Орели дюпон, мгновение танца. Семья с обложки: наследники известных династий в американском Forbes Аурелия дюпон

От республиканцев в президенты США, но и многодетный отец. Его отношения с детьми можно легко назвать партнерскими.

Старшая дочь Трампа Иванка — исполнительный вице-президент отцовской компании, отвечает за расширение риелторской части его империи. Принимала участие в телешоу «Кандидат», управляет собственной ювелирной компанией, написала книгу. Представляет фонд Girl Up, набирающий американских девушек для участия в программах ООН в странах третьего мира. С отличием окончила бизнес-школу Уортон. С 2009 года замужем за наследником риелторской империи Джаредом Кушнером, у них трое детей.

Старший сын Трампа — Дональд Трамп — младший — работает вместе с Иванкой в компании отца, на должности исполнительного вице-президента. Правда, в СМИ его имя чаще всплывает в связи с рождением очередного ребенка (38-летний Трамп-младший в прошлом году стал отцом в пятый раз), чем по поводу заключения удачной сделки.

В компании отца работает и второй сын Трампа Эрик. А вот его младшая дочь Тиффани не захотела участвовать в семейном бизнесе, предпочтя карьеру актрисы, пока, правда, не слишком успешную. Младшему сыну Трампа Баррону пока лишь 10 лет, но он уже частый гость светских вечеринок Манхэттена, куда ходит вместе с матерью.

На фото: обложка специального номера Forbes «400 богатейших людей Америки» 2006 года. На обложке Дональд Трамп с дочерью Иванкой и сыном Дональдом Трампом-младшим

Рональд и Рэймонд Перельманы

Рэймонд Перельман — основатель металлоперерабатывающей компании Belmont Industries. Своего сына Рональда он старался приобщить к семейному делу с 11 лет — мальчик был обязан посещать заседания совета директоров и вносить свои предложения. Однако Рональд совсем не интересовался металлургией, зато страстно любил музыку. В конце концов Рэймонд отступил и поставил во главе своей компании другого сына — Джеффри. Но успешного рок-музыканта из Рональда не получилось, а вернуться в компанию он уже не мог. В конце концов он решил открыть свой бизнес — взяв кредитов на $1,9 млн, он купил сеть ювелирных магазинов в Нью-Йорке. Скоро Перельман продал их за $15 млн, заработав на операции больше $10 млн после возврата взятого под большие проценты кредита. Такой способ ведения бизнеса понравился Перельману и он стал скупать одну недооцененную компанию за другой и вскоре прославился как "захватчик корпораций". В 2016 году Forbes оценил состояние 73-летнего Перельмана в $12,1 млрд.

На фото: обложка специального номера Forbes «400 богатейших людей Америки» 2011 года. На обложке Рональд и Рэймонд Перельманы.

Семья Мэллон

Судья Томас Мэллон (умер в 1908 году) иммигрировал из Ирландии в 1818 году и сделал состояние на торговле недвижимостью, предоставлении займов и земледелии. Его сын Эндрю Мэллон (умер в 1937 году) был министром финансов США, а также преуспевающим банкиром и инвестором, в частности, в такие компании как металлургическая Alcoa и нефтяная Gulf Oil. Его наследники не смогли переплюнуть успешного предка, но бизнес на плаву удержали. Внук Эндрю Тимоти — владелец компании New England. Его внучатый племянник Ричард Скейф (умер в 2014 году) управлял медиакомпанией в Западной Пенсильвании, которая издает газету Pittsburgh Tribune-Review. Большую часть своего состояния он пожертвовал на благотворительность. Сейчас семью представляет Мэттью Мэллон — венчурный инвестор. В рейтинге Forbes богатейших семей в 2015 году Мэллоны заняли 21-е место, журнал оценил их состояние в $11,5 млрд.

На фото: обложка номера Forbes «Самые богатые семьи Америки» от июля 2014 года. На обложке Мэттью Мэллон с женой и детьми.

Династия Эрме

Аксель Дюма — директор дома Hermès и представитель шестого поколения династии Эрме. Hermès удалось стать самой влиятельной компанией на рынке люкса, за последние пять лет акции компании выросли на 175%. По оценке Forbes, в структуре управления Hermès минимум пятеро из членов клана входят в список миллиардеров. Сумма общего состояния семьи Дюма превышает $25 млрд — это больше, чем у Рокфеллеров, Мэллонов и Фордов вместе взятых.

В 1837 году шорник Тьери Эрме основал собственную мастерскую в Париже. Тогдашний бомонд нуждался в надежной конской упряжи в поездках и путешествиях. А качество и красота уздечек и сбруи у Эрме оказались непревзойденными. У Тьери был единственный сын, Шарль-Эмиль, который перенес компанию на Фобур Сен-Оноре, 24, где она и остается по сей день. У Шарля-Эмиля в свою очередь было два сына — Адольф и Эмиль-Морис, которые переименовали компанию в Hermès Frères (Братья Эрме). Однако в определенный момент Адольф решил, что перспективы компании в эпоху автомобилей, а не лошадей, не слишком радужны, и оставил компанию Эмилю. У Эмиля же было четыре дочери (одна из которых умерла в 1920-м году) — что объясняет, почему среди тех, кто сейчас участвует в управлении этим семейным бизнесом, нет никого по фамилии Эрме. Сейчас компанией руководят потомки в пятом и шестом поколениях.

Во времена дяди Акселя Дюма, Жан-Луи Дюма, который был генеральным директором с 1978 по 2006 год, большая часть структуры семейного управления компании трансформировалась в «матрешку» из шести входящих друг в друга холдингов. На вершине всего этого была замысловатая двухуровневая управляющая структура, разработанная Жан-Луи. Новая система управления помогла Hermès в 1993 публично разместить 4% своих акций на бирже, что, с одной стороны, позволило представителям нового поколения превратить активы в наличность, а с другой, сохранить контроль в руках семьи. Новый бюджет позволил Hermès выйти из роли производителя кожгалантереи. Жан-Луи Дюма расширил сферу деятельности, запустив производство мужской готовой одежды, столовых приборов и мебели.

На фото: обложка номера Forbes «100 самых инновационных компаний» от сентября 2014 года. На обложке Аксель Дюма.

Отец и дочь Лорен

Ральф Лорен родился в Бронксе, в бедной семье еврейских эмигрантов и все свое детство и юность страстно мечтал о богатстве. Он писал об этом в школьном сочинении, в 12 лет копил деньги, чтобы купить себе костюм-тройку, а его первый офис собственной галстучной компании находился в Empire State Building — не беда, что это была десятиметровая каморка без окон, зато какой адрес. Лорен начал с галстуков, которые помогали выглядеть дорого и стильно. На них он сделал имя, затем сделал популярной рубашку поло, уместную в любой ситуации. Но вряд ли он создал бы империю, если бы его маркетинговый нюх ограничивался лишь галстуками и пиджаками в стиле английской аристократии. Лорен сделал интернет-магазин раньше, чем об этом задумались бренды массмаркета, перед его магазином на Манхэттене есть сенсорный экран, с помощью которого можно купить любую вещь в любое время суток. Сегодня Лорен занимает 74 место с рейтинге самых богатых американцев, с состоянием $6,2 млрд.

Наследница этого состояния — Дилан Лорен, не менее успешный бизнесмен, чем ее отец. В 2001 году она основала Dylan"s Candy Bar — кондитерскую сеть, в которую входят несколько собственных магазинов, а также торговые точки в таких легендарных местах, как стадион Нью-Йорк Янкиз. Головной магазин на Манхэттене предлагает 5000 видов конфет, а кроме того — одежду и предметы ухода за ней. Дилан также активно участвует в деятельности фондов ASPCA (Американское общество против жестокости по отношению к животным) и Feed Foundation.

Семья Притцкер

Влиятельный бизнес-клан Притцкер из Чикаго провел нулевые в бесконечных тяжбах из-за семейных активов, пока не определился со структурой владения и управления. Одна из наследниц бизнес-империи Пенни Притцкер сегодня занимает пост министра торговли США. Томас — председатель совета директоров сети Hyatt Hotels. Джиджи — известный кинопродюсер. Джон — владелец сети бутик-отелей Commune Hotels. Братья Энтони и Джейби управляют семейной инвестиционной компанией Pritzker Group. Карен и ее муж Майкл — известные инвесторы. Лизель Притцкер Симмонс (на фото), которая в 2003 году судилась с отцом и другими родственниками по поводу раздела активов, также занимается инвестициями (один из ее экзотических проектов в Гане — переработка отходов жизнедеятельности человека в сгораемое топливо). 11 представителей династии — участники рейтинга миллиардеров по версии Forbes. Состоянием семья обязана Энтони Притцкеру (умер в 1986 году), который вместе с сыновьями основал Hyatt и активно вкладывался в различные активы, включая промышленный конгломерат Marmon Group, ныне принадлежащий Berkshire Hathaway Уоррена Баффетта.

На фото: обложка номера Forbes, ноябрь, 2003 года. Л изель Притцкер Симмонс.

Семья Бехтель

Bechtel — частная компания со 100-летней историей. Уоррен Бехтель, основатель фирмы, умер в Москве в 1933 году после путешествия по Сибири, завещав потомкам освоить огромные богатства нашей страны. Сегодня Bechtel — 4-я крупнейшая частная строительная компания в США. Несмотря на влиятельность, а скорее даже благодаря ей, семья основателя компании подвергается постоянным нападкам. Так, ее критиковали за финансовые связи с семьей Бен Ладена, из-за контрактов на восстановление Ирака после вторжения в 2003 году. Кроме того, во время нахождения на посту президента Джорджа Буша-младшего Бехтель обвиняли во взаимных коррупционных назначениях на должностные посты.

Тем не менее Стивен Бехтель-младший входит в список Forbes богатейших американцев с состоянием $2,9 млрд, а также в рейтинг филантропов.

На фото: обложка номера Forbes от 7 декабря 1981 года. На обложке Стивен Бехтель-младший.

Семья Дюпон

История семьи Дюпон началась в 1802 году, когда Элютер Ирэн Дюпон основал фабрику по производству пороха, превратившуюся в целую химическую империю. Отец Элютера Пьер Самюель де Пон де Немур, французский дворянин, входивший в свиту короля Людовика XVI, в 1800 году бежал от революции в США. Именно он привез формулу пороха, разработанную его учителем Антуаном Лавуазье. Но состояние Дюпоны заработали во время Первой мировой войны, на военных контрактах.

Наследницы химической империи Дюпонов Марианна Силлиман и Элинор Раст фигурировали в списках Forbes до 1994 года. Но когда аналитики взялись пересчитывать их богатство, оказалось, что они уже несколько лет мертвы.

С наследниками Дюпонов связана еще одна смертельная история. Джон Е. Дюпон, чье состояние в рейтинге 1986 года оценено в $200 млн, был осужден в 1997 году на 30 лет за убийство олимпийского борца Дейва Шульца. Наследнику был поставлен диагноз «параноидальная шизофрения», он умер в тюрьме в 2010 году. Истории убийства посвящен голливудский фильм «Охотник на лис», где Дюпона играет Стив Каррел.

В 2014 году еще один наследник Дюпон Роберт Ричардс был обвинен в изнасиловании своей 3-летней дочери.

Сегодня корпорацией DuPont управляет Аурелия Дюпон.

На фото: президент корпорации DuPont в 1962 году Кроуфорд Гринвальт на фоне портрета основателя компании.

Северный Делавер называют страной Дюпонов: дорога, ведущая в город Уилмингтон, носит имя Дюпон-хайвэй, да и в самом Уилмингтоне им принадлежит решительно все - от заводов и банков до компьютерной корпорации.

Окружающие Уилмингтон городки кажутся кусочком Франции - то и дело мелькают дорожные указатели: Немур, Шеанн. Боре де Фоссе, Моншанэ и Грануа. На улицах каждого из них еще недавно преобладала французская речь - сто лет подряд Дюпоны брали на работу преимущественно французов.

Для сторонних людей «Дюпон де Немур» - гигантская транснациональная компания: размер состояния в активах - 211 миллиардов долларов, филиалы в Европе и Латинской Америке, мировая монополия на нейлон, орлон, дакрон и тефлон, десятки химических заводов, производство самолетов и оружия. К середине двадцатого века Дюпонов было уже около полутора тысяч; пятьсот человек считались мультимиллионерами, двести пятьдесят входили в ближний круг семьи, восемь вершили ее судьбу.

Андре Дюпон с женой,
20-е годы

Делавер привык к Дюпонам: Эдвард Дюпон, первый вице-президент Уилмингтонской трастовой компании - центра финансового могущества клана, вплоть до недавнего времени посиживал вместе со своими менеджерами в городском клубе и был одним из лучших прихожан городской церкви.

Знаменитые охоты и балы Дюпонов уходят в далекое прошлое - после Первой мировой войны, принесшей им сотни миллионов, они охотились на лис, сидя на кровных жеребцах, окруженные ловчими и сворами гончих, в камзолах восемнадцатого века, треуголках и пудреных париках. На семейных праздниках они танцевали в костюмах маркизов и маркиз времен Людовика XV и разъезжались по домам в золоченых каретах - их усадьбы, выстроенные на манер феодальных замков и версальских дворцов, до сих пор окружают Уилмингтон.

Вот уже около двухсот лет Дюпоны олицетворяют особый аристократический стиль - не бросающееся в глаза богатство и эффективная власть; об их семейных тайнах, адюльтерах, самоубийствах, внезапных и трагических смертях, о преследующем этот род безумии в городе до сих пор рассказывают легенды. В парадном зале Уилмингтонской трастовой компании висят потемневшие родовые портреты: галерею открывают светловолосая дама и статный широколицый господин в пудреном парике.

Официальная родословная Дюпонов описывает встречу основателей династии в идиллических тонах: хрупкая белокурая девушка сидела в своей мансарде на улице Ришелье, рисовала миниатюры и смотрела в окно напротив. Там принимал красивые позы, упражняясь в благородном искусстве фехтования, крепкий молодой человек Пьер Самюэль Дюпон, ее сосед-часовщик: финту сменял пресек, шпага вонзалась в нарисованную на стене мишень...

Один из фамильных портретов
начала 19 века

У Анны Александрины были большие голубые глаза, нежная кожа и сильно развитое воображение: она мечтала о великой любви и видела в соседе (крупный нос, гордая стать и широко развернутые плечи) воплощение всех совершенств.

Анна Александрина, в 8 лет оставшись сиротой, до шестнадцати жила из милости у богатых родственников - у дядюшки с тетушкой подрастала собственная дочь, и девочки подружились. Когда же они превратились в барышень, воспитаннице предложили место экономки в дальнем поместье - в противном случае та могла идти на все четыре стороны.

Она выбрала последнее: теперь, поселившись на улице часовщиков, бесприданница зарабатывала на жизнь тем, что разрисовывала циферблаты.

Спустя несколько месяцев Самюэль и Анна Александрина поженились: кавалер-часовщик был протестантом и, узнав, что хорошенькая соседка разделяет его веру, решил повести ее под венец. Она перенесла свои пожитки через улицу Ришелье и поселилась в той самой комнате, где когда-то впервые увидела мужа. Анне Александрине - всего шестнадцать. Через несколько лет она жестоко разочаруется в своем браке.

Одним из главных жизненных принципов господина Дюпона было глубокое невежество: его предки исповедовали протестантизм (и в католической Франции считались диссидентами), многие из его друзей-гугенотов сидели в тюрьмах, потому Самюэль и предпочитал не высовываться. У него был свой метод самосохранения: господин Дюпон не умел ни читать, ни писать - стало быть, королевские чиновники не могли обвинить его в том, что он изучает запрещенные книги. Он не знал ни одной буквы и ни единой цифры и в придачу ко всему был упрям как осел и самовлюблен как павлин.

Образованной и воспитанной Анне Александрине приходилось с ним нелегко. Их сын Пьер рос необыкновенным ребенком. На отца он походил лишь огромным, точно орлиный клюв, носом (большой нос до сих пор остается наследственной чертой Дюпонов - как тяжелая челюсть Габсбургов или оттопыренная губа Бурбонов). Пьер с детства был хром, слаб и нездоров, зато отличался блестящей памятью и быстрым умом: в двенадцать лет он знал назубок французскую грамматику и свободно переводил с латыни.

Пьер оказался добрым мальчиком: когда рыжая, конопатая и глупая кузина Марианна заболела оспой, братец просиживал у ее постели сутками и в результате заразился. Через несколько дней врачи, не обнаружив у него пульса, констатировали смерть. Всю ночь перед похоронами убитая горем Анна просидела у гроба сына, молясь за упокой его души. К утру мать задремала, как вдруг ее разбудил крик Пьера: мальчик выжил, хотя лицо его было безнадежно изуродовано.

Щеки и лоб покрыли следы от оспы, один глаз поразила дальнозоркость, другой - близорукость: с годами Пьер Дюпон решил, что таким образом судьба отмечает своих избранников. «Я благодарен природе и случаю, - писал он в своих мемуарах, - за то, что они подарили мне возможность обладать всем диапазоном зрения». Мать рыдала, отец заставил сына заниматься фехтованием - Самюэль Дюпон считал шпагу универсальным средством, укрепляющим тело и дух. По вечерам они отрабатывали выпады, а дни проводили за работой: отец решил сделать из сына часовщика.

Так прошло несколько лет, а потом Анна Александрина умерла родами. Перед смертью, соединив руки мужа и сына, она произнесла: «Постарайтесь жить счастливо».

Этого им не удалось, - после смерти матери Пьер сбился с пути истинного. Он свел знакомства с начинающими писателями и молодыми актерами, вместе с ними пил, пропадал за кулисами и ходил по борделям. К тому же молодой человек ударился в сочинительство стихов и пристрастился к пустым размышлениям: он закрывался на чердаке и часами медитировал, уставясь в потолочную балку. Однажды, застав Пьера за этим занятием, отец избил его как собаку, а затем вышвырнул из дома.

Хромой, изуродованный оспой, полуслепой юноша очутился на улицах Парижа без гроша в кармане - так начиналась блестящая карьера Пьера Дюпона (Pierre Samuel du Pont), публициста и коммерсанта, друга американского президента и приближенного французского короля.

Друзья не дали бедняге умереть с голода - знакомый часовщик взял его на работу. Через несколько лет Пьер пришел в мастерскую отца, держа в руках великолепные часы в корпусе из резного дуба, с чеканным серебряным циферблатом. На нем была выгравирована надпись: «Сконструировано и сделано сыном Дюпона, посвящается отцу».

Пьер молча поклонился, вручил Самюэлю подарок и ушел из родного дома - на сей раз навсегда. Так он отдал сыновний долг и навсегда избавился от чувства вины. А что батюшка так и не смог прочесть посвящение и не понял его смысла даже тогда, когда ему на помощь пришел грамотный сосед, - до этого Пьеру не было ни малейшего дела.

С тех пор прошло немало лет, но больше Самюэль Дюпон никогда не видел сына. Пьер не пришел даже на его похороны - теперь он жил другой жизнью. Пьер Дюпон стал другом и советником премьер-министра Франции, барона Тюрго, редактировал влиятельный журнал, удачно спекулировал на бирже и бывал на приемах у короля.

А началось все с того, что Пьер Дюпон написал экономическое эссе, которое случайно попалось на глаза барону Тюрго. Сановника поразили стиль и совершенство аргументации, и он взял юное дарование под свое крыло. Вскоре Пьеру предложили отличное место с большим жалованьем.

Карьера была обеспечена, теперь он мог подумать и о семье. Когда он был нищ и гоним, его приютили родственники матери, господа Дор. В их поместье жила Шарлота Мария Луиза Ле Дэ, тоже приходившаяся Пьеру дальней родней. Она была чуть перезрелой девушкой (в то время ей уже сравнялось восемнадцать), и ближайшего соседа, пятидесятипятилетнего сборщика налогов, вдовца, вогнавшего в гроб двух жен, покровители Марии Луизы считали неплохой партией. Пьер всегда отличался рыцарскими наклонностями, а Мари была умна и хороша собой, и он бросился ей на помощь, пообещав жениться. Молодой человек попросил дать ему два года - за это время он обещал привести свои дела в порядок.

Юный Дюпон сдержал обещание, хотя к тому времени уже стало ясно, что любви нет и в помине. Впрочем, это не помешало Мари Ле Дэ подарить ему двух сыновей - один из них, следуя уже сложившейся семейной традиции, восстал против отца...

В парадном зале Уилмингтонской трастовой компании висят портреты обоих сыновей Пьера Дюпона. Рослый темноволосый красавец Виктор не хотел учиться и проваливал любое дело: он как две капли воды походил на своего деда, Самюэля Дюпона. Младший, Элетер Иренэ, унаследовал черты и талант отца: небольшой рост, твердый рот, ярко выраженные способности к наукам и серьезное отношение к жизни. Пьер отправил его на обучение к своему другу, знаменитому химику Лавуазье, возглавлявшему пороховые шахты французского королевства. Через несколько лет Элетер Иренэ знал о порохе решительно все: именно он и заложил основу империи Дюпонов.

Но прежнюю жизнь смела революция - в 1799 году Дюпоны бежали из Франции, ибо были среди тех, кто пытался защитить короля. Отец и сыновья вместе с верными Людовику XVI придворными отстреливались от санкюлотов во дворце Тюильри, затем, чудом избежав гильотины, залегли на дно - и все же не смогли устроиться в новой жизни.

Вышедший из Тулона корабль «Американский орел» был нагружен их мебелью, роялями и столовым серебром. Весь трехмесячный путь через Атлантику Дюпоны охраняли свое добро с обнаженными шпагами в руках - команда не внушала им доверия.

«Американский орел» причалил в Ньюпортской бухте Род-Айленда, Дюпоны сошли на берег и направились к ближайшему дому. Пьер постучал - ему не открыли; он заглянул в окно и увидел накрытый стол. Звонили колокола, в церкви шла рождественская служба, хозяев дома дожидались индейка и яблочный пирог, которых они так и не попробовали: Дюпоны вломились в дом и во имя свободы, равенства и братства съели все, что стояло на столе.

Занимался рассвет морозного утра 1 января 1800 года - начинался новый век, и в Америке он стал веком Дюпонов. Они привезли с собой двести тысяч франков наличными - перед отъездом из Франции Пьер Дюпон для земельных спекуляций учредил акционерное общество «Понтиания» и выпустил акции. Но Америка кишела своими спекулянтами, которые давно взвинтили цены на неосвоенные земли. Тогда Пьер Дюпон занялся контрабандой испанского золота, в чем тоже не преуспел.

Он так и не разбогател, зато внес вклад в историю - Дюпон-старший еще во Франции познакомился с будущим президентом США Томасом Джефферсоном, и тот доверил ему посредничество на переговорах между Францией и США. Благодаря Дюпону Наполеон продал Америке Луизиану, и ее территория увеличилась вдвое. Соединенные Штаты сэкономили на этой сделке кучу денег, но сам Пьер Дюпон не нажил на ней ни цента.

Виктор вытеснил его из бизнеса и, став главой фирмы, окончательно развалил "Понтианию". Пьер впал в меланхолию и через несколько лет умер. Виктор ненадолго пережил отца, скончавшись на нью-йоркской улице от сердечного приступа.

Теперь семью возглавил Элетер Иренэ (Eleuthere Irenee du Pont). За время его правления Дюпоны превратились в закрытый, окутанный легендами, живущий по собственным законам клан.

У Иренэ было трое сыновей и двадцать четыре внука. Они увлекались химией, пробовали свои силы в бизнесе, и семейное дело по традиции досталось самому одаренному и изворотливому.

Дюпоны больше не занимались землей - теперь они делали деньги на смерти...

Тихий, замкнутый Элетер нисколько не походил на дельца. Он был тем, чем казался: ученым до мозга костей, человеком, помешанным на химических формулах.

В придачу к своим академическим достоинствам новый глава клана был наблюдателен и обладал чувством конъюнктуры. Америка оказалась страной вооруженных людей, а Элетер Иренэ умел делать лучший в мире порох.

И вскоре в местечке Брендивайн завертелись жернова пороховых мельниц, а увлечение теорией взрывчатых веществ у Дюпонов отныне стало наследственным. Правда, имя они сменили: в демократической Америке плебеи Дюпоны превратились во французских аристократов дю Пон де Немур.

Дети парижского часовщика стали величать себя как маркизы, Немур - поселок, где Пьер Дюпон познакомился с Мари Ле Дэ, превратился в их родовое поместье.

О том, что происходит в мире, жители Брендивайна узнавали не из газет. Здесь располагались пороховые заводы Дюпонов, и если где-то шла война, шахты работали в две смены. Впрочем, об этом быстро узнавали и в соседних городках - в спешке рабочие забывали о правилах безопасности, и взрывы слышались за десятки километров, а огненный столб порой швырял людей через реку, на улицы соседнего поселка.

Дюпоны кормили всю округу, и к ним относились с почти религиозным почтением - они были удачливы, богаты и делали все более совершенный порох. Но любви к ним не испытывал никто: на их шахтах погибло слишком много мужчин из Брендивайна.

Истории, которые ходили о них в городе, больше напоминали страшные сказки, что рассказывают детям на Хэллоуин. Старики говорили, что у клана Дюпон особая судьба: они по-разному живут, но одинаково умирают.

Не случайно ведь Элетер Иренэ, переживший брата на семь лет, схватился за сердце на той же нью-йоркской улице, что и Виктор, и умирать его отнесли в тот же номер той же самой гостиницы.

Говорили, что им всегда приходится платить за свои грехи: при Альфреде Дюпоне (Alfred I.du Pont), сыне Иренэ, возглавившем компанию в 1837 году (если верить портрету, у него были большой нос, мясистые щеки и острый, пронизывающий взгляд), пороховые шахты работали круглосуточно. Несчастные случаи следовали один за другим - в результате он пережил такое сильное нервное потрясение, что был вынужден отойти от дел.

Вспоминали и о тени несчастного Коуэна, бывшего рабочего дюпоновских шахт. Кое-кто из стариков клялся, что сам видел его бродящим у дома Генри Дюпона, младшего брата и преемника Альфреда: в одной руке призрак держал Библию, в другой - ту самую веревку...

В 1852 году взорвались две пороховые шахты, и Генри обвинил в этом Коуэна. Бедняга поклялся на Библии в том, что его вины здесь нет, но Дюпон выставил его за дверь, и той же ночью Коуэн повесился. Старики толковали о возмездии: через несколько лет при взрыве шахты погиб Алексис Дюпон. Когда брату закрыли глаза, Генри Дюпон поседел.

Во время войны Севера и Юга шахты взрывались 11 раз: погибло 43 человека, сотни людей были изувечены. За это Дюпонам тоже пришлось заплатить: судьба отыгралась на бедной Шарлотте Шепард Хендерсон Дюпон, одной из самых красивых женщин своего времени.

Она происходила из старинной южной семьи. Братья сражались на стороне конфедератов, а семья мужа вооружала армию Линкольна, и бедная Шарлотта оказалась между двух огней: те, кто был ей дорог, стали врагами. Домом командовала свекровь, дама волевая и властная.

Дело кончилось нервным срывом, от которого Шарлотта так и не оправилась и через несколько лет умерла в приюте для умалишенных. Ее муж Иренэ Дюпон II в том, что случилось, обвинил мать и вплоть до своей смерти не сказал ей больше ни слова.

Кое-кто в Уилмингтоне до сих пор уверен в том, что Дюпоны обладают особым даром: они делают несчастными и себя, и своих близких. Однако большинство не верит в это: времена, когда Дюпоны торговали смертью, канули в прошлое. Теперь у них вполне "вегетарианский" бизнес: нейлон, орлон, тефлон, колготки, ветровки, неподгорающие сковородки, минеральные удобрения, лекарства - всего более двадцати тысяч наименований различных товаров.

Уоллес Каротерос

Но уилмингтонские сплетники нет-нет да и вспомнят судьбу Уоллеса Карротерса (Wallace Hume Carothers). Изобретатель нейлона, приносящего Дюпонам 4,5 миллиарда доларов в год, сделавший женские талии тонкими, а животы плоскими, умер в безумии и безвестности. Он бился над формулой нейлона почти десять лет - с 1928-го по 1937 год, открыл ее и угодил в психиатрическую клинику.

А выйдя из больницы и отпраздновав свой сорок первый день рождения, заперся в гостиничном номере и принял цианистый калий. Жена Карротерса была на втором месяце беременности, но его это не остановило.

Очередной повод посудачить о Дюпонах появился в 1995 году, когда Джон Дюпон (John du Pont), уже немолодой джентльмен, всю жизнь занимавшийся биологией, в припадке внезапного безумия пристрелил приятеля, олимпийского чемпиона по борьбе Джорджа Шульца, заехавшего к нему пропустить стаканчик виски. Адвокаты сработали хорошо, и Джона Дюпона признали умалишенным.

Это было большой удачей: в самом худшем случае ему грозило пожизненное заключение, за убийство без отягчающих обстоятельств могли дать от двадцати восьми до сорока лет, а он отделался пятью годами психиатрической лечебницы.

Те, кто раньше видел Джона, не узнали его в зале суда: спутанная борода, длинные, грязные, за одну неделю поседевшие волосы... Когда присяжные вынесли вердикт, отец убийцы сказал, что срок, на который его осудили, большого значения не имеет: в арестантской робе или без нее, но всю свою оставшуюся жизнь Джон Дюпон проведет в заключении.

Ровно через год его выпустят из психиатрической клиники, и он поселится вдали от людей, в поместье Дюпонов, расположенном в Филадельфии. Там, где доживала свой век одна из родственниц Джона, безумная Шарлотта Шепард Хендерсон Дюпон.

Но сами Дюпоны не склонны верить зловещим легендам о семейном проклятии, преследующем их род. Губернатором штата Делавер долго был нынешний глава семейства Дюпон - Пьер Самюэль-четвертый, обходительный и воспитанный господин, бывший кандидат в президенты США.

Каждый год многочисленный род увеличивается примерно на тридцать крепких, краснощеких, большеносых малышей. Империя Дюпонов расширяется, работающие на него ученые изобретают все новые высокотехнологичные, облегчающие человеческую жизнь игрушки. А полторы тысячи акционеров, имевших счастье родиться под фамилией Дюпон, живут в мире и довольствии.

Имя Орели Дюпон хорошо известно как во Франции, так и за ее пределами. Более 20 лет эта выдающаяся балерина была ведущей солисткой Opera de Paris. Талант танцовщицы вдохновил режиссера Седрика Клапиша на создание документального фильма «L’espace d’un instant», посвященного трудовым будням примы. Несколько лет назад Орели посетила Москву, чтобы принять участие в церемонии награждения и концерте лауреатов ежегодной премии «Benois de la Danse». Находясь на пике славы и профессиональных возможностей, 28 мая 2015 года 42-летняя этуаль попрощалась со сценой. Говорили о том, что художественный руководитель балета театра Бенжамен Мильпье предложил ей пост главного репетитора труппы. Однако 4 февраля пришла новость о том, уже с 1 августа она возглавит балетную труппу вместо самого Мильпье, покидающего свой пост досрочно.

Среди уходящего поколения звезд Парижской оперы Орели Дюпон несомненно была и остается самой яркой. Карьера танцовщицы с самого начала складывалась очень успешно. Будучи зачислена в труппу в возрасте 16 лет, она за чрезвычайно короткий срок поднялась до высшей ступени балетной иерархии. Звание этуали ей принесла партия Китри в нуриевской редакции «Дон Кихота».

Пожалуй, главным профессиональным достоинством Орели Дюпон является универсальность. Она одинаково хорошо может исполнять классику, неоклассические постановки, современную хореографию. В репертуаре балерины присутствовали спектакли как прославленных балетмейстеров XIX столетия – Мариуса Петипа, Жюля Перро, так и великих мастеров XX века – Джорджа Баланчина, Джерома Роббинса, Пины Бауш, Ролана Пети, Джона Ноймайера и др.
За свою продолжительную карьеру Орели Дюпон выступила в заглавных партиях более чем 30 балетов: от традиционной версии «Лебединого озера» до эпатирующих новинок вроде «Сиддхартры» Анжелена Прельжокажа. Интересно сравнивать одних и тех же ее героинь в разных постановках. Например, классическая «Жизель» и знаменитая «Жизель» Матса Эка, в которой возлюбленная Альберта с самого начала пребывает в состоянии безумия. В обоих случаях хореографическая и драматическая сторона таланта танцовщицы оказывалась на высоте.

Да что там талант! Ей достаточно было просто появиться на сцене, и зал уже замирал в восхищении. Идеально правильные черты лица в сочетании с утонченной фигурой и густыми темными волосами рождали образ Мадонны, воспроизведенный Леонардо. Де-журную балетную улыбку Орели категорически не признавала. На-против, сосредоточенное, умное выражение лица, делавшее ее в глазах некоторых критиков малообаятельной, стало визитной карточкой стиля танцовщицы. Безупречная техническая оснащенность гармонировала с врожденной грацией, пластичностью, великолепным чувством позы и аристократическим благородством примы. Орели Дюпон не из тех, кто делал 32 фуэте ради показа собственных виртуозных возможностей. Каждую партию она тщательно вынашивала, основательно репетировала, вживалась. И даже на сцене, вдохновляясь театральной атмосферой, никогда не теряла самоконтроль.

Еще одно удивительное качество балерины – потрясающая музыкальность. Чтобы она не исполняла – балеты Чайковского или современные спектакли, где зачастую в качестве музыкального сопровождения выступает металлический скрежет, – видно, как она вслушивается в музыку, реагируя на малейший поворот в партитуре. Это редкое для балерины умение придавало каждому ее движению органичность и особый, неуловимый шарм.

Постоянными партнерами Орели Дюпон на сцене Opera de Paris были такие блестящие танцовщики, как Николя Ле Риш, Манюэль Легри и др. Прощальным подарком примы парижской публике стал балет «Манон» Кеннета Макмиллана, исполненный с приглашенным премьером театра Ла Скала Роберто Болле. С недавнего времени Орели больше времени уделяла семье и воспитанию ребенка, но с миром хореографии порывать не планировала. Теперь же можно с уверенностью сказать: «Aurelie, мы не прощаемся!»

Анастасия Попова,
IV курс ИТФ

Aurélie Dupont, l"espace d"un instant 2009 - Франция

Режиссер: Седрик Клапиш

Фильм о французской балерине Орели Дюпон, Этуали национальной Парижской оперы (Paris Opera Ballet). Седрик Клапиш следовал за ней в течение трех лет, чтобы снять этот документальный фильм. Зритель имеет возможность увидеть невероятно красивую и талантливую женщину на сцене и за кулисами. Седрик Клапиш показывает ее неизменную любовь к танцу, к своей работе, ее стремление к совершенству, потребность к выходу на сцену. Это история о тяжелой повседневной работе, дисциплине, об отношении к своему телу. Это портрет женщины, прекрасной, как звезда, свежей, как роза, и выносливой, как солдат. Режиссер восхищается ее полной самоотдачей. Но Орели Дюпон - не только талантливая Балерина, но и любящая жена и мать. В фильме использованы материалы из личного архива балерины, а также отрывки из балетов, где она исполняет ведущие партии: Одиллии в балете "Лебединое озеро" Чайковского, Маргариты в "Даме с камелиями" (хореография Дж.Ноймайера), Констанцы в "Парке" Анжелена Прельжокажа, Раймонды в одноименном балете А.К. Глазунова (хореография Р.Нуриева). (Без перевода, на французском языке).

Обычно балерины - скорее «пушинки», но Ульяна - балерина крупная. Ее рост - 178 сантиметров, размер ноги - 41. Но все недостатки она своим талантом превратила в достоинства - когда видишь ее работу на сцене, она кажется совершенно невесомой. Тонкая, невероятно изящная и грациозная, она обычно воплощает образы нежные и лиричные, такие, как Жизель.

Прима-балерина «Большого театра», обладательница премии Benois de la Danse, известной в мире как «Балетный оскар». В 2008 году получила титул «этуаль» (звезда) от миланского «Ла скала». Выступает на лучших балетных площадках мира и отличается широким диапазоном ролей - ей удаются и лирические, и характерные героини.

Прима-балерина Мариинского театра, очень характерная балерина с яркой внешностью и очень красивыми волосами. Известность получила благодаря сольному номеру «Кармен», блестяще справилась и с ролью Жизели, и со сложнейшей партией Одетты-Одиллии в постановке Американского балетного театра. Исполняла главные партии на сцене «Ла скала», Берлинского государственного балета и других театров. Имеет несколько сольных проектов.

Еще одна балерина с достаточно нетипичными физическими данными - у Полины четвертый размер груди, поэтому костюмы для ее выступлений шьются с учетом ее пышных форм. Костюмерам приходится помучиться, прежде чем придумать, как сделать так, чтобы грудь не мешала танцам. Зато зрители от Полины Симеоновой в восторге. Сейчас она в основном танцует в США и, по договоренности, в Михайловском театре.

Легендарную французскую балерину в мае проводили «на пенсию», но мы не могли не упомянуть о ней в нашей подборке. Балерине исполнилось 42 года, но она по-прежнему очень хороша. Орели поступила в труппу Гранд Опера еще при Рудольфе Нурееве, в 16 лет, и продержалась в ней дольше всех балерин своего поколения. Поворотным моментом в ее карьера стала работа с легендарным немецким хореографом Пиноу Бауш, которая сказала ей: «Я выбрала тебя за твою слабость, а не за твою силу. В ней твоя красота». В дальнейшем именно на этой прекрасной слабости и делала акценты Орели.

Екатерина Кондаурова

Прима Мариинского театра. Балерина с характером, за что ее даже сравнивали с Майей Плисецкой. Екатерина будто создана для танца яркого, страстного, драматического. Невероятно гибкая и грациозная балерина. Часто исполняет работы современных хореографов. Так же как и Светлана Захарова, является обладательницей балетного «Оскара».

Прима-балерина Королевского балета Великобритании. Родилась в Бухаресте, обучалась балету в Киеве. После победы в международном балетном конкурсе получила стипендию на обучение в школе Королевского балета, и позже стала его солисткой. Очень любит исполнять партию из «Жизели». Одна из интересных ролей - в балете «Евгений Онегин», где она исполняет роли и Татьяны, и Ольги.

Молодая прима Мариинки. В 18 лет танцевала партию Одетты-Одиллии на сцене Венской оперы. Через 6 лет - танцевала в этой же роли на сцене «Ла скала». Очень техничная, быстрая, гибкая балерина, в основном посвящает себя классическому балету.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: