Выделение ударного слога в слове. Ударение. занятие. Прослушивание слов

Ударением называется такое фонетическое выделение одного из слогов неодносложного слова, которое осуществляется бóльшим напряжением артикулирующих органов, создающим бóльшую отчетливость тембра (и тем самым отчетливость качества выделяемого гласного) и бóльшую длительность гласного звука.

Под словесным ударением понимается выделение одного или двух слогов в составе многосложного слова с помощью силы, высоты и длительности звуков. Соответственно различают динамическое (силовое, или экспираторное), музыкальное (тоновое, или мелодическое) и количественное (квантитативное, или долготное) ударение. Чисто динамическое ударение представлено в чешском языке. Чисто музыкальное ударение представлено в китайском, корейском, японском языках. Языки с чисто количественным ударением встречаются редко. В качестве примера языков с таким ударением может служить новогреческий язык. В большинстве языков все эти виды ударения обычно используются в комбинации с друг с другом.

Место ударения в словоформе . Существуют языки со свободным (разноместным) и связанным ударением. В языках со свободным ударением словесное ударение может падать на любой слог слова, как это имеет место, например, в русском языке. (город, ворота, молоток). В языках со связанным ударением словесное ударение выделяет лишь какой-то определенный слог слова: в чешском - это первый слог от начала, например, jazyk, strana, в польском - второй от конца: рolak, smaragdowy.

Различают ударение подвижное и неподвижное . Неподвижным следует считать такое ударение, которое всегда падает на один и тот же слог, независимо от того, в какой словоформе оно выступает.

Входящая в состав фонетического слова безударная словоформа, которая находится перед ударной словоформой, называется проклитикой (у брáта), после ударной словоформы - энклитикой (принеси´-ка). При одной и той же ударной словоформе могут находиться и проклитика, и энклитика: на бережóк бы. В некоторых случаях энклитиками могут становиться и словоформы знаменательных слов: нá берег, нá два, нé был, нé дан.

Взаимодействие языков и диалектов. Языки межнационального общения.

Диалект представляет собой разновидность языка, использующейся жителями одной территории, на которой распространен данный язык. Совокупность диалектов составляет единое целое языка. Диалекты делятся на территориальные и социальные. Среди причин возникновения диалектов можно назвать и территориальную разобщенность, в результате которой появляются наречия, группы говоров. Диалекты могут отличаться диалектизмами (диалектизмы - характерные языковые особенности). Различия могут быть звуковыми (фонетические диалектизмы), лексическими (например, названия предметов данной местности), в каком-то конкретном районе жители могут по-особенному употреблять предлоги ("приехал с Москвы").

ЯЗЫК МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ - понятие, употребляемое по отношению к языку, на котором общаются граждане различных национальностей, проживающие в данном государстве или в какой-то определенной местности. Часто Я.м.о. является язык государственный или язык официальный.

В некоторых сферах человеческой деятельности в качестве языка межнационального общения может выступать мертвый или искусственный язык.

Фонематические и нефонематические звуковые различия. Дифференциальные (различительные) признаки фонем.

Разные фонемы должны различаться на слух носителями языка, т.е. должны реализоваться разными звучаниями. Реализации одной и той же фонемы являются очень разными по артикуляции и по звучанию. Эти разные звуки, объеиняемые как разновидности одной фонемы, называются вариантами фонемы или ее аллофонемами.

Соответственно различению понятий «фонема» и «вариант фонемы» различают две транскрипции: фонематическую и аллофонемную (собственно фонетическую). То что написано в фонематической транскрипции, обычно заключают в наклонные скобки / /, а то, что в аллофонемной – в прямые .

Дифференциальный признак фонемы – самая «нижняя» передельная единица, выделяемая лингвистическим анализом в многоярусной структуре плана выражения языка

Каждый язык фонемного (неслогового) строя насчитывает небольшое по

количеству, закрытое множество фонем. Они могут осуществлять свою

идентифицирующую и дифференцирующую функцию благодаря тому, что они

различаются между собой, будучи противопоставленными парадигматически.

Парадигматические особенности фонем выявляются на основе фонологических

оппозиций, т.е. таких противопоставлений между фонемами, которые различают

не просто разные наборы фонем, но и использующие эти наборы в качестве

своих экспонентов разные слова (и морфемы).

Впервые типология фонологических оппозиций была разработана Н.С. Трубецким.

Слог. Злементы его структуры, типы слогов. Разные типы слогов в разных языках.

Слог является минимальной фонетической единицей членения речевого потока, которая включает в свой состав, как правило, один гласный с примыкающими к нему согласными. Существуют языки, в которых может быть представлен тип слогов, состоящих только из согласных, например, чешский язык, в котором есть довольно много односложных слов, не содержащих в своем звучании гласных звуков, например:vlk -волк, krk - шея. Ядро или вершину слога в этих словах образуют сонорные согласные l r. В зависимости от количества слогов в слове различают слова односложные, двусложные, трехсложные и так далее.

Виды слогов

В зависимости от того, на какой звук, гласный или согласный заканчивается слог различают слоги открытые, закрытые и условно закрытые.
Открытые слоги заканчиваются на гласный звук, например, в рус.яз. во-ро-та, ре-ка, в нем. Du, Ra-be, Leh-re. Особенностью немецких открытых слогов является наличие в них только долгих гласных.
Закрытые слоги заканчиваются на согласный звук и их нельзя открыть, например: рубль, морс, Nacht, Berg. Немецкие закрытые слоги в подавляющем большинстве содержат краткие гласные звуки, см. примеры выше. Однако в некоторых закрытых слогах могут быть представлены и долгие гласные, например Arzt, nun, Mond, wust.
Условно закрытый слог можно открыть при словоизменении, например: пруд - пруды, кот - коты, Tag - Ta-ge, schwul - schwu-le. Последний тип слогов интересен как свидетельство того, что звуковая структура слогов, входяших в структуру изменяемых слов, не является постоянной величиной.
В зависимости от того, на какой звук, гласный или согласный начинается слог различают слоги прикрытые и неприкрытые.
Прикрытые слоги - это слоги, которые начинаются с согласного звука, например: ре-ка, мо-ло-ко, Tal, Raum.
Неприкрытые слоги - это слоги, которые начинаются с гласного звука, например: олово, арена, Ei, aus, Uhr.
Различные теории слога .
Существует несколько теорий, которые стремятся объяснить природу слога.
1. Сонорная теория. Согласно этой теории, слог есть сочетание более звучного (или более сонорного) элемента с элементом менее звучным (менее сонорным). (Отто Есперсен).
2. Экспираторная теория, согласно которой слог представляет собой такое звукосочетание, которое соответствует одному выдыхательному толчку. (Стетсон).
3. Теория мускульного напряжения рассматривает слог как минимальный отрезок речевого потока, произносимый одним импульсом мускульного напряжения. (Щерба) 11. О соотношении слога и морфемы .

Между слогом и морфемой, как кратчайшей значащей единицей языка, нет каких-либо соответствий в языках типа русского, немецкого, французского, английского. Например, в составе русской словоформы дом корневая морфема совпадает со слогом, а в составе словоформы дома (род.) первый слог включает в себя лишь часть корневой морфемы.
Однако есть такие языки, в которых слог является устойчивым звуковым образованием. Он не изменяет в потоке речи ни своего состава, ни границ. Такие языки называют слоговыми, или языками слогового строя, где слог равен отдельной морфеме и никогда не разбивается. К языкам слогового строя относятся китайский, вьетнамский, бирманский и некоторые другие языки.

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ НАХОДИТЬ И ВЫДЕЛЯТЬ УДАРНЫЙ СЛОГ В СЛОВЕ

В русском языке ударный слог выделяется несколькими фонетическими средствами одновременно: силой, проявляющейся в громкости, большей долготой, или длительностью; наконец, тембром - особым качеством звуков, составляющих слог. Ударный слог произносится с большей силой, отсюда – прием быстрого и многократного произношения слова с выкрикиванием ударного слога. Г.П.Фирсов описывает данный прием, обычно практикуемый в начальных классах: «В быстром темпе произносить несколько раз какое – либо слово, затем его выкрикнуть – и тогда ударный слог должен резко обозначиться: машина, машина, машина (Фирсов Г.П. Как я обучаю литературному произношению на уроках фонетики). Сохраняется ли большая сила в ударном слове, если произносить слово не громко, а тихо, даже шепотом? Да, и при шепотном произношении ударный слог будет восприниматься как наиболее сильный за счет специфического тембра звуков ударного слога.

Выделение ударного слога большей долготой – основа для приема протягивания ударного слога в слове. Слово произносится медленно, нараспев, ударный слог протягивается: чааайка, бееелый, любииить. В школьной практике данный прием наиболее популярен и используется на уроках в форме выполнения задания «Позови слово!». Этот опыт недостаточно надежен на ранних этапах формирования у младших школьников умения определять ударный слог: отыскивая ударный слог способом протяжения, дети начинают тянуть все слоги в слове, либо теряя при этом ударный, либо выбирая его случайно. Протяжное проговаривание ударного слога уместнее использовать на этапах более или менее сформированного у ученика умения выделять ударный слог. Прием протягивания ударного слога важно сочетать с приемом искусственного изменения места ударения в слове: карандаш, карандаш, карандаш. В использовании данного приема кроются большие резервы для совершенствования умений учащихся начальных классов. Для упражнений подбираются слова разных частей речи: имена существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Эффективно включать в упражнения имена собственные: имен и фамилий учащихся, хорошо известных географических названий: Дима, Пирогов, Нева, Мурманск.

Задания к работе с такими словами (записанными на доске) могут быть следующими:

Прочитайте слова так, как требует знак ударения.

Какое слово – забавное, смешное, необычное?

Какое слово – знакомое, привычное?

В каком слове ударный слог легче всего тянется?

Таким образом, в поисках ударного слога совмещаются оба приема: прием протяжного произнесения ударного слога и прием искусственного изменения места ударения в слове.

В практике учителей начальных классов, кроме названных, имеют место и другие приемы выделения ударного слога: отбивание, простукивание, а также прохлопывание либо только ударного слога в слове, либо всех слогов с подчеркнутым ударением.

Самостоятельное определение ударения в слове, самостоятельная постановка в нем знака ударения предполагает совершение учеником целого ряда действий (операций), составляющих алгоритм определения ударного слога в слове:

  1. Произношу слово, выделяя ударный слог.
  2. Называю ударный слог.
  3. Ставлю знак ударения над гласной буквой ударного слога.

Приведу пример рассуждений: «Пилот – ударный слог – лот, знак ударения ставлю над гласной буквой о; ежик – ударный слог – е, знак ударения не ставим, эта буква находится под ударением».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 3 классе по УМК "ШКОЛА 2100" по теме "Развитие умения находить в слове основу и окончание"...

Развитие умения находить в словах суффиксы

Цель: развитие умение образовывать новые слова, понимание их значения. Обогащение словарного запаса детей с помощью словообразования, обучение правильному сочетанию слов в словосочетаниях....

Под системой упражнений понимается совокупность заданий, объединенных по назначению, материалу и способу их выполнения и направленных на формирование умений. Система упражнений выстраивается с учетом постепенного нарастания сложности заданий и степени самостоятельности учащихся при их выполнении. На начальном этапе обучения наиболее применимы упражнения репродуктивного характера, предполагающие воспроизведение учениками знаний или действий по образцу.

Фонетические упражнения трактуются в методике обучения языку как вид заданий, целью которых является формирование слухопроизносительных навыков у учащихся . В период обучения грамоте основная цель применения упражнений этого вида связана с формированием у первоклассников определенных фонетических умений.

При изучении каждого из фонетических понятий в период обучения грамоте появляется необходимость формирования определенных умений, которые обеспечиваются осознанным использованием известного способа действия. Так, при изучении слога у первоклассников формируются следующие умения:

  • 1) делить слова на слоги (определять слоговую структуру слога);
  • 2) подбирать слова заданной слоговой структуры.

Очевидно, что второе из названных умений сложнее, поскольку предполагает опору на собственный речевой опыт ребенка и не может быть сформировано без первого.

Успешному выполнению упражнений помогают средства материализации фонетических понятий, при работе над слогом - это слоговая схема (модель) слова.

Приведем примеры таких упражнений.

Упражнения

  • 1. Учитель показывает предметную картинку, просит детей назвать то, что изображено (произнести слово), а затем разделить его на слоги в процессе скандированного произношения и составить слоговую схему. Необходимо продумать использование слов разной слоговой структуры.
  • 2. Учитель приготовил предметные картинки, на которых изображены тигр, слон,

жираф, зебра, лев, крокодил, бегемот. На доску прикрепил слоговые схемы односложных, двусложных и трехсложных слов:_,__,___. Задание для учеников: соотнести слова - названия животных со слоговыми схемами.

3. Учитель приготовил слоговые схемы, предъявляет их детям с заданием подобрать (назвать, а не придумать!) слова с указанным в модели количеством слогов.

Приведенные примеры фонетических упражнений направлены на формирование у первоклассников умения делить слова на слоги и фиксировать полученный результат в слоговой схеме. Последовательность использования подобных заданий определена нарастающей степенью сложности каждого.

Скандированное произношение может сопровождаться (но не подменяться!) хлопками, ритмическим простукиванием и другими дополнительными приемами фиксации словоделения. Вот почему на этих уроках обучения грамоте для освоения детьми этого произносительного приема уместно использование считалок, коротких детских стихотворений, которые возможно произнести по слогам («Я лю-блю сво-ю ло-шад-ку , при-че-шу ей шер-стку глад-ко ...» или «Вме-сте ee-ce-ло гиа-гать...»).

Обучение выделению ударного слога - важный этап не только в освоении фонетического образа слова, но и в пропедевтической работе, связанной с обучением правописанию. При знакомстве с понятием «ударение»

следует организовать работу по формированию следующих умений: определять место ударения в слове и подбирать слова с заданным местом ударения. Первое из названных умений обеспечивает школьникам обнаружение самой частотной орфограммы русской орфографии (правописание буквы на месте безударного гласного), а второе - подбор проверочного слова.

Приведем примеры соответствующих фонетических упражнений.

Упражнения

  • 1. Игра в «эхо». Учитель произносит слово с выделением ударного слога, дети слушают, а в ответ воспроизводят только ударный слог, как эхо.
  • 2. Последовательное перемещение ударения в слове со слога на слог. (Прием предложен П. С. Жсдек.) Только после того, как школьник научится произносить одно и то же слово, искусственно перемещая ударение, можно считать, что у него сформировался способ действия при определении ударного слога. Овладеть таким приемом детям достаточно сложно. Лучшее средство - игра «Русский, польский, французский». Приведем описание, примерный сценарий проведения этой игры.
  • - В словах русского языка, ребята, ударным может быть любой слог. А вот в некоторых других языках мира ударным может быть только определенный слог в слове. Например, в польском - это всегда предпоследний слог (если в слове их больше двух), а во французском - последний. Давайте поиграем: попробуем русские слова произнести так, как их произнесли бы французы и поляки, изучающие русский язык.

3. У учащихся необходимо формировать осознанные навыки контроля: учить оценивать не только результат выполненного задания, но и процесс его выполнения. При использовании моделей слов следует помнить, что чем схема конкретнее, тем труднее подобрать к ней слова. Важно привлекать детей к оценке правильности подбора слова к модели и к объяснению ошибки, если таковая имеется. Например, при подборе слов к модели =_ 0_ 0_ дети назвали имена Лена, Нина, Мила, Валя. Ученик,

назначенный контролером, не принимает последнее из названных слов, потому что согласные звуки в нем не соответствует указанным в модели.

Упражнения, сформулированные в виде задач, важны не только для языкового развития младших школьников. Они учат соблюдению условий задачи (т.е. действовать определенным образом), анализу и оценке действий одноклассников, умению исправлять их ошибки, что, в свою очередь, будет способствовать критичному отношению к собственным действиям и результатам своей работы.

Работа со звуками речи . Умение устанавливать последовательность звуков в слове с помощью специального произношения - непростая задача для первоклассника. Тем важнее для его дальнейшего обучения развитое умение слышать звучащее слово.

Подготовка к выполнению полного фонетического разбора обеспечивается системой аналитических упражнений. Для того чтобы узнать звук, надо произнести и послушать его. Дети допускают много ошибок при выделении звука из слова. Так, если спросить ребенка, какой первый звук в слове лес , он ответит [л"э]. Такое сочетание согласного с гласным представляет собой артикуляционную связь, которую трудно разрушить, не овладев специальным произносительным приемом. Также при освоении механизма чтения дети почти всегда «соскальзывают» с фонетического состава слова на буквенный. В этом случае в слове лее дети выделят второй звук Е, подменив его буквой.

Умение вычленять звук из слова формируется посредством упражнений.

Упражнения

  • 1. Тренируя детей в утрированном произношении каждого звука в слове, учитель организует на уроке совместную работу.
  • - Давайте вместе найдем все звуки в слове «мир». Я начинаю: [м"м"м"м"ир]. Какой первый звук? ([м" ]). Обозначьте его фишкой (Q). А теперь произнесите слово так, чтобы выделить второй звук. Какой это звук? Обозначим и его (Q). Продолжите выделять звуки в слове. Произнесите слово так, чтобы выделить последний звук. Какой это звук? Обозначьте его (Q). Сколько звуков в слове «мир»? (Три.)
  • 2. Для реализации игрового приема учитель часто использует образы (иллюстрации, кукол) известных детям персонажей книг, мультфильмов. Важно, чтобы выбранный герой не был пассивным наблюдателем на уроке, а действовал вместе с детьми: выполнял задания, ошибался, исправлял ошибки учеников, задавал вопросы, поощрял правильный ответ и т.д. Первоклассники принимают правила подобных игр. Вот как может быть организована фонетическая игра, имеющая ту же методическую цель.
  • - Сегодня на уроке у нас гостья - Василиса Премудрая. Она мастерица задавать сложные вопросы. Справитесь? (Далее учитель «играет роль» этого персонажа.)
  • - В моем волшебном саду есть только те цветы и деревья, в названиях которых есть первый звук из имени Василиса. Кто скажет, растет ли в моем саду ива? (Да.) А как вы узнали? (В слове «ива» есть звук В.) Что еще растет в моем саду? Скажите и выделите голосом этот важный звук! (Дети должны произнести, например, слова слиВа, Васильки , траВа, одуВанчики и др.) Задам сложный вопрос: растут ли в саду виноград и вишня? (Пет, в этих словах первый звук [в"], а не [в]).

В качестве материала упражнений в выделении звуков целесообразно использовать скороговорки и чистоговорки: при их произношении не только происходит отработка дикции, но и обеспечивается опознание повторяющихся звуков. Например: Топали да топали , до тополя дотопали. Или: Съел Валерик вареник , а Валюшка - ватрушку.

Действия анализа, в том числе и фонетического, выступают в качестве основы для многих других мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения. Поэтому значимость аналитических умений в развитии младшего школьника трудно переоценить.

Умение различать гласные и согласные звуки формируется в систематическом применении правильного способа действия: произнесение звуков и наблюдение за работой артикуляционного аппарата и «поведением» выдыхаемого воздуха.

Приведем примеры фонетических упражнений, тренирующих учеников в использовании известного им способа действия для установления характеристики звуков.

Упражнения

  • 1. Учитель «беззвучно» произносит звуки [о], [п], [у], [м], [ш], а ученикам предлагается узнать каждый, определить, гласный он или согласный, и поднять соответствующую фишку (карточку с обозначением).
  • 2. Учитель просит следом за ним произнести звук, послушать его и поднять карточку О, если он гласный: [с’с’с’с’с’], [ыыыыы], [жжжжж]. Задание может быть усложнено, если среди отдельных звуков учитель «вдруг» произнесет слог - сочетание согласного с гласным звуком. Дети не должны попасться в «ловушку» и догадаться показать две карточки. Подобные методические решения - использование заданий- «ловушек» - очень эффективны в деле развития учащихся.

В связи с введением гласных и согласных звуков необходимо провести обобщение представлений детей о слогах и ударении.

Фрагмент урока

  • - Как вы думаете, сколько звуков может быть в словах? (И мало, и много.) А слогов? (И два, и три, и один, и четыре.) Сколько звуков в слове ИРЛ ? (Дети выделяют звуки в слове, считают и отвечают: три.) А в слове ГОР77 (Действуя аналогично, дети устанавливают, что четыре звука.) А теперь посчитаем, сколько в каждом из этих слов слогов. (Ученики делят слова на слоги и составляют слоговые схемы.)
  • - Как же так получилось, - продолжает учитель, - что в гаком коротком слова ИРА два слога, а в длинном слове ТОРТ - один? Чтобы ответить на этот трудный вопрос, обратите внимание на гласные звуки в каждом слове. (Дети устанавливают соответствие и делают вывод: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.)
  • - А теперь определим ударение в каждом слове и понаблюдаем: какой звук в ударном слоге произносится громче и длиннее других. (Ученики определяют ударение, протягивают в ударном слоге гласный звук и называют его.)
  • - Каким же становится гласный звук в ударном слоге, кто догадается? (Учитель подводит детей к слову ударный.) В ударном слоге - ударный гласный, а в безударном? (Безударный.)
  • - Теперь про гласные звуки мы будем говорить: ударный и безударный. И еще один трудный вопрос: сколько ударных звуков может быть в слове? (Дети догадываются - один). А безударных? (Все остальные гласные звуки слова.)

Два последних вопроса в этом фрагменте требуют от первоклассников высокого уровня обобщения. Существенно, что эти сведения дети «добыли» сами, сделали важные выводы (учитель только направлял их размышления). Таким методическим решением учителю удалось «уйти» от предъявления школьникам информации в готовом виде.

Для становления осознанных фонетических умений у младших школьников важна их способность к контролируемому и произвольному выделению отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков. В процессе овладения грамотой (чтением и письмом) фонетические умения ученика в своем развитии поднимаются на более высокий уровень. Это проявляется в уверенном разложении слов на звуки, соотнесении звуков с буквами и формировании новых звуко-буквенных образов букв при чтении.

  • См.: Азимов Э. Г., Щукин А. И. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М., 2009. С. 340.
  • См.: Обучение чтению по системе Д. Б. Эльконина. С. 66.

Используются приемы отхлопывания, отстукивания, протоптывания слоговой структуры слова, выделение го­лосом ударного слога.

Последовательность знакомства детей с ударением:

1. Двусложные слова с одинаковыми слогами: мама, Тата, дядя.

2. Двусложные слова из разных слогов с ударением на первом слоге: Вова, Тома, Таня.

3. Односложные слова: дом, дым, мак, суп.

4. Двусложные слова с ударением на втором слоге: нога, рука, лиса.

5. Трехсложные слова с ударением на среднем слоге: машина, собака, корова.

6. Трехсложные слова с ударением на первом слоге: кубики, дерево.

7. Трехсложные слова с ударением на последнем сло­ге: молоко, голова, самолет.

Важно, чтобы дети в речи сохраняли ударный слог сло­ва, чтобы слово было узнаваемым.

Построение и употребление обиходных словосочетаний

Задание 1. Научить детей объединять слова:

а) глагол повелительного наклонения единственного числа + существительное в винительном падеже.

дай + мяч (шарик, грибок)

б) дай + ложку (Катю, зайку). Задание 2. Подскажи нужное слово.

Вова, вымой...

Ната, вытри...

Таня, причеши...

Задание 3. Угадай, кто что будет делать. (Разные куклы. Что будет делать кукла Даша? А Маша?) Активизация глаголов в начальной форме: рисовать, гулять.

Задание 4. Использование в общении словосочетаний, выражающих желание:

дай (хлеба, воды, зайку);

налей (супу, молока);

хочу есть, пить, спать, гулять, и т. п.

Употребление в речи однословных и двусловных предложений

Задание. Употребление предложений типа:

а) Это Катя. Это киса. Это гуси. Вот киса. Тут утка. И т. п.

б) Дай утку Дай ложку. Дай воды.

в) Хочу спать. Хочу гулять Хочу есть.

г) Можно кушать? Можно идти?

д) Нина, лови. Лежи, Катя. Пей, киса.

Грамматические структуры желательно отрабатывать в активном общении с детьми, используя предметную де­ятельность. От детей не требуется точного различения слов: это, вот, здесь, там, тут, допустимо также искажение звуко-слоговой структуры слов.

Развитие речевой подражательности

Эффективно использование кукольного театра, игр-драматизаций, дидактических игр и упражнений.

Задание 1. Два клоуна. Активизация в общении слова­ря и первых грамматических форм.

Задание 2. «Колобок» (игра-драматизация).

Игры

«Шоферы и строители», «Что мы делали - не ска­жем...», «Кто сказал «мяу»», «Покорми животных», «Посмотри и назови», «Куда пойдешь, что найдешь», «Кто как кричит», «Гуси - гуси», «Волк, пастух и гуси», «Кому что нужно», «Магазин», «К кому пришел, от кого ушел волк», «День рождения куклы Тани», «Кто что делает», «Отгадай, кто к нам пришел», «Высоко - низко», «Кто что ест», «Кто где сидит», «Угадай, что это».


Третий этап. Формирование в активной речи детей простого нераспространенного предложения

Задачи:

Научить понимать простые нераспространенные предложения;

Учить выполнять простые действия по речевой инст­рукции;

Учить понимать и строить словосочетания типа гла­гол в повелительном наклонении + существительное в ви­нительном падеже;

Учить употреблять в речи словосочетания типа гла­гол + существительное в винительном падеже; глагол + существительное в творительном падеже; прилагательное + существительное; глагол + наречие;

Учить употреблять в общении предложения типа под­лежащее + сказуемое, выраженное глаголом настоящего времени 3 лица;

Учить понимать и употреблять предложения типа подлежащее + сказуемое + дополнение; подлежащее + ска­зуемое + обстоятельство;

Учить различать некоторые формы словоизменения и число существительных;

Учить некоторым продуктивным способам словооб­разования существительных и глаголов;

Учить воспроизводить слого-ритмическую структу­ру двусложных и трехсложных слов.

Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на Ш этапе.

I СЕМЕСТР

УРОК 25

Тема. Закрепление умения делить слова на слоги. Выделение ударного слога. Вырабатывание силы голоса. Игра в слова. Разучивание наизусть стихотворений

Цель: закрепить умения учащихся делить слова на слоги; учить выделять ударный слог в словах; правильно рассказывать выученное наизусть стихотворение; развивать акцентологические умения на подготовительном этапе к чтению, фонематический слух; воспитывать любовь и интерес к русскому языку.

Оборудование: предметные рисунки; аудиозапись с физкультминуткой; звуковые схемы слов с ударением на 1-ом, 2-ом и 3-ем слогах.

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Как определить, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

Что же мы называем ударным слогом? (Слог, который произносим с большей силой голоса.)

III. Работа по теме урока

1. Упражнения на развитие навыков правильной постановки ударения в словах

1) Повторите слово с вопросительной интонацией и определите ударный слог.

2) Произнесите слог с большей силой голоса.

3) Произнесите слово, изменяя его так, чтобы ударение с первого слога перешло на второй.

2. Упражнение «отбивая ритм»

Учащиеся произносят слова с правильным ударением, отбивая ритм на ударном слоге в ладоши (или легонько стучат по парте).

Работа выполняется вместе с учителем.

IV. Физкультминутка

V. Закрепление полученных знаний, умений и навыков

1. игра «поймай ударный слог»

1) Учитель называет слова, а учащиеся хлопают в ладоши тогда, когда ударный слог - первый.

2) Учащиеся хлопают в ладоши на слово, в котором ударный слог - второй.

3) Учащиеся хлопают в ладоши на слово, в котором ударный слог - третий.

2. Заучивание стихотворений и стихотворных фраз наизусть

Например:

Мы шли против ветра

Три киллометра.

Все предметы

Имеют свои приметы.

Хорош пирожок,

Внутри творожок.

Скворцы и синицы -

Веселые птицы.

Ученица Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

3. Работа над творческим заданием


Обведите только буквы и составьте из них слово. (Школа)

Определите в нем ударный слог.

VI. Итог урока

Чему вы учились на уроке?

На какой слог в слове может падать ударение?

Как определить ударный слог?

Какое стихотворение вы расскажете дома родителям?



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: