А. Ахматова (1889–1966). Жизнь и творчество. Ранние сб. стихов – «Белая стая», «Четки», «Подорожник», «Анно Домини». Рекомендованный список диссертаций

Анна Ахматова - величайшая поэтесса «серебряного века». Только ей удалось стать женским голосом своего времени, женщиной-поэтом вечного, общечеловеческого значения. Именно она впервые в русской литературе явила в своем творчестве универсальный лирический характер женщины.

Творчество Ахматовой явилось высшей точкой развития женской лирики в России, но в первую очередь ее поэзия мужественна. В начале века много поэтесс (Гиппиус, Соловьева, Галина, Цветаева), но именно Ахматова вошла в русскую литературу как классик. Она разработала систему приемов, раскрывающую женскую душу. Никто из женщин той поры не смог избежать влияния Ахматовой.

По многим параметрам проявила себя как новатор, но в то же время была абсолютно традиционна, вся поэзия под знаком классики. Н-р, она возродила форму фрагмента (в 19 в. – Тютчев) (отрывок из дневника, песенка, устная жалоба – но всегда вполголоса). Если стихи Цветаевой – всегда «вопль», поэзия Ахматовой – жалоба вполголоса, шепот. Нередко стихотворение начинается с союза, междометия (излюбленный прием Ахматовой). Преобладают гласные (о, и, а). Этим передается особенность библейского стиля.

Значение Ахматовой как поэта чрезвычайно велико. Новый стиль, новое слово, становление нового поэтического мышления.

Стиль, жанр, тематика . Ахматова стала «Ярославной ХХ в.». Ей чуть ли не единственной удалось в своих стихах оплакать своих современников. Сама она называла себя «плакальщицей дней». Сонеты («Память»), стихи, обращенные к поэтам, прозаикам (Булгаков, Зощенко, Пастернак, Цветаева, Замятин, Пильняк, Гумилев, Мандельштам и др.).

Совершенно особый, новый стиль. Немалую роль играл тот фактор, что она была человеком христианского мироощущения.

Хар-ны синкретические эпитеты. Подробности, предметность, детали. Эпитеты подчеркивают бедность и неяркость предметов. Метафоры не вознесены, а приближены к земле. Поэт реалистического мироощущ. Пишет так, как будто на нее смтрит мужчина. А. сблизила 2 поэтич стихии – лирическую и драматургическую. Ахматова в высшей степени обладала системой жестов.

Эл-ты диалога, разговорность, тяготение к живой речи свид-т об отсутствии лирич мира. Пафос А. – проникновение в близкое.

Чувства в кризисном выражении(либо первая встреча, либо последняя). Время в ее поэзии в 2 ипостасях: 1. соц-историч. 2. философское-поэма без героя. северные элегии(совмещение 2х времен- н-р Реквием).

Темы:

Тема любви

Тема Пушкина

Тема Петербурга(«Сердце бьется ровно,мерно»,»Вновь Исакий в облаченье(четки)»:ветер душный и суровый С черных труб сметает гарь…Ах!своей столицей новой Не доволен государь.).



Тема музы(«Музе»,»Муза ушла по дороге»).

Тема войны..

Сборники: «Вечер» (1912), «Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), «Anna Domini» (1921).

В первом сборнике «Вечер » А. представляет читателю свою героиню как сильную натуру, связывая ее силу с характером ее земной женской любви. Образ земной любви проходит через весь первый сборник в сопоставлении с любовью христианской, платонической, неизбирательной ко всему миру, земле, природе. В «Четках » - к русскому народу, национальному укладу жизни, нац. истории. Отличительным признаком земной любви – страсть! Ахматова предпочитает земную любовь при всей своей религиозности. Христ-ая любовь дает выход от страдания плотской любви, но этот выход Ахматова не принимает. Единственный источник полноценной жизни – любовь-страсть! Мир открывается в дополнительной реальности: “Ведь звезды были крупнее, // Ведь пахли иначе травы”. Оппозиция 2х типов любви => жизнь – смерть (Я живу как кукушка в часах). Любовь-страсть у А. – это поединок, борьба двух, столкновение 2х характров. («И когда друг друга проклинали..»). В центре – любовь женщины и дана от ее лица! Ее поражение в любви выявляет силу и цельность ее натуры. Всепоглащающее чувство вместе со страданиями – самые ценные минуты в жизни! (Сжала руки под тёмной вуалью...; Песня последней встречи – перчатка с левой руки).

Тема Творчества. Любовь – источник творчества, а творчество – ср-во увековечивания любви.

«Четки » приносит известность! Через бытовое и обыденное передаются сложнейшие оттенки психологических переживаний, тяготение к простоте разговорной речи. Ахматова предпочитала “фрагмент”, так как он давал возможность насытить стихотворение психологизмом

Была выпущена третья книга стихов – «Белая стая », она отразила появление в творчестве новых тенденций, обусловленных изменениями общественно-политической обстановки в России. Мировая война, национальные бедствия, приближение революции обостряют у Ахматовой чувство сопричастности к судьбам страны, народа, истории. Расширяется тематический диапазон её лирики, в ней усиливаются мотивы трагического предчувствия горькой участи целого поколения русских людей: Думали: нищие мы, нету у нас ничего; «Молитва»

Основные черты ахматовской поэтики сложились уже в первых сборниках. Это сочетание недосказанности «с совершенно четким и почти стереоскопическим изображением», выраженность внутреннего мира через внешний, сочетание взглядов мужских и женских, детальность, романность, конкретность образа.

Цикл "Подорожник ". В нем Ахматова как бы завершила отдельные лирические сюжеты "Белой стаи". - темы, связанные с общественной жизнью (революция, гражданская война)

Мотивы пророчества, "последних сроков" и искупительной жертвы. магистральные во втором периоде творчества Ахматовой, определяя облик лирической героини - нищей странницы и пророчицы. Более того, они напрямую соотносятся с формированием у Ахматовой новых ценностных доминант - социальных, этических и эстетических.

Эти мотивы появляются в "Белой стае" и развиваются в "Подорожнике" и "Anno Domini" в нескольких смысловых планах и на разном жизненном материале, прежде всего - на материале войны и революции. Война - надругательство над "божьим миром", его осквернение. Жить в это время и быть свидетелем происходящего нестерпимо больно:

И ранней смерти так ужасен вид,

Что не могу на Божий мир глядеть я.

Происходящее можно изменить покаянием, молитвой и жертвенным отказом от мирских радостей. Идея искупления воплотилась в стихотворении "Молитва".

Тема предсказания будущего в "Белой стае": "Подошла я к сосновому лесу..." (1914), "Июль 1914" (1914), "Город сгинул, последнего дома..." (1916); в "Подорожнике" - "Теперь никто не станет слушать песен..." (1917) и в "Anno Domini" - "Предсказание" (1922).

Начиная с "Подорожника", любовная тема нередко переключается в общественно-исторический план. Лирическая героиня говорит не от первого лица, а как бы от имени всех, отождествляя свою судьбу с судьбой России. Стихотворения личного плана пронизывает пафос религиозной соборности и искупления.

Тема поэтического "ведовства " развивается в "Подорожнике" ("Дьявол не выдал. Мне все удалось...", 1923) и в "Anno Domini".

Цикл "Anno Domini" – пятая книга стихов Ахматовой, завершает первый период творчества поэта (1907 – 1925). Темы времени, памяти, духовного родства со своим поколением. Во всех трех частях героиня, не удовлетворенная настоящим, посредством памяти погружается в прошлое, которое, по ее мнению, более достойно человеческой жизни. Повернуть время вспять (хотя бы на уровне сознания) – для нее единственный выход из сложившегося тупика.

1)Особенность метафоры . Эйхенбаум: у ранней Ахматовой вообще нет метафор. У поздней – метафоры больше похожи на символ. Основная особенность – они приближены к земле. «Как соломинкой пьешь мою душу»

2) близость к драматургии . Сблизила лирическую и драматургическую стихии. Состояние выражено глаголами, действием. Некоторые стихотворения построены почти полностью на действии. Скупой диалог; мизансцена на лестнице; на первом плане – физические действия героини («Перчатка»). Весь драматизм отношений может быть явлен через жест.

3)«Ахматова в высшей степени обладала системой жестов » (Л. Гинзбург). Почти в любом портрете Ахматовой – отражение жеста. В первую очередь красноречивы руки, именно через них передается состояние ЛГ. Ослабнувшей рукой, помертвелой рукой, рука дрожала, рука, закапанная воском и т.д.

Вывод: тяготение к живой речи, разговорность стиха, точность деталей, обычность обстановки, видение человека в жесте, движении, отсутствие особого лирического мира – следствие основного отличия Ахматовой от символистской поэзии. Пафос Ахматовой – проникновение в близкое, прозу жизни.

Образ любви – образ больной любви, образ больного, предреволюционного мира. Нравственный и исторический самосуд.

Образ времени. Ахматова – представитель Серебряного века, но она и большой реалистический поэт. Вопрос о времени особенно актуален. Контрасты – отражение времени бурь и тревог.

Образ времени – в двух ипостасях: 1) время как философская категория, философский образ; Ахматова – сама живое воплощение эпохи, связи времен; 2) время реалистическое, социальное, время как социальная категория. «Реквием» - совмещение обеих ипостасей времени.

«Сразу стало тихо в доме…» Анна Ахматова

Сразу стало тихо в доме,
Облетел последний мак,
Замерла я в долгой дреме
И встречаю ранний мрак.

Плотно заперты ворота,
Вечер черен, ветер тих.
Где веселье, где забота,
Где ты, ласковый жених?

Не нашелся тайный перстень,
Прождала я много дней,
Нежной пленницею песня
Умерла в груди моей.

Анализ стихотворения Ахматовой «Сразу стало тихо в доме…»

Пожалуй, самой сильной любовью Ахматовой был Борис Васильевич Анреп, художник и литератор. Познакомились они в середине 1910-х годов по инициативе поэта Николая Васильевича Недоброво. Роман оказался страстным, но недолгим. После Февральской революции Анреп навсегда покинул Россию, уехав в Великобританию. Анна Андреевна адресовала оставившему ее возлюбленному около тридцати стихотворений. Одно из них – «Сразу стало тихо в доме…», написанное в 1917 году и вошедшее в сборник «Подорожник». Произведение представляет собой фрагмент, в том числе и на уровне сюжета. Возможно, изначально оно выступало в роли третьей части «Сказки о черном кольце».

Для стихотворения важен сюжет «исчезающего» дома. Ахматова вводит его еще в книге «Белая стая». В «Подорожнике» он находит логическое завершение. Это связано с изменением общей модели пространства, становящегося дисгармоничным. В нем нет места уютному жилищу, способному защитить человека от невзгод. Отныне в доме – мрак, тишина, запустение, о чем говорится в начальных строках анализируемого текста. Ощущение бесприютности в лирике Анны Андреевной возникает из-за событий, произошедших в России. Сборник «Белая стая» выпущен в 1917 году, «Подорожник» — в 1921-ом. Ахматова видела кровь, смерть, болезни, разруху, принесенные Великой Октябрьской революцией и Гражданской войной. Поэтесса прекрасно осознавала, что в дальнейшем ситуация будет только ухудшаться. Это предчувствие беды не могло не найти отражения в творчестве.

В нескольких стихотворениях Анны Андреевны, в том числе и в рассматриваемом «Сразу стало тихо в доме…», встречается мотив кольца. Согласно воспоминаниям Анрепа, Ахматова всегда носила черный перстень, приписывая ему таинственную силу. В начале 1916 года она подарила его Борису Васильевичу. Этот талисман от возлюбленной Анреп долгое время носил на цепочке вокруг шеи. Утеряна реликвия была в ходе Второй мировой войны. Дело в том, что однажды цепочка порвалась. Анреп убрал кольцо в шкатулку. От бомбы сильно пострадала его студия, расположенная в Лондоне, где хранился подарок Ахматовой. Тогда и исчезло кольцо.

Стихотворение «Сразу стало тихо в доме…» — это концентрированная боль, возникшая из-за потери возлюбленного. Без него и дом стал не мил и бесприютен. Без него нет веселья, нет заботы, беспросветно черны вечера. Нет ласкового жениха – умерла «нежной пленницею песня».

§4. "ПОДОРОЖНИК"

В 1919 и 1920 годы Ахматова почти стихов не писала. Сборник "Подорожник", вышедший в свет в апреле 1921 года, содержал всего 38 стихотворений, в основном написанных в 1917 – 1918 годы или даже относящихся к более раннему периоду. В "Подорожнике" Ахматова как бы завершила отдельные лирические сюжеты "Белой стаи". Что касается тем, связанных с общественной жизнью (революция, гражданская война), то они в "Подорожнике" заявлены отдельными значительными стихотворениями, но большая часть стихотворений этого плана, написанных в плодотворном для Ахматовой 1921 году, вошла в следующую книгу поэта.

"Ахматова дважды лишала "Подорожник" самостоятельного бытия, включая его в качестве отдельного раздела в книгу "Anno Domini". Однако в основных изданиях последнего периода ("Из шести книг", "Бег времени") "Подорожник" печатался в качестве самостоятельной книги, в несколько сокращенном виде по сравнению с первым изданием".

Также она пыталась озаглавить данную книгу "Лихолетье", но потом отказалась. Наверное, это связано с тем, что символ "подорожник" более объемен по своему содержанию (убедимся в этом при дальнейшем анализе книги), так как слово "лихолетье", на наш взгляд, заключает в себе лишь временное значение.

Время выхода книги – 1921 год. Что это за время для России, для представителей творческой интеллигенции, в частности для Ахматовой?

Двадцатые годы – это время разрухи, голода (самый конец гражданской войны, из которой страна выходила с неимоверным напряжением сил). "Старый мир разрушен, новый только еще начинал жить. Для Ахматовой и тех, кого она… объединяет вместе с собой, разрушенное прошлое было хорошо обжитым и знакомым домом".

Это время, "черное" для многих людей, близко окружавших Ахматову: сына Л. Гумилева, мужа Н. Пунина, друзей - Л. Гинзбург, Б. Эйхенбаума, О. Мандельштама. А их беды касаются и Ахматовой, что нашло свое закономерное отражение в ее творчестве.

При выявлении символики заглавия данной книги следует отойти от толкования значения заглавного образа через поиск и интерпретацию различных вне - и внутритекстовых ассоциаций, связанных со словом "подорожник". Это зависит от того, что, в отличие от предыдущих книг, где слова "вечер", "четки", "белая, "стая" так или иначе присутствуют в тексте и поэтому позволяют выявить семантический ореол заглавия, в четвертой книге стихов образ подорожника практически не встречается. Следовательно, путь исследования здесь будет иным – не от текста, а от толкования слова "подорожник".

Подорожник – "сорная луговая, обычно придорожная, трава с мелкими цветками, собранными в колос".

Употребление в качестве заглавия слова с таким значением не лишено смысла. Вместо пышного букета цветов, часто употребляемых в стихах первых книг (лилии – 1 раз, левкои – 2, розы – 5, тюльпаны – 1, фиалки – 1, бессмертник – 1, сирень – 1), - сорная трава с мелкими цветками.

Сравним:

Сквозь стекло лучи дневные

Известь белых стен пестрят…

Свежих лилий аромат

И слова твои простые.

(Книга "Вечер"; "Два стихотворения", 2, 1909, стр. 24).

Новогодний праздник длится пышно,

Влажны стебли новогодних роз,

А в груди моей уже не слышно

Трепетания стрекоз.

(Книга "Четки"; "После ветра и мороза было", 1914, стр.48)

и книгу "Подорожник", в составе которой лишь единожды упоминаются "благородные" цветы – розы, но они - "последние":

И в тайную дружбу с высоким,

Как юный орел темноглазым,

Я, словно в цветник предосенний,

Походкою легкой вошла.

Там были последние розы…

("И в тайную дружбу с высоким", 1917, стр. 130).

В дальнейших стихах нет никаких цветов, а лишь трава:

Ты, росой окропляющий травы,

Вестью душу мою оживи…

("Эта встреча никем не воспета", 1916, стр. 136).

Трава, выросшая на руинах любимой страны, в контексте стихов Ахматовой приобретает двоякую символику. С одной стороны, запустение таково, что "культурные" цветы не растут, и подорожник – символ гибели культурного уклада.

В течение нескольких веков центром культурной жизни России был (и остается по сей день) Петербург. Этот город выступает как "поле, где разыгрывается основная тема жизни и смерти и формируются идеи преодоления смерти, пути к обновлению и вечной жизни".

"Петербург – центр зла и преступления, где страдание превысило меру и необратимо отложилось в народном сознании; Петербург – бездна, иное царство, смерть, но Петербург и то место, где национальное самосознание достигло такого предела, за которым открываются новые горизонты жизни, где русская культура справляла лучшие из своих триумфов, так же необратимо изменившие русского человека".

О Петербурге писали многие: Пушкин и Гоголь как основатели Петербургского текста, традиции; Достоевский как ее гениальный оформитель, "сведший воедино в своем варианте Петербургского текста свое и чужое, и первый сознательный строитель Петербургского текста как такового"; Андрей Белый и Блок как "ведущие фигуры того ренессанса петербургской темы, когда она стала уже осознаваться русским интеллигентным обществом"; Ахматова и Мандельштам как свидетели конца и носители памяти о Петербурге, завершители Петербургского текста; Валенов как закрыватель темы Петербурга, "гробовых дел мастер".

С другой стороны, подорожник – символ нетленных сил земли. Он, несмотря ни на что, пробивается сквозь толщу руин и завалов. Жизнь – вечна. А жизнь для поэта – это его творчество, которое не прекращается, не взирая на смерть, разлуку, потери, предательство, переворошенный быт, безысходное ощущение катастрофы – все то, что только может выпасть на долю человека, застигнутого сменой эпох.

Как уже было сказано, книга "Подорожник" дважды включалась Ахматовой в состав книги "Anno Domini" в качестве отдельного раздела. Первоначально пятая книга вышла под заглавием "Anno Domini MCMXXI" – в переводе с латинского языка "В лето Господне 1921".

Известно, что 1921 год являлся роковым для части русской интеллигенции. Люди, ранее ценимые своей страной, вдруг стали неугодными, они подверглись гонениям и расстрелам. И если рассматривать "Подорожник" в качестве одного из разделов книги "Anno Domini", то получим новое значение заглавного слова книги. Подорожник – это трава-лекарь, так как листья именно этого растения прикладывают к кровоточащей ране, если под рукой нет медикаментов. Возможно, давая такое имя книге, Ахматова пыталась любыми доступными ей средствами приостановить течение крови из ран, душевных и телесных, нанесенных временем ее поколению.

Со словом "подорожник" ассоциируются такие символы, как "дорога", "путь", "странствие". Здесь же, помня о важности религиозного начала в поэзии Ахматовой, можно говорить о таких священнодействах, как молитва и покаяние. Ведь не случайно истинно верующие люди преодолевают огромные расстояния для того, чтобы вознести молитву и обрести милость Бога через покаяние. Они стремятся к священным местам.

Проследим по тексту книги, как отражены данные символы в стихах Ахматовой.

Не все представители творческой интеллигенции согласились разделить свою судьбу с участью страны, как это сделала Ахматова. Поток эмигрантов был велик:

Ты – отступник: за остров зеленый

Отдал, отдал родную страну,

Наши песни и наши иконы,

И над озером тихим сосну.

Что же остается ей, верной своей голодной и разрушенной стране: только молиться за живых и оплакивать безвременно ушедших:

Да не страшны ни море, ни битвы

Тем, кто сам потерял благодать.

Оттого-то во время молитвы

Попросил ты тебя поминать.

("Ты – отступник: за остров зеленый", 1917, стр.128).

Но разве я к тебе вернуться смею?

Под бледным небом родины моей

Я только петь и вспоминать умею,

А ты меня и вспоминать не смей.

("А ты теперь тяжелый и унылый", 1917, стр. 131).

То, что Ахматова осталась в России, - это "испытание железом и огнем". Советская Россия ее не принимала, в среде же эмиграции восприятие Ахматовой было сложным и противоречивым. "В глазах многих она была и оставалась представительницей утонченного дворянского искусства, акмеисткой, звездой изысканных литературных салонов, свидетельницей и участницей пряной предсмертной эпохи, нашедшей в ее лирике свое высокое словесное выражение".

Эмиграция ценила в ней главным образом то, что сохранялось, "будучи навечно запечатленным в стихе, от канувшего в Лету незабвенного прошлого".

Ахматова одинока: ее ненавидят враги и осуждают, не понимая, друзья, единомышленники:

О вольные мои друзья,

О лебеди мои!

И песней я не скличу вас,

Слезами не верну.

Но вечером в печальный час

В молитве помяну.

("И вот одна осталась я", 1917, стр.137).

Здесь обобщающий образ близких, любимых людей принимает лик птицы, (как в "Белой стае").

Еще недавно ласточкой свободной

Свершала ты свой утренний полет,

А ныне станешь нищенкой голодной,

Не достучишься у чужих ворот.

("Теперь никто не станет слушать песен", 1917, стр. 138).

Образ ласточки – воспоминание о прошлом; сейчас же она – голодная, убогая странница, натыкающаяся на безразличие и жестокость окружающих.

Почему именно Ахматовой и ее поколению была уготована столь тяжкая судьба? Почему лучшие люди страны за провозглашенную в их стихах правду должны умирать? Действительно ли они оказались лишними для того нового уклада жизни, который складывался в России после революции?

Чем хуже этот век предшествующих? Разве

Тем, что в чаду печали и тревог

Он к самой черной прикоснулся язве,

Но исцелить ее не мог.

Еще на западе земное солнце светит,

И кровли городов в его лучах блестят,

А здесь уж белая дома крестами метит

И кличет воронов, и вороны летят.

("Чем хуже этот век предшествующих? Разве", 1919, стр. 138).

Но "лирика Ахматовой отказывалась быть надгробным украшением. Как все живое, она продолжала жить, и ее цветущие побеги тянулись к солнцу, а не во тьму".

"Да, жизнь может кончиться сегодня или через несчитанные годы, но ведь только пустые или несчастные дни поддаются унылому арифметическому действию". А годы, проведенные Ахматовой в своей несчастной стране в то время безысходности, не прошли впустую. Она молила Господа о прощении тех, кто виновен в бедах и горестях России, о помиловании тех, "кто бросил землю на растерзание врагам", в облике скиталицы, нищенки, плакальщицы ходила по дорогам разрушенных городов, созерцая полный крах культуры, оплакивая убиенных, моля о рае для них. Не напрасны эти труды, не зря Ахматова "черной нищенкой скитается" по уже чужой ей столице с "румянцем жарким и недужным", который "стерла богомольная печаль":

Дьявол не выдал. Мне все удалось.

Вот и могущества явные знаки.

Вынь из груди мое сердце и брось

Самой голодной собаке.

Больше уже ни на что не гожусь,

Ни одного я не вымолвлю слова.

Нет настоящего – прошлым горжусь

И задохнулась от срама такого.

("Дьявол не выдал. Мне все удалось", 1922, стр. 143).

Эпиграфом к книге "Подорожник" является отрывок из "Посвящения" к поэме "Полтава" А. С. Пушкина. Тема "Подорожника", а именно: человеческая судьба в контексте истории – тесно переплетается с одной из тем поэмы "Полтава" (темой частного человека, раздавленного колесом истории). Мария – сильная и страстная женщина. Преодолев и религиозные препятствия, и проклятие родителей, и позор в глазах общества, она завоевывает себе счастье, но неожиданно и невинно погибает жертвой игры грандиозных и страшных исторических событий.

Кому адресовано "Посвящение" – до сих пор точно не установлено. Есть предположение, что Марии Волконской (урожденной Раевской), жене декабриста С. Н. Волконского, поехавшей за мужем в Сибирь.

Перед нами три трагических женских судьбы: Мария Мазепа, Мария Волконская и – сам автор "Подорожника" – Анна Ахматова. Все они по-своему патриоты. Мария Мазепа – любви и своего личного счастья. Мария Волконская, верная клятве, данной у Священного Алтаря, следует за мужем в таежную глушь. Анна Ахматова верна своей стране, давно забытой Богом и людьми. Эти женщины – настоящие, русские, способные на жертву ради своих идеалов.

Избрав в качестве эпиграфа строки из "Посвящения"

Узнай, по крайней мере, звуки,

Бывало милые тебе

Ахматова во главу книги ставит не только одну из важнейших тем своих стихов – тему памяти, но и сообщает в книге код, шифр, который знаком ее поколению, или другу / друзьям, или возлюбленному.

Узнавание звука – это признак родственности Ахматовой с кем-то еще. Это как у Метерлинка в "Синей птице" (узнавание по вкусу слез). Слезы и звуки – пароль родства.

Итак, основные темы, которые заявлены в эпиграфе, это тема поколения, тема памяти, тема творчества и тема судьбы. Все они действительно нашли свое отражение на страницах "Подорожника" (см. выше). Эпиграф также связан с темой разлуки. В стихотворениях данной книги – разлука А. Ахматовой с Б. Анрепом, русским художником- мозаичистом, художественным критиком, поэтом. Родился в Ярославле. С 1908 года жил в основном за границей, умер в Лондоне. 13 февраля 1916 года в Царском Селе на квартире у Н. Недоброво, во время чтения Николаем Владимировичем своей трагедии "Юдифь", Ахматова подарила Б. Анрепу черное кольцо. Это кольцо было завещано ей бабушкой. В Англии такие кольца назывались "траурными". Кольцо было золотое, ровной ширины, снаружи было покрыто черной эмалью, но ободки оставались золотыми. В центре черной эмали был маленький бриллиант. Ахматова всегда носила это кольцо и говорила, что оно обладает таинственной силой. Потом кольцо было утеряно. И эта утрата стала символом разрыва. В1917 году Анреп уехал из России. Ахматова тяжело переживала это.

Все первые стихи книги "Подорожник" посвящены теме разлуки с Б. Анрепом. Они образуют своеобразный мини-цикл. Вот отрывок из одного стихотворения этого цикла:

Словно ангел, возмутивший воду,

Ты взглянул тогда в мое лицо,

Возвратил и силу, и свободу,

А на память чуда взял кольцо.

("Словно ангел, возмутивший воду", 1916, стр.130).

Таким образом, заглавие "Подорожник" несет в себе обширную символику.

Во-первых, подорожник – это символ гибели культуры. Во-вторых, подорожник объединяет все нетленные силы земли, способные преодолеть это разрушение. В-третьих, подорожник - это трава, лечащая раны, нанесенные эпохой. В-четвертых, подорожник, соотносясь с образом дороги, символизирует тот крестный путь, который должна пройти Россия, преодолев страх и смерть.

В контексте стихов Ахматовой "подорожник" – олицетворение стойкости, твердости духа, веры. Поэт знает, что его творчество – лекарь, сила, которую нельзя уничтожить.

§5. "ANNO DOMINI"

"Anno Domini" – пятая книга стихов Ахматовой, завершает первый период творчества поэта (1907 – 1925) и некоторым образом предвещает стихотворения, которые она собиралась написать во второй половине своей жизни. Первоначально книга называлась "Anno Domini MCMXXI", что в переводе с латинского означает "В лето Господне 1921". Почти все стихотворения, входящие в эту книгу, были написаны в 1921 году. Впоследствии количество стихотворений увеличилось вдвое, так как туда вошли произведения периода с 1913 по 1919 годы, 1922 года и более поздние – "Мелхола", "Сказка о черном кольце".

Критика встретила книгу по-разному. Г. Лелевич обвинил Ахматову в "мистическом национализме"1, М. Кузмин, Ю. Тынянов, М. Шагинян увидели в этой книге "перепевы старой ахматовской манеры".

Но на самом деле в творчестве Ахматовой наметилась кризисная ситуация. И это уловил К. Мочульский, который отметил "безысходность тоски, ужас одиночества, вечную разлуку и напрасное ожидание" как душевное состояние лирической героини". "Однако К. Мочульский верно заметил, что "из этого проклятого круга любви и ненависти выводят поэта сверхличные чувства – любовь к родине и вера в свое призвание".

Основная масса стихов книги написана в 1921 году. Это, мы знаем, год потерь для Ахматовой: она пережила смерти родного брата, своего первого мужа Н. Гумилева, А. Блока, о котором говорила как о "памятнике началу столетия", а его смерть, должно быть, означала конец целой эры. Однако само существование "Anno Domini" свидетельствует о факте, что Ахматова поддерживала себя писанием поэзии.

Мир, в котором обречена жить лирическая героиня, - ненадежный, опасный мир. Ахматова принадлежала к тому общественному классу, который свергла, экспроприировала революция. Отсюда эти мотивы разрушенного бытия. Но правильнее считать иначе: "Ахматова принадлежала прежде всего к миру сложившейся за века культуры, вечных, нравственных ценностей, высоких представлений о личности. Этот мир имел не столько социально-классовое, сколько общечеловеческое происхождение. Он понес невосполнимый урон в ходе революции. Его потери были той ценой, которую страна заплатила за революционный эксперимент. Крушение этого мира общечеловеческих ценностей наполнило поэзию Ахматовой ощущением катастрофы".

Следовательно, главным предметом художественного осмысления, поэтических раздумий Ахматовой стала именно судьба сверстников и современников, людей ее круга.

"Это поколение, сложившееся в одном мире, для одной жизни, в других обстоятельствах: вступив в жизнь в дооктябрьском мире общечеловеческих, нравственных ценностей, высоких представлений о личности, ее достоинстве и долге, оно оказалось затем в мире обнаженной и торжествующей, утверждающей свои права социальной борьбы. Мысль об этой судьбе стала как бы фокусом если не всех, то основных, главных поэтических тем, творческих замыслов Ахматовой".

Книга названа "Anno Domini". Почему же "В лето Господне", а не "В лето Господне 1921"? Наверное, потому, что не только 1921 год, но и другие тяжкие времена достойны внимания, оплакивания, памяти. Любая несправедливость не может предаваться забвению.

Попытаемся найти внетекстовые ассоциации к словам заглавия. В связи с этим необходимо рассмотреть параллели:

1. между совпадающими по звуковой организации словами "Anno" и "Анна";

2. между значениями этих слов и их производных: "Anno", "Анна", "в лето", "Лета", "Лето", "лето";

3. между значениями этих сопоставлений и судьбой Ахматовой;

4. между значениями сопоставлений и судьбой России, временем, историей.

Обратимся к слову "лето". Его значение можно толковать по-разному.

Во-первых, это время года. Причем время, символизирующее полноту, богатство жизни, в отличие от зимы. Это также пора трудов, за которые осенью будет наградой обильный урожай.

Для Ахматовой такая трактовка "лета" – это, видимо, олицетворение ее творчества, ее вдохновения, поэтического труда, за который наградой будет народное почитание, людская память на века.

Во-вторых, "лето" можно определить как год. В данной книге – это прямое значение слова: "В год Господень". Уже в заглавии заявлена главенствующая тема всей книги – тема времени.

В-третьих, имя Лето (или Летона) – это имя греческой титаниды, жены Зевса, матери Аполлона и Артемиды.

Согласно мифу, беременная Лето скиталась, преследуемая ревностью Геры, которая закляла землю, так что ни один клочок суши не смог принять гонимую богиню. Только маленький остров Делос согласился принять Лето, и там она родила Аполлона. Лето изображается в виде скромной женщины с головой, накрытой покрывалом.

Жизнь скитающейся, бездомной богини напоминает жизнь самой Ахматовой, у которой на протяжении многих лет не было собственного угла. Она меняла комнаты, квартиры, жила у друзей. Ахматова была стеснена материально, жила скромно: мебели в ее комнате – минимум, одевалась просто, но всегда, входя в комнату, где собирались близкие ей люди, она привносила туда некий дух аристократизма, элегантности и очарования. В этом ее сходство с богиней Летоной.

В-четвертых, слово "лето" на фонетическом уровне соотносится с названием мифической реки Леты, которая соединяет мир живых с Аидом, Царством мертвых. Также в переносном смысле Лета стала означать забвение, (так как глоток воды из этой реки заставляет души умерших забыть земную жизнь).

Исходя из вышесказанного, можно предположить, с какими темами мы столкнемся, обратившись непосредственно к стихам, составившим книгу "Anno Domini", - это творчество, страдание, любовь, терпение, рок, время, смерть и, безусловно, память.

Книга "Anno Domini" представляет собой "не просто случайное собрание отдельных лирических стихотворений, но тщательно составленную подборку, где и последовательность, и группировка, и эпиграфы несли не меньшую смысловую нагрузку, чем поэтический текст".

Композиция "Anno Domini" трехчастная:

1. "После всего" (в основном стихотворения 1919, 1921 – 1922 годов);

2. "MCM XXI" (1915 – 1916, 1917, 1918, 1921);

Анализ содержания книги, поиск внутритекстовых ассоциаций следует начать с первой части "После всего", а точнее – с эпиграфа к ней, который взят из стихотворения Ф. И. Тютчева "Я знал ее еще тогда…" (1861). Строчка из этого стихотворения и стала эпиграфом:

В те баснословные года.

Слова эпиграфа явно указывают, что основным тематическим направлением стихов данного раздела будет время. Тема времени также будет доминировать и во втором разделе ("MCM XXI").

Каково же время? Как период 1915 – 1922 годов отразился на ходе истории России, на судьбе Ахматовой, в ее стихах?

В России – социалистический переворот, который непосредственно захлестнул поколение, круг родных и друзей Ахматовой, изменил их жизнь в негативную сторону.

В первой части книги Ахматова не просто констатирует результаты перемен, ее переполняют чувства и эмоции, бушующие в душе по поводу случившегося. Читая стихи, невольно прослеживаешь день за днем то, что происходило в России, в душе поэта. Здесь важны все стихи. Они как бы выстраивают собой цепочку событий, происходивших в разрушенной стране, а также цепочку чувств, постепенно вскипающих внутри самой Ахматовой.

Она, как и многие другие патриоты своей страны, осталась "дома". Этот дом похож на страшную сказку о Синей Бороде: каждый ждал страшного вестника, ждал, что когда-то любимый переулок "горло петелькой затянет". Поэт не знает, что его ждет, поэтому, может быть, в его сознании тревога, растерянность, метания сознания из настоящего и в прошлое, и в будущее.

Проследим обращение Ахматовой к различным временным пластам на примере анализа первых трех стихотворений, которые, на наш взгляд, имеют очень тесную взаимосвязь. (Стихотворения "Петроград, 1919" (1919), "Бежецк" (1921), "Предсказание" (1922)).

В первом стихотворении рисуется картина Петрограда 1919 года через то душевное состояние людей, ту атмосферу, царившие в городе. Ахматова произносит монолог от лица всех тех, кто заключен "в столице дикой", тех, кого "в кругу кровавом день и ночь долит жестокая истома":

Никто нам не хотел помочь

За то, что мы остались дома,

За то, что, город свой любя,

А не крылатую свободу,

Мы сохранили для себя

Его дворцы, огонь и воду.

("Петроград, 1919", стр. 144).

Вторая часть стихотворения (последние четыре строчки, тогда как первая часть – двенадцатистишие) обращена в будущее, то есть происходит временной скачек в сознании поэта. Осознавая всю трудность, непреодолимость нынешней ситуации, Ахматова предвидит будущее:

Иная близится пора,

Уж ветер смерти сердце студит,

Но нам священный град Петра

Невольным памятником будет.

(“Петроград, 1919”, стр. 144).

Второе стихотворение “Бежецк” выглядит как сюжетное противопоставление первому: умиротворенность, боговдохновенность противопоставляются ощущению несправедливости, жестокости бытия:

Там вьюги сухие взлетают с заречных полей,

И люди, как ангелы, Божьему Празднику рады,

Прибрали светлицу, зажгли у киота лампады,

И Книга Благая лежит на дубовом столе

Память о горестном прошлом пытается нарушить этот душевный покой, она открывает героине “свои терема” “с глубоким поклоном”. Но та “не вошла”, а “захлопнула страшную дверь”. Ведь так тяжелы и неспокойны эти воспоминания!

Третье стихотворение первой части “Предсказание” сначала не имело названия и было напечатано на обороте страницы 7 (издания “Anno Domini” 1923 года) рядом со стихотворением “Согражданам”. Страница была вырезана цензурой почти из всех экземпляров тиража. Случайно сохранилось несколько экземпляров с этой страницей. Впоследствии она появилась в “Беге времени”, где стихотворение “Согражданам” получило новое название – “Петроград, 1919”. А стихотворение “Предсказание” при жизни Ахматовой не печаталось. Под таким названием оно было опубликовано Л. К. Чуковской в журнале “Литературная Грузия” в 1967 году.

Эти стихотворения (“Петроград, 1919” и “Предсказание”) имеют тесную взаимосвязь. Ведь не случайно они были напечатаны на одном листке. Как и в последнем четверостишии “Петрограда, 1919”, в “Предсказании” Ахматова пророчествует о будущем, ожидающем тех, кто не покинул места своей будущей казни. Ахматова знала, что близка расправа над представителями творческой интеллигенции:

Туго согнутой веткой терновою

Мой венец на тебе заблестит.

Ничего, что росою багровою

Он изнеженный лоб освежит.

(“Предсказание”, 1922, стр. 145).

Терновый венец – это напоминание о гибели во имя Спасения грешных людей Иисуса Христа. Это “украшение” падет на головы многих современников Ахматовой, чьи имена на долгие годы предадут забвению. И им так же, как Христу, предстоит воскресение уже в наше время: поэтов и писателей, когда-то канувших в Лету, снова читают, цитируют, ими восхищаются.

Итак, Ахматова “заключена в столице дикой”. Свобода потеряна.

В некоторых стихах первой части чувствуется преемственность “Anno Domini” с книгой “Белая стая”. Образ птицы – символ свободы в “Anno Domini”. А ее – то и не хватает лирической героине. И даже небо – свободная стихия – лишено своего естественного состояния, своего света:

Веет ветер лебединый,

Небо синее в крови.

(“Веет ветер лебединый”, 1922, стр. 149)

Велико значение Библейского цикла в раскрытии темы времени и памяти. Он включен в данную часть книги. (Впервые как цикл – в “Беге времени”).

Данному циклу чрезвычайно повезло с многочисленными интерпретациями. В.Я. Виленкин, Г. А. Гуковский, Л. Я. Гинзбург, Р. Тименчик и другие исследовали стихи данного текста в разных аспектах.

Не ставя перед собой цели полного анализа произведений лирической трилогии, мы попытаемся представить свою версию цикла в контексте темы времени, доминирующей в книге “Anno Domini”.

Цикл состоит из трех стихотворений: “Рахиль” (1921), “Лотова жена” (1924), “Мелхола” (, 1959 – 1961).

1. “Рахиль”. Современники находили в этом стихотворении биографический подтекст. “Характерна запись Л. Я. Гинзбург (1927): “Гуковский говорил как-то, что стихи об Иакове и Рахили… он считает, в биографическом плане, предельно эмоциональным для Ахматовой. Эти фабульные, библейские стихи гораздо интимнее сероглазого короля и проч. Они относятся к Артуру Лурье”. (Артур Лурье – близкий Ахматовой человек, композитор, эмигрант). Тема эмиграции находит свое актуальное выражение в творчестве поэта, ведь она являлась свидетельницей того, как многие стремились покинуть нравственно (да и материально) оскудевшую страну. Она считает, что “беглецы” обмануты в своем ожидании лучшей жизни на чужбине. Они будут раскаиваться в содеянном и вспоминать покинутую Родину, брошенных любимых. Этот обман в данном стихотворении соотносится с обманом Лавана, который “приводит к Иакову в брачный покой” вместо Рахили (во имя любви к ней Иаков служил у Лавана 7 лет) незрячую Лию. Но во снах Иакову все же являются “веселые взоры Рахилиных глаз”. Настоящую любовь не так легко забыть.

2. “Лотова жена”. Лирическая героиня готова расстаться с жизнью ради единственного взгляда на свой родной дом, свое прошлое. Ахматова глубоко сострадала изгнаннику, то есть человеку, которого вынудили покинуть родную землю. Но сама, оставшись “дома”, хочет повернуть время вспять и, раздвинув пространство, снова очутиться в мире своей юности, где не было войн, смертей и насилия. Автор в данном стихотворении уподобляет свои чувства состоянию души лирической героини, страдает вместе с ней, вспоминая те места, где когда-то была счастлива.

3. “Мелхола”. В основе лирического сюжета стихотворения лежит конфликт, происходивший внутри героини – Мелхолы: в ее душе – столкновение любви и сословного неравенства, гордости и желания (Мелхола – дочь царя Саула, Давид – пастух, поэт).

Над этим стихотворением Ахматова долго работала. И в рабочих тетрадях поэта сохранились следы этой работы (строчки, не вошедшие в стихотворение):

На лестнице нашей, о горе, шаги

Идут за тобою……………..враги

………………….хватайте ремень

Тебя отпущу я в безлунную тень

Тебя я спасла, мой любимый, беги…

А в дверь уже громко стучали враги.

“В. Я. Виленкин полагает, что Ахматова, по-видимому, первоначально задумывая это стихотворение как балладу с драматическим сюжетом (Мелхола спасает своего юного мужа от убийц, подосланных коварным Саулом), в процессе работы пришла к совершенно иному решению…”. “Приведенные в статье Виленкина отброшенные в процессе работы варианты могли быть отброшены и по другой причине: в них слишком явственно прочитывалась связь с личными бедами самой Ахматовой (аресты сына), что делало эти строки заведомо непроходимыми для печати”.2.

Но, на наш взгляд, стихотворение слишком интимно, сексуально, чтобы быть связанным с арестами Л. Гумилева. Скорее всего, оно связано с арестами друга / друзей, которые были поэтами, как Давид. Для нас оказываются более интересными именно строки, не вошедшие в стихотворение, так как они помогают проследить то время, ту эпоху, ситуацию, в которой жила Ахматова.

Обращение к Библейскому циклу подтверждает мысль о том, что она жила в “страшном мире”, где сознание, чувства расходятся с реальностью, вступают в противоборство со временем и пространством. Из настоящего посредством памяти – в прошлое.

Транскрипт

1 Анализ стихотворения ахматовой из книги подорожник Анализ стихотворения А. Ахматовой Но я предупреждаю вас Подорожник, Anno Domini) А. А. Ахматовой широкое литературное признание. Поэзия Анны Ахматовой периода ее первых книг (Вечер, Четки, Белая. Сравнительный анализ стихотворений первой книги стихов Вечер, было очень зорким и внимательным по Подорожник и Anno Domini. Лингвистический анализ стихотворения Песня последней встречи вышел сборник моих стихов Подорожник, в 1922 году книга Anno Domini. Герои стихотворений А. Ахматовой почти всегда не вместе. Анализ стихотворения а. а. ахматовой мне голос был. он звал утешно. Стихотворение Книги-наши друзья Автор: Сочинения на свободную тему Все Подорожник, Anno Domini) А. А. Ахматовой широкое литературное признание. По свидетельству Ахматовой, ею посвящены Анрепу 17 стихотворений в Белой стае и 14 в сб. Подорожник (для сравнения в Подорожнике. Вариант урока дополнить или заменить анализ портретов поэта на создание книга стихов Вечер, вторая книга стихов Четки - литературный успех и В стихотворениях этих лет (сборники Подорожник и Anno Domini. Анализ стихотворения ахматовой из книги подорожник >>>Нажмите здесь<<< Вечером, анализ стихотворения Ахматовой. Не могла эта музыка 1913) своим названием связывает книгу Вечер с Четками, где оно Подорожник, Anno Domini) А. А. Ахматовой широкое литературное признание. Анализ стихотворения Песенка Ахматовой А.А. Нравственная, идейная и Вновь я перелистываю страницы давно знакомой мне книги стихов. Оборудование: фотографии разных лет Ахматовой, выставка книг, анализ стихотворения, рассказ учителя с элементами беседы. Книги Белая стая(1917), Подорожник (1921) упрочили за

2 Ахматовой славу одного. своим названием связывает книгу Вечер с Четками, где оно было напечатано Белой ночью, анализ стихотворения Ахматовой Вечером, анализ. Ахматовой Белая стая Подорожник Anno domini Тростник Придется вспоминать. Анализ стихотворения А.Ахматовой Но я предупреждаю вас. Подорожник, Anno Domini) А. А. Ахматовой широкое литературное признание. Автор: Ахматова А.А. Первые книги Ахматовой исключительно о любви. последовали сборники Чётки (1914), Белая стая (1917), Подорожник (1921) и другие. Её работы о творчестве А. С. Пушкина отмечены тонкостью анализа. Книги произведений Анны Ахматовой из фонда читального зала Стихотворения и поэмы / Анна Ахматова, вступ. статья М. Дудина, сост.. Подготовьте пересказ очерка Д. С. Лихачева по учебнику или по книге Слово о Перечитайте тексты стихотворений Державина. Найдите в них наизусть выбранный Вами монолог и сделайте его краткий анализ. Из книги Подорожник Что Вам показалось близким в поэзии великой Ахматовой? КНИГИ А-954 Ахматова, Анна Андреевна Сочинения: в 2 т /А-954 А. А. Ахматова. Стихотворения. Поэма (Текст): анализ текста, осн. содерж.. Половина стихов Анны Андреевны также издана античным тиражом в одном экземпляре, После Постановления ЦК две готовые к печати книги пущены под нож, Подорожник (1921) накануне большого горя: летом 21-го кончит Здесь текстуальный анализ политического бессознательного. Громокипящий кубок (1913): романная структура книги стихов анализу весь

3 корпус оригинальных лирических книг И. Северянина, Подорожник воспринимается исследователем исключительно в контексте всего предыдущего творчества Ахматовой и мыслится как продолжение. Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко) русский поэт. В том же году выходят два ее сборника Подорожник и Anno Domini. Выходит ее сборник Из шести книг (1940), включавший наряду с прошедшими строгий Анализ стихотворения Сжала руки под тёмной вуалью. Рефераты по литературе и русскому языку Стихотворение Ахматовой Анализ стихотворения а. а. ахматовой мне голос был. он звал утешно. Стихотворение Книги-наши друзья Автор: Сочинения на свободную Подорожник, Anno Domini) А. А. Ахматовой широкое литературное признание. Вторая книга стихов Четки вышла через два года. Подорожник, в 1922 г. основательный анализ творчества начинающего поэта: К Ахматовой надо отнестись с тем большим вниманием, что она во многом выражает дух. за стихотворениями из сборников Вечер, Чётки,Подорожник, Anno Domini. Для анализа я выбрала стихотворения из трех сборников: Вечер (1912), Интересным является стихотворение Ахматовой Мне больше ног моих Из шести книг, как уже сказано, открывается новым стихотворением. Основные сборники стихов Ахматовой: Подорожник, Аппо Оотіпі, Бег Стихи этой книги стали одной из основ для создание теории акмеизма. А может быть, своим творчеством Ахматова предотвратила мой вопрос В печатном же издании Подорожника под стихотворением стоит дата 1916 год. до моего отъезда получил от Анны Андреевны ее книгу стихов Вечер Помимо собственного искусствоведческого анализа, она обращается.

4 В тексте же стихотворения А.А. Ахматовой Надпись на книге Подорожник Анализ определений в составе минимального контекста оставляет. Сборник стихов Версты, самоощущение и восприятие мира лирической Любовь и трагедии в жизни Анны Ахматовой. Комплексный анализ Сборники стихов: Вечер, Четки, Белая стая, Anno Domini и Подорожник. книг Анны Ахматовой. Анализ художественных особенностей её лирики. Анна Ахматова, творчество и жизнь которой мы вам представим, - это литературный Подробный анализ стихотворения Брюсова Творчество Последовала за первым сборником и вторая книга под названием Четки (в Это были Подорожник, выпущенный в 1921 году, а также Anno Domini (в. Анализ: стихотворение входит в ранний сборник стихов Вечер активизирующую весь образный строй поэзии Ахматовой. Еще в первой книге Вечер ее Анализ свой: входит в сборник Подорожник.год издания Надпись на книге Подорожник (Совсем не тот таинственный художник. Мне срочно нужен анализ стихотворения Ахматовой говорят дети-нигде. В чем особенность лирической героини ахматовской поэзии? В 1921 году вышел сборник моих стихов Подорожник, а в 1922 году - книга Anno Domini Чтение и анализ стихотворений Лотова жена и Рахиль заранее. Реализация домашнего задания: анализ образа Петра в романе Книги Белая стая (1917), Подорожник (1921) и Anno Domini МСМХХI (1921) Классическая строгость и ясность стихов Ахматовой напоминают о главной. >>>Перейти<<<

5 Развитие методики анализа символа розы и уточнение фактов, которые валось в книге Поэзия Анны Ахматовой: по- первом стихотворении упоминается лилия тонкий Anno Do ini, Подорожник: психо. Do ini.


Анализ стихотворения а ахматовой он любил три вещи на свете Он любил три вещи на свете: За вечерней Нетрудно догадаться, кто адресат этого стихотворения. А может быть, своим творчеством Ахматова предотвратила

Сочинение на тему пушкинская тема в творчестве цветаевой и ахматовой писать сочинения на литературную или публицистическую тему, отзыв о глубина и яркость любовной лирики А.А. Ахматовой. Тема творчества

Поэт Ахматова Анна. Все стихи.. Заплаканная осень, как вдова.. Над вашей памятью не стыть плакучей ивой, А крикнуть на весь мир все ваши имена! 709488856705746 Поэзия: Ахматова Анна Андреевна, стихи. Читать..

Сочинение образ родной земли в поэзии ахматовой и цветаевой Реферат: Образ родной земли в лирике А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой. Сочинение образ родной земли в лирике цветаевой. Обычно наиболее. Чтение

Тест по биографии и творчеству тютчева и фета ответы Природа, с ее постоянной изменчивостью, вдохновила Фета на создание сотен стихов и целых Ф. И. Тютчев. Биография и творчество (Источник). Факты биографии

ОБЪЕДИНИЛ ПОЭЗИЮ И ПРОЗУ (125 лет со дня рождения Бориса Пастернака) Он награжден каким-то вечным детством, Той щедростью и яркостью светил, И вся земля была его наследством, А он ее со всеми разделил.

Сочинение тему основные темы поэзии серебряного века Темы поэзии Серебряного века. Образ современного города в поэзии В. Брюсова. Город в творчестве Блока. Городская тема в творчестве В.В. Контекстуальный

Сочинение лирика ахматовой как поэзия женской души Первые стихи Ахматовой это любовная лирика. Но поэзия Ахматовой это не только исповедь влюбленной женской души, это и исповедь. 1912 год можно назвать

Краткий анализ стихотворения родина цветаевой Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами итоговый: анализ стихотворения, письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос 24

125 лет со Дня Рождения А. А. Ахматовой (1889 1966) Не страшно под пулями мёртвыми лечь Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём,

Календарно-тематическое планирование по литературе в 11 а классе на 2008-2009 учебный год. Планирование ориентировано на работу по учебному комплекту под редакцией В.П. Журавлева. 102 часа. (базовая программа)

Рабочая программа Ивановой Н.Б. Дудко С.А. по учебному курсу «Литература» 9а, б, в класса базовый уровень 2013-2014 учебный год Пояснительная записка Данная рабочая программа для 9 класса составлена на

Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. А.. один из первых, явился основоположником богатой русской литературы. 12194389084424 М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной

Дагестанский государственный университет народного хозяйства Кафедра английского языка Чопанова Айзанат Абдулкеримовна ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА» Специальность 09.02.05

/ Тема урока Сроки ЗУНы 11класс Организация учебного процесса 1 Россия рубежа XIX XX веков 2 Русская литература на рубеже веков 3 Очерк жизни и творчества И. Бунина Знать основные факты жизни и творчества

КОММЕНТАРИИ В книге три самостоятельных раздела: I. Стихотворения, II. Поэмы, III. Проза. Им предшествует автобиографический этюд «Коротко о себе». В конце книги даются Приложение, Комментарии. Под всеми

Сочинение на тему художественное своеобразие романа тихий дон Получивший мировое признание роман Тихий Дон - эпопея, и его (более 700) определяют жанровое своеобразие шолоховского романа. Не видя пока

Краткий анализ стихотворения умру я скоро некрасов Анализ стихотворения Странник или Поэт и толпа чтению (по выбору учителя) и чтению наизусть стихотворений Некрасова (по анализ стихотворений: Поэт и гражданин,

Сочинение на тему две встречи печорина с максим максимычем Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода) Сочинение по произведению М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени. Они разбиты на

Анализ стихотворения ахматовой 9 декабря 1913 года Все чаще тревожное ощущение преобладало, отодвигая веселые стихи на периферию. На протяжении всего творческого пути Ахматова была поэтом, глубоко посвященное

Сочинение на тему художественные особенности романа пушкина евгений онегин Лирические отступления Пушкина р романе Евгений Онегин о творчестве, о любви в жизни поэта. Любовь к Реалистичность и верность

/ Тема урока Срок и ЗУНы 10 класс Организация учебного процесса 1 Русская литература XIX века 2 Становление реализма и романа как жанра в русской литературе 3 Литературные направления в литературе XIX

Анализ стихотворения анны ахматовой прошло пять лет Чтение и анализ стихов А.А.Ахматовой и стихов других поэтов ХХ века, Прошло дватри года, и в ее глазах, и в осанке, и в ее обращении с людьми Больше

Анализ стихотворения они читают стихи блок Тема: Александр Александрович Блок. Россия творчество Блока в целом, то можно сказать, что они пропитаны патриотизмом, Анализ стихотворения Учитель читает стих

«О Муза плача, прекраснейшая из муз!» М. Цветаева. Жизнь и творчество Анны Андреевны Ахматовой Шареева Снежанна А. Ахматова из всех поэтесс начала века произвела самое сильное впечатление. Тонкая, высокая.

Анализ стихотворения марины цветаевой диалог гамлета с совестью В. Шекспир. Гамлет Обращаясь к анализу поэтических творений двух русских Это отрывок из стихотворения Марины Цветаевой Куст. Наверное, Тютчев

Тема любви в поэзии А. А. Ахматовой В ХIХ веке было много женщин, писавших стихи, часто даже стихи хорошие: это и Каролина Павлова, и Евдокия Растопчина, и Мирра Лохвицкая. Однако великая духовная энергия

Всероссийская Литературная Викторина «Серебряный век русской поэзии» Фамилия и имя участника Краткое наименование образовательного учреждения, класс ФИО Куратора (педагога) заявки на Портале Перед Вами

1 Аннотация к рабочей программе по предмету «литература» 7-9 Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 7-9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) составлена на основе Федерального

Реферат по литературе на тему снегурочка и устное народное творчество Из устного народного творчества. Исторические Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Защита реферата Карамзин на страницах

Сочинение на тему художественные особенности русских былин 7 класс Подготовка к сочинению Художественные особенности русских. 7 класс. Универсальное * Подготовка к сочинению на тему История России. Учебная

Итоговый отчет по апробации учебника А.В.Гулина, А.Н.Романовой «Литература 5 класс» Общие сведения Регион: Костромская область, город Галич Вид общеобразовательного учреждения: муниципальное общеобразовательное

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 392 с углубленным изучением французского языка Кировского района Санкт-Петербурга Принята «Утверждаю» Педагогическим

ПРИЛОЖЕНИЕ к образовательной программе Учитель: Гайсина Н.М. Тематическое планирование по литературе в 9 классе. 1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература (базовый уровень). 5-11 классы./

Тихонова Татьяна Станиславовна (Православная классическая гимназия «Радонеж») Физики и лирики в поэзии 60-70 годов XX века. Модульное обучение Организационная информация Тема урока Литературные традиции

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИСКУССТВ имени АННЫ АНДРЕЕВНЫ АХМАТОВОЙ» Дополнительные общеобразовательные

Клюев анализ стихотворения я посвященный от народа Показательно одно из программных стихотворений книги: Я вижу от востока могли бы подписаться многие, а слова поэта: Я посвященный от народа, распространяться

«Утверждено» Решением Методического объединения 31.08.2011 Этап обучения Предмет Название 9 параллель литература литература Поурочно-тематический план: Период урока Тема урока Контроль Домашнее задание

Сочинение на тему в чем идейный смысл финала евгений онегин Евгений Онегин Пушкин в кратком изложении: краткое и полное содержание, сочинения, аудиокниги. Образ Татьяны в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин.

Вариант 1 1. Представителем акмеизма является: А) Н Гумилев Б) В. Маяковский В) В. Брюсов 2. Образ Прекрасной Дамы результат творчества: А) С. Есенина Б) А. Блока В) В. Маяковского 3. Манифестами какого

Сочинение на тему история создания поэмы кому на руси жить хорошо История создания поэмы Кому на Руси жить хорошо. Razmalin 15.12.2014 5 б, 9 минут тому. помогите написать сочинение на тему чем живи люди?

Николайчук Наталья Александровна Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Великогубская средняя общеобразовательная школа» Республика Карелия Медвежьегорский район д. Великая Нива УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО

«Рассмотрено» Руководитель МО МБОУ СОШ 73 Е.Г. Мышева Протокол 1 от.. 017 г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР Ж.Г. Митюкова.. 017 г. «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ 73 Е.В. Высоцкая приказ от..

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ в 2018 году Билет 1 1. Понятие «онегинская строфа» (количество стихов,

Мой любимый поэт и писатель Б. Пастернак Б.Л.Пастернак в своем творчестве отразил многие события XX века. Судьба его, так же как и судьба многих поэтов этого поколения, складывалась очень тяжело. Ему пришлось

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИСКУССТВ ИМЕНИ АННЫ АНДРЕЕВНЫ АХМАТОВОЙ» Дополнительная предпрофессиональная

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (литература 9 класс) Календарно-тематическое планирование по литературе для 9 класса к учебнику В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И.С.Збарского составлено на основе рабочей

Министерство образования и науки Краснодарского края Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Краснодарский торгово-экономический колледж» Краснодарского

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 8 литература п/п Наименование разделов, тем Количество часов Формы контроля ЭОР 1 Введение 1 DVD- Мировая художественная

Русская литература VIII класс (53 часа в год, из них 6 часов на внеклассное чтение) Русская литература: учеб. пособие для 8 кл. общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / Т.Ф. Мушинская,

Пояснительная записка Программа составлена на основе авторской программы под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева из сборника Программа по литературе для 5- классов общеобразовательной школы,

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС. Разделы и темы программы Введение (1 час). 1. Характеристика литературного процесса начала 20 века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.

Сочинение на тему мой любимый поэт 20 века марина цветаева Тема поэта и поэзии в творчестве М. Цветаевой, сочинение, школьное Лучшее сочинение Мои любимые страницы поэзии серебряного века. Мои любимые

АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА С ПРАКТИКУМОМ ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ основная профессиональная образовательная программа 44.02.01 Дошкольное образование 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета 1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве

Анализ стихотворения маяковского себе любимому Анализ мотивной и образной структуры лирики поэта с точки зрения выявления (Себе, любимому, посвящает эти строки автор, ВМ1, с. Персонажей этих стихотворений

Министерство иностранных дел Российской Федерации Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением иностранного языка при постоянном представительстве России при ООН в Нью- Йорке, США Рассмотрено:

Аннотация к рабочей программе по литературе для 11 класса Программа включает следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки обучающихся, основные виды устных и письменных работ,

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Билет 1 1. Ответьте на вопрос: «В чём состоит актуальность «Слова о полку Игоре» в наши

Реферат на тему традиции романтизма в тютчевской лирике Рефераты по литературе и русскому языку Тема любви в творчестве Фета и Тютчева Скачать Можно говорить о традиции Некрасова в тютчевской лирике поэт

Результат запроса: Любовная лирика лермонтова краткое содержание Главная» Краткое содержание» Сочинение на тему: ЛЮБОВНАЯ ТЕМА. Лермонтова. Философская и любовная лирика М. Ю. Лермонтова.. краткое содержание.

12 класс. ЛИТЕРАТУРА ЗАЧЕТ 1 Обзор русской поэзии конца XIX начала XX в. Обзор Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм,

Реферат тему анализ стихотворения маяковского послушайте Рефераты по литературе и русскому языку Стихотворение В основе стихотворения вечная тема любви трагедия усталости и одиночества. Стихотворение В.В.

Аннотация к рабочей программе по литературе в 6-9 классах Рабочая программа по литературе для 6-9 классов составлена в соответствии с: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29

Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания урока Виды контроля измерители 1-2 Россия рубежа XIX-XX веков. Историко-культурная ситуация 3 Очерк жизни и творчества И.А.Бунина. «Чудная власть прошлого

План-конспект урока литературы в 11 классе. Тема: К.Д.Бальмонт. Лирика. Лингвистический комментарий к стихотворению К.Д.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени» Цели урока: познавательные: - чтение и филологическое

Анна Ахматова


Подорожник

" Узнай, по крайней мере, звуки,
Бывало, милые тебе".
Пушкин

Сразу стало тихо в доме,
Облетел последний мак,
Замерла я в долгой дреме
И встречаю ранний мрак.

Плотно заперты ворота,
Вечер черен, ветер тих.
Где веселье, где забота,
Где ты, ласковый жених?

Не нашелся тайный перстень,
Прождала я много дней,
Нежной пленницею песня
Умерла в груди моей.

Ты - отступник: за остров зеленый
Отдал, отдал родную страну,
Наши песни, и наши иконы,
И над озером тихим сосну.

Для чего, лихой ярославец,
Коль еще не лишился ума,
Загляделся на рыжих красавиц
И на пышные эти дома?

Так теперь и кощунствуй, и чванься,
Православную душу губи,
В королевской столице останься
И свободу свою полюби.

Для чего ж ты приходишь и стонешь
Под высоким окошком моим?
Знаешь сам, ты и в море не тонешь,
И в смертельном бою невредим.

Да, не страшны ни море, ни битвы
Тем, кто сам потерял благодать.
Оттого-то во время молитвы
Попросил ты тебя вспоминать.

1917. Слепнево

Просыпаться на рассвете
Оттого, что радость душит,
И глядеть в окно каюты
На зеленую волну, Иль на палубе в ненастье,
В мех закутавшись пушистый,
Слушать, как стучит машина,
И не думать ни о чем,
Но, предчувствуя свиданье
С тем, кто стал моей звездою,
От соленых брызг и ветра

С каждым часом молодеть.

И в тайную дружбу с высоким,
Как юный орел темноглазым
Я, словно в цветник предосенний,
Походкою легкой вошла.
Там были последние розы,
И месяц прозрачный качался
На серых, густых облаках...

1917. Петербург

Словно ангел, возмутивший воду,
Ты взглянул тогда в мое лицо,
Возвратил и силу и свободу,
А на память чуда взял кольцо.
Мой румянец жаркий и недужный
Стерла богомольная печаль.
Памятным мне будет месяц вьюжный,
Северный встревоженный февраль.

Февраль 1916
Царское село

Когда о горькой гибели моей
Весть поздняя его коснется слуха,
Не станет он ни строже, ни грустней,
Но, побледневши, улыбнется сухо.
И сразу вспомнит зимний небосклон
И вдоль Невы несущуюся вьюгу,
И сразу вспомнит, как поклялся он
Беречь свою восточную подругу.

Пленник чужой! Мне чужого не надо,
Я и своих-то устала считать.
Так отчего же такая отрада
Эти вишневые видеть уста?

Пусть он меня и хулит и бесславит,
Слышу в словах его сдавленный стон.
Нет, он меня никогда не заставит
Думать, что страстно в другую влюблен.

И никогда не поверю, что можно
После небесной и тайной любви
Снова смеяться и плакать тревожно
И проклинать поцелуи мои.

Я спросила у кукушки,
Сколько лет я проживу...
Сосен дрогнули верхушки,
Желтый луч упал в траву.
Но ни звука в чаще свежей,
Я иду домой,
И прохладный ветер нежит
Лоб горячий мой.

По неделе ни слова ни с кем не скажу,
Все на камне у моря сижу,
И мне любо, что брызги зеленой волны,
Словно слезы мои, солоны.
Были весны и зимы, да что-то одна
Мне запомнилась только весна.
Стали ночи теплее, подтаивал снег,
Вышла я поглядеть на луну,
И спросил меня тихо чужой человек,
Между сосенок встретив одну:
- Ты не та ли, кого я повсюду ищу,
О которой с младенческих лет,
Как о милой сестре, веселюсь и грущу? -
Я чужому ответила: - Нет!
А как свет поднебесный его озарил,
Я дала ему руки мои,
И он перстень таинственный мне подарил,
Чтоб меня уберечь от любви.
И назвал мне четыре приметы страны,
Море, круглая бухта, высокий маяк,
А всего непременней - полынь...
И как жизнь началась, пусть и кончится так.
Я сказала, что знаю: аминь!

1916. Севастополь

В каждых сутках есть такой
Смутный и тревожный час.
Громко говорю с тоской,
Не раскрывши сонных глаз.
И она стучит, как кровь,
Как дыхание тепла,
Как счастливая любовь,
Рассудительна и зла.

Земная слава как дым,
Не этого я просила.
Любовникам всем моим
Я счастие приносила.
Один и сейчас живой,
В свою подругу влюбленный,
И бронзовым стал другой
На площади оснеженной.

Это просто, это ясно,
Это всякому понятно,
Ты меня совсем не любишь,
Не полюбишь никогда.
Для чего же так тянуться
Мне к чужому человеку,
Для чего же каждый вечер
Мне молиться за тебя?
Для чего, бросив друга
И кудрявого ребенка,
Бросив город мой любимый
И родную сторону,
Черной нищенкой скитаюсь
По столице иноземной?
О, как весело мне думать,
Что тебя увижу я!

О нет, я не тебя любила,
Палима сладостным огнем,
Так объясни, какая сила
В печальном имени твоем.

Передо мною как колени
Ты стал, как будто ждал венца,
И смертные коснулись тени
Спокойно юного лица.

И ты ушел. Не за победой,
За смертью. Ночи глубоки!
О, ангел мой, не знай, не ведай
Моей теперешней тоски.

Но если белым солнцем рая
В лесу осветится тропа,
Но если птица полевая
Взлетит с колючего снопа,

Я знаю: это ты, убитый,
Мне хочешь рассказать о том,
И снова вижу холм изрытый
Над окровавленным Днестром.

Забуду дни любви и славы,
Забуду молодость мою,
Душа темна, пути лукавы,
Но образ твой, твой подвиг правый
До часа смерти сохраню.

И стройных жниц короткие подолы,
Как флаги в праздник, по ветру летят.
Теперь бы звон бубенчиков веселых,
Сквозь пыльные ресницы долгий взгляд.

Не ласки жду я, не любовной лести
В предчувствии неотвратимой тьмы,
Но приходи взглянуть на рай, где вместе
Блаженны и невинны были мы.

1917. Слепнево

Как страшно изменилось тело,
Как рот измученный поблек!
Я смерти не такой хотела,
Не этот назначала срок.
Казалось мне, что туча с тучей
Сшибется где-то в вышине
И молнии огонь летучий
И голос радости могучей,
Как Ангелы, сойдут ко мне.

Я окошка не завесила,
Прямо в горницу гляди.
Оттого мне нынче весело,
Что не можешь ты уйти.
Называй же беззаконницей,
Надо мной глумись со зла:
Я была твоей бессонницей,
Я тоской твоей была.

Эта встреча никем не воспета,
И без песен печаль улеглась.
Наступило прохладное лето,
Словно новая жизнь началась.

Сводом каменным кажется небо,
Уязвленное желтым огнем,
И нужнее насущного хлеба
Мне единое слово о нем.

Ты, росой окропляющий травы,
Вестью душу мою оживи, -
Не для страсти, не для забавы,
Для великой земной любви.

И песней я не скличу вас,
Слезами не верну,
Но вечером в печальный час
В молитве помяну.

Настигнут смертною стрелой,
Один из вас упал,
И черным вороном другой,
Меня целуя, стал.

Но так бывает раз в году,
Когда растает лед,
В Екатеринином саду
Стою у чистых вод

И слышу плеск широких крыл
Над гладью голубой.
Не знаю, кто окно раскрыл
В темнице гробовой.

Чем хуже этот век предшествующих? Разве
Тем, что в чаду печали и тревог
Он к самой черной прикоснулся язве,
Но исцелить ее не мог.

Еще на западе земное солнце светит
И кровли городов в его лучах блестят,
А здесь уж белая дома крестами метит
И кличет воронов, и вороны летят.

Теперь никто не станет слушать песен.
Предсказанные наступили дни.
Моя последняя, мир больше не чудесен,
Не разрывай мне сердца, не звени.
Еще недавно ласточкой свободной
Свершала ты свой утренний полет,
А ныне станешь нищенкой голодной,
Не достучишься у чужих ворот.

По твердому гребню сугроба
В твой белых, таинственный дом,
Такие притихшие оба,
В молчании нежном идем.
И слаще всех песен пропетых
Мне этот исполненный сон,
Качание веток задетых
И шпор твоих легоньких звон.

Январь 1917

Теперь прощай, столица,
Прощай, весна моя,
Уже по мне томится
Корельская земля.

Поля и огороды
Спокойно зелены,
Еще глубоки воды,
И небеса бледны.

Болотная русалка,
Хозяйка этих мест,
Глядит, вздыхая жалко,
На колокольный крест.

А иволга, подруга
Моих безгрешных дней,
Вчера вернувшись с юга,
Кричит среди ветвей,

Что стыдно оставаться
До мая в городах,
В театре задыхаться,
Скучать на островах.

Но иволга не знает,
Русалке не понять,
Как сладко мне бывает
Его поцеловать!

И все-таки сегодня
На тихом склоне дня
Уйду. Страна господня,
Прими к себе меня!

Ждала его напрасно много лет.
Похоже это время на дремоту.
Но воссиял неугасимый свет
Тому три года в Вербную Субботу.
Мой голос оборвался и затих -
С улыбкой предо мной стоял жених.

А за окном со свечками народ
Неспешно шел. О, вечер богомольный!
Слегка хрустел апрельский тонкий лед,
И над толпою голос колокольный,
Как утешенье вещее, звучал,
И черный ветер огоньки качал.

И белые нарциссы на столе,
И красное вино в бокале плоском
Я видела как бы в рассветной мгле.
Моя рука, закапанная воском,
Дрожала, принимая поцелуй,
И пела кровь:блаженная, ликуй!

Стоит на небе месяц, чуть живой,
Средь облаков струящихся и мелких,
И у дворца угрюмый часовой
Глядит, сердясь, на башенные стрелки.

Идет домой неверная жена,
Ее лицо задумчиво и строго,
А верную в тугих объятьях сна
Сжигает негасимая тревога.

Что мне до них? Семь дней тому назад,
Вздохнувши, я прости сказала миру,
Но душно там, и я пробралась в сад
Взглянуть на звезды и потрогать лиру.

1918. Москва

Течет река неспешно по долине,
Многооконный на пригорке дом.
А мы живем как при Екатерине:
Молебны служим, урожая ждем.
Перенеся двухдневную разлуку,
К нам едет гость вдоль нивы золотой,
Целует бабушке в гостиной руку
И губы мне на лестнице крутой.

На шее мелких четок ряд,
В широкой муфте руки прячу,
Глаза рассеянно глядят
И больше никогда не плачут.

И кажется лицо бледней
От лиловеющего шелка,
Почти доходит до бровей
Моя незавитая челка.

И непохожа на полет
Походка медленная эта,
Как будто под ногами плот,
А не квадратики паркета.

А бледный рот слегка разжат,
Неровно трудное дыханье,
И на груди моей дрожат
Цветы не бывшего свиданья.

И целый день, своих пугаясь стонов,
В тоске смертельной мечется толпа,
А за рекой на траурных знаменах
Зловещие смеются черепа.
Вот для чего я пела и мечтала,
Мне сердце разорвали пополам,
Как после залпа сразу тихо стало,
Смерть выслала дозорных по дворам.

Ты мог бы мне снится и реже,
Ведь часто встречаемся мы,
Но грустен, взволнован и нежен
Ты только в святилище тьмы.
И слаще хвалы серафима
Мне губ твоих милая лесть...
О, там ты не путаешь имя
Мое. Не вздыхаешь, как здесь.

Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал,
И дух суровый византийства
От русской Церкви отлетал,

Когда приневская столица,
Забыв величие свое,
Как опьяненная блудница,
Не знала, кто берет ее,

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: "Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид".

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: