Поэтический текст на уроке (из опыта проведения "уроков поэзии"). Прощенное святое воскресенье. Люблю грозу в начале мая

ПЕРЕДРЕЕВ Анатолий Константинович (1934 - 1987), русский поэт. В стихах, отмеченных подчеркнутой традиционностью, - трагическое переживание отрыва цивилизации от природы, нивелирования подлинных духовных ценностей, тема "малой родины". Сборники: "Судьба" (1964), "Равнина" (1971), "Возвращение" (1972), "Дорога в Шемаху" (1981), "Стихотворения" (1986).

СЛОВО О ПЕРЕДРЕЕВЕ

К деревне ведет и тропа и дорога.
Еще так богата земля, и так много

И сил, и красы у земли этой древней...
Доколе лежать ей, как спящей царевне,

Доколе копить ей в полях своих грусть,
Пора собирать деревенскую Русь!

В этой поэме деревня предстает спящей царевной из сказки В.А.Жуковского, о чем с прозорливой проницательностью еще при жизни А.Передреева успела сказать Татьяна Глушкова в своей книге статей «Традиция – совесть поэзии»: «Характерно, что в полном соответствии с фольклорной традицией, со всем мудрым жизненным опытом народа, мостком перехода от небытия к бытию, средством, служащим обновлению помраченного, утраченного духа, оказывается в повествовании А.Передреева быт, бытово-физическое действие, подготавливающее тело к возвращению в него души. В данном случае это – русская деревенская, «черная» баня с ее «целительным даром», подобным свойству мертвой и живой воды, воскрешающей в сказках сраженного героя».
Анатолий Передреев как бы вручил нам руководство к действию. А действительность и время устами поэта диктуют свою волю:

Пора! – это Времени слышно веленье –
Увидеть деревне свое возрожденье.

А все, что в душе и в судьбе наболело, –
Привычное дело, привычное дело...

Во второй половине двадцатого века такие поэты как Николай Рубцов, Алексей Прасолов, Николай Тряпкин, Анатолий Передреев – самые яркие продолжатели классической, пушкинской традиции в русской поэзии. Их творчество предельно искренне, жизнеутверждающе и оптимистично, несмотря ни на какие тяготы их жизни, неустроенность быта, перипетии личной судьбы. Их поэзия – подлинна. Их отношение к творчеству, к великому русскому слову должно являться примером для каждого, кто чувствует в себе силу поэтического дара, кто одержим стремлением к истинно духовной работе, а не к мнимым успехам литературных экспериментов и стихотворному паясничеству.
Из личного общения с Анатолием Передреевым я вынес для себя урок необычайной строгости и честности к Поэзии. Несмотря ни на что, при любых обстоятельствах А.Передреев был до предела искренен, до жестокости честен в своем творчестве и во взгляде на стихотворную работу других. Он мог месяцами не написать ни строчки, ибо брался за перо только по велению взволнованной души и чистого, неподкупного сердца. И потому мы не найдем в его стихах ни одного фальшивого слова, ни одной случайной, лишней строки.
Известно, что А.Передреев был самым близким другом Николая Рубцова. Два чистейших, честнейших поэта второй половины двадцатого века встретились в Москве и, чувствуя огромный талант друг друга, подружились, делили трудности московской студенческой жизни... Есть фотография, где Рубцов и Передреев – молодые и красивые – стоят обнявшись. Они навсегда останутся для нас молодыми. Даже Передреев – высокий, стройный, подтянутый, улыбающийся, с копной густых волос, с поблескивающими глазами – хоть и пережил Рубцова на семнадцать лет...
Кто из молодых современных поэтов способен так же достойно, высоко и честно пронести переданную нам А.Передреевым поэтическую эстафету? В одном только можно не сомневаться: это будет поэт, выросший из великой пушкинской традиции и осознавший ее как единственную, многогранную, духоподъемную основу, питающую все истинно русские таланты.
Валерий ХАТЮШИН

Анатолий ПЕРЕДРЕЕВ

Я УЧИЛСЯ ПИСАТЬ

В. Астафьеву

Я учился писать...
Мимо школы – колонны, колонны
Колыхались рекой
И впадали в невидимый фронт...
Я учился писать
Не спеша, с нажимом, с наклоном.
И скрипело стальное
Защитного цвета перо.
Я учился писать...
Лихорадочно били зенитки,
У войны отвоевывая
Островки тишины.
И таскал я в карманах
Тяжелые рваные слитки,
Как горячие метеориты войны.
Я учился писать...
Где-то плавились танки,
Где-то люди кричали,
Умирая в огне и дыму...
Я учился писать
Изложения о Каштанке,
Я учился страдать
Над судьбою Герасима и Муму.
Я учился писать,
И хрустящие хлебные карточки
От себя отрывала
По клеточке
Мать.
Чтоб меня не тошнило,
Чтоб меня не шатало за партою...
Я учился писать!..
1959

Перебираю детство, как наследство,
Припоминаю тысячу вещей...
Я, как слепой,
Ищу на ощупь детство
И падаю –
Проваливаюсь в щель.
Я погружаюсь в темноту и глину,
В узлы пожитков,
Сваленных на дне...
Я обнимаю худенькую спину
Моей сестры,
Прижавшейся ко мне.
Над нами мир
Раскромсанный и черный,
Провалы тишины сменяют гул...
И слышно –
В щель протискивает корни
Наш сад,
Забытый нами наверху...
1959

БОТИНКИ

Собралось множество народу,
И каждый мне давал наказ,
Поскольку в дальнюю дорогу
Я собирался в первый раз.
А мне завидовало столько!
И надо было понимать –
Я еду
В город Севастополь
В морскую школу поступать.
И, старый шкаф открыв со скрипом,
Собрав меня
В серьезный путь,
Ботинки черные –
Со скрипом –
Мне мать позволила обуть...
В вагон вошел я по билету,
А ехать мне четыре дня,
И документ за семилетку
Лежал в кармане у меня.
И не сумел понять я толком,
Откуда смог вагон узнать:
Я еду в город Севастополь
В морскую школу поступать!
А пассажиры мне:
– Братишка!
Таких нельзя не принимать,
Да ты, милок, в своих ботинках
Парады будешь принимать! –
И было все отлично, в общем,
Я ехал весело и всласть,
Хоть ехал я
В вагоне общем,
Где негде яблоку упасть.
И на одном глухом вокзале
Заснул, как мертвый, среди дня,
И среди дня ботинки сняли,
Ботинки новые,
С меня.
Ах, как я бегал по вокзалу,
Ботинки черные искал,
Вокзал
Жевал
И хлеб, и сало,
Вокзал
Сочувственно икал.
И было мне
Понятно только,
Что я остался босиком...
Ну, как я
В город Севастополь
Таким поеду босяком?!
1961

В ПЕРЕУЛКЕ

Что ты шаг ускоряешь, прохожий,
В переулке полночном глухом,
И спешишь по шуршащей пороше,
И стучишь, и стучишь каблуком?!
Что ты ближе стараешься к свету,
Всей спиною меня сторожа?
Я не прячу в кармане кастета,
Не держу воровского ножа.
Я не прячусь за темные стены,
Я не жду в переулках кривых
Ни наручных твоих, драгоценных,
Ни карманных твоих, трудовых.
Просто дело мое молодое,
Просто кружится, падает снег...
Протяни огонек мне в ладонях,
Разреши прикурить, человек!
1961

***
Верните мои детские года
И отберите взрослости приметы,
Чтоб смог прижать я к сердцу навсегда
Друзей, каких светлей и чище нету,
Верните невозвратные года...
Доверчив я и простодушен был...
Теперь душа в рассудке закоснела...
Верните мне ребяческий мой пыл,
Чтоб всё, что на душе,
Открыть мне смело.
1961

КОНДУКТОР ПРИГОРОДНОГО
Он был погоней разозленный,
На все застегнутый крючки,
Он так вращал свои зеленые,
Свои казенные зрачки!
Загнать меня, как зайца, в угол,
Поймать меня за воротник!
Такой старательный кондуктор,
Такой исправный проводник.
Ни разу я не увернулся,
Ни разу я не прошмыгнул...
Ни разу он не улыбнулся,
Ни разу он не подмигнул.
1961

***
И вот стою
И погибаю
Среди райцентровской грязи...
Вот снова руку поднимаю,
Вот подбегаю:
– Подвези! –
Шофер берет меня,
Сажает,
А я ему ни свят, ни зять,
Шофер глаза свои сужает,
Соображает – сколько взять.
А я закуриваю веско.
Я – будь спокоен – заплачу!
А он дает на всю железку,
А я, откинувшись, молчу.
А он поглядывает косо,
А я поглядываю вдаль,
А я кусаю папиросу,
Соображая – что же дать.
Ведь ни аванса, ни получки, –
В кармане нет ни пятака.
Вот разве только авторучка
Одна торчит из пиджака.
А если скажет – зря возился?
А если ручку не возьмет?..
А он один остановился,
А он один меня везет...
А на щеке его морщина,
А он задумчиво глядит
И, тормозя свою машину,
Мне так,
Не глядя,
Говорит:
– Вылазь, вылазь, не суетись,
Иди, иди, студент, учись!
1961

***
Люди пьют.
Самогон и водку,
Спирт, перцовку, портвейн, коньяк.
Шевеля кадыками,
Как воду,
Пьют – напиться не могут никак.
Не беду, не тоску разгоняют,
Просто так
Соберутся и пьют,
И не пляшут совсем, не гуляют,
Даже песен уже не поют.
Тихо пьют.
Словно молятся – истово.
Даже жутко –
Посуду не бьют...
Пьют артисты и журналисты,
И последние смертные пьют.
Просто так,
Просто так напиваются,
Ни причин, ни кручин – никаких.
Просто так,
Просто так собираются
В гастрономах с утра –
«На троих».
Люди пьют...
Все устои рушатся –
Хлещут насмерть,
Не на живот –
Разлагаются все содружества,
Все сотрудничества
И супружества, –
Собутыльничество живет.
1963

ОКРАИНА

Околица родная, что случилось?
Окраина, куда нас занесло?
И города из нас не получилось,
И навсегда утрачено село.
Взрастив свои акации и вишни,
Ушла в себя и думаешь сама,
Зачем ты понастроила жилища,
Которые ни избы, ни дома?!
Как будто бы под сенью этих вишен,
Под каждым этим низким потолком
Ты собиралась только выжить, выжить,
А жить потом ты думала, потом.
Окраина, ты вечером темнеешь,
Томясь большим сиянием огней,
А на рассвете так росисто веешь
Воспоминаньем свежести полей.
И тишиной, и речкой, и лесами,
И всем, что было отчею судьбой...
Разбуженная ранними гудками,
Окутанная дымкой голубой!
1964

В. Кожинову

Как эта ночь пуста, куда ни денься,
Как город этот ночью пуст и глух...
Нам остается, друг мой, только песня -
Еще не все потеряно, мой друг!

Настрой же струны на своей гитаре,
Настрой же струны на старинный лад,
В котором всё в цветенье и разгаре -
«Сияла ночь, луной был полон сад».

И не смотри, что я не подпеваю,
Что я лицо ладонями закрыл,
Я ничего, мой друг, не забываю,
Я помню всё, что ты не позабыл.

Все, что такой отмечено судьбою
И так звучит - на сердце и на слух, -
Что нам всего не перепеть с тобою.
Еще не всё потеряно, мой друг!

Еще струна натянута до боли,
Еще душе так непомерно жаль
Той красоты, рожденной в чистом поле,
Печали той, которой дышит даль...

И дорогая русская дорога
Ещё слышна - не надо даже слов,
Чтоб разобрать издалека-далёка
Знакомый звон забытых бубенцов.
1965

* * *
В атмосфере знакомого круга,
Где шумят об успехе своем,
Мы случайно заметим друг друга,
Не случайно сойдемся вдвоем.
В суматохе имен и фамилий
Мы посмотрим друг другу в глаза...
Хорошо, что в сегодняшнем мире
Среднерусская есть полоса.

Хорошо, удивительно, славно,
Что тебе вспоминается тут,
Как цветут лопухи в Лихославле,
Как деревья спокойно растут.
Не напрасно мы ищем союза,
Не напрасно проходят года...
Пусть же девочка русая – муза
Не изменит тебе никогда.
Да шумят тебе листья и травы,
Да хранят тебя Пушкин и Блок,
И не надо другой тебе славы,
Ты и с этой не столь одинок.
1967

ЛЕБЕДЬ У ДОРОГИ

Рядом с дымной полосою
Воспаленного шоссе
Лебедь летом и весною
Проплывает, как во сне.
Приусадебная заводь.
Досок выгнивший настил...
Кто сиять сюда и плавать
Лебедь белую пустил?!
Целый день звенят колеса,
Накаляясь от езды,
Щебень сыплется с откоса,
Доставая до воды.
Ничего она не слышит,
Что-то думает свое,
Жаркий воздух чуть колышет
Отражение её.
То ли спит она под кущей
Ослепительного сна,
То ль дорогою ревущей
Навсегда оглушена.
То ль несет в краю блаженства
Белоснежное крыло,
Во владенья совершенства
Не пуская никого.
1970

ВОСПОМИНАНИЕ О СТАРШЕМ БРАТЕ

То ли сон о старшем брате,
То ли память детских лет:
Рук широкое объятье,
Портупея. Пистолет.
Помню все на цвет, на запах,
Помню, главное, на слух:
«Дан приказ ему на запад...» –
Песня слышалась вокруг.
С этой песней на неделю
Прибыл он под отчий кров...
С этой песней скрипнул дверью,
Слышу скрип его шагов.
Скрип сапог живого брата,
Уходящего от нас, –
Дан приказ ему на запад,
Дан приказ,
Приказ,
Приказ.
...Он успел из-подо Львова,
Первым принявшим грозу,
Написать, послать два слова:
«Был в бою, стоим в лесу...»
Не узнать мне, что с ним сталось
Во втором его бою,
Может, после не осталось
Даже леса в том краю...
Не воротится назад он,
Слишком столько долгих лет
Дан приказ ему на запад...
Портупея... Пистолет...
1970

ПЕХОТА 41-го ГОДА

Только выйду за ворота,
Только выбегу – и вот,
Вижу: движется пехота,
По бокам стоит народ...
За колонною колонна,
Колыхаются полки –
Непреклонные знамена,
Неуклонные штыки.
За шеренгою шеренга –
Грудь равняется на грудь –
Пылью светится железной,
Потом, блещущим, как ртуть.
За винтовкою винтовка –
Монолитный взмах руки...
Алюминиевые только
Им мешают котелки.
Этих красок половодье!
Этих труб литая медь!..
Мне догнать бы их сегодня,
Попрощаться бы успеть.
1970

ДНИ ПУШКИНА

Всё беззащитнее душа
В тисках расчётливого мира,
Что сотворил себе кумира
Из тёмной власти барыша.

Всё обнаженней его суть,
Его продажная основа,
Где стоит всё чего-нибудь,
Где ничего не стоит слово.

И всё дороже, всё слышней
В его бездушности преступной
Огромный мир души твоей,
Твой гордый голос неподкупный.

Звучи, божественный глагол,
В своём величье непреложный,
Сквозь океан ревущих волн
Всемирной пошлости безбожной...

Ты светлым гением своим
Возвысил душу человечью,
И мир идет к тебе навстречу,
Духовной жаждою томим.

100510 Швырева Л

Что делать нам с бессмертными стихами?

Н. Гумилев

Салтыков-Щедрин однажды пошутил, что стихи писать – все равно, что ходить по разостланной по полу веревочке, да еще на каждом шагу приседая. Трудно. Очень трудно. А читать, понимать стихи? Наверное, не менее трудно. Этому надо учить, как и чтению любого художественного произведения. Ведь художественное произведение – диалог с читателем, а чтение – это общение с писателем, с героями произведения. Общение, успех которого определяется в большей мере тем, каков читатель, слушатель, - даже не определяется, а предопределяется степенью его духовного настроя на сопереживание, его желанием и умением “осуществить”, а не “исказить”… Восприятие художественного текста как процесс творческий находится в зависимости от “нравственно-интеллектуальных усилий” (С.Аверинцев) читателя, от его читательского искусства, умения вступать в диалог, в процесс общения с текстом. Этому тоже надо учить.

Мне могут возразить, что трудность воспитания талантливого читателя состоит в том еще, что читать наши дети не хотят, не любят. Чтение художественной литературы год от года уступает место другим занятиям. И хорошо еще, если заменяют его просмотром фильмов, передач достойных. Но проблема чтения становится проблемой в кубе, когда дело касается чтения лирики.

В чем причина данного явления? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Тут причин много. Но главные, на наш взгляд, следующие: сложность восприятия такого рода литературы, что не всегда учитывается в школьном преподавании; недостаточное разнообразие в школьной программе стихов; отсутствие интереса к поэтическим произведениям у самих учителей и отсюда однотипность уроков по изучению стихов “хороших и разных” поэтов.

“Само чтение поэта есть уже творчество”, - считал несравненный русский лирик и педагог И.Ф. Анненский.

А порой у детей нет желания вообще участвовать в этом.

Так ли необходимы стихи? Мы нормально живем, ходим, смотрим телевизор. Мы очень заняты. Когда нам голодно, мы заявляем о своем желании отнюдь не стихами. Когда нам больно, мы не прибегаем к ямбу и хорею. Когда в нас пробуждается важная, неотложная мысль, - мы не слагаем сонет. Всякий раз мы обращаемся к услугам “презренной”, но, право, такой необходимой прозы.

Очевидно, всем стихи не бывают нужны всегда – как хлеб, воздух, вода. Но ведь никто не отрицает вечной истины: не хлебом единым жив человек.

В определенные, значительные в жизни моменты духовного, нравственного напряжения, осмысления содеянного, стихи просто необходимы. Это тоже пища, но пища не для желудка, а для души.

Не следует только думать, что богатства поэзии откроются любому и каждому, лишь произнесешь волшебное: “Сезам!” Это очень трудно и очень сложно. Начинать нужно как можно раньше. С начальной школы. Ребенок лучше взрослого умеет преображать явь в сказку.

Начинаем с “Подскажи словечко” на уроках русского языка. Решаем и литературные (поэтические) и орфографические задачи.

Например:

Елка слишком высока
Достает … [до потолка].
На зеленую полянку
Вышел мишка … [спозаранку].

Методическая литература по этому вопросу полна заблуждений, “белых пятен”. Например, программы педагогов, которые как-то занимаются поэзией, выглядят примерно так:

5 класс. Стихи и проза. Наблюдение над поэтической интонацией, звукозапись, яркость поэтического слова, рифма. Ритм.

6 класс. Кому и зачем нужна поэзия? Анализ стихотворений о русской природе.

7 класс. Чудо поэтического слова. Многозначность слова в лирическом стихотворении.

8 класс. “Души прекрасные порывы…”. Обобщение представлений о лирической поэзии.

9 класс. Стихи современных русских поэтов.

10 класс. “Только влюбленный имеет право на звание человека”.

11 класс. Рок-концерт стихов о любви.

На первый взгляд, все хорошо. Стройно. Системно. Даже солидно. Но программа эта не отвечает на вопрос, как быть в промежутке между 5 и 6, 7 и 8 классами. Это же целая эпоха в жизни ребенка. Он стремительно меняется. Любовь не будет ждать нашу программу до 10 класса.

Итак, начинаем со стихов. “Подскажи словечко”, поэтические пятиминутки, письмо по памяти, обучение игре в буриме и т.д. Запоминаем имена поэтов. (Обычно в начале 5-6 классов кроме Пушкина, Барто, еще называют 1-2 имени).

Главное на этом этапе – не перегрузить. Не навредить. Вводить умело, неназойливо. Чтобы было интересно.

Учитывать возрастные и даже сиюминутные потребности. Влюбленность. Необходимость развивать вкус.

Быть тактичным. Поэзия – это очень личное.

Здесь нет ничего второстепенного. Важно все. Даже то, что текст у каждого перед глазами. Бумага различного формата, цвета, папки разных цветов. Шрифт, оформление, иллюстрации. Все должно быть выполнено аккуратно, с любовью.

Дети часто воспринимают все по-своему. Не высмеивать, не обижать. Позже, почувствовав заинтересованность учителя, дети будут читать, будут доверять и учителю и классу.

Учить наблюдать, быть внимательным читателем. Поддерживать интерес к поэзии.

Не бросая занятий по поэзии на уроках русского языка, с 5-6 класса необходимо проводить специальные уроки поэзии.

И.С. Тургенев в статье, посвященной поэзии Ф.И. Тютчева, писал, что для того, чтобы “вполне оценить г. Тютчева, надо самому читателю быть одаренным некоторою тонкостию понимания, некоторою гибкостью мысли… Фиалка своим запахом не разит на двадцать шагов кругом: надо приблизиться к ней, чтобы почувствовать ее благовоние”.

Чтобы “вполне оценить” произведение художественной литературы как явление искусства слова, чтобы “приблизиться к нему”, надо обратиться к его языковому анализу, понять, как живут, как взаимодействуют слова в стихотворении, как они зависят друг от друга, как велико значение каждого звука в строке.

Обо всем этом мы говорим на уроках, посвященных Поэзии.

Вот фрагменты трех уроков-путешествий (5 и 6 класс). Дети взрослеют вместе с прекрасными строчками поэтов, учатся все точнее, глубже понимать их.

Путешествие в страну Поэзию.

На доске:

Припомним, Вадим Шефнер,

Перечтем, Новелла Матвеева

П. Антокольский

Есть на свете прекрасная волшебная страна Поэзия. Попасть в нее и легко и достаточно сложно.

Просто потому, что для этого нужно лишь раскрыть томик стихов (всего-навсего!)

А сложно потому, что страна Поэзия не каждому открывает свои чудеса.

Что же для этого необходимо? Вы знаете, что у каждой страны есть свои законы, которые необходимо знать и выполнять. Вот и у страны Поэзии тоже есть свои законы.

Ритм. Рифма.

У вас карточки, на которых нужно дописать строчку.

Сторожихи спят в сторожках,
Спят коты и мыши,
Дождь … …
Пробежал по крыше.

Попробуем продолжить строчку, найти рифмы. А теперь послушаем, как поэт говорит:

Дождь в серебряных сапожках
Пробежал по крыше.

Понравилось? Действительно, первые капли дождя крупные, резкие, как будто в самом деле кто-то простучал по крыше звонкими коваными сапожками. И сразу возникает ощущение сказки: дождь пробежал, как маленький веселый человечек. Послушаем стихотворение.

В. Шефнер. Колыбельная

Сторожихи спят в сторожках,
Спят коты и мыши,
Дождь в серебряных сапожках
Пробежал по крыше.

Постояв над нами малость,
Туча грозовая
Быстро к западу умчалась
Небо открывая.

И над нами ходят важно
Звезды и планеты,
Протянув к травинкам влажным
Проволочки света.

Ходят звезды без дороги
В выси беспредельной
Как девчонки – недотроги
От земли отдельно.

Какой же можно сделать вывод? Мы увидели, что страна Поэзия не так уж и проста. Для того, чтобы она открыла свои тайны, свои чудеса, необходимо читать и слушать стихи, вдумываться в поэтическое слово, слушать музыку стиха. Этому надо учиться.

А теперь послушаем еще одно стихотворение.

Солнечный зайчик

Я зайчик солнечный, снующий
По занавескам в тишине,
Живой, по-заячьи жующий
Цветы обоев на стене.
На грядке стрельчатого лука,
Насквозь проткнувшего зарю,
Из полумрака, полузвука
Рождаюсь я – и говорю:
Я зайчик солнечный, дразнящий
И если кинусь я бежать,
Напрасно зайчик настоящий
Меня старается догнать.

По маслянистым кольцам дыма,
По крышам, шпалам, парусам
Бегу, привязанный незримо
Лучом восхода к небесам…
Я зайчик солнечный, блестящий,
Я неба плоть, я солнца кровь!
И там, где зайчик настоящий
Крадет капусту и морковь…
Цела морковь, жива капуста,
В росинках яблоня блестит,
И нет ни чавканья, ни хруста,
Где зайчик солнечный гостит.
Я не беру, не отнимаю,
Я отдаю, я отдаю!
Я всех люблю! Всех понимаю!
Для всех танцую! Всем пою!

Если бы мы попытались нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, какие краски вы выбрали?

Конечно светлые, радостные, много желтого, золотого. А можно ли нарисовать солнечный зайчик? Это ведь не пушистый серый заяц, с которым сравнивается герой стихотворения, это пятнышко света, кусочек солнца, веселый, дразнящий, дающий радость. Поэт В. Берестов сказал об этом стихотворении: “Солнечный зайчик – это как бы взгляд человека, умеющего видеть в жизни поэзию. Поэзию, которая возникает повсюду, куда бы ни упал этот чудесный взгляд”.

Мы познакомились с настоящим, хорошим стихотворением. В нем есть и ритм, и рифма. Но главное в нем, как и в любом стихотворении, - чувства, настроение, глубина мысли.

И не все в стихах открывается с первого раза. Только внимательно читая и слушая стихи, вдумываясь в слово, можно действительно понять их.

Рисуем иллюстрацию к стихотворению.

В мастерской поэтического слова.

На доске:

Николай Гумилев

Анатолий Передреев

Вадим Шефнер

Поэтическая пятиминутка. Н.Гумилев. Капитаны (отрывок), Жираф.

Вы сейчас услышали чудесные стихи Николая Гумилева. Удивительно красивые стихи. Они овеяны романтикой моря, романтикой подвига. А я вам прочту стихотворение Анатолия Передреева, нашего современника, “В тайге”. Послушайте.

Качались ели,
Тишину колыша,
Встревоженно отряхивая снег…
Скользил по снегу
Человек на лыжах,
И очень торопился человек.

Он знал –
Опасна ранней мглы завеса,
Он видел –
Затевается пурга.
Не выберешься вовремя из леса,
Начнешь плутать, -
Не выпустит тайга.
И он спешил.
И знал он, что успеет
Дойти к жилью,
К веселому огню,
Успеет раньше,
Чем в лесу стемнеет…

И вдруг
Увидел
Странную лыжню.

Петляя меж стволами,
Как слепая,
Она металась
И понял человек,
Что погибает
Лыжня чужая,
В дебри уходя.

А он спешил,
Он очень торопился,
Он шел к жилью,
К веселому огню…
Качались ели,
Ветер в елях бился,
И две лыжни
Слились в одну лыжню.

Две последние строки не читаем. Попросим детей рассказать, что произошло в тайге.

Чем, по мнению ребят, должно кончиться стихотворение? Попробуем закончить его.

После окончания работы.

Какой финал лучше?

Поэт не просто подбирает слова в рифму. Он умеет найти такие слова, которые заставляют нас и волноваться, и радоваться, и гордиться.

Послушаем стихотворение еще раз.

Какой же можно сделать вывод?

Мы увидели, что страна ПОЭЗИЯ не так уж и проста. Для того, чтобы она открыла свои тайны, свои чудеса, необходимо читать и слушать стихи, вдумываться в поэтическое слово, слушать музыку стиха. Этому надо учиться.

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.

(“Е. Онегин” А. Пушкин)

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

(“Осень” А. Майков)

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.

(“Ландыш” С. Маршак)

И весь день в траве высокой
Лежа, слушать бы я рад,
Как заботливые пчелы
Вкруг черемухи шумят.

(“Мой садик” А. Плещеев)

Пока идет подготовка, вспоминаем стихи по иллюстрациям, по строчкам.

“Цветок забытый… “ Пушкин

“Кораблик” Н. Матвеева

“Солнечный зайчик” Н. Матвеева

“Медведь” В. Луговской

Проба пера. Раздумья над строчками стихотворения. Варианты начала.

Кажется. …

Я думаю…

На мой взгляд, …

По-моему,

Возможно, что …

Дома работу закончить. По желанию иллюстрации.

О сонете … и не только.

На доске:

Прочесть как следует произведение лирическое – вовсе не безделица …

Н. Гоголь

Это высказывание имеет продолжение.

“Нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу;
Нужно душою и сердцем почувствовать всякое слово его”.

Сегодня мы вновь побываем в Стране Поэзии, узнаем много нового, встретимся с прекрасными стихами. Их авторы А. Пушкин, А. Блок, С.Маршак, А. Преловский, П. Ершов, В. Шефнер, Н.Гумилев.

Поэтическая пятиминутка.

Все учащиеся читают сонеты с небольшими комментариями. (Читаем “Мадонну” А. Пушкина, 130 сонет В. Шекспира в переводе С. Маршака, П. Ершова “Смерть Ермака”, Н. Гумилева “Нас было пять… Мы были капитаны”, А. Преловского “Птица”).

Анатолий Преловский. Птица

Когда убил я птицу в первый раз,
Чтоб доказать, что мол, стрелять умею,
Я навсегда запомнил мертвый глаз –
Он щурился и делался темнее.
Как будто птица, трепеща в руке,
Меня получше разглядеть хотела
И, затаив открытие в зрачке,
Сомкнула веки и окаменела.
Я убежал, а у гнилого пня
Ее похоронила ребятня,
Воткнула крест из проволоки белой.

А я все думою с того лихого дня:
Зачем она глядела на меня,
Зачем она так на меня глядела?

Что объединяет эти стихотворения? Да, это сонеты. В них 14 строк: два – четверостишия, два – трехстишия.

Н. Матвеева. К сонету

На четырех на бронзовых своих
Широких ножках, вроде львиных лап,
Четырнадцатистрочный прочный стих
Стоит в веках – и сдвинулся хотя б.

Самое короткое стихотворение – двустишие. Это минимум. Стихотворения из одной строчки, моностихи – исключительно редки. В русской поэзии получили известность лишь два: эпитафия Н. Карамзина “Покойся, милый прах, до радостного утра” и “О, закрой свои бледные ноги” В. Брюсова. Известность у него скорее анекдотичная.

К. Батюшков. Эпитафия

Не нужны надписи для камня моего,
Пишите просто здесь: он был, и нет его!

1809

Поиграем. Допишите строчки стихотворения.

Рифма – перекрестная мужская.

На карточках стихотворение А. Блока. В углу дивана.

Но в камине дозвенели … [угольки]
За окошком догорели … [огоньки]
И на вьюжном море тонут [корабли]
И над южным морем стонут [журавли]
Верь мне, в этом мире солнца больше нет.
Верь лишь мне, ночное сердце,
Я – [поэт]!
Я какие хочешь сказки [расскажу].
И какие хочешь маски [приведу]
И пройдут любые тени при огне,
Странных очерки видений
На [стене].
И любой колени склонит пред [тобой].
И любой цветок уронит [голубой].

В. Шефнер. Ястреб

Природа все учла и взвесила.
Вы, легкодумные стрелки,
Не нарушайте равновесия
И зря не жмите на курки.
Вот кружит ястреб. Вредный вроде бы.
Но пусть летает невредим:
Кому-то вреден, а природе он
Полезен и необходим.
Ты рай себе уютный выстроил,
Но без тревог не проживешь.
Убьешь печаль – но тем же выстрелом
[И радость, может быть, убьешь.]

Если обучать ребят поэтическому слову на примерах “хороших и разных” если начинать эту работу с 5 класса, то дети будут с удовольствием читать стихи, понимать их, не будут страшиться выступать со стихами в классе.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 им.А.Я.Березняка г. Дубны Московской области

Гусева Ирина Николаевна

Е-mail: [email protected]

Урок литературы в 6 классе на тему: «Основы стиховедения»

Цель : научить определять двусложные размеры. Закрепить понятие ритма. Развивать творческие способности учащихся.

Ход урока

1.Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с поэзией. Вспомните, пожалуйста, что такое лирика?

А какие музы были?

(Греческое слово «лирикос» значит «произносимый под аккомпанемент лиры», «музыкальный», «волнующий». М у з ы - по-гречески значит м ы с л я щ и е.

Каллиопа – муза эпической поэзии и знания; Клио – муза истории; Мельпомена – муза пения и трагической поэзии; Эвтерпа – покровительница музыкального искусства; Эрато – муза любовных песен; Терпсихора – муза танцев; Урания – астрономии и математики; Талия – комедии; Полигимния –

муза песнопений (гимнов) в честь богов и героев).

Автор лирического произведения стремится к выражению чувств, своего отношения к природе, родине, к другому человеку, к самому себе. Но как и любое другое искусство, искусство поэтического слова стремится к правдивому отражению действительности.

Недавно вы рисовали рисунки к стихам. Давайте попробуем определить, к какому стихотворению эти работы. Все ли они созвучны стихам? Объясните – почему?

2. Сейчас я прочитаю вам строчки, а вы подумайте - это стихи или не стихи?

а) Зима злится недаром, пора ее прошла. Тютчев.

б) Луна пробивается сквозь волнистые туманы, она печально льет свет на печальные поляны. Пушкин «Зимняя дорога»

Да, это проза. Получилось так, что я изменила порядок слов и что-то пропало. Как должны звучать стихи? Музыкально, ритмично. А ритм и пропал. Верните ритм и прочитайте, кто помнит, эти строчки.

Со словом ритм мы часто встречаемся в жизни. Ритмична смена времен года, дня и ночи. Ритм – это свойство всемирного бытия:

Ракрыв глаза, гляжу на яркий свет

И слышу сердца ровное биенье,

И этих строк размеременное пенье,

Все ритм... (писал поэт Иван Бунин, с творчеством которого мы скоро познакомимся).

Много ритмичного в работе человеческого организама: работа сердца, дыхание. В окружающем мире есть ритмы, которые поэт берет, перенимает: стук колес поезда, ритм часов. Наример, у Пушкина есть «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы»:

Мне не спится, нет огня;

Всюду мрак и сон докучный.

Ход часов лишь однозвучный

Раздается близ меня.

А вот другой поэт тоже передает тиканье часов. Булат Окуджава «Часики»:

А часики тикают, тикают, тикают,

Тикают ночи и дни,

И тихую, тихую, тихую, тихую

Жизнь мне пророчат они.

Замечено, что дети сочиняют свои первые стихи в таком ритме: тá-та тá-та тá-та

Откуда это?

Какой ритм они постоянно ощущают? Биение сердца.

А ритм – это сердце поэзии. Но как это бывает и в жизни, когда человек возбужден, сердце бьется чаще, если грустен, задумчив – медленнее. Также и в стихах:

На цыпочках

Подкрался вечер:

Зажег звезду,

И постелил туманы,

И, палец приложив к губам,

Пабло Тычина «Вечер»

Утюги за сапогами,

Сапоги за пирогами,

Пироги за утюгами,

Кочерга за кушаком

Все вертится,

И кружится,

И несется кувырком.

К.Чуковский «Мойдодыр»

Ритм – это повторяемость одинаковых элементов. А чем создается ритм? Давайте простучим:

    Буря мглою небо кроет.

И запишем.

2. Зимою в школу он бежит,

А летом в комнате лежит,

Но только осень настает,

Меня он за руку берет.

Итак, ритм создается чередованием ударных и безударных слогов. А сравните две схемы, чем они отличаются? Что общего?

В первом случае ударение подает на первый слог, а во втором – на второй.

Повторяющийся, одинаковый элемент состоит из слогов. Значит это двусложный размер. Таким размерам дали название еще в Древней Греции. Хорей – от слов «пляска, хоровод». Хорей значит плясовой, также бывают стихи маршевыми.

Второй размер – ямб. Это самый употребительный размер нашей поэзии. Происхождение этого слова, по всей видимости, произошло от имени дочери бога Пана и нимфы Эхо, которую звали Ямба. Ямба была служанкой в царском доме, куда пришла Деметра, горевавшая из-за похищения дочери. Ямба стала развлекать ее песнями, шутками. И развлекла. Ударение здесь падает на 2 слог.

Поучимся определять размер. Примеры с карточки. (Карточки прилагаются в конце плана урока).

Но вы понимаете, что стихи это не только ритм. Еще очень важна... рифма. Рифма – это созвучие в конце строки. В старину ее называли краесогласием. Но вот, например, Незнайка понял это так: к слову палка он подобрал рифму селедка. Ну, раз вы знаете, как это делать, давайте попробуем подобрать рифмы:

С. Михалков

1. Этот случай про старушку

Но давайте скажем в рифму:

Старость нужно (уважать).

В.С. Шефнер

2. Сторожихи спят в строжках,

Спят коты и мыши,

Дождь (в серебряных сапожках)

Пробежал по крыше.

С. Михалков «Всадник»

3. Я в канаву не хочу,

Но приходится – лечу

Не схватился я за гриву,

А схватился за крапиву.

Отойдите от меня,

Я не сяду (больше на эту лошадь).

(Объяснить, почему в этом стихотворении вместо «коня» слово «лошадь» и рифма отсутствует: просто мальчик, обжёгшись о крапиву, заплакал от боли и обиды).

Все, о чем мы говорили, направлено на то, чтобы создать выразительные, яркие, ритмичные, мелодичные стихи. Главное в них, конечно, смысл. Догадайтесь, чем закончится стихотворение «В тайге» А.К. Передреева.

Качались ели,

Тишину колыша,

Встревоженно отряхивая снег...

Скользил по снегу

Человек на лыжах,

И очень торопился человек.

Он знал – опасна ранней мглы завеса,

Он видел –

Затевается пурга.

Не выберешься вовремя

Начнешь плутать, -

Не выпустит тайга.

И он спешил.

И знал он, что успеет

Дойти к жилью,

К веселому огню,

Успеет раньше,

Чем в лесу стемнеет...

Сранную лыжню.

Петляя меж стволами,

Как слепая,

Она металась

На исходе дня...

И понял человек,

Что погибает

Лыжня чужая,

В дебри уходя.

А он спешил,

Он очень торопился,

Он шел к жилью,

К веселому огню...

Качались ели,

Ветер в елях бился..

И... (две лыжни слились в одну лыжню).

А теперь хотелось бы послушать ваши стихи об осени. Почитайте, пожалуйста.

Д/з. Учебник стр. 69 (переделать). Сочинить два четверостишья, одно – хореем, другое – ямбом.

Задания на карточках. (Определить двусложные размеры).

1. Мороз и солнце, день чудесный

Еще ты дремлешь, друг прелестный.

(Пушкин А.С., ямб)

2. По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит.

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

(Пушкин А.С., хорей)

3. Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

(Пушкин А.С., ямб)

4. «Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

Ты волнуешь сине море

Всюду веешь на просторе...»

(Пушкин А.С., хорей)

5. Мальчик строил лодку

И построил лодку

И поплыл по речке

В тихую погодку

(Самойлов Д.С., хорей)

6. Когда идешь тропинкою,

Куда ни глянь, в полях

Белеют чудо-шарики

На стройных стебельках.

(Рождественский В.А., ямб)

7. Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес

И к нам парашютистами

Спускаются с небес.

(Рождественский В.А., ямб)

8. Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело.

Дохнул сентябрь. И георгины

Дыханьем ночи обожгло.

(Бунин И.А., ямб)

9. Елка плакала сначала

От домашнего тепла.

Утром плакать перестала,

Задышала, ожила.

(Маршак С.Я., хорей)

10. Он с Тотошей и Кокошей

По аллее проходил.

И мочалку, словно галку,

Словно галку, проглотил.

(Чуковский К.И., хорей)

11. В этом месте очень колко

Все, что в руки ни возьмешь:

Нам ладони колет елка,

Ежевика, ерш и еж.

(Маршак С.Я., хорей)

12. Мне не спится, нет огня;

Всюду мрак и сон докучный.

Ход часов лишь однозвучный

Раздается близ меня.

(Пушкин А.С., хорей)

13. Сухой тростник он срезал

И скважину продул,

Один конец зажал он,

В другой конец подул...

(Лермонтов М.Ю., ямб)

14. Звени, звени легонечко,

Мой колокол, трезвонь,

Шагай, шагай тихонечко,

Мой добрый старый конь.

(Рубцов Н., ямб)

15. Сидел рыбак веселый

На берегу реки,

А перед ним по ветру

Качались тростники.

(Лермонтов М.Ю., ямб)

16. Если где-то нет кого-то,

Значит где-то кто-то есть.

Только где же этот кто-то?

И куда он мог залезть?

(Берестов В., хорей)

Урок литературы в 5 классе

Тема урока «Путешествие в страну Стихландия»

(Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа).

Форма: урок-мастерская в 5 классе

Оборудование:


  • напечатанные тексты;

  • необходимые записи на доске (литературные термины и их определения)
Приемы: сравнение, сопоставление, анализ, слово учителя, выразительное чтение.

Задачи:

1. Образовательная: познакомить с различием стихотворной и прозаической речи;

дать первоначальное понятие рифмы и ритма;

2. Развивающая: продолжить формирование образного мышления, развивать навык выразительного чтения;

3. Воспитательная: продолжить процесс воспитания у обучающихся духовности, уважения к окружающему миру, воспитывать на материале урока чувство прекрасного, любовь к поэзии.

^ Основание выбора формы урока: данная форма урока позволяет поставить детей в активную читательскую позицию по отношению к тексту (дети окажутся соавторами): смогут заняться полезной читательской деятельностью:


  1. сюжетосложением;

  2. завершением описания образов героев в соответствии с их пониманием авторской идеи и своими представлениями о жизни и судьбе человека.
По ходу работы ученики пользовались карточками для диалога «У меня вопрос», «Я бы сделал не так», «Хочу поспорить», «У меня уточнение» (карточки дисциплинируют учащихся, дают возможность высказаться по вопросу, не перебивая выступающего).
^ Ход урока:

1.Слово учителя. Индуктор.

Есть на свете прекрасная волшебная страна Стихландия. Бесполезно искать ее на географической карте, пытаться купить билет, чтобы попасть в неё. Для этого не надо ни разрешений, ни паспортов, ни виз. В этой стране множество чудес. Например, на улице холодная зима, а попавший в Стихландию может легко очутиться в прекрасном летнем лесу или на берегу южного моря. Он даже может проникнуть в мысли и чувства другого человека, а они очень интересны, потому что в Стихландии постоянно живут только очень необычные, добрые и красивые люди. Обману, злобе нет места в Стихландии.

Хотели бы вы попасть в эту страну? Это одновременно очень просто и достаточно сложно. Просто потому, что для этого достаточно просто-напросто открыть томик стихов. А сложно потому, что не каждому Стихландия открывает свои чудеса. Что для этого необходимо? Вы знаете, что у каждой страны есть свои законы, которые необходимо знать и выполнять. Вот и у Стихландии тоже есть законы. С некоторыми мы сегодня познакомимся. Это ритм и рифма. Мы выясним, что это такое, будем учиться ими пользоваться. Давайте посмотрим, готовы ли вы к тому, чтобы отправиться в Стихландию.

^ 2. Выразительное чтение наизусть отрывка из «Пролога» А.С.Пушкина.

- А попробуйте передать содержание своими словами. Что изменилось?

Итак, наша речь организована двумя способами: стихи и проза.

- В чем их отличие?

Вопросы классу:

- Прочитайте, как описан выход богатырей:

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской…

- Как звучит стихотворение?

(плавно, таинственно, оно создает ощущение сказочности, волшебности)

Ни одно слово в пушкинском отрывке нельзя опустить или хотя бы чуть-чуть изменить. Давайте это докажем.

Попробуем одно из пушкинских слов в этом отрывке, употребленных в старинном звучании, заменить современной формой (брег -берег, чредой- чередой). Только сделаем это не вслух, чтобы не портить прекрасное звучание пушкинского стиха, а про себя. Попробовали?

- Что изменилось?

Давайте еще раз прочитаем маленький отрывок, еще раз подчеркивая в чтении гармоничность звучания.

(читают)

Строчки звучат плавно, мерно, ритмично. Вот мы и подошли к одному из важнейших признаков, отличающих прозу от поэзии, - ритму. С этим словом мы часто встречаемся в жизни. Ритмична смена времен года, чередование дня и ночи – каждый из них приходит через строго определенный промежуток времени. Многое ритмично в работе человеческого организма: ритмично бьется сердце, ритмично дыхание. Ритмичной должна быть любая коллективная работа. Приятно идти в ногу, танцевать, делать упражнения под музыку, потому что она задает определенный ритм, равномерность движения. Чтобы еще легче представить себе что такое ритм, вспомним колебания маятника. Очень важен ритм в музыке и поэзии. Вспомним какую-нибудь песню:

Хорошо над Москвою-рекой

Услыхать соловья на рассвете.

Попробуем простучать ее ритм

- Вы чувствуете мерность, повторяемость одинаковых музыкальных отрезков ?

А в поэзии? Простучим первую строчку из нашего отрывка.

Слышите, в этой строчке тоже равномерно повторяются одинаковые отрезки, одинаковые сочетания ударных и безударных слогов. ^ Вот такое равномерное чередование одинаковых звуковых отрезков, в данном случае ударных и безударных слогов, называется стихотворным ритмом.

(запись определения в тетрадь).
3. А теперь задание посложнее .(Работа в группах). Представьте, что композитор написал новую песню. Ноты он передал школьникам-исполнителям, а вместе с ними - блокнот со словами. Но в блокноте оказались слова нескольких песен, и ребята никак не могли определить, к каким словам написана мелодия. Давайте им поможем. Петь мы не будем, но попробуйте простучать ритм.

А теперь посмотрите записанные на доске три стихотворные строчки из разных песен, бывших в блокноте. К какой из них написана музыка?

(на доске)

^ 1.Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

2.Люблю грозу в начале мая.

3.Мальчик строил лодку.

Послушайте стихотворение. Его написал поэт Дмитрий Самойлов, и называется оно «Сказка»

(подготовленный ученик читает стихотворение)

4. А теперь познакомимся со вторым законом поэзии - рифмой. Попробуйте найти как можно больше слов рифмующихся со словом весна (красна, ясна, луна, она, стена сосна). Итак, рифма – это созвучие в окончаниях соседних строк). (запись определения в тетрадь) . Но подбирать рифмы – еще не значит писать стихи. Вспомните повесть Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». В одной из глав рассказывается, как герой повести просил поэта Цветика научить его сочинять стихи

(читается отрывок из повести)

- Почему неправ был Незнайка, ведь оба слова кончаются одинаково?

(надо чтобы оба слова звучали ритмично)
5. Прочитаем стихотворение поэта А.Передреева «В тайге». Но я не прочитаю последнюю строку. (выразительное чтение учителя)
Качались ели,

Тишину колыша,

Встревожено отряхивая снег…

Скользил по снегу

Человек на лыжах,

И очень торопился человек.

Опасна ранней мглы завеса,

Он видел-

Затевается пурга.

Не выберешься вовремя из леса,

Начнешь плутать,-

Не выпустит тайга.
И он спешил.

И знал, что он успеет

Дойти к жилью,

К веселому огню,

Успеет раньше,

Чем в лесу стемнеет…

И вдруг увидел странную лыжню.
Петляя меж стволами, как слепая,

Она металась на исходе дня..

И понял человек,

Что погибает лыжня чужая,

в дебри уходя.
А он спешил,

Он очень торопился,

Он шел к жилью,

К веселому огню..

Качались ели, ветер в елях бился….

Я извиняюсь, что прервала чтение стихотворения. Мы к нему еще вернемся.

- А пока у меня вопрос: вы поняли, что произошло в тайге?

- Чем, по вашему мнению, кончится стихотворение?

- А теперь попробуйте его закончить. (Работа в группах).

Обсуждение полученных вариантов.

- Послушайте, как это сделал поэт

А он спешил,

Он очень торопился,

Он шел к жилью,

К веселому огню…

Качались ели, ветер в елях бился

И две лыжни слились в одну лыжню

- Чей финал лучше?

Конечно, поэта. Ведь он не просто подбирает слова в рифму. Он умеет найти такие слова, которые заставляют нас и волноваться, и радоваться, и гордиться.

Послушаем стихотворение еще раз.
6. Мы увидели, как важно слово в поэтической строке. Выполним еще одно задание.

На доске написано четверостишие из стихотворения поэта В.Шефнера «Колыбельная» с пропуском. Попробуйте продолжить строчку, найти рифмы.

Сторожихи спят в сторожках,

Спят коты и мыши,

Дождь ………………….

Пробежал по крыше.

(Обсуждение полученных вариантов)

-Послушайте, как это звучит у поэта

Сторожихи спят в сторожках,

Спят коты и мыши,

Дождь в серебряных сапожках

Пробежал по крыше.

- Понравилось?

Действительно, первые капли дождя крупные, резкие, как будто на самом деле кто-то простучал по крыше звонкими коваными сапожками. И сразу возникает ощущение сказки: дождь пробежал, как маленький веселый человечек.

Послушаем стихотворение

(читает подготовленный ученик)

7. Выразительное чтение наизусть любимых стихотворений

(прочитайте их так, чтобы ваши товарищи почувствовали выразительность и красоту стиха)

^ 8. Заключительное слово учителя.

Мы попытались попасть в Стихландию, увидели, как это интересно и вовсе непросто. Для того, чтобы Стихландия открыла нам свои чудеса, необходимо читать и слушать стихи, вдумываться в поэтическое слово, слушать музыку стиха. Этому надо учиться. Но если вы будете знать законы Стихландии, будете часто туда попадать, вы лучше будете понимать красоту, природу и других людей. Стихландия открыта для каждого. Она ждет вас!

9. Рефлексия . А сейчас я предлагаю вам написать о своих впечатлениях, используя незаконченное предложение.


  • Я узнал(а) …

  • научился …

  • понял, что…

  • задумался над…
^ 10. Домашняя работа .

Попробуйте и вы сочинить свои стихи. Помните о том, что ритм и рифма – это важно для стихотворения.

Сказка.

Мальчик строил лодку.

И построил лодку.

И поплыл по речке

В тихую погодку.

Лодка острым носом

Воду бороздила.

Облако дорогу

Ей загородило.
Мальчик въехал в облако,

В пышное, густое.

А за первым облаком-

Облако второе,

Облако пушистое,

Облако из снега.

А за третьим облаком

Начиналось небо.
Мальчик плыл не речкою,

Мальчик плыл по Млечному.

По небу проточному

В сторону восточную.
Мальчик плыл по звездам,

К месяцу тянулся.

Покатался по небу

И домой вернулся.

Д.Самойлов

Колыбельная.

Сторожихи спят в сторожках,

Спят коты и мыши,

Дождь в серебряных сапожках

Пробежал по крыше.
Постояв над нами малость,

Туча грозовая

Быстро к западу умчалась,

Небо открывая.
И над нами ходят важно

Звезды и планеты,

Протянув к травинкам влажным

Проволочки света.
Ходят звезды без дороги

В выси беспредельной.

Как девчонки-недотроги –

От Земли отдельно.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: