Языческие демоны. Бестиарий. Существа славянской мифологии. Другие мистические Имена

ДЕМОН – слово, происходящее от древнегреческого «daimon». Так кто же такие, все-таки, демоны?

Мифологическое сознание языческих верований говорит о том, что демон — это «душа» предмета, непознаваемая сила, которая может быть злой или очень злой, демон присутствует во всех явлениях или вещах, огненные и водяные духи, духи деревьев и духи камней, представляя Вселенную как пространство, — демонами заполнено все. (Фалес).

Религиозное сознание, в особенности христианская мистика, полагает, что демон — это существо, противоположное ангелу, при чем часто демоны происходили из бывших светлых ангелов или даже богов. Чаще всего Демон – нечто злое и абсолютно равнодушное к человеку, но если обратиться к нему, то человеку, который ведает, демон будет с готовностью служить и исполнять малейшие желания лишь ради того, чтобы обеспечить себя подпиткой энергии.

Дьяволы, без сомнений, тоже очень сильные сущности, но так как у них отсутствует физическая оболочка, что лишает их огромного количества земных удовольствий, то они крайне охотливо идет на различные соглашения и могут полностью подчиняться воле мага и даже творить добро. Увлечение кабалистикой, с одной стороны, и развитие демонологии — с другой, имело последствия в виде разработки иерархии и некой специализации демонов (например, инкубы, бесы, суккубы и бесенята); если говорить о византийских богословах, то ими демоны подразделялись на 4 категории:

— богоподобный демон (theodaimones);

— человекоподобный демон (anthropodaimones);

— звероподобный демон (zoodaimones);

— растениеподобный демон (phitodaimones).

Если понимать под Богом созидающую силу природы, точнее, прогресс и, не зависимо от того, о чем идет речь – об обществе, о неживой или живой природе, то силы разрушения — это то, что понимается под дьяволом. Дьявол стал обладателем огромного количества имен за последние несколько тысяч лет. Это и Князь Тьмы, и Люцифер, и Вельзевул, и Зверь, и антихрист, и лукавый, и Князь бесовский, и змей-искуситель, и Ангел Бездны, и сатана, а так же множество других имен. В разделе «имена Дьявола» приводятся наиболее частые имена и краткое описание имен злых духов.

Теперь мы знаем, что в оккультном и философском понимании, демоны являются духовными сущностями, воплощенными в абстрактной форме, это существа бестелесные, и тем ни менее, способные на определенные действия. Основной принцип связи с демоном – знание его имени и главного предназначения этого демона. Если Вы знаете имя нужного демона и обладаете определенными навыками, то Вы вполне можете его призвать и поведать ему о своих пожеланиях.

Демонические имена и предназначения

    Абдусцииус – демон, вырывающий деревья с корнями.
    Аббадон — властитель бездны.
    Адрамалех – демон, который считался советником и отвечал за Сатанинский гардероб.
    Абигор — искусный воин, демон-всадник.
    Азазель – носитель знамен могущественного войска ада.
    Агварес — организатор танцев, великий адский герцог.
    Алруны – имя колдуньи, способной менять свой внешний вид, в немецкой мифологии это Демона женского рода.
    Аластор — глашатай.
    Амон — маркиз.
    Амдусциас — это музыкант.
    Анку — предвещающий смерть призрак с повозкой (Бретань).
    Андрас — великий маркиз.
    Астарот — великий герцог преисподней, хранил адские сокровища.
    Асмодей — демон похоти, семейных сложностей и великих страстей.
    Астарта – богиня материнства, войны и плодородия — из древней.
    Астарт — великий адский герцог.
    Ахерон – чудовищный адский демон, глаза его пылают.
    Барбатос – предсказатель будущего, так же умел находить запрятанные сокровища.
    Бальтазар – хвостатый полудемон-получеловек.
    Бельфегор – тот, кто соблазнял людей богатством.
    Бафомет – являлся символом сатанинского козла; чаще всего изображается как получеловек-полукозел или в облике человека с козлиной головой.
    Ваалберит — главный адский секретарь.
    Ваал — демон обмана и вероломства, великий адский герцог.
    Вампир – оживший мертвец, пьющий кровь людей.
    Валафар – покровитель грабителей и разбойников.
    Варлоки — ведьмы мужского пола.
    Вельзевул – повелитель мух, командовал легионами ада.
    Велизар – демон лжи и один из сильнейших союзников Сатаны.
    Верделет — церемониймейстера ада.
    Голем – так зовется страшный человек, который создан магией, в еврейском фольклоре.
    Данталиан — тот, кто толкает людей на плохие поступки, тем самым питаясь их энергией.
    Дагон — пекарь ада.
    Дьявол – христианские учения гласят, что это Великий князь зла.
    Дис — Данте дал Сатане столь поэтическое имя.
    Дюббук — по еврейской мифологии — блуждающий дух.
    Зепар – демон, доводящий до безумия женщин.
    Иштар – из вавилонской и ассирийской мифологии — великая богиня-мать.
    Инкубус — демон-любовник мужского пола.
    Кернуннос – бог плодородия и охоты, рогатый кельтский бог.
    Кали — индийская богиня разрушения, смерти, ужаса, страха, жена разрушителя ШИВЫ.
    Ксафан — разводит костры в аду.
    Левиафан — властелин океанов, огромная змея.
    Ламия – демон женского пола, вампир, который охотился, чаще всего, за детьми.
    Лилиан — дети Лилит от демонов.
    Леонард — хозяин шабашей.
    Лилит — первая жена Адама, королева суккубусов.
    Люцифер – сын зари, падший ангел. Он восстал против Бога и был низвергнут с неба, он же Сатана.
    Малебольдже – восьмой, почти последний круг ада, созданный для мошенников и хитрецов.
    Пут Сатанакия — верховный главнокомандующий Сатанинской армии.
    Марбас – тот, кто насылал или лечил болезнь.
    Маммон – испытывал страсть к богатству.
    Мефистофель — служил Фаусту 24 года.
    Мельхом — хранил сокровища принцев ада.
    Мулцибер — архитектор ада.
    Молох — божество, которому приносились в жертву детские души.
    Нибрас — отвечал за чрезмерные развлечения.
    Небирос — фельдмаршал адской армии.
    Оливьер — падший архангел, пробуждающий в человеке жестокость к бедным.

Несколько примеров имен Вампиров

CIVATATEO: Вампир-ведьма, был найден среди Ацтеков. Как говорят, он служил разнообразным лунным божествам. Самыми любимыми жертвами там были дети, они умирали от болезни сразу после того, как на них нападения. Считается, что эти вампиры, являлись белолицыми.

DEARG-DUE: Отвратительное существо из Ирландии, имя его означало « Красный Сосунок Крови». Этого вампира боятся и до сих пор, он относится к датам еще Кельтских времен. Есть лишь один способ в обуздании хищника – нужно на любую могилу, которая подозревается в жилье подобного животного, положить камни. Самый известный рассказ об этих вампирах — история о красивой женщине, которая, быть может, была захоронена в Waterford, около «Кланяющегося дерева» (вероятнее всего, это Осина — разновидность Ивы) в маленьком ярде церкви.

DANAG: вампир Филиппинский, как разновидность, он появился ответственный за то, что было создано Таро на островах многие годы назад. Этот вампир много лет работал с людьми, как однажды подобное товарищество закончилось, из-за того, что женщина порезала палец, а DANAG сосал кровь ее так долго, что полностью иссушил тело.

Другие мистические Имена

    Лоа – «душа» по религии Вуду.
    Исида — богиня-мать древнего Египта, являлась символом верной супруги и плодовитой матери-защитницы.
    Коцит — замерзшая река из девятого круга ада.
    Друиды — каста высокопоставленных кельтских жрецов.
    Зомби — живой труп, который выполняет приказы колдуна.
    Деметра — Греческая богиня, ее образ – составная часть культа женского божества современного колдовства, она – богиня земледелия и плодородия.
    Джинны — из арабской мифологии – чаще всего это злые и уродливые демоны, они обладают сверхъестественной силой, а так же подчиняющиеся владеющим секретами магии.

    Дану — прародительница фей из кельтской мифологии.
    Гомункулус — искусственный человек, был создан с помощью алхимии.
    Гри-гри — из шаманизма — талисманы или чары, хранившиеся для отвращения зла и удачи.
    Гея – дух, Мать-Земля в греческой мифологии.
    Гоблины – уродливые и зловредные эльфы.
    Осирис – является греческим богом мертвых.
    Беллармина — ведьминская бутыль, которая используется для того, чтобы приготовить зелье.
    Ведьма — женщина, которая использует черную магию, чтобы достичь своих целей.
    Анх – крест с петлей, египетский символ бессмертия, вселенной и жизни.
    Атам – использующийся ведьмами ритуальный кинжал.
    Аллотрилофагия – чаще всего связаные с одержимостью Дьяволом изрыгание или рвота чужеродных предметов.
    Алтарь — возвышенное место для религиозных церемоний и приношений жертв богам.
    Пандемоний – в аду — столица Сатаны.
    Лемегетон — карманная колдовская книга, Малый Ключ Соломона.
    Лета – в аду — река забвения.
    Каббала – это еврейская система философии, теософии, магии, науки и мистицизма, которая получила развитие во времена средневековья.
    Керридуэн – у кельтов — это богиня разума, мудрости, волшебства, магии и гадания.
    И-Цзин – древнекитайская система колдовства и гадания.
    Гномы — духи, которые живут в земле.
    Ангелы — помощники Бога (белые ангелы), а ангелы падшие — это воплощение зла слуги самого Сатаны.
    Геката — из греческой мифологии – это могущественная богиня, покровительствующая магии и волшебству.
    Вурдалак — ужасное создание, которое разрывает могилы и поедает мертвечину.
    Вуду – это религия родом из Вест-Индии, гибрид католической веры и африканских религий.

· Первоэлементы — земля, вода, воздух и огонь — четыре первоэлемента.

Нечисть, злыдни и другие демонические существа в славянской мифологии

Аспид – чудовищный крылатый змей, который имеет птичий нос и два хобота, крылья у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. По другим сказаниям монстр непроглядно черен. Отсюда выражение «аспидно-черный цвет».

Анчутка – древнее название черта или беса. Анчутки бывают банные и полевые. Как всякая нечисть, они мгновенно отзываются на упоминание своего имени.

Баба-Яга – древнейший персонаж славянской мифологии, былин и сказок. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых.

Бадзула – в мифологии белорусов нечистый дух, который заставляет людей бродяжничать. Обычно женского рода. Она бродила по обочинам дорог, а ближе к зиме выискивала, к кому бы пристроится.

Банник – особая порода домовых, недобрый дух, злобный старикашка, облаченный в липкие листья, отвалившиеся от веников. Впрочем, он легко принимает облик вепря, собаки, лягушки и даже человека. Вместе с ним в бане обитают его жена и дети, но встретить в бане также возможно и овинников, и русалок, и домовых.

Веселье в избушке Бабы-Яги,


Чародейница Марина с драконом,
художник Фрэнк Чейн Папе, 1916 год,
иллюстрация к «Русской книге сказаний»

Водяной – в славянской мифологии злой дух, воплощение опасной и грозной водной стихии. Чаще всего он выступал в облике мужчины с чертами животного – лапы вместо рук, рога на голове, или безобразного старика, опутанного тиной с длинной бородой. Славяне верили, что водяные – это потомки тех представителей нечистой силы, которых бог низвергнул с небес в реки, озера и пруды.

Волк – в народных верованиях по толкованию мифологической школы, олицетворяет собой нечистую силу ночного мрака, потемняющих небо туч и земных туманов.

Злыдень – в южнославянской мифологии демоническое существо, враждебное человеку, его недоля, бида. У малороссов злые духи, маленькие существа, которые, поселившись за печкой (как домовой), остаются невидимыми и приносят дому несчастья.

Идолище Поганое или Одолище Поганое – представитель темной враждебной силы, "нехристи", "татарщины". О его борьбе с Ильей Муромцем сохранилось много разнообразных вариантов былинных сказаний.

Леший – дух леса в славянской мифологии. Обитает леший в каждом лесу, особенно любит еловые. Обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый – на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, будто угли. Как бы он тщательно ни скрывал своего нечистого происхождения, ему это не удается: если посмотреть на него через правое ухо лошади, леший отливает синеватым цветом, ведь кровь у него синяя.

Переруг – мелкое и злобное божество раздора, свар, ссор, склок и обид; недобрый дух, подобный злыдням.

Тугарин Змеевич – в славянской мифологии этот былинный образ содержит множество различных слоев эпической традиции. Прежде всего в змеевидной природе Тугарина Змеевича нельзя не видеть одной из вариаций мотива о змееборстве, весьма распространенного в русских народных сказках, и даже в летописных сказаниях.

Едва ли не единственным разделом славянской мифологии, доступным непосредственному наблюдению и изучению в его живом функционировании, является демонология - совокупность представлений о низших мифологических существах, мыслившихся тождественными друг другу, "серийными", лишенными ярко выделенных индивидуальных черт. Сведения о них фольклористы и этнографы черпают из самых разных источников, прежде всего из собственных полевых записей бесед с носителями традиционной культуры и произведений особого фольклорного жанра - коротких рассказов, посвященных встречам с нечистой силой, случившихся с самим рассказчиком или кем-то третьим (в первом случае их называют былинками, во втором, - бывалъщинами). Их рассказывали на долгих вечерних посиделках, у костра.

Происхождение нечистой силы народные предания толковали по-разному. Говорили, что нечисть сотворил черт, подражавший Богу при творении мира; что Адам постеснялся показать Богу множество своих детей, и спрятанные им стали темной силой. Рассказывали, что нечисть - это "восставшие против Бога ангелы, низринутые с неба на землю и в тартар. Кто упал в воду - превратился в водяного, в лес - лесного, в дом - домового". Несмотря на христианский облик приведенных объяснений, перед нами явные остатки языческой веры в многочисленных духов природы, воплощающих все сферы известного человеку мира. Оно не отрицает языческих богов и демонов, но, вскрывая их бесовскую природу, зовет мир к святым и ангелам, богочеловеку и Троичному Божеству, неизреченному в Своей непостижимой Сущности. Попросту говоря, древние боги были объявлены бесами, но в их существовании никто не усомнился. А мелкие демоны природы и вовсе остались неизменными, сохранив, вероятно, даже прежние названия.

На основании народных рассказов можно даже составить примерные "портреты" всевозможной нечистой силы, с которой постоянно встречался традиционный человек.

Леший (лесной, лесовик, лешак и др.), например, являлся в образах обычного человека; старика, ковыряющего лапоть при свете луны; родственника или знакомого; человека огромного роста; человека в шерсти, с рогами; ягненка оленихи, вихря на дороге. Он - хозяин лесов, живет в непроходимой чащобе. Если по лесу раздается эхо, значит, откликается леший. Очень любит сбивать людей с пути, а затем хлопает в ладоши и громко смеется.

Водяной - часто такой же черный и мохнатый, как и леший, но может являться ягненком, ребенком, собакой, селезнем, лебедем, рыбой и стариком. Живет он на дне глубокого озера или реки, в омуте, под водяной мельницей. По ночам, случается, вылезает на берег и чешет волосы; то же может делать и его супруга, безобразная водяниха (водяница). Водяной, как леший, женолюбив и вообще склонен похищать людей, которые навсегда остаются в его подводных хрустальных чертогах.

Водяниху отчасти напоминает русалка, образ которой, впрочем, весьма варьируется по регионам. В значительной части северных районов вовсе не знают такого образа, а если знают, то представляют ее старой безобразной женщиной с отвислыми грудями, напоминающей лихачиху и не связанной с водной стихией. Более известный нам тип речной или лесной красавицы, чешущей волосы, чарующей мужчин и губящей девиц.

Известны не только водяные, но и лесные, и полевые русалки. Последние водятся во ржи и напоминают другие женские демонические существа - полудниц. Это высокие красивые девушки в белом, которые бродят во время жатвы по полям и наказывают тех, кто жнет в полдень.

Домовой - домашний дух, черный страшный человек в шерсти, но может показаться и как женщина (его пара - кикимора), кошка, свинья, крыса, собака, теленок, серый баран, медведь, черный заяц (в связи с поверьями, что домовой - дух животного, заложенного в качестве строительной жертвы в фундамент дома); есть сведения о его змеиной природе. Домовой - полезный дух: он помогает по хозяйству, предупреждает о грядущей беде.

Итак, мы видели, что судьба представлений о персонажах различных уровней мифологической иерархии оказалась неодинаковой. Если культы высших богов были уничтожены огнем и мечом при христианизации Руси, то вера и поклонение более низким, малозначительным, неиндивидуализированным персонажам сохранились практически до настоящего времени. В результате синтеза, слияния в народном сознании языческих и христианских представлений, древние боги в некотором смысле сменили имена, совместившись с образами наиболее популярных христианских святых. Остатки мифологических представлений о менее значительных персонажах законсервировались в фольклоре, в обрядах и поверьях. Низшие уровни мифологической системы почти не подверглись изменениям. С поразительной устойчивостью они впитали в себя христианские представления, не изменив своей древней сущности. Показать, с одной стороны, истоки и механизмы проникновения новых идей, а с другой - вскрыть хотя бы в общих чертах проступающую сквозь них неизменную традиционную восточнославянскую модель мира - задача следующих глав.

Заключение

Славянская мифология как комплекс коллективных представлений древних славян и способ осваивания мира сформировался в глубокой древности, когда человек выходил из природы, на заре формирования земледельческой культуры древних славян. Это время развития общеиндоевропейских и затем собственно славянских воззрений на природу, формирование древних языческих культов.

Отмечая историю развития славянских мифологических представлений, выделяется самый древний пласт - охотничьи представления: почитание небесных лосих, идея о небесных властителях мира. Второй не менее древний пласт - это земледельческие верования- воззрения трипольцев, прото- и праславян (2 - 1 тыс до н. э.). В это время было выработано характерное для многих индоевропейских народов аграрно-магическое мировоззрение, основанное на земледельческой космологии, почитании богинь-рожаниц, живительной влаги, плодородной Матери-Земли. Формируются воззрения о единой матери Мира, представления о судьбе. Наконец, следующий пласт - это период обособления восточных славян в 1 тыс. н. э. В среднем в науке подлинное историческое развитие славянской мифологии соотнесено с культурой Киевской Руси 1 тыс. н. э. В качестве центральной даты выделяется 980 год - время языческой реформы князя Владимира: выработка мифологической системы, создание Пантеона Богов. В тоже время, это время начала упадка собственно древней, живой веры славян и превращение ее в государственную религию.

988 год - коренной перелом в язычестве. Это время принятия христианства на Руси. Собственно славянская мифология, с ее героями и сюжетами подвергалась гонениям. В тоже время происходило не вытеснение мифологических персонажей библейскими героями, но и смешение мифологических и библейских сюжетов (феномен двоеверия).

Отмечая "характер", особенности мифологических представлений восточных славян, можно резюмировать следующее. Славянами было выработано особое космоцентрическое мировоззрение - был сформирован особый образ мира, в котором смысловым центром выступает космос и природа. Огонь, земля, воздух, вода, солнце, месяц выступают живыми сущностями. Сам же человек не мыслится в отрыве от природы. Мир выступает гармоничным единством человека и природы.

Славяне рисовали картину живой вселенной, сравнивая ее с "поэтическими" образами Мирового Яйца, Мирового Древа, описывая образ чудесного сада Ирия (или острова Буяна), нашедших свое отражение в фольклоре. Был создан пантеон языческих богов, во главе с мужскими божествами (Род, Сварог, Перун, Даждьбог, Велес и др.) и женскими образами (Макошь, Жива, Лада, Морана). Сложилась народная традиция веры в духов - природных существ.

В результате синтеза, слияния в народном сознании языческих и христианских представлений, древние боги в некотором смысле сменили имена, совместившись с образами наиболее популярных христианских святых. Остатки мифологических представлений о менее значительных персонажах законсервировались в фольклоре, в обрядах и поверьях. Низшие уровни мифологической системы почти не подверглись изменениям. С поразительной устойчивостью они впитали в себя христианские представления, не изменив своей древней сущности.

Наконец, по своей сути славянское язычество есть почитание живой природы как все порождающей силы. Природа понималась как живой организм или как могучее божество, предопределяющее жизнь людей. Главный культ - культ плодородия, хранящий в себе идею утверждения жизни.

С нечистью на Руси было плохо. Богатырей в последнее время развелось столько, что поголовье Горынычей резко упало. Лишь однажды блеснул Ивану луч надежды: назвавшийся Сусаниным пожилой мужичок пообещал провести его к самому логову Лиха Одноглазого… Но наткнулся лишь на покосившуюся древнюю избу с выбитыми окнами и выломанной дверью. На стене было выцарапано: «Проверено. Лих нет. Богатырь Попович».

Сергей Лукьяненко, Юлий Буркин, «Остров Русь»

«Славянские монстры» - согласитесь, звучит диковато. Русалки, лешие, водяные - все они знакомы нам с детства и заставляют вспомнить сказки. Именно поэтому фауна «славянского фэнтези» до сих пор незаслуженно считается чем-то наивным, несерьезным и даже слегка глупым. Сейчас, когда речь заходит о магических чудовищах, мы чаще вспоминаем зомби или драконов, хотя в нашей мифологии есть такие древние существа, по сравнению с которыми монстры Лавкрафта могут показаться мелкими пакостниками.

Обитатели славянских языческих легенд - это не радостный домовенок Кузя или сентиментальное чудовище с аленьким цветочком. Наши предки всерьез верили в ту нечисть, которую мы сейчас считаем достойной лишь детских страшилок.

До нашего времени не дошло практически ни одного оригинального источника, описывающего вымышленных существ из славянской мифологии. Что-то покрылось мраком истории, что-то уничтожили во время крещения Руси. Что мы имеем, кроме смутных, противоречивых и зачастую непохожих друг на друга легенд разных славянских народов? Немногочисленные упоминания в работах датского историка Саксона Грамматика (1150-1220) - раз. «Chronica Slavorum» немецкого историка Хелмолда (1125-1177) - два. И, наконец, следует вспомнить сборник «Веда Словена» - компиляцию древних болгарских ритуальных песен, по которым также можно делать выводы о языческих поверьях древних славян. Объективность же церковных источников и летописей в силу очевидных причин находится под большим сомнением.

Книга Велеса

«Книгу Велеса» («Велесова книга», дощечки Изенбека) долгое время выдавали за уникальный памятник древнеславянской мифологии и истории, датируемой периодом 7 век до нашей эры - 9 век нашей эры.

Ее текст якобы был вырезан (или выжжен) на небольших деревянных планках, некоторые «страницы» частично сгнили. По легенде, «Книгу Велеса» в 1919 году обнаружил под Харьковом белый полковник Федор Изенбек, который вывез ее в Брюссель и передал для изучения слависту Миролюбову. Тот сделал несколько копий, а в августе 1941 при наступлении немцев таблички были утрачены. Выдвигались версии, что они были спрятаны фашистами в «архиве арийского прошлого» при Анненербе, либо вывезены после войны в США).

Увы, подлинность книги изначально вызывала большие сомнения, а недавно было окончательно доказано, что весь текст книги - фальсификация, выполненная в середине 20 века. Язык этой фальшивки представляет собой смесь разных славянских наречий. Несмотря на разоблачение, отдельные литераторы до сих пор используют «Книгу Велеса» как источник знаний.

Единственное имеющееся изображение одной из досок «Книги Велеса», начинающейся словами «Велесу книгу эту посвящаем».

Истории славянских сказочных существ может позавидовать иной европейский монстр. Возраст языческих легенд впечатляет: по некоторым расчетам, он достигает 3000 лет, а корнями уходит в неолит или даже мезолит - то есть около 9000 лет до нашей эры.

Общеславянский сказочный «зверинец» отсутствовал - в разных местностях говорили о совершенно разных существах. У славян не было морских или горных чудовищ, зато в достатке водилась лесная и речная нечисть. Не было и гигантомании: наши предки очень редко задумывались о злых великанах вроде греческих циклопов или скандинавских етунов. Некоторые чудесные твари появились у славян сравнительно поздно, в период их христианизации - чаще всего их заимствовали из греческих легенд и внедряли в национальную мифологию, создавая, таким образом, причудливую смесь верований.

Алконост

Согласно древнегреческому мифу, Алкиона, супруга фессалийского царя Кеика, узнав о гибели мужа, бросилась в море и была превращена в птицу, названную по ее имени алкион (зимородок). В русский язык слово «Алконост» вошло в результате искажения старинного высказывания «алкион есть птица».

Славянский Алконост - райская птица с удивительно сладким, благозвучным голосом. Она откладывает яйца на морском берегу, потом погружает их в море - и волны успокаиваются на неделю. Когда из яиц вылупляются птенцы, начинается шторм. В православной традиции Алконост считается божественным посланником - она живет на небе и спускается вниз, чтобы донести до людей высшую волю.

Аспид

Крылатая змея с двумя хоботами и птичьим клювом. Живет высоко в горах и периодически совершает опустошительные налеты на деревни. Тяготеет к скалам настолько, что даже не может сесть на сырую землю - только на камень. Аспид неуязвим для обычного оружия, его нельзя убить мечом или стрелой, а можно лишь только сжечь. Название от греческого aspis - ядовитая змея.

Аука

Разновидность проказливого лесного духа, маленького, пузатого, с круглыми щеками. Не спит ни зимой, ни летом. Любит морочить голову людям в лесу, отзываясь на их крик «Ау!» со всех сторон. Заводит путников в глухую чащу и бросает их там.

Баба-Яга

Славянская ведьма, популярный фольклорный персонаж. Обычно изображается в виде противной старухи с растрепанными волосами, крючковатым носом, «костяной ногой», длинными когтями и несколькими зубами во рту. Баба-Яга - персонаж неоднозначный. Чаще всего она выполняет функции вредителя, с ярко выраженными наклонностями к каннибализму, однако при случае эта ведьма может добровольно помочь храброму герою, расспросив его, попарив в бане и одарив волшебными дарами (или сообщив ценные сведения).

Известно, что Баба-Яга живет в глухом лесу. Там стоит ее избушка на куриных ногах, окруженная частоколом из человеческих костей и черепов. Иногда говорилось, что на калитке к дому Яги вместо запоров - руки, а замочной скважиной служит маленький зубастый рот. Дом Бабы-Яги заколдован - в него можно войти только сказав: «Избушка-избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом».
Как и западноевропейские ведьмы, Баба-Яга умеет летать. Для этого ей требуется большая деревянная ступа и волшебная метла. С Бабой-Ягой часто можно встретить животных (фамильяров): черного кота или ворону, помогающих ей в ведьмовстве.

Происхождение имения «Баба-Яга» неясно. Возможно, оно пришло из тюркских языков, в возможно, образовано от старосербского «ега» - болезнь.



Баба-Яга, костяная нога. Ведьма, людоедка и первая женщина-летчик. Картины Виктора Васнецова и Ивана Билибина.

Изба на курногах

Лесная избушка на курьих ножках, где нет ни окон, ни дверей - это не вымысел. Именно так строили временные жилища охотники Урала, Сибири и финно-угорских племен. Домики с глухими стенами и входом через люк в полу, поднятые на 2-3 метра над землей, защищали и от охочих до припасов грызунов, и от крупных хищников.В похожих сооружениях хранили каменных идолов сибирские язычники. Можно предположить, что фигурка какого-нибудь женского божества, помещенная в маленький домик «на куриных ножках», и породила миф о Бабе-Яге, которая с трудом помещается в своем доме: ноги в одном углу, голова - в другом, а носом упирается в потолок.

Банник

Дух, живущий в банях, обычно представлялся в виде маленького старичка с длинной бородой. Как и все славянские духи, проказлив. Если люди в бане поскальзываются, обжигаются, падают в обморок от жары, шпарятся кипятком, слышат треск камней в печи или стук в стену - все это проделки банника.

По-крупному банник вредит редко, лишь когда люди ведут себя неправильно (моются в праздники или поздно ночью). Гораздо чаще он помогает им. У славян баня ассоциировалась с мистическими, жизнетворными силами - здесь часто принимали роды или гадали (считалось, что банник может предсказывать будущее).

Как и других духов, банника прикармливали - оставляли ему черный хлеб с солью либо зарывали под порогом бани задушенную черную курицу. Существовала и женская разновидность банника - банница, или обдериха. В банях также жила шишига - злой дух, показывающийся только тем, кто идет в баню, не помолившись. Шишига принимает образ знакомой или родственницы, зовет человека с собой париться и может запарить до смерти.

Баш Челик (Стальной человек)

Популярный персонаж сербского фольклора, демон или злой колдун. Согласно легенде, царь завещал троим сыновьям выдать их сестер за того, кто первый попросит их руки. Однажды ночью некто с громовым голосом явился ко дворцу и потребовал в жены младшую царевну. Сыновья исполнили волю отца, и вскоре лишились подобным образом средней и старшей сестры.

Вскоре братья опомнились и отправились на их поиски. Младший брат повстречал прекрасную царевну и взял ее в жены. Заглянув из любопытства в запретную комнату, царевич увидел закованного в цепи человека. Тот представился как Баш Челик и попросил три стакана воды. Наивный юноша напоил незнакомца, тот восстановил силы, разорвал цепи, выпустил крылья, схватил царевну и улетел. Опечаленный, царевич отправился на поиски. Он выяснил, что громовые голоса, которые требовали в жены его сестер, принадлежали повелителям драконов, соколов и орлов. Те согласились помочь ему, и вместе они победили злого Баш Челика.

Так выглядит Баш Челик в представлении В. Таубера.

Вурдалаки

Живые мертвецы, поднимающиеся из могил. Как и любые другие вампиры, вурдалаки пьют кровь и могут опустошать целые деревни. В первую очередь они умерщвляют родных и знакомых.

Гамаюн

Подобно Алконосту, божественная женщина-птица, основная функция которой - осуществление предсказаний. Хорошо известна присказка «Гамаюн - птица вещая». Также умела управлять погодой. Считалось, когда Гамаюн летит со стороны восхода, следом за ней приходит буря.

Гамаюн-Гамаюн, сколько мне жить осталось? - Ку. - А чего так ма…?

Дивьи люди

Полулюди с одним глазом, одной ногой и одной рукой. Чтобы двигаться, должны были сложиться пополам. Живут где-то на краю света, плодятся искусственно, выковывая себе подобных из железа. Дым их кузниц несет с собой мор, оспу и лихорадки.

Домовой

В самом обобщенном представлении - домашний дух, покровитель очага, маленький старичок с бородой (либо весь покрытый волосами). Считалось, что у каждого дома есть свой домовой. В домах их редко называли «домовыми», предпочитая ласковое «дедушка».

Если люди устанавливали с ним нормальные отношения, кормили (оставляли на полу блюдце с молоком, хлеб с солью) и считали его членом своей семьи, то домовой помогал им выполнять мелкую работу по дому, следил за скотом, караулил хозяйство, предупреждал об опасности.

С другой стороны, разозленный домовой мог быть очень опасен - ночью щипал людей до синяков, душил их, губил лошадей и коров, шумел, бил посуду и даже поджигал дом. Считалось, что домовой жил за печкой или в конюшне.

Дрекавак (дрекавац)

Полузабытое существо из фольклора южных славян. Его точного описания не существует - некоторые считают его животным, другие - птицей, а в центральной Сербии ходит поверье, будто дрекавак - душа мертвого некрещеного младенца. Сходятся только в одном - дрекавак умеет жутко кричать.

Обычно дрекавак - герой детских страшилок, однако в отдаленных районах (например, горный Златибор в Сербии) в это существо верят даже взрослые. Жители деревни Тометино Полье время от времени сообщают о странных нападениях на свой скот - по характеру ранений сложно установить, что это был за хищник. Крестьяне утверждают, что слышали жуткие крики, поэтому здесь наверняка замешан дрекавак.

Жар-птица

Знакомый нам с детства образ, красивая птица с яркими, ослепительными огненными перьями («как жар горят»). Традиционное испытание для сказочных героев - добыть перо из хвоста этого пернатого. Для славян жар-птица была скорее метафорой, чем реальным существом. Она олицетворяла огонь, свет, солнце, возможно - знание. Ее ближайший родич - средневековая птица Феникс, известная и на Западе, и на Руси.

Нельзя не вспомнить такого обитателя славянской мифологии, как птица Рарог (вероятно, искаженное от Сварог - бог-кузнец). Огненный сокол, который может также выглядеть, как вихрь пламени, Рарог изображен на гербе Рюриковичей («Рарогов» по-немецки) - первой династии русских правителей. Сильно стилизованный пикирующий Рарог со временем начал походить на трезубец - так появился современный герб Украины.

Кикимора (шишимора, мара)

Злой дух (иногда - жена домового), предстающий в образе маленькой уродливой старушки. Если кикимора живет в доме за печкой или на чердаке, то постоянно вредит людям: шумит, стучит в стены, мешает спать, рвет пряжу, бьет посуду, травит скот. Иногда считалось, что кикиморами становились умершие без крещения младенцы, либо кикимору могли напускать на строящийся дом злые плотники или печники. Кикимора, обитающая на болоте или в лесу, приносит гораздо меньше вреда - в основном лишь пугает заплутавших путников.

Кощей Бессмертный (Кащей)

Один из хорошо известных нам старославянских отрицательных персонажей, обычно представляемый в виде худого, скелетообразного старика с отталкивающей внешностью. Агрессивен, мстителен, жаден и скуп. Трудно сказать, был ли он персонификацией внешних врагов славян, злым духом, могущественным волшебником или уникальной разновидностью нежити.

Бесспорно, что Кощей владел очень сильной магией, сторонился людей и часто занимался излюбленным для всех злодеев в мире делом - похищал девушек. В отечественной фантастике образ Кощея довольно популярен, причем его представляют по-разному: в комическом свете («Остров Русь» Лукьяненко и Буркина), или, например, киборгом («Судьба Кощея в киберозойскую эру» Александра Тюрина).

«Фирменной» особенностью Кощея было бессмертие, причем далеко не абсолютное. Как мы все наверняка помним, на волшебном острове Буяне (способным внезапно исчезать и появляться перед путешественниками) стоит большой старый дуб, на котором висит сундук. В сундуке сидит заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, а в яйце - волшебная игла, где спрятана смерть Кощея. Его можно убить, сломав эту иглу (по некоторым версиям - разбив яйцо об голову Кощея).



Кощей в представлении Васнецова и Билибина.



Георгий Милляр - лучший исполнитель ролей Кощея и Бабы-Яги в советских киносказках.

Леший

Лесной дух, защитник животных. Выглядит как высокий мужчина с длинной бородой и волосами по всему телу. По сути не злой - ходит по лесу, оберегает его от людей, изредка показывается на глаза, для чего умеет принимать любой облик - растения, гриба (гигантского говорящего мухомора), животного или даже человека. Лешего можно отличить от других людей по двум признакам - его глаза горят волшебным огнем, а обувь надета задом наперед.

Иногда встреча с лешим может закончиться плачевно - заведет человека в лес и бросит на съедение зверям. Однако те, кто уважительно относятся к природе, могут даже подружиться с этим существом и получить от него помощь.

Лихо одноглазое

Дух зла, неудачи, символ горя. Относительно облика Лиха определенности нет - это либо одноглазый великан, либо высокая худая женщина с одним глазом посреди лба. Лихо часто сравнивают с циклопами, хотя кроме одного глаза и высокого роста, у них ничего общего.

До нашего времени дошла поговорка: «Не буди Лихо, пока оно тихо». В прямом и иносказательном смысле Лихо означало беду - оно привязывалось к человеку, садилось к нему на шею (в некоторых сказаниях несчастный пытался утопить Лихо, бросившись в воду, и тонул сам) и мешало ему жить.
От Лиха, впрочем, можно было избавиться - обмануть, прогнать силой воли, либо, как это изредка упоминается - передать другому человеку вместе с каким-либо подарком. Согласно совсем мрачным предрассудкам, Лихо могло прийти и сожрать вас.

Русалка

В славянской мифологии русалки - разновидность проказливой нечисти. Ими становились утопленницы, девушки, умершие недалеко от водоема, либо люди, купающиеся в неурочное время. Русалок иногда отождествляли с «мавками» (от старославянского «навь» - мертвец) - детьми, умершими без крещения либо задушенными матерями.

Глаза таких русалок горят зеленым огнем. По своей натуре они существа гадкие и злые, хватают купающихся людей за ноги, тянут под воду, либо заманивают с берега, обвивают руками и топят. Бытовало поверье, что смех русалки может вызывать смерть (это делает их похожими на ирландских баньши).

Некоторые поверья называли русалок низшими духами природы (например, добрые «берегини»), не имеющими ничего общего с утопленниками и охотно спасающими тонущих людей.

Различались также «древесные русалки», живущие в ветвях деревьев. Некоторые исследователи причисляют к русалкам полудениц (в Польше - лаканиц) - низших духов, принимающих вид девушек в прозрачной белой одежде, живущих в полях и помогающих полевому. Последний представляет собой также природного духа - считается, что он выглядит как маленький старичок с белой бородой. Полевой обитает на возделанных полях и обычно покровительствует крестьянам - за исключением тех случаев, когда они работают в полдень. За это он насылает на крестьян полудениц, чтобы те своим волшебством лишили их рассудка.

Следует также упомянуть водяницу - разновидность русалки, крещеную утопленницу, не принадлежащую к разряду нечисти, а потому сравнительно добрую. Водяницы любят глубокие омуты, но чаще всего селятся под мельничными колесами, катаются на них, портят жернова, мутят воду, вымывают ямы, рвут сети.

Считалось, что водяницы были женами водяных - духов, предстающих в облике стариков с длинной зеленой бородой из водорослей и (редко) рыбьей чешуей вместо кожи. Пучеглазый, толстый, жутковатый, водяной живет на большой глубине в омутах, командует русалками и прочими подводными обитателями. Считалось, что он разъезжает по своему подводному царству верхом на соме, за что эту рыбу в народе иногда звали «чертова лошадь».

Водяной по своей натуре не злобен и даже выступает покровителем моряков, рыбаков или мельников, однако время от времени любит пошалить, утащив зазевавшегося (или обидевшего) купальщика под воду. Иногда водяного наделяли способностью к оборотничеству - превращению в рыб, животных или даже бревна.

Со временем образ водяного как покровителя рек и озер изменился - он стал рассматриваться как могущественный «морской царь», живущий под водой в шикарном дворце. Из духа природы водяной превратился в эдакого волшебного самодура, с которым герои народного эпоса (например, Садко) могли общаться, заключать соглашения и даже побеждать его хитростью.



Водяные в представлении Билибина и В. Владимирова.

Сирин

Еще одно существо с головой женщины и телом совы (сыча), обладающее чарующим голосом. В отличие от Алконоста и Гамаюна, Сирин - не посланник свыше, а прямая угроза для жизни. Считается, что эти птицы обитают в «индийских землях рядом с раем», либо на реке Евфрат, и поют для святых на небесах такие песни, услышав которые, люди начисто теряют память и волю, а их корабли терпят крушение.

Нетрудно догадаться, что Сирин - мифологическая адаптация греческих сирен. Однако в отличие от них, птица Сирин - не отрицательный персонаж, а скорее метафора искушения человека разного рода соблазнами.

Соловей-Разбойник (Соловей Одихмантьевич)

Персонаж поздних славянских легенд, сложный образ, сочетающий черты птицы, злого волшебника и богатыря. Соловей-разбойник жил в лесах под Черниговом около речки Смородины и в течение 30 лет сторожил дорогу в Киев, никого туда не пропуская, оглушая путешественников чудовищным свистом и ревом.

У Соловья-разбойника было гнездо на семи дубах, однако в легенде также говорится о том, что у него имелся терем и три дочери. Былинный герой Илья Муромец не испугался супостата и выбил ему глаз стрелой из лука, причем во время их боя свист Соловья-разбойника повалил весь лес в округе. Богатырь привез плененного злодея в Киев, где князь Владимир ради интереса попросил Соловья-разбойника посвистеть - чтобы проверить, правду ли говорит молва о супер-способностях этого злодея. Соловей, конечно же, свистнул, да так, что чуть не разрушил половину города. После этого Илья Муромец увез его в лес и отрубил голову, чтобы больше такое безобразие не повторялось (по другой версии, Соловей-разбойник в дальнейшем выступил помощником Ильи Муромца в бою).

Для своих первых романов и стихотворений Владимир Набоков использовал псевдоним «Сирин».

В 2004 году «родиной» Бабы-Яги было объявлено село Кукобой (Первомайский район Ярославской области). Ее «день рождения» празднуется 26 июля. Православная церковь выступила с резким осуждением «поклонения Бабе-Яге».

Илья Муромец - единственный былинный герой, канонизированный Русской Православной церковью.

Баба-Яга встречается даже в западных комиксах, например - «Hellboy» Майка Миньолы. В первом эпизоде компьютерной игры «Quest for Glory» Баба-Яга - главный сюжетный злодей. В ролевой игре «Vampire: The Masquerade» Баба-Яга - вампир клана Носферату (отличаются уродливостью и скрытностью). После ухода Горбачева с политической арены она вышла из подполья и перебила всех вампиров клана Бруджа, контролировавших Советский Союз.

* * *

Перечислить всех сказочных существ славян очень сложно: большинство из них изучены очень слабо и представляют собой местные разновидности духов - лесных, водных или домашних, причем некоторые из них были весьма похожи друг на друга. Вообще, обилие нематериальных существ сильно отличает славянский бестиарий от более «приземленных» собраний монстров из других культур
.
Среди славянских «монстров» очень мало монстров как таковых. Наши предки вели спокойную, размеренную жизнь, и поэтому существа, которых они себе придумывали, были связаны с элементарными стихиями, нейтральными по своей сути. Если они и противостояли людям, то, по большей части, лишь охраняя матушку-природу и родовые традиции. Истории русского фольклора учат нас быть добрее, терпимее, любить природу и уважительно относиться к старинному наследию предков.

Последнее особенно важно, ибо старинные предания быстро забываются, а вместо таинственных и озорных русских русалок к нам приходят диснеевские рыбо-девицы с ракушками на грудях. Не стыдитесь изучать славянские легенды - особенно в их изначальных, неадаптированных для детских книг вариантах. Наш бестиарий архаичен и в каком-то смысле даже наивен, однако мы можем им гордиться, ведь он - один из самых древних в Европе.

Наверное, каждому из нас известны некоторые славянские демоны и нечисть. В большинстве случаев это герои дошедших до нашего времени сказок. Проверьте знакомы ли вам все древние мифических сущности славян.

В статье:

Славянские демоны - Анчутка

У наших пращуров славян были различны и демоны, духи, нечисть, которая защищали, ужасали, помогали, пугали людей. Список славянской нечисти очень длинен. Однако есть особенные сверхъестественные существа, о которых нужно знать.

Некоторые с раннего детства известные людям. Это такие мифические персонажи, как , Банник, Кощей Бессмертный. С другими же демонами, вероятно, вы познакомитесь впервые. Например, с Анчуткой.

Это небольшой злобный дух. Рост его составляет всего несколько сантиметров. Его маленькое тело полностью покрыто темной густой шерстью, а вот на голове у него плешь. Одна из особенностей данной нечисти - это отсутствие пяток.

Люди верили, что если произнести вслух имя этой нечисти, то она тут же появится перед вами. Обитают такие существа в водоемах и на полях. Главные их враги - это дикие звери.

Самые мирные Анчутки - полевые, они практически не появляются перед людьми до тех пор, пока их не позовут. Другие же любят проказничать. Однако их шутки очень злые и опасные. Поэтому лезть на рожон не стоит. Особенно злой дух может даже убить человека.

Основная способность данного вида нечисти - искусство становиться невидимым. Кроме этого, существо может превратиться в любого зверя либо человека. В некоторых источниках указывается, что дух может перемещаться куда угодно в пространстве.

Для того, чтобы выбраться из цепких лап Анчутки, достаточно бросить в него немного соли или дотронуться железом. Однако, если дух облюбовал какой-то дом, то выгнать его туда можно только если полностью сжечь строение.

Славянская нечисть - Аспид

Змей Аспид

Еще один известный персонаж славянской мифологии - это Аспид. Представляли наши предки его в образе огромного змея, который способен дышать огнем. Вместо пасти у него огромный птичий клюв.

Крылья у змея черного цвета. Однако при попадании на них солнечного цвета становятся они разноцветными. Живет Аспид в горах и лесах, охотится всегда на небольшом расстоянии от своего места обитания.

Рацион его питания - это свиньи и крупный рогатый скот. Однако, если змей очень проголодается, то может напасть даже на человека. Господствует нечисть на большой территории и других особей на неё не пускает.

Единственная возможность убить змея - это сжечь его. Однако он никогда не подлетает к огню и не садится на землю, только на камень. Тем не менее существует метод, позволяющий поймать чудовище. Для этого необходимо издать трубный звук, который приведет змея в ярость. В гневе он не контролирует свои движения и бросается на всё, что издает такой звук. Это поможет заманить чудовище в ловушку.

Бадзула - древняя нечисть у славян

Такой древний дух в далекие времена заставлял людей бродяжничать. В славянской мифологии зачастую этот дух был женского рода. Если Бадзула добивалась желаемого, то у человека в тот же миг начинались неприятности. Все валилось из рук, ничего не получалось, а деньги уходили из дома, начинались ссоры с друзьями и родственниками.

После этого человека впадал в депрессию, начинал много пить, тратил последние сбережения, уходил прочь из родного дома, в итоге оставался у разбитого корыта и уходил бродяжничать. А в это время Бадзула, очень довольная, питалась плодами своего труда.

Говорят, что выглядит Бадзула как престарелая женщина, прикрывающаяся старым дряхлым покрывалом. Грудь ее свисала аж до живота, а на коже виднелись глубокие рубцы.

Избавиться от неё было очень просто. Для этого человеку было необходимо хорошенько убрать в своем доме, вынести весь мусор из помещения, после чего выбросить его, став лицом на восток. В этот момент перед человеком показывался дух, который подталкивал его к бродяжничеству.

Как только вы избавитесь от своего мусора то, на мгновение появившись перед вами, Бадзула исчезнет.

Существует ли водяной?

Хозяин вод, водяной дедушка - еще один популярный персонаж славянской мифологии. Он является воплощением стихии воды, как отрицательного и опасного начала.

Чаще всего представляли себе люди его в виде обнаженного и весьма тучного старичка с большими выпученными глазами и хвостом, покрытой рыбьей чешуей. Зачастую водяной покрыт тиной, водорослями. У него длинная борода и усы.

Считалось, что этот дух мог превратиться в любую рыбу, птицу, бревно, утопленника. В некоторых источниках указывается, что домовой также мог превращаться в детей и лошадей. Обитает этот дух в болотах, реках, водоворотах, на заброшенных водяных мельницах. Каждый народ имеет свои особенные легенды, связанные с водяным.

Например, на Украине верили, что до Крещения водяной сидел в воде, а после этого переходил в лозу. Потом он выходил на сушу и сидел в прибрежной траве аж до Спаса.

Белорусы же считали, что перед Крещением этот дух ходит по селу и требует у людей сани для того, чтобы вывезти своих детей из водоема перед его освящением. Именно поэтому перед Крещением необходимо было перевернуть вверх ногами все сани для того, чтобы нечисть не могла ими воспользоваться.

Пасечники считали, что данный дух является покровителем пчел. В ночь на Яблочный спас все пчеловоды в обязательном порядке приносили дары водяному духу. Чаще всего это были мед и воск, который необходимо было бросить в пруд. Сопровождать Водяного могут Болотник и Водяницы.

Злыдень - злобный дух

Злобный дух, который может обитать в человеческих домах и в чаще леса - это Злыдень. Наши предки были уверены, что это нечисть, которая способна увести из дома все богатство и притянуть в него бедность. Считается, что где поселится этот дух, там будет царить нищета.

В былинах Злыдня идентично белому ходаку из сериала Игра Престолов

Нечисть абсолютно невидима, но вы можете услышать его. Люди верили, что он общался с теми, в чьем доме он поселился. Главный враг Злыдня - Домовой. Добрый дедушка не пускает нищету в дом. Но если ей удастся пробраться, то вытравить ее будет очень тяжело.

Иногда духи селятся по несколько особей. Бывает такое, что в одном доме обитает целых 12 существ. Чаще всего прячется Злыдень в теплых печах, в сундуках либо шкафах. Неудачи, посылаемые Злыднем, будут ходить за человеком по пятам ровно до тех пор, пока он не избавится от духа.

То, что в доме поселился Злыдень, говорит о том, что . Возможно, он слишком ослаблен либо вовсе исчез из этого жилища.

Несмотря на то что Злыдни сами по себе слабые, победить их весьма непросто. Легче не дать им проникнуть в дом. Для этого наносились на дверях солнечные знаки. Считалось, что чем больше подобных символов в помещении, тем больше вероятность того, что нищета не проникнет дом.

Образ Кикиморы

Мало кому не знакома Кикимора. Ее изображали как страшную старуху с длинным носом, очень худой, одетой в порванные старые лохмотья. Она настолько маленькая и тощая, что даже не выходит на улицу, потому что боится что ветер унесет ее.

Поверья о кикиморе распространены далеко не у всех славян. Чаще всего упоминания встречаются у русских, меньше - у белорусов. Считается, что данный образ сложился под влиянием обряда почитания богини Макоши.

Есть мнение, что в Кикимору может превратиться ребенок в том случае, если он был проклят своими матерью и отцом. В некоторых источником указывается, что Кикиморой может стать ребенок, которого мать убила сама либо который умер некрещенным.

Селится такая нечисть в тех домах, где человек покончил жизнь самоубийством либо где похоронено тело ребенка. Существовало поверье, что появиться этот дух также может в том случае, если его кто-то наслал.

Обычно это делали плотники, которые хотели отомстить нерадивым работодателям. Для этого необходимо было из щепочки и лоскутков сделать фигурку и положить их между бревен дома. Считается, что призванная Кикимора самая опасная и может даже убить человека.

Избавиться от такой нечисти очень сложно. Для этого необходимо хорошенько убрать квартиру, собрать весь мусор, окурить помещение ладаном при этом сказав особенное заклинание. Однако даже после такого обряда нечисть может вернуться. Есть еще одно действенное средство - напустить на нечисть медведя. Согласно поверьям, именно этого животного она боится более всего.

Леший - дух-хранитель

Сильный, мощный и грозный частенько был отрицательным героем народных сказок. Люди представляют его в виде высокого крепкого старика с длинной бородой. У него зеленые волосы, в которых длинные ветки и растения.

Славянский дух-хранитель леса

Среди множества различных духов именно Леший максимально похож на человека. Однако его выдают тёмно-серая кожа и цвет волос. Ночью глаза у Лешего светятся. Существо может становиться очень высоким либо очень маленьким, менять свой облик.

Обитает дух только в лесах. На самом деле это очень заботливый, любящий и добрый хозяин леса. Однако он не жалует людей, ведь они уничтожают то, что так ему дорого. Если сильно разозлить этого духа, то он появится в образе огромного медведя и сам убьет обидчика. Основные враги Лешего - это Домовой и Водяной.

Считается, что Леший способен ускорять или замедлять рост растений, умеет лечить раны. Убить данного духа невозможно, но можно спугнуть. В большинстве своем такие духи не опасны, ведь они не любят контактировать с людьми и практически никогда не нападают. А вот запутать и запугать нерадивого путника они могут с легкостью.

Злобное божество Переруг

Мелкий злобный божок Переруг очень похож на Злыдня. Однако за собой он приносит не нищету, а ссоры, склоки и агрессию. Это маленькая сущность, появившись в доме, начинает всячески пакостить и старается рассорить родственников.

Переруг невидим, услышать его также невозможно. У таких маленьких божков были даже свои капища и святилища. Славяне всячески старались задобрить этих существ для того, чтобы избежать неприятностей.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: