Предадим же батько его честно земле. Богдан Ступка — гениальный актер современности: новый клип, который покорил интернет. Вовремя предать – значит предвидеть

кого, что . ПРЕДАТЬ ЗЕМЛЕ кого, что . Высок. Погребать, хоронить. - Предадимте же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы (Гоголь. Тарас Бульба). Ему хотелось отдать последний долг покойному и предать как можно скорее тело его земле (Григорович. Рыбаки).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Предать земле" в других словарях:

    предать земле - погрести, похоронить, захоронить, схоронить, проводить в последний путь Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    Предавать/ предать земле - кого, что. Книжн. Погребать, хоронить. ФСРЯ, 354 … Большой словарь русских поговорок

    ПРЕДАТЬ - ПРЕДАТЬ, предам, предашь, предаст, предадим, предадите, предадут, повел. предай, прош. вр. предал, предала, предало; предавший, совер. (к предавать), кого что (книжн.). 1. Изменнически выдать, вероломно отдать во власть, распоряжение кого нибудь … Толковый словарь Ушакова

    предать - Предать земле (книжн. ритор.) подвергнуть погребению, похоронить. Ему хотелось отдать последний долг покойнику и предать как можно скорее тело его земле. ригорович … Фразеологический словарь русского языка

    предать - Это слово было заимствовано из старославянского языка, где было образовано префиксальным методом от даты – дать. Буквальное значение передать (сохранившееся в таких выражениях, как предать земле) со временем претерпевает сдвиг до сегодняшнего… … Этимологический словарь русского языка Крылова

    ПРЕДАТЬ - ПРЕДАТЬ, ам, ашь, аст, адим, адите, адут; предал и (разг.) предал, ала, ало; ай; авший; преданный (ан, ана и ана, ано); совер., кого (что). 1. чему. Подвергнуть действию чего н., отдать (высок.). П. суду (отдать под суд). П. забвению (перестать… … Толковый словарь Ожегова

    ПРЕДАВАТЬ ОГНЮ И МЕЧУ кого, что. ПРЕДАТЬ ОГНЮ И МЕЧУ кого, что. Книжн. Высок. Беспощадно разорять, уничтожая и сжигая всё. О земле, стране и её народе. Теперь перед воеводами была задача разбить войско на небольшие отряды, чтобы они разошлись по… …

    предать - дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут; предай; предал, ла, ло; предавший; преданный; дан, а и а, о; св. кого что. 1. Изменнически выдать, вероломно отдать во власть, распоряжение кого л. Провокатор предал подпольщиков. Староста предал партизан.… … Энциклопедический словарь

    предать - да/м, да/шь, да/ст, дади/м, дади/те, даду/т; преда/й; пре/дал, ла/, ло; преда/вший; пре/данный; дан, а/ и а, о; св. см. тж. предавать, предаваться … Словарь многих выражений

    Кого, что. ПРЕДАТЬ ЗЕМЛЕ кого, что. Высок. Погребать, хоронить. Предадимте же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы (Гоголь. Тарас Бульба). Ему хотелось отдать последний долг… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Книги

  • Дочь ведьмы , Брекстон П. , Уэссекс, 1628 год. У Бесс не осталось никого: ни матери, ни родных, ни друзей. Она продирается сквозь колючие заросли к морю, ползет по холодной земле. Ей нужно спастисьот преследователей. Но… Категория: Ужасы. Мистика Серия: Хроники теней. Романы Полы Брекстон Издатель: Like Book , Купить за 296 руб
  • Поднебесная , Гай Кей , Двадцать лет назад закончилась очередная война между Империей Катай и державой тагуров. Были подписаны мирные соглашения, обе стороны обменялись богатыми дарами, а одна из дочерей Сына Неба… Категория:
17 из лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на части; и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг при- тихает бешеный порыв и упадает бессильная ярость. Подобно ему, в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только страшного отца. - Ну, что ж теперь мы будем делать? - сказал Тарас, смотря прямо ему в очи. Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи. - Что, сынку, помогли тебе твои ляхи? Андрий был безответен. - Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня! Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом. - Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! - сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье. Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или ма- тери, или братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил. Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова. Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и не- победимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты. - Чем бы не козак был? - сказал Тарас, - и станом высокий, и черноб- ровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака! - Батько, что ты сделал? Это ты убил его? - сказал подъехавший в это время Остап. Тарас кивнул головою. Пристально поглядел мертвому в очи Остап. Жалко ему стало брата, и проговорил он тут же: - Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы. - Погребут его и без нас! - сказал Тарас, - будут у него плакальщики и утешницы! И минуты две думал он, кинуть ли его на расхищенье волкам-сыромахам или пощадить в нем рыцарскую доблесть, которую храбрый должен уважать в ком бы то ни было. Как видит, скачет к нему на коне Голокопытенко: - Беда, атаман, окрепли ляхи, прибыла на подмогу свежая сила!.. Не успел сказать Голокопытенко, скачет Вовтузенко: - Беда, атаман, новая валит еще сила!.. Не успел сказать Вовтузенко, Пысаренко бежит бегом, уже без коня: - Где ты, батьку? Ищут тебя козаки. Уж убит куренной атаман Невылыч- кий, Задорожний убит, Черевиченко убит. Но стоят козаки, не хотят уми- рать, не увидев тебя в очи; хотят, чтобы взглянул ты на них перед смерт- ным часом! - На коня, Остап! - сказал Тарас и спешил, чтобы застать еще козаков, чтобы поглядеть еще на них и чтобы они взглянули перед смертью на своего атамана. Но не выехали они еще из лесу, а уж неприятельская сила окружила со всех сторон лес, и меж деревьями везде показались всадники с саблями и копьями. "Остап!.. Остап, не поддавайся!.." - кричал Тарас, а сам, схва- тивши саблю наголо, начал честить первых попавшихся на все боки. А на Остапа уже наскочило вдруг шестеро; но не в добрый час, видно, наскочи- ло: с одного полетела голова, другой перевернулся, отступивши; угодило копьем в ребро третьего; четвертый был поотважней, уклонился головой от пули, и попала в конскую грудь горячая пуля, - вздыбился бешеный конь, грянулся о землю и задавил под собою всадника. "Добре, сынку!.. Добре, Остап!.. - кричал Тарас. - Вот я следом за тобою!.." А сам все отбивался от наступавших. Рубится и бьется Тарас, сыплет гостинцы тому и другому на голову, а сам глядит все вперед на Остапа и видит, что уже вновь схватилось с Остапом мало не восьмеро разом. "Остап!.. Остап, не подда- вайся!.." Но уж одолевают Остапа; уже один накинул ему на шею аркан, уже вяжут, уже берут Остапа. "Эх, Остап, Остап!.. - кричал Тарас, пробиваясь к нему, рубя в капусту встречных и поперечных. - Эх, Остап, Остап!.." Но как тяжелым камнем хватило его самого в ту же минуту. Все закружилось и перевернулось в глазах его. На миг смешанно сверкнули пред ним головы, копья, дым, блески огня, сучья с древесными листьями, мелькнувшие ему в самые очи. И грохнулся он, как подрубленный дуб, на землю. И туман пок- рыл его очи. X - Долго же я спал! - сказал Тарас, очнувшись, как после трудного хмельного сна, и стараясь распознать окружавшие его предметы. Страшная слабость одолевала его члены. Едва метались пред ним стены и углы незна- комой светлицы. Наконец заметил он, что пред ним сидел Товкач, и, каза- лось, прислушивался но всякому его дыханию. "Да, - подумал про себя Товкач, - заснул бы ты, может быть, и навеки! " Но ничего не сказал, погрозил пальцем и дал знак молчать. - Да скажи же мне, где я теперь? - спросил опять Тарас, напрягая ум и стараясь припомнить бывшее. - Молчи ж! - прикрикнул сурово на него товарищ. - Чего тебе еще хо- чется знать? Разве ты не видишь, что весь изрублен? Уж две недели как мы с тобою скачем не переводя духу и как ты в горячке и жару несешь и горо- дишь чепуху. Вот в первый раз заснул покойно. Молчи ж, если не хочешь нанести сам себе беду. Но Тарас все старался и силился собрать свои мысли и припомнить быв- шее. - Да ведь меня же схватили и окружили было совсем ляхи? Мне ж не было никакой возможности выбиться из толпы? - Молчи ж, говорят тебе, чертова детина! - закричал Товкач сердито, как нянька, выведенная из терпенья, кричит неугомонному повесе-ребенку. - Что пользы знать тебе, как выбрался? Довольно того, что выбрался. Наш- лись люди, которые тебя не выдали, - ну, и будет с тебя! Нам еще немало ночей скакать вместе. Ты думаешь, что пошел за простого козака? Нет, твою голову оценили в две тысячи червонных. - А Остап? - вскрикнул вдруг Тарас, понатужился приподняться и вдруг вспомнил, как Остапа схватили и связали в глазах его и что он теперь уже в ляшских руках. И обняло горе старую голову. Сорвал и сдернул он все перевязки ран своих, бросил их далеко прочь, хотел громко что-то сказать - и вместо того понес чепуху; жар и бред вновь овладели им, и понеслись без толку и связи безумные речи. А между тем верный товарищ стоял пред ним, бранясь и рассыпая без счету жестокие уморительные слова и упреки. Наконец схватил он его за ноги и руки, спеленал, как ребенка, поправил все перевязки, увернул его в воловью кожу, увязал в лубки и, прикрепивши веревками к седлу, помчал- ся вновь с ним в дорогу. - Хоть неживого, да довезу тебя! Не попущу, чтобы ляхи поглумились над твоей козацкою породою, на куски рвали бы твое тело да бросали его в воду. Пусть же хоть и будет орел высмыкать из твоего лоба очи, да пусть же степовой наш орел, а не ляшский, не тот, что прилетает из польской земли. Хоть неживого, а довезу тебя до Украйны! Там говорил верный товарищ. Скакал без отдыху дни и ночи и привез его, бесчувственного, в самую Запорожскую Сечь. Там принялся он лечить его неутомимо травами и смачиваньями; нашел какую-то знающую жидовку, которая месяц поила его разными снадобьями, и наконец Тарасу стало луч- ше. Лекарства ли или своя железная сила взяла верх, только он через пол- тора месяца стал на ноги; раны зажили, и только одни сабельные рубцы да- вали знать, как глубоко когда-то был ранен старый козак. Однако же за- метно стал он пасмурен и печален. Три тяжелые морщины насунулись на лоб его и уже больше никогда не сходили с него. Оглянулся он теперь вокруг себя: все новое на Сечи, все перемерли старые товарищи. Ни одного из тех, которые стояли за правое дело, за веру и братство. И те, которые отправились с кошевым в угон за татарами, и тех уже не было давно: все положили головы, все сгибли - кто положив на самом бою честную голову, кто от безводья и бесхлебья среди крымских солончаков, кто в плену про- пал, не вынесши позора; и самого прежнего кошевого уже давно не было на свете, и никого из старых товарищей; и уже давно поросла травою когда-то кипевшая козацкая сила. Слышал он только, что был пир, сильный, шумный пир: вся перебита вдребезги посуда; нигде не осталось вина ни капли, расхитили гости и слуги все дорогие кубки и сосуды, - и смутный стоит хозяин дома, думая:"Лучше б и не было того пира". Напрасно старались за- нять и развеселить Тараса; напрасно бородатые, седые бандуристы, проходя по два и по три, расславляли его козацкие подвиги. Сурово и равнодушно глядел он на все, и на неподвижном лице его выступала неугасимая го- ресть, и, тихо понурив голову, говорил он: "Сын мой! Остап мой!" Запорожцы собирались на морскую экспедицию. Двести челнов спущены бы- ли в Днепр, и Малая Азия видела их, с бритыми головами и длинными чуба- ми, предававшими мечу и огню цветущие берега ее; видела чалмы своих ма- гометанских обитателей раскиданными, подобно ее бесчисленным цветам, на смоченных кровию полях и плававшими у берегов. Она видела немало запач- канных дегтем запорожских шаровар, мускулистых рук с черными нагайками. Запорожцы переели и переломали весь виноград; в мечетях оставили целые кучи навозу; персидские дорогие шали употребляли вместо очкуров и опоя- сывали ими запачканные свитки. Долго еще после находили в тех местах за- порожские коротенькие люльки. Они весело плыли назад; за ними гнался де- сятипушечный турецкий корабль и залпом из всех орудий своих разогнал, как птиц, утлые их челны. Третья часть их потонула в морских глубинах, но остальные снова собрались вместе и прибыли к устью Днепра с двенад- цатью бочонками, набитыми цехинами. Но все это уже не занимало Тараса. Он уходил в луга и степи, будто бы за охотою, но заряд его оставался не- выстрелянным. И, положив ружье, полный тоски, садился он на морской бе- рег. Долго сидел он там, понурив голову и все говоря: "Остап мой! Остап мой!" Перед ним сверкало и расстилалось Черное море; в дальнем тростнике кричала чайка; белый ус его серебрился, и слеза капала одна за другою. И не выдержал наконец Тарас. "Что бы ни было, пойду разведать, что он: жив ли он? в могиле? или уже и в самой могиле нет его? Разведаю во что бы то ни стало!" И через неделю уже очутился он в городе Умани, воо- руженный, на коне, с копьем, саблей, дорожной баклагой у седла, походным горшком с саламатой, пороховыми патронами, лошадиными путами и прочим снарядом. Он прямо подъехал к нечистому, запачканному домишке, у которо- го небольшие окошки едва были видны, закопченные неизвестно чем; труба заткнута была тряпкою, и дырявая крыша вся была покрыта воробьями. Куча всякого сору лежала пред самыми дверьми. Из окна выглядывала голова жи- довки, в чепце с потемневшими жемчугами. - Муж дома? - сказал Бульба, слезая с коня и привязывая повод к же- лезному крючку, бывшему у самых дверей. - Дома, - сказала жидовка и поспешила тот же час выйти с пшеницей в корчике для коня и стопой пива для рыцаря. - Где же твой жид? - Он в другой светлице молится, - проговорила жидовка, кланяясь и по- желав здоровья в то время, когда Бульба поднес к губам стопу. - Оставайся здесь, накорми и напои моего коня, а я пойду поговорю с ним один. У меня до него дело. Этот жид был известный Янкель. Он уже очутился тут арендатором и корчмарем; прибрал понемногу всех окружных панов и шляхтичей в свои ру- ки, высосал понемногу почти все деньги и сильно означил свое жидовское присутствие в той стране. На расстоянии трех миль во все стороны не ос- тавалось ни одной избы в порядке: все валилось и дряхлело, все пораспи- валось, и осталась бедность да лохмотья; как после пожара или чумы, вы- ветрился весь край. И если бы десять лет еще пожил там Янкель, то он, вероятно, выветрил бы и все воеводство. Тарас вошел в светлицу. Жид мо-

27 августа народному артисту Украины, гениальному актеру современности Богдану Сильвестровичу Ступке исполнилось бы 74 года. По случаю дня рождения артиста Мизрах Игорь Аркадьевич посвятил свою творческую работу песню «Выбор есть!» Богдану Ступке, сняв музыкальный клип, в котором можно увидеть Богдана Ступку в одной из лучших мировых ролей — Тараса Бульбы.

Перед глазами всего за 4 минуты промелькнет жизни актера …

Это действительно смелый шаг, потому что это первая творческая работа, посвященная Богдану Ступке в таком музыкальном жанре.
Эксперты проанализировав сам клип оценили работу как высокохудожественную и профессиональную!
Творческая работа над клипом продолжается и по сегодняшний день, и это еще не конец.
Зритель сможет увидеть сцены, которые заставят задуматься над смыслом жизни, проанализировать взаимоотношения между людьми, повернуться лицом к вечной проблеме «отцы и дети» …
Последняя фраза героя фильма наталкивает на высокую философию: «… Отец! Благодарю Бога, что довелось мне умереть при глазах ваших ясных …»!

…. - Ну, что ж теперь мы будем делать? - сказал Тарас, смотря прямо ему в сыну. Но ничего не умел на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.

- Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?

Андрий был безответен.

- Так продать? Продать веру? Продать своих? Стой же, слезай с коня!

Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив, ни мертв перед Тарасом.

- Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! - сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье. Бледен, каг полотно, был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.

Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.

Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, всё еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты. “Чем бы не козак был? - сказал Тарас, - и станом высокий, и чернобровый, и лицо, как у дворянина, и рука была крепка в бою ! Пропал, пропал, бесславно, как подлая собака!”

- Батько, что ты сделал? Это ты убил его? - сказал подъехавший в это время Остап.

- Я, сынку, - сказал Тарас, кивнувши головою.

Пристально поглядел мертвому в очи Остап. Жалко ему стало брата и проговорил он тут же:

- Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тело хищные птицы.

- Погребут его и без нас! - сказал Тарас, - будут у него плакальщики и утешницы!

Не напоминает все это вам, уважаемые соотечественники, то что происходит сегодня у нас в стране? Не напоминает ли это все вам сцены из нашей жизни сегодня? Опять брат пошел на брата, сын на отца с оружием в руках ….

Не следует ли нам задуматься над тем, что происходит между нами, между людьми, положить оружие и жить мирно?

Разве не для мира на земле боролись наши деды и прадеды в далекие прошлые времена?



…. Богдан Сильвестрович был человеком, который заслужил того, чтобы ему посвящали песни, стихи, фильмы и книги! И свою жизнь и творчество посвятил нам, своим потомкам.
Поэтому мы делаем выводы и должны учиться на чужих ошибках, изучать опыт предыдущих поколений!

Работа над клипом «Выбор есть!» Мизраха Игоря яркий пример тому.

Рецензия на фильм «Тарас Бульба» режиссёра (сравнение с повестью) «В границах «дозволенного»?..»

ГБОУ СОШ № 000 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Руководитель:

Нам часто приходится слышать реплики: "Зачем читать книгу, если есть фильм? В фильме все более красочно, ярко!" Или наоборот: "Зачем смотреть фильм, если есть книга? Книга позволяет включить воображение, все представить самому!" Проблема серьёзная, ведь одному из нас легче всё увидеть глазами очевидца или режиссера, а другому больше по душе самому представить себе происходящее, быть режиссёром своей «постановки». Фильм и книга бывают очень непохожи. Иногда в фильме добавляют то, чего нет в книге, иногда бывает наоборот. Так что давайте сравним повесть и фильм о Тарасе Бульбе режиссёра.

Основные мотивы экранизации и самой повести едины: любовь к Родине, предательство, самоотверженность, отношения между людьми. Все это волновало людей во все времена и, конечно, сохраняет свою актуальность и по сей день. И в фильме, и в самой повести герои встают перед сложной проблемой нравственного выбора. Чувства и долг сталкиваются в остром конфликте.

Образ Тараса Бульбы – един: и в повести, и в ее экранизации перед нами предстает глубоко уважаемый всеми, гордый, храбрый казак – настоящий герой, защитник своей Родины, суровый, непреклонный. Свобода Отчизны и казацкая честь для него важнее любых других духовных ценностей. Поэтому, беспощадный ко всем изменникам и трусам, он даже в отношении собственного сына не отступил от своих жизненных принципов. Преодолевая отцовскую любовь, Тарас убивает своего младшего сына Андрия как предателя Родины и дезертира.

К достоинствам фильма можно отнести яркость, живописность пейзажей и красоту декораций и планов. Перед нами встают завораживающие виды Запорожья, Днепра, средневековых городов, полей, деревень. Но в повести, благодаря искусству слова, для нас открывается безграничный простор для нашего воображения: «Вечером вся степь совершенно переменялась. Всё пёстрое пространство её охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нём, и она становилась тёмно-зелёною; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием…» В фильме же наше воображение ограничено видеорядом.

Теперь о характерах. не осуждает Андрия резко и однозначно, он оставляет право оценить его поступок нам, читателям. Любовь, вспыхнувшая в душе Андрия, вступила в трагическое противоречие с чувством долга перед своими близкими, товарищами и Родиной. Любовь утрачивает здесь обычно присущие ей светлые, благородные черты, она перестает быть источником радости. Это чувство не принесло Андрию счастья, оно отгородило его от товарищей, от Отчизны, вынудило совершить предательство и дезертирство. Но Андрий Гоголя делает шаг осознанный – не испугавшись смерти, он перешел на сторону противника. Внутренний конфликт завершился в пользу любви. И Гоголь талантливейшим образом показывает эту ожесточенную борьбу, битву с самим собой, столкновение чувства и долга в душе Андрия. Бортко же и актёр В. Петренко в отношении героя более категоричны: измену Родине ничто не может ни искупить, ни оправдать. Здесь, видимо, сказалось влияние современной патриотической линии, дух сегодняшних времён. Но в данном случае эта позиция вполне оправдана, ведь в фильме изображен человек, нисколько не сомневающийся в своем решении, предающий Родину без зазрения совести, ведомый не возвышенными, светлыми чувствами, а простыми и несовершенными чертами человеческого характера, проще говоря – страстями.

В фильме Владимира Бортко польская панночка, дочь воеводы Мазовецкого, носит имя Эльжбета, между тем как в повести Гоголя она везде зовется просто «панночкой» (фамилии Мазовецкий вообще нет в книге). В повести Гоголя панночка в последний раз упоминается перед решающей битвой у крепости Дубно, дальнейшая её судьба не раскрывается, нет ни беременности , ни ребёнка.

В книге отсутствует нападение поляков на хутор Тараса и убийство ими его жены. Там лишь упоминается, что во время осады Дубно "есаулы привезли сыновьям Тараса благословенье от старухи матери", значит, мать была жива и здорова.
В фильм не вошли описания жестокостей казаков по отношению к полякам. Очевидно, тоже сказалась политическая конъюнктура. Нет и описания пыток, которым, наоборот, были подвергнуты казаки с Остапом.

Кроме того, в повести Н. В. Гоголя Тарас и его дети несколько младше своих киногероев.

Также Бортко «добавил» в фильм картину Репина «Казаки пишут письмо турецкому султану». В книге нет и эпизода рождения Андрия, ничего не сказано о церкви на территории Запорожской сечи, которая в фильме является фоном выборов кошевого.

Также авторские позиции Гоголя и Бортко не совсем сходятся в их видении характеров казаков. Режиссёр, по моему мнению, немного идеализировал запорожское казачество. В повести Гоголя изображены яркие, сильные, но живые, индивидуальные характеры, со своими достоинствами и недостатками. На экране же мы видим идеальных, очень похожих между собой и от того не всегда интересных персонажей. Исключение – персонаж М. Боярского.

У Гоголя искренний, неподдельный патриотизм пронизывает каждую строчку повести, на первый план выходят человеческие отношения, конфликт между чувством и долгом стоит остро, напряженно, он не разрешается и в финале, потому что, наверное, и невозможно найти однозначного ответа на вопрос, что сильнее – любовь или долг. В фильме же эти серьезные, острые проблемы заслоняют изображение многочисленных боев, жестокие сцены насилия, кровавые, беспощадные и излишне реалистичные, немного в стиле голливудских традиций. А битва за свободу отчизны Тараса Бульбы и остальных казаков в киноверсии превращается во многом в месть за убийство жены. И становится не совсем понятно, какую мысль этим хотел донести до нас режиссер. Ведь в повести Гоголя служению Отчизне и товариществу казаки отдавали себя безраздельно, их души были проникнуты лишь одним стремлением – к свободе и независимости своего народа.

Возьмём для сравнения эпизод речи Тараса о товариществе. Место эпизода: в повести - 9 глава; В экранизации - первый эпизод (пролог фильма).

Эпизод с речью Тараса Бульбы Бортко перенес в начало фильма, делая, так сказать, предисловием, причем, в черно-белом варианте. Я думаю, что тем самым режиссёр хотел подчеркнуть, что речь Тараса Бульбы относится не только к запорожским казакам, но и к нам сегодняшним, должна напомнить нам о важности любви к Родине и ценности товарищества.

А вот сцена убийства Тарасом своего младшего сына. По моему мнению, в фильме эта сцена немного укорочена, теряется торжественность и характер содеянного. Также по киноверсии к Тарасу подъехал не Остап, как было в повести, а другой казак, говорящий о желании казаков «взглянуть на них перед смертным часом». Следовательно, нет диалога между Остапом и Тарасом:

«– Батько, что ты сделал? Это ты убил его? – сказал подъехавший в это время Остап.

Тарас кивнул головою.

Пристально поглядел мертвому в очи Остап. Жалко ему стало брата, и проговорил он тут же:

– Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы.

– Погребут его и без нас! – сказал Тарас, – будут у него плакальщики и утешницы!..»

Ещё один эпизод - пленение Тараса. В повести он звучал так:

«И пробились было уже козаки, и, может быть, еще раз послужили бы им верно быстрые кони, как вдруг среди самого бегу остановился Тарас и вскрикнул: «Стой! выпала люлька с табаком; не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!» И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную сопутницу на морях, и на суше, и в походах, и дома. А тем временем набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи. Двинулся было он всеми членами, но уже не посыпались на землю, как бывало прежде, схватившие его гайдуки. «Эх, старость, старость!» – сказал он, и заплакал дебелый старый козак. Но не старость была виною: сила одолела силу. Мало не тридцать человек повисло у него по рукам и по ногам.»

В фильме же Тарас после того, как поднял люльку, успел подняться и начать сражение с ляхами.

Эпизод смерти Тараса Бульбы и его помощь товарищам как будто совпадают с повестью, но концовка экранизации и книги различаются. В произведении Гоголя казаки уплывают на лодках, говоря о своем атамане, а в фильме также показаны казаки, но уже на лошадях, со звучащим закадровым голосом, говорящим о силе Руси и немного напоминающим речь Тараса о товариществе.

Если не обращать внимания на маленькие указанные несоответствия и недочеты, повесть и экранизация «Тараса Бульбы» в принципе схожи, ведь они поддерживают единую мысль, которая заключается в любви к Родине, готовности казаков к самопожертвованию, внутренних конфликтах души и долга и истинном патриотизме. Это актуально и по сей день, ведь это волнует и волновало людей во все времена.

Неважно, читаем мы книгу или смотрим фильм по мотивам повести, главное - понять смысл сюжета, извлечь уроки, узнать что-то большее, насладиться искусством. В этом нам в равной степени помогают и повесть, и экранизация.

Что же в итоге? Экранизация, похоже, не настолько разошлась с литературным первоисточником, чтобы получить низкую художественную оценку. Однако хотелось бы, чтобы индивидуальность характеров героев не терялась при экранизации и не упрощались те неразрешимые нравственные проблемы, которые поставлены в повести.

А вопрос о границах «дозволенного» при перенесении классики на кино - или телеэкран остаётся…

Конспект урока в 7 классе

Суд над Тарасом Бульбой

Цели:

Познавательные:

1.Разбудить в детях живой интерес к произведению Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» через использование игровой формы судебного заседания;

2. Раскрыть образы главных героев, проанализировать их поступки посредством столкновения в судебном заседании противоположных мнений;

Развивающие:

3. Развивать речь учащихся, формировать умение выступать на публике;

4. Способствовать формированию активной личности, умеющей грамотно отстаивать свою точку зрения;

Воспитательные:

5. Способствовать развитию патриотических чувств через анализ поступков Андрия и Тараса.

Тип урока: урок-игра.

Оформление: кабинет оформляется как зал судебного заседания, соответствующе расставляется мебель, устанавливается трибуна для свидетелей, на столе судьи красная скатерть, молоток. На доске портреты Н.В. Гоголя.

Ход урока:

Секретарь: Встать, суд идёт!

Судья: В данном процессе слушается дело по обвинению Тараса Бульбы, героя одноимённого произведения Н.В. Гоголя, в убийстве собственного сына. Дело слушается под председательством федерального судьи – Тарановой Веры, прокурор – Леонов Кирилл, защищает подсудимого адвокат Тихонов Глеб, секретарь судебного заседания – Никонова Арина. Нам предстоит разобраться в непростом деле, а помогут нам независимые присяжные заседатели.

(перечисляются имена тех, кто придёт оценивать открытый урок). Для оглашения материалов дела слово предоставляется прокурору.

Прокурор: Уважаемый суд, уважаемые господа присяжные заседатели. Страшное убийство совершено Тарасом Бульбой – это убийство собственного сына. Имеет ли право один человек лишать жизни другого человека? Нет, не имеет. На странице 247 есть фраза, высказанная обвиняемым непосредственно перед убийством.

Обиняемый Тарас Бульба, вспомните эту фразу.

ТАРАС БУЛЬБА: « Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!

Прокурор:

- Да, именно: «Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!»

- сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье . Тарас Бульба лишил жизни собственного сына, но сын – не собственность отца. Тарас – убийца. Этот человек не заслуживает снисхождения. Он виновен, что сегодня мы и будем доказывать в суде.

Судья: У адвоката есть реплика?

Адвокат: Ваша честь, литературный герой, который сегодня находится на скамье подсудимых, совершил убийство, это факт. Но это тот случай, который заслуживает особого подхода. Ведь Тарас убил не сына, он убил предателя! В ходе судебного заседания мы это докажем.

Судья: Переходим к заслушиванию свидетельских показаний.

Секретарь: В зал судебного заседания приглашается свидетель обвинения – Ермолаева Мария

Прокурор : Свидетель Ермолаева, что Вам известно об отношениях Тараса Бульбы и его сына Андрия?

Свидетель1: В самом начале повествования перед нами предстаёт картина: Остап и Андрий, возвратившись домой, встречаются с отцом.

ИНСЦЕНИРОВКА ВСТРЕЧИ (Тарас- Сушко Ю., Остап – Пятыго Д., Андрий – Солдатенков Г.

Свидетель продолжает:

Вид семинаристов настроил отца на весёлый лад, он начал насмехаться над ними. Остап, старший сын, пригрозил поколотить отца за насмешки. Между ними завязался бой на кулаках, отцу было лестно, что он вырастил такого сына, который может за себя постоять. «Добрый будет казак!» - решил Тарас. А вот Андрия, который не стал лезть в драку с ним, он назвал балбесом: « А ты, бейбас, что стоишь и руки опустил? - говорил он, обращаясь к младшему, - что ж ты, собачий сын, не колотишь меня?» кроме того назвал его мазунчиком . То есть уже в самом начале произведения мы видим разницу в отношении отца к своим сыновьям. А именно отрицательное отношение к Андрию.

Судья Бульбе: Что вы сделали по случаю приезда сыновей?

Бульба: Велел созвать своих сотников и весь полковой чин.

Судья: Какое решение приняли в день приезда?

БУЛЬБА: Я сначала решил отправить сыновей на Запорожье одних, а потом мало-помалу горячился. Горячился и наконец рассердился совсем, встал из-за стола, топнул ногой: «Завтра же едем!»

СУДЬЯ: Кем вы были?

ТАРАС: Я был один из коренных полковников, весь создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой нрава.

СУДЬЯ: Почему решили ехать с сыновьями?

ТАРАС: Я сначала хотел отправить их одних. Но при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты вспыхнул дух мой, и я на другой день решился ехать с ними сам, хотя необходимостью этого была одна упрямая воля.

Прокурор: Ваша честь, а теперь давайте пригласим свидетеля обвинения, который представит нам картину этого страшного преступления:

Секретарь: В зал судебного заседания приглашается свидетель –Плетнёва Полина

Свидетель 2 (Плетнёва) : Ваша честь, непосредственное событие преступления предстаёт перед нами в 9 главе. Позвольте представить Вам факты: Отворились ворота, и вылетел оттуда гусарский полк, краса всех конных полков. (…) Впереди других понесся витязь всех бойчее, всех красивее. (…) Так и оторопел Тарас, когда увидел, что это был Андрий.

Давайте посмотрим наглядно этот эпизод.

(Видеофрагмент убийство Андрия из к/ф «Тарас Бульба» (2009, реж. В.Бортко)

Это убийство видел Остап, старший сын Тараса, он предложил отцу предать Андрия земле. Но тот не согласился.

ИНСЦЕНИРОВКА ТАРАС И ОСТАП (СУШКО И ПЯТЫГО)

- Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы.

- Погребут его и без нас! - будут у него плакальщики и утешницы!

СУДЬЯ: Остап, что чувствовали вы, увидев мёртвого Андрия?

ОСТАП: Мне стало жалко его, поэтому я предложил отцу похоронить брата.

СУДЬЯ: Что произошло в этот момент?

ОСТАП: Ляхи окрепли, на подмогу прибыла свежая сила. Мы ещё не выехали из леса, а уж неприятель окружил нас. На меня сначала наскочило шестеро. Потом восьмеро, накинули на шею аркан…

Адвокат: Ваша честь, позвольте теперь выслушать свидетелей защиты Тараса Бульбы. Потому что прокурор, по-моему, забыл главное – убит не сын – убит предатель!

Секретарь: В зал судебного заседания приглашается Хлебников Максим.

Свидетель 3 (Хлебников): Ваша честь, из этого произведения я почерпнул для себя следующее: Тарас – истинный казак, он дома-то был два три раза в год, всё остальное время проводя на поле битвы. Такой же он представлял и жизнь своих детей. И он воспитал прекрасных воинов. Позвольте, я представлю вам момент из повести.

Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве: что-то пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах все мелькает и мешается, летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске, и наносит всем удары, и не слышит нанесенных. Не раз дивился отец также и Андрию, видя, как он, понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный, и одним бешеным натиском своим производил такие чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях. Дивился старый Тарас и говорил:

- И это добрый - враг бы не взял его! - вояка! не Остап, а добрый, добрый также вояка!

Но никак не ожидал Тарас, что Андрий станет предателем.

Секретарь: В зал судебного заседания приглашается свидетель – Антипова Марина

Свидетель 4(Антипова.): В самом начале повествования, в сцене встречи Тарас предупреждает Андрия, что слушать баб – не достойно казака! Даже если баба эта твоя мать: - Не слушай, сынку, матери: она - баба, она ничего не знает. Какая вам нежба? Ваша нежба - чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю? вот ваша матерь!

Зная Андрия, Тарас предупреждает его. Вспомните сцену, когда Андрий пробирается по лагерю с татаркой, Тарас в полусне говорит сыну:

С тобою баба! Ей, отдеру тебя, вставши, на все бока! Не доведут тебя бабы к добру!

Адвокат: Ваша честь, позвольте пригласить следующего свидетеля, который представит нам самое начало этой истории – истории любви, доведшей до предательства.

Секретарь: В зал судебного заседания приглашается свидетель защиты – Валуева Ирина.

Свидетель 5 Валуева.): С самого начала обучения в Бурсе Андрий показал себя, он легко мог возглавить опасное предприятие, но, проявляя изобретательность, избегал наказания, ну а главной его слабостью был женский пол. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет. Во время обучения он знакомится с молодой полячкой и влюбляется в неё. Позвольте прочитать момент. Он поднял глаза и увидел стоявшую у окна красавицу, какой еще не видывал отроду: черноглазую и белую, как снег, озаренный утренним румянцем солнца. Она смеялась от всей души, и смех придавал сверкающую силу ее ослепительной красоте. Он оторопел.

И даже когда они с отцом и братом ехали в Запорожскую Сечь, голова Андрия была занята мыслями о прекрасной девушке. Тогда как мы знаем суровые законы Сечи, женщин в Сечи не было, там не было места женщинам!

И в итоге, эта любовь губит казака. В желании помочь полячке, он становится предателем.

ИНСЦЕНИРОВКА –АНДРИЙ И ПАНОЧКА (СОЛДАТЕНКОВ и Никонова)

Свидетель продолжает:

И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви божьей! Украйне не видать тоже храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать ее. Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чуприны и проклянет и день и час, в который породил на позор себе такого сына.

Секретарь: В зал судебного заседания приглашается свидетель – Свирид Александра

Свидетель 6 (Свирид): Ваша честь, позвольте, я представлю сцену, в которой Тарас узнаёт о предательстве сына. Когда в Сечи появляется Янкель, который побывал в осаждённом городе, Тарас начинает расспрашивать его о том, кого видел Янкель в городе.

Давайте посмотрим это фрагмент.

(Видеофрагмент Тарас и Янкель из к/ф «Тарас Бульба» (2009, реж. В.Бортко)

Янкель объяснил, что всё это Андрий сделал из- за любви.

Он для нее и сделал все и перешел. Коли человек влюбится, то он все равно что подошва, которую, коли размочишь в воде, возьми согни - она и согнется.

Судья: Есть ли дополнения к процессу? Переходим к прению сторон.

Прокурор: (выступление прокурора).

Адвокат :(выступление адвоката)

Последнее слово Тараса БУЛЬБЫ Речь Бульбы о товариществе

Судья просит секретаря раздать присяжным листочки с вопросами, присяжные отвечают. Затем судья зачитывает ответы и выносит решение.

Судья : (произносит приговор). Заседание суда объявляю закрытым!

Итог урока: Сегодня у нас был непростой урок. Благодаря необыкновенному таланту Н.В.Гоголя, мы сегодня попытались обвинить или оправдать одного из его героев. Наверняка, вы увидели параллели с нашей современностью?! Проблемы, поднятые автором повести, актуальны и сейчас. Проблемы отцов и детей… несмотря на то, что каждое поколение выбирает свою позицию, вечные ценности всегда остаются неизменными…

Спасибо за внимание.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: