Иранская ветвь. Иранская группа. Внешнее влияние и народы с иранскими корнями

ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ СЕМЬЯ

Иранская группа

(более 10 языков; наибольшую близость обнаруживает с индийской группой, с которой объединяется в общую индоиранскую, или арийскую, группу; а р ь я - племенное самоназвание в древнейших памятниках, из него Иран, и алан- самоназвание скифов)

Персидский (фарси)

Официальный статус : Иран

Общее число носителей : более 60 млн

Письменность : арабский алфавит

Древнеперсидские памятники - наскальные клинописные надписи Ахеменидов VI-VI вв. до н. э.

Дари (фарси-кабули)

Официальный статус : Афганистан

Общее число носителей : 15 млн (оценка 2006)

Письменность: арабский алфавит

Большинством специалистов рассматривается как местный афганский вариант персидского языка. От иранского варианта персидского дари отличается в основном фонетикой (главным образом вокализмом), также имеются небольшие отличия в лексике и грамматике.

Существует точка зрения, согласно которой афганский персидский не является отдельным диалектом. Название дари используется некоторыми учёными Таджикистана и Ирана, в том числе, Махмуд Довлетебеди обозначает словом «дари» персидский язык. Также имеется мнение, что дари не должен назваться «афганским персидским», так как дари древнее Афганистана и названия «афганцы». Лингвисты предпочитают название «восточноперсидский язык» (фарси) для языка, используемого в Тегеране, и «западноперсидский» (дари) для языка Ирана и остального Афганистана. Название афганского языка было официально изменено на «дари» по политическим причинам в 1964.

Пушту (пашто, афганский)

Официальный статус : Афганистан

Общее число носителей : от 40 до 50 млн.

Письменность: арабский алфавит

Пашто, так же как и другие восточно-иранские языки (памирские), представляет более архаичную ступень развития языка, чем западный персидский, сохранив категорию рода и различие прямого и косвенного падежей. В фонетике и словаре заметно влияние соседних индийских языков.

Белуджский (балучи).

Официальный статус : Белуджистан (территория между Афганистаном, Ираном и Пакистаном)

Общее число носителей : 7,5 млн

Письменность: арабский алфавит, кириллица

Старейшие памятники относятся к XVIII в.

В начале 1930-х годов для белуджей СССР был создан алфавит на основе латиницы. На этом алфавите были изданы буквари, печаталась страница в местной газете, публиковались переводы идеологических произведений. Но в конце 1930-х годов книгоиздание на белуджском языке в СССР прекратилось.

Таджикский

Официальный статус : Таджикистан

Общее число носителей : более 6 млн чел.

Письменность: на основе кириллицы

Расхождения с западным (иранским) вариантом персидского языка фиксируются примерно в XV в. Таджикский язык сравнительно с персидским отличается бо́льшей архаичностью лексики и отдельных фонетических явлений, несколько лучше сохраняя наследие классического периода (IX-XV вв.) С другой стороны, он подвергся значительному лексическому и грамматическому влиянию тюркских (прежде всего узбекского), а с XX в. ещё и русского языков.

Диалекты: северные и южные

Курдский

Ареал распространения : Средний Восток, Закавказье, Малая Азия, Сирия, Ирак

Общее число носителей : 13-20 млн

Письменность:

В настоящее время под «курдскими языками» чаще всего подразумеваются четыре языка:

· курманджи, или севернокурдский (Турция, Сирия, Ирак, Иран, страны постсоветского пространства, ЕС);

· сорани, или центральнокурдский (восточный Ирак, Иран);

· южнокурдский язык;

В Средние века подверглись значительному влиянию персидского и арабского языков, имеются также заимствования из турецкого языка. Родство с персидским языком стало причиной многочисленных ка́лек из него (процесс их создания продолжается).

Исторически курды использовали арабский алфавит. В 1920-1930-е годы в Турции и СССР были созданы латинизированные курдские алфавиты. В 1946 году алфавит советских курдов был переведён на кириллическую основу. В Ираке и Иране до сих пор используется арабская письменность.

Осетинский

Официальный статус : Южная Осетия, Северная Осетия

Общее число носителей : 500 000

Наречия: иронское (восточное) и дигорское (западное).

Осетины - потомки аланов-скифов.

На основании большого количества памятников можно допустить, что предки осетин - кавказские аланы - имели письменность уже с III-IV вв. До второй половины XVIII века сведений об осетинской письменности нет. В целях распространения христианства среди осетин к концу XVIII века стали появляться осетинские переводы религиозных текстов. В 1798 году была издана первая осетинская печатная книга (катехизис), набранная кириллическим алфавитом. Другая попытка создания письменности произошла 20 лет спустя по другую сторону Кавказского хребта: Иван Ялгузидзе издал несколько церковных книг на осетинском языке, пользуясь грузинским алфавитом хуцури.

Современная осетинская письменность создана в 1844 г. на основе кириллицы.

Татский

Официальный статус : Дагестан

Число говорящих в России ок. 3 тыс. человек

Классифицируется как «язык в серьёзной опасности исчезновения» по критериям «Атласа языков мира в опасности», изданного UNESCO

Таты разделяются на татов-мусульман и “горских евреев”.

Имеются сведения, что в средние века Ширвани Хагани написал несколько стихотворений на татском, используя персидскую графику. До 1928 года татами-мусульманами она одна могла быть использована для записи татской речи.

Впоследствии же мусульманско-татский стал практически бесписьменным. До присоединения Закавказья к Российской Империи таты использовали в качестве письменного языка исключительно фарси, даже сам разговорный диалект татов-мусульман имел и имеет такое название до сих пор на Апшероне. Письменность на основе азербайджанской латиницы используется редко и спорадически. До 1928 года горские евреи пользовались древнееврейским алфавитом, приспособленным для татского языка. В 1928-1938 годах использовался латинский алфавит, а с 1938 года - алфавит на основе кириллицы.

Талышский

Официальный статус : Ленкорань (город в Азербайджане)

Общее число говорящих : 200 000

Из живых языков к талышскому наиболее близок татский язык. Некоторые лингвисты считают татский язык лишь диалектом талышского.

В 1929 году для талышей СССР была создана письменность на латинской основе. В 1938 году она была переведена на кириллическую основу, но не получила распространения по ряду причин (в том числе политическим - в результате сталинского укрупнения социалистических наций).

Прикаспийские (гилянские, мазандеранские) диалекты

Гилянский язык

Официальный статус : Гилян (провинция Ирана)

Общее число говорящих : 3,267 млн. (1993, родной), все носители двуязычны (второй - фарси)

Делится на 2 диалекта: рашти и горный гилянский («гиляши»).

Мазандеранский язык

Ариал распространения : Иран

Общее число говорящих : от 3 до 4,5 млн. (родной), все носители двуязычны (второй - фарси)

Письмо: арабско-персидское (персидский алфавит)

Среди живых иранских языков мазандеранский имеет одну из наиболее долгих письменных традиций, с 10 до 15 веков, когда Мазендеран пользовался относительной независимостью

На мазандеранском языке создана богатая литература, в частности, Марзбан-наме (позднее этот труд переведен на персидский язык), поэма Амир Пазевари. Однако с 15 в. наметился упадок в использовании мазандеранского языка, поскольку местная администрация начала переходить и в 17 в. окончательно перешла на персидский язык.

Мазандеранский язык - ближайший родственник гилянского (гиляки), со значительным сходством в лексике и грамматике. Оба указанных языка, в отличие от персидского, не подпали под влияние соседних арабского и тюркских языков.

11) Памирские языки (шугнанский, рушанский, бартантский, сарыкбльский, хуфский, орошорский, язгулямский, ишкашймский, ваханский) - бесписьменные языки Памира.

Ареал распространения : в Памире, разделённом между Таджикистаном, Пакистаном, Китаем, Афганистаном.

Ягнобский

Ариал распространения : Таджикистан

Общее число говорящих: 13,5 тыс. чел.

Письменность: на основе кириллицы

Мертвые:

13) Древнеперсидский - язык клинописных надписей эпохи Ахеменидов (Дария, Ксеркса и др.) VI - IV вв. до н. э.

14) Авестийский - другой древнеиранский язык, дошедший в среднеперсидских списках священной книги “Авес-та”, где собраны религиозные тексты культа зороастрийцев, последователей Заратуштры (по-гречески: Зороастра).

15) Пехлеви- среднеперсидский язык III - IX вв. н. э., сохранившийся в переводе “Авесты” (этот перевод называется “Зенд”, откуда долгое время сам авестийский язык неправильно называли зёндским).

16) Мидийский - род северо-западных иранских диалектов; письменных памятников не сохранилось.

17) Парфянский- один из среднеперсидских языков III в. до н. э. - III в. н. э., распространенный в Парфии на юго-восток от Каспийского моря.

18) Согдийский- язык Согдианы в долине Зеравшана, первое тысячелетие н. э.; предок ягнобского языка.

19) Хорезмййский - язык Хорезма по нижнему течению Аму-Дарьи; первое - начало второго тысячелетия н. э.

20) Скифский- язык скифов (аланов), живших в степях по северному берегу Черного моря и на восток до границ Китая в первом тысячелетии до н. э. и первом тысячелетии н. э.; сохранился в собственных именах в греческой передаче; предок осетинского языка.

21) Бактрййский (кушанский) - язык древней Бакт-РИИ по верхнему течению Аму-Дарьи, а также язык Кушанского Царства; начало первого тысячелетия н.э.

22) Сакскии (хотанский)-в Средней Азии и в Китайском Туркестане; от V - Х вв. н. э. остались тексты, написанные индийским письмом брахми.

Примечание. Большинство современных иранистов подразделяют живые и мертвые иранские языки на следующие группы:

А. Западные

1) Юго-западные: древне- и среднеперсидский, современный персид-ский, таджикский, татский и некоторые другие.

2) Северо-западные: мидийский, парфянский, белудж-ский (балучи), курдский, талышский и другие прикаспийские.

Б. Восточные

1) Юго-восточные: сакский (хотанский), пушту (паш-то), памирские.

2) Северо-восточные: скифский, согдийский, хорез-мийский, осетинский, ягнобский.

Терминология

Термин «иранские языки» возник в западной науке в сер. XIX в. для обозначения группы языков, генетически связанных с Ираном как с этнокультурным регионом и родственных, близко или весьма отдалённо, господствующему на протяжении последнего тысячелетия языку Ирана - персидскому.

В обывательском сознании до сих пор нередка путаница «персидского» и «иранского». Следует помнить, что под «иранским языком» понимают не господствующий язык Ирана (персидский), а один из многочисленных языков иранской группы (к которым в том числе относится и персидский). Кроме того, не следует думать, что каждый иранский язык должен быть ощутимо похож на персидский. В силу весьма ранней дифференциации группы для большинства иранских языков родство с персидским (или каким-либо другим иранским) может быть показано только средствами сравнительно-исторического языкознания и на поверхностный взгляд не очевидно.

Происхождение

Арийские языки
Нуристанские
Этнические группы
Индоарийцы · Иранцы · Дарды · Нуристанцы
Религии
Праиндоиранская религия · Ведийская религия · Гиндукушская религия · Индуизм · Буддизм · Зороастризм
Древняя литература
Веды · Авеста

Иранские языки являются потомками незафиксированного документально древнеиранского (протоиранского) языка, существовавшего в пределах II тыс. до н. э., выделившегося в свою очередь из праарийского (общеарийского), общего предка с индоарийскими ориентировочно в конце III - начале II тыс. до н.э на территории Средней Азии . Предположительно протоиранцы населяли ареал культур бронзового века на юге Средней Азии: позднего БМАКа и Яза .

Дифференциация древнеиранского из общеарийского характеризуется прежде всего изменениями на фонетическом уровне, основными из которых являются:

История и классификация

Индоевропейцы

Индоевропейские языки
Анатолийские · Албанский
Армянский · Балтские · Венетский
Германские · Иллирийские
Арийские : Нуристанские , Иранские , Индоарийские , Дардские
Италийские (Романские)
Кельтские · Палеобалканские
Славянские · Тохарские

курсивом выделены мёртвые языковые группы

Индоевропейцы
Албанцы · Армяне · Балты
Венеты · Германцы · Греки
Иллирийцы · Иранцы · Индоарийцы
Италики (Романцы) · Кельты
Киммерийцы · Славяне · Тохары
Фракийцы · Хетты курсивом выделены ныне не существующие общности
Праиндоевропейцы
Язык · Прародина · Религия
Индоевропеистика

Зафиксированная история иранских языков насчитывает около 3-х тысячелетий. Традиционно иранские языки хронологически разделяют на три периода: древний, средний и новый. Чёткие критерии существуют только для древних иранских языков: это языки «древнего типа», в значительной степени сохраняющие арийский и глубже - индоевропейский флективный синтетический строй. Среднеиранские языки демонстрируют в разной степени разрушение флективности и движение в сторону аналитизма и агглютинации. Новоиранскими языками называют живые иранские языки, а также языки, вымершие в недавнее время.

Относительно чёткая преемственность на всех трёх стадиях демонстрирует только цепочка древнеперсидский - среднеперсидский - новоперсидский (фарси). Многие вымершие языки не имеют потомков, а у большинства новоиранских языков нет зафиксированных в письменных источниках предков. Всё это сильно затрудняет изучение истории иранских языков и их генетических связей, а следовательно, и их классификацию. Последняя традиционно строится на дихотомии западноиранской и восточноиранской подгрупп, каждая из которых разделяется в свою очередь на северную и южную зону.

Древнеиранские языки

В древнеиранскую эпоху, определяемую приблизительно как период до IV-III в. до н. э. (на основании персидских данных), носители древнеиранского языка расселяются на огромных территориях от Загроса на юго-западе до западного Китая и, вероятно Алтая на северо-востоке, и от Северного Причерноморья на северо-западе до Гиндукуша на юго-востоке. Эта экспансия вызвала распад древнеиранского единства и положила начало формированию отдельных иранских языков.

Мы располагаем двумя надёжно зафиксированными древнеиранскими языками:

Существуют также данные о двух других древнеиранских языках, дошедшие до нас в иноязычной передаче имён и древних заимствованиях в неиранские языки:

  • мидийский язык - частично реконструируемый язык Мидии, предполагаемый предок северо-западных языков или западной их части.
  • скифский язык - демонстрирующий «восточноиранские черты» язык скифов, продвинувшихся в VIII в. через среднеазиатские степи на Кавказ и в Северное Причерноморье, известен преимущественно в ономастике по греческим и аккадским источникам.

На основании данных иранских языков, зафиксированных позднее, следует предполагать существование иных древнеиранских языков/диалектных ареалов, восстанавливаемых методами сравнительно-исторического языкознания. В древнюю эпоху иранские языки были ещё весьма близки друг другу и представляли собой взаимопонимаемые диалекты. Изоглоссы, разделившие группу на западные и восточные языки, только формировались. В частности, не до конца ясна позиция авестийского языка. Традиционно он трактуется как восточный, прежде всего на основании описываемого в Авесте ареала (восток Ирана, Афганистан, юг Средней Азии), хотя демонстрирует довольно мало дифференцирующих признаков, характерных для позднейших восточноиранских языков. Поэтому некоторыми исследователями он определяется как «центральный» .

«Центральный ареал» в противопоставление маргинальным (периферийным) может быть прослежен на основании ряда признаков. Это проявляется прежде всего в том, что смежные с предполагаемым исконным авестийским ареалом западные и восточные языки демонстрируют единство в фонетическом развитии, противопоставленное «отклонениями» на периферии западной и восточной подгрупп. В частности, по развитию рефлексов *ś и *ź выделяются следующие зоны:

1. Центральная (*ś > s, *ź > z, *śuV > spV, *źuV > zbV, где V - гласная): авестийский, северо-западные, северо-восточные и большинство юго-восточных 2. Юго-западная / персидская (*ś > ϑ, *ź > δ (> d), *śuV > sV, *źuV > zV) 3. Скифская (также *ś > ϑ, *ź > δ) - очевидно, параллельное персидскому независимое развитие. 4. Сакская (*ś > s, *ź > z, но *śuV > šV, *źuV > žV): сакские и ваханский (см. ниже).

По сути «периферийны» также некоторые другие фонетические признаки, на которых традиционно выстраивается дихотомия Запад-Восток. Например, характерное восточноиранское развитие *č > с (ч > ц) не охватило помимо авестийского также согдийский ареал.

Собственно восточноиранскими признаками является инновационное развитие смычных:

  • начальные *b- > β- (v-), *d- > δ-, *g- > γ- (в авестийском нет)
  • в сочетаниях: *pt > βd, *xt > γd (в авестийском только в архаичном диалекте Гат)

Другие дифференцирующие признаки западной и восточной подгрупп в фонетике (например, *h > зап. h, вост. ø (ноль), *ϑ > зап. h, вост. ϑ, t, s) развились заведомо позже древней эпохи и так же носят статистический характер, не охватывают все языки своих ареалов и сильно разнятся по позициям. Аналогично специфические «западные» или «восточные» морфемы и лексемы часто не ограничиваются своим ареалом и могут встречаться и в языке другой подгруппы.

Среднеиранские языки

Среднеиранская эпоха определяется в диапазоне IV в. до н. э. - IX в. н. э. Данная хронология условна и базируется прежде всего на персидских данных, в то время как такой «среднеиранский» язык как хорезмийский существовал до XIV в., но не оставил новоиранского потомка, дожившего до наших дней.

Средняя эпоха развития иранских языков характеризуется разрушением древнеиранской флективности и усилением аналитизма . Наиболее быстро и полно флективная система разрушалась в западноиранских языках (хотя глагольное спряжение сохранилось), восточные языки долго сохраняли и часто сохраняют по сию пору значительные остатки флективной системы.

В эту эпоху иранские языки продолжили дивергировать, и при сохранении относительной близости свободное взаимопонимание между ними по сути утратилось. Ареал иранских языков уже более чётко стал делиться на западную и восточную зоны (по линии, разделяющей Парфию и Бактрию), можно так же уже проследить дифференциацию каждой зоны на «юг» и «север». Сохранились памятники 6 среднеиранских языков. Имеются также глоссы, скудные записи или ономастические данные по другим среднеиранским диалектам.

Не-персидские иранские языки/диалекты сохранились преимущественно в периферийных районах Большого Ирана , прежде всего это горы (Памир , Гиндукуш , Загрос , Сулеймановы горы), или отделённые горами территории (Прикаспийский регион, Азербайджан), или же пустынные и примыкающие к пустыням местности. Некоторые из этих языковых общностей в новоиранское время также пережили экспансию (курдские языки , пашто , белуджский язык), хотя и подвергались влиянию новоперсидского.

Вместе с тем наблюдалось и наблюдается также вытеснение иранских языков, в том числе и новоперсидского, прежде всего со стороны тюркских языков . Особенно резкие перемены происходили в степной части иранского мира, где последний его остаток, аланы окончательно оказались дезинтегрированы в нач. II тыс. н. э. Потомок аланского языка - осетинский язык - сохранился в горах Кавказа . Значительно потеснёнными (из ряда районов - полностью) иранские языки оказались в Средней Азии и Азербайджане .

Классификация новоиранских языков

Соотношение численности носителей иранских языков (в миллионах)

Соотношение численности носителей языков персо-таджикского кластера (в миллионах)

Новоиранская эпоха характеризуется включением всех иранских языков (кроме осетинского) в общий ареал мусульманской культуры. В этот период в иранские языки массово проникают арабские заимствования, успешно охватившие в той или иной степени все лексические пласты, особенно культурную лексику. При этом происходит наметившееся уже в Сасанидскую эпоху резкое распространение и возвышение персидского языка, ставшего языком культуры, города и канцелярии и дворов правителей. Значительному лексическому влиянию близко или отдалённо родственного персидского, а также усвоенного им арабского лексикона подверглись все иранские языки региона. Большинство носителей малых иранских языков и сегодня остаются двуязычными, поэтому количество персизмов в таких языках практически не ограниченно.

Также в последнее тысячелетие наблюдается тесное лексическое взаимодействие иранских языков с тюркскими. В самом персидском количество тюркизмов довольно значительно. они охватывают прежде всего армейскую и бытовую лексику. Особенно много тюркизмов проникает в речь ираноязычных жителей тюркских государств (в курдский, заза, татский, северные говоры таджикского).

С точки зрения преимущественных путей заимствования современной международной лексики иранские языки можно разделить на три зоны:

  • французскую (языки Ирана и Турции)
  • английскую (языки Афганистана и Пакистана)
  • русскую (языки СНГ)

Письменность

На протяжении истории ираноязычные народы приспосабливали для записи своего языка самые разные виды письменностей окружающих народов.

Впервые систематическую письменность получил древнеперсидский язык (VI, возм. VII в. до н. э.), для которого на базе аккадской клинописи было разработано слоговое письмо , принцип которого несколько напоминает устройство индийского слогового письма брахми .

Значительно большее распространение получила арамейская письменность, приспосабливаемая для записей иранских языков в средний период не целенаправленно, а спонтанно, путём насыщения арамейских текстов иранскими словами и последующего чтения арамейских слов в виде гетерограмм, то есть по-ирански .

Письменности, восходящие к арамейскому письму, систематически применялись для записи:

  • среднеперсидского
  • парфянского
  • согдийского
  • хорезмийского

Также известны записи арамейским письмом бактрийского языка.

На основе среднеперсидского письма в IV в. был разработан специальный расширенный авестийский алфавит для записи священных текстов Авесты , впервые получивших письменную форму. В общинах зороастрийцев авестийским алфавитом помимо этого транслитерировали среднеперсидские тексты, а также записывали оригинальные молитвы (см. пазенд)

Длительное господство греков после завоеваний Александра Македонского на территории Бактрии греко-бактрийских царств оставило наследство в виде приспособления для записи бактрийского языка средствами греческого алфавита. Так же известны бактрийские надписи греческим письмом отражающие скорее среднеперсидский язык. .

В Северном Причерноморье греческое письмо активно использовалось для надгробных надписей лиц сарматского (и позднее аланского) происхождения

Индийское письмо брахми применялось для записи буддистских текстов на сакских языках.

С завоеванием Ирана арабами начались опыты по приспособлению к записи арабским письмом иранских языков. Помимо развившейся в X в. богатейшей новоперсидской литературы известны также записи арабским письмом на мазендеранском, азери, хорезмийском. В дальнейшем появились первые литературные памятники на курдском, пашто, гурани. В настоящее время арабское письмо применяется в следующих языках:

  • персидский
  • пашто
  • курдский (курманджи - в Ираке, сорани)
  • белуджский
  • гилянский
  • мазендеранский

Латиница в специфической форме применяется для записи языков, находящихся под турецко-азербайджанским влиянием

  • курдский
  • зазаки

Для татского спорадически применяется новый азербайджанский алфавит .

Распространение кириллицы связано с советским национальным строительством, при этом все языки, использующие кириллицу, пережили в 1930-40-х годах «латинский» этап:

  • таджикский
  • осетинский

Известны непродолжительные или совсем спорадические опыты издания кириллицей книг на ягнобском, шугнанском, курдском, татском. Для татского в рамках общины горских евреев так же применялся еврейский квадратный шрифт . Все остальные иранские языки бесписьмены.

Социолингвистическая ситуация

Разные иранские языки не равноценны по количеству носителей, развитости литературы, официальному статусу и степени престижности. Если на одном полюсе будет персидский, абсолютный гегемон на ираноязычном пространстве на протяжении последнего тысячелетия, государственный язык региональной державы с богатейшей литературой, то на другом - мунджанский, бесписьменный бытовой язык нескольких тысяч гиндукушских горцев, утративших даже фольклор на родном языке .

Наибольшим числом носителей обладают:

Язык Число носителей Официальный статус Сфера использования Письменность
Персидский (включая дари и таджикский) 70 млн. государственный в Иране , Афганистане , Таджикистане национальный язык, доминирует во всех сферах, развитая литература с X в., СМИ, наука, межнациональное общение (второй язык для ок. 90 млн. чел.) арабо-персидский алфавит, кириллица (таджикский)
Пушту 36 млн. государственный в Афганистан , язык пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва и Зоны племён (статус официально не закреплён) национальный язык, литература с XVII в., СМИ, в меньшей степени межнациональное общение арабо-персидский алфавит
Курдский 36 млн. официальный язык автономии Иракский Курдистан литература с XVI в., СМИ арабо-персидский алфавит, латиница, редко кириллица
Белуджский 9,5 млн. язык пакистанской провинции Белуджистан (статус официально не закреплён). ограниченная литература, радио, газеты арабо-персидский алфавит
Луро-бахтиярские диалекты 4,3 млн. нет, разрозненные диалекты бытовое общение, редко на радио
Мазендеранский 4 млн. нет бытовое общение, базар, работа редко арабо-персидский алфавит
Гилянский 3,5 млн. нет бытовое общение, базар, работа, редко на радио редко арабо-персидский алфавит
Зазаки ок. 1,5 - 2,5 млн нет бытовое общение редко латиница
Осетинский 500 тыс. государственный в частично признанном государстве Южная Осетия и в республике Северная Осетия-Алания . государство, литература с кон. XVIII в., СМИ кириллица
Диалекты тати 250 тыс. нет, разрозненные диалекты бытовое общение нет
Талышский 200 тыс. нет бытовое общение редко кириллица или латиница
Татский (с иудео-татским) 125 тыс. нет бытовое общение, редкие СМИ редко кириллица, латиница или еврейский алфавит
Шугнанский (с другими шугнано-рушанскими) 90 тыс. нет бытовое общение, спорадические издания, межнациональное общение у памирских народов редко кириллица
Гурани 50 тыс. нет бытовое общение, религиозная литература секты Ахл-е Хакк арабо-персидский алфавит

Конфессиональные языки

Ряд иранских языков имеет конфессиональное значение. Прежде всего это культовые языки или языки религиозной литературы, не употребляемые в быту и светской литературе.

  • Авестийский язык , древнейший из зафиксированных иранских, до сих пор сохраняет значение языка священных текстов и молитв для зороастрийцев и в этом подобен санскриту , латыни и церковнославянскому .
  • Среднеперсидский язык долго оставался языком религиозной литературы у зороастрийцев и в новоперсидскую эпоху; в настоящее время его использование прекратилось.
  • Парфянский язык до XIII в. использовался в качестве религиозного языка манихейских общин в Турфане .
  • Гурани язык является языком религиозной литературы шиитской секты Ахл-ул-Хакк, основанной в XV в., при этом родными языками многих членов этой общины являются курдский или туркменский.

Некоторые языки являются внутриконфессиональными разговорными наречиями:

  • дари (центральноиранский диалект) (не путать с афганским дари) - разговорный язык зороастрийцев Йезда и Кермана .
  • еврейско-иранские языки - особые разговорные диалекты еврейских общин.

Иранские Википедии

  • Персидская Википедия (fa:)
  • Курдская Википедия (курманджи) на латинице и арабице (ku:)
  • Таджикская Википедия (tg:)
  • Гилянская Википедия (glk:)
  • Осетинская Википедия (os:)
  • Зазаки Википедия (diq:)
  • Мазендеранская Википедия (mzn:)
  • Сорани Википедия (ckb:)

Примечания

Ссылки

  • Современная классификация северо-западно-иранских языков (Department of Linguistics, Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology)

ИРАНСКИЕ ЯЗЫКИ, группа языков, относящихся к индоиранской ветви индоевропейской языковой семьи. Распространены сплошным массивом или с иноязычными вкраплениями на территории Ирана, Афганистана, Таджикистана, в северо-восточной части Ирака (Курдистан), восточной части Турции (вдоль границ с Ираном, Ираком и Сирией, в Российской Федерации (Республика Северная Осетия – Алания), в Грузии (Южная Осетия). Отдельные ираноязычные районы имеются в Туркмении, Азербайджане, Индии, Киргизии, Китае, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах, Пакистане, Сирии, Узбекистане. Группа иранских языков насчитывает более 50 языков, диалектов и диалектных групп. Число говорящих на иранских языках точно не установлено, по оценке 1999 их более 100 млн. История иранских языков делится на три основных периода: 1) древний (с начала II тыс. до н.э. по 4–3 вв. н.э.); 2) средний (с 4–3 вв. до н.э. по 8–9 вв. н.э.); 3) новый (с 8–9 вв. н.э. по настоящее время). На основе генетической классификации иранские языки делятся на две большие группы – западную (в которой четко выделяются северо-западная и юго-западная подгруппы) и восточную (в которой тоже есть деление на северо-восточную и юго-восточную подгруппы, но оно не такое четкое, как в западной группе). Западноиранская группа языков продолжает историческую линию развития языков и диалектов западной части Иранского нагорья, где они распространились к середине I тыс. до н.э. Восточноиранская группа языков восходит к иранским диалектам Средней Азии и сопредельных областей. К языкам юго-западной группы относятся: из языков древнего и среднего периодов – древнеперсидский и среднеперсидский (пехлеви); из современных языков совр. персидский, таджикский, дари, татский, хазара, лурская и бахтиярская группа диалектов, группа диалектов Ларистана, диалекты Фарса, кумзари, группа диалектов Башкарди, группа диалектов Чар-аймаков. К северо-западным языкам относятся: из древнего периода – мидийский; из среднего – парфянский; и современные – белуджский, курдский, гилянский, мазандеранский, талышский, семнанский, группа диалектов тати, парачи, ормури, группа диалектов Центрального Ирана. К северо-восточным иранским языкам относятся: из древнего периода – скифский; из среднего периода – аланский, согдийский, хорезмийский; современные – осетинский и ягнобский; к юго-восточным иранским языкам относятся: из среднего периода – сакские языки (или диалекты), бактрийский, хотанский, тумшукский и др.; из современных – пушту (афганский), памирские языки (шугнано-рушанская группа, ваханский, язгулямский, ишкашимский, мунджанский и йидга).

Типологически иранские языки неоднородны. Древнеиранские языки по своему морфологическому типу являются флективно-синтетическими с развитой системой форм склонения и спряжения. В среднеиранских языках флективно-синтетический тип уже с заметными следами разложения древней системы. В новоиранских языках флективно-аналитический тип сохранился в пушту, но тоже в сильно измененном виде по сравнению с древнеиранским. Большинство современных иранских языков – флективно-аналитические с элементами агглютинации. Соотношение флективных и аналитических форм в разных языках неодинаково. Большинство иранских языков (древнеперсидский, авестийский, хотаносакский, согдианский, персидский, таджикский, дари, татский, гилянский, мазандский, осетинский, ягнобский и др.) с типологической точки зрения относятся к языкам номинативного строя. Среднеперсидский, парфянский, курдский, заза, гурани, белуджский, талышский, семнанский, пушту, ормури, парачи являются языками смешанного типа (номинативная конструкция с переходными глаголами во всех временах и наклонениях и с непереходными в наст. вр. изъявит. и сослагат. наклонений; с переходными глаголами в прошедших временах построение предложения эргативное или эргативообразное). Иранские языки оказали большое влияние на языки и культуры соседних народов.

Странах Европы , Пакистане и на Кавказе среди иранских народов , численность которых в настоящее время оценивается приблизительно в 200 миллионов человек. Справочник Ethnologue насчитывает в общей сложности 87 иранских языков . На самом деле точное их количество не может быть подсчитано ввиду неопределённости статуса язык/диалект многих идиомов . Наибольшим числом носителей обладают персидский язык (около 90 млн, включая таджикский и дари), пашто (около 43 млн), курдский язык (около 30 млн) и белуджский язык (10 млн). Большинство «малых» иранских языков насчитывают по нескольку тысяч носителей.

Термин «иранские языки» возник в западной науке в сер. XIX в. для обозначения группы языков, генетически связанных с Ираном как с этнокультурным регионом и родственных, близко или весьма отдалённо, господствующему на протяжении последнего тысячелетия языку Ирана - персидскому.

В обывательском сознании до сих пор нередка путаница «персидского» и «иранского». Следует помнить, что под «иранским языком» понимают не господствующий язык Ирана (персидский), а один из многочисленных языков иранской группы (к которым в том числе относится и персидский). Кроме того, не следует думать, что каждый иранский язык должен быть ощутимо похож на персидский. В силу весьма ранней дифференциации группы для большинства иранских языков родство с персидским (или каким-либо другим иранским) может быть показано только средствами сравнительно-исторического языкознания и на поверхностный взгляд не очевидно.

Иранские языки являются потомками незафиксированного документально древнеиранского (протоиранского) языка, существовавшего в пределах II тыс. до н. э., выделившегося в свою очередь из праарийского (общеарийского), общего предка с индоарийскими ориентировочно в конце III - начале II тыс. до н. э. на территории Средней Азии . Предположительно протоиранцы населяли ареал культур бронзового века на юге Средней Азии: позднего БМАКа и Яза .

Дифференциация древнеиранского из общеарийского характеризуется прежде всего изменениями на фонетическом уровне, основными из которых являются:

Зафиксированная история иранских языков насчитывает около 3-х тысячелетий. Традиционно иранские языки хронологически разделяют на три периода: древний, средний и новый. Чёткие критерии существуют только для древних иранских языков: это языки «древнего типа», в значительной степени сохраняющие арийский и глубже - индоевропейский флективный синтетический строй. Среднеиранские языки демонстрируют в разной степени разрушение флективности и движение в сторону аналитизма и агглютинации. Новоиранскими языками называют живые иранские языки, а также языки, вымершие в недавнее время.

Относительно чёткая преемственность на всех трёх стадиях демонстрирует только цепочка древнеперсидский - среднеперсидский - новоперсидский (фарси). Многие вымершие языки не имеют потомков, а у большинства новоиранских языков нет зафиксированных в письменных источниках предков. Всё это сильно затрудняет изучение истории иранских языков и их генетических связей, а следовательно, и их классификацию. Последняя традиционно строится на дихотомии западноиранской и восточноиранской подгрупп, каждая из которых разделяется в свою очередь на северную и южную зону.

В древнеиранскую эпоху, определяемую приблизительно как период до IV-III в. до н. э. (на основании персидских данных), носители древнеиранского языка расселяются на огромных территориях от Загроса на юго-западе до западного Китая и, вероятно Алтая на северо-востоке, и от Северного Причерноморья на северо-западе до Гиндукуша на юго-востоке. Эта экспансия вызвала распад древнеиранского единства и положила начало формированию отдельных иранских языков.

Мы располагаем двумя надёжно зафиксированными древнеиранскими языками:

Существуют также данные о двух других древнеиранских языках, дошедшие до нас в иноязычной передаче имён и древних заимствованиях в неиранские языки:

На основании данных иранских языков, зафиксированных позднее, следует предполагать существование иных древнеиранских языков/диалектных ареалов, восстанавливаемых методами сравнительно-исторического языкознания. В древнюю эпоху иранские языки были ещё весьма близки друг другу и представляли собой взаимопонимаемые диалекты. Изоглоссы, разделившие группу на западные и восточные языки, только формировались. В частности, не до конца ясна позиция авестийского языка. Традиционно он трактуется как восточный, прежде всего на основании описываемого в Авесте ареала (восток Ирана, Афганистан, юг Средней Азии), хотя демонстрирует довольно мало дифференцирующих признаков, характерных для позднейших восточноиранских языков. Поэтому некоторыми исследователями он определяется как «центральный» .

«Центральный ареал» в противопоставление маргинальным (периферийным) может быть прослежен на основании ряда признаков. Это проявляется прежде всего в том, что смежные с предполагаемым исконным авестийским ареалом западные и восточные языки демонстрируют единство в фонетическом развитии, противопоставленное «отклонениями» на периферии западной и восточной подгрупп. В частности, по развитию рефлексов *ś и *ź выделяются следующие зоны:

1. Центральная (*ś > s, *ź > z, *śuV > spV, *źuV > zbV, где V - гласная): авестийский, северо-западные, северо-восточные и большинство юго-восточных 2. Юго-западная / персидская (*ś > ϑ, *ź > δ (> d), *śuV > sV, *źuV > zV) 3. Скифская (также *ś > ϑ, *ź > δ) - очевидно, параллельное персидскому независимое развитие. 4. Сакская (*ś > s, *ź > z, но *śuV > šV, *źuV > žV): сакские и ваханский (см. ниже).

По сути «периферийны» также некоторые другие фонетические признаки, на которых традиционно выстраивается дихотомия Запад-Восток. Например, характерное восточноиранское развитие *č > с (ч > ц) не охватило помимо авестийского также согдийский ареал.

Собственно восточноиранскими признаками является инновационное развитие смычных:

Другие дифференцирующие признаки западной и восточной подгрупп в фонетике (например, *h > зап. h, вост. ø (ноль), *ϑ > зап. h, вост. ϑ, t, s) развились заведомо позже древней эпохи и так же носят статистический характер, не охватывают все языки своих ареалов и сильно разнятся по позициям. Аналогично специфические «западные» или «восточные» морфемы и лексемы часто не ограничиваются своим ареалом и могут встречаться и в языке другой подгруппы.

Среднеиранская эпоха определяется в диапазоне IV в. до н. э. - IX в. н. э. Данная хронология условна и базируется прежде всего на персидских данных, в то время как такой «среднеиранский» язык как хорезмийский существовал до XIV в., но не оставил новоиранского потомка, дожившего до наших дней.

Средняя эпоха развития иранских языков характеризуется разрушением древнеиранской флективности и усилением аналитизма . Наиболее быстро и полно флективная система разрушалась в западноиранских языках (хотя глагольное спряжение сохранилось), восточные языки долго сохраняли и часто сохраняют по сию пору значительные остатки флективной системы.

В эту эпоху иранские языки продолжили дивергировать, и при сохранении относительной близости свободное взаимопонимание между ними по сути утратилось. Ареал иранских языков уже более чётко стал делиться на западную и восточную зоны (по линии, разделяющей Парфию и Бактрию), можно также уже проследить дифференциацию каждой зоны на «юг» и «север». Сохранились памятники 6 среднеиранских языков. Имеются также глоссы, скудные записи или ономастические данные по другим среднеиранским диалектам.

Данных для классификации диалектов юэчжи , ираноязычность которых реконструируется на основании глосс в китайских хрониках , недостаточно.

Условно новоиранский период датируется временем после арабского завоевания Ирана и по сию пору. В исследовательском плане этот период отличается тем, что благодаря прежде всего активным исследованиям европейских учёных были буквально открыты и исследованы многочисленные бесписьменные новоиранские языки и диалекты, либо вообще неизвестные истории, либо слабо освещённые какими-либо внешними источниками. Обстоятельства сложения и развития множества новоиранских языков зачастую остаются невыясненными со всей определённостью, а иногда попросту неизвестны. Многие языковые общности, лишённые собственной литературной или наддиалектной формы, представляют собой языковой континуум языков/диалектов с неопределённым статусом.

В новоиранскую эпоху на первый план выходит новоперсидский язык, распространившийся на огромные территории (от Хузестана до Ферганской долины), вытеснявший и продолжающий вытеснять как крупные иранские языки, так и локальные диалекты и оказывающий значительное адстратное влияние на сохраняющиеся иранские и неиранские языки региона (от Османской империи до Бенгалии). При этом колоссальное, прежде всего лексическое влияние на все новоиранские (кроме осетинского) оказал арабский язык (в большинстве языков опять же через посредство новоперсидского) - язык ислама .

Не-персидские иранские языки/диалекты сохранились преимущественно в периферийных районах Большого Ирана , прежде всего это горы (Памир , Гиндукуш , Загрос , Сулеймановы горы), или отделённые горами территории (Прикаспийский регион, Азербайджан), или же пустынные и примыкающие к пустыням местности. Некоторые из этих языковых общностей в новоиранское время также пережили экспансию (курдские языки , пашто , белуджский язык), хотя и подвергались влиянию новоперсидского.

Вместе с тем наблюдалось и наблюдается также вытеснение иранских языков, в том числе и новоперсидского, прежде всего со стороны тюркских языков . Особенно резкие перемены происходили в степной части иранского мира, где последний его остаток, аланы окончательно оказались дезинтегрированы в нач. II тыс. н. э. Потомок аланского языка - осетинский язык - сохранился в горах Кавказа . Значительно потеснёнными (из ряда районов - полностью) иранские языки оказались в Средней Азии и Азербайджане .

Иранские языки на юго-западе граничат с арабским языком , влияние которого в виде языка мусульманской культуры оказалось особенно велико.

На северо-западе, севере и северо-востоке к иранским языкам плотно примыкают тюркские языки (огузской и карлукской подгрупп). Во многих районах ираноязычные ареалы представляют собой вкрапления в тюркоязычных массивах, также наблюдаются вкрапления тюркских языков в преимущественно ираноязычных районах. Персидский язык оказал огромное влияние на тюркские языки региона (лексическое и иногда фонетическое), в иранских языках также наблюдается множество тюркизмов.

С востока иранские языки граничат с нуристанскими , дардскими , индоарийскими языками, а также с изолированным языком бурушаски . В гиндукушско -индском регионе перечисленные языки вместе с присутствующими здесь иранскими (пашто, памирские, парачи, ормури, в некоторой степени восточные говоры белуджского) образуют центральноазиатский языковой союз, возникший на основе местного неиндоевропейского субстрата. Характерными чертами этого языкового союза являются возникновение ретрофлексных согласных , двадцатеричный счёт и некоторые другие.

В ареальном плане от остальных иранских языков резко отличается осетинский язык, подвергшийся значительному субстратному и адстратному влиянию со стороны языков Кавказа , проявляющему в фонетике, морфологии и лексике.

Для языков среднего периода характерна система вокализма с противопоставлением по краткости/долготе: a - ā, i - ī, u - ū, (e -) ē, (o -) ō. Противопоставление по краткости/долготе сохранилось в белуджском, большинстве шугнано-рушанских, мунджанском, ягнобском и дигорском, остаточно в пашто и язгулямском. Уже в этих языках дополнительно развилось качественное противопоставление кратких и долгих гласных. В большинстве новоиранских языков количественная корреляция по краткости/долготе сменилась корреляцией по силе/слабости, неустойчивости/устойчивости, редуцируемости/нередуцируемости. Полностью утрачено количественное противопоставление в мазендеранском языке.

Качественное развитие гласных по сравнению с праиранским состоянием характеризуется развитием гласных среднего подъёма, включая во многих языках гласного среднего ряда (e - ə - о или e - ů - о). В нижнем подъёме во многих языках развилось противопоставление по переднему и заднему ряду (æ - å)

В некоторых западноиранских языках имеются позиционные аллофоны β и δ. Курдский язык отличается развитием придыхательных глухих смычных и противопоставлением r и раскатистого ř. Во многих диалектах неустойчивость и выпадение обнаруживает h.

В осетинском языке под влиянием кавказских языков развилось противопоставление трёх рядов смычных (глухие придыхательные - звонкие - абруптивные глухие)

Под влиянием арабского и тюркского в фонетическую систему большинства иранских языков вошёл увулярный смычный q.

Для всех иранских языков недревнего периода характерен распад флективно-синтетической системы, усиление аналитизма и развитие агглютинации. Тем не менее в разных языках эта тенденция проявилась в разной степени.

В языках среднего и нового периода присутствует противопоставление по двум числам, при этом в большинстве языков показатель множественного числа носит агглютинативный характер, восходя к бывшему генитиву мн.ч. (*-ānām > *-ān(a)) или к абстрактному суффиксу *-tāt > *-tā / *-t.

Система падежного склонения лучше всего сохранялась в согдийском и хотаносакском (6 падежей), но и здесь в памятниках позднего периода она сильно упрощается. В хорезмийском можно выделить 3 падежа, в бактрийском - 2. Из новых восточноиранских двухпадежную (плюс звательная форма) флективную систему сохранили пашто и мунджанский. Из западных - курдский, семнанский, талышский, диалекты тати. Сильно редуцирована двухпадежная система в шугнано-рушанских (в основном в местоимениях). Такие языки как персидский, луро-бахтиярский, диалекты Фарса, Лара, полосы Семнана, центральноиранские, ормури и парачи вслед за среднеперсидским и парфянским утратили склонение и выражают падежные отношения исключительно с помощью предлогов, послелогов и изафета . В некоторых языках на базе остатков флексии и послелогов возникла вторичная агглютинативная система склонения: белуджский - 4 падежа; гилянский и мазендеранский - 3 падежа, сангесари, ягнобский, южнопамирские, ваханский, язгулямский - 2 падежа. В осетинском под кавказским влиянием развилась богатая агглютинативная падежная система с 9-ю падежами.

Ряд иранских языков полностью утратил категорию рода: среднеперсидский, парфянский, все новые юго-западные, талышский, белуджский, гилянский, мазендеранский, парачи, диалекты полосы Семнана, (почти все) диалекты Центрального Ирана, сивенди, осетинский, ягнобский, ваханский, южнопамирские, сарыкольский. Дихотомия двух родов (мужского и женского) сохранялась в хотаносакском, согдийском, хорезмийском; из современных - пашто, мунджанский, диалекты южного тати, где она выражена в падежных окончаниях существительных, прилагательных, местоимений, иногда в именных глагольных формах, артикле. В ряде языков она проявляется только в склонениях существительных и изафетных показателях (курдский, сангесарский, семнанский). В других - формой имён, согласованием с именной глагольной формой и др. (шугнано-рушанские, язгулямский, ормури)

Для всех иранских языков характерно сохранение презенса с флективным спряжением по 3 лицам и двум числам. От основы презенса также в большинстве языков образуются формы сослагательного наклонения и императива. Прошедшее время, образуемое от этой же основы и противопоставленное настоящему времени с помощью личных окончаний (и аугмента) сохранились только в согдийском и хорезмийском, из новых - в ягнобском. Для остальных иранских языков характерна инновационная форма прошедшего времени (претерита), образованная аналитически из перфектного причастия на *-ta и связки в виде спрягаемой формы *asti «есть». На базе этой претериальной основы также образуются особенно многочисленные во многих языках аналитические формы перфекта, плюсквамперфекта, настоящего-определённого, пассива и др.

Вследствие «пассивного» значения бывших перфектных причастий на *-ta от переходных глаголов в иранских языках развивается эргативное построение фразы в прошедшем времени при сохранении номинативного - в презенсе: среднеперсидский, парфянский, курдский, заза, белуджский, талышский, семнанский, сангесари, пашто, ормури, парачи. При таком типе глагол согласуется в лице, числе (и роде) с логическим объектом действия, а субъект, если имеется склонение, получает оформление в косвенном падеже.

Такие языки как персидский, татский, гилянский, мазендеранский, осетинский, диалекты полосы Семнана, луро-бахтиярский, памирские под влиянием номинативного строя фразы в презенсе утратили эргативность в прошедшем времени и перестроились на полностью номинативный тип. Остаточные явления эргативности наблюдаются в диалектах Центрального Ирана.

С точки зрения контенсивной типологии современные иранские языки делятся на номинативные и смешанные номинативно-эргативные (см. выше).

В древнеиранских языках был в значительной степени свободный порядок слов с общей тенденции к постановке сказуемого в конце фразы, а определения - перед определяемым. В большинстве современных иранских языков закрепился порядок слов SOV (субъект - объект - сказуемое). исключение составляет мунджанский с характерным для гиндукушско-гималайского ареала порядком SVO.

Постановка определения, даже выраженного существительным в форме косвенного падежа (в функции генетива), перед определяемым сохранилась, в частности, в пашто и осетинском. Во многих западноиранских языках (в частности в персидском, курдском и др.) из определительных конструкций с относительным местоимением (*ya-) развился «иранский» изафет , в котором определение следует за определяемым, оформляемым соединительным гласным: pesar-e šāh «сын царя» < *puϑrah yah xšāyaϑyahyā «сын, который царя»; kuh-e boland «высокая гора» < *kaufah yah br̥źa(nt) «гора, которая высокая».

Новоиранская эпоха характеризуется включением всех иранских языков (кроме осетинского) в общий ареал мусульманской культуры. В этот период в иранские языки массово проникают арабские заимствования, успешно охватившие в той или иной степени все лексические пласты, особенно культурную лексику. При этом происходит наметившееся уже в Сасанидскую эпоху резкое распространение и возвышение персидского языка, ставшего языком культуры, города и канцелярии и дворов правителей. Значительному лексическому влиянию близко или отдалённо родственного персидского, а также усвоенного им арабского лексикона подверглись все иранские языки региона. Большинство носителей малых иранских языков и сегодня остаются двуязычными, поэтому количество персизмов в таких языках практически не ограниченно.

Также в последнее тысячелетие наблюдается тесное лексическое взаимодействие иранских языков с тюркскими. В самом персидском количество тюркизмов довольно значительно. Они охватывают прежде всего армейскую и бытовую лексику. Особенно много тюркизмов проникает в речь ираноязычных жителей тюркских государств (в курдский, заза, татский, северные говоры таджикского).

С точки зрения преимущественных путей заимствования современной международной лексики иранские языки можно разделить на три зоны:

На протяжении истории ираноязычные народы приспосабливали для записи своего языка самые разные виды письменностей окружающих народов.

Впервые систематическую письменность получил древнеперсидский язык (VI, возм. VII в. до н. э.), для которого на базе аккадской клинописи было разработано слоговое письмо , принцип которого несколько напоминает устройство индийского слогового письма брахми .

Значительно большее распространение получила арамейская письменность, приспосабливаемая для записей иранских языков в средний период не целенаправленно, а спонтанно, путём насыщения арамейских текстов иранскими словами и последующего чтения арамейских слов в виде гетерограмм Александра Македонского.

С завоеванием Ирана арабами начались опыты по приспособлению к записи арабским письмом иранских языков. Помимо развившейся в X в. богатейшей новоперсидской литературы известны также записи арабским письмом на мазендеранском, азери, хорезмийском. В дальнейшем появились первые литературные памятники на курдском, пашто, гурани. В настоящее время арабское письмо применяется в следующих языках:

Латиница в специфической форме применяется для записи языков, находящихся под турецко-азербайджанским влиянием

Распространение кириллицы связано с советским национальным строительством, при этом все языки, использующие кириллицу, пережили в 1930-40-х годах «латинский» этап:

Известны непродолжительные или совсем спорадические опыты издания кириллицей книг на ягнобском, шугнанском, курдском, татском. Для татского в рамках общины горских евреев так же применялся еврейский квадратный шрифт . Все остальные иранские языки бесписьмены.

Разные иранские языки не равноценны по количеству носителей, развитости литературы, официальному статусу и степени престижности. Если на одном полюсе будет персидский, абсолютный гегемон на ираноязычном пространстве на протяжении последнего тысячелетия, государственный язык региональной державы с богатейшей литературой, то на другом - мунджанский, бесписьменный бытовой язык нескольких тысяч гиндукушских горцев, утративших даже фольклор на родном языке .

Ряд иранских языков имеет конфессиональное значение. Прежде всего это культовые языки или языки религиозной литературы, не употребляемые в быту и светской литературе.

Индоевропейской языковой семьи; распространены на Ближнем и Среднем Востоке, на Кавказе. Группа иранских языков насчитывает более 50 языков, диалектов и диалектных групп. Число говорящих на иранских языках оценивается в 100 млн. человек (1999). В истории иранских языков выделяют три периода: древнеиранских языков, среднеиранских языков, новоиранских языков. Период древнеиранских языков охватывает начало второго тысячелетия до н.э. - 4-3 века до н.э. В этом периоде существовали мидийский, авестский, древнеперсидский, скифский языки. Период среднеиранских языков охватывает 4-3 века до н.э. - 8-9 века н.э.: среднеперсидский (пехлеви), парфянский, бактрийский, сакский, согдийский, хорезмийский, среднеосетинский (аланский) языки. С 8-9 воков начался период новоиранских языков: персидский, таджикский, фарси-кабули (дари), пушту (афганский), белуджский, курдский, осетинский, татский, талышский, ягнобский, памирские языки. Иранские языки всех трех периодов делят на две группы: восточную и западную.

В западной группе выделяются северо-западная и юго-западная подгруппы. В восточной группе деление на северо-восточную и юго-восточную подгруппы менее четко, чем в западной группе. Западно-иранская группа языков продолжает историческую линию развития языков и диалектов западной части Иранского нагорья , где они распространились к середине первого тысячелетия до н.э. Восточно-иранская группа языков восходит к иранским диалектам Средней Азии и сопредельных областей. К языкам юго-западной группы относят: из языков древнего и среднего периодов - древнеперсидский и среднеперсидский (пехлеви); из современных языков - персидский, таджикский, дари, татский. К северо-западным языкам относятся: из древнего периода - мидийский; из среднего - парфянский; из современных языков - белуджский, курдский, гилянский, мазандеранский, талышский, семнанский. К северо-восточным иранским языкам относятся: из древнего периода - скифский; из среднего периода - аланский, согдийский, хорезмийский; из современных языков - осетинский и ягнобский. К юго- восточным иранским языкам относятся: из среднего периода - сакские языки, бактрийский, хотанский, тумшукский языки; из современных языков - пушту (афганский), памирские языки (шугнано-рушанская группа, ваханский, язгулямский, ишкашимский, мунджанский, йидга). Типологически иранские языки неоднородны. Древнеиранские языки по своему морфологическому типу являются флективно-синтетическими с развитой системой форм склонения и спряжения. В новоиранских языках флективно-аналитический тип сохранился только в пушту, а большинство языков стали флективно-аналитическими с элементами агглютинации.

Соотношение флективных и аналитических форм в разных языках неодинаково. Большинство иранских языков (древнеперсидский, авестийский, хотаносакский, согдианский, персидский, таджикский, дари, татский, гилянский, мазандский, осетинский, ягнобский) с типологической точки зрения относятся к языкам номинативного строя . Среднеперсидский, парфянский, курдский, заза, гурани, белуджский, талышский, семнанский, пушту, ормури, парачи являются языками смешанного типа (номинативная конструкция с переходными глаголами во всех временах и наклонениях и с непереходными в настоящее время изъявительного и сослагательного наклонений; с переходными глаголами в прошедших временах; построение предложения эргативное или эргативообразное). Иранские языки оказали большое влияние на языки и культуры соседних народов.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: