Досудебное урегулирование налогового спора: инструкция по применению. Досудебный порядок урегулирования налоговых споров Досудебные способы урегулирования налоговых споров

Приобрели большую актуальность с 1 января 2009 года, когда досудебное обжалование в вышестоящий налоговый орган стало обязательным условием дальнейшего судебного обжалования. Данный досудебный порядок налоговых споров был введен Федеральным Законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового Кодекса …».

Так, в рамках порядка досудебного урегулирования налогового спора, согласно п.5 ст.101.2 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе обжаловать решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Досудебное урегулирование налоговых споров, таким образом, стало актуальным, до введения данного порядка досудебного урегулирования налоговых споров налогоплательщики редко пользовались обжалованием в вышестоящий налоговый орган, так как смысл такого обжалования непонятен – вышестоящий налоговый орган в рамках принятой фискальной политики не отменяет решений нижестоящего.

Досудебное урегулирование налоговых споров , как правило, не приносит положительного результата в виде отмены решения нижестоящего налогового органа, однако имеет ряд особенностей, в связи с которыми его совершенно необходимо провести правильно:

· досудебное урегулирование налогового спора обязательно в соответствии с законодательством, если сопряжено с решением налогового органа о привлечении к ответственности, либо отказе в привлечении к ответственности;

  • в рамках досудебного налогового спора совершенно необходимо представить правильную правовую позицию и все доказательства правоты налогоплательщика. Если этого не сделать, то суд в дальнейшем может указать, что налоговый орган правомерно принял решение на основе имеющихся материалов, иные же материалы налоговому органу представлены не были. То есть правильное досудебное урегулирование налогового спора создает плацдарм для дальнейшего оспаривания решения налогового органа в суде.

Налоговые юристы Правового бюро «Юристократ» имеют многолетнюю успешную практику ведения налоговых споров при относительно невысокой стоимости услуг по досудебному урегулированию налоговых споров, многие из них работали в налоговых органах и прекрасно знают ситуацию изнутри. Обращайтесь к профессионалам Правового бюро «Юристократ» за решением досудебных налоговых споров .

2. Досудебное урегулирование налоговых споров - Сроки

Согласно п.3 ст.140 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговый орган рассматривает жалобу в течение 1 (одного) месяца. Это срок может быть продлен не более чем на 15 (пятнадцать) дней для получения информации у нижестоящего налогового органа.

3. Досудебные налоговые споры – Порядок действий

1. Документы от вас для досудебного урегулирования налогового спора:

Свидетельство ОГРН;

Учредительные документы;

Первичные материалы дела (акты проверок, решения налоговых органов, договоры, приложения, акты, платежные поручения, счета-фактуры и пр.);

2. По предоставленным документам наши налоговые консультанты готовят возражения на акт проверки, подбирают полный комплект необходимых документов для подтверждения правовой позиции налогоплательщика.

3. Наши налоговые специалисты подготавливают апелляционную жалобу на решение налогового органа.

4. Досудебные налоговые споры - Гарантии

Гарантиями нашей отличной работы выступает наш обширный опыт по урегулированию досудебных налоговых споров .

5. Досудебное урегулирование налоговых споров - Результат

Результатом услуг по досудебному урегулированию налоговых споров является:

Подготовленная позиция, плацдарм для перехода в стадию судебного налогового спора ;

Решение вышестоящего налогового органа.

6. Досудебное урегулирование налоговых споров - Стоимость

Цена досудебного урегулирования налоговых споров варьируется в зависимости от пакета услуг:

Наименование услуги

Стоимость услуги

Консультация юриста по налогам по вопросам по арбитражному налоговому спору

4’000 рублей / час

Юридическое сопровождение выездной налоговой проверки юристом по налогам, досудебное урегулирование налогового спора.

Срок до 2х месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев (п.6 ст.89 НК РФ).

30’000 рублей

Возражения по результатам налоговой проверки юристом по налогам, изучение акта проверки, представление дополнительных документов, анализ правомерности доначислений

15’000 рублей

на решение об отказе в вычете НДС , решение о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности

15’000 рублей

Составление апелляционной жалобы юристом по налогам в вышестоящий налоговый орган на решение об отказе в вычете НДС, решение о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности;

Ведение апелляционной жалобы, представление интересов налогоплательщика в вышестоящем налоговом органе в досудебном налоговом споре

25’000 рублей

18 июня в Управлении Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю состоялось Интернет-интервью с начальником отдела досудебного урегулирования налоговых споров Инной Юрьевной Деленда .

Тема интернет-интервью: "Досудебное урегулирование налоговых споров".

18 июня в Управлении Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю состоялось Интернет-интервью с начальником отдела досудебного урегулирования налоговых споров Инной Юрьевной Деленда. Организатором выступил Информационный центр "Гарант", официальный представитель компании "Гарант" в Алтайском крае и Республике Алтай. Ведущая – Елена Санталова, руководитель отдела внешних связей.

Е. Санталова: Добрый день, Инна Юрьевна и уважаемая интернет-аудитория! Сегодня мы говорим о процедуре досудебного урегулирования налоговых споров. На вопросы, поступившие от интернет-аудитории, отвечает начальник отдела досудебного урегулирования налоговых споров Инна Юрьевна Деленда.

Инна Юрьевна, что такое досудебный аудит? Для чего он необходим?

И.Ю. Деленда: В целях совершенствования административных процедур в системе налоговых органов в 2006 году было создано специальное подразделение, в компетенцию которого входит исключительно внутриведомственное рассмотрение налоговых споров. Основными задачами, поставленными ФНС России перед подразделениями досудебного аудита, являлись, прежде всего, организация надлежащего реагирования на допущенные ведомственные нарушения, выявленные в ходе рассмотрения налоговых споров, и разгрузка судов в части споров с налоговыми органами.

Е. Санталова: Какова процедура досудебного урегулирования налогового спора?

И.Ю. Деленда: Порядку досудебного урегулирования в НК РФ посвящено две главы (19 и 20) и, соответственно, шесть статей: НК РФ. Акты, действия, бездействие должностных лиц могут быть обжалованы как в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), так и в суд, если иное не предусмотрено отдельными нормами НК РФ. Таким образом, досудебный порядок, закрепленный НК РФ, создает гарантии обеспечения прав налогоплательщика путем дополнительной проверки законности вынесенных решений нижестоящими налоговыми органами и согласуется с обязанностью каждого платить налоги и сборы в установленные законом сроки. Тем самым досудебный аудит выступает своего рода фильтром, позволяя оставлять в силе только решения, имеющие судебную перспективу.

На сегодняшний день налоговое законодательство предусматривает, в зависимости от предмета спора и срока, в течение которого была подана жалоба, два вида производства по жалобе: апелляционное и стандартное. При этом не всякая жалоба, поданная в вышестоящий налоговый орган, является апелляционной.

Апелляционный порядок обжалования касается только двух видов, не вступивших в законную силу решений: о привлечении к налоговой ответственности и об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которые выносятся по результатам проведения выездных и камеральных налоговых проверок.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 101.2 , указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части (п. 9 ст. 101 ). Апелляционная жалоба подается через налоговый орган, принявший оспариваемое решение, и в течение 3-х рабочих дней вместе со всеми необходимыми для ее рассмотрения материалами должна быть передана в соответствующий вышестоящий налоговый орган.

Невступившее в силу решение налогового органа не подлежит исполнению в бесспорном порядке и, как следствие, не может нарушать прав и законных интересов налогоплательщика.

Между тем, известны случаи, когда налоговый орган в отсутствие возможности знать о подаче налогоплательщиком апелляционной жалобы при направлении ее почтой либо с нарушением установленного порядка подачи напрямую в вышестоящий налоговый орган выставляет требование об уплате налога и инкассовые поручения по не вступившему в силу решению. В подобной ситуации налогоплательщик также имеет возможность обжаловать действия инспекции по бесспорному взысканию в вышестоящий налоговый орган, который вправе отменить соответствующие ненормативные правовые акты, нарушающие права и законные интересы заявителя. Однако производство указанных действий потребует определенных временных затрат, в связи с чем предпочтительным способом принесения жалобы является все же ее непосредственная передача налоговому органу, принявшему обжалуемое решение.

В отличие от апелляционного порядка обжалования, подача жалобы в обычном порядке не приостанавливает исполнения обжалуемого акта (ст. 141 ). Между тем, в случае обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган за налогоплательщиком закрепляется право на приостановление по его заявлению решением вышестоящего налогового органа исполнения обжалуемых актов. Таким образом, указанное правило может быть применимо лишь к случаям обжалования вступивших в законную силу решений налогового органа, не вступившие в силу решения принятия подобных мер не требуют.

Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Напомню также о том, что п. 6 ст. 100 предусматривает возможность урегулировать разногласия с налоговым органом по акту налоговой проверки, не дожидаясь вынесения решения.

На сегодняшний день этот способ является не менее эффективным и менее затратным с точки зрения экономии времени и сил.

Так, в соответствии с п.6 ст. 100 налогоплательщик в течение 15 рабочих дней со дня получения акта проверки может подать возражения по фактам, изложенным в акте. Возражения подаются в простой письменной форме в соответствующий налоговый орган с указанием номера акта проверки и тех моментов, отраженных в акте, с которыми налогоплательщик не согласен. К возражениям могут быть приложены документы, подтверждающие обоснованность выводов налогоплательщика, даже те, которые по каким-либо причинам не были представлены в ходе проведения проверки.

При прохождении обязательной процедуры рассмотрения материалов проверки рассматриваются обстоятельства, выявленные в ходе проверки, и все доводы налогоплательщика тщательно изучаются.

На стадии рассмотрения материалов проверки и вынесения решения по ним налоговым органом зачастую применяются смягчающие ответственность налогоплательщика обстоятельства, в результате чего уменьшается размер подлежащих применения штрафных санкций.

Е. Санталова: Инна Юрьевна, есть ли какие-то решения, для которых предусмотрен обязательный досудебный порядок обжалования споров?

И.Ю. Деленда: С 1 января 2009 года вступила в силу норма п. 5 ст. 101.2 , в которой закреплено, что решение о привлечении или решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятые в порядке ст.101 по итогам рассмотрения материалов налоговых проверок, подлежит обязательному досудебному урегулированию в вышестоящем налоговом органе. Только после этого налогоплательщик имеет право обжаловать это решение налогового органа в судебном порядке.

Вместе с тем, для иных категорий налоговых споров (обжалование требований инспекции об уплате налога, решений о взыскании налогов за счет имущества налогоплательщика, решений о приостановлении операций по расчетным счетам и т.п.) на сегодняшний день за налогоплательщиком сохраняется право выбора между судебным и внесудебным способами разрешения конфликта (п.1 ст.138 ).

Е. Санталова: А может ли налогоплательщик лично присутствовать при рассмотрении налогового спора?

Необходимо отметить, что указанного срока не всегда бывает достаточно для глубокой оценки всех доводов заявителя. Особенно в тех случаях, когда речь идет об оспаривании многоэпизодных решений о привлечении к налоговой ответственности, принятых по результатам налоговых проверок, с большим объемом приложений к актам. Тем более, тогда, когда вместе с апелляционной жалобой налогоплательщик дополнительно представляет внушительное количество новых, не исследованных ранее, документов.

Именно поэтому, буквально, сегодня Государственной Думой РФ должен быть принят уже во втором чтении законопроект о внесении изменений в часть 1 , предусматривающий увеличение максимального срока рассмотрения жалоб на решения о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности, вынесенные в порядке ст. 101 , до двух месяцев. При этом срок рассмотрения иных налоговых споров предполагается сократить до 15 рабочих дней с возможностью продления на такое же количество дней.

Отвечая на вторую часть вопроса, замечу, что в свое время изменения, внесенные в часть первую НК РФ, позволили более четко разграничить функции между вышестоящим и нижестоящим налоговыми органами, тем самым были сняты существовавшие ранее неясности и противоречия.

Указанными изменениями законодатель подчеркнул контролирующую роль вышестоящего налогового органа за соблюдением нижестоящими налоговыми органами требований налогового законодательства, максимально оградив его от непосредственного участия в проведении контрольных мероприятий, создав тем самым необходимые условия для объективной оценки результатов деятельности подчиненных структур.

Право налогоплательщика на представление дополнительных документов вместе с возражениями на акт налоговой проверки прямо предусмотрено нормой п. 6 ст. 100 .

В случае же представления налогоплательщиком вместе с жалобой дополнительных документов, не являвшихся ранее предметом исследования налогового органа, вышестоящий налоговый орган оценивает причины непредставления налогоплательщиком указанных документов ранее в период проверки либо непосредственно после ее окончания, но до момента принятия решения о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности. При этом, в первую очередь, выясняется вопрос о надлежащем исполнении налоговым органом возложенных на него обязанностей по истребованию необходимых для проверки документов у налогоплательщика.

В случае признания неуважительными причин непредставления налогоплательщиком запрошенных документов непосредственно в налоговый орган, производивший проверку, вышестоящий налоговый орган по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика, при наличии сомнений в достоверности содержащейся в представленных налогоплательщиком вместе с жалобой новых доказательств в отсутствие возможности подвергнуть их проверке, вынужден отказывать в удовлетворении жалобы, оценивая законность оспариваемого ненормативного правового акта исключительно исходя из обстоятельств, существовавших на момент его принятия.

Более того, приведенные факты недобросовестного поведения налогоплательщика могут быть истолкованы, в том числе в дальнейшем и судом, как злоупотребление правом со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Выбор возможных вариантов поведения за налогоплательщиком.

Е. Санталова: Если налогоплательщик не согласен с результатом рассмотрения жалобы, он должен обращаться только в суд?

И.Ю. Деленда: Действующая на сегодняшний день редакция НК РФ, помимо судебного порядка, не исключает возможности обжалования решения управления ФНС России по субъекту РФ, принятого по жалобе налогоплательщика, в вышестоящий налоговый орган, то есть в ФНС России. Однако четкой регламентации процедуры такого обжалования Кодекс не содержит. Полагаю, что ситуация изменится с принятием закона о внесении соответствующих изменений в часть первую НК РФ, о котором мной уже говорилось ранее. Обсуждаемый сегодня в Государственной Думе РФ законопроект № 190725-6 по сути вводит понятие кассационного производства по жалобе, которое, между тем, не будет являться обязательной стадией досудебного урегулирования и каким-либо образом создавать дополнительные препятствия для налогоплательщика в вопросе реализации его права на защиту своих интересов в судебном порядке.

Е. Санталова: В случае несогласия с результатом рассмотрения жалобы налогоплательщики чаще выбирают обжалование через суд или отдают предпочтение административному порядку?

И.Ю. Деленда: На сегодняшний день налогоплательщики чаще выбирают судебный порядок урегулирования спора, прошедшего стадию досудебного урегулирования. Случаи обращения с жалобами на решения Управления ФНС России по Алтайскому краю, принятые по жалобам, в ФНС России носят исключительный характер.

Вместе с тем, как показывает статистика, впоследствии из числа прошедших стадию досудебного урегулирования спора на уровне Управления в суд обращается только 35% заявителей. При этом судебные разбирательства часто заканчиваются не в пользу обратившихся, что свидетельствует, в том числе, о высоком качестве работы по досудебному урегулированию.

Е. Санталова: Порядок досудебного урегулирования налоговых споров действует с 1 января 2009 года. Вероятно, что накопилась определенная практика. Инна Юрьевна, расскажите, пожалуйста, как себя зарекомендовала эта процедура?

И.Ю. Деленда: За последний год ФНС России много сделано для развития института досудебного урегулирования налоговых споров. Введение данной процедуры вывело налоговое администрирование на качественно новый уровень, так как внутренние пересмотры не только позволили снизить конфликтность с налогоплательщиками и разгрузить суды, но и повысить качество принимаемых решений налоговых органов.

Как уже отмечалось ранее, в настоящее время в Государственной Думе РФ находится на рассмотрении законопроект о внесении соответствующих изменений в налоговое законодательство.

Одним из концептуальных изменений является введение обязательной досудебной процедуры для всех налоговых споров по обжалованию актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц. Более того, ФНС предлагает изменить срок на подачу апелляционных жалоб. На сегодняшний день для налогоплательщиков срок подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган на еще не вступившее решение по проверке в законную силу 10 рабочих дней. Практика показала, что налогоплательщикам данного времени на подачу качественной, мотивированной апелляционной жалобы иногда не хватает. В свою очередь, ФНС предлагает увеличить срок до 1 месяца.

Кроме того, введение обязательной досудебной процедуры для всех налоговых споров позволит максимальное количество споров урегулировать внутри государственного органа, улучшить качество налогового администрирования, а также значительно разгрузить судебную систему РФ. При этом планируется, что введение подобной процедуры может сократить число налоговых споров в судах в два раза.

Для налогоплательщика это означает экономию времени. Досудебный аудит – более быстрый способ урегулирования конфликтов, так как срок судебного разбирательства, с учетом обжалования, в среднем составляет от трех месяцев до года, а иногда и больше. При этом все предложения ФНС России учитывают выявленные пробелы и противоречия в правовом регулировании досудебного разрешения налоговых споров, предусматривают механизмы упрощения порядка рассмотрения налоговых споров, в связи, с чем нововведения позволят расширить возможности налогоплательщиков по реализации права на защиту своих интересов.

Е. Санталова: Еще вопрос, поступивший от интернет-аудитории: по каким причинам чаще всего возникают налоговые споры?

И.Ю. Деленда: Основаниями обращения налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) с жалобами в вышестоящий налоговый орган являются, как правило, следующие обстоятельства:

  • доначисление сумм неуплаченных налогов и пеней, а также привлечение в связи с этим к налоговой ответственности по итогам проведенных налоговых проверок;
  • неисполнение налоговым агентом обязанности правильно и своевременно исчислять, удерживать, перечислять НДФЛ в бюджет с сумм дохода налогоплательщиков, полученных ими в денежной и натуральных формах;
  • отказ налогоплательщику в предоставлении налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц;
  • отказ в праве на применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость;
  • привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности по статье 119 за несвоевременное представление налоговой отчетности по-прежнему остается наиболее распространенной причиной обращения налогоплательщиков жалобами в Управление;
  • взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика;
  • отказ в зачете (возврате) излишне уплаченных сумм налога;
  • привлечение налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) к налоговой ответственности по статье 126 за несвоевременное представление документов и иных сведений;
  • привлечение к ответственности по ст. 128 за неявку лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля;
  • привлечение к административной ответственности по и КоАП РФ;
  • отказ в осуществлении государственной регистрации и т.д.

Е. Санталова: Инна Юрьевна, были ли случаи, когда Управление ФНС отменяла решения по налоговым проверкам?

И.Ю. Деленда: Приведу статистику. По итогам прошедшего 2012 года налоговыми органами края было рассмотрено более 2 300 возражений на общую сумму 3,2 млрд. руб., из которых удовлетворено порядка 1 700 возражений (74%) на сумму около 0,8 млрд. руб., или 24% от суммы заявленных требований.

В 2012 году поступило на рассмотрение в УФНС России по Алтайскому краю и территориальные налоговые органы края 984 жалобы. Это немного выше показателей 2011 года на 8,6 процентов. Для сравнения, за 2011 год поступило 906 жалоб. Тем не менее, как следует из приведенной выше статистики, большинство споров урегулируются еще на стадии обращения налогоплательщика в инспекцию.

Сумма оспариваемых в жалобах требований составила по итогам 2012 года около 3 млрд. руб., что почти в 1,5 раза выше показателей 2011 года (2 млрд. руб.).

Как и прежде, 98% оспоренных по итогам 2012 года сумм приходится на жалобы, связанны с результатами выездных и камеральных налоговых проверок, они составляют основную долю (72%).
При этом удовлетворяется по итогам досудебного урегулирования порядка 37% жалоб данной категории.

В целом, в прошедшем году Управлением в досудебном порядке было рассмотрено в два раза больше заявлений налогоплательщиков, чем судебной системой. Таким образом, большинство жалоб удается решить без дальнейшего судебного разбирательства.

Е. Санталова: Интернет все больше входит в нашу жизнь. В связи с этим, следующий вопрос: возможно ли досудебное урегулирование налоговых споров через интернет?

И.Ю. Деленда: На сегодняшний день налоговое законодательство предусматривает лишь письменную форму жалобы по налоговому спору (п.3 ст.139 ). Упоминавшийся уже мной законопроект №190725-6 также предполагает сохранить данную форму общения между заявителем и налоговым органом, напротив, обозначая четкие требования к содержанию подаваемой жалобы.

Вместе с тем, действия налоговых органов, не связанные напрямую с реализацией положений, закрепленных НК РФ, иными словами, не входящие в круг налоговых правоотношений, могут быть оспорены путем обращения заявителей с использованием сети интернет. Так, подобная возможность закреплена Законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ и принятыми в соответствии с ним административными регламентами (например, Административным регламентом оказания государственной услуги по регистрации юридических лиц и предпринимателей №87н, Административным регламентом оказания государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники №94н). Также возможность обращения в налоговые органы посредством интернета предусмотрена Законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ.

В случаях же возникновения необходимости оспорить ненормативный акт налогового органа, действие (бездействие) его должностных лиц, напрямую связанных с исполнением заявителем законно установленной конституционной обязанности по уплате налогов, налогоплательщику придется соблюдать требования о письменной форме обращения в налоговый орган.

Е. Санталова: Каковы положительные вопросы досудебного урегулирования? И есть ли минусы?

И.Ю. Деленда: В 2012 году нами была достигнута положительная динамика в сокращении количества налоговых споров. В основном, благодаря повышению эффективности работы по досудебному урегулированию еще на стадии рассмотрения возражений налогоплательщиков на акты налогового контроля.

Как не однократно отмечал глава ФНС России Михаил Мишустин, подразделения досудебного аудита созданы с целью снижения нагрузки на судебную систему путем внутреннего рассмотрения споров. Преимущества досудебного урегулирования налоговых споров, по сравнению с судопроизводством, по мнению ФНС РФ неоспоримы, это и сокращение расходов, защита репутации, и конфиденциальность при разрешении конфликта, а также возможность заключить соглашение об урегулировании налогового спора.

Е. Санталова: Инна Юрьевна, что бы Вы предложили по совершенствованию механизмов досудебного урегулирования налоговых споров?

И.Ю. Деленда: К сожалению, на сегодняшний день в Российской Федерации нет ни закона об административных процедурах, где бы нашли отражение основные принципы административного процесса, ни норм , подробно регламентирующих порядок рассмотрения апелляционных и общих жалоб, что порождает временами неопределенность в работе по досудебному урегулированию спорных ситуаций. Вместе с тем, по статистике процент удовлетворяемости жалоб налогоплательщиков вышестоящими налоговыми органами достаточно высок (на уровне 40-50%), что говорит о способности налоговых органов критически подходить к оценке результатов своей деятельности.

Таким образом, мнение о том, что более ожидаемым итогом досудебного урегулирования представляется отказ налогоплательщику в удовлетворении заявленных им требований, следует признать заблуждением, которое опровергается данными статистической отчетности.

Надеемся, что с принятием законопроекта, регламентирующего процедуру досудебного урегулирования на стадии рассмотрения жалоб, многие существующие на сегодняшний день проблемы уйдут в небытие, а вместе с этим повысится качество работы в данном направлении.

В целом предлагаемые ФНС России инициативы, направленные на усовершенствование досудебного урегулирования, совпадают с пожеланиями сотрудников нашей системы и моим личным представлением об этом процессе.

Предполагается, что так долго ожидавшийся проект закона об изменении налогового законодательства вступит в силу уже в 2014 году.

Е. Санталова: Инна Юрьевна, благодарю Вас за интервью, полные и обстоятельные ответы на вопросы.

Мадрих - Юридическая компания

Урегулирование налоговых споров предусматривает как досудебное разрешение проблемы, так и разбирательство в суде. Это общепринятая мировая практика, дающая самые быстрые и безболезненные для предпринимательства результаты.

Досудебное и судебное урегулирование налоговых споров

Любой спор возможен без участия суда. Для этого сторонам довольно заключить соглашение о досудебном урегулировании. В некоторых ситуациях, которые предусмотрены законом, данная процедура происходит и при нежелании сторон. Точнее, урегулирование вне судебной системы разделяется на обязательное и добровольное.

Причем стороны могут быть против досудебного урегулирования и настаивать на судебном процессе. Это промежуточный этап, который предшествует суду. В случае с налоговым спором обращение в вышестоящий налоговый орган, а не в судебную инстанцию, было добровольным делом. Однако с 2014 года досудебное рассмотрение налоговых споров в области налогообложения является для налогоплательщиков обязательным. Нередко налоговые споры возникают в результате непонимания отдельных норм законодательства.

Важно! Из-за этого возникают различные нарушения, выясняющиеся во время налогового аудита. И если налогоплательщик с решением проверяющих не согласен, он может обжаловать его. Бывает, что действия налоговых служб обжалуют недобросовестные налогоплательщики. Кроме этого, для решения спора привлекается третье лицо.

Желательно, если это юрист, который не заинтересован стороной конфликта. Подать жалобу на постановление налоговых органов может и представитель.

Причины появления налоговых споров

Каковы же основные причины появления налоговых споров? В основном это:

  • разное толкование норм налогового законодательства России налогоплательщиками и налоговиками;
  • неграмотное использование норм налогового законодательства;
  • представление налогоплательщиками дополнительной документации, которая не являлись предметом исследования во время проведения проверки, однако имеют большое значение для решения проблемы о наличии либо об отсутствии состава правонарушения;
  • нарушения процесса проведения налоговых проверок и других мероприятий налогового контроля (допросы, осмотры, выемка бумаг, направление требований о предоставлении документации), которые допущены, по мнению налогоплательщиков, налоговой службой;
  • арифметические и другие ошибки, допускаемые в результате налоговых проверок;
  • прочие объективные обстоятельства (изменение судебной практики, использование смягчающих обстоятельств, разное толкование статей НК РФ налоговыми и судебными органами, в связи с разъяснениями вышестоящего налогового органа).

Порядок досудебного урегулирования налоговых споров

Ранее в РФ данный вид урегулирования был возможен только при решении камеральных и выездных проверок. Но с 2014 года его нужно применять для всех налоговых конфликтов без исключения. Это в первую очередь хорошо для налогоплательщиков, которые разрешают спор за счет вышестоящего налогового органа.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров в данном случае подразумевает подачу жалобы налогоплательщиком в соответствующий вышестоящий орган. Именно он является в данном конфликте третьим лицом.

Важно! Согласно НК РФ (ст. 139) подать жалобу нужно через налоговый орган, решение которого в ней оспаривают. Именно оттуда ее направят дальше.

Если при рассмотрении своей претензии налогоплательщик признает тот факт, что он нарушил нормы налогового законодательства, ему могут снизить штрафы.

С помощью досудебного разрешения налоговых споров можно обжаловать:

  1. отказ о проведении налоговых вычетов;
  2. взыскание большой суммы налога;
  3. требование уплаты неправомерной пени или штрафных санкций;
  4. приостановление всех операций по банковским счетам.

Существует несколько типов прошений, которые может оформить налогоплательщик:

  1. Обычная жалоба. Подается для обжалования решений ненормативного характера, которые вступили в силу.
  2. Жалоба на действия налоговых служб.
  3. Апелляционная жалоба. Для обжалования тех решений налогового органа, не вступивших в силу.

Важно! Сроки обжалования претензий зависят от самого предмета спора. Если акт налоговой службы не вступил в силу, для подачи жалобы в проверяющее подразделение предоставляется десять дней.

Этапы процедуры следующие:

  • Рассмотрение претензий на акты, которые составлялись на основе проверок.
  • Рассмотрение возражений на действия налоговых органов.

Любой налогоплательщик вправе обжаловать действия налоговых органов, а также оформленные ими при проверке акты. Для этого требуется составить письменно жалобу, указав предмет спора. Закон предусматривает и срок подачи прошения. Он равен 1 году со дня вручения лицу акта на основании налоговой проверки.

Досудебные налоговые споры — правила оформления жалобы

В ст. 139.2 НК РФ закреплены требования к содержанию жалобы (включая апелляционную). Так, она должна быть составлена в письменном виде и подписана заявителем либо его представителем, полномочия которого нужно подтвердить надлежащими документами.

В жалобе указывают информацию о заявителе, об инспекции, об акте налогового органа, который обжалуется, или действиях (бездействии) его должностных лиц, суть прошения. Также указываются основания, по которым налогоплательщик считает свои права нарушенными, и требования (пункт 2, статья 139.2 НК РФ). Кроме названной информации, в заявлении могут быть указаны контактные данные, факсы, адреса электронной почты и другие необходимые для своевременного обжалования сведения.

К жалобе в соответствии ст. 139.2 НК РФ (п. 5) прикладываются документы, которые подтверждают доводы заявителя.

Претензия может быть не рассмотрена. Основания оставления обращения без рассмотрения указаны в ст. 139.3 НК РФ. Жалобу налогоплательщика не рассматривают по существу (в полном объеме или частично), если:

  1. в документе нет подписи заявителя (его представителя) или к претензии не приложены бумаги, которые подтверждают полномочия представителя налогоплательщика;
  2. обращение подано за пределами установленных законодательством сроков при отсутствии ходатайства об их восстановлении;
  3. налогоплательщику отказано в восстановлении пропущенных сроков на подачу жалобы;
  4. до принятия решения по заявлению от лица, которое его подал, поступила просьба об отзыве жалобы (в части либо полностью);
  5. ранее подана претензия по тем же основаниям.

Важно! Отказ налогового органа рассмотреть жалобу не препятствует обращению заявителя за восстановлением его прав повторно.

Несмотря на то, что налогоплательщик имеет право самостоятельно подать жалобу, специалисты рекомендуют обратиться за помощью юриста. Он не только проконсультирует, но и правильно составит прошение. Главное — это быть уверенным, что решение налоговой службы несправедливо, и уметь это доказать.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Как происходит досудебное урегулирование налоговых споров в 2019 году. Что такое налоговый спор и каким образом можно избежать судебного разбирательства в сфере налогообложения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В сфере налогообложения всегда существовало огромное количество конфликтов. Споры между сторонами редко решались мирным путем, поэтому приходилось обращаться в суд.

Это привело к загруженности судов и постоянному затягиванию рассматриваемых дел.

Процедура досудебного регулирования, успешно применяемая во многих странах мира, принесла огромную пользу сторонам налоговых споров и в России.

Базовые сведения

Очень часто между сторонами возникают различные юридические споры. Особенно часто они случаются в области экономических и гражданских правоотношений.

Это вынуждает их обращаться в суд, но это не всегда устраивает стороны. Дело в том, что судебное разбирательство затягивается, что никому не выгодно.

Поэтому многие участники конфликта стараются не доводить дело до суда, а решить спор между собой. Эта процедура называется досудебным урегулированием.

Они привлекают к этому третью сторону и стараются все решить достаточно мирно. Процедура досудебного урегулирования также успешно используется и при разрешении налоговых споров.

Урегулирование до суда подразумевает:

  • анализ спора;
  • оценка причин, значимых для обжалования;
  • анализ норм законодательства;
  • оформление претензии.

Что это такое

Любой спор может решиться без участия судьи. Для этого сторонам достаточно заключить .

В некоторых случаях, предусмотренных законодательством, эта процедура происходит, несмотря на нежелание сторон. То есть урегулирование вне судебной системы делится на добровольное и обязательное.

При этом стороны могут быть даже категорически против досудебного урегулирования и настаивать на судебном разбирательстве. Это так называемый промежуточный этап, предшествующий суду.

В случае с налоговыми спорами обращение в вышестоящий налоговый орган, а не в суд, было делом добровольным.

Но с 2019 года досудебное урегулирование споров в сфере налогообложения является для налогоплательщиков обязательным. Часто налоговые споры возникают из-за непонимания отдельных норм налогового законодательства.

Из-за этого возникают различные нарушения, которые выясняются во время . И если налогоплательщик не согласен с решением проверяющих, он может обжаловать его.

К жалобе можно приложить и различные дополнительные документы, но налоговые органы могут их не учитывать ().

Тем не менее, в налоговой службе могут рассмотреть:

  • документы, которые являются подтверждением тех причин, на которых основываются все требования лица;
  • расчеты сумм;
  • доверенность, если прошение подается не самим налогоплательщиком.

Законодательство предусматривает и определенный срок подачи прошения. Он составляет 1 год со дня вручения лицу решения на основании налоговой проверки.

В случае если жалоба подается позже этого срока, то ее могут принять только вследствие серьезной причины для такого пропуска.

Участие самого налогоплательщика в рассмотрении его просьбы не предусмотрено. Но в некоторых случаях ему будет предложено присутствовать на разбирательстве.

Сроки обжалования жалоб зависят во многом от самого предмета спора. Если решение налоговой службы не вступило в силу, то для подачи прошения в проверяющее подразделение дается 10 дней.

Другие акты, а также действия налоговых служб можно оспорить в течение календарного года. Вышестоящий налоговый орган может проигнорировать жалобу лица.

И это будет абсолютно законно, но только в некоторых случаях. Основания для этого утверждены ст. 139.3 НК РФ:

  • в документе отсутствует личная подпись физического лица;
  • жалоба подана после того, как указанные сроки для этого прошли;
  • жалоба отозвана обратно;
  • уже одна или несколько жалоб были поданы на этих основаниях ранее.

Управление досудебного урегулирования налоговых споров зависит от специального подразделения, которые функционируют в налоговых органах.

Отдел, рассматривающий прошение плательщика, должен в течение 5 дней принять решение об отказе.

Еще 3 дня дается на то, чтобы об этом сообщили лицу. При этом налогоплательщику должны выслать письменное уведомление с указанием причины.

Важно знать, что в случае отказа рассмотреть жалобу, можно все исправить и отправить новую (). Раньше такого права у физических и юридических лиц не было.

Какая эффективность

О том, насколько удобна современная система решения спорных ситуациях без привлечения суда, говорят многие специалисты этой области. Особенно, когда эта процедура стала обязательной.

Эффективность досудебного урегулирования налоговых споров 2019 год заключается в первую очередь в том, что оно позволяет комфортно и без каких-либо трудностей выяснить налоговые отношения.

В то время как этап судебного разбирательства не только экономически не выгоден, но еще и является затратным по времени.

Видео: Верховный Суд — налоговые споры по земельному налогу

Досудебное урегулирование освобождает налогоплательщика от присутствия во время принятия решения. К тому же, эффективность этого способа давно доказана в других странах.

Это позволяет совершенствовать налоговый контроль, и к тому же, улучшить процедуру взаимодействия налоговых служб и налогоплательщиков.

С другой стороны, многие специалисты указывают на недостаточное консультирование граждан, что приводит к недоверию с их стороны.

Преимущества

Среди плюсов досудебного урегулирования можно отметить следующее:

  • рассмотрение жалобы редко превышает 1 месяц;
  • обращение в вышестоящий орган за помощью для лиц является бесплатной услугой, в то время как при судебном рассмотрении приходится нанимать адвоката и оплачивать пошлину;
  • при рассмотрении споров соблюдается конфиденциальность, что позволяет не волноваться за свою репутацию;
  • вышестоящий налоговый орган не может принять решение, которое способствует ухудшение положения налогоплательщика;
  • вся процедура досудебного урегулирования довольно проста и не требует от налогоплательщика каких-то особых требований;
  • узнать о том, на какой стадии рассмотрения находиться жалоба, можно не только письменно. Для этого на сайте ФНС работает специальный электронный сервис «Узнать о жалобе».

Недостатки

Минусом досудебного регулирования можно назвать то, что многие налогоплательщики недостаточно проинформированы в этом вопросе. Отсюда огромное количество

Здмитрович Александра Сергеевна, Марченкова Вероника Юрьевна, Цветкова Наталья Евгеньевна,

студентки 3-го курса юридического факультета

Федерального государственного

образовательного бюджетного учреждения

высшего профессионального образования

«Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации»

Контактный телефон: 8 968 895 30 32

E-mail: leksy 07@ mail . ru

Секция: Правовое обеспечение финансовой деятельности государства

Досудебное урегулирование налоговых споров: актуальное состояние и перспективы развития.

Данная статья посвящена проблемам, возникающим в сфере досудебного урегулирования налоговых споров. В работе отмечены недостатки существующего механизма, проанализировано актуальное состояние, перспективы и предложены пути решения возникающих на практике проблем.

This article is devoted to problems arising in the area of pre-trial settlement of tax disputes. In this work are noted shortcomings of the existing mechanism, analyzed the current situation, prospects and ways of solving problems arising in practice.

Ключевые слова: досудебный порядок урегулирования налоговых споров, медиация, налоговые органы, налогоплательщики, обжалование, камеральные и выездные проверки, налоговое законодательство, законопроект.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров действует в РФ с начала 2009 года. Такой порядок включает в себя обжалование решений, вынесенных по итогам проверок налоговых органов, в вышестоящий орган.

Досудебное урегулирование налоговых споров представляет собой комплекс предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан и внутриведомственными актами мероприятий, осуществляемых должностными лицами налоговых органов в административном порядке, в целях урегулирования налогового спора до суда.

Для начала коротко следует рассмотреть существующий порядок досудебного урегулирования налоговых споров.

В настоящее время в соответствии со ст. 101 НК РФ досудебное регулирование производится по правонарушениям, выявленным в ходе проведения камеральных и выездных проверок.

Согласно п. 5 ст. 101.2 НК РФ решение о привлечении / об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в налоговой сфере может быть оспорено в судебном порядке только после его обжалования в вышестоящий налоговый орган. Срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Из этого следует, что налогоплательщик, обращаясь в суд, должен подтвердить факт прохождения процесса досудебного урегулирования возникшего спора: к заявлению в суд следует приложить документ, который подтверждает факт обращения в вышестоящий налоговый орган по поводу обжалования уже вынесенного решения. В случае, если таковые сведения не предоставлены, суд не рассматривает заявление. Однако отказ не лишает заявителя возможности повторного обращения после прохождения процедуры досудебного урегулирования спора.

Механизма рассмотрения жалоб и принятия по ним решений в Налоговом кодексе РФ нет. В статьях 140, 141 регламентированы лишь основные моменты. Так, по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение или жалобы на акт инспекции вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должностное лицо вправе: - оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения; - отменить или изменить решение полностью или частично и принять новое решение (отменить акт инспекции); - отменить обжалуемое решение и прекратить производство по делу. Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Этот срок может быть продлен не более чем на 15 дней для запроса необходимых документов (информации). О решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (п. 3 ст. 140 Налогового кодекса РФ). В случае если вышестоящий налоговый орган нарушил срок рассмотрения апелляционной жалобы, то организация, не дожидаясь результатов рассмотрения ее жалобы, вправе обратиться в суд для обжалования решения нижестоящего налогового органа.

Мировая практика дает нам множество примеров законодательного закрепления медиации. Так в США, Канаде, Великобритании и Германии 80% споров разрешаются в процедуре медиации, не доводя до суда, без вмешательства полиции или иных государственных органов. Имеющийся на сегодняшний день опыт ФРГ в данной сфере позволил еще раз убедиться в высокой эффективности данного метода по досудебному разрешению споров.

В Германии медиация гармонично встроена в систему правосудия. Досудебное рассмотрение и разрешение налоговых споров путем обжалования решений налоговых органов регулируется Положением (законом) «О порядке взимания налогов, сборов и пошлин» (часть седьмая, § 347–367) от 16.03.1976 (в ред. от 30.07.2009 г.). Досудебным путем могут об жаловаться все решения, принимаемые налогово-финансовыми управлениями и местными финансовыми органами на основе Положения «О порядке взимания налогов, сборов и пошлин». Таким образом, в Германии, в отличие от РФ, порядок досудебного обжалования распространяется не только на решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а буквально на все акты, принимаемые налоговой администрацией. Следует отметить, что досудебное обжалование - обязательная процедура для подачи жалобы в соответствующий суд.

Досудебное обжалование административного акта оформляется в виде возражения (протеста). Оно адресуется налоговому органу, издавшему обжалуемый акт. Решение по возражению принимается специальным подразделением по рассмотрению и разрешению досудебных жалоб того же налогового органа. Возражение должно быть допустимым по сущности и сроку, а также обоснованным.

Досудебное обжалование, как сказано выше, должно быть осуществлено в срок. Если досудебная жалоба поступает в налоговый орган с просрочкой, она опровергается без рассмотрения.

Предельный срок, в течение которого налоговый орган обязан рассмотреть жалобу, законом не установлен. Если рассмотрение затягивается, налогоплательщик вправе обратиться с суд с жалобой на бездействие налогового органа. Но сделать это можно не раньше 6 месяцев после подачи возражения или же в силу чрезвычайных обстоятельств. В результате только суд своим решением вправе назначить налоговому органу окончательный срок для рассмотрения досудебной жалобы.

Несмотря на подачу возражения, обжалованный акт по истечении месячного срока приводится в исполнение. Во избежание этого налогоплательщик имеет право обратиться с ходатайством о приостановлении исполнения обжалованного акта. Приостановить исполнение решения до окончательного рассмотрения возражения налоговый орган может и по собственной инициативе. Однако такой порядок применим исключительно в рамках досудебного обжалования.

Еще один показательный пример США. В Америке переговоры более распространены, и многие из них действительно заканчиваются успешно, а именно лишь около 10% споров доходят до суда.

На практике приблизительно 95% споров между Налоговой службой и налогоплательщиками разрешаются в досудебном порядке, по взаимному согласию.

Служба внутренних доходов США является структурным подразделением Департамента финансов США, однако, учитывая наличие нормотворческих компетенций, а также самостоятельность в вопросах осуществления своих полномочий, ее следует считать ведомством.

В рамках службы выделен профильный отдел, рассматривающий жалобы налогоплательщиков в рамках досудебной процедуры. Отдел формально входит в саму службу, но на деле не зависит от нее. В случае несогласия налогоплательщика с принятым решением, ему отправляется «девяностодневное письмо», уведомляющее его о невозможности дальнейшего разрешения спора в пределах досудебного режима.

В рамках административной процедуры налогоплательщики располагают правом обжаловать любые действия и решения службы внутренних доходов, а также на различных этапах процедуры урегулирования может иметь место заключение соглашений, которыми могут изменяться налоговые обязательства налогоплательщиков, имеющие юридическую силу.

Практика внесудебного обжалования позволяет урегулировать налоговые претензии справедливо и оперативно, снижая нагрузку на суды. По словам Дианы Райан, главы Управления IRS по рассмотрению апелляций, налогоплательщики активно используют право на обращение с жалобой в Управление для разрешения возникших налоговых претензий. Управление гарантирует независимость при рассмотрении апелляции и ее своевременное разрешение. Налогоплательщик вправе получать разъяснения о процессе рассмотрения его жалобы.

Непосредственно говоря о порядке рассмотрения жалобы стоит сказать, что начинается оно с изучения обстоятельств дела, соответствующего законодательства и судебных прецедентов. После этого анализируется риск доведения дела до суда. Если шансы выиграть дело составляют менее 30%, то управление предоставит налогоплательщику возможность урегулировать его. В случае, если договориться не удалось, то спор переходит на следующую стадию – административную апелляцию. Административные апелляции по таким спорам разбирает специальное подразделение налоговой службы, состоящее из налоговых юристов. Опять же специальное подразделение налогового аудита стремится уладить спор без судебного вмешательства. Так разрешается 90-95% поступающих споров.

Суд – третья стадия спора. У налогоплательщика, не удовлетворенного результатами двух этапов, есть 90 дней для того, чтобы решить, заплатить предъявленные налоговой службой суммы или оспорить их в суде. Отметим, что на всех стадиях рассмотрения судебного иска вплоть до принятия Судом решения у сторон есть возможность договориться, прийти к мировому соглашению.

Опыт зарубежных стран показывает, что налогоплательщики стремятся урегулировать споры в досудебном порядке, так как судебное разбирательство влечет за собой дополнительные расходы. К тому же налогоплательщики доверяют органам досудебного регулирования, они объективно рассматривают поступившие жалобы. В РФ же многие граждане не доверяют налоговым органам, считая их заведомо предвзятыми, в отличие от суда. Необходимо обеспечить прозрачность, объективность и независимость рассмотрения жалоб. А так же дать налогоплательщикам возможность обращаться в суд на бездействие налоговых органов, как это сделано в Германии.

В налоговом ведомстве проанализировали существующую на протяжении трех лет практику применения досудебного обжалования налоговых споров. Итогом анализа стал показатель, который говорит о сокращении количества налоговых споров, доведенных до суда. Каждый год количество разбирательств в судах по претензиям налоговиков к субъектам налогообложения уменьшается на 15-20%. За три года работы досудебного аудита пересмотра решений вышестоящими инстанциями поток судебных дел с участием фискалов сократился почти вдвое. Это доказывает и официальная статистика ВАС РФ. Причем споры, связанные с решениями по налоговым проверкам, составляют не более трети всех налоговых споров.

По иным видам споров не всегда возможно урегулировать ситуацию до суда. Тому есть несколько причин. Одна из них заключается в том, что процесс обжалования в вышестоящем налоговом органе обязателен лишь в случае, когда налогоплательщик собирается обжаловать в судебном порядке решение, которое было вынесено по итогам выездной или камеральной проверки. Следующая состоит в том, что подача иска в суд возможна исключительно в трехмесячный срок со дня, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих прав (п. 4 ст. 198 АПК РФ). Боязнь упустить этот срок вынуждает его обратиться непосредственно в суд. В связи с этим налоговые органы подали инициативу кардинально поменять функционирующую систему досудебного урегулирования налоговых споров. К сегодняшнему дню МинФином разработан законопроект о внесении необходимых поправок в налоговое законодательство.

Одним из наиболее важных изменений является внесение поправок в статью 138 НК РФ. Согласно им устанавливается обязательная процедура обжалования всех ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц. Она не только будет способствовать снижению уровня загруженности судов, но и расширит спектр возможных действий налогоплательщиков в защите своих законных прав и интересов. Помимо всего, проект предполагает введение в НК РФ ряда норм, оговаривающих апелляционную жалобу. В результате внесения поправок хозяйствующие субъекты и частные предприниматели не теряют право подачи вторичной жалобы, если в рассмотрении таковой было отказано в связи с истекшими сроками или не подтверждением полномочий представителя налогоплательщика, а также из-за отсутствия требуемых подписей (п. 3 ст. 139.3 НК РФ). Т.е. порядок оформления жалоб станет менее формализован.

Поправками также введены условия предоставления налогоплательщиком дополнительных документов, не предоставленных нижестоящему налоговому органу, вышестоящему органу с обоснованием невозможности их своевременного предоставления. Заметим, на данный момент, отсутствие этой формулировки создало лазейку для недобросовестных налогоплательщиков, которые формально проходили стадии досудебного урегулирования, предъявляя необходимые документы лишь непосредственно в суд. Таким образом создавались трудности в работе налоговых органов по разрешению споров. Были скорректированы сроки для обжалования. Время для подготовки и подачи апелляционной жалобы увеличивается с 10 до 30 дней, срок подачи иных жалоб - с трех месяцев до одного года. На наш взгляд, срок подачи апелляционной жалобы сейчас недостаточен для подготовки мотивированной жалобы налогоплательщиком, что опять же приводит к формальности досудебного регулирования. Налоговому органу предоставляется право рассматривать претензии по апелляционным жалобам в срок до 30 дней, этот срок может быть продлен до 60 дней. Срок для рассмотрения остальных жалоб - 15 дней, который может быть продлен до 30 дней. Кроме того, предлагается заменить действующую на данный момент статью 101.2 НК РФ (регламентирующую вступление в силу решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения) новой нормой (статьей 101.2-1 НК РФ), учитывающей изменения, внесенные в порядок обжалования.

Состояние досудебного урегулирования налоговых споров на данный момент далеко от идеала. Грядущие изменения должны повлечь за собой улучшение работы механизма урегулирования, который, не смотря ни на что, положительно проявил себя на практике. Такая процедура упрощает разрешение споров как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков, учитывая интересы обеих сторон.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: