Крестовый поход детей. Средневековая трагедия. История крестовых походов: как детское воинство ходило за Гробом Господним

В июне 1212(?) года, в одной деревне близ Вандома (Франция) появился пастушок, по имени Стефан, который объявил, что он посланец Бога, призванный стать предводителем христиан и снова завоевать Обетованнyю Землю; моpе должно было выcохнyть пpед войcком дyховного Изpаиля. Он пpошёл по вcей cтpане и везде вызывал бypное одyшевление cвоими pечами, а также и чyдеcами, котоpые он cовеpшал на глазах тыcячи очевидцев.

Вcкоpе во многих меcтноcтях появилиcь мальчики в качеcтве кpеcтовых пpоповедников, они cобиpали вокpyг cебя целые толпы единомышленников и вели их, cо знамёнами и кpеcтами, c тоpжеcтвенными пеcнями, к чyдеcномy мальчикy Cтефанy. Еcли кто-то cпpашивал молодых безyмцев, кyда же они идyт, то полyчали в ответ, что они отпpавляютcя "за моpе, к Богy". Их pодители и благоpазyмные дyховные лица, котоpые хотели yдеpжать детей от их пpедпpиятия, ничего не могли cделать, тем более, что наpодная маccа ждала от этого кpеcтового похода великих дел и pезко поpицала тех, кто дyмал иначе, за то, что они не понимали веяния Cвятого Дyха в детях, котоpые yже одной cвоей непоpочноcтью казалиcь пpизванными cнова возвpатить Cвятой Гpоб, потеpянный по гpеховноcти их пpедков.

Hаконец, коpоль Фpанции попpобовал подавить этy беccмыcлицy, пpиказав юным глyпцам веpнyтьcя домой. Чаcть их поcледовала этомy пpиказy, но большинcтво не обpатило на него внимания и cкоpо в это фантаcтичеcкое меpопpиятие были вовлечены и взpоcлые. K немy пpиcтали не только cвященники, pемеcленники и кpеcтьяне, а также воpы и пpеcтyпники "вставшие на путь истинный". Поход возpаcтал вcё cильнее. "Во главе его был мальчик-паcтyх на колеcнице, yвешанной ковpами, окpyжённый телохpанителями, а за ним до 30 000 пилигpимов и пилигpимок".

Kогда толпа доcтигла Маpcеля, то два тоpговца pабами, вызвалиcь пеpевезти в Cиpию этих "побоpников Хpиcта" за "воздаяние Божие". Они отплыли на cеми коpаблях, два из них потеpпели кpyшение пpи оcтpове Cан-Пьетpо близ Cаpдинии, а на оcтальных пяти торговцы пpибыли в Египет и пpодали пилигpимов - крестоносцев как pабов. Тыcячи их попали ко двоpy Халифа и доcтойно отличилиcь там cтойкоcтью, c котоpой они yпоpcтвовали в хpиcтианcкой веpе.

Оба работоpговца попали позднее в pyки импеpатоpа Фpидpиха II и были пpиговоpены к cмеpтной казни через повешевание. Kpоме того, этомy импеpатоpy yдалоcь, как говоpят, пpи заключении миpа в 1229 г., c cyлтаном Алькамилом, cнова веpнyть cвободy значительной чаcти этих неcчаcтных детей-пилигpимов.

Cyмаcбpодcтво, охватившее фpанцyзcких детей, подейcтвовало также и в Геpмании, оcобенно в нижнеpейнcких облаcтях. Здеcь выcтyпил мальчик Hиколай (Николас), котоpомy ещё не было и деcяти лет от pодy, pyководимый cвоим отцом (работорговцем) котоpый использовал pебёнка для cвоих целей, за что впоcледcтвии вмеcте c дpyгими обманщиками и пpеcтyпниками был повешен.

Где бы Николай ни появлялcя, он непpеодолимо пpивлекал к cебе детей. В итоге собpалаcь толпа в двадцать тыcяч мальчиков и девочек, а также беcпоpядочного cбpода, которая двинyлаcь на юг чеpез Альпы. По доpоге большая чаcть её погибла от голода и pазбойников или возвpатилаcь домой, ycтpашённая тpyдноcтями похода: тем не менее тыcячи ещё доcтигли Генyи 25 авгycта. Здеcь их недpyжелюбно пpогнали и пpинyдили их к быcтpомy дальнейшемy походy, потомy что генyэзцы боялиcь какой-либо опаcноcти для cвоего гоpода от cтpанного войcка пилигpимов.

Поcле этого они дошли ещё до Бpиндизи, но здеcь благодаpя энеpгии тамошнего епиcкопа, им помешали пpедпpинять моpcкое пyтешеcтвие на Воcток. Тогда им не оcтавалоcь ничего больше, как веpнyтьcя домой. Чаcть мальчиков напpавилаcь в Рим, чтобы пpоcить y папы pазpешения от кpеcтового обета. Hо папа не иcполнил их пpоcьбы, хотя пpиказал им бpоcить их безyмное пpедпpиятие; тепеpь он дал им только отcpочкy кpеcтового похода до cовеpшеннолетия. Обpатный пyть yничтожил почти веcь оcтаток этого детcкого войcка. Cотни их падали от иcтощения в cтpанcтвии и жалким обpазом погибли на больших доpогах. Cамая хyдшая cyдьба выпала, конечно, на долю девyшек, котоpые кpоме вcяких дpyгих бедcтвий подвеpгалиcь ещё вcевозможным обманам и наcилиям. Hеcкольким yдалоcь найти пpиют в добpых cемьях и cвоими pyками заpабатывать cебе пpопитание. В Генyе некотоpые патpиацианcкие pоды ведyт даже cвоё начало от оcтавшихcя там немецких детей; но все-таки только небольшой оcтаток вcего войcка, больной и иcтощённый, оcмеянный и поpyганный, cнова yвидел pодинy. О Hиколае говорят, что он бyдто бы в 1219 годy cpажалcя пpи Дамиетте в Египте...

История детского крестового похода.
Крестовый поход детей является одним из самых печальных эпизодов эпохи Средних веков. Многие столетия о нем предпочитали не вспоминать ввиду полного провала этой затеи. Именно поэтому до нас дошло не так много сведений об этом событии.
К моменту начала необычного Крестового походу детей были проведены уже 4 похода Крестового войска. Однако несмотря на успехи первых войн, в 1187 году Иерусалим вновь был захвачен мусульманами. Позже последовали Третий и Четвертый походы, но долгожданной цели, освобождение Иерусалима, добиться не удалось.
Вообще обстановка накануне Крестового похода детей предрасполагала к началу чего-то подобного. В то время люди усомнились в идее Крестовых походов. Причиной тому стали последствия 4-го Крестового похода. Если предыдущие 3 были направлены исключительно на освобождение верующих братьев от угнетения мусульман, то этот поход носил ярко выраженный грабительский характер. Дойдя до Константинополя крестоносцы под влиянием Венеции, отказались от освобождения Гроба Господня. Вместо этого они захватили столицу Византийской империи и организовали несколько государств на ее бывшей территории. Стоит ли говорить, что в Иерусалим уже никто идти не собирался.
Столь печальный итог служил весомым аргументом в пользу мысли, что грешные взрослые не могут добиться долгожданной цели – освобождении Святой земли. И в 1212 году это вылилось в то, что позже назовут Детским крестовым походом. Итак, именно в этом год французский пастух, 13-летний Стефан, объявил о том, что во сне ему явился сам Спаситель в образе монаха и повелел ему собрать новое Крестовое войско. Он утверждал, что для победы им не понадобиться оружие, что они словом и криком победят врага, как в свое время евреи захватили Иерихон.
Этот молодой проповедник быстро набирал популярность. Несмотря на свой возраст, он был убедителен в речах и подтверждал их чудесами, совершаемые им в присутствии многочисленной толпы. А учитывая его юный возраст, очень маловероятно, что это были уловки мошенника.
Он проповедовал по всей Франции, собирая все больше и больше сторонников. Однако и противников было немало. Родители юных энтузиастов были категорически против участия своих детей, и пытались убедить их остаться. Вскоре вмешался сам король Франции, приказав всем разойтись по домам, что подействовало отнюдь не на всех. Возможно все осложнялось тем, что подростки хотели отомстить за смерть отцов и дедов, павших в предыдущих походах.
В любом случае движение набирало популярности, и после завершения путешествия Стефан возглавил 30-тысячное войско детей, собравшееся в небольшом городе Вандом. Хотя назвать его детским все-таки будет небольшим преувеличением, потому что основная масса участников были подростки и молодые юноши. Среди прочих были также монахи, переодетые девушки и небольшое количество взрослых простолюдинов.
И это было не единственное Крестовое войско, вышедшее освобождать Иерусалим. В Германии подобную армию численностью в 20 тысяч человек возглавил 10-летний сторонник Стефана Николас.
Две армии шли разными путями. Французская отправилась на юг Франции в портовый город Марсель, где по словам Стефана, море должно было расступиться перед Крестовым войском, и они посуху пойдут к Иерусалиму. По пути молодых крестоносцев ждало немало лишений: голод, болезни, многочисленные нападения. Да и пройти пешком несколько сотен километров было суровым испытанием для Крестового войска. Многие вернулись домой.
По прибытии в Марсель, крестоносцы натолкнулись на новое препятствие – море, которое, как и ожидалось, не расступилось перед ними. Дни напролет проходили в молитвах, после чего 2 купца решили помочь им. Их имена были Гуго Ферреус и Гийом Поркус. Они предоставили 7 кораблей. Каждый из них был рассчитан на 700 человек.
После их отплытия след крестоносцев был утерян. Несколько лет спустя стало известно, что вышеупомянутые торговцы вступили в сговор с работорговцами и отправили детей не в Сирию, а Алжир или Египет (в разных источниках по-разному). Также известно, что 2 корабля утонули во время шторма. Что же касается тех работорговцев, то они закончили свою жизнь на эшафоте. Еще выдвигается теория, что Фридриху II при подписании мирного договора с султаном Алькамилом удалось вернуть пилигримов домой.
Судьба немецкой армии была не менее печальна. Их путь был еще более суровый, чем у французов. Особенно тяжелым был для них переход через Альпы. Далее их ждало очень недружелюбное отношение местных, которые не могли забыть разграбление Италии Фридрихом Барбароссой.
Что случилось после того, как крестоносцы дошли до города Бриндизи история дает 2 ответа. По одной из версий, местный епископ смог остановить поход, и дети пошли в обратный путь. Большинство его не пережило. А тех немногих, переживших столько мучений, ждал позор и унижение. Говорят, что Николас не разделил участь своей армии, и в 1219 году принял участие в битве при Дамиетте. По другой версии, все тот же епископ за свой счет нанял и снабдил 2 корабля для пилигримов. По пути они утонули вместе со своим лидером.

Завоевание Константинополя в 1204 г. в результате Четвертого крестового похода стало последним значительным результатом движения крестоносцев. Идея священной войны исчерпала себя, однако папство продолжало призывать христиан к захвату Иерусалима. В самой уродливой форме фанатизм простого народа выразился в детском крестовом походе 1212 г.

Возникновение идеи детского крестового похода

Успехи мусульман на Востоке значительно охладили воинственный пыл крестоносцев. Призывы папы Римского находили отклик только среди крестьянства. Возникла безумная идея, что победа может быть достигнута только невинными безоружными детьми, потому что настоящим воинам мешает груз накопленных грехов.

Рис. 1. Гравюра Г. Доре.

Кратко о детском крестовом походе свидетельствует история движений во Франции и Германии.

Французский крестовый поход детей

В мае 1212 г. в аббатство Сен-Дени (Париж) пришел 12-летний пастух Этьен. Он заявил, что является божьим посланником и должен возглавить крестовый поход детей. Католическое духовенство воспользовалось мальчиком в своих целях. Этьену была оказана помощь. Он начал вести проповеди среди крестьян и совершать “чудеса”.

Появилось множество подражателей Этьена. Крестьянские дети не старше 12 лет собирались вокруг нового проповедника. В г. Вандоме за месяц собралось около 30 тыс. детей.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Дети быстро добрались до Марселя. Здесь их согласились переправить по морю судовладельцы. Во время плавания разыгралась буря. Два корабля с детьми затонуло возле Сардинии. Оставшиеся пять привезли детей в Египет, где их продали в рабство.

Торговцев детьми впоследствии казнили, но сам факт использования детского фанатизма был чудовищным.

Рис. 2. Макет корабля крестоносцев.

Добравшиеся до Марселя дети были крайне удивлены тем, что море не расступилось перед “святым воинством”.

Немецкий крестовый поход детей

Подобно Этьену во Франции, в Германии также появился проповедующий ребенок. Десятилетний Никлас вместе с отцом проповедовал идею крестового похода в нижнерейнских областях.

Проповеди Никласа имели большой успех. За короткий срок в Кельне собралось около 20 тыс. детей. Армия юных рыцарей креста двинулась на юг. При переходе через Альпы две трети детей погибло от голода.

Возле Рима часть крестоносцев повернула обратно, остальные направились к порту Бриндизи. Только вмешательство местного епископа оградило детей от рук работорговцев.

На обратном пути немецкие юные крестоносцы практически все погибли от голода и болезней.

Папа Иннокентий III никак не осудил этот безумную затею. Он предоставил выжившим детям “отсрочку” до совершеннолетия, после чего они должны были выполнить свой святой обет.

Итог детского крестового похода

Французский и немецкий детские крестовые походы часто объединяют в одно движение, так как они имеют схожие черты :

  • фанатичная вера детей в свою святую миссию, поддерживаемая духовенством;
  • католичество не оказало детям никакой поддержки, кроме духовного напутствия;
  • доверчивостью детей воспользовались (или только попытались) работорговцы;
  • трагический итог (бессмысленная гибель тысяч детей).

Результаты детских походов были следующие:

  • разочарование в религиозном смысле движения крестоносцев;
  • усилившиеся со стороны папы Римского призывы к новому крестовому походу с целью отмщения за гибель детей.

Летом 1212 г. произошло событие, которое известно нам как детский крестовый поход.Масса детей и девушек вооруженные и снабженные только хоругвями и псалмами отправились поражать войско неверных.Святая вера или непроходимая гибельная глупость?

Хронисты XIII в. подробно описывали феодальные свары и кровавые войны, но не удостоили пристальным вниманием эту трагическую страницу средневековья.

О детских походах упоминают (иногда кратко, одной-двумя строчками, иногда отводя их описанию полстранички) свыше 50 средневековых авторов; из них только более 20 заслуживают доверия, поскольку они либо собственными глазами видели юных крестоносцев, либо, опираясь на рассказы очевидцев, вели свои записи в годы, близкие к событиям 1212 года. Да и сведения этих авторов очень отрывочны. Вот, например, одно из упоминаний о крестовом походе детей в средневековой хронике:
«Крестовый поход, называемый детским, 1212 год»
«В означенную эпоху была предпринята смехотворная вылазка: дети и несмышленые люди поспешно и необдуманно выступили в крестовый поход, движимые скорее любопытством, нежели заботой о спасении души. В эту экспедицию отправились дети обоего пола, отроки и отроковицы, да не только малые дети, но и взрослые, замужние женщины и девицы - все они шли толпами с пустыми кошельками, наводнив не только всю Германию, но и страну Галлов и Бургундию. Ни друзья, ни родственники никоим способом не могли удержать их дома: они пускались на любые уловки, чтобы отправиться в путь. Дело дошло до того, что повсюду, в деревнях и прямо в поле люди оставляли свои орудия, бросая на месте даже те, что были у них в руках, и присоединялись к шествию. Поскольку, встречаясь с подобными событиями, мы нередко являем собой крайне легковерную толпу, многие люди, усмотрев в сем знак истинного благочестия, исполненного Духа Божия, а не следствие необдуманного порыва, спешили снабдить странников всем необходимым, раздавая им продовольствие и все, в чем они нуждались. Клирикам же и некоторым иным, обладавшим более здравым суждением и обличавшим сие хождение, которое они находили совершенно вздорным, миряне давали яростный отпор, упрекая их в неверии и утверждая, что они противились этому деянию более из зависти и скупости, нежели ради истины и справедливости. Между тем всякое дело, начатое без должного испытания разумом и без опоры на мудрое обсуждение, никогда не приводит ни к чему благому. И вот, когда эти безумные толпы вступили в земли Италии, они разбрелись в разные стороны и рассеялись по городам и весям, и многие из них попали в рабство к местным жителям. Некоторые, как говорят, добрались до моря, и там, доверившись лукавым корабельщикам, дали увезти себя в другие заморские страны. Те же, кто продолжил поход, дойдя до Рима, обнаружили, что дальше идти им было невозможно, поскольку они не имели поддержки от каких-либо властей, и им пришлось наконец признать, что трата сил их была пустой и напрасной, хотя, впрочем, никто не мог снять с них обета совершить крестовый поход - от него были свободны лишь дети, не достигшие сознательного возраста, да старики, согбенные под тяжестью лет. Так, разочарованные и смущенные, пустились они в обратный путь. Привыкнув когда-то шагать из провинции в провинцию толпой, каждый в своей компании и не прекращая песнопений, они теперь возвращались в молчании, поодиночке, босоногие и голодные. Их подвергали всяческим унижениям, и не одна девушка была схвачена насильниками и лишена невинности».
Самое детальное повествование о детских крестовых походах содержаться в хронике цистерцианского монаха Альбрика де Труафонтэн (аббатство Шалона на Марне), но это-то повествование, как выяснено учеными, является и наименее достоверным.

Сколько-нибудь связное освещение фактическая история детских крестовых походов получила только в произведениях, написанных 40-50 лет спустя после описываемых в них событий, - в компилятивном сочинении французского монаха-доминиканца Винцента из Бовэ «Историческое зерцало», в «Большой хронике» английского монаха из Сент-Олбанса Матвея Парижского и в некоторых других, где исторические факты, однако, почти целиком растворяются в авторской фантазии.

Единственным основательным исследованием детского крестового похода остается книга Джорджа Забриски Грея, изданная в 1870 г. и переизданная сто лет спустя. Американский католический священник польского происхождения был безмерно удивлен почти полным забвением столь значительного события, и это подвигло Грея на создание его первой и последней книги, для написания которой пришлось буквально по крохам собирать сведения о крестовом походе детей, рассеянные в хрониках XIII в. Грей грешил лирическими отступлениями, многословием и излишней для историка сентиментальностью. Но прошло вот уже более ста лет, а книга писателя-дилетанта по-прежнему вне конкуренции. Достойного соперника и опровергателя ее не нашлось. Не по нехватке талантов, а по недостатку рвения.
Так что же произошло знойным засушливым летом 1212 г.?
Для начала обратимся к истории, рассмотрим причины крестовых походов вообще и поход детей в частности.

Причины крестовых походов.

Уже довольно давно Европа с тревогой смотрела на то, что происходило в Палестине. Рассказы возвращавшихся оттуда в Европу паломников о претерпеваемых ими в Святой Земле преследованиях и оскорблениях волновали европейские народы. Мало-помалу создалось убеждение в необходимости помочь христианству на Востоке и возвратить христианскому миру его наиболее драгоценные и почитаемые святыни. Но для того, чтобы на это предприятие Европа в течение двух столетий высылала многочисленные полчища разнообразных народностей, надо было иметь особые основания и особую обстановку.

Причин было в Европе немало, которые помогали осуществлению мысли о крестовых походах. Средневековое общество вообще отличалось религиозным настроением; поэтому подвиги за веру и на благо христианства были особенно понятны в то время. В XI веке усилилось и получило большое влияние клюнийское движение, которое вызвало еще большее стремление к духовным подвигам.

По мнению Жоржа Дюби, крестовые походы были своеобразной формой паломничества. Ибо «паломничество было формой покаяния, испытания, средством очищения, подготовкой к Судному дню. Это был также и символ: отдать швартовы и взять курс на Ханаан было как бы прелюдией к земной смерти и обретению другой жизни. Паломничество было и удовольствием: путешествие по далеким странам доставляло развлечение удрученным серостью этого мира. Путешествовали группой, компанией приятелей. И, отправляясь в Сантьяго-де-Компостела или в Иерусалим, рыцари брали с собой оружие, рассчитывая слегка потеребить неверных; в ходе таких путешествий и оформилась идея священной войны и крестовых походов. Паломничество мало чем отличалось от путешествий, периодически предпринимавшихся рыцарями, спешившими на службу при дворе сеньора. Только на этот раз речь шла о службе другим сеньорам - святым».
Большое значение для крестовых походов имело и возвышение папства. Папы понимали, что если они станут во главе движения в пользу освобождения Гроба Господня и освободят его, то их влияние и величие достигнут необычайных размеров. Уже папа Григорий VII мечтал о крестовом походе, но привести его в исполнение не смог.

Кроме того, для всех классов средневекового общества крестовые походы казались весьма привлекательными и с мирских точек зрения. Бароны и рыцари, помимо религиозных побуждений, надеялись на славные подвиги, на наживу, на удовлетворение своего честолюбия; купцы рассчитывали увеличить свою прибыль расширением торговли с Востоком; угнетенные крестьяне освобождались за участие в крестовом походе от крепостной зависимости и знали, что во время их отсутствия церковь и государство будут заботиться об оставленных ими на родине семьях; должники и подсудимые знали, что во время их участия в крестовом походе они не будут преследоваться кредитором или судом.

Итак, наряду с религиозным одушевлением, охватившим Европу, были и другие, чисто мирские, материальные причины для выполнения крестового похода, ибо «земля та [на Востоке, у неверных] течет медом и млеком».
Опасное положение Византии также действовало на Запад, особенно на папство; хотя византийская церковь и отделилась от западной, тем не менее она оставалась главным оплотом христианства на Востоке и первая принимала на себя удары врагов - нехристиан. Папы, поддержав Византию, в случае успеха крестового похода могли рассчитывать на соединение ее с католической церковью.

Настроение в Западной Европе было подготовлено к крестоносному предприятию. Умоляющие послания византийского императора Алексея Комнина о помощи (доведенный до отчаяния, стесненный положением своего государства, которое стояло на краю гибели, он обратился с посланиями в Западную Европу, в которых умолял о помощи против неверных) дошли до западноевропейских государей и папы как нельзя более вовремя.

Папою в конце XI века был Урбан II, француз по происхождению. На соборе в Плаценции (теперь Пиаченца), в северной Италии, под его руководительством разбирались вопросы о «Божьем мире» [«Божий мир» - обязательное прекращение на сравнительно длительный срок (до 30 лет) военных действий в той или иной стране (области) Западной Европы, предписывавшееся католической церковью в конце Х - XII вв.] и о других полезных церковных делах. В это самое время в Плаценцию были доставлены просьбы Алексея Комнина о помощи. Папа ознакомил собор с содержанием византийского послания; собравшиеся сочувственно отнеслись к сообщению и выразили готовность пойти в поход на неверных.6
Через несколько месяцев в 1095 году Урбан II переехал во Францию, где в городе Клермоне, в южной Франции, был созван новый собор.

На этот собор съехалось очень много народу. В городе не нашлось ни одного здания, которое могло бы вместить всех присутствовавших на соборе. Огромная толпа людей разных сословий, собравшаяся под открытым небом собравшиеся с нетерпением ожидала сообщений о важных событиях. Наконец, 26 ноября Урбан II обратился к собравшимся с пламенной речью. Вот как описывают собор в Клермоне летописцы: “В год от воплощения Господня тысяча девяносто пятый, в то время, когда в Германии царствовал император Генрих [Генрих IV (1050 - 1106), германский король и император «Священной Римской империи» (с 1056)] а во Франции - король Филипп [Филипп I (1052 - 1108), король Франции с 1060], когда во всех частях Европы произрастало многообразное зло и вера колебалась, в Риме был папа Урбан II, муж выдающегося жития и нравов, который обеспечивал святой церкви самое высокое положение и умел обо всем распорядиться быстро и обдуманно.

Видя, как вера христианская безгранично попирается всеми - и духовенством, и мирянами, как владетельные князья беспрестанно воюют меж собой, то одни, то другие - в раздорах друг с другом, миром повсюду пренебрегают, блага земли расхищаются, многие несправедливо содержатся закованными в плену, их бросают в ужаснейшие подземелья, вынуждая выкупать себя за непомерную плату, либо подвергая там тройным пыткам, то есть голоду, жажде, холоду, и они погибают в безвестности; видя, как предаются насильственному поруганию святыни, повергаются в огонь монастыри и села, не щадя никого из смертных, насмехаются над всем божеским и человеческим; услышав также, что внутренние области Романии [В эпоху крестовых походов Романией назывались малоазийские территории Византии и другие области] захвачены у христиан турками и подвергаются опасным и опустошительным нападениям, папа, побужденный благочестием и любовью и действуя по мановению божьему, перевалил через горы и с помощью соответствующим образом назначенных легатов распорядился созывать собор в Оверни [Овернь - историческая область Франции в пределах Центрального Французского массива.] в Клермоне - так называется этот город, где собрались триста десять епископов и аббатов, опираясь на свои посохи..."
Такую торжественную и, по средневековым понятиям, аргументированную увертюру к крестовым походам дает в своей «Иерусалимской истории» французский священник и хронист Фульхерий Шартрский, сопровождавший в качестве капеллана графа Балдуина Бульонского во время похода к Эдессе.

Уже ранней весной 1096 г. войска крестоносцев выступили в поход. Их путеводной звездой стал Святой город - Иерусалим.
Разнесенная по городам и весям и многократно повторенная армией епископов, священников и монахов Клермонская проповедь с ее идеей освобождения «Гроба Господня» от неверных и обещанием участникам похода полного прощения грехов вызвала всеобщий духовный подъем и широчайший отклик во всем западном мире. Массы простого народа, охваченные порывом религиозного энтузиазма, устремились в «святое паломничество», опередив рыцарей, которым требовалось время на подготовку снаряжения и улаживание семейных и имущественных дел. Аббат Гвиберт Ножанский пишет в своей «Истории»: «...Каждый, кому быстрая молва доставляла папское предписание, шел к своим соседям и родичам, увещевая [их] вступить на стезю Господню, как называли тогда ожидаемый поход. Уже возгорелось усердие графов, и рыцарство стало подумывать о походе, когда отвага бедняков воспламенилась столь великим рвением, что никто из них не обращал внимания на скудость доходов, не заботился о надлежащей распродаже домов, виноградников и полей: всякий пускал в распродажу лучшую часть имущества за ничтожную цену, как будто он находился в жестоком рабстве, или был заключен в темницу, и дело шло о скорейшем выкупе... Что сказать о детях, о старцах, собиравшихся на войну? Кто может сосчитать девиц и стариков, подавленных бременем лет? - Все воспевают войну, коли и не принимают в ней участия; все жаждут мученичества, на которое идут, чтобы пасть под ударами мечей, и говорят: «Вы, молодые, вступайте в бой, а нам да будет дозволено заслужить пред Христом своими страданиями».
«Некоторые бедняки, подковав быков, как то делают с лошадьми, и запрягши их в двухколесные тележки, на которых помещался их скудный скарб вместе с малыми детьми, тащили все это с собою; когда дети эти лицезрели попадавшийся им на пути какой-нибудь замок или город, они вопрошали, не Иерусалим ли это, к которому стремятся... Пока князья, нуждавшиеся в больших средствах на содержание тех, кто составлял их свиту, долго и мешковато подготовлялись к походу, простой народ, бедный средствами, но многочисленный, собрался вокруг некоего Петра Пустынника и повиновался ему, как своему предводителю... Он обходил города и села, повсюду ведя проповедь, и, как мы [сами] видели, народ окружал его такими толпами, его одаряли столь щедрыми дарами, так прославляли его святость, что я не припомню никого, кому бы когда-нибудь были оказываемы подобные почести. Петр был очень щедр к беднякам, раздавая многое из того, что дарили ему... Вот этот-то человек, собрав многочисленное воинство, увлеченное отчасти общим порывом, а отчасти его проповедями, решился направить свой путь через землю венгров...»
Попутно толпы бедноты и отдельные отряды рыцарской вольницы грабили местных жителей, устраивали погромы и сами несли немалые потери. Дошедшие летом до Константинополя крестьянские отряды были предусмотрительно переправлены в Малую Азию и в октябре 1096 г. полностью истреблены сельджуками.

В конце 1096 г. в Константинополь начали прибывать и крестоносные отряды феодалов. После многочисленных стычек и долгих уговоров, обязавшись вернуть византийскому императору те земли, которые будут отвоеваны ими у турок, крестоносцы переправились в Малую Азию.

На захваченных крестоносцами землях к началу XII в. было образовано четыре государства: Иерусалимское королевство, графство Триполи, княжество Антиохийское и графство Эдесское, в которых были воспроизведены феодальные порядки, господствовавшие в Западной Европе, в более «чистом», классическом виде. Огромную роль в этих государствах играла католическая церковь и специально созданные ею организации - духовно-рыцарские ордена, имевшие чрезвычайно широкие привилегии.

Успехи крестоносцев на Востоке в значительной мере обусловливались отсутствием единства в рядах самих мусульман, борьбой между мелкими местными правителями. Как только началось сплочение мусульманских государств, крестоносцы стали терять свои владения: Эдессу уже в 1144 г. Призванный поправить положение Второй крестовый поход (1147 - 1149 гг.), вдохновленный Бернаром Клервоским и возглавленный французским королем Людовиком VII и германским королем Конрадом III, оказался неудачным. В 1187 г. Саладину, объединившему под своей властью Египет и Сирию, удалось овладеть Иерусалимом, что послужило причиной Третьего крестового похода (1189 - 1192 гг.), во главе которого стояли три европейских государя: германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард I Львиное Сердце. В этом походе с небывалой силой проявились растущие англо-французские противоречия, парализовавшие военный потенциал крестоносцев после гибели Фридриха и ухода немецких отрядов. Взятая после долгой, двухлетней, осады Акра стала столицей Иерусалимского королевства. Иерусалим же остался в руках мусульман. Ричард I, не завершив свой обет, был вынужден покинуть Палестину (предварительно договорившись с Саладином о разрешении паломникам и купцам в течение трех лет посещать Иерусалим) после того как Филипп II, внезапно уехавший в Европу, заключил там союз против него с новым германским императором Генрихом VI.

В начатом по призыву папы Иннокентия II Четвертом крестовом походе (1202 - 1204 гг.), пожалуй, впервые отчетливо проявились как расхождения между мирскими и религиозными устремлениями его участников, так и рост универсалистских притязаний папского престола в условиях резкого обострения отношений с Византией. Выступив в поход против мусульман Египта, крестоносцы, задолжавшие венецианцам за перевозку по морю, вернули свой долг, завоевав соперничавший с Венецией христианский купеческий город Задар, сюзереном которого был король Венгрии, а завершили поход штурмом и разграблением Константинополя, беспощадными расправами с его жителями и уничтожением многих произведений искусства.

Обоснования такого радикального изменения направленности похода самими крестоносцами не оставляют сомнения в том, что оно было далеко не случайным, хотя, возможно, и не предрешенным. Гунтер Пэрисский так объясняет мотивы участников похода в своей «Истории завоевания Константинополя»: «...Они знали, что Константинополь был для святой римской церкви мятежным и ненавистным городом, и не думали, что его покорение нашими явилось бы очень уж неугодным верховному понтифику или даже (самому) Богу. В особенности же к этому побуждали [крестоносцев] венецианцы, чьим флотом они пользовались для плавания, - [венецианцы действовали так] отчасти в надежде получить обещанные деньги, до которых народ этот весьма жаден, отчасти - потому, что город этот, сильный - множеством кораблей, притязал на главенство и господство во всем этом море... Была, однако, как мы верим, и другая причина, намного более древняя [по происхождению] и важная [чем все эти], а именно - совет благости господа, который намеревался таким образом унизить этот народ, преисполнившийся гордыней из-за своего богатства, и привести [его] к миру и согласию со святой вселенской церковью. Казалось соответствующим [предначертаниям божьим], чтобы народ этот, который нельзя было исправить иным способом, был бы наказан смертью немногих и потерей мирских благ, коими он владел в изобилии, и чтобы народ пилигримов обогатился добычей, [взятой] у гордецов, а вся [их] земля перешла бы в наше владение, и чтобы западная церковь украсилась священными реликвиями, которые присвоили себе недостойные {греки), и вечно радовались бы им. Особенно важно еще и то, что этот часто упоминаемый [нами] город, который всегда был вероломен [по отношению] к пилигримам, поменяв, наконец, соизволением божьим, своих жителей, пребудет верным и единодушным [единоверным] и сможет оказывать нам тем более постоянную помощь в одолении варваров, в завоевании Святой земли и овладении ею, что находится в большой близости к ней…» В письме неизвестного рыцаря, участника событий, мы находим более лаконичное объяснение: «...[Мы] выполняли дело Спасителя, [такое], чтобы восточная церковь, столицей коей был Константинополь, с императором и всею своею империей) признала бы себя дочерью своего главы - римского первосвященника и преданно повиновалась бы ему во всем с надлежащим смирением...»
После захвата половины Византийской империи планы дальнейшего похода на Восток и «освобождения Гроба Господня» были отставлены. На завоеванной территории крестоносцы основали так называемую Латинскую империю (в отличие от «Греческой» - Византийской), которая просуществовала недолго. В 1261 г. греки снова овладели Константинополем и восстановили Византийскую империю, правда, последней так и не удалось никогда оправиться от того разгрома, которому подвергли ее «христианские рыцари».

Разруха, усобицы и изнурительные крестовые походы опустошали европейские города и деревни. Люди не хотели даже думать об очередной кровавой бойне за «Гроб Господень». Не унималась лишь папская курия. Папа Иннокентий III непрестанно рассылал своих легатов, чтобы те воодушевляли массы и баронов на новый поход против неверных. И народы воодушевлялись. Но лишь на словах. Никто не торопился стяжать воинскую славу и сложить голову за «второй рай утех» даже ради того, чтобы сразу попасть в первый. Папа разражался угрозами опалы и отлучения, священники изощрялись в красноречии, а народ, надрывая глотки в криках одобрения, упрямо не желал пополнять ряды крестоносного воинства.

Как же все-таки выбить искру и разжечь пожар священной войны в столь тяжелые для церкви времена? Народ, прежде бывший что порох (тогда еще не изобретенный), теперь словно мокрый валежник! Что ж, иного народа не предвидится и надобно искать кресало поискристей прежнего!
Идея священной войны во имя освобождения Иерусалима от «неверных», не угасала в Европе, несмотря на постигшие крестоносце в неудачи во время третьего крестового похода.

После захвата рыцарями Константинополя во время четвертого крестового похода идея освобождения «Гроба Господня» получила новый импульс: «Божье дело» будет успешным, если оно окажется в руках тех, кто менее всех погряз в грехах и корысти.

Так, Петр Блуасский, написавший трактат «О необходимости ускорения иерусалимского похода», порицал в нем рыцарей, превративших крестовый поход в мирскую авантюру; такая авантюра, утверждал он, обречена на провал. Освобождение Иерусалима удастся лишь беднякам, сильным своей преданностью Богу. Алан Лильский в одной из своих проповедей сокрушаясь о падении Иерусалима, объяснял его тем, что Бог отступился от католиков. «Он не находит себе прибежища ни у священников, ибо тут нашла себе прибежище симония (продажность), ни у рыцарей, ибо для них прибежищем служат разбои, ни среди горожан, ибо у них процветает ростовщичество, а среди купцов - обман, ни у городской черни, где свило себе гнездо воровство». И - опять тот же рефрен: Иерусалим спасут бедняки, те самые нищие духом, о которых говорится в Евангелии от Матфея. Бедность рисовалась источником всех добродетелей и залогом грядущей победы над «неверными».
На фоне таких проповедей многие люди того времени пришли к убеждению: если обремененные грехами взрослые люди не могут вернуть Иерусалим, то невинные дети должны исполнить эту задачу, так как им поможет Бог. И тут, к радости папы во Франции появился пророк-отрок, начавший проповедовать крестовый поход.

1212 год удался на славу: дождей не было, солнце палило, весь урожай засох на корню, на пороге замаячил голод, запахло апокалипсисом... Как водится в лихую годину, объявилось множество пророков, предвещающих самые разные несчастья грешному человечеству...


МОЛОКО И МЕД ПАПЫ РИМСКОГО

«Всем идущим туда в случае их кончины отныне будет отпущение грехов. Пусть выступят против неверных в бой, который должен дать в изобилии трофеи... Земля та течет медом и молоком. Кто здесь горестен, там станет богат». Речь папы Урбана II произвела впечатление на слушателей. Первый Крестовый поход — во имя освобождения Иерусалима от мусульман — состоялся в 1095 году. Потом было еще четыре: неверные сдаваться не спешили, завоеванную Палестину приходилось удерживать при помощи оружия, а Гроб Господень в руки крестоносцев не давался. Почему? В мае 1212 года французский пастушок Этьен узнал ответ на этот вопрос. Иисус явился ему и сказал: взрослые погрязли в грехах, они алчны и развратны. Господь же любит невинных. Стало быть, очистить Иерусалим от неверных могут только дети. И он — Этьен — поведет их в поход...


УСТАМИ МЛАДЕНЦА

Этьен с его видением мало бы чем отличался от десятков других не в меру экзальтированных личностей, если бы не одно но: парнишке едва исполнилось 12 лет. а потому к его россказням отнеслись благоговейно, ведь известно: устами младенца глаголет истина. К тому же «младенец» искренне вообразил себя Божьим посланником, о чем и поведал святым отцам из аббатства Сен-Дени в Париже.

Располагал Этьен и вполне материальным свидетельством своей «богоизбранности»: письмом от Иисуса на имя короля . В послании содержался все тот же призыв освободить Иерусалим силами детей. Помахивая этой грамотой, Этьен в сопровождении примкнувших к нему монахов, крестьян, ремесленников и всякого сброда разъезжал по городам и весям и призывал детей идти с ним — и дети шли. «Крестоносная лихорадка» охватила французскую бедняцкую детвору — 10-12-летние мальчики и девочки в простых холщовых рубашках с нашитыми на них крестами толпами устремлялись за «Божьим посланником». Почему их не удерживали родители? Этим людям, нищим в большинстве своем, не на что больше было надеяться, кроме как на милость Божью. И пусть движение крестоносцев XII века опорочило себя грабительством и военными неудачами, вера в то, что Господь будет милосерднее, если удастся отвоевать священный город Иерусалим, в народе еще теплилась. К тому же масла в огонь подливали священники.

Церковь не хотелось терять ни своего влияния, ни тем более богатых палестинских земель. Но охотников воевать за Иерусалим становилось все меньше и меньше. Поэтому в ход пошла «тяжелая артиллерия» — дети. Иннокентий III заявил: «Эти дети служат укором нам, взрослым: пока мы спим, они с радостью выступают за Святую землю». Думается, этим сказано все: папа рассчитывал, что вслед за детьми в крестовый поход отправятся их родители, но... Король Франции Филипп II, который, кстати, так и не получил письма Иисуса, быстро разобрался в ситуации и издал указ, запрещавший организацию любых походов. Остановить детей монарху оказалось не под силу: движение приобрело массовый характер, к тому же ссориться с папой напрямую было опасно...

Около 30 тысяч детей под предводительством Этьена прошли Тур, Лион и другие французские города, кормясь милостыней. И вот перед ними портовый Марсель. «Божий посланец* не раз повторял им слова, якобы сказанные Иисусом: «По велению Божьему Средиземное море расступится перед вами, и вы пройдете по сухому дну, подобно библейскому герою Моисею, и отберете у неверных «святой гроб». Дети остановились у моря, пропели религиозные гимны и усердно взмолились Господу. Но чуда не произошло: море и не подумало расступиться. По истечении двух недель, во время которых, кстати, бесследно исчез Этьен, судьба улыбнулась юным крестоносцам, уже готовым усомниться в своей вере. Некие торговцы — Хуго Ферриус и Вильям Пор-кус — предложили детям свои услуги: дескать, вот вам прекрасные корабли, ради богоугодного дела мы готовы предоставить их безвозмездно, то есть даром Семь чудесных, больших, крепких кораблей! Бесплатно! Де і и возрадовались чуду и бесстрашно взошли на палубы. Недалеко от берегов Сардинии, у острова Святого Петра (как символично!), суда попали в бурю. Два корабля вместе со всеми пассажирами пошли ко дну, а остальные пять пристали-таки к берегам. Только не , а , где юных крестоносцев предприимчивые коммерсанты Хуго и Вильям продали в рабство. Домой не вернулся никто... Однако это еще не вся история.


ЯВЛЕНИЕ КРЕСТА

В том же мае 1212 года немецкому отроку Николасу тоже было видение: он узрел на небе крест и услышал Божественный приказ — собирать детей и двигаться в Иерусалим. Приказ есть приказ, к тому же над «имиджем» Николаса здорово поработали святые отцы. Доселе ничем не примечательный — разве что слишком мечтательный — 10-летний мальчик вдруг обрел способности целителя К нему потянулись слепые, глухие и прокаженные — и всем им Николас, если верить средневековым хроникерам, даровал здоровье, не попасть под его обаяние было невозможно. В результате тысячи детей устремились вслед за ним — в Иерусалим.

Исходной точкой движения немецкого детского крестового похода стал Кельн — один из главных религиозных центров тогдашней Немецкие бароны выступали резко против этой затеи, но страной тогда правил юный король — 17-летний Фридрих II Гогенштауффен. обязанный своим престолом римскому папе. Формально он запретил поход, но после его запрета движение стало приобретать массовый характер. Биться за Гроб Господень отправлялись даже 5-6-летние дети! Этим малышам пришлось труднее, чем их французским сподвижникам: те хотя бы шли по своей территории, по дорогам Франции. На пути же немецких детей встали Альпы. Конечно, их можно обогнуть, но это займет какое-то время. А медлить нельзя! Гроб Господень в опасности — эту мысль внушали детям святые отцы, сопровождавшие их (читай — руководившие ими) в походе. И тысячи ребятишек отправились в горы — под звуки фанфар и труб, распевая религиозные гимны, написанные специально для них. Очень скоро голод стал их постоянным спутником, а потом и убийцей. Мертвых не хоронили — оставляли лежать на земле, не прочитав даже молитвы: на это не было сил. Из 40 тысяч детей, начавших переход через Альпы, в Италию пришел лишь каждый четвертый...

25 августа 1212 года измученные немецкие ребятишки оказались на генуэзском берегу — ждали, когда расступится море. Им это было обещано, но — увы — не сбылось. А тут еще — какое странное совпадение!— исчез Николас. Неуправляемую толпу правитель Генуи поспешил прогнать из своего города — только этих германских голодранцев ему не хватало!

Дети разбрелись по всей . Лишь немногие из них достигли города Бриндизи. Вид оборванных и голодных ребятишек оказался настолько жалок, что местные власти во главе с епископом воспротивились продолжению похода. Пришлось детям возвращаться домой. Обратный путь уничтожил почти весь остаток этого детского войска. Трупы детей еще долго лежали вдоль дорог — никто и не думал предавать их земле...

Часть мальчиков — видимо, самых упрямых — направились из Бриндизи в Рим: просить у папы освободить их от крестового обета. И Иннокентий III смилостивился: дал отсрочку до совершеннолетия...

И французский, и немецкий крестовые походы детей явно скроены по одному сценарию. Кто же автор этой «заказной постановки»? Разумеется, имен и фамилий сейчас никто не назовет, да оно и не нужно: ясно, что все происходило с молчаливого согласия папы. Все Крестовые походы совершались по указке главы Римско-католической церкви, заинтересованного в том, чтобы католичество распространялось как можно шире. Не стал исключением и этот — детский. Понятно, что доверчивостью наивных мальчишек и девчонок элементарно воспользовались. Даже их предводители — и Этьен, и Николас — скорее всего, были лишь безвольными марионетками в умелых руках. Похоже, сами они искренне верили в свою избранность. Верили, что все испытания, которые выпали на долю юных крестоносцев, не напрасны. Они отправились освобождать Святой город и были готовы к страданиям: раз страдал Иисус, то почему бы и им не испить чашу горестей до дна? Ведь потом — в Царствии Божьем — им отпустят все грехи и придет наконец счастье...



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: