Какие бывают степени боевой готовности вс рф. Постоянная боевая готовность Соединения воинские части постоянной готовности

Вопрос:

Здравствуйте. Я служу в 15-й отдельной мотострелковой бригаде войсковой части 90600 (поселок Рощинский Самарской области). Бригада сто процентов на контрактной основе, согласно 221 статье внутреннего устава и статье 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (дословно) пункт 3.1. Военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (далее - соединения и воинские части постоянной готовности), дополнительный отдых в соответствии с пунктами 1 и 3 настоящей статьи не предоставляется!

Вопрос - а положена ли мне денежная компенсация за привлечение к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени (полевой выход 3 месяца)? И второй вопрос - если мне не положена денежная компенсация, то не является ли это нарушением моего Конституционного права согласно 2,3 (дискриминация), 5 пункта статьи № 37 Конституции Российской Федерации, Так как, например, контрактник на точно такой же должности в обычной бригаде получает (!) данную денежную компенсацию вместо предоставления дополнительных суток отдыха за привлечение к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Ваш ответ я жду с нетерпением.

С уважением, сержант к/с Тойганбаев Марат Закиржанович

Ответ Начальника управления надзора Главной военной прокуратуры, генерал-майора юстиции Александра Никитина:

Рассмотрев Ваше обращение, сообщаем следующее. С 5 февраля 2013 года Вы проходите военную службу по контракту в войсковой части 90600 в должности командира 1 отделения медицинского взвода. В соответствии с пунктом 3.1 статьи 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статьей 221 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в случае привлечения их к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также участия в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, не предоставляется.

В связи с изложенным оснований для предоставления Вам дополнительных дней отдыха, а, следовательно, для выплаты денежной компенсации за эти дни, не имеется.
В качестве одной из дополнительных выплат военнослужащим частью 18 статьи 2 названного Федерального закона предусмотрена ежемесячная надбавка за особые условия военной службы, которая устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. Правила ее выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1073.
В частности, данная ежемесячная надбавка предоставляется военнослужащим, проходящим службу в соединениях (воинских частях, подразделениях) специального (особого) назначения, и иным указанным категориям военнослужащих. Указанная надбавка выплачивается военнослужащим войсковой части 90600, в том числе и Вам.

Таким образом, пункт 3.1 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя, поскольку при определении размера денежного довольствия военнослужащих он предполагает учет особых условий службы в соединениях и воинских частях постоянной готовности, связанных, в том числе, с необходимостью выполнения обязанностей военной службы за пределами установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

Аналогичная позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2014 года № 2743-О "По жалобе гражданина Маркова И.А. на нарушение его конституционных прав пунктом 3.1 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Понятие о боевой и мобилизационной готовности.

Боевая готовность - это такое состояние Вооруженных Сил, при котором они способны в любой момент и в самых сложных условиях обстановки отразить и сорвать агрессию противника, откуда бы она не исходила и какие бы для этого средства и способы не использовались, в том числе и ядерное оружие .

Боевая готовность - это способность подразделений и частей к приведению в боевую готовность в кратчайшие сроки, в любое время суток, при любых климатических условиях и обстоятельствах и при угрозе применения противником оружия массового поражения.

Приведение воинской части в высшие степени боевой готовности проводится теми командирами (начальниками), которым предоставлено это право Министром обороны Республики Казахстан.

Мероприятия при приведении в высшие степени боевой готовности подразделяются на: боевыеи учебные.

Приведение воинской части в высшие степени боевой готовности проводится в целях подготовки ее к выполнению боевой задачи. При этом выводится в район сосредоточения весь личный состав воинской части с положенным ему вооружением, военной техникой и другими материальными средствами.

Порядок приведения воинской части в высшие степени боевой готовности определяется планом, разрабатываемым штабом под непосредственным руководством командира воинской части и утверждаемым старшим командиром (начальником).

В нем должны быть предусмотрены:

Кто имеет право на приведение части в высшие степени боевой готовности, порядок оповещения подразделений, а также оповещения и сбора офицеров, военнослужащих Вооруженных Сил;

Действия дежурного по воинской части и других лиц суточного наряда;

Район сбора воинской части, пункты сбора подразделений и порядок вывода в них личного состава и военной техники;

Организация комендантской службы при выходе в район сбора или в район сосредоточения.

Проверка боевой готовности проводится в целях проверки подготовки подразделений, умения органов управления части обеспечить выполнение мероприятий при приведении части в высшие степени готовности или выходе части (подразделения) на учения, при стихийном бедствии , для тушения пожара и решения других задач. При этом воинская часть (подразделение) действует согласно разработанному плану с установленными ограничениями.

Все военнослужащие должны твердо знать порядок действий воинской части (подразделения) при приведении в высшие степени боевой готовности, в части их касающейся.

Во всех случаях при объявлении высших степеней боевой готовности личный состав должен действовать быстро и организованно, соблюдая маскировку.

Основные требования, предъявляемые к боевой готовности:

Постоянная готовность подразделений и частей к выполнению боевых задач в установленные сроки;

Поддержание в части и подразделении высокой воинской дисциплины;

Высокое морально-психологическое состояние личного состава;

Высокая полевая выучка личного состава;

Исправность оружия, боевой техники, их постоянная готовность к боевому применению.

Боевая готовность достигается:

1. Организацией и поддержанием службы войск в строгом соответствии с требованием боевых уставов.

2. Тщательным планированием боевой и мобилизационной готовности и своевременным внесением в план необходимых изменений и уточнений.

3. Высокой боевой и полевой выучкой личного состава подразделений, офицеров и штабов.

4. Укомплектованностью соединений, частей и подразделений вооружением, боевой и автомобильной техникой и запасами материальных средств, правильным их содержанием, эксплуатацией и хранением.

5. Целеустремленной работой по идеологическому воспитанию военнослужащих и привитию всему личному составу высоких моральных качеств. Проведением систематических тренировок в действии подразделений и частей по установленным степеням боевой готовности и управлению ими, предельно четким знанием обязанностей всем личным составом.

В Вооруженных Силах РК действует четыре степени боевой готовности:

Боевая готовность - «ПОСТОЯННАЯ» ;

Боевая готовность - «ПОВЫШЕННАЯ» ;

Боевая готовность - «ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ» ;

Боевая готовность - «ПОЛНАЯ».

Боевая готовность «ПОСТОЯННАЯ» - это такое состояние Вооруженных Сил, подразделений и частей, при котором войска находятся в пункте постоянной дислокации, занимаются повседневной деятельностью, содержатся по штатам и табелям мирного времени и способны в установленные сроки перейти в высшие степени боевой готовности.

Выделенные части и подразделения несут боевое дежурство и выполняют задания согласно планам.

6. В частях и штабах осуществляется круглосуточное дежурство, соединения и части всех родов войск выделенными силами несут боевое дежурство.

7. Боевая техника, вооружение, содержатся в постоянной боеготовности в соответствии с нормами и порядком, установленными приказом, директивами МО РК.

8. Материально-технические средства хранятся на складах или на машинах в готовности к выдаче и вывозу в районы сосредоточения в соединениях и частях сокращенного состава.

9. Боеприпасы, горюче-смазочные материалы и др. материально- технические средства хранятся установленным порядком на складах.

10. Оборудование пунктов приема личного состава и техники содержатся в готовности к погрузке и вывозу в район отмобилизования.

Боевая готовность «ПОВЫШЕННАЯ» - это промежуточное состояние между постоянной боевой готовностью и состоянием военной опасности, вводимая для проведения ряда мероприятий, направленных на сокращение сроков приведения соединений и частей в высшие степени боевой готовности к выполнению поставленных им задач.

При этой степени боевой готовности:

В штабах всех степеней и военкоматах устанавливается круглосуточное дежурство генералов и офицеров из числа руководящего состава.

Устанавливается охрана и оборона в гарнизоне важных объектов, штабов и командных пунктов, выставляются дополнительные посты, организуется патрулирование.

Соединения, части и подразделения, находящиеся на полигонах и в районах учения возвращаются в свои гарнизоны.

По дополнительному распоряжению личный состав вызывается из отпусков и командировок.

Вооружение и боевая техника приводятся в боевое состояние.

Приписной состав, проходящий сборы, автомобильная техника, поставленная из народного хозяйства, задерживаются в войсках до особого распоряжения.

Увольнение лиц, выслуживших сроки действия службы, приостанавливаются.

Войсковые запасы материально-технических средств загружаются в боевые машины и автотранспорт.

Излишествующие запасы (сверх подвижных) материально- технических средств, казарменный фонд, учебная техника и имущество готовятся к передаче.

Время приведения штабов, соединений и учреждений в боевую готовность «повышенная» устанавливается не более 4 часов.

Боевая готовность «ВОЕННАЯ ОПАСНОСТЬ» - это такое состояние, при котором выведенные в районы сосредоточения соединения, части и подразделения в короткие сроки приводятся к выполнению задач в соответствии с их предназначением. Приведение частей и соединений в боевую готовность «Военная опасность» осуществляется по боевой тревоге.

Соединения и части постоянной готовности и органы управления частями связи, охраны и обслуживания доукомплектовываются по штатам военного времени и приводятся в готовность к выполнению боевых задач, а сокращенного состава, кадра и вновь формируемого принимают из запаса организационное ядро и готовятся к отмобилизованию.

При этой степени боевой готовности:

1. Соединения, части всех родов войск по боевой тревоге выходят в район сосредоточения (для каждого соединения, части, учреждения подготавливаются 2 района, удаленные не ближе 25-30 км от пункта постоянной дислокации, один из которых секретный (не оборудованный в инженерном отношении).

2.Время окончания выхода из военных городков с момента объявления боевой готовности не должно превышать:

Из боеготовности «Постоянная»

Из боеготовности «Повышенная»

3.Время приведения соединений, частей в районах сосредоточения в готовность к выполнению устанавливается:

а) без доукомплектования до штатов военного времени:

Из боеготовности «Постоянная»

Из боеготовности «Повышенная»

б) с доукомплектованием до штатов военного времени - не более 12 часов.

4.Время получения, организованного ядра и развертывания пункта приема личного состава (ППЛС) и пункта приема техники (ППТ) не должно превышать 8 часов.

5.Все виды вооружения и боевой техники приводятся в готовность к боевому применению.

6.Личному составу выдаются патроны, гранаты, стальные шлемы, противогазы, дозиметры, противохимические пакеты и аптечки индивидуальные.

7.Увольнение лиц выслуживших установленные сроки действительной службы и очередной призыв молодого пополнения приостанавливается.

Боевая готовность «ПОЛНАЯ» - это состояние наивысшей готовности соединений и частей, выведенных в назначенные районы, выполнивших весь комплекс мероприятий по переводу с мирного на военное положение, включая полное отмобилизование и непосредственную подготовку к боевым действиям, обеспечивающих организованное вступление в бой и успешное выполнение полученной задачи.

При этой степени боевой готовности:

1. Ha командных пунктах осуществляется круглосуточное дежурство полных смен боевых расчетов.

2. Соединения и части сокращенного состава, кадров и вновь формируемые укомплектовываются по штатам военного времени, осуществляется боевое слаживание и приводятся в полную боеготовность.

3. Соединения и части подготавливаются к выполнению задач по оперативному предназначению.

4. Время приведения соединений и частей постоянной готовности

«Полная» - установить:

а) без укомплектования до штатов военного времени.

Из боеготовности «Постоянная»

Из боеготовности «Повышенная»

б) с доукомплектованием до штатов военного времени из боеготовности

«Постоянная» - не более 12 часов

5.Сроки развертывания до штатов военного времени и приведения в боеготовность «Полную» - соединения, части и учреждения сокращенного состава, кадра и вновь формируемые определяются мобилизационными планами.

Боевая готовность «Повышенная», «Военная опасность», «Полная» в Вооруженных Силах вводится Министерством обороны или от его имени Председателем Комитета начальников штабов.

Приведение войск в различные степени боеготовности в зависимости от обстановки могут осуществляться последовательно или сразу в высшие, минуя промежуточные. В боеготовность «Военная опасность», «Полная» войска приводятся по боевой тревоге.

При внезапном нападении на территорию Республики Казахстан право приводить подчинённые войска в боевую готовность «Полная» представляется Министру обороны РК, командирам объединений, соединений и частей, в районах дислокации и в полосе ответственности которых произведено нападение, с немедленным докладом по инстанции.

219. Распределение времени в воинской части осуществляется так, чтобы обеспечивалась ее постоянная боевая готовность и создавались условия для проведения организованной боевой учебы личного состава, поддержания воинской дисциплины и внутреннего порядка, воспитания военнослужащих, повышения их культурного уровня, всестороннего бытового обслуживания, своевременного отдыха и приема пищи.

Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, кроме случаев, указанных в абзаце третьем настоящей статьи , не должна превышать продолжительности еженедельного рабочего времени, установленной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Продолжительность служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяется распорядком дня воинской части.

Боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется Министром обороны Российской Федерации, проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в военных профессиональных образовательных организациях, военных образовательных организациях высшего образования и учебных воинских частях, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно. Остальным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно, но не менее шести суток отдыха в месяц.

220. Дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, привлекаемым к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, предоставляется в качестве компенсации отдых в другие дни недели решением командира воинской части (подразделения) с учетом необходимости поддержания боевой готовности и интересов службы.

(см. текст в предыдущей редакции)

При невозможности предоставления в качестве компенсации военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели время исполнения обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, в выходные и праздничные дни с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно, а также время участия в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, суммируется и предоставляется указанным военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены к основному отпуску. Учет указанного времени (в часах и сутках) ведется командиром подразделения в журнале, правильность записей в котором еженедельно подтверждается подписью военнослужащего.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются Министром обороны Российской Федерации.

Сведения о количестве дополнительных суток отдыха, выплатах денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха, присоединенных к основному отпуску, представляются командиром подразделения в штаб воинской части.

(см. текст в предыдущей редакции)

222. Распределение времени в воинской части в течение суток, а по некоторым положениям и в течение недели осуществляется распорядком дня и регламентом служебного времени.

Распорядок дня воинской части определяет по времени выполнение основных мероприятий повседневной деятельности, учебы и быта личного состава подразделений и штаба воинской части.

Регламентом служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в дополнение к распорядку дня устанавливаются сроки и продолжительность выполнения этими военнослужащими мероприятий повседневной деятельности, вытекающих из обязанностей военной службы.

Распорядок дня и регламент служебного времени устанавливает командир воинской части или соединения с учетом вида и рода войск Вооруженных Сил, задач, стоящих перед воинской частью, времени года, местных и климатических условий. Они разрабатываются на период обучения и могут уточняться командиром воинской части (соединения) на время боевых стрельб, полевых выходов, проведения учений, маневров, походов кораблей, несения боевого дежурства (боевой службы), службы в суточном наряде и других мероприятий с учетом особенностей их выполнения.

Распорядок дня и регламент служебного времени находятся в документации суточного наряда, а также в штабе воинской части и в канцеляриях подразделений.

223. В распорядке дня воинской части должно быть предусмотрено время проведения утренней физической зарядки, утреннего и вечернего туалета, утреннего осмотра, учебных занятий и подготовки к ним, смены специальной (рабочей) одежды, чистки обуви и мытья рук перед приемом пищи, приема пищи, ухода за вооружением и военной техникой, воспитательной, культурно-досуговой и спортивно-массовой работы, информирования личного состава, прослушивания радио и просмотра телепередач, приема больных в медицинском пункте, а также время для личных потребностей военнослужащих (не менее двух часов), вечерней прогулки, вечерней поверки и не менее восьми часов для сна.

Промежутки между приемами пищи не должны превышать семь часов.

После обеда в течение не менее тридцати минут не должны проводиться занятия или работы.

224. Регламентом служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, должно предусматриваться время их прибытия на службу и убытия с нее, время перерыва для приема пищи (обеда), самостоятельной подготовки (не менее четырех часов), ежедневной подготовки к проведению занятий и время на физическую подготовку (общей продолжительностью не менее трех часов в неделю).

При определении регламента служебного времени учитывается необходимость исполнения военнослужащими должностных обязанностей в соответствии с распорядком дня, а также выполнения мероприятий, направленных на поддержание воинской части (подразделения) в постоянной боевой готовности.

Регламент служебного времени при несении службы в суточном наряде определяется общевоинскими уставами и соответствующими инструкциями.

Круглосуточное дежурство в воинской части (подразделении) офицеров, прапорщиков и мичманов, а также сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту, не входящих в суточный наряд, может быть введено только в исключительных случаях на ограниченное время командующим войсками военного округа, фронта, флотом, армией.

225. Каждую неделю, как правило в субботу, в полку проводится парково-хозяйственный день в целях обслуживания вооружения, военной техники и другого военного имущества, дооборудования и благоустройства парков и объектов учебно-материальной базы, приведения в порядок военных городков и производства других работ. В этот же день обычно производится общая уборка всех помещений, а также помывка личного состава в бане.

Кроме того, в целях поддержания вооружения и военной техники в постоянной боевой готовности в полку проводятся парковые недели и парковые дни с привлечением всего личного состава.

Парковые недели, парковые и парково-хозяйственные дни проводятся по планам, разрабатываемым штабом полка совместно с заместителями командира полка по вооружению и по тылу и утверждаемым командиром полка. Выписки из планов доводятся до подразделений.

В дни отдыха подъем разрешается производить позднее обычного, в час, установленный командиром воинской части, утренняя физическая зарядка не проводится.

И БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ
О.Н. БЕРЕГОВОЙ
Береговой О.Н., подполковник юстиции, помощник командира войсковой части 3025 по правовой работе - начальник юридической службы.
В настоящей статье автор хотел бы остановиться на таких моментах, как:
1. Действия командиров (начальников) при исключении военнослужащих, имеющих право на предоставление значительного количества дополнительных суток отдыха, из списков личного состава части.
2. Особенности предоставления отдыха военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в воинских частях постоянной готовности.
При проведении боевых действий и контртеррористических операций на территории Чеченской Республики у военнослужащих, привлекавшихся к их проведению, возникло право на предоставление значительного количества дополнительных суток отдыха. При увольнении с военной службы указанные военнослужащие на основании п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы на день исключения из списков личного состава части должны быть полностью обеспечены установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащими всех необходимых расчетов они из списков личного состава воинской части без их согласия не исключаются, т.е. им необходимо до исключения из списков личного состава части предоставить все "накопленные" дополнительные сутки отдыха. При этом военнослужащий, занимая свою должность, фактически исполнять должностные обязанности не будет, а так как участие в контртеррористической операции принимают в основном военнослужащие ротного звена, то отсутствие, например, командира роты будет сильно влиять на боевую готовность роты, а значит, и воинской части.
По мнению автора, выходом из данного положения может быть:
во-первых, составление графика предоставления дополнительных дней отдыха указанным военнослужащим в период прохождения военной службы с учетом боевой готовности воинской части;
во-вторых, указание в приказе о зачислении указанного военнослужащего в распоряжение командира воинской части на основании п. 1 ст. 14 и подп. "и" п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы в связи с невозможностью своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части - до его исключения. Это позволит офицеру, назначенному на должность указанного военнослужащего, выведенного в распоряжение, принять дела и должность и фактически начать исполнять должностные обязанности.
Однако при этом необходимо, чтобы был решен и вопрос социальной защиты выводимого в распоряжение военнослужащего, так как его денежное довольствие будет уменьшено (а при прохождении службы в воинских частях постоянной готовности уменьшение будет значительным). Этот вопрос в настоящее время не решен, поэтому увольняемые военнослужащие, имеющие значительное количество неиспользованных дополнительных суток отдыха, не пишут рапорты о сдаче дел и должности и выводе в распоряжение, что влияет на боевую готовность воинской части.
В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 16 ноября 2001 г. N К-1556, Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. N МК-П4-6726С, решением Правительства Российской Федерации "О ходе обеспечения реализации военной реформы" от 21 ноября 2002 г. N 43, во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации "О федеральной целевой программе "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004 - 2007 годы" от 25 августа 2003 г. N 523 ряд воинских частей с 1 января 2004 г. перешли на новую форму комплектования.
В развитие правового регулирования права на отдых военнослужащих, проходящих военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (далее - соединения и воинские части постоянной готовности), был принят Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 26 апреля 2004 г. N 29-ФЗ, который внес, в частности, изменения и дополнения в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ.
В соответствии с внесенными изменениями военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, дополнительный отдых в соответствии с п. п. 1 и 3 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не предоставляется.
Анализируя ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", можно определить положения, исходя из которых военнослужащим, проходящим военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, будут предоставляться дни отдыха:
1) общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, за исключением случаев привлечения их к мероприятиям, проводимым без ограничения служебного рабочего времени, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
2) привлечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени не компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели, и им не предоставляются дополнительные сутки отдыха, присоединяемые по желанию военнослужащего к основному отпуску;
3) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, выполняют обязанности при несении боевого дежурства (боевой службы), участии в учениях, походах кораблей и других мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, без предоставления отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях;
4) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно, но не менее 6 суток отдыха в месяц, т.е. для них фактически устанавливается шестидневная рабочая неделя;
5) дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели.
Как один из вариантов решения дилеммы обеспечения постоянной боевой готовности воинской части и соблюдения права военнослужащих на отдых можно предложить составление графика предоставления военнослужащим дней отдыха в течение всей недели, при этом ежедневно будут выполнять обязанности как минимум 70 - 80% личного состава воинской части.
При составлении графика следует учитывать нахождение военнослужащих в суточном наряде, на боевом дежурстве, в отпусках, командировках, на лечении.
Если же использовать для предоставления дней отдыха меньшее количество дней недели, то количество личного состава, выполняющего должностные и специальные обязанности, резко уменьшится (при предоставлении дней отдыха в субботу и воскресенье - около 30%). Это повлечет уменьшение степени боевой готовности воинской части, что ни в коем случае не допустимо.
Исходя из реального участия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности, в проведении контртеррористических операций и других мероприятиях, проводимых без ограничения служебного времени, которые нередко имеют значительное временное продолжение, их право на отдых будет существенно ограничено. Поэтому, на наш взгляд, необходима целенаправленная деятельность командиров этих соединений и воинских частей по соблюдению установленных законодательством прав военнослужащих на отдых, так как установленная дифференцированная ежемесячная надбавка за особые условия боевой подготовки не может в полном объеме компенсировать отдых военнослужащих.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.04.2004 N 29-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 26.03.2004)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.05.1998 N 76-ФЗ
"О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
ПОРУЧЕНИЕ Президента РФ от 16.11.2001 N К-1556
УКАЗ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237
"ВОПРОСЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ"
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ")
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 25.08.2003 N 523
"О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПЕРЕХОД К КОМПЛЕКТОВАНИЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ПРОХОДЯЩИМИ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ, РЯДА СОЕДИНЕНИЙ И ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ" НА 2004 - 2007 ГОДЫ"
РЕШЕНИЕ Правительства РФ от 21.11.2002 N 43
"О ХОДЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ"
ПОРУЧЕНИЕ Правительства РФ от 20.11.2001 N МК-П4-6726С
Право в Вооруженных Силах, N 11, 2004

  • Уровень боевой подготовки личного состава;
  • Уровень морально-психологической подготовки военнослужащих;
  • Подготовленность командиров и штабов к предстоящим боевым действиям;
  • Техническое состояние штатной боевой техники и вооружения и его соответствие современным требованиям;
  • Уровень укомплектованности формирований личным составом;
  • Наличие материальных резервов любого плана для ведения боевых действий.

Мероприятия для поддержания боевой готовности

Ниже приводится список внутренних мероприятий в Вооружённых силах для поддержания боевой готовности :

  • Постоянная боевая подготовка по всем её видам обучения:
    • Строевая подготовка;
    • Тактическая подготовка;
    • Физическая подготовка;
    • Огневая подготовка;
    • Инженерная подготовка;
    • Химическая подготовка;
    • И другие виды подготовки;
    • Занятия по боевому слаживанию .
  • Проведение командно-штабных учений (оперативная подготовка);
  • Проведение военных учений;
  • Морально-психологическая воспитательная работа с личным составом;
  • Социально-правовая работа с личным составом и профилактика правонарушений в воинской среде;
  • Работа над мотивацией личного состава (финансовые поощрения и перспективы карьерного роста);
  • Техническое обслуживание боевой техники и вооружений;
  • Постоянный контроль органов контрразведки;
  • Периодическое проведение строевых смотров воинских частей;
  • Периодическая проверка боевой готовности соединений и воинских частей;
  • Поддержание необходимого уровня материальных резервов любого плана для ведения боевых действий.

Внешние условия влияющие на боевую готовность

Боевая готовность Вооружённых сил независимо от принадлежности к государству, зависит от следующих внешних факторов:

  • Достаточное финансирование военного бюджета ;
  • Положительный образ Вооружённых сил в общественном сознании , с целью привлечения кандидатов на воинскую службу;
  • Систематическое перевооружение войск современными типами вооружения и снаряжения;
  • Экономические возможности государства вести длительные полномасштабные боевые действия;
  • Возможности и состояние транспортной системы государства

Степени боевой готовности

В вооружённых силах различных государств устанавливается собственный перечень степеней боевой готовности . Им соответствуют различные режимы функционирования подразделений и воинских частей - из которых они могут приступить к выполнению боевой задачи в определённые сроки, установленные в документальном порядке и закреплённые в служебных инструкциях каждому военнослужащему по занимаемой им должности. При каждой последующей степени боевой готовности , время необходимое к готовности вести боевые действия - сокращается. Высшая степень боевой готовности означает, что конкретное формирование готово немедленно приступить к ведению боевых действий .
К примеру, в ВС СССР существовало 4 степени боевой готовности :

  1. Постоянная - представляла собой обычное повседневное функционирование воинских частей и соединений в мирное время, занятых боевой подготовкой и организацией непосредственного охранения , гарнизонной и караульной службы .
  2. Повышенная - характеризуется следующими мероприятиями: полный сбор личного состава, доукомплектация личного состава, проверка состояния техники и вооружений, занятия по боевому слаживанию, подготовка к передислокации, подготовка материальных резервов и транспорта.
  3. Военная опасность - мероприятия, проводимые после объявления боевой тревоги : выезд формирований в район сосредоточения, получение провизии и средств связи, боеприпасов и средств защиты, организация сторожевого охранения .
  4. Полная - выдвижение войск на позиции, получение боевых задач, развёртывание огневых средств, организация комендантской службы и боевого охранения .

Наименования установленных степеней боевой готовности всегда указывались прописными буквами и не склонялись.

Практический смысл введения степеней боевой готовности имеет две причины:

  1. Очерёдность мер по поэтапному развёртыванию войск, необходимое на развёртывание войск, мобилизацию военнообязанных, подготовку материальных резервов необходимых для ведения боевых действий, расконсервацию боевой техники и вооружения находящегося на складах и т. д..
  2. В том что Вооружённые силы любого государства не в состоянии при любом изменении внешней или внутренней политической обстановки, держать в постоянном напряжении как личный состав, так и мобилизовать на это финансовые и материальные средства.

Специфика степеней боевой готовности для некоторых родов войск

В современную эпоху, ввиду наличия у многих государств ОМП и средств доставки боеголовок дающие возможность внезапного масштабного применения способного в считанные минуты нанести непоправимый урон боевой единице, сухопутные части, авиация и флот должны быть постоянно готовы начать боевые действия. Для того, чтобы обеспечить это, в современных вооружённых силах практически всех государств мира предусматривается поддержание войск в степени постоянной боевой готовности , которая, в свою очередь, обеспечивается благодаря постоянной укомплектованности войск личным составом, вооружением, боеприпасами и прочих средств необходимых для скорейшего вступления в военные действия и выполнения боевых задач .
Но для обеспечения полной безопасности государства, для некоторых родов войск существуют особые степени боевой готовности, в которых периоды поэтапного развёртывания и сроки готовности к ведению боевых действий предельно сжаты, и для них фактически не предусмотрена градация по степеням боевой готовности - поскольку они постоянно находятся в полной боевой готовности :

  • Оперативный дежурный
  • Дежурный по гарнизону
  • Дежурный по части
  • Начальник караула
  • Начальник патруля
  • Дежурный помощник военного коменданта
  • Дежурный по контрольно-пропускному пункту
  • Дежурный по роте /батарее

Понятие об элитных войсках

С целью описать какие-либо войска как находящиеся в более высокой степени боеготовности по сравнению с остальными вооружёнными силами, в современной публицистике используется устойчивое словосочетание «элитные войска ».
К элитным войскам принято относить:

К примеру:
  • 45-й отдельный гвардейский полк специального назначения и т. п.;
  • Военные формирования охраны глав государств в некоторых государствах:
    • Республиканская гвардия Ирака и т. п.;
  • Формирования палубной авиации ;
  • Формирования


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: