Как пишется национальность убых кубышка. История убыхов. Краткие сведения по субэтническим группам убыхов

Убыхи – коренной народ Западного Кавказа, один из субэтносов адыгов (черкесов).

Численность населения

Русские донесения с Кавказа в начале XIX в. определяли численность убыхских племен в 3 тыс. чел., из них 1,5 тыс. носили оружие . Эти данные можно считать существенно заниженными, поскольку они относятся к начальному периоду покорения русскими Кавказа. А.П.Берже, русский этнограф и участник Кавказской войны, отмечал, что численность того или иного черкесского племени точно назвать невозможно. А.П.Берже подчеркивал, что даже "старшины никогда не знали точной цифры своих единоплеменников".

География расселения

Убыхи населяли территорию между реками Хоста и Шахе. В русских донесениях 1-й трети XIX в. содержались сведения о том, что убыхи проживали на вершинах Белой и Шахе на западной оконечности Кавказского хребта .

На первых порах русские исследователи выделяли две группы убыхских племен ‑ Саше и Вардане . А.П.Берже, в свою очередь, говорил о существовании трех убыхских обществ: "собственно Убыхи", расселившиеся в верховьях рек Хоста и Шахе, Саше – находившиеся между реками Хоста и Сочи и Вардане – в долинах рек Сочи и Шахе и их притоками .

Религиозная принадлежность

Убыхи, также как и остальные черкесские племена, являлись приверженцами местных традиционных культов. Русские донесения 1-й половины XIX в. указывали на то, что под влиянием проповедников из Турции у убыхов получил распространение ислам .

Как можно проследить по русским донесениям с Кавказа, в 1850-х гг. у убыхов получил распространение мюридизм. Русское командование отмечало также сложность в проповеди христианства среди убыхских племен .

Убыхи в период русско-черкесской войны

Среди русских убыхи считались самыми непримиримыми противниками русского проникновения на Кавказ . В 1-й половине XIX в. убыхи участвовали в общечеркесских набегах на контролируемые русскими территории . Особо известны рейды убыхов совместно с медовеями и абадзехами, происходившие в верховьях Малой Лабы в конце 1837 г.

Уже в 1837 г. русские начали переговоры с убыхами, пытаясь склонить тех к покорности. Убыхов представлял Беярслан Берзеков .

Переговоры убыхов с русскими велись постоянно. Очень часто, как можно судить из русских донесений с Кавказа, основной целью таких переговоров для убыхов был выигрыш времени для перегруппировки боевых отрядов.

В феврале 1840 г. убыхи взяли форт Лазарева, который в марте был отбит русскими войсками . В сентябре 1840 г. 7 тыс. убыхов планировали поход против верной русским Абхазии. Силы убыхов скопились на р. Цандрипш. Перегруппировка русских и абхазских войск привели к отступлению убыхских отрядов .

В том же 1840 г. убыхи активно действовали против джигетов, которые в основной массе были покорны русским . Убыхи также подталкивали к сопротивлению русским шапсугов и натухайцев .

В 1841 г. вспыхнул мятеж в Гурии (Грузино-Имеретинская губерния), за которым русское командование на Кавказе видело влияние убыхов . В октябре 1841 г. русские предприняли успешную военную экспедицию против убыхов, в результате которой убыхские племена частично принесли присягу на верность России .

В самом конце 1840‑х гг. большая часть черкесов склонялась к созданию союза черкесских племен и принятию присяги на верность России. На это имелось решение общечеркесского собрания в Адагуме. Однако на первенство в таком союзе племен претендовали убыхи, и идея верного России черкесского образования так и осталась нереализованной .

Накануне Восточной (Крымской) войны турецкие эмиссары стали активно действовать среди убыхских племен, призывая к активным выступлениям против русских . Русские донесения периода Крымской войны отмечают политическую разобщенность убыхского общества: часть поддерживала Зан оглы Сефер-бея , другая – Мухаммада Амина, наиба Шамиля. Эти разногласия препятствовали совместным выступлениям всех черкесских племен против русских . Политические споры дополнялись междоусобицей двух убыхских фамилий – Берзек и Чизма .

Русские видели основную угрозу в действиях Мухаммада Амина, поощряя убыхов к неподчинению власти наиба Шамиля в Черкесии . Работа русских лазутчиков частично приносила плоды: старейшины убыхских племен не поддержали Мухаммада Амина, в то время как простой народ с охотой шел за ним .

В феврале 1852 г. убыхи вновь попытались вторгнуться в Абхазию, собрав 3-тысячный отряд, однако и эта попытка была пресечена русскими .

С началом Крымской войны, в октябре 1853 г., Мухаммад Амин возглавил выступления вооруженных убыхских отрядов против Джигетии .

В начале 1850-х гг. открытое недовольство русскими стал выражать Хаджи Керендух Берзек, убыхский князь, который некоторое время находился на русском довольствии . К 1855 г. Хаджи Керендух Берзек открыто перешел на сторону турецких войск, усиливая своими нукерами турецкие войска .

До конца 1850-х гг. русские не могли активно действовать на Кавказе, поскольку не имели поддержки флота .

Уже в 1860 г. возобновились переговоры между русскими и убыхами. В феврале 1860 г. русские лазутчики, бывшие у убыхов, сообщили, что убыхи готовы тянуть время и, при любом удобном случае, возобновить борьбу. В случае неудачи сопротивления, убыхи готовы были уехать в Турцию .

Переговоры с русскими то прерывались, то возобновлялись. К убыхам продолжали наведываться турецкие агенты, обещая защиту от русских . Интересно отметить, что в 1860 г. источники показывали: основной статьей дохода убыхов была торговля невольниками; хотя убыхские племена жили на плодородной земле, ее обработкой убыхи не занимались .

На заключительном этапе русско-черкесской войны в июне 1861 г. убыхи, а также абадзехи и часть абхазских племен собрали меджлис недалеко от Сочи, в долине реки Псахе (Мамайка). Эта попытка объединения черкесских племен не удалась. В апреле 1864 г. в устье реки Дагомыс командующий русских войск генерал В.А.Гейман принял капитуляцию убыхов от дагомукского князя Хаджи Керендуха Берзека. В мае 1864 г. в Кбааде состоялся победный парад русских войск .

С 1858 по 1865 гг. в Османскую империю уехало 74 567 убыхов . После массового исхода убыхов в Турцию, на Кавказе осталось около 80 убыхских семейств .

Современное положение

После покорения русскими Кавказа с 1858 по 1865 г. убыхи почти полностью переселились в Османскую империю, и расселились в пределах Анатолии. Убыхи быстро ассимилировались, поэтому даже приблизительную численность потомков убыхов в современной Турции установить невозможно .

Согласно данным переписи населения 2010 года национальности "убых" в России не существует.

Культура убыхов

Особого внимания заслуживает убыхский язык, который сейчас можно считать мертвым. Последним носителем убыхского языка был Тевфик Эсенч, житель селения Хаджи-Осман кёй провинции Балыкесир, умерший в 1992 г. Данные по убыхскому языку собраны и частично представлены в Интернете.

Источники:

  1. Акты Кавказской археографической комиссии (АКАК), т.7, №874.
  2. Берже А.П. Выселение горцев с Кавказа. – Сайт "Восточная литература".
  3. АКАК, т.7, №874.
  4. Там же.
  5. АКАК, т.7, №874.
  6. АКАК, т.10, №240.
  7. АКАК, т.9, с.282.
  8. АКАК, т.8, №№645, 672.
  9. АКАК, т.8, №672.
  10. АКАК, т.8, №751.
  11. АКАК, т.9, №413.
  12. АКАК, т.9, №№391, 426.
  13. АКАК, т.9, №435.
  14. АКАК, т.9, №440.
  15. АКАК, т.9, №199.
  16. АКАК, т.9, №№438, 439; также с.296.
  17. АКАК, т.10, №617.
  18. АКАК, т.10, №№287, 292.
  19. АКАК, т.10, №292.
  20. АКАК, т.10, №628.
  21. АКАК, т.10, №631.
  22. АКАК, т.10, №632.
  23. АКАК, т.10, №483.
  24. АКАК, т.10, №576.
  25. АКАК, т.11, №38.
  26. АКАК, т.11, №322, также с.185.
  27. АКАК, т.12, с.770.
  28. АКАК, т.12, №717.
  29. АКАК, т.12, №783.
  30. АКАК, т.12, №727.
  31. Убыхи – кавказский народ, ушедшей в историю. – Сайт islam-today.ru. 28.01.2013 г.; "Сочинский меджлис" - сайт "Сочинский краевед" sochived.info, 5.08.2010.
  32. Берже А.П.Выселение горцев с Кавказа. – Сайт "Восточная литература".
  33. Убыхи. – Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т.34.
  34. Ворошилов В.И. Топонимы Российского Черноморья. История и этнография в географических названиях; Убыхи – кавказский народ, ушедшей в историю. – Сайт islam-today.ru. 28.01.2013 г.
  35. Убыхи – кавказский народ, ушедшей в историю. – Сайт islam-today.ru. 28.01.2013 г.
  36. См.: Убыхский раздел. – Сайт folk-lore.narod.ru.

УБЫХИ

Еще одним мифом является трагическая судьба убыхов.

Почему-то в общественное сознание вошел факт, что русские войска уничтожили всех убыхов. Причем, даже если кто-то знает, что их никто не убивал, а они были депортированы, то все равно считает Российскую империю виновной в их смерти. По какой-то иронии судьбы, приводить в пример убыхов стало «модно» у современных грузин. Разговаривая с абхазами и черкесами, они любят ввернуть что-нибудь, типа «вот, мол, если уйдете от грузин и будете жить с русскими, то они с вами сделают то, что сделали с убыхами». Ну и, конечно же, к убыхскому вопросу привлекает внимание интересная и печальная книга абхазского советского писателя Баграта Шинкубы «Последний из ушедших», где он описал свою встречу в конце 1960-х - начале 1970-х годов с последним человеком, являвшимся носителем убыхского языка.

Для тех, кто не знаком с исторической канвой скажу: убыхи - это адыгский народ, который в результате Кавказской войны и депортации к нашему времени полностью исчез. То есть, до Кавказской войны из было около 80 тыс. человек, а в 1970-х годах Баграт Шинкуба уже разговаривал с последним из них.

Это трагично, это печально, это достойно памяти и всяческого сожаления. Почему же так произошло?

Это непростой разговор. И он гораздо глубже, чем это представляется многим из тех, кто полощет это имя всуе, не желая вникать в ситуацию.

Начнем с того, что убыхи не были обычным, рядовым адыгским племенем - они были не похожи на шапсугов, махошевцев или других. Они сильно и чуть ли не во всем отличались от остальных черкесских племен. Здесь налицо исторический парадокс, о котором почему-то никто не говорит: народ, который любят приводить в качестве абсолютной жертвы Кавказской войны и народ, в результате Кавказской войны исчезнувший полностью… ну… продолжайте сами… от этой войны пострадал меньше всех! От Кавказской войны убыхи пострадали меньше всех остальных черкесских народностей! По её итогам они оказались в невероятно более благоприятном положении, чем другие черкесские этносы!

Эта народность проживала на территории примерно между современными Лазаревским и Адлером, гранича с абхазами. Когда от карательных операций русских начали гореть кабардинские аулы, у убыхов было еще около 100 лет относительно спокойной жизни. Если тот же, бжедугский аул Энем горел несколько раз, то у убыхов таких аулов не было. За исключением 2-3 небольших операций, предпринятых русскими с территории Абхазии и нескольких приморских крепостей, нога российского солдата вступила на землю Убыхии только в 1864 году - произошло 1 столкновение совсем среднего характера и война сразу же прекратилась.

Убыхи - это единственная черкесская народность, которая сохранила организацию, порядок и управляемость до самого конца и даже после поражения и изъявления покорности. В 1864 году черкесская знать сумела сагитировать народ на выселение, но в значительной мере потеряла управление людьми, что в огромной степени вызвало анархичное, беспорядочное и неуправляемое бегство адыгов к Черноморским портам для отъезда в Турцию, во многом и обусловило трагедию 1864 года и многотысячные потери адыгов в ходе депортации. Ничего этого убыхи не знали. Они были единственными, кто сохранил порядок, смог сам организовать аренду кораблей и, повинуясь воле своих легендарных руководителей, организованно и в полном порядке в течении двух недель выселился в Турцию. При депортации убыхи не потеряли ни одного человека!

Убыхи - это единственная адыгская народность, которая эмигрировала в Турцию практически в полном составе. Их ушло 74,5 тысячи человек. Нам известно где их всех поселили, в какие деревни, рядом с кем и кто ими командовал. На родине остались только несколько десятков человек.

И вот он исторический вопрос - как в такой ситуации, когда народность находится в самом благоприятном положении по результатам Кавказской войны в отношении к остальным, когда они не теряют тысячи людей от голода и болезней на берегу моря во время ожидания кораблей, когда они переселяются вообще всем народом… как же так получилось, что они вообще исчезли, а другие народности остались?

Убыхи были обречены на ассимиляцию! Они не могли не уйти и не могли не исчезнуть.

Убыхи были обречены. Я удивлен почему этого никто не видит. Другого варианта эмиграция в Турцию, по крайней мере, в том виде, в котором она была сделана, им не предоставляла.

Во-первых, убыхи не могли не уйти. Я несколько раз сталкивался с высказываниями, мол «не высели Россия убыхов, не уйди они за море, не эмигрируй они - было бы сейчас в районе Краснодара или Усть-Лабинска 10-15 убыхских аулов, жил бы убыхский язык и никто бы не исчез». Пустые словопрения и ничего кроме! Убыхи более чем кто-либо еще должны были уйти. В сложившихся условиях Кавказа, как мы знаем, одной из трех основных причин добровольно-принудительного переселения были агитация и прямые приказы черкесской знати, которая рассчитывала посредством ухода в Турцию сохранить своих рабов и невольников - это обещали черкесам турки и не обещали русские. Тот же самый вопрос рабовладения, от которого сейчас всеми силами отворачиваются черкесские этнопатриоты и который, без всякого сомнения, сыграл огромнейшую роль в катастрофе адыгов в Кавказской войне!

Так вот, количество рабов из расчета на душу населения у убыхов было в несколько раз больше, чем у любого другого адыгского племени. В «Очерках истории Адыгеи», в частности, говорится, что «в среднем на 10 свободных шапсугов приходился 1 раб, у абадзехов - 2, у убыхов - 3.». Там же дается ссылка на Белля, по утверждению которого в род Берзека - высший и знатнейший род Убыхии, из которого были все последние лидеры этой народности - «входило до 400 знатных семейств, из которых каждое в отдельности имело от 5 до 20 рабов».

То есть, побудительные мотивы к эмиграции, у убыхов были сильнее, чем у кого кого-либо еще. Но… помните фильм «Кавказская пленница»? «Как говорит мой дед, имею желание жениться, но не имею возможности. Имею возможность купить козу, но не имею желания»… Если у бжедугов в 1873 году было желание эмигрировать, но уже не было возможности и поэтому они остаются, то у убыхов были и желание, и возможность. Причем, возможность в тот момент у них была бОльшая, чем у остальных племен именно потому, что они сохранили организацию и повиновение лидерам.

Теперь сведем все это вместе: народ, который дольше чем другие сопротивлялся русским; народ, который сохранил свою организацию, порядок и повиновение знати; народ, знать которого имела в 2-3 раза больше рабов по сравнению с другими родственными этносами, и, следовательно, в 2-3 раза сильнее должна была хотеть их сохранить; народ, который мог самостоятельно найти и оплатить свой переезд в Турцию в полном составе… Что это нам дает? Они не могли остаться!

Ситуация сложилась так, что в коротком периоде убыхи оказывались в намного более выигрышной ситуации, чем другие адыги. Но выигрыш в коротком периоде неминуемо вел их к оглушительному проигрышу в длинном! Приняв решение на уход, убыхи тем самым подписали себе приговор, как отдельному этносу!

Причина этого заключается в том, что их основное отличие от других адыгских племен было не в организации, не в степени военных потерь и в количестве рабов. Убыхи были вообще другими. Иными! Они имели пограничную национальную идентичность между адыгами и абхазами и были связующим звеном между двумя ветвями адыго-абхазской группы. Место проживания убыхов - на границе между адыгскими народами и родственными им абхазами - определило социальную, этнографическую функцию, которую они исполняли в адыго-абхазском мире. Не совсем похожие на адыгов, но и не абхазы, они служили связью между адыгскими народностям и абхазами, были соединительной цепочкой между двумя ветвями одной этнической группы, в некотором роде «пере-адыгами и недо-абхазами». Подтверждением этому, кстати, был и исчезнувший ныне убыхский язык, мало похожий как на адыгские диалекты, так и непосредственно на абхазский, некоторыми лингвистами он считается переходным звеном между этими языками. Среди десятка черкесских наречий убыхский язык был единственным, который другие адыги не понимали.

Объединительная, связующая функция - очень важный и нужный элемент национального единства. Проблема в другом - она могла являться таковой только в условиях традиционного общества, традиционных устоев и традиционного расселения народов адыго-абхазской группы на Кавказе, с уходом же убыхов в Турцию она полностью исчезает! В самом деле, как убыхи могли объединять адыгов и абхазов, не живущих компактно бок к боку, а расселенных турками на огромной площади, в сотнях деревень от Греции и Сербии и до самой персидской границы!

Давайте для наглядности приведем такой пример: у нас есть болт, гайка и шайба. Адыго-абхазское общество. Все вместе они образуют единый крепёжный элемент, в котором убыхи - это шайба, находящаяся между болтом - абхазами - и гайкой - адыгами. Шайба несет крайне важную функцию - она увеличивает площадь нажима на крепящуюся поверхность, как-бы «пружинит», не давая гайке соскочить с резьбы и таким образом усиливает весь элемент. Но давайте разъединим две части: снимем гайку и положим её на диван, уберем болт и поместим его на шкаф - и необходимость в шайбе исчезнет! Вне общей системы она сама будет не нужна!

На самом деле, если быть до конца точными, узкая специализация начала отмирать еще раньше - с крушением турецко-крымского замкнутого мирка и с открытием Западного Кавказа миру. Постепенно складывалась ситуация, когда еще там на Кавказе убыхский народ должен был делать выбор между собственной принадлежностью либо к черкесам, либо к абхазам. Об обреченности такой пограничной ситуации для убыхов говорит, в частности, Л.Я. Люлье, известный этнограф, лингвист, в совершенстве знавший черкесский язык и составивший в 1820-е годы первый адыгский алфавит на основе кириллицы (акт страшного геноцида, кстати!): «Убыхи говорят особым языком, не имеющим сходства ни с черкесским, ни с абхасским. Со временем язык этот может исчезнуть, по всеобщему употреблению языка черкесского.» И если такие процессы шли уже на Кавказе, то в условиях перехода в Турцию, они многократно обострялись. Это необходимо было осознать уже тогда, до принятия решения на уход в Турцию, но трагедия убыхов была еще и в том, что для понимания этого им были нужны интеллигенты, а у них были только рабы!

Так что, если бы даже не случилось никакой Кавказской войны, то, скорее всего, с течением времени и с все большей открытостью Причерноморья миру, убыхи все равно бы ассимилировались, влившись либо в один, либо в другой родственный народ. Но у капризной Мадам Истории есть только то, что есть и поэтому надо говорить о реалиях, а не о выдумках!

Будучи важной и почетной на Кавказе, убыхская уникальность сыграла с ними злую шутку в Турции - убыхи не могли её поддерживать. Исчезал важный элемент самоидентификации народа, который убыхи не могли восполнить в черкесском этносе. Адыгов - не-убыхов было намного больше - в Турцию их переселилось сотни тысяч (только на Голанских высотах было два десятка адыгских деревень) и из-за общности языка на чужбине они могли чувствовать свое единство и поддерживать свою «черкесскость». Убыхов же было всего 73 тысячи, расселены они были в нескольких достаточно удаленных друг от друга деревнях и общение с остальными черкесами было затруднено из-за разности их языков. В таких условиях должна была состояться новая национальная самоидентификация - убыхи должны были определиться кем они хотят быть в новых условиях - адыгами или турками.

Это абсолютно нормальный процесс, проходящий в сходных условиях во всех нациях без исключения, Вспомним как известный французский историк, писатель и филолог Эрнст Ренан говорил о постоянно идущем процессе самоидентификации любой нации: «Нация - это ежедневный плебисцит».

Наверняка, кто-то выбрал быть турком, кто-то адыгом. Их никто не убивал, как это зачастую преподносятся - просто их кровь теперь в черкесах и турках.

ВЫСЕЛЕНИЕ АДЫГОВ

Здесь мы подходим к вопросу о выселении адыгов. Это очень тяжелая тема, которую я оставил напоследок.

Выселение было, без сомнения, самой страшной катастрофой, постигшей черкесов за все время существования адыгского этноса. Именно во время выселения черкесы понесли самые большие потери за весь период столетней Кавказской войны, а ужасы и страдания переселенцев были таковы, что и теперь не могут никого оставить равнодушным.

Тема выселения очень широко (что совершенно правильно!) освещается кавказской историографией - именно депортация, на мой взгляд, является основным аргументом сторонников теории о геноциде и именно о ней, как правило, говорят в первую очередь, когда речь заходит о Кавказской войне. В качестве главных доказательств того, что депортация являлась геноцидом, сторонники этой теории обычно используют два типа аргументов - высказывания царских генералов, в которых они говорят о необходимости высылки черкесов и описания немыслимых страданий, которые испытывали адыги-переселенцы на черноморском берегу, в ожидании судов.

Вот примеры подобных высказываний:

«Горцы потерпели страшное бедствие, потому что иначе и быть не могло. Они отказались от милостивых предложений, сделанных им лично Государем Императором, и гордо приняли вызов на войну. Никакие договоры с тех пор уже не были возможны, да и не с кем было их заключать при царившей у них безладице. Горцы сопротивлялись чрезвычайно упорно, не только в открытом бою, но еще больше инерцией массы: они встречали наши удары с каким-то бесчувствием; как отдельный человек в поле не сдавался перед целым войском, но умирал убивая, так и народ после разорения дотла его деревень, произведенного в десятый раз, цепко держался на прежних местах.

Мы не могли отступить от начатого дела и бросить покорение Кавказа потому только, что горцы не хотели покориться. Надобно было истребить горцев наполовину, чтоб заставить другую половину положить оружие, нo не более десятой части погибших пали от оружия; остальные свалились от лишений и суровых зим, проведенных под метелями в лесу и на голых скалах. Особенно пострадала слабая часть населения - женщины и дети.

Когда горцы столпились на берегу для отправления в Турцию, по первому взгляду была заметна неестественно малая пропорция женщин и детей против взрослых мужчин. При наших погромах множество людей разбежалось по лесу в одиночку; другие забивались в такие места, где и нога человека прежде не бывала. Летучие отряды находили людей, совсем одичавших от долгого одиночества. Разумеется, такие особняки большею частью гибли; но что было делать? Позволяю себе повторить несколько слов графа Евдокимова по этому поводу. Он сказал мне раз: «Я писал графу Сумарокову, для чего он упоминает в каждом донесении о замерзших телах, покрывающих дороги? Разве великий князь и я этого не знаем? Но разве от кого-нибудь зависит отвратить это бедствие?»

«Никогда не забуду и того подавляющего впечатления, какое произвели на меня горцы в Новороссийской бухте, где их собралось на берегу около 17 000 человек. Позднее, ненастное и холодное время года, почти совершенное отсутствие средств к существованию и свирепствовавшая между ними эпидемия тифа и оспы, делали положение их отчаянным. И действительно, чье сердце не содрогнулось б при виде, например, молодой черкешенки, в рубищах лежащей на сырой почве, под открытым небом, с двумя малютками, из которых один в предсмертных судорогах боролся с жизнью в то время, как другой искал утоления голода у груди уже околевшего трупа матери».

Это тяжелые свидетельства. И правдивые. Их ни в коем случае нельзя скрывать, либо замалчивать - в первую очередь история должна быть правдивой и объективной.

Но вопрос в том, что это только ЧАСТЬ правды. Это лишь часть той большой картины прошлого, состоящей из множества различных фактов и событий, которые в конечном итоге и привели черкесов к такому страшному поражению и огромным страданиям. Это всего лишь отдельные частички той большой правды, которую современная западнокавказская историческая наука должна сказать своему народу. Должна. Но не говорит. Давайте же восполним эту картину и расскажем что было в действительности.

Вопрос о том, что делать с побежденными адыгами начинает обсуждаться русским командованием уже с 1857 года. Год, как закончилась Крымская война, еще не сдался и еще не побежден Шамиль, еще не принесли присягу не только черкесы, живущие в горах, но и многие «равнинные» народности, на Западном Кавказе еще не собрана огромная армия, а русские генералы уже рассуждают что делать с побежденными черкесами. Между Петербургом, Тифлисом, Екатеринодаром, другими городами идет активная переписка. В нее вовлечены наместник царя на Кавказе князь Барятинский, генералы Филипсон, Милютин, князь Орбелиани, Коцебу и др. Создается особый комитет для решения этого вопроса, обсуждаются разные проекты, но вскоре стороны сходятся на том, что будущее народов Западного Кавказа должно быть отлично от того будущего, что скоро придет к народам Кавказа Восточного. Если чеченцев и дагестанцев предполагалось оставить в местах своего традиционного проживания, то адыгов нужно было частично выселить, а частично оставить. Как писал Милютин в своем «Плане покорения Северо-западного Кавказа», представленном Александру II, «завоевание края», т. е. Кавказа, «производится одним из двух способов - или покорением местных жителей с оставлением их на занимаемых землях, или отнятием у жителей земель и водворением на них победителей» Причин такой разницы в подходах было несколько. Можно назвать по крайней мере четыре:

1. Милютин указывал на крайнюю разрозненность и разрозненность черкесских племен, их «тысячелетнюю привычку к безначалию, вольности и легкомысленной подвижности». По его мысли, эти «черты» черкесов не позволяли надеяться, чтобы их когда-нибудь было возможно подчинить «правильному устройству и законным властям». Барятинский пишет «Между народами восточной и западной половины Кавказа есть огромная разница... В Дагестане мы нашли уже глубоко вкорененные начала гражданственности и привычку к повиновению властям, даже к самовольному тяжкому игу». Скорее всего, здесь Барятинский имеет ввиду основы государственности, заложенные Шамилем. Далее он пишет «На Западе, - напротив того, народы раздроблены на мелкие общины или семейные союзы, не управляемые никакими властями, не имеющие между собою никакой связи гражданской. Племена эти издревле привыкли к необузданной свободе». «Бесчисленные участки и 100 дворов представляют столько же маленьких республик, не признающих над собою никакой власти», пишет один человек, относительно долгое время живший в Черкесии, личность которого мы раскроем чуть позже, это является «причиной, почему страна не может придти к благоустройству и почему русское правительство не может полагаться» на присяги черкесских старшин».

2. С раздробленностью была связана еще одна причина - черкесы находились в том состоянии, которое сейчас современные дипломаты называют «недоговороспособностью» - с ними нельзя было ни о чем договориться. В условиях отсутствия единой власти, черкесы были разделены на несколько народов, внутри которых тоже было множество групп влияния, концентрировавшихся вокруг мини-центров силы. Единого подчинения не было, интересы этих центров не совпадали, они враждовали между собой, российское командование могло договариваться о мире с одной группой, абадзехов, выдающих себя за представителей всего народа, а в этот самый момент другая группа абадзехов, никак не соотносившаяся с первой, могла нанести удар.

Практически вся предыдущая практика договоров между русским командованием и «горными» адыгами - абадзехами, бжедугами, натухайцами и рядом мелких племен была негативной - будучи поставленными в безвыходное военное положение во время русских экспедиций в горы, они с легкостью шли на заключение мира, клялись в покорности и забывали об этом как только войска уходили.

Вот как комментирует эту ситуацию генерал Карцов:

«До 1860 года цель наших действий на Кавказе состояла в том, чтобы экспедиции, предпринимавшиеся в места, занятые горцами, наносить им возможно частые поражения и, убедить их в превосходстве наших сил, заставить изъявить покорность. Результатом этих экспедиций было то, что ближайшие к нам общества, жившие на равнинах, то покорялись, то снова восставали и постоянно нас грабили, сваливая вину на соседей, живших выше их, в горах. В минувшую (Крымскую) войну все общества, бывшие покорными, одновременно восстали и пришлось снова покорять их.»

С горцами нельзя было договориться! В этом отношении показательно, что и женитьба Ивана Грозного на кабардинской княжне Гуашаней, дочери князя Темрюка, с заключением военного союза между Русью и Кабардой, (то, что сейчас официально называется Добровольным вхождением) была одним из таких примеров «недоговороспособности» - после смерти Темрюка, власть в Кабарде заняли другие князья, имевшие совсем другие интересы и ни о каком союзе с Москвой речь уже не шла.

3. Несколько основных, еще не покоренных адыгских племен располагались на территории, которая была идеально приспособлена для ведения партизанской войны, в которой так преуспели черкесы - горы и густые леса могли всегда скрыть небольшой черкесский отряд и если ситуацию еще можно было как-то контролировать, имея в горах значительное количество войск, то после грядущей победы и вывода войска, можно было быть уверенным в том, что набеги продолжатся.

4. В отличии от чеченцев, значительная часть адыгов, которых намеревались выселить, жила непосредственно на морском побережье. Этот факт определял относительную легкость их поддержки враждебными России государствами, что, кстати, и стало одной из причин затягивания Кавказской войны и выставлял черкесов в абсолютно другом свете, нежели чеченцев и дагестанцев. В то время в России считали, что Крымская война не сняла все противоречия между великими державами, что скоро обязательно начнется новая война и причерноморские адыги неминуемо станут опять инструментом воздействия на нее, а значит южные морские границы было необходимо обезопасить. Как писал Милютин, «эта часть Кавказа представляет обширное поле для тайных политических происков европейских наших врагов, которые всегда будут подстрекать легкомысленных черкесов к бесконечной борьбе с нами и, в случае открытой войны, каждая враждебная нам держава найдет на восточном берегу Черного моря усердных союзников». Это же подтверждал и Карцов, говоря, что «первый выстрел на Черном море и даже какое-нибудь вымышленное письмо султана или прибытие самозванца паши снова могло бы возбудить войну.»

Кстати, о необходимости депортации адыгов пишет Теофил Лапинский - польский авантюрист, «кондотьер без твердых политических убеждений», как называл его Герцен, который во второй половине 1850-х годов, собрав команду из европейцев, приезжает в Черкесию и воюет против российской армии. Для нынешних адыгских ультрапатриотов он выступает в роли некоего символа поддержки черкесов той Европой. Провоевав 2 года вместе с адыгами против русских, в 1859 году этот международный авантюрист возвращается в Европу и предлагает свои услуги русскому командованию, но теперь уже в борьбе против черкесов. Лапинский заявляет, что русское правительство может считать себя «счастливым», что Англия, Франция и Турция недооценили в Крымской войне значение Черкесии. Но «кто может ручаться, что в случае новой войны ошибка эта снова не повторится?» «Поэтому, Россия должна во что бы то ни стало покорить земли шапсугов и убыхов, ежели она желает спокойно владеть кавказскими провинциями».

Лапинский предлагает оставить пока абадзехов в покое и самым решительным образом завоевать шапсугов и убыхов и «изгнать» их из Черкесии. По его мнению, «с убыхами же и шапсугами мир ни к чему не поведет» и нужно во что бы то ни стало «изгнать их из прибрежной полосы Черного моря». Основываясь на своем знании Черкесии изнутри, Лапинский советует сжигать аулы, усилить морскую блокаду и вообще вести намного более жесткую политику - «с таким народом сила ведет ко всему, строгость ко многому, а снисхождение к отрицательному результату». Кстати, это его слова я приводил несколькими абзацами выше говоря о «недоговороспособности» адыгов.

Забавно, но среди «патриотически настроенных» бытует высокое мнение о Теофиле Лапинском. Его считают патриотом, борцом за свободу Черкесии, который узнав о несправедливости, бросил все и отправился далеко на Кавказ воевать, как говорится, «за нашу и Вашу свободу». Вокруг его имени образовалось немало мифов, некоторые, причем, довольно образованные адыги считают, что у Лапинского был отряд не в 200 человек, как это было на самом деле, и не в 4 тыс, как он планировал, но не смог собрать, а не много ни мало - в 20 тыс. европейцев, приехавших в Черкесию из чувства солидарности с черкесами и для помощи им. Несколько раз мне приходилось встречаться со стремлением людей поставить Лапинскому памятник!

Интересно, что было бы, если бы памятник все же поставили, а потом вскрылось это письмо! Это еще один явный пример того как можно одурманить, оболванить собственный народ если моделировать историю под свои политические цели и дозировать информацию, выдавая только то, что соответствует твоим задачам.

Но вернемся к нашей теме. Хочу отметить особо: ни в одной из версий речь об уничтожении всех черкесов не шла. Более того, одним из существеннейших причин и целей высылки адыгов генералы считали… сохранение адыгам жизни. В переписке немало говорится о том, что оставшиеся племена являются самыми непримиримыми и будут воевать до конца, следовательно, чтобы не уничтожать их, необходимо не доводить их до отчаяния, а дать им возможность выбора и ухода с Кавказа.

Члены Особого комитета понимают, что предложенное решение жестоко и приводят в пример как раз колонизацию европейцами Америки, которая вылилась в «истребление почти всех первобытных там жителей», говоря, что такого исхода нужно избежать. Эта мысль всячески и постоянно подчеркивается генералами и также всячески и постоянно вымарывается адыгскими историками, которые выбирают из переписки только то, что может хоть как-то подчеркнуть саму жестокость происходящего.

Так, Александр II требует, «чтобы это развитие (русского населения в Закубанском крае - А.Е.) было соразмерно с поземельным довольствием, которое можно доставить вновь водворяемым казакам без крайнего стеснения туземцев», Д.А. Милютин несколько раз пишет, что «наши обязанности к человеческому роду требуют, чтобы мы заблаговременно приняли меры для обеспечения существования даже враждебных к нам племен» , в какой-то момент даже созревает ссора - Барятинский посчитал себя оскорбленным тем, что члены Комитета, по его мнению, выставили его предложения так, как будто он «предлагает систему действий для покорения кавказских горских племен, основанную на истреблении всего туземного населения». Он пишет, что ему «приписывают» «бесчеловечное намерение» и по этой причине даже не считает нужным оправдываться.

Представляете себе геноцид, который совершается не из-за стремления уничтожить народ, а для того, чтобы он выжил!

Это очень важный момент, который дает нам понимание того, почему произошло то, что произошло. Никто не хотел уничтожить адыгов как народ. Предполагалось организованно переселить 3 племени - абадзехов, шапсугов и убыхов на равнину, для чего на левобережье Кубани выделялось 864 тыс. десятин земли и, кроме этого, для этих же целей в районе Пятигорья выделялось 409 тыс. десятин. . Эти земли держали свободными и казаков туда не заселяли. Натухаевцев, которые тоже жили у моря, но в основном на безлесной холмистой равнине и которые показали себя гораздо более лояльными к России, предполагалось не выселять куда-то далеко, а собрать в одном месте где-то между нынешними Анапой и Новороссийском и учредить отдельный «Натухайский округ» под началом генерал-майора. К новому округу должны были отойти более 100 тыс. десятин земли.

Это были лучшие, самые плодородные земли, которые нисколько не уступали тем, которые нарезались казакам и были лучше земель, которые адыги имели в горах. Кроме этого, российское правительство подсчитало, что в условиях гористой местности, средний надел у адыгов составлял около 1 десятины на душу и рассчитало выделяемые земли так, чтобы на равнине на душу приходилось минимум 3-4 десятины, а в среднем 7 десятин с тем, чтобы семью было выделено минимум 20 десятин. При таком подсчете, с учетом уже имеющихся в степной части Кубани аулов, земли которых не принимались во внимание при расчете, на Кубани и Ставрополье можно было разместить как минимум 350 - 400 тыс. черкесов.

Вот, что пишет на этот счет генерал Фадеев:

«не было никакой надобности гнать горцев в Турцию. У нас было довольно места для них, во-первых, в миллионе десятин по левому берегу Кубани, отведенных исключительно для этого назначения; во-вторых, в 300 000 десятин хороших земель, оставшихся в Пятигорском уезде за выселением части кочевых ногайцев в Турцию еще в 1860 г.; в-третьих, в казачьих землях, покинутых населением, передвинутым на передовые линии. Все количество земель, которое правительство располагало по соседству для помещения горцев, можно считать в 1 500 000 десятин.» [ 7]

Кроме этого, в качестве вспомогательной меры открывалась граница с Турцией и правительство рассчитывало, что часть народа - наиболее непримиримые - переселятся туда. Подчеркиваю, это очень важно для всего последующего понимания ситуации, переселение части адыгов в Турцию считалось дополнительной, вспомогательной мерой, рассчитанной на относительно небольшую часть людей.

Вот, что пишет граф Евдокимов:

«Переселение непокорных горцев в Турцию без сомнения, составляет важную государственную меру, способную окончить войну в кратчайший срок, без большого напряжения с нашей стороны; но, во всяком случае, я всегда смотрел на эту меру, как на вспомогательное средство покорения западного Кавказа, которая даст возможность не доводить горцев до отчаяния и открывает свободный выход тем из них, которые предпочитают скорее смерть и разорение, чем покорность русскому правительству.» [ 32]

Здесь давайте на мгновение остановимся и взглянем на ситуацию издалека. XIX век. Заканчивается 100-летняя трудная колониальная война, отнявшая у России много жизней, сил и средств. Непримиримые враги, коими тогда для Санкт-Петербурга являлись горные черкесы, еще не повержены, но конец их сопротивления уже виден и сомнения не вызывает. Вражеская крепость, на осаду которой потрачено множество жизней и времени вот-вот падет… Что делает Александр II, который, судя по обращению в Европарламент стремился к геноциду всех адыгов? И что в той же ситуации и в то же время делают другие государи и полководцы?

    В 1799 году, французские войска в ходе Египетского похода овладевают турецкой крепостью Яффа в Палестине. 3 тыс. янычаров, сдавшихся им, расстреливают по личному приказу Наполеона.

    В том же - 1799 году англичане берут штурмом столицу индийского княжества Майсур, город Серингапатам. По приказу командующего английской армией генерала Артура Уэсли - будущего герцога Веллингтона и будущего победителя Наполеона в великой «Битве Народов» при Ватерлоо - около 30 тыс. защитников Майсура, попавших в плен убивают.

    В 1809 году наполеоновские войска штурмом после длительной осады берут Сарагосу. После взятия города 30 тыс. жителей и 20 тыс. солдат безжалостно убивают.

Что же делает Александр II - этот палач адыгского народа, уничтожавший всех его представителей по национальному признаку?

Он дает адыгам выбор - переселиться на равнину, где им будет предоставлена едва ли не лучшая в Европе земля и все права российского гражданства или уйти к союзникам, которые много десятилетий поддерживали адыгов, звали их к себе, обещали помощь.

Это был великолепный, просто лучший и самый гуманный выбор из всех, которые государство-колонизатор того времени давало побежденному местному народу. Подчеркиваю, лучший и наиболее гуманный выбор из всех, имевшихся в истории того времени! Я знаю, что эти мои слова станут объектом критики немалой части адыгов. Но так было! Ну не давали немцы побежденным племенам гереро права выбора - уход к союзникам, либо переселение в Германию с получением там немецкого гражданства и наделов в 3 раза больше, чем они имели в Африке! И американцы не давали индейцам, и бельгийцы - неграм. Подобных примеров в истории того времени просто нет. Не существует.

Более того, сами адыги того времени не давали столь великодушного выбора своим проигравшим врагам! Как правило, судьба проигравших врагов в адыгской среде складывалась просто - смерть или рабство. Тот же князь Кончокин, просивший Екатерину II построить Моздок, делал это именно потому, что ему грозила смерть. Никто же не давал ему выбора, мол, дорогой, ты давай или уезжай к русским и мы тебе с этим поможем, или переезжай в Большую Кабарду и мы тебе там утроим твою землю.

В результате черкесы выбрали уход к союзникам - это было их право, их выбор, который нужно уважать, но и отвечать за который тоже надо. Те, кто хотел - остался, кто хотел - ушли.

Для реализации этого варианта на переговоры с турками российское правительство посылает мало кому тогда известного генерал-майора Лорис-Меликова, начальника Абхазской линии - того самого, который в 1851 году в чине ротмистра допрашивал знаменитого абрека Хаджи Мурата и который много позже войдет в историю как один из самых известных министров внутренних дел России. Переговоры прошли успешно, кажется, ничего не предвещало беды... И тут с поистине убийственной силой в действие вступают два оставшихся фактора - интересы Турции и интересы черкесской знати.

Турция была крайне заинтересована в переезде значительной массы адыгов. Ослабленная и наполовину разоренная, к середине XIX века она уже мало была похожа на ту Блистательную Порту, которой некогда была. Её отдаленные провинции в арабских, славянских, армянских и греческих землях то и дело восставали и грозили отделиться. С одной стороны, внезапное появление в турецких землях большого количества умелых бойцов-черкесов, лояльных Турции, давало ей надежду успокоить ситуацию именно там - в провинциях. Турки решают использовать черкесов как некий аналог российского казачества - расселить их компактно по границам империи в её неспокойных окраинах.

С другой, подстрекая адыгов на борьбу против русских, а значит и на защиту турецких интересов, Турция в течении многих десятилетий обещала адыгам, что не бросит их в случае катастрофического развития событий и вот теперь, когда катастрофа наступила, она просто обязана была свое обещание исполнить.

Адыги в массе своей слепо верили подобным обещаниям. Обещания умело подогревались мифами об общности

Убыхи — народ, родственный по культуре и быту адыгам, абазинам и абхазам. По свидетельству Услара, название убыхов перешло к ним от черкесов, которые называли их уббых, в то время как сам себя этот народ называл апёх или просто пёх. До 1864 года жили на Кавказском побережье Чёрного моря, между рр. Шахе и Хоста (т. н. Убыхия - территория современного города Сочи) (около 50 тыс. чел.). Занимались садоводством, рыбной ловлей, отгонным животноводством, доходным набегничеством, работорговлей. Большое значение имела и меновая торговля. Прежде всего с Турцией.

В первой половине XIX в. убыхи, как и причерноморские адыгские племена шапсугов (соседей с запада) и садзов-джигетов (соседей с востока), имели устоявшиеся полуфеодальные отношения. В обмен на захваченных в ходе военных набегов пленников, убыхи получали металлы, для изготовления орудий труда и оружия огнестрельное оружие и при необходимости продовольствие. В XIX веке, в отличие от большинства других племен Западного Кавказа, у убыхов получает распространение мюридизм, принесенный эмиссарами Шамиля.

В 1857 г., анализируя историю происхождения убыхов, Леонтий Люлье написал:

Я выше упомянул, что на берегу Чёрного моря, между землями Натухажцев и Джигетов, обитает племя Убыхов. Оно не принадлежит ни к адыгскому, ни к абхазскому корню. По ученым исследованиям графа Потоцкого и по топографическому положению Убыхов не будут ли это остатки древних Алан (Ass ou lass) средних времен? Граф Потоцкий не мог войти с ними в сношения, изучить их язык и тем решить эту интересную историческую задачу.
Прокопий (Procope) в 529 г., Массуди (Massudi) в 943 г. и Константин Порфирородный (Const. Porphyr.) в 959 г. по Р. X. указывают на Алан (Alains) и на страну их (Alania), как соседнюю с абхазскою. Путешественники Барбаро (Josaph. Barbaro) в 1436, Ламберти (lе pere Arhc. Lamberti) в 1624 и Шарден (Chardin) в 1671 годах упоминают об Аланах, живших тогда на Альпийских высотах Абхазских гор, у истоков Кубани и по древней дороге в Кодорской долине, примыкавшей к Диоскурии (Dioscurias). Замечательно, что поныне существует у Убыхов одно племя (dan), носящее имя Аланъ .

Основываясь на информацию из русских источников, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, который издавался в конце 19 в., сообщал:

Убыхи — весьма смешанное по своему составу одно из черкесских племен, ближайшая отрасль одного из самых аристократических черкесских племен, абадзехов, с которыми некогда убыхи составляли один народ и жили вместе на юго-западной покатости Кавказского хребта, между pp. Белой и Афипсом. Впоследствии, отделившись, убыхи заняли территории близ Черноморского побережья, по юго-западному склону Кавказского хребта, между pp. Хоста и Шахе, в ущельях по р. Убых, притоку Шахе, в долинах Туапсе, Псезтане, Мздымта и др. мелких рек, текущих в Чёрное море.
Убыхи делились на
1) собственно убыхи, живших между pp. Хоста и Шахе, бывших в постоянных сношениях с абадзехами, отделенными от них только горным перевалом;
2) Саше , между р. Хоста и долиной р. Соча, самые воинственные среди убыхи, и
3) Вардане , между pp. Соча и Сюепсе.
Последние две группы убыхов, кроме скотоводства и земледелия, занимались торговлей с Турцией через морскую пристань Вардане (Сюепсе). Громадную роль играли дворянские фамилии, из коих две, Борзен и Диман, пользовались огромным влиянием не только среди убыхов, но и среди черкесов и джигетов.
Убыхи были немногочисленны, … но в войнах черкесов с русскими играли выдающуюся роль, так что русские, судя по славе убыхов у закубанских черкесов, считали их народом многочисленным и сильным; особенно много слышно было об убыхах в последние 30 лет борьбы с черкесами, когда последние стали соединяться для отпора и для нападения в большие массы, тут убыхи выступали в качестве предводителей этих скопищ, составляли их главное ядро, образцовый отряд, бившийся отчаянно впереди всех, в отступлении — сзади всех. Убыхи прославились даже среди черкесов своей храбростью.

Убыхская аристократия — верхушка общества у убыхов, правители и владетели земли убыхов. Высшим феодальным сословием у убыхов являются князья, за ними же следуют дворяне. Убыхские князья состояли в близкородственных отношениях и с абхазскими и с адыгскими аристократами, либо в родстве через аталычество.

У убыхов, более, чем у их соседей абхазо-абазинских и адыгских племён, действовали традиции общинно-родового устройства. В целом же это было анархическое общество, в котором, во-первых, каждый свободный человек имел право носить и употреблять оружие и, во-вторых, лица одной фамилии несли общую ответственность за поведение каждого члена данной фамилии и были обязаны оказывать взаимную защиту и мстить за смерть и обиды родственников.

Убыхские аулы были разбросаны по горам, на различных расстояниях друг от друга. Все аулы, расположенные в одной долине, составляли общину. Так, у горных убыхов военная и политическая власть из поколения в поколение сохранялась у представителей знаменитого дворянского рода Берзеков. У убыхов Вардане — дворянский род Дзиаш (Дзейш). Для поколения убыхов, живших на Кавказе, наиболее характерны адыгские имена, среди которых следует выделить княжеские имена с основой пши-(пщы «князь»).

В 1837 царский генерал И. Ф. Бларамберг составил «Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа», в котором написал:

Их земля плодородна и не требует особой обработки. Все они выращивают виноград, особенно убыхи, и делают из него хорошее вино в больших количествах, это вино они называют «сана». Также у них много фруктов, таких, как яблоки, вишни, груши, персики. Как и в Мингрелии, у них можно видеть своеобразный прессованный и твердый мед, который они употребляют, размешивая его в воде в виде напитка.

В 1898 г. в район Сочи прибыл молодой русский врач Подгурский. Он ознакомился с Мацестинскими источниками. Его заинтересовали рассказы местных жителей об этой целебной воде, и загорелся идеей использовать эти источники цивилизованным методом. В том же году он выступил во «Врачебной газете» с большой статьей о Мацестинских источниках, в которой, в частности, говорилось:

«Старики черкесы из оставшихся аулов в Сочинском районе подтверждают, что источники считались у народа, населявшего побережье, целебными. Со всех сторон стекались к ним, страдавшие разными недугами. Я ознакомился с источниками и увидел оставшиеся от купания ямы, а у входа в пещеры — огарки свечей и множество развешанных тряпочек, как благодарственное приношение больных, искавших и находивших исцеление».

Необходимо отметить, что среди черкесских племен убыхи имели одну из самых сильных военных организаций. Одной из самых масштабных операций убыхов стала попытка штурма Навагинского укрепления в устье реки Сочи.

История этого укрепления, построенного на землях убыхов такова. В апреле 1836 отряд генерала Сибирского высадился в устье реки Сочи и после короткого боя овладел высотами, где было заложено укрепление. Форт имел форму неправильного четырехугольника, гарнизон состоял из 8 офицеров и 300 нижних чинов. С весны 1840 года Навагинский форт стал подвергаться постоянным нападениям и обстрелам горцев.

Ночью 28 сентября 1840 года отряд горцев внезапно атаковал форт. Используя крючья и лестницы, противнику удалось ворваться внутрь форта, откуда после тяжелого боя он был выбит силами гарнизона. В бою погибли начальник форта капитан Подгурский и поручик Яковлев. В связи с угрозой захвата форта, в октябре на помощь гарнизону из Укрепления Святого Духа вышел отряд генерала Анрепа, который после трехдневных боев пробился в Навагинский форт.

Поражение у Навагинского форта и неудачная попытка захвата Абинского укрепления положили конец горским выступлениям в 1840 году. Однако вплоть до самого окончания войны на Западном Кавказе убыхи не оставляли попыток набегов, как на соседей, так и на коммуникации Русской армии.

Завершение Кавказской войны в 1864 году вызвало одно из самых сложных неоднозначных явлений - мухаджирство - массовое переселение горцев в Турцию. Оно было обусловлено целым рядом как внешних, так и внутренних факторов.

Начальник Главного штаба Кавказской армии Карцов отмечал «Задача кавказской армии близится к концу. Стесненные в узкой прибрежной полосе, горцы при дальнейшем наступлении войск, будут поставлены в отчаянное положение. Немногие из них могут согласиться покинуть живописную природу родины, чтобы переселиться на прикубанскую степь. А потому, в видах человеколюбия и в видах облегчения задачи, предстоящей нашей армии, необходимо открыть им другой выход: переселение в Турцию».

Перед убыхами, как и другими племенами, населявшими Кавказ, стоял нелегкий выбор между переселением в предгорья или эмиграцией в Турцию. Переселение на равнину по сути означало бы нарушение привычного уклада жизни, в том числе отказ от набеговой системы, захвата пленных и работорговли. Не самой радужной была и перспектива в дальнейшем платить налоги.

Безусловно, неприемлимыми для горцев была и колонизация, а следовательно - тесное соседство с заселявшими Западный Кавказ казаками и крестьянами южных губерний, которые после отмены крепостного права были заинтересованы в обретении значительных земельных наделов, которые активно предоставлялись российской администрацией с целью быстрейшего заселения региона. Не последнюю роль играла и возможность распространения воинской повинности. Хотя властями официально заявлялось, что в казаки и солдаты горцев брать не будут, постоянные слухи о такой возможности не оставляли убыхские общества. Кроме того, нужно учитывать и внешнеполитический аспект — Россия после Крымской войны лишилась права держать на Черном море укрепления и военный флот, а следовательно побережье было полностью открыто не только для контрабандной торговли, но, в случае новой войны, было бы легко захвачено противником и была во многом необходимость обезопасить себя от нежелательных действий западных держав, уже не первое десятилетие разыгрывавших «черкесскую карту».

Переселение убыхов происходило очень быстро и относительно организованно, по сравнению с другими черкесскими племенами. В результате уже через 3 недели после официального принесения покорности в конце апреля 1864 г. не обширной территории южного склона Западного Кавказа в междуречье Шахе-Хоста убыхов практически не осталось.

На Западном Кавказе остались лишь отдельные семейства. Конечно, и убыхам пришлось столкнуться со всеми сложностями переселения - голодом и болезнями в отведенных им для поселения лагерях, произволом турецких чиновников и моряков, продававших убыхских женщин в рабство.


Последний князь Убыхии Керантух Берзек

По данным А. П. Берже, приведенным в его книге «Выселение горцев с Кавказа», в Турцию ушло 74 567 человек убыхского племени. После выселения на Кавказе осталось 5-6 семей (около 40 чел.) убыхов, живущих в адыгских аулах Кубанской области и около села Головинка. Убыхи расселились в значительной части Передней Азии от Сирии до Мраморного моря и Балкан, постепенно утрачивая свой язык и национальные особенности. В наши дни материалов по истории исчезнувшего народа, не имевшего своей письменности, сохранилось очень немного и большинство из них относится уже к периоду Кавказской войны.

Убыхский язык является одним из рекордсменов по звуковому разнообразию: по оценкам специалистов, в нём насчитывается 84 согласных фонем. Согласно Генетической классификации языков убыхский язык являлся одним из Абхазо-адыгских языков. В настоящее время убыхский язык считается мёртвым языком.

Последний носитель убыхского языка в Турции — Тевфик Эсенч — умер в 1992 году в деревне Хаджиосман. Эсенч был прототипом главного героя романа Шинкубы «Последний из ушедших». Тевфик Эсенч был информатором французского лингвиста Ж. Дюмезиля, как о языке, так и о культуре, верованиях и устройства жизни убыхов, которые он ранее почерпнул у своего деда Ибрагима, родившегося и выросшего в Убыхии.

Убыхи жили между абхазами и адыгами, и, естественно, у них ощутимо абхазское влияние. Но еще сильнее было адыгское влияние. Повторю, что в принципе, они все прекрасно понимают, что абхазы, адыги, убыхи - это близкородственные народы. И что нам надо держаться вместе, чтобы сохраниться.


17.02.2013 20:23
Беседа Инны Хаджимба с доктором филологических наук, лингвистом-кавказоведом Вячеславом Чирикба.

Как вы стали изучать убыхский язык?

Убыхским языком я начал заниматься профессионально, когда писал свою кандидатскую диссертацию в Москве. Я защитился в 1986 году по сравнительной фонетике абхазо-адыгских языков. В то время контакта с носителями убыхского языка у меня не было, но интерес к языку был очень большой. Поступив в докторантуру в университете города Лейден в Голландии, в 1991 году я совершил первую поездку в Турцию. И тогда мне посчастливилось впервые встретить человека, для которого убыхский язык был родным - знаменитого Тевфика Есенча, живущего в селе Хаджи Осман на северо-западе Турции. Я работал здесь около четырех часов и записал с уст Тевфика тексты и различные слова.

Тевфик Есенч, тот последний убых! Вы записывали его?

Да. Скорее всего, я был последним из зарубежных лингвистов, кто с ним непосредственно работал и записывал. 7 октября следующего, 1992 года, он, к сожалению, скончался, и эта дата считается датой смерти убыхского языка. Однако, в плане изучения фонологии, морфологии, этимологии, я занимался и продолжаю заниматься убыхским языком. Сейчас имеется большой убыхский материал на аудиокассетах. В прошлом году я совершил экспедицию в Турцию и посетил около 20 убыхских сел. Мне помогла в организации экспедиции Адыгско-абхазская научная ассоциация в Турции. Это маленькие села, некоторые очень маленькие, некоторые побольше. Я пытался понять, сколько у них осталось традиционной культуры и языка. Выяснилось, что язык уже практически полностью вымер. В этом году я провел в Турции три недели и завершил свою убыхскую экспедицию. Мне очень помогли в организации поездки в убыхские села Самсуна и Синопа профессор Эрол Таймаз, а также другие адыгские, абхазские и убыхские друзья. Эта моя экспедиция многое мне дала.

Что значит «практически полностью вымер»?

Остались какие-то слова, старики могут помнить выражения, но говорить на языке, разговор вести уже не могут. Помнят такие слова или выражения как асмыҵан «я не знаю этого», йадан анышәа а ԥ хьадыкә «очень красивая девочка», маукьены? «куда ты идешь?», соушьыны? «как твои дела?» и т.д. Языка было очень мало, но я собирал материалы и по генеалогии убыхов, их традициям, свадебным ритуалам. Кажется, я собрал интересный материал, но это, к сожалению, лишь небольшие осколки традиционной культуры убыхов.
- Отличаются ли убыхи от нас, абхазов, в плане обычая, обряда, культуры?
- Убыхи жили между абхазами и адыгами. У тех, которые жили рядом с абхазами, было больше абхазских черт, у тех, которые рядом с адыгами, конечно, большее влияние культуры адыгов. Тем не менее, у убыхов сохранились и свои собственные, убыхские элементы. Их мне тоже удалось зафиксировать. Это свадебные обряды, мелодии. На убыхском языке песни уже не поют, потому что языка уже не знают, но есть мелодии на гармонике. Хотя одну песню на убыхском языке мне все же посчастливилось записать.

Мелодии именно убыхские?

Ну, это вопрос для музыковедов. Хотя даже мне ясно, что, например, свадебные песни явно содержат собственно убыхские черты.

Но когда мы говорим, что они нам близки, ведь все же обижаются. Говорят, мы - убыхи.

Нет. Я такого не встречал. Что абхазы, адыги и убыхи - братья, они это знают хорошо. Хотя по существу они - и не абхазы, и не адыги, а третий, родственный и адыгам, и абхазам народ со своим собственным отличным языком - но это уже другой вопрос.

Имеется ли у современных убыхов ощущение своей идентичности, отдельной от адыгской или абхазской?

Еще в начале XX века ранний исследователь убыхов, немецкий ученый Адольф Дирр, отмечал, что у убыхов размытая идентичность. Они себя не очень отделяли от адыгов. И это в какой-то степени объяснимо. Были смешанные семьи, браки с адыгами, меньше с абхазами. И сейчас это тоже сохранилось. Если по-турецки ты спросишь убыха, ты кто?, то он скажет: «Я черкес». Не скажет - «убых». Однако если начнешь копать немножко глубже, выяснится, что он убых.
Они считают себя убыхами, но как часть общечеркесского этнокультурного сообщества. Да и языкового - большинство пожилых убыхов хорошо владеет адыгейским языком. При этом они очень четко осознают свое ближайшее родство как с адыгами, так и с абхазами.
Как я уже сказал, они жили между абхазами и адыгами, и, естественно, у них ощутимо абхазское влияние. Но еще сильнее было адыгское влияние. Повторю, что в принципе, они все прекрасно понимают, что абхазы, адыги, убыхи - это близкородственные народы. И что нам надо держаться вместе, чтобы сохраниться. Вот это понимание есть. У них слабо выражена локальная самоидентификация, но очень четкое ощущение принадлежности к общему абхазо-адыгскому этнокультурному миру. И это чувство у них сильно присутствует, на самом деле! И поэтому, слово «черкес» для них означает «представитель западнокавказского этноса», включая сюда кабардинцев, адыгейцев, абхазов, абазин, и естественно, самих убыхов.

Звуковая система убыхского языка?

Убыхский язык считается одним из рекордсменов в мире по числу согласных. В нем 80 согласных. Это очень много! В турецком языке 21 согласный, во французском и английском - 20. В убыхском языке имеются такие согласные, которых нет в других языках мира. По крайней мере, они очень редки. Например, фарингализованные согласные.

А гласных?

Три гласных. Долгий а, краткие а, ы. Убыхская фонетика очень похожа на абхазскую, адыгейскую. Первым, кто записал убыхские слова и фразы был турецкий путешественник Евлия Челеби в XVII веке. Записи его очень точные, и в основном легко читаются. Челеби, по-видимому, был прирожденным лингвистом, он сделал первые записи на абхазском, адыгейском, мегрельском и других языках. Потом, уже в середине 19-го века, убыхским языком занимался гениальный лингвист-самоучка, русский генерал Петр Услар.

Знал ли Евлиа Челеби абхазский?

Навряд ли. Мать его была абхазкой, дядя, великий везирь Мелик-Ахмед паша, с которым он провел в походах много времени, был абхаз, и они знали язык, так что он с детства мог слышать все эти странные для турецкого уха звуки. Это вполне вероятно, потому что у него поразительно точные записи, несмотря на такие сложные звуки. Да, не исключено, что его удивительная восприимчивость, чутье к языкам, к фонетике, да и сам интерес к различным языкам, которые он записал для своей «Книги путешествий», могут быть обусловлены, в том числе, и тем, что с детства он мог слышать абхазскую речь, и ухо было натренировано к таким сложным звукам. Ведь турецкий язык очень простой.

Вы говорили, что собирали у убыхов их генеалогии. Что, они помнят и тех, кто был похоронен еще на Кавказе?

Да, но не все, некоторые. Иногда диву даешься, как они эти сложные генеалогические схемы своих предков и родственников смогли сохранить. Но встречались и такие, которые даже своей фамилии убыхской не помнили. Есть и такое. Ведь процесс ассимиляции там очень силен. Особенно в последние 40 - 50 лет.

Еще Услар писал, что убыхский язык находится в агонии, то есть уже на Кавказе он был в неблагополучной ситуации. Он явно не выдерживал конкуренцию с абхазским и особенно с адыгейским языками. Слишком большое было влияние. Когда убыхи переселились в Турцию, они оказались рассеяны по всей Турции в пространстве между Трабзоном и Бурсой, между Самсуном и Аданой и Марашем. Многие из них в первые годы погибли от болезней, от голода и холода. Часть была ассимилирована. У них не было возможности сохранить свой язык. Во-первых, они не были компактно поселены, во-вторых, они очень много народа в процессе переселения потеряли. Им было не до языка. Им надо было выжить. Язык сохранялся наиболее долго в двух регионах Турции, это около Измита, на севере центральной Турции, и около города Бурсы, на северо-западе. Около Измита есть несколько сел, в которых живут убыхи, там рядом с ними живут и абхазы, и адыги. А около Бурсы живут только адыги. Там сохранялся язык до 1992 года, и даже немного дольше.
Хотя определенная загадка в таком быстром исчезновении убыхского языка все же есть, ведь абазины тоже выселились примерно в таком же количестве, как и убыхи, но они сохранили свой язык.

Границы Убыхии по вашей версии …

Я нашел в Турции общество Хамышьаа, предки которых жили на Хосте, и другое общество, Чыуаа, они жили на Мацесте. Хамышевцы - это чистые абхазы-садзы. Среди них есть только две убыхские по происхождению фамилии, хотя они уже абхазы. А вот село, или общество Чыуа - оно смешанное, садзско-убыхское. И это значит, что на самом деле этноязыковая граница между убыхами и абхазами лежала не по реке Хоста (Хамышь), как обычно думают, а скорее по реке Мацеста, которая, кстати, носит абхазское название - «Огненное ущелье» (из Мца- ԥ сҭа). Но может и так быть, что именно после Хосты уже были смешанные убыхско-абхазские села.

Что говорит о том, что убыхи были насильственно выселены?

Убыхи считались самым воинственным племенем на Западном Кавказе. Они были непримиримыми противниками России в процессе ее колонизации побережья Западного Кавказа. К сожалению, этот народ оказался на магистральном пути, ведущем из России в Грузию, и это обстоятельство стало для них фатальным.

Они жили на пути?

Они жили на магистральном прибрежном пути. Там море, здесь горы, а между ними Убыхия, а через нее идет путь из России в Грузию, которая еще ранее вошла в Россию. Если бы убыхи тогда нашли общий язык с русскими, то, конечно, сохранились бы на родине, как и те абхазы и адыги, которые сейчас живут на Кавказе. Сейчас их было бы немало в Сочи и в его окрестностях. Но они приняли решение воевать с Россией. Это было сознательное решение. Но еще их подстрекали на войну с Россией и иностранцы - и турки, и англичане, и поляки … Результат такой непримиримой позиции нам известен - на древней земле убыхов самих убыхов уже нет ни одного человека, а в Турции они уже утратили не только язык, но многие и свою идентичность.

Англичане чего добивались?

Англичане боялись, что Россия продвинется с Кавказа дальше на юг, дойдет до Индии. А там английские колонии. Они пытались всеми силами создать черкесский буфер на пути продвижения России на юг. Хотели для этого даже создать Черкесское государство. Они преследовали собственные интересы, и в угоду своим интересам подстрекали убыхов, адыгов, абхазов на борьбу с Россией. Хотя борьба эта была, как выяснилось, безнадежной. Россия была огромной державой с неисчерпаемыми военными и людскими ресурсами, и ни абхазы, ни адыги, ни тем более такой малочисленный народ как убыхи, не могли ей противостоять. И поэтому произошло вот такое трагическое событие как мухаджирство, что в 1864 году поголовно все убыхи, все садзы, все ахчипсы, все аибговцы и все псхувцы были выселены в Турцию.

В этом сыграла решающую роль вера?

Только отчасти. Убыхам предложили переселиться либо на Кубань, либо в Турцию, но поскольку им была ненавистна сама идея быть под контролем российского царя, христианского правителя, они приняли решение выселиться под покровительство турецкого султана, воспринимавшегося как защитника всех мусульман. Так что религиозный фактор, по-видимому, сыграл определенную роль. По крайней мере, в случае убыхов. В целом же, абхазо-адыгские горцы не желали иметь никакого иностранного контроля над собой, и тем более, контроля чуждой им по духу и культуре христианской империи.
С другой стороны, у убыхов ведь были очень оживленные торговые связи со Стамбулом, с Турцией. Там у них были знакомые, друзья, даже родственники. В том числе и в султанском дворе. А с Россией никаких таких связей не было. Они боялись России. И в этом свою роль сыграла антироссийская пропаганда бывавших среди них иностранцев. Им говорили, что их всех заставят жить в одном селе, что не будет различий между дворянством и крестьянством. А социальное неравенство в Убыхии было довольно значительным. Все это вместе взятое повлияло на них, так что они, не без огромных колебаний и ожесточенных споров, приняли наконец фатальное для них решение - нет, не хотим жить под властью России. И религиозный фактор не сыграл при этом решающую роль. Самое главное для убыхов было сохранить свою свободу.

А в Турции как сложилась судьба народа?

Трагично. Во-первых, их и так было очень мало. Тысяч тридцать, не больше. Эти тридцать тысяч, вернее те, кто выжил, оказались рассеяны по всей Турции, от Трабзона до Бурсы, где сохранились и поныне маленькие убыхские села. Если бы они все поселились компактно, в одном месте, как абхазы и адыги, они могли бы, быть может, лучше сохранить себя как отдельный небольшой этнос. Но они жили рядом с турками, курдами, лазами, армянами, грузинами, греками, другими народами, населяющими Турцию. Все это ускорило их ассимиляцию.

Это было сделано преднамеренно?

Частично. Но им дали право выбирать местожительство. Они искали лесистые места, предгорья, похожие на Кавказ, где была вода, где не было малярийных комаров. Найдя такие места, они там и оставались, пускали корни. Поскольку Турция тогда была малозаселенной страной, им давали свободу выбирать местожительство. Вот они и разбрелись по всей Турции.

Все же это был замечательный народ?

Это был очень интересный народ. Убыхи оказали весьма организованное сопротивление экспансии царской России, они были сердцем и мозгом сопротивления. Они даже создали в Сочи кавказский парламент, куда вошли представители убыхов, адыгов и абхазов. В общем, весь народ практически сгорел в борьбе за свободу. Поэтому убыхи, конечно, остаются печальным символом для всех нас, для абхазов и адыгов, поскольку мы могли точно так же бесследно исчезнуть. Нам, к счастью, все-таки повезло больше, чем убыхам.

Их поддерживали и абхазы…

Их поддерживали часть абхазов, а это западные абхазы - садзы, ахчипсы, псху, аибга, и также цебельдинцы, поэтому все они были изгнаны или вынуждены уйти вместе с ними. Убыхов поддерживали также абадзехи и шапсуги. И они также почти исчезли. Абадзехи и шапсуги были самыми крупными адыгскими племенами. Сейчас осталось на Кавказе одно-два села абадзехских и несколько сел шапсугских. В общем, те, кто оказались непримиримыми, исчезли с Кавказа.

В общем, нет созвездия убыхов, их языка?

Трудный вопрос, сохранились ли убыхи как народ. Можно сказать, что абхазский народ сохранился в диаспоре, можно так сказать об адыгах, но про убыхов это утверждать труднее. Потому что в целом, хотя есть и исключения, они себя отдельно не идентифицирует, они не считают себя отдельным народом. Они считают себя частью черкесского мира. Хотя и знают разницу между собой и адыгами, и абхазами.

Могут ли убыхи вернуться в Абхазию?

Могут. Но это для них очень непросто. Проблема не только в финансовом обеспечении, но и в социальной адаптации. Они приезжают из Турции в страну, где чужой язык, чужие обычаи, чужой менталитет. Надо ко всему этому привыкать, адаптироваться. И все же есть несколько убыхов, которые приехали и живут здесь. После войны наш Первый президент Ардзинба предполагал даже создать деревню для убыхов.

Вы читаете лекции по убыхскому языку в АГУ и Институте абхазоведения. Это происходит впервые?

Лекции по убыхскому языку читали раньше во Франции Жорж Дюмезиль и Жорж Шарашидзе. В Нидерландах убыхский читал Рикс Смеетс. Да, в Абхазии впервые я читаю. И этого сегодня не происходит почти нигде в мире, только у нас.

Вы по самосознанию абхаз, но говорили как-то, что по национальности вы убых.

Нет. Я не убых, я абхаз. Просто наша фамилия, судя по работе Г.А. Дзидзария, попала в Абхазию из Сочи в начале XVIII века. В Турции все мои однофамильцы - убыхи, хотя я все же надеюсь найти и абхазов. Например, у кого-то бабушка была «Чырыг- ԥ ҳа». А среди убыхов моих однофамильцев дворов, наверное, 10 есть.

Какие еще убыхские фамилии вы встречали?

- Қьеҵе, Зеишәа, Хамыта, Шьҳа ԥ лы, Дечен, Чызамыӷәа. Есть много фамилий убыхских.

В конце года у вас выходит книга. О чем она?

При финансовой поддержке Первого президента перевели с английского мою книгу, докторскую диссертацию. Это реконструкция праабхазо-адыгского языка, древнего предка абхазо-адыских языков. Мне осталось откорректировать процентов 20 текста. Надеюсь, к концу года рукопись будет готова к изданию. На очереди у меня грамматика садзского диалекта абхазского языка, а также словарь абхазо-абазинских диалектов.

Я понимаю, что нет живого убыхского языка, но все же в душе остается надежда. Есть попытки изменить ситуацию?

Есть люди, которые пытаются учить убыхский язык. Но их очень мало. Кроме того, ведь надо с кем-то говорить на этом языке, иначе какой смысл его учить? А с кем поговоришь на убыхском языке? Для возрождения баскского языка, валлийского, существуют все условия, есть языковые сообщества довольно большие, в Басконии и в Уэльсе. При помощи специальных программ, которые щедро финансируются, они возрождают с успехом свой язык. А у убыхов только несколько энтузиастов, которые могут выучить лишь слова, или отдельные фразы, или маленькие тексты.

Конечно, это очень печально. Это был замечательный, красивый и гордый кавказский народ, с очень интересным, во многих отношениях уникальным языком. Этот народ жил на побережье, общался в ходе своей истории с византийцами, генуэзцами, турками и, как и абхазы, очень многое взял от них. Народ этот был весьма воинственным, но при этом вполне развитым культурно.
Если бы убыхи переселились на Кубань, как им предлагали, а Кубань - это километров двести от Убыхии, это ведь Кавказ, очень плодородные земли, мягкий климат, они сохранились бы, конечно, лучше, чем в Турции.

Однако и в Турции убыхи ведь проявили себя. Из их среды, особенно из дворянских фамилий, вышли военачальники, паши, даже министры, кажется, были. Были писатели, художники.

Какова ситуация с убыхами сейчас в Турции?

Убыхи активно участвуют в общей жизни абхазо-адыгской, северокавказской диаспоры. Есть даже некоторые энтузиасты, которые хотят собрать съезд убыхов. Собрать свой народ! На интернете ведется интенсивный диалог между членами убыхского сообщества Турции. Есть специальные убыхские группы в Интернете, которые между собой общаются. Это указывает на то, что самосознание убыхское в какой-то степени возрождается, особенно среди молодежи, поскольку есть ряд убыхов, которые считают, что они убыхи, что у них своя культура, свое историческое прошлое, и они хотят общаться, изучать свою историю, свой народ.

Абхазия может чем-то помочь?

Абхазия помогает тем, что принимает репатриантов убыхского происхождения. Правда, их пока очень немного. У меня есть друзья - убыхи, которые мечтают приехать в Абхазию, начать бизнес, или просто пожить здесь. Но нам нужно создать такие условия, чтобы они чувствовали себя желанными людьми, а не просто гостями.

Какое было самоназвание убыхов и как они называли абхазов?

Самоназвание убыхов - «Ҭәахы». Абхазов они называли «азӷа», абхазский язык «азӷа-бза», а Абхазию - «Азӷа-шәабла».

История Сочи с 1838 и до 1864 года это история народа Убыхов и их сопротивления царскому правительству Российской империи. Однобокий взгляд на этот вопрос чреват перегибами и историческими нонсенсами.
Многие историки поспешили записать народ убыхов как исчезнувший с арены этнической карты мира. Но многие, похоже, постарались преждевременно сделать скоропалительные выводы. Почему?
Поспешив отчитаться начальству о выселении убыхов с территории России, многие чиновники хотели лишь получить поощрение руководства, невзирая на истинное положение дел.
А дело было по факту таким…
Немало убыхских всадников были направлены на линии соприкосновения и боевых действий с войсками Российской империи. Выполняя свои задачи, они стояли на этих позициях, будучи верные приказу. И тут наступает кульминация Кавказской войны, и доблестные войска генерала Геймана делают прорыв аж до Дагомыса и принимают капитуляцию горцев. Но! Не все убыхи приняли эту капитуляцию и уехали в Турцию. Некоторые остались в Кабарде и Черкесии на северных склонах Кавказа, решив остаться на земле предков любой ценой. Помимо этого, дети-сироты из убыхских семей были приняты шапсугской общиной и знают свои корни.

Мы все очень сентиментальны по поводу исчезающих животных на нашей планете. Люди, так что ж мы так жестоки когда исчезает целый народ? Тем более – когда он почти уже исчез!!! Давно уже занимаюсь проблемой ревитализации народа убыхов (Ревитализа́ция (от лат. re… - возобновление и vita - жизнь, дословно: возвращение жизни) - понятие, используемое в научной и практической деятельности (медицине, косметологии, архитектуре, технике, экономике, культуре, языкознании и др.), характеризующее процессы восстановления, оживления, воссоздания:
Ревитализация в лингвистике - то же, что возрождение языков.)
Выяснилось, что в Сочи сохранилось несколько семей убыхского происхождения. По причине стечения различных обстоятельств они оказались ассимилированными в нашем социуме. Пытаясь составить их генеалогическое древо и их взгляды на возможность восстановления убыхского этноса, мне удалось наладить доверительные отношения с представителями этих фамилий.
Многие скажут, что раз убыхский язык вышел из употребления, то восстановление убыхского народа невозможно. Так ли это?
Прототипом главного героя книги Баграта Шинкубы «Последний из ушедших» был Тевфик Эсенч.


Он же был последним носителем убыхского языка. После его смерти в 1992 году убыхский считается мертвым языком. Но «…сохранились записи интервью Эсенча, есть алфавит, грамматика. Это дает основание заявлять, что мы сможем восстановить разговорный язык. Канадский лингвист Джон Калоруссо (исследователь адыго-абхазских языков) утверждает, что он знает убыхский язык. Наверняка осталась информация от Джорджа Дюмезиля, который последний общался с Тефиком Эсенчем» говорит Руслан Берзек, глава правления Некоммерческого фонда «РОДОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «УБЫХ - БЕРЗЕК», который проблему возрождения убыхского этноса считает самым главным своим призванием.


Так уж сложились обстоятельства, что проживающие в Сочи его единомышленники помогли организовать нашу встречу. Много интересных аспектов возрождения народа убыхов обсуждали мы в тот день. Многое из вышеизложенного в тексте топика есть очевидный факт. Я уверен, что та вера в возрождение древнего народа, которая поддерживает энтузиастов движения фонда «РОДОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «УБЫХ - БЕРЗЕК», безусловно приведёт народ убыхов к этническому возрождению. Тому есть немало фактов в мировой практике. Ну неужели кто-то сомневается¸ например, что если еврей, не говорящий на иврите, выучит иврит, то он не станет полноценным евреем?
Уверен, что обогатившись ещё одним восстановленным этносом, мир станет ярче и интереснее.
Хочу акцентировать внимание на том факте, что потомки убыхов ни коим образом не ставят во главу угла вопросы исторического реваншизма. Главная задача - возродить и сохранить утерянный народ и утерянный язык, который звучал столетиями на сочинском берегу.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: