Что значит уметь учиться в школе. Образовательный портал. Не жалей на это чтение ни времени, ни сил: оплатится с лихвой. Вкладывай все силы в чтение

Sharing is caring!

0 shares

Что значит уметь учиться

Ученье - свет, а не ученье - чуть свет и на работу

Существует умение учиться. В юности нас застав­ляют учиться, но как учатся, иначе говоря, как приоб­ретаются идеи, нам никогда хорошенько не объяснили. Нельзя приобретать идеи, нагромождая в памяти слова, фразы и правила. В этом состоит лишь воспи­тание самой памяти, т.е. утилизирование, упражнение и развитие той части нашего ума, которая запоминает звуки. Заставляя память удерживать большое коли­чество слов и фраз, мы только излишне обременяем одну из способностей нашего духа, и бремя это ей придется нести. Если бы вы дали название каждому узору вашего ковра и вменили бы себе в обязанность запомнить каждое из этих названий, о многом ли другом еще имели бы вы время и силу подумать?

Слова - не идеи. Это только знаки, посредством которых при помощи зрения и слуха написанное или произнесенное слово может передать идею духу. Слово или изречение, полное глубокого значения для одного, ничего ровно не говорит другому. Чем более вещей доверяется памяти, тем тяжелее бремя, накладываемое на эту способность.

Много ли вещей вы можете легко припомнить, когда вы идете по делам? С дюжину хозяйственных соображений, кроме ваших личных дел, да еще убеди­тельнейшие просьбы г-жи А. «не забыть», и в итоге получается весьма тяжелая обуза, которая досаждает, мешает вам и запутывает вас. Нечто подобное происхо­дит с детьми при нашей так называемой современной системе воспитания. Их память обременяется тысячью «фактов» на том лишь основании, что «они могут пригодиться». В результате получается нечто подобное тому, как если кто, вздумав научить другого стрелять, наложил бы ему на спину целый ящик ружей. Но можно всю свою жизнь нести на спине по дюжине ружей, не делаясь от того хорошим стрелком.

Память должна служить для удерживания лишь того, что схватывается умом. Никакая книга никого не научит управлять баркой. В этом отношении человек сам должен быть своим воспитателем. Когда он из практики и ряда неудач узнает, что руль следует дер­жать в известном направлении в зависимости от силы ветра на парус, его память, в конце концов, удержит то, чему научил его опыт. Поручить же одной памяти удержать все возможные направления, ровно ни к чему не ведет, потому что тот, кто стремится к этому, пробуя применять, таким образом, приобретенное умение на деле, напрягает свой ум и силу на фразу, а не на дело и это тормозит, а не подвигает его обуче­ние. Воспоминание о том, что удержано памятью, при упражнении, учит править, стрелять, грести, плавать, бегать на коньках, танцевать, рисовать, лепить, ткать, шить и т. д., но ничего этого не сумеешь делать, если ознакомился с теорией раньше практики. Выучились ли вы танцевать, запомнив сначала правила, которым должны следовать ваши ноги, старались ли вы их вспомнить и им следовать?

Нет. Кто-то, умеющий танцевать, подал вам сначала мысль выучиться этому искусству. Эта идея созрела, превратилась в мысль, и потом ваш дух, невидимое я, последовательно научило тело двигаться согласно мысленному плану.

Кто хочет выучиться скоро, должен, прежде всего, научиться привести себя в особое настроение - ясное и спокойное, как раз обратное тому, как часто посту­пают дети, когда они «учат свои уроки». Учиться усерд­но или спешно - это тщетно стараться заставить память исполнить данную работу в данное время.

Чтобы изучить какое бы то ни было искусство, надо учиться ему по своему, смотря по вдохновению. Не обращайте никакого внимания на то, что говорят относительно необходимости твердо усвоить себе известные правила, которые должны вам преподать другие. Правда, нужно твердо знать, но лишь то, чему может научить вас быстрее и лучше всего ваш собственный ум. Дух сам даст свои правила.

«Зигфрид должен сам ковать свой меч»

Предоставлен­ный самому себе, он создает оригинальные и новые ме­тоды. Шекспир, Байрон, Берне или Наполеон не руко­водствовались готовыми правилами. Они в самих себе нашли внутреннюю силу - откровение новых методов. Когда люди видят небывалый успех, они провозгла­шают гения и тотчас же, приняв метод этого гения, начинают ковать ряд цепей, которые они навязывают всем следующим за ним в этом искусстве. Гений пользуется методом, как мы костылями. Когда надоб­ность в них прошла, их бросают для чего-нибудь лучше­го. Методы, которыми пользуются гении, всегда раз­личны. Наполеон совершил переворот в военном искусстве, и его ум был так создан, что он мог бы совсем изменить свою собственную тактику. Только гений понимает все безумие идти все по той же тро­пинке, хотя бы она и была проложена им самим.

«Большие дороги бесплодны»

Не огорчайтесь через меру, если вы не так быстро подвигаетесь в искусстве, науке или предприятии, как вам бы этого хотелось. Не раздражайтесь постоян­ными неудачами. Терпение. Если вы чувствуете себя в раздраженном или нетерпеливом настроении, остановитесь, так как это состояние духа самое неблаго­приятное работе: оно утомляет и истощает.

Если вы обладаете умением учиться, то можно всему научиться при упорном напряжении ума. Потом надо спокойно ждать; искусство придет. Если каждый день в продолжение четверти или получаса вы, вооружившись ящиком с красками, начнете писать и, накладывая краски, подбирать тона, если при этом у вас есть искреннее желание научиться живописи, через некоторый промежуток времени вы увидите, как из ваших мазков будут мало-помалу выступать небеса, леса и горы. Удар кисти выдвинет обрывистую скалу, вам откроется способ изобразить ствол дерева известным сочетанием прямых и кривых линий. Голубая полоса превратится в озеро или лужу, зеленые мазки вокруг передадут впечатление деревьев. И прежде, чем вы об этом подумаете, перед вами появится пейзаж, который, несмотря на свою грубость, покажется вам прекраснее работ величайшего худож­ника, потому что он будет плодом вашего собственного творчества, вашим собственным детищем.

Таково основание искусства. Из этого оно про­изошло, отсюда начался его рост. Якобы случайное сочетание света, тени и цвета, много веков тому назад внушило одному человеку идею воспроизвести подоб­ным образом на плоскости знакомые предметы. Отсю­да возникла идея о перспективе, передаче расстояний и тел. И всякий начинающий должен делать то, что делал первый художник и идти по его стопам. То же при изучении других искусств. Чем больше предостав­ляешь духу выбрать свою дорогу, следовать указаниям собственной природы и присущей ему доли ясновиде­ния, тем сильнее будет вдохновение. Правила, соз­данные другими, порождают только подражателей или копиистов. Навязанное правило, от которого ученик не смеет отклониться, есть цепь, препятствие, которое помешает ему подвигаться в бесконечной области мыс­ли и исследования.

Лучший способ учиться, т.е. открывать методы и их запоминать, заключается в умении учиться, в умении достигать, возможно, высшей степени спокойствия. Ни торопливости, ни возбуждения. Если вы выше меры радуетесь достигну­тому успеху или открытию, которого добивались с трудом долгое время, берегитесь, чтобы не потерять на время плоды ваших трудов. Надо избегать резких движений тела и духа, всякого торопливого нетерпения в необходимых подробностях. Если орудие, которым вы работаете, сломается, если вам надо переставить ваш стул или вычистить перо, делайте это так, как будто вам только это и надо делать за целый день. Держите ваше тело в состоянии возможно более полно­го покоя. Будьте скорей апатичны, чем торопливы. Когда тело находится в состоянии такого покоя, оно является лучшим орудием для духа. Оно тогда в пол­ной зависимости духа, который собственно и есть действительное «я» , «я» невидимое.

Когда тело и душевные силы в таком состоянии, все способности бездействуют, кроме тех, которые сосредоточены на деле, т.е., когда душевные силы в состоянии восприятия, именно тогда дух лучше всего. Тогда он может найти, схватить и привлечь идею, впечатление, метод, план и средства к его выпол­нению; и чем покойнее тело, чем покойнее душевные силы, тем скорее познается способ исполнить желае­мое. Упражнение делает вас все способнее схватывать и передавать новые идеи. Вы тогда вступаете в сноше­ния с самыми высокими и утонченными духовными течениями и получаете оттуда знание и вдохновение, потому что ваша душа становится чистым зеркалом, где отразится небесное.

Вы целый день учитесь, часто даже тогда, когда менее всего об этом думаете. Вы поучаетесь, спокойно гуляя по улице, наблюдая лица людей и интересуясь их манерами. Так знакомитесь вы с различными ти­пами человеческой природы, мужчины и женщины становятся для вас открытой книгой, которую вы читаете. Вы научаетесь моментально узнавать, бросив взгляд на их лица, их чувства и их темперамент. Не­вольно вы классифицируете тех и других и подразде­ляете их в своем уме по типу. Один из них, ясно опре­деленный, служит примером тысячи других, целой армии. Вы определяете одного, как непорядочного по манере его смотреть на женщину. Такая то женщина, слишком богато одетая, является типом тщеславной выскочки. Вы изучаете людскую природу: а знание людской природы может быть переведено на рубли и копейки. Тот, кто основательно постиг эту науку, может сказать по первому взгляду - можно или нет доверять той или иной личности. Доверие есть крае­угольный камень всякого успеха; даже воры должны иметь доверие к своим сообщникам, чтобы успеть в своих предприятиях.

Наполеон имел успех в своих обширных планах, благодаря совершенно интуитивному и опытному знанию людей, что позволяло ему определить, на что они более всего годились. Христос также избрал своих двенадцать апостолов между наиболее способ­ными принять его учение и передать его также интуи­тивно своим ученикам. Интуиция - ясновидение есть то учение, которое мы получаем от нашего внутреннего наставника. Этот внутренний наставник живет в каждом из нас. Дадим ему свободу и в то же время испро­сим частицу духа мудрости, и мы почувствуем в себе зарождение гения - нашего гения. Гений отличает алмаз в простом песке, а в людях - принцах, герцогах или мужиках, ученых или невеждах их особенные склонности. Иной раз гений не знает грамматики, а между тем движет горами, основывает города и пересекает землю сетью железных дорог и телеграф­ных проволок. Культурный ум может писать и гово­рить с изяществом, а не сумеет срыть кротовину; он с трудом зарабатывает 10 долларов в неделю, в какой нибудь конторе, в качестве простого служащего у гения с умом необработанным, который производит в тысячу раз больше работы, чем десяток ученых.

В состоянии отдыха, покоя, ясности дух делает самые блестящие свои открытия и получает идеи и вдохновения. Беспокойный, горящий, торопливый взор не так хорошо разглядит далекий на море парус, как взор не ищущий его. Забытое временно имя редко вспоминается, когда силятся о нем думать. И только когда перестали о нем думать, оно является само собой.

Дело в том, что это усилие механической памяти бессознательно утомляет мускулы; мы приводим в действие наш мозг и посылаем туда кровь, которая есть препятствие для духа. Мы работаем нехорошим способом, который накопляет препятствия, вместо того, чтобы их устранять; так как, чем в большем покое находится все телесное, тем больше силы дается духу для приведения в действие своих внутренних чувств, чтобы доставить нам то, чего мы желаем.

«… сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизре­ченными»

Наш дух имеет чувства, которые ему свойственны и которые совсем отличны от телесных: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания . Они тоньше, могуществен­нее и дальше проникают. Внутренние или духовные чувства, раз вызванные из скрытого состояния, могут войти в сношения с духовными чувствами другого лица, тело которого в Лондоне или Пекине; возможно даже, что они уже сообщаются, но бессознательно, потому что, быть может, в Лондоне или Пекине живет дух более симпатичный, чем в ином месте земного шара. И каждый день, в каждый час дня, вы можете иметь общение с этим духом посредством внутренних чувств, для которых не существует расстояний.

Полезность никогда не переутомлять тела доказы­вается всякую минуту во всех случаях жизни. Человек, наиболее успевающий в делах тот, кто себя бережет; голова его свежа; он интуитивно научился не утомлять свое тело, чтобы дух его был свободен. Между тем, может быть, этот самый человек и не знает, что он обладает духом, т.е. способностью, внутренним чув­ством, которое проникает за пределы тела и приносит ему оттуда проекты, планы и идеи, полезные для его работ. Никакие другие способности, кроме духовных, не могут служить для этой цели. Духовный закон один и тот же в материи, обществе, во всем мире. А когда люди с высокими стремлениями узнают о существовании этой силы, и будут пользоваться ею, к их услугам всегда будет величайшее могущество, самая тонкая мысль и самый возвышенный гений.

Плодотворное усилие в каждой фазе жизни обус­лавливается действием этой силы. Она заключается в том, чтобы предоставить себя воле духа. Если вы заблудились, вы гораздо скорее найдете свою дорогу, идя медленно и сосредоточившись, чем, бегая туда и сюда без всякого толку. Опытный охотник придерживается этого способа, когда он бродит по лесам; между тем, как неопытный горожанин в безумном возбуждении пробегает мили, не видя никакой дичи. В обоих этих случаях, когда тело приведено в известную степень апатии, пробуждается внутренняя способность, начинает действовать и находить дорогу для одного и дичь для другого. В этом заключается тайна быть руководимым духом. Она относится ко всем духовным степеням и их объектам.

Иногда, неизвестно почему, вы находитесь в состоя­нии мира, покоя и удовлетворения; вы идете легко, ничто вас не торопит, никакие страсти не волнуют; вы чувствуете себя в гармонии с целым светом; вы забыли своих врагов, заботы, опасения; тогда вы луч­ше наслаждаетесь лесом, небом, окружающим; тогда то занятый окружающей жизнью, вы лучше всего можете ее изучать. В такую минуту та или иная особенность, дотоле вами не замечаемая, вас поражает. Ваш дух мирный и спокойный безостановочно получает приятные и прочные впечатления. Вы желаете, чтобы подобное настроение могло продолжаться всегда. Это зависит только от вас, потому что это состояние происходит от сосредоточенности духа. Он собирает свои лучи в одном месте и сберегает свои силы, пропуская лишь, сколько нужно для движения тела.

В таком состоянии мы поглощаем мысли, т.е. силу непреходящую. Но, если во время этого поглощения что-либо вызовет у нас раздражение или возбуждение, способность поглощать прекращается моментально. Наш дух, вместо того, чтобы воспринимать идеи, закрывается для всякого общения и становится в боевое положение. Он прямо направляется на причину раздражения и преследует ее. Говоря, он «направляет­ся», мы хотим сказать, что наша мысль действительно и материально направляется к предмету, который нас беспокоит. Одновременно от нас исходит физиче­ская и духовная силы» Тогда мы перестаем поучатся. Покой и мыслительная ясность - вот необходимые условия для учения, и они вызывают постоянный приток силы. Нам дано упражнением выработать это до такой степени, что такое состояние, войдя в привычку, будет удерживаться в нас в течение нашего труда.

Таково состояние духа, способствующее учению, труду или наслаждению. Эти три вещи на самом деле представляют лишь одну: наслаждение. Без этого условия нельзя было бы по настоящему ничем наслаж­даться; упражнение научает нас наслаждаться всякой вещью все лучше и лучше. Таким образом, мы поучаем­ся. Наши невидимые силы накопляются, нагромождают­ся, потом объединяются для того, чтобы развернуться во всем могуществе на том или ином предмете в данный момент. Если в таком состоянии вы предстанете перед могущественным, богатым и тщеславным человеком, который захочет уничтожить рас одним взглядом, вы окажетесь сильнее его, и он почувствует вашу силу прежде, чем вы откроете рот. Это душевное настроение необходимо в делах, чтобы не быть побежденным более сильной волей противной стороны. Деловые люди просто коммерческие магнетизеры и их сила та же самая, что показывается публике с подмостков. Ее не узнают под этим видом, но бессознательно она и там приводится в действие.

В таких условиях дух уподобляется магниту. По мере того как силы концентрируются, растет сила их притяжения. И она еще более растет при упражнении. Чем больше вы притягиваете мыслей, тем больше силы приобретаете; планы, проекты изображения приплывают к вам, и ваши внутренние способности получат такую организацию, что будут в состоянии произвести то, чего вы хотите. Сконцентрированный таким образом дух есть сила либо сопротивляющаяся, либо притягивающая.

Смущение, которое охватывает многих учащихся, происходит оттого, что они хотят выучиться слишком скоро. Мы едва знаем способность, которая нам дей­ствительно дает то, что мы приобретаем, способность, которая проникает вдаль, тогда, как другие бездействуют, и приносит нам новые идеи и учит нас обращать их в мысли. Новое изобретение открывается человеку, который его сделает, когда он находится в состоянии покоя, а не тогда, когда он упорно силится его отыс­кать. Легче нарисовать более совершенный круг, беззаботно водя карандашом или пером, нежели, усерд­но стараясь начертить его. Когда вы свободны от всякой заботы, ваша реальная сила, может действовать - это сила духа. Тот, кто не разбрасывает во все стороны свои мысли об удаче и неудаче очень вероятно исполнит смелое дело, от которого откажутся другие; а если они попробовали бы, страх неудачи был бы причиной ее. Лучшим кормчим в опасном переходе будет тот, кто умел учиться, кто способен забыть опасность и думать только о препятствиях. Тогда его дух сознателен. Это способность духа приказывать и обуздывать тело - свое орудие. Из противного следует, что плохо развитии дух, настоящее «я», воображает, что он и есть само тело, которым он пользуется: Это как если бы плотник думал, что он есть пила или молоток. Сознание должно забыть тело и думать только о том, чтобы из него сделать, возможно, лучшее употребление, как и плотник, распиливающий доску, не думает постоянно о своем орудии, а лишь о работе, которую он совершает.

Как мы видим, умение учиться это духовное качество, умение учиться - это атрибут самого духа. Умение учиться: понятие, относящиеся не только к общепринятым наукам гуманитарным или естественным, а в первую очередь к науке самой жизни, всего мироздания. Умение вкусно готовить, умение красиво говорить или красиво строить это всё результат вашего умения учиться. Ибо если вы учились всему легкомысленно, безответственно, то и результат всей вашей деятельности будет соответствующий. Умение учиться - это ваш ключик к счастливой, радостной, и интересной жизни. Умение учиться даст вам больший обзор жизненного пространства. Умение учиться это как умение езды на велосипеде - вы уже никогда не разучитесь.


Sharing is caring!

0 shares

Участники: учителя биологии г. Винница (Украина).
Организатор: Фонд Народного депутата П. А. Порошенко.
Ведущие: А. Л. Камин, Дмитрий Камин, стажер Лаборатории образовательных технологий, практический психолог Луганской городской школы-гимназии №52.

Цели ведущих

  1. Предложить деление задач на закрытые и открытые, привести примеры открытых (исследовательских и изобретательских) задач в области биологии.
  2. Предложить простейшие алгоритмы, облегчающие работу с открытыми задачами.
  3. Научить слушателей составлять открытые задачи из «подручного материала» и вести картотеку открытых задач.
  4. Проанализировать вместе с учителями, на каком этапе развития творческого коллектива находятся образовательные структуры, в которые слушатели включены. Выяснить, насколько эти структуры на сегодняшний день способствуют становлению учеников как творческих личностей. Выработать вместе с учителями возможные стратегии личного взаимодействия с этими структурами.

Результаты

Участники семинара решили более 50 задач, примерно треть из них — самостоятельно. Простейшие из самостоятельно решенных задач решались с помощью 3-ходового алгоритма, остальные — с помощью 7-ходового, образец разбора слушателями задачи по алгоритму см. в приложении.

В последний день работы учителя составили «народный задачник»: каждый участник предложил несколько задач, выполняя требование ведущих: задачи не должны быть опубликованы в сборниках вопросов и задач.

Слушатели семинара были очень активны.

Оба ведущих и некоторые слушатели дали интервью двум телекомпаниям. Статья, написанная ведущими, опубликована в двух местных газетах.

Приложение

Требуются все ресурсы мысли: абсолютная свобода, полная отрешенность от шаблонов, какое только можно разнообразие точек зрения и способов действия.
И. П. Павлов, лауреат
Нобелевской премии по физиологии

Алгоритм решения открытых задач

0. Подготовка к работе. Выберите задачу, решение которой Вам неизвестно. Запишите ее условие. Если, прочтя условие, вы поняли, что знаете, решение (или сразу догадались до его сути), подумайте, единственно ли оно? Откуда Вы знаете, что оно верно? Как можно было бы проверить его правильность? Нет ли лучшего решения?

«Говорят, что раньше йог мог…»
Как бы Вы объяснили способность некоторых людей ходить по раскаленным углям? Естественная это способность или сверхъестественная?

1. Системность. Что входит в исследуемую систему? Из каких элементов она состоит? Что в ней происходит (или должно происходить)? Что именно нужно объяснить? В исследуемую систему входит человек-исполнитель и угли. Нужно объяснить, почему человек не обжигается, наступая на раскаленные угли.

2. Прием обращения. Вместо вопросов «Как?», «Почему?», «Возможно ли?» задается вопрос «Как сделать, чтобы?..»
(произошло интересующее нас явление)

Как сделать, чтобы человек шел по раскаленным углям и не обжигался?
1. Идти на ходулях или протезах.
2. Поливать ноги водой (как смачивают палец, пробуя горячий утюг).
3. Не чувствовать ожога.

3. Идеальный конечный результат. Как интересующее нас явление могло бы произойти само собой, без целенаправленного вмешательства?

2. Вода сама собой смачивает ноги.
3. Исполнитель сам не чувствует ожога.

4. Перечисление ресурсов. Какими ресурсами располагает система? Где в ней или вблизи нее могут находиться интересующие нас вещества? 2. В теле человека много воды (человек более чем наполовину состоит из воды).
5. Перечисление процессов (явлений, взаимодействий). Какие процессы (явления, взаимодействия) могут происходить в системе? Какие из них могут способствовать интересующему нас явлению?

2. Человек при перегреве может потеть.
3. а) Исполнитель может долго тренироваться до опыта и настраиваться (самовнушение) перед ним.
б) Исполнитель соприкасается с углем на очень короткое время.

6. Формулировка гипотез. Какие предположения (предложения, гипотезы, версии) можно выдвинуть, отвечая на вопрос задачи, приняв во внимание все предыдущее?

Версия 1. Исполнитель показывает фокус — идет по углям на специальных приспособлениях, незаметных для зрителя.
Версия 2. Исполнитель с помощью тренировки или настройки обеспечивает выделение пота на ноге, контактирующей с углем. Из-за того, что контакт кратковременный, пот в зоне контакта не успевает испариться полностью.

7а. Проверка правдоподобности. Насколько правдоподобна каждая из выдвинутых гипотез? Обе гипотезы правдоподобны.
7б. Проверка гипотез. Как можно было бы проверить каждую гипотезу?

Проверка версии 1. Осмотреть ноги исполнителя перед действием.
Проверка версии 2.
а) Прекратив действие, осмотреть ноги исполнителя перед моментом контакта.
б) Установить на месте контакта датчики температуры и влажности кожи.

Как оживить науку о жизни?

«Пациент скорее мертв, чем жив!..»
А. Н. Толстой, «Приключения Буратино».

Дорогой читатель, обратите внимание на парадокс. Дети живо интересуются живой природой, наблюдают за растениями и животными, задают вопросы, делают предположения — но все это до тех пор, пока не начнут изучать биологию в школе.

Почему-то с этого момента у большинства детей интерес быстро пропадает. В чем причина? Как выразился знакомый школьник, дело в том, что школьная биология — это мертвая наука о живой природе. Создатели программ и учебников как будто специально позаботились, чтобы текст воспринимался как полная абракадабра. Чтобы ученик мог получить хорошую оценку, он вынужден зубрить материал, не понимая его смысла.

С нашей точки зрения, причина в том, что учебный материал подается в закрытой форме: вопросы и задачи предполагают единственный возможный ответ.

Можно ли изменить положение? Выход есть; с нашей точки зрения, он состоит в том, чтобы предлагать ученикам не только закрытые, но и открытые задания — допускающие различные подходы к решению и различные варианты ответов.

Если Вы — учитель, сравните два построения урока:

Задача 1

Натуралистам нередко приходилось наблюдать такую картину: лиса подходит к реке, вырывает из хвоста клочок шерсти, берет клочок в зубы и заходит в реку хвостом вперед. Когда из воды высовывается только кончик лисьего носа и клочок шерсти, лиса отпускает клочок в плавание и выходит из воды. Зачем она все это проделывает?

Затем ученики предлагают версии объяснения странного поведения лисы, эти версии обсуждаются, а затем вы предлагаете ответ, который сами считаете правильным (лиса избавляется от блох). После этого можно поставить перед учениками изобретательскую задачу.

Как вы думаете, какое построение урока интереснее для учеников? В каком случае полученные знания усвоены лучше?

Как всегда на таких семинарах, каждая решенная учительская проблема вызвала к жизни несколько новых. Но учителя, мы надеемся, уже умеют преподавательские проблемы рассматривать как творческие задачи и успешно их решать. Может быть, группа наших слушателей сложится в творческую лабораторию: слушатели будут регулярно собираться, обсуждать возникшие проблемы и находить действенные решения.

Впереди новые семинары, возникла также идея нового проекта «Творческая межпредметная олимпиада».

Из отзывов слушателей

Открытые задачи очень нужны для развития познавательных интересов, для мотивации учебной деятельности, для удовлетворения личностных амбиций школьников. Эти задачи стимулируют самообразование и развивают аналитические и синтетические способности мозга. Семинар для меня полезен тем, что я узнала алгоритм решения творческих открытых задач, накопила подборку задач по биологии. Мы получили толчок для дальнейшей работы по накоплению и созданию творческих задач.
Очень важным было психологическое оформления семинара: мы получили удовольствие от взаимного общения и от общения с ведущими.
Л. В. Друзь, школа № 10, г. Винница.

Отчет о семинаре «Решение исследовательских задач в преподавании биологии»

  • 2.3. Задачи педагогической психологии
  • 2.4. Основная система понятий, используемых в педагогической психологии
  • Глава 3. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников
  • 3.1. Физические возможности шестилеток
  • 3.2 Психическая готовность к школе
  • 3. 3. Психологические новообразования в младшем школьном возрасте
  • 3.4 Индивидуальные особенности младших школьников
  • Контрольные вопросы
  • Глава 4. Общий анализ учебной деятельности
  • 4.1 Виды сотрудничества в учебной деятельности
  • 4.2. Анализ деятельности учения
  • Глава 5. Действия, входящие в деятельность учения
  • 5.1. Начальные логические приемы мышления
  • 5.2. Психологические умения
  • 5.3. Специфические приемы познавательной деятельности
  • 5.4. Взаимосвязь общих и специфических знаний и умений
  • 5.5. Умение учиться
  • Глава 6. Закономерности процесса усвоения
  • 6.1. Природа процесса усвоения
  • 6.2. Структурный и функциональный анализ действий
  • 6.3. Свойства действия
  • 6.4. Этапы процесса усвоения
  • 6.5. Типы ориентировочной основы действий
  • Глава 7. Контроль и его функции в учебном процессе
  • 7.1. Предварительный контроль
  • 7.2. Текущий контроль
  • 1. На первых этапах процесса усвоения контроль должен быть пооперационным.
  • 2. В начале материального (материализованного) и внешнеречевого этапов внешний контроль должен быть систематиче­ским - за каждым выполняемым заданием.
  • 7.3. Итоговый контроль
  • Глава 8. Пути формирования учебной мотивации
  • 8.1. Фронтальная работа
  • 8.2. Индивидуальные формы работы
  • Глава 9. Формирование начальных логических знаний и действий
  • Ученики перечисляют свойства, которыми кубики отлича­ясь друг от друга.
  • Глава 10. Формирование научных понятий
  • 10.1 Виды понятий
  • 10.2 Сущность понятий
  • 10.3. Пути усвоения начальных научных понятий
  • 10.4. Виды действий, используемых при формировании понятий
  • 10.5. Роль определения понятия в процессе его усвоения
  • 10.6. Условия, обеспечивающие управление процессом усвоения понятий
  • 10.7. Требование к содержанию и форме заданий
  • 10.8. Качество сформированных понятий при управлении процессом их усвоения
  • Экспериментатор: а если я тебе дам признаки?
  • 10.9. Возрастные особенности усвоения понятий
  • Литература
  • Глава11. Формирование специфических приемов познавательной деятельности
  • 11.1. Обучение чтению
  • 11.2. Обучение письменной речи
  • Учитель. Из каких частей состоит это слово?
  • 11.3. Приемы работы при изучении системы счисления
  • 11.4. Прием решения арифметических задач «на процессы»
  • Глава 12. Формирование действий, входящих в умение учиться
  • 12.1. Формирование действий, входящих в прием моделирования
  • 12.2. Формирование умения быть внимательным
  • Глава 13. Психология воспитания
  • 13.1. Общее понятие о личности
  • 13.2. Формирование личности в младшем школьном возрасте
  • 13.3. Динамика мотивов при усвоении нравственных норм
  • 13.4. Формирование внутренней ответственности
  • 13.5. Подготовка к следующему возрастному этапу
  • Глава 14. Обучение и развитие
  • Глава 15. Проектирование циклов обучения и диагностика познавательной деятельности
  • 15.1. Основы проектирования циклов обучения
  • 15.2. Диагностика познавательной деятельности
  • Содержание
  • 5.5. Умение учиться

    Главное лицо в учебном процессе - ученик. Усилия учителя направлены на то, чтобы он учился. Для этого необходимо, чтобы ученик хотел учиться и мог это делать. Часто ребенок идет в школу с большим желанием учиться, но без умения это делать. Если не научить ребенка учиться, то с первых же шагов школьной жизни он встретится с трудностями, неудачами, которые постепенно угасят и его желание учиться.

    Из чего же состоит это умение? Оно включает в себя действия всех трех видов, которые были рассмотрены нами выше. Эти действия вначале входят в деятельность учения как предмет усвоения, их ученик должен усвоить. После усвоения их, когда они уже войдут в состав познавательной деятельности учащегося, эти действия могут использоваться как средства усвоения новых действий, войти в состав умения учиться.

    Таким образом, в деятельности учения одно и то же действие может занимать разное место: вначале быть предметом усвоения, а потом - его средством. И каждый раз, когда ученик усваивает новые действия, он должен располагать средствами их усвоения - уметь усвоить. Другими словами, деятельность учения состоит из двух составляющих: ученик должен выполнить усваиваемое действие и действия, которые обеспечивают усвоение первого с заданными свойствами. Так, при освоении счета ребенок должен перейти от реальной палочки, лежащей перед ним, к слову «один». Между этими двумя объектами внешне нет никакого сходства, но они заменяют друг друга, и ребенок должен уметь перекодировать действие из одной нормы в другую. Вся совокупность действий, необходимых для успешного усвоения новых, и составляет умение учиться этим новым действиям. Это и есть вторая составляющая деятельности учения. Графически это можно изобразить так:

    Если мы не обеспечили умения учиться, то процесс усвоения новых действий не будет протекать успешно, как бы мы ни старались его организовать. Это означает, что, прежде чем присту­пать к обучению новому действию, необходимо проверить, располагают ли учащиеся умением научиться этому действию. Другими словами, для успешного протекания процесса усвоения ученик должен иметь соответствующий исходный уровень своей познавательной деятельности. Этот исходный уровень должен проверяться: а) со стороны наличия дейст­вий, на которые опирается новое; б) со стороны умения учиться, т.е. наличия действий, которые необходимы для понимания нового, для того, чтобы перейти от внешней, материальной формы его выполнения к выполнению во внутренней, умственной форме.

    Как же приобретаются действия, составляющие умение учиться? Они «поставляются» из первой группы действий, ко­торые были предметами усвоения. Другими словами, умение учиться состоит из познавательных действий, которые ранее необходимо было усвоить, приобрести. После этого они ис­пользуются как средства усвоения новых действий. Так, напри­мер, логические приемы мышления вначале должны быть ус­воены как специальные предметы усвоения, т.е. войти в состав первой группы действий учения. В дальнейшем логические приемы мышления выступают как познавательные средства, необходимые для успешного усвоения любых учебных предме­тов, любых умений. Разумеется, усвоенные познавательные действия используются не только в качестве средств усвоения. Они могут быть в дальнейшем средствами трудовой деятельно­сти, использоваться человеком при открытии новых явлений и т.д. Так, логические приемы мышления человек использует в течение всей жизни, при выполнении всех видов деятельности. Больше того, не все усвоенные действия становятся средствами усвоения, т.е. входят в состав деятельности учения. Некоторые из них усваиваются специально, например, для труда.

    Из сказанного вытекают следующие положения:

    1. Действия, составляющие умение учиться, необходимо усвоить так же, как любые другие действия. Это означает, что все действия, входящие в умение учиться (вторая группа дей­ствий), ранее были предметами усвоения (входили в первую группу действий).

    2. Действия, составляющие умение учиться, не являются уникальными, пригодными только для учения. Они могут входить в состав других видов человеческой деятельности.

    Следовательно, умение учиться состоит из разного вида по­знавательных действий, направленных на получение новых знаний, новых операциональных систем. Эти действия объеди­няются в умение учиться по выполняемой ими функции: они являются познавательными средствами.

    В умение учиться входят действия как общие, так и специ­фические. Ранее мы выделили в общих видах действий две группы: психологические и действия, составляющие приемы логического мышления.

    Но общие виды деятельности этим не исчерпываются. К чис­лу общих относятся и такие действия, как планирование, кон­троль, оценивание, корректирование своей деятельности. Все эти действия входят и в умение учиться. Учащиеся должны, выполняя новое действие, контролировать ход выполнения, опираясь на данный им образец. Контроль неизбежно требует оценивания - насколько правильно выполняется действие. В случае обнаружения отклонения, ошибки, учащийся должен уметь скорректировать выполнение действия.

    В умение учиться обязательно входят знаково-символические действия: моделирование, кодирование, декодирование. Эта группа действий, с одной стороны, является общей, так как необходима при усвоении любого учебного предмета. Но в то же время каж­дый предмет имеет свою систему знаковых средств, которые уче­ник должен уметь использовать в процессе усвоения.

    Указанные группы общих действий важны для усвоения любых знаний и умений. Специфические действия - для ус­воения только каких-то определенных.

    Учитель, приступая к изучению любого предмета, любой темы, должен быть уверен, что учащиеся владеют всеми необ­ходимыми познавательными средствами для усвоения этого предмета. Если не владеют - необходимо сформировать не­достающие действия или в ходе работы с предметным мате­риалом, или до этого.

    Контрольные вопросы

    1. Почему действия, составляющие логические приемы мышления, счи­таются общими?

    3. Можно ли начинать формирование логического мышления с любого приема?

    4. Как определить порядок формирования логических приемов мышления?

    5. Из каких действий состоит умение учиться? Можно ли его сформиро­вать в начальной школе? Почему вы так думаете?

    6. Каково соотношение знаний и действий?

    7. Чем определяется выбор действий, которые необходимо сформировать у школьников при изучении того или иного предмета?

      Назовите несколько специфических действий, которые необходимы при изучении родного языка

    Литература

    Никольская И.Л. Азбука рассуждения -М, 1996.

    Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума - М, 1997

    Столяр А. А. Математические игры для детей 5-6 лет -М,1991

    Учиться - значит учить себя

    Для чего люди учатся? Для того чтобы стать образованным, т.е. приобрести некоторую сумму систематизированных знаний, умений и навыков, необходимых в практической деятельности, а также достигнуть определенного уровня духовного развития. Так понимают цель учения, очевидно, не все. Иногда, принимая решение учиться, некоторые исходят из довольно упрощенных побуждений, например, учиться, чтобы занять более высокое положение на служебной лестнице и т.п. Но даже те, кто вначале руководствовался подобными целями, обычно рано или поздно приходят к пониманию объективной ценности образования. Зато в понимании того, как получить образование, как учиться, весьма нередки и ложные представления, и прямые заблуждения. Иногда рассуждают так: «Вот поступлю в школу, в школе есть учителя, они меня научат, сделают образованным». Конечно, очень хорошо, что приступающие к учению полны такой веры в учителя, в значительность его роли как носителя знаний, организатора и руководителя учебно-воспитательной работы. Но если человек все надежды возлагает только на учителя и не задумывается о собственных обязанностях в учебном процессе, представляя себя в роли лишь некоего механического приемника знаний, идущих от учителя, то он глубоко заблуждается относительно плодотворности начатого дела.

    Нельзя стать подлинно образованным человеком лишь на основе пассивного восприятия и запоминание того материала, который излагает учитель. Во-первых, человеческая память – не магнитофонная лента, она не в состояние зафиксировать и прочно удержать все сказанное и услышанное, а те обрывки, которые не произвольно удерживаются в памяти, не составляют системы и не дают образования. Во-вторых, без собственных мыслительных усилий, без самостоятельного обдумывания и переработки того, что услышано от учителя или прочитано в книгах, не будут развиваться познавательные силы человека, следовательно, также не будут достигнуты цели образования. Л. Н. Толстой справедливо утверждал, что знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Прогрессивные педагоги считали, что развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщится, должен достигнуть это своей деятельностью, собственным напряжением…

    Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится, то есть и осмысливает программный материал, и овладевает необходимыми умениями и навыками, и вырабатывает у себя нужные моральные качества. Поэтому, приняв решение, учится, каждый поступающий в школу любого типа должен запомнить следующее.

    1. Главную работу по изучению курса основ наук каждый учащийся должен выполнить самостоятельно, всемерно используя при этом помощь, которую оказывает своим питомцам школа. В вечерних школах удобные для учащихся формы обучения – очная и заочная. Отличие очного обучения от заочного лишь в том, что очник может больше времени, чем заочник, уделять классовым занятием, непосредственному общению с учителями, но это не освобождает его от обязанности и необходимости самостоятельно работать над учебным материалом.

    2. Умение самостоятельно учиться – не простое занятие, это целое искусство, но им может и должен овладеть каждым учащимся.

    3. Глубокие, прочные и систематические знания приобретают только постоянным, добросовестным и правильно организованным трудом. Нельзя приобрести никаких серьезных знаний, если учиться не систематически, то, посещая занятия, то, пропуская их, то, берясь за книгу, то надолго ее забрасывая.

    4. Жажда знаний, целеустремленность и крепкая воля должны быть неотъемлемыми качествами каждого, кто решил учиться; поэтому объективные помехи (например, выезд в командировку, служебная перегрузка и т.п.) не должны прерывать учебных занятий. Возможно придется переменить форму учения (с очной перейти на заочную), обратиться к кому-то за помощью, но не надо сдаваться, надо найти в себе силы продолжить учебу даже в самых трудных условиях.

    5. В учебном плане общеобразовательной школы нет ненужных или малозначащих предметов: только усвоение всех учебных дисциплин делает человека всесторонне образованным.

    6. Встречаясь в ходе самостоятельной работы с трудностями и непонятными вопросами, можно обращаться за помощью не только к учителям, но и к более сильным товарищам, родственникам, знакомым и т.д. Одного не следует делать: просить, чтобы кто-то в порядке «помощи» решил задачу, дал списать сочинение и т.п., точно так же не следует механически списывать с доски решение задач и примеров, предложений с орфографическими трудностями. Все письменные работы, как классные, так и домашние, нужно выполнять самостоятельно. Необходимо составить расписание домашних занятий, выделяя для них ежедневно 1-2 часа. Заниматься следует всеми предметами, чтобы закреплять домашней самостоятельной работой, знания, полученные в классе. Нужно готовиться к каждому классному занятию и зачету, помня, что не сделанное сегодня увеличивает учебную нагрузку завтрашнего дня. Не допускать отставания в учебной работе, помнить, что потеря темпа и ритма в занятиях часто приводит к потере учебного года.

    РАБОТА С КНИГОЙ

    Книга – не только собирательница и хранительница все умножающихся человеческих знаний. Она стала главным источником обогащения знаниями сменяющих друг друга поколений.

    Иногда можно услышать мнение, будто сейчас время книги уже миновало, что она начинает утрачивать свое положение главного источника знаний, ибо появились и все больше укрепляют, свои позиции такие источники информации, как телевидение, кино, радио, компьютер. Никто не отрицает великой роли этих средств массовой передачи мыслей, но неправильно было бы противопоставлять их книге, думать, что они способны вытеснить и заменить книгу.

    ЧТЕНИЕ – ЭТО ИСКУССТВО

    Никакое нужное человеку богатство не лежит свободно на поверхности и не дается в руки без труда. Металл можно добыть из земных недр, выплавить его из руды, обработать. Для получения хлеба нужно вспахать землю, посеять зерно, убрать урожай. И все это требует труда и умения.

    Так и со знаниями, хранящимися в книгах. Книга не отдает своих сокровищ легко и любому человеку. Недостаточно владеть лишь элементарной техникой чтения, книга требует от читателя большего – владения всеми «секретами» искусства чтения, рациональными методами чтения. Книга преданно и безотказно служит тому, кто сумел её подчинить, сделать её своим другом и помощником. Она держит себя недоступно по отношению к тем самонадеянным и самообольщающимся людям, которые думают, что уже научились читать, лишь постигнув, как складывать буквы в слоги, а слоги в слова. Великий немецкий поэт и мыслитель Гёте, очевидно, о таких людях говорил, что они и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Имея за плечами почти восьмилетний читательский опыт, он все ещё продолжал считать себя далёким от цели.

    Научиться читать – это, значит, научиться извлекать из книги всю пользу, которую она способна дать; говоря языком физики, - максимально поднять коэффициент полезного действия чтения. Ведь нередко неумелый читатель уподобляется тем нерадивым хозяевам, которые чуть ли не половину выращенного урожая оставляют на земле. А разве редки случаи, когда за целый учебный год учащийся не усваивает и половины содержащегося в учебнике ценнейшего и интереснейшего материала, и лишь потому, что не научился правильно пользоваться книгой.

    Следовательно, подлинную пользу приносит не всякое чтение, а только чтение правильное, разумно поставленное.

    Чтение называют одним из самых эффективных инструментов познания. И как всяким инструментом, им необходимо уметь пользоваться. Необходимо сначала вдумчиво и последовательно овладеть элементарной техникой дифференцированного (расчленяющего) чтения, а затем в течение всей жизни неустанно тренировать и совершенствовать эту технику.

    Что же это за «техника дифференцированного чтения » и как ею овладеть?

    Для человека, серьёзно поставившего перед собой задачу учиться самостоятельно, это один из важных вопросов. В школе овладеть методами работой с книгой помогают учителя. Но много можно достигнуть и самостоятельно, если проявить достаточно воли, желания и настойчивости. Для этого необходимо знать, что читать, как читать, какие вспомогательные средства следует использовать для повышения эффективности чтения.

    ЧТО ЧИТАТЬ?

    Для человека, обучающегося в вечерней или заочной школе, а также самостоятельно готовящегося к сдаче экзаменов в порядке экстерна, этот вопрос решается как будто просто: прежде всего, читать то, что требует школьная программа, то есть читать учебники, рекомендуемые художественные произведения и критические статьи, первоисточники (например, по истории и обществоведению). Ответ этот правилен, но не полон. Ведь программой определен только минимум вопросов, если оно ограничивается лишь кругом тех вопросов, которые возможно рассмотреть в классе. Поэтому самостоятельное внеклассное чтение как по дисциплинам гуманитарного, так и естественно-математического цикла является неотъемлемой частью образования.

    Чем руководствоваться при выборе книг для внеклассного чтения?

    Меньше всего даёт бессистемное, беспорядочное, нецелесообразное чтение, по принципу «что под руку попало». Уже сейчас книжная продукция необъятна, она непрерывно и стремительно пополняется, наряду с хорошими книгами, появляются произведения слабые, малоценные. Все это требует тщательного отбора материала для чтения, решительного отметания того, что для читателя представляет незначительный интерес.

    Выбор книга для самостоятельного внеклассного чтения всегда будет определяться интересами, склонностями, индивидуальными качествами каждого читателя. У человека, интересующегося техникой, в списке будет преобладать техническая литература; человек, интересы которого лежат в области истории, будет читать книга на исторические темы и т.д. Однако не следует полностью пренебрегать литературой, выходящей за круг личных пристрастий. Так, многие произведения классической литературы не изучают в школе текстуально. Но немыслимо представить культурного человека, который увлекается техникой и не читал, например, «Обломова» И.А. Гончарова, «Былое и думы» А.И. Герцена, «Анну Каренину» и «Воскресенье» Л.Н. Толстого, «Тихого Дона» М.А. Шолохова и т.д. Равным образом обедняет себя и тот почитатель поэзии и искусства вообще, который не считает нужным знакомиться с достижениями науки и техники, со значительными трудами в области биологических и общественных наук. Кто же поможет составить личный план внеклассного чтения? Как в необъятном море найти нужную и ценную книгу?

    Первым консультантом в этих вопросах является, без сомнения, учитель, который в своей области знает и основную и дополнительную литературу и может дать квалифицированный совет. Второй консультант – это библиотекарь, особенно если он получил соответствующее образование и имеет опыт работы с читателями. В библиотеках, где свободный доступ к книжным полкам, многое может дать самостоятельный просмотр книг, ознакомление с помещенными в них аннотациями, беглое чтение оглавлений. Кроме того, в каждой библиотеке ведется катаог систематическом порядке. В большинстве библиотек пользуются систематическими каталогами, в которых книги по отраслям знаний. Просмотр каталога – еще один путь, помогающий узнать о существовании книги и отобрать для данного читателя работы. Особенно полезны каталоги, снабженные аннотациями, т.е. краткими описаниями содержания книг, а иногда и их оценкой. Каждый, что решил серьезно использовать чтение в качестве инструмента познания, должен знать о существовании такой отрасли знания, как библиография (от двух греческих слов: biblion - книга + qrapho – пишу). В задачу библиографии входит выявление, описание, раскрытие и оценка произведений печати. Результаты этой работы оформляются в виде различных указателей, обзоров, списков литературы. Словом “библиография” обозначают не только отрасль знаний, но и списки, указатели и образы книг. Для людей, самостоятельно изучающих основы наук, особое значение имеет рекомендательная библиография, помогающая в существующих книжных богатствах и отбирать из них самое необходимое. Библиография справедливо называют “компасом в книжном мире”. Как нельзя пускаться в открытое море без компаса, так невозможно ориентироваться в обилии книг без библиографических указателей, справочников, описаний. Библиографические материалы печатают в специальных периодических изданиях, таких, как журнал “В мире книг”, газета “Книжное обозрение”, в отдельных тематических библиографических сборниках, указателях, справочниках. Библиографические материалы в большем или меньшем объеме можно найти почти в каждой газете, в толстых и тонких журналах. (обратите внимание на ударение и правильно произносите это слово),т.е. перечень книг, имеющихся в библиотеке. Чаще каталоги составляют в форме карточек, расположенных в каком-либо

    Итак, при отборе литературы для самообразования (а самообразованием должны заниматься и учащиеся очных школ, рассматривая уроки лишь как начало и базу для самостоятельных занятий) никто не представлен самому себе. Направляющая и руководящая деятельность учителей, работа разветвленной сети библиотек, широко и квалифицированно поставленная библиографическая работа – все это призвано тем, кто оправляется в поход за знаниями. Не всякую потребовавшуюся в данный момент литературу можно тут же приобрести в книжном магазине в личное пользование, да и не всегда это следует делать: подбор книг для личной библиотеки - вопрос особый, поэтому нужно помнить, что первыми помощниками являются общественные библиотеки – вопрос особый. По этому нужно помнить, что первыми помощниками при самообразовании являются общественные библиотеки, и следует приучить себя пользоваться их услугами.

    КАК ЧИТАТЬ?

    Мы установили, что даже выбор книги для чтения - не такая простая задача, как это представляется некоторым малосведующим людям, что и в самом, казалось бы, несложном деле нужна опора на определенные принципы, необходим, например, известный запас библиографической осведомлённости. Тем больше умения требуется для того, чтобы суметь правильно прочитать книгу, извлечь из неё всю пользу и богатство, которые она таит в себе. Это значит, что нужно знать методы работы с книгой и хорошо владеть ими.

    Методы работы с книгой не универсальны, они зависят от цели, которую ставит перед собой читатель в каждом конкретном случае. Суммируя взгляды разных исследователей, можно назвать следующие четыре основных метода чтения.

    1. Чтение – просмотр, когда книгу быстро перелистывают, изредка задерживаясь на некоторых страницах. Цель такого просмотра – первое знакомство с книгой, получение общего представления о её содержании.

    2. Чтение выборочное, или не полное, когда читают основательно и сосредоточенно, но не весь текст, а только нужные для определенной цели места.

    3. Чтение полное, или сплошное, когда внимательно прочитывают весь текст, но никакой особой работы с ним не ведут, не делают основательных записей, ограничиваясь лишь краткими заметками или условными пометками в самом тексте (конечно, в собственной книге).

    4. Чтение с проработкой материала, т.е. изучение содержания книги, предполагающее серьезное углубление в текст и составление различного рода записей прочитанного.

    В самостоятельной работе с книгой применяют все перечисленные методы, но в период, когда человек систематически работает над условиями основ наук, особое значение имеет последний метод – изучение книг.

    Для успеха всякого чтения важно отчетливо знать его цель, помня, что цели могут быть широкими и узко практическими. Так, человек может обратиться к книге для того, чтобы удовлетворить жажду познания, овладеть специальностью или усовершенствоваться в ней; лучше познать прошлое или научиться разбираться в окружающей жизни; научиться логически, мыслить, рассуждать; научиться решать задачи, писать сочинения, выступать с докладами; удовлетворить свои эстетические запросы и т.д. Могут быть и другие цели:

    · найти подтверждение, обоснование какой-то мысли, вывода; получить справку по интересующему вопросу;

    · получить возможность решить такую-то задачу, выполнить такую-то работу;

    · узнать мнение, чтобы принять его к руководству или, на оборот, оспорить его;

    · подготовиться, чтобы передать знания другим;

    · добыть данные для сопоставления или противопоставления каких-то явлений, событий, литературных персонажей;

    · понять, как пользоваться чем-нибудь (машиной, инструментом, препаратом) и т.д.

    Каждая из перечисленных или другая из неназванных, но возможны целей, накладывает свой отпечаток на характер чтения. Однако, во всех случаях, при любых поставленных целях читатель должен придерживаться определенных правил чтения и настойчиво развивать в себе определенный ряд качеств, повышающих эффективность самообразовательной работы.

    Ясно осознанная цель чтения облегчает уже первое знакомство с книгой, она служит своеобразным ориентиром, помогающим быстрее заметить то, что читателю важно, необходимо, интересно. Для повышения эффективности чтения–просмотра большое значение имеет также целесообразный порядок знакомства с содержанием книги. Этот порядок может быть не одинаковым у разных читателей, но важно, чтобы, во–первых, он неизменно соблюдался, и, во–вторых, чтобы прежде чем взяться за основной текст, читатель обязательно ознакомился с имеющейся в каждой книге титульной страницей, а также с оглавлением (содержанием), предисловием (введением), заключением (послесловием), методическим справочным аппаратом (если эти элементы имеются в книге). Привычка, принимаясь за новую книгу, проходить мимо указанных элементов вредна, так как оставляет читателя в неведении относительно многих характеристик, освещающих содержание книги и облегчающих предстоящую работу с текстом.

    Титульная страница знакомит читателя с фамилией автора книги, её заглавием (а заглавие чаще всего и тему всей работы), указывает, где, каким издательством и в каком, году издана или переиздана.

    Предисловие , написанное автором, редактором книги или авторитетным специалистом рассматриваемых в книге вопросов, обращено обычно непосредственно к читателю. Задача предисловия–облегчить читателю понимание основного текста, раскрыть замысел всего произведения, иногда–подсказать, как пользоваться книгой, словом – как быпредставить книгу читателю. Роль предисловия к книге можно сравнить с ролью напутствия местного жителя человеку, который собирается пройти по незнакомой местности. Получив общее представление о характере местности, путник, несомненно, лучше ориентируется в новых обстоятельствах, быстрее пройдёт нужное расстояние, больше заметит интересного и существенного. Введение тоже преследует цель облегчить понимание основного текста, сообщая те сведенья, которые вводят читателя в круг разбираемых автором вопросов.

    Многие книги, особенно капитальные научные исследования, собрание сочинений и т. п., содержат в помощь читателю особый справочный аппарат: примечания, комментарии, именные и предметные указатели, списки использованной или относящейся к исследуемому вопросу литературы, таблицы, схемы, рисунки и т. д. Ознакомившись с титульной страницей, оглавлением и предисловием, бегло просмотрев основной текст, обратив внимание на справочные материалы, просмотрев, наконец, заключение или последние абзацы произведения, читатель, без сомнения, получит довольно определенное представление о книге. Если мнение о просмотренной книге сложилось отрицательное или, несмотря на явные достоинства книги, она не соответствует нынешним интересам, потребностям или возможностям читателя, таким чтением или просмотром можно ограничиться. Если же просмотр показал, что книга полезна и обещает удовлетворить запросы читателя, она будет читаться теперь с двойным интересом и вниманием.

    В период школьного учения, когда происходит интенсивное овладение основами наук, особо важную роль играет чтение для изучения содержания книг, учебников в первую очередь. Изучить что-либо, – значит получить об изучаемом предмете, явлении основательные познания, постичь в деталях, стать знатоком в данном вопросе. Но такая степень овладения достигается не сразу, а как завершение целого процесса, в котором можно различить ряд этапов. В начале этого процесса стоит первое сосредоточенное и внимательное чтение, позволяющее охватить содержание книги, раздела, главы в целом. Такой охват содержания как целого еще не дает отчетливого знания, но создает условия для того, чтобы разобраться в прочитанном и понять его. Разобраться же в тексте – это, значит, перейти от целого к частям, мысленно разбить целое на смысловые куски, установить, как эти подразделения текста связаны друг с другом и со смыслом всего целого. Всю эту работу можно проводить мысленно, но ее польза многократно возрастет, если прочитанное и продуманное зафиксировать в той или иной форме. Записывание является важным вспомогательным средством при чтении, без записывания не возможно обеспечить подлинно серьезную работу с книгой. Видам и методике записывания прочитанного посвящена специальная глава в настоящем пособии.

    Правильно понятый и отчетливо представляемый после разбора материал обычно хорошо и прочно запоминается (по крайней мере в своей главной сути), чему в большой мере способствует записывание прочитанного. Ведь в ходе записывания проводится такая обработка текста, которая как раз и ведет к выделению в нем наиболее важного, существенного. Одной только отчетливости не достаточно для того, чтобы прочно запомнить материал. От изучающего требуются еще дополнительные активные усилия – попытки воспроизвести (пересказать) изучаемый текст и повторные чтения того, что он уже знает прочитанное. Это иллюзия, самообман. Пока читатель не в состоянии воспроизвести прочитанное, выразить его своими словами, текст не может считаться ни понятым, ни закрепленным в памяти. Однако даже после полного и правильного, но однократного воспроизведения прочности запоминания еще не возникает. Требуется еще ряд повторений, причем лучше через определенные промежутки времени, чтобы изучаемый материал лучше «улегся», закрепился в памяти. И, наконец, последний этап в процессе изучения текста – условие, т.е. не только закрепление в памяти, но своеобразное «срастание» изученного с сознанием читателя, когда материал как бы «переварился», стал «своим».

    Совершенно необходимым качеством при всяком чтении, а при чтении с проработкой особенно, является умение полностью сосредоточить свое внимание на читаемом, не думать во время чтения о другом, не отвлекаться поминутно посторонними занятиями или разговорами. Речь идет не о внешних помехах, которые не редко возникают в неблагоприятных бутовых условиях, а о помехах внутренних, причина которых находится в самом человеке, в его не собранности, в отсутствии самоконтроля. Заметив в себе подобную дурную привычку, нужно настойчиво и упорно подавлять ее, волевым усилием заставлять себя во время чтения думать только о читаемом.

    Как показывают наблюдения, к числу довольно распространенных помех при чтении относится привычка не вдумываться в читаемое, скользить по верхам, не отделять существенного от второстепенного. Торопливое и поверхностное чтение создает только видимость усвоения содержания и экономии времени. На деле оно, как правило, оборачивается лишь потерей времени и напрасной тратой сил. Для полноценного усвоения материала необходимо поставить четыре задачи:

    ü Первая задача при чтении – это уяснить себе и усвоить прочитанный материал;

    ü Вторая задача – продумать прочитанное;

    ü Третья – сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки;

    ü Четвертая – дать себе отчет, чему новому научила прочитанная книга.

    Как видим, чтение – это прежде всего активная работа мысли. Приобрести навык такого чтения возможно, конечно, не сразу, а постепенно, постоянно контролируя себя, на первых порах, несомненно, замедлит темп чтения, но это не должно смущать читателя, серьезно взявшегося за дело. Необходима быстрота чтения, к которой, без сомнения надо стремится, нужно стремится (ведь читать надо много, а время ограниченно), придет в свой час, но уже на прочной основе навыка сосредоточенного и вдумчиво чтения. О быстром или так называемом, динамическом, чтении (которое не следует смешивать с чтением торопливым или поверхностным), в последние годы написано не мало. Такое чтение имеет свои научные основания и сочетается с не менее быстрым и глубоким осмысливание читаемого. Путем особой тренировки читатель может научится одним взглядом быстро схватывать сразу несколько слов, а то и целый небольшой абзац. Люди, не владеющие скорочтением, обычно, даже читая про себя, мысленно произносят все слова. Метод динамического чтения основан на умении воспринимать значение всех схватываемых глазом слов без мысленного их произнесения. При этом память и мышление должны быть так активизированы, чтобы внимательно воспроизвести весь текст. Динамическое чтение требует специальной тренировки, и к овладению им следует подходить с известной осмотрительностью. При этом оно применимо не к каждому виду литературы. Например, вряд ли человек получит удовлетворение своих эстетических запросов от динамического чтения художественного произведения. Зато научную и публицистическую литературу нужно приучатся читать по возможности быстро. Методом динамического чтения владели и успешно им пользовались многие замечательные читатели как в нашей стране, так и в других странах мира.

    ЗАПОВЕДИ ЧИТАТЕЛЯ

    А. Общие:

    1. Не читая все книги на один лад. Способы чтения должны соответствовать цели чтения.

    Б. При чтении для образования:

    2. Помни, что чтение – одна из самых важных, нужных, серьезных работ, не «между прочим», не «ничегонеделание».

    3. Хотя одну из читаемых тобою книг читай с проработкой.

    4. Не жалей на это чтение ни времени, ни сил: оплатится с лихвой. Вкладывай все силы в чтение.

    5. Неослабно борись с ленью мышления и воображения: это злейшие враги.

    6. Добивайся, чтобы каждое место книги было совершенно и отчетливо понятно.

    7. Не пропускай ничего без очень серьезных причин.

    8. Не бросай книгу недочитанной без самых серьезных причин.

    9. Не зови других на помощь без самой крайней необходимости, напрягай все силы, чтобы обойтись без чужой помощи. Самодеятельность – прежде всего.

    10. Где надо – заставляй воображение работать «вовсю».

    11. Хочешь хорошо читать с проработкой – читай с пером в руке; делай конспект, заметки, выписки.

    12. Читай не только «слева направо», но и все время «справа налево» – возвращайся к прочитанному.

    13. Прежде старайся хорошо понять, а потом критикуй.

    14. Чужую критику на книгу читай после книги.

    15. Прочитав книгу, уясни сущность ее и запиши в кратких словах.

    В. О выборе книги для самообразования:

    16.Читай хотя бы немного, но основательно.

    17.Читай необходимое, хотя бы интересное.

    18.Читай самое лучшее, что можно достать.

    19.Читай не слишком легкое, не слишком трудное.

    20.Руководись каким – нибудь планом чтения (по программе или совету специалиста).

    До сих пор рассматривалось как процесс, связанный с мышлением и сферой чувств человека. Но нельзя забывать, что чтение – это и физическое напряжение, труд, в котором участвует весь организм человека, а всякий труд требует соблюдения определенных правил гигиены. Успех работы с книгой в значительной мере зависит от того, как соблюдает читатель правила гигиены умственного труда. Следует запомнить, что эти правила нельзя понимать как безусловные и обязательные при всех случаях работы с книгой. Жизненные условия и личные особенности людей, совмещающих учение с работой на производстве, столь многообразные и сложные, что общие правила могут служить лишь известными ориентирами и применять их следует, сообразуясь с конкретной обстановкой и возможностями.

    Правила эти следующие.

    1. Периоды работы с книгой надо отчетливо отделять от периодов отдыха.

    2. В работе с книгой не следует делать частых перерывов, но не надо заниматься чтением более 1-2 часов хотя бы без небольшого перерыва.

    3. Надо стремиться организовать регулярность занятий, закрепляя для чтения определенное время.

    4. Для работы с книгой более предпочтительны утренние или дневные часы; по возможности надо избегать чтения поздним вечером или ночью, а также в состоянии сильного утомления.

    5. Следует рационализировать рабочее место (стул, стол), обстановку, условия работы и орудия труда (пособия, приспособления, письменные принадлежности и т.п.).

    6. Надо следить за чистотой воздуха в рабочем помещении, поддерживать умеренную температуру, следить за правильностью освещения (умеренный и ровный свет должен падать на книгу, по возможности, сверху или слева), создавать во время чтения тишину в комнате (выключать радио и т.д.).

    7. Надо работать с книгой возможно спокойнее, без лишних движений, потягиваний, болтания ногами и т.п.; не следует читать лежа; не надо читать за едой.

    8. Не надо приучать себя к небрежной работе с книгой, однако надо уметь пользоваться и малыми промежутками свободного времени для просмотра и разметки книг, продумывания прочитанного, заучивания наизусть и тому подобных занятий.

    9. Надо избегать переутомления и за счет своевременного отдыха увеличивать свою работоспособность. Можно использовать пассивный отдых (кратковременное лежание) или активный отдых (перемена работы). Во второй половине дня желательно применять в различных комбинациях «физиологические стимуляторы» (холодную воду, сахар, физзарядку, усиленное дыхание). Все это особенно важно помнить в периоды наиболее напряженной умственной работы (например, во время подготовки к экзаменам или к сдаче очередного зачета).

    Учебный процесс — это фундаментальная характеристика детского развития. Ребенок учится посредством связей, которые он создает между собой и окружающим его миром. Первые рефлексы, которые считаются врожденными, например искательный и сосательный рефлекс, приводят к тому, что ребенок непроизвольно направляет свои органы чувств на раздражители ближайшего окружения, источники шума. Касание, слух, зрение, обоняние и ощущение скоро становятся сознательными реакциями и требуют активного участия ребенка.

    Наконец, развиваются моторная деятельность и познавательные структуры, такие, как речь и адаптация в коллективе. Учебный процесс требует полной отдачи всех способностей ребенка. Он учится, используя свои эмоции, свое тело, свои чувства, свои интеллектуальные способности, свои системы отношений, т. е. используя совокупность всех приобретенных знаний и опыт. Учеба представляет собой комплексный процесс, при котором воспринимается реальность, упорядочиваются понятия и формируются отношения между этими понятиями. Формирование происходит в результате позитивного взаимодействия между реальностью и учащимся.

    В основе этого процесса у детей от природы существуют важнейшие предпосылки: любопытство и исследовательский дух, их притягивает все новое, внушая одновременно уважение и боязнь. Но все же одного любопытства и исследовательского духа недостаточно для учебы. Ребенок должен подавить чувство всесилия, благодаря которому он в раннем детстве верил, что может все. Он должен научиться признавать свои ошибки, преодолевать страх перед неудачей и перед неизвестным, должен уметь сделать выбор и в результате от чего-то отказаться. Он должен проявлять сообразительность, умственную изворотливость и иметь чуточку смелости и честолюбия, чтобы оставить надежную почву известного и броситься в неизвестное и новое для выхода на передовые позиции. Детская созидательность тесно связана с игрой. В созидательной игре возможно все, как это мы часто можем наблюдать, особенно в младшем детском возрасте. Каждая игра каким-то образом связана с реальностью, основана на наблюдении лиц и предметов, окружающих ребенка. Он концентрируется на вещах, которые возбудили его фантазию.

    Ребенок восхищается миром взрослых и создает в своей фантазии свой собственный подобный мир, в котором можно быть самому отцом или матерью, пилотом, учителем или гонщиком. В игре ребенок чувствует себя всемогущим, в ней не действуют ни ограничения реальности, ни родители. Но это искажение реальности не является бегством, это скорее способ лучше ее изучить и ближе познакомиться с ней. Поскольку ребенок обладает пока еще небольшими знаниями и опытом, то он не может полностью понять реальность. В игре он ее продуцирует и интерпретирует и шаг за шагом учится лучше понимать и оценивать реальную ценность вещей и людей, которые его окружают. С этой целью он часто придает вещам совершенно другие свойства и функции, а не те, которыми они обладают в действительности.

    Если ребенок делает «как будто», то он осознает, что реальность имеет некоторые ограничения. В игре ребенок учится многочисленным способам поведения и общения, которые затем будут ему полезны в его интеллектуальном развитии.

    Целью учебы в школе является приобретение навыков и умений общения с коллективом я в то же время стимулирование ученика к проявлению своей индивидуальности и сотрудничеству в группе. Человеческая психика обычно стремится к равновесию, гармонии и сохранению упорядоченных связей и систем. Каждый раз, когда ребенок одевает школьную форму и идет в школу за новыми знаниями, а затем начинает изучать что-то новое, эти структуры мгновенно изменяются.

    В этот момент включается механизм, имеющий тенденцию к восстановлению равновесия. Его называют приспособлением или адаптацией, и он состоит из двух основополагающих компонентов — ассимиляции и аккомодации.

    Под ассимиляцией понимают интеграцию новых приобретенных знаний в существующие структуры и формирование связей между новыми и ранее приобретенными знаниями.

    Аккомодация представляет собой умственное усилие, которое требуется для пересмотра предыдущих знаний и создания нового учебного материала. При аккомодации часто необходимо разрушить старую схему, если этого требует комплексность новых приобретенных знаний. Речь идет о регулирующем процессе, целью которого является сохранение порядка познавательных структур и психического равновесия.



    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: