Пафос вступления к поэме медный всадник. Новое соотношение государственной и частной темы в поэме «Медный всадник». Смысл стилевой двуплановости (изображения Петра и Евгения). Высокий трагедийный пафос поэмы. V. Домашнее задание

Статья поможет защититься при камералке и выездной проверке, а также сообщить в инспекцию обязательные сведения. Основные права и обязанности налогоплательщиков для этого достаточно знать и использовать.

Налог, обязательный страховой взнос или сбор нужно платить, только если по нему однозначно установлены плательщики, а также элементы, перечисленные в НК РФ. При этом важно знать и соблюдать основные права и обязанности налогоплательщика.

Виды налогоплательщиков

Перечислять в бюджет сборы, обязательные страховые взносы и налоги должны:

  1. Юрлица – российские и иностранные.
  2. Физлица – россияне и граждане других стран.
  3. Подразделения российских фирм, в том числе филиалы.
  4. Иностранные структуры, не зарегистрированные как юрлица.

Попробовать бухгалтерскую программу онлайн

Знать свои права и обязанности этим налогоплательщикам необходимо, чтобы не только вовремя исполнять все требования налогового законодательства, но и доказать свою добросовестность налоговикам.

Права плательщиков взносов, сборов и налогов

Возможностей, предоставленных Налоговым кодексом плательщикам взносов, сборов и налогов, достаточно, чтобы вести предпринимательство без проблем. Вот основные права налогоплательщиков.

  1. Получить помощь от налоговой инспекции.

    Налоговики обязаны бесплатно выдавать бланки налоговой отчетности, а также отвечать на следующие вопросы налогоплательщиков:

    1.1. Какие нормативные документы применять;

    1.2. Какие налоговые платежи нужно вносить;

    1.4. Как перечислить в бюджет сбор, налог или взнос;

    1.5. На что имеют право плательщикам взносов, сборов и налогов;

    1.6. Какие обязанности возложены по закону на налогоплательщиков;

    1.7. Что вправе делать налоговая инспекция;

    1.8. По какой форме отчитываться по сбору, налогу или взносу;

    1.9. Как заполнить налоговую отчетность.

  2. Получить персональное разъяснение от Минфина России.

    Ведомство отвечает плательщикам взносов, сборов и налогов только на вопросы, связанные с налоговыми платежами.

  3. Получить ответ на вопрос от регионального или местного финансового государственного органа.

    Эти госструктуры разъясняют:

    • какими руководствоваться федеральными, региональными и местными нормативными документами;
    • что сказано в нормативных документах по каждой конкретной ситуации каждого налогоплательщика.
  4. Использовать льготы по взносам, сборам и налогам.

    Воспользоваться налоговыми преференциями можно, если налогоплательщики соответствуют обязательным требованиям Налогового кодекса по каждой конкретной льготе.

  5. Отсрочить перечисление налогового платежа.

    Плательщики взносов, сборов и налогов могут оформить в инспекции рассрочку, отсрочку, а также налоговый инвесткредит, если выполнены все требования и условия по НК РФ.

  6. Вернуть или зачесть налоговую переплату.

    Инспекция обязана своевременно оформлять возврат либо зачет. В противном случае налогоплательщик имеет право дополнительно получить проценты на сумму переплаты. Они рассчитываются по формуле:

Пример
Инспекция вернула ООО «Символ» переплату по транспортному налогу в сумме 292 000 р. с опозданием на 24 дня. Ключевая ставка в этот период (условно) – 7,25%.
Сумма процентов, причитающихся «Символу» от налоговой инспекции, составляет 1392 р. (292 000 р. x 7,25% / 365 дн. x 24 дн.).

  1. Узнать результаты сверки с инспекцией по взносам, сборам и налогам.

    Права налогоплательщиков – попросить о налоговой сверке и получить акт по ее завершении.

  1. Отчитываться, подавать в инспекцию и получать документы с помощью представителя.
  2. Объяснять налоговикам, что их требования необоснованны.

    Возражать сотрудникам инспекции налогоплательщики имеют право, когда отвечают на запросы налоговиков и когда получают акты по итогам проверок.

  1. Контролировать проведение выездной проверки.
  2. Участвовать в обсуждении обстоятельств, установленных при налоговой проверке.
  3. Своевременно узнавать о решениях и требованиях инспекции.
    Права налогоплательщиков – получить:
  • копию акта проверки;
  • любое решение инспекции;
  • уведомления налоговиков;
  • требования инспекции о внесении взноса, сбора или налога.
  1. Контролировать, выполняют ли налоговики законодательные требования во всех ситуациях.
  2. Не исполнять незаконные решения инспекции.
  3. Отстаивать свою правоту во внесудебном порядке.

    Права налогоплательщиков - подавать жалобы на решения инспекции, а также на поступки ее сотрудников.

  4. Получить от налоговиков компенсацию убытков от их незаконных решений и поступков.
  5. Безопасно делиться с налоговиками информацией, составляющей налоговую тайну.
    К обязанностям инспекции относится неразглашение налоговой тайны плательщиков взносов, сборов и налогов.

    Помощь плательщикам при осуществлении своих прав входит в полномочия сотрудников налоговых инспекций и иных государственных структур. Их обязанности зеркально отражают возможности, предоставленные плательщикам взносов, сборов и налогов. Отстоять свои права вносители налоговых платежей могут в досудебном порядке и через суд.

Права налогоплательщика при контрольных действиях инспекции

Права и обязанности налогоплательщика и инспекции при камеральном и выездном контроле установлены в НК РФ. О правах плательщиков взносов, сборов и налогов при «камералке» читайте в таблице 1.

Таблица 1 . Права налогоплательщика при «камералке»

№ п/п
1. Требовать соблюдения рамок проверки
2. Узнать об ошибках в отчетности и дать пояснения по ним
3. Подать «уточненку» до завершения «камералки»
4. Контролировать соблюдение инспекцией правил проверки
5. Контролировать срок «камералки»
6.
7. Изучить документы и материалы налоговиков по «камералке»
8.
9. Участвовать в обсуждении обстоятельств, установленных при проверке
10. Обжаловать решение инспекции по «камералке»
11. Получить дополнительные копии решений налоговиков по итогам проверки

Права налогоплательщиков при выездном контроле разъяснены в таблице 2.

Таблица 2 . Права налогоплательщика при выездной проверке

№ п/п Возможность налогоплательщика
1. Получить на руки акт по итогам проверки
2. Требовать соблюдения пределов по периоду проверки и числу контрольных мероприятий
3. Контролировать проведение выездной проверки
4. Дать пояснения по ошибкам
5. Контролировать, выполняют ли налоговики законодательные требования
6. Вовремя узнать о приостановлении или возобновлении выездных мероприятий
7. Не выдавать налоговикам документы, пока проверка приостановлена
8. Получить обратно все подлинники, пока проверка приостановлена, кроме переданных при выемке бумаг
9. Вовремя узнать о продлении проверки
10. Контролировать срок выездных мероприятий
11. Получить акт по итогам проверки
12. Изучить документы и материалы налоговиков
13. Подать возражения в письменной форме
14.

В ходе проверочных мероприятий:

  • сдать «уточненку»
  • уплатить недоимку и пени
15.

Участвовать в обсуждении обстоятельств, установленных при проверке

16.

Узнать от инспекции о правах и обязанностях - своих и ее сотрудников

17.

Изучить все промежуточные решения налоговиков

18.

Изучить документы и материалы о дополнительным мероприятиям

19.

Получить копию окончательного решения по итогам проверки

20.

Подать жалобу на решение инспекции

21.

Получить дополнительные копии решений налоговиков по итогам проверки

Обязанности налогоплательщиков

Знать свои обязанности налогоплательщикам необходимо, чтобы вовремя и полностью исполнять все требования налогового законодательства. Вот что российские законы требуют от налогоплательщиков.

  1. Вовремя перечислять налоговые платежи.
  2. Регистрироваться в налоговой инспекции.
  3. Учитывать для целей налогообложения свои доходы, расходы и иные показатели, необходимые для расчета платежа.
  4. Отчитываться в территориальную инспекцию по налоговым платежам.
  5. Предоставлять в свою инспекцию годовую бухотчетность. Подать Баланс, Отчет о финансовых результатах, Отчет о целевом использовании денежных средств, приложения к отчетности налогоплательщик обязан до истечения трех месяцев по окончании года.
  6. Сдавать в территориальную инспекцию книгу учета доходов и расходов.
  7. Предоставлять сотрудникам инспекции документы о расчете и перечислении платежей.
  8. Исполнять законные требования и решения инспекции.
  9. Хранить первичку, а также данные налогового и бухгалтерского учета. Документы должны быть в наличии и в сохранности в течение нормативных сроков, но не менее четырех лет.
  10. Соблюдать таможенное законодательство России и Евразийского экономического союза.

Отдельный вид обязанностей налогоплательщиков – информировать налоговиков о возникновении ситуаций, которые подпадают под специальный контроль. Речь идет о сообщениях:

  1. О получении доли участия в российской организации в размере 10% или более.
  2. О формировании нового подразделения юрлица в России.
  3. Об изменении статуса существующего подразделения фирмы в России.
  4. О закрытии подразделения организации в России.
  5. О получении доли участия в иностранном юрлице в размере 10% или более.
  6. Об открытии за границей структуры, не зарегистрированной как юрлицо.
  7. О получении контроля за КИК.


И жизнь ничто, как сон пустой,
Насмешка неба над землей.

А. Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин не раз обращался к образу Петра Г и тесно связанного с ним Петербурга. Поэма “Медный всадник” - это своеобразный гимн городу и его основателю, но одновременно и осуждение Петра I за строительство столицы в гиблом месте. Здесь Пушкин встает на позицию “маленького человека”, который судит об окружающем с точки зрения своей выгоды, своего видения мира.
Во вступлении к поэме дан величественный образ Петра I и великолепного города: И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Ногою твердой встать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам...

Пушкин любит северную столицу с ее европейской планировкой, мощной и неукротимой Невой. Этот город прекрасен, и поэт признается в любви ему:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье. Береговой ее гранит.

Вступление звучит торжественно и величаво, но в конце автор как бы нечаянно бросает фразу, настораживающую читателей, создающую некую интригу, заинересовывающую и одновременно предостерегающую:

Была ужасная пора,
Об ней свежо воспоминанье...
Об ней, друзья мои, для вас
Начну свое повествованье.

Главный герой поэмы - мелкий чиновник Евгений, размышляя о жизни, хотел бы быть умнее и богаче, как “ума недальнего ленивцы”. Герой мечтает о счастье, он не прочь жениться:

Но что ж, я молод и здоров.
Трудиться день и ночь готов;
Уж кое-как себе устрою
Приют смиренный и простой
И в нем Парашу успокою.

Евгений реально оценивает свои возможности. Ему немного нужно от жизни: покой и семейное счастье. Нехитрые мысли, но сколько в них житейской мудрости. Мысли героя прерываются тревогой по поводу непогоды. Дурные предчувствия гнетут Евгения. Описывая наводнение, поэт прибегает к экспрессивной лексике, появляется обилие глаголов, резкие и рубленые фразы. Этот же метод он применял при описании Полтавского боя в поэме “Полтава”. Это прекрасно передает динамику быстро сменяющегося действия.
Описывая бурную Неву, Пушкин применяет инверсию (обратный порядок слов), отрывочные, непоследовательные фразы, создавая атмосферу тех дней, паническое состояние людей, применяя порой военную лексику:

Осада! приступ! злые волны.
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой...
...и всплыл Петрополъ...

Поэтическое красивое сравнение, но сколько за ним драматизма, поломанных судеб и жизней:

Народ
Зрит божий гнев и казни ждет.
Увы! все гибнет: кров и пища!
Где будет взять?

В повествовании отчетливо слышится сочувственный голос автора, он не сторонний наблюдатель разбушевавшейся стихии, а участник драматических событий, правдиво рассказывающий о пережитом. Мы вновь встречаемся с Евгением, сидящим на мраморном льве, страшащемся даже думать, что могло произойти с его любимой Парашей, живущей у самого залива:

Но вот, насытясъ разрушеньем
И наглым буйством утомясъ,
Нева обратно повлеклась.
Своим любуясь возмущеньем.

Как только смирившаяся стихия позволила, Евгений устремился к дому возлюбленной и не нашел ничего. Все снесено и разрушено волнами. Не выдержав увиденного, герой сходит с ума:

Увы! его смятенный ум
Против ужасных потрясений
Не устоял.

Теперь Евгений живет в своем, неведомом людям мире, влача жалкое существование. Наш герой бродит бесцельно по городу, чуждому его страданиям и потерям. Герой на короткий миг вспоминает об ужасном горе, постигшем его. Во всем он винит “героя, сидящего на коне”. Слова автора заменяют сумбурные мысли и чувства безумца. Поэт спрашивает от лица всех россиян:

О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной.
На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?

Да, Петербург прекрасен, но какой дорогой ценой он дался народу! Мы знаем из истории, сколько поколений крестьян положено на его строительство! И теперь он стоит великолепный и холодный к людским страданиям. Город, ставший символом обновленной России, стремящейся встать достойно в ряд с европейскими столицами. Это удалось. Но простым людям, населяющим этот город, живется тяжело и трудно. Они страдают и мучаются, плачут и умирают, и Пушкин, как истинный художник-гуманист, не мог остаться равнодушным к их страданиям.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Орехово-Зуевский техникум»

Рассмотрено

на заседании

цикловой комиссии

протокол № ________ от

«______» ___________ 201_ г

Согласовано

Заместитель директора

по методической работе

Е.Б. Купцова

«______» ___________ 201_ г

Утверждаю

директор ГБПОУ МО

«Орехово-Зуевский техникум»

А.А. Лобанов

«______» ___________ 201_ г

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник" для групп первого курса ОБУЧЕНИЯ

по литературе

(дисциплина)

Профессия/ специальность 19.01.17 Повар, кондитер.

Преподаватель Мотыгина Ольга Евгеньевна

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Основная часть

3.Заключение

4. Список использованный источников

5. Приложение

1. Пояснительная записка

Актуальность методической разработки состоит в том. что она помогает преподавателю в учебном процессе реализовать следующие цели:

Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной речи обучающихся;

Освоение поэтического текста, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

Совершенствование умений анализа литературного произведения.

Задачи методической разработки в том, что она

Формирует мировоззрение, основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; эстетическое отношение к миру;

Развивает умение анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, а также

Способность выявлять в художественном тексте образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

- владеть навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики.

Целесообразность и практическая значимость данной методической разработки состоит в её целях и задачах, а также в том, что экспериментаторство А.С.Пушкина в стихе, переработка жанровой традиции создают почву для интереснейших филологических наблюдений. Оригинален не только Пушкин-поэт (писатель, драматург), но и Пушкин - историк, мыслитель. Особенно интересен его взгляд на переломные, смутные периоды русской истории, оценка данной им Петру Великому.

2. Основная часть

Тема "Поэма "Медный всадник" А.С.Пушкина" изучается по литературе группах 1 курса СПО по профессиям СПО 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, 35.01.15 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве, 19.01.17 Повар, кондитер . Она входит в раздел 1 "Русская литература первой половины 19 века". На изучение поэмы отводится 2 часа.

Цель урока.

На примере произведения А.С. Пушкина «Медный всадник» произвести комплексный анализ текста, предполагающий всестороннее изучение объекта.

Задачи урока:

1. Опираясь на имеющиеся знания и навыки обучающихся способствовать углублению представлений об изучаемом объекте.

2. Развивать межпредметные связи.

3. Показать итог проектной деятельности обучающихся 1курса.

4. Развивать творческую активность и стимулировать самореализацию каждого обучающегося.

В ходе урока должен быть произведен комплексный анализ текста (литературоведческий и языковой). Используя межпредметные связи, рассмотреть одну из проблем, поднятых в произведении (наводнение в Петербурге) с точки зрения:

1. Географии (природно-климатические условия данной местности).

2. Физики (изменение уровня воды в сообщающихся сосудах).

3. Экологии (последствия наводнения и современная стратегия защиты от стихии).

4. ОБЖ (возможно ли прогнозировать наводнения, способы защиты при стихийных бедствиях).

5. МХК (использование иллюстративного материала).

Основные формы работы:

фронтальная;

индивидуальная;

консультативная.

Методы: объяснительно- наглядные, диалоговые, устный опрос, дискуссия, беседа.

Технологии:

ИКТ, проблемная

Оборудование:

телевизор, ноутбук

презентация,

текст произведения А.С. Пушкина «Медный всадник»;

сообщающиеся сосуды (для опыта по физике);

иллюстрации, географическая карта.

Ход урока:

1. Орг.момент 2мин

2. Основная часть

Литература

Общие вопросы.

Преподаватель: Ребята, кто читал великое произведение А.С Пушкина «Медный всадник»? Вам оно понравилось? Все его поняли? Предлагаю разобрать его еще раз.

Проблема. В четырехстах шестидесяти пяти строках « Медного всадника » заключены проблемы важнейшие, всеобщие, которые долго еще будут волновать человечество!»

Валерий Брюсов

А волнуют ли эти вопросы современное общество? Актуальна ли эта поэма сейчас?

Главный герой.

Преподаватель: «Медный всадник» считается одним из самых ярких и необычных произведений в творчестве Пушкина. Споры вокруг него не утихают до сих пор. Например, один из них: кто является главным героем поэмы? А как вы считаете? Почему?

Обучающиеся: Евгений, т. к. он единственный человек, чьи размышления приводятся в тексте, автор описывает именно его драму и т. д.

Преподаватель: Однако согласитесь, что Евгений написан не по-пушкински схематично. К тому же во вступлении о нем упоминаний нет вообще. А многие критики, в том числе Виссарион Григорьевич Белинский, полагали, что главным героем должен быть назван Петербург.

Пушкин и Петербург.

Преподаватель: Каким вам представляется Петербург? Может быть, там кто-нибудь был?

Обучающиеся отвечают.

Преподаватель: А каким Пушкин видел Петербург? Кто может найти подтверждения в тексте?

Обучающиеся читают отрывок наизусть.

Преподаватель: А вот каким Петербург видел знаменитый художник Бенуа. Презентация: подобрать название к картине строчками из поэмы

Мировая художественная культура

Преподаватель: А. Н. Бенуа (1870 – 1960) родился в Петербурге. Он был живописцем, графиком, театральным художником. Плодотворно работал в жанре книжной графики и декоративно – прикладного искусства; оформлял театральные постановки. Его творчеству была близка романтическая идея противопоставления одинокого страдающего героя и мира, равнодушного к нему и убивающего его этим. Перед вами рисунок из цикла «Медный всадник». Вы узнали его? Цикл первого варианта состоит из 32 рисунков тушью и акварелью, имитирующих цветную гравюру на дереве. Главным героем его становится Петербург. Его улицы, каналы, архитектурные шедевры представляются нам то в холеной строгости тонких линий, то в драматическом контрасте ярких пятен.

Обратите внимание на эту картину. Какие ощущения она у вас вызывает? что вы видите на ней?

Обучающиеся отвечают.

Преподаватель (дополняет): Черная полоса разорвала мрачное небо, темнота, стремящаяся ввысь вертикаль собора рождают ощущение трагедии. Чувством ужаса охвачена фигура убегающего Евгения. Как неумолимый рок, настигающий свою жертву, изображается медный всадник. Огромная тень и сама скульптура изображают страшную пасть, готовую поглотить малого человека – Евгения. В кульминационный момент трагедии, когда Евгений бежит от скачущего за ним громадного исполина – памятника Петру - мастер рисует город темными, мрачными красками.

Иллюстрации Бенуа к поэме Пушкина по сей день остаются непревзойденными. Обратите внимание также на эту картину. На ней изображено наводнение на Сенной площади. Страх и отчаянье скользят буквально в каждом штрихе. На первом плане мы видим маленького ребенка. Вообще, дети в возрасте семи лет считаются ангелами, и гибель невинной души лишний раз подчеркивает демоническую сущность города, построенного на костях.

На втором плане мы видим гроб, наполовину погруженный в воду. Как вы думаете, откуда он здесь?

Обучающиеся: Во время наводнений размывало кладбища.

Преподаватель: Верно. По легенде, во время этого наводнения, один из таких гробов потоком воды внесло в Зимний дворец. Император Александр I усмотрел в этом дурной для себя знак. Скажите, какая картина понравилась вам больше всех?

Русский язык и литература

Литературоведческий анализ.

Преподаватель: Давайте обратимся к вступлению. Разнится ли оно с остальными частями или стилистически похожи? К какому жанру можно отнести вступление?

Обучающиеся: К оде.

Преподаватель: Дайте определение оде.

Обучающиеся: Ода - торжественное стихотворение, посвященное какому-либо историческому событию.

Преподаватель По каким признакам вы определили, что это ода?

Обучающиеся: Рассчитано на публичные выступления, написано высоким штилем.

Преподаватель Как вы определили, что это высокий штиль? Найдите примеры в тексте.

Ученики: Встречаются старославянизмы.

Преподаватель: Найдите примеры в тексте, поясните их значение.

Обучающиеся: Думы, отсель, лампада, ликует и т. д.

Преподаватель: В произведении очень ярко описывается наводнения, мы как будто представляем эти картины перед собой. Как вы думаете, благодаря чему достигается такая динамика? Найдите примеры в тексте.

Обучающиеся:

1. Восклицания («Осада! Приступ!»).

2. Сравнения («И вдруг, как зверь остервеняясь»).

3. Краткие формы прилагательных и причастий (гневна, бурлива, погружен).

Преподаватель: С какой целью автор использует перечисления и бессоюзные предложения?

Обучающиеся: Для большей экспрессии.

Преподаватель: Какие символы вы можете найти в произведении?

Обучающиеся: Беззаботный перевозчик – это, несомненно, Харон, перевозящий души мертвых. Таким образом, путешествие Евгения - еще живого человека к мертвой невесте - сразу приобретает характер античного мифа. Оказавшись за символическую плату на другом берегу Невы - в стране мертвых, - Евгений, казалось бы, сходит с ума. Страна мертвых не принимает живого и не отдает ему мертвой Параши. Живому место среди живых.

Преподаватель: Обратите внимание на следующие строки:

Так злодей,
С свирепой шайкою своей
В село ворвавшись, ломит, режет,
Крушит и грабит; вопли, скрежет,
Насилье, брань, тревога, вой!...

Это сравнение ассоциируется с народным бунтом. Ведь страну уже потрясло восстание Емельяна Пугачева. Это ли не стихия, сметающая все на своем пути? В «Медном всаднике» мы видим, что стихия природы сливается именно с бунтом народа, но это пока протест только одного его представителя – маленького человека Евгения. Кстати, вы знаете еще каких-нибудь представителей русской литературы, поднимающих проблему «маленького человека»?

Обучающиеся: Гоголь, Достоевский...

Преподаватель: Правильно. Так вот, бунт Евгения подавлен, как подавлено и пугачевское восстание, но образ его, как и образ стихии, проходит через всю поэму. Разрушения в городе огромны, велико число жертв. Стихии наводнения ничто не может противостоять.

А теперь о том, почему наводнения характерны для этой области.

География

Преподаватель: Вы знаете, какие водные артерии проходят через Санкт – Петербург?

Обучающиеся: Река Нева и Финский залив.

Преподаватель: Сколько русел у Невы и как они называются?

Обучающиеся: Три - Малая Нева, Большая Нева и Большая Невка, от которой также отходят Средняя Невка и Малая Невка.

Преподаватель: Как вы думаете, какие природные катаклизмы наиболее часто случаются в Санкт – Петербурге?

Ученики: Наводнения.

Преподаватель: Как в Москве пожары, так в Питере – наводнения… И то и другое – настоящие стихийные бедствия! Хотя, конечно, все не так просто: и Москва была когда-то «славна» наводнениями, и в Питере случались большие пожары. Но питерские наводнения описаны знаменитыми писателями и поэтами, среди которых был сам Александр Сергеевич Пушкин. Петербург – «столица наводнений». Ибо на Руси всегда было так: что написано пером – не вырубишь топором!

Если все московские, а заодно и нижегородские, воронежские и иные наводнения являются просто весенними паводками, то невские «капризы» вызваны совсем другой причиной.

По-вашему мнению из-за чего могут происходить наводнения?

Обучающиеся: Они связаны с циклонами, ветра которых сгоняют балтийскую воду к «горлу» Финского залива, образуя незаметную поначалу волну. Когда такая волна начинает двигаться к берегу со скоростью 50 км в час и выходит на мелководье, ее высота и скорость очень быстро растут. Под этим напором уровень воды в Невской губе и в самой реке поднимается со страшной скоростью – в город приходит очередное наводнение.

Преподаватель: Как вы думаете, сколько наводнений было в Петербурге за всю его историю?

Обучающиеся: Более 300.

Преподаватель: За те 300 лет, что стоит на берегах Финского залива Санкт-Петербург, он более 300 раз становился жертвой разбушевавшейся водной стихии. Уже в год основания города, в ночь на 20 августа 1703 года, произошло первое на памяти очевидцев наводнение: за несколько часов вода поднялась на 2 метра. Наводнение происходили практически ежегодно, но большая их часть приходились на два осенних месяца – октябрь и ноябрь, причем 70 процентов наводнений случались ночью или ранним утром. Почему это происходит именно так – разговор особый.

Какие виды наводнений вы знаете?

Обучающиеся: Мало опасные, опасные и очень опасные.

Преподаватель: Верно. К мало опасным относится подъем воды на 1,5 – 2 метра, к опасным – на 2 – 3 метра, и к очень опасным – на 3 и выше. Однако большинство разгулов стихии, пережитых городом, это – «семечки» по сравнению с тремя катастрофическими наводнениями, случившимися в 1777 (3,4 м) , 1824 (4,26 м) и 1924 годах(3,8 м). Во времена Екатерины погибли все фонтаны Летнего сада, большая часть деревьев была вырвана с корнем, а многие деревянные дома сорвало с фундамента и унесло в море. Но известное всем по пушкинскому «Медному всаднику» наводнение 7 ноября 1824 года было еще более грозным.

И, наконец, третье катастрофическое наводнение случилось уже в XX веке, 23 сентября 1924 года. В этот день разбушевавшаяся Нева хлынула на город. Летний сад, Дворцовая и Исаакиевская набережные, Марсово поле, прилегающие к ним улицы и переулки были затоплены полностью – возвышались только дома-острова! Под водой практически целиком оказались Васильевский остров, Петроградская сторона, почти весь центр города. Вода покрыла 65 квадратных километра бывшей суши! Убытки были огромны, снесло 19 мостов, были повреждены более 5 тысяч домов, погибли многие люди… Чуть более слабые, но весьма впечатляющие наводнения случились в городе в октябре 1955 и в сентябре 1975 годов. Эти тревожные дни помнят многие старожилы Санкт-Петербурга.

Напоминаниями о былых бедах для жителей города служат памятные доски с датами наводнений 1752, 1777, 1788, 1824, 1924 и 1975 годов, которые можно увидеть под аркой Невских ворот Петропавловской крепости.

Физика

Преподаватель: Вам, наверное, интересно узнать, почему происходят наводнения.… А у вас есть какие-нибудь догадки?

Обучающиеся: Уровень воды в каком-либо водоёме повышается и она разливается, затопляя всё вокруг.

Преподаватель: Если рассматривать данную ситуацию с физической точки зрения, то Финский залив и Нева являются сообщающимися сосудами. Вам, скорее всего, знаком этот термин. А вы можете объяснить его?

Обучающиеся: Сообщающиеся сосуды - это сосуды, которые соединены между собой в нижней части. В сообщающихся сосудах любой формы однородная жидкость устанавливается на одинаковом уровне.

Преподаватель: Приведите, пожалуйста, примеры сообщающихся сосудов в повседневной жизни.

Обучающиеся: Примерами в повседневной жизни могут служить лейка, чайник, кофейник.

Преподаватель: Сейчас я вам продемонстрирую, как это происходит. Я закрепила две трубки в штативе. Жидкости в них находятся на одинаковом уровне. Если я одну трубку закреплю в штативе, а другую буду поднимать, опускать или наклонять в разные стороны, то и в этом случае, когда жидкость успокоится, её уровни в обеих трубках будут одинаковыми. Это правило можно обосновать, рассуждая так: жидкость покоится, не перемещается из одного сосуда в другой, значит, давления её в обоих сосудах на любом уровне одинаково. Когда поднимаем одну трубку и доливаем в неё жидкость, то давление в нем увеличивается и жидкость перемещается в другой сосуд до тех пор, пока давления не станут одинаковыми.

А теперь все это на примере Финского залива и Невы. Установлено, что в силу существующих законов циркуляции атмосферы на земном шаре циклоны чаще всего перемещаются с запада на восток. Они обычно сопровождаются сильными ветрами. Ветры циклона сгоняют воду к финскому заливу, и она растекается в стороны в виде свободной волны, высота которой обычно составляет 50 сантиметров. Когда волна, движущаяся со скоростью 50 километров в час и более, начинает проходить узкую и мелководную часть залива, высота и скорость ее возрастают. С огромным давлением волна, порой достигающая 5-метровой высоты, вкатывается в Невскую губу и устье реки Невы, вызывая быстрый подъем воды, и происходит наводнение. Вода перемещается в Неву до тех пор, пока давления в реке и Финском заливе не станут одинаковыми. И после этого вода в Неве перестанет подниматься и будет находиться на одном уровне с Финским заливом.

Физика - неотъемлемая часть нашей жизни. С ней непосредственно связаны все явления, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни.

Экология и ОБЖ

Преподаватель: Как вы знаете, в мире происходит множество стихийных бедствий, будь то наводнения, землетрясения или что-то другое, не менее важное. Какие стихийные бедствия вы знаете? Желательно назвать самые крупные.

Обучающиеся: Ураган «Эндрю» в США, цунами у берегов Индонезии, извержение вулкана у Помпей.

Преподаватель: Как видите, наше наводнение тоже входит в состав наиболее сильных бедствий в истории, также он было самым крупным в истории Петербурга (см. график). На этом графике представлены 10 самых сильных наводнений в истории Санкт-Петербурга.

Как видите, самое сильное из них произошло в 1824 году, и оно сильно выделялось среди остальных, что свидетельствует о его аномальности. Именно о нем нам и рассказывает Пушкин.

Преподаватель: И все же, какой вред приносят наводнения? Как вы думаете, что от них страдает больше всего?

Обучающиеся: Прежде всего страдает инфраструктура местности: разрушаются дороги, здания, размываются кладбища и канализации, что способствует развитию различных инфекций. И, конечно, самое ценное – человеческие жизни.

Преподаватель: Правильно. Так, наводнение 1824 года, когда вода поднялась более чем на четыре метра, было смыто около трехсот зданий, унесено 570 жизней, пострадали тысячи человек.

Преподаватель: Кто-нибудь может рассказать о том, как Петербург защищен от наводнений?

Обучающиеся: Дамба в Финском заливе – это мега проект, конкурирующий с плотиной Гувера (на реке Колорадо, США) Завершение строительства этой дамбы – большая новость, потому что строилась она на протяжении 26 лет. 65% строительных работ было завершено к моменту распада СССР, когда стройка остановилась. Защита от наводнений будет функционировать с 2008 года.

Преподаватель: Но что же делать, если наводнение застало вас врасплох или до его приближения остались считанные часы? Что бы вы сделали?

Обучающиеся:

1. Если у нас есть время, то перед тем как покинуть дом, следует выключить газ и электричество, собрать с собой необходимые документы, вещи первой необходимости и небольшой запас продуктов (дня на два-три), медикаменты, перевязочные материалы.

2. Если наводнение застало вас на открытом месте или в лесу, необходимо быстро постараться выйти на возвышенное место, забраться на дерево или попытаться уцепиться за те предметы, которые способны удерживать человека на воде.

3. Если на вашем пути разлившаяся река, проявите максимум осторожности, когда будете переправляться через нее.

Литература

Итоги. Личность Петра.

Преподаватель: Как Пушкин относится к личности Петра, основателя Петербурга? (дискуссия)

Позиция 1: Создание Петербурга – своеобразное олицетворение деятельности Петра I, всей его эпохи. «Грозный царь» построил город
(как, впрочем, и свое государство) на костях и крови людей. Он заложил Петербург «назло надменному соседу», уничтожив то, что было дорого «финскому рыболову, печальному пасынку природы». Интересы простых людей не вписываются в его планы величия.

Во времена, когда происходит действие поэмы, человеческая сущность Петра становится уже достоянием истории. Остался лишь медный Петр - объект поклонения, символ державности, горделивый истукан, кумир на бронзовом коне. А насилие, которое он совершил, теперь, во времена Евгения, возвращается в виде буйства стихии, мстя не своему обидчику, а его потомкам - невинным жителям города.

Создание Петербурга - своеобразное олицетворение всей деятельности Петра I, всей его эпохи. Все, что он совершил, было в той или иной степени насилием. «Грозный царь» построил мощное государство, но он создавал его на костях и крови людей, пренебрегая ими, их жизнями, их желаниями. А ведь любое насилие влечет за собой возмездие. Волевым, насильственным образом Петр утвердил среди дикой природы город, который вечно теперь будет подвергаться атакам стихии, И как знать, возможно, Евгений- это микроскопическая капелька гнева русского народа, огромная волна которого может и смести «кумира с простертою рукою». Ведь невозможно длительное и благополучное существование государства, которое бесконечно подавляет подданных и пренебрегает ими во имя своих целей. Ведь, по мысли Пушкина, и наводнение, и народный бунт, «бессмысленный и беспощадный», - это проявление Божьего гнева, который обрушился на город пока в виде природной стихии.

Позиция 2: Страна нуждалась в реформах, Петр реформировал Россию по образу и подобию Европы, это объясняется тем, что гораздо лучше строить новое общество, опираясь на чужой опыт – это дает возможность избежать каких – то ошибок.

Что касается того, что после правления Петра народ, оставленный царем, подвергался бесконечным стихийным бедствиям – да, эта мысль есть в произведении, однако, обратимся ко второй части. Она представляет собой продолжение темы наводнения 1824 года, соединенное с рассказом некого майора Батурина: Император в ожидании штурма наполеоновскими войсками северной столицы предлагал вывезти вместе с другими ценностями и статую Петра. Майор Батурин утверждал, что ему постоянно снится один и тот же сон: будто бы он стоит на Сенатской площади и смотрит на памятник Петру.

Вдруг майор замечает, что конь сходит с гранитного постамента и вместе с всадником направляется по улице в сторону Каменного острова, где тогда жил император Александр I. Оглушенный топотом медных копыт по булыжной мостовой, Батурин спешит вслед за истуканом. Во дворе каменноостровского дворца к истукану выходит император Александр Павлович. К нему обращен укор Петра Великого: «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию! Но пока я на месте, - моему городу нечего опасаться». Пораженный пересказом майорского сна, Александр I не посмел тронуть статую.

И поныне ходит легенда, что перед наводнениями Петр сходит со своего постамента и, объезжая на коне город, предупреждает людей об опасности.

Даже после своей смерти царь остался с народом.

Подводим итоги урока.

Оценки за работу на уроке: Все обучающиеся получают высокие оценки: “4” и “5”, так как каждый в меру своих сил и способностей работал на уроке и внес свой вклад в развитие темы.

3. Заключение

Итак, методическая разработка урока литературы "Медный всадник " А.С.Пушкина направлена на формирование и развитие учебно – познавательной компетенции обучающихся через раскрытие конкретно – исторического и общечеловеческого содержания поэмы «Медный всадник».

Цели достигнуты.

Основные задачи:

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза), воображения и внимания;

Формирование умений ясно, четко излагать точку зрения, доказывать ее и аргументировать;

Умение учиться находить в тексте изобразительно – выразительные средства языка выполнены.

4. Список использованных источников

Литература:

1. Обернихина Г . А ., Антонова А . Г ., Вольнова И . Л . и др . Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. - М., 2015, с.49-51

2. Обернихина Г . А ., Мацыяка Е . В . Литература. Книга для преподавателя: метод. пособие /под ред. Г. А. Обернихиной. - М., 2014, с.12

Интернет-ресурсы:

www.krugosvet.ru Пушкин "Медный всадник"

5. В приложение

Презентация: « Поэма А.С Пушкина «Медный всадник».Петербургская повесть».

Цели урока:

  1. Образовательная. Продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, рассмотреть образ Петра I.
  2. Развивающая. Совершенствовать навыки анализа стихотворения. Познакомить с новым понятием – метонимия.
  3. Воспитательная. Способствовать патриотическому воспитанию.

Оформление:

  1. Картины художников (образ Петра I в живописи и скульптуре).
  2. Эпиграф. “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно.” (А.С. Пушкин)
  3. Словарь.

Лирика – род художественной литературы, отражающий жизнь при помощи мыслей, чувств, переживаний человека.

Поэма – большое стихотворное произведение с развёрнутым сюжетом. В поэме изображаются выдающиеся события прошлого и настоящего, прославленные герои.

Метонимия – сопоставление явлений по сходству, когда явление или предмет обозначается с помощью других понятий или слов.

Параллелизм – один из видов повтора, композиционный приём, подчёркивающий связь нескольких элементов художественного произведения, аналогия, сближение явлений по сходству.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Объявление темы, целей урока, эпиграфа.

Как видите, мы вновь и вновь обращаемся к истории нашей Родины. Всё оформление говорит о том, что мы продолжим знакомство с эпохой Петра I, Петра Великого. Портреты могут создавать писатели, художники по-разному.

Каким видели Петра художники, скульпторы?

(Показ видеофильма “Портреты Петра I ” сопровождается рассказом режиссёра, актёра Никиты Михалкова).

Этот образ запечатлён в памятнике известного скульптора Фальконе “Медный всадник”. И своеобразным памятником дел, образа Перта I стали произведения А.С. Пушкина. У него своё видение этого образа.

А что привлекает поэта А.С. Пушкина в образе Петра?

Почему он неоднократно обращается к эпохе Петра I?

Чем объяснить его интерес к этой личности?

(А.С. Пушкин, как истинный художник, считал необходимым воскресить минувшие века, обращаясь к истории. А Петр I привлекал его как личность, в нём поэт видел преобразователя России, реформатора, выдающегося государственного деятеля, который думал о судьбе России, “Россию поднял на дыбы”. А.С. Пушкин писал: “Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим,были благодетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение причалило к берегам завоёванной Невы”.)

Мы уже увидели отношение А.С. Пушкина к Петру в поэме “Полтава”, с отрывком из которой познакомились.

Каким показан в поэме Пётр I? В какой исторический момент запечатлел поэт государя?

(1709 год. Полтавская битва. Пётр I – полководец, патриот своего Отечества, решительный, стремительный, идеальный военачальник, противопоставлен Карлу XII. Это национально-исторический подвиг. Это великое дело во благо России. Пётр I действовал во имя интересов мира и единства внутри страны и её укрепления как великой державы. Победой над Швецией завершилась борьба русского народа за выход России к морю, борьба за укрепление русского государства. Пётр – герой. Ему присуще красота, сила, величие, мощь. “И он промчался пред полками, могуч и радостен, как бой...”).

II. Знакомство с текстом вступления к поэме “Медный всадник”.

Сегодня вновь обращаемся к эпохе Петра и увидим его с другой стороны в момент строительства Петербурга. Соприкоснёмся с этим временем, ещё раз увидим бессмертие дел Петра и поймём его значение в истории России.

  1. А начиналось всё так... (Видео -отрывок из художественного фильма “Пётр Первый”).

Это мнение о Петре Великом, оставленное в истории. Своё мнение об этом человеке высказал А.С. Пушкин в поэме “Медный всадник”.

  1. Чтение отрывка.

Поставим задачу: каким мы увидим Петра?

III. Анализ произведения.

1. Поэма “Медный всадник” была написана в 1833 году в период Болдинской осени, самом плодотворном времени года Пушкина.

2. По жанру это – поэма, т. е. лиро-эпическое произведение.

А что такое поэма? Какие её характерные особенности?

(Поэма – один из жанров лиро-эпических произведений. В поэме есть сюжет, события,что характерно для эпического произведения, и открытое выражение автором своих чувств, своего отношения к описываемым событиям, как в лирическом произведении).

Так как мы знакомимся со вступлением к поэме, а не со всей поэмой, то, как такового сюжета здесь нет.

3. Остановимся на особенности лирического произведения.

Какие чувства испытывает поэт к Петру I, к его деяниям?

(Любование, восхищение, гордость за него, за его деяния, что он сделал для государства).

К какому жанру близко вступление? (Ода – стихотворение восторженного характера (торжественное, воспевающее) в честь какого-либо лица или события) Вступление написано в традициях ломоносовской оды высоким слогом. В тексте есть славянизмы (отсель, град, ветхий, полнощных), приёмы ораторского искусства(повелительная интонация, торжественность, звуковая организация речи).Выбранный поэтом жанр вступления подчёркивает в образе Петра его государственную мудрость и патриотизм.

2. Курсив: он ; эпитет “дум высоких полн”.

Уже в 1 строфе найдите фольклорные традиции в изображении величия и мощи исторической личности.

(А.С. Пушкин использует былинные способы изображения исторической личности: широкий взгляд на мир “укрепляет” личность героя – “он дум великих полн”. Пётр дан на фоне огромного пространства, которое предстоит покорить, преобразовать!

4. Выделение смысловых частей произведения.

(Строфы – это части, их зрительно можно выделить).

1. Замысел Петра создать город на берегах Невы.

2. Результат деятельности Петра через 100 лет – “Петра творенье”

3. Отношение А.С. Пушкина к городу Петербургу.

I тема.

Для чего Пётр I замыслил преобразования?

(Это историческая необходимость).

Что нужно сделать в интересах государства?

(Надо покорить природу, чтобы построить город – всё покорить ради государственных целей).

  • “отсель грозить мы будем шведу”,
  • “здесь будет город заложен”,
  • “в Европу прорубить окно”, чтобы вывести Россию из вековой изоляции и возвысить её роль на мировой арене,
  • “ногою твёрдой стать при море”,
  • “все флаги в гости будут к нам”.

Вспоминаем, что берега Невы, местность, где был впоследствии основан Петербурга – исконные русские земли – во времена Петра принадлежали Швеции, и за них, за право иметь выход к морю боролся русский народ. Именно здесь, на берегах Невы у моря нужно было, по мысли Петра, основать город и крепость, чтобы обезопасить Россию от нападений шведов, чтобы закрепиться у выхода к морю “назло надменному соседу” – Швеции, которая не желала, чтобы Россия имела его.

? Как вы понимаете смысл выражения:

Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно...

Петр I думал о том, что основание города у устья Невы даёт возможность наладить торговые и культурные связи с Европой. Обращаем внимание на выразительность метафоры

“В Европу прорубить окно”.

? Каково значение строк:

Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам.

С основанием города при море, когда упрочатся связи России со всем миром, корабли всех стран приплывут к берегам Невы. Здесь слово “флаги” употреблено вместо слов “корабли разных стран”. Такого рода выражения, когда называется часть вместо целого (флаг вместо корабля) или единственное число вместо множественного (“Отсель грозить мы будем шведу”) называются метонимией.

Чтобы у видетьрезультат деятельности Петра, нужно представить, что было и что стало.

Это и есть метод параллелизма (композиционный приём, где подчеркивается связь явлений по сходству).

Что же хотел сказать поэт, рисуя эти 2 картины?

(Всё преобразилось за 100 лет! Человек решительный, сильный всё может преодолеть. Сила его творчества беспредельна! Усилиями народа был создан великолепный город в пустынной, болотистой местности).

Каково отношение А.С. Пушкина к городу Петербургу?

За что любит поэт свой город?

Поэт любит город за его “строгий, стройный вид”. Петербург строился, как новый город, по строгому плану: прямые и широкие улицы, расходящиеся лучами или пересекающиеся под прямым углом, прекрасные здания в духе древнегреческой или римской архитектуры.

Поэт любит “Невы державное теченье”, т. е. мощное, сильное, величественное течение могучей реки.

Поэта восхищает “оград узор чугунный”. Город уже в то время славился художественными решётками садов и мостов.

Поэт любит белые ночи, они располагали его к задумчивости: это “прозрачный сумрак”, “блеск безлунный”, когда поэту хочется творить, уйти в свои творческие думы.

Петербург для Пушкина – олицетворение государственности.

5. Конфликт в литературном произведении.

Замысел Петра I был реализован ценой насилия над природой и людьми. Вступление к поэме призвано подвести к пониманию основного конфликта- истории и личности.

Конфликт – это столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета.

Какие конфликты смогли выделить учащиеся?

1. Конфликт – человек и природа. (Пётр I победил, потому что цели его общие, государственные, исторические. Победа человека над стихией, победа, вознёсшая великолепную столицу из “топи блат”. Человек должен покорить природу, но природа будет мстить – наводнение).

2. Конфликт – столкнулись интересы простого человека и интересы государства. Образ Петра здесь – символ государственной власти, символ движения страны вперёд. Петербург был возведён властью Петра I ценой огромных жертв, но это было необходимо для решения государственных вопросов. Трагична судьба героя поэмы Евгения, который стал жертвой стихийного бедствия в городе, являющемся символом могущества страны. Но это всё-таки историческая необходимость, и такие преобразования были под силу не каждому царю.

За какие деяния вошёл Пётр I в историю?

Его детище – город Петербург, которому уже больше 300 лет! Это живой памятник, “краса и диво”.

IV. Итог урока.

Каким показал А.С. Пушкин Петра I данном отрывке?

С какой ещё другой стороны поэт раскрыл нам Петра I?

В стихотворении “Стансы” (1826 г.) есть строки о Петре I.

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Согласны вы с Пушкиным?

Пётр – герой, мореплаватель, на троне вечный работник.

Пётр – это гордость России, слава России.

И насколько прав был Пушкин, говоря: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно”.

V. Домашнее задание.

  1. Наизусть отрывок.
  2. Как поэт передаёт своё отношение к городу на Неве?

Какие художественные средства использует? (Выписать их).

Была ужасная пора.

Об ней свежо воспоминанье.

Об ней, друзья мои, для вас

Начну свое повествованье.

Печален будет мой рассказ…

Этими словами заканчивается знаменитое вступление к «Медному всаднику». К сюжету «петербургской повестью», как обозначил жанр произведения сам Пушкин, вступление невозможно отнести. Это не экспозиция, а мощная прелюдия, резко контрастирующая системой образов, интонацией, настроением с повествованием об «ужасной поре». Однако вступление чрезвычайно важно для понимания композиции и всего смысла поэмы Пушкина.

Что же касается сюжета, то он вполне традиционен. В экспозиции автор представляет нам Евгения, скромного чиновника, «маленького человека», приметы быта которого сведены к минимуму: «стряхнул шинель, разделся, лег». Евгений из обедневших дворян, о чем Пушкин упоминает мельком, сообщив, что предки героя значились в «Истории Карамзина». Сегодняшний же быт Евгения скромен и непритязателен: он «живет в Коломне, где-то служит», любит Парашу и мечтает о женитьбе на любимой девушке. Он остро чувствует и переживает свою бедность, «дичится знатных» и мучительно размышляет о своей не слишком счастливой судьбе.

О чем же думал он?

О том, Что был он беден, что трудом

Он должен был себе доставить

И независимость, и честь,

Что мог бы Бог ему прибавить

Ума и денег, что ведь есть

Такие праздные счастливцы,

Ума недальнего ленинцы,

Которым жизнь куда легка!

Он также думал, что река

Все прибывала, что едва ли

С Невы мостов еще не сняли

И что с Парашей будет он

Дня на два, на три разлучен.

А между тем река не просто прибывала: «Нева металась, как больной в своей постели беспокойной и Евгений вместе со всем городом ждал нового дня. И вот она, завязка печального сюжета: «Ужасный день!» Сокрушительной силы наводнение затопило город, вода заливала подвалы и нижние этажи домов, подступила к Зимнему дворцу. Стремительное, драматическое действие первой части поэмы это нарастание ужаса человека перед разбушевавшейся стихией. Люди спасаются, кто как может, и бедный Евгений оказывается сидящим верхом на льве у здания Сената, прямо за спиной памятника Петру. Прикованный к мрамору, околдованный подступающей водой, он не может сдвинуться с места.

И обращен к нему спиною,

В неколебимой вышине,

Над возмущенною Невою

Стоит с простертою рукою

Кумир на бронзовом коне.

Так в самой первой части впервые сведены вместе эти герои: бронзовый Петр (пока еще не Медный всадник) и бедный Евгений.

Действие второй части происходит сразу после окончания наводнения. Евгений нанимает лодочника и спешит к Параше, но находит только следы разрушения на месте домика своей невесты. Не выдержав потрясений, Евгений сходит с ума, не возвращается в свой бедный угол, бесцельно бродит по городу спит где-то на пристани: «И так он свой несчастный век влачил, ни зверь, ни человек, ни то ни её, ни житель света, ни призрак мертвый...»

Кульминацией поэмы становится вторая встреча Евгения с памятником. Он вдруг узнает то место, где спасался во время наводнения, «и львов, и площадь, и того, кто неподвижно возвышался во мраке медною главой, того, чьей волей роковой под морем город основался». Слова, обращенные Евгением к кумиру, едва слышны. «добро, строитель чудотворный! - шепнул он, злобно задрожав. - Ужо тебе!» И дальше, как страшное продолжение безумного бреда героя, начинается фантастическая погоня: «И во всю ночь безумец бедный, куда стоны ни обращал, за ним повсюду всадник медный с тяжелым топотом скакал». Но минуты безумия (а может быть, просветления?) проходят, Евгений больше не смеет даже глаз поднять, проходя мимо памятника, и тихо умирает. Печальная и вполне традиционная развязка.

Кто же оказывается главными фигурами в сюжете поэмы? Не Евгений и Параша, как мог предположить читатель в самом начале повести, а Евгений и Медный всадник, фантастический персонаж, который становится частью горячечного бреда героя, а одновременно - символом жестокой мощи государства, безжалостного к человеку. Но сюжет - это система событий в про изведении, а в «Медном всаднике» над сюжетом, над событиями, над стихией властвует великая философская мысль Пушкина, которая может быть хоть в малой степени понята лишь при анализе уникальной композиции поэмы. Тут-то самое время вернуться к знаменитому вступлению в поэму, которое, не являясь элементом сюжета, является незаменимой частью совершенно го архитектурного строения, каким, бесспорно, стал «Медный всадник». Прежде всего, важно обратить внимание на обширность вступления сравнительно с остальным объемом произведения. Пушкин, превыше всего ставивший «чувство соразмерности и сообразности», конечно, понимал, что объем вступления несоразмерно велик, но, с другой стороны, он хотел ясно донести до читателя, что вступление выполняет не служебную функцию, а несет огромную содержательную нагрузку.

С первых же строк вступления в поэму входит образ Петра Великого, реформатора России, полного «великих дум», которые гением Пушкина отчеканены в литые формулы истории:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в тости будут к нам,

И запируем на просторе!

«Прошло сто лет», и прекрасная мечта Петра осуществилась: город, поистине европейский, вырос «на берегу пустынных волн», стал столицей Российской империи. Поэтическая кар тина «юного града», вознесшегося «пышно, горделиво», - это лучший гимн Петербургу во всей русской литературе. Мелодия вступления к «Медному всаднику» плавно охватывает и дивные городские пейзажи («Невы державное теченье, береговой ее гранит... оград узор чугунный», прозрачность белых ночей), и радость населяющих город людей («девичьи лица ярче роз, и блеск, и шум, и говор балов, а в час пирушки холостой шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой»), и военную мощь молодой столицы перед которой «померкла старая Москва». «Люблю тебя, Петра творенье!» восклицает Пушкин, чтобы в конце вступления резко переломить эту ликующую интонацию словами: «Была ужасная пора...»

Несомненно, главным для автора становится резкий контраст между вступлением и основной, сюжетной, повествовательной частью поэмы. Зачем же нужен этот контраст? Какова его смысловая нагрузка? На этот вопрос удивительно точно ответил Д. Гранин в очерке «Два лика». Через всю поэм через весь ее образный строй проходит двоение лиц, картин, смыслов: два Петра (Петр живой, мыслящий, «мощный властелин судьбы» - и его превращение, Медный всадник, застывшее изваяние), два Евгения (мелкий чиновник, бедный, забитый, униженный властью, - и безумец, поднявший руку на «строи теля чудотворного»), две Невы (украшение города, «державное теченье» - и главная угроза городу и жизни людей), два Петербурга («Петра творенье», «юный град» - и город углов и подвалов бедноты, город-убийца). В этом двоении образ новостроя и заключена не только главная композиционная, но и главная философская мысль Пушкина - мысль о человеке, его само ценности, будь то Петр 1 или Евгений. Медный всадник противостоит и живому Петру как его трагическое превращение, и Евгению как символ бездушной государственности. Как пишет Гранин, «Пушкин с Петром против Медного всадника и с Ев гением против Медного всадника». Для усиления этой мысли поэту необходимо было гениальное вступление в поэму.

Проблематика

Поэма «Медный всадник» завершает в творчестве А. С. Пушкина тему Петра I. Величественный облик царя-преобразователя рисуется в первых же, одически торжественных, строках поэмы:

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих поли,

И вдаль глядел.

Царь-преобразователь предстает перед нами в тот в момент, когда он принимает важнейшее для всей последующей российской истории решение: «Здесь будет город заложен...».

Монументальной фигуре царя автор противопоставляет образ суровой и дикой природы. Картина, па фоне которой предстает перед нами фигура царя, безотрадна (одинокий челн, мшистые и топкие берега, убогие избы «чухонцев»). Перед взором Петра широко раскинувшаяся, несущаяся вдаль река; вокруг лес, «неведомый лучам в тумане спрятанного солнца». Но взгляд правителя устремлен в будущее. Россия должна утвердиться на берегах Балтики это необходимо для процветания страны:

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

Прошло сто лет, и великая мечта Петра осуществилась:

Юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво...

Пушкин произносит восторженный гимн творению Петра, признается в любви к «юному граду», пред блеском которого «померкла старая Москва». Однако отношение поэта к Петру было противоречивым. Если в «Стансах» Пушкин видит в деятельности царя образец государственного служения Отечеству, то позднее, в «Заметках по русской истории XVIII века», он указывает на жестокость этого монарха и па самодержавный характер власти в его царствование.

Это противоречие будет тревожить Пушкина во время его работы пал поэмой «Медный всадник». Петр-самодержец представлен не в каких-либо конкретных деяниях, а в символическом образе Медного всадника как олицетворения бесчеловечной государственности. Даже в тех строках, где Пушкин как будто славит дело Петра уже слышна интонация тревоги:

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы? Образ сияющего, оживленного, пышного города сменяется в первой части поэмы картиной страшного, разрушительного наводнения, выразительными образами бушующей стихии, над которой человек не властен. Стихия сметает все а своем пути, унося в потоках вод обломки строений и разрушенных мостов, «пожитки бледной нищеты» и даже гробы «с размытого кладбища». Образ неукротимых природных сил предстает здесь как символ «бессмысленного и беспощадного» народного бунта. Среди тех, чью жизнь разрушило наводнение, оказывается и Евгений, о мирных заботах которого автор говорит в начале первой части поэмы. Евгений «человек обыкновенный»: он не имеет ни денег, ни чинов, «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой», чтобы жениться на любимой девушке и пройти с ней жизненный путь:

И станем жить и так до гроба,

Рука с рукой дойдем мы оба...

В поэме не указаны ни фамилия героя, ни его возраст, ничего не говорится о прошлом Евгения, его внешности, чертах характера. Лишив Евгения индивидуальных примет, автор превращает его в заурядного, безликого человека из толпы. Однако в экстремальной, критической ситуации Евгений словно пробуждается ото сна и сбрасывает с себя личину «ничтожества». В мире бушующих стихий идиллия невозможна. Параша гибнет в наводнении, и герой оказывается перед лицом страшных вопросов: что есть жизнь человека? не пустой ли она сон «насмешка неба над землей»? «Смятенный ум» Евгения не выдерживает «ужасных потрясений». Он сходит с ума, покидает свой дом и бродит по городу в истрепанной и ветхой одежде, безразличный ко всему, кроме наполняющего его «шума внутренней тревоги ». Словно древний пророк, достигший неправедность мира, Евгений отгорожен от людей и презираем ими. Сходство пушкинского героя с пророком становится особенно явным, когда Евгений в своем безумии внезапно прозревает и обрушивает свой гнев на «горделивого истукана». Через всю поэму, через весь ее образный строй проходит двоение лиц, картин и смыслов: два Петра (Петр живой, мыслящий, «мощный властелин судьбы» и его превращение Медный всадник, застывшее изваяние), два Евгения (мелкий чиновник, забитый, униженный властью, и безумец, поднявший руку на «строителя чудотворного»), две Невы (украшение города, «державное теченье» и главная угроза жизни людей и городу), два Петербурга («Петра творенье», «юный град» и город углов и подвалов бедноты, город-убийца). В этом двоении образного строя и заключена не только главная композиционная, по и главная философская мысль Пушкина Мысль о человеке, его самоценности. «Медный всадник» это и героическая поэма о созидательной деятельности Петра I, и трагическая повесть о бедном петербургском чиновнике, жертве «исторической необходимости» (не случайно автор придал поэме многозначительный подзаголовок: «Петербургская повесть»).

Поэты пушкинской поры,

поэты пушкинской плеяды, поэты пушкинского круга, Золотой век русской поэзии - обобщающее именование поэтов-современников А. С. Пушкина, вместе с ним входивших в число создателей «золотого века» русской поэзии, как называют первую треть XIX столетия . Поэзия пушкинской поры хронологически определяется рамками 1810-1830-х годов.

К поэтам пушкинского круга разумно отнести поэтов, близких Пушкину лично, разделявших с ним гражданские, социальные, философские, этические и эстетические убеждения, принимавших участие в полемике с одними и теми же литературными противниками.

Известно, что Пушкин ценил поэзию Давыдова и, по собственному признанию, учился у него лихо «закручивать» стих.

Поэт-гусар Денис Давыдов обладал неповторимым поэтическим голосом, а его поэзия – свое, легко узнаваемое лицо, точнее – литературную маску. В поэзии Давыдов примерил к себе и стал носить понравившуюся ему поэтическую маску бесшабашно-смелого, бесстрашного, отважного воина и одновременно лихого, веселого и остроумного поэта-рубаки, поэта-гуляки, не стеснявшегося нарушить светский этикет, светские приличия, решительно предпочитавшего прямое и простое слово манерному и жеманному.

Между боями, на «биваке», он предается «вольному разгулу» среди доблестных друзей, готовых на любой подвиг. Давыдов не терпит «служак», карьеристов, муштру, всякую казенщину. Вот как он обращается к своему другу гусару Бурцову, приглашая отведать знаменитый арак (крепкий напиток).

На коротком отдыхе он никогда не забывает о родине и о «службе царской», то есть о воинском труде. Давыдов гордился тем, что его поэзия непохожа ни на какую другую, что она родилась в походах, боях, в досугах между битвами. Создав себе маску лихого гусара-поэта, Давыдов стал носить ее в жизни и как бы сросся с ней, подражая в бытовом поведении своему лирическому герою и отождествляя себя с ним.

Из старших друзей и сверстников Пушкина наиболее талантливыми были князь П.А. Вяземский, А.А. Дельвиг и Н.М. Языков. Все они обладали собственными поэтическими «голосами», но при этом испытали влияние Пушкина и входили в пушкинский круг поэтов.

Важнейшее качество Вяземского-поэта – острое и точное чувство современности. Он чутко улавливал жанровые, стилистические, содержательные изменения, которые намечались или происходили в литературе. Другое его свойство – энциклопедизм. Поэт был необычайно образованным человеком. Третья особенность Вяземского – рассудочность, склонность к теоретизированию. Он был крупным теоретиком русского романтизма. Но рассудительность в поэзии придавала его сочинениям некоторую сухость и приглушала эмоциональные романтические порывы.

Поэтическая культура, взрастившая Вяземского, была одной природы с поэтической культурой Пушкина. Вяземский ощущал себя наследником XVIII в., блестящего века Просвещения, поклонником Вольтера и других французских философов. Он с детства впитал любовь к просвещению, к разуму, для него характерны либеральные взгляды, стремление к полезной государственной и гражданской деятельности, а в творчестве – тяготение к традиционным поэтическим формам – свободолюбивой оде, меланхолической элегии, дружескому посланию, притчам, басням, эпиграмматическому стилю, сатире и дидактике. Во множестве стихотворений он развивал мысль о естественном равенстве, о превосходстве духовной близости над чопорной родовитостью, утверждал идеал личной независимости, союза ума и веселья. Предпочтение личных чувств официальным стало темой многих его стихотворений. В этом не было равнодушия к гражданскому поприщу, не было стремления к замкнутости или к уходу от жизни. Противопоставляя домашний халат ливрее, блеск и шум света «тихому миру», полному богатых дум, Вяземский хотел сделать свою жизнь насыщенной и содержательной. Его частный мир был гораздо нравственнее пустого топтанья в светских гостиных. Внутренне свободным он чувствовал себя дома. Вяземский понимал, что уединение – вынужденная, но отнюдь не самая удобная и достойная образованного вольнолюбивого поэта позиция. По натуре Вяземский – боец, но обществу чуждо его свободолюбие.

Став карамзинистом, сторонником карамзинской реформы русского литературного языка, увлекшись затем идеями романтизма, он вскоре выступил как поэт-романтик. В его понимании романтизм – это освобождение личности от «цепей», низложение «правил» в искусстве и творчество нескованных форм. Проникнутый этими настроениями, Вяземский пишет гражданское стихотворение «Негодование», в котором обличает общественные условия, отторгнувшие поэта от общественной деятельности, элегию «Уныние», в которой славит «уныние», потому что оно врачует его душу, сближает с полезным размышлением, дает насладиться плодами поэзии. В романтизме Вяземский увидел опору и своим поискам национального своеобразия, стремлениям постичь дух народа.

Главное различие между словоупотреблением Пушкина и Вяземского состоит в том, что поэтическое слово Пушкина приближено к предмету, а поэтическое слово Вяземского удалено от него. Вяземский, как будто стыдясь называть вещи своими именами, прибегает к помощи метафор, устойчивых поэтических символов и выражений. Ему кажется, что сам по себе тот или иной предмет недостаточно поэтичен, что само в себе слово не содержит поэтичности и, следовательно, ее надо в него привнести, надо, например, так описать коня, чтобы он выглядел и поэтичным, и красивым.

В отличие от Вяземского, лицейский и послелицейский товарищ Пушкина поэт А.А. Дельвиг облек свой романтизм в классицистические жанры. Он стилизовал античные, древнегреческие и древнеримские стихотворные размеры и воссоздавал в своей лирике условный мир древности, где царствуют гармония и красота. Для своих античных зарисовок Дельвиг избрал жанр идиллий.

Действие идиллий Дельвига развертывается обычно под сенью деревьев, в прохладной тишине, у сверкающего источника. Поэт придает картинам природы яркие краски, пластичность и живописность форм. Состояние природы всегда умиротворенное, и это подчеркивает гармонию вне и внутри человека.

Герои идиллий Дельвига – цельные существа, никогда не изменяющие своим чувствам. В одном из лучших стихотворений поэта – «Идиллии» («Некогда Титир и Зоя под тенью двух юных платанов…») – восхищенно рассказывается о прекрасной любви юноши и девушки, сохраненной ими навеки. В наивной и чистой пластической зарисовке поэт сумел передать благородство и возвышенность нежного и глубокого чувства. И природа, и боги сочувствуют влюбленным, оберегая и после их смерти неугасимое пламя любви. Герои Дельвига не рассуждают о своем чувстве – они отдаются его власти, и это приносит им радость.

В другой идиллии – «Друзья» – весь народ, от мала до велика, живет в согласии. Ничто не нарушает его безмятежного покоя. После трудового дня, когда «вечер осенний сходил на Аркадию», «вокруг двух старцев, друзей знаменитых» – Палемона и Дамета – собрался народ, чтобы еще раз полюбоваться их искусством определять вкус вин и насладиться зрелищем верной дружбы. Привязанность друзей родилась в труде. Отношения любви и дружбы выступают в поэзии Дельвига мерилом ценности человека и всего общества. Не богатство, не знатность, не связи определяют достоинство человека, а простые личные чувства, их цельность и чистота.

Читая идиллии Дельвига, можно подумать, что он явился запоздалым классицистом в романтическое время: темы, стиль, жанры, размеры – все это взято у классицистов. И все-таки причислять к ним Дельвига было бы неверно. Дельвиг – романтик, который тоскует по утраченной античности, по условному миру классической стройности и гармонии. Он разочарован в современном ему обществе, где нет ни настоящей дружбы, ни подлинной любви, где человек чувствует разлад и с людьми, и с самим собой. За гармоничным, прекрасным и цельным миром античности, о которой сожалеет Дельвиг, стоит лишенный цельности человек и поэт. Он озабочен разобщенностью, разорванностью, разрозненностью людей, страшится будущего и романтически переживает все это в своей поэзии. Дельвиг внес в антологический жанр идиллии несвойственное ему содержание – скорбь о конце «золотого века». Подтекст его восхитительных идиллий, наивных и трогательных в своей жизнерадостности, коренится в чувстве тоски по утраченной гармонии между людьми и между человеком и природой. В мире под покровом гармонии таится хаос, и потому прекрасное – хрупко и ненадежно. Но потому и особенно дорого. Так в идиллию проникают элегические мотивы и настроения. Ее содержание становится драматичным и печальным.

Совсем иной по содержанию и по тону была поэзия Н.М. Языкова. Пафос лирики Языкова, ее эмоционально-смысловое наполнение, – пафос романтической свободы личности – личности, которая верила в достижение свободы, а потому радостно и даже порой бездумно, всем существом принимала жизнь. Языков радовался жизни, ее кипению, ее безграничным и многообразным проявлениям. И такое отношение к жизни зависело не от его политических или философских взглядов – оно было безоглядным. Поэт не анализировал, не пытался понять и выразить в стихах причины своего жизнелюбивого миросозерцания. В его лирике заговорила природа человека как свободного и суверенного существа. И это чувство свободы касалось в первую очередь его, Языкова, личности и ближайшего к нему окружения – родных, друзей, женщин. И хотя в стихотворениях Языкова нет-нет да и появятся ноты печали и сомнений, они все-таки единичны. Они огорчают, но не пугают, не обессиливают и легко преодолеваются.

Приподнятое настроение, жизнелюбие, восторженное состояние души выразилось в поэтической речи Языкова торжественно и вместе с тем естественно. Это происходит потому, что восторг вызывают у Языкова любые предметы – «высокие» и «низкие» с точки зрения классицизма. Поэтический восторг Языкова «заземлен», лишен величавости, одического «парения» и выступает естественным чувством свободной личности. Отсюда понятно, что центральные жанры языковской лирики – гимн и дифирамб. При этом любой жанр – песня и элегия, романс и послание – могут стать у Языкова гимном и дифирамбом, потому что в них преобладает состояние восторга. Таким путем Языков достигает свободы от «правил» классицизма. Всем этим поэт обязан эпохе романтизма.

Для того чтобы выразить романтическую свободу как восторг души, Языкову необходимо было виртуозно овладеть стихом и стилем. И тут учителем Языкова был Пушкин. Языков довел поэтическую стилистику, выработанную Пушкиным, и ямбический размер до предельного совершенства. Стихи Языкова льются безостановочно, им нет преград, они не встречают препятствий. Стихотворения формально настолько совершенны, что слова льнут друг к другу. Стих полностью подвластен поэту, который овладел стихотворным периодом и, казалось, может длить его без конца. Например, в послании «Д.В. Давыдову» каждая строфа состоит либо из одних восклицательных и вопросительных предложений, либо из одного предложения. Главные достижения Языкова связаны с жанрами элегий и посланий. В них поэт создает образ мыслящего студента, который предпочитает свободу чувств и вольное поведение принятым в казенном обществе нормам поведения, религиозным запретам и официальной морали. Разгульное молодечество, кипение юных сил, «студентский» задор, смелая шутка, избыток и буйство чувств – все это было, конечно, открытым вызовом обществу, которое крепко опутало личность целой системой условных правил поведения. Языков не находил, как и другие передовые дворяне, душевного простора. Ему было душно в атмосфере российской действительности, и этот естественный протест юной души вылился в своеобразной форме студенческих пирушек, в независимости мыслей и чувств, в ликующем гимне свободной жизни, в прославлении ее чувственных радостей, живом и непосредственном приятии бытия. В этом «студентском» упоении жизнью, в громкой похвальбе, в богатырском размахе чувств слышалось не бездумное веселье, а искреннее наслаждение молодостью, здоровьем, свободой. Здесь человек был сам собой, каков он есть по своей природе, без чинов и званий, отличий и титулов. Он представал целостным и гармоничным, в единстве чувств и мыслей. Ему были доступны и переживания любви, природы, искусства, и высокие гражданские чувства.




Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: