Отзывы о фотографиях выполненных световой кистью. Как фотографировать со световой кистью. Что такое световая кисть и как ей пользоваться. Для участия в практической части мастер-класса необходимо принести с собой

Как фотографировать со световой кистью.
Что такое световая кисть и как ей пользоваться.


Отличный урок рассказывающий что такое световая кисть, как сделать световую кисть, как снимать с помощью световой кисти, особенности съёмки - трюки и эффекты связанные со световой кистью.

Самое важное:
чтобы получить красиво, будьте тщательны. Выверяйте время на экспонирование, составляйте сценарий движения света, репетируйте. И делайте дубли. Много дублей.

Как сделать световую кисть
Вместо дорогущей профессиональной световой кисти для начала можно использовать простые диодные фонарики . Чтобы свет был направленным, мы сделали следующее нехитрое приспособление:

1. На плотную бумагу формата А4 наклеили с одной стороны обычную фольгу для заворачивания еды. Раскатали её, чтобы она была более гладкой и лучше отражала свет.


2. Края укрепили чёрной изолентой. Также закрыли полосками изоленты один из краёв листа - сантиметра на три. Для этих целей лучше использовать чёрный бархат или бархатную бумагу, но её у нас пока не нашлось. Потом купим.


3. Скатали из этого листа трубку диаметром с фонарь - фольгой вовнутрь. Снаружи замотали всё той же чёрной изолентой. Опять же, тут лучше чёрный бархат, но это сделаем потом.


4. Насадили эту трубку на фонарик с тремя диодами. Затемнённым изнутри концом - дальше от фонаря.


На всё это уйдёт минут двадцать.

Цели всех этих манипуляций:


  1. Избежать засветки от краёв фонарика, когда вы водите кистью в кадре.

  2. Обеспечить яркий и достаточно направленный пучок света.

Поэтому вы легко можете изобретать свои варианты.

Аксессуары, которые необходимы и вещи, которые сильно облегчают жизнь


  • Чёрные небликующие перчатки и чёрная одежда. Перчатки годятся самые обычные, нитяные. Чёрная водолазка тоже вполне подошла. Рукой в перчатке, помимо прочего, можно отгораживать от камеры ту часть натюрморта, которую вы не хотите экспонировать.

  • Секундомер. Очень полезно, чтобы что-то или кто-то отмечал промежутки времени. Хотя бы, каждые пять секунд.

  • Возможность подключить камеру к компьютеру и увидеть всё сразу на большом экране. На маленьком экранчике фотоаппарата всё часто смотрится очень радужно и замечательно. Большой же экран сразу показывает, что нужно доделать и где были ошибки.

  • Слабенькая фоновая подсветка в студии. Чтобы видно было, куда ставишь ногу и чтобы не пинать стол и штатив с камерой.

  • Отсутствие кошки рядом с натюрмортом. И черепахи - под ногами.


  • Цветные прозрачные фильтры, которые можно с помощью резинки или другим способом надевать на световую кисть.

Как снимать световой кистью?

  • Ставите камеру на штатив, а натюрморт на нужный фон. Камера может быть как цифровая, так и плёночная. Но с цифрой много проще.

  • При включенном свете репетируете, как будете подсвечивать разные части натюрморта.

  • Выключаете свет и включаете камеру на очень долгую выдержку - от 20 секунд, до пары минут. Лучше всего с помощью тросика, чтобы камера не тряслась. Если нет тросика, ставьте «отложенную съёмку» - она есть у всех. Времени экспозиции должно быть достаточно для воплощения ваших планов по освещению.

  • Если камера позволяет делать несколько экспозиций на один кадр, можно это использовать.Например, в промежутке между экспозициями, поменять освещениеи передохнуть. Мой Canon 20D такого не умеет, а плёночный CanonEOS 50 вполне может.

  • В полумраке рисуете светом - подсвечиваете на натюрморте то, что хотите и как хотите. А камера в это время стоит с открытым затвором и экспонирует.

  • В результате получается один кадр (плёночный или цифровой), который вы дальшеи обрабатываете.

Особенности съёмки. Tips and Tricks



  • Время экспозиции вы можете ставить достаточно большим. Разумеется, при условии, что в студии темно. Потому что если вы отработаете всю программу рисования за одну минуту, а камера будет экспонировать кадр ещё полторы, ничего страшного в этом нет. Просто встаньте широкой спиной перед камерой, чтобы в объектив попадало как можно меньше света. И дождитесь, пока щёлкнет, закрываясь, затвор.


  • Диафрагму выбирайте по вкусу. Чтобы всё нужное было резким, а ненужное - нерезким. Если при заданной диафрагме и минимальном ISO время для экспозиции слишком мало,
    а) у вас хороший светлый объектив,
    б) вам нужно поставить нейтральный серый фильтр , чтобы снизить световой поток.


  • Объектив лучше наведите на резкость при свете, а потом отключите автофокус.


  • Инода надо сдвинуть постоянные источники света в процессе съёмки. Внашемслучае внутри бокала был светящийся оранжевый кубик. Его вынимали через 15 секунд экспозиции, чтобы не было пересвета. В этом случае опять же - кто-нибудь спиной или грудью закрывает объектив (не касаясь!), а другой аккуратно меняет свет. Потому что если не закрыть объектив, на кадре останутся сюрреалистичные полосы света от движущегося источника.


  • Если вы в самом конце случайно чуть сдвинули натюрморт , не страшно. Просто не светите больше и всё будет резко.


  • Лазер чудовищно яркий.
    Перед тем, как посветить им на объект, прикройте от фотоаппарата рукой (или чёрной бумагой) ту часть, куда светите, примерьтесь, убедитесь, что светите именно туда и что на кадре не будет прямого пятна от лазера. И только тогда уберите закрывающую руку. Лазером можно подсвечивать объекты изнутри или сзади. Но не стоит писать им узоры. Будет готично, но некрасиво.


  • Стекло, металл тщательно протрите от грязи и отпечатков пальцев. При боковой подсветке они будут видны хорошо, как для милицейского протокола.


  • Лучше всего выбрать одно направление, откуда светите . Чтобы были реалистичные тени.


  • Разные материалы по разному поглощают и отражают свет.
    На кадре с виноградом, белый виноград вообще едва подсветили лазером, зелёный слегка мазнули снизу кистью, а фиолетовый держали в контровом лучеаж 15 секунд.


  • Световая кисть не очень удобнав качестве источника заполняющего света . Лучше использовать вспышку на минимальной мощности.


  • Снимать лучше в
    RAW . Больше возможностей потом «вытянуть» кадр в тенях и светах.


  • Тщательно закрепите камеру и стол для съёмки. В темноте споткнуться и качнуть всё это - раз плюнуть.


  • Поляризационный фильтр может сослужить хорошую службу, делая кадр более контрастным, а блики - выраженными. Но учтите, что любой «полярик» уменьшает количество света, попадающее в фотоаппарат, и делайте соответствующую поправку на длину экспозиции. Также полярик не улучшает резкости изображения.


  • Старайтесь придерживаться сценария в процессе экспонирования. Любая «смена коней на переправе» может запороть кадр. Лучше запомните идею и сделайте второй снимок по новому.

  • Чтобы подсветить что-то прозрачное, можно посветить на фон сзади.


  • Бликующие объекты можно засунуть в холодильник, чтобы замёрзли. Когда вы их вынете, они запотеют и бликовать какое-то время не будут. Если постараетесь, успеете снять.


  • В качестве фона лучше использовать бархатную ткань. Также можно поместить объекты на лист обычного стекла , приподнятого над фоном. В этом случае объект можно подсвечивать и снизу, но помните, что на стекле могут стать видны царапины и дефекты.


  • Дерево , особенно лакированное , можно смазать обычным прозрачным силиконовым кремом для обуви. Будет выглядеть контрастнее, ярче и благороднее.


  • Удобно, когда натюрморт находится на уровне пояса - не приходится нагибаться, чтобы что-то поменять.


  • Если вам совсем не нравится какой-то оттенок , а изменить не получается (всё таки, кисти самодельные и любительские), снимайте, как есть. Оттенок потом легко поменять в , с помощью
    Hue&Saturation .


  • При подсветке фактурных поверхностей , светите почти параллельно плоскости этой поверхности. Это сделает тени от фактуры более глубокими, а саму фактуру - явной.


  • Чем ближе фонарик , тем уже и ярче пятно света. Учитывайте это при рисовании и расчёте времени экспозиции. Старайтесь придерживатьсявыбранного расстояния при съёмке дублей.


  • Избегайте попадания внутренней части трубы кисти в кадр. От неё могут остаться световые пятна.


  • Если нужно сделать контровое освещение , светите с очень большой осторожностью. Если прямой свет попадёт в , кадр будет испорчен.

    Что же подсвечивать?

    Решите для себя, что ключевое в натюрморте. Виноград, контуры бокала, цветок… И постарайтесь выделить их тремя путями.


    Первый путь: подсветите непосредственно их.
    Второй путь: сделайте темнее вокруг.
    Третий путь: создайте светлый ободок вокруг.

    Не забудьте и об остальном объекте - если вы не задумывали иного, тени не должны быть совсем «провальными». Слегка подсветите их кистью или мягким заполняющим светом от слабой вспышки.


    Если вы хотите, чтобы объект выглядел естественно, предварительно спланируйте, откуда будет падать свет и где будут тени. И сделайте план по времени освещения. Предположим, мы снимаем куб, освещённый с одной стороны.Если светлая передняя грань должна быть вчетверо ярче тёмной боковой и вдвое ярче верхней, она будет высвечиваться пропорционально дольше. Например, так:

    Передняя грань: 8 секунд
    Верхняя грань: 4 секунды
    Боковая грань: 2 секунды

    Но ещё раз повторю, что для естественного рисунка теней гораздо проще воспользоваться обычной вспышкой. Не тратя силы на расчёт того, какая грань сколько должна быть освещена.


    Насколько сложно фотографировать со световой кистью?

    Ещё не знаю. Пока каждый сюжет занимает у нас час-два работы. Возможно со временем мы приобретём опыт и будем снимать ещё качественнее и много быстрее.


    Но качество - главное!

Не многим известно, что слово «фотография» имеет значение «рисование светом». Использование световой кисти делает это выражение буквальным.

Световая кисть - это инструмент, который имеет небольшой габарит и может излучать постоянный луч света с четкой фокусировкой. Техника фотографирования заключается в передаче на снимке изображения обрисованного светом.

Световая кисть профессионального уровня имеет температуру света 5500 Кельвин. Она позволяет использовать различные насадки. Свет этой кисти соответствует свету вспышки или дневному свету. Насадки и фильтры дают дополнительное пространство для творчества.

Профессиональная световая кисть стоит не дешево. Кроме того, для цифровой фотографии температура света не имеет такое значение, как для пленочной. Насадки и фильтры используются не сильно часто. Именно поэтому для ознакомления можно использовать обычный фонарик. Главное, чтобы пятно света от фонарика не было слишком широким. Это позволит четко обрисовывать объекты. Лучше всего подойдут фонарики с белыми светодиодами.

Как начинать фотографировать

Снимать лучше всего на цифровую камеру. Она позволяет после каждого сделанного кадра просматривать результат. На маленьком дисплее плохо рассматривать детали, поэтому лучше сразу подключить камеру к компьютеру. Практически все зеркалки и многие компакты могут выводить изображение прямиком на монитор компьютера. После каждого кадра следует внимательно изучать снимок и в случае необходимости делать поправки. Если просматривать каждый кадр нет возможности, то следует делать короткие серии и просматривать по несколько кадров, детально их изучая.

Фотографировать следует на длительной выдержке с использованием спускового тросика или пульта ДУ. Это позволит исключить колебания фотоаппарата от нажатия на кнопку спуска затвора. В случае отсутствия такой возможности управления камерой, следует пользоваться спуском затвора по таймеру.

Иногда бывает, что камера не имеет возможности снимать с достаточно долгой выдержкой, которая необходима для создания нормального кадра. В таком случае можно сделать несколько фотографий с различной экспозицией и после объединить их в графическом редакторе.

Как фотографировать со световой кистью? Установив фотоаппарат на штатив, следует переключить его в ручной режим Автоматическую фокусировку нужно отключить. Вручную наведите фокус. Выключите яркий свет. Если объект съемки имеет отражающую поверхность, следует убрать от него подальше прочие предметы, так как они могут попасть в отражение.

Техника съемки со световой кистью

Работая со световой кистью, экспозицию приходится подбирать экспериментальным методом. Диафрагма выставляется такой, чтобы получить достаточную глубину резкости. Чаще всего выдержки в 1 минуту бывает достаточно. Для предотвращения появления шумов светочувствительность лучше поставить поменьше. после первого кадра можно будет определить корректировку выдержки. Её иногда нужно уменьшить или увеличить.

Для освещения объекта следует знать некоторые правила. Выделить объект светом можно задержав на нем пучок света. Чтобы получить четкое и яркое пятно света нужно светить с более близкого расстояния. Для получения более размытого пятна большого размера, подсвечивать нужно с более далекого расстояния. В самом конце следует немного заполнить сцену светом. Это можно сделать, подсветив картину с такого расстояния, чтобы пучок света осветил весь кадр. Если при этом водить кистью по кругу, тени получатся размытыми или будут отсутствовать вовсе. Для получения четких теней кисть нужно держать некоторое время неподвижно. Также можно в конце сделать подсветку контровым светом сзади. Это сделает контуры более четкими.

Снимая со световой кистью нужно усвоить одно правило. Перед спуском затвора нужно четко представить будущую фотографию. Эта привычка поможет не только при съемке со световой кистью. еще перед съемкой нужно четко представить что и каким образом будет освещено. Можно даже нарисовать схему освещения на бумаге и обозначить длительность задержки кисти в каждой точке. По такой схеме гораздо легче рисовать с секундомером.

Хитрости при съемке со световой кистью

Очень интересный эффект можно получить используя две разные световые кисти. Одна должна быть со светодиодом, а вторая с лампой накаливания. Как известно лампа накаливания имеет желтоватый свет. Таким образом, установив баланс белого в значение между режимом "лампа накаливания" (2800 К) и "дневной свет" (5500 К), то фотография будет иметь желтые и синеватые пятна света, что выглядит очень красиво. Как известно, желтый и голубой являются дополняющими цветами.

Используя светофильтры для световой кисти можно делать рисунки различного цвета. не ограничивая себя лишь желтым и синим.

Светофильтры можно изготовить практически з чего угодно. Это могут быть фильтры от объективов, цветовая полимерная пленка, которая применяется в качестве фильтра для студийного света и для декоративного оформления интерьеров. Её можно найти в магазинах для творчества и в канцелярских магазинах. Незамеченная фотопленка дает приятный янтарный свет. Её тоже можно использовать.

Отдельно следует сказать о съемке предметов с бликующей поверхностью. Блики на таких предметах обязательно должны быть, ведь именно они передают основную форму. Но очень важно помнить, что блики часто делают пересветы, поэтому проводить по таким предметам нужно без задержки на них луча света. Кроме того нужно помнить правило, что угол падения луча равен углу отражения. Следите, чтобы отраженный свет не попадал в объектив прямыми лучами. Можно поступить и иначе. Снять сцену практически без бликов и наложить их отдельно в Фотошопе.

Фотографирование со световой кистью является не простым процессом, но результаты могут быть потрясающими. Сразу всё получаться не будет, поэтому нужно запастись терпением. Внимательно изучайте сделанные кадры, находите ошибки и исправляйте их. Это путь к получению отличных результатов.

Весь сегодняшний день и вечер прошёл в играх со световой кистью. Делюсь приобретёнными знаниями и результатами. Снимали , Mike, .

Самое важное: чтобы получить красиво, будьте тщательны. Выверяйте время на экспонирование, составляйте сценарий движения света, репетируйте. И делайте дубли. Много дублей.

Как сделать световую кисть

Вместо дорогущей профессиональной световой кисти для начала можно использовать простые диодные фонарики . Чтобы свет был направленным, мы сделали следующее нехитрое приспособление:

1. На плотную бумагу формата А4 наклеили с одной стороны обычную фольгу для заворачивания еды. Раскатали ей, чтобы она была более гладкой и лучше отражала свет.

2. Края укрепили чёрной изолентой. Также закрыли полосками изоленты один из краёв листа — сантиметра на три. Для этих целей лучше использовать чёрный бархат или бархатную бумагу, но её у нас пока не нашлось. Потом купим.

3. Скатали из этого листа трубку диаметром с фонарь — фольгой вовнутрь. Снаружи замотали всё той же чёрной изолентой. Опять же, тут лучше чёрный бархат, но это сделаем потом.

4. Насадили эту трубку на фонарик с тремя диодами. Затемнённым изнутри концом — дальше от фонаря.

На всё это ушло минут двадцать.

Цели всех этих манипуляций:

  1. Избежать засветки от краёв фонарика, когда вы водите кистью в кадре.
  2. Обеспечить яркий и достаточно направленный пучок света.

Поэтому вы легко можете изобретать свои варианты.

Аксессуары, которые необходимы и вещи, которые сильно облегчают жизнь

  • Чёрные небликующие перчатки и чёрная одежда. Перчатки годятся самые обычные, нитяные. Чёрная водолазка тоже вполне подошла. Рукой в перчатке, помимо прочего, можно отгораживать от камеры ту часть натюрморта, которую вы не хотите экспонировать.
  • Секундомер. Очень полезно, чтобы что-то или кто-то отмечал промежутки времени. Хотя бы, каждые пять секунд.
  • Возможность подключить камеру к компьютеру и увидеть всё сразу на большом экране. На маленьком экранчике фотоаппарата всё часто смотрится очень радужно и замечательно. Большой же экран сразу показывает, что нужно доделать и где были ошибки.
  • Слабенькая фоновая подсветка в студии. Чтобы видно было, куда ставишь ногу и чтобы не пинать стол и штатив с камерой.
  • Отсутствие кошки рядом с натюрмортом. И черепахи — под ногами.
  • Цветные прозрачные фильтры, которые можно с помощью резинки или другим способом надевать на световую кисть.

Как снимать

  • Ставите камеру на штатив, а натюрморт на нужный фон. Камера может быть как цифровая, так и плёночная. Но с цифрой много проще.
  • При включенном свете репетируете, как будете подсвечивать разные части натюрморта.
  • Выключаете свет и включаете камеру на очень долгую выдержку — от 20 секунд, до пары минут. Лучше всего с помощью тросика, чтобы камера не тряслась. Если нет тросика, ставьте «отложенную съёмку» — она есть у всех. Времени экспозиции должно быть достаточно для воплощения ваших планов по освещению.
  • Если камера позволяет делать несколько экспозиций на один кадр, можно это использовать. Например, в промежутке между экспозициями, поменять освещение и передохнуть. Мой Canon 20D такого не умеет, а плёночный Canon EOS 50 вполне может.
  • В полумраке рисуете светом — подсвечиваете на натюрморте то, что хотите и как хотите. А камера в это время стоит с открытым затвором и экспонирует.
  • В результате получается один кадр (плёночный или цифровой), который вы дальше и обрабатываете.

Особенности съёмки. Tips and Tricks

  • Время экспозиции вы можете ставить достаточно большим. Разумеется, при условии, что в студии темно. Потому что если вы отработаете всю программу рисования за одну минуту, а камера будет экспонировать кадр ещё полторы, ничего страшного в этом нет. Просто встаньте широкой спиной перед камерой, чтобы в объектив попадало как можно меньше света. И дождитесь, пока щёлкнет, закрываясь, затвор.
  • Диафрагму выбирайте по вкусу. Чтобы всё нужное было резким, а ненужное — нерезким. Если при заданной диафрагме и минимальном ISO время для экспозиции слишком мало, а) у вас хороший светлый объектив, б) вам нужно поставить нейтральный серый фильтр , чтобы снизить световой поток.
  • Объектив лучше наведите на резкость при свете, а потом отключите автофокус.
  • Инода надо сдвинуть постоянные источники света в процессе съёмки. В нашем случае внутри бокала был светящийся оранжевый кубик. Его вынимали через 15 секунд экспозиции, чтобы не было пересвета. В этом случае опять же — кто-нибудь спиной или грудью закрывает объектив (не касаясь!), а другой аккуратно меняет свет. Потому что если не закрыть объектив, на кадре останутся сюрреалистичные полосы света от движущегося источника.
  • Если вы в самом конце случайно чуть сдвинули натюрморт , не страшно. Просто не светите больше и всё будет резко.
  • Лазер чудовищно яркий. Перед тем, как посветить им на объект, прикройте от фотоаппарата рукой (или чёрной бумагой) ту часть, куда светите, примерьтесь, убедитесь, что светите именно туда и что на кадре не будет прямого пятна от лазера. И только тогда уберите закрывающую руку. Лазером можно подсвечивать объекты изнутри или сзади. Но не стоит писать им узоры. Будет готично, но некрасиво.
  • Стекло, металл тщательно протрите от грязи и отпечатков пальцев. При боковой подсветке они будут видны хорошо, как для милицейского протокола.
  • Лучше всего выбрать одно направление, откуда светите . Чтобы были реалистичные тени.
  • Разные материалы по разному поглощают и отражают свет. На кадре с виноградом, белый виноград вообще едва подсветили лазером, зелёный слегка мазнули снизу кистью, а фиолетовый держали в контровом луче аж 15 секунд.
  • Световая кисть не очень удобна в качестве источника заполняющего света . Лучше использовать вспышку на минимальной мощности.
  • Снимать лучше в RAW . Больше возможностей потом «вытянуть» кадр в тенях и светах.
  • Тщательно закрепите камеру и стол для съёмки. В темноте споткнуться и качнуть всё это — раз плюнуть.
  • Поляризационный фильтр может сослужить хорошую службу, делая кадр более контрастным, а блики — выраженными. Но учтите, что любой «полярик» уменьшает количество света, попадающее в фотоаппарат, и делайте соответствующую поправку на длину экспозиции. Также полярик не улучшает резкости изображения.
  • Старайтесь придерживаться сценария в процессе экспонирования. Любая «смена коней на переправе» может запороть кадр. Лучше запомните идею и сделайте второй снимок по новому.
  • Чтобы подсветить что-то прозрачное, можно посветить на фон сзади.
  • Бликующие объекты можно засунуть в холодильник, чтобы замёрзли. Когда вы их вынете, они запотеют и бликовать какое-то время не будут. Если постараетесь, успеете снять.
  • В качестве фона лучше использовать бархатную ткань. Также можно поместить объекты на лист обычного стекла , приподнятого над фоном. В этом случае объект можно подсвечивать и снизу, но помните, что на стекле могут стать видны царапины и дефекты.
  • Дерево , особенно лакированное , можно смазать обычным прозрачным силиконовым кремом для обуви. Будет выглядеть контрастнее, ярче и благороднее.
  • Удобно, когда натюрморт находится на уровне пояса — не приходится нагибаться, чтобы что-то поменять.
  • Если вам совсем не нравится какой-то оттенок , а изменить не получается (всё таки, кисти самодельные и любительские), снимайте, как есть. Оттенок потом легко поменять в Фотошопе, с помощью Hue&Saturation .
  • При подсветке фактурных поверхностей , светите почти параллельно плоскости этой поверхности. Это сделает тени от фактуры более глубокими, а саму фактуру — явной.
  • Чем ближе фонарик , тем уже и ярче пятно света. Учитывайте это при рисовании и расчёте времени экспозиции. Старайтесь придерживаться выбранного расстояния при съёмке дублей.
  • Избегайте попадания внутренней части трубы кисти в кадр. От неё могут остаться световые пятна.
  • Если нужно сделать контровое освещение , светите с очень большой осторожностью. Если прямой свет попадёт в объектив, кадр будет испорчен.

Что же подсвечивать?

Решите для себя, что ключевое в натюрморте. Виноград, контуры бокала, цветок… И постарайтесь выделить их тремя путями. Первый путь: подсветите непосредственно их. Второй путь: сделайте темнее вокруг. Третий путь: создайте светлый ободок вокруг.

Не забудьте и об остальном объекте — если вы не задумывали иного, тени не должны быть совсем «провальными». Слегка подсветите их кистью или мягким заполняющим светом от слабой вспышки.

Если вы хотите, чтобы объект выглядел естественно, предварительно спланируйте, откуда будет падать свет и где будут тени. И сделайте план по времени освещения. Предположим, мы снимаем куб, освещённый с одной стороны. Если светлая передняя грань должна быть вчетверо ярче тёмной боковой и вдвое ярче верхней, она будет высвечиваться пропорционально дольше. Например, так:

передняя грань 8 секунд
верхняя грань 4 секунды
боковая грань 2 секунды

Много интересных и полезных технических подробностей вы можете найти в этой статье . Но ещё раз повторю, что для естественного рисунка теней гораздо проще воспользоваться обычной вспышкой. Не тратя силы на расчёт того, какая грань сколько должна быть освещена.

Насколько это всё сложно?

Ещё не знаю. Пока каждый сюжет занимает у нас час-два работы. Возможно со временем мы приобретём опыт и будем снимать ещё качественнее и много быстрее.

Но качество — главное!

p.s. Если у вас возникают вопросы по поводу использования световой кисти, пишите в комментариях. Я постараюсь ответить, а самые актуальные темы помещу в эту статью.

Часто наступают такие моменты, когда есть непреодолимое желание что-нибудь поснимать, но за окном ночь, и все уже спят. Тогда я прибегаю к приему фотосъемки, называемом « ». Выбираю для себя предмет съемки, и, никуда не торопясь, попивая кофе у себя дома, воплощаю нереализованные кадры в жизнь. Эта техника вносит немного загадки и волшебства в цифровую фотографию, ее, наверное, можно даже сравнить с пленочной фотографией, когда ты с трепетом ждешь, что же вышло после проявки.

Для того, чтобы начать съемку, нам понадобятся штатив и фонарик. Фотосъемка в данной технике осуществляется на длинных выдержках, поэтому при выборе штатива обратите внимание на его конструкцию: она должна быть довольно прочной, и камера не должна болтаться на нем.
Для четкого контроля потока света вам необходимо сделать луч фонаря как можно более точечным, когда вы будете фотографировать. Для этого я из куска черного (чтобы не был заметен при съемке) картона скрутил для него трубку (сделал так называемую насадку, именуемую у фотографов тубусом) и зафиксировал ее скотчем.

Чаще всего я снимаю предметы на стеклянной поверхности, закрепленной на уровне метра от пола, для этого приходится вынимать из серванта стеклянную дверцу. Также неплохо подойдет напольная плитка, оставшаяся после ремонта, дипломат или просто лакированный стол. Иметь дома
чистящее средство для стекол тоже будет не лишним, если не хотите убирать кучу пятен с поверхности в Photoshop.

После того, как вы подготовили съемочную площадку и установили камеру на штатив, устанавливаете на ней следующие съемочные настройки:
1. После того, как вы определились с композицией, фокусируетесь на объекте съемки и отключаете автофокус.


2. Чтобы избежать лишнего содрогания камеры, поставьте в настройках предварительный подъем зеркала. Тогда на первое нажатие кнопки спуска у вас будет подниматься зеркало, а на второе - экспонироваться кадр.


3. Подключите спусковой тросик (если имеется) или поставьте съемку с таймера. Чтобы, опять же, избежать лишней тряски от «косолапых» рук.
4. Закройте окна шторами и выключите свет.
5. Поставьте выдержку 2–5 секунд (время на ваш вкус, можно ставить и больше), относительно нее подберите значение ISO и диафрагмы, светя фонариком на объект съемки и ориентируясь на получаемую картинку. Параметры будут различны в зависимости от мощности вашего фонарика.
Большое значение ISO лучше не ставить, особенно если съемка будет в низком ключе.


Теперь нам остается сделать множество дублей, освещая снимаемую композицию с разных сторон, под разными углами, с разных расстояний. Фонарик не должен оставаться неподвижным при экспонировании кадра. Необходимо прорисовывать им грани снимаемого объекта. Желательно не менять угол свечения во время экспонирования, а перемещать фонарик только в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Чтобы добавить эффектности фотографии, мы можем использовать различные варианты света.


К примеру, вот эта фотография была освещена iPad. Существуют всевозможные приложения, чтобы использовать это устройство как небольшой софтбокс. Можно менять цвет вашего фонаря, что разнообразит кадр. Тем, у кого нет планшета, в качестве альтернативы могу предложить использовать телевизор.

Здесь, чтобы добавить в кадр огонь, для съемки использовалась жидкость для розжига костров. Будьте внимательны, не каждая жидкость будет
гореть. В последней съемке, я поджигал… Корвалол.


Параметры экспозиции при съемке огня, скорее всего, нужно будет корректировать. На слишком длинной выдержке пламя будет бесформенным, поэтому вам придется аккуратно, не задев фотоаппарата, поменять настройки: уменьшить выдержку, но не трогать диафрагму. Если кадр оказался
темным, то увеличивайте ISO.
Если вы хотите снимать что-то динамичное, то вам потребуется накамерная вспышка в качестве источника света. Для нее тоже желательно сделать тубус, чтобы пучок света был более направленным.


Для запуска вспышки понадобится обычный синхронизатор.
Если вы захотели провести скоростную съемку и, к примеру, «заморозить» жидкость, то вам необходимо будет обзавестись либо дорогим синхронизатором, поддерживающим скоростной режим вспышки, либо удлинителем горячего башмака, а также вспышкой, поддерживающей этот режим
съемки. Обычно этот режим не поддерживают только неоригинальные вспышки. В этом режиме можно ставить очень короткую выдержку, обходя параметр «выдержка синхронизации», который ограничивает нас снимать в студии на выдержках 1/200. У компании Canon он указывается вот
таким значком:


При съемке таких динамичных кадров выдержка будет более короткая: 1/1600 и короче. Снимаемые объекты желательно жестко зафиксировать клеем или скотчем, чтобы не произошло никаких смещений.
Основное время работы проходит в «склейке» финального кадра в Photoshop. Первым делом вам нужно выровнять баланс белого на всех фотографиях, особенно, если вы использовали несколько различных источников света. Поправить яркость, контраст и т. д.


Затем поочередно перекидываем фотокарточки в Photoshop и накладываем одну на другую с черной маской, подчищая белой кисточкой по маске слоя только в тех местах, где необходимо оставить нужный участок. Кому не понятно, что такое слои и маски, срочно залезайте в Интернет и «гуглите». Без этих знаний, считайте, вы совершенно не знаете Photoshop.

Источники света для фотографа являются инструментами, именно с их помощью появляется картина, прорисовываются детали, добавляется интрига и создается сюжет и внутренняя философия. Световая кисть – тонкий точечный луч, управляемый художником при создании шедевров. С ее помощью можно аккуратно и ненавязчиво выделить сразу несколько участков снимка, расставить акценты и подчеркнуть фактуру, форму или цвет объекта съемок. Существуют несколько видов техники применения световой кисти в фотографии, возможности и рамки ограничены только фантазией фотографа.

Что такое световая кисть

Если говорить технически, световая кисть – небольшой пучок света, направляемый фотографом на небольшой участок снимаемого объекта. Таким образом источник должен быть подвижным, регулируемым и компактным. Самый простой пример световой кисти – обычный карманный фонарик. Он дает узкий направленный луч при настройке на самый узкий диаметр, расстояния вполне достаточно, чтобы комфортно управлять его местоположением на снимаемом объекте.

Существуют специализированные устройства для подачи света точечно, главный их недостаток – высокая цена, как и любого профессионального оборудования. Лампа такого источника имеет постоянную цветовую температуру (примерно 5500 К), а также позволяет использовать цветные фильтры и различные насадки. Если вы снимаете натюрморты и портреты световой кистью достаточно часто и занимаетесь таким жанром профессионально, то целесообразно будет ее приобрести. Фотографу любителю, когда он редко пользуется этим приемом, достаточно будет самодельно устройства. Светит хороший фонарик также, а некоторые неудобства можно потерпеть.
Световая кисть используется наиболее часто в съемках натюрмортов, а также для портретной или предметной фотографии. Высшим пилотажем можно считать использование данного приема в пейзаже, но тогда «фонарик» должен быть значительно мощнее.

Сделать световую кисть своими руками

Можно приобрести оборудование в магазине, тогда будет проще настраивать подачу света, диаметр пятна, добавлять фильтры. Но можно сделать световую кисть самостоятельно и сэкономить. В интернет магазинах устройство будет стоить от 3000 до 15000 рублей.
Первое, что нужно взять – правильный фонарик. Лучше всего использовать галогеновый, он достаточно яркий и не изменяет цвета объекта. При выборе попробуйте максимально сузить световое пятно, чем меньше диаметр можно сделать, тем точнее будет прорисовка на фотографии. Еще один важный момент – вес фонаря, его придется держать долгое время, если он будет тяжелый, руки быстро устанут и точность направления луча значительно снизится.

Для более точной направленности света можно применить просто дополнение – тубу из картона или бутылки. Они крепятся на фонарик создавая ограничитель для светового потока. Свет меньше рассеивается и в большем объеме попадает на объект съемки. Конструкция с возможностью перемещать фонарь внутри трубки даст возможность регулировать ширину пучка света.

Такое устройство позволит вам «рисовать» по объекту бликами света, высветляя из темноты нужные элементы. Конструкция достаточно легкая, рука не устанет даже после нескольких часов работы с ней, быстро разбирается и собирает, а также просто дополняется фильтрами для создания нужных эффектов.

Готовимся к съемке

Процесс подготовки к съемкам можно условно поделить на 2 этапа: Приобретение необходимого оборудования и детальная проработка макета или задумки. Все это необходимо для упрощения создания фотографии, чтобы не отвлекаться и не нарушать творческий процесс. Для создания снимка световой кистью понадобятся:

  • Камера. Ваш фотоаппарат должен давать возможность настроить экспозицию, выдержку, ISO и диафрагму. Необходимо использовать ручные настройки, они позволяют создать нужные акценты. Хорошим плюсом будет возможность удаленной связи с ПК, чтобы отсматривать уже снятые кадры.
  • Объектив. Выбирайте модель с фокусным расстоянием от 85 мм, такая оптика позволит снизить искажения перспективы до минимальных значений, что актуально при съемках с близкого расстояния.
  • Источник света. Использовать можно все варианты, остановимся на фонарике небольшого размера. Выбирать нужно яркий и с одной лампочкой или светодиодом, несколько будут выдавать блики и точки. Первый вариант подходит для создания эффекта состаренных фото, лампочки дают мягкий теплый свет. А вот светодиоды будут более холодные и отлично подойдут для металлических и стеклянных поверхностей. Важный момент – кнопка включения фонаря, она должна быть мягкой, чтобы в момент нажатия рука не дрогнула от усилий.

  • Штатив. Съемка будет производиться с длинной выдержкой с фиксированным фокусом, камера должна быть зафиксирована. Выбирайте штатив по весу камеры с регулировкой положения в 3 плоскостях минимум, тогда можно выбрать оптимальный ракурс.
    - Спусковой механизм – пульт ДУ, тросик, кнопка, то есть любое приспособление, позволяющее удаленно открывать затвор, исключая колебания и движения руками.
  • Секундомер или таймер. Он позволит правильно отмерить экспозицию.
  • Дополнительные инструменты и атрибуты для создания различных эффектов : стекло, фильтры, насадки, отражатели, горючие жидкости для обрамления объектов в пламенное кольцо, рамки, декоративные элементы.

Фонарики можно брать нескольких вариантов, даже на одном снимке комбинируя ламповые и светодиодные модели, можно добавлять цвет, фоновый свет, блики и другие эффекты. Все зависит от задумки автора, его творческого видения ситуации и возможностей камеры.

Основная «борьба» ведется в графическом редакторе при составлении слоев, настройке баланса белого, усилении или ослаблении подаваемого света, наложении эффектов. Шедевр создается совокупностью всех важных элементов и способностью автора на эксперименты и интересные решения.

Проработка макета должна быть максимально детальной, начиная от расположения каждой семечки и ниточки, заканчивая маршрутов световой кисти по объектам и времени экспозиции каждого элемента. Для этого делаются пробные кадры незафиксированной камерой, выбирается лучший ракурс, композиция и подбираются эффекты. Затем тестируются скорость движения световой кисти по объектам, экспозиция, выдержка, моменты включения и выключения фонаря. На пробных снимках отмечаются элементы, которые необходимо подсветить, последовательность и интенсивность освещения.


Настройки камеры при применении световой кисти

После подготовки всех необходимых инструментов и аксессуаров, после проработки композиции и процесса съемки, можно начинать настраивать камеру. Основные параметры, необходимые для фотографии с применением световой кисти:

  • ISO или светопоглощение;
  • Степень открытие диафрагмы;
  • Длительность выдержки и экспозиции
  • Баланс белого.

Выбираем полностью ручной режим настроек, выставляем максимальный уровень ISO, потому что будет важен каждый квант света. Диафрагму ставим, исходя из мощности фонаря и фокусного расстояние, обычно выходя средние параметры f/8-16. С показателем можно «поиграть», получая интересные эффекты. После настроек диафрагму не трогаем, нам нужна постоянная глубина резкости, а менять резкость и другие параметры можно, за счет ISO и выдержки.

Снимать световой кистью нужно при длительной выдержке, только так можно прорисовать во времен отдельные элементы. Длительность выдержки придется выбирать опытным путем, только так можно понять, оптимальное время на подсвечивание нужного объекта. Обычно ставится не менее 20 секунд.

Можно двигать кистью в реальном времени и получать освещенность большого участка, а можно делать отдельные кадры на каждый луч света, если детали маленькие и такого подхода будет достаточно. Потом все кадры собираются в один путем наложения слоев.

Большинство настроек будут выставляться на месте по ситуации, подбирая оптимальное сочетание «на объекте». Единых рекомендаций и требований невозможно найти, каждый натюрморт уникален, как и творческий подход фотографа.


Процесс съемки с использованием световой кисти

Камера настроена, фотограф готов, все подготовительные мероприятия завершены. Пришло время для решающего этапа – съемки со световой кистью. Поднимается затвор и начинается самое интересное. Нужно перемещать луч фонаря по заданному маршруту не спеша, без резких рывков, для этого используется секундомер. После оформления одного объекта, фонарик выключается или створки закрываются. А луч света переводится на второй объект и так продолжается до момента достижения необходимой освещенности натюрморта или портрета.

С первого раза вряд ли получится высокий уровень, обычно требуется несколько часов, чтобы отработать объект на 100%. Создается нужное количество вариантов с запасом, чтобы затем использовать их в редакторе для сборки общей картины.

Снимать лучше в RAW, чтобы было больше возможностей для редактирования. В процессе работы выводите на экран гистограмму кадра, она четко покажет, что изменить, а где подкорректировать. Если есть возможность вывода снимков на большой экран, обязательно используйте ее, на дисплее не всегда видны детали.


Обработка финальных снимков в редакторе

С камеры фотографии или их заготовки попадают в ПК в графический редактор, самый популярный уже многие годы – Adobe Photoshop, его используют 90% фотографов для работы со слоями и эффектами. Для начала выравниваем баланс белого на всех снимках, отрегулировать яркость и контрастность, особенно актуально, если использовалось несколько источников света.

Для наложения слоев используем режим черной маски, обозначая кисточкой нужные участки на каждом кадре. Соединяем слои, проходим штампом, регулируем резкость и получаем снимок, готовый к наложению эффектов – огонь, текстуры, блики.

Светографика – вариант использования световой кисти

Совсем другой смысл приобретает прием «световой кисти», если использовать его в качестве основного объекта. На длинной выдержке при максимальном ISO в темноте фонарем или другим источником света можно нарисовать практически любую фигуру. Такой прием используется для съемок огненных или световых шоу, когда участники на высокой скорости двигаются огненными шариками или светодиодными фигурами. На выходе получается картина перемещении яркого объекта в течении работы камеры. Длительность выдержки следует выбирать, исходя из скорости движения объекта, если передержать, можно получить хаотичные блики или непонятный узор.






Маленький постскриптум

Чтобы создавать шедевры не требуется специализированная техника, инструменты и аксессуары. Для съемок в технике «световая кисть» понадобится объект, камера, штатив и источник света. Какую подсветку бы вы не выбрали, при правильном применении можно создать уникальную композицию. Этим и отличаются профессионалы от любителей – нужно уметь снимать в любых условиях.

  1. Снимайте как можно больше, берите камеру с собой. Только опыт и выработка интуиции помогут вам легко создавать фотографии.
  2. В качестве световой кисти берется обыкновенный фонарик, им прорисовываются отдельные элементы на снимке.
  3. Съемки должны проходить в абсолютно темном помещении, весь свет создается искусственно.
  4. Тени создаются подсветкой с одной стороны, если хотите добавить их на снимок, подержите фонарик подольше в таком положении.
  5. Комбинируйте фоновый контровый, заполняющий свет, остальное дорисовывайте точечно.
  6. Камера работает в ручном режиме с длительной выдержкой, поэтому крепится к штативу.
  7. Одевайтесь в темную одежду, исключите блики, в том числе и от дисплея камеры.
  8. Не бойтесь экспериментировать с освещением, в этом и заключается «работа» фотографа.
  9. Технику «световая кисть» можно с успехом применять для портретов и натюрмортов, но и в пейзажной съемке добавление точечных участков света может дать интересные эффекты. Тут можно брать фонарик помощнее и побольше, выделять участки стены, деревья, машины и многое другое. Световая кисть поможет вам создавать сюрреалистические композиции, фантастические сюжеты и качественные правильно освещенные снимки. Некоторые эффекты невозможно изобразить никаким другим методом.

В исполнении данная техника считается одной из самых простых, даже новичку будет несложно тренироваться создавать фотографии с подобной подсветкой. Тренируйтесь больше и создавайте шедевры.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: