Негры в наса. “Скрытые фигуры”: очередная толерантная история. Основано на реальных событиях

  • Помимо продюсирования фильма Фаррел Уильямс также курировал создание музыки к фильму и отбор песен для его саундтрека.
  • В это фильме вновь воссоединились Октавия Спенсер и Кевин Костнер, которые ранее играли вместе в фильме «Черное и белое» (2014).
  • Махершала Али и Жанель Моне ранее вместе снимались в фильме «Лунный свет» (2016). Оба фильма были в номинации «лучший фильм» 89-й премии «Оскар», в конечном итоге награду получил фильм «Лунный свет» (2016).
  • В фильме есть сцена, в которой Джон Гленн просит, чтобы Кэтрин Джонсон перепроверила все цифры по его миссии, и если она подтвердит, что цифры верны, то он полетит. Такой момент был на самом деле, только Гленн просил о проверке цифр за несколько недель до старта, а не перед самым запуском на мысе Канаверал.
  • Когда Тараджи П. Хенсон утвердили на главную роль, она отправилась на встречу с реальной Кэтрин Джонсон, которой на тот момент было 98 лет, чтобы обсудить с ней персонажа, которого Хенсон предстояло сыграть. Из их беседы Хенсон выяснила, что Джонсон окончила школу в 14 лет, а колледж в 18. И несмотря на свой преклонный возраст смогла сохранить поразительную ясность ума. В последствии, когда Джонсон увидела фильм, она выразила свое искреннее одобрение того, как Хенсон изобразила ее, а кроме того ее сильно удивило то, что кто-то вообще захотел снять фильм о ее жизни.
  • Кэтрин Джонсон на самом деле не сталкивалась лично с проблемами с туалетными комнатами. Такая ситуация была не с Джонсон, а с Мэри Джексон. Она описала свое возмущение по поводу сложившейся ситуации коллеге, и в результате ее перевели в команду, работавшую с аэродинамической трубой. Джонсон изначально даже не знала о том, что в восточном крыле были туалеты только для белых. Она просто пользовалась уборными, на которых не было никаких пометок, и так продолжалось многие годы до того момента, как стали поступать жалобы.
  • Одним из проявлений дискриминации, которое ощутила на себе Кэтрин, стало то, что коллеги попросили ее использовать отдельный кофейник. Когда в фильме показывают столик с кофейником, хорошо видно название кофе - Chock Full o"Nuts. Использование этого бренда в контексте сегрегации является исторически верным. В 1957 году Chock Full o"Nuts стала одной из первых крупных компаний Нью-Йорка, которая сделал чернокожего вице-президентом компании. Мужчина, которого они наняли на эту должность, был Джеки Робинсон – бывший легендарный бейсболист, который также известен тем, что стал первым чернокожим игроком в Главной лиге бейсбола.
  • Для создания определенного настроения в различных сценах, была проведена работа с цветом. В помещениях NASA все было выполнено в холодных тонах – белый, серый, серебристый, а в офисе Эла Харрисона и в домах главных героинь цвета наоборот были сделаны теплыми.
  • Сцены дома у Дороти Вон, где женщины играют в карты и танцуют, снимались в историческом месте в Атланте, в доме, где встречались борцы за гражданские права – Ральф Абернати и Мартин Лютер Кинг.
  • В сцене, в которой Пол (Джим Парсонс) разговаривает с инженерами NASA о необходимости очень точных расчетов, для возвращения астронавта с орбиты, среди инженеров стоит Марк Армстронг, сын астронавта Нила Армстронга – первого человека, ступившего на Луну в ходе экспедиции корабля «Аполлон-11». Актер Кен Штрунк пригласил Марка Армстронга, чтобы он сыграл эпизодическую роль в этой сцене.
  • Несколько контрольных панелей в центре управления полетами были взяты из реквизита фильма «Аполлон 13» (1995). Эти же панели были модифицированы для использования в таких фильмах как «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть I» (2014) и «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть II» (2015).
  • На 89-й церемонии вручения премии «Оскар» перед объявлением победителя в номинации «лучший документальный фильм» Тараджи П. Хенсон, Октавия Спенсер и Жанель Моне пригласили на сцену 98-летнюю Кэтрин Джонсон. Весь зал аплодировал ей стоя.
  • Персонажи Пола Стаффорда (Джим Парсонс) и Вивьен Митчел (Кирстен Данст) не были основаны на реальных людях. Они представляют собой собирательные образы, передающие пренебрежительное отношение к людям с другим цветом кожи, которое было характерно для части сотрудников NASA в те времена.
  • У Кэтрин Джонсон действительно были дети на момент брака с Джимом Джонсоном, только они тогда уже были подросткового возраста.
  • В действительности Джон Гленн был намного старше на момент запуска, чем он показан в фильме. Запуск произошел в январе 1962 года, тогда Гленну был почти 41 год. Актеру же, который его сыграл, Глену Пауэллу, было 27 лет во время съемок.
  • Это уже второй раз, когда Тараджи П. Хенсон и Махершала Али сыграли двух влюбленных. Впервые это было в фильме «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008).
  • Сценаристка фильма Эллисон Шредер выросла рядом с мысом Канаверал. Ее бабушка и дедушка работали в NASA, а сама она, когда еще была подростком, стажировалась в NASA.
  • Октавия Спенсер ранее снималась с Джимом Парсонсом в 5 эпизоде 2 сезона сериала «Теория большого взрыва» (2007) (эпизод назывался «Альтернатива Евклида»). Спенсер играла сотрудника департамента автотранспорта.
  • В этом фильме у Октавии Спенсер и Кирстен Данст много совместных сцен. Обе актрисы ранее снимались в фильме «Человек-паук» (2002), но там у них не было общих сцен, а Спенсер играла лишь эпизодическую роль.
  • Тед Мелфи был одним из претендентов на режиссерское кресло в фильме «Человек-паук: Возвращение домой» (2017), однако в итоге снял свою кандидатуру, чтобы заняться фильмом «Скрытые фигуры» (2016).
  • Среди рассматривавшихся на главные роли актрис были Опра Уинфри и Виола Дэвис.
  • Это самый успешный проект с участием Кирстен Данст по сборам в США после франшизы «Человек-паук».
  • Это третий фильм Кевина Костнера, так или иначе захватывающий тему администрации Кеннеди. Первые два были «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе» (1991) и «Тринадцать дней» (2000).
  • Это уже третий раз, когда Октавия Спенсер снялась в фильме с одной из актрис из кинофраншизы «Человек-паук». В фильме «Прислуга» (2011) она играла с Брайс Даллас Ховард и Эммой Стоун. Обе актрисы исполняли роль Гвен Стэйси: Ховард в фильме «Человек-паук 3: Враг в отражении» (2007), а Стоун в фильмах «Новый Человек-паук» (2012) и «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» (2014). В фильме «Скрытые фигуры» (2016) Спенсер сыграла с Кирстен Данст, которая исполняла роль Мэри Джейн Уотсон в оригинальной трилогии о Человеке-пауке.
  • Ошибки в фильме

  • Когда по телевидению говорят об орбитальном полете Юрия Гагарина, время полета объявляют в стандарте UTC (всемирное координированное время). Этот стандарт был изобретен только в 1961 году, и тогда еще не получил название UTC.
  • В некоторых сценах в Лэнгли на крыше хорошо видна современная спутниковая антенна.
  • Когда не заводится автомобиль Chevrolet 1957 года, Дороти берет отвертку и замыкает что-то в верхней части двигателя, предположительно аккумулятор. Отвертку действительно использовали для того, чтобы замкнуть контакты и запустить стартер, но находились они у этой машины не в верхней части двигателя, а справа внизу.
  • Пока Мэри (Жанель Моне) наблюдает за полетом Джона Гленна на экране в витрине магазина за ее спиной можно заметить вывеску магазина мороженого «Cream». Такие магазины появились только в 2012 году.
  • В те времена употребления табака было распространенным явлением в офисах инженеров и на собраниях. Однако в фильме это не отражено.
  • Патрульный приезжает, чтобы сопроводить женщин в город, на машине Ford Galaxie 1964 года. Однако эти события происходят в 1961 году.
  • На инструкции к компьютеру IBM 7090 изображен несоответствующий тому времени логотип компании. Так логотип у компании IBM появился только в 1972 году.
  • На автомобилях в фильме можно заметить несоответствующие тому времени номера штата Вирджиния. На номерах этого штата в 1961 году буквы были черные и угловатые, а сам номер состоял обычно из 6 цифр, разделенных черточкой посередине. В фильме же на номерах синие шрифты, которые стали использовать только в начале 1990-х.
  • В сцене в начале фильма Кэтрин Джонсон в школе решает в уме задачку по умножению. Затем учитель проверят ее результаты на электронном калькуляторе. Электронные калькуляторы начали продавать только в середине 1970-х.
  • В одной из сцен, разворачивающейся в 1961 году, показывают оборудование IBM, которое стоит на поддонах и обмотано стрейч-пленкой. Такую пленку начали использовать для этих целей только в 1970-х годах.
  • В одной из сцен персонажи фильма пользуются пишущей машинкой IBM Selectric, которая впервые была представлена только в июле 1961 года.
  • Несколько машин в сценах на парковке NASA не меняют своего положения несмотря на то, что по сюжету проходят недели и даже месяцы.
  • В оригинальной версии фильма Пол несколько раз использует выражение «spot on» (в точку). Однако это выражение не было распространенным в 1960-х. Более подходящим термином для того времени было выражение «right on».
  • В кадрах мыса Канаверал и Космического центра Кеннеди видна подъездная дорога к стартовому комплексу 39 (LC 39). На самом деле строительство этого комплекса началось только в 1962 году, поэтому ни дороги, ни здания вертикальной сборки во время описываемых в фильме событий быть не могло.
  • У всех персонажей, которые носят очки, под определенным углом становится заметно, что линзы приобретают светло-фиолетовый оттенок. Это признак того, что на стеклах есть просветляющее покрытие, которые в 1961 году еще не наносили на линзы очков.
  • Четырехдверный темно-синий Chevrolet 1962 года можно заметить на парковке NASA и на церковном пикнике, однако события фильма в этих моментах происходят в 1961 году.
  • Телефонный провод, который использует Джон Гленн, это усиленный кабель с защитой от вандализма – таких кабелей еще не было в 1961 году.
  • В сценах, когда Кэтрин посещает демонстрацию, видны плакаты с именами и Никсона и Кеннеди, хотя выборы прошли в 1960 году, и Кеннеди уже стал президентом.
  • В офисе Эла Харрисона на полке стоят две модели самолетов – C-130 и C-5 Galaxy. C-130 уже производился в то время, но у него не было подобной раскраски, а C-5 Galaxy был спроектирован только в 1964 году.
  • В некоторых сценах фильма появляется черно-белый автомобиль Plymouth 1959 года. У него можно заметить очень большие диски, низкопрофильные шины и дисковые тормоза, которые используются в современных рестомодах.
  • В сцене в 1961 году на парковке NASA можно заметить Chevrolet Impala 1962 года, Chevrolet Nova 1962 года, зеленый Mercury Comet 1963 года и даже Mercedes-Benz 280, выпускавшийся в период с 1968 по 1973.
  • Среди новых телевизоров на витрине магазина можно заметить модель Muntz 1951-1952 года, которая вышла за 10 лет до описываемых в фильме событий.
  • В одной из сцен фильма мужчина подходит к принтеру, и в этот момент слышен звук матричного принтера. Однако в кадре показывают принтер IBM 716, который звучит совершенно по-другому.
  • За исключением персонажа Кевина Костнера у большинства мужчин стрижки не соответствуют тому времени, в котором разворачиваются события фильма.
  • Когда на несколько секунд показывают руки Кэтрин, когда она печатает отчет, можно заметить обручальное кольцо, однако по сюжету она и Джим обручились лишь спустя несколько месяцев после этой сцены.
  • Перфокарты, которые подготавливают для компьютера IBM 7090 не проткнуты. Но, когда их начинают загружать, это уже исправлено.
  • На встрече в Пентагоне Кэтрин записывает расчеты на доске. В один момент она начинает писать число 530, как 350, замечает это и сразу вносит изменения. В следующих кадрах, когда она отходит от доски, все цифры правильные, но не видно никаких следов того, что она вносила исправления.
  • Когда Кэтрин застает своих дочерей дерущимися в спальне, она утихомиривает их. Затем они расползаются по кроватям, и пижама на одной из дочерей меняет положение при смене кадра – она то сидит ровно, то сдвинута на бок.
  • В одной сцене, когда Кэтрин разговаривает с тремя своими дочерями в кровати, положение их рук при смене кадра резко меняется.
  • Ближе к концу фильма, когда Кэтрин разговаривает с Элом Харрисоном в диспетчерской, в разных кадрах ее ожерелье надето то поверх одежды, то под ней.
  • На карте Африки в главном зале Республика Мозамбик отмечена черным значком, как город, а не как страна.
  • В одной из сцен о компьютере IBM 7090 говорят, что он может выполнять 24 000 операций в секунду. На самом деле этот компьютер мог выполнять 100 000 операций с плавающей точкой в секунду.
  • Когда у героинь ломается машина, Дороти говорит, что стартер сломался. Однако при работающем двигателе сломанный стартер не привел бы к остановке автомобиля. Далее она говорит, что нужно просто обойти стартер, замыкает что-то под капотом, после чего двигатель запускается. Однако это невозможно. При неисправном стартере, чтобы двигатель завелся автомобиль пришлось бы толкать.
  • В фильме говорится о том, что Гленн должен был совершить семь полных оборотов по орбите, однако из-за проблем с теплозащитным экраном количество полных оборотов уменьшили до трех. В действительности изначально было запланировано всего три полных оборота. Кроме того, изменение плана полета свело бы на нет все предварительные расчеты, а также поменялась бы зона посадки, но обо всем этом в фильме ничего не говорится.
  • Корабль Джона Гленна совершает движение по орбите носом вперед, тогда как на самом деле он двигался теплозащитным экраном вперед.
  • В начале фильма показывают советскую ракету, которая доставляет собаку Лайку в космос. В верхней части ракеты видно капсулу «Восток». На самом деле Лайка летала в капсуле «Спутник». Капсула «Восток» использовалась только для пилотируемых полетов.
  • Когда Джона Гленна везут к стартовой площадке, его сопровождают две полицейские машины. Впереди едет патрульная машина со знаком штата Вирджиния, это та же самая машина, которая была в первой сцене фильма, однако стартовая площадка находится в штате Флорида.
  • В сцене с неудачным запуском явно использовались кадры взрыва шаттла «Челленджер».
  • Во время полетов Алана Шепарда и Гаса Гриссома показывают глобальную карту, на которой отслеживается их перемещение. Однако ни один из них не отдалялся от мыса на расстояние, превышающее 320 километров.
  • В сценах, в которых показывают работающий компьютер IBM 7090, у него не горят маленькие круглые огоньки на вертикальной панели. Мерцание этих огней является индикатором того, что компьютер работает.
  • Когда показывают полет Алана Шепарда в космосе, на фоне видна маленькая удаляющаяся Земля. В действительности Шепард совершал суборбитальный полет, и его космический корабль никогда не отдалялся на такое большое расстояние от Земли.
  • В первой сцене фильма, когда полицейские приезжают на машине, чтобы расследовать пропажу автомобиля, подразумевается, что они приезжают на патрульной машине штата Вирджиния. Однако полицейские машины этого штата никогда не были черно-белыми. Они были сине-серыми. Кроме того, форма полицейских не соответствует форме полиции Вирджинии того времени.
  • В одной из сцен модель компьютера называют «семьдесят-девяносто». На самом деле IBM 7090 называли «семь-ноль-девяносто», потому что это была транзисторная версия модели 709.
  • Персонаж Махершала Али – полковник национальной гвардии, что означает, что он отслужил в армии примерно 15-17 лет. Но несмотря на это, на его униформе отмечен только его ранг и скрещенные пушки полевой артиллерии. Также там должны быть значки с его именем и подразделением. Также отсутствуют какие-либо квалификационные значки, включая Значок боевого пехотинца и Значок пехотинца с повышенной подготовкой.
  • Когда Джон Гленн готовится к полету, он появляется в «белом зале» без шлема и просит обновленных данных по расчетам. Во времена космической программы «Меркурий» на астронавтов один раз надевали космический костюм вместе со шлемом в ангаре 14, затем костюм проверяли на герметичность, и после этого астронавт не снимал шлем и в «белом зале» он должен был быть в нем.
  • Во время запуска корабля с Джоном Гленном говорится об отсечке маршевого двигателя, при этом показываются кадры отсоединения стартовых двигателей.
  • В одной из сцен Мэри Джексон говорит о том, что судья окончил Университет Джорджа Мейсона, однако этот университет начал свою работу лишь в 1965 году. Судя по акценту, судья родом из восточной части Вирджинии и более вероятно, что он бы посещал такие учебные заведения как Университет Вирджинии или же Колледж Вильгельма и Марии.
  • В середине фильма репортер по телевидению говорит о том, что это важный исторический момент для мыса Канаверал и в оригинальной версии фильма произносит фразу «Freedom 7 will be launched into space at an altitude of about 116 miles an hour» (Космический корабль Freedom 7 поднимется в космос на высоту около 116 миль в час). Очевидно актер оговорился и речь шла только о высоте, и не имелась в виду скорость.
  • Во время сцены в церкви у полковника Джима Джонсона фуражка рядового. Поскольку он является полевым офицером, его фуражка должна выглядеть по-другому – с золотым подбородочным ремнем и другими отличительными особенностями.
  • Когда доставляют компьютер IBM, выясняется, что он не пролезает через дверь. Тогда рабочие начинают ломать стены, при этом компьютер стоит рядом в коридоре. На самом деле никто не стал бы ломать стены рядом с новым компьютером, поскольку пыль от штукатурки привела бы его в негодность.
  • По положению рычага передач можно заметить, что Дороти на самом деле стоит, когда показывают, что она едет на своем Chevrolet 1957 года. А в некоторых кадрах, когда она едет на полной скорости, рычаг находится в положении второй передачи.
  • В штате Вирджиния у машин всегда были номерные знаки и спереди, и сзади. В фильме у героинь номерные знаки только сзади.
  • На задней стенке компьютера IBM 7090 можно заметить розетку 110В. Наличие этой розетки говорит о том, что компьютер был вероятно взят в Музее компьютерной истории, где и ее и добавили, чтобы запитать дисплеи.
  • На протяжении почти всей истории человечества женщин отговаривали, разубеждали и даже запрещали им заниматься научной деятельностью, а особенно математикой. Однако некоторые упорно продолжали заниматься самообучением наперекор традициям.

    Изменившие мир достижения этих 15 известных женщин-математиков дали нам более чистые и эффективные больницы, статистические графики, основы для компьютерного программирования и подготовку первого космического полета.

    Гипатия Александрийская была первой известной нам женщиной, преподававшей математику. Ее отец Теон Александрийский был знаменитым математиком в Александрии, он известен комментариями относительно работ Евклида и Птолемея. Теон сначала преподавал математику и астрономию своей дочери сам, а затем послал ее в Афины изучать работы Платона и Аристотеля. Гипатия сотрудничала с отцом, писала собственные комментарии и читала лекции по математике, астрономии и философии.

    Эмили дю Шатле (1706-1749)

    Эмили дю Шатле родилась в Париже. Мать думала, что интерес дочери к математике неприличен, отец же поддерживал любовь дочери к наукам. Девушка первоначально использовала математические навыки и таланты, чтобы играть в карты на деньги, которые затем тратила на покупку книг по математике и лабораторного оборудования.

    Ее муж часто путешествовал, что предоставляло Эмили достаточно времени на изучение математики и написание научных статей (а также на интрижку с Вольтером). С 1745 года и до самой своей смерти дю Шатле работала над переводом работ Исаака Ньютона. Она даже добавила к ним свои собственные комментарии.

    Софи Жермен (1776-1831)

    Ей было только 13, когда она развила активный интерес к математике; ответственность за это можно возложить на Французскую революцию. Поскольку вокруг ее дома бушевала борьба, Жермен не могла исследовать улицы Парижа, вместо этого она исследовала библиотеку своего отца, самостоятельно изучая латинский и греческий, а также читала уважаемые математические труды.

    Так как возможности получения образования у женщин были ограничены, Жермен тайно училась в Политехнической школе, используя имя зарегистрированного студента. Это работало до тех пор, пока учителя не заметили необъяснимое улучшение математических навыков студента.

    Жермен известна, прежде всего, своей работой над Последней теоремой Ферма, которая, как полагали в то время, была одной из самых сложных математических задач.

    Мэри Сомервилль (1780-1872)

    Когда в 16 лет Мэри Сомервилль столкнулась с алгебраическим символом в случайной загадке, она начала бредить математикой и стала самостоятельно изучать ее. Ее родители страшно переживали из-за склонностей дочери, ведь в то время была популярна теория о том, что изучение сложных предметов могло повредить психическому здоровью женщины. Но Сомервилль продолжала учиться.

    Она переписывалась с Уильямом Уоллесом, преподавателем математики в Эдинбургском университете, и решала математические задачи на различных конкурсах, завоевав серебряный приз в 1811 году. Ее перевод и комментарии к Астрономической механике сделали ее почетным членом Королевского астрономического общества.

    Ада Лавлейс (1815-1852)

    Лавлейс родилась во время короткого брака поэта Джорджа Гордона Байрона и Анабеллы Уэнтуорт. Ее мать не хотела, чтобы девочка выросла поэтессой, как ее отец, и поощряла ее интерес к математике и музыке. В подростковом возрасте Ада начала переписываться с Чарльзом Беббиджем, преподавателем математики в Кембридже. В то время Беббидж работал над своими идеями для создания вычислительной машины, предшественника компьютера.

    Примечания и советы Ады Лавлейс включают алгоритм вычисления последовательности чисел, которая формирует основание для работы современного компьютера. Это был первый алгоритм, созданный исключительно для машины. Именно поэтому Лавлейс принято считать первым в мире программистом.

    Флоренс Найтингейл (1820-1910)

    Флоренс Найтингейл известна прежде всего как медсестра и социальный реформатор, но ее менее известный вклад в науку продолжает спасать жизни. Стараясь изучить и повысить коэффициенты выживаемости пациентов больниц и военных госпиталей, Найтингейл стала статистиком.

    Числа и показания, которые она собрала, продемонстрировали, что отсутствие санитарии было основной причиной высокого уровня смертности. Были приняты соответствующие меры, и больницы стали безопаснее.

    Флоренс Найтингейл также проектировала диаграммы, которые просто и доступно представляли собранную статистику. Работа Флоренс Найтингейл помогла обозначить область возможного использования прикладной статистики.

    Мэри Картрайт (1900-1998)

    Она была первой женщиной, получившей Медаль Сильвестра за математическое исследование, и была первой женщиной, ставшей президентом Лондонского математического общества.

    В 1919 году она была одной из пяти женщин, изучающих математику в Оксфордском университете. Позже Картрайт получила докторскую степень в области философии и опубликовала свое исследование в «Математическом журнале».

    Дороти Джонсон Вон (1910-2008)

    Возможность космического полета изучалась в НАСА группой математически одаренных женщин, которых называли «компьютерами в юбках». Дороти Джонсон Вон была одной из них.

    После работы учителем математики Вон устроилась на работу в НАСА в 1943 году. В 1949-м она получила повышение и стала руководителем особой группы, работающей в области компьютерных вычислений. Эта группа полностью состояла из чернокожих женщин - выдающихся математиков.

    Марджори Ли Браун (1914-1979)

    Она стала одной из первых чернокожих женщин, которые получили звание доктора философских и математических наук. На пути к званию уважаемого педагога и выдающегося математика Браун не единожды преодолевала расовую и половую дискриминацию ХХ века.

    Браун преподавала математику в Колледже Северной Каролины, где в 1951 году ее назначили деканом математического факультета. Частично благодаря ее работе колледж стал домом Института национального научного фонда среднего математического образования.

    Джулия Робинсон (1919-1985)

    Робинсон окончила среднуюю школу с отличием и поступила в Беркли, где вышла замуж за доцента по имени Рафаэль Робинсон.

    Из-за болезни у нее не могло быть детей, и она посвятила свою жизнь математике, получив докторскую степень в 1948 году. В 1975 году Робинсон стала первой женщиной-математиком, избранной в Национальную академию наук. Она также стала первой женщиной-президентом Американского математического общества.

    Кэтрин Джонсон (род. в 1918)

    Когда Кэтрин Джонсон захотела изучать математику, она столкнулась с большим препятствием. Город Уайт-Сульфур-Спрингс в Западной Вирджинии, где она жила, не позволял темнокожим студентам получать образование после восьми классов школы. Ее отец перевез свою семью за 120 миль, чтобы она могла учиться в средней школе в другом городе. Будучи уникально одаренной, Джонсон окончила школу в возрасте 14 лет.

    Она устроилась на работу в НАСА и стала одним из «компьютеров в юбках». Ее знание аналитической геометрии привело к ее назначению в группу, состоящую исключительно из мужчин, где она помогла вычислить траекторию первого полета Алана Шепарда в космос.

    Мэри Джексон (1921-2005)

    Мэри Джексон окончила с отличием среднюю школу и получила научную степень в области математики и физики в Хэмптонском институте. Она была принята в НАСА в качестве математика и со временем получила работу космического инженера, специализирующегося на аэродинамике.

    Она работала с бортинженерами НАСА и неоднократно получала повышения. После трех десятилетий работы в НАСА Джексон достигла звания главного инженера. После этого она приняла решение сосредоточиться на усилиях по продвижению карьерного роста женщин и представителей меньшинств.

    Кристин Дарден (род. в 1942)

    Кристин Дарден является математиком, аналитиком и аэронавигационным инженером с 25-летней карьерой в НАСА. Дарден исследовала звуковые удары и связанные с ними ударные волны.

    Она стала одной из первых женщин, получивших звание космических инженеров в Лэнгли. Дарден является автором компьютерной программы, измеряющей силу звуковых ударов. После получения докторской степени в машиностроении она стала лидером Sonic Boom Group в НАСА.

    Марьям Мирзахани (род. в 1977)

    Марьям является весьма уважаемым математиком. В 2014 году она стала первой женщиной, удостоенной престижной Филдсовской медали и премии, и первым лауреатом из Ирана. Она специализируется в симплектической геометрии - неэвклидовой геометрии, которая раньше исследовала понятия пространства и времени. Марьям Мирзахани в настоящее время преподает математику в Стэнфордском университете.

    «Да, они позволяют женщинам заниматься кое-чем в NASA...»

    «Кевин является ключевой фигурой в NASA, в основу его персонажа легли черты нескольких человек, в том числе тогдашнего администратора NASA, Джеймса Уэбба, - объясняет директор Мелфи. - Эти парни были чрезвычайно заинтересованы в том, чтобы запустить американцев в космос, и потому они лучше других осознавали необходимость привлечения новых кадров и развития технологий. Они были рады всем, кто мог бы помочь им в работе над безопасным запуском на орбиту».

    Мелфи продолжает: «Мы были очень рады, когда к нам присоединился Кевин; его отзывчивость, талант и энергия многое дали нашей картине. Он обладает особым складом личности, и вокруг него мгновенно создается команда, подхватывающая его настрой. Он приходит на работу с целью быть полезным - своим товарищам-актерам, создаваемому им образу, рассказываемой истории. На мой взгляд, он просто не может сделать что-то неправильно».

    Костнер сразу же заинтересовался сценарием. На него, как и на прочих, огромное впечатление произвела сама история. «Мы знаем, что Соединенные Штаты создавались усилиями незаурядных людей, однако удивительно, что люди, столько сделавшие для страны, не всегда получают по заслугам, оставаясь в безвестности, - замечает он. - Пусть имена этих женщин не стали достоянием всего мира, но они были очень важны для космической программы, для жизни реальных людей и для всех нас».

    Его также привлекала мысль попасть в мир, куда редко допускают посторонних - закулисье NASA, где велись работы над поражающими воображение космическими запусками и полетами. «Ученые и инженеры - люди другой породы, - замечает Костнер. - Таким образом, ключевой задачей для этой роли было осознать, с чем столкнулся Эл Харрисон: он хотел привлечь в NASA самые блестящие и острые умы, чтобы они вместе работали над замыслом, сама осуществимость которого была под вопросом. Да, имелась цель: попасть в космос. Однако Харрисону нужно было выяснить, как объединить всех этих разных людей, чтобы они вместе трудились над достижением одной цели».

    Костнер понял, что это было нелегко. «Реальность такова, что когда вы собираете нескольких талантливых ученых в одном месте, оказывается, что они большие индивидуалисты и могут не поладить друг с другом. Многие ученые настолько погружены в свои занятия, что становятся «близорукими», не замечают других людей. И таким, как Харрисон, нужно не только придумывать решение для математических задач, но и разбираться с проявлениями человеческой зависти, равнодушия и предвзятости», - поясняет он.

    Героя мотивирует также желание превзойти СССР - в разгар балансирования на грани ядерной войны оно было весьма значительным. «Тут многое объяснялось старой доброй конкуренцией», - отмечает Костнер.

    Скрытая сторона NASA: Декорации

    « » переносят зрителей в мир, который они никогда прежде не видели - удаленное, сегрегированное подразделение NASA, известное как West Computing, существование которого в Южной Вирджинии в начале 1960-х годов сочеталось с применением законов Джима Кроу. Чтобы воспроизвести эту скрытую сторону истории NASA и всей страны, режиссер Тед Мелфи нанял первоклассную команду специалистов во главе с оператором Мэнди Уокер, художником-постановщиком Винном Томасом, монтажером Питером Тешнером и художником по костюмам Рени Калфус.

    «В визуальном плане фильму удалось передать нечто особенное в красоте этих женщин, их семей, их жизней, - отмечает Дженно Топпинг. - Ко всему этому нужно было подходить с огромной осторожностью, так что Винн, Рени и Мэнди проявили себя
    как настоящие мастера своего дела».

    Мелфи был особенно заинтересован в том, чтобы фильм снимался оператором-женщиной - которых в Голливуде пока еще не так много. «Я не понимаю, почему среди операторов-постановщиков так мало женщин, - комментирует режиссер. - У Мэнди блестящее эстетическое чутье и наметанный глаз, она видит прекрасное. Ей не нужны никакие ухищрения - она просто находит естественный, сырой кадр с самым эффектным и органичным освещением».

    С самого начала Уокер и Мелфи говорили о культовых фотографах того периода, в частности, о Соле Лейтере, пионере так называемой нью-йоркской школы фотографии, отдававшей предпочтение ярким, колоритным уличным сценам, пронизанным гуманизмом повседневности. Они также обсуждали исходный замысел Мелфи.

    «Для меня ключевым словом, характеризующим смысл этого фильма, было слово «сквозь». Все происходит «сквозь». Женщинам приходится пробиваться сквозь препятствия расовой и гендерной дискриминации. США, стремиться сквозь пространство в космос, - поясняет Мелфи. - Таким образом, мы планировали использовать камеру для съемки сквозь дверные проемы, окна, через все что угодно.

    Мы стремились разглядеть красоту и чувство сквозь вещи. Мы не перегибали палку, но всякий раз по возможности показывали вещи именно таким образом». Мелфи и Уокер также приняли решение снимать на кинопленку, не используя цифровую камеру: это больше гармонировало с духом эпохи, когда расчеты для космической программы выполнялись вручную на бумаге. Он также попросил Уокер
    работать с теплыми оттенками. «Я очень обрадовалась, когда Тед сказал мне, что хочет снимать на пленку, - говорит Уокер. - Мы понимали, что у нас получится замечательная игра оттенков цвета и света».

    Чтобы подчеркнуть визуальную привлекательность эпохи, Уокер также использует винтажные линзы.

    «Мы использовали линзы старой серии Panavision Anamorphic, да и снимали на Kodak из старых запасов», - объясняет она.

    Уокер работала в тесном контакте с художником-постановщиком Томасом. Томас говорит: «У нас было множество идей по поводу визуального аспекта фильма. Мы потратили немало времени, рассматривая снимки той эпохи и обсуждая композицию. Когда снимаешь на пленку, нужно гораздо больше света, так что нам пришлось действовать в очень тесном контакте, чтобы обеспечить правильный свет для замечательной операторской работы Мэнди».

    Томас, занимавшийся декорациями для фильма «Игры разума», сюжет которого также связан с математикой, начал свою работу с интенсивных исследований. «Я пересмотрел бесчисленное множество фотографий зданий и комплексов NASA той эпохи, а также различных материалов из домашних архивов, - говорит он. - Мы хотели не только передать дух времени, но и помочь лучше узнать героев, показав их окружение».

    Он признает, что при изображении East и West Computing в NASA они иногда позволяли себе немножко приукрасить действительность, чтобы сделать видеоряд фильма более привлекательным. «Мы не пытались воссоздать NASA в точности. Мы
    стремились воссоздать дух NASA того времени - а это другое дело», - объясняет Томас.

    Томас и Уокер особенно сосредоточились на создании особой, пьянящей атмосферы Специальной космической группы, когда Кэтрин Джонсон наконец пригласили в элитную команду ведущих инженеров аэрокосмической отрасли.

    «Переход в Специальную космическую группу полностью изменил жизнь Кэтрин, поэтому мы хотели создать такое пространство, в котором ощущается другая, более масштабная, более значительная жизнь, так что Кэтрин чувствует себя несколько подавленной и ошеломленной вступлением в этот мир высоких технологий, ранее казавшийся недосягаемым для нее».

    Во время съёмок в Атланте Томас с удовольствием использовал здания Морхаус-колледжа в качестве натуры для объектов NASA. Исследовательский центр NASA напоминал по своей планировке университетский кампус, поэтому создатели фильма понравилась идея использовать один из старейших черных университетов страны для натурных съемок. Его корпуса были показаны в фильме, включая круглый Фредерик-Дуглас-холл. «Это круглое здание доминирует в архитектурном ансамбле университетского городка, поэтому мы решили использовать его в качестве корпуса, где размещается Специальная космическая группа. В реальности Специальная космическая группа работала не в круглом помещении, однако наше решение позволило сделать пространство более интересным в визуальном плане», - отмечает Томас.

    Мелфи был доволен работой Томаса. «Все, к чему прикасается Винн, меняется как по волшебству, - говорит он. - Хорошо заметно, насколько внимательно он относится к используемым деталям. Винн умело сыграл на контрасте между группами East и West Computing. East Computing предстает аккуратным, уютным и светлым, в то время как West Computing находится в грязном и мрачном подвале, где повсюду громоздятся разные агрегаты. Винн сделал все это, действуя скорее интуитивно - но именно так все и должно было выглядеть».

    В то же время художник по костюмам Рени Калфус погрузилась в моду американского Юга начала 60-х, пытаясь адаптировать ее к образу героинь. «Так здорово работать над фильмом, где у вас есть три невероятных женских персонажа и возможность создать особенный стиль для каждого из них, - говорит Калфус. - Мы использовали оригинальные комплекты, что-то шили в студии, подбирали винтажные вещи. Я пересмотрела не одну тонну каталогов одежды того времени. В нашем распоряжении было несколько изданий Sears и Wards, а также другие журналы, и это послужило хорошим подспорьем».

    Что касается Кэтрин, для Калфус было важно, чтобы ее одежда выглядела сшитой своими руками, как оно и было в действительности. «Это - часть истории Кэтрин, часть ее натуры, так что для нас было очень важно представить одежду хэнедмейд как часть ее характера», - отмечает Калфус.

    Калфус попросила всех трех главных актрис носить корсеты, чтобы воплотить дух эпохи, с ее грациозными и подтянутыми позами и отразить стремление женщин West Computing быть безупречными. «Корсет меняет вашу осанку, - говорит Калфус. - Он привносит определенную строгость в манеру держаться и даже несколько замедляет движения. Мы чувствовали, что это и впрямь поможет Тараджи, Октавии и Джанель погрузиться в ту эпоху».

    Мелфи предоставил Калфус полную свободу действий. «Я полностью доверил Рени весь процесс, - комментирует Мелфи. - У нее для каждого костюма есть обоснование и значение. Она всегда начинает с вопроса: «Почему персонаж носит эту одежду? Что она говорит об этом человеке?» И ответы вы видите в ее работе».

    Все эти детали стали богатым субстратом для актеров. Кевин Костнер говорит: «Когда приходишь на съемочную площадку и проникаешься всей этой реалистичной атмосферой, это многое дает актеру. Это помогает работать, помогает погрузиться в историю».

    Создатели фильма надеются, что такое же чувство смогут испытать и зрители. «Для создания любого фильма требуется огромная самоотдача и страсть, - отмечает Дженно Топпинг, - и это как нельзя более верно для «Скрытых фигур». Мы все чувствовали на себе ответственность воздать должное реальным людям, о которых снят фильм. И это привнесло дополнительную цель в нашу работу: мы надеемся на то, что зрители узнают об этих замечательных женщинах и полюбят их».

    Динамичный саундтрек

    Тед Мелфи был очень рад тому, что десятикратный обладатель премии «Грэмми» Фаррелл Уильямс не только выступил в качестве продюсера, но и принял непосредственное творческое участие в фильме, сотрудничая с девятикратным номинантом на «Оскар», легендарным Хансом Циммером и написав несколько оригинальных песен для саундтрека.

    «Мы начали говорить о музыке, и я был просто восхищен Фарреллом и его страстью к этому предмету, - говорит Мелфи. - Фаррелл является большой поклонником науки и сторонником расширения прав женщин, так что он идеально подходил для нашей истории. И его музыка великолепна».

    В музыке Уильямса всегда влекло к ритмам 60-х. «При нашей первой встрече он сразу же сказал: «У меня есть идея, - вспоминает Мелфи. - Он постоянно присылал нам пробные записи, и каждый раз я думал: черт возьми, это просто поразительно. Я действительно чувствую, что его музыка к фильму звучит в унисон с его сердцем»

    Уильямс рассказывает о том, как он был воодушевлен проектом: «Эта история очень сильно заинтересовала меня, и я четко осознавал, что музыкальный план должен быть соответствующим ей. Надеюсь, что мои песни отражают источник их вдохновения».

    Оригинальная песня «Runnin’» в исполнении Уильямса звучит, когда Кэтрин Г. Джонсон бежит в поисках уборной «для цветных», уже после ее перехода в элитное подразделение NASA. «Будучи мужчиной, я все же очень старался поставить себя на место Кэтрин в этой песне, - говорит Уильямс. - И должен сказать, что это сложно. Я должен был попытаться представить себе, какие мучительные чувства царили в ее душе, и выразить это - за 3 минуты и 30 секунд. Я очень рад, что у меня была возможность проиллюстрировать ее переживания своей музыкой и интонацией».

    Еще одна оригинальная песня «I See A Victory» была написана Фарреллом Уильямсом и Кирком Франклином и исполнена выдающейся госпел-певицей Ким Баррелл, известность которой принесли ее необычайно сильный голос и характерный стиль, сочетающий соул-джаз и R&B с традиционным вдохновляющим звучанием госпела. В саундтреке также звучат голоса Мэри Дж. Блайдж, Алишы Киз, Лалы Хэтэуэй и сыгравшей в фильме Жанель Монэ.

    Эта замечательная возможность поведать историю Кэтрин Г. Джонсон, Дороти Вон и Мэри Джексон в музыке стала настоящим праздником для Уильямса - так же, как она послужила вдохновением и для всех участвующих в производстве фильма.

    Подводя итоги, Мелфи говорит: «Нас объединила история о том, как множество людей в NASA - черных и белых, мужчин и женщин - собрались вместе ради достижения великой цели, сумев абстрагироваться от всех разногласий. Было ли это трудно? Да, конечно. Было ли это неудобно? Да, разумеется. Много ли это заняло времени? Да, много. Но когда люди объединяются и работают на равных началах, свершаются великие дела».

    КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ

    КЭТРИН ДЖОНСОН (в исполнении Тараджи П. Хенсон)

    Математик, физик и ученый в области астронавтики, Кэтрин Джонсон родилась в Западной Вирджинии в 1918 году. Она стала одним из самых ярких умов своего поколения. Еще в раннем детстве ее блестящие математические способности проявились в виртуозном обращении с цифрами. Воодушевленная своими родителями и учителями, Джонсон поступила в колледж штата Западная Вирджиния и закончила его с отличием.

    Она стала первой афроамериканкой, поступившей в магистратуру Университета Западной Вирджинии, когда в 1930 г. штат отменил расовую сегрегацию для обучения в магистратуре. Первоначально работавшая учителем, Джонсон была принята в качестве «живого компьютера» в Научно-исследовательский центр Лэнгли в NASA в 1953 году. Впоследствии она получила назначение в Отдел летных исследований, где стала незаменимым специалистом по расчетам для орбитальных траекторий первых полетов «Меркурия». Джонсон выполнила анализ траектории для Алана Шепарда, первого американца, полетевшего в космос. Ее расчеты способствовали успеху
    исторической миссии «Френдшип 7», когда астронавт Джон Гленн стал первым американцем на орбите Земли. Для вычисления полетной орбиты Гленна использовался один из первых компьютеров IBM, но его данные оказались не точны, поэтому перед стартом Гленн настоял, чтобы «девушка» (имея в виду Джонсон) вручную сверила цифры. Успешный полет ознаменовал собой поворотный момент в космической гонке между Соединенными Штатами и Советским Союзом.

    Впоследствии «звездный» математик работала над вычислениями для полета «Аполлон-11» на Луну в 1969, а также для многоразового транспортного космического корабля «Спейс шаттл» и искусственного спутника для изучения природных ресурсов.

    У Джонсон было три дочери от первого брака с Джеймсом Гоблом, умершим в 1956 году. В 1959 году она вышла замуж за полковника Джеймса Джонсона. В 2015 году Кэтрин Джонсон была награждена Президентской медалью Свободы, которую ей вручил президент Обама.

    ДОРОТИ ВОН (в исполнении Октавии Спенсер)

    Дороти Вон родилась в Канзас-Сити, штат Миссури, в 1910 году. Она была одаренным ребенком, добившимся превосходных успехов в учебе и в музыке. Ее семья переехала в Западную Вирджинию, когда ей было восемь. В возрасте 15 лет Вон выиграла полную стипендию в Университете Уилберфорс в Огайо. Вышла замуж за Говарда Вона. Мать шестерых детей. Работала школьным учителем до своего прихода в исследовательский центр Лэнгли в качестве «живого компьютера» в 40-х годах. Она была повышена до руководящей должности и стала первым чернокожим руководителем в NASA.

    Неизменно стоявшая на защите интересов своих сотрудников, Вон посвятила себя борьбе за продвижение по службе и повышение заработной платы как для черных, так и для белых женщин-«компьютеров». С появлением в NASA первых электронных вычислительных машин Вон смогла понять, что профессия живого компьютера скоро исчезнет. Сумев приспособиться к новым реалиям, она занялась программированием, став специалистом по Фортрану (компьютерный язык программирования). Вон также поощряла женщин из своего отдела учиться на программистов, для того чтобы сохранить свои рабочие места. Она присоединилась к
    вновь сформированному Расчётно-вычислительному отделу (РВО) - интегрированной в расовом и гендерном плане группе, стоявшей на передовых рубежах электронной вычислительной техники. Дороти Вон умерла в 2008 году.

    МЭРИ ДЖЕКСОН (в исполнении Жанель Монэ)

    Мэри Джексон родилась в Хэмптоне, штат Вирджиния, в 1921 году. Получила степень по математике и физике в Хэмптонском институте. Вышла замуж за Леви Джексона-старшего. Мать двоих детей. Первоначально работала учителем. Будучи талантливым математиком, Джексон начала свою карьеру в NASA в качестве «живого компьютера». Блестящие инженерные способности Джексон не остались незамеченными, и инженер NASA Казимеж Чарнецки предложил ей пройти учебную программу, которая позволила бы ей получить квалификацию инженера.

    Проявив стойкость и мужество, она обратилась за судебным разрешением, чтобы иметь возможность посещать сегрегированную школу для белых и пройти в колледже курсы, необходимые для получения должности инженера в NASA. Выиграв бой и завершив обучение, Джексон пошла дальше и стала первой в NASA чернокожей женщиной-инженером в аэрокосмической отрасли, а также первой чернокожей женщиной-инженером в Соединенных Штатах. Она участвовала в движении за права женщин и впоследствии даже пошла на понижение в должности, став менеджером по персоналу. Среди полученных ею наград Премия за участие в проекте «Аполлон». В течение трех десятилетий Джексон была увлеченным руководителем девичьей организации скаутов. Она умерла в 2005 году.


    Смотреть трейлер фильма «Скрытые фигуры» на русском онлайн

    В 1960-е годы первые американские астронавты Алан Шепард, Гас Гриссом, Джон Гленн отправились в космос. Книга Марго Ли Шеттерли "Невидимые цифры. История афроамериканских женщин, которые помогли выиграть космическую гонку" и фильм “Скрытые фигуры”, снятый по мотивам книги, отдают дань сотрудницам, чьи заслуги оставались по сей день в тени. За кулисами громких побед остался труд “людей- компьютеров”, которые вручную производили вычисления орбитальных траекторий в Национальном управлении по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).

    В 1935 году НАСА впервые наняло 5 женщин в качестве “компьютеров”. Необходимо было решать задачи и вручную производить вычисления, без использования калькуляторов или компьютеров, которые в то время казались . Во время Второй Мировой Войны появился большой спрос на летательные аппараты, в то же время не хватало мужчин из-за того, что многие отправились на фронт. Были нужны .

    В это время общественный деятель А. Филип Рэндольф боролся за предоставление рабочих мест евреям, афроамериканцам, мексиканцам, полякам - группам, подвергавшимся дискриминации. В 1941 году Президент США Франклин Рузвельт подписал Исполнительное Распоряжение 8802 (Executive Order 8802), которое запрещало дискриминацию работников в оборонной отрасли или на государственной службе на основе их цвета кожи, расы, вероисповедания, национального происхождения (хотя в нем не указан пол). И спустя полгода НАСА начало нанимать афроамериканок с университетской степенью.

    Люди-компьютеры вовсе не были нововведением. В 19 веке женщины трудились в качестве компьютеров в Университете Гарварда и анализировали изображения звезд. Они внесли огромный вклад в историю астрономии - Вильямина Флеминг участвовала в разработке единой системы обозначения звёзд и каталогизировала 10 000 звёзд и других объектов. Энни Джамп Кэннон изобрела спектральную классификацию, которую мы используем и по сей день (от холодных к горячим телам: O, B, A, F, G, K, M). Дава Собель в книге “Стеклянная вселенная” писала о том, что эти женщины ничем не уступали мужчинам в умственных способностях, при этом условия работы у них были хуже.

    “Компьютеры” работали в лаборатории аэронавтики им. Лэнгли (Langley Memorial Aeronautical Laboratory) в Вирджинии. Несмотря на то, что афроамериканки выполняли ту же работу, что и белые женщины и мужчины, они находились в сегрегированном Западном крыле. “Эти женщины были дотошными и аккуратными, и им можно было мало платить” - говорил историк НАСА Билл Барри . Этим женщинам часто приходилось пересдавать курсы, которые они уже проходили в колледже, а также их не рассматривали на повышение по службе в НАСА.

    Но с годами компьютеры стали инженерами, руководителями, и с помощью их работы стало возможным отправить Джона Гленна в орбитальный космический полет в 1962 году.

    Фильм “Скрытые фигуры” основан на реальных событиях и рассказывает о судьбе трех девушек Мэри Джексон, Кэтрин Джонсон и Дороти Вогэн - афроамериканках, которые работали компьютерами в Западном крыле Лэнгли.

    Кэтрин Джонсон

    (родилась в 1918 г.)

    С детства Кэтрин демонстрировала незаурядные умственные способности - в 14 лет она окончила среднюю школу, а в 18 лет получила высшее образование. В 1938 году она стала одной из трех афроамериканских студентов (и единственной женщиной), которые поступили в Государственный Колледж Западной Виргинии. В 1953 году она приступила к работе в НАСА, где впоследствии проработала 33 года. Ее первым большим заданием было произведение расчетов для ставшего историческим полета Алана Шепарда в 1961 году.

    Джонсон и ее команда работали над тем, чтобы детально проследить путь Freedom 7 с момента взлета до посадки. Он был разработан как баллистический полет - в этом был похож на пулю из пушки с капсулой, поднимающейся и падающей по большой параболе. Несмотря на то, что полет считался относительно несложным, это был огромный успех, и НАСА немедленно начало подготовку к первой орбитальной миссии Америки.

    Фильм в основном фокусируется на орбитальном полете Джона Гленна, и многие детали, несмотря на голливудский сценарий, исторически верны. Например, Гленн не совсем доверял вычислительным машинам, и просил, чтобы Джонсон перепроверила и подтвердила траекторию и точки входа: “Пусть девушка проверит цифры. Если она скажет, что с цифрами все в порядке, я готов лететь!”

    В 2015 году в возрасте 97 лет Кэтрин получила Президентскую медаль за свободу, самую высокую гражданскую награду в США.

    Мэри Джексон

    (1921-2005)

    Получив образование по двум специальностям - математике и , Мэри работала учительницей, и в то время это считалось достойной карьерой для многих женщин с высшим образованием. Потому что большинство женщин сидели дома с детьми или выполняли низкооплачиваемую работу. В 1951 году ее приняли в НАСА. В обязанности входило извлечение соответствующих данных из экспериментов и летных испытаний.

    Через несколько лет Мэри стала ассистентом старшего инженера по аэронавтике Казимира Чернецки , который впоследствии уговорил ее стать инженером. Чтобы получить квалификацию, Мэри пришлось ходить на вечерние курсы в сегрегированной школе Hampton High School. Ей пришлось подать прошение в городской совет, чтобы получить право обучаться наравне с белыми студентами. В 1955 году Джексон стала первой женщиной- инженером НАСА.

    Помимо выполнения должностных обязанностей, Кэтрин поддерживала своих коллег в стремлении к успеху в карьере, ведь иногда женщинам не хватало уверенности в себе либо требовалось дополнительное образование. Согласно биографии на сайте НАСА, Мэри вдохновила многих продвинуться по службе.

    Дороти Вогэн

    (1910-2008)

    В НАСА Дороти была уважаемым математиком, программистом FORTRAN и первым руководителем афроамериканкой. Ее карьера началась в качестве учительницы математики, а в 1943 году во время Второй Мировой Войны Дороти присоединилась к лаборатории Лэнгли на временную должность. Но благодаря Исполнительному Распоряжению 8802 о запрете на дискриминацию, Дороти посчастливилось остаться к НАСА, так как был высокий спрос на специалистов, которые могли обрабатывать информацию. Но цветные женщины работали отдельно от своих белых коллег, первыми руководителями тоже были белые женщины. После того, когда Дороти стала руководителем, она оценивала карьерный рост и прибавку к зарплате своих подчиненных на основе заслуг. Вогэн стала экспертом по программированию FORTRAN, внесла вклад в запуск ракеты-носителя для запуска спутника Scout, совмещая работу с воспитанием шестерых детей.

    По словам писательницы Марго Ли Шеттерли, эти женщины проделывали такую работу, которую до них не делала не то что ни одна афроамериканка, а вообще, никто на этой планете. Отец Шэттерли работал в НАСА, поэтому для нее не было ничего необычного в том, что женщины внесли большой вклад в развитие покорения космоса. Для написания книги Марго Ли брала интервью у Кэтрин Джонсон и других сотрудниц. Они были очень удивлены желанием писательницы рассказать эту историю, потому что не считали, что кому-то это будет интересно. Книга и фильм вдохновляют на то, чтобы как можно больше женщин не боялись следовать за своими мечтами и помнили: у гениальности нет расы, у силы нет пола, у мужества нет границ.

    25 декабря выходит в прокат фильм "Скрытые фигуры" - драма о команде женщин-математиков, которые готовят к запуску первую космическую миссию США. Лайф поговорил с Жанель Моне - исполнительницей роли математика Мэри Джексон.

    - Я слышала , что вы очень просили дать вам роль Мэри Джексон и что вы глубоко взволнованы этой работой?

    Это моя первая работа с большой студией, но я ничего не просила. Видимо, моя работа в кино сама за себя говорит. Когда я прочитала сценарий "Скрытых фигур", то сразу же увидела себя в этой роли. Мэри Джексон с большим вдохновением борется за свои права и за справедливость. Она добивается уважения и права на реализацию своей мечты, права, которое имеют все люди. Когда я прочитала сценарий, то сразу посочувствовала ей и как женщине, и как представителю меньшинства… Она - это я.

    - Расскажите о Мэри Джексон - какая она?

    Мэри - неравнодушный человек. Она реалист, но она не готова мириться с несправедливостью. Она знает себе цену и не соглашается на меньшее, и она полна решимости добиваться справедливости для себя, для женщин, для своей семьи и для меньшинств.

    - Кто был для вас предметом для подражания , когда вы были маленькой? И кому вы стремитесь подражать сейчас?

    Сейчас я стремлюсь подражать этим трём замечательным женщинам - Кэтрин Джонсон, Дороти Вон и Мэри Джексон. Раньше я ничего о них не знала. Я не понимаю, как это могло случиться. Когда я изучала историю в школе, историю чернокожих в Америке, их имена ни разу не упоминались. Эти женщины в буквальном смысле изменили мир. Если бы не их ум, если бы не их труд, история Америки была бы другой. Когда я прочитала сценарий, то пришла в восторг от того, что после выхода этого фильма о них узнает гораздо больше людей.

    - Мэри, должно быть, была невероятно целеустремленной , раз она смогла получить степень магистра. Я думаю , мы увидим это в фильме . Какой же стойкостью и упорством она обладал а?!

    Она бесстрашная. Она стала первой женщиной-инженером в НАСА, и это не считая того, что она была чёрной. В то время в штате Вирджиния чёрным было очень трудно получить образование. Чтобы чернокожая училась в школе вместе с белыми - это было неслыханно. И тем не менее она шла вперед. Однажды мистер Зелинский по результатам теста сказал ей, что у неё данные инженера, что ей нужно не искать работу, а учиться на инженера. Он сказал ей, что у неё слишком хорошие способности, чтобы ими пренебречь.

    Ей пришлось преодолеть множество преград. Её муж был против того, чтобы она получала образование. В то время женщины не зарабатывали больше своих мужей. Они сидели дома, готовили, растили детей. Ей пришлось преодолеть сопротивление мужа, который говорил ей, что она никогда не станет инженером, что это невозможно. Он убеждал её перестать быть иррациональной, он это делал из любви к ней, из хороших побуждений. Но она решила прислушаться к зову сердца. Я лично думаю, что она могла унаследовать это бесстрашие у своих предков.

    Кроме того, она была частью протестного движения, в котором, в частности, участвовали и "Чёрные Пантеры". Они боролись за свои гражданские права, которые должны были быть адекватными с правами белых. И Мэри горела желанием изменить привычное положение вещей. И она добилась этого. Она пошла в суд и в конце концов добилась того, что ей разрешили учиться, правда, при условии, что она будет посещать только вечерние занятия. И так она стала инженером. Она работала в НАСА на протяжении 30 лет, где она, кроме всего прочего, сумела создать более равные условия для женщин и представителей меньшинств. Она задавала начальству детские вопросы: "Я вижу, что этой женщине платят меньше, чем другим. Мне хотелось бы знать почему?" Она действительно делала всё от себя зависящее, чтобы помогать женщинам и представителям меньшинств.

    - Женщина , которую вы играете , гений . Как вы готовились к тому , чтобы играть эту роль?

    Вы думаете, я не гений? (смеется) . Такие женщины, как Мэри, есть и сейчас. Но наши героини были такими, несмотря на очень трудные условия, в которых они жили. Женщин, представителей меньшинств пытались очернить, выдумывали конспирологические теории об афроамериканцах. Я думаю, что и сегодня у нас есть невероятно умные математики, инженеры и др., но просто мы о них не говорим, точно так же, как мы не рассказывали об этих трёх женщинах. Кроме того, были другие женщины помимо Кэтрин, Мэри и Дороти, которых в то время называли компьютерами. "Компьютеры" были белыми и чёрными, причём белые женщины и афроамериканки не работали вместе. Я говорю это к тому, что все эти женщины были умными, но к чёрным относились как к роботам.

    - Как вы готовились к съёмкам?

    Я не считаю себя глупым человеком, поэтому всегда, когда я готовлюсь к съёмкам, я стремлюсь найти нечто общее между мною и персонажем. За что она боролась? Как это относится к моей жизни? За что борюсь я? Это далось мне легко. Говорю вам, в 1961 я была бы Мэри, я бы никому не позволила сказать мне, что я недостаточно умна, чтобы стать инженером, что мне нельзя посещать школу для белых. Я бы добивалась своего любыми способами, я бы боролась. Именно так я и поступаю, когда речь идёт о музыке, о моем искусстве. Так я готовилась к роли.

    - Несомненно , вы очень талантливая и волевая, но всегда ли вы были уверены в том , что стоите на правильном пути?

    Да, конечно. Чем больше препятствий встречалось на моем пути, тем решительнее я становилась. Моя бабушка жила в Миссисипи. Когда я думаю о том, с чем приходилось иметь дело ей в 30-х, 40-х, а потом сравниваю со своими проблемами, то я понимаю, что у меня нет выбора, кроме как преодолеть всё, что на моей пути. Бабушкино поколение проложило мне дорогу, они открыли для меня двери, и я стою на их плечах, и я чувствую в себе их дух и иду вперед. Даже сейчас в киноиндустрии женщинам платят меньше, чем мужчинам. Хотим мы обсуждать это или нет, что мы всё ещё считаемся меньшинством и большинство смотрит на нас косо, и мне не предоставляются те возможности, которые открыты для представителей большинства, поэтому моё происхождение обязывает меня продолжать борьбу и держать дверь открытой, как это делали мои предшественники.

    - На Мэри возлагается большая ответственность , потому что она является представ ителем ново го поколени я , призванного объединить людей разных национальностей и цвета кожи . Как вы к этому относитесь?

    Это совершенно верно. Мэри уважает Дороти, уважает Кэтрин, но она не примет того, на что согласились в своё время эти женщины, к чему они уже успели привыкнуть. Она участница революции, и её муж - борец за свободу, который принимает участие в уличных демонстрациях. На ней действительно большая ответственность, потому что она принадлежит к тому поколению, которое пришло на смену Кэтрин и Дороти. Именно это поколение изменило положение вещей, как мы уже знаем это.

    - Что для вас значит этот фильм и работа с другими замечательными афроамериканскими актрисами ?

    Это потрясающе. Я люблю Тараджи, я люблю Октавию, между нами сестринские отношения. Именно за это я и люблю фильм - в нём присутствуют добрые родственные отношения. Эти три потрясающие женщины переживают друг за друга, советуются друг с другом и защищают друг друга. Они настоящие живые люди, а не просто "компьютеры", работающие на НАСА. Чем ты живёшь, когда возвращаешься домой? Кэтрин - вдова, и подруги подбадривали её, когда она не решалась идти на свидание. У Дороти шестеро детей, и подруги поддерживали её, когда у них с мужем возникали проблемы с детьми. У моей героини с мужем периодически возникало противоборство, и её тоже выручала дружба. Словом, это настоящие сестринские отношения. В реальной жизни мы тоже любим друг друга. Они - потрясающие актрисы, и в свободное время мы чудесно проводим время. Нам очень уютно вместе, мы - реальная троица.

    - Мэри - это настоящий фейерверк . Наверное , вам доставляет большое удовольствие играть её?

    Да. Это так. Она - это я. Когда я разговаривала с Тедом и он сказал, что я - суть этого персонажа, я подумала, что я сама чувствовала это, когда читала сценарий, но как здорово, когда это отмечает режиссёр. Я очень его люблю, он нам доверяет. Он прислушивается к нам и одобряет наши решения, как сыграть ту или иную сцену. И это неудивительно - мы сами чёрные женщины, поэтому то, что мы играем - для нас не какая-то абстракция: нам понятно, как думают и что переживают такие, как мы.

    - В фильме , наверное , много юмора?

    Да, конечно, ведь главные героини фильма очень забавные и весёлые. Каждая по-своему. Они по-разному решают проблемы, но у них прекрасное чувство юмора. Так что неудивительно, что в фильме много прикольных моментов.

    - Я слышала , вы любите музыку 60-х ?

    Да, я обожаю эту музыку. Социальный и политических климат были угнетающими, но музыка была потрясающая. Мне нравится Майлс Девис и другие джазовые музыканты. Для Мэри музыка была как лекарство.

    - Расскажите о том , как ваша героиня одевалась?

    Мэри любит экспериментировать со своей внешностью, поэтому у меня была возможность поиграть с модой, правда, в пределах бюджета, потому что и сама Мэри была ограничена в средствах. К счастью, я работала с прекрасной командой дизайнеров. Когда они предлагали мне примерить новый наряд, то оказывалось, что он сидит на мне так хорошо, что не надо было ничего менять. Это высокий уровень профессионализма!

    - Какое влияние может оказать этот фильм на тех , кто ищет для себя образец для подражания ?

    Эти женщины изменили мир, и я думаю, что они окажутся источником вдохновения для многих, особенно для тех, кто мечтает стать инженерами, учёными и осваивать космическое пространство. Я думаю, очень важно, чтобы больше женщин работали в этих областях, особенно представители меньшинств. Это история , в которой каждый найдёт для себя поддержку.



    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: