Как выживают люди в тундре. Материковая тундра. Вещи для выживания в тундре

Человек способен , будь то тайга, пустыня или тундра. Подготовленный человек может провести в подобных условиях достаточно большое количество времени. Труднее приходится тем людям, которые попали в подобные обстоятельства случайно и новая обстановка для них является чрезвычайной ситуацией. Поэтому крайне важно знать о тех действиях, которые необходимо предпринять, оказавшись один на один с жестокими погодными условиями.

Не покидайте место аварии

Ясно одно, что на прогулку по тундре никто просто так не отправляется. Чаще всего человек оказывается в подобных условиях в результате аварии. Возможно это поломка техники или крушение, скажем, самолета. Итак, в любом случае не стоит покидать место аварии и пытаться как-то пробраться по снежной пустыне. Из обломков или частей техники можно соорудить себе укрытие, которое будет крайне необходимо в подобных условиях. Оно поможет укрыться от ветра и метели. Если вы все же решитесь отправиться на поиски населенного пункта или решите вернуться на место вашего отправления, то не забудьте взять запас воды, еды, сухой одежды, спички и нож.

Выберете направление движения

Решив отправиться в пешее путешествие по бескрайним просторам тундры, стоит знать о некоторых нюансах. Все сибирские реки текут на север, а люди, преимущественно, обосновываются на юге. Поэтому отправляясь на поиски людей и поселений, необходимо идти против течения реки. В зимнее время необходимо ориентироваться по звездам. Полярная звезда поможет разобраться и всегда указывает на север.

Зимой передвигайтесь на обломках техники

Постарайтесь найти либо что-то типа строп, либо попытайтесь отломать плоские части корпуса вашего транспортного средства. В зимнее время в тундре образуются очень большие сугробы, поэтому необходимо распределять нагрузку на снег равномерно, подобно тому, как распределяют ее лыжи. Это позволит не провалиться под снег и увязнуть в сугробе навсегда.

Ни в коем случае не выходите на лед весной и осенью. В это время года он крайне небезопасен и непрочен. Вы можете внезапно провалиться и, как минимум, намочить одежду и припасы. Это только усугубит сложившуюся ситуацию или вообще лишит вас шанса на спасение. В летнее же время необходимо заранее запастись длинной палкой. С помощью нее необходимо проверять почву прежде, чем наступать на нее. Помните, почва в тундре болотистая, поэтому можно с легкостью попасть в капкан трясины.

Регулярно меняйте одежду

Собираясь в путешествие через тундру, обязательно соберите запас одежды. Необходимо отдавать предпочтение одежде из натуральных тканей, таких как хлопок, шерсть, фланель. Верхняя одежда должна быть водонепроницаемая. Ваша одежда должна быть всегда сухой, поэтому не забывайте регулярно ее менять. Влажную одежду необходимо просушить на ветру, сделав привал. Верхняя одежда, такая как куртка или брюки, должна защищать вас, прежде всего от ветра. Далее необходимо одеть что-то согревающее, а на тело обязательно оденьте белье, которое хорошо впитывает влагу. Таким образом, вы обезопасите себя от заражения простудными заболеваниями, что только поможет выжить вам в тундре.

Позаботьтесь о запасе воды

Если в результате аварии не уцелели запасы воды, то необходимо добыть ее в экстремальных условиях. В летнее время добывайте воду из пресных рек и озер. Только не забывайте обязательно ее кипятить, чтобы уничтожить микроорганизмы, которые живут в ней, дабы не заработать отравление или заражение кишечной палочкой. В зимнее время можете растапливать снег или куски льда, и также кипятить полученную воду. Для экономии запасов спичек или горючего, в случае, если вам удалось им запастись, снег или лед можно разместить на темном брезенте и дождаться, пока яркое солнце растопит его. Полученную воду собрать в заранее подготовленную емкость.

В условиях тундры в вашем распоряжении будет рыба, которую нужно выловить, или же мелкие зверьки и птицы. Правда, их тоже необходимо поймать, предварительно расставив капканы на них. Ни в коем случае не употребляйте мясо и рыбу в сыром виде, чтобы не заразиться микроорганизмами. Пойманную добычу необходимо хранить в подвешенном виде на ветках деревьев или же в вырытой заранее яме.

Соорудите ночлег

Помните, что временное убежище не должно быть большим, ведь в нем придется согреваться с помощью дыхания и тепла своего же тела. Поэтому в зимнее время постарайтесь соорудить его из снега или кусков льда. Для этого можно использовать нож. В летнее время постарайтесь сделать навес из веток деревьев, а в качестве матраса используйте мох или ветки хвойных деревьев. Главная задача вашего убежища - защита от пробирающего ветра, поэтому постарайтесь соорудить его так, чтобы одна из сторон надежно вас защищала. Не забудьте развести костер. Для этого также подберите защищенное от ветра место. Зимой вы можете вырыть ямку в снегу, а летом, соответственно, в земле.

Затерянные северные посёлки оторваны не только от большой земли, но и друг от друга. На что похоже место, где нет дорог и связи с цивилизацией?

Смотрите, как живут в городке, где почти нет машин, а “полдня на оленях” это не метафора, а способ передвижения.


1 Посёлок Новый Порт один из тех посёлков, которые зовут краем географии. Добраться сюда можно либо по воздуху, либо (меньшую часть года) по воде кораблём. Здесь несколько улиц, а вокруг бескрайняя тундра.

2 Такая оторванность от мира всегда влияет на образ жизни, и многие из таких северных посёлков колоритнее далёких стран где-нибудь в Африке.

3 Единственное, ради чего сюда может прилететь турист - познакомиться с жизнью оленеводов. Коренное население этой земли, ненцы, по-прежнему живут в чумах из оленьих шкур посреди тундры, а посёлок служит единственным оплотом цивилизации на многие километры. Только здесь есть магазины, банк и почта.

4 Почти все носят солнечные очки, особенно зимой: снег слишком яркий.

5 Коммуникации проложены прямо вдоль дорог. Зарывать в землю их бесполезно: вечная мерзлота.

6 Все дома построены на сваях, но в отличие от Дальнего Востока и вы их почти не увидите: фундамент обшивают по периметру.

7 В центре посёлка - районная администрация. Здесь нет заборов и охранников, люди постоянно снуют туда-сюда, по своим делам.

8 Среди жителей Нового Порта ненцы тоже составляют большинство: не всем по душе жить в шалаше в тундре. Но традиционную одежду носят, это практично, и порой единственный способ не замёрзнуть насмерть.

9 В администрации стоит единственный банкомат на всю округу. Но в продуктовых магазинах принимают к оплате карточки!

10 Легковых машин практически нет, так как нет дорог. Основной транспорт - снегоходы и трэколы на огромных колёсах низкого давления.

11 Со связью, на удивление, всё хорошо. Точек Wi-Fi вы здесь не найдёте, но мобильный интернет работает как минимум в диапазоне 3G, а то и LTE. Правда, только у одного оператора - Tele2. Сим-карту я предусмотрительно купил в Салехарде. Здесь, кажется, не продают. МегаФон работает от раза к разу, а Билайн не ловит совсем. В то же время, в 20 километрах от посёлка есть месторождение “Газпром нефти”, где наоборот, принимает только Билайн. Привозите телефон с двумя сим-картами.

12 Банк занимает один из самых неухоженных дом в Новом Порту. Если честно, я ожидал увидеть весь посёлок в таком состоянии. Смотрел фотографии в интернете. Но за несколько лет многое поменялось, и это было самым большим удивлением. К суровым условиям я (теоретически) был готов.

13 Общественного транспорта нет. Кому в тундре нужны автобусы? В посёлке люди ходят пешком, расстояния небольшие. Если вы устали ходить или не знаете дорогу, попробуйте остановить частный снегоход - подвезут!

14 Ехать придётся в деревянной телеге-прицепе, но это в порядке вещей, все в них ездят.

15 Снегоходы встречаются трёх разновидностей: русский “Буран”, японская “Ямаха” или совсем уж лютая самоделка. Количество “Кулибиных” на душу населения зашкаливает.

16 На самом деле, цистерна пустая. Я проверял.

17 Было время, половина посёлка выглядела примерно так. Из контейнеров-бытовок создавали архитектурные шедевры. Во времена нефтяного "клондайка" было не до излишеств.

18 Предприятий в Новом Порту немного. Самое крупное в посёлке - местная школа-интернат, где учатся дети оленеводов. Есть рыбный порт, активный в тёплое время года, а ещё в двадцати километрах стоит крупное месторождение "Газпром нефти".

20 Жизнь в Новом Порту меняется. Ещё три года назад всё выглядело намного плачевнее. Перемены можно объяснить близостью к нефтяникам, которые инвестируют в развитие посёлка, строят жильё и занимаются благоустройством берега. Я видел, как выглядят северные места, где нет добычи полезных ископаемых: разница впечатляет. Так что Ямал в этом плане выделятся. Думаю, потому и вертолёт сюда регулярно летает

21 Магазинов в посёлке штук пять. Реально круто для места, где живёт меньше двух тысяч человек. Мне больше всего нравился магазин “Ямальских оленей”.

22 Внутри обычный лабаз. Супермаркетов здесь нет, разумеется. Нужно отстоять очередь к продавщице, за это время придумав, что хочешь купить. У меня в таких местах всегда ступор.

23 Продают здесь оленину во всех её видах, от стейков до колбасы. Но и обычные продукты тоже есть. Посмотрите на цены. Дороже, чем в центральной России, но сильно дешевле Камчатки и Чукотки.

24 Вместо кафе и ресторанов - единственная на посёлок столовая. Работает с 10 утра до 8 вечера. И если вы не местный житель или не нефтяник, есть вам больше негде.

25 Меню ассортиментом как две капли воды напоминает школьную столовую. Булки, котлеты, тефтели и курица гриль. Этим я и питался всю неделю, чередуя с вяленой олениной.

26 Продукты можно и в столовой купить.

27 В моем представлении, посёлок должен был выглядеть так.

28 Оказалось, что большинство зданий отремонтированы или вообще построены недавно. При поддержке нефтяников сюда приезжают стрит арт художники, чтобы сделать посёлок ярче. Красочные дома уже стали отличительной чертой крайнего Севера.

29 Сами домики нехитрые, в три-четыре этажа, по несколько квартир на этаже. Но выглядят ярко и опрятно.

30 Двери подъездов не закрывают на кодовый замок, по той же причине, что и на Чукотке. Начнётся метель - беги и прячься в первый же дом!

31 Эти дома тоже построены на сваях.

32 Непривычно видеть дворы без машин. Вместо них у дома паркуются снего- и вездеходы.

33 Все бы посёлки в России выглядели так, как на Ямале!

34 Хотя мне сказали, что зимой всё смотрится лучше из-за белого снега, а летом всё серенько. Но ведь инфраструктура летом не исчезает.

35 Не в каждом районе Москвы есть такие мусорные площадки!

36 Необычные детские коляски я уже показывал, здесь почти у всех такие. Одно из самых ярких впечатлений в посёлке!

37 Гостиницы в Новом Порту нет. Ближайшая - в соседнем посёлке Яр-Сале, но туда - только вертолётом. Единственный выход путешественника - аренда квартиры. Вариантов немного, но есть. Стоит порядка 2 тысяч рублей в сутки с человека.

38 Мы с Данилом Колосовым поселились в пустующей “однушке” с базовым ремонтом. Хозяева уехали на “большую землю”, но оставили мебель и вещи. В комнате были два дивана, телевизор и детская кроватка. Шторы никто никогда не вешал, хотя как же они засыпают в полярный день? Данил - огромной души человек. В поездке у меня сломалась камера, и он выручил, поделившись фотографиями. Было бы очень обидно прилететь так далеко и уехать без фотографий. Спасибо!

39 Вид из окна, почти как на море, только на тундру. А гаражи - как пляжные домики.

40 Соседняя многоэтажка справляла новоселье. Всем домом. Добрая половина посёлка выстроилась перед подъездами. Даже приехали две телекамеры, летал на морозе квадрокоптер. Событие!

41 Ключи от квартир и брелки для домофонов. Зачем, если подъезды не закрываются? 😃

42 Введение в эксплуатацию нового жилья для новопортовцев праздник: ветхого фонда ещё достаточно, а те, кому достались квартиры в этом доме, вообще год скитались по родственникам: раньше они жили в общежитии, но оно сгорело.

43 Почти всё новое строительство финансируется за счёт “Газпром нефти”, они активно вкладываются в развитие территорий рядом с месторождениями в рамках программы “Родные города”. У такой заботы есть вполне объяснимая причина - социальная ответственность. Компания добывает полезные ископаемые, но не забывает про местных жителей, улучшая их условия.

44 Ямальские коты так же морозоустойчивы, как и люди! Они полчаса стояли на двадцатиградусном морозе, ожидая получения ключей. Ни капли недовольства на лицах, радуются жизни, улыбаются! Не зря говорят, что домашние животные похожи на своих хозяев.

45 Новосёлы первый раз ступят за порог своих квартир.

46 Котика не зря принесли, он первым вошёл к квартиру своих хозяев, а потом его попросили пройти по жилищам соседей.

47 В следующий раз расскажу о том, как живут коренные жители этого края и как они отмечают свой профессиональный праздник - день оленевода. Ради него я сюда и забрался.

Понравился пост - напиши комментарий! Ещё можно поставить “лайк” в соцсетях: этим вы сделаете счастливее не только меня, но и ваших друзей!

Очень часто встречаются рассуждения, что, мол, человек слаб, без большого количества вещей, предоставленных ему цивилизацией, обречён на гибель. Однако эта же слабость является и преимуществом в значительной степени.

Знания и умения, плюс некоторый минимум вещей позволяют выживать даже в тех условиях, которые, казалось бы, совершенно несовместимы с жизнью. Нет, речь не идёт о «суровых геологах», «железобетонных моряках» и «несокрушимых диверсантах» с кучей навороченного оборудования.

Достаточно самых простых сведений и примитивного инвентаря, чтобы относительно спокойно (насколько это слово применимо к экстремальной ситуации) дожить до встречи с людьми.

Итак, попробуем выжить в тундре ! Рекомендаций насчёт спасения в лесах и на море, в пустыне и без того хоть локтем ешь. А приполярная зона, несмотря на то, что она занимает миллионы квадратных километров, вниманием почему-то обделена. Восполним этот недостаток.

Вещи для выживания в тундре

Какие вещи надлежит всегда иметь при себе, отправляясь в тундровую природную зону? Это – нож и спички (без комментариев), тёплые предметы гардероба, тёплая обувь, и лучше в двух экземплярах, так как обувь весит немного, занимает мало места, а её потеря чувствительнее, чем проблемы с одеждой.

Также нам потребуется компас и фляжка для воды (иногда может быть заменена пластиковой бутылкой, но крепкий металл всё равно предпочтителен), моток прочной верёвки, хотя бы на сотню метров.

Дополняют наш перечень тент и котелок для пищи. В зависимости от сезона, путешествующим своим ходом по тундре даже в «штатном режиме», непременно нужны лыжи либо болотники.

Направление движения

Но вот произошла экстремальная ситуация. Вы заблудились или по иной причине оказались в тундре вдали от жилья. Главное, это выбор верного направления, по которому вы станете выходить.

Реки в Арктике и прилегающих к ней регионах текут в сторону Северного полюса. Население же обитает, преимущественно, в противоположной стороне. Бросайте какие-то мелкие предметы в реку, и идите против обнаруженного таким образом течения. Если же водная гладь прочно скована льдом, на помощь придут звёзды либо компас.

Туристы обычно имеют хоть один фабричный компас, а в иных случаях придётся магнитить как-то иголку. Когда путь прояснился, не следует нестись по нему со всей возможной скоростью.

Путешествие вдоль реки не означает, что надо выходить на ней зимой ради упрощённого передвижения. Даже в сильные морозы вблизи берега возможны участки тонкого льда, а уж осенью/весной – и подавно. Летом тундровая почва может изрядно заболачиваться.

Фотограф, журналист и искательница приключений Виктория Соколова написала нам невероятную историю о том, как она застряла посреди тундры с местными охотниками, вытаскивала машину из болота, охотилась на лосей, чуть не сошла с ума, но в итоге прониклась бытом в экстремальных условиях.

Однажды, когда я прилетела на Чукотку в поисках фотоисторий, мой друг из Анадыря рассказал мне, как в селе Марково браконьеры ловят медведей при помощи абсолютно садистских капканов: кусок трубы с двух сторон пробивают гвоздями под наклоном, а в центр ловушки кладут для приманки какое-нибудь лакомство. Медведь, найдя в лесу такую трубу, пытается дотянуться до еды лапой, и в неё вонзаются гвозди. Тогда он засовывает в капкан вторую лапу, и она тоже застревает. Так животное оказывается обезоруженным - к нему можно подойти и выстрелить в упор, а потом отрезать от мёртвого медведя лапы и продать китайцам, чтобы те сварили из этих лап очередное средство для крепкого стояка.

Услышав о таком варварстве, я очень впечатлилась и решила поскорее отправиться в Марково, чтобы снять там жёсткую кровавую историю о том, как местные охотники добывают лосей и медведей. В идеале я надеялась найти браконьеров и заснять, как они зверски расправляются с животными, нарушая при этом кучу законов.

Добро пожаловать в Марково

Вообще Марково - это такой чукотский оазис, здесь растут деревья, а слой вечной мерзлоты намного меньше, чем где-либо в округе. Если постараться, тут можно выращивать картошку и другие овощи, в то время как в большинстве чукотских сёл и городов это просто невозможно. Конечно, в таком месте много живности: поголовье лосей и медведей тут самое большое на Чукотке. Медведи часто сами приходят в село и ложатся чуть ли не перед домами охотников - как будто ждут, пока их пристрелят. Ещё тут можно встретить много росомах, соболей, лис, оленей и всяких белкообразных зверьков. Перевозки в направлении Марково осуществляет самолёт DHC-6, в простонародье просто «Дашка». Если у тебя нет связей на Чукотке, то просто так купить билет на такой самолёт невозможно. При этом, когда я попала на борт, выяснилось, что половина салона пустует. Впрочем, я не сильно удивилась - успела привыкнуть, что транспортную систему на Чукотке нельзя объяснить никакими законами логики. Так вот, «Дашка» - самолёт совершенно уникальный. Салон в нём меньше маршрутки, а пилоты находятся буквально в одном помещении с пассажирами, их не отделяют ни стена, ни дверь. Весь процесс управления самолётом происходит прямо на ваших глазах. Взлетая, «Дашка» несколько раз подпрыгивает на полосе, прежде чем от неё оторваться.

Единственным человеком в Марково, с которым я установила контакт ещё до прибытия, был некий Николай - знакомый моего знакомого, который по «свойской» цене предложил мне снять у него комнату с оплатой в тысячу рублей за ночь (средняя цена съёмного жилья в селе - полторы-две тысячи за ночь). Я согласилась, тем более что Николая мне порекомендовали как первоклассного охотника - с ним можно было обсудить мою будущую фотоисторию и попросить совета.


Услышав, зачем я приехала, Николай очень доступно объяснил мне, что у меня ничего не выйдет и лучше возвращаться восвояси: на дворе октябрь, и охота на лосей пока закрыта - у них сейчас заканчивается гон, то есть спаривание. Чтобы охотиться на медведей, нужна лицензия, а она есть далеко не у всех. Конечно, многие ходят на медведя без документов, но меня эти люди с собой, скорее всего, не возьмут, даже если я пообещаю, что их лица не попадут в кадр. Никто просто не решится мне довериться. Кроме того, реки уже начинают замерзать, так что плыть к месту охоты не получится, а ехать по льду на машине или снегоходе ещё рано.

Но я не собиралась сдаваться и на следующий день стала ходить по всяким администрациям и расспрашивать местных жителей, надеясь всё-таки найти себе проводника. Безуспешно. Вечером, вернувшись в свою комнату, я стала обзванивать всех своих знакомых из разных чукотских городов и сёл и спрашивать, нет ли у них какого-нибудь своего человека в Марково. И вот правило пяти рукопожатий сработало, хотя мне не понадобилось даже пяти - хватило четырёх. Через полчаса мне позвонил Гена - чуванский потомственный охотник. Мы встретились, обсудили детали и решили на следующий день ехать вместе с ним, двумя его братьями и сибирской лайкой по кличке Чингиз в их семейную охотничью избу. Это был старый дом глубоко в тундре, в девяноста километрах от Марково, и провести мы там собирались три дня. Почему-то меня в этой ситуации ничего не смущало.

Дорога на избу


Утром парни приехали за мной на гигантском Nissan Safari. Пока я рассчитывалась с Николаем за комнату, он пытался расспросить меня, куда и с кем я еду. Я ничего не отвечала - думала, что он хочет помешать мне с моей фотоисторией. А он всё повторял: «Это крайне опасно сейчас, я должен знать, куда вы едете, чтобы понимать, откуда потом вас спасать». Только позже я осознала, что это были не пустые слова.

Дорог как таковых в этих местах нет, только иногда более-менее видна колея, так что ехали мы очень медленно. Когда переезжали не до конца замёрзшую реку, лёд под нами начал скрипеть, а от колёс пошли трещины. К счастью, мы успели добраться до суши раньше, чем ледяная корка на реке окончательно сломалась. Потом, спустя семь часов ужаса на колёсах, мы застряли в болоте. Гена и его братья четыре часа пытались вытащить внедорожник на твёрдую землю, но все попытки оказались тщетными. Командовал всем Гена, а братья молча его слушались - они, кажется, вообще не привыкли выражать своё мнение вслух. Я ничем не могла им помочь и только наблюдала со стороны, постепенно замерзая.

Когда вокруг уже давно стемнело, а надежда вылезти из болота окончательно растаяла, мы поняли, что у нас нет ни воды, ни чая. Только конфеты, которыми мы питались весь день и которые нам ужасно надоели. Гена заявил, что он устал и что нам надо идти дальше пешком - в избе есть еда и спальники, а идти до неё осталось всего тридцать пять километров, так что «к утру доберёмся». Конечно, во время своих путешествий по Чукотке я привыкла доверять проводникам, ведь сама я не знаю местных законов выживания. Но от идеи идти ночью по тундре тридцать пять километров веяло идиотизмом. Я спросила своих спутников, насколько это вообще разумно, пытаясь как-то подвести их к мысли, что лучше отправиться в путь на рассвете. Но Гена и его братья ответили мне, что у них есть оружие, да и вообще они родились с ружьями в руках, а местность знают, как свои пять пальцев, так что это медведи должны нас бояться, а не наоборот. Что касается расстояния, то тридцать пять километров - это ерунда.


И вот мы пошли пешком по самой «медвежьей» местности на всей Чукотке. Дорогу мы себе освещали фонариком на айфоне, а с собой у нас было одно ружьё и карабин на десять патронов - в случае нападения медведя нам хватило бы их разве что на то, чтобы прострелить себе бошки. Когда мы прошли примерно километр, я вдруг обнаружила, что Гена абсолютно не умеет пользоваться GPS-навигатором, и мы уходим всё глубже в тундру, постепенно теряя и машину, и дорогу к избе. То есть, скорее всего, мы умрём. На плечах у меня был рюкзак, который весил пятнадцать кило, местность вокруг была болотистой, и повсюду попадалась кочкá (произносится с ударением на последний слог и означает тридцатисантиметровые возвышения из мха - примечание редактора ). Кроме того, мы не видели ничего вокруг, а вот животным в темноте нас было прекрасно видно.

Ещё через три километра мы с братьями Гены, как убитые, повалились на землю и начали есть снег - пить хотелось нестерпимо. Сам же Гена продолжал настаивать на том, что надо пройти ещё тридцать два километра. После долгих дебатов мы всё-таки решили вернуться к машине и ждать рассвета. Но перед тем как уснуть, нам пришлось ещё взять лом и продолбить прорубь в болоте, чтобы попить хоть какой-то воды - нас всё ещё мучила жажда, и эта болотная вода в тот момент показалась самой вкусной на свете. А дальше мы до утра проспали в машине, которая застряла под наклоном примерно в сорок градусов.

Что ж, по крайней мере, мы были живы.

Проснувшись, мы решили вытаскивать машину. Для этого нам нужно было дерево. Чтобы достать автомобиль из болота, два больших бревна вбивают как можно глубже в промёрзшую землю и привязывают к ним тросы. Вторые концы этих тросов прикрепляют к задним колёсам машины, а потом включают задний ход - таким образом, тросы наматываются на колёса, и внедорожник удаётся вытащить из болота. Проблема в том, что в тундре деревья почти не растут, так что нам пришлось пройти ещё пару километров, чтобы найти хотя бы одно.


Выбравшись наконец из болота, мы снова поехали в сторону семейной избы Гены и его братьев. Пять раз мы застревали в небольших речках и новых болотах, нам то и дело приходилось распиливать лёд вокруг машины и снова вбивать брёвна в землю. Когда начало темнеть, мы капитально застряли на очередной огромной кочкé. Три часа пытались выбраться, но только окончательно увязли. Всё это уже напоминало день сурка. Но я была уверена, что на этот раз никому уже не придёт в голову идти к избе посреди ночи. Я собралась разводить костёр и идти за речной водой, но тут заметила, что парни пакуют вещи в дорогу.
- Куда вы собираетесь?
- Пойдём до избы, всего девять километров осталось, - ответил мне Гена.
- Тебя вчерашний опыт ничему не научил?! Ты всё утро говорил: «Слава богу, мы вернулись в машину»!
- Я не хочу опять ночевать в машине, я устал.
- Это необоснованный риск, это страшно и глупо, я останусь в машине.
- Ты не можешь одна остаться в машине.
- Да, не могу.

Спор продолжался, я методично и спокойно приводила доводы за то, чтобы дождаться рассвета в автомобиле, но Гене всё было как об стенку горох. Минут через двадцать я поняла, что скоро взорвусь. Вообще-то я привыкла быть вежливой со своими героями, это часть журналистской работы. Но тут человек хотел просто так, безо всякой на то необходимости, рискнуть моей жизнью, а это приводило в ярость. Я уже готова была использовать ружьё как аргумент, когда в разговор вмешались молчаливые братья: «Ген, может, правда дождёмся утра?». Мнение большинства взяло верх. Утром мы чувствовали себя омерзительно. Шёл третий день в тундре, мы собрали вещи и пошли до избы пешком девять километров - чтобы их преодолеть, нам потребовалось шесть часов. После всех этих приключений избушка в тайге показалась мне пятизвёздочным отелем. Машина так и осталась посреди тундры, и совершенно непонятно было, как нам теперь выбираться. Оставалось надеяться, что родственники моих провожатых спохватятся, что парней долго нет, и приедут нас спасать.

Искать дичь


В избушке нашлись кое-какие припасы, но ясно было, что надолго их не хватит. Нужно было идти на охоту. Добыча лося или медведя для меня стала не только темой фотоистории, но и необходимостью.

Чуванцы - отличные охотники. Посмотрев на след лося, которого они всегда называют сохатым, они могут определить его пол, вес и планы на ближайшее будущее. Мы с Геной и его братьями начали осматривать окрестности в поисках следов. Выяснилось, что лось неподалёку есть и это самка с детёнышем. Скорее всего, она уже поняла, что мы тут, и собирается вместе с лосёнком перейти через реку на остров - там её будет уже не настичь. Мне совершенно не нравилась идея убивать самку лося и её детёныша, но мои спутники решили, что должны её выследить во что бы то ни стало, и переубеждать их было бесполезно: их не останавливал даже закон. Дело в том, что как коренные жители чуванцы могут охотиться без лицензии, но лишь в охотничьи сезоны. Кроме того, убивать потомство животных запрещено. Три дня мы бродили по тайге, но, несмотря на охотничий талант моих спутников, ничего не получалось. Лоси - животные умные и очень тихие. Самец с гигантскими рогами может передвигаться по лесу абсолютно бесшумно и не задеть ни одной веточки. А может просто залечь в дергомотнике (высоких густых кустах - примечание редактора ), и его не увидишь и не услышишь. Разве что случайно наткнёшься прямо на убежище.

На четвёртый день безрезультатных поисков Гена пришёл в такую ярость, что объявил, будто бы собирается зарезать и сожрать лосёнка сырым прямо на месте, когда наконец его поймает. Он явно перестал мыслить благоразумно. Мои силы тоже были на исходе - я уже сомневалась в том, что хочу делать материал про охоту. Мне хотелось, чтобы лосиха с детёнышем благополучно перебрались через реку, и ради этого я готова была остаться без фотографий. На пятый день выяснилось, что около четырёх утра животные всё-таки ушли на остров. Парни были в бешенстве, а я облегчённо вздохнула.

Жить как предки


Когда живёшь в таёжной избушке, ты как будто переносишься в старые чёрно-белые фильмы про деревню. Утром первым делом идёшь по воду (говорить «за водой» тут почему-то нельзя). Потом завтракаешь, собираешься на охоту. Охотишься до наступления сумерек, возвращаешься и принимаешься за домашние дела: пилишь деревья, рубишь дрова, топишь печь, готовишь еду и каждые два часа делаешь перерыв на чай (для этого есть специальный глагол - «чайковать»). Всё остальное время ты сходишь с ума от скуки или играешь в карты. Ах да, при этом ты почти никогда не моешься.

У чуванцев есть куча удивительных примет. Например, когда я в первый раз зашла в избу и хотела завалиться на нары, мне сказали: «Стоять. А с хозяином поздороваться?». Я подумала, что это шутка, но потом по лицам ребят поняла всю серьёзность этого замечания. Пришлось говорить: «Привет, хозяин». Однажды вечером я собралась вымыть посуду, а вода у нас закончилась. Я решила, что выйду на улицу и помою тарелки снегом. Все трое спутников выскочили за мной: «Что ты делаешь?! Пурга начнётся, нас отсюда не вытащат!». А однажды ребята почему-то решили, что нужно, чтобы пошёл снег, и пошли «делать» снегопад: вынесли на улицу медвежью шкуру и долго ею трясли. Самое интересное, что на следующий день действительно повалил снег.




В какой-то момент я вдруг осознала, что нахожусь в тайге с тремя малознакомыми мужиками, а если что-то случится, меня никто никогда не услышит и не найдёт. А ведь я знаю кучу историй о том, как люди пропадали в тундре или тайге. Кроме того, как выяснилось, один из моих чуванцев уже сидел в тюрьме за какую-то драку, а теперь разыскивался за угон. Некоторое время мне было очень страшно. Но постепенно я привыкла к ребятам - несмотря на разбойничьи вид и манеры, они оказались очень мягкими по характеру людьми и относились ко мне как к младшей сестре. Даже построили мне душ через неделю пребывания в избушке. Выяснилось, что за всю историю существования этого дома я - вторая женщина, которая в нём оказалась. Первой была их мама.

Как выжить в тундре? Человек способен выживать в любых условиях, будь то тайга, пустыня или тундра. Подготовленный человек может провести в подобных условиях достаточно большое количество времени. Труднее приходится тем людям, которые попали в подобные обстоятельства случайно и новая обстановка для них является чрезвычайной ситуацией. Поэтому крайне важно знать о тех действиях, которые необходимо предпринять, оказавшись один на один с жестокими погодными условиями. Не покидайте место аварии Ясно одно, что на прогулку по тундре никто просто так не отправляется. Чаще всего человек оказывается в подобных условиях в результате аварии. Возможно это поломка техники или крушение, скажем, самолета. Итак, в любом случае не стоит покидать место аварии и пытаться как-то пробраться по снежной пустыне. Из обломков или частей техники можно соорудить себе укрытие, которое будет крайне необходимо в подобных условиях. Оно поможет укрыться от ветра и метели. Если вы все же решитесь отправиться на поиски населенного пункта или решите вернуться на место вашего отправления, то не забудьте взять запас воды, еды, сухой одежды, спички и нож. Выберете направление движения Решив отправиться в пешее путешествие по бескрайним просторам тундры, стоит знать о некоторых нюансах. Все сибирские реки текут на север, а люди, преимущественно, обосновываются на юге. Поэтому отправляясь на поиски людей и поселений, необходимо идти против течения реки. В зимнее время необходимо ориентироваться по звездам. Полярная звезда поможет разобраться и всегда указывает на север. Зимой передвигайтесь на обломках техники Постарайтесь найти либо что-то типа строп, либо попытайтесь отломать плоские части корпуса вашего транспортного средства. В зимнее время в тундре образуются очень большие сугробы, поэтому необходимо распределять нагрузку на снег равномерно, подобно тому, как распределяют ее лыжи. Это позволит не провалиться под снег и увязнуть в сугробе навсегда. Ни в коем случае не выходите на лед весной и осенью. В это время года он крайне небезопасен и непрочен. Вы можете внезапно провалиться и, как минимум, намочить одежду и припасы. Это только усугубит сложившуюся ситуацию или вообще лишит вас шанса на спасение. В летнее же время необходимо заранее запастись длинной палкой. С помощью нее необходимо проверять почву прежде, чем наступать на нее. Помните, почва в тундре болотистая, поэтому можно с легкостью попасть в капкан трясины. Регулярно меняйте одежду Собираясь в путешествие через тундру, обязательно соберите запас одежды. Необходимо отдавать предпочтение одежде из натуральных тканей, таких как хлопок, шерсть, фланель. Верхняя одежда должна быть водонепроницаемая. Ваша одежда должна быть всегда сухой, поэтому не забывайте регулярно ее менять. Влажную одежду необходимо просушить на ветру, сделав привал. Верхняя одежда, такая как куртка или брюки, должна защищать вас, прежде всего от ветра. Далее необходимо одеть что-то согревающее, а на тело обязательно оденьте белье, которое хорошо впитывает влагу. Таким образом, вы обезопасите себя от заражения простудными заболеваниями, что только поможет выжить вам в тундре. Позаботьтесь о запасе воды Если в результате аварии не уцелели запасы воды, то необходимо добыть ее в экстремальных условиях. В летнее время добывайте воду из пресных рек и озер. Только не забывайте обязательно ее кипятить, чтобы уничтожить микроорганизмы, которые живут в ней, дабы не заработать отравление или заражение кишечной палочкой. В зимнее время можете растапливать снег или куски льда, и также кипятить полученную воду. Для экономии запасов спичек или горючего, в случае, если вам удалось им запастись, снег или лед можно разместить на темном брезенте и дождаться, пока яркое солнце растопит его. Полученную воду собрать в заранее подготовленную емкость. В условиях тундры в вашем распоряжении будет рыба, которую нужно выловить, или же мелкие зверьки и птицы. Правда, их тоже необходимо поймать, предварительно расставив капканы на них. Ни в коем случае не употребляйте мясо и рыбу в сыром виде, чтобы не заразиться микроорганизмами. Пойманную добычу необходимо хранить в подвешенном виде на ветках деревьев или же в вырытой заранее яме. Соорудите ночлег Помните, что временное убежище не должно быть большим, ведь в нем придется согреваться с помощью дыхания и тепла своего же тела. Поэтому в зимнее время постарайтесь соорудить его из снега или кусков льда. Для этого можно использовать нож. В летнее время постарайтесь сделать навес из веток деревьев, а в качестве матраса используйте мох или ветки хвойных деревьев. Главная задача вашего убежища – защита от пробирающего ветра, поэтому постарайтесь соорудить его так, чтобы одна из сторон надежно вас защищала. Не забудьте развести костер. Для этого также подберите защищенное от ветра место. Зимой вы можете вырыть ямку в снегу, а летом, соответственно, в земле.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: