Как решить демографическую проблему в китае. Население Индии и Китая: официальные данные и прогнозы. Демографическая политика Китая и Индии. Неожиданные цифры демографической статистики Китая

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Китай -- самая многонаселенная страна мира, которая уже долгое время удерживает лидирующее место в мире по этому показателю. Поэтому вопрос демографической политики в этой стране один из самых важных, и проблемы, связанные с численностью населения, стоят здесь особенно остро, и на данном этапе без решения этих проблем невозможно осуществить подъем жизненного уровня.

По численности населения Китай занимает 1-е место в мире - более 1364 млн. человек, и это означает, что каждый пятый житель Земли - китаец. Переписи в Китае проводились еще в далеком прошлом, фиксируя количество дворов для учета трудовой повинности или определяя число жителей по количеству съеденной соли или почтовых отправлений. После образования КНР общенациональные переписи проходили четыре раза: в 1953 г. численность населения составила около 588 млн. человек, в 1964 г. - 705 млн., в 1982 г. - 1,08 млрд. и в 1990 г. - 1,13 млрд. человек. По территории страны население распределено крайне неравномерно, преобладающая его часть сконцентрирована на приморских равнинах, в долинах главных китайских рек. Очень высокой плотностью населения отличается юг Великой Китайской равнины, дельты рек Янцзы и Чжуцзяна, Сычуаньская впадина. Высокогорные, пустынные районы, напротив, заселены редко, однако в их пределах можно встретить густозаселенные ареалы оазисного земледелия. В населении преобладают мужчины - 51,6%. Доля женщин ниже, что типично для многонаселенных развивающихся стран. Это связано с более высоким социальным статусом мужчин, тяжелыми условиями труда женщин и частыми деторождениями.

1. Политика «Одна семья - один ребенок»

китай демографический семья

Китай был вынужден законодательно ограничить размер семьи в 1970-х годах, когда стало понятно, что огромное количество людей перегружает земельные, водные и энергетические ресурсы страны. Такая демографическая политика получила название - «Одна семья - один ребенок». Выполнение социально-экономических и политических задач китайское руководство связывает с ограничением роста огромного населения. Для ограничения роста населения с середины 60-х годов в стране начала осуществляться политика планирования семьи, причем со все большим ее ужесточением. Если сначала допускалась семья с тремя детьми, то уже через несколько лет семьям предложили иметь не более двух детей, а с начала 80-х годов стали считать образцовой семью с одним ребенком.

Улицы городов пестрили лозунгами, призывающими иметь только одного ребенка: "Рожать лишь одного ребенка - хорошо!", "Проводить политику планирования семьи - означало стимулировать успешное проведение политики четырех модернизаций" и т. д. Дети в больших городах, где эта политика проводилась наиболее успешно, были прекрасно одеты, чувствовалось, что они окружены вниманием и заботой. Семьи, имеющие одного ребенка, получали льготы, как, например, право на первоочередное получение жилья, на бесплатное содержание ребенка в детском саду, преимущества при приеме в вузы и т. д. Крестьянским семьям с одним ребенком увеличивали размеры выделяемых приусадебных участков. Для супругов, имеющих двух детей и более, в ряде районов были введены санкции, например при рождении второго ребенка родители обязаны вернуть премию, которая им выплачивалась ежемесячно как семье с одним ребенком, а кроме того, заплатить штраф, размеры которого в зависимости от доходов и места жительства колебались от нескольких сот до нескольких тысяч юаней. Среди конкретных мер по планированию семьи - пропаганда поздних браков. Официально возраст вступления в брак для женщин - 20 лет, для мужчин - 22 года, но вводились дополнительные ограничения, например, категорически запрещалось создавать семью студентам вплоть до угрозы исключения из института. В то же время наблюдалась тенденция к возрождению традиций "ранних браков".

В вопросах заключения браков Китай постепенно становился все более современной страной. Ранее браки заключались по сговору между родителями. Разводы перестали быть редкостью, но все же доля их существенно была ниже, чем в западных странах, поскольку развод для китайцев считается позором.

Необходимо отметить, что лозунг "Одна семья - один ребенок" проводился с учетом местных условий и национальных особенностей. Так, в районах проживания национальных меньшинств число детей могло не ограничиваться.

«Плюсы» проведения политики «одного» ребенка:

1. Если сейчас отказаться от запретов, то к многочисленным старикам прибавиться еще и не менее многочисленная категория детей. Вследствие этого доля неработающего населения увеличится минимум на четверть, и такое положение вещей будет сохраняться еще 18 лет.

2. Беспрецедентный экономический рост, который последние 20 лет демонстрирует Китай, был достигнут, в том числе, и благодаря политике «одна семья -- один ребенок».

3. Общий уровень жизни отдельно взятой китайской семьи растет. Своему единственному ребенку родители могут обеспечить и хорошее образование, и возможности для творческого роста.

4. Города страны перенаселены. Уже сейчас уровень урбанизованности населения КНР приближается к 50%. В случае разрешения на второго ребенка и, соответственно, демографического скачка в городах, возможно резкое ухудшение экологической обстановки в стране.

5. Китайским крестьянам с каждым годом все труднее прокормить городское население. В 2011 году КНР импортировал 575 000 тонн риса, а в 2012 году - уже 2,8 миллиона тонн. И это при запрете на большие семьи. Что же будет, если политику «одна семья -- один ребенок» придется отменить?

Однако, проведение в жизнь мер по сдерживанию роста населения порождает новые проблемы, среди которых старение населения и воспитание детей-одиночек в семье. Средняя продолжительность жизни населения страны в 2000 году составила 71,4 года. Численность населения старше 65 лет достигла 7%-ого барьера - это более 90 млн. человек. Поэтому к проблеме престарелых стараются привлечь внимание широкой общественности. Растут расходы государства на пенсионное обеспечение, лечение, оказание материальной помощи, активизируются исследования в области геронтологии. Новые проблемы возникли и в связи с отсутствием опыта и традиций воспитания детей в семьях, где ребенок - единственный. В китайской прессе часто рассказывается о "маленьких императорах", абсолютно беспомощных, не приученных к самостоятельности. Даже в десятилетнем возрасте они не могут сами одеться, почистить свою одежду, не говоря уже о простейших навыках личной гигиены. Родители выбирают за ребенка и будущую профессию, причем предпочитают престижные профессии, связанные с умственным трудом, творчеством. Они, не считаясь со способностями ребенка, хотят, чтобы их чадо заняло более высокое положение, чем они сами. Многие китайские семьи по-прежнему хотят иметь сыновей, так как именно сыновья - опора в старости, ведь девушка обычно уходит в дом мужа. Семейный подряд в деревне также заставляет отдавать предпочтение мальчикам. В условиях осуществления политики, допускающей лишь одного ребенка в семье, женщины стараются избавиться от еще не родившегося ребенка, если врачи считают, что будет девочка. Нередки случаи умерщвления новорожденных девочек, хотя закон весьма сурово наказывает за это.

Последствия проведения политики «одного ребенка»:

Уровень рождаемости в Китае настолько снизился, что если и продолжать в таком темпе, то количество населения может сократиться. Коэффициент рождаемости в Китае в настоящее время составляет 1,7, что значительно ниже уровня 2,1, обеспечивающего замещение населения. По оценкам ООН население страны к концу века может сократится до 940 миллионов. Индия к тому моменту далеко опередит Китай.

Происходит резкое старение населения. В 2011 году возрастная группа старше 60 лет в Китае составила 185 млн. человек. Прогнозируется, что в 2013-м показатель достигнет 200 миллионов. И в дальнейшем динамика ее роста составит + 7-8 млн. ежегодно.

Доля возрастной группы до 14 лет в 2010 году составила 16,6%, что стало наименьшим показателем за всю историю страны. Уменьшение числа молодежи, как самой активной и креативной части населения в будущем может негативно сказаться на развитии страны.

Единственные дети в семье (сейчас в Китае их называют «маленькими императорами») по оценкам психологов отличаются инертностью, безынициативностью, ленью. Нынешнее благосостояние страны создавали и приумножали поколения тех, кому за 30, то есть выходцы из многодетных семей. Про современных же китайских детей говорят, что они уже ничем не отличаются от их европейских или американских сверстников. Такие же разбалованные.

В случае сохранения существующей политики КНР может столкнуться с долговременным гендерным дисбалансом в пользу мальчиков. Сейчас родители предпочитают оставлять мальчиков, что уже привело к демографическому неравенству в обществе. Уже долгое время на 100 новорожденных девочек приходится 120 мальчиков. Согласно предварительному подсчету, к 2020 году в Китае будет около 25 миллионов холостяков. Запрет на предварительное определение пола ребенка - это крайняя мера, и она также вряд ли себя оправдает.

Ограничение на второго ребенка и так уже очень часто обходят: либо с помощью уловок (едут рожать за границу, в другую провинцию, в деревню), либо просто игнорируют, а потом платят штраф. Так в 2007 году в китайской провинции Хубэй более 90 тыс. человек нарушили данный закон и среди них - 1 тыс. 678 чиновников и членов партии.

Продолжение такой политики чревато нарастанием социальной напряженности в обществе, где дети становятся привилегией зажиточной части граждан. Платя штрафы, богатые китайцы фактически покупают себе право реализоваться в качестве родителей. Бедняки этого счастья лишены.

Реализация действующей политики приводит к трагическим последствиям медицинского и психологического характера. За тридцать лет ее существования в стране было произведено около 400 миллионов абортов.

По мнению некоторых экспертов в области демографии, в случае отказа от политики «одна семья -- один ребенок» никакого демографического взрыва в Китае не последует, ибо он уже завершил так называемый демографический переход, когда высокий уровень жизни уже сам ограничивает рождаемость, а высокий уровень медицины, соответственно, ограничивает смертность.

Смягчение политики «Одна семья-один ребенок»

Сейчас, китайские власти опасаются нехватки рабочих рук в будущем. Численность трудоспособного населения Китая - люди в возрасте от 16 до 59 лет - упала в 2012 и 2013 гг. Сокращается количество работников, которые могли способствовать развитию трех десятилетий бурного экономического роста. Так как предложение рабочей силы Китая сужается, его потенциальный темп роста упадет в среднем до 6,2% в год с 2016 по 2020 гг., Фань Ган, бывший советник Народного банка Китая, выступая на форуме в городе Ухань, прогнозировал потенциальные темпы роста от 7% до 8% в год до 2020 г.

Действовавшее 34 года правило «одна семья - один ребенок» будет изменено. Власти Китая договорились смягчить политику «одна семья - один ребенок», сообщило агентство «Синьхуа». Теперь семьям будет разрешено иметь двух детей, если один из родителей был единственным ребенком. Это позволит поддержать требуемый размер рабочей силы, заявила Национальная комиссия здравоохранения и планирования семьи Китая. Средние темпы экономического роста в КНР составят 6,6% до 2030 г. и 2,3% в 2030-2060 гг. Это самый сильный сдвиг в социальной политике страны и самое масштабное расширение экономических прав в КНР за 30 лет, заявили аналитики UBS. После многих лет отрицания китайское правительство наконец признало существование демографической проблемы, резюмировал Цай Юн из University of North Carolina.

Правило «одна семья - один ребенок» было введено в 1979 г., чтобы сдержать рост народонаселения из-за ограниченности земельных, водных и энергетических ресурсов, была установлена демографическая цель в 1,2 млрд человек к 2000 г. Правительство утверждает, что сумело «снизить давление, которое рост населения оказал на ресурсы и окружающую среду». По факту население страны в 2000 г. выросло до 1,24 млрд, в 2010 г. - до 1,34 млрд, количество пожилых людей (от 60 и выше) выросло до 160 млн (13,3% трудоспособных граждан).Демографическая цель на 2020 г. - 1,43 млрд человек. Ее вряд ли удастся достичь, признают китайские чиновники. Быстрое старение населения грозит подорвать конкурентоспособность второй по величине экономики мира и спровоцировать пенсионный кризис, предупреждала ОЭСР.По оценке ООН, общее число населения в КНР сократится на 2% к 2050 г., трудоспособного - на 10,6%, количество в возрасте свыше 60 лет вырастет на 164,5%. Сейчас в стране 1 млрд трудоспособного населения (в возрасте от 15 до 64 лет), к 2050 г. его число сократится до 615 млн против роста в Индии на 320 млн до 1,1 млрд человек. Эффект от отмены правила одного ребенка в семье будет незначительным: это может увеличить рождаемость на 1-2 млн человек в первые несколько лет, но проблему рабочей силы это не решит. Большинство молодых семей не хотят иметь больше одного ребенка, только 8% из тех, кто ранее имел возможность завести второго, пользовались этой возможностью, говорит FT эксперт по демографии Кси Яфу.

На данный момент в Китае идет активное обсуждение плюсов и минусов либерализации политики «одного ребенка».

С одной стороны, штрафы, называемые «сборами на социальное воспитание», на протяжении долгих лет взимали с тех, кто нарушил политику одного ребенка. Китайские СМИ сообщают, что этот штраф принес в казну провинциальных администраций ошеломляющие доходы примерно в 2,7 миллиарда долларов лишь в 2012 году. Это значительная сумма, особенно учитывая растущие долги региональных администраций.

С другой, одним из факторов, который способствовал либерализации политики, оказалось резкое изменение демографического состава населения. Китайское Национальное бюро статистики ранее в 2013 году заявляло, что трудоспособное население страны в возрасте от 15 до 59 лет сократилось на 3,45 миллиона, до 937 миллионов людей.

Исследователи из Международного валютного фонда отметили, что «через несколько лет уровень работоспособного населения достигнет исторического максимума, а потом начнется резкий спад». Идет множество дебатов о возможности достижения Китаем «поворотной точки Льюиса», когда страна превращается из государства с огромными трудовыми ресурсами в экономику с нехваткой таких ресурсов. Если это произойдет, последствия будут значительными не только для Китая, но и для всего мира, который так сильно зависит от дешевых продуктов, произведенных в этой стране. Те последствия, которые возникнут из-за того, что политика «одного ребенка» не будет пересмотрена, могут оказаться намного тяжелее, чем из-за ее либерализации.

Список используемой литературы

1. Онлайн-журнал «Биржевой лидер»

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анализ развития экономики КНР за последние 30 лет. Общая характеристика основных отраслей экономики страны после Второй мировой войны. Проблемы и итоги "большого скачка" и "культурной революции". Современный этап социально–экономического развития Китая.

    реферат , добавлен 16.06.2011

    Современная демографическая ситуация в Российской Федерации и тенденции ее развития. Значение и содержание региональной политики. Региональные кризисные ситуации и пути их решения. Механизмы реализации демографической политики Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 06.03.2014

    Анализ демографической ситуации в Алтайском крае. Основные положения краевых целевых программ, направленных на улучшение демографической ситуации в регионе, повышение качества жизни населения, сокращение уровня смертности, повышение уровня рождаемости.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2015

    Исследование перспектив семейно-демографической политики в Российской Федерации. Рождаемость и уровень смертности как одни из индикаторов экономического, социального благополучия общества. Изменения возрастной, половой, трудоспособной структуры населения.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2014

    Реформы хозяйственной системы в китайской деревне, системы управления промышленностью и финансовой системы. Переход общества на путь социалистической плановой товарной экономики. Сохранение товарно-денежных отношений как средства взаиморассчетов.

    реферат , добавлен 30.10.2009

    Экономический рост как инструмент повышения уровня жизни населения. Индикаторы, показатели и система государственного регулирования уровня и качества жизни населения России. Демографическая ситуация в РФ, анализ безработицы, основные проблемы бедности.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2014

    Основные приоритеты социальной политики Республики Беларусь. Повышение уровня и качества жизни населения. Социальная политика Республики Беларусь в сферах образования, здравоохранения, спорта и туризма, жилищно-коммунального хозяйства.

    реферат , добавлен 31.03.2007

    Сущность и системный анализ переходности, характеристика его протекания на современном этапе в Китайской Народной Республике. Отличия опыта посткоммунистических стран Восточной Европы от опыта Китая. Общественное значение региональных исследований.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2009

    Социальная политика: содержание, принципы, направления, модели. Анализ денежных доходов населения в странах с трансформационной экономикой. Направления и пути реализации социальной политики в Республики Беларусь. Главные задачи демографической программы.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2012

    Общая характеристика инвестиций как долгосрочного вложения капитала. Основные особенности развития рынка инвестиций в России, представленного предприятиями, инвесторами, зарубежными компаниями. Сравнение инвестиций России и Китайской Народной Республики.

ТАСС-ДОСЬЕ. 29 октября власти Китая приняли решение отменить правило, запрещающее иметь больше одного ребенка в семье. Теперь супругам разрешено иметь двух детей.

Политика ограничения рождаемости - "одна семья - один ребенок" - была введена в КНР в 1979 году, когда государство оказалась перед угрозой демографического взрыва. Запретительные меры были вызваны дефицитом земельных, водных и энергетических ресурсов, а также невозможностью государства обеспечить населению широкий доступ к образованию и медицинским услугам. Проводимые с 1950-х годов кампании по снижению темпов роста населения не принесли ощутимых результатов - в период с 1949 по 1976 годы оно увеличилось с 540 млн до 940 млн человек.

Целью политики "одна семья - один ребенок" было названо ограничение рождаемости, для того чтобы численность населения КНР к 2000 году не превысила 1,2 млрд человек. Власти ввели запрет семейным парам в городах иметь более одного ребенка (исключая случаи многоплодной беременности). Второго ребенка разрешалось иметь лишь представителям национальных меньшинств и сельским жителям, если первенцем была девочка.

В стране пропагандировались поздние браки и поздние роды, была введена система штрафов и поощрений, применялись меры принудительной стерилизации. Результатом ограничительных мер стало снижение среднего количества детей, рожденных одной женщин, с 5,8 до 1,8.

В 2000-е годы ограничительные меры были несколько ослаблены. В 2007 году разрешение на второго ребенка получили родители, которые сами были единственными детьми в семье. Кроме того, национальным меньшинствам было разрешено иметь двух детей в городе и трех сельской местности, а для народов численностью меньше 100 тыс. были сняты все ограничения по количеству детей. Новые правила вводились поэтапно, по регионам.

В 2008 году, после землетрясения в провинции Сычуань, ее власти сняли запрет для родителей, потерявших детей.

В 2013 году право на второго ребенка получили семьи, в которых хотя бы один из супругов является единственным ребенком в семье. Эти правила также вводятся поэтапно.

В 2013 году китайская Национальная комиссия по здоровью и планированию семьи заявила, что политика "одна семья-один ребенок" "предотвратила" рождение примерно 400 млн человек. В виде штрафов с 1980 года правительством было собрано около 2 трлн юаней ($314 млн).

Негативные последствия политики "одного ребенка" проявились в 2013 году, когда впервые было зафиксировано сокращение трудоспособного населения.

Сейчас население страны составляет 1,3 млрд человек, прирост - 0,5%. В Китае насчитывается около 210 млн людей в возрасте 60 лет и старше, что составляет 15,5% от общей численности. К 2020 году доля этой группы людей достигнет 20%, к 2050 г. - 38%.

Демографические проблемы Китая стали объектом повышенного интереса - «Блумберг» в феврале опубликовал уже две статьи по этой теме. Первая из них , с броским заголовком о «новой долговой бомбе», посвящена трудовой демографии и не жалеет мрачных красок для описания ситуации. Во второй описывается ситуация с рождаемостью.

Поводом для такого внимания, вероятно, стало неожиданно низкое число родившихся в 2017 году. Напомню, что в 2014 году правительство КНР значительно смягчило политику «одна семья - один ребенок», а в 2015 отказалось от нее полностью. Эти шаги были предприняты для коррекции «демографической ямы» и дисбаланса в структуре населения страны.

Однако спущенное «сверху» разрешение сработало не так хорошо, как надеялись власти. В 2016 на свет родилось 17,86 миллионов китайцев - на 1,3 млн. больше, чем в 2015, и всё-таки чуть-чуть не дотягивая до правительственного плана (18 млн.). План на 2017 был еще выше: 20 млн. новорожденных, и демография позволяла такой оптимистичный прогноз. Но реальность оказалась гораздо суровее к планам: в прошлом году в стране родилось всего 17,23 млн. детей.

По расчетам демографов, 2017 должен был стать пиковым для рождений, после чего ситуация становилась всё менее благоприятной. Теперь понятно, что пик был пройден еще в 2016. В целом, демографические тренды Китая не показывают каких-то аномалий, повторяя путь, уже пройденный развитыми странами. Возможно, несколько необычно сейчас выглядит ситуация с составом семьи. Следующий график показывает разделение родившихся на первого и второго ребенка в семье:

Видно, что отмена ограничений на второго ребенка подействовала как положено: число их рождений резко выросло в 2016 и продолжило рост в 2017. Однако пары всё реже решаются заводить первого ребенка ! Удивительно, но число родившихся первенцев в прошлом году было ниже, чем родившихся вторыми по счету детей.

Если отбросить общие социокультурные тренды, китайцы называют несколько конкретных причин, по которым семьи не торопятся обзаводиться детьми. Одной из наиболее часто звучащих является высокая стоимость дополнительного образования . Дело в том, что китайские родители, желая «по максимуму» развить потенциал своего чада, стремятся записать его сразу на 3-4 секции: английский язык, танцы, рисование и т. д.

Всё это стоит немалых денег. “Сhina Daily” в своей статье приводит примеры семей, которые тратят на эти цели 4 тыс. - 5 тыс. юаней в месяц ($600-$800 ). При том, что зарабатывают родители в сумме 12 тыс. - 15 тыс. юаней. И это наверняка вполне обычное соотношение. Недавнее исследование показало, что в городах 14,3% расходов домохозяйств приходится на обучение детей. Если же мы учтем бездетные семьи и старшее поколение, эта доля будет еще больше.


Cпортивные секции - еще одно популярное направление расходов для китайских родителей

Второй момент - высокие цены на жильё. В Пекине квадратный метр новостроек (расположенных на окраинах) стоит в среднем $6000 , вторичного жилья - больше $9000 . Жёсткое регулирование ипотечного кредита еще сильнее уменьшает доступность жилой площади.

В целом, согласно проведенному опросу, 82% пар в возрасте до 35 лет называют неподъёмные расходы в качестве главной причины, по которой они воздерживаются от заведения второго ребенка. Еще одним фактором является нежелание уделять подрастающему малышу большое количество времени: карьера для современных китайцев стоит выше материнских и отцовских инстинктов.

Всё это - достаточно фундаментальные проблемы, и эксперты признают, что правительству вряд ли удастся серьезно повлиять на ситуацию с рождаемостью. Давайте теперь обратимся к теме рабочей силы и тем вызовам, которые ждут китайскую экономику.

Статья от «Блумберга» обращает внимание на вопрос с пенсионным обеспечением. С ростом продолжительности жизни доля населения старше 60 лет увеличилась с 3,0% в 2000 до 13,3% в 2010. Ожидается, что в 2030 она составит 24% . Параллельно этим процессам правительство КНР внедряло и продолжает усиливать пенсионную систему.


Очевидно, что объем требуемых пенсионных выплат за последнее время увеличился на порядок. Вот уже несколько лет средств, собираемых Пенсионным фондом, не хватает для исполнения всех обязательств . Дефицит вынужден покрывать государственный бюджет. А размер этого дефицита растет угрожающими темпами. 2014 - 0,17% ВВП; 2015 - 0,29% ВВП; 2016 - 0,45% ВВП.

В 2016 расходы Пенсионного фонда на 17% превышали его доходы, «разрыв» достиг 338 млрд. юаней. Перспективы выглядят еще мрачнее. Ожидается, что в нынешнем году он составит 600 млрд. юаней, а в 2019 может вырасти до 1,2 трлн. Такой скачок может объясняться принятием новых обязательств: до 2020 правительство обязалось охватить достойными пенсиями сельских жителей.

Помимо этого, растущий уровень жизни дает почву ожиданиям пропорциональной индексации пенсий. Власти страны пока намерены оправдывать эти ожидания, о чем недавно заявлял премьер Ли Кэцян.

В качестве меры, направленной на стабилизацию финансового положения Пенсионного фонда, было объявлено о переводе в него 10%-ной доли акций некоторых крупных госпредприятий. Насколько такой шаг адекватен и соразмерен масштабу проблем, пока сказать сложно - деталей об этом решении немного.

Скорее всего, дальнейший рост пенсионной нагрузки поставит ребром вопрос об увеличении отчислений с предприятий и работников. Сейчас относительно низкую стоимость китайского труда частично «спонсирует» государство. Впрочем, это обыденная ситуация для современных стран, разве что стареющие западные экономики имеют более высокий уровень жизни.


Но как эти демографические тренды будут влиять на количество доступной рабочей силы в Китае? “Блумберг“ нагнетает страха - дескать, с такой низкой рождаемостью рабочая сила будет сокращаться, а нагрузка на трудоспособное население станет обременительной.

Доля истины в этом есть. Однако давайте обратимся к недавней публикации международного коллектива авторов. Работа посвящена исследованию различных сценариев повышения пенсионного возраста в КНР, но она изобилует деталями, важными для более точного понимания китайского рынка труда.

И самая главный момент, который необходимо понимать - это то, что рабочая сила Китая делится на две очень разные части. А именно, сельскую и городскую. Доля сельского населения в 2016 составляла около 43% . Жители здесь заняты в основном тяжелым примитивным ручным трудом на рисовых полях и наделах других злаковых культур. Механизация сельского хозяйства в КНР растёт не слишком высокими темпами.


Ручная жатва риса в Китае

Зато семимильными шагами развивается другой Китай, городской. Весь этот фантастический рывок в экономике и превращение из нищей страны в сверхдержаву - заслуга китайского города. Именно здесь создается и укрепляется экономическое будущее страны. Соответственно, в первую очередь необходимо рассматривать городскую рабочую силу Китая .

Авторы публикации идут даже дальше и сосредотачиваются исключительно на урбанизированной части рабсилы. Так становится более очевидным основной фактор противодействия неблагоприятным трендам: «сельский демографический дивиденд». Или, другими словами, продолжение процессов урбанизации , увеличивающее численность экономически активного населения в городах.

По подсчетам авторов, в 2030 оно вырастет на 17% от уровня 2010. В 2030-2040 - еще на 5% . После чего его численность стабилизируется - источник «дивиденда» иссякнет. Тем не менее, это очень существенный приток. Производительность городских рабочих мест в разы выше, чем сельских, что будет и поддерживать рост экономики, и смягчать негативные эффекты старения населения.

Вероятно, что в 2040-ых Китай ожидает не стабилизация, а небольшое сокращение рабсилы. Авторы исходят из очень оптимистичной оценки коэффициента фертильности в городской местности: 1,72. В других работах превалируют значения около 1,6. Но и это число может быть завышено. В Шанхае и Пекине - наиболее развитых и богатых, «передовых» мегаполисах, которые должны хорошо отражать особенности будущего китайского среднего класса, этот коэффициент сейчас опустился ниже 1 .

Вторая важная тема - это образование . Здесь стоит привести табличку:


Предпоследняя колонка показывает долю молодёжи, получающую среднее образование, последняя - высшее. Отчетливо видно, что молодые работники, пополняющие ряды экономически активного населения, обладают гораздо более обширным багажом знаний - значит, и потенциалом. Десятилетняя разница между возрастными когортами выливается в почти двукратный рост долей молодежи со средним и с высшим образованием.

Причем распространенность высшего образования будет расти и дальше. Авторы описываемой работы прогнозируют, что для городского населения она вырастет до 58% . Можно считать, что это будет новый «дивиденд» для китайской экономики: образовательный.

Наконец, собственно сценарии повышения пенсионного возраста. Авторы ожидают, что к 2050 средняя продолжительность жизни вырастет до 81,8 лет (74 года в 2010). А выходят на пенсию китайские горожане сейчас в 60 лет, горожанки - в 55 (специалисты и служащие) или 50 (другие категории). Так что более поздний выход на пенсию напрашивается сам собой.


В зависимости от выбранного пути пенсионной реформы, дополнительный рост рабочей силы может составить 17%-32% по сравнению с текущей схемой. Существенно снизится и нагрузка на пенсионный фонд.

Конечно, в Китае, как и везде в мире, подобная мера является очень непопулярной. У руководства КНР, по крайней мере, есть политическая воля, чтобы проводить политику в данной области сообразно тем требованиям, которые предъявляет демографическая ситуация. В целом же перечисленные моменты говорят в пользу того, что до 2040-ых значительных проблем с трудовыми ресурсами в Китае не возникнет.

Национальное бюро статистики КНР 19 января объявило, что общая численность людей, родившихся в Китае в 2015 году, составила 16,55 млн, что на 320 тысяч меньше, чем в 2014 году. 2015 был вторым годом после введения китайскими властями политики «родители, которые были единственным ребёнком в семье, могут иметь двоих детей», но рождаемость в этот год не возросла, а, наоборот, снизилась вопреки прогнозам демографов. /сайт/

Неожиданные цифры демографической статистики Китая

Как сообщили китайские СМИ, Национальное бюро статистики 19 января обнародовало данные о состоянии национальной экономики Китая и о демографической ситуации в стране. В 2015 году общая численность населения КНР составила 1 млрд 374 млн 620 тыс. человек и, по сравнению с прошлым годом, возросла на 6,8 млн. При этом рождаемость составила 16,55 млн человек, что на 320 тыс. меньше, чем в 2014 году.

С января 2014 года в каждой провинции КНР ввели новую демографическую политику: «родители, которые были единственным ребёнком в семье, имеют право заводить двоих детей». Ранее уже делались прогнозы, что в 2015 году рождаемость продолжит возрастать - до 17 или даже 18 млн человек. Однако в прошлом году рождаемость в Китае не возросла, а, наоборот, упала, и это вызвало у многих большое недоумение.

Демографы Хуан Вэньчжэн и Лян Цзяньчжан сделали совместный анализ, который опубликован в онлайн-издании «Цайсинь». Они утверждают, что снижение рождаемости обусловлено двумя факторами. Во-первых, сокращается количество женщин детородного возраста. Во-вторых, среди женщин детородного возраста уменьшается количество желающих рожать. Рост рождаемости, которому должна способствовать данная демографическая политика, значительно меньший, чем сокращение, вызванное двумя вышеуказанными факторами.

По подсчётам демографов, суммарный коэффициент рождаемости в КНР составляет приблизительно 1,4, что значительно меньше, чем показатель уровня смены поколений 2,1, и это классифицируется как сверхнизкий уровень рождаемости.

С января 2016 года в Китае полномасштабно вводится новая политика, гласящая, что супруги имеют право иметь двоих детей без каких-либо ограничений.

Политику двоих детей встретили прохладно

Демограф Яо Мэйсюн считает, что сокращение рождаемости в 2015 году указывает на то, что в целом среди китайцев желание рожать детей ослабло. Если при реализации политики двух детей не будет принят комплекс мер по стимуляции рождаемости, то существует возможность того, что китайцы встретят холодно и её, говорит Яо.

Демограф Ли Цзяньсинь из Пекинского университета тоже считает, что отсутствие интереса к неограниченной политике двух детей неизбежно, поскольку нынешние вступающие в брак и рождающие детей китайцы родились в 80-90-х гг. У этого поколения и представления о рождении детей, и стоимость их рождения и воспитания совсем не такие, как у поколения их родителей.

Гу Баочан из Китайского народного университета в его вышедшей на днях статье в журнале Phoenix Weekly написал, что когда в разных местах Китая проводили исследование и выясняли, каков эффект от реализации ограниченной политики двух детей, то с изумлением обнаружили, что, независимо от того, восточный это Китай или западный, город или деревня, реакция на эту политику повсюду была неожиданно равнодушная. Супругов, которые подали заявления на рождение второго ребёнка, оказалось очень мало. В ходе исследования Гу Баочан обнаружил у пар,которые завели второго ребёнка, наличие одной крайне важной черты - родители этих супругов в состоянии помогать им заботиться о детях.

По словам демографа, в обстановке, когда демографическая политика «рожать меньше, но лучше» стала основной тенденцией в китайском обществе и принята стратегия полномасштабно ввести политику двух детей, Госкомитет по делам здравоохранения и планового деторождения КПК по-прежнему подчёркивает, что рождение третьего ребёнка строго запрещено, и за это продолжают взимать штрафы. Это совершенно не соответствует требованиям времени, считает Гу Баочан.

Хуан Вэньчжэн и Лян Цзяньчжан тоже считают, что перед лицом опасно низкой рождаемости в КНР необходимо немедленно отменить ограничение рождаемости и максимально быстро начать её стимулировать. Даже если сейчас повсеместно ввести неограниченную политику двух детей, Китай по-прежнему останется единственным местом на земном шаре, где наиболее строго ограничивают рождаемость.

Тяжёлые последствия политики одного ребёнка

Опубликованные 19 января Национальным бюро статистики данные также показывают, что в конце 2015 года в КНР насчитывалось 704,14 млн мужского населения и 670,48 млн женского. Мужчин оказалось на 33,66 млн больше, чем женщин.

Осуществление коммунистической партией в течение 35 лет политики одного ребёнка непрерывно вызывало социальные проблемы и принесло простым людям множество страданий. Сильное нарушение пропорции между численностью мужского и женского населения - одно из её последствий. Это стало причиной роста численности холостяков.

Кроме того, усиление старения населения, «острый дефицит рабочей силы» и другие проблемы становятся в Китае с каждым годом всё более угрожающими. В апреле минувшего года министр финансов КНР Лоу Цзивэй отметил, что численность людей старше 65 лет с 8,1% в 2011 году возросла до нынешних 10,1%. Численность работоспособного населения начала резко уменьшаться. В начале 2012 года она сократилась на 3 млн человек (люди в возрасте 16-59 лет) и после этого продолжила падать.

Профессор Фуданьского университета Ван Фэн сказал CNN, что когда люди в будущем оглянутся назад, то увидят, что политика одного ребёнка - самая большая ошибка КПК в новой истории. Он считает её неэффективной и ненужной, поскольку в 80-х гг. рождаемость в Китае уже и так замедлилась.

Из 230 государств и регионов мира всего в 12 странах численность населения превышает 100 млн человек. Самая многонаселенная из них страна - это Китай, поэтому демографическая ситуация в Китае оказывает влияние на развитие народонаселения всего мира.

В апреле 2011 г. были опубликованы данные 6-й Всекитайской переписи населения 2010 г., согласно которым численность населения КНР составила 1339,72 млн человек. Эта цифра на 20,28 млн меньше по сравнению с запланированной численностью населения страны на 2010 г. согласно плану на 11-ю пятилетку (1360 млн человек). По сравнению с данными 5-й Всекитайской переписи населения 2000 г., прирост численности населения ежегодно составлял 0,57%, в абсолютном выражении за 10 лет составил 73,9 млн человек. Ежегодный прирост в этот период был на половину меньше, чем прирост населения с 1990 г. по 2000 г. - 1,04%. Это означает, что политика планирования рождаемости имеет хорошие результаты, и численность населения эффективно контролируется. Фактически это отражает то, что в Китае происходит снижение числа рождающихся детей. Суммарный коэффициент рождаемости (СКР) составляет 1,6, что ниже оптимального уровня воспроизводства населения - 2,1 (среднее число детей, рожденных женщиной в течение репродуктивного периода, с 15 до 49 лет). В течение последующих 10 лет - с 2010 по 2020 г. предполагается дальнейшее снижение СКР, что будет оказывать свое влияние на динамику численности населения. На период 12-й пятилетки (2011-2015 гг.) запланированы темпы прироста численности населения в размере 0,72%, в абсолютном выражении число жителей Китая в 2015 г. должно составить около 1390 млн человек. Но реально оно может составить 1365-1375 млн человек, что меньше запланированной цифры на 21-25 млн человек .

Последняя перепись населения показала ситуацию в области народонаселения, структуру населения, распределение населения по возрастам, особенности семьи. Но есть и угрозы для населения страны. Китай стоит перед двумя серьезными вызовами в области народонаселения: численность населения в детских возрастах снижается, происходит быстрое старение населения.

Коммюнике 6-й Всекитайской переписи 2010 г. (№ 1 от 28.04.2011 и №2 от 29.04.2011) позволяют проанализировать последние данные в области народонаселения за 2000-2010 гг., которые рисуют картину демографической ситуации, в том числе возрастной структуры и структуры по полу, распределения по регионам, городам и поселкам, в области образования, провести сравнение с международными статистическими данными.

Людские ресурсы Китая пока увеличиваются, повышаются и их качественные характеристики. В 2010 г. ВВП возрос до 10%, образовательный уровень населения увеличился на 10%. Имеющих университетское образование было 45,63 млн в 2000 г. и 119,64 млн в 2010 г. Имеющих среднее и среднее специальное образование было соответственно 140,68 млн и 187,99 млн человек (рост на 2,94% в год). По всем этим позициям соответственно 186,31 млн и 307,63 млн в 2000 и 2010 гг.; последняя цифра по величине примерно соответствует численности населения США (313,23 млн человек), которые занимают 3-е место в мире по численности населения. К 2020 г. численность населения с высшим образованием превысит 200 млн человек, а включая получивших среднее образование - 400 млн человек. Эта цифра значительно превышает численность населения США (340 млн человек) и более чем в 2 раза больше численности рабочей силы в США .

В условиях, когда экономика Китая движется вперед, роль китайской рабочей силы растет, мировая инновационная мощь увеличивается и в ней все большую роль будет играть рабочая сила КНР.

Таблица 1. Рост уровня образования в КНР. 2000-2010 гг.

Среднегодовой прирост получивших высшее образование(%)

Численность получивших высшее образование

Численность получивших среднее образование

Удельный вес в общей численности населения (%)

Численность получивших высшее и среднее образование

Удельный вес в общей численности населения (%)

Источник : Гэньцзюй лицы цюаньго жэнькоу пуча шуцзюй цзисуань: [Материалы 5-й и 6-й Всекитайских переписей населения]. Цит. по: 2030 Чжунго: майсян гунтун фуюй: [Китай - 2030: вперед к всеобщей зажиточности] / Центр изучения положения в стране, Университет Цинхуа; под ред. Ху Аньгана, Янь Илуна, Вэнь Сина. Пекин, 2011. С. 287.

Статистические данные 6-й Всекитайской переписи населения 2010 г. показывают заметный рост численности населения с высшим образованием. В 1949 г. общая численность населения с высшим образованием составляла 185 тыс. человек, в 1978 г. - 4 млн человек, в 2000 г. - 45,71 млн, что близко к численности населения Южной Кореи (46,74 млн человек); в 2005 г. - 67,64 млн, что превышает численность населения Франции (62,91 млн человек); в 2010 г. - 120 млн, что больше численности населения Мексики (113,72 млн человек) и близко к численности населения Японии - 126,48 млн человек.

За период 2000-2010 гг. численность населения с высшим образованием возросла на 73,93 млн человек; за 10 лет поступили в вузы млн (69 % от 73,93 млн); закончили вузы 21,97 млн (29,7 % от млн); самостоятельно сдали экзамены 8,45 млн (11,4 % от млн). (Коммюнике 6-й Всекитайской переписи населения г. от 29.04 2011).

В 2002 г. была провозглашена политика «образовательного дивиденда», когда весь народ должен стремиться к знаниям, а Китай должен стать образованным обществом. В 2002 г. поступали в вузы 15% общей численности населения, в 2010 г. - уже 26,5%. Возрастная структура населения в вузах стала более диверсифицированной по сравнению с предыдущим периодом времени.

Число лиц с высшим образованием более всего концентрируется в крупных городах. Удельный вес лиц с высшим образованием в таких городах, как Пекин и Шанхай, приближается к такому же показателю в других крупных городах мира.

Например, число лиц с высшим образованием:

Среднегодовой прирост числа лиц с высшим образованием в четырех городах центрального подчинения составил 11,15%. Доля населения с высшим образованием в Пекине и Шанхае - на уровне других городов мира.

Выступая с докладом о работе правительства на 2-й сессии ВСНП 12-го созыва 5 марта 2014 г., премьер Госсовета КНР Ли Кэцян подчеркнул необходимость усиливать развитие образования, здравоохранения, культуры и других направлений социального строительства в этом году. Он отметил, что важно стимулировать приоритетное и в то же время справедливое развитие образования. Здесь предстоит продолжать увеличивать крен при распределении образовательных ресурсов в сторону центральных и западных регионов страны, в интересах деревни, чтобы можно было стимулировать равномерное развитие обязательного обучения. Важно в полной мере улучшать условия преподавания в слабых школах бедных районов, где есть трудности выполнения программы обязательного обучения. Численность принятых в ведущие вузы из бедных сельских районов планируется дополнительно увеличить более чем на 10 процентов, что позволит еще большему числу сельских школьников поступить в высшие учебные заведения. Усилится формирование контингента сельских педагогических кадров, прежде всего, в окраинных и бедных районах, расширится охват лучшими образовательными ресурсами, улучшится питание сельских детей бедных районов. Пойдет развитие дошкольного воспитания. Будет реализовываться программа подъема специального обучения. Продолжится рост вложений центрального бюджета на нужды образования, повысится эффективность использования отпущенных средств, усилится контроль за их расходованием. Важно углублять комплексную реформу образования, с разумной активностью реформируя порядок вступительных экзаменов и набора, расширяя право провинциальных правительств на единое планирование образования и право вузов на автономию, поощряя создание негосударственных учебных заведений. Ускорится формирование системы современного профессионального обучения, ориентированного на трудоустройство. Нам нужно, чтобы следующее поколение получало хорошее образование и чтобы у детей были равные возможности для развития. Очевидно, что такой прорыв в области повышения качества, прежде всего образовательного уровня населения, даст возможность Китаю решить поставленную задачу перехода к интенсивным формам развития производства в перспективе и добиться намеченных целей в социальной области и экономике.

По сравнению с предыдущими переписями, данные переписи 2010 г. были более всеобъемлющими и четкими. Во-первых, впервые была дана численность служащих в НОАК - 2,3 млн человек, что говорит о все большей открытости. Во-вторых, в данные переписи были включены сведения о численности соотечественников на Тайване, в Гонконге, Макао, а также находящихся за границей с зарубежными паспортами. В Гонконге насчитывается 235 тыс. китайцев, в Макао - 21 тыс., на Тайване - 170 тыс. Всего за рубежом проживает 590 тыс. человек.

Интернационализация китайского населения вышла на новый уровень, но доля его по-прежнему невелика. Лиц из Гонконга, Макао и Тайваня, приезжающих на континент и с иностранными паспортами, немного, это в основном бизнесмены - 205 тыс. человек, работающие - 202 тыс. человек, на учебе - 202 тыс. человек; постоянно проживает 187 тыс. человек.

В КНР проживают иностранцы: корейцы - 120 тыс., американцы - 72 тыс., японцы - 66 тыс., бирманцы - 40 тыс., вьетнамцы - 36 тыс. За рубежом находится 1 млн 020 тыс. китайцев, 0,76% общей численности населения. Это небольшая величина.

По объему внешней торговли Китай занимает 1-е, а по экономической мощи Китай - 2-е место в мире. Сейчас ставится цель достичь более эффективного использования рабочей силы и привлекать ведущих иностранных специалистов в области управления, экономики, рабочая сила становится все более важным резервом роста.

Развитие населения стоит перед лицом важных вызовов: снижения числа детей и старения населения.

Снижение числа детей и старение населения заложены в прогнозах на будущее. Будут происходить большие изменения в возрастной структуре рабочей силы, в соотношении иждивенцев и работающих, развитии поколений. Все это будет оказывать глубокое влияние на экономику.

В Китае быстро идет снижение числа детей в возрасте от 0 до 14 лет (60% от числа детей в Индии). Суммарный коэффициент рождаемости ниже необходимого уровня. В то же время доля детей в возрастной структуре снизилась с 27,7% до 16,6%, что ниже данных ГСУ на 2009 г. - 18,5% (меньше на 2%, или 25 млн человек). Число детей относительно быстро снижается и уменьшается их доля в общей численности населения страны. Хотя численность населения КНР всегда была больше численности населения Индии, но с 1990 г. число детей в Индии стало больше числа детей в Китае: в 2000 г. - в 1,26 раза, в 2010 г. - в 1,69 раза.

Таблица 2. Сравнение числа и доли детей в возрасте 0-14 лет в Китае и Индии (1990-2010 гг.)

Источник : Дилюцы цюаньго жэнькоу пуча чжунъяо шуцзюй гунбао: [Коммюнике по итогам 6-й Всекитайской переписи населения]. 28.04.2011; Population Division of the Department of Economic and Social Affairs of the United Nations Secretariat, World Population Prospects: The 2010 Revision. URL: http://esa.un.org/undp/wpp/index.htm

Такое снижение числа детей в течение длительного времени будет оказывать влияние на устойчивое развитие Китая, но не будет являться решающим фактором. Это означает, что совершенствование нынешней политики ограничения рождаемости будет стабилизировать низкий уровень рождаемости. Демографическая политика, которая продолжалась около 30 лет, привела к низкому уровню рождаемости. По данным профессора Пекинского университета Цзэн И, суммарный коэффициент рождаемости составляет 1,63, в то время как для воспроизводства населения его величина должна составлять 2,1. Один из серьезных аспектов современной демографической ситуации - небольшое число детей в возрастной структуре населения. Для будущего социально-экономического развития - это неблагоприятный момент в развитии народонаселения.

В Китае уровень старения населения выше, чем в Европе. Удельный вес населения старше 60 лет увеличился со 130,8 млн человек в 2000 г. до 177,6 млн в 2010 г. Среднегодовые темпы прироста этой возрастной группы составили 3,1%, с 2000 по 2010 г. ее доля в возрастной структуре возросла с 10,33% до 13,26%, а в мировой доле - с 21,4% до 23,4%. В Европе численность этой возрастной когорты составляет 161 млн человек.

За этот же период времени число пожилых людей в возрасте старше 65 лет возросло с 88,1 млн до 118,8 млн человек; годовые темпы прироста достигли 3%. Эта цифра близка к числу пожилых людей этого возраста в Европе - 119,6 млн человек. Удельный вес в мировой доле увеличился с 20,9% до 22,7%. В 1990-2000 гг. среднегодовой прирост этой возрастной когорты составлял 3,31 млн, в 2000-2010 гг. - 4,75 млн человек. Согласно прогнозам, прирост в 2010-2015 гг. составит 8 млн человек, а общая численность группы старше 65 лет- 216 млн человек .

Эти статистические данные отражают первый пик рождаемости в период 1949-1959 гг., когда родилось 260 млн человек, которые сейчас ушли на пенсию; сформировалась максимальная по численности когорта населения, ушедшего на пенсию.

Кроме того, в Китае существует расхождение по полу, которое продолжается в течение ряда лет. В 2006-2009 гг. соотношение по полу составляло 100:120, что является в определенной мере следствием проведения политики ограничения рождаемости за длительное время. Можно считать, что политика однодетной семьи, которая осуществлялась в течение 30 лет, оказала свое влияние на развитие населения и экономики.

В ноябре 2013 г. в КНР состоялся 3-й пленум ЦК КПК 18-го созыва, по итогам пленума было принято два основных документа - Коммюнике 3-го пленума ЦК КПК 18-го созыва и Постановление ЦК КПК по некоторым важным вопросам всестороннего углубления реформ . Решения пленума касались в основном всех важных сторон жизни страны, были связаны с изменениями в экономической, политической, социальной и демографической сферах. Реализация основных решений документов пленума должна привести к качественно новой социально-экономической и политической ситуации в стране к 2020 г. В частности, к этому времени в Китае в результате проводимой земельной реформы будет создана система свободного оборота земли, что приведет к ускорению урбанизации, переезду большого числа сельских жителей в малые и средние города, где они будут заняты вне сферы сельского хозяйства, будет ликвидирована система регистрации и прописки. Предложено сделать послабления в регулировании внутренней миграции из деревень в малые города (снять ограничения для сельских жителей на постоянное проживание в поселках и малых городах). Но в области миграции в средние и особенно большие города будет сохраняться жесткий государственный контроль (упорядоченное снятие ограничений на постоянное проживание в средних городах, создание рациональных условий для проживания в крупных городах, строгий контроль над ростом мегаполисов), что позволит избежать разрастания бедных районов в мегаполисах, типичного для крупных городов Индии, Бразилии или Филиппин.

Таблица 3. Сравнительные характеристики числа пожилых людей в Китае, Европе и в мире (2000-2010 гг.)

Возрастная группа старше 60 лет

Возрастная группа старше 65 лет

Численность пожилых людей (млн человек)

Мир в целом

Доля Китая и Европы в мировой когорте пожилых людей (%)

Источник : Дилюцы цюаньго жэнькоу пуча чжунъяо шуцзюй гунбао: [Коммюнике по итогам 6-й Всекитайской переписи населения]. 28.04.2011; Population Division of the Department of Economic and Social Affairs of the United Nations Secretariat, World Population Prospects: The 2010 Revision. URL: http: //esa.un. org/ undp/wpp/index.htm

Принято решение о смягчении демографической политики «одна семья - один ребенок» ввиду снижения абсолютной численности экономически активного населения с 2011 г. и быстрого старения населения в результате роста удельного веса населения за пределами рабочего возраста. В этих условиях предложена новая концепция демографической политики «одна семейная пара - два ребенка» при условии, что в семье один из супругов является единственным ребенком. Изменение политики поможет изменить к лучшему демографическую ситуацию в стране, но при этом не вызовет резкого скачка рождаемости. Послабления будут действовать лишь в отношении примерно 1 млн семейных пар, ежегодный прирост населения может увеличиться на 1-2 млн человек. Кроме того, немалые расходы, связанные с рождением ребенка, также влияют на желание китайской молодежи иметь детей, поэтому новая политика не грозит обернуться «демографическим взрывом» .

Новый курс демографической политики является заметным шагом вперед по сравнению с ранее проводимой политикой «одна семья - один ребенок» и проводимой до недавнего времени политикой «одна семейная пара - два ребенка» только для тех семей, где оба супруга являются единственными детьми в семье. В середине 1980-х годов был разработан и опубликован первый перечень случаев, при которых семья имела возможность завести второго ребенка. Преференции предоставлялись ввиду особых обстоятельств супружеской пары (состояние здоровья, обстановка в семье, национальная принадлежность), либо особенностей района проживания (сельская местность, отсталые районы приграничной полосы, островные территории). Среди недавних послаблений можно отметить наложение штрафов за внеплановое рождение ребенка лишь на те семьи, в которых ребенок рожден менее чем через четыре года после рождения первого и возраст матери менее 28 лет .

Смягчение жесткости политики ограничения рождаемости обусловлено экономическими факторами. Прежде всего принимается в расчет старение китайского общества. В 2012 г. число пожилых людей старше 60 лет составило 193,9 млн человек, 14,3% общей численности населения (что на 0,59% выше показателя 2011 г.). А удельный вес жителей старше 65 лет вырос до 9,4%. Согласно прогнозам, к 2020 г. число пожилых в возрасте 65 лет и старше достигнет почти 250 млн, к 2050 г. - 440 млн человек (на одного пенсионера будет приходиться 1,7 работающего). Нарастание «волны серебряных волос», как называют старение населения в Китае, будет оказывать растущее давление на систему социального обеспечения и на развитие экономики в целом. Кроме того, снижение уровня рождаемости способствует росту стоимости рабочей силы, что связано с конкурентоспособностью экономики. Начиная с 2011 г. доля трудовых ресурсов в общей численности населения страны впервые стала снижаться и в 2012 г. число лиц трудоспособного возраста (15-59 лет) в КНР составило 937,27 млн человек (69,2% общей численности населения), что на 3,45 млн человек (0,6%) меньше показателя 2010 г. Таким образом, старение населения и снижение темпов его прироста вместе могут привести к дефициту дешевой рабочей силы. Для сбалансированного роста численности населения нужно поддерживать коэффициент суммарной рождаемости на уровне не менее 1,8 ребенка на одну женщину фертильного возраста, в то время как в настоящее время этот показатель составляет около 1,6.

Решения пленума по смягчению демографической политики и внутренней миграции не приведут к ускорению темпов прироста населения в граничащих с Россией провинциях КНР или явлениям массовой миграции на российскую территорию. Основными факторами сдерживания рождаемости в настоящее время являются не административные ограничения, а социально-экономические условия жизни населения. Избыточная рабочая сила северо-восточных регионов КНР движется не в северном направлении, а в южные и восточные провинции страны.

Выдвижение «пятым поколением» китайских руководителей комплексных реформ связано с тем, что на протяжении последних лет в КНР нарастала волна экономических, социальных, демографических и политических проблем. Передача власти новому поколению руководства на XVIII съезде КПК (2012 г.) создала кадровые и организационные предпосылки для их решения. Новое руководство оправдало надежды, провозгласив курс на комплексные преобразования, а указанные сроки выполнения этих задач - до 2020 года подтверждают, что в документах пленума представлена долгосрочная программа нового поколения руководителей страны.

Урбанизация, в качестве движущей силы устойчивого экономического развития является серьезным внутренним фактором ускорения экономического развития страны. В настоящее время урбанизация стала серьезным стимулом в расширении внутреннего спроса и реструктурировании экономики, что является отправной точкой для сбалансированного развития городских и сельских районов.

Демографические процессы современного Китая характеризуются высокими темпами урбанизации, ростом миграционного движения населения. За последние 10 лет значительно увеличилась доля городских жителей. По данным последней Всекитайской переписи населения 2010 г., доля городского населения в КНР достигла 49,68%, в абсолютном выражении 665,57 млн человек; по сравнению с 2000 г. рост на 13,46%. Уровень урбанизации неодинаков в различных регионах страны. В 2009 г. удельный вес городского населения был выше всего на восточном побережье, где он составил 57,0% общей численности населения; 44,3% - в центральных районах и 39,4%, в западных районах КНР. Но вследствие политики ограничения роста мегаполисов и крупных городов и стимулирования роста средних и малых городов в 2009 г., например, численность городского населения на востоке снизилась на 0,21%, а в центральных и западных районах, напротив, возросла - на 0,39% и 0,19% соответственно, что отражало основные направления политики руководства КНР в области урбанизации.

Выступая с Докладом о работе правительства на 2-й сессии Всекитайского собрания народных представителей /ВСНП/ 12-го созыва, премьер Госсовета КНР Ли Кэцян отметил необходимость повышения роли региональной политики. По его мнению, важно рассматривать создание новых региональных экономических поясов как стратегическую опору в стимулировании развития. Углубленно реализуя общую стратегию регионального развития, прежде всего активизировать масштабное освоение западной части страны, полностью возрождать северо-восточные районы страны и другие старые промышленные базы, всеми силами стимулировать подъем центрального региона, активно поддерживать опережающую трансформацию и модернизацию экономики восточного региона, усиливать динамику поддержки бывших революционных опорных баз, национальных, окраинных и бедных районов. Необходимо по-новому планировать региональное развитие, стимулировать ступенчатое развитие, идущее с востока на запад, от морского побережья в глубь континента, вдоль крупных рек и сухопутных коммуникационных магистралей. С опорой на «золотые» водные пути Янцзы создавать региональный экономический пояс. Видя в главных морских и внутриконтинентальных портах опорные точки развития, формировать опорные экономические пояса, которые бы связали морское побережье с юго-западным, юго-центральным, северо-восточным, северо-западным и другими регионами Китая. Важно способствовать региональной экономической интеграции в районе дельты Янцзы, углублять региональное экономическое сотрудничество в районе дельты Чжуцзян и прилегающих районах (так называемый регион пан-дельты реки Чжуцзян), интенсифицировать региональное экономическое взаимодействие в зоне Бохайского залива, а также и в регионе Пекин - Тяньцзинь - Хэбэй. На основе осуществления дифференцированной экономической политики стимулировать перемещение производств, обеспечивать развитие крупномасштабных межрегиональных коммуникаций и товарооборота, а в итоге создавать новые полюсы роста региональной экономики.

По данным ГСУ КНР, в 2011 г. число городских жителей - 690,8 млн человек впервые в истории страны превысило численность сельского населения - 656,6 млн чел. (51,3% и 48,7% соответственно) . Это означает исторически значимые изменения в социальной структуре населения - перевернута страница, когда деревня занимала преобладающее место в обществе, начинается новое время с доминирующей ролью городов в социальном пространстве. По прогнозам, к 2025 г. число городских жителей в Китае достигнет 915 млн человек, а к 2030 г. составит 1020 млн человек, 70 % общей численности населения КНР. В ряде регионов - дельте реки Янцзы, дельте реки Чжуцзян, зоне Бохайского залива появятся мегаполисы с населением 80-100 млн человек. В Китае создается передовая инфраструктура, в основе которой заложена сеть высокоскоростных железных и автомобильных дорог, связывающих между собой различные мегаполисы с севера на юг и с востока на запад «по двум вертикалям и трем горизонталям».

Генеральный секретарь ЦК КПК, Председатель КНР Си Цзиньпин в своем выступлении 5 марта 2014 г. призывал к развитию Шанхайской зоны свободной торговли, поискам нового пути социального управления мегаполисом. Глава китайского государства потребовал усилить социальное управление с внедрением инновационных методов, улучшить обслуживание и управление населением, стимулировать упорядочение миграции населения и взять под контроль общее число жителей мегаполиса .

Пополнение городского населения происходило в основном за счет миграции, которая за годы реформ достигла беспрецедентных масштабов. Число мигрантов к 2010 г. возросло до 261,4 млн человек (более полугода проживают не по месту прописки), что на 117 млн человек, или 81,03% больше показателя 2000 г. В связи с этим в материалах XVIII съезда КПК отмечалось, что в новое время необходимо придавать большее значение научно обоснованному развитию городов, всесторонне повышать качественные стороны городов и урбанизации, стимулировать процветание городской экономики и экологии .

В докладе ЦК на XVIII съезде КПК особое внимание уделялось необходимости научного планирования масштабов и размещения мегаполисов (чэншицюнь), усилению развития средних и малых городов и поселков. Поднимались такие важные вопросы как реформа системы прописки (хуцзи), упорядочение миграции сельского населения в города, как можно более полное обеспечение услугами постоянного городского населения. Развитие единого планирования города и деревни будет способствовать уменьшению разрыва между ними, позволит крестьянам участвовать в распределении доходов от модернизации.

В докладе о работе правительства за 2010 г. премьер-министр КНР Вэнь Цзябао наметил новый курс в области урбанизации: довести до конца реформу системы регистрации по месту жительства и неуклонно проводить в жизнь идею превращения сельских мигрантов в городских жителей; обеспечить мигрантам равный доступ к образованию детей, здравоохранению, обеспечению жильем; поддерживать экономику городов, значительно улучшив инфраструктуру и состояние окружающей среды, ввести принцип координированного развития больших, средних и малых городов, придавая равное значение как мега-городам, так и малым городам .

Этот курс был продолжен в выступлениях руководителей КНР на 2-й сессии ВСНП 12-го созыва 5 марта 2014 г. Выступая с докладом о работе правительства, премьер Госсовета КНР Ли Кэцян подчеркнул необходимость продвигать урбанизацию нового типа. Он сказал, что важно неуклонно идти по пути урбанизации нового типа с ее пониманием человека как основы основ, согласованным развитием индустриализации, информатизации, урбанизации и модернизации сельского хозяйства, с ее оптимизированным размещением производств, экологической цивилизацией, наследованием и распространением культуры. Согласно закономерностям развития активно и надежно продвигать урбанизацию, сосредотачиваясь на повышении ее качества. В ближайшем будущем придется специально сосредоточиваться на решении проблемы с тремя группами населения по 100 млн человек каждая: постараться прописать в городах и поселках около 100 млн мигрирующего сельского населения, реконструировать жилье около 100 млн жителей, проживающих в ветхих городских кварталах и «внутригородских деревнях», а наряду с этим урбанизировать вблизи от места жительства еще около 100 млн человек центральных и западных регионов.

Ли Кэцян отметил, что предстоит планомерно продвигать переход мигрирующего сельского населения в состав городского, стимулировать реформу прописки согласно политике дифференцированной прописки в городах разного типа. Притом помогать тем мигрирующим рабочим из крестьян и членам их семей, у которых есть определенные возможности, есть на то желание и которые длительное время работают либо занимаются торговлей в городах, постепенно переходить в состав городского населения. Применительно к не прописанному в городах пришлому сельскому населению предполагается ввести режим вида на жительство. Предстоит включать еще больше детей мигрирующих крестьянских рабочих в программу городского обучения, разрешать им переходить на следующую ступень обучения по месту фактического проживания, а по отношению к самим рабочим-крестьянам осуществлять программу повышения профессиональной квалификации. Надо постепенно и полностью охватывать постоянное городское население основными видами общественных услуг, чтобы мигрирующее сельское и городское население могло сообща создавать современную городскую цивилизацию и вместе пользовалось ее благами. Предстоит увеличить поддержку центральным и западным регионам в осуществлении урбанизации нового типа. Наращивать возможности развития производств и концентрации населения, стимулируя тем самым трудоустройство мигрирующего сельского населения поблизости от места жительства. Продвигать инфраструктурное строительство в таких областях, как коммуникации, ирригация, энергетика и коммунальное хозяйство, наращивая потенциал развития городских агломераций и поселков как центральных, так и западных регионов. Важно оптимизировать комбинацию городов и поселков восточных регионов, продолжая повышать качество и уровень урбанизации.

Ли Кэцян также констатировал, что в ходе урбанизации предстоит усиливать инновации в сфере управления и создание соответствующих механизмов, ускорять более масштабную реконструкцию ветхих кварталов. Ни в коем случае нельзя допускать того, чтобы с одной стороны стояли высотные здания, а с другой - трущобы. Руководствуясь государственной программой урбанизации нового типа, надо осуществлять стыковку соответствующих планов. Важно повышать эффективность использования городских земельных участков строительного назначения, ставить во главу угла развитие общественного транспорта, оберегать памятники старины и культуры, природные ландшафты, избегать безликости городов. Усиливать планирование малых городов и сел и управление ими, нащупывать пути к созданию механизма совместного разделения расходов по переводу мигрирующего сельского населения в состав городского, механизма диверсифицированного инвестирования и финансирования на нужды городского строительства, а равно и других механизмов. Посредством повышения уровня строительства и управления делать города и поселки самобытными, благоустроенными и более жизнеспособными .

Согласно прогнозам, в ближайшие 20-30 лет до 300 млн человек переедут в города из деревень, что потребует от властей дополнительных усилий по управлению миграционными потоками, обеспечению стабильного развития городской инфраструктуры, в том числе транспорта, пристального внимания к решению социальных проблем мигрантов и охране окружающей среды в городах; очевидно, что в серьезных изменениях нуждается система регистрации.

Урбанизация - не только продукт развития и индустриализации, но и движущая сила изменений в развитии рынка. Урбанизация несет изменения в социальной структуре, особенно в условиях изменения структуры семьи, которая превращается из большой семьи в маленькую семью. В 2000 г. средние размеры семьи составляли 3,44 человека, а в 2010 г. уже 3,10 человека.

Потребности в жилье стремительно возросли к 2010 г. - площадь квартир на продажу составила 930 млн кв. м, что в 3 раза больше, чем аналогичный показатель в США и в 10 раз больше, чем в Японии. Это свидетельствует о росте потребностей, что стимулирует рост цен на жилье.

По мнению известного китайского экономиста Ху Аньгана, сама урбанизация означает изменения в социально-экономической структуре города и деревни, что показывает переход от 2-ярусной к 4-ярусной структуре города и деревни в историческом плане. Это не стандартный путь развития, а 4-ярусная структура, которая включает районы, города и поселки (район с традиционным сельским хозяйством, район с нетрадиционным сельским хозяйством, город с сохранением сельскохозяйственных функций, чисто город). Это особенность китайского пути индустриализации и урбанизации. 180 лет назад Китай прошел путь от традиционной деревни до деревни, переходящей в город; 60 лет назад усилился рост городов, преобразование сел в города; 30 лет назад стали развиваться 3 сектора: современное сельское хозяйство, сельская промышленность, города и поселки. Затем в сельских районах стала развиваться сельскохозяйственная и несельскохозяйственная экономика, а в городских районах - традиционная экономика и нетрадиционная экономика. Это исторические изменения социально-экономической структуры. В будущем процесс должен пойти по пути интеграции 4-х секторов.

Урбанизация и модернизация Китая идет не так, как в развитых странах, и не так, как в развивающихся странах, где идут по пути от 2-3-секторной к 1-секторной экономике. Иными словами, развитие 4-секторной экономической структуры - это особый китайский путь, который состоит в интеграции города и деревни .

В период 11-й пятилетки (2006-2010 гг.) развивались тенденции модернизации сельского хозяйства, индустриализации деревни, ухода в города рабочих и крестьян, роста общественных услуг для жителей города и деревни. Китай уже достиг высокого уровня урбанизации: с 1978 г. численность городского населения возросла со 170 до 666 млн человек, что по абсолютной численности равно числу жителей 27 стран Евросоюза. Среднегодовые темпы прироста городского населения за этот период составили 4,32%. В масштабах земного шара Китай стал государством, которое совершило переход - от 10% мирового городского населения в 1980 г. к 17,7% городского населения мира в настоящее время (2010 г.).

Таблица 4. Динамика процесса урбанизации в КНР

Годы

Численность городского населения (млн человек)

Доля городского населения в общей численности населения страны (%)

Доля городского населения КНР в общей численности мирового городского населения (%)

Источник : Дилюцы цюаньго жэнькоу пуча чжуяо шуцзюй гунбао, 2011.04.28: [Коммюнике по итогам 6-й Всекитайской переписи населения, 28.04.2011]. World Population Prospects; The 2008 Revision and World Urbanization Prospects: The 2009 Revision / Population Division of the Department of Economic and Social Affairs of the United Nations Secretariat. URL: http://esa.un.org/wup2009/unup/

Индустриализация и урбанизация не только влекут за собой большие изменения в структуре города и деревни, а также становятся важной движущей силой, способствующей перетоку населения между регионами и изменению экономической географии населения Китая. Хотя миграция населения носит двусторонний характер, однако, основной курс - из отсталых районов, особенно из тех районов где велики масштабы бедности, в развитые районы, в дельту реки Чжуцзян, Янцзы и в зону Тяньцзинь - Пекин. В то же время увеличивается миграция населения между провинциями на работу в города и это приводит к росту численности населения в провинциальных городах. С 2000 по 2010 г. она возросла на 10%. Это Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, пров. Гуандун, 3 города пров. Чжэцзян, Тибет, Синьцзян, Нинся. В Чунцине, Хубэе, Сычуани, Аньхое, Ганьсу - отрицательное сальдо миграций (отток мигрантов больше его притока) в размере около 10%. Максимальный прирост населения за счет мигрантов - в пров. Гуандун, затем идут Чжэцзян, Пекин, Шанхай. А в пяти провинциях численность населения за счет миграции снижается.

Таблица 5. Изменение численности населения пяти самых многонаселенных провинций КНР (в 2000 и в 2010 гг.)

Название провинции

Название провинции

Численность населения (млн человек)

Доля провинции в общей численности населения страны (%)

Источник : Диуцы, дилюцы цюаньго жэнькоу пуча чжунъяо шуцзюй гунбао: [Коммюнике по итогам 5-й и 6-й Всекитайских переписей населения]

Масштабы миграции населения постоянно расширяются. На фоне роста миграции населения рабочая сила становится более мобильной, более концентрированной. Происходит изменение общей численности населения по регионам. Особенно быстро растет численность населения в приморских районах. В 2010 г. число жителей пров. Гуандун достигло 104 млн человек, 7,79% общей численности населения КНР. Гуандун стала экономически развитым регионом; доля ее ВВП составляет более 1% мирового ВВП (1,06%). Численность населения пров. Шаньдун составляет 96 млн человек, это 2-е место по числу жителей в стране; в пров. Хэнань проживает 94 млн человек, это 3-е место по стране.

С точки зрения миграций важно, совпадают ли место проживания и регистрации в городе и деревне. В 2010 г. число мигрантов, проживающих более 6 месяцев без регистрации, составило более 261 млн человек. По сравнению с 2000 г. рост составил 110 млн человек, 81,03%.

Межпровинциальная миграция отразила стремление населения к лучшей жизни. Это называется «принципом Тибо» (человек может голосовать ногами). Это выбор места работы и региона проживания в соответствии с представлениями о лучшей жизни. Большие масштабы миграции являются отражением реформы. Политика запрета миграций ослаблена, что ускорило миграционные процессы, люди стали свободнее выбирать профессию, место учебы.

Статистические данные по итогам переписи 2010 г. дают глубокое понимание изменений в области народонаселения в Китае. Это очень важная информация, которая показывает положительные и отрицательные моменты демографической ситуации в стране. С одной стороны, уровень квалификации рабочей силы и уровень образования растут; происходит рост численности населения с высшим и средним образованием, рост урбанизации, формируется новая карта экономики народонаселения КНР. С другой стороны, все больше вызовов в области народонаселения. Снижается число детей и их доля в возрастной структуре, прогрессирует старение населения, обостряется ситуация с рабочей силой. Возникают новые трудности, несопоставимые с трудностями предыдущего периода.

По мнению китайских экономистов, очень важно путем мер в области снижения рождаемости избежать высокого роста населения, необходимо своевременно регулировать конкретную политику в области рождаемости и ее связь с экономической политикой, смягчать жесткую политику, избегать снижения численности трудоспособного населения .

Население должно устойчиво развиваться в течение длительного времени, необходимо сохранить разумные темпы прироста населения, сохранить благоприятную возрастную структуру населения. Политика народонаселения не должна быть неизменной, надо оптимизировать ее в зависимости от демографической ситуации в Китае, надо регулировать ее в соответствии с изменениями движения населения и непрерывно совершенствовать.

Баженова Елена Степановна – к.э.н., ведущий научный сотрудник ИДВ РАН
Синьхуа. 05.03.2014
URL: http://russian.news.cn/importnews/2012-08/14/c_131785157.htm
Чжунхуа жэньминь гунхэго. 2011 нянь гоминь цзинцзи хэ шэхуэй фачжань тунцзи гунбао: / National Bureau of Statistics of China. China Statistics Press. Beijing, 2012. С. 34
Синьхуа. 05.03.2014
См.: 2030 Чжунго... С. 287
2030 Чжунго... С. 296



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: