Презентация на тему земля матушка наша кормилица. Рассказ «Родная земля – кормилица людей. Какое полезное ископаемое из перечисленных самое прочное

Человек - дитя Земли. И все, что у него есть, все, что поддерживает его жизнь, помогает защищаться от врагов, добывать пищу, совершенствовать свое существование, дает Земля. Камень дал первобытному человеку кров и оружие. С тех пор как двуногое существо осмысленно взяло в руки камень, начался процесс цивилизации. Камень стал оружием охоты, защиты и нападения, камень подарил огонь. Каменные пещеры послужили первыми убежищами от хищников, от непогоды, объединили род. Глина дала возможность сделать первую посуду. Камень, глина и огонь помогли человечеству перейти в век железный… А мы еще не говорили о таком продукте, как соль…

Всю свою историю человек пользуется кладовыми Земли, извлекая оттуда все необходимое дляжизни . Ведь даже в наше «синтетическое время», первоначальным продуктом все равно являются дары Земли.

Самый верхний слой твердой земли люди назвали корой. Состав коры сложный. Больше всего в ней оказалось кислорода, кремния и алюминия. Потом идут другие химические элементы, но их значительно меньше. Конечно, газ кислород содержится в коре не в чистом виде. Он входит в состав окислов. Ведь даже обыкновенный песок - это окисел кремния со всякими добавками. А простая глина - окисел алюминия, но тоже со множеством добавок. Раньше легкоплавкие породы земной коры называли «сиаль». «Си» от слова «силициум» - кремний, по латински, «аль» - от алюминия. Сейчас этот термин устарел.

Состав и строение коры Земли всегда интересовали человечество. Да и неудивительно - ведь именно верхний слой нашей планеты обеспечивает человека всем необходимым для жизни. Сначала все необходимое - каменный уголь и руду - люди собирали прямо с поверхности, стоило лишь чуть-чуть разворошить почву. К сожалению, эти времена миновали. Прошло и то время, когда нефть тугими фонтанами била из неглубоких скважин . Чем больше развивалась промышленность, требовавшая все нового сырья, тем глубже приходится зарываться в недра шахтерам и буровикам. Я не говорю уж о том, что геологам приходится тщательно изучать строение земной коры, чтобы найти новые месторождения. Те, что были разведаны, давно исчерпаны. А новые клады прячутся так, что отыскать их с поверхности бывает ох как нелегко…

Многие полезные ископаемые скрыты в таких малодоступных районах, что геологоразведке приходится использовать не только аэрофотосъемку, но и спутники, чтобы составить геологические карты, определить возможные районы залегания минерального сырья. Нужно прикинуть, стоит ли игра свеч. Потому что построить шахту или пробурить верхние слои литосферы - это даже не полдела, а куда меньше. Ведь чтобы добыть сокровища, спрятанные в недрах, надо вырыть котлованы или построить шахты, привезти и задействовать буровые установки, провести газо — и нефтепроводы с насосными станциями. А сколько людей на все это надо задействовать! И всем им нужны не только места работы, но и жилье, продукты питания, организация быта и досуга, детские ясли, сады и школы…

Многие из этих вопросов относятся к экономической географии. Решать их сложно, но очень увлекательно.

Почему землю называют кормилицей? Понятия «земля-кормилица», «земля-матушка» испокон веков впечатаны в архетип сознания русского человека. В пословицах и поговорках о «матери-сырой земле» отразилась вековая любовь наших предков к своей Родине, их уважительное и почтительное отношение к земле, а также к тем дарам, которые дает она людям.

Истоки почтения

Почему земля - кормилица? Ответ на этот вопрос лежит на самой поверхности.

Издревле люди питались плодами, которые давала им почва. Поначалу древние люди занимались собирательством: они отыскивали съедобные травы, коренья, собирали ягоды и фрукты с дикорастущих деревьев и кустарников.

Некоторое время спустя (находя проросшие зерна, уцелевшие от трапезы) человек догадался, что можно выращивать полезные растения в непосредственной близости от своего жилища. Человечество научилось обрабатывать землю и собирать урожай. Так зародилось земледелие.

Одновременно с развитием земледелия люди приручили диких животных и стали разводить домашний скот, который также кормился плодами щедрой земли: сеном, зерном и овощами. С каждым годом увеличивалось количество видов животных, прирученных человеком. Так возникло животноводство.

Чем больше осваивался человек на своей планете, тем больше помощников появлялось у него: и среди насекомых нашел он полезных и верных друзей. Обнаружив, что мед диких пчел не только вкусен, но и чрезвычайно полезен, человек научился разводить пчел. Стал устраивать пасеки. Так появилось пчеловодство.

Одним из самых древних занятий человека, помогавшим ему выжить, была охота: человек добывал крупного зверя, мясо которого он употреблял в пищу, а шкуры шли на изготовление одежды. Большим подспорьем была охота на дичь. Нередко охотники подбирали не убитую, а лишь подраненную птицу. Если охота была удачной, подранков оставляли жить и даже подкармливали. В какой-то момент люди поняли, что птиц также можно разводить дома. Это стало началом развития птицеводства.

Рыбалка была еще одним способом пополнить запасы пищи. Люди с успехом научились ловить рыбу: били ее острогой, загоняли в ловушки, забрасывали невода и сети. Через некоторое время в подсобном хозяйстве человека появились и рыбные садки, в которых люди выращивали рыбу к своему столу.

А фрукты? Эти изумительно вкусные плоды, вобравшие в себя соки земли и животворный солнечный свет? Человек научился ухаживать за фруктовыми кустарниками и деревьями, стал разбивать фруктовые сады, вывел множество сортов вкуснейших садовых культур.

А ягоды? Ароматные полезнейшие дикоросы: земляника, черника, жимолость, малина и смородина, которые человек поначалу собирал в лесу, а затем научился выращивать в своем саду? Нет ничего полезнее и вкуснее мисочки свежих ягод, заправленных молоком или сливками.

А грибы? Мы и до сих пор с удовольствием собираем их в лесу, а для тех, у кого нет возможности выбраться на лоно природы, созданы специальные хозяйства, с успехом выращивающие вешенки и шампиньоны.

Овощи и фрукты, злаки и зелень, мясо домашних животных и птиц, молоко, рыбу, мед – все эти чудесные и питательные дары дает нам земля. Как же не называть ее кормилицей? Ведь она кормит не только человека, но и диких животных: травоядные животные с удовольствием питаются сочной травой, растущей на земле.

Насекомые, опыляющие цветы, растущие на лугах, питаются их сладким нектаром. Птицы также с удовольствием лакомятся плодами земли: травами, орехами, шишками, ягодами, хвоей. Водоплавающие птицы поедают ряску, в изобилии покрывающую поверхность водоемов. Рыбы, обитающие в водоемах, питаются водорослями и насекомыми.

Воистину нет предела щедротам земли, кормящей и питающей всех, кто живет на ней. Не менее богаты и полезны для людей ее недра, которые сравнивают с волшебной кладовой.

Волшебная кладовая

В глубинах Земли за миллионы и миллиарды лет ее существования скопилось огромное количество полезных ископаемых, идущих на благо человеку.

Уголь – самое первое топливо, которое научился добывать человек из лона земли. Сначала люди обогревали им свои жилища, а затем с его помощью совершили настоящую промышленную революцию, используя в топках промышленных котлов.

Торф , первоначально использовавшийся для отопления индивидуального жилья, впоследствии стал энергетическим ресурсом, обеспечивавшим работу тепловых электростанций, котельных, торфобрикетных заводов. Теплом этих предприятий отапливаются небольшие города и поселки. В сельском хозяйстве его используют как мульчирующий материал, в качестве удобрения для обогащения истощенных почв, для выращивания тепличных овощей и цветов.

Природный газ – еще один бесценный вид топлива, используемый человеком в промышленных и бытовых целях. На нем готовят пищу, им обогревают помещения. В химической промышленности из него получают пластмассы, органические кислоты, каучук и спирт. Метан незаменим при производстве аммиака и ацетатного шелка.

Нефть – одно из самых ценных полезных ископаемых, без которого немыслима жизнь современного человека. Нефть нашла свое применение практически в каждой сфере жизнедеятельности человека: в промышленности, медицине, фармакологии, косметологии, производстве товаров народного потребления.

Она используется в качестве сырья для производства нефтехимических продуктов: бензина, дизельного топлива, авиакеросина. Из продуктов ее перегонки делают пластмассы, синтетический каучук, резину, полимерные пленки и синтетические ткани. Производство растворителей, красок, лаков, удобрений, восков, моющих средств было бы невозможно без нефти.

Песок, глина и камень – ресурсы, которые человек использует в строительстве жилья и в дорожном строительстве (а известно ли вам, почему клетки - кирпичики организма ?). Из глины делают кирпичи, черепицу, керамическую посуду. Песок используется для изготовления стекла. Отшлифованный камень (мрамор, гранит) применяется для облицовки фасадов, памятников, станций метрополитена.

Мы перечислили всего лишь несколько наиболее востребованных природных ресурсов, которые сосредоточены в недрах нашей замечательной кормилицы, матушки-земли. На самом же деле одно только перечисление названий добываемых человеком ресурсов займет не один десяток страниц.

Если бы все ископаемые, добываемые людьми в течение года, были погружены в товарный состав, получился бы поезд, который можно было бы 17 раз обернуть вокруг экватора. Это ли не аргумент в пользу того, что земля – наша кормилица? Но долго ли будет продолжаться это благоденствие человека на земле? Поистине ли неистощимы ресурсы земли-матушки?

Необходимая забота

Ученые всего мира уже давно бьют тревогу, говоря о том, что человечество, не по-хозяйски относящееся к земле и ее ресурсам, встало на путь самоуничтожения. В первую очередь это касается истощения самого плодородного слоя земли – почвы.

Почему это стало объектом повышенного внимания и тревоги ученых? Дело в том, что процесс почвообразования крайне сложен и длителен. Для того чтобы образовался всего лишь один сантиметр почвы, природе необходимо 250-300 лет, а на образование 20-сантиметрового слоя должно уйти не менее 5-6 тысяч лет.

Люди же, не понимая этого, зачастую губят то, что было создано веками: истощают почву неумелой агротехникой и чрезмерным употреблением ядохимикатов, допускают эрозию почвы, не защищая ее от образования оврагов и промоин.

Как помочь землице–матушке?

В сознании человека есть потребность защищать родную землю, заботиться о ней: если не с оружием в руках (как в годы военного лихолетья), то хотя бы в плане защиты ее плодородия. Итак, какие же действия необходимы для этого?

Грамотная агротехника , учитывающая почвенно-климатические условия того региона, где она осуществляется.

Снегонакопление , способствующее насыщению почвы влагой и препятствующее процессу ее выветривания.

Разумное использование удобрений : регулярное внесение органики и известкование почвы способствует накоплению основного органического вещества почвы – гумуса, что значительно увеличивает ее плодородие, химические и физические показатели.

Разумное вложение капитала

Нельзя обойти стороной и вопрос о том, что земля (как объект недвижимости) всегда была в цене. С каждым годом цены на землю растут и человек, вложивший деньги в приобретение участка земли, может быть уверен, что сделал хорошее приобретение, и вот почему:

  • Землю, в случае острой необходимости, можно продать, причем с большой выгодой для себя.
  • Человек, владеющий землей, всегда может прокормить себя и своих близких, если будет разумно и бережно относиться к своей земле-кормилице.

Ни за какие сокровища в мире не было таких кровопролитных сражений, как за землю. Эта черта также заложена в сознании каждого человека: до последней капли крови отстаивать свою родную землю-матушку.

Класс: 4

Презентация к уроку















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Учебник: А.А. Плешаков “Мир вокруг нас” Изд.: Москва “Просвещение”, 2012 год.

Цели: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека; содействовать воспитанию бережного отношения к земле; способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, умению высказывать свои мысли.

Оборудование : ноутбук, проектор, экран, презентация.

Дидактический материал: образцы почв, полезные ископаемые (нефть, торф, уголь), толковые словари (автор С.И.Ожегов), карточки с загадками и условными знаками, учебники и рабочие тетради, карта природных зон.

I. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Вы готовы к новым открытиям?

Мы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

Тогда начнём работать! Давайте пожелаем друг другу удачи!

II. Проверка домашнего задания.

Сегодня у нас очередное заседание клуба “Исследователи”. Позвольте представить участников нашей встречи. Наш класс сегодня поделён на группы (представление капитанов). Давайте вспомним правила работы в группах. (Повторяют правила).

Задание №1. Давайте вспомним, о каких полезных ископаемых мы говорили на прошлом уроке.

(На столах у каждой группы конверты с тремя загадками. По команде учителя начинается работа. Дается время на обсуждение - 3 мин.).

Очень прочен и упруг
Строителям надёжный друг
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны (гранит) (Слайд 2).

Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже (песок).

По трубе течёт
Пироги печёт (газ).

Без неё не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета
Отгадайте же, что это? (нефть).

Не зря она варилась
В доменной печи
На славу получились
Ножницы, ключи... (железная руда).

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги
А сделать миску или вазу,
Она понадобиться сразу (глина).

Покрывают им дороги
Улицы в селениях (известняк).

Он несёт в дома тепло,
Помогают плавить стали,
Делать краски и эмали
Он чёрный, блестящий,
Помощник настоящий (угол).

Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением (торф).

А теперь давайте проверим. (Обучающие читают загадки и называют отгадку, каждая команда).

Задание №2. А теперь давайте о некоторых полезных ископаемых расскажем подробнее. Каждая группа должна подготовить рассказ о полезном ископаемом. А вот о каких вы узнаете, открыв эти волшебные коробочки (Учитель предлагает капитанам выбрать одну из коробочек, в которых лежат нефть, торф, уголь).

Команды должны определить, какое это полезное ископаемое, назвать его основное свойство, где оно используется, и выбрать из конверта №2 условное обозначение. (Слайд 3).

А теперь приступим к защите своих проектов. (Команды представляют, другие - могут согласиться или что-то добавить).

Что объединяет эти полезные ископаемые?

Какое полезное ещё ископаемое обладает этим же свойством?

Физминутка

Как весною, в ранний час (наклоны)
Семена взошли у нас (повороты).
Вышли, к солнцу потянулись (потянуться),
Повернулись, улыбнулись!
Здравствуй, солнце! Это мы! (разводим руки в стороны)
Вышли только из земли (шагаем).

III. Формулирование темы и целей урока.

В названии темы нашего урока потерялось слово, найдите его, разгадав загадку. (Слайд 4).

“.......................- кормилица”
Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
А я всё терплю и добром плачу (земля).

Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют “ кормилицей” и нуждается ли она в охране.

Значит, какова цель нашего урока? (Обучающиеся еще раз называют цель урока).

IV. Открытие “новых знаний”.

Почва и её состав.

А кто из вас знает, как называется верхний слой земли? (почва)

Попробуйте сейчас найти значение слова “почва” в словаре. (Работа с толковыми словарями, выясняется значение слова).

Давайте вспомним состав почвы? (Слайд 5).

Знакомство с образцами почв.

Науку о почвах - почвоведение создал русский учёный - почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад он доказал, что основные типы почв размещаются на земле по типу зональности. Каждая природой зоне соответствует свой тип почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв. А теперь давайте познакомимся с разными типами почв.

В разных местах нашей страны почвы не одинаковы. Учёные – почвоведы различают 6 основных видов почв. Рассмотрим разрезы основных типов почв (Слайды 6,7).

В тундрах распространены тундровые почвы, в тайге и смешанных лесах – подзолистые почвы, в лиственных лесах – серые лесные почвы, в степях – чернозёмные почвы. Для болот характерны болотные почвы, для лугов – луговые. (Работа с картой природных зон).

Самые распространённые почвы в нашей стране подзолистые, самые плодородные чернозёмные. (Рассматривание образцов подзолистых и чернозёмных почв). Эти почвы богаты перегноем. Чем темнее почва - тем она плодороднее. Во времена ВОВ фашисты вывозили наш чернозём в Германию.

Болотные почвы содержат слой торфа. А в луговых почвах хорошо заметен толстый слой дёрна, образованный переплетающимися корнями травянистых растений.

Мы познакомились с различными типами почв, но не ответили на вопрос “Почему нашу землю называют кормилицей?”

Давайте послушаем сказку о волшебной кладовой (рассказ ученика) (Слайд 8).

Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зёрна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлеба. Сначала ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи”.

Продолжите поговорку: Что посеешь, то и... пожнёшь. (Слайд 9)Как вы понимаете её смысл?

Так почему же землю называют кормилицей? (Земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу).

Но не только человека кормит земля, но и насекомых, птиц, зверей.

Охрана почвы (Слайд 10).

Но она – наша кормилица - нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300лет! Поэтому почва наша нуждается в охране и бережном отношении. А вот что для этого нужно делать вы узнаете, прочитав в учебнике на стр. 32-34. (Проверка прочитанного по условным знакам).

Рассмотри условные знаки в рабочей тетради и скажи, что нужно делать для охраны почвы.

Составление памятки по охране почв (работа в группах). Сравниваем с эталоном. (Слайд 11).

V. Рефлексия.

Заседание клуба “Исследователи” подходит к концу. Давайте подведём итоги нашей исследовательской работы. Ответы обучающихся построены по следующему принципу:

Сегодня на уроке было интересно...

Для меня было открытием...

Свой опыт я могу применить...

Ещё в старину наши предки называли нашу землю кормилицей. Её брали с собой в дальние страны как оберег. Слагали о ней стихи и песни. Так давайте и мы будем любить, ценить и беречь нашу кормилицу!

Великий русский учёный В.В. Докучаев говорил, что земля дороже жемчуга и золота. Без золота люди прожить смогут, а без земли...? (Слайд 12).

Самооценка деятельности с помощью Лесенки Знаний, оценивание работы учителем.

VI. Домашнее задание. (Слайд 13).

Учебник с.31-34, раб. тетрадь с.53 №2,3.

Найти пословицы и загадки о земле (по желанию).

Урок окружающего мира в 4 классе по теме:

«Земля-кормилица»

Науменко Наталья Владимировна

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 13

Павловский район Краснодарского края

Цели урока:

    Познакомить учащихся с различными видами почв и их составом;

    Содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к почве; воспитание умения работать в группе;

    Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, умению высказывать своё мнение.

Список учебной и дополнительной литературы

    Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 4 класс. Часть 1., М. : Просвещение, 2010.

    Рабочая тетрадь: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 4 класс. Часть 1., М. : Просвещение, 2010.

    Н.В. Лободина. Мир вокруг нас. 4 класс: поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2006.

    О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» , 4 класс. М. : ВАКО, 2004

I . Организационный момент. Мотивация учащихся.

Здравствуйте, ребята!

Вы готовы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья!

Мы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

Сегодня у нас очередное заседание клуба “Исследователи”. Позвольте представить участников сегодняшней встречи.

II . Проверка домашнего задания

Давайте отгадаем кроссворд.

(Слайд 1)

Работа в группах

1.Он очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг:
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

5.Оно варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (Железо)

6.Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.

Сам он – удобрение. (Известняк)

8.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)

9.Он чёрный, блестящий,
Он несёт в дома тепло,
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)

2.Его на земле больше всего.

Тебе он знаком хорошо.

Без него не обойдутся

Ни машины,ни конфеты,

Ни станки, и ни ракеты. (Алюминий)

7.Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)

3.Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.
Людям помощник настоящий. (Песок)

4.Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф

По окончании проверка на слайде 1.

Проверим как хорошо вы усвоили предыдущую тему. Выполним тест. (Слайд 2- выбрать правильный ответ нажатием мыши)

Тест « Наши подземные богатства»

(фронтальная работа)

1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают…

а) археологи;

б) геологи;

в) строители.

2. К полезным ископаемым относятся…

а) кирпич, бетон, бензин;

б) станки, вазы, ножницы;

в) нефть, газ, глина.

3. Металлы получают из …

а) каменного угля, янтаря, мела;

б) жемчуга, известняка, торфа;

в) железной руды, медной руды.

4. При помощи буровых установок добывают..

а) нефть, природный газ;

б) калийную соль, алмазы;

в) мрамор, гранит.

5. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести…

а) алмаз, известняк, графит;

б) каменный уголь, торф, нефть;

в) железная руда, поваренная соль, мел.

6. В строительстве используются…

а) торф, железная руда, самоцветы;

б) каменный угол, малахит, антрацит;

в) песок, глина, гранит.

7. В шахтах добывают…

а) каменный уголь, антрацит, железную руду;

б) поваренную соль, жемчуг, гранит;

в) известняк, ракушечник, гранит.

III . Формулирование темы и целей урока.

Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее горстку зерна- получишь взамен сто горстей(слайд 4- по щелчку).

Спрячешь картофелину- вытащишь много (слайд 5).

Крошечное семечко превращается в огромный арбуз (слайд 6).

Тоненький росток превращается а прекрасный цветок (слайд 7).

Горстка семян делается большой грудой огурцов, морковок, помидоров, сладких ароматных фруктов и ягод.

Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

Как она называется? (Земля).

Люди издавна называют землю кормилицей. И именно этому сегодня мы посвятим наш урок. (Слайд 8)

IV . Открытие «новых знаний»

А теперь откройте Толковый словарь, найдите слов;земля; и прочитайте, что там написано.

У слова земля есть несколько значений, одно из них - почва.

Давайте вспомним – что такое почва ?(верхний плодородный слой земли).

Из каких веществ состоит почва? (Слайд 9)

Что является главным свойством почвы? (Плодородие)

Плодородие у разных почв – разное.

Сегодня мы узнаем, какие бывают почвы.

И еще нам предстоит выяснить, почему землю называют « кормилицей».

Мы с вами уже изучили природные зоны нашей страны. Так вот для каждой природной зоны характерен свой тип почв.

Науку о почвах- почвоведение- создал русский ученый- почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад Докучаев доказал, что основные типы почв размещены на земле по типу зональности. Каждой природной зоне соответствует свой вид почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв.

Сейчас мы рассмотрим разрезы основных видов почвы в нашей стране.(слайды11-16)

В тундре распространены тундровые почвы.

Тундровая почва- светлая, в ней мало перегноя. Почему? (слайд 10).

В тайге- подзолистая почва сероватого цвета (слайд 11).

В лиственных лесах- серые лесные почвы, в ней много песка (слайд 12).

В степях преобладают черноземные почвы. Чернозем - почва очень темного цвета, она имеет зернистую структуру, она самая плодородная (слайд 13).

Болотная почва - содержит толстый слой торфа (слайд 14).

Луговая почва - в ней достаточно перегноя. Есть толстый слой дерна, который образован переплетающимися корнями (слайд 15).

Сделаем производственную паузу - отдохнём.

Физминутка . (Слайд 16)

Ух, ты, семечко-зерно (руки в стороны)

Ляжешь в борозду на дно! (присед)

Ты, не бойся, золотое (руки к лицу)

Ничего что там темно, (присед)

К свету, к солнцу, из земли (руки вверх в приседе)

Ты, росток скорей пошли, (встать)

Как весною, в ранний час (повороты)

Семена взошли у нас (повороты)

Вышли к солнышку из тьмы (потянуться)

Здравствуй, солнце, это мы (махи руками)

Мал ещё росток-ребёнок (наклоны головой)

Только-только из пелёнок, (сесть)

Ребята, а как вы думаете, какие почвы преобладают в нашем крае? (Мы живем в степной зоне, значит у нас преобладают черноземные почвы)

В нашем крае большей частью преобладают черноземные почвы. Они имеют темный цвет. У чернозема мощный верхний плодородный слой, богатый перегноем. Черноземные почвы самые плодородные в мире. Чернозем – главное богатство нашего края. Во время Великой Отечественной войны фашисты сгоняли на поля мирное население и заставляли снимать около полуметра чернозема. Затем они грузили эту землю на платформы и вывозили в Германию.

А как вы думаете, плодородие почвы бесконечно или может когда-нибудь закончиться?

Да, плодородие необходимо сохранять, а как - мы сейчас узнаем из учебника.

Для этого сядьте группами и получите задание для выступления на ученом совете. Перед вами стоит проблема «Как защитить почву?»

1 группа – какие правила надо выполнять при строительстве дорог, заводов, добыче полезных ископаемых? (необходимо снимать слой почвы, а потом класть на прежнее место или использовать его при озеленении территории)

2 группа – как защитить почву от воздействия ветра и потоков воды? (Сажать полезащитные лесные полосы, проводить снегозадержание, правильно распахивать почву.)

3 группа – чего боится почва? (Ядохимикатов, излишка удобрений, слишком обильных поливов)

V . Закрепление новых знаний.

А теперь составим памятку для работников сельского хозяйства по защите почвы. Посмотрите на слайд и уберите неверные действия.(Слайд 17)

Соотнесите почвы и природную зону (слайды 18-24, нужно нажать по правильному ответу)

Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями. Вот почему замечательный русский учёный Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет.

VI . Рефлексия

Рефлексия (слайд 25):

Сегодня на уроке было интересно...

Для меня было открытием то, что...

Свой новый опыт я смогу использовать…

Домашнее задание (если это необходимо на уроке)

1) С.171-174, выполнить задание 2/

2) Подготовиться рассказать о том, что вы делаете, чтобы растения на вашем участке были сильными, здоровыми и давали богатый урожай.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: