Картина народной жизни в поэме некрасова кому на руси жить хорошо. Картины народной жизни в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо. Некрасов Н. А

Первый народный поэт, он писал о народе и для народа, зная его думы, нужды, заботы и надежды. Связь с народом наполняла особым смыслом жизнь Некрасова и составляла главное содержание его поэзии.

«В дороге»

Некрасов-поэт очень чуток к тем изменениям, которые совершаются в народной среде. В его стихах народная жизнь изображается по-новому, не как у предшественников.

Через все творчество поэта проходит мотив дороги – сквозной мотив для русской литературы. Дорога – это не просто отрезок, соединяющий два географических пункта, это нечто большее. «Направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – сам жив не будешь, прямо пойдешь – судьбу найдешь». Дорога-путь – это выбор жизненного пути, цели.

На избранный Некрасовым сюжет существовало много стихов, в которых мчались удалые тройки, звенели колокольчики под дугой, звучали песни ямщиков. В начале своего стихотворения поэт именно об этом читателю и напоминает:

Скучно! скучно!.. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку...

Но сразу же, круто, решительно, он обрывает обычный и привычный поэтический ход. Что поражает нас в этом стихотворении? Конечно же, речь ямщика, начисто лишенная привычных народно-песенных интонаций. Кажется, будто голая проза бесцеремонно ворвалась в стихи: говор ямщика коряв, грубоват, насыщен диалектными словами. Какие новые возможности открывает перед Некрасовым-поэтом такой «приземленный» подход к изображению человека из народа?

Заметим: в народных песнях речь, как правило, идет об «удалом ямщике, о «добром молодце» или «красной девице». Все, что с ними случается, приложимо ко многим людям из народной среды. Песня воспроизводит события и характеры общенационального значения и звучания. Некрасова же интересует другое: как народные радости или невзгоды проявляются в судьбе именно этого, единственного героя. Общее в крестьянской жизни поэт изображает через индивидуальное, неповторимое. Позднее в одном из своих стихотворений поэт радостно приветствует своих деревенских друзей:

Все-то знакомый народ,
Что ни мужик, то приятель.

Так ведь и случается в его поэзии, что ни мужик, то неповторимая личность, единственный в своем роде характер.

Пожалуй, никто из современников Некрасова не дерзал так близко, вплотную сойтись с мужиком на страницах поэтического произведения. Лишь он смог тогда не только писать о народе, но и «говорить народом»; впуская крестьян, нищих, мастеровых с их разным восприятием мира, разным языком в стихах.

С горячей любовью поэт относится к природе – единственному сокровищу мира, которое «сильные и сытые земли отнять у бедняков голодных не могли». Тонко чувствуя природу, Некрасов никогда не показывает ее в отрыве от человека, его деятельности и состояния. В стихотворениях «Несжатая полоса» (1854), «Деревенские новости» (1860), в поэме «Крестьянские дети» (1861) изображение русской природы тесно переплетается с раскрытием души русского крестьянина, его тяжелой жизненной судьбы. Крестьянин, живущий среди природы и глубоко чувствующий ее, редко имеет возможность любоваться ею.

О ком идет речь в стихотворении «Несжатая полоса»? Как будто о больном крестьянине. И беда осмыслена с крестьянской точки зрения: некому убирать полосу, пропадет выращенный урожай. По-крестьянски одушевляется здесь и земля-кормилица: «кажется, шепчут колосья друг другу». Помирать собрался, а рожь сей», – говорили в народе. И с наступлением смертного часа крестьянин думал не о себе, а о земле, которая останется без него сиротиною.

Но читаешь стихотворение и все более и более ощущаешь, что это очень личные, очень лирические стихи, что глазами пахаря поэт смотрит на себя. Так оно и было. «Несжатую полосу» Некрасов писал тяжело больным, перед отъездом за границу на лечение в 1855 году. Поэта одолевали грустные мысли; казалось, что дни уже сочтены, что и в Россию он может не вернуться. И тут мужественное отношение народа к бедам и несчастьям помогало Некрасову выстоять перед ударом судьбы, сохранить духовные силы. Образ «несжатой полосы», как и образ «дороги» в предыдущих стихах, обретает у Некрасова переносный, метафорический смысл: это и крестьянская нива, но и «нива» писательского труда, тяга к которому у больного поэта сильнее смерти, как сильнее смерти любовь хлебороба к труду на земле, к трудовой ниве.

«Песня Еремушке» (1859)

Некрасов осуждает в этой «Песне» «пошлый опыт» приспособленцев, ползком пробирающихся к жизненным благам, и призывает молодое поколение посвятить свою жизнь борьбе за народное счастье.

Задание

Чтение и самостоятельный анализ или комментарий стихотворений Некрасова: «В дороге», «Еду ли ночью», «Я не люблю иронии твоей...», «Несжатая полоса», «Школьник», «Песня Еремушке», «Похороны», «Зеленый шум», «Утро», «Молебен», фрагменты из цикла «О погоде».

Анализ стихотворений проводится на трех уровнях:
-​ образно-языковом (лексика, тропы);
-​ структурно-композиционном (композиция, ритмика);
-​ идеологическом (идейно-эстетическое содержание).

В стихотворении «Вчерашний день часу в шестом» Некрасов впервые представил свою Музу, сестру обиженных и угнетенных. В своем последнем стихотворении «О Муза, я у двери гроба» поэт последний раз вспоминает «эту бледную, в крови, / Кнутом иссеченную Музу». Не любовь к женщине, не красота природы, а страдания замученной нуждой бедняков – вот источник лирических переживаний во многих стихотворениях Некрасова.

Тематика Некрасова-лирика разнообразна.

Первый из художественных принципов Некрасова-лирика можно назвать социальным. Второй – социальный аналитизм. И это было новым в русской поэзии, отсутствующим у Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета. Этот принцип пронизывает два известнейших стихотворения Некрасова: «Размышления у парадного подъезда» (1858) и «Железная дорога» (1864).

«Размышления у парадного подъезда» (1858)

В «Размышлении...» конкретный единичный случай – приход мужиков с просьбой или жалобой к некоему государственному деятелю.

Это стихотворение построено на контрасте. Поэт противопоставляет два мира: мир богатых и праздных, интересы которого сводятся к «волокитству, обжорству, игре», «бесстыдной лести», и мир народа, где царит «скорбь вопиющая». Поэт рисует их взаимоотношения. Вельможа полон презрения к народу, это с предельной четкостью раскрывается в одной строчке:

Гони!
Наш не любит оборванной черни!»

Сложнее чувства народа. «Долгонько» брели ходоки из дальней губернии в надежде найти помощь или защиту у вельможи. Но перед ними «захлопнулась дверь», и они уходят,

Повторяя: «Суди его бог!»,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами...

Поэт не ограничивается изображением безнадежной покорности и бесконечного стона народа. «Ты проснешься ль, исполненный сил?..» – спрашивает он и подводит читателя к ответу на этот вопрос всем стихотворением: «Счастливые глухи к добру», народу нечего ждать спасения от вельмож, он должен сам позаботиться о своей судьбе.

Два принципа отражения действительности в некрасовской лирике закономерно выходят на третий принцип – революционность. Лирический герой поэзии Некрасова убежден, что только народная, крестьянская революция может изменить жизнь России к лучшему. Особенно сильно эта сторона сознания лирического героя проявилась в стихотворениях, посвященных сподвижникам Некрасова по революционно-демократическому лагерю: Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, Писареву.

Литература

Школьная программа 10 класс в ответах и решениях. М., СПб., 1999

Ю.В. Лебедев Постижение народной души // Русская литература XVIII–XIX веков: справочные материалы. М., 1995

"Некрасов - это все равно что нашелся бы такой мужик, с громадными способностями, с русскими, мужицкими болями в груди, который бы взялся этак и описал свое русское нутро и показал бы его своим братьям-мужикам: "Смотрите-де на себя!" (Газета "Правда", 1 октября 1913 г.)

Всю жизнь вынашивал Н.А. Некрасов замысел произведения, которое стало бы народной книгой, т.е. книгой "полезной, понятной народу и правдивой", отражающей самые важные стороны его жизни. "По словечку" в течение 20 лет накапливал он материал для этой книги, а затем 14 лет работал над текстом произведения. Итогом этого колоссального труда явилась эта поэма-эпопея "Кому на Руси жить хорошо".

Широкая социальная панорама, развернутая в ней, правдивое изображение крестьянской жизни начинают занимать в этом произведении главенствующее место. Отдельные сюжетно-самостоятельные части и главы эпопеи связаны внутренним единством поэмы - изображением жизни народа.

С первой главы первой части начинается исследование главной жизненной силы России - народа. Именно желание изобразить всю народную Русь повлекло поэта к таким картинам, где можно было бы собрать массу людей. Особенно полно она предстает в главе "Сельская ярмарка".

Пришли на площадь странники:

Товару много всякого

И видимо-невидимо

Народу! Не потеха ли?

С большим мастерством Некрасов передает колорит русского гулянья. Возникает ощущение непосредственного участия в этом празднике, будто ходишь среди пестрой толпы и впитываешь в себя атмосферу всеобщей радости, праздника. Все вокруг движется, шумит, кричит, играет. А вот эпизод, подтверждающий представления о нравственной силе и красоте народного характера. Крестьяне рады поступку Веретенникова, подарившего внучке Вавилы ботиночки:

Зато крестьяне прочие

Так были разутешены,

Так рады, словно каждого

Он подарил рублем!

Картины народной жизни - это не только веселье, радость, праздник, но и темная, неприглядная, "безобразная" ее сторона. Веселье перешло в пьянство.

Ползли, лежали, ехали,

Барахталися пьяные,

И стоном стон стоял!

Дорога многолюдная

Что позже - безобразнее:

Все чаще попадаются

Избитые, ползущие,

Лежащие пластом.

"Пропился" и мужик, который "раздумался над топором", и парень "тихонький", который поддевку новую в землю закопал, и "старая", "хмельная баба". Высказывания из толпы свидетельствуют о темноте, невежестве, терпении и смирении народа. Крестьянский мир предстает предельно обнаженным во всей хмельной откровенности и непосредственности. Кажется, что сменяющие друг друга слова, фразы, быстрые диалоги и выкрики случайны и бессвязны. Но среди них различимы резкие политические реплики, свидетельствующие о стремлении и способности крестьян осмыслить свое положение.

Добра ты, царская грамота,

Да не про нас ты писана.

А вот картина коллективного труда - "веселой косьбы". Она проникнута чувством праздничным и светлым:

Народу тьма!

Там белые

Рубахи баб, да пестрые

Проворных кос.

Радость труда ощущается во всем: "травы высокие", "косы проворные", "косьба веселая". Картина косьбы рождает представление о труде вдохновенном, способном вторить чудеса:

Размахи сенокосные

Идут чредою правильной:

Все разом занесенные

Сверкнули косы, звякнули.

В главе "Счастливые" Некрасов показал народ уже как "мир", т.е. как что-то организованное, сознательное, с силой которого не способен тягаться ни купец Алтынников, ни крючкотворы подьячие ("Хитры, сильны подьячие, а мир их посильней, богат купец Алтынников, а все не устоять ему против мирской казны").

Народ побеждает организованным действием в экономической борьбе и активно ведет себя (пусть еще стихийно, но все же решительнее) в политической борьбе. В этой главе поэмы писатель рассказал, "как бунтовалась вотчина помещика Обрубкова Испуганной губернии, уезда Недыханьева, деревни Столбняки.". А в следующей главе ("Помещик") поэт еще раз для "догадливых" людей иронически скажет: "Должно быть, взбунтовалося в избытке благодарности селенье где-нибудь!"

Некрасов продолжает воссоздавать коллективный облик героя. Достигается это, прежде всего, мастерским изображением народных сцен. Художник не останавливается долго на показе отдельных типов крестьянской массы. Рост крестьянского сознания раскрывается теперь в историческом, социальной, бытовом, психологическом планах. Нужно сказать о противоречивой душе народа. В массе крестьян есть старуха старая, "рябая, одноглазая", видящая счастье в урожае репы, "солдат с медалями", довольный, что не убит в сражениях, дворовый человек князя Переметьева, гордящийся подагрой - благородной болезнью. Странники, искатели счастья, всех выслушивают, а народ в своей основной массе становится верховным судьей. Как судит он, к примеру, дворового князя Переметьева. Наглость и спесь холуя-лизоблюда вызывает презрение мужиков, они гонят его прочь от ведра, из которого потчуют на сельской ярмарке "счастливых". Нельзя упустить из вида, что "любимый раб" Переметьева еще раз мелькает среди картин пьяной ночи. Его секут за воровство.

Где пойман - тут и суд ему:

Судей сошлось десятка три,

Решили дать по лозочке,

И каждый дал лозу.

Не случайно об этом сказано вслед за тем, как нарисованы сцены народного доверия: Ермилу Гирину без расписок дают деньги на покупку мельницы, и так же - на честность - он их возвращает. Этот контраст наводит на мысль о нравственном здоровье массы крестьянства, о прочности его моральных правил даже в атмосфере крепостничества. Большое и особое место занимает в поэме образ крестьянки Матрены Тимофеевны. Рассказ о доле этой героини - это повествование о доле русской женщины вообще. Рассказывая о своем замужестве, Матрена Тимофеевна рассказывает о замужестве любой крестьянки, обо всем их великом множестве. Некрасов сумел совместить частную жизнь героини с массовой жизнью, не отождествляя их. Некрасов все время стремился расширить значение образа героини, словно бы объять как можно большее количество женских судеб. Это достигается вплетением в текст народных песен и причитаний. Они отражают характернейшие черты народной жизни.

Песни и причитания - это малая толика художественного своеобразия поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Писать о народе, писать для народа можно только по законам народного поэтического творчества. И дело не в том, что Некрасов обратился к фольклору, используя словарь, ритмику и образы народного творчества. В поэме "Кому на Руси жить хорошо", прежде всего, раскрыта народная тема - поиск народом пути к счастью. И эта тема утверждается Некрасовым как ведущая, определяющая движение народа вперед. За многочисленными картинами народной жизни встает образ России, той "убогой и обильной, забитой и всесильной." страны. Патриотическое чувство, проникновенная любовь к родине и народу наполняет поэму тем внутренним горением, той лирической теплотой, которые согревают суровое и правдивое эпическое ее повествование.

«Кому на Руси жить хорошо» - поэма-эпопея. В центре ее - изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее «по словечку». Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена - помешала смерть поэта. Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в заглавии «Кому на Руси жить хорошо» - это проблема счастья. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» начинается с вопроса:»В каком году - рассчитывай, в какой земле - угадывай».

Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет в виду реформу 1861 года, по которой «освободили» крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу. Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизни крестьянства, которого «тоска-беда измучила» звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым «Голодная». Поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту. Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа.

«Мужицкое счастье, - с горечью восклицает поэт, - дырявое с заплатами, горбатое с мозолями!» Как и прежде, крестьяне - люди «досыта не едавшие, несолоно хлебавшие».

Изменилось только то, что «теперь их вместо барина драть будет волостной». С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием. В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина «искать правду», но все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа:Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай Господь, Чтоб землякам моимИ каждому крестьянинуЖилось вольготно, весело На всей святой Руси! В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского «праведника».

Яким живет той же трудолюбивой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непокорным нравом. Яким честный труженик с большим чувством собственною достоинства. Яким и умен, он прекрасно понимает, почему крестьянин так убого, так плохо живет. Это ему принадлежат такие слова:У каждого крестьянинаДуша, что туча черная, Гневна, грозна - и надо быГромам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается. Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу.

Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не кончает жизнь самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельствует о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянства.

Но лишь в главе «Савелий - богатырь святорусский» крестьянский протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный характер, но такова была действительность крепостного общества. Крестьянские бунты возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и управляющими их имений. Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бунтари, такие как Савелий, «богатырь святорусский», Яким Нагой, чье поведение говорит о пробуждении сознания крестьянства, о накипающем протесте его против угнетения.

Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить «искру сокрытую» могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеждой и верой:Рать поднимаетсяНеисчислимая, Сила в ней скажетсяНесокрушимая. Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся образная система поэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья. В этой связи можно вспомнить и «счастливую» крестьянку Корчагину Матрену Тимофеевну, прозванную за особое везение «губернаторшею», и людей холопского звания, например, «холопа примерного Якова верного», который сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и работящих крестьян из главы «Последыш», которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многие другие образы поэмы.

Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван критиками полифонией Все люди живут по-разному. Кто-то богат, кто-то беден; кто-то силен, кто-то слаб. Кому-то судьба преподносит приятные сюрпризы, от кого-то отворачивается. На свете не может быть так, чтобы все жили хорошо. Кто-то обязательно должен страдать.

И этот жестокий закон нашей сложной жизни всегда волновал людей. Среди них великий русский писатель Николай Алексеевич Некрасов. Кому живется весело, вольготно на Руси этот вопрос задают герои его знаменитой поэмы-эпопеи всем, кто встречается им на пути. Герои поэмы Кому на Руси жить хорошо не чиновники, не богачи, не купцы, а простые крестьяне. Некрасов выбрал их для выяснения этого вопроса потому, что именно им живется не весело и не вольготно. Они не видят ничего, кроме работы с утра до ночи, нищеты, голода и холода.

С самого начала поэмы Некрасов утверждает, что крестьяне это не те, кто купается в счастье. И это действительно так. А кто же, по мнению крестьян, живет, не зная горяЭто помещик, чиновник, поп, купчина толстопузый, боярин, министр государев, царь. Но правы ли наши героиТакая ли безоблачная жизнь у этих людейИ поп, и помещик утверждают обратное.

По их мнению, они еле сводят концы с концами. Может, и правду они говорят, да не всю. Разве можно сравнить жизнь крестьянина с жизнью помещика, даже самого небогатогоКонечно, нет. Чем больше человек имеет, тем больше ему становится надо. Вот помещику, например, мало большого дома, изобилия пищи, тройки лошадей, слуг. Ему надо больше: чтобы травка каждая шептала: «Я твоя!

». Да разве у крестьян такие желания! Для них кусок хлеба радость.

Все понимают счастье по-разному. Большинство в богатстве, а некоторые в том, чтобы приносить счастье другим. И такие люди, по-моему, действительно счастливы. Чтобы жить хорошо, надо помогать другим людям. Надо быть честным, добрым, бескорыстным. Но таких людей очень мало, но все же они есть. Таким, например, является Гриша Добросклонов, герой поэмы: Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника...

Некрасов утверждает, что Гриша будет счастлив, потому что многое делает во благо народа, поддерживает его, вселяет веру. И его доброта не может остаться незамеченной. Может, потому наши странники так долго не могли найти счастливого человека, что на их пути встречались корыстные людиНо так можно сказать не обо всех. Например, Матрена Тимофеевна Корчагина добрая, трудолюбивая женщина. Да и самих мужиков нельзя назвать плохими.

Но все-таки что такое счастьеКак стать счастливымКак говорится, человек сам кузнец своего счастья. Надо добиваться его.

А если не получается, то, значит, такова судьба. И с этим уже ничего не поделаешь.

Николай Алексеевич Некрасов - великий русский поэт 19го века. Огромную славу ему принесла поэма- эпопея « Кому на Руси жить хорошо». Мне бы хотелось именно так определить жанр этого произведения, потому что в нем широко представлены картины жизни пореформенной России.

Эта поэма писалась 20 лет. Некрасов хотел представить в ней все социальные слои: от мужика-крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена - помешала смерть поэта.

Конечно, крестьянская тема занимает главное место в произведении, а вопрос, который мучает автора, звучит уже в заглавии: «кому на Руси жить хорошо».

Некрасова тревожит мысль о невозможности жить так, как жила Россия того времени, о тяжелой крестьянской доле, о голодном, нищенском существовании мужика на Русской земле в этой поэме Некрасов, как мне показалось, вовсе не идеализирует крестьян, он показывает нищету, грубость и пьянство крестьян.

Каждому, кто встречается на пути, мужики задают вопрос о счастье. Так постепенно из отдельных рассказов счастливцев складывается общая картина жизни после реформы 1861 года.

Чтобы полнее и ярче передать ее. Некрасов вместе со странниками ищет счастливого не только среди богатых, но и в народной среде. И перед читателем возникают не только помещики, поп, зажиточные крестьяне, но и Матрена Тимофеевна, Савелий, Гриша Добросклонов

А в главе «Счастливые» изображений и соленений народа передается наиболее реалистично. Один за другим на зов являются крестьяне: их слушает «вся площадь людная». Однако никого из рассказчиков мужики не признали.

Эй, счастье мужицкое!

Дырявое, с заплатками,

Горбатое с мозолями…

Прочитав эти строки, я сделала вывод о том, что народ во всей России беден и унижен, обманут своими бывшими хозяевами и царем.

Положение народа отчетливо рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне- странники: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Знобишино, Горелово.

Так в поэме ярко изображается безрадостная, бесправная, голодная жизнь крестьянства.

Описание природы в поэме так же дается в неразрывном единстве с жизнью крестьянина. В нашем воображении возникает образ земли, лишенной жизни, - «ни зелени, ни травки, ни листа»

Пейзаж рождает ощущение крестьянской обездоленности, горя. С особой, трогающей душу силой звучит этот мотив в описании деревни Клин «селенья Незавидного»:

Что ни изба-с подпоркою

Как нищий с костылем:

А с крыш солома скормлена

Скоту. Стоят, как остовы,

Убоги дома.

Ненастной поздней осенью

Так смотрят гнезда галочьи,

Когда галчата вылетят

И ветер придорожные

Березы обнажит

Так же описывается и село Кузьминское с его грязью, училищем «пустым, забитым наглухо», избой, «в одно окошечко». Одним словом, все описания-это убедительное свидетельство того, что в жизни крестьянина по всей России «бедность, невежество, мрак».

Однако образы особенных крестьян таких, как Савелий-богатырь, Матрена Тимофеевна помогают судить о том, что Русь–матушка полна духовности. Она талантлива.

То, что Некрасов в свое поэме соединил людей разных сословий, сделало, на мой взгляд, изображение России того времени не только обширным, но и полным, ярким, глубоким и патриотическим.

Мне кажется, что поэма «Кому на Руси жить хорошо» отражает умение автора передавать действительность, реальность, а соприкосновение с таким художественным произведением приближает меня к высокому искусству и истории.

“Некрасов – это все равно что
Нашелся бы такой мужик, с громадными
Способностями, с русскими, мужицкими
Болями в груди, который бы взялся этак
И описал свое русское нутро и показал
Бы его своим братьям-мужикам:
“Смотрите-де на себя!”
(Газета “Правда”, 1 октября 1913 г.)
Всю жизнь вынашивал Н. А. Некрасов замысел произведения, которое стало бы народной книгой, т. е. книгой “полезной, понятной народу и правдивой”, отражающей самые важные стороны его жизни. “По словечку” в течение 20 лет накапливал он материал для этой книги, а затем 14 лет работал над текстом произведения. Итогом этого колоссального труда явилась эта поэма-эпопея “Кому на Руси жить хорошо”.
Широкая социальная панорама, развернутая в ней, правдивое изображение крестьянской жизни начинают занимать в этом произведении главенствующее место. Отдельные сюжетно-самостоятельные части и главы эпопеи связаны внутренним единством поэмы – изображением жизни народа.
С первой главы первой части начинается исследование главной жизненной силы России – народа.

Именно желание изобразить всю народную Русь повлекло поэта к таким картинам, где можно было бы собрать массу людей. Особенно полно она предстает в главе “Сельская ярмарка”.
Пришли на площадь странники:
Товару много всякого
И видимо-невидимо
Народу! Не потеха ли?
С большим мастерством Некрасов передает колорит русского гулянья. Возникает ощущение непосредственного участия в этом празднике, будто ходишь среди пестрой толпы и впитываешь в себя атмосферу всеобщей радости, праздника. Все вокруг движется, шумит, кричит, играет.
А вот эпизод, подтверждающий представления о нравственной силе и красоте народного характера. Крестьяне рады поступку Веретенникова, подарившего внучке Вавилы ботиночки:
Зато крестьяне прочие
Так были разутешены,
Так рады, словно каждого
Он подарил рублем!
Картины народной жизни – это не только веселье, радость, праздник, но и темная, неприглядная, “безобразная” ее сторона. Веселье перешло в пьянство.
Ползли, лежали, ехали,
Барахталися пьяные,
И стоном стон стоял!
Дорога многолюдная
Что позже – безобразнее:
Все чаще попадаются
Избитые, ползущие,
Лежащие пластом.
“Пропился” и мужик, который “раздумался над топором”, и парень “тихонький”, который поддевку новую в землю закопал, и “старая”, “хмельная баба”. Высказывания из толпы свидетельствуют о темноте, невежестве, терпении и смирении народа.
Крестьянский мир предстает предельно обнаженным во всей хмельной откровенности и непосредственности. Кажется, что сменяющие друг друга слова, фразы, быстрые диалоги и выкрики случайны и бессвязны.
Но среди них различимы резкие политические реплики, свидетельствующие о стремлении и способности крестьян осмыслить свое положение.
– Добра ты, царская грамота,
Да не про нас ты писана.
А вот картина коллективного труда – “веселой косьбы”. Она проникнута чувством праздничным и светлым:
Народу тьма! Там белые
Рубахи баб, да пестрые
Рубахи мужиков,
Да голоса, да звяканье
Проворных кос.
Радость труда ощущается во всем: “травы высокие”, “косы проворные”, “косьба веселая”. Картина косьбы рождает представление о труде вдохновенном, способном вторить чудеса:
Размахи сенокосные
Идут чредою правильной:
Все разом занесенные
Сверкнули косы, звякнули.
В главе “Счастливые” Некрасов показал народ уже как “мир”, т. е. как что-то организованное, сознательное, с силой которого не способен тягаться ни купец Алтынников, ни крючкотворы подьячие (“Хитры, сильны подьячие, а мир их посильней, богат купец Алтынников, а все не устоять ему против мирской казны”).
Народ побеждает организованным действием в экономической борьбе и активно ведет себя (пусть еще стихийно, но все же решительнее) в политической борьбе. В этой главе поэмы писатель рассказал, “как бунтовалась вотчина помещика Обрубкова Испуганной губернии, уезда Недыханьева, деревни Столбняки.”. А в следующей главе (“Помещик”) поэт еще раз для “догадливых” людей иронически скажет: “Должно быть, взбунтовалося в избытке благодарности селенье где-нибудь!”.
Некрасов продолжает воссоздавать коллективный облик героя. Достигается это, прежде всего, мастерским изображением народных сцен. Художник не останавливается долго на показе отдельных типов крестьянской массы.
Рост крестьянского сознания раскрывается теперь в историческом, социальной, бытовом, психологическом планах.
Нужно сказать о противоречивой душе народа. В массе крестьян есть старуха старая, “рябая, одноглазая”, видящая счастье в урожае репы, “солдат с медалями”, довольный, что не убит в сражениях, дворовый человек князя Переметьева, гордящийся подагрой – благородной болезнью. Странники, искатели счастья, всех выслушивают, а народ в своей основной массе становится верховным судьей.
Как судит он, к примеру, дворового князя Переметьева. Наглость и спесь холуя-лизоблюда вызывает презрение мужиков, они гонят его прочь от ведра, из которого потчуют на сельской ярмарке “счастливых”. Нельзя упустить из вида, что “любимый раб” Переметьева еще раз мелькает среди картин пьяной ночи. Его секут за воровство.
Где пойман – тут и суд ему:
Судей сошлось десятка три,
Решили дать по лозочке,
И каждый дал лозу.
Не случайно об этом сказано вслед за тем, как нарисованы сцены народного доверия: Ермилу Гирину без расписок дают деньги на покупку мельницы, и так же – на честность – он их возвращает. Этот контраст наводит на мысль о нравственном здоровье массы крестьянства, о прочности его моральных правил даже в атмосфере крепостничества.
Большое и особое место занимает в поэме образ крестьянки Матрены Тимофеевны. Рассказ о доле этой героини – это повествование о доле русской женщины вообще. Рассказывая о своем замужестве, Матрена Тимофеевна рассказывает о замужестве любой крестьянки, обо всем их великом множестве. Некрасов сумел совместить частную жизнь героини с массовой жизнью, не отождествляя их. Некрасов все время стремился расширить значение образа героини, словно бы объять как можно большее количество женских судеб. Это достигается вплетением в текст народных песен и причитаний. Они отражают характернейшие черты народной жизни.
Песни и причитания – это малая толика художественного своеобразия поэмы “Кому на Руси жить хорошо”. Писать о народе, писать для народа можно только по законам народного поэтического творчества. И дело не в том, что Некрасов обратился к фольклору, используя словарь, ритмику и образы народного творчества. В поэме “Кому на Руси жить хорошо”, прежде всего, раскрыта народная тема – поиск народом пути к счастью. И эта тема утверждается Некрасовым как ведущая, определяющая движение народа вперед.
За многочисленными картинами народной жизни встает образ России, той “убогой и обильной, забитой и всесильной.” страны. Патриотическое чувство, проникновенная любовь к родине и народу наполняет поэму тем внутренним горением, той лирической теплотой, которые согревают суровое и правдивое эпическое ее повествование.

  1. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” писалась Некрасовым в послереформенную эпоху, когда стала ясна помещичья сущность реформы, обрекшей крестьян на разор и новую кабалу. Основная, пронизывающая всю поэму идея –...
  2. Время Н. Некрасова – это 50-70-е годы XIX века. Главным в жизни русского общества этих лет был вопрос о народе. Поэтому центральное место в поэтическом мире Некрасова принадлежит образам, переживаниям,...
  3. Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” была как бы отступлением от общей мысли многих произведений того времени – революции. К тому же почти во всех произведениях главными героями были...
  4. Планы к неосуществленным главам поэмы, конечно, представляют большой интерес при изучении творческого замысла Некрасова. В воплощении этих планов поэт дальше набросков не пошел. Это говорит не только о том, что...
  5. Можно предложить сравнить пейзаж главы XVI с пейзажем пушкинского “Зимнего утра”. Есть ли в них что-то общее? Читатели замечают, что и там и здесь рисуется “мороз и солнце”, “солнечная зима”....
  6. Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси! Н. А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо В образе народного заступника Гриши Добросклонова воплотился авторский идеал положительного...
  7. Героем поэмы является не один человек, а весь народ. С первого взгляда народная жизнь представляется печальною. Само перечисление деревень говорит само за себя: Заплатово, Дырявино,. и сколько человеческих страданий в...
  8. Долгое время в Н. А. Некрасове видели общественного деятеля, но не поэта. Его считали певцом революционной борьбы, но нередко ему отказывали в поэтическом таланте. Ценили гражданский пафос Некрасова, но не...
  9. Поэма печаталась отдельными частями в двух журналах “Современник” и “Отечественные записки”. Поэма состоит из четырех частей, расположенных по мере их написания и связанных со спором о том, “кому живется весело,...
  10. Эпический охват общественной жизни, изображение персонажей с разными социально-психологическими и индивидуальными характеристиками, часто – с элементами “ролевой лирики”; Опора на народное мироощущение и народную систему ценностей как на главный нравственный...
  11. Каждое время рождает своего поэта. Во второй половине прошлого века не было поэта популярнее, чем Н. А. Некрасов. Он не только сочувствовал народу, но отождествлял себя с крестьянской Россией, потрясал...
  12. Опять она, родная сторона, С ее зеленым, благодатным летом, И вновь душа поэзией полна. Да, только здесь могу я быть поэтом! Н. А. Некрасов Демократическое движение в России в середине...
  13. Целая галерея образов помещиков проходит перед читателем поэмы Некрасова. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьянина, без всякой идеализации рисуя их образы. Эту сторону некрасовского творчества отметил В. И. Белинский, когда...
  14. В плане композиционном поэтическая цельность стихотворения достигается образами сна, в которые включены размышления о народе, составляющие основную часть стихотворения: с образа сна начинается первое обращение – к вельможе, образ сна...
  15. Николай Некрасов и Афанасий Фет. Что-то далекое и близкое. “Между именами Некрасова и Фета такой же контраст, как между белым и черным.” Почему? Надо бы сказать о том, что Н....Глава “Крестьянка” не фигурировала в первоначальном замысле поэмы. В “Прологе” не предусмотрена возможность найти счастливого среди крестьян, а тем более крестьянок. Некоторая композиционная неподготовленность главы “Крестьянка” обусловлена, возможно, причинами цензурного...
  16. Мое знакомство с творчеством Н. А. Некрасова произошло еще в шестом классе. Хорошо помню его “Вчерашний день часу В шестом”, “Железную дорогу” и, конечно же, поэмы “Русские женщины”. Мне трудно...
  17. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – вершина творчества Н. А. Некрасова. Это произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Оно создавалось четырнадцать лет, но Некрасов так и не...


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: