Брюсов картины. Брюсов валерий яковлевич. Исторические романы и концепции

Биография и эпизоды жизни Валерия Брюсова. Когда родился и умер Валерий Брюсов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты поэта, фото и видео.

Годы жизни Валерия Брюсова:

родился 1 декабря 1873, умер 9 октября 1924

Эпитафия

«Его воспламенял призывный клич,
Кто б ни кричал - новатор или Батый…
Не медля честолюбец суховатый,
Приемля бунт, спешил его постичь.

Взносился грозный над рутиной бич
В руке самоуверенно зажатой,
Оплачивал новинку щедрой платой
По-европейски скроенный москвич.

Родясь дельцом и стать сумев поэтом,
Как часто голос свой срывал фальцетом,
В ненасытимой страсти всё губя!

Всю жизнь мечтая о себе, чугунном,
Готовый песни петь грядущим гуннам,
Не пощадил он - прежде всех - себя…»
Стихотворение Игоря Северянина «Брюсов»

Биография

Столп отечественного символизма, Валерий Брюсов, казалось, был рождён под счастливой звездой. Он рос в обеспеченной семье, получил хорошее образование. Стихи будущий поэт стал писать с 13 лет. Его творческий путь складывался очень успешно, и ещё при жизни Брюсова называли «мэтром».

Впрочем, сам к собственному творчеству Брюсов относился ничуть не скромнее. Поэт был уверен, что рождён для великих дел, что призван оставить потомкам бессмертное наследие. Его стихи, был уверен Брюсов, будут учить в школе, а их автору будут ставить памятники.

В. Брюсов не так уж ошибался: он действительно сделался фактически классиком ещё при жизни. После периода увлечённости французскими символистами молодой поэт нащупал собственную верную линию. Его сборники выходят один за другим, посвящённые, как говорил автор, «не современникам и человечеству», но «вечности и искусству».

После окончания университета В. Брюсов занимался исключительно литературной деятельностью. Он писал и переводил стихи, издал несколько прозаических произведений. Реакция на последние была неоднозначна, но, так или иначе, незамеченными они не прошли. Брюсов был честолюбив, и честолюбие его имело под собой основание: практически все молодые поэты того времени отдавали дань его манере вольными или невольными подражаниями.

Однако уже перед революцией сборники Брюсова оценивались критикой гораздо прохладнее, нежели его ранние работы. Поэт пытается экспериментировать с жанрами, увлекается прозой. После революции он принимает вдохновенное участие в культурной жизни столицы, активно участвует в инициативах советской власти, занимает предлагаемые ему руководящие должности. Но здесь Брюсова поджидает и разочарование: новая поэзия, поэзия для советских людей мало согласуется с его сложными, подчас экспериментальными конструкциями. Личная жизнь поэта тоже не была гладкой: в ней была единственная и преданная ему супруга, но были также и страсти, и драматические события.

Последние годы жизни Брюсов страдал от неудовлетворённости, разочарования и непризнанности. В конце концов со своими высокими амбициями и желанием воздвигнуть самому себе «нерукотворный памятник» своим творчеством поэт оказался не нужен в новом мире. Брюсов скончался в возрасте 50 лет от воспаления лёгких, но знавшие его лично считали, что болезнь могла только опередить возможное самоубийство поэта.

Линия жизни

1 декабря 1873 г. Дата рождения Валерия Яковлевича Брюсова.
1881 г. Первые стихи Брюсова.
1885-1889 гг. Учёба в гимназии Ф. Креймана.
1890-1889 гг. Учёба в гимназии Л. Поливанова.
1894-1895 гг. Издание Брюсовым трёх сборников «Русские символисты» под псевдонимом «Валерий Маслов».
1893 г. Поступление на историко-филологический факультет Московского университета.
1895 г. Издание первого стихотворного сборника В. Брюсова «Шедевры».
1897 г. Издание второго стихотворного сборника В. Брюсова «Это я». Женитьба на И. Рунт.
1899 г. Окончание университета, начало работы в журнале «Русский архив».
1900 г. Издание третьего сборника Брюсова «Третья стража».
1903 г. Издание сборника «Urbi et Orbi». Назначение секретарём редакции «Новый путь».
1905 г. Издание сборника «Венок».
1907 г. Издание сборника рассказов «Земная ось».
1908 г. Назначение директором Московского литературно-художественного кружка.
1909 г. Издание сборника «Все напевы».
1914 г. Отправка на фронт в качестве военного корреспондента «Русских ведомостей».
1917-1919 гг. Руководство Комитетом по регистрации печати.
1919-1921 гг. Назначение председателем президиума Всероссийского союза поэтов.
1921 г. Организация Высшего литературно-художественного института, ректором и профессором которого В. Брюсов был до самой смерти.
9 октября 1924 г. Дата смерти Валерия Брюсова.

Памятные места

1. Д. 25 по ул. Петровка, где находилась гимназия Креймана, когда там учился В. Брюсов.
2. Д. 32 по ул. Пречистенка, где находилась гимназия Поливанова, когда там учился В. Брюсов.
3. Московский университет, который закончил В. Брюсов.
4. Дом № 30 по проспекту Мира в Москве, где Брюсов жил в 1910-1924 гг.
5. Дом № 52 по Поварской ул., где находился Высший литературно-художественный институт имени В. Я. Брюсова (1921-1925 гг.), который организовал и где работал поэт.
6. Новодевичье кладбище в Москве, где похоронен В. Брюсов.

Эпизоды жизни

Брюсов стремился во всём быть первым, на управляющих должностях - властвовать и диктовать свою волю; не любил критики. Знавшие его признавали, что «чувство равенства было Брюсову совершенно чуждо», он «умел или командовать, или подчиняться».

Скорее честолюбием, нежели политическими убеждениями объясняется усердие Брюсова к работе при советской власти. Увы, его труды не были оценены по достоинству: стихи Брюсова не годились для агитационных целей, и как поэт при большевиках Брюсов был нужен гораздо меньше, чем как просто должностное лицо.

В последние годы жизни В. Брюсов был очень одинок и пребывал в угнетённом состоянии духа. Возможно, из-за этого он увлекался морфием.


Передача из цикла «Мистика любви» «Валерий Брюсов и Нина Петровская. Дуэль»

Заветы

«Надо избрать что-нибудь одно - или жизнь, или смерть: если жить ты не можешь, то умри немедля; если же не хочешь умереть, живи, а не будь похож на улитку!»

«Благовоспитанность состоит в том, чтобы ничем не отличаться от других».

«Юность моя - юность гения. Я жил и поступал так, что оправдать моё поведение могут только великие деяния».

«В данном обществе мы всегда остаёмся в той самой маске, в какой случайно появляемся там первый раз, причём каждому из нас приходится в разных кругах носить множество самых разнообразных личин».

Соболезнования

«Каждый невольно выбирает из Брюсова то, что ему кажется в нем наиболее близким, понятным. И каждый ошибается, потому что в Брюсове нет ничего близкого другим: в нем все чуждо, он весь свой и только свой».
Зинаида Гиппиус, поэтесса

«Главное произведение Брюсова в прозе - Огненный ангел, - лучший, возможно, русский роман на иностранный сюжет».
Д. П. Святополк-Мирский, литературовед, литературный критик

«Впоследствии, вспоминая молодого Брюсова, я почувствовал, что главная острота его тогдашних стихов заключается именно в сочетании декадентской экзотики с простодушнейшим московским мещанством. Смесь очень пряная, излом очень острый, диссонанс режущий, но потому-то ранние книги Брюсова (до Tertia Vigilia включительно) - суть все-таки лучшие его книги».
Владислав Ходасевич

Валерий Брюсов стоял у истоков символизма и был ключевой фигурой для литературы рубежа веков, но сегодня он не вызывает интереса у широкой публики. Справедливо ли, что поэт, на которого ориентировалось целое поколение молодых литераторов, оказался в тени своих учеников? «Горький» продолжает цикл материалов о русском модернизме: мы поговорили о Брюсове с Михаилом Шапошниковым - историком, литературоведом, заведующим отделом «Музей Серебряного века» Государственного литературного музея.

Брюсов стоял у истоков литературы Серебряного века, но широкому кругу современных читателей известен плохо. Как нужно читать Брюсова сегодня?

Я бы не сказал, что он забыт. На мой взгляд, Валерий Брюсов сегодня гораздо интереснее для нас, чем многие другие модернисты. Читать его надо очень внимательно. Еще в молодости он провозгласил лозунг: «Только грядущее - область поэта», - и сам ему следовал. Брюсова интересовало и настоящее, и особенно прошлое - он прекрасно разбирался в Египте, Ассирии, Средневековье, Риме, Греции, - но в них он всегда искал соответствие современности и был весь устремлен в будущее. У него есть стихи, которые сейчас звучат абсолютно современно - это «Грядущие гунны», «Конь блед», «Хвала человеку» и многие другие. Некоторые рассказы Брюсова могли бы послужить материалом для кинематографа: например, «Рея Сильвия», «Бемоль», повесть «Последние страницы из дневника женщины», рассказ о его родителях «Обручение Даши».

Брюсов был воспитан в традициях свободолюбия 1860-х, на романе Чернышевского и трудах Дарвина. Какова связь между этими идеями и модернизмом?

Брюсов стоял во главе русского модернизма и как организатор, и как поэт. Несмотря на то, что он действительно был воспитан в духе шестидесятников, он никогда не отделял себя от прежних учителей - поэтов Пушкинской эпохи и ближайших предшественников. Тем не менее он видел, что поэзия в конце 1880-х годов находилась в загоне, потому что истинных лирических поэтов, таких как Фет и Апухтин, презирали и не печатали, почти так же, как позже - в советские годы. Тот же Чернышевский говорил, что «Шепот, робкое дыханье, трели соловья» - так может чувствовать и лошадь, человек должен жить идеями, а не природу описывать. Брюсов попытался, сохранив традицию, привнести в поэзию новые идеи, пришедшие из европейской литературы. Брюсов был человеком очень земным и реалистичным, хотя интересовался мистическими явлениями, спиритизмом, реинкарнацией, размышлял о влиянии прошедших веков на душу человека. И этот интерес не был чисто внешним. Брюсов считал, что область мистики - это еще непознанная человеком часть бытия. Он считал, что эта область просто не изучена. В XIX веке университетские преподаватели-позитивисты считали, что математика, физика и химия способны все объяснить, а мистика - это только нелепость. А другие, наоборот, считали, что важны вера, религия или мистика. Брюсов не отдавался с фанатической преданностью одному или другому лагерю: он понимал, что и то, и другое важно.

Чем было декадентство для Брюсова, эстетической игрой или жизненным выбором?

Декаденство Брюсова - это не игра и не дань моде, он и был таким человеком, свободным от догм. Кого-то увлекали идеи революции, а кого-то - идеи свободного творчества, личностной свободы. Брюсов хотел очистить литературу от казенщины, как и искусство в целом. Благодаря Брюсову и Бальмонту в Москве и Мережковскому с Гиппиус в Петербурге, а также другим поэтам, писателям и художникам, в русской культуре произошли настоящие тектонические сдвиги. Это время ломки старых форм и было названо Серебряным веком.

Брюсов был известным мистификатором со множеством литературных масок. Зачем они были ему нужны?

Выражаясь современным языком, это чистый пиар-ход. Надо было как-то заявить о себе. Его книга «Русские символисты» создала иллюзию, будто в России процветает новое литературное направление. Некоторые из опубликованных в книге авторов были реальными людьми - Владимир Гиппиус, Николай Нович, еще пара имен, но сегодня они все забыты, кроме него, причем, на мой взгляд, совершенно справедливо. Практически все остальные имена - это псевдонимы Брюсова. Если бы он просто издал книгу под своим именем, то, возможно, никакого резонанса и не было бы. Он был бы как Емельянов-Коханский - поэт-символист, писавший в 1890-е годы, в сборнике его стихов был его портрет в костюме оперного демона, стихи у него были те еще. Брюсов же выбрал отличный пиар-ход. На его книжку вышло около трехсот с лишним рецензий, все отрицательные, но он проснулся знаменитым. Если поэт начинает только с положительных отзывов, что в этом хорошего?

Фото: Морская библиотека им. М.П. Лазарева

Существует ли канон брюсовских текстов?

Брюсов интересным образом выстраивал свои поэтические сборники - как стихотворную исповедь. Книга делилась на определенные части, каждая из которых раскрывала историю души поэта. Но тут есть одна отличительная черта: в сборники он часто помещал не настоящие стихи, а упражнения, которые интересны только с точки зрения техники, поиска формы. Но если внимательно вглядеться, то среди этих упражнений можно найти его великие эталонные стихотворения. Это касается почти всех его сборников - «Tertiavigilia», «Urbi et Orbi»,«Stephanos», «Все напевы» и «Зеркало теней», конечно. Из прозаических произведений каноническим является роман «Огненный ангел». Брюсов сам говорил о нем: «Я напишу лучший роман». И это, действительно, лучший символистский роман. Конечно, есть еще «Петербург» и «Серебряный голубь» Андрея Белого, которые могут с ним поспорить. Но, по крайней мере, Брюсов считал, что он лучше Мережковского.

Ходасевич писал, что Брюсов «не хотел отделять писателя от человека, литературную биографию от личной». Так ли это?

Не совсем так. Ходасевич не имел семитомника Брюсова и не читал стихи, которые Брюсов не включал в сборники, потому что они были совершенно другими, не соответствовали его имиджу - сильной демонической личности, покорителя. В то время в колониальной системе это было везде - Киплинг, Хаггард, потом Гумилев - ученик Брюсова, они все были победителями, и Брюсов не мог быть проигравшим ни в одной ситуации. Образ, который создает поэт, - это одно, но, когда вычитываешь в стихотворении Брюсова «Материны именины» автобиографические подробности, возникает диссонанс. Оказывается, что в его семье отмечали этот праздник по старинке, вполне мило и доброжелательно общались. Представить себе Брюсова в такой роли сложно, а на самом деле это было. И то, что он со своей женой Иоанной Матвеевной двадцать семь лет прожил, тоже говорит о том, что он был приверженцем глубинных отношений. Хотя его личная жизнь иногда подвергалась испытаниям и бурям. Он не мог показаться на публике без «маски», это ему было нужно для поэтического кредо вплоть до самых последних дней жизни. Однако это не отменяло того, что у него была семья, были сестры, братья, за чью судьбу он переживал. Когда его младшая сестра Лидия вышла замуж, его осуждал Ходасевич, потому что он знал ее мужа - поэта Самуила Киссина по прозвищу Муни. Ходасевич считал, что Брюсов был против еврейского происхождения Муни. На самом же деле Брюсов прекрасно понимал, что этот Киссин - человек, с которым Лидия не будет счастлива. Кроме того, Брюсов видел, что особого дара у этого человека нет, чтобы за него хвататься. Муни покончил с собой.

Брюсов стремился к тихому домашнему очагу, и это другой, «непубличный» Брюсов. Конечно, когда застрелилась влюбленная в него молодая поэтесса Надя Львова, поэт был потрясен. Все газеты писали, что Львова застрелилась из пистолета, «подаренного известным литератором В.Б.». Был дикий скандал. Тогда Брюсова из Москвы увезла жена. Вскоре он вернулся и выступил на одном вечере. Публика застыла в ожидании, и он им, конечно, выдал:

Умeршим мир! Пусть спят в покое,

В немой и черной тишине.

Над нами солнце золотое,

Пред нами волны — все в огне.

Ходасевич потом ужасался, но Брюсов не мог иначе, это был его образ, он не мог обмануть ожидания. Вот в книге стихов, которая вышла через два года, уже были стихи, отражающие его переживания по поводу смерти Львовой, они были очень печальны и трагичны, но чтобы Брюсов прилюдно стал говорить, что он мучается и сожалеет, - это было невозможно.

Можно ли сказать, что Брюсов занимался жизнетворчеством?

Жизнетворчеством он особо не интересовался. Это, скорее, у Мережковского, даже у Блока. Да, «Stephanos» Брюсова обращен к Петровской, но это все-таки не то. Он никогда себе не позволял увлечься сугубо личными переживаниями, он был над этим. Книга стихов, которая у него выходила, никогда не была только лирикой, его интересовали какие-то технические достижения, что он напишет терцинами, напишет сонеты, какие-то переводы сделает, введет новый размер, который не был известен. Ходасевич ужасался его книге «Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам», однако никто, кроме Брюсова, ничего подобного не сделал.

Основные теоретические и критические работы Брюсова посвящены Пушкину. Почему так получилось? Считал ли он себя наследником поэта?

Пушкинистика тогда еще не приобрела широких масштабов, Пушкинского дома еще не было, и Брюсов начал заниматься Пушкиным на довольно раннем этапе. Его дедушка по матери Александр Яковлевич Бакулин, поэт-баснописец, жил в Ельце, а в Петербург отправлялся по торговым делам, при этом заходил в лавку Смирдина и ждал там часами, чтобы увидеть Пушкина. Однажды он все-таки его встретил и потом рассказывал об этом всю жизнь. Брюсов вырос на этом. Потом он с Бартеневым много работал, разбирал архивы, находил пушкинские рукописи, публиковал их и в альманахе «Северные цветы», и уже позже в «Весах». Он издал письма Пушкина к Жуковскому, лицейские стихи, и даже потом, когда стало можно в 1918 году, Брюсов опубликовал «Гавриилиаду». Он дописал «Египетские ночи», что парадоксально, но это была попытка продолжить традицию, так он подчеркивал свою связь с Золотым веком русской поэзии.

Как складывались отношения Брюсова с советской властью?

После революции Брюсов принял советскую власть, и это очень закономерно и понятно. Он не собирался никуда уезжать. У него в Париже, в отличие от Мережковских, квартиры не было. Его здоровье уже было подорвано. Брюсов представил себе, что он просто очень скоро умрет, печатать его перестанут, а здесь он будет иметь совершенно другой вес, будет продолжать жить так, как жил. Он вообще приветствовал новое и решил, что то, что пришло, - пришло надолго. Еще в девятнадцать лет Брюсов написал в дневнике: «Вождем буду Я», имея в виду декадентство. Так Брюсов стал человеком, перевернувшим историю литературы. Ленин же перевернул историю страны и мира, и Брюсов это понимал и ценил, он считал, что это фигура, требующая изучения. Он один из первых написал стихи на смерть Ленина - правда, они были довольно своеобразными под самый конец его жизни. Надо понимать, что мы судим его с высоты своего времени, но Брюсов не застал даже конец 1920-х, он умер в 1924 году. Проживи он дольше, мог и репрессиям подвергнуться, вполне мог быть записан в троцкисты.

Валерий Брюсов под столом. Около 1900 года

Брюсов был не только выдающимся поэтом и литературоведом, но также и педагогом, он возглавлял Высший Литературно-Художественный Институт. Как у него зародилась идея создания высшего учебного заведения для писателей?

Только при советской власти Брюсов смог открыть Высший Литературно-Художественный Институт. Идея литературного образования принадлежит ему, а не Горькому. Гумилев потом это продолжил в Петрограде в Цехе поэтов, но у Гумилева, во-первых, не было такого количества учеников, как у Брюсова, а во-вторых, к Гумилеву в основном шли люди его круга, которые уже писали стихи. Брюсов же брался с нуля, к нему даже неграмотные приходили, и, если он видел в них какую-то «искру», он их пытался образовать. Брюсов во многом академист, как ни странно. Его позиция была изначально как у Пушкина, он считал, что поэт - это профессия. Брюсов соглашался с Каролиной Павловой, которую заново открыл, что умение писать стихи - это «святое ремесло». С этой мыслью многие спорили. Например, Блок. Правда, не с ним напрямую, а, скорее, с Гумилевым и Цехом поэтов. Брюсов считал, что творчество, художественный перевод - это наука, и без школы никуда не денешься. Его, как и Маяковского потом, возмущало, и справедливо, что стихи Надсона считаются хорошими, в то время как написаны они неумело. Конечно, Надсона жалко - человек болел туберкулезом мозга и умер в двадцать три года, но все равно стихи его написаны без соблюдения размера, как-нибудь. Брюсову как-нибудь не хотелось, ему нужен был профессиональный стих. Отсюда пафос всех его критических статей. Он видел профессионализм в Бальмонте. Когда он читал тоненькие тетрадочки Северянина, он видел, что это настоящий мастер, и Пастернак тоже - Брюсова привлекало его мастерство.

О чем Брюсов писал в последние годы жизни?

Его позднее творчество связано с научной поэзией и поисками формы. Он пытался перенять манеру Маяковского и Пастернака, понимал, что они идут впереди. Как филолог он мог попытаться что-то в «новой поэзии» сделать, но прежнего вдохновения уже не было. У него выходит три сборника такого рода стихов: «Миг», «Дали» и «Mea (Спеши)» (последний был издан через несколько дней после его смерти). Из них можно выудить прекрасные стихи, но лишь несколько. Там есть и любовная лирика, посвященная его последней возлюбленной - поэтессе Аделине Адалис. Эти стихи, написанные в 1921–1922 годах, даже сейчас технически вполне выдержат критику. Брюсов пытался возглавить пролетарское искусство, как когда-то символизм, он считал, что может это сделать. Но, как говорил Гераклит, два раза в одну реку не войдешь. Вообще, два раза что-то возглавить - это уже слишком.

А как изучается наследие Брюсова в наши дни?

Сегодня Брюсов изучается достаточно подробно. Всего существует три центра брюсоведения: в Москве - в доме Брюсова; в Ереване - в Государственном университете языков и социальных наук имени Брюсова (поэт перевел огромное количество стихотворений с армянского на русский, и ему присвоили звание народного поэта Армении); в Ставрополе - в университете. До сих пор издаются «Брюсовские чтения», один из номеров вышел совсем недавно в Ереване, там публикуются статьи о творчестве поэта, его жизни, публикуются новонайденные произведения. Недавно был издан целый сборник его пьес, там их чуть ли не семнадцать. Раньше все знали только одну - «Земля», а их, оказывается, гораздо больше. Также вышел большой том «Брюсов-редактор», в котором собрали все его статьи в периодике, касающиеся собратьев по перу и поэтов прошлых времен. Брюсов был великим критиком. С ним можно соглашаться или нет, он часто бывал несправедлив, но многих заметил - того же Северянина. С Цветаевой у Брюсова отношения не сложились. С Бальмонтом они тоже потом много спорили, и о нем у Брюсова были не совсем справедливые суждения, но такие же несправедливые суждения о Брюсове есть у Ходасевича в «Некрополе». Это было время такое: люди за словом в карман не лезли и жестко друг на друга и до, и после смерти могли наехать, как сейчас говорят. Моя коллега Моника Орлова также опубликовала письма Брюсова к жене времен Первой мировой войны, когда он был на фронте в качестве военного корреспондента. Недавно я выпустил в издательстве «Бослен» книгу - рисунки поэтов Серебряного века, в которой наконец были опубликованы рисунки Брюсова. Недавно Н. А. Богомолов издал корпус писем Брюсова к Петровской. Так что Брюсов не забыт, им интересуются. Однако широкой публике статьи ученых филологов читать сложно, поэтому всем интересующимся советую почитать книгу Н. С. Ашукина и Р. Л. Щербакова из серии ЖЗЛ или биографию Брюсова, написанную Василием Молодяковым.

Брюсов Валерий Яковлевич (1873 - 1924) - русский и советский поэт, прозаик, редактор, переводчик. Один из первых русских литераторов, обратившийся к художественному направлению символизм.

Жизненный путь и творчество

Валерий Брюсов появился на свет в московской семье купца Якова Брюсова 1 (13) декабря 1873 года. Родители ограничивали доступ мальчика к религиозной литературе и пропагандировали теории Дарвина и атеизм. Не смотря на это, он получил великолепное образование в частных гимназиях.

«Юность гения» (1890-е - 1899).

В 1893-99 гг. Брюсов являлся студентом историко-филологического факультета Московского университета. К этому времени относится увлечение сочинениями французских символистов, решение развивать символизм в русской литературе. В 1894-95 гг. Брюсов, скрываясь под именем Валерия Маслова, издает 3 сборника под названием «Русские символисты», в которых публикует переводы, собственные стихи и стихи других авторов.

В 1895 году выпускает сборник стихов «Chefs d"oeuvre» («Шедевры»). Для молодого Брюсова свойственна самовлюбленность и чувство превосходства над обыденностью. В это время он писал в дневнике: «Моя юность - юность гения» . Для первого сборника и раннего творчества свойственны темы борьбы с устаревшим миром, желание уйти от будней и создать новый мир, подобный тому, что Брюсов находил в сочинениях символистов.

Молодой поэт активно экспериментирует с формой и рифмой стиха. Например, скандальный моностих «О закрой эти бледные ноги» (1895), в котором литературная общественность видела как издевку над поэзией, так эротический подтекст или библейские мотивы.

После университета работает в журнале «Русский архив», сближается с Бальмонтом. С 1899 года Брюсов возглавляет издательство «Скорпион».

Дореволюционный период (1900-1917)

Брюсов отмечен в истории русской литературы как активный издатель и редактор. После «Скорпиона» он участвует в издании альманаха «Весы», одного из ведущих журналов русского символизма.

Каждый три года выпускает сборник стихов: «Третья стража» (1900), высоко отмеченная в творческой среде; «Граду и миру» (1903), «Венок» (1906), в которых обращается к образу города и гражданской лирике. Следующие сборники отмечены камерностью, задушевностью, простотой выражения мыслей и чувств: «Все напевы» (1909), «Зеркало теней» (1912).

В Первую мировую войну поэт уходит на фронт как корреспондент, создает патриотические стихи. Этот духовный подъем вскоре сменяется другими настроениями, полными предчувствия скорой гибели современного строя. В период Первой русской революции 1905-1907 гг. Брюсов создает драму «Земля» (1904) о гибели человечества, новеллу «Последние мученики» (1906) о конце жизни русских интеллигентов.

Революция 1917 года и установление новой власти были приняты Брюсовым с воодушевлением. Это отмечено в поэтической (пять новых сборников стихов), переводческой, просветительской и преподавательской деятельности. В Московском университете поэт читал лекции по литературе и истории. Принимал участие в становлении различных советских литературных и поэтических объединений.

В 1919-1921 гг. возглавлял Всероссийский союз поэтов. Создал Литературно-художественный институт (1921), возглавлял его как ректор, получил ученое звание профессора.

Поздние стихи Брюсова отмечены воспеванием нового советского строя, интересом к науке как источнику вдохновения, поискам новых звучаний и стихотворных форм.

Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря (13 декабря) в Москве в купеческой семье. Начальное образование будущий поэт получил дома. С 1885 году Брюсов учился в классической гимназии Ф. И. Креймана в Москве. В 1890 году был переведен в московскую гимназию Л. И. Поливанова.

Университетские годы

В 1893 году Брюсов поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. В этот период Валерий Яковлевич открывает для себя французских символистов – Верлена, Бодлера, Малларме. Восхищаясь творчеством Верлена, создает драму «Декаденты. (Конец столетия)».

Позиционируя себя как основоположника русского символизма, в 1894 – 1895 годах Валерий Яковлевич издает три сборника «Русские символисты».

В 1895 году выходит первый сборник стихов Брюсова «Шедевры» («Chefs d’oeuvre»), вызвавший широкий резонанс среди литературных критиков. В 1897 был опубликован второй сборник поэта «Me eum esse» («Это я»).

Зрелое творчество

Окончив в 1899 году университет с дипломом 1-й степени, Брюсов устраивается в журнал П. Бартенева «Русский архив». Поэт активно занимается литературной деятельностью. В 1900 году выходит третий сборник Брюсова «Tertia Vigilia» («Третья стража»), принесший ему литературную известность.

Брюсов становится одним из основателей издательства «Скорпион». С 1903 года сотрудничает в журнале «Новый путь». В этом же году выходит сборник поэта «Urbi et Orbi» («Граду и миру»).

В 1901 – 1905 годах Брюсов принимает участие в создании альманаха «Северные цветы». В 1904 – 1909 годах занимает пост фактического редактора русского символистского журнала «Весы». С 1908 года Валерий Брюсов, биография которого была насыщена новыми знакомствами с молодыми литераторами, становится директором Московского литературно-художественного кружка.

Творчество поэта между двумя революциями

Реакцией Брюсова на настроения и события революции 1905 – 1907 годов стали драма «Земля» и сборник «Венок» (1905). В 1907 году выходит его прозаический сборник рассказов «Земная ось», в 1909 году публикуется поэтический сборник «Все напевы». В послереволюционные годы Валерий Яковлевич создает роман «Алтарь победы» (1911 – 1912), сборник рассказов «Ночи и дни» (1913).

В 1914 году, во время Первой мировой войны, Брюсов отправляется на фронт в качестве военного корреспондента «Русских ведомостей». В 1916 году публикует сборник «Семь цветов радуги».

Последние годы жизни

С приходом к власти большевиков, в 1917 – 1919 годах Валерия Яковлевич занимает пост руководителя Комитета по регистрации печати. В 1919 – 1921 годах был назначен председателем Президиума Всероссийского союза поэтов. С организацией в 1921 году Высшего литературно-художественного института Брюсов становится его ректором и профессором.

Валерий Яковлевич Брюсов умер 9 октября 1924 года от воспаления легких. Похоронили поэта на Новодевичьем кладбище в Москве. В память о жизни и творчестве Брюсова Валерия Яковлевича на его могиле установлен монумент с портретом.

Валерию Яковлевичу Брюсову по праву принадлежит одно из ведущих мест в истории русского символизма. Он — вдохновитель и инициатор первого коллективного выступления «новых» поэтов (сборники «Русские символисты», 1894 — 1895), один из руководителей издательства «Скорпион» и журнала «Весы», объединявших в 1890-е годы основные силы символизма, теоретик «нового» направления и активный участник всех внутрисимволистских полемик и дискуссий. Длинный черный наглухо застегнутый сюртук, крахмальный воротничок, по-наполеоновски скрещенные на груди руки — такими скупыми штрихами Брюсов создавал свой образ «кормщика», «полководца и завоевателя русского символизма», «законодателя вкусов», «пророка» и «мага».

Валерий Брюсов родился 13 декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье среднего достатка. Он писал: “Я был первым ребенком и явился на свет, когда еще отец и мать переживали сильнейшее влияние идей своего времени. Естественно, они с жаром предались моему воспитанию и притом на самых рациональных основах... Под влиянием своих убеждений родители мои очень низко ставили фантазию и даже все искусства, все художественное” . В автобиографии он дополнял: “С младенчества я видел вокруг себя книги (отец составил себе довольно хорошую библиотеку) и слышал разговоры об “умных вещах”. От сказок, от всякой “чертовщины” меня усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению... Я... не читал ни Толстого, ни Тургенева, ни даже Пушкина; изо всех поэтов у нас в доме было сделано исключение толь ко для Некрасова, и мальчиком большинство его стихов я знал наизусть.”



“Страсть... моя к литературе все возрастала. Беспрестанно начинал я новые произведения. Я писал стихи, так много, что скоро исписал толстую тетрадь Poesie, подаренную мне. Я перепробовал все формы - сонеты, тетрацины, октавы, триолеты, рондо, все размеры. Я писал драмы, рассказы, романы... Каждый день увлекал меня все дальше. На пути в гимназию я обдумывал новые произведения, вечером, вместо того чтобы учить уроки, я писал.. У меня набирались громадные пакеты исписанной бумаги” .

В 1893 Брюсов окончил гимназию , потом учился на историко-филологическом факультете Московского университета.

Первый снег

Серебро, огни и блестки,-

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Черно-голые вчера.

Это - область чьей-то грезы,

Это - призраки и сны!

Все предметы старой прозы

Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,

На лазури белый дым.

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.

Воплощение мечтаний,

Жизни с грезою игра,

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра!

В конце 1892 молодой Брюсов знакомится с поэзией французского символизма - Верлена, Рэмбо, Маларме, - оказавшей большое влияние на его дальнейшее творчество. В 1894 - 95 он составляет небольшие сборники “Русские символисты”, большая часть которых была написана самим Брюсовым. Некоторые из этих стихов говорили о таланте автора.



В 1895 Валерий Брюсов издает книгу “Шедевры”, в 1897 - книгу “Это - я” о мире субъективно-декадентских переживаний, провозглашавшие эгоцентризм. В 1899, окончив университет, Валерий Яковлевич полностью отдается литературной деятельности.

Андрею Белому

Я многим верил до исступленности,

С такою надеждой, с такою любовью!

И мне был сладок мой бред влюбленности,

Огнем сожженный, залитый кровью.

Как глухо в безднах, где одиночество,

Где замер сумрак молочно-сизый...

На мутных высях чернеют ризы!

"Брат, что ты видишь?" — Как отзвук молота,

Как смех внемирный, мне отклик слышен:

"В сиянии небо — вино и золото! —

Как ярки дали! как вечер пышен!"

Отдавшись снова, спешу на кручи я

По острым камням, меж их изломов.

Мне режут руки цветы колючие,

Я слышу хохот подземных гномов.

Но в сердце — с жаждой решенье строгое,

Горит надежда лучом усталым.

Я много верил, я проклял многое

И мстил неверным в свой час кинжалом.

В 1900 вышла книга “Третья стража”, после которой Брюсов получил признание как большой поэт. В 1903 публикует книгу “Граду и миру”, в 1906 - “Венок”, свои лучшие поэтические книги.
Для Брюсова наступило время, когда его признали критики, он становится великим поэтом. В последующие годы его поэзия становилась более камерной, появляются новые черты его лирики: интимность, задушевность, простота в выражении мыслей и чувств. Более поздняя лирика Брюсова: книги «Все напевы» (1909), «Зеркало теней» (1912) содержит особенные черты, выделяющие автора среди других поэтов. Стихотворение последующих периодов творчества Брюсова полны задушевности.



В годы первой мировой войны, отправившись на фронт от одной из самых распространенных газет “Русские ведомости”, Брюсов публикует большое число корреспонденций и статей, посвященных военным вопросам. Лжепатриотический угар быстро проходит, война все больше предстает Брюсову в своем отвратительном обличии. У него возникают острокритические стихи (“Орел двуглавый”, “Многое можно продать..” и др.), которые, естественно, остаются тогда ненапечатанными. Как свидетельствует вдова писателя И.М Брюсова, в мае 1915 года он “окончательно возвратился глубоко разочарованный войной, не имея уже ни малейшего желания видеть поле сражения”.



Отчаявшись найти темы реальные, волнующие, почувствовать и передать всю полноту жизни, он все больше погружается в бездну “творения стихов”. Он ищет особо изысканные рифмы, создает стихи самой диковинной и редкостной формы. Он создает старофранцузские баллады, пишет стихи, где все слова начинаются на одну букву, пытается возродить формальные приемы поэтов александрийской эпохи. Он достигает исключительной технической изощренности. Многие современники вспоминают, как их ошеломлял импровизационный талант Брюсова, умевшего мгновенно написать классический сонет. В этот период он создает два “венка сонетов”. Выпускает несколько позже сборник “Опыты”, где стремится представить самые разнообразные и сложные способы рифмовки и стихотворные размеры.



К этим годам относится и один из самых грандиозных поэтических замыслов Брюсова - “Сны человечества”. Он возник у него в 1909, но окончательно оформился в 1913. Брюсов намеревался представить “душу человечества, насколько она выражалась в его лирике. Это не должны быть ни переводы, ни подражания, но ряд стихотворений, написанных в тех формах, какие себе создали последовательно века, чтобы выразить свои заветные мечты ”. Даже по первоначальным планам “Сны человечества” должны были составить не меньше четырех томов, около трех тысяч стихотворений. Брюсов намеревался представить все формы, которые прошла лирика у всех народов и во все времена. Это издание должно было охватить все эпохи от песен первобытных племен до европейского декаданса и неореализма. Этому исполинскому замыслу не суждено было завершиться.

З. Гиппиус

(При получении "Последних стихов")

Женщина, безумная гордячка!

Мне понятен каждый ваш намек,

Белая весенняя горячка

Всеми гневами звенящих строк!

Все слова — как ненависти жала,

Все слова — как колющая сталь!

Ядом напоенного кинжала

Лезвее целую, глядя в даль...

Но в дали я вижу — море, море,

Исполинский очерк новых стран,

Где гудит и воет ураган!

Страшно, сладко, неизбежно, надо

Мне — бросаться в многопенный вал,

Вам — зеленоглазою наядой

Петь, плескаться у ирландских скал.

Высоко — над нами — над волнами,—

Как заря над черными скалами —

Веет знамя — Интернацонал!

По совету Горького, к Валерию Яковлевич у в 1915 обратились представители Московского армянского комитета с просьбой взять на себя организацию и редактирование сборника переводов армянской поэзии, охватывающего более чем полуторатысячелетнюю ее историю. В 1916 вышел сборник “Поэзия Армении”, большая часть переводов в котором была выполнена им. По сути дела, это было первое знакомство русского писателя с историей армянской поэзии от народных песен до современности.

К армянам

И ныне, в этом мире новом,

В толпе мятущихся племен,

Вы встали — обликом суровым

Для нас таинственных времен.

Но то, что было, вечно живо,

В былом — награда и урок.

Носить вы вправе горделиво

Свой многовековой венок.

А мы, великому наследью

Дивясь, обеты слышим в нем.

Так! Прошлое тяжелой медью

Гудит над каждым новым днем.

И верится, народ Тиграна,

Что, бурю вновь преодолев,

Звездой ты выйдешь из тумана,

Для новых подвигов созрев;

Что вновь твоя живая лира,

Над камнями истлевших плит,

Два чуждых, два враждебных мира

В напеве высшем съединит!

Роль Брюсова в пропаганде армянской культуры не ограничилась этим. Он выпустил также обширный труд “Летопись исторических судеб армянского народа”, был автором ряда статей, посвященных деятелям армянской культуры. Все это принесло Брюсову высокое признание. В 1923 ему было присвоено почетное звание народного поэта Армении.

9 октября 1924, не дожив до 51 года, Валерий Яковлевич Брюсов умер в Москве.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: