6 мая 1937 крушение дирижабля. Дирижабль «Гинденбург» (22 фото). Дирижабли - это опасно

Строительство дирижабля LZ 129. Германия, 1935 год San Diego Air & Space Museum

Строительство дирижабля под кодовым названием LZ 129 началось в Герма-нии в 1931 году — еще до прихода Гитлера к власти — и заняло почти пять лет. Кон-структивно это был так называемый жесткий дирижабль — наиболее рас-про-стра-ненный тип эпохи пассажирского дирижабле-строения. Каркас из дюр-алю-миния Дюралюминий — легкий прочный сплав алюминия с медью и магнием. был обтянут тканью, а внутри размещены замкнутые камеры с газом. Жесткие дирижабли были огромного размера: в противном случае подъемная сила получалась очень маленькой.

2


Первый полет LZ 129 состоялся 4 марта 1936 года. На тот момент это был са-мый крупный пассажирский дирижабль в мире. Поначалу его хотели назвать в честь фюрера, но Гитлер был против: любая неприятность с машиной могла нанести урон его имиджу. Тогда дирижаблю дали имя «Гинденбург» — в честь Пауля фон Гинденбурга, с 1925 года занимавшего пост рейхспрезидента Рейхспрезидент — глава германского госу-дарства в Веймарской республике и Третьем рейхе с 1919 по 1945 год. Гер-мании. Именно он в 1933-м назначил Адольфа Гитлера канцлером, однако по-сле смерти Гинденбурга в 1934-м Гитлер отменил пост рейхспрезидента и при-нял все полномочия главы государства.

3


Дирижабль «Гинденбург». 1936 год Wikimedia Commons

«Гинденбург» имел 245 метров в длину и был лишь на 24 метра короче «Тита-ника». Четыре мощных двигателя позволяли ему развивать скорость до 135 км/ч — то есть он был быстрее пассажирских поездов того времени. На борту ди-ри--жабля могли находиться 100 человек, а всего он был способен поднять в воз-дух около 100 тонн груза, из которых 60 тонн приходилось на за-пас топ-лива.

4


Прогулочная палуба «Гинденбурга» Airships.net collection

Трансатлантический перелет на «Гинденбурге» в одну сторону стоил для сере-дины 1930-х огромных денег — 400 долларов (что в ценах 2017 года составляет почти 7000 долларов), поэтому основными пассажирами «Гинденбурга» были поли-тики, спортсмены, артисты и крупные промышленники. Пассажирам на борту старались создать максимальные удобства. Первоначально «Гинден-бург» был даже оснащен сверхлегким алюминиевым пианино, однако впослед-ствии его, как и некоторые другие элементы оформления, убрали, чтобы изба-виться от лишнего веса и добавить несколько пассажирских кают. За все время экс-плуа-тации дирижабль пережил ряд переделок, однако прогулочная палуба с большими окнами оставалась неизменной. Ее, кстати, можно увидеть в тре-тьей части «Индианы Джонса», в которой отец и сын Джонс пытаются бежать из Германии на дирижабле.

5

Пассажирская каюта. 1936 год Heinrich Hoffmann / ullstein bild / Getty Images

В отличие от ряда других немецких дирижаблей, пассажирские каюты «Гин-ден-бурга» находились не в гондоле Гондола — помещение для людей в аэро-стате или дирижабле. , а в нижней части основного корпуса. Каждая каюта была площадью три квадратных метра и оснащена двумя крова-тями, пластиковым умывальником, небольшим встроенным шкафчиком и от-кидным столиком. Окон и туалетов не было.

6


«Гинденбург» над Манхэттеном. 1936 год New York Times Co. / Getty Images

В первой трети XX века Германия была абсолютным лидером дирижаблестрое-ния. Придя к власти, нацисты рассматривали дирижабли как важное средство пропаганды за рубежом, сделав их своей визитной карточкой. С этой точки зрения полеты в Северную Америку считались особенно важными. Всего через два месяца после испытательного полета, 6 мая 1936 года, «Гинденбург» совер-шил свой первый перелет в США по маршруту Франкфурт — авиабаза Лейк-хёрст (Нью-Джерси). Полет занял 61 час 40 минут: в Лейкхёрст, пролетев по пу-ти над Нью-Йорком, «Гинденбург» прибыл 9 мая.

7


Пауль Шульте служит мессу на борту дирижабля. 6 мая 1936 года bistum-magdeburg.de

Во время первого трансатлантического полета на борту «Гинденбурга» было множество знаменитостей. Среди них был и католический миссионер Пауль Шульте, известный как Летающий Священник. Во время Первой мировой он служил боевым летчиком, а затем стал миссионером в Африке, добираясь в труднодоступные районы на самолете. Перед полетом «Гинденбурга» Шульте лично просил папского одобрения на служение первой в мире «воздушной мес-сы» и, получив его, провел службу в среду, 6 мая 1936 года, когда дири-жабль был над Атлантикой.

8


«Гинденбург» над олимпийским стадионом. 1 августа 1936 года Keystone Pictures / DIOMEDIA

Как минимум дважды «Гинденбург» использовали в качестве средства пропа-ганды внутри Германии. Так, 1 августа 1936 года, во время берлинской Олим-пиады, он совершил полет над олимпий-ским стадионом на высоте 250 метров. Дирижабль с олимпийскими кольцами на борту кружил над городом около часа, и немецкая пресса писала, что полет увидели 3 миллиона человек. Позд-нее, 14 сентября 1936-го, «Гинденбург» также пролетел над съездом НСДАП НСДАП — национал-социалистическая немецкая рабочая партия, существовавшая с 1920 по 1945 год. С июля 1933-го до мая 1945-го — правящая и единственная закон-ная партия в Германии. в Нюрнберге — ежегодном событии, воспетом в фильме Лени Рифеншталь «Триумф воли».

9


«Гинденбург» прибывает на авиабазу Лейкхёрст. 9 мая 1936 года The U.S. Coast Guard / Wikimedia Commons

Оказавшись над территорией США, экипаж «Гинденбурга» всегда стремился пролететь над крупными городами, но неизменным местом высадки пассажи-ров была авиабаза Лейкхёрст, расположенная почти в 100 кило-метрах от Нью-Йорка. Перед Второй мировой это был центр дирижаблестроения США, к кото-рому были приписаны крупнейшие американские дирижабли — в том числе военный дирижабль-авианосец «Акрон», который потерпел крушение у берегов США в 1933-м. Это была самая крупная по количеству жертв катастрофа эпохи дирижаблей: из 76 членов команды уцелели лишь трое. Однако крушение «Гин-денбурга» быстро затмило гибель «Акрона» — главным образом потому, что стало одним из первых крушений, произошедших в прямом эфире.

10


«Гинденбург» над Нью-Йорком. 6 мая 1937 года Zuma / TASS

6 мая 1937 года во время очередного полета в США «Гинденбург» потерпел катастрофу при посадке на базе Лейкхёрст. Под управ-ле-нием капитана Макса Прусса дирижабль покинул Германию вечером 3 мая с 97 людьми на борту, а утром 6 мая достиг Нью-Йорка. Демонстрируя дирижабль американцам, Прусс подлетел к смотровой площадке Эмпайр-стейт-билдинг, после чего взял курс на Лейкхёрст. Грозовой фронт вынудил «Гинденбург» какое-то время выждать, и лишь в восьмом часу вечера капитан получил разрешение на посад-ку. За несколько минут до начала высадки пассажиров в газовом отсеке произо-шло возгорание, и пылающий дирижабль рухнул на землю. Несмотря на огонь и падение с большой высоты, из 97 человек выжили 62. Погибли 13 пассажи-ров, 22 члена экипажа и один служащий базы, находившийся на земле.

11


Каркас «Гинденбурга», охваченный огнем. 6 мая 1937 года AP Images / TASS

«Гинденбург» был заполнен высокогорючим водородом вместо значительно более безопасного гелия — именно поэтому огонь так быстро распространился. В первой половине XX века основным поставщиком гелия были США, однако его экспорт в Германию был запрещен. При перво-начальной проектировке дирижабля в 1931-м предполагалось, что к началу эксплуатации удастся полу-чить гелий, но после прихода к власти нацистов политика США по этому во-просу стала еще жестче, и «Гинденбург» был модифицирован для использова-ния водорода.

12


Крушение «Гинденбурга». 6 мая 1937 года Sam Shere / Getty Images

Этот снимок, включенный журналом Time в список 100 самых важных фото-гра---фий в истории человечества, сделал Сэм Шер из новостного агентства International News Photos. Он был одним из двух дюжин репортеров и фотогра-фов, встречавших «Гинденбург» в Лейкхёрсте. Из десятков фотографий, сде-лан-ных на месте трагедии, именно это фото попало на обложку Life, а затем было перепечатано сотнями изданий по всему миру. А 32 года спустя, в 1969-м, фото Шера также стало обложкой дебютного альбома группы Led Zeppelin.

13


Поминальная служба по жертвам катастрофы. Нью-Йорк, 11 мая 1937 года Anthony Camerano / AP Images / ТАСС

Поминальная служба по 28 жертвам катастрофы (все они были немецкого происхождения) прошла в Нью-Йорке 11 мая 1937 года на пирсе, с которого суда отправлялись в Германию. По сообщению американской прессы, церемо-нию посетили более 10 тысяч членов различных немецких организаций. После того как к гробам жертв возложили цветы и отдали им нацистское приветст-вие, гробы были торжественно погружены на немецкий пароход «Гамбург» и отправлены для захоронения в Германию.

14


Обломки дирижабля «Гинденбург» Wikimedia Commons

В конце 1937 года дюралюминиевый каркас «Гинденбурга» был отправлен в Гер-манию и отдан на переплавку для нужд люфт-ваффе Люфтваффе — военно-воздушные силы нацистской Германии. . Несмотря на неко-то-рые конспиро-логические теории (в качестве основной предполагалось нали-чие на борту бомбы с часовым механизмом), и американская, и немецкая ко-мис--сии пришли к выводу, что взрыв внутренних баллонов с газом был вызван обрывом троса, повредившим один из баллонов.

15


Каркас «Гинденбурга» на месте крушения Murray Becker / AP Images / TASS

Сразу после катастрофы Германия прекратила все пассажирские полеты дири-жаблей. В 1940 году два других пассажирских дирижабля — LZ 127 и LZ 130, так называемые «Граф Цеппелин» и «Граф Цеппелин II» — были разобраны, а их дюр-алю--ми-ниевые каркасы были отправлены на переплавку.

6 мая 1937 года во время посадки в Лейкхерсте (США) загорелся и рухнул на землю немецкий дирижабль «Гинденбург» (LZ-129), совершивший трансатлантический перелет из Германии. Погибли 36 человек. 6 мая 1937 года тысячи жителей Нью-Йорка стали свидетелями редкого и величественного зрелища - прибытия дирижабля «Гинденбург» из Европы. Это был уже одиннадцатый трансатлантический рейс, совершенный знаменитым воздушным кораблем, и первый перелет в текущем году. Громадный сигарообразный серебристый корабль бесшумно плыл над Нью-Йорком. В самом цеппелине царят спокойствие и безмятежность; на второй палубе играет музыка, танцуют несколько пар, в салоне первого класса пассажиры перекидываются в карты. У приоткрытых иллюминаторов под строгим присмотром стюардов дети разглядывают кварталы Манхэттена. Путь из Европы в Америку «Гинденбург», развивавший скорость до 135 кмч, преодолел за три дня. За это время не было никаких происшествий, только, пролетая над островом Ньюфаундленд, капитан корабля приказал снизиться, чтобы пассажиры полюбовались ослепительно белыми айсбергами. «Гинденбург» - воплощение триумфа немецких технологий и научной мысли. Гуго Экнер, партнер графа Цеппелина и отец первой в мире авиакомпании, после прихода к власти в Германии национал-социалистов сумел убедить Адольфа Гитлера, что постройка и эксплуатация невиданных до тех пор по размерам и мощи дирижаблей поднимет престиж Третьего рейха. Гитлер распорядился выделить деньги на постройку дирижаблей-близнецов «Гинденбург» и «Граф Цеппелин II». И это только начало - в случае успешной реализации первого этапа дирижаблестроительной программы планировалась постройка еще более крупных пассажирских и военных воздушных кораблей. Дирижабль «Гинденбург» (LZ-129), к строительству которого приступили в 1934 году, - самый крупный, роскошный и мощный среди всех существовавших дирижаблей. Его называли «гордым ангелом новой Германии». По размерам он превосходил всех своих предшественников длина 248 м, диаметр 41,2 м; четыре мощных дизельных мотора фирмы «Даймлер» с общей мощностью 4200 л.с.; дальность полета 14 тысяч км. Для пассажиров были созданы комфортные условия. На дирижабле располагалась 15-метровая смотровая площадка, курительный салон, большой читальный зал, ресторан с эстрадой и роялем. Пища готовилась на кухне с электрооборудованием. В каждой каюте - ванная, туалет, горячая и холодная вода. Разумеется, повсюду красовались портреты генерал-фельдмаршала Гинденбурга. После того как на дирижабле побывал Адольф Гитлер, которому незадолго до этого Гинденбург передал власть, появились и портреты фюрера. Конструируя дирижабль, Экнер предполагал использовать инертный гелий. Этот газ имеет меньшую подъемную силу, чем водород, но невзрывоопасен. Экнеру пришлось увеличить объем будущего дирижабля до фантастической величины - 190 тысяч кубометров. Наполненный гелием, «Гинденбург» становился практически неуязвим. Даже при прямом попадании взорвались бы максимум два баллона с газом из пятнадцати. По расчетам конструкторов, цеппелин способен находиться в воздухе даже при шести или семи пробитых баллонах. Расчеты расчетами, но в дело вмешалась политика. Единственное известное месторождение природного гелия в то время находилось в штате Техас. Американцы, с тревогой следившие за бурно развивающейся Германией, наотрез отказались продавать гелий нацистам. Конгресс даже принял специальное постановление на этот счет. Конструктору немецкого чуда Гуго Экнеру пришлось использовать для наполнения баллонов горючий водород и принять беспрецедентные меры безопасности. В коридорах, на капитанском мостике, в пассажирских каютах, грузовых отсеках и других помещениях установили самую современную систему пожаротушения. Экипажу выдали форму из материала-антистатика. В мастерских компании «Цеппелин» изготовили обувь на пробковой подошве. Пассажиры сдавали при входе на дирижабль зажигалки, спички, свечи и даже фонарики. Для курящих оборудовали салон в виде герметичного бокса с плотно задраенными окнами и отличной вентиляцией. Компания за свой счет предлагала желающим широкий выбор дорогих сигар. 23 марта 1936 года «Гинденбург» впервые поднялся в воздух. Три дня спустя в сопровождении «Графа Цеппелина» он совершил первый показательный полет перед публикой. И вот дирижабль уже над Атлантикой, держит курс на Рио-де-Жанейро. Возвращение протекает не так гладко над океаном отказали два мотора. Пробыв в воздухе сорок с лишним часов, «Гинденбург» все-таки добрался до своей базы. После этого неприятного инцидента дирижабль сняли с линии на месяц. Компания «Даймлер» модернизировала моторы, и 6 мая дирижабль возобновил серию запланированных перелетов над Атлантикой между Старым и Новым Светом. Рекордным стал полет из Фридрихсгафена в Нью-Йорк, длившийся свыше шестидесяти часов. В 1936 году «Гинденбург» совершил пятьдесят шесть полетов и перевез 2650 пассажиров. Затем корабль сняли с линии и установили двадцать новых кают. 3 мая 1937 года, в 20 часов 15 минут, «Гинденбург» отправился в первый из восемнадцати запланированных на этот год пассажирских рейсов из Германии в США. На борту находились 36 членов экипажа и 61 пассажир. Билет на перелет через Северную Атлантику стоил 810 долларов (как автомобиль). Среди пассажиров последнего рейса «Гинденбурга» были самые разные люди фабрикант из Вены, некий миллионер, студент из Сорбонны, три офицера германских ВВС, артист балета с овчаркой, газетчик из Бонна, фотограф из Гамбурга. В капитанской кабине, расположенной впереди гондолы, руководил командир дирижабля Макс Прусс, опытный воздухоплаватель, ветеран Первой мировой войны, летавший еще на цеппелинах. В его обязанности входило, помимо всего прочего, соблюдение строжайшей горизонтальности полета дирижабля. Даже при малейшем крене (всего лишь два градуса) бутылки с дорогими винами упали бы со столиков, а приготовление изысканных яств на кухне стало бы невозможно. Рядом с Пруссом находился Эрнст Леманн, директор компании «Цеппелин», которая строила дирижабли в Германии и обслуживала их во время трансатлантических перелетов. Дела у компании шли хорошо, билеты на многие рейсы проданы на год вперед. Пересечь океан его вынудили чрезвычайные обстоятельства. Перед вылетом «Гинденбурга» компания получила анонимное письмо с угрозой взорвать дирижабль. Дирекция фирмы не на шутку встревожилась, и Эрнст Леманн решил отправиться в рейс, чтобы морально поддержать экипаж. Итак, тысячи ньюйоркцев, затаив дыхание, наблюдали за прибытием «Гинденбурга». Экнер, уверенный в маневренности своего детища, предложил капитану Пруссу после облета статуи Свободы пройти рядом со знаменитым небоскребом «Эмпайр стейт билдинг». Этот красивый и чрезвычайно опасный маневр вошел в историю воздухоплавания. Смотровая площадка самого высокого в то время нью-йоркского небоскреба до отказа забита репортерами. «Дадим им возможность сделать снимки крупным планом», - усмехнулся Экнер. Капитан Прусс понимающе кивнул. Несколько минут спустя веселый шум в салоне дирижабля сменился встревоженным гулом пассажирам показалось, что цеппелин правым боком вот-вот заденет небоскреб. Здание уже совсем близко, отчетливо видны перекошенные лица репортеров. Некоторые не выдерживают и бросаются прочь от парапета. Мгновенно возникают паника и давка. В салоне цеппелина пассажиры вскакивают с мест. И в этот момент дирижабль, плавно замедляя ход, зависает метрах в десяти от стены небоскреба! С невозмутимым видом Гуго Экнер встает с кресла, выходит на застекленную палубу, открывает окно. «Добрый день, господа!» - приветствует он по-английски репортеров. Дирижабль полетел дальше. Оставалось проделать небольшую часть пути - от центра Нью-Йорка до причальной мачты на базе Лейкхерст. Но впереди бушевала гроза, из-за чего пришлось отклониться от курса. Пассажиры занимались своими делами, в салоне играла музыка. К 19 часам гроза ушла на север и «Гинденбург» полетел к Лейкхерсту. Четыре надежных тысячесильных двигателя «Даймлер» работали на полную мощность. Вскоре показалась причальная мачта с лифтами для пассажиров. Германское чудо встречала огромная толпа; только причальная команда состояла из 248 человек. Военный оркестр играл бравурную музыку. При подходе к Лейкхерсту переменчивый ветер стал задувать с юго-востока. Пруссу пришлось сменить курс и сделать дополнительный круг. В 19 часов 11 минут «Гинденбург» снизился до 130 метров. Через восемь минут цеппелин на высоте 60 метров подошел к причальной мачте. В это время обнаружилось, что корма дирижабля пошла вниз; чтобы выровнять дирижабль, Прусс приказал выпустить часть газа из передних десяти отсеков, а заодно сбросить свыше тонны водяного балласта. В 19 часов 20 минут дирижабль уравновесили, а еще через минуту сбросили причальные канаты (гайдропы). Радиожурналист из Чикаго Герберт Моррисон вел прямой репортаж о прибытии немецкого дирижабля. На следующий день запись этого репортажа передали многие радиостанции мира. Моррисон то и дело восхищался гигантским дирижаблем; вот один из его дифирамбов «Он приближается, этот красавец «Гинденбург»... Его удлиненное могучее тело светится розовым в лучах заходящего солнца. Вот открывается люк, и офицер сбрасывает на землю причальный трос...» И вдруг корпус цеппелина засветился изнутри подобно гигантскому китайскому фонарику. «Подождите... я вижу какие-то вспышки... - продолжал внезапно осевшим голосом Моррисон. - Какой кошмар - «Гинденбург» горит!» Корма дирижабля, охваченная пламенем, резко пошла вниз. «Боже, он падает! Он падает на людей - вниз!» В небо поднялся столб черного дыма, замеченный в 20 километрах от места катастрофы. «Дирижабль взорвался! - вскричал журналист. - Господи, он горит! Отойдите подальше! Пожалуйста, подальше! Это ужасно... Я не верю своим глазам! Неужели все пассажиры погибли Это самая ужасная катастрофа в истории человечества! Языки пламени поднимаются в небо на сто пятьдесят метров...» Моррисон закончил свой репортаж такими словами «О Боже! Несчастные пассажиры... Леди и джентльмены, я не в силах говорить... Передо мной дымящаяся груда... Земля горит. Я пытаюсь найти хоть какое-нибудь укрытие... Прошу извинить, мне необходимо сделать паузу - я задыхаюсь...». Все произошло так быстро, что в первые секунды никто ничего не понял. Несколько членов экипажа увидели в районе баллонета №4, наполненного водородом, яркую вспышку, сопровождавшуюся негромким хлопком. Через несколько секунд вся хвостовая часть «Гинденбурга» уже была охвачена пламенем, дирижабль медленно снижался с опущенной кормой. Огонь устремился к носу корабля; тут же раздался сильный взрыв, и через 32 секунды после начала пожара горящий «Гинденбург» упал на землю. За эти секунды несколько человек успели выпрыгнуть из дирижабля; остальные так ничего и не поняли, пока не оказались на земле. Один за другим начали взрываться топливные баки. Обломки каркаса и гондолы падали на землю еще с полминуты после первой вспышки. Неприятный запах паленой кожи держался в воздухе в течение нескольких дней. Когда рассеялся дым, взору потрясенных людей предстал оплавленный каркас дирижабля. Одним из первых пожарные вытащили из-под горящих обломков капитана Макса Прусса. «Я не понимаю, - повторял он, слезы катились по его обожженному лицу, - я не могу понять, почему это произошло...» Он скончался через несколько часов от ожогов. Пассажир «Гинденбурга» акробат О’Лафлин рассказывал «Мы парили над причалом и думали о чем угодно, только не о возможной катастрофе. Мы считали минуты, которые оставались до встречи с друзьями... Я вошел в свою каюту - и вдруг яркая вспышка осветила все вокруг... И тут же забушевало пламя. У меня не было времени для рассуждений. Я прыгнул вниз - и, как оказалось, вовремя через мгновение дирижабль ударился о землю со страшным грохотом. Кто-то подбежал ко мне, а я почти потерял сознание от страха и ничего не мог произнести. Это был настоящий кошмар!» Чету Адельт спасла сообразительность главы семьи. До земли оставалось чуть больше десяти метров, дирижабль уже корчился в предсмертных судорогах, когда Леонард крикнул жене «Через окно!..» - и потащил ее по палубе. Они спрыгнули на землю с пятиметровой высоты и отделались легкими ушибами. Один из руководителей компании «Цеппелин» Эрнст Леманн, тяжело раненный, выбежал из-под обломков, пылая, точно живой факел. Спасатели бросились к нему и стали тушить огонь. Но от полученных ожогов Леманн на следующее утро скончался. Всего в огне погибли 22 члена экипажа, 13 пассажиров и техник наземной службы. Удивительно, но 62 человека, летевших на «Гинденбурге», спаслись, в том числе и Гуго Экнер. Правда, многие из оставшихся в живых получили серьезные ранения и ожоги. Некоторые пассажиры, по их собственному признанию, спаслись только благодаря счастливому случаю. Так, 14-летний Карл Шохталер, отметивший во время полета на цеппелине свой день рождения, выпрыгнул из окна, но, к несчастью, угодил в то место, где горело дизельное топливо - неминуемая гибель... И тут, как по мановению волшебной палочки, сверху на него обрушился поток воды из разорвавшегося баллона. Вода мгновенно затушила пламя, и мальчик отбежал в сторону. Сорокапятилетний Дитрих Дрюке, с сигарой во рту, безмятежно раскладывал пасьянс в курительном салоне, когда ощутил сильный толчок, затем услышал мощный взрыв где-то вверху - и в тот же миг на него рухнул потолок. Дрюке уцелел благодаря высокой, прочной спинке дивана, принявшей основной удар на себя. И все же наиболее невероятным выглядит спасение 72-летней Лизы Готтшильд, отправившейся в Нью-Йорк на свидание с горячо любимым сыном. В момент взрыва она дремала в каюте. Толчки и грохот разбудили пожилую женщину. Лиза Готтшильд встала с кровати и, накинув халат, вышла в коридор (ей почудилось, будто пол каюты несколько наклонился, но она объяснила это своим обычным головокружением). Шагнув за порог каюты, Лиза с удивлением поняла, что вышла вовсе не в коридор, а на песок причальной площадки. Пассажирская гондола разломилась пополам, и одна из ее частей плавно спланировала на землю... Катастрофа дирижабля «Гинденбург» потрясла мир; ее невольно сравнивали с трагедией «Титаника». 11 мая 1937 года десять тысяч американцев провожали в нью-йоркском порту пароход «Гамбург», который увозил в Европу гробы с телами погибших в адском огне. Американский кинооператор запечатлел картину гибели «Гинденбурга». Эту хронику до сих пор тщательно изучают эксперты разных стран в надежде найти ответ на вопрос, не имеющий однозначного ответа что стало причиной гибели дирижабля Версий существует множество. Нацисты, например, провели собственное расследование, но даже оно не увенчалось успехом, и дело закрыли в 1943 году. Генрих Гиммлер, правда, заявил, что во всем виноваты коммунисты, совершившие диверсию, но никаких доказательств при этом не привел. В свою очередь, среди антифашистов распространилась версия, будто гибель цеппелина - дело рук самих нацистов. Бомба с часовым механизмом, установленная в Германии, должна была взорваться во время стоянки «Гинденбурга» в ангаре №1 на базе Лейкхерст, охраняемой американцами. Сработай этот план - и Гитлеру ничего не стоило обвинить Вашингтон американцы не уберегли гордость немецкого воздушного флота от коммунистов. Однако из-за грозы дирижабль прибыл на базу с опозданием, и бомба взорвалась у причальной мачты, а не в ангаре. Через тридцать пять лет после трагедии в США вышла книга Майкла Муни о «Гинденбурге». Автор на основании документов из американских и немецких архивов пришел к выводу, что катастрофа не случайна. По версии Муни, член экипажа цеппелина Эрих Шпель, ненавидевший Гитлера и нацизм, подложил в один из баллонетов с водородом мину взрыв должен был произойти после того, как все пассажиры сойдут на землю. Но часовой механизм сработал слишком рано, так как корабль сделал лишний круг. Самому Шпелю удалось выпрыгнуть из охваченного огнем дирижабля, но вскоре он умер от полученных ожогов. Разобраться в причинах трагедии пытались несколько комиссий. Они оказались едины в одном с технической стороны перед посадкой дирижабль исправен; сама посадка выполнялась в полном соответствии с действующими инструкциями. Наиболее вероятной причиной пожара называли воспламенение от разряда статического электричества газовой смеси, образовавшейся вследствие большой утечки водорода. При выполнении крутого разворота могла лопнуть расчалка, сильно хлестнуть по корпусу и повредить баллонет (такое уже случалось). Образовавшаяся при этом газовая смесь становится взрывоопасной, и ее легко воспламенить не только электрическим разрядом, но и выхлопными газами от двигателей. Находясь длительное время в грозовой атмосфере, металлический корпус дирижабля накопил колоссальный заряд статического электричества. В тот момент, когда гайдроп (причальный трос) коснулся влажного песка, из-за большой разности потенциалов между «Гинденбургом» и земной поверхностью внутри его проскочила искра, воспламенившая водород. Эта подкрепленная физическими опытами версия, однако, имела своих оппонентов. Категорически отрицал ее Гуго Экнер. Вместе с уцелевшими членами экипажа «Гинденбурга» он считал, что произошла диверсия. Экнер часто выступал в печати с разъяснением своей теории - до самой смерти (1954 год, ему 86 лет). Выдвигались и неожиданные версии. К примеру, американские газеты писали, будто «Гинденбург» поджег фермер из окрестностей Лейкхерста, у которого из-за дирижаблей перестали нестись куры зарядил якобы ружье и всадил в цеппелин несколько зарядов. Комиссия в ответ заявила, что из охотничьего ружья цеппелин можно пробить, но не поджечь. Позже выяснилось, что фермер только угрожал, а стрелять в дирижабль и не думал. Катастрофа «Гинденбурга» ставила крест на программах развития дирижаблей во всем мире. Гитлер распорядился прекратить строительство еще двух цеппелинов на верфях Фридрихшафена; «Граф Цепеллин II» все-таки совершал полеты, но без пассажиров на борту. Англичане также отказались от секретного проекта создания дирижаблей-бомбардировщиков. Советский Осоавиахим сделал ставку на самолеты. Досадной случайности оказалось достаточно, чтобы кончилась недолгая, но бурная эпоха дирижаблей.

"ТАСС/Reuters/Next Media Animation 2017"

ТАСС-ДОСЬЕ. 80 лет назад, 6 мая 1937 г., на территории воздухоплавательной базы ВМС США Лейкхёрст (шт. Нью-Джерси, США) при выполнении посадки потерпел крушение самый большой в мире на тот момент пассажирский дирижабль - немецкий жесткий "цеппелин" LZ 129 Hindenburg ("Гинденбург").

Этой катастрофой, в которой погибли 36 человек, завершился период использования дирижаблей в качестве коммерческого пассажирского транспорта.

История "Гинденбурга"

В Германской империи коммерческие пассажирские воздушные перевозки на дирижаблях начались в 1910 г. Использовались воздушные суда, разработанные графом Фердинандом фон Цеппелином (1838-1917). Годом ранее он же основал первую в мире авиакомпанию DELAG, которая к 1930 г. была преобразована в Deutsche Zeppelin Reederei (DZR).

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. по заказу DZR инженеры предприятия Luftschiffbau Zeppelin разработали проект крупного дирижабля для трансатлантических перелетов, призванного заменить LZ 127 Graf Zeppelin ("Граф Цеппелин" 1927 г. постройки, в 1929 г. осуществил первый в истории воздухоплавания кругосветный полет).

Генеральным конструктором нового дирижабля-гиганта был Людвиг Дюрр, дизайн интерьеров выполнили архитекторы Фриц Август Бреухаус де Гроот и Цезарь Пиннау. По первоначальному проекту планировалось использовать в качестве несущего газа гелий - менее опасный, чем легковоспламеняющийся водород, который в 1920-х гг. послужил причиной ряда катастроф дирижаблей со значительным числом жертв. Из-за введенного США эмбарго на поставки гелия в Германию инженерам пришлось изменить проект под использование водорода, не уменьшая габаритов аппарата.

Строительство было начато в 1931 г. во Фридрихсхафене (Германия), первый пробный полет состоялся 4 марта 1936 г., после чего воздушное судно передали DZR. Дирижабль получил регистрационный номер D-LZ129 и имя в честь немецкого президента генерал-фельдмаршала Пауля фон Гинденбурга (1847-1934). На момент постройки "Гинденбург" являлся крупнейшим воздушным судном в мире.

Жилые и технические палубы размещались внутри корпуса, подвешенная под корпусом гондола служила только для управления дирижаблем. Для облегчения веса большая часть конструкций была выполнена из дюралюминия - сплава алюминия с медью и магнием. Дюралюминиевым был даже рояль фирмы Bluthner, специально заказанный для "Гинденбурга" и установленный в кают-компании.

Технические характеристики

Длина - 245 м;

Максимальный диаметр - 41,2 м;

Номинальный объем газа в газовых отсеках - 190 тыс. куб. м;

Эксплуатационная мощность каждого из четырех дизельных двигателей Daimler-Benz LOF-6 - 900 лошадиных сил; максимальная - 1 тыс. 320 лошадиных сил;

Запас топлива - 60 т;

Скорость - до 135 км/ч;

Грузоподъемность - до 100 т полезной нагрузки;

Пассажировместимость - 50 человек в 25 двухместных каютах (после модернизации зимой 1936-1937 гг. число спальных мест выросло до 72).

Экипаж и персонал - до 54 человек, после модернизации 1936-1937 гг. - до 60 человек.

Эксплуатация

Первый коммерческий рейс "Гинденбург" выполнил с 31 марта по 4 апреля 1936 г. - "цеппелин" перевез 37 пассажиров, 61 кг почты и 1 тыс. 269 кг груза с аэродрома Лёвенталь (ныне - аэропорт Фридрихсхафен, Германия) в Рио-де-Жанейро (Бразилия). С мая 1936 г. "Гинденбург" регулярно обслуживал трансатлантические пассажирские линии, связывая Германию с Рио-де-Жанейро, Ресифи (Бразилия) и Лейкхёрстом.

Кроме того, вместе с "Графом Цеппелином" дирижабль использовался для пропагандистских полетов, был задействован в церемонии открытия XI летних Олимпийских игр в Берлине 1 августа 1936 г. В общей сложности "Гинденбург" выполнил 62 цикла "взлет-посадка", преодолев 337 тыс. км.

Катастрофа

3 мая 1937 г. "Гинденбург" под командованием капитана Макса Прусса отправился в рейс по маршруту Франкфурт - Лейкхёрст. На борту в ходе 63-го по счету полета находились 97 человек - 36 пассажиров, 40 членов штатного экипажа и еще 21 человек - представители авиаперевозчика и члены экипажа строившегося в Германии дирижабля Graf Zeppelin II, проходившие обучение на "Гинденбурге". 6 мая дирижабль достиг Нью-Йорка. Пилоты провели машину максимально близко к смотровой площадке небоскреба Empire state building, сделали несколько кругов над городом и к 16:00 по местному времени подвели воздушное судно к посадочной площадке на базе Лейкхёрст (около 80 км от Манхэттена, Нью Йорк).

Некоторое время аппарат маневрировал, ожидая ухода грозового фронта и разрешения на посадку. Получив его в 19:09, экипаж снизил воздушное судно до высоты 180 м и сбросил причальные канаты. В 19:25 в районе кормы, под вертикальным стабилизатором, возникло возгорание. В течение 30 секунд огонь охватил корпус дирижабля, после чего тот рухнул на землю близ швартовой мачты и полностью сгорел.

Погибли 36 человек - 13 пассажиров, 22 члена экипажа и сотрудник наземной службы. Спастись удалось 23 пассажирам и 39 членам экипажа, в том числе капитану дирижабля. Многие получили сильные ожоги.

Репортаж о гибели "Гинденбурга" в прямом радиоэфире вел американский журналист Герберт Моррисон, также катастрофу запечатлели операторы кинохроники.

Причина крушения

Расследованием причин катастрофы занимались комиссии имперского министерства авиации Германии и министерства торговли США. 21 июля 1937 г. был опубликован отчет американских экспертов, согласно которому причиной гибели "Гинденбурга" стало воспламенение воздушно-водородной смеси, "с большой долей вероятности" вызванное коронным разрядом ("огни святого Эльма"), который возник на оболочке дирижабля.

Немецкий отчет был опубликован в 1938 г. и в целом повторял выводы американцев - по мнению экспертов, причиной катастрофы могла стать искра между наружной оболочкой воздушного судна и его каркасом, возникшая из-за разницы потенциалов после прохода дирижабля сквозь грозовой фронт. Искра, "вероятно", воспламенила водород, который из-за ранее возникшего повреждения 4-го или 5-го газового баллона смешивался с окружающих воздухом, что и привело к гибели "цеппелина".

Выдвигались также версии о диверсии на борту, однако обе комиссии не нашли существенных доказательств в их поддержку.

Последствия для воздухоплавания

Радиорепортаж Моррисона и хроникальная киносъемка гибели "Гинденбурга" вызвали значительный общественный отклик, в СМИ широко обсуждалась опасность "цеппелинов" как способа передвижения. В конечном счете это привело к отказу от использования дирижаблей в качестве пассажирских лайнеров.

Вскоре после катастрофы Deutsche Zeppelin Reederei отменила все рейсы в Бразилию и США, немецкое правительство ввело запрет пассажирских перевозок на дирижаблях. Строившийся в тот момент германский LZ 130 Graf Zeppelin II был завершен, но использовался только для пропаганды и в военных целях. Весной 1940 г. он был разобран по приказу рейхсминистра авиации Германа Геринга, так как дюралиминий был нужен для строительства военных самолетов.

В 1997 г., через 60 лет после катастрофы в Лейкхёрсте, торговая марка Zeppelin была возрождена - началось строительство немецких дирижаблей Zeppelin NT которые вмещают до 14 человек и применяются для кратковременных (до нескольких часов) полетов в различных целях. В качестве несущего газа они используют пожаробезопасный гелий.

Увековечение памяти

Семь жертв катастрофы были похоронены в братской могиле на главном кладбище Франкфурта-на-Майне (Германия), где в 1939 г. установлен монумент в память о гибели "Гинденбурга", выполненный скульптором Карлом Штоком. В день 50-летия катастрофы, 6 мая 1987 г., на месте крушения в Лейкхёрсте также открыт памятник - гранитные плиты в виде стилизованного силуэта дирижабля опоясывает желтая якорная цепь.

Катастрофе воздушного судна посвящены кино- и телефильмы "Гинденбург" (США, 1975, реж. Роберт Уайз), "Гинденбург": "Титаник" небес" (Великобритания, 2007, Шон Гранди), "Гинденбург": последний полет" (Германия, 2011, Филип Кадельбах). Кроме того, кадр горящего "Гинденбурга" из документальной кинохроники использован на обложке дебютного альбома рок-группы Led Zeppelin (1969).


Вечером 3 мая 1937 года цеппелин «Гинденбург» отправился в рейс по расписанию. На борту было 97 пассажиров, стоимость билетов для которых равнялась приблизительно четыремстам долларам. В багажных отделениях было около 900 кг чемоданов, саквояжей и прочей ручной клади. В гондоле управления занимал свое место капитан корабля - Макс Прусс, ветеран Первой мировой войны.


Вылетев из Германии и преодолев Атлантику за 77 часов, Из-за крепкого встречного ветра над Атлантикой путешественники опаздывали почти на 10 часов. Наконец-то в 15 часов 6 мая 1937 года вдалеке показался Манхеттен. Желая угодить пассажирам и продемонстрировать американцам дирижабль, капитан корабля подвел цеппелин практически вплотную к смотровой площадке Эмпайр-стейт-билдин, где воздушное судно уже поджидали репортеры и зеваки.
Немецкий дирижабль «Гинденбург» летит над Манхэттеном 6 мая 1937 года. Через несколько часов корабль загорится при попытке приземлиться

По воспоминаниям бортового офицера Боёциуса (Boëtius), расположившись у открытых окон, гости воздушного судна любовались панорамой американского мегаполиса, и глазели на встречавших их ньюйоркцев, которые вовсю сигналили в клаксоны.
«Гинденбург» над Манхеттеном 6 мая 1937 года

Через час, оглохнув от сирен и гудков, пассажиры начали собираться на выход, но возникла еще одна непредвиденная ситуация. Командир военной базы Лейкхерст Чарлз Росендал (Charles Rosendahl), в связи с надвигавшейся страшной грозой, не рекомендовал приближаться к причальной мачте. В нештатной ситуации капитан дирижабля Макс Прусс (Max Pruss) принял решение барражировать в окрестностях, с целью переждать непогоду. «Гинденбург» развернулся и поплыл вдоль побережья, по направлению к Нью-Йорку.
Покружив над городом, дирижабль направился в сторону базы Лейкхерст, где он должен был совершить посадку. Событие освещало множество радио и фотокорреспондентов, в числе которых был и Сэм Шир. Наконец «Гинденбургу» было дано разрешение на посадку.
Опытный навигатор Боёциус взялся за рули высоты. «Когда Росендал по радио передал нам, что гроза над Лейкхерстом утихла, мы снова повернули назад и попали в грозовой фронт», - записал Боёциус. «Я отчетливо почувствовал в ногах турбулентность. Сильный кратковременный дождь также не прекращался».
В 7 часов вечера дирижабль во второй раз за день зашел на посадку.

В 19 часов 11 минут дирижабль снизился до 180 метров.

В 19 часов 20 минут дирижабль уравновесили, после чего с его носа сбросили причальные канаты.

В 19.21 цеппелин все еще находился над землей на расстоянии 80-ти метров. Нос дирижабля, направленный к причальной мачте, резко упал вниз. Эдуард Боёциус, все еще находившийся в штурманской рубке, ощутил удар. Он не мог поверить, что вот-вот разразится катастрофа.

В районе 4-го газового отсека сверкнула яркая вспышка.

Спустя миг в небо взметнулся ослепительный столб огня.

От едкого чёрного дыма стало в семь часов вечера черно, как поздней ночью.

Огонь быстро распространялся по направлению к носовой части, уничтожая воздушное судно и грозя убить команду и пассажиров. Большинство пассажиров сумело спрыгнуть на землю.

В это же время юнга Вернер Франц, которому тогда было 14 лет, находился в офицерской столовой. Подростка вдруг с силой отбросило на шкаф. После того, как его несколько раз резко бросило из стороны в сторону, он увидел гигантскую стену огня, которая мчалась на него из хвостовой части. Цеппелин первоначально выровнявшийся, опять стал на попа.

Парня привела в чувство вода, хлынувшая на его бедную голову из многочисленных перевернутых резервуаров.

Франц увидел через люк, что до земли не более двух с половиной метров и выпрыгнул из горящего ада.

С земли репортаж о прибытии дирижабля вел американский журналист Герберт Моррисон.
Радиодиктор Герберт Моррисон

Герберт Моррисон был радиодиктором на аэродроме в Лэйкхарсте, когда «Гинденбург» вспыхнул убийственным пламенем. При прослушивании записи или даже просто при чтении расшифрованной стенограммы, его эмоциональное комментирование до сих пор пробирает слушателя до глубины костей, (его известный крик стал очень популярным мемом).

«Веревки уже спущены, и их держат люди на поле. Задние моторы продолжают работать и сдерживают корабль, чтобы… Господи, он вспыхнул! Это ужасно! Пламя поднялось в небо на пятьсот футов… Это кошмар. Это ужасный кошмар. Все в огне… смотри, Скотти, смотри, Скотти, не заслоняй мне… О, Боже, это ужасно! О, Боже, отойди же, не заслоняй. Пожалуйста! Все горит, и обломки падают на причальную мачту и людей вокруг… Это одна из самых ужасных катастроф в мире!»

Произошла катастрофа, свидетелем которой стали множество людей. Именно тогда Сэм Шир сделал свою знаменитую фотографию.

Капитан Прусс в сложившейся обстановке не растерялся и делал все, чтобы увеличить шансы людей на спасение. «Гинденбург» упал на землю рядом со швартовочной мачтой.

Боёциус тоже оказался у раскрытого окна. Кто-то из его товарищей крикнул: «Эдди, прыгай!» Было достаточно высоко и Эдвард выжидал. Когда нос дирижабля снова потянуло вниз - он спрыгнул. Рядом с ним упали трое его сослуживцев, чудом избежавших пламени гигантской печи. Вскочив на ноги, Боёциус помчался к упавшему, быстро таявшему на глазах, цеппелину, чтобы помочь выбраться остальным пассажирам.

Это было «инстинктивное побуждение», скажет он через много лет в интервью газете «Frankfurter Allgemeine Zeitung». А тогда сам Гитлер лично наградил его почетной грамотой за героизм на пожаре.
Видео катастрофы

Из 97 пассажиров и членов команды спаслось почти две трети - 62 человека. Через мгновения часть команды во главе с капитаном воздушного судна Максом Пруссом были прижаты к земле пылающими обломками горящего корпуса. Сильно обожженным, им все же удалось выбраться из-под обломков. В этой катастрофе погиб Эрнст Леманн, глава компании «Цеппелин», выпустившей дирижабль «Гинденбург». Капитан корабля Макс Прусс выжил, но его лицо осталось до конца жизни изуродованным до неузнаваемости.

Версии крушения
Майкл Макдональд Муни в своей книге заявил, что катастрофа была осуществлена 24-летним антифашистом Эрихом Шпелем, позже скончавшимся от ожогов в больнице. Награжденный фюрером Эдуард Боёциус, через десятилетия говорил в интервью журналу «Шпигель», что «политика Гитлера сделала нас за границей объектом ненависти». Третий офицер цеппелина подтверждал существование еврейского заговора или акта саботажа со стороны американской авиакомпании Pan American Airways, видевших в немцах своих конкурентов. Свои домыслы о мрачных временах нацизма развил в книге «Феникс из пепла» сын Боёциуса.
Спасшаяся Мария Климан

Причина - взрыв водорода, которым вместо гелия был наполнен «Гинденбург». Считается, что Германия не могла позволить себе столько гелия по причине натянутых предвоенных отношений со странами Европы.
Адольфа Фишера, раненного механика с «Гинденбурга» отправляют в больницу. 7 мая 1937 года

По="По" версии="версии" телеканала="телеканала" причиной="причиной" гибели="гибели" явилось="явилось" статическое="статическое" появившееся="появившееся" в="в" обшивке="обшивке" дирижабля="дирижабля" из-за="из-за" бушевавшей="бушевавшей" неподалеку="неподалеку">Неизвестная женщина из числа выживших на американской военно-морской базе в Лейкхерсте, Нью-Джерси, 6 мая 1937 года

В телесериале Разрушители легенд (MythBusters) проверяются городские легенды, слухи и другие порождения популярной культуры. Долгое время в СМИ распространялась гипотеза о том, что якобы дирижабль «Гинденбург» потерпел крушение из-за очень огнеопасного состава краски, а не из-за водорода, закаченного в баллоны. Обшивка «Гинденбурга» была сделана из упрочненной ткани на основе хлопка, пропитанной бутиратом ацетилцеллюлозы и оксидом железа с присадкой из порошка алюминия. Это должно было придать оболочке как прочностные так и огнезащитные свойства.
Майор Ганс Хьюго Витт из немецких люфтваффе был сильно обожжен во время катастрофы, 7 мая 1937 года

Используя вещества, из которых состояла краска «Гинденбурга», удалось создать комбинацию, при определенных пропорциях образующую термитную смесь, которая горит без доступа кислорода. Однако такая смесь горит довольно медленно, что не соответствует документальной пленке, на которой изображено крушение «Гинденбурга». Уменьшенная модель «Гинденбурга», покрашенная такой краской и помещённая в насыщенную водородом среду, горела примерно одну минуту, что совершенно не похоже на реальные события. В результате было решено, что, возможно, при катастрофе одновременно загорелся водород и краска, так как краска в отдельности не может быстро гореть.
Вид с воздуха обломков дирижабля возле ангара на базе Лейкхерсте, 7 мая 1937 года

Также можно предположить, что термитная краска слишком тяжела для летательного аппарата, поэтому вряд ли применялась именно она. Однако не была проверена версия, согласно которой огнеопасным был сам материал, из которого был изготовлен дирижабль, возможно из-за специальной технической пропитки.
Охрана останков «Гинденбурга». Лейкхерст. Нью-Джерси, США. Май 1937

Основной на сегодняшний день считается все же «электростатическая» версия. Чтобы не слишком выбиваться из графика и не прибыть в Лейкхерст завтрашним числом, командир «Гинденбурга» Макс Прусс начал предпосадочное маневрирование сразу после прохождения грозового фронта, что вызвало необходимость выполнить несколько крутых разворотов. При выполнении последовательных эволюций в хвостовой части корпуса дирижабля возникли большие нагрузки от плоскостей оперения (это традиционно слабое место жестких дирижаблей системы Цеппелина), из-за чего произошёл обрыв одного или нескольких стальных тросов, усиливающих изнутри каркас дирижабля. Лопнувшие тросы повредили внутренние баллонеты, заполненные водородом, что вызвало утечку газа и образование взрывоопасной смеси его с атмосферным воздухом. Утечка несущего газа ещё до начала пожара заметна на кадрах кинохроники по характерному вспучиванию и колебанию внешней обшивки.
Члены ВМС США Комиссия по расследованию осматривают обломки «Гинденбурга» на поле в Нью-Джерси, 8 мая 1937 года.

Самой нелепой представляется следующая версия. Дирижабль, как известно, многократно пролетал над некой птичьей фермой, владелец которой грозился подбить летающую махину из дедовского ружья. Владелец фермы уверял, что от шума цеппелина его куры плохо несутся, и он скоро обанкротится. Комиссия подтвердила факты угроз и наличия у фермера допотопного ружья, но вот в ход он его так и не пустил. Причем эксперты доказали, что из ружья возможно пробить обшивку дирижабля, но не вызвать его возгорание.
Члены комиссии проверяют останки металлического каркасарка«Гинденбурга» в мае 1937 года

Такими же дикими можно считать соображения по поводу вероятного теракта. Такую «утку» запустил еще комендант Чарлз Росендал, возглавлявший группу экспертов с американской стороны. Потом в 60-е годы американец немецкого происхождения Адольф Аугуст Хёлинг (Adolph August Hoehling) одним из первых заявил, что на борту «Гинденбурга» находился техник низшего ранга, которого его «леворадикально настроенная подруга» уговорила уничтожить этот «символ тевтонской агрессивности». «Клеветой и злословием» назвала такую провокацию пенсионерка, проживавшая тогда в Гессене, когда узнала, в чем её обвиняют.
Таможенники проверяют уцелевший багаж, 6 мая 1937 года.

В прекращении расследования, как ни странно, оказалась замешана сама нацистская верхушка. Сперва они, устами министра пропаганды Йозефа Геббельса, пытались представить гибель дирижабля как «акт возмездия» за разрушенную испанскую Гернику. Уничтоженную налетами «Легиона Кондор». Но потом развернулись ровно на 180 градусов. Прославленный летчик Первой мировой войны Герман Геринг, который сильно увлекался самолетами, терпеть не мог дирижабли. Он называл их «летающими сосисками» и не признавал за ними никакого будущего. Гибель «Гинденбурга» пришлась ко времени, чтобы покончить со всеми проектами развития этого средства воздухоплавания.
Выжившие члены экипажа злополучного дирижабля фотографируются на военно-морской авиации в Лейкхерсте, 7 мая 1937 года.

Как бы то ни было, бесспорным остается одно: страшная катастрофа «Гинденбурга» практически поставила крест на программах развития дирижаблей во всем мире. Загадочная катастрофа флагмана немецкого воздушного флота произвела тяжелое впечатление и на самого Гитлера, который отдал приказ прекратить строительство еще двух цеппелинов на верфях Фридрихшафена. В 1938 году фирма «Цеппелин» построила ещё один дирижабль - LZ 130, который был назван «Граф Цеппелин» (такое же имя носил и предшественник «Гинденбурга» - дирижабль LZ 127 «Граф Цеппелин»). Но ему не было суждено принять на борт пассажиров: в Германии полеты с пассажирами на дирижаблях, заполненных водородом, были запрещены.
В Нью-Йорке прошли траурные церемония по 28 немцам погибшим в катастрофе. 11 мая 1937 года.

Англичане также отказались от секретного проекта создания дирижаблей-бомбардировщиков. Советский Осоавиахим сделал ставку на самолеты. Эхо страшного взрыва на американской базе Лейкхерст долетело даже до Южной Африки, где правительство свернуло собственную программу строительства цеппелинов. Четырех секунд оказалось достаточно, чтобы закончилась такая в общем-то недолгая эра дирижаблей. Ровный круг влажного песка под причальной мачтой на военной базе ВВС США 6 мая 1937 года превратился в могилу для целого направления в воздухоплавании.
Немецкие солдаты отдают прощальный салют возле гроба с телом капитана Эрнеста А. Лемана, бывшего командира «Гинденбурга»

Этот день в истории: (видео)

«Волнующая новость: дирижабль "Гинденбург" снова поднимется в воздух, несмотря на кампанию протеста. Утром 6 мая 1937 года предмет гордости Германии приземлится на американской территории. В текущем году пассажирский аэростат совершит 18 перелетов из Франкфурта в Лейкхерст, штат Нью-Джерси...» - эти слова звучали из репродукторов и радиоприемников по всей Америке.

Граждане США - одни с ненавистью, другие с восторгом - ожидали прибытия очередного чуда света, сотворенного человеческими руками, и символа германского рейха - огромного дирижабля, получившего имя президента Веймарской республики фельдмаршала Пауля фон Гинденбурга. Это был уже не первый рейс гигантского аэростата в Америку, но именно этот перелет стал для воздушного лайнера и его пассажиров роковым...

Первый дирижабль с металлическим корпусом поднялся в воздух в Германии в июле 1900 года. Отставной офицер Фердинанд фон Цеппелин преодолел по воздуху 20 миль на двенадцатиметровой летающей «сосиске», оснащенной парой судовых двигателей. Жесткие дирижабли Цеппелина не испытывали деформации в полете, им была не страшна плохая погода, и в первое десятилетие наступившего века людям казалось, что именно эти сигарообразные красавцы с мощными моторами станут хозяевами неба.

В начале Первой мировой войны немецкие цеппелины безнаказанно бомбили Лондон и Париж, производили воздушную разведку, летая выше аэропланов. Быстрое развитие авиации, в частности истребительной, положило конец неуязвимости дирижаблей. Некоторые из них стали жертвами первых воздушных асов. Однако аэростаты сохранили свой главный козырь - способность долго находиться в воздухе (до ста часов). Свой флот дирижаблей проигравшая войну Германия была вынуждена передать союзникам в качестве репараций. Старик Цеппелин этого позора не увидел - он умер в марте 1918 года. К этому времени основанная им фирма Luftschiffbau Zeppelin успела построить сотню дирижаблей и основала первую в мире пассажирскую линию Берлин - Фридрихсхафен. После было построено всего лишь три воздушных корабля, но зато какими они были!

В 1924 году на верфях Цеппелина был создан первый из гигантов - LZ-126. Отправившись в том же году в США, он обрел там имя «Лос-Анджелес». В качестве транспортного средства дирижабль прослужил с небольшим перерывом до 1940 года, проведя в воздухе 5368 часов. Вплоть до 1936 года чудом XX века считался LZ-127 «Граф Цеппелин».

Построенный в 1928 году, этот мастодонт стал легендой еще при жизни. Оснащенный уникальными газовыми моторами, он в 1929 году совершил трехнедельное кругосветное путешествие по маршруту Токио - Лос-Анджелес - Лейкхерст - Фридрихсхафен. За девять лет беспорочной службы «Граф Цеппелин» преодолел расстояние в 1 миллион миль и перевез 13 110 пассажиров. Попытки других стран конкурировать с Германией оказались неудачными. В1921 году разбился британский дирижабль R-38, эта же участь постигла воздушный корабль американских ВМС, а в 1928-м на пути к Северному полюсу потерпела аварию «Италия», построенная знаменитым Умберто Нобиле. В1936 году немецкий гений рождает самое большое и самое дорогостоящее воздушное судно в истории человечества - дирижабль «Гинденбург».

«Колоссаль!» - говорили о нем поклонники цеппелинов. Они не преувеличивали. Размеры «Гинденбурга» поражали воображение. Огромный серебристый корпус достигал в длину 248 метров (на 8 метров больше, чем трансатлантический лайнер «Титаник»), а в диаметре - 40 метров. 16 отсеков внутри корпуса вмещали 200 тысяч кубометров водорода. Четыре мощных дизельных двигателя позволяли развивать скорость до 150 километров в час, предел высоты составлял 4 тысячи метров, а дальность полета - 15 тысяч километров.

Пассажирам предлагался немыслимый доселе комфорт. Прежде всего - свобода от морской болезни и тихое, плавное движение. 52 счастливца располагались внутри корпуса, а не на подвесной гондоле, что было новинкой. Роскошь не уступала океанскому лайнеру.

В каждую из 26 двухместных кают на верхней палубе подавалась холодная и горячая вода. Обувь просили выставлять за дверь, как в отеле, для чистки. На «Гинденбурге» находились обеденный и читальный залы, атакже салон с фортепиано. Корпус этого, казалось бы, обычного для того времени музыкального инструмента был алюминиевым. Специальный облегченный рояль для дирижабля изготовила известная в то время фирма «Блютнер» по заказу немецкого адмиралтейства. На нижней палубе располагались кухня с электроплитами, ванные комнаты, туалеты и курительное помещение, стены которого были покрыты асбестом. Курить разрешалось только в этом салоне, зажигалка была электрической и крепилась к столу. Перед вылетом пассажиров вежливо просили сдать собственные зажигалки (спички, электронные фонарики) на время путешествия. Это было единственным неудобством для богатых пассажиров, решивших совершить перелет из Старого в Новый Свет. Вдоль бортов были устроены прогулочные галереи с огромными наклонными окнами, через которые можно было любоваться на облака и пейзажи Атлантики. На борту «Гинденбурга» находилась небольшая типография, выпускающая газету новостей на английском и немецком языках, пассажиры имели возможность отослать телеграмму.

Все это великолепие обходилось для путешественника недешево - около $ 800 за перелет через океан. По тем временам - весьма внушительная сумма.

В начале 1930-х годов Германия все еще переживала последствия экономического кризиса, а для постройки гигантского аэростата требовались огромные средства. Главе фирмы «Цеппелин» Хуго Экенеру пришлось обратиться за финансовой помощью к НСДАП. Поэтому неудивительно, что Гитлер постарался максимально использовать «Гинденбург» в своих целях. Дирижабль по инициативе министра пропаганды Геббельса разбрасывал листовки и нацистские флажки, а из огромных динамиков неслись речи заправил НСДАП. Для самого Гитлера «Гинденбург» был неоспоримым доказательством превосходства арийской расы. Вообще этот самый дорогой летательный аппарат, когда-либо построенный руками человека, должен был символизировать возрождение Третьего рейха.

А для своих создателей дирижабль олицетворял наиболее безопасное средство для воздухоплавания, оснащенное самыми современными навигационными приборами и оборудованием. Однако было одно «но». Изначально конструкторы предполагали заполнить роскошное пассажирское судно не горючим водородом, а гораздо более безопасным гелием. В то время единственным обладателем этого природного газа были США, весьма неодобрительно относящиеся к событиям в Германии. Экенер путем долгих переговоров уже почти добился от президента Рузвельта поставок гелия, однако американский конгресс, опасавшийся военного использования цеппелинов, заблокировал сделку.

Помимо перевозки пассажиров «Гинденбург» хотели использовать и в научных целях. В частности, профессор Викман предлагал осуществить на дирижабле полет в полярные районы. Аэростат должен был высадить экспедицию между Аляской, островом Врангеля и Северным полюсом, а после проведения запланированных работ вывезти людей. Однако план так и остался на бумаге.

6 мая 1936 года «Гинденбург» отправился в свой первый трансатлантический полет в США. В том же году было совершено еще девять рейсов в Америку и один в Рио-де-Жанейро. О впечатлениях пассажиров можно было прочитать в прессе по обе стороны океана. Все они изобиловали лестными эпитетами как в адрес самого дирижабля, так и в адрес вышколенной команды из 39 человек, возглавляемой капитаном корабля опытным Максом Пруссом, летавшим на боевых цеппелинах еще в Первую мировую.

Вечером 3 мая 1937 года на аэродроме Франкфурта-на-Майне немцы провожали в очередной рейс в США самый большой дирижабль в мире. «Германское чудо должно удивить Новый Свет. Воздушный гигант покорил Европу, покорит и Америку. Небо принадлежит нам!» - писали немецкие газеты. Рекой лилось шампанское. В честь открытия нового сезона воздухоплавания и первого в 1937 году трансатлантического перелета «Гинденбурга» по маршруту Франкфурт - Нью-Йорк музыканты духового оркестра исполняли бравурные марши, закончив свою программу национальным гимном Германии. Огромный воздушный корабль с изображением свастики на вертикальном оперении освободился от державших его тросов и стал плавно подниматься в темнеющее небо. На высоте девяносто метров пришли в движение огромные деревянные воздушные винты. Провожающие кричали «ура!» и какое-то время бежали вслед за удаляющимся гигантом.

Сорок два пассажира, с комфортом разместившиеся в каютах, готовились увидеть незабываемое зрелище: города Европы, Атлантический океан, Бостон и, наконец, Нью-Йорк с высоты птичьего полета (150-300 метров). В капитанской кабине отдавал приказы подчиненным Макс Прусс. Взлет прошел успешно, и командир взял в свои опытные руки управление «Гинденбургом». Главной его задачей было соблюдение строжайшей горизонтальности полета. Даже при малейшем крене бутылки с дорогими винами могут упасть со столиков, приготовление изысканных блюд на кухне станет почти невозможным, а капризные пассажиры сразу же почувствуют дискомфорт. В этой же кабине находился и директор компании Zeppelin Reederei Эрнст Лeманн. Дела у компании шли в гору, билеты на рейсы были проданы на год вперед.

Дирижабль пересек Европу и величаво поплыл над Атлантикой. Пассажиры наслаждались ощущением парения в воздухе. Гурманов принял ресторан с диковинными блюдами и превосходными напитками. Яства готовились лучшими поварами Германии и подавались на голубом с позолотой фарфоре. Особенный успех имел охлажденный коктейль «Гинденбург» - эту изюминку можно было попробовать в баре. В салоне играл рояль. В курительной комнате обсуждались последние новости. Но большинство путешественников проводило время в прогулочных галереях, любуясь бескрайними просторами океана.

Пролетая над островом Ньюфаундленд, капитан Прусс немного снизил высоту, чтобы доставить пассажирам удовольствие увидеть белоснежные айсберги с высоты 150 метров. Над Атлантикой произошла и неприятность, о которой пассажиры не узнали: в районе хвостового оперения порвалась обшивка корпуса, однако такелажники, рискуя жизнью, сумели исправить повреждение на ходу.

Ранним утром 6 мая впереди в дымке показался Бостон, а после обеда, когда пассажиры начали готовиться к высадке, перед дирижаблем выросла статуя Свободы, за которой стал виден и Нью-Йорк с его небоскребами. Серебристая сигара снизилась и проплыла мимо «Эмпайр Стейт Билдинг». На конечном пункте маршрута, военно-морской базе Лейкхерст, несколько сотен человек поджидали своих родных и друзей, возвращающихся из Европы, была наготове швартовая команда. Для причаливания корабля возвели специальную 60-метровую мачту. В 19.25 с борта «Гинденбурга» к земле полетели швартовые канаты, и корабль застыл в 20 метрах от земли. Среди встречающих находился репортер Герберг Моррисон, который вел прямую передачу для слушателей чикагского радио. И именно там зазвучало: «...Господи, он вспыхнул, пламя поднялось более чем на 500 футов...»

Случилось невероятное. Сначала раздался глухой взрыв, а затем на корме показался сноп пламени, которое в считанные секунды охватило весь дирижабль. Летающий «Титаник» оседал на землю, превратившись в огромный костер. На глазах у сотен объятых ужасом свидетелей «Гинденбург» стал кромешным адом: огонь получал постоянную подпитку из огромных резервуаров в чреве корабля, наполненных водородом. Журналист Моррисон с трудом продолжал свой репортаж: «Я никогда не видел ничего более страшного. Это самая ужасная катастрофа в мире! Все пассажиры погибли!..»

На самом деле погибли не все. Один из уцелевших пассажиров акробат О"Лафлин потом рассказывал: «Мы парили над аэродромом и думали о чем угодно, только не о возможности несчастья... Я вошел в свою каюту - и вдруг яркая вспышка осветила все вокруг. Я посмотрел в окно и увидел, что земля несется навстречу падающему дирижаблю. Вокруг сверкало пламя... Я прыгнул - и вовремя, потому что почти в то же мгновение дирижабль достиг земли, ударившись об нее со страшным грохотом... Это был кошмар!» В момент катастрофы большинство людей находилось в носовой части «Гинденбурга». Они не видели пламени, но по наклону корпуса дирижабля и по заметавшимся на земле фигуркам людей поняли, что произошло что-то непредвиденное. Пытаясь спастись от огня, пассажиры и члены команды прыгали вниз, туда, где через разбегающуюся в панике толпу с трудом пробивались пожарные команды, машины «скорой помоши», врачи и санитары. Некоторые из пассажиров, не потеряв присутствия духа, проявили чудеса сообразительности. Так, некий господин, очутившись среди горящих обломков, сумел быстро зарыться в мягком влажном песке, которым был покрыт аэродром, и таким образом спасся. Над одной из кают лопнул установленный сверху бак с водой, которая приглушила огонь, а пассажир выплеснулся вместе в содержимым бака на землю. При падении дирижабля открылись двери и выпала лестница, по которой успели спастись несколько десятков человек.

Двенадцать человек команды вместе с капитаном Максом Пруссом оказались прижатыми к земле раскаленными частями фюзеляжа. Но их, сильно обожженных, все же сумели вытащить. Эрнст Леманн на следующий день умер в больнице от ожогов. Избежать гибели удалось 46 из 61 члена экипажа и 20 из 36 пассажиров. А репортаж Герберта Моррисона был завершен такими словами: «О боже! Несчастные пассажиры... Леди и джентльмены, я не в силах говорить... Передо мной дымящаяся груда... Земля горит. Прошу извинения, мне необходимо сделать паузу: у меня пропал голос...»

На следующий день после катастрофы в одном из нью-йоркских кинотеатров показывали фильм, заснятый во время гибели «Гинденбурга». На зрителей он произвел тяжелое впечатление: в зале слышались крики ужаса, а несколько женщин потеряли сознание. Эти кадры и многочисленные фотографии были использованы специальной комиссией, которая начала расследование причин гибели чуда воздухоплавания.

Реакция германской стороны была однозначной: изверги-американцы, кичащиеся своей демократией, не продали гелий и тем самым погубили столько невинных душ! Гибель гигантского дирижабля стала ударом для нацистов. Был сильнейшим образом поколеблен авторитет немецкой техники в мире. Целые полосы в немецких газетах посвящались катастрофе.

Расследование тянулось долго. Выдвигались самые разные версии - от искры статического электричества в месте утечки водорода до обстрела аппарата из огнестрельного оружия. Моделировалось даже воспламенение водорода в отсеках коронным разрядом, возникающим при наличии грозового фронта. Этот эксперимент удался. Был выдвинут и вариант саботажа. Но ни одна из версий официального подтверждения не получила, и в конце концов, несмотря на резкие протесты общественности, дело о крушении «Гинденбурга» было закрыто. Считалось, что официальные органы Америки и Германии пошли на это, чтобы не разжигать международный инцидент.

После окончания Второй мировой войны выяснилось, что расследование прикрыли сами нацисты. Командующий германскими люфтваффе Герман Геринг отдал приказ комиссии особенно не углубляться в версию с саботажем. Арийское высокомерие не смогло бы смириться с фактом, что гордость Германии «Гинденбург» пал жертвой какого-то проходимца или тем паче антифашиста. В 1972 году человеческий фактор снова всплыл из небытия. Исследователь Майкл Муни в своей книге «Гинденбург» подтвердил версию преднамеренного взрыва лайнера. Заметим: подтвердил после тщательного изучения американских и немецких архивных документов, в том числе доклада гестапо о взрыве мины, заложенной в четвертом отсеке дирижабля. Общественности стал известен и виновник трагедии - некий Эрик Шпель, ярый антифашист, член Сопротивления и участник Гражданской войны в Испании. Он сумел устроиться техником на «Гинденбург» незадолго до его последнего рейса. Шпель, руководствуясь гуманными соображениями, установил часовой механизм таким образом, чтобы тот привел в действие адскую машинку лишь после того, как пассажиры и команда сойдут на землю. К несчастью, «Гинденбург» пережидал грозу, и это отсрочило причаливание... Сам Шпель сумел выпрыгнуть из объятого пламенем корабля, однако от полученных ожогов вскоре скончался в госпитале.

Трагедия «Гинденбурга» надолго напугала человечество. В самой Германии строительство исполинских дирижаблей было заморожено, и как оказалось, навсегда. Компания Zeppelin Rederei была закрыта. Ее последнее детище «Граф Цеппелин II» был еще более комфортабельным, однако его карьера ограничилась электронной разведкой вокруг Англии и пропагандистским полетом над Судетами перед их аннексией. Огромные и беспомощные перед лицом истребителей и зениток противника воздушные корабли стали пережитком уходящей в небытие эпохи 20-х с ее наивными мечтами о мире и процветании. Третьему рейху, уже решившему завоевать мир, нужны были другие летательные аппараты - бомбардировщики Юнкерса и истребители Мессершмита.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: