Зарождение первых государств на аравийском полуострове. Возникновение ислама. Положение женщин в стране

Ислам стал второй по популярности религией мира, хотя и самой молодой. Именно с этого момента начинается усиление и возвышение арабского мира, объединенного общей религией и общей целью.

История возникновения ислама

Местом возникновения ислама является западная часть аравийского полуострова, а датой принято считать 7 век нашей эры. Издревле эту местность населяли кочевые племена арабов. Именно здесь и появился пророк Мухаммед, жизнь которого и по сей день остается загадочной и обросшая множеством легенд.

Считается, что Мухаммед родился в городе Мекка и в молодые годы был пастухом. В 610 году в возрасте 40 лет он объявил себя пророком и начал проповеди в родном городе. Так произошло возникновение ислама - новой монотеистической религии. Мухаммед призывал верить в единого бога - Аллаха, призывая все родственные народы принять эту веру. Но власть восприняла его враждебно и тогда пророк со своими учениками бежал из Мекки в Медину, где создал мусульманскую общину и в течении 8 лет вел борьбу против Мекки.

К 630 году Мекка была захвачена и объявлена центром ислама, который получил распространение по всему Аравийскому полуострову.

После смерти Мухаммеда на территории Аравийского полуострова образовалось молодое теократическое государство, где в руках правителя была сосредоточена светская и духовная власть - Арабский халифат. Первым правителем новой страны был халиф Абу Бакр.

Причины популярности и историческое значение ислама

Главной священной книгой для всех мусульман является Коран. В нем описаны правила жизни каждого правоверного мусульманина, за строгое соблюдение которых он будет награжден пребыванием в раю. Если же мусульманин ослушается их или не верит в Аллаха, то его ждут адские муки. Раю и Аду в Коране уделено много страниц, на которых описывается удовлетворение всех человеческих потребностей в загробной жизни. Коран призывает распространять ислам на как можно большую территорию, что впоследствии подтверждалось эпохой арабских завоеваний.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 1. Коран.

Прелесть ислама заключалась в том, что к верующему не предъявлялись серьезные требования в работе над собой, а включало в себя лишь простые обряды и соблюдение правил.

Распространение ислама

Пик могущества Арабского Халифата, целью которого было распространить ислам по всей земле, пришелся с 632 по 655 годы. За это время арабы подчинили и обратили в ислам жителей следующих территорий: Аравийского полуострова, Ближнего Востока, Средней Азии, Малой Азии, Кавказа, Египта, Северной Африки, Крита и Кипра.

Рис. 2. Арабский халифат в 632 году.

В 661 году к власти в Арабский халифат пришла династия Омейядов. Столица была перенесена в Дамаск, но завоевательные походы продолжены. Сначала мусульмане захватили часть Сицилии, а затем вторглись и покорили Испанию и собирались двинуться дальше на север. Лишь в битве при Пуатье в 732 году французам под командованием Карла Мартелла удалось остановить продвижение арабов в Европу.

В 750 году династия Омейядов прервалась и к власти пришли Аббасиды. Произошел распад огромной державы на два независимых халифата - Кордовский (располагавшийся в Европе) и Аббасидский (унаследовавший остальные территории).

Рис. 3. Государство Омейядов.

Что мы узнали?

Говоря кратко о времени распространения ислама, то оно произошло очень удачно. В Европе молодые государства еще только проходили путь становления, а окружающие арабов земли не могли противостоять организованной и крупной армии, собравшейся под зеленым знаменем пророка. Именно поэтому ислам так быстро распространился на огромные территории и получил большое число верующих за счет принятия новой веры покоренных народов.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 835.

Подробности Категория: Страны Западной Азии Опубликовано 26.11.2013 15:22 Просмотров: 5951

Саудовскую Аравию называют «Страной двух мечетей», так как здесь находятся Мекка и Медина – два главных священных города ислама.

Ме́кка – центр паломничества для мусульман. Немусульманам в Мекку въезд запрещён. В центре Мекки находится главная и крупнейшая в мире Мечеть Аль-Харам (Заповедная, Великая) с главной святыней ислама Кааба (мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе Заповедной Мечети).

Мечеть Аль-Харам и Кааба

Медина – второй священный город ислама после Мекки. Здесь присутствует святыня пророка Мухаммада у мечети пророка, известная как купол пророка, или «зелёный купол», построенный рядом с домом пророка Мухаммада. В Медине скончался пророк Мухаммад в 632 г.

Мечеть пророка Мухаммада

Королевство Саудовская Аравия граничит с Иорданией, Ираком, Кувейтом, Катаром, Объединёнными Арабскими Эмиратами, Оманом и Йеменом. Омывается на северо-востоке Персидским заливом, а на западе – Красным морем.

Это государство всеобщего благосостояния благодаря большим запасам нефти (второе место в мире по добыче и экспорту нефти после России).

Государственная символика

Флаг - утверждён 15 марта 1973 г. Представляет собой прямоугольное зелёное полотнище, с шахадой (мусульманским символом веры): «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха и Мухаммада - посланника Его».
Чтобы надпись читалась с обеих сторон, флаг сшивается из двух одинаковых полотнищ. Меч символизирует победы основателя страны – Абдель-Азиза Ибн-Сауда.

Герб – эмблема Саудовской Аравии. Представляет собой два меча и пальму. Пальма символизирует главное дерево Саудовской Аравии. Мечи символизируют два рода, которые основали современную Саудовскую Аравию: род Аль Сауд и род Аль Шейх.

Государственное устройство современного государства Саудовская Аравия

Форма правления - абсолютная теократическая монархия (форма правления, где во главе государства стоит религия. Главой государства является глава церкви, который обладает неограниченной высшей государственной властью. В настоящее время такая форма правления установлена в трёх странах: Святой Престол – город-государство Ватикан, королевство Саудовская Аравия, султанат Бруней).
Глава государства – король.
Глава правительства – премьер-министр.
Столица – Эр-Рияд.

Официальный язык - арабский

Валюта - саудовский риал

Крупнейшие города – Эр-Рияд, Джидда, Мекка, Медина.
Территория – 2 149 000 км².
Население – 26 939 583 чел.
Государственная религия – ислам.
Административное деление – 13 провинций.
Экономика – преимущество экономики составляют огромные запасы нефти и газа и сопутствующая перерабатывающая промышленность. Экспорт – нефть и нефтепродукты. Импорт – промышленное оборудование, продовольствие, химическая продукция, автомобили, текстиль.
Вооружённые силы – сухопутные, ракетные войска, военно-морские силы, королевские военно-воздушные силы, силы противовоздушной обороны.

Военно-морские силы Саудовской Аравии

Спорт – самая популярная игра – футбол, а также волейбол и баскетбол. Среди молодёжи очень популярен дрифтинг – техника вождения автомобиля в управляемом заносе.

Правительство страны объявило, что лихачество, которое повлечет в случае ДТП смерть человека, будет рассматриваться как предумышленное убийство и караться отсечением головы.

Образование – к концу XX в. в Саудовской Аравии установилась система, предоставляющая всем гражданам бесплатное образование – от дошкольного до высшего. В стране существует 8 университетов, более 24000 школ и большое количество колледжей и прочих образовательных учреждений. Более четверти государственного годового бюджета тратится на образование. Правительство предоставляет студентам все необходимое для учёбы: литературу и даже медицинское обслуживание. Государство также спонсирует обучение своих граждан в зарубежных университетах, главным образом в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Малайзии.
Климат – крайне засушливый.

Культура

Культура прочно связана с исламом. Пять раз в день муэдзин призывает правоверных мусульман к молитве (намазу). Служение иной религии, распространение прочей религиозной литературы, строительство церквей, буддистских храмов, синагог запрещено.
Ислам запрещает употребление свинины и алкоголя. Традиционная пища: цыплята-гриль, фалафель, шаурма, люля-кебаб, кусса махши (фаршированные кабачки), пресный хлеб (хубз). Практически во все блюда обильно добавляют различные специи и пряности.

Фалафель – жареные во фритюре шарики из измельченного нута (или бобов), иногда с добавлением фасоли, приправленные пряностями

Главные напитки – кофе и чай. Распитие часто носит церемониальный характер. В чай обычно добавляются различные травы. Арабский кофе славится своей традиционной крепостью. Его пьют маленькими чашками, часто с добавлением кардамона. Арабы пьют кофе очень часто.
Одежда: национальные традиции и каноны ислама – мужчины носят длинные рубахи из шерсти либо хлопка (дишдаша́). Традиционный головной убор – гутра. В холодное время поверх дишдаши надевают бишт – накидку из верблюжей шерсти.

Женщины в абайе

Женская традиционная одежда богато украшена племенными знаками, монетами, бисером, нитями. Покидая дом, саудовская женщина обязана прикрыть тело абайей, а голову – хиджабом. Иностранным женщинам также необходимо носить абаю (а под ней – брюки или длинное платье).

Девочка в хиджабе

Общественные театры и кинотеатры запрещены. Домашнее видео весьма популярно. Фильмы западного производства практически не подвергаются цензуре.

Положение женщин в стране

У каждой взрослой женщины должен быть близкий родственник мужского пола в качестве её опекуна. Опекун принимает решения от лица женщины: разрешение путешествовать, заниматься бизнесом, учиться в университете или колледже, работать. Женщина не может получить медицинскую помощь без разрешения мужа или опекуна. Существует специальная электронная система, чтобы мужчина/опекун мог следить за местоположением женщины.
Мужчины пользуются односторонним правилом развода со своими жёнами (талак) без нужды в каком-либо законном основании. Женщина может получить развод только с согласия мужа или если будет юридически доказано, что муж причиняет ей вред. На деле получить законный развод для саудовской женщины очень сложно.
Культурные нормы ограничивают поведение женщины на публике. За их соблюдением следит религиозная полиция (мутава). В ресторанах женщины должны сидеть в отдельных, предназначенных для семей секциях. Женщины должны носить абайю (длинное платье свободного покроя, скрывающее всю фигуру) и закрывать волосы. Женщинам запрещено водить машину. В 2013 г. женщинам разрешили кататься на мотоциклах и велосипедах, но в сопровождении мужчины/опекуна и подальше от мужской толпы, чтобы не «вызывать агрессию» у них.
Мужчины женятся на девушках, когда те достигают десятилетнего возраста.

Природа

Флора

Большая часть страны – обширное пустынное плато. В северной и центральной части страны расположены наиболее крупные песчаные пустыни: Большой Нефуд и Малый Нефуд (Дехна), известные своими красными песками; на юге и юго-востоке – Руб-эль-Хали (араб. «пустая четверть») с барханами и грядами в северной части до 200 м. На песках кое-где произрастают белый саксаул, верблюжья колючка, на хамадах –лишайники, на лавовых полях – полыни, астрагалы, по руслам вади – одиночные тополя, акации, а в более засоленных местах – тамариск; по побережьям и солончакам – галофитные кустарники.

Цветок верблюжьей колючки

Значительная часть песчаных и каменистых пустынь почти полностью лишены растительного покрова. В горах Асира присутствуют участки саванн, где произрастают акации, дикие маслины, миндаль. В оазисах – рощи финиковых пальм, цитрусовых, бананов, зерновые и огородные культуры.

Миндальное дерево

Фауна

Животный мир Саудовской Аравии разнообразен: здесь обитают антилопа, газель, даман, волк, шакал, гиена, лисица-фенёк, каракал, дикий осёл онагр, заяц.

Каракал – это не рысь. Но из семейства кошачьих

Водится много грызунов: песчанки, суслики, тушканчики и др. Немало пресмыкающихся: змеи, ящерицы, черепахи. Из птиц – орлы, коршуны, грифы, соколы-сапсаны, дрофы, жаворонки, рябки, перепела, голуби. В береговых низменностях размножается саранча.
В Красном море и Персидском заливе наблюдается более 2000 видов кораллов, особенно ценится чёрный коралл. 39,64 % площади страны занимают 128 охраняемые территории. В середине 1980 гг. был организован Национальный парк Асир, где сохраняются такие почти исчезнувшие виды диких животных, как орикс (сернобык) и нубийский горный козёл.

Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Саудовской Аравии

Мадаин-Салих

Комплекс археологических объектов, который включает 111 скальных захоронений (I век до н. э. - I век н. э), а также систему гидротехнических сооружений, относящихся к древнему набатейскому городу Хегра, являвшемуся центром караванной торговли.

Эд-Диръия (город)

Дворец Саада ибн-Сауда в Эд-Диръия

Известен тем, что из него происходят Саудиты – правящая династия Саудовской Аравии. С 1744 по 1818 год Эд-Диръия была первой столицей саудитов.

Другие достопримечательности Саудовской Аравии

88 % населения Саудовской Аравии сосредоточено в городах. Крупнейший город и столица королевства, политический, культурный и научный центр – Эр-Рияд .

Современные здания в Эр-Рияде

В городе много небоскрёбов, разрабатываются и другие грандиозные проекты. Высочайшее здание города, а также всего королевства Бурдж аль-Мамляка – 99-этажный небоскрёб. В небоскрёбе размещены магазины, обсерватория на высоте 297 метров, апартаменты, офисы, отель Four Seasons и даже мечеть.

Джидда

Второй по величине город в стране. Население 3 400 000 чел. Одна из достопримечательностей Джидды – могила Евы. Согласно мусульманской традиции, почитается как захоронение Евы. По преданиям, после грехопадения, Ева, упав на Землю, оказалась в районе Джидды или Мекки, а Адам попал на Шри-Ланку и оставил на Адамовой вершине след, почитаемый буддистами как след Будды, а шиваитами как след Шивы.
Место могилы было забетонировано религиозными властями Саудовской Аравии в 1975 г., т.к. паломники в нарушение исламских традиций молились на могиле после сезона хаджа.

Могила Евы, фото 1894 г.

В Джидде есть порт на восточном побережье Красного моря, который принимает основной поток паломников, направляющихся на хадж в Мекку и Медину. Строится метро. В северной части города планируют построить самый высокий в мире небоскреб.

Занимает южную треть Аравийского полуострова, это одна из самых крупных пустынь мира. Песок лежит поверх гравия или гипса, высота дюн достигает 250 м. Песок преимущественно силикатный, от 80 до 90 % составляет кварц, остальное – полевой шпат, крупицы которого, покрытые окисью железа, окрашивают пески в оранжевый и красный цвет.

Чёрный камень

Это восточный краеугольный камень Каабы, древнего каменного здания, которому мусульмане молятся в центре Великой мечети в Мекке. Он почитается мусульманами как исламская реликвия, которая восходит ко времени Адама и Евы.
Камень почитался в Каабе в языческие доисламские времена, за 5 лет до первого откровения пророка Мухаммада. С тех пор он был разбит на ряд фрагментов и теперь закреплён в серебряной оправе. Он отполирован руками миллионов паломников. Исламская традиция считает, что он упал с неба, чтобы показать Адаму и Еве, где строить жертвенник. Хотя учёные описывают его как метеорит.

Мусульманские паломники борются за шанс поцеловать Черный камень

Гора Арафат

Это гранитный холм к востоку от Мекки. Он также известен как гора Милосердия. Согласно исламской традиции, холм является местом, где исламский пророк Мухаммад сказал прощальную Нагорную проповедь к мусульманам, которые сопровождали его на хадж в конце его жизни. Холм высотой 70 м.
Паломники проводят здесь целый день, умоляя Аллаха простить их грехи и молятся о будущем. Они также собирают камни для забрасывания камнями сатану.

Национальный музей Саудовской Аравии

Основан в 1999 г. Экспонаты находятся в восьми выставочных залах, или галереях:
Человек и Вселенная
Арабские королевства
Доисламская эпоха
Миссия Пророка (здесь иллюстрируются жизнь и миссия пророка Мухаммеда. На одной из стен есть большая родословная пророка).
Ислам и Аравийский полуостров
Первые и вторые Саудовские Штаты
Объединения
Хадж и две священные мечети (основным экспонатом в этой галерее является большая модель Мекки и ее окрестностей).

Нассиф Дом

Музей и культурный центр, в котором проводятся специальные выставки и лекции историков.

История

Древняя история

Здесь находится историческая родина арабских племён. Арабы ассимилировали население южной части полуострова – негроидов.
С начала I в. до н. э. на юге полуострова существовали Минейское и Сабейское царства, здесь возникли древнейшие транзитные города Хиджаза – Мекка и Медина. В начале VII в. в Мекке пророк Мухаммед начал проповедовать ислам. В 622 г. он переселился в оазис Ясриб (будущую Медину), который стал центром зарождающегося арабского государства.

Мавзолей Мухаммеда

Ислам

Не все местные иудеи сразу приняли ислам, а через какое-то время отношения между арабами и иудеями приняли откровенно враждебный характер.
В 632 г. со столицей в Медине был основан Арабский Халифат, охвативший практически всю территорию Аравийского полуострова. Ко времени начала правления второго халифа Умар ибн Хаттаба (634) все иудеи были изгнаны из Хиджаза. Тогда же возникло правило, согласно которому в Хиджазе, а сегодня в Медине и в Мекке, не имеют права проживать немусульмане. В результате завоеваний к IX в. арабское государство раскинулось на территории всего Ближнего Востока, Ирана, Средней Азии, Закавказья, Северной Африки, а также Южной Европы (Пиренейский п-ов, острова Средиземного моря).

Средние века

К 1574 г. Османская империя во главе с султаном Селимом II окончательно завоевала Аравийский полуостров. Арабы начали предпринимать первые попытки строительства собственной государственности. Самыми влиятельными на тот момент арабскими семьями в Хиджазе являлись Сауды и Рашиди.

Первое Саудовское государство

Зарождение государства началось в 1744 г. в центральном регионе Аравийского полуострова в результате объединения правителя города Ад-Дирийя Мухаммада ибн Сауда и исламского проповедника Мухаммада Абдуль-Ваххаба. Этот союз положил начало правящей по сей день династии Саудов. Первое Саудовское государство просуществовало 73 года – через некоторое время оно подверглось давлению со стороны Османской империи. В 1817 г. османский султан отправил на Аравийский полуостров войска под командованием Мухаммеда Али-паши, которые разгромили слабую армию Имама Абдаллы.

Второе Саудовское государство

Через 7 лет (в 1824 г.) было основано Второе Саудовское государство со столицей в Эр-Рияде. Оно просуществовало 67 лет и было уничтожено давними врагами Саудов – династией Рашиди родом из Хаиля. Семья Саудов была вынуждена бежать в Кувейт.

Третье Саудовское государство

В 1902 г. 22-летний Абд аль-Азиз из семьи Саудов захватил Эр-Рияд, а в 1904 г. Рашиди обратились за помощью к Османской империи, которая ввела свои войска, но потерпела поражение. В 1912 г. Абдель Азиз захватил весь регион Неджд, а в 1920 г., используя материальную поддержку англичан, окончательно разбил Рашиди. В 1925 г. была захвачена Мекка. 10 января 1926 г. Абдель Азиз аль-Сауд был объявлен королем Хиджаза. Через несколько лет Абдель Азиз захватил практически весь Аравийский полуостров. 23 сентября 1932 г. Неджд и Хиджаз были объединены в одно государство, названное Саудовской Аравией. Абдель Азиз стал королем Саудовской Аравии.

Первый король Саудовской Аравии Абд аль-Азиз ибн Сауд
В 1938 г. в Саудовской Аравии были открыты огромные нефтяные месторождения, но началась Вторая мировая война, и их разработка началась лишь в1946 г., и к 1949 г. нефть стала источником богатства и процветания государства.
Первый король Саудовской Аравии вел достаточно изоляционистскую политику. До своей смерти в 1953 г. он покидал страну лишь 3 раза, хотя в 1945 г. Саудовская Аравия была в числе основателей ООН и Лиги арабских государств.
Преемником Абдель Азиза стал его сын Сауд.

Король Сауд

Внутренняя политика его не была достаточно продуманной. Это привело к тому, что в стране произошёл государственный переворот, Сауд бежал в Европу, власть перешла в руки его брата Фейсала.

Фейсал, будучи радикальным политиком, внес огромный вклад в развитие страны. При нём возрос объём нефтедобычи, был проведён ряд социальных реформ в стране, создана современная инфраструктура. Но в 1973 г. он спровоцировал на Западе энергетический кризис, потребовав возвращение Иерусалима и сняв саудовскую нефть со всех торговых площадок.
Но через 2 года его застрелил собственный племянник. При короле Халиде внешняя политика Саудовской Аравии стала более умеренной. После Халида трон унаследовал его брат Фахд, а в 2005 г. – Абдалла.
4 октября 2011 г. произошли волнения в Восточной провинции, населенной в основном шиитами. Саудовские власти считают, что напряженность нагнетается из-за рубежа, в основном Ираном.

Саудовская Аравия

Древняя Аравия занимала Аравийский полуостров и в природном плане представляла собой пустыню, с более-менее пригодными для жизни и хозяйства районами, расположенными на юге и юго-западе полуострова.

Племена и государственные образования Северной Аравии

Замечание 1

Изоляция аравийских племен от цивилизационных центров Египта и Месопотамии, обусловила своеобразие и специфичность исторического развития древне-аравийских сообществ.

Обширная территория Сирийско-Месопотамской степи и Северной Аравии, была населена кочевыми племенами арибов, кедреев, набатеев, самуд. Основным их занятием было скотоводство: племена разводили лошадей, ослов, крупный и мелкий рогатый скот и верблюдов. Верблюд давал кочевникам мясо и молоко, из шерсти изготавливали ткани, из шкур - кожевенные изделия, навоз использовался как горючее. Верблюды рассматривались в качестве эквивалента денег, и были безупречным средством передвижения пустыней.

У этих кочевников главенствующими все ещё были родоплеменные отношения. Существовали племенные союзы и небольшие державы. Может быть, к некоторым можно применить понятие «княжество», к примеру, к Набатее. Их правители в документах ассирийских правителей традиционно назывались «царями», скорее всего по аналогии с остальными странами, однако более резонно было бы называть их «шейхами». Иногда «царей» во главе племенных союзов замещали «царицы», что, может свидетельствовать о сохранении пережитков матриархата. Среди североаравийских городов-государств следует назвать Джауф, Тайма, Эль-Ула.

У арабских племен и княжеств складывалась своя боевая организация, стратегия, составляющие специфическое военное искусство. У них не было постоянной армии - все зрелые мужчины племени были бойцами, к тому же женщины тоже часто принимали участие в военных походах. Воины сражались на верблюдах, на каждом - традиционно по двое: один погонщик, и собственно воин, вооруженный луком или копьем. Арабы-кочевники выработали и свою стратегию ведения боевых действий : нежданные набеги на врага и быстрое исчезновение в пустыне.

Находясь в соседстве с сильными древневосточными царствами - Египтом и Ассирией, и небольшими государствами Восточного Средиземноморья, арабы Северной Аравии нередко подвергались их атаке и к тому же враждовали между собой. Североарабские племенные союзы и княжества нередко вовлекались в международные конфликты того времени, что в особенности типично для $IX - VII$ вв. до н. э., когда Ассирийское царство вело целенаправленное наступление на Восточное побережье Средиземноморья.

Одно из первых столкновений ассирийцев с арабами относится к середине $IX$ в. до н.э.: в $853$ г. в сражении при Каркаре в Сирии Салманасар $III$ разгромил войска коалиции, в составе которой были и арабы. В дальнейшем Тиглатпаласар $III$, Саргон $II$, Синаххериб продолжили свое продвижение на запад, что неизбежно привело к учащению столкновений с арабскими племенами и княжествами. В ходе завоеваний против арабов предпринимались карательные экспедиции, взималась дань (золотом, скотом, в особенности верблюдами, благоуханиями и пряностями), разорялись занимаемые ними местности, цитадели, водные источники и т. д. В правление Асархаддона арабские племена и княжества оказались преградой для Ассирийского царства на пути к покорению фараонского Египта. Но Асарххаддону получилось подчинить некоторые из них и вынудить пропустить ассирийскую армия чрез свои земли к границам Египта, что содействовало его завоеванию в 671 г. до н.э. Ашшурбанапал вел усиленную борьбу с арабами в связи с тем, что последние не только все более сплачивались между собой, но и вступали в антиассирийские коалиции вместе с Египтом, Вавилоном и другими странами. В 40-х годах VII в. до н.э. Ашшурбанапал в результате нескольких походов полностью покорил мятежные арабские княжеств и племена, но все-таки власть Ассирии над арабами была номинальной.

Кратковременное владычество Нововавилонского королевства на международной арене сопровождалось его попытками закрепиться и в Аравии. Набонид даже завладел одним из основных центров Северной Аравии - городом Тейму и на непродолжительное время сделал её собственной резиденцией, покорил также ряд аравийских городов и оазисов, что позволило ему сконцентрировать в руках Вавилона важные торговые пути, проходящие Аравией.

Во времена возвышения персидского государства Аравия поддерживала выгодные контакты с персами, но как замечает Геродот, никогда не была под их властью.

Южноаравийская государственность

В середине $II$ тысячелетия до н.э. из южноарабской племенной общности началось выделение больших племенных союзов: минейского, катабанского, сабейского. В конце $II$ - начале $I$ тысячелетия до н.э. как результат развития производительных сил стали изменяться производственные отношения, появились первые классовые рабовладельческие общества. Наметился рост имущественного неравенства, выделились знатные роды, концентрирующие в своих руках политическую власть, формировались группы купцов и жреческой знати. Земля находилась в руках сельских и городских общин, регулировавших водоснабжение, и оплачивавшими налоги и исполнявшими повинности в пользу государства, храмов и общинной администрации. Главный хозяйственной ячейкой была крупная патриархальная семья, которая могла владеть не только одним общинным участком земли, но и покупать и передавать в наследство другие участки. Осваивая новые участки, путем сооружения на них оросительных систем, и таким образом «оживляя» ее, семья получала такую землю в собственность.

Семьи различались по имущественному положению, со временем состоятельные семьи добивались изъятия земельных участок из общинной собственности и передачи их в личное владение.

Замечание 2

Особую категорию земель составляли масштабные храмовые и государственные земли, которые пополнялись за счет захваченных конфискованных, купленных в принудительном порядке земель. Значительным также был фонд земель царя и его рода. На этих землях работало население, которое, по сути, являлось государственными рабами, выполнявшими ряд повинностей. Царские земли нередко отдавались в условное владенье обнищавшим семьям вольных колонистов совместно с рабами. Работа на храмовых землях приобретала вид выполнения повинностей свободным населением, храмовыми рабами и лицами, посвящёнными какому либо божеству.

Рабы главным образом набирались из числа военнопленных, приобретались путем купли-продажи, обычно из областей древневосточного мира (Газы, Египта и др.). Долговое рабство было распространено слабо. Источники говорят о наличии рабов в личных и храмовых хозяйствах, в хозяйстве правителя и его рода. В крупных патриархальных семьях они приравнивались к младшим членам семьи. Рабы, принадлежавшие правителю, могли возвыситься время от времени, занять привилегированное положение среди таких же рабов и выполнять административные функции.

Процесс формирования раннеклассового сообщества привел к превращению племенных союзов в государство. В условиях Аравии неторопливый ход этого процесса содействовал не радикальному разрушению родо-племенного строя, а их приспособлению к новым порядкам классового сообщества, их модификации из племенных в государственные органы. Такую систему политического устройства южноаравийских ярко иллюстрирует Сабейское царство.

Оно состояло из $6$ «племен», из которых $3$ принадлежали к числу привилегированных, а $3$ остальные были в их подчинении. Каждое из племен делилось на большие ветки, те - на наиболее маленькие, а последние - на отдельные роды. Племена управлялись вождями - кабирами, происходившими из авторитетных родов и образовывавшими коллегиальный орган, возможно в форме совета старейшин.

Привилегированные племена избирали из представителей знатных родов на установленный срок (в Сабе - на $7$ лет, в Ка-табаке - на $2$ года и т. д.) эпонимов - важных должностных лиц царства, исполнявших жреческие функции, а также некоторые астрологические, календарные наблюдения, и некоторые хозяйственные функции (земле- и водопользование). По годам деятельности эпонимов датировались документы, велось летоисчисление. Они приступали к выполнению должностных обязательств в 30 лет, а по окончанию своих полномочий входили в совет старейшин.

Верховными должностными лицами Сабейском государстве в $III-II$ вв. до н.э. были мукаррибы. На них лежало исполнение сакральных повинностей, государственная и хозяйственная деятельность, власть мукаррибов была потомственной.

Во время войны мукаррибы могли брать на себя руководство ополчением, в таком случае они получали на время титул «малик»- царь. Со временем мукаррибы сконцентрировали в собственных руках прерогативы царской власти, и в конце I тысячелетия до н.э. их должность практически перевоплотился в царскую.

Верховным органом Сабейского царства было собрание старейшин. В нем состояли мукарриб и представители всех $6$ сабейских «племен», при этом непривилегированные племена имели право только на половинное представительство. Совет старейшин имел сакральные, судебные, административно-хозяйственные и законодательные функции. Похожее государственное устройство имели и остальные южноаравийские страны (Майн, Катабан, Аусан).

Замечание 3

Со временем в южноаравийских государствах наряду с племенным появилось и территориальное разделение. Его основой были города и поселения с примыкающей к ним сельской округой, которая пользовалась автономной системой управления. Каждый сабейский житель- принадлежал к одному из кровно-родственных племен и в то же время вступал в состав определенной территориальной единицы.

Цивилизация возникла 40 в. назад.

Цивилизация остановилась 31 в. назад.

Территория нынешней Аравии - историческая родина арабских племён, которые первоначально обитали на северо-востоке, а во II тысячелетии до н.э. заняли весь Аравийский полуостров. При этом арабы ассимилировали население южной части полуострова - негроидов.

С начала I тыс. до н.э. тело цивилизации стало распадаться на сыновне-родственные со своей самобытностью, хотя некоторые признаки Аравийской цивилизации сохраняются в постаравийских социокультах до 20 в.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Но восемитическая по сути цивилизация.

Т акой тип цивилизации вводит в свой катало Данилевский

О н считает эту цивилизацию самобытной и ставит её в один ряд с египетской, китайской, ассирийско-вавилоно-финикийской, халдейской, древнесемитической, индийской, иранской, еврейской, греческой, римской, ново-семитической или аравийской, германо-романской или европейской. К ним можно еще, пожалуй, причислить два американские типа: мексиканский и перуанский, погибшие насильственною смертью и не успевшие совершить своего развития.

А равийская цивилизация, составлявшая одну из таких культурно-исторических типов, показала себя положительным деятелям в истории человечества. Она развивала самостоятельно начало, заключавшееся как в особенностях духовной природы аравийской цивилизации, так и в особенных внешних условиях жизни, в которые она была поставлена, и этим вносила свой вклад в общую эволюцию мировых цивилизаций.

Т ерритория нынешней Аравии - историческая родина арабских племён, которые первоначально обитали на северо-востоке, а во II тысячелетии до н.э. заняли весь Аравийский полуостров. При этом арабы ассимилировали население южной части полуострова - негроидов.

В VI-IV тыс. до Р. Х. А. населяла семит. языковая общность, распавшаяся к концу этого периода на неск. этнолингвистических ветвей.

К cередине II тыс. до н.э. северная часть Аравии занимали носители западносемитских диалектов. Это были аморреи на северо-западе и севере, арамеи на северо-востоке. Центральную часть Аравии занимали носители южно-центральных семитских диалектов. Они стали прямыми этническими предками современных арабов. Южную часть аравии населяли носители южно-периферийных семитических диалектов.

С начала I тысячелетия до н.э. на юге полуострова существовали Минейское и Сабейское царства, в качестве их транзитных торговых центров возникли древнейшие города Хиджаза - Мекка и Медина. В середине 6-го века Мекка объединила окрестные племена и отразила эфиопское нашествие.

К нач. I тыс. до н.э. одно из племен южно-центральной ветви носило наименование арабы. В 1-й пол. I тыс. до н.э. это название было уже распространено на всю родственную этому племени южно-центральносемитскую этноязыковую общность, а также на ассимилированные ей группы иного происхождения. В этом обобщающем смысле термин «арабы» употребляется вплоть до настоящего времени, обозначая уже не отдельное племя, а целый народ - носитель особого, южно-центральносемитского языка, который стал называться арабским. Одновременно и весь полуостров, заселенный племенами «арабов» в новом, обобщающем смысле слова, стал именоваться Аравийским.

О собого племени арабов среди этих групп не знают ни Ветхий Завет, ни «История» Геродота. Очевидно, к середине I тыс. до н.э. племя первоначальных арабов перестало существовать.

Ю жно-центральносемитские племена были главным компонентом этногенеза исторических арабов. Вторым компонентом были, по-видимому, племена, вышедшие из аморрейской среды Месопотамии и родственные древним евреям; эти племена проникли в Аравию около XIV в. до н.э. с севера.

В результате в Аравии складываются племенные группировки пришельцев: иоктаниды (восток и юг), измаильтяне (север и северо-запад), кетуриты, в т.ч. мидианитяне (на западе от Акабского залива до Аравийского моря) и сыновья востока евреи, на восточных окраинах Сирии.

В се они возводили себя к общим с евреями предкам: иоктаниды - к Еверу через его сына Иоктана, остальные - к Аврааму. Возможно, в ветхозаветных родословиях потомством Иоктана считались племенные союзы и государства, созданные более ранней волной пришельцев с севера, а потомством Авраама - племена более поздней волны.

С самого начала группы пришельцев смешивались с собственно арабскими (южно-центральносемитскими), а также с южно-периферийными семитскими племенами. С оттоком арамеев из Сирийской степи в Сирию и Месопотамию (X в. до н.э.) собственно арабы продвигаются на север, к рубежам «Плодородного полумесяца», где их появление впервые отмечают ассирийские источники середины X-IX в. до н.э.

В результате этих процессов пришельцы с севера полностью смешались с арабами и перешли на арабский язык. Именно эти арабизированные племена составили основную массу позднейших арабов, большинство же исконно южно-центральносемитских племён в течение I тыс. до н.э. смешались с ними.

С нач. I тыс. до н.э. Ветхий Завет, описывая южные и восточные окраины Палестины, перестаёт упоминать измаильтян, мидианитян и прочие северные группы под их собственными именами, называя их арабами.

Т ак в X-IX вв. до Р. Х. сложилась общность арабов в том виде, в каком о ней упоминается в Ветхом Завете, какой её знают ионийские географы и зафиксировали позднейшие источники. Большая их часть входила в племенные союзы, происшедшие из общности измаильтян, поэтому последующие поколения арабов обычно считали себя потомками Авраама от Агари (агарянами). Т.о., этноним и язык достались историческим арабам в наследство от одних предков - южно-центральных семитов, а племенная генеалогия от западных семитов.

В северо-центральной Аравии сложилось несколько основных племенных союзов: исконно арабский Ариби (вошел в состав других племён к середине I тыс. до н.э.), происходившие от Авраама Дедан, Кедар и Небайот (Набатейское царство), переселившийся с крайнего юга Самуд и другие.

В VI-V вв. до н.э. кочевые арабские племена скенитов заселили долину Среднего, частично Нижнего Евфрата и большую часть Верхней Месопотамии.

В IV-III вв. до Р. Х. арабы Набатейского царства окончательно поглотили Аммон и Моав и заняли Дамаск, считавшийся главным городом А. Пустынной. Как правило, у арабов были напряженные отношения с Ассирией и более поздними великими державами: Вавилонией, Персией, эллинистическими царствами, Парфией и Римом. Римляне, в частности, пытались проникнуть в Йемен и в 106 г. до н.э. захватили Набатейское царство.

Н а юге Аравийского п-ова в XI-VIII вв. до н.э. сложились высокоразвитые государства южно-периферийных семитов: Саба, Маин, Катабан, Аусан и Хадрамаут. Их ожесточенные войны привели в конце концов к выдвижению нового Химьяритского государства (конец II в. до н.э.), за несколько веков объединившего всю Южную Аравию.

В первые века нашей эры арабы - земледельцы и кочевники-бедуины - уже довольно широко расселились не только по всей Аравии, но и на соседних с ней землях: в Месопотамии, Сирии, Палестине. Они были уже знакомы с ранними государственными образованиями, часть которых находилась в сфере политического и культурного влияния Византии или Ирана.

В VI-VII вв. н.э. южно-периферийные семиты были ассимилированы арабами, и на них также распространилось название «арабы». С тех пор потомки арабов, известных еще в предыдущую эпоху, рассматривались в основном как «северные арабы», а южно-периферийные семиты и их арабизированные потомки - как «южные арабы».

Д оисламские арабы - один из многих семитских народов, обитавших в этом районе Ближнего Востока с незапамятных времен. Более поздняя традиция, зафиксированная в Коране, исходит из того, что легендарный библейский первопредок евреев - Авраам был праотцом не только иудеев, но и арабов: оба народа произошли соответственно от его сыновей, Исаака и Исмаила, рожденных разными его женами.

Н а Аравийском полуострове и вообще у Арабов, как носителей традиций Аравийской цивилизайии, родовая программа существует очень давно. Фактически с самого зарождения этой цивилизации. В Арийской цивилизации, вся жизнь которой была построена на основе Вед, родовая программа была действительно родовой программой, которая способствовала продлению рода.

И менно поэтому в Арийской цивилизации не было отдельных фамилий, которые носила каждая Личность в отдельности, а было название Рода, к которой эта Личность относилась. Поэтому - то Арийцы практически не болели и не попадали в трудные жизненные ситуации. Они не нарушали Родовой программы.

Н ебольшие протогосударства южной Аравии (Йемен, Мекка, Ятриб и др.) в IV-VI вв. были объектом пристального внимания со стороны соперничавших друг с другом в этом районе Азии Византии и сасанидского Ирана. Расположенные на побережье вдоль активно функционировавшего торгового пути, эти города-государства жили в основном за счет торговли, отчасти также ремесла и ростовщичества.

Ш ерез Мекку и другие торговые центры шли караваны с индийскими пряностями, изысканными фруктами и винами, драгоценными одеждами и камнями, товарами дальнего экспорта, включая китайский шелк. Правда, торговые пути пересекали и северную Аравию, но там они находились под контролем сильных соперничавших держав.

Ю жная дорога, менее зависимая от политической конъюнктуры, была спокойнее и надежнее и потому процветала. На караванной торговле наживались и городские арабы (торговцы и ремесленники), и кочевые племена бедуинов, шейхи которых взимали свою долю за беспрепятственный проход караванов.

В IV в. расширившееся южноаравийское государство Химьяритов объединило весь Йемен. В начале VI в. это государство было завоевано эфиопским царством Аксум, а в 570 г. эфиопы были изгнаны иранцами. С захватом Йемена и превращением его в свою сатрапию Иран практически взял в свои руки всю транзитную торговлю и направил ее по северному пути.

Ю жноаравийская торговля захирела, ее торговые центры оказались в состоянии серьезного кризиса, задевшего также и интересы кочевых арабских племен, в среде которых уже выделилась привыкшая к роскоши племенная верхушка. Напряженность кризисной ситуации нашла свое выражение, как это нередко случалось в истории, в сфере духовной, в идеологических спорах, что и послужило непосредственным толчком к возникновению новой религии.

Д о возникновения ислама подавляющее большинство населения Аравии придерживалось разнообразных языческих верований, не составлявших единой религии. Большинство арабов, особенно кочевники, были язычниками. Следуя древним семитским традициям, восходившим к вавилонской и даже довавилонской Месопотамии, они поклонялись солнцу и луне, различным божествам и духам, силам природы, мертвым предкам. На юге Аравии процветал фетишизм, нашедший свое отражение в культе больших поставленных на ребро камней.

К рупнейшим из них был знаменитый черный камень в святилище Кааба в Мекке. Окруженный многими меньшими каменными фетишами, символизировавшими других племенных божеств и духов, этот черный камень воспринимался всеми арабами как высший божественный символ. Возможно, что это уже в какой-то мере отражало складывавшееся среди арабских племен представление о существовании Высшего Верховного Божества.

Т акого рода представления в Аравии были распространены довольно давно. С ними были знакомы арабы и в Мекке, и в Ятрибе (будущая Медина), и в городах Йемена. Источник их известен - это монотеистические религии, иудаизм и христианство. Иудаизм существовал в Аравии уже на протяжении ряда веков, особенно в городах.

К рупные иудейские общины живших там евреев, прежде всего еврейских торговцев, активно функционировали в южноаравийских торговых центрах и довольно охотно распространяли свое учение, особенно в Ятрибе-Медине и в Йемене, где на рубеже V-VI вв. иудаизм на короткое время стал официальной государственной религией.

З авоевание Йемена эфиопами (христианами) резко уменьшило влияние иудаизма, но зато усилило роль христианства. Христианство, в том числе несторианского толка, широко распространилось в это время среди арабов Сирии, Палестины, Месопотамии, не говоря уже о том, что территориально Аравия была буквально окружена христианскими государствами (Византией, Египтом, Аксумом), а в южноаравийских городах существовали христианские общины и храмы.

Р аспространение иудаизма и христианства в нек-рых городах и оазисах, а также среди кочевников в первых веках н.э. не изменило общей картины. В целом Аравия до Мухаммада оставалась политеистической.

П ри этом религиозная ситуация в различных регионах полуострова отличалась значительным своеобразием. Создатели высокоразвитой самобытной цивилизации, сформировавшейся на рубеже II-I тыс. до н.э. в юго-западной части Аравии (Йемена), исповедовали особую религию со своим пантеоном и культом, которая имела свою разновидность в каждом из древнейеменских государств.

П одданные Набатейского царства, обитатели Пальмиры, жители северо-месопотамского г. Хатра, писавшие на арамейском языке, но говорившие по преимуществу на североаравийских диалектах, были приверженцами синкретических верований, в которых поклонение местным аравийским божествам сочеталось с древними переднеазиатскими, эллинистическими, иранскими и прочими культами.

К роме монотеизма иудео-христианского типа, на южноаравийских арабов оказывал определенное влияние и проникавший сюда из Ирана зороастризм, а также поздние его модификации, сложившиеся под влиянием христианства (манихейство-маздакизм).

В ся эта сложная картина взаимно переплетавшихся верований и религий с их ощутимыми монотеистическими тенденциями не могла не оказать серьезного воздействия на арабские племена, жившие на стыке нескольких мощных религиозных потоков.

В условиях более спокойного и долговременного усвоения чуждого культурного влияния выработка на его основе собственного религиозно-культурного потенциала (или просто присоединение к одной из перечисленных систем) могла бы произойти без особых потрясений.

О днако в обстановке резкого спада в торговле и вынужденного пересмотра структуры экономики, ломки традиционного жизненного уклада все сложилось иначе.

Ю жноаравийские арабы, потерявшие привычные источники доходов, остро ощутили свою слабость, разобщенность, неспособность противостоять свалившимся на них ударам. История полна примерами упадка и даже гибели многих народов, оказавшихся в аналогичном положении. Но арабы нашли в себе силы создать мощный интегрирующий импульс, причем генератором этого импульса оказалась новая религия.

В начале 7-го века в Мекке была создана новая религия - ислам, укрепившая феодальный строй и государство арабов - халифат со столицей в Медине (с 662-го года). Ислам возник в среде арабов, коренных жителей Аравии.

П осле переселения пророка Мухаммада в Ясриб, названный позже Мадинат ан-Наби (Город Пророка) в 622 году был подписан договор между мусульманами во главе с пророком Мухаммадом и местными арабскими и иудейскими племенами. Мухаммаду не удалось обратить местных евреев в ислам, а через какое-то время отношения между арабами и евреями приняли откровенно враждебный характер.

В 632 со столицей в Мекке был основан Арабский Халифат, охвативший практически всю территорию Аравийского полуострова. Ко времени начала правления второго халифа Умар ибн Хаттаба (634) все евреи были изгнаны из Хиджаза. К этому же времени относится правило, согласно которому в Хиджазе, а сегодня - в Медине и в Мекке, не имеют права проживать немусульмане. В результате завоеваний к IX веку арабское государство раскинулось на территории всего Ближнего Востока, Персии, Средней Азии, Закавказья, Северной Африки, а также Южной Европы.

В XVI веке в Аравии начало устанавливаться турецкое владычество. К 1574 Османская империя во главе с султаном Селимом II окончательно завоевала Аравийский полуостров. Пользуясь слабой политической волей султана Махмуда I (1730-1754), арабы начали предпринимать первые попытки в строительстве собственной государственности. Самыми влиятельными на тот момент арабскими семьями в Хиджазе являлись Сауды и Рашиди.

Арабская государственность зародилась на Аравийском полуострове. К VI в. процесс феодализации в Аравии стал охватывать все большее число областей, этот процесс затронул прежде всего те регионы, где было развито земледелие. Возник ислам.

Вначале знать (прежде всего мекканская) враждебно отнеслась к исламу, но в дальнейшем изменила свое отношение к мусульманам, видя, что происходящее под их главенством политическое объединение Аравии было и в их интересах. Ислам признавал рабство, защищал частную собственность. В 630 г. между противоборствующими силами было достигнуто соглашение, по которому Мухаммед был признан пророком и главой Аравии, а ислам новой религией. К концу 630 г. значительная часть Аравии признала власть Мухаммеда, что означало образование Арабского государства (халифата). Так были созданы условия для объединения оседлых и кочевых арабских племен в единый народ с единым арабским языком.

Историю Арабского государства можно поделить на три периода по названию правящих династий или месту нахождения столицы. Мекканский период (622 - 661 гг.) - это время правления Мухаммеда и близких его сподвижников; Дамасский (661-750 гг.) - правление Омейядов; Багдадский (750 - 1055 гг.) - правление династии Аббасидов. А теперь история создания государства.

Мухаджиры(переселенцы в Медину(Ясриб) и омейяды(мекканский род)- конфликты. Омар являлся посредником. Он предлагает стать заместителем Мухамеда- Абу Бакра.

Абу -Бакр нашел выход из тупика, осуществляя внешние захваты.

4 праведных пророка : Абу-бакр(632-34), Омар(634-44), Осман(644-56), Али(656- 661).

Можно заним. политической деятельностью, внешними захватами, барьба с вероотступниками. Полит. и идеолог. функции совмещены. Появл-ся соц. расслоение: Род хашимитов, мухаджиры и амсары(жители ясриба) , мухаджиры- совершившие хиджру(переселились в Медину из Мекки), омейяды.

Расширение территории...

633-751 - арабские завоевание. 633- иран, 634- Палестина(Византия),

Цель завоевания: прервать караванский путь, пустить через Аравию, ликвидация внутр. противоречий, внедрение ислама.



602-628 война Византией и Ираном. Борьба между монафизитами и христианами. В Палестине местное население поддерживало арабов.

640г. тер. была завоеванна. --Византии - Африка. - Ливия.

647- на тер. Магриба (Мароко, Алжир, Тунис).

641. - на тер. Армении, захват. г. Двин, уводят 40 тыс. рабов.

636 г. Рустам собрал войско, лугерь у кадиси арабы победили.

Осман окружил себя омейядами, его противники группируются вокруг Али.

Шииты- сторонники Али - течение в исламе, идея передача власти потомкам пророка по мнении Али.

656 - в Медину приходят представители 3 провинции куфа, Басера, Египет. Требую отозвать правителей Мерван помошник Османа, направился в провинции, чтобы казнить представителей. но они вернулись в Медину и убили пророка) . Али 4-ый пророк, омейяды отказались принять избрарания и сосредоточ. вокруг муавийя. гражданская война. Переговоры между Али и Муавийя. От Али отходят противники переговоров(хприджиты отколовшееся).

В выборах участие приним. все мусульмане.

мусульмане делились : суниты, шииты, хариджиты.

661 - хариджиты нападают на Али и убивают его. Затем верхушка становится в Дамаске. 661-680 Муавийя халиф.(столица Дамаск,)

Внешние захваты:

Запад Африки, 696- карфаген, 711- Испания, 741- потерпели поражения от Византии.

Арабы подписывают договоры.

751 разбили китайцев, происходит переселение арабов: Куфа, Шираз(Персия), Рамла(Палестина). В Ираке, Сирии - арамеи. Арабский язык официальный. происходит распространение ислама.

СЕГУНАТ АСИКАГА(1336-1573).

В 1333г феодал Асикага захватил столицу-Киото и поставил туда Годайго. 2-ой феодал захватил НиттуК власти пришли благодаря тому,что Асикага предал императора и посадил на трон своего ставленника. Годайго пишет Нитта и 50 лет получает название «Войсна Северной и Южной династии».Это 2-ой Сегунат. Второе название-Муромати. Новые сёгуны постепенно лишили императорский двор прежних полномочий и к концу XIV века исчез дуализм в системе управления периода Камакура, когда бакуфу делило власть с тэнно и кугэ (придворной знатью). Самым могущественным сёгуном династии по праву считается Асикага Ёсимицу.Власть на местах контролировали назначенные правительством сюго (военные губернаторы) или местная знать, которые впоследствии переросли в фактически независимых военных правителей даймё. Усиление центробежных тенденций привело к началу междоусобицы в стране - периода «воюющих провинций».При нем были введены налоги для бедных феодалов(зерном). Запущен процесс ликвидации сёйпов. Феодалы превращаются в князей(Даймё). Община укрепилась и вооружилась. Петиционные крестьянские восстания.(требования крестьян-снижение налогов,прекращение произвола самураев.Расцвета восстания достигают во 2-0й половине 15в-«Эпоха воюющих провинций». Все петиционные восстания заканчивались одинаково: лидера звали в столицу и казнили. Экспорт из Японии-в основном-в Китай(медь,шелк,вооружение).В период Муромати португальцы заключили первый договор с местным населением(могли приезжать для торговли раз в год.).При Муромати каждый князь должен был иметь резиденцию, а если уезжает в княжество-должен оставлять в заложники семью.Ода Набунако-первый объединитель Японии,сторонник христианства, выгнал последнего Асикага из столицы в 1573г.

СЁГУНАТ ТОКУГАВА.

После периода феодальной раздробленности и гражданских войн между различными княжествами, известного как Период Сэнгоку Дзидай («Эпоха воюющих провинций»), Япония была вновь объединена в единое государство Одо Нобунаги и Тоётоми Хидэёси (Период Адзути-Момояма). После сражения в Сэкигахаре в 1600 г. верховная власть в Японии перешла к Токугаве Иэясу, завершившему процесс объединения Японии и получившему в 1603 г. титул сёгуна. Он стал основателем династии сёгунов, продолжавшейся до середины XIX века. В сражениях со своими противниками Иэясу неизменно побеждал, а их земли присваивал себе, так что к моменту прихода к власти он уже был крупнейшим феодалом страны. Кроме того, у многих крупных землевладельцев он отбирал ещё и прииски по добыче драгоценных металлов, что обеспечило его монополию в этой отрасли. Ему подчинялись также провинции, официально сохранившие статус независимых: Осака, Сакаи и Нагасаки. В 1605 году он передал титул сёгуна своему сыну Хидэтаде, но сохранил в своих руках всю полноту власти вплоть до своей смерти. Несмотря на свое явное превосходство как в военном, так и в экономическом плане, Иэясу не расслаблялся. Его многочисленные противники объединились вокруг сына предыдущего правителя - Хидэёри, которые при поддержке христианских стран готовили переворот. Однако Иэясу опередил их намерения и в 1615 году разгромил ставку претендента на верховный пост в Осаке: почти все заговорщики были убиты, а сам Хидэёри покончил жизнь самоубийством. После этой расправы в стране воцарились долгожданный мир и стабильность.При Иэясу Император и его приближённые потеряли возможность вернуться к власти. Теперь главным в стране был сёгун, у которого был первый министр, исполнявший роль главного советника, а также регента при несовершеннолетних наследниках Токугавы. Эта должность носила название тайро.Городской совет старейшин - родзю, общавшихся с сёгуном только через посредство собаёри - своеобразных камергеров правителя.В крупных городах, таких как Киото и Осака, была учреждена должность самостоятельного правителя - гундай.Общество делилось на 4 сословия: самураи, крестьяне, ремесленники и купцы. Кроме того, существовали и свои маргиналы: эта (парии), хинин (нищие) и бродячие артисты. Был определён строгий кодекс поведения для каждого сословия, несоблюдение которого строго каралось. Главным сословием были воины-самураи, которые составляли десятую часть всего населения и обладали огромным количеством привилегий. Отличительным признаком, указывающим на статус самурая, было ношение двух мечей. Начало периода Токугава стало эпохой расцвета самурайства: за малейший неверный жест со стороны представителя низшего сословия они имели право казнить его на месте. В целом вплоть до конца правления Токугава в обществе царили относительная стабильность и покой.Городское население занимало последние ступени в социальной системе эпохи Токугава. К ним относятся прежде всего «ко» - ремесленники, и «сё» - торговцы. Рост внутренней торговли, развитие транспорта и сообщений между различными провинциями привело к росту старых городов и к возникновению новых - центров политической и экономической жизни.Мощные кабунакама (профессиональные объединения купцов) и ремесленный союзы (дза) превратили Осаку в главный экономический центр, получивший название дайдокоро, что значит «кухня» страны. В Осаке был главный рынок Японии, где концентрировалось продукция со всей страны (рис, шёлк, хлопчатобумажные ткани, лакированные изделия, фарфор, бумага, воск и др.) Всё более широкое распространение получали деньги. Происходит специализация регионов по производству того или иного вида товаров: северный и юго-западный Кюсю производил фарфор и хлопчатобумажные ткани, район Киото и Нара - парчу, шелковые ткани, саке, изделия из металла и лака, район Нагоя и Сэто - керамику и фарфор, Нагано - сырье для шелкопрядства и т. д. Таким образом, складывавшийся единый рынок способствовал объединению страны на экономическом уровне. В XVII веке в отдельных отраслях японского производства возникли первые мануфактуры, что свидетельствовало о грядущем завершении феодальной эпохи. Что же касается ремесленников, то их положение отличалось большей суровостью, нежели положение купечества. Если купцы наращивали экономическую мощь и постепенно начинали влиять на политические события, то у ремесленников сохранялось зависимое положение. Ремесленники были организованы в цехи, которые обладали монополией производства, имели четкую иерархию и передавали профессиональные навыки по наследству. Правительство вводило различные ограничения в их деятельность, тщательно следило за выпускаемой продукцией и выходом ее на рынок.В этот период в городском населении формируется новое сословие - интеллигенция, вызывающее наибольшие опасения у верховной власти, которая всячески препятствовала развитию этого слоя.С установлением власти Токугава в Японии широкое распространение получили конфуцианство. Иэясу поддерживал торговлю с другими странами, но очень подозрительно относился к иностранцам- разрешил торговать определёнными товарами только через конкретные порты (политика сакоку). Постепенно вводились все большие репрессии против христиан.Сёгунат запретил торговлю с Испанией в 1624г,а в 1629 г. были казнены тысячи христиан. Наконец, в 1635 г. вышел указ о запрете японцам покидать пределы страны и о запрете уже выехавшим возвращаться. С 1636 г. иностранцы (португальцы, впоследствии голландцы) могли находиться только на искусственном островке Дэдзима в гавани Нагасаки.Вассалы владели наследуемой землёй, несли военную службу и присягали их господину. В связи с недовольством населения Японии контактами с иностранцами по всей Японии начались выступления против представителей Запада. Пытаясь восстановить мир в стране, сёгунат попытался закрыть порты для иностранных судов. Ответом на это стала разрушительная бомбардировка Нагасаки. На какое-то время Токугава удалось одержать верх в борьбе против объединенных войск крупных феодалов. Однако в битвах при Фуёими и Тоба в окрестностях Киото с антисёгунатской коалицией в январе 1868 года он потерпел поражение.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: