Хитрые грибы берестов читать. Детская душа поэта. Александр Береснев

Тема: В.Д. Берестов «Хитрые грибы»

Целеполагание: - ознакомить детей с произведением В. Берестова;

Расширить знания о съедобных и несъедобных грибах;

Учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;

Отрабатывать навыки выразительного чтения;

Развивать память, речь, внимание;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

  1. Речевая разминка. (слайд 2)

II. Актуализация знаний. Постановка цели урока

Отгадайте: (слайд 3)

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы)

Где растут грибы?

Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес.

Какие природные богатства хранит в себе лес? Что полезного нам дает?

Игра «Верите ли вы, что..?» (слайд 4)

Грибы – это растения?

Существует особое царство живой природы?

Грибов на свете около 1 млн?

Кроме съедобных и несъедобных есть другие виды грибов?

Плесень – это гриб?

Гриб состоит из тонких белых нитей?

Грибы растут на деревьях?

- Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся?

В конце урока мы вернёмся к этой таблице.

III. Изучение нового материала

1) Вступительное слово учителя.

Многие ходили в лес, собирали и Подосиновики, и крепыши Белые, и веселые Лисички, и Рыжики, и разноцветные Сыроежки, и мохнатые Волнушки, и растущие кучками на старых пнях Опята. И, конечно, обращали внимание на Мухоморы с ярко раскрашенными шляпками. Все это грибы. Сегодня мы узнаем и о других грибах.

2). Первичное чтение.(с.77)

3). Беседа после чтения.

Что нового для себя вы узнали из прочитанной статьи?

Сколько видов грибов существует?

Какие грибы вам известны?

На какие две группы их можно разделить? (Съедобные и несъедобные.)

Какие несъедобные грибы вам известны?

А знаете ли вы, какой несъедобный гриб приносит пользу некоторым животным? (Мухомор. Животные им лечатся).

Грибы ценны своими вкусовыми и ароматическими свойствами. Они содержат много витаминов и минеральных веществ. По питательности грибы могут заменить мясо.

4) Сообщения детей о съедобных и несъедобных грибах.

Различают съедобные и условно съедобные грибы, ядовитые и другие несъедобные грибы.

Съедобные – это те грибы, которые можно готовить сразу, без предварительной обработки.

Условно съедобные нужно сначала отварить, а воду слить (иногда их отваривают и сливают воду дважды). Только при этом условии их можно есть, а иначе – ни в коем случае!

Ядовитые грибы содержат яд, очень опасный, а иногда и смертельный для человека. другие несъедобные грибы яда не содержат, но они очень неприятные на вкус, например, ужасно горькие.

Многие грибы очень похожи друг на друга и различить их трудно. Поэтому собирать грибы нужно только со взрослыми.

IV. Физкультминутка (слайд 5)

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзинки ягоды, грибы-

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!

Работа в группах. (Группы получают свою часть текста, распечатанный слайд. Дети извлекают необходимую информацию о грибах и готовятся рассказать об этом классу с презентацией.) Слайды (6 – 10)

V. Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы». (слайд 11)

1. Подготовка к восприятию.

Ребята, а в какое время года собирают грибы?

Кто из вас любит собирать грибы?

А знаете ли вы, как правильно нужно собирать грибы (Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, рассказывает учитель.)

А сейчас писатель В. Берестов расскажет нам, как он ходил в лес собирать грибы.

2. Первичное чтение.

3. Беседа после чтения.

Понравилось ли вам стихотворение?

Какое настроение вызвало оно у вас? Почему?

Какие строки стихотворения показались вам смешными. Почему?

Почему же он не нашел ни одного грибка?

Работа над выразительным чтением стихотворения.

Найдите в тексте восклицательное предложение.

Давайте прочитаем его с правильной интонацией.

Прочтите вопросительное предложение.

Прочтите выразительно это предложение.

Давайте выразительно прочитаем стихотворение, постараемся голосом передать настроение автора.

Прочитайте выразительно, передавая настроение.

VI. Закрепление нового материала

Отгадайте загадку.

А давайте мы сейчас посмотрим, насколько хорошо разбираетесь в грибах. Вы должны вспомнить, как называется гриб и отличить съедобный гриб от несъедобного. (слайд12)

Серенькие шляпки.

Рябенькие ножки.

Под березою растут.

Как их зовут? (Подберезовик)

А этот красавец на беленькой ножке

Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки. (Мухомор)

- А почему мухомор получил такое название? (Настоем этого гриба раньше морили мух.)

А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый? (Нет, он служит лекарством для животных)

Средь молодых сосенок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок... (Масленок)

- Почему его так назвали? (В сырую погоду шляпки блестят, будто смазанные маслом.)

Люблю я в разных шапках быть,

То в желтой, то в зеленоватой,

То в красной или в сероватой.

Собирай, не мешкай, это... (Сыроежк и)

- Почему их так назвали? (Они любят сырые места, сухости не переносят.)

Давайте сразу договоримся: сырыми есть их не будем!

VII. Итог урока. Рефлексия.

Какие открытия вы сделали на сегодняшнем уроке? Что нового узнали? Вернёмся к игре «Верите ли вы, что…»

Кто из писателей поделился с вами впечатлениями о сборе грибов?

Какие названия съедобных грибов вы запомнили? Несъедобных? (слайд 13 - 14)

Как правильно нужно собирать грибы? Почему нужно соблюдать эти правила?

Напишите на грибке (выданы детям) что вам больше всего понравилось, запомнилось на уроке и положите в корзинку (рисунок на доске) . Учитель зачитывает.

Домашнее задание: Разделить альбомный лист пополам, в левой части листа нарисовать три съедобных гриба, а в правой три несъедобных, подписать название.

Материал урока очень насыщенный – можно разделить на 2 урока.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

В. Д. Берестов «Хитрые грибы»

Речевая разминка Прочитайте про себя. Прочитайте вполголоса. С ударением на слово «жёлтый». С ударением на слово, обозначающее жёлтый предмет. Жёлтое солнце на землю глядит, Жёлтый подсолнух за солнцем следит, Жёлтые груши на ветках висят, Жёлтые листья с деревьев летят.

Грибы И на горке, и под горкой, Под березой и под елкой, Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят.

Игра «Верите ли вы, что..?» 1 . Грибы – это растения? 2. Существует особое царство живой природы? 3. Грибов на свете около 1 млн? 4. Кроме съедобных и несъедобных есть другие виды грибов? 5. Плесень – это гриб? 6. Гриб состоит из тонких белых нитей? 7. Грибы растут на деревьях? 8. Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся?

На зарядку солнышко поднимает нас. Поднимаем руки мы по команде «раз». А над нами весело шелестит листва, Опускаем руки мы по команде «два». Соберем в корзинки ягоды, грибы- Дружно наклоняемся по команде «три». На «четыре» и на «пять» Будем дружно мы скакать. Ну, а по команде «шесть» Всем за парты тихо сесть!

“ Как надо собирать грибы”: 1. Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку, состоящую из опавших листьев, так как грибница, оказавшись под лучами солнца, может погибнуть. 2. Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножом. 3. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. Среди них могут оказаться ядовитые! 4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд. 5. Не сшибай несъедобные грибы. Помни, что они нужны лесу!

Надо раньше вставать, чтобы грибов набрать. Грибы ищут – по лесу рыщут. Не наклоняясь до земли, и грибка не поднимешь.

«Хитрые грибы» В. Д. Берестов

Подберезовик Мухомор Масленок Сыроежки

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

1 Грибы

1 Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы, которые ты обычно видишь в лесу, состоят из шляпки и ножки. А в почве от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба.

2 Оказывается, грибы очень нужны в лесу. Дело том, что нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями.

3 Грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, разные насекомые. Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся. Мухомор, например, служит лекарством для лосей.

4 Грибы не только то, что растет в лесу под елкой, и что мы собираем в корзинки. Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба - гриб. Твердые полосатые образования на стволах берез - это грибы. Белый налет на ягодах крыжовника, который потом становится темным, и рыжие пятнышки на листьях смородины - тоже грибы. И всем известные дрожжи - грибы.

5 Размеры грибов также самые различные. Есть грибы - великаны. Размер их до 1 с половиной метра. А у грибов - малюток - всего миллиметр. Есть и микроскопические грибы. Их можно увидеть только под микроскопом. Так они малы.

6 “Как надо собирать грибы”: (5 чел.)

1. Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку, состоящую из опавших листьев, так как грибница, оказавшись под лучами солнца, может погибнуть.

2. Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножом.

3. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. Среди них могут оказаться ядовитые!

4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

5. Не сшибай несъедобные грибы. Помни, что они нужны лесу!

7 -Составить поговорки. Объяснить смысл поговорок.

>> Литература: В. Берестов. «Хитрые грибы»»

Урок 14


О ГРИБАХ. В. БЕРЕСТОВ «ХИТРЫЕ ГРИБЫ»

Цели: формировать умение учащихся выразительно читать; учить работать с научными статьями из справочной литературы.

Ход урока


I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, целей.

2. Работа над стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» строится аналогично предыдущим занятиям.

«Хитрые грибы»

Увела меня дорожка
От крылечка в лес густой.
Я не малое лукошко,
А корзину взял с собой.

Я заглядывал за кочки,
Под березовые пни.
Ох и хитрые грибочки!
Где же спрятались они?

Зря искал их под осиной
И под елью зря искал.
Видно, я большой корзиной
Все грибы перепугал.

а) Беседа.

В какое время года собирают грибы? Как правильно собирать грибы, чтобы не повредить грибницу и не повлечь исчезновение грибов?

Ребята, грибы могут собирать только те, кто хорошо в них разбирается, кто может отличить съедобные грибы от несъедобных. Если вы затрудняетесь это делать, то лучше не заниматься сбором грибов.

Кому из вас приходилось собирать грибы? Расскажите.

б) –А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем Берестовым, отправившимся в лес за грибами.

Прочтите название стихотворения В. Берестова, которое мы будем читать.

Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом стихотворении, почему автор называет грибы «хитрыми»?

Физкультминутка


3. Работа над статьей «Грибы».

Раньше грибы считали растениями. Но сейчас учёные выделяют их в особое царство живой природы. Грибов на свете очень много. И они очень и очень разные.

Многие ходили в лес, собирали и Подосиновики, и крепыши Белые, и веселые Лисички, и Рыжики, и разноцветные Сыроежки, и мохнатые Волнушки, и растущие кучками на старых пнях Опята. И, конечно, обращали внимание на Мухоморы с ярко раскрашенными шляпками.

Все это грибы. Вернее, их плодовые тела. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он из тонких белых ветвящихся нитей - грибницы, или мицелия. Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырас­тают плодовые тела.

Но грибы не только то, что растет в лесу под елкой или на поляне, и что мы собираем в корзинки. Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба - гриб. Трутовик, выросший на стволе дерева, тоже представитель грибного царства Твердые полосатые образования, похожие на копыта, на стволах берез - и это грибы. Белый налет на ягодах крыжовника, который потом становится темным, и рыжие округлые пятнышки на листьях смородины - тоже грибы. И всем известные дрожжи - грибы.

Около 100 тысяч грибов растет на нашей планете.

Размеры грибов также самые различные. Есть грибы - великаны. Диаметр их до 1,5 метра. А у грибов - малюток - всего миллиметр. Есть и микроскопические грибы. Их можно увидеть только под микроскопом, так они малы.

Многие грибы очень «дружат» с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.

Большинство грибов относятся к группе, которую называют шляпочные грибы.

1) Чтение статьи детьми про себя.

Что нового для себя вы узнали из прочитанной статьи?
- Сколько видов грибов существует?
- Какие грибы вам известны?
- На какие две группы их можно разделить? (Съедобные и несъедобные.)
- Какие несъедобные грибы вам известны?
- А знаете ли вы, какой несъедобный гриб приносит пользу некоторым животным?


2) Беседа по содержанию.

– Понравилось вам это стихотворение? Чем?
– Верны ли были ваши предположения? Почему автор назвал грибы «хитрыми»?
– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?– К какому царству живой природы ученые отнести грибы?
– Назовите съедобные грибы.
– Назовите несъедобные грибы.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: выразительно читать стихотворение «Хитрые грибы», нарисовать любой гриб.

Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.

Технологическая карта урока.

Учебный предмет: литературное чтение, автор Кутявина С.В., УМК «Школа России»

Тема урока : В.Д. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии)

Тип урока : Первичное предъявление новых знаний.

Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Цель деятельности педагога: создать условия для знакомства со стихотворением В.Д. Берестова «Хитрые грибы» и научной статьей «Грибы» (из энциклопедии). На примере художественных образов произведения показать, что увидеть скрытую жизнь природы и разгадать ее тайны и секреты может только наблюдательный, любящий природу человек. Выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим текстом.

Задачи:

Учить детей работать с научной статьей, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное.

Отрабатывать навыки выразительного чтения;

Расширить знания о грибах;

Развивать память, речь, внимание;

Воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.

Планируемые результаты.

Личностные УУД: формировать ценностное отношение к природному миру; умение высказывать свое отношение к событиям и героям.

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

Познавательные УУД: умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников; умение ориентироваться в учебнике; умение находить вопросы в тексте, ставить вопросы; умение сравнивать, классифицировать, делать выводы.

Коммуникативные УУД: строить понятные высказывания, формулировать собственное мнение; договариваются о распределение функций и ролей в совместной деятельности.

Предметные УУД: знакомятся со стихотворением В.Д. Берестова «Грибы» и научной статьей «Грибы» (из энциклопедии) и выявляют художественные особенности данных произведений на основе анализа и наблюдения.

Оборудование: магнитная доска, карточки со словами, рисунок болота, корзина, знаки для самооценки, энциклопедии, толковый словарь.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Оргмомент

Приветствует учеников, гостей.

Просит проверить готовность к уроку

Прозвенел уже звонок

Тихо сели на урок.

Психологический настрой на урок.

Дети проверяют готовность к уроку. Приветствуют гостей.

Личностные: эстетические чувства, прежде всего доброжелательность

Актуализация и мотивация.

1. Вставь пропущенные слова.

2. Какое время года описано?

3. Прочитай с разной интонацией: с удивлением, с восхищением.

Мы с вами продолжим изучать произведения об осени.

Желтое солнце на землю … .

Желтый подсолнух за солнцем … Желтые груши на ветках… .

Желтые листья с деревьев … .

(слайд 2)

В стихотворении описана осень.

Дети читают его с разной интонацией.

Метапредметные Личностные:

Целеполагание.

Чему будем учиться на уроке чтения?

Как вы думаете, грибы это растения или нет?

(Слайд 3)

Будем учиться выразительно читать, думать, рассуждать, делать выводы, сравнивать, отвечать на вопросы.

Я думаю, что грибы это растения.

А я думаю, что грибы не относятся к растениям.

Метапредметные Регулятивные: определяют и формулируют цель и задачи деятельности на урок вместе с учителем; прогнозируют работу.

Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.

Чтобы разрешить ваш спор поработаем с текстом на странице 77.

1 .Первичное восприятие текста. Проверка первичного восприятия.

Читает рассказ учитель. О чем этот текст?

Выслушивает впечатления детей.

2.Предлагаю поработать в паре. Хорошо исследовать текст, прочитать его и приготовиться отвечать на вопросы.

3.Проверка. Выборочное чтение. Слушает ответы.

Откуда взят текст?

Что такое энциклопедия?

4.Словарная работа.

(слово прикрепляю на доску)

Таким образом, вы сейчас поработали со статьей из энциклопедии, в которой излагаются научные сведения о грибах (факты, события). Поэтому этот текст называется..

Как называют человека, который пишет научные статьи?

Вывод к тексту.

Вид текста

Излагаются

Тип текста

Делают предположения.

Этот текст о грибах.

Работа в парах.

Подготовить ответы на вопросы.

Читают текст, находят нужную информацию.

План.

1.Что такое грибы? (растение или нет)

2.Сколько грибов существует на свете?

3.О каких грибах говорится в тексте?

Ответы на вопросы.

Грибы – это не растения.

Существует около ста тысяч видов грибов.

В тексте говорится о съедобных грибах.

Текст взят из энциклопедии.

Работа со словарем. Находим слово.

Энциклопедия - научное справочное издание, которое простыми доступными словами отвечает на все ваши вопросы.

Научный текст

Ученый

(слова на доске)

«Грибы» (из энциклопедии)

Проза

Сведения, факты

Научный текст.

Ученый

Метапредметные Коммуникативные

договариваются о распределение функций и ролей в совместной деятельности , оказывают в сотрудничестве взаимопомощь;

Метапредметные Регулятивные: прогнозируют.

Метапредметные Познавательные:

Предметные: знакомятся с произведением «Грибы» (из энциклопедии)

Личностные: формируют ценностное отношение к природному миру

Метапредметные. Регулятивные

формулируют и удерживают учебную задачу

Метапредметные. Познавательные:

Предметные

Метапредметные

Регулятивные:

Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль;

Метапредметные Коммуникативные строят понятные высказывания, формулируют собственное мнение;

Метапредметные Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию в учебнике, словаре.

Метапредметные

Коммуникативные

Личностные:

Метапредметные Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию в учебнике, словаре.

Метапредметные

Коммуникативные умение слушать и понимать речь других;

Личностные: формируют ценностное отношение к природному миру.

Дети, поднимите руку, кто летом собирал грибы?

Послушайте, как надо собирать грибы.

1 111.Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку, состоящую из опавших листьев, так как грибница, оказавшись под лучами солнца, может погибнуть.

2.Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножом.

3.Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. Среди них, могут оказаться ядовитые!

4.Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

5.Не сшибай несъедобные грибы. Помни, что они нужны лесу!

Физминутка

Продолжение работы по теме урока.

Раз,два, три, четыре.

За грибами в лес пойдем.

Раз, два,три, четыре.

И грибов мы наберем.

Раз грибок. Два грибок.

Положили в кузовок.

Сегодня мы прочитаем произведение В.Д. Берестова

Послушайте сообщение об авторе (портрет на доске)

А сейчас узнаем, какой случай произошел с писателем, отправившимся в лес за грибами.

Прочитайте название произведения В. Берестова, которое мы будем читать.(вывесить название стихотворения)

В.Д.Берестов «Хитрые грибы».

Как называются такие произведения?

Верно ли ваше предположение: - почему так названо стихотворение?

Какое настроение у вас вызвало это стихотворение? (на доске слова-чувства)

Дети выбирают и зачитывают: удовольствие, удивление, сожаление.

Как называются тексты, в которых передается настроение, чувства от автора к читателю?

Чтение стихотворения про себя.

Научитесь правильно читать все слова. Найдите слова, значение которых вам непонятно.

Словарная работа.

(находим слова в словаре)

Беседа по содержанию с выборочным чтением.

Прочитайте, что автор взял с собой в лес?

Найдите и прочитайте строки, в которых говорится, где искал автор грибы?

Какие строки вызвали у вас улыбку? Прочитайте их.

(Слайд 4 Портрет)

(Сообщает ученица)

Валентин Дмитриевич Берестов родился в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства. В 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства.

Потому, что они от него прячутся.

Стихотворение читает ученик.

Такие произведения называются

стихотворениями.

Потому что, грибы как бы играют в прятки с грибником.

(Слайд 5)

Это художественное произведение.

Лукошко - небольшая корзинка для грибов из прутьев (показываю саму корзинку)

Кочка - бугорок на сырой или заболоченной земле.

(Показываю рисунок кочки).

Выборочное чтение.

Выборочное чтение.

Метапредметные Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию в учебнике, словаре.

Метапредметные

Коммуникативные умение слушать и понимать речь других;

Личностные: формируют ценностное отношение к природному миру.

Метапредметные Регулятивные:

формулируют и удерживают учебную задачу;

Личностные: формируют ценностное отношение к природному миру;

Метапредметные Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию в учебнике, словаре.

Метапредметные. Познавательные: осуществляют смысловое чтение;

Предметные : выявляют художественные особенности данного произведения на основе анализа.

Беседа.

Работа над выразительным чтением

Найдите в тексте восклицательное предложение.

Найдите вопросительное предложение? Какое слово надо выделить голосом?

Что должны передать при чтении?

(Читают несколько учащихся)

Ученики находят предложения.

Ученики готовятся к выразительному чтению.

Мы должны передать при чтении чувства, настроение.

Чтение стихотворения несколькими учащимися.

Метапредметные

Личностные:

умение выражать эмоции; высказывать свое отношение.

Сравнение двух произведений «Грибы» (из энциклопедии); В.Д. Берестов «Хитрые грибы»

Что общее у этих двух произведений?

У этих произведений общая тема: «Грибы».

Сравнение произведений (слова – термины на доске)

«Грибы» «Хитрые грибы»

проза стихотворение

научный текст худ.произвед.

факты, сведен. чувства,настр.

Закрепление полученных знаний

Послушай и подумай! Кто написал текст, ученый или поэт?

(Докажи)

Тексты наизусть читают ученики.

1.Грибов на свете очень много. Плесень, покрывающая корочку хлеба, - тоже гриб. Грибы ценны своими вкусовыми и ароматическими свойствами. Они содержат много витаминов и минеральных веществ. По питательности грибы могут заменить мясо.

2.Чтение стихотворения А.Плещеев «Осень наступила»

3.А ещё грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, разные насекомые. Некоторыми ядовитыми для человека грибами, животные лечатся. Мухомор, например, служит лекарством для лосей.

4.Чтение стихотворения С. Есенин

«Закружилась листва золотая»

Метапредметные

Коммуникативные умение слушать и понимать речь других;

Личностные: формируют ценностное отношение к природному миру.

Какие грибы вы знаете?

Отгадайте загадки.

Игра «Да - нет» (Слайд 11)

Пословицы о грибах

Чтение загадок детьми.

(Слайд 6-10)

1.Мухомор и бледная поганка ядовитые грибы?

2.В лесу можно шуметь?

3.Боровик, маслята, опята съедобные грибы?

4.Ядовитыми грибами лечатся животные?

5.Подберёзовик растет под осиной?

(Слайд 12)

Метапредметные. Познавательные: осуществляют смысловое чтение;

Предметные : выявляют художественные особенности данного произведения на основе анализа.

Рефлексия.

(Слайд 13)

Нарисуйте смайлик, который отражает ваше настроение, отношение к материалу.

Дети рисуют смайликов и прикрепляют на доску.

Личностные: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности,

Домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворения.

Задачи:

Коррекционные:

Закрепить названия грибов, листьев деревьев (березы, клена, дуба);

Закрепить знание основных цветов – красный, желтый, зеленый.

Закрепление артикуляционных позиций гласных звуков: А; У; О; И;

Развитие длительного речевого выдоха;

Развитие фонематического восприятия,

Формирование и развитие слухового и зрительного внимания;

Развитие просодической стороны речи.

Образовательные:

Формирование двигательных умений и навыков;

Развитие координации движений и моторных функций, чувство ритма;

Воспитательные:

Воспитание творческой активности, закреплять умение перевоплощаться.

Оборудование: игрушка старичок-лесовичок, листья, грибы иллюстрации, зеркало, маленькие корзинки по количеству детей, погремушки и деревянные ложки.

Ход занятия:

I Вводная часть.

Ребята сегодня мы с вами отправимся на прогулку в осенний лес.

Упражнение для развития общей моторики

В лес осенний на прогулку

Приглашаю вас пойти

Интересней приключенья

Нам ребята не найти

Ходьба по залу под марш

с хлопками

На носочки зайка встал

По дорожке зашагал

Ходьба на носочках

Он на пяточках шагал

Носик к верху поднимал

Ходьба на пятках

Зайка прыгает и скачет

По дороге словно зайчик

Прыжки на двух ногах

По лесной сухой дорожке

Топ-топ-топ топочут ножки

Ходит, бродит вдоль дорожки

Весь в иголках серый ежик

топотушками

Если подкрадется волк

Превратился еж в клубок

Присесть, обхватив колени,

нагнув голову

По извилистой дорожке

К речке синей мы пришли

Постарайтесь так пройти

Чтоб с дорожки не сойти

Как лисички мы пойдем

Аккуратненько пройдем

Ходьба по извилистой дорожке

Имитация ходьбы лисички

(ходьба между цветочков)

Листья осенние тихо кружатся

Листья нам под ноги тихо ложатся

Бег на носочках

Покружились, присели.

II . Основная часть .

1. Упражнение на развитие мышечного тонуса.

«Мы оказались в осеннем лесу. Давайте посмотрим, как тут красиво!

1) Поворачиваем голову вправо, влево. А теперь подняли голову вверх, опустили, смотрим под ноги – вниз, и опять вверх, вниз.

2) Одновременно поднимание и опускание обоих плеч под спокойную музыку на четыре счета.

3) Заходи в осенний лес. - Повороты влево - вправо:

Много здесь вокруг чудес.

4) Вот березки золотые стоят - Поднять руки вверх с поворотом влево;

Вот осинки листвой шелестят - Поднять руки вверх с поворотом влево;

5) Под листвою у маслят - присели руки над головой

Только шапочки блестят, - сплели пальчики.

2. Упражнение на развитие мимических мышц лица.

«Набежали серые тучи. - Нахмурили брови.

Вдруг небо стало светлеть. Удивились и подняли брови вверх.

Яркое солнышко выглянуло – обрадуйтесь и улыбнитесь.

Прищуримся и посмотрим на солнышко вот так: оба глаза.- (глазодвигательная гимнастика 4 -5 раз)

Зажмуриться и открыть глаза.

3. Упражнение на развитии слухового внимания.

1. Игра: «Гриб, дерево, кочка».

Л. – А сейчас мы поиграем в игру, где надо быть очень внимательными.

Если вы услышите команду: - гриб

Вы должны остановиться поднять руки над головой и соединить их, сделать шляпку гриба. (показ логопедом позы)

Если услышите команду: - дерево

Вы должны встать прямо, поднять руки вверх. (показ логопедом позы)

А когда услышите команду: - кочка

Вы приседаете, обхватив колени, опустив голову. (показ логопедом позы)

2. Упражнение на координацию слова и движения

«Хитрые грибы»

Увела меня дорожка

От крылечка в лес густой

Я не малое лукошко,

Я корзинку взял с собой.

Я заглядывал под кочки,

Под березовые пни

Ох, и хитрые грибочки!

Где же прячутся они?..

Ладони ребром друг к другу движения вперед назад.

Руки полочкой, показ рукой далеко вперед

Сложить ладошки корзинкой

Соединить пальцы в замок, вытянуть руки вперед слегка согнутые в локтях.

Приседаю, заглядывая под воображаемые пни

Грозят пальчиком

Разводят руки в стороны, удивляясь.

3. Фонетическая гимнастика

Ах сколько грибов выросло в лесу. Ой, как мы рады им, покажите ребята.

1. карточка звук [А]

Вот какой боровик порадуемся ему.

Интонация радости.

И.П. - Стоя, руки вытянуты вперед собой. Развели руки в стороны.

Ротик открыли широко, губы - окошко круглое, большое; воздух выходит свободно, горлышко поет - А-А-А-А

Присели на корточки, обхватили руками, колени голову наклонили к коленкам «спрятались» - 3 раза.

2. Карточка звук [О]

Ой, сколько опят на пеньке сидят.

Интонация удивления.

И.П. -- Стоя, руки в низу. Поднимаем руки через стороны вверх

Ротик открыли, окошко овальное, воздух выходит свободно, горлышко поет - О-О-О-О-О

Присели на корточки, обхватили руками колени, голову наклонили к коленкам «спрятались» - 3 раза.

3. Карточка звук [ У ]

А это что за гриб красивый, с красной шляпкой с белыми пятнами?

Дети: - мухомор, он ядовитый.

Интонация угрозы.

И.П. - Руки согнуты на уровне груди. Ладошки повернуты от себя. Давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз. Губы вытянули вперед трубочкой, горлышко поет - У-У-У-У-У

4. Карточка звук [И]

Это кто на рыжей ножке к солнцу шляпку повернул?

Дети: - лисичка.

Интонация радости и удивления.

И.П. – Руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направленны вверх, остальные сжаты в кулачки. Встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх. Губки растянуты в улыбке, зубы разомкнуты, воздух выходит свободно, горлышко поет - И-И-И-И-И.

3. Упражнения на развитие артикуляции, дыхания и голоса.

Артикуляционная гимнастика, стоя перед зеркалом.

Последние теплые лучики солнышка улыбаются нам в окно.

Покажите, какое солнышко круглое. Упр. «Окошко»- 3-4 раза.

Улыбнулись солнышку. Упр. «улыбка» -3-4 раза.

Сыграем солнышку на дудочке. Упр. «дудочка» - 3-4 раза.

Положите язычок на крылечко, пусть он погреется на солнышке. Давайте пошлепаем его: - пя-пя-пя-пя

4. Развитие певческого диапазона голоса, музыкального слуха и развития мимики лица.

Игра – «Эхо».

Дети мы сейчас в лесу – дружно покричим АУ!

Никто не отзывается

Лишь эхо откликается

Давайте подойдем к Елене Георгиевне и распоемся.

5. Распевка «АУ» Т. Овчинникова «Пение и логопедия».

А кто это к нам из леса вышел? Это дядюшка АУ старичок-лесовичок.

6. Песенка «Веселый старичок» муз. Г. Портного.

Выходите в круг скорей спойте песню веселей.

7. Ритмический танец: « У меня - у тебя» (с ложками и погремушками)

Дядюшка АУ принес с собой деревянные ложки и погремушки и предлагает станцевать.

8. Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Посмотрите, какой красивый ковер из листочков. Какого они цвета?

Красные, желтые, зеленые.

А с каких деревьев они упали?

Клена, березы и дуба.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать.

Собираем пальчики

Хлопаем в ладошки, кулачками

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя

листья осины

листики дуба мы соберем

Поочередно собираем пальчики

Маме осенний букет принесем.

Хлопают в ладоши

9. Подвижная игра «Соберем листочки в корзинки»

Старичок - лесовичок предлагает поиграть в игру. Раздает детям корзинки

Логопед поочереди говорит каждому ребенку, какие листья он будет собирать. (дети под спокойную музыку собирают листочки).

10. Итог занятия.

Пора ребята нам возвращаться из леса. Давайте на прощание расскажем старичку – лесовичку, что мы видели в лесу.

Список литературы^

1. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя.- М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1996

2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2002.

3. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПБ., 1995.

4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, второе издание, М., Просвещение, 1990

5. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: М.: ТЦ Сфера, 2004

6. Каше Г.А Формирование звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи. – М., 1962.

7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973.

8. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики.

9. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика коррекционно-восстановительной работы с детьми 3-4 лет; - М.: Издательство ГНОМ и Д. 2002

10. Левина Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями. – М., 1966.

11. Макарова Н.Ш. Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмике. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009

12. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2008

13. МУХИНА А.Я. Речедвигательная ритмика. – М.: АСТ: АСТРЕЛЬ; ВЛАДИМИР: ВКТ, 2009.

14. Слюсарь К.Н. Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет / М.: Издательство Гном и Д, 2009

15. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Изд.2, переработ. и доп. М. «Просвещение», 1971

16. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. Пособие – М.: Айрис – пресс, 2007

«Грибы»

В. Берестов «Хитрые грибы»

Власова Антонина Михайловна

  • Если хмуримся с утра,
  • Нам поможет доброта.
  • Встаньте, дети, подтянитесь
  • И друг другу улыбнитесь!
  • Чтобы очень много знать, надо не лениться!
  • Чтоб пятёрки получать, надо потрудиться!

Жёлтое солнце на землю...

Жёлтый подсолнух за солнцем…

Жёлтые груши на ветках…

Жёлтые листья с деревьев…

(глядит).

(следит).

(висят).

(летят).

– Вставьте пропущенные в стихотворении слова

Речевая разминка

Висят

Следит

Летят

Глядит

Люблю природу русскую.

Прочитайте только буквы русского алфавита S Л Z E W L C R Грибы – это растения или нет? Продолжи фразу
  • УЗНАТЬ
  • Грибы – это...

    2. ПОЗНАКОМИТЬСЯ с новым видом текста, где содержится...... информация.

    3. РАССМОТРЕТЬ 2 вида текста, найти сходство и........

План работы

ОПРЕДЕЛИ порядок работы.

  • Сравнение текстов.
  • Что такое грибы?
План работы

ОПРЕДЕЛИ порядок работы.

  • Знакомство с новым видом текста.
  • Что такое грибы?
  • Сравнение текстов.
Работа по учебнику

– Что нового для себя вы узнали из прочитанной статьи?

– Сколько видов грибов существует?

– О каких грибах говорится в статье?

– Как называется человек, который пишет научные тексты?

– Что такое энциклопедия?

Что такое энциклопедия Энциклопедия – это научное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке. Энциклопедия в переводе с французского – «свод знаний». Универсальные энциклопедии

Ядовитые грибы - обладают токсичностью, не исчезающей после обработки! Отравления - иногда заканчиваются смертельным исходом!

На территории России насчитывается свыше 100 видов съедобных грибов, однако в пищу употребляют чуть более 100 видов грибов.

грибы

На зарядку солнышко поднимает нас.

  • На зарядку солнышко поднимает нас.
  • Поднимаем руки мы по команде «раз»,
  • А над ними весело шелестит листва.
  • Опускаем руки мы по команде «два».
  • Соберем в корзинки ягоды, грибы
  • Дружно наклоняемся по команде «три».
  • На «четыре» и на «пять» будем дружно мы скакать.
  • Ну а по команде «шесть»
  • Всем за парты тихо сесть.

Физкультминутка

Серенькие шляпки. Рябенькие ножки. Под березою растут. Как их зовут?

Подберезовик

А этот красавец на беленькой ножке. Он в красненькой шляпке, на шляпке – горошки.

Мухомор

Средь молодых сосёнок, в блестящей темной шапочке, Растет грибок....

Масленок

Люблю я в разных шапках быть,

То в желтой, то в зеленоватой,

То в красной или сероватой,

Собирай, не мешкай, это...

Сыроежка

Валентин Дмитриевич Берестов

Берестов В.Д. - поэт, прозаик, переводчик,

исследователь фольклора, историк –

родился в городе Мещовске Калужской

области в семье учителя.

Стихи начал писать с детства. Во время

войны, в 1942г., в эвакуации в Ташкенте

познакомился с К.И. Чуковским и А.А. Ахматовой, которые отнеслись к нему и к началу его творчества с большим интересом. Первый сборник стихов «Отплытие» вышел в 1967г. и получил признание читателей, поэтов и критиков.

В этом же году выходит первая книга для детей «Про машину».

Затем последовали сборники стихов детям и взрослым.

В. Берестов

Хитрые грибы

Увела меня дорожка

От крылечка в лес густой.

Я не малое лукошко,

А корзинку взял с собой.

Я заглядывал под кочки,

Под берёзовые пни.

Ох и хитрые грибочки!

Где же спрятались они?

Зря искал их под осиной

И под елью зря искал.

Видно, я большой корзиной

Все грибы перепугал.

Словарная работа Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему?
  • Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему?
  • Тексты, в которых передаются чувства, настроение автора, называются художественными.
  • Какие строки из стихотворения показались вам смешными?
  • Где искал грибы автор? (найди в тексте и прочитай).
  • Чем автор перепугал грибы?
  • Мог ли на самом деле автор перепугать грибы большой корзиной?
  • С какой интонацией надо читать это стихотворение?

Анализ стихотворения

Объясни
  • Надо раньше вставать чтобы грибов набрать.
  • Грибы ищут – по лесу рыщут.
  • Не наклоняясь до земли, и грибок не поднимешь.
1. Чтобы грибов набрать, надо раньше …
  • 1. Чтобы грибов набрать, надо раньше …
  • 2. Нашел гриб – не спеши вырывать его с корнем, лучше подрежь ….
  • 3. Нельзя расшвыривать лесную подстилку, ты разрушишь …
  • 4. Не собирай старые и червивые грибы – в них может быть …
  • 5. Не срывай грибы зря, ими питаются
  • многие...

Правила сбора грибов

грибницу

животные



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: