Пять самых опасных туристических маршрутов россии. Лучшие реки для сплавов на катамаранах в россии Класс III: будь всегда готов

Рафтинг - это экстремальный сплав по горной реке на надувных плотах. Для туристов и непрофессиональных спортсменов существует шесть категорий сложности - от первой, самой простой, до шестой, самой сложной. Есть, конечно, совсем опасные маршруты, но это уже удел профессиональных рафтеров, где они развлекаются на свой страх и риск.

Рафтинг на реке Замбезе считается самым сложным коммерческим рафтингом: на нашем маршруте было четыре порога пятой категории и один шестой. На последний не пускают новичков и неподготовленных туристов, поэтому мы обошли его по суше. Впрочем, эта предосторожность все равно не застраховала нас от экстремального купания...

Перед началом с нами провели инструктаж. По выражениям лиц можно заметить, что все скептически отнеслись к советам инструктора о том, что делать в случае падения за борт. Девушка Арина, сидевшая рядом со мной, спросила: "Зачем они это рассказывают? Мы что - действительно можем перевернуться?" Я сказал, что эти советы, как противопоказания к таблеткам - теоретически могут быть, но происходят крайне редко:

После инструктажа у нас забрали все вещи и выдали по каске, веслу и спасательному жилету:

4.

Наш сплав начинался под , перед мостом, который соединяет Замбию и Зимбабве. Мы долго спускались к воде, а потом долго карабкались по вертикальной стене к плотам. Усевшись на них, мы прежде сплавали вверх по течению и посмотрели на водопад. Потом отплыли в тихое место, где наш рулевой предложил всем выпрыгнуть из плотов в воду. К такому предложению никто не оказался готовым, все отказались, и мужик спрыгнул сам, дав нам понять, что никакого сплава не будет, пока мы не искупаемся. Пришлось прыгать, что было довольно щекотливо, если учесть, что в Замбезе живут крокодилы. И хотя нам объяснили, что они обитают выше по течению, плавали мы с поджатыми ногами.

После того как все выпрыгнули из рафта, инструктор забрался на плот и начал затаскивать каждого обратно, объясняя как себя при этом вести. Мы потренировались и, настороженные столь серьезным отношением к безопасности, вышли на сплав:

5.

Вместе с нами шли четыре спасателя на каяках. Они следили за тем, чтобы никто не упал, а если такое случалось, подгребали к тонущему и возвращали на место:

6.

А падали, между прочим, часто:

В нашей группе было два рафта - на одном сидели мы, на втором компания австралийцев:

8.

Я греб на рафте в первом ряду:

9.

Может возникнуть вопрос - зачем грести, если река и так несет нас? Дело в том, что маневренность и управление рафта зависят от скорости относительно потока, поэтому на подступах к порогу необходимо грести с максимальной силой. Что мы и делаем на этом снимке:

10.

А во время прохождения порога, напротив, нужно убрать весла и спрятаться. В эти моменты кормчий кричал нам "Down!", мы пригибались и держались за веревку вокруг плота:

11.

Самое важное при этом - не потерять весло:

12.

Ну и не вылететь из рафта, разумеется:

13.

После энергичной тряски порог заканчивается, и мы благополучно идем дальше:

14.

А это пример неудачного прохождения порога, который продемонстрировали австралийцы. Девушка не крепко держалась за канат и вылетела за борт. Обратите внимание, что ее сосед, хоть и находится в рафте, погружен в воду с головой:

15.

После порога все приходили в себя и радовались:

16.

Мы исполняли "Дай пять!" на рафтинговский манер, используя вместо ладоней весла:

17.

Приближается еще один порог и все добавляют хода:

18.

Пара кадров о том, как нас ласкала водная стихия:

19.

20.

У нас была возможность обойти последний порог пятой категории, но мы, уже прошедшие три таких и заматеревшие, решили не отступать:

21.

Я первым попал под раздачу и встретил волну, которая задрала плот и перевернула его на бок:

22.

После меня рафт покинули и остальные члены экипажа:

23.

Это был очень страшный момент: ты пытаешься вынырнуть на поверхность чтобы вздохнуть, но так как "поверхность" у порога очень условна, барахтаешься и хлебаешь воду. Не спасает даже жилет:

24.

К счастью, в этом месте было достаточно глубоко, и никто не ударился о камни. Мы с рулевым забрались на плот, привязали веревку к левому борту и перевернули рафт. Все залезли обратно, напуганные и с глазами по пять копеек:

25.

Последний порог был четвертой категории, мы прошли его более-менее нормально. А лодка, которая шла за нами, перевернулась:

26.

Это был очень запоминающийся рафтинг и очень жесткий. Тем, кто будет в Замбии или Зимбабве и не боится таких приключений, я советую обязательно попробовать:

27.

Поскольку по понятным причинам взять с собой камеру было проблематично, нас снимали с суши. Я купил эти фотографии с правами, обработал (оригиналы были бледные и невыразительные).

В следующем посте читайте о прыжке на тарзанке с моста в водопад Виктория. Stay Tuned!

Эта информация касается сложности потоков и их классификации, к которой приступим сразу после этого абзаца. Мы старались приспособить классификацию к европейским привычкам и мировому развитию этой областиi. Категории сложности достаточно субъективны и предназначены для того, чтобы мы могли лишь сравнить разные потоки. Специфический эффект на водника оказывает прежде всего его собственная трасса.

Большинство категорий сложности установлены для минимального (иногда оптимального) состояния воды. Всегда будьте внимательны к высокой воде. Сложность трассы при высокой воде может повыситься на 2 категории.

Но а сейчас перейдем непосредственно к самим категориям. Что же это такое и с чем это едят? Совокупность отдельных препятствий, степени опасности, уклон и расход - это все надо каким-то образом обозначить и описать, чтобы новичок вдруг не выехал на реку с водопадами. Классификации в мире развивались в разных направлениях. В Чехии мы придерживаемся альпийской системы, в которой обозначение ZW говорит о относительно спокойной воде, на бурных же реках различаются шесть категорий сложности от WW I до WW VI, с тем условием, что они применяются к характеру местных рек. В разных уголках мира сложность рек обозначаются подобным образом, однако иногда в определении сложности могут быть учтены и такие параметры, как отдаленность реки от мест цивилизации или же сложность подхода к ней (преимущественно в России и в США). К тому же, в этих странах может сравниваться несравнимое. Например, реки, которые имеют одинаковые водные эффекты трассы, но расход имеют 30 м³ и 1000 м³, могут относиться к одной категории WW II. Однако с точки зрения сплава эти реки будут разительно отличаться. Велики отличия и при оценке узких и непросматриваемых потоков. Обозначение категории отдельного участка или места не всегда указывает действительную степень их сложности. Одна степень сложности будет у порога категории WW II, длиной в 50 метров и совершенно другая у пятикилометрового бурного участка такой же сложности, но с ледяной водой и в неприступном ущелье. Категории сложности отдельных участков бурных рек при помощи знаков "+" и "-" еще делятся на более конкретные подкатегории. В случае одного или двух сложных мест на более спокойной реке, применяется обозначение!! - и обозначает категорию с данными о сложности именно этого места или же на данном кратком участке повышенная сложность может обозначаеться повышенной категорией сложности в скобках. Более подробное описание можно найти у данного километра в описательной части километража. Будьте внимательны к водным площадям, например, зеркало озера при сильном ветре может классифицироваться как категория WW II. Исходя из этих особенностей обозначений, трасса всегда должна выбираться очень продуманно, в соответствии с собственным опытом и без преувеличенной надежды на свои возможности. Большинство водников сплавляется по потокам WW II -III (IV), только самые опытные WW V и выше. Классификация сложности не была нами выдумана. Возникла она как следствие консультаций со многими местными и иностранными водниками-экспертами.

название

характер русла

требования к сплавляющимся и риски

необходимое снаряжение

пример для оптимального состояния воды

спокойно текущая

просматриваемая, скорость течения до 2 м/с, без препятствий и порогов

знание основного прохода рек и управления лодкой, риск при перевороте отсутствует, легкая самопомощь

открытая лодка с противопотопляемыми снаряжением, спасательный жилет для молодежи

небольшие пороги с регулярными волнами, просматриваемая, узкие меандровые протоки с прибрежными зарослями

знание управления лодкой в проточной воде, риск при плавании минимальный, легкая самопомощь

умеренно сложная

более видимые пороги с волнами, широкие, хорошо читаемые проходы в заблокированном русле, более узкое русло с небольшими порогами, требующими быстрой реакции, встречающиеся препятствия хорошо видны и, имея определенную подготовку, можно их легко обойти, предварительный просмотр необязателен, риск при плавании небольшой, самопомощь возможна, однако помощь друзей не будет лишней

знание управления лодкой на порожистой реке, обязательно умение пристать в улове, рекомендована хорошая тренированность и опыт

возможны открытые лодки, хорошо оборудованные средствами противопотопления, но лучше применение закрытых лодок, спасательный жилет, шлем

пороги с высокими беспорядочными волнами, слабые валы и средне заблокированная трасса, пороги в меандрах менее просматриваемые, узкие места с порогами без достаточного обзора. На реках с большим течением могут встречаться и небольшие "сливы" и "бочки", но не часто. Трудные участки можно обойти. Предварительный просмотр рекомендован при первом сплаве, а также в местах, которые характеризуются своей нестабильностью (присутствие деревьев). Вероятность травмирования при сплаве еще не достигает критического уровня, самопомощь возможна, но лучше привлечь и друзей, иначе есть перспектива долгого выплывания из воды.

знание техники и тактики сплава по бурной воде, натренированность, обязательна быстрая реакция в управлении лодкой

закрытые лодки, лучше одиночные, остальное как при сложности WW II, рекомендована защитная одежда (гидрокостюм), средства первой помощи и умение с ними обращаться.

крайне сложная

большие и ярковыраженные пороги с высокими волнами, валы, «бочки» и «сифоны», навалы воды на препятствия, сильно заблокированное корыто реки, узкие проходы со сливами и быстротоками, менее просматриваемые, но предсказуемые. Могут встречаться огромные волны и валы, которые невозможно обойти. Предварительный просмотр трассы всегда обязателен при первом сплаве, рекомендован и при последующих. Риск от среднего до высокого, возникновение сложностей при самопомощи. Помощь друзей необходима, к тому же требует определенного опыта.

Комплексное знание техники и тактики сплава на тяжелой воде, отличная натренированность и опыт. Трасса требует быстрых маневров, усложняющихся напряженностью условий сплава. Иногда требуется пристать в улове и продумать дальнейшие действия. Пороги могут быть на верхней границе риска. Знание эскимосского переворота является необходимостью.

Все как для сложности WW III, практический опыт в спасательных мероприятиях и использовании средств первой помощи, психическая устойчивость.

экстремально сложная

большие волны и валы, высокие водопадные сливы, большая скорость течения, экстремальное, непросматриваемое блокирование русла. Высокий риск для водника. Пороги следуют один за другим, уловы встречаются редко, желательно предварительно о них знать. Предварительный просмотр трассы жизненно необходим, и при том, что бывает зачастую труднодоступен. Сплав на верхней границе риска, присутствует угроза жизни, спасательные мероприятия сложны и не без проблем.

Молниеносные реакции в тяжелых условиях, сплав только в группах профессионалов, имеющих огромный опыт и практику. Обязательность знания эскимосского переворота. Стопроцентное оснащение средствами спасения и первой помощи, знание спасательных мероприятий на практике.

Оснащение как при сложности WW IV, участие в сплаве экспертной группы, высокие требования к физическому и психическому состоянию.

официальная верхняя граница сложности

многократное усиление сложности водной трассы и препятствий, сплав возможен только при определенном водном состоянии и идеальных условиях, включая специальную подготовку к мероприятию

такое же как и у сложности WW IV

такое же как и у сложности WW V

Участки на верхней или нижней границе каждой категории обозначаются знаками "+" или "-" соответственно.

И в завершение этого раздела еще раз хотим Вам напомнить - будьте бдительны в отношении актуального состояния воды, а также состояния самих сплавляющихся. Настрой водников может субъективно влиять на восприятие сложности потока. И опытный эксперт, не будучи в форме, может иметь проблемы на потоке третьей категории.

Обозначение "у" - "усложненный" - маршрут имеет элементы следующей категории сложности

Маршрут: Р.Бия. Т/б "Артыбаш"-р.Бия-оз.Курево - гор. Бийск.
Определяющие препятствия на реке Порог Слив (2 к.с.), порог Юрток (2 к.с.), порог Кабыревский (2 к.с.), порог Пыжинский (2 к.с.)

Маршрут: Р.Ануй. С.Черный Ануй- р.Ануй - с. Усть-Ануй

Маршрут: Р.Чарыш. С.Усть -Кан - р.Чарыш - с. Краснощековоили Белоглазово

Маршрут: Р.Мрас-Су.Пос.Мрас-Су- р.Мрас - Судо устья.
Определяющие препятствия на реке Каскад Хомутовский (2-3 к.с.), шивера Подпорожная (2-3 к.с.), порог Водопадный (2-3 к.с.)

Маршрут: Р.Томь от истоков до г. Междуреченск

Маршрут: Р.Катунь из под порога Манжерок до моста в курорт Белокуриха
Определяющие препятствия на реке порог Рыбалка (2 к.с.)

Маршрут: Р.Мундыбаш (весной) от Верхнего моста тракта на Таштагол до р.Кондома.

Маршрут: Р.Абакан. Оз.Телецкое - переход на р.Абакан - р.Абакан - гор. Абаза
Определяющие препятствия на реке Бол.Абакан порог Карбонак (2-3 к.с.), порог М. Карбонак (2-3 к.с.), на реке Абакан порог Кучеп (2-3 к.с.)

Маршруты 3 категории сложности

Маршрут: Р.Уба. Пос.Поперечное - р.Уба - пос. Верхубенка
Определяющие препятствия на реке Порог Сучья Дыра (3 к.с.), Порог Большой Убинский (3у-4 к.с.)

Маршрут: Р.Песчаная. с. Ильинка - р. Песчаная - с. Солонешное
Определяющие препятствия на реке порог Челюсти (3-5 к.с.), порог.Перв.Розовый Бом (3-5 к.с.)

Маршрут: Р.Катунь (Нижняя). Устье р. Бийка - порог Манжерок
Определяющие препятствия на реке Порог Чебурах (3-4 к.с.), Порог Еландинский (3-4 к.с.), Порог Чепош (2-5 к.с.), Порог Манжерокский (3-5 к.с.)

Маршрут: Р.Сема - р.Катунь. с.Черга - р.Сема - р.Катунь - с.Сростки.
Определяющие препятствия на реке порог Манжерокский (3-5 к.с.)

Маршрут: Р.Бельсу от истоков до г.Междуреченск (в высокую воду до 4 к.с.)

Маршрут: Казыр (Шорский) переход вдоль р.Казыр, сплав по р.Казыр.

Маршруты 4 категории сложности

Маршрут: Сплав от устья р.Верхний Курган до пос.Чемал

Маршрут: Р.Кокса - р. Катунь. Пос.Усть-Кокса -р.Кокса - р.Катунь - пос.Чемал.
Определяющие препятствия на реке порог Щеки (4 к.с.), (4-5к.с.), порог (4 к.с.), порог (4 к.с.), порог (4-5 к.с.), пороги (4 к.с.) и (4 к.с.)

Маршрут: Р.Черная Уба. Гор. Лениногорск - верховья. р. Черная Уба - р. Черная Уба - р. Уба- ст. Шемонаиха
Определяющие препятствия на реке Черная Уба порог Коварный (4 к.с.), на реке Уба порог Сучья Дыра (3 к.с.), Порог Большой Убинский (3у-4 к.с.)

Маршрут: с. Онгудай - р.Урсул - р.Катунь - пос.Чемал
Определяющие препятствия на реке Урсул порог Замок (4-5 к.с.) на реке Катунь пороги (4 к.с.) и (4 к.с.)

Маршрут: Р.Чуя - р.Катунь. Пос.Чибит - р.Чуя - р.Катунь - пос.Иня. (маршрут 4 категории сложности с элементами 5 к.с.)
Определяющие препятствия на реке Чуя порог (5 к.с.), порог (5 к.с.), порог (5 к.с.), на реке Катунь порог (4 к.с.), порог (4 к.с.), порог (4-5 к.с.), пороги (4 к.с.) и (4 к.с.)

Маршрут: Р.Кумир - р.Чарыш - р.Коргон- р.Чарыш. Пос.Усть-Кумир - переход в верховья р.Кумир - сплав по р.Кумир (с обносом порог Большой) - р. Чарыш - переход к слиянию Горелого и Прямого Коргонов - сплав по р. Коргон - р. Чарыш - с.Чарышское
Определяющие препятствия на реке Кумир порог Красноярка (4 к.с.), порог Девий плес (4-5 к.с.), на реке Коргон порог Спартак (4-5 к.с.), порог Сюрприз (4 к.с.), порог Абзац (4 к.с.)

Маршруты 5 категории сложности

Маршрут: Р.Чаган-Узун - р Чуя- р.Катунь. Пос. Бельтир - Чаган-Узун - р.Чуя (с обносом Мажойского каскада) - р.Катунь - пос.Чемал.
Определяющие препятствия на реке Чаган-Узун (4-5 к.с.), на реке Чуя порог (5 к.с.), порог (5 к.с.), порог (5 к.с.), на реке Катунь порог (4 к.с.), порог (4 к.с.), порог (4-5 к.с.).

Маршрут: Р. Мал. Сумульта- р. Бол. Сумульта - р.Катунь. Пос.Эдиган - переход к стрелке р. Тюрдем и р. Сайгонош - сплав по р. Мал. Сумульта - р. Бол. Сумульта - р.Катунь - пос.Чемал
Определяющие препятствия на реке Малая Сумульта Порог Веера (4у-5 к.с.), Кутурчакский каскад (5 к.с.) на реке Большая Сумульта Каскад Шумы (5-6 к.с.), Порог Кульбит (5 к.с.), Порог Трек (5 к.с.), Порог Затычка (5 к.с.), на реке Катунь пороги (4 к.с.) и (4 к.с.)

Маршрут: Р.Нижний Кураган - р.Катунь. Пос. Катанда - переход в верховья р.Нижний Кураган - сплав по р.Нижний Кураган - р.Катунь - пос Чемал. (5у к.с., 5 к.с.при сплаве от р.Осиновка)
Определяющие препятствия на реке Нижний Кураган Нулевой каньон (5-6 к.с.), 2-й каньон (6 к.с.), порог Каскадер (4у-5 к.с.), Каскад порогов Прорыв (5-5у к.с.), на реке Катунь (4-5к.с.), порог (4 к.с.), порог (4 к.с.), порог (4-5 к.с.), пороги (4 к.с.) и (4 к.с.)

Маршрут: Р.Кучерла - р.Катунь. Пос.Тюнгур - вверх по р. Кучерла - сплав по р.Кучерла - р. Катунь - пос.Чемал.
Определяющие препятствия на реке Кучерла Кучерлинский прорыв (6 к.с.), Каньон Высоцкого (6 к.с.), 3-й каньон (5у-6 к.с.), на реке Катунь (4-5к.с.), порог (4 к.с.), порог (4 к.с.), порог (4-5 к.с.), пороги (4 к.с.) и (4 к.с.)

Маршрут: Р.Озерная (р.Мульта) - р Катунь. Пос. Усть-Кокса - с.Мульта - переход к Мультинским озерам - р.Мульта (или переход на оз.Тайменье - р Озерная) - р.Катунь до пос.Чемал
Определяющие препятствия на реке Мульта (5-6 к.с.), на реке Озерная (5-6 к.с.), на реке Катунь (4-5к.с.), порог (4 к.с.), порог (4 к.с.), порог (4-5 к.с.), пороги (4 к.с.) и (4 к.с.)

Маршрут: Р. Шавла - р. Аргут- р. Катунь. Пос.Чибит - переход в верховья р. Шавла - р. Шавла - р. Аргут - р.Катунь - пос. Чемал
Определяющие препятствия на реке Шавла порог Мономах (5 к.с.), порог Уйгур (6 к.с.), порог Тушкем (5 к.с.), порог Кечу (5 к.с.), порог Неустроева (5-5у к.с.), на реке Аргут порог Атланты (5 к.с.), на реке Катунь порог (4 к.с.), порог (4 к.с.), порог (4-5 к.с.), пороги (4 к.с.) и (4 к.с.)

Маршрут: Р. Онгураш - р. Шавла -р. Чулышман. Пос. Бай-Тал- пер. Сайгоныш - р.Онгураш - р. Шавла - р. Чулышман (с обносом порог Каша) - оз.Телецкое
Определяющие препятствия на реке Онгураш порог ОТК (4у-5 к.с.), на реке Шавла порог Сюрприз (4у-5 к.с.), порог Ребро (4у-5 к.с.), порог Веер (4у-5 к.с.), на реке Чулышман порог Туданский (5 к.с.), порог Коварный (5 к.с.)

Маршрут: Р. Чульча - р Чулышман. Оз. Итыкуль - р. Чульча - р. Чулышман- оз.Телецкое (с нижним ущельем- 6 кс.).
Определяющие препятствия на реке Нижнее ущелье (6 к.с.)

Маршрут: Р. Курчум-р. Кальджир. Пос. Катон - Карагай - переход до устья р.Становая- сплав по р. Курчум до устья р.Сорная переход в верховья р. Кальджир - сплав по р. Кальджир- пос. Черняевка
Определяющие препятствия на реке Курчум Порог-водопад (5у-6 к.с.), порог Опасный поворот (5 к.с.), порог Стена (5 к.с.), на реке Кальджир 1-е ущелье (6 к.с.), 2-е ущелье (5-5у к.с.), 3-е ущелье (5-5у к.с.)

Маршрут: Р. Башкаус - р. Бол.Сумульта. Сплав по р Башкаус от верховий до р. Тускуль (р. Джундук) - переход на р.Кызылтобрак - сплав по р. Кызылтобрак- р. Бол. Сумульта - р.Катунь - пос.Чемал
Определяющие препятствия на реке Башкаус Камень преткновения (5 к.с.), порог Колючий (5 к.с.), порог Новый (5 к.с.), на реке Бол.Сумульта: порог Сумультинский (4у-5 к.с.), Каскад Шумы (5-6 к.с.), Порог Кульбит (5 к.с.), Порог Трек (5 к.с.), Порог Затычка (5 к.с.)

Маршрут: Р. Башкаус - р. Чулышман. Пос. Акташ -р. Башкаус (выше устья р. Мукурачик) - сплав до п. Усть-Улаган - переезд на р.Чулышман (выше моста у пос. Язула) - сплав по р. Чулышман (с обносом порога Каша) - оз.Телецкое.
Определяющие препятствия на реке Башкаус Камень преткновения (5 к.с.), на реке Чулышман порог Кульминация (5 к.с.), порог Туданский (5 к.с.), порог Коварный (5-6 к.с.)

Маршрут: Р.Башкаус (Верхний)- Чуя (от с.Чибит)
Определяющие препятствия на реке Башкаус Камень преткновения (5 к.с.), порог Колючий (5 к.с.), порог Новый (5 к.с.), на реке Чуя порог (5 к.с.), порог (5 к.с.), порог (5 к.с.)

Маршрут: Р.Юнгур - р.Аргут- р.Катунь. Пос.Чибит - пер. Курунду- сплав по р. Юнгур - р. Аргут- р.Катунь - пос Иня. (маршрут 5 категории сложности с элементами 6 к.с.)
Определяющие препятствия на реке Юнгур Порог Здравствуй Чибит (5-5у к.с.), Порог Сарымбель (6 к.с.), Порог Переправа (6 к.с.), Порог Турклуб Поиск (5у-6 к.с.), Порог Двойной капкан (5-5у к.с.), Порог Белокаменный (5-5у к.с.), Порог Щель (5у-6 к.с.), на реке Аргут Порог Белый (5у-6 к.с.), Порог Раздельный (6 к.с.), Порог Атланты (5 к.с.)

Маршруты 6 категории сложности

Маршрут: Р.Чуя- р.Катунь С.Кокорю или Бугузанская Застава - р.Чуя - р. Катунь - пос.Иня.
Определяющие препятствия на реке Чуя порог (5у-6 к.с.), порог (6 к.с.), порог Сито (6 к.с.), порог Русские горки (5у-6 кс.), порог Недотрога (5-6 к.с.), порог Малыш (6 к.с.), порог (5 к.с.), порог (5 к.с.), порог (5 к.с.).

Маршрут: Р.Башкаус - р.Чулышман. Устье р.Мал.Кокури -р.Башкаус -р.Чулышман - оз.Телецкое.
Определяющие препятствия Нижний каньон: порог Баррикадный (5у-6 к.с.), порог Крутой (5у-6 к.с.), Мельница порог Ключевой (6 к.с.), порог Капкан (6 к.с.), порог Мясорубка (5-6 к.с.), порог Камикадзе (5у-6 к.с.), порог Семейный (5у-6 к.с.), порог Упрямый (5у-6 к.с.), порог Тесный (6 к.с.), порог Селевой (6 к.с.)

Маршрут: Р.Чулышман. Верховья р.Чулышман -оз.Телецкое
Определяющие препятствия на реке Чулышман: порог Чертов мост (6 к.с.), порог Оборотень (5у-6 к.с.), порог Бол.Глыбы (5у-6 к.с.), порог Три Вовы (6 к.с.), порог Затычка (6 к.с.), порог Винт (6 к.с.), порог Марьивановна (н/п - 6 к.с.), порог Каша (6 к.с.).

Маршрут: Р.Аргут-р.Катунь. Пос.Джезатор - р.Джезатор - р.Аргут (с обносом Карагемского прорыва) -р.Катунь - пос.Иня.
Определяющие препятствия на реке Аргут Порог Надолбы (6 к.с.), порог Труба Сапожникова порог (6 к.с.), Вдп.Сапожникова (6 к.с.), пор Белый(5у-6 к.с.), порог Раздельный(6 к.с.).

Маршрут: Р.Карагем-р.Аргут- р.Катунь. Верховья р.Карагем- р.Карагем- р.Аргут - р. Катунь - пос.Чемал
Определяющие препятствия на реке Карагем порог Олимпийский (5-5у к.с.), порог Эридан(5-5у к.с.), порог Селевой (6 к.с.), порог Разбойник (5у-6 к.с.), порог Винт (5-6 к.с.), Чибитские пороги (5-5у к.с.), на реке Аргут Порог Надолбы (6 к.с.), порог Труба Сапожникова порог (6 к.с.), Вдп.Сапожникова (6 к.с.), пор Белый(5у-6 к.с.), порог Раздельный (6 к.с.), на реке Катунь порог (4 к.с.), порог (4 к.с.), порог (4-5 к.с.).

Маршрут: Р.Ак-Алаха -р.Аргут -р.Катунь. Верховья р.Ак-Алаха - сплав по р.Ак-Алаха - р.Аргут - р.Катунь -пос.Иня
Определяющие препятствия на реке Ак-Алаха Порог Лом (5 к.с.), порог Скат (5 к.с.), пор Туз (5 к.с.), порог Светлана (6 к.с.), порог Азартный (5 к.с.), на реке Аргут Порог Надолбы (6 к.с.), порог Труба Сапожникова порог (6 к.с.), Вдп.Сапожникова (6 к.с.), пор Белый(5у-6 к.с.), порог Раздельный (6 к.с.).

Маршрут: Р.Ак-Алаха -р.Кара-Алаха - р Аргут. Верховья р.Ак-Алаха - сплав по р.Ак-Алаха до устья р.Кара-Алаха - переход на р Кара-Алаха (выше 3 каньона) - р Кара-Алаха - рАк-Алаха - р.Аргут - р Катунь - пос.Иня
Определяющие препятствия на реке Ак-Алаха 3-ый каньон (5-6 к.с.), 4-ый каньон (5у-6 к.с.), порог Лом (5 к.с.), порог Скат (5 к.с.), пор Туз (5 к.с.), порог Светлана (6 к.с.), порог Азартный (5 к.с.), на реке Аргут порог Надолбы (6 к.с.), порог Труба Сапожникова порог (6 к.с.), водопад Сапожникова (6 к.с.), порог Белый (5у-6 к.с.), порог Раздельный (6 к.с.).

Маршрут: Р.Кадрин - р.Катунь. Пос.Акташ -переход в верховья р.Кадрин - сплав по р.Кадрин (с обносом водопада и порога Уфимский) р.Катунь - пос.Чемал.
Определяющие препятствия на реке Кадрин порог Завальный (6 к.с.), порог Динозавр (6 к.с.), порог Водопадный (6 к.с.), порог Караташ (6 к.с.), порог Плотовый (6 к.с.), порог Кадринские Ворота (6 к.с.), на реке Катунь порог (4 к.с.), порог (4-5 к.с.).

Прислать свой отчет о путешествии (информация)

Отчет о своем путешествии присылается в виде заархивированного файла (*.rar, *.zip, *.ace). Архив должен содержать текст с указанием автора; фотографии маршрута и их описание; время прохождения маршрута; привествуются карты с обозначенной ниткой маршрута. После обработки фотографий, отчет будет помещен с указанием авторства на сайте.

Для новичка-водника знание уровня сложности сплава просто обязательно. Так можно оценить риск при сплаве по реке. Зная классификацию можно предположить, какие препятствия могут ожидать вас на водоеме.

Особенности оценки рек для сплавов

Сплав по горной реке в разное время года может существенно отличаться. Даже тихая спуск может в период весеннего паводка или после ливней быть довольно опасным. Поэтому, если приехав на место, вы увидели бурлящий поток вместо ровной глади, то лучше сняться с маршрута.

Существует несколько различных методик оценки сложности прохождения рек. В нашей стране применяют международную классификацию. Согласно ей сплавы делятся на 6 типов сложности. Этого вполне достаточно, чтобы оценить .

Это самые простые реки для прохождения. Чаще всего, такие сплавы больше всего напоминают прогулку. Течение не быстрое. Камни на пути практически не встречаются. Самую большую опасность представляют отмели.

Это более быстрые спуски, но в конце лета большая часть из них становится очень простой для прохождения. Могут встречаться несложные препятствия. Изредка попадаются бочки и сливы. Они также относят к наиболее простым рекам для сплавов, но здесь уже можно получить некоторые навыки по преодолению препятствий.

Эти реки относятся к сложным. Встречаются валы, причем они зачастую беспорядочные и довольно высокие. Имеется достаточное количество бочек, могут попадаться уловы. Прохождение требует неплохих физических кондиций. Также могут потребоваться некоторые технические навыки, но в целом прохождение такого маршрута доступно, в том числе и новичку, который всего несколько раз сплавлялся по рекам.

Это более сложные реки. Прохождение порогов не всегда возможно без предварительной оценки потока. Имеются достаточно мощные бочки. Течение сильное, могут встречаться препятствия в виде камней и притопленных деревьев. В связи с этим важно умение быстро маневрировать.

Эта категория считается крайне сложной. Перед сплавом обязательно производят осмотр реки, и оценивают направление потоков. Особое внимание уделяется порогам. Некоторые из них могут представлять опасность для жизни. Встречаются практически все известные типы препятствий.

Возможность прохождения зависит от уровня воды. Встречаются все возможные виды преград, при этом они обладают сложным входом и выходом. Любая ошибка может стать смертельной. Существуют еще не покоренные реки, относящиеся к этой категории.

Любой сплав по реке довольно экстремальное занятие. Иногда на вполне спокойной реке может встречаться порог более сложный для прохождения. В таком случае категорию отмечают II4 . Это говорит о наличии на этом маршруте препятствия четвертой категории сложности. При подготовке к маршруту будьте предельно внимательны. Всем новичкам рекомендуется заранее пройти и ознакомиться с основными требованиями к инвентарю и технике безопасностию.

В любой сфере деятельности имеется своя степень профессионализма. Каждый участник сплава по реке должен учитывать собственные силы и возможности, а потому следует ознакомиться с имеющимися уровнями сложности (классификацией) порогов.

Конечно же, можно брать в расчет международную классификацию, но она представлена в виде сухого технологического языка. На практике, обычно, учитывают расход воды в пороге, характер и плотность препятствий.

1-я категория

Препятствия первой категории характеризуются быстротекущей водой с небольшими валами. Все препятствия легко проходятся. Практически невозможно выпасть из лодки, но если это и произойдет, то берег близко. В этом случае все снаряжение остается в сохранности. Первый класс препятствий соответствует отдыху на воде. При сплаве на рафте, катамаране или байдарке – почти никаких экстремальных ощущений (Южный Буг в Винницкой области при низком уровне воды).

2-я категория

Вторая категория создана для любителей. В этом случае можно преодолеть прямолинейные пороги с чистыми и широкими проходами между камнями. Удастся повстречать «сливы» и «бочки». Неподготовленные участники могут сплавляться на надувных байдарках, сплав на которых может быть очень интересным (до первого переворота). Рафтинг на рафтах проходит более спокойно (Южный Буг, Черный Черемош при низком уровне воды).

3-я категория

Преобладают беспорядочные и высокие валы. Могут встречаться многочисленные камни, небольшие суводи (спокойный участок воды на пороге). Средний уровень сложности. Сплав на надувной байдарке для новичков достаточно сложен, но интересен, перевороты неизбежны. Рафтинг на рафте приносит море удовольствия, перевороты, практически, невозможны ( и реки Карпат ( при высоком уровне воды; реки Грузии, Северного Кавказа, Норвегии).


К четвертой категории относится экстрим. Нужно быть готовым к мощным и напряженным порогам, требующим точной маневренности при их прохождении; поток отличается мощностью и может быть непредсказуемым. Сплав на надувных байдарках очень сложен, даже для продвинутых участников. Рафт внушает доверие надежностью, выступает во всей своей красе, но необходимо уметь правильно управлять им. Иногда случаются перевороты (Прут при высоком уровне воды, Кавказа, Кольского полуострова, Норвегии).

5-я категория

Пятая категория включает в себя прохождение водный препятствий, прохождение которых может нанести серьезный вред здоровью. В этом случае важна не только маневренность, но еще и предварительная разведка препятствий, поскольку некоторые участки реки могут представлять опасность. Пороги включают в себя сложные бочки, прижимы, водопадные сливы. Сплав на рафтах и катамаранах возможен при наличии большого сплавного опыта (реки Грузии, Кавказа, ).

6-я категория

Шестая категория считается предельно сложной. Степень риска огромна! Эта категория препятствий под силу для прохождения только профессиональным спортсменам. Чаще всего такие препятствия остаются непокоренными (реки Грузии, Кавказа, Норвегии, Кольского полуострова при высоком уровне воды).

Обычно реке и ее отдельным участкам присваивается определенная категория, что помогает более точно определить категорию сложности (к.с.). Например, река 4 к.с. с элементами 6 к.с.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: