Лапотная империя и Артиллерия ПМВ. Лапотная империя и Артиллерия ПМВ Масса в походном положении, кг

Красная армия в годы Великой Отечественной войны практически не имела современной артиллерии особой мощности. Поэтому уже в 1945 г. в ЦАКБе была начата разработка орудий особой мощности. В.Г.Грабин счёл целесообразным создать дуплекс в составе 210-мм дальнобойной пушки и 305-мм гаубицы взамен малосерийного дуплекса: 210-мм пушки Бр-17 и 305-мм гаубицы Бр-18. В 1945 г. этот дуплекс получил шифр Н6.565. Грабин по привычке решил подстраховаться, и дуплекс разрабатывался в двух вариантах: на едином артсамоходе и в буксируемом варианте. В последнем случае система перевозилась на трёх повозках.

В 1945 г. возникла идея превратить самоходный вариант дуплекса в триплекс, введя в его состав 500-мм мортиру. Но по неясным причинам в план 1946 г. эта мортира не попала. Стволы 210-мм пушки и 305-мм гаубицы состояли из свободной трубы, кожуха и казённика. Крутизна нарезки обоих стволов постоянная. Затворы поршневые двухтактные с ручным приводом. Ствол гаубицы был оснащён дульным тормозом, представлявшим собой цилиндр с круглыми отверстиями. Лафет единый для обоих орудий. Тормоз отката гидравлический веретённого типа с переменной длиной отката. Накатник и уравновешивающий механизм гидропневматические. Подъёмный и поворотный механизмы работали от электропривода, но был предусмотрен и ручной привод.

Питание электродвигателей системы производилось от генератора постоянного тока мощностью 50 кВт, смонтированного на «кране перевооружения». Заряжание обоих орудий картузное. Заряжание гаубицы снарядом производилось с помощью специального механизма, имевшего электропривод. Заряжание пушки снарядом производилось ручным досылателем. Заряды обоих орудий досылались вручную. Лафет по устройству близок к лафетам полевых орудий. Станины раздвижные, крепление их с грунтом производилось с помощью зимних забивных сошников (подобно С-23) и летнего сошника лобового бруса. Переход из походного положения в боевое и обратно производился с помощью автоматического крана грузоподъёмностью 20 т.

В начале 1950-х гг. орудиям дуплекса присвоили индексы ЦНИИ-58: 210-мм пушку стали именовать С-72, а 305-мм гаубицу — С-73. В 1954 г. 280-мм пушке-гаубице, которую предполагалось установить на лафете дуплекса, присвоили индекс С-90. 10 июля 1947 г. Министерство вооружений приказом № 212 включило в план работ на 1948 г. «изготовление двух 210-мм пушек и двух 305-мм гаубиц на едином лафете («Большой дуплекс») с повозками». Однако из-за доработок проекта в ЦНИИ-58 к изготовлению орудий сумели приступить не ранее 1950 г. Обе системы перевозились на трёх отдельных повозках в разобранном виде. Повозки для пушки имели индекс С-74, а для гаубицы — С-75. Для перевода орудия из походного положения в боевое и обратно ему был придан специальный 20-тонный автомобильный кран стрелового типа и вспомогательный автомобиль МАЗ-200.

280-мм пушка-гаубица С-90 имела вес в боевом положении 62 т. Угол вертикального наведения 0°; +70°, угол горизонтального наведения 50°. Скорострельность, время перехода из походного положения в боевое, скорость возки и т. д. те же, что и у орудий дуплекса. В боекомплект С-90 входили фугасный снаряд весом 246 кг и бетонобойный снаряд весом 395 кг. Начальная скорость и дальность стрельбы для фугасного снаряда составляли 820 м/с и 30 км, а для бетонобойного — 525 м/с и 19,2 км.

Заводу «Баррикады» был дан заказ изготовить ствол 280-мм пушки-гаубицы С-90 и наложить его на лафет «Большого дуплекса» к 1 июня 1955 г. В период с 29 января 1953 г. по 30 ноября 1954 г. на полигоне Ржевка были проведены заводские испытания опытного образца 305-мм гаубицы С-73. По результатам заводских испытаний в ЦНИИ-58 провели его доработку, после которой гаубица 27 ноября 1956 г. вновь поступила на Ржевку. Стрельбы из гаубиц производились с 26 марта по 7 декабря 1956 г., а также 10-13 мая 1957 г. Всего с начала испытаний из гаубицы был произведён 621 выстрел, из них 100 выстрелов на усиленном заряде (полный заряд, нагретый до температуры 40°С). При стрельбе подъём снаряда производился с помощью крана заряжания, а досылали его в канал ствола вручную с помощью досылателя. Подача заряда в камору осуществлялось вручную. Исключением была стрельба 13 мая 1957 г., в ходе которой использовали механизм заряжания.

Судя по отчёту, гаубица стреляла отлично, но руководство полигона было настроено к ней крайне недоброжелательно. Начальник полигона генерал-майор Бульба не сумел указать ни одного недостатка в ходе испытаний гаубицы. Зато он заявил, что, мол, перевооружение системы невозможно без крана АК-20, который, имеет низкую проходимость… «Войсковая часть № 33491 считает, писалось в отчёте, что если имеется необходимость в орудии с баллистическими характеристиками гаубицы С-73, то её качающуюся часть целесообразно наложить на артсамоход типа объекта 271». Слов нет! «Мудрый» генерал Бульба предложил наложить С-73 на «артсамоход типа объекта 271», но не уточнил, во сколько это обойдётся государству и сколько займёт лет. А главное, Бульба умолчал о том, что артсамоход объект 271 (406-мм пушка СМ-54) был чудовищным монстром, который не мог проходить через обычные мосты, не вписывался в улицы городов, туннели под мостами, застревал под линиями электропередач, не мог перевозиться на железнодорожной платформе… Из-за чего сей агрегат так и не был принят на вооружение.

По здравому рассуждению, в случае «выхода из строя крана АК-20», можно в состав батареи С-73 ввести один, два или даже четыре запасных крана. Выйдет из строя один, его заменит другой, а вот что делать, если сломается движок артсамохода? Кроме того, вопрос с недостаточной проходимостью кране легче всего решить постановкой на гусеничное шасси самого крана, а не всего орудия целиком! Как мог генерал-майор технической службы не понять, что С-73 — это не полковая и не дивизионная пушка, обязанная сопровождать наступающую пехоту. Это ведь штучное орудие особой мощности! Тем не менее Грабину пришлось уступить генералам из ГАУ и заняться гигантскими самоходными артиллерийскими установками. На базе С-72, С-73 и С-90 в 1954-1955 гг. в ЦНИИ-58 был разработан «Большой триплекс» — 210-мм пушка С-110А; 280-мм пушка-гаубица С-111А и 305-мм гаубица на едином самоходном лафете. Технический проект самоходного триплекса был направлен в Министерство оборонной промышленности 31 декабря 1955 г. Но всё это было напрасно — ни одно орудие особой мощности, разработанное Грабиным, не было принято на вооружение. Руководство страны во главе с Хрущёвым считало, что артиллерия отжила своё.



Смешанная батарея 305-мм гаубиц на железнодорожных транспортерах подготовлена к переброске на новую огневую позицию

Тактико-технические характеристики

305-мм гаубица Mk5

Калибр, мм

304,5

Длина ствола, калибров

Наибольший угол возвышения, град.

Угол горизонтального наведения, град.

240/360°

Масса в боевом положении, кг

77176

Масса в походном положении, кг

77176

Масса фугасного снаряда, кг

340,2

Начальная скорость снаряда, м/с

447

Наибольшая дальность стрельбы, м

13120

Транспортеры Мк1, на которых устанавливались 305-мм гаубицы Мк1 и МкЗ в принципе позволяли весть круговую стрельбу, но из-за их недостаточной устойчивости при стрельбе поперек рельсового пути наставлениями по боевому использованию 305-мм железнодорожных артиллерийских установок предписывалось стрелять вдоль железнодорожного полотна с углом горизонтальной наводки не более 20° в обе стороны.

На практике это означало необходимость в ряде случаев строить дополнительные железнодорожные пути, что в фронтовых условиях было не всегда выполнимо. Поэтому перед фирмой Elswick Ordnance Со. была поставлена задача создать 305-мм железнодорожную артиллерийскую установку, реально способную вести круговой обстрел во всем диапазоне углов возвышения орудия.
Фирма выполнила задание в 1917 г., представив на испытания 305-мм гаубицу Мк5 на железнодорожном транспортере Мк3.
Гаубица Мк5 была разработана на базе гаубицы МкЗ и имела такую же длину ствола. В канале ее ствола была выполнена нарезка с измененным профилем, что несколько улучшило баллистические характеристики.
В целях уменьшения массы гаубицы ее казенную часть уменьшили, а для более эффективного гашения энергии отката установили противооткатные устройства новой конструкции.
Железнодорожный транспортер МкЗ во многом был аналогичен транспортеру Мк2 для пушек Мк10 и Мк10. Для обеспечения кругового обстрела по обеим его сторонам имелись выносные и откидные опоры с широкими сошниками, предусматривалось также использование рельсовых захватов и стальных канатов для фиксации транспорта на огневой позиции.
Тем не менее, обстрел на 360° установка не обеспечивала - она была достаточно устойчива при стрельбе с углами горизонтальной наводки по 120° в обе стороны от продольной оси транспортера. Как показал опыт использования установки в реальных боевых условиях, этот диапазон наводки оказался достаточным для решения большинства боевых задач, и военные сняли свое требование о круговом обстреле.
Диапазон углов вертикальной наводки, при котором обеспечивается устойчивость установки, включал углы от +20° до +60°. При использовании уменьшенных зарядов разрешалось стрелять и с углами вертикальной наводки менее +20°.

Стрельба велась фугасными снарядами массой 340,2 кг. При начальной скорости снаряда 447 м/с дальность стрельбы составляла 13120 м.
Фирма Elswick Ordnance Со. выпускала гаубицу Mk5 на транспортере МкЗ с 1917 г. вместо гаубицы МкЗ на транспортере Мк2.
Общее число железнодорожных артиллерийских установок составляло 35. Они использовались в сражениях Первой мировой войны, а в годы Второй мировой войны были задействованы в качестве орудий береговой обороны на восточном побережье Англии.


450-ММ ГАУБИЦА БР-23

История создания гаубицы


Таблица 88

Устройство системы


Таблица 89

Калибр, мм 450

Длина ствола, мм/клб. 9500/21

Крутизна нарезов, клб

первоначально 20,

Число нарезов 96

Глубина нареза, мм 4,5

Угол ВН -7°; +70°

Угол ГН 50°

от электродвигателя 7

вручную 2

Длина отката, мм 1400

Высота линии огня, мм.. 2700

ширина, м 11,1

Число повозок 6

Ширина хода, мм 2150

Клиренс, мм 420

Прицел гаубицы МЦ-4


Таблица 90
Снаряд Вес снаря­да, кг Вес ВВ,кг Началь­ная ско­рость, м/с Дальность стрельбы, м
максима­льная минималь­ная
Бетонобойный 1500 105 420 15 000 5500
Фугасный 1060 212 500 18 200 5500

2 .

[Табл. 90, 91]


500-ММ ПОЛЕВАЯ ГАУБИЦА
Таблица 91 Вес заряда Бр-23
Таблица 92 Данные гаубицы

Калибр, мм 500

Угол ВН +72°

Угол ГН +9°

Длина отката, мм 1800


История создания

1) По 210-мм стволу:

2 .

2) По 305-мм стволу:

4) Прочее:

1*




210-мм пушка Бр-17


[Табл. 93, 94/


Таблица 93

Угол ВН, град +40°; +70°

Угол ГН. град 360°

Вес системы в боевом

положении, т 44,1

Вес повозок, т:

основная 21,8

ствола 19,9

станка 20,4


Таблица 94 Данные стрельб

305-мм гаубица Бр-18


Таблица 95
Таблица 96


Таблица 97 Данные систем Бр-17 и Бр-18
Бр-17 Бр-18
Калибр, мм 210 305
Длина ствола, мм/клб 10 420/49,6 6730/22
Крутизна нарезов, клб 25 25 (постоянная)
Число нарезов 64 68
Глубина нареза, мм 1,5 1,75:
Ширина нареза, мм 7,3 8,0
Ширина поля, мм 3,0 6,08
Угол ВН, град 0°; +50° 4°;+70°
Угол ГН, град 90° 90°
Скорость ВН, град/с -
Скорость ГН, град/с -
+20° +40°
Угол заряжания, град
Длина отката, мм:
нормального до 19° 1150-1040 1030-1040*
предельного 1200 1065
Высота линии огня, мм 2500 2660
Высота системы при 0°, мм 3150 3390
8250 7650
14 840 12 500
7090 6870
44 000 43 000

Тип повозки Ство­льная Стан­ка Осно­вания Ство­льная Стан­ка Осно­вания
19.58 19,68 20,33 19,15 18,83 20,33
Длина повозки, мм 11 960 7530 9115 8620 7530 9115
Высота повозки, мм 2240 3230 2220 2430 3400 2220
Ширина повозки, мм 2860 2860 2860 2860 2860 2860
Ширина хода, мм 2150 2150 2150 2150 2150 2150

Примечание:

* – длина отката постоянная;

** – по руководству службы.


В. Таблицы стрельбы


Таблица 98 Таблица 99 Таблица 100 Таблица 101

Владимир ОДИНЦОВ

Примечания:

Тяжелая артиллерия советского периода

Продолжение. Начало см. «ТиВ» №№ 9, 10/98, №№ 1,2,3/99


450-ММ ГАУБИЦА БР-23

История создания гаубицы

14 мая 1941 г. маршал Кулик направил наркому Тимошенко доклад с предложением начать изготовление 450-мм гаубиц Бр-23. Испытания Бр-18 (см. ниже) показали слабое бетонобойное действие ее снарядов. В принципе, Бр–5 и Бр-18 были рассчитаны на разрушение железобетонных перекрытий толщиной от 1,0 до 2,1 м, 500-мм гаубица ТГ-1 должна была разрушать перекрытия до 4,4 м, но она была привязана к железнодорожной колее. Кулик предложил изготовить достаточно мобильную 450 мм полевую гаубицу, рассчитанную на передвижение по грунтовым дорогам.

В 1940 году ЛУ Красной Армии были разработаны тактико-технические требования, которые были согласованы с генштабом Красной Армии, и на их основе заключен договор с заводом № 221 на проектирование 450- мм полевой гаубицы.

3) Разработан полный комплект рабочих чертежей 450 мм полевой гаубицы.

4) По тактико-техническим требованиям ГАУ заводом № 221 и ЛНИОПом был разрешен вопрос о наложении на лафет 450-мм полевой гаубицы ствола 305-мм пушки.

В мае 1940 г. было принято постановление Комитета обороны «Об изготовлении 450-мм гаубицы, полигонного станка для ее испытаний и выстрелов к ней». Заводу № 22I поручалось изготовить 450-мм гаубицу и полигонный станок со сроком сдачи 1 квартал 1942 года. К тому же сроку наркомат боеприпасов должен предоставить снарядов:


Таблица 88

Чертежи снарядов были разработаны НИИ -24.

Устройство системы

Ствол моноблок с коническим лейнером. Первоначально предполагалось принять постоянную крутизну нарезов в 20 клб, но после неудачных стрельб 203-мм гаубицы М-40 было решено делать нарезку в 25 клб.

Затвор помещен в моноблоке. Затвор поршневой, открывался вверх с помощью пружинного уравновешивающего механизма. Заряжание картузное.

Тормоз отката гидравлический, веретенного типа, состоял из двух цилиндров, расположенных внизу ствола в корытообразной люльке. Накатник гидравлический, состоял из двух цилиндров, расположенных над стволом, а между ними расположен цилиндр пружинного уравновешивающего механизма затвора.

Механизм вертикального наведения имел привод от электромотора, а также ручной привод с двумя скоростями наведения. Электродвигатель вертикального наведения развивает мощность 6 л. с. при 750 об./мин. Механизм горизонтального наведения имел только ручной привод также с двумя скоростями наведения.

Верхний станок вместе с люлькой соединялся с нижним станком при помощи болтов и разъединялся только при переходе в походное положение.

Нижний станок накладывался на основание и вращался передней частью на опоре с шаровым погоном. В хоботовой части нижнего станка имелись подрессоренные катки.

Приспособление для заряжания было принято в виде падающей каретки с лотком, перемещаемой по наклонным направляющим ферм. Подача каретки осуществлялась от электромотора и вручную. Угол заряжания составлял 7°, что позволяло осуществлять досылку снаряда вручную.

При переходе из походного положения в боевое должен был отрываться котлован длиной 5 м, шириной 12 м и глубиной 1 м. Сзади и спереди котлована укладывался рельсовый путь. Перевооружение гаубицы производилось при помощи крана.

В походном положении система разделялась на шесть повозок: первая – ствол моноблок с затвором; вторая блок с противооткатными устройствами; третья – люлька с верхним станком; четвертая – нижний станок; пятая – передняя часть основания; шестая – задняя часть основания.


Таблица 89 Данные 450-мм гаубицы Бр-23 (по техническому проекту)

Калибр, мм 450

Длина ствола, мм/клб. 9500/21

Крутизна нарезов, клб

первоначально 20,

Число нарезов 96

Глубина нареза, мм 4,5

Угол ВН -7°; +70°

Угол ГН 50°

Скорость вертикального наведения, град/с:

от электродвигателя 7

вручную 2

Скорость горизонтального наведения вручную, град/с 0,7

Длина отката, мм 1400

Высота линии огня, мм.. 2700

Габариты системы в боевом положении:

длина при угле ВН 0°, м.. 12,5

ширина, м 11,1

Вес системы в боевом положении с подъемниками снарядов, т 110

Вес системы в походном положении 150

Число повозок 6

Максимальный вес повозки, m около 26

Ширина хода, мм 2150

Клиренс, мм 420

Скорострельность 1 выстрел в 5 минут

Время перехода из походного положения в боевое (без рытья котлована), час 6

Скорость возки повозок по шоссе, км/ч 25-30

Прицел гаубицы МЦ-4


Таблица 90 Боеприпасы и баллистика Бр-23
Снаряд Вес снаря­да, кг Вес ВВ,кг Началь­ная ско­рость, м/с Дальность стрельбы, м
максима­льная минималь­ная
Бетонобойный 1500 105 420 15 000 5500
Фугасный 1060 212 500 18 200 5500

Бетонобойный снаряд должен был пробивать 3,3-метровое железобетонное перекрытие.

Максимальное давление в канале составляло 1860 кг/см2 .

[Табл. 90, 91]


500-ММ ПОЛЕВАЯ ГАУБИЦА

История создания и устройство системы

Эскизный проект 500-мм полевой гаубицы был разработан в НИО АНИ- 011а под руководством начальника 2 го сектора Н. Иванова. Чертежи эскизного проекта были подписаны к 16 января 1940 г.

Ствол был скреплен кожухом. Дульный тормоз отсутствовал. Затвор поршневой. Внешне качающаяся часть походила на Б-4. Механизм вертикального наведения имел два зубчатых сектора. Щита не было.

В связи с началом Великой Отечественной войны работы над гаубицей были прекращены.


Таблица 91 Вес заряда Бр-23
Таблица 92 Данные гаубицы

Калибр, мм 500

Длина ствола полная, мм/клб 9975/20

Угол ВН +72°

Угол ГН +9°

Длина отката, мм 1800

Высота линии огня от платформы, мм 3000

Высота системы по верху казенника, мм 4400

Длина установки со стволом (при 0°), мм 13 250

Вес системы в боевом положении, т около 220

В походном положении система перевозится на 12 повозках.


210-ММ ПУШКА БР-17 И 305-ММ ГАУБИЦА БР-18

История создания

Летом 1937 года комиссия в составе видных советских артиллеристов посетила завод «Шкода» в Чехословакии. Там ей были представлены проекты 210-мм пушки и 305-мм гаубицы. Огвол пушки был лейнированный, а гаубицы – скрепленный. Затворы у обеих систем клиновые горизонтальные, заряжание раздельно-гильзовое. Не удержусь от авторской реплики – на отчете комиссии какой-то умник из АУ подчеркнул «раздельно-гильзовое» и размашисто написал: «Это минус – нужно картузное».

В итоге советская сторона предложила фирме Шкода внести в конструкцию артиллерийских систем ряд изменений. По результатам переговоров фирма доработала проект. Стволы пушки и гаубицы получили свободные лейнеры. Клиновые затворы поменяли на поршневые, заряжание стало картузным.

Согласно договору Д/7782 от 6 апреля 1938 г., заключенному Наркомвнешторгом с фирмой Шкода, последняя обязалась изготовить для СССР по одному опытному образцу 210-мм пушки и 305-мм гаубицы с комплектом боеприпасов и принадлежностью. Срок сдачи опытных образцов был установлен 1 декабря 1939 г. Кроме опытных образцов должны были быть переданы комплекты рабочих чертежей и другая документация на изготовление этих артсистем. Общая стоимость заказа составила 2 375 000 долларов (около 68 млй. крон).

Чтобы ускорить постановку валового производства артсистем на отечественных заводах было принято решение начать производство сразу целой опытной серии и притом по чертежам фирмы, не проверенным в производстве. Изготовление опытной серии 210-мм пушек и 305-мм гаубиц (по шесть штук) постановлением Комитета обороны № 76 от 8 мая 1938 г. было возложено на завод № 221 .

Кроме того, фирма Шкода поставляла (по другому договору с промышленностью) три комплекта поковок ствола и затвора для 305-мм гаубицы в I квартале 1939 года и шесть комплектов поковок ствола и затвора для 210- мм пушек в I полугодии 1939 года (по одному комплекту ежемесячно), а также готовый инструментарий через месяц после внедрения его в производство на заводе «Шкода».

Первая партия чертежей стволов с затворами и поковок была получена от фирмы Шкода в августе 1938 г.

Только в ноябре 1938 г. на заводе № 221 («Баррикады») было организовано небольшое ОКБ и ОТБ (особое техническое бюро) для подготовки чертежей и технологии фирмы Шкода к производству. Впоследствии ОКБ и ОТБ были значительно расширены. Работы над дуплексом именовались «Сталинским заказом».

Как уже отмечалось, первоначально было решено изготовить опытные образцы по чертежам фирмы без каких либо изменений. Тем не менее, представители НИИ-13 настаивали на введении углубленной нарезки, так как глубина нарезки у фирмы Шкода была менее 1%, а завод № 221 хотел внести изменения в чертежи фирмы в основном с целью упрощения производства системы.

Окончательно, протоколом от 15 сентября 1939 г., утвержденном Наркомом вооружений и начальником АУ РККА, было решено внести некоторые изменения в чертежи фирмы, в том числе упростить часть деталей, заменить кое-где поковку литьем, сократить расход бронзы, перейти на ОСТ и прочее.

Основные изменения завода № 221

1) По 210-мм стволу:

Ствол «Шкода» состоял из моноблока, муфты, опорного кольца и лейнера. Ствол завода № 221 состоял из ствола моноблока, казенника со втулкой и лейнера.

Лейнер «Шкода» цилиндрический, а завода № 221 – конический с выступами у казенного торца. Диаметральный зазор между лейнером и моноблоком с 0,1-0,2 мм доведен до 0,25 мм (постоянный). Предел упругости лейнера повышен до 80 кг/мм2 .

2) По 305-мм стволу:

Ствол «Шкода» состоял из кожуха, трубы, лейнера, скрепляющего кольца и муфты. Ствол завода № 221 состоял из ствола моноблока, казенника со втулкой и лейнера.

3) По затворам 210-мм и 305-мм:

Ударно-спусковой механизм фирмы Шкода был заменен на ударно- спусковой механизм гаубицы Б-4. Кроме того, была упрощена рама затвора.

4) Прочее:

Внесен ряд изменений в повозках. Для них приняты отечественные колеса.

Изменено приспособление для заряжания.

1* Иногда 8 мая 1938 г. считается датой принятия Бр-17 и Бр-18 на вооружение (Латухин А Н. «Современная артиперия», М. 1970).


Пушка Бр-17 в боевом положении (вид слева)

1 – ствол; 2 – привод прицела; 3 – подъемный механизм; 4 – люлька с противооткатными устройствами; 5 – прицеп; 6 – поворотный механизм; 7 – затвор; 8 – приспособление для заряжания; 9 – основание; 10 – станок; 11 – вспомогательное оборудование


Работы по созданию опытных образцов

Постановлением КО № 142 от I июня 1939 г. завод № 221 должен был сдать к 1 апреля 1940 г. три 210-мм пушки и три 305-мм гаубицы. Несмотря на захват Чехословакии Германией, поставки в СССР продолжались, хотя и с некоторым отставанием от графика.

Фирма Шкода предъявила на заводские испытания качающиеся части 210-мм пушки и 305-мм гаубицы вместо июня по плану в октябре 1939 г.



210-мм пушка Бр-17


Испытания проводились в Словакии в присутствии советской приемной комиссии под председательством И.И.Иванова. Заводские испытания 210-мм пушки были закончены 20 ноября 1939 г., а 305-мм гаубицы – 22 декабря 1939 г.

Результаты заводских испытаний 210-мм пушки:

а) Пушка неустойчива при стрельбе полным зарядом при углах возвышения до +20°.

б) Время вооружения – 1 час 45 минут, а разоружения – 1 час 20 минут.

в) Время перехода из походного положения в боевое и обратно – около двух часов.

[Табл. 93, 94/


Таблица 93 Результаты заводских испытаний 305-мм гаубицы

Угол ВН, град +40°; +70°

Угол ГН. град 360°

Скорострельность, выстр/мин 1 выстрел за 2 мин. 20 сек.

Вес системы в боевом

положении, т 44,1

Вес повозок, т:

основная 21,8

ствола 19,9

станка 20,4


Приемные испытания (сдачу СССР) обеих систем фирма Шкода провела с 22 апреля по 10 мая 1940 г. на полигоне в Гылбоке (Глубокое) на территории, оккупированной немцами.В отчете фирмы сказано, что 210-мм пушка устойчива при стрельбе малым зарядом при углах от 0° до +50°, а полным зарядом – от + 16° до +50°. Стоит отмстить, что неустойчивость пушки под малыми углами возвышения была связана не с конструкцией самого орудия, а со слабостью грунта, на котором стояло основание. Таким образом, эту пушку можно было использовать и в береговой обороне для стрельбы прямой наводкой, но для этого потребовалось бы основание орудия заделать в бетонный блок.


Таблица 94 Данные стрельб

На основании условий договора пушка и гаубица в комплектном виде вместе с боеприпасами были приняты комиссией и отправлены в СССР для дальнейших испытаний.

В октябре 1940 года из США были получены пневмошины для колес системы Шкода в количестве 54 штук (48 комплектных и шесть запасных). Временно, до освоения отечественной промышленностью шин 12 х 24", 210-мм и 305-мм системы решено было комплектовать колесами 12 х 20".

Опытный образец 210-мм пушки Бр-17, изготовленный заводом № 221, был предъявлен заказчику 26 августа 1940 года. После заводских испытаний этот образец 9 сентября 1940 г. прибыл на АНИОП для проведения полигонных испытаний. Стрельба из него на АНИОПе велась с 21 сентября по 11 декабря 1940 года. Всего было сделано 110 выстрелов. Первоначально на ферме заряжания стоял механический досылатель. Но он оказался неудобен и был заменен ручным «досыльником». «Досыльником» обычно действовало 6-7 человек.

На малых углах возвышения система оказалась неустойчива. Скорострельность составила 2- 3 минуты на один выстрел в зависимости от углов возвышения.

Испытания возкой проводились по маршруту Луга – Ленинград. Использовались тягачи «Ворошиловец». Средняя скорость на маршруте составила 7 км/ч, максимальная скорость на участке 15 км – 28,6 Км/ч. При движении по проселку с высоким уровнем грунтовых вод все повозки глубоко увязали (на 60-90 см). Повозки, снабженные в качестве варианта уширенными шинами против штатных, заметных преимуществ в отношении проходимости не выявили.

Попытки вооружить Бр-17 в районе АНИОПа 7 и 10 октября не удались ввиду слабого болотистого грунта. Вооружение удалось в 7 км от АНИОПа на мягком глинистом грунте.

Первая 305 мм гаубица Бр-18, изготовленная на заводе № 221, прибыла на АНИОП 21 сентября 1940 г. Стрельба велась со 2 октября по 27 ноября 1940 г. Всего было сделано 108 выстрелов. В ходе стрельб испытано три лейнера, из которых два было с нормальной нарезкой (один завода № 221, другой – «Шкода») и один с углубленной нарезкой. Отмечалось тугое закрывание затвора силами двух номеров расчета. Досылающий механизм, как и у Бр-17, особых выгод не дал, поэтому его заменили «досыльником». Скорострельность при углах около 70° – 2,5 минуты за выстрел, а при угле 45° – 2,1 минуты за выстрел. Система была устойчива при углах возвышения от 45° до 70°, а при меньших углах из гаубицы вообще не стреляли. [Табл. 95]



305-мм гаубица Бр-18


Таблица 95 Время, затраченное на переход Бр-17 и Бр-18 из походного в боевое положение на АНИОПе в октябре 1940 г.

Руководство спешило и объявило, что испытания опытного образцы Бр- 17 были не полигонными, а полигонно войсковыми, и по результатам их пушка Бр-17 и бетонобойный выстрел к ней были рекомендованы к принятию на вооружение. Фугасный же снаряд испытаний не выдержал. С 305-мм же гаубицей Бр-18 ситуация осталась неясной.


Таблица 96 Изготовление орудий на заводе «Баррикады» (№ 221)

После начала войны Бр-17 и Бр- 18 не изготавливались.

По официальной статистике на 22 июня 1941 г. на вооружении РККА имелось девять 210 мм пушек Бр-17, а о Бр-18 вообще ничего не сказано, видимо, три эти гаубицы вообще не были приняты на вооружение.

К 22 июня 1941 г. в составе АРГК был сформирован отдельный пушечный дивизион ОМ трехбатарейного состава. В каждой батарее состояло по две 210 мм пушки Бр-17, а всего их было в дивизионе шесть. ГАУ подсчитало, что на первые три месяца боев АРГК потребуется три тысячи 210 мм снарядов. Но, увы, их не было совсем. В графе «наличие 210-мм снарядов» в соответствующем документе стоял прочерк.

К 1 мая 1945 г. в составе АРГК имелось четыре пушечных полка ОМ. На вооружении такого полка состояло по шесть 152-мм пушек Бр-2 и по две 210-мм пушки Бр-17.

Гаубица Бр-18 со стволом № 1 и лафетом № 1 с 1960 года и в настоящее время находится в Артиллерийском музее в Ленинграде. В конце 80-х годов две пушки Бр 17 поступили в Артиллерийский музей и Центральный музей вооруженных сил.

Устройство стволов Бр-17 и Бр-18

Ствол пушки Бр-17 состоял из трубы моноблока, лейнера и казенника, навинченного на моноблок, В комплект каждой пушки входил запасной лейнер. Нарезы постоянной крутизны.

Ствол гаубицы Бр-18 представлял собой моноблок с коническим лейнером. Казенник навинтной. Крутизна нарезов постоянная.

Оба орудия имели поршневые двухтактные затворы с обтюраторами типа Банжа.


305-мм гаубица Бр-18. Вид спереди


Устройство лафета (общий для Бр-17 и Бр-18)

Особенность конструкции качающейся части – сочетание люльки обойменного типа с откатывающимися цилиндрами противооткатных устройств. При выстреле ствол откатывается в люльке, увлекая за собой цилиндры противооткатных устройств. Для соединения с шестернями коренного вала подъемного механизма люлька имела два сектора (правый и левый). Люлька – литая обойма. ВН – два зубчатых сектора.

Накатник гидропневматический с плавающим поршнем, расположен сверху ствола, а тормоз отката снизу. Длина отката переменная.

Станок и другие нижние части лафета (за исключением небольших отличий в сошниковой опоре и др.) 210- мм пушки и 305- мм гаубицы одинаковы. Однако замена одной качающейся части на другую могла быть произведена только в заводских условиях.

Станок пушки клепаный, соединенный с поворотной частью основания болтами.

Поворотная часть основания для облегчения горизонтального наведения опиралась на шары. Угол ГН для Бр- 17 и Бр-18 составлял 30°. При переносе опорных пят и сошниковых опор можно было получить круговой обстрел.

Неподвижная часть основания опущена в боевом положении в котлован в грунте, причем котлован предварительно облицовывается специальными угольниками и брусьями.

Как поворотная, так и неподвижная части основания клепаные. Неподвижная часть основания имела на всех четырех углах разводящиеся опорные станины.

Прицел с независимой линией прицеливания.

Приспособления для заряжания состояли из:

а) наклонного рельсового пути, укрепленного на поворотной части системы;

б) подающей каретки, перемещаемой по рельсовому пути с помощью троса и лебедки;

в) тележек для подноса снарядов.

Заряжание пушки и гаубицы производилось совершенно одинаково. Снаряд вручную погружался на специальную снарядную тележку. Затем тележка подкатывалась к началу рельсового пути, и снаряд перегружался на снарядную катерку. Подтягивание каретки со снарядом вверх к казенной части орудия производилось с помощью ручной лебедки, смонтированной по ферме лафета.

После приведения качающейся части в положение для заряжания (угол +8°) вручную усилием 6-8 номеров с помощью прибойника производилась досылка снаряда. Заряды подносились вручную и также досылались прибойником.

Для походного положения пушка разбиралась на три основные части:

1) Основание вместе с опорными сошниками (повозка № 1).

2) Станок с люлькой, бугелем и противооткатными устройствами (повозка № 2).

3) Ствол с затвором (повозка № 3).

Повозки устроены так, что корпусом повозки является сама возимая часть пушки, к которой присоединяются передние и задние хода. В большей части устройства хода являются общими для всех трех повозок, отличаясь только монтажными частями для соединения с грузами. Хода имели подрессоривание из листовых рессор.

Для перевозки на походе штатных объемных частей системы (кроме возимых на трех повозках), а также ЗИПа. на каждое орудие придавались: один трехтонный автомобиль и четыре трехтонных прицепа. Прицепы возились в виде поезда трактором «Ворошиловец».

Смена лейнера могла быть произведена как в артиллерийской мастерской, так и в полевых условиях.


Таблица 97 Данные систем Бр-17 и Бр-18
Бр-17 Бр-18
Калибр, мм 210 305
Длина ствола, мм/клб 10 420/49,6 6730/22
Крутизна нарезов, клб 25 25 (постоянная)
Число нарезов 64 68
Глубина нареза, мм 1,5 1,75:
Ширина нареза, мм 7,3 8,0
Ширина поля, мм 3,0 6,08
Угол ВН, град 0°; +50° 4°;+70°
Угол ГН, град 90° 90°
Скорость ВН, град/с -
Скорость ГН, град/с -
Угол устойчивости при стрельбе, град +20° +40°
Угол заряжания, град
Длина отката, мм:
нормального до 19° 1150-1040 1030-1040*
предельного 1200 1065
Высота линии огня, мм 2500 2660
Высота системы при 0°, мм 3150 3390
Высота системы при максимальном угле возвышения, мм 8250 7650
Длина системы в бое­вом положении с приспособлениями для заряжания, мм 14 840 12 500
Ширина системы в бо­евом положении по задним опорным плитам, мм 7090 6870
Вес системы в боевом положении, кг 44 000 43 000

Тип повозки Ство­льная Стан­ка Осно­вания Ство­льная Стан­ка Осно­вания
Вес повозки в поход­ном положении, т 19.58 19,68 20,33 19,15 18,83 20,33
Длина повозки, мм 11 960 7530 9115 8620 7530 9115
Высота повозки, мм 2240 3230 2220 2430 3400 2220
Ширина повозки, мм 2860 2860 2860 2860 2860 2860
Ширина хода, мм 2150 2150 2150 2150 2150 2150

Примечание:

* – длина отката постоянная;

** – по руководству службы.


Боеприпасы и баллистика 210-мм пушки Бр-17

А. Снаряды [Табл. 98] Всс головного взрывателя N6- CVZR 70 – 4,15 кг

Вес донного взрывателя DZDR-58 -1,8 кг

Б, Заряды [Табл. 99] Заряжание картузное. Применялись советские и чешские заряды, каждый включал в себя два заряда.

Заряды «Шкода» приведены для фугасных снарядов. Для бетонобойных снарядов № 2 меньше на 1 кг, а № I – на 2 кг.

Заряд № 2 «Шкода» соответствует отечественному полному заряду, а № 1 – отечественному заряду № 1.

В. Таблицы стрельбы

210- мм фугасный снаряд на песчаном грунте образовывал воронку глубиной 1,5-2 м и диаметром 5-5,5 м.

210 -мм бетонобойный снаряд по нормали при начальной скорости 555 м/с пробивал 2,5-метровую бетонную стенку, а при начальной скорости 358 м/с под углом 60" пробивал бетонную стенку толщиной 2 метра.

Устойчивость системы позволяла стрелять полным зарядом только при углах возвышения свыше +20°, а при углах от +6° до +20° – только в исключительных случаях.

Таблицы стрельбы «210-мм пушки Бр-17 обр. 1939 г.» и «21-см тяжелой пушки Шкода» были впервые выпущены в 1944 году (утверждены 5 февраля 1944 г.).


Таблица 98 Таблица 99 Таблица 100 Таблица 101 305-мм снаряды для пушки Бр-18
Снаряд Вес снаря­да, кг Заряд Вес заряда, кг Началь­ная ско­рость, м/с Даль­ность, м Угол Давле­ние в ка­нале, кг/см 2
Фугас­ный 330 Полный 32,1 530 16 500 45° 2400
№ 4 мини­мальный 11.3 13 100
Бетоно­бойный 465 Полный 26,6 410 45° 2350
№ 4 мини­мальный 9.9 240 3400 70°

Боеприпасы и баллистика 305-мм гаубицы Бр-18

Для 305-мм гаубицы Бр-18 использовались только снаряды, изготовленные в Чехословакии.

Заряжание картузное. Всего пять зарядов – полный, № 1, № 2, № 3 и №4.

305-мм фугасный снаряд на песчаном грунте образовывал воронку глубиной 2-2,5 м и диаметром 5,5-8 м.

305-мм фугасная граната разрушала вертикальные кирпичные стенки толщиной до двух метров.

Одно попадание бетонобойного снаряда МИ-1063 при скорости 330- 335 м/с и угле падения свыше 60° разрушало железобетонное перекрытие толщиной 2 м, при скорости 255 м/с и угле 60° при двух попаданиях в одно место разрушалось железобетонное перекрытие толщиной 3 м.


Владимир ОДИНЦОВ

Посвящается 125 – летию русской шрапнели

А знаете ли вы, что американский экспедиционный корпус в ПМВ был вооружен практически только французской артиллерией?
И я уж не говорю про итальянцев, которые карбидные пушки испытывали. Естественно пока им нормальных пушек не продали..
Ну а трехдюймовки лапотной империи после некоторых доработок, дожили до второй мировой.
На момент начала ВМВ в частях РККА было около 4500 трехдюймовок образца 1902/30 годов.
А ежели-бы могучая советская промышленность озаботилась производством бронебойного снаряда...
Но ей был недосуг. Поэтому по немецким танкам трехдюймовки стреляли шрапнелью.
Во всем пАнима"ш, гнилой царизм виноват, не заготовили гады бронебойных.
Да и мосинская винтовка прослужила всю вторую мировую и была вытеснена лишь Калашом.
Но не трехдюймовкой единой, хотя и признана она лучшей дивизионной пушкой ПМВ...


12"" гаубица образца 1915 года в цехе Петроградского Металлического завода

Оригинал взят у kosmodesantnick в Артиллерия Великой войны. Особой мощности
Вполне возможно, что я первый человек, который обратил внимание на следующий очень примечательный факт:

Всего за всю Великую войну Германской империей было произведено 15 мортир : 5 (пять) 42 см (420-мм) длинноствольных мортир Gamma Mörser (они же kurze Marinekanone 12) и 10 (десять) 42 см (420-мм) короткоствольных мортир Minenwerfer Gerät (они же kurze Marinekanone 14); а также 4 пушки : 4 (четыре) 30,5 см (305-мм) пушки ("L/30 Beta-M-Gerät"). Практически вся остальная артиллерия особой мощности Германской имперской армии, была, либо изготовлена еще до войны, либо изначально предназначалась вовсе не для применения на сухопутном фронте.

Итого Германией в течение 1914-1918 гг. было заново изготовлено 19 (девятнадцать) артиллерийских систем особой мощности.

А в "отсталой" Российской империи казенный Обуховский сталелитейный завод, за период с 13.08.1915 г. по 01.01.1917 г., изготовил 33 (тридцать три) 12"" (305-мм) гаубицы (осадные) образца 1915 года.

Итого Россией в течение 16 месяцев войны было заново изготовлено 33 (тридцать три) артиллерийские системы особой мощности.

Некоторые примечания :

1. Всего, с 1897 года по 1914 год, в Германии было произведено 12 приборов Бета и 7 приборов Гамма:

9 (девять) 30,5 см (305-мм) береговых мортир образца 1897 года (Küstenmörser 97 или Beta Gerät )
2 (две) 30,5 см (305-мм) тяжелые береговые мортиры образца 1909 года (schwere Küstenmörser 09 или Beta 09 Gerät )
1 (одна) 30,5 см (305-мм) гаубица "Бета" на колесном лафете I.R. (Haubitze Beta in Räderlafette)
5 (пять) 42 см (420-мм) длинноствольных мортир Gamma Mörser (они же kurze Marinekanone 12)
2 (две) 42 см (420-мм) короткоствольных мортиры Minenwerfer Gerät (они же kurze Marinekanone 14)

2. К началу Великой войны, Германская имперская армия не имела ни одной подвижной батареи особой мощности, которые были сформированы более-менее импровизированным образом.

3. Всего в начале войны Германская имперская армия получила 8,5 (восемь с половиной) батарей особой мощности:

5 (пять) тяжелых батарей береговых мортир (Schwere Küstenmörser Batterie)
3,5 (три с половиной) батареи коротких морских пушек (Kurze Marine Kanone Batterie)

4. Кроме, того в Германии имелось некоторое количество 28 см (280-мм) береговых гаубиц (Küsten Haubitze).


Останки Толстой Берты. Большая часть этих мортир M-Gerät была потеряна в результате разрыва в стволе собственного снаряда.

PS. К началу Великой Отечественной в состав артиллерии особой мощности РВГК входили 30 305-мм гаубиц образца 1915 года и 25 280-мм мортир Шнейдера образца 1915 года.. Еще 24 мортиры и четыре 305-мм гаубицы образца 1915 года находились на складах, заводах и полигонах.

Следует отметить, что снаряды для 280-мм мортир Шнейдера и Бр-5 были одинаковыми, а заряды - разными. Снаряды были только старого образца, то есть недальнобойной формы. К июню 1941 года имелось около 7 тысяч 280-мм снарядов и 7,5 тысячи 305-мм снарядов к гаубицам образца 1915 года.

Интересно, что 305-мм гаубицы образца 1915 года имелись и в ВМФ. Ими была вооружена четырехорудийная батарея № 911 вблизи Владивостока. Для нее флот имел 1788 фугасных 305-мм гаубичных снарядов.

Нельзя здесь не упомянуть такой любопытный факт. В 20-30-х годах армейское командование проводило опытные стрельбы из 305-мм гаубиц образца 1915 года снарядами 305-мм корабельных пушек. В итоге были созданы Таблицы стрельбы морскими снарядами образца 1907 года и образца 1911 года из 305-мм гаубицы.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: