Природа учит нас понимать прекрасное. “Чему учит человека природа” сочинение Природа учит нас понимать прекрасное

Все истинно и просто. Все, что противоречит природе должно быть отвергнуто.
Единство человека и природы… Всегда ли мы осознаем, как тесно связаны с природой, как зависим от нее? И солнечный свет, и влага воздуха, и атмосферное электричество, и магнитные бури - все это, вместе взятое (да и каждое по отдельности), влияет на состояние организма и психики человека. Природа гармонична. Все в ней взаимосвязано, сплетено, подчинено единым законам. Мы постоянно испытываем на себе влияние ритмов дня и ночи, времен года, и эта цикличность жизни приносит нам радость смены ощущений, настроений: как долгожданного гостя встречаем мы всякий раз весну с ее пробуждением полей и лесов, летнее буйство трав, плодоносную осень, бодрящую зиму.
Человеческое общество связано с окружающей средой множеством форм и видов связей, без которых оно не может существовать.

Зачем люди изучают природу в более позднее время? Все с той же целью: они ищут способы сделать свою жизнь комфортнее и безопаснее. Наблюдая за ветром, они придумали паруса и ветряные мельницы. Смотря, как на пламени походного костра закипает чайник, как пар сталкивает с него крышку, человек придумал паровой двигатель. Внимательно изучая последствия верховых пожаров, некие мыслители древности научились плавить руду… Список можно продолжать до бесконечности!
Как только появилось сельское хозяйство, уже никто не спрашивал о том, для чего люди изучают природу. Без подробных и максимальных сведений о ней фермеры бы не смогли получать те объемы молока, которые в тысячи раз превосходили аналогичные результаты их предков. Думаете, что выращиваемая на современных полях пшеница имеет много общего с теми злаками, которые колосились на полях сотни лет назад? Если бы! С колоска современных злаков мы получаем в десятки раз больше зерна и муки, чем ученые могли бы представить себе в самых смелых мечтах каких-то 30-40 лет назад! Но для чего люди изучают природу сегодня?

Кто-то может подумать, что прямой необходимости в этом нет: все уже узнали и сумели, можно продолжать развивать науку и технику без оглядки на нее… К счастью, это не так. Даже вертолеты, подводные лодки, линзы и водопровод, которым мы пользуемся каждый день, были созданы после долгих наблюдений за природой. Практически все выдающиеся открытия современности совершаются теми учеными, которые не жалеют своего времени и сил для изучения природных явлений и процессов. Более того, сегодня за окружающим миром должен наблюдать каждый: все люди должны знать, какой это хрупкий и сложный механизм. Если вы объясните, зачем люди изучают природу, своему другу, то поможете сохранить ее богатство для грядущих поколений.

Природа: деревья, цветы, речка, горы, птицы. Это все, что окружает человека каждый день. Привычное и даже надоевшее… Чем тут восхищаться? Чем восторгаться? Так думает человек, которого с детства не научили замечать красоту капельки росы на лепестках розы, восторгаться прелестью только что распустившейся белоствольной березки, слушать в тихий вечер разговор набегающих на берег волн. А кто должен научить? Наверное, отец или мать, бабушка или дедушка, тот, кто сам всегда «был в плену у этой красоты».

Природа учит нас понимать прекрасное


Как-то мне на глаза попались строки Н. В. Гоголя: «Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов…». Не правда ли, удивительно волшебную картину нарисовал писатель. Так и хочется своими глазами увидеть подобную красоту. Природа никогда не создает шума.Она учит человека величию в тишине. Молчит солнце. Беззвучно разворачивается перед нами звездное небо. Море способно к «глубокой тишине».Самое великое в природе, что определяет и решает как таковую нашу судьбу, происходит бесшумно…А человек шумит.Он шумит спозаранку и допоздна, преднамеренно и непреднамеренно, работая и развлекаясь.Шум – дерзкий и разочаровывающий, кичливый и пустой, самоуверенный и поверхностный, беспощадный и лживый.Можно привыкнуть к шуму, но никогда нельзя им наслаждаться. Он не таит в себе ничего духовного; он свободен от всякого «третьего» духовного измерения.Он «говорит», не имея что сказать. Поэтому всякое плохое искусство, всякая глупая речь, всякая пустая книга – шум.© И. Ильин

Природа в жизни человека играет как материальное, так и духовное значение. Материальное, так как собственно природа дает нам пищу, жилье, одежду. И, казалось бы, эта мысль очень проста, поэтому, придерживаясь этого взгляда, человек должен быть признателен природе. Если нет такого чувства, то, по крайней мере, нужно понимать простую вещь: не вспахивая, не удобряя поле, нечего надеяться, что в следующем году у тебя будет хлеб на столе. Духовное значение природы в жизни человека, по моему мнению, начало теряться давно, когда человек стал больше уделять внимания себе, своему внутреннему миру, а не своим отношениям с внешним миром.Когда-то язычники, не отделяли себя от природы, они жили в ней и с ней. И характер поведения, и даже одежда были гармоничны с природой. Теперь же, чем больше вызовов мы делаем, например, в одежде, чем больше мы придерживаемся определенной моды, а не гармоничного соединения удобного и эстетичного, тем более мы отделяемся от природы. Природа не становится нам матерью, кем она была для наших пращуров. А мы, как те Иваны, не помнящие родства, ведем себя непристойно и ненавистно. Терпение природы не безгранично. Она будет протестовать, и будет посылать нам страшные предупреждения, например Чернобыльская трагедия — это одно из таких предупреждений.

И все же таки я верю в духовное возрождение человека, ведь он приходит в этот мир безгрешным малышом. Необходимо только чаще напоминать людям, что они — дети природы, ее маленькая частица.

Природа: деревья, цветы, речка, горы, птицы. Это все, что окружает человека каждый день. Привычное и даже надоевшее. Чем тут восхищаться? Чем восторгаться? Так думает человек, которого с детства не научили замечать красоту капельки росы на лепестках розы, восторгаться прелестью только что распустившейся белоствольной березки, слушать в тихий вечер разговор набегающих на берег волн. А кто должен научить? Наверное, отец или мать, бабушка или дедушка, тот, кто сам всегда “был в плену у этой красоты”.

У писателя В. Крупина есть замечательный

Рассказ с интригующим названием “Сбрось мешок”. Он о том, как отец учил “слепую” к красоте природы дочь подмечать прекрасное. Однажды после дождя, когда они грузили баржу картошкой, отец вдруг сказал: “Варя, посмотри, какая красота”. А у дочки на плечах тяжеленный мешок: как посмотришь? Фраза отца, положенная в заглавие рассказа, кажется мне своеобразной метафорой. После того, как Варя сбросит “мешок слепоты”, перед ней откроется прекрасная картина неба после дождя. Огромная радуга, а над ней, как под дугой, солнце! Отец же нашел и образные слова, описывающие эту картину, сравнив солнце с конем, запряженным в радугу! В тот момент девушка, познав красоту, “как будто умылась”, ей “дышать легче стало”. С той поры.

Варя стала примечать прекрасное в природе и детей своих научила, и внуков, как когда-то переняла это умение у отца.

А герой рассказа В. Шукшина “Старик, солнце и девушка”, старый деревенский дед, учит подмечать прекрасное в природе юную городскую художницу. Именно благодаря старику, та подмечает, что солнце в тот вечер было необыкновенно большим, а речная вода в его заходящих лучах походила на кровь. Великолепны и горы! В лучах заходящего солнца они словно придвигались к людям. Любуются старик и девушка и тем, как между рекой и горами “тихо угасал сумрак”, а от гор надвигалась мягкая тень. Каким же будет изумление художницы, когда она узнает, что прекрасное перед ней открывал слепой человек! Как же надо любить родную землю, как часто приходить на этот бережок, чтобы, уже ослепнув, видеть все это! И не просто видеть, а раскрывать эту красоту людям.

Можно сделать вывод, что нас учат подмечать прекрасное в природе люди, наделенные особым чутьем и особой любовью к родному краю. Они сами подметят и подскажут нам, что стоит только приглядеться к любому растению, к даже самому простому камню, и ты поймешь, насколько величествен и мудр окружающий мир, насколько он уникален, разнообразен и прекрасен.

(2 оценок, среднее: 3.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. “Три сына было у царя. ” – начинается так любимая всеми “Царевна-лягушка” – русская народная сказка. В ней повествуется о...
  2. Денис Иванович Фонвизин – известный русский сатирик. Он написал комедии “Бригадир” и “Недоросль”. Комедия “Недоросль” была написана в эпоху самодержавно-крепостнического...

Природа учит нас понимать прекрасное.

(К.Г. Паустовский)

Как-то в далеком детстве, гуляя в лесу, я наткнулась на обледеневший куст. Меня настолько поразили причудливые очертания застывшего каскада, что осторожно присев под него, я надолго замерла там, боясь неосторожным движением разрушить эту красоту. Зато в душе - бал: то я принцесса (кто в детстве ею себя не воображал), то Снежная королева, то Золушка, то Хозяйка Медной горы… Кода я пришла туда в следующий раз, то, естественно, уже не нашла своих сказочных чертог. Конечно, нельзя сказать, что с того момента я научилась видеть и понимать красоту, я даже понятия об этом не имела. Но те волшебные минуты помнятся до сих пор. Многое забылось, а то, как каждую весну я приходила в поисках своей сказки, помню.

Недавно по телевизору показали старый фильм по произведению П.П.Бажова «Каменный цветок», и я снова окунулась в мир детства, как и много лет назад восхищалась красотой Хозяйки Медной горы и ее богатств, ничуть не смущаясь бутафорных камней. Ну а как сразу на душу ложится чудесный образ Данилки Недокормыша, с такой любовью описанный Бажовым: «Вот так-то и дошло дело до Данилки Недокормыша. Сиротка круглый был этот парнишечко. Годов, поди, тогда двенадцати, а то и боле. На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чем душа держится. Ну, а с лица чистенький. Волосенки кудрявеньки, глазенки голубеньки. Его и взяли сперва в казачки при господском доме: табакерку, платок подать, сбегать куда и протча. Только у этого сиротки дарованья к такому делу не оказалось. Другие парнишки на таких-то местах вьюнами вьются. Чуть что - на вытяжку: что прикажете? А этот Данилко забьется куда в уголок, уставится глазами на картину какую, а то на украшенье, да и стоит. Его кричат, а он и ухом не ведет. Били, конечно, поначалу-то, а потом рукой махнули:

Блаженный какой-то! Тихоход! Из такого хорошего слуги не выйдет». И мы с вами прекрасно понимаем иронию писателя, который вроде бы сокрушается, что нет у парнишки «дарованья» прислуживать. Нигде не могут пристроить Данилку, ни к чему он не пригоден, по мнению неумных «воспитателей». Старый пастух, жалея сиротку, и тот ругался:

« - Что только из тебя, Данилко, выйдет? Погубишь ты себя, да и мою старую спину под бой подведешь. Куда это годится? О чем хоть думка-то у тебя?

Я и сам, дедко, не знаю. Так. ни о чем. Засмотрелся маленько. Букашка по листочку ползла. Сама сизенька, а из-под крылышек у ней желтенько выглядывает, а листок широконький. По краям зубчики, вроде оборочки выгнуты. Тут потемнее показывает, а середка зеленая-презеленая, ровно ее сейчас выкрасили… А букашка-то и ползет…

Ну, не дурак ли ты, Данилко? Твое ли дело букашек разбирать? Ползет она - и ползи, а твое дело за коровами глядеть. Смотри у меня, выбрось эту дурь из головы, не то приказчику скажу!»

И неведомо было старому пастуху, что «у этого сиротки дарованье» и талант художника, пытливый ум и неуемное стремление к познанию. Природа не поскупилась, щедро одарив Недокормыша. Любоваться красотой могут многие, но почувствовать ее, пропустить через свое сердце, наполниться ею, обо¬гатиться духовно дано не многим. А Данилко видит красоту и в мире природы (разговор с пастухом), и в человеческих творениях (его “странное” поведение в барском доме, где он засматривался на произведения искусства). Уже в детстве эталоном красоты были для него явления природы: в его музыке «не то лес шумит, не то ручей журчит, пташки на всякие голоса перекликаются». А став признанным мастером, Данила стремится к совершенству, не спит ночами, мучается. В своих творческих исканиях он перерос своего учителя. Старый Прокопьич - лишь искусный камнерез, а Данила-мастер испытывает мучительное беспокойство художника:

То и горе, что похаять нечем. Гладко да ровно, узор чистый, резьба по чертежу, а красота где? Вон цветок. самый что ни есть плохонький, а глядишь на него - сердце радуется.

Он хочет передать в камне красоту живого цветка. Поспорить в творчестве с живой природой. Эту одержимость видит Хозяйка Медной горы. Ведь она открывает свои богатства только людям, наделенным талантом и трудолюбием, бескорыстием и богатством души. Она не враждебна человеческому миру (как гласили легенды), но в то же время чужда ему. Красота, которую Хозяйка может показать Даниле, совершенна, но холодна (вспоминается пушкинская “равнодушная природа”). Хозяйка — воплощённая душа природного царства, и эта душа свободна от тёплых человеческих пристрастий и чувств. Такими же становятся горные мастера: они приближаются к пониманию сути природы, но теряют свою человеческую суть. Человек же, выражая красоту, может одухотворить её своей горячей человеческой душой, и красота в его творениях всегда иная, чем в природе. Цветок Данилы должен был бы получиться не таким, как подземные цветы, если бы он вобрал в себя любовь к Прокопьичу и Кате, и такой красоты никогда не создать ни Хозяйке, ни её подгорным мастерам. Да, видно, душа Данилы была холодновата к миру людей, не дорос он до понимания, что человек способен не просто скопировать природ¬ную красоту, а сотворить нечто иное, одушевлённое его горячим сердцем…

Мы растем, а вместе с нами и наши сказки, созданные такими мастерами слова как П.П. Бажов: перечитывая их, мы извлекаем уроки уже для взрослых; вместе с волшебством теперь мы видим и реальные картины жизни, которые вызывают в нас множество вопросов. Сейчас, когда я прихожу в лес, с улыбкой вспоминаю свои наивные попытки вернуть то, что уже никогда не повторится. Ведь природа как истинный художник не копирует созданные ею шедевры. А люди, взрослея, учатся у нее понимать не только красоту - целый мир.

Свои размышления о взаимосвязи красоты, природы и человека хочу закончить стихами А. А. Фета:

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать ее начало.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, - человечно.

Между 1874 и 1883

Использованная литература

1.Малахитовая шкатулка. Сказы. Бажов Павел Петрович. ИГ Лениздат: Лениздат-классика

Эти слова замечательного русского писателя наиболее точно подчёркивают значение природы в нашей жизни. Именно в семье ребёнок может получит первые знания о том, как научиться любить и беречь родную природу.

«Многие из нас любуются природой, но не многие принимают её к сердцу, — писал М.М.Пришвин,- и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удаётся так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу»

Мы привыкли к тому, что изо дня в день нас окружают растения, животные, светит солнце, разливая вокруг нас свои золотые лучи. Нам кажется, что это было, есть и будет всегда. На лугах всегда будут лежать зелёным ковром травы, будут цвести цветы, раздаваться пение птиц. Но это всё не так. Если мы не научимся сами и не научим своих детей воспринимать себя как часть мира живой природы, то будущее поколение не сможет любоваться и гордиться красотой и богатством нашей родины.

С первых лет жизни у детей формируется начало экологической культуры. Наблюдая за мамой, которая бережно ухаживает за цветами и домашними питомцами, у ребёнка возникает желание самому подойти и погладить кошку или собаку, полить цветы или полюбоваться их красотой.

Дети растут и узнают много нового об окружающем его мире. А именно, что каждое растение, животное, насекомое, птица имеют свой «дом», в котором им хорошо и комфортно.

Обращайте внимание на красоту природы в разное время года, суток и в любую погоду. Учите детей слышать пение птиц, вдыхать ароматы луга, наслаждаться прохладой родника. Ни это ли самая большая радость в жизни человека. Это тот величайший подарок, который нам дарит матушка приро-да.

Зимой обратите внимание детей на красоту деревьев. Полюбуйтесь русской берёзкой, которая покрылась инеем. Доступно объясните детям, что зимой деревья спят и только мы можем их защитить от холода. Предложите им сделать доброе дело- укрыть корни снегом, чтобы деревья «не замёрзли».

Наблюдайте вместе с детьми за тем, как идёт снег. Отмечайте его свойства (пушистый, белый, холодный и т.д.)

На свежевыпавшем снегу хорошо видны следы. Предложите ребёнку поиграть в игру «Следопыты». По следам на снегу вы можете определить, кто здесь прошёл, кто куда ушёл, чьи они (человека, кошки, собаки, птицы).

Весной природа просыпается. Порадуйтесь вместе с детьми появлением первой травы, первого листочка. Предложите ребёнку поиграть в игру «Найди приметы весны». (Солнце ярче светит, небо голубое-голубое, появились первые цветы и т.д)

Обратите внимание на прилёт перелётных птиц. Объясните детям, что птицам приходится тяжело после долгой зимы и мы можем помочь им: построить скворечники и не забывать кормить их.

Лучший отдых летом - это поездка в лес. Полюбуйтесь деревьями-великанами и зарослями густой травы. Расскажите детям о том, что в лесу можно увидеть редкие растения, которые занесены в Красную книгу. Это ландыш, зверобой, хохлатка. Ни в коем случае нельзя их срывать. Полюбуйтесь их красотой, вдохните аромат. Найдите с детьми лекарствен-ные растения, назовите их, объясните пользу.

Собирая грибы и ягоды, расскажите детям о том, что они нужны не только нам, но и обитателям леса. Некоторыми грибами животные не только питаются, но и лечатся. Вот, например, мухомор. Очень красивый, но ядовитый для человека гриб. А придёт лось и он пригодится ему для лечения. Объясните детям, что грибы нужно срезать ножом, а не рвать вместе с плодоножкой. Через некоторое время на этом месте вырастет новый гриб.

Не заглядывайте в гнёзда птиц- это их дома. Птица может испугаться и покинуть гнездо. Маленькие птенцы останутся без материнской заботы и погибнут.

Безусловно, все понимают, что нельзя разорять гнёзда, муравейники и раскапывать норы.

Не шумите в лесу. Не берите с собой на природу магнитофоны, их можно послушать и дома. И не обязательно на весь лес разговаривать между собой: наслаждайтесь вашим общением с природой. И лес, и звери, и птицы, и даже самый крошечный цветок будут благодарны вам за заботу и внимание.

Мы и природа - одна большая семья. Научите детей видеть красоту родной природы, воспитывайте бережное отношение к ней. Если ребенок будет бережно относиться ко всему, что его окружает — ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам — взрослым.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: