил себя мало спать.

Главной замечательной чертой его интеллекта была способностьк мгновенной реакции на внешние события. У него случались внезапные приступы сонливости, когда он мог уснуть в разгар сражения. О патологичесой направленности личности свидетельствуют гомосексуальная связь с братом Жозефом и инцестная связь с сестрой Паулиной. Большинство историков соглашаются с тем, что Наполеон никогда не добился бы таких успехов, будь он хоть чуть-чуть более нормален. Его энтузиазм был аномален, и именно он принес ему успех.

Марина Цветаева (1892 - 1941)

Русская поэтесса, прозаик. Сестра Марины Цветаевой, Анастасия, вспоминала, что в своей непомерной гордости Марина легко и пылко делала зло. Училась она плохо и равнодушно, оскорбляла учителей, разговаривая с ними высокомерно и неуважительно. В 17 лет пыталась покончить с собой. С людьми ей было очень трудно, с близкими она была как с другой планеты: эмоционально холодна по отношению к отцу (Иван Цветаев - создатель музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина на Волхонке), плохая мать всем троим своим детям, неверная жена своему мужу.

Она губила детей исступленной,подавляющей любовью, желая пересоздавать их своим влиянием, или же равнодушием, не в состоянии решать бытовые вопросы (Ирина умерла от голода в 1918 году в Москве). Писала бесконечные любовные письма, адресованные разным людям, не останавливаясь ни перед лесбийскими связями,ни перед другими нравственными отступлениями. Почти всегда неизменным состоянием Цветаевой была тоска и настрой против всего мира, который воспринимался как нечто чуждое и враждебное. Для нее все было не так, она сама творила драмы. Состояние покоя и счастья отнимало у нее вдохновение. Несчастье она считала необходимым компонентом творчества, свои стихи называла «сердечными дребезгами».

По мнению психиатров, влечение к смерти являлось для нее одним из подсознательных источников творчества. Марина Цветаева поҡончила с собой в 1941 году после очередного конфликта с сыном, что, по видимому, явилось провокационным фактором на фоне общего неблагополучия.

Это лишь несколько примеров. Список же гениальных людей, явивших миру свой выдающийся талант и заплативших за него дорогую цену, настолько велик, что не поместится в формат статьи, для этого нужны тома...

) - не заботясь о развитии таланта, дать ему заглохнуть, погубить его (Толковый словарь , 1935-1940, к слову "талант").

Выражение произошло от притчи, которая изложена в Библии. Изначально в выражении под словом "талант" имелась в виду старинная монета:

Богатый человек, отправляясь в дальнюю страну, раздал казну своим слугам. Один получил пять талантов, другой – два, а последний – один. Первые двое вложили деньги в дело, и по своему возвращению хозяин их за это похвалил и подарил им эти деньги. Последний слуга сказал, что очень боялся потерять полученный талант, поэтому зарыл его в землю. Хозяин отобрал у него талант, отдал тому, который заработал 5 талантов на 5 вложенных, а самого боязливого слугу велел посадить в темницу.

Эта история изложена в Евангелие от Матфея (гл. 25, ст. 15-30):

"Мф.25:15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
Мф.25:16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
Мф.25:17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
Мф.25:18 получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего.
Мф.25:19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
Мф.25:20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
Мф.25:21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
Мф.25:22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
Мф.25:23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
Мф.25:24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
Мф.25:25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
Мф.25:26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
Мф.25:27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
Мф.25:28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
Мф.25:29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
Мф.25:30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!"

Примеры

(1948 - 2017)

"О чем пел соловей" (1925 г.): "Былинкин, всегда несколько склонный к американизму, забросил вскоре свои литературные достижения, без сожаления закопал талант в землю и стал жить по-прежнему, не проектируя своих безумных идей на бумагу."



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: