Когда ходить на кладбище: на Пасху или на Красную горку? Когда ходят на кладбище после Пасхи по православной традиции? Отвечают священники — на Радоницу

Прежде всего стоит отметить, что Радоница — это особый день поминовения усопших.

И по своей сути праздник очень старый, поэтому в нем и соседствуют древние языческие традиции и новые церковные.

И, как это обычно случается, одно «конфликтует» с другим.

Традиционно Радоница празднуется во вторник (на 9-ый день после Пасхи), который следует сразу после Фомина воскресенья. Радоница в 2018 году приходится на 17 апреля.

Когда ходят на кладбище после Пасхи по православной традиции?

Традиционно на кладбище после Пасхи ходят — на Радоницу. Это день особого поминовения усопших, который совершается во вторник после пасхальной недели (9 день после Пасхи).

Радоница, после Пасхи — есть родительский день. В этот день вспоминают родителей. Согласно православным церковным традициям и Уставу кладбище нужно посещать на 9-й день после Пасхи. Радоницу усопшие тоже должны чувствовать. Название этого дня Радоница говорит о том, что и живые, и усопшие радуются Воскрешению Христа. На пасхальной неделе, которая проникнута радостью от Воскресения Христа, в храмах даже не принято подавать записки о поминовении усопших.

Что можно делать на Радоницу, а что нельзя?

К праздничному дню христиане готовились постоянно с особенной тщательностью. На могилках прибирались, поправляли и подкрашивали оградки, памятники, убирали прошлогодние листья, подсаживали цветочки. Производить уборку общепринято и в располагающихся рядом забытых могилах. В праздничный день повсюду обязан быть порядок.

Перед тем как идти на погост, люди проходят в храм. Священник читает утреннюю литургию, прихожане устанавливают свечки и молятся за упокой души членов семьи и родных. Наводить порядок не запрещено, однако правильнее это совершить предварительно, чтобы не отвлекаться от поминания и не препятствовать иным посетителям. Вере в то, что в период Радоницы усопший пребывает на земле, чувствует и наблюдает собственных родных, насчитывается тысячи лет.

Как правильно вести себя на кладбище?

На Радоницу совершается первая панихида после Пасхи. Принято посещать кладбища, раздавать милостыню и просить молиться об усопших.

Следует отметить, что традиция оставлять пасхальные яйца и куличи на могилах является языческим пережитком древних поминальных трапез — тризн.

Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах - это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру - возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом - фотографию усопшего: это, говоря современным языком - новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»(Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка», напоминает священник Александр Ильяшенко.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Поверья на Радоницу

Вспоминая в «поминальной» недели умерших предков, не годится их называть покойниками, потому что в эти дни «они все слышат, которая о них речь говорится». Лучше их называть родственниками, свояками и знакомыми.

За неделю до Проводов люди идут на кладбище упорядочивать могилы, сеять цветы, сажать калину и другие деревья.

В Поминальное воскресенье нельзя копать огород. Все посеянное и посаженное в Пасхальную неделю плохо будет всходить и родить.

Бедняки, которые собирают пасхальные яйца, пасхи и конфеты на могилах, должны прочитать молитву за покойника, иначе он будет приходить к ним в снах.

Около могилы надо прочитать «Отче наш», можно трижды поцеловать крест или памятник. Когда уходите с кладбища, обратитесь к покойникам мысленно: «Нам пусть здоровится, а вам легко лежится», «Вам Царства Божьего, а нам — к вам не спешить».

В поминальное воскресенье на кладбище встречается энергия живых и мертвых. В поминальное воскресенье покойники при входе на кладбище встречают своих родственников.

Чтобы уберечься от неприятностей, надо входить на кладбище через ворота. На входе трижды перекреститесь. Выходя сделайте то же, повернувшись лицом к могилам. Знак креста — это уважение к мертвым и в то же время оберег от нечистого. Дома свяченой водой трижды омойте руки и лицо.

В свяченой воде также споласкивают полотенце, которое стелили на могиле под пасху.

Если найдете на пороге или дворе венок или цветы с кладбища, рассыпанную землю, соль или крупу, выметите со двора до ближайшего перекрестка. Порчи вернутся к человеку, который хотел их на вас навести.

Если есть возможность, беременным и детям до годика на кладбище лучше не ходить, так как у них слишком нежная и чувствительная аура, к тому же маленькие дети часто видят, то, что не дано видеть взрослым. При желании лучше сходите в церковь.

Для многих Пасха это не только праздник, но и день поминовения близких. Сегодня о том, почему на Пасху нельзя ходить на кладбище.

Очень во многих семьях принято на Пасху ходить на кладбище поминать умерших, не просто поменять традиции нескольких поколений и убедить почему этого нельзя делать.

Пасха светлый праздник, несущий радость от того, что случилось невозможное-Воскресение из царства мертвых. Это событие стало радостным не только для матери и близких Иисуса Христа, для многих людей в тот момент появилась надежда и вера укрепленная и подтвержденная Воскресением. Потому это один из немногих церковных праздников когда служители Веры призывают радоваться, а не скорбеть. В этом вся суть праздника Пасхи- жизнь победила смерть, и праздник призывает радоваться жизни. Вот почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, т.к. посещение кладбища предполагает скорбь, а скорбь в этот день противоречит смыслу праздника Пасхи, т.е. радости.

Есть еще одно объяснение почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, дело в том, считается, что на страстной неделе умершие родственники уходят их рая и имеют возможность прийти на Землю (из ада выхода нет). Говорят, что если на Пасхальной недели вам приснится кто-то из умерших, то общение это будет не во сне, а на яву, все, что будет сказано считается не сном.

Возникает вопрос почему же во многих семьях есть традиция посещать кладбище именно на Пасху? Священнослужители это объясняют так: в советское время церковь находилась под запретом, но Пасха слишком большой праздник и люди его не могли игнорировать и потому шли «отмечать» его на кладбище, таким образом несколько поколений выросло на этой вынужденной традиции. Теперь же священнослужители, разъясняют почему нельзя на Пасху ходить на кладбище пытаясь образумить людей.

Конечно, в один из самых больших праздников в году нельзя выполнять никакой работы-шить, стирать, убирать (в т.ч. подметать, мыть посуду хотя бы в первой половине дня), убирать или что-сажать в огороде и в том числе, нельзя в этот день убирать на кладбище, красить кресты и т.п. Все приготовления нужно закончить в Чистый четверг, в субботу до обеда можно что-то доделать не существенное.

Для поминовения усопших есть другой день называется Радоница припадает он обычно на вторник через неделю после Пасхи, в церкви в этот день читается особая панихида с пасхальными песнопениями символизирующие радость от Воскресения, потому день назван Радоница, т.е. радование, радость. По церковным устоям положено в этот день поминать усопших и посещать кладбище. Возможно из-за того, что этот день рабочий массово кладбище посещают на день раньше, в воскресенье, у нас это называют Красная горка, мы идем на кладбище на Красную горку. На самом деле Красная горка языческий праздник не имеющий отношения ни к кладбищу, ни к поминовению, но отмечался он примерно в это время наши давние пращуры праздновали приход тепла и весны, вот так все перемешалось.

Говорить, что нельзя ходить на кладбище на Пасху, не совсем верно, это скорее не правильно как если в День рождения устроить поминки. За то, что люди все еще ходят на Пасху на кладбище греха не предусмотрено, но это не правильно.

.

Пасха - это величайший христианский праздник. На нем, вокруг страстей Христовых и его воскрешения держатся основные столпы христианства.

Многие люди удивляются, услышав, что даже на Пасху церковь предписывает прихожанам ряд запретов и ограничений. Есть много официальных церковных правил и народных примет о том, что нельзя делать на Пасху — ранее мы знакомили наших читателей с ними.

Пасха — время встречи мертвых и живых

Одно из самых древних христианских поверий гласит, что души мертвых людей возвращаются из Рая и ходят по Земле вместе с нами. Происходит это всю неделю, во время которой празднуется Пасха.

Светлое Христово Воскресение означает торжество жизни над смертью и победу над злом, поэтому данный праздник является светлым и веселым, несмотря на то что Иисус Христос отдал свою жизнь за нас и за наши грехи.

Спаситель вернулся с небес, чтобы побыть со своими учениками и завершить начатое им дело, передав оставшиеся знания. Многие издревле верили, что по этой причине всем мертвым разрешено покидать Рай на время праздника, чтобы они могли встретиться со своими родными. Не стоит пугаться этого старинного предания, потому что только из Рая люди приходят к нам. Те же, кто был нечестив и попал в ад, остаются там навсегда.

Кладбища пустуют в это время, так как души людей возвращаются домой, поэтому на погосты перед Пасхой было не принято ходить, тревожа чей-то покой. Когда христианство в нашей стране подвергалось гонениям, это поверье истерлось из памяти народа. Но сейчас, когда все в порядке, традиции вновь превыше всего.

Приметы на Пасху об умерших

  • С поверьем о возвращении наших близких связано множество народных примет. О самых важных приметах на Пасху мы говорили ранее.
  • Если мертвые возвращаются и им грустно, в такое Воскресение Христово обычно дождливая погода.
  • Если у вас слабый аппетит во время празднества, лучше определить какие-то блюда для умерших, не убирая их, а оставляя, например, на подоконнике.
  • Если вас настигает уныние, и вы много думаете о том, что могли неправильно сделать в прошлом, то это не случайно. Такая примета говорит, что кто-то из умерших пытается попросить у вас прощения.
  • Если вы пойдете на кладбище в Светлую Воскресную неделю, не берите с собой еду, чтобы помянуть умершего, так как это сулит вам большие неудачи. Постарайтесь просто убраться и навести порядок на могиле, но не более того.
  • В завершение хотелось бы отметить одну интересную примету — если вам на Пасху снится умерший, то все, что он вам говорит, или все, что делает, происходит будто в реальности. Это реальный диалог. Многие люди на Пасху видят своих усопших матерей или отцов, которые дают им наставления или просто говорят, что любят их.

Пасха — это время, когда усопшие приходят к нам, чтобы посмотреть, как мы живем, а не наоборот. По мнению народных мудрецов, это дар Бога тем, кого с нами нет, и напоминание о том, что два мира взаимосвязаны. Все, кто сейчас жив, рано или поздно, но встретятся со своими близкими на небесах.

Связь между нами и теми, кто умер, крепнет не только на Пасху. Хорошо это или плохо — решать только вам. О том, к чему снится умерший в обычные дни, можно узнать из нашего сонника: он подскажет вам толкование такого сна. Пусть реальный мир и мир грез будут наполнены для вас любовью и добром в любой день, а не только на время Великой Пасхи. Удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

28.04.2016 02:13

Родительские субботы широко известны в народе. В эти дни принято ходить на кладбища и поминать...

МОЖНО ЛИ ХОДИТЬ НА КЛАДБИЩЕ НА ПАСХУ?

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день Пасхи, а не на Радоницу, когда поминовение усопших положено по церковному уставу.


Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы. Некоторые исследователи даже относят к ним знаменитую латинскую надпись:

SATOR

AREPO

TENET

OPERA

ROTAS

При пересечении слово «tenet» дает изображение креста. Впрочем, вернемся к нашим гробам. Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать - блаженная Моника, благочестивая христианка - перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, - не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, - кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, - мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы: «В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало». Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище - это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых», он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи: «О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день... праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху — это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить». Делать так - значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».

Андрей ЗАЙЦЕВ, фото: Екатерина СТЕПАНОВА, Сергей ШУЛЯК

Очень часто задают вопрос: можно ли ездить на кладбище в Пасху? Независимо от того, как мы относимся к церковным праздникам, верующие мы или нет, нужно благодарно почитать и помнить своих почивших близких.

Однако в светлый праздник Пасхи, который в 2019 году отмечается 28 апреля, традиции навещать могилы умерших родственников не существует.

Можно ли ездить на кладбище в Пасху

В течение всей пасхальной недели (Светлой седмицы) в церквях не отпевают, не ставят свечи за упокой и не поминают усопших. Людей, которые умирают в это время, отпевают особым способом.

Православная церковь не благословляет верующих посещать места захоронений усопших именно в день Пасхи. В церковном календаре установлены частные и общие дни поминовения усопших. Поминовение происходит в храмах преимущественно по субботам.

Дни особого общего поминовения усопших называются «родительскими субботами». В церковном православном календаре насчитывается восемь таких дней в году.

Это Мясопустная суббота, Троицкая суббота, Дмитриевская суббота, Усекновение главы Иоанна Предтечи, дни поминовения в Великий пост (вторая, третья и четвертая субботы от начала поста) и Радоница.

В это время совершается поминовение усопших в храмах.

Объясняя, почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, надо вспомнить, что Праздник Христова Воскресения, иначе именующийся Пасхой Господней – самый светлый день для православных христиан. В это время принято радоваться, а не предаваться унынию.

Пасха – это, прежде всего, радость о будущей жизни, спасении людей, торжество жизни над смертью.

Справедливости ради, надо сказать, что традиция ходить на кладбище в Пасху появилась в советские годы, когда многие храмы были закрыты. В те времена люди были лишены духовного общения и отстранены от церкви.

Тогда и сложился обычай посещать могилы родственников в этот день. На Пасху люди навещали усопших родных и близких, чтобы хоть как-то отметить праздник, приблизиться к нему.

Сейчас, когда храмы открыты и верующие могут пойти на пасхальную службу, лучше ездить на кладбище в другие дни. Например, на Радоницу, когда по традиции церковь поминает усопших.

Радоница отмечается во вторник второй седмицы после воскресения Христа (на девятый день по Пасхе). В этот день люди приводят в порядок могилы почивших и угощают знакомых сладостями, чтобы те, в свою очередь, тоже помянули покойных.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: