Поиск техники 2 мировой войны. Эхо Великой войны (60 фото). В проруби нашли советский танк, Волгоградская область

В Беларуси не так много мест, где можно увидеть настоящую технику Великой Отечественной войны. Сотрудники Историко-культурного комплекса "Линия Сталина" раз за разом отправляются на ее поиски в разные уголки страны. сайт сел на хвост экспедиции в Толочинский район, где, по сведениям местных краеведов, утонул при переправе "Тигр".

История сохраняется в металле, железе, побитом осколками, местами исковерканном, по которому можно увидеть, как тяжело далась победа.

В Беларуси не так много мест, где можно увидеть настоящую технику Великой Отечественной войны. Чтобы пересчитать раритеты, которые хранятся в музеях или установлены в памятных местах, хватит, пожалуй, пальцев одной руки.

Сотрудники Историко-культурного комплекса "Линия Сталина" раз за разом отправляются на поиски техники Второй мировой войны. В экспозиции уже есть легендарная тридцатьчетверка, не менее знаменитая САУ-100 и другие машины. Но нет самых грозных немецких "хищников" - Т-V "Пантера" и Т-VI "Тигр", за подбитие которых давали орден и солидную денежную премию.

Разделаны на металл, переплавлены на сеялки

Найти любого из этих "хищников" - большая удача, - рассказывает Михаил Метла, заместитель по развитию историко-культурного комплекса "Линия Сталина". - Большинство танков после войны были переплавлены на металл, некоторые отправились на белорусский металлургический завод, другим повезло меньше - закончили свою жизнь в виде ржавых сеялок на колхозных дворах. Причем сельчане поступали следующим образом: частенько танк бросали, если он застревал в болоте или речке, и тогда над водой возвышался только ствол орудия или часть башни. Все это спиливалось на металл и переплавлялось в ближайшей кузнице. Также много танков "погибло" при разминировании: советские саперы просто собирали валяющиеся вокруг боеприпасы, складывали их внутрь танка и подрывали.


Останки самоходного орудия StugIII Фото: архив ИКК «Линия Сталина»

Фашисты считали, что уже победили

На счету команды Михаила Метлы несколько поднятых танков. Советские - тяжелый КВ, несколько средних Т-34, легкий БТ-7, немецкие - средний танк Pz III и самоходка Stug III.

Большой удачей стало поднятие немецкой тройки, которая сохранилась практически целиком нетронутой. Внутри были личные вещи танкистов, карты, записные ручки, планшеты и… книги. Каждый член экипажа вез собой несколько изданий по агрономии, животноводству.

Ведь, согласно плану "Ост", часть жителей СССР следовало уничтожить, а на их землях расположились бы завоеватели.

Где можно отыскать танк?

Танков военного времени в нашей стране сохранилось немного. В основном это "утопленники". Завязшие в болоте, потерянные при переправе или просто загнанные в трясину (чтобы не достались врагу) машины. Найти танк, ржавеющий в поле или в лесу, практически невозможно, да и от времени такая машина пострадает серьезно.

Осталось немного людей, которые хорошо помнят боевые события, отгремевшие почти семь десятков лет назад. Рассказы о них передаются от отца к сыну, со временем теряются детали, искажаются события, но среди городских легенд и историй, рассказанных старожилами, попадаются порой и ценные сведения.

Проверить всю информацию не представляется возможным, а как показывает опыт, даже в списках безвозвратных потерь техники допускалось много ошибок в названиях населенных пунктов.


Чтобы проверить очередную легенду, Михаил Метла с коллегами и команда добровольцев-водолазов из клуба "Капитан Морган" отправились в Толочинский район, где, по сведениям местных краеведов, утонул при переправе настоящий танк, быть может, даже "Тигр".

Этой машине был посвящен целый материал в толочинской газете, о ней не раз говорили местные старожилы, даже припоминали, что, будучи детьми, ныряли с пушки в речку.

Но конкретно по типу танка мнения расходятся. По словам Михаила Метлы, первоначально говорилось о "Тигре", но местный военком сообщил, что затонула, скорее всего, "Пантера".

Обе версии выглядят вполне правдоподобными. "Пантера" хоть и называется средним танком, но весит, как тяжелый - 45 тонн (для сравнения: советский тяжелый танк ИС-2 весил 46 тонн). Этот танк держали только капитальные мосты, а вот деревянный мост через Друть мог и спасовать перед таким весом. Да и ломались "Пантеры" часто - эти танки так до конца войны и не избавились от детских болезней. Поэтому нередко оставлялись экипажами, подрывались, загонялись в болото или топились в речке.


А "Тигры" в Толочинском районе тоже были. В 1944 году во время наступления советских войск в Беларуси 330-ю пехотную дивизию вермахта поддерживал 505-й батальон тяжелых танков. "Тигры" этого батальона участвовали в боях под Борисовом, и несколько тяжелых танков было подбито на территории Толочинского района. Об этом в своей книге "Танкисты" писал еще генерал-майор танковых войск И. Вовченко. Бой с "Тиграми" был описан в главе "Ах, Толочин ты, Толочин".

Вооружившись этими знаниями и заручившись помощью местных жителей, отправляемся на берег речки Друть. Дорога больше напоминает полосу препятствий, и на ней лучше всех себя чувствует полноприводная "Нива".


На фото: Александр Метла и Дмитрий Ермаков (на переднем плане)

На берегу инструктаж поисковиков провел военный комиссар Толочинского районного военного комиссариата Дмитрий Ермаков:

Бои в районе Друти развернулись нешуточные, в 1941 году наши части с боями отступали на восток, множество подбитой техники осталось по обоим берегам. В 1944 году ситуация поменялась кардинальным образом - бежали на этот раз немцы, и здесь на переправе, по рассказам местных жителей, танк свалился с моста. Зимой рыбаки из числа местных жителей и активисты Союза офицеров заинтересовались находкой. Чтобы уточнить место ее нахождения, прозванивали лед металлоискателями. Контуры, определенные с помощью приборов, совпали с габаритами танка.


Добраться до места, где оказалась боевая машина, непросто - берега заболоченные, и без резиновой лодки не стоит даже пытаться. Первые несколько часов поиска проходят безрезультатно: водолазы начинают замерзать в холодной воде, а танка все нет. Возможно, виновата сама речка: Друть каждое лето меняет свое русло, так случилось и на этот раз.


Поисковики принимают решение проверить эту теорию, сместить район поисков на десяток метров левее. Водолазы, вооруженные подводным миноискателем, снова ныряют в ледяную воду, спустя несколько минут миноискатель оповещает писком о долгожданной находке.


Нечто, безусловно, железное похоронено под слоем ила, осталось только провести подводные раскопки. Для этого в арсенале водолазов имелась обыкновенная совковая лопата. Через полчаса напряженной работы выясняется, что все усилия были напрасны: на дне речки покоится длинная металлическая труба, которая даже отдаленно не напоминает танковое орудие.


Алексей Якименко справа в камуфляжной форме.

Быть может, не там копали? За помощью в дальнейших поисках обращаемся к присоединившемуся к нашей команде председателю районной организации Белорусского союза офицеров Алексею Якименко, который утверждает, что зимой этого года с рыбаками и обнаружил танк.

Информацию о танке нашел в архивах корреспондент местной газеты "Наша Талачыншчына" Михаил Королев, в частности, упоминание о боевых действиях, которые развернулись здесь в июле 1944 года. Тогда основная немецкая группировка стояла у деревни Скураты, к ним прорывалась немецкая колонна танков Т-IV. Недалеко от места поиска произошел скоротечный бой, в результате два немецких танка были подбиты, а третий отступил к переправе с остальной частью колонны. И если мотоциклисты смогли переправиться, то под весом танка мост сломался. Возможно, "четверка" там и лежит вместе с экипажем. Местные старожилы рассказывали, что подбитые танки были разделаны на металлолом, а вот этот так и остался в реке. В марте этого года, 3 или 4 числа, мы решили отыскать его местоположение. Нам помог местный житель, чей отец в мальчишестве купался в реке, ныряя с орудия этого танка. Конечно же, он показал это место сыну. Действительно, через несколько сот метров миноискатель сработал. Вскоре по сигналам сработки удалось прозвонить контуры танка. Это было зимой, а Друть постоянно меняет русло, но место я вам покажу.


Протонный магнитометр ППМА-3 помогает обнаружить металлические предметы.

На этот раз разделяемся на два отряда - один вместе с Михаилом Королевым отправляется на лодке, другой вместе со специалистом по вооружениям Сергеем Захаровым идет по берегу.


В указанном месте речка петляет, берег практически зарос кустарником, но в руках специалиста по вооружению оживает миноискатель - вот и первые находки: несколько гильз от стрелкового оружия. И удача - они немецкие, предположительно, от "Маузер К98". Еще несколько пуговиц, советских и немецких. Кажется, то место!


Специалист по вооружению Сергей Захаров.

Водолазы снова готовятся к спуску, проверяя основное снаряжение. Все в предвкушении находки, уже идет обсуждение, каким образом поднимать танк.

Тем временем в интернете нахожу заметку местной газеты о боях, шедших недалеко от близлежащей к Толочину деревни Круглое. Тогда части 3-го гвардейского танкового корпуса генерала Вовченко отражали атаки танковой группировки немцев (у фашистов имелись, в том числе, и тяжелые танки "Тигр"). Бои развернулись как раз на переправах, а один тяжелый танк провалился в болото. Быть может, это тот "Тигр", который мы ищем.


Мирные жители частенько путали поздние, увешанные противокумулятивными экранами, танки T-IV и T-VI "Тигр". Но какой бы танк сейчас ни лежал на дне озера, заплывший илом, он все равно хорошо сохранился и представляет собой историческую ценность.


По прошествии часа на берег поднялись уставшие водолазы из клуба "Капитан Морган", по их жестам видно, что поиски были безрезультатными.

Быть может, не там искали, - сожалеет Алексей Якименко, - речка каждый год меняет русло, но танк там точно есть.

Михаил Метла также расстроен, но признается, что был готов к такому исходу.

Очень часто бывает так, что рассказы и даже документальные сведения о танках, которые якобы затонули, не подтверждаются. Проверив сотню заявок, мы находим один-два танка. Но они есть, война была слишком долгой, а бои - жестокими, железо, закопанное во время той войны в белорусскую землю, мы будем находить еще много лет.

Михаил не теряет надежды найти легендарный немецкий танк, ведь существуют документальные сведения о пропавших "Тиграх" группы майора Леве. В последний раз танки видели под Витебском, затем все подразделение со своим командиром буквально пропало и никогда больше не упоминалось в сводках боевых действий. Возможно, эти машины все еще ждут, когда их найдут, хотя это очень непросто, и больше похоже на охоту за призраками.

P. S. Если вы знаете места, где сохранилась техника времен войны, пишите на адрес [email protected].

Подъём танка КВ-1 на Невском пятачке

11 августа 2002 года команда аквалангистов ОТКРЫТОЕ МОРЕ совместно с поисковым отрядом МГА, обследуя фарватер Невы, обнаружила в 30 метрах от берега тяжелый танк КВ-1, который при штурме Невского Пятачка советскими войсками осенью 1941 года не смог завершить переправу и затонул, уйдя под воду с простреленного понтона. Фильм Андрея Герасименко.


Подъём со дна реки Невы танков КВ-1 (тот же что и выше) и Т-38 , обнаруженных в районе "Невского пятачка".

Поднятие танка Т-34-76 из Черного озера в Косино

Подъём танка "Sherman М4А2 (США) Черкасская область.

Тягач «Ста́линец-65»

В ходе поисковых экспедиций АНО ПК "Арьергард" был найден и поднят в деревне Белодедово Западнодвинского района Тверской области (сентябрь 2012 года), а после восстановлен и поставлен на ход в реставрационной мастерской уникальный тягач «Ста́линец-65». Уникальность данной модели заключается в наличии кабины.


Бронеколпак "краб"

В 2008 году в городе Новодружевск во дворе частного дома был обнаружен закопанный в землю пулемётный бронеколпак «Краб» немецкого производства. Со слов местных жителей во время войны в данном месте жилых домов не было, а проходила линия немецкой обороны. Рядом с раскопанным бронеколпаком был также обнаружен железобетонный немецкий бункер размером 3 х 3 метра и высотой 1,8 м. В центре бункера находится колодец с питьевой водой.


Подъем останков трофейного танка КВ-2

Подъем танка Т-34/76 Черкасская область. Затонул 07.01.1944 г. в р.Гнилой Тикич

Подъем именного советского танка Т-34-76 "Смелый"

7 мая 2009 года Поисковым Клубом "Арьергард" в деревне Малахово, Псковская область, был поднят именной советский танк Т-34-76 "Смелый". По архивам, этот танк отправился на фронт прямо с парада на Красной площади в Москве...


Подъем советского танка Т-34-76 "Снайпер"

Подъем танка времен Второй мировой войны в Новосокольническом районе, Псковской области в 2003 году. Подъем был произведен для музея в Кубинке Поисковым отрядом "Высота", руководителем которого является Андрей Забелин.


Подъем советского танка КВ-1 со дна Невы

16 ноября 2011 года из реки Нева, г. Санкт-Петербург при помощи плавкрана был поднят советский танк КВ-1. Поисковый Клуб "Арьергард" передал поднятый танк Санкт-Петербургскому Музею "Битва за Ленинград".


Подъем немецкой САУ StuG-40

В результате успешной поисковой экспедиции Поискового Клуба "Арьергард" в апреле 2002 года в Псковской области, город Великие Луки была найдена и поднята немецкая Самоходная артиллерийская установка StuG-40.


Подъем советского танка Т-34 "Доватор"

В Псковской области, Великолукском районе, в деревне Бор-Лазава, Поисковым Клубом был поднят именной советский танк Т-34 - Доватор.


Подъем советского танка Т-70

Поисковым клубом 20 сентября 2001 года в Великолукском районе, Псковской области, был поднят из болота советский танк Т-70.


Подъем танка БТ-5

ЗАО "Искатель", подъем танка БТ-5, река Нева. 2008 год


В проруби нашли советский танк, Волгоградская область

РВПОО "Наследие" Немецкий танк PzKpfw III

В 2001 году в районе х.Гуреев, Дубовского р-на, Ростовской обл., РВПОО "Наследие" г.Волгодонск, подняло и передало в дар музею Великой Отечественной войны 1941-45 гг. в г.Москве, на Поклонной горе немецкий танк.


В Беларусь нашли останки немецкого Stug-III

В период с 1945 года до наших дней, по всей земле находят части той самой кровавой войны, войны за человеческие идеалы. Дачники находят в своих огородах неразорвавшиеся снаряды, гранаты и мины. Поисковые отряды, дайверы, рыбаки и простые грибники находят танки и самолёты. Давайте вспомним то,что было найдено и поднято.

Самолет P-39Q-15 «Аэрокобра», серийный номер 44-2911 был обнаружен на дне озера Март-Явр (Мурманская область) в 2004 году. Истребитель был замечен рыбаком, который сообщил, что увидел сквозь воду, на илистом дне, очертания хвоста самолета. Когда самолет был поднят со дна озера, оказалось, что обе двери кокпита были заблокированы, хотя обычно, при жесткой посадке одна или обе отбрасывались, чтобы дать выход пилоту. Предположительно пилот мог погибнуть сразу от сильнейшего удара самолета о дно или от затопления кабины.

Найденные останки были захоронены со всеми почестями на Алее Славы в Мурманске.

Крыльевые 12,7-мм пулеметы на самолете были демонтированы. Фюзеляжное вооружение и 37-мм мотор-пушка Colt-Browning M4 никаким доработкам не подвергались.

Так же внутри кабины были обнаружены запасы амуниции и тушенки. В отдельном кейсе были найдены, сильно размытые водой, летная книжка и другие документы.

Самолет был построен в 1939 году и прежде чем попасть на Восточный фронт, участвовал в битве за Францию и в битве за Британию. 04 апреля 1942 года немецкий ас-истребитель Вольф Дитрих Вильке, пилотирующий этот самолет, был сбит и вынужден был совершить посадку на замёрзшее озеро. Вильке избежал гибели. Самолёт остался почти невредимым после почти идеальной аварийной посадки до самого погружения на дно озера. Там он оставался нетронутым в течение более чем шести десятилетий, до тех пор, пока, наконец, не был поднят в 2003 году. Бесчисленные пулевые отверстия расположенные на крыльях самолета и на горизонтальных стабилизаторах, стали одной из главных причин аварии самолет, но одна большая пробоина в месте крепления правого крыла, возможно, и стала тем, что погубило истребитель.

«Брюстер F2A Буффало» — «BW-372». Самолет был найден в озере Большое Калиярви на 15-метровой глубине во впадине посредине озера. Подводная среда идеально способствовала сохранению машины. Пролежавший 56 лет на дне озера истребитель полностью погрузился в ил, это затормозило процесс коррозии, но стало препятствием при подъёме, усложнив отрыв от дна. Его пилот, финский истребитель-ас Лаури Пекури был сбит 25 июня 1942 г. во время боя с летчиками 609 ИАП в воздушном бою над советским аэродромом Сегежа в районе Мурманска. Пекури уже сбил два российских самолёта, прежде чем он был вынужден посадить свой. Пилот покинул пострадавший «Брюстер» и добрался до своих позиций.

F6F Hellcat потерпел крушение утром пятого января в последний год войны. Сидевший за штурвалом пилот Вальтер Элькок, во время тренировочного полета, не справился с управлением, и вместе с самолетом упал в ледяную воду Мичигана, однако сумел выплыть.

Единственный бомбардировщик «Dornier Do-17», дошедший до наших дней, подняли со дна Ла-Манша. Самолет был сбит во время Битвы за Британию в 1940 году. Это один из полутора тысяч, поостренных Германией, и единственный, из уцелевших на сегодня. «Дорнье» Do-17 выделялся среди современных ему бомбардировщиков своей высокой скоростью. Он изначально конструировался как быстрый разведывательный самолет, но в середине 1930-х годов был перепроектирован в бомбардировщик. Самолет пытался атаковать аэродромы в Эссексе. Удалось восстановить позывные поднятого самолета – 5K-AR. Самолет с этими позывными был сбит 26 августа 1940 года. Пилот и ещё один член экипажа, были взяты в плен и отправлены в лагерь для военнопленных. Два других члена экипажа погибли,

Советский штурмовик Ил-2 нашли рыбаки. Самолет лежал относительно неглубоко. Судя по всему, самолет был сильно поврежден во время боя, под воду он ушел, разломившись на куски. К счастью, мародеры до самолета не добрались — свидетельство этому сохранившиеся останки летчика: в кабину никто не проникал.

Хорошо сохранилась передняя часть и крыло. Бортовой номер самолета не удалось найти, однако сохранились номера двигателя и винта. По этим номерам постараются установить имя пилота.

Бомбардировщик B25 поднятый со дна озера Murray в Южной Каролине.

Этот Р-40 “Киттихоук” в 1942 году упал в трех сотнях километров от цивилизации, в пекле пустыни. Сержант Деннис Коппинг забрал из упавшего самолета то немногое, что могло ему пригодиться, и ушел в пустыню. С того дня о сержанте не известно ничего. Семьдесят лет спустя самолет был найден почти нетронутым. Уцелели даже пулеметы и боеприпасы к ним, и большинство приборов в кабине. Уцелели таблички с паспортными данными машины, и это дает возможность историкам восстановить историю ее службы.

«Фокке-Вульф Fw-190» «Yellow-16» Разработанный немецким авиационным инженером Куртом Танком, «Фокке-Вульф Fw-190 «Würger» («Душитель»)» был одним из самых успешных истребителей Второй мировой войны. Принятый на вооружение в августе 1941 года, он был популярен среди пилотов, на нём летали и некоторые из самых отборных асов-истребителей люфтваффе. В годы войны этих самолётов было произведено более 20000 штук. Сохранилось всего 23 самолёта в полной комплектации, и все они находятся в разных коллекциях по всему миру. Этот замечательно сохранившийся после крушения Fw-190 был извлечён из холодных вод у берегов норвежского острова Сотра к западу от города Берген.

В Мурманской области у посёлка Сафоново-1 со дна озера Кривое поднят штурмовик Ил-2 из состава 46-го ШАП ВВС Северного флота. Самолёт был обнаружен в декабре 2011 года посреди озера на глубине 17-20 метров. 25 ноября 1943 года из-за повреждений, полученных в воздушном бою, Ил-2 не дотянул до своего аэродрома около трёх километров и произвел вынужденную посадку на замерзшее озеро Кривое. Командир младший лейтенант Валентин Скопинцев и воздушный стрелок краснофлотец Владимир Гумённый выбрались из самолёта. Через некоторое время лёд проломился, и штурмовик ушёл под воду, чтобы вновь появиться на поверхности через 68 лет.

Озеро Кривое вообще оказалось богатым на найденные самолеты. Со дна озера также был поднят самолёт Як-1 из состава 20-го ИАП ВВС Северного флота. 28 августа 1943 года истребитель во время облёта совершил вынужденную посадку на гладь озера и затонул. Пилотировал младший лейтенант Демидов. На сегодняшний день в мире существует только один Як-1 из более чем 8000 построенных машин. Это истребитель Як-1Б Героя Советского Союза Бориса Ерёмина, который был передан на родину лётчика, в краеведческий музей города Саратова. Таким образом, поднятый истребитель Як-1 будет вторым в мире в наши дни.

В жаркое утро понедельника 19 июля 1943 года фельдфебель Пауль Рац сев в кабину своего Фокке-Вульф Fw190A-5/U3 WNr.1227, «Белая А» из состава 4./JG 54, вылетел с аэродрома Сиверская. Вылет производила пара машин штаффеля, до линии фронта было примерно около 15-ти минут лёта, пересекая линию фронта на реке Двина, пара двинулась дальше на восток. В районе Войбокало самолеты атаковали советский бронепоезд. При атаке машина была повреждена огнем ПВО, одним из попаданий был пробит бак и ранен пилот. Летчик до последнего тянул к базе, но потеряв много крови, пошел на вынужденную посадку. Самолет приземлился в прогалину посреди леса, после посадки летчик умер.

Музей авиации в Кракове провел операцию по подъему со дна Балтийского моря обломков американского бомбардировщика Дуглас А-20, затонувшего во время Второй мировой войны. Для музея этот экспонат является настоящим кладом, так как в мире осталось всего 12 таких самолетов.

Истребитель Hawker Hurricane IIB «Trop», Z5252, бортовой «белый 01″ из состава второго гвардейского истребительного авиаполка ВВС Северного. Пилот лейтенант П.П. Марков. 02 июня 1942 совершил вынужденную посадку после боя на озеро к западу от Мурманска. В 2004 поднят со дна озера.

Этот истребитель И-153 «Чайка» был потерян под Выборгом в последний день Зимней войны.

B-24D «Liberator» лежит на острове Атка на Алеутских островах Аляски, где совершил аварийную посадку 09 декабря 1942 года. Этот самолёт — один из восьми уцелевших «Освободителей» в исполнении «D» . Он совершал вылет с целью проведения метеоразведки, когда ненастная погода не позволила ему совершить посадку ни на одном из близлежащих аэродромов.

«Юнкерс Ju-88». Шпицберген. Ранние версии самолёта немецких Люфтваффе «Юнкерс Ju-88», которые поступили на вооружение в 1939 году, перенесли множество технических доработок в процессе их развития. Но как только они были устранены, двухмоторный Ju-88 стал одним из самых универсальных боевых самолетов Второй мировой войны, выступая в различных ролях от торпедного бомбардировщика и до тяжёлого истребителя-разведчика.

Со дна Черного моря подняли самолет ИЛ-2. Предположительно, сбит он был в 1943 году, когда шли жестокие бои за Новороссийск. Сейчас историческая находка доставлена в Геленджик.

Немецкий самолет Ju 52 был поднят со дна моря сотрудниками греческого музея ВВС 15 июня 2013г. Во время осады острова Лерос в 1943 году самолет был подбит зениткой у берегов острова. С тех пор он был на дне Эгейского моря в течение более 60 лет, когда местные водолазы с помощью музея войны греческих ВВС обнаружили его снова.

Немецкие военные подняли со дна Балтийского моря остатки нацистского бомбардировщика JU 87 Stuka. На данный момент в мире существует только два оригинальных экземпляра этого военного самолета, которые представлены в музеях Лондона и Чикаго. Ju- 87 «Stuka» на дне Балтийского моря был обнаружен в 1990-х годах. Однако работы по поднятию самолета стартовали много позже. По данным экспертов, самолет сохранился в хорошем состоянии, несмотря на то что пролежал на дне моря около 70 лет.

70-летний самолет затерялся в непроходимых лесных дебрях где-то на границе Псковской, Новгородской и Ленинградской областей. Поисковый отряд из Новгорода случайно обнаружил его на пятачке суши в окружении болот. Каким-то чудом самолет полностью уцелел, но ни его история, ни модель, ни судьба летчика пока не выяснены. По некоторым признакам, это ЯК-1. Машина полностью заросла мхом, и поисковики ее пока не трогают, опасаясь повредить раритет. Известно то, что самолет не был сбит, у него просто отказал двигатель.

Curtiss-Wright P-40E бортовой «белый 51″ из состава 20-го гвардейского истребительного авиаполка. Пилот младший лейтенант А.В. Пшенев. Сбит 1 июня 1942. Лётчик совешил посадку на озеро. Найден в 1997 на дне Код Озера к западу от Мурманска.

Двухмоторный дальний бомбардировщик – ДБ-3, впоследствии названный Ил-4, использовали в качестве дальнего разведчика, торпедоносца, минного заградителя, средства десантирования людей и грузов. Последние боевые вылеты Ил-4 выполнил на Дальнем Востоке в период войны с Японией. Был найден поисковиками в болотах Кольского полуострова.

Мессершмитт Bf109 G-2/R6 В “Желтый 3”

Немецкий истребитель Мессершмитт Bf109 G-2. который совершил вынужденную посадку в море недалеко от Нерей Норвегия 24 марта 1943. Был поднят в 2010 году с глубины 67 метров.

Хенкель He-115, поднятый со дна в Норвегии.

Полузатонувший «Flying Fortress» № 41-2446 пролежал в болоте Агаимбо Австралия с 1942 года, где его капитан Фредерик Фред Итон-младший совершил вынужденную посадку после того, как его самолёт был повреждён вражескими истребителями над Рабаулом в Восточной Новой Британии. Несмотря на несколько пуль, разбитый плексиглас и изогнутые винты, B-17E почти не подвергся коррозии и через 70 лет после того, как врезался в землю.

Этот «Дуглас SBD «Dauntless» («Неустрашимый»)», ветеран битвы за Мидуэй, был поднят из вод озера Мичиган в 1994 году. В июне 1942 года во время налёта на японские авианосцы к западу от атолла Мидуэй, «Неустрашимый» был пронизан 219 пулями и был одним из восьми самолётов, вернувшихся на базу из 16 вылетевших. Самолёт вернулся в США для ремонта, где и потерпел крушение во время учебного полёта к авианосцу «Сэйбл.

Наполовину закопанный на заброшенном военном аэродроме в тени могучего вулкана Маунт Паган, скелетный остов истребителя «Мицубиси A6M5 Зеро» является останками одного из двух японских самолетов, потерпевших крушение на западной стороне острова Паган, входящего в группу Марианских островов.

К большому сожалению большинство самолетов, найденные на территории России давно проданы за рубеж, где были восстановлены и поставлены на крыло. Очень обидно, что мы, пусть даже за большие деньги отдали в чужие руки ценные экспонаты той Великой войны. Но пусть даже так, чем бы они сгинули в темных водах озер и болот навсегда.

Раритет, обнаруженный 30 лет назад в бывшей Восточной Пруссии, теперь можно видеть в подмосковной Кубинке

Посевная-1984 не предвещала сюрпризов. Стояли обычные для Янтарного края погоды, по графику шли работы. Как вдруг - сенсация. В Багратионовском районе пахали, пахали и: немецкий танк откопали!

В начале 1950-х подбитые танки, самоходки и бронетранспортеры в бывшей Восточной Пруссии, ставшей после Победы Калининградской областью, можно было находить как грибы.

У нас танк стоял прямо во дворе, - вспоминает Вера Шатан, приехавшая в эти края с родителями в 1946 году. Жили они тогда на Сталинградском проспекте (ныне - проспект Мира) в Калининграде. И все игры местной детворы крутились вокруг этого Т-34, подбитого в 1945-м во время штурма города. Но постепенно раны войны затягивались, а бронетехнику свозили на переплавку. Так что когда в начале 60-х в Калининграде вдруг «нашелся» танк, собралась толпа. Тогда впервые чистили пруды в центре города. Спустили воду, и оказалось, что неподалеку от берега на дне стоит немецкий железный зверь.

Ветерану местной журналистики Сергею Гурову в ту пору было 10 лет.

Посторонних не пропускали. К вечеру большинство зевак разошлись. И с наступлением темноты наша дворовая компания решила все же попробовать пробраться через оцепление к танку, пошариться в его останках. Вдруг завалялся пистолет или еще какая диковинка ребячьей мечты. Меня оставили на шухере. Увы, ничего интересного мои приятели оттуда не принесли:

Все реже обнаруживаемая техника была уже совсем плохой. После десятилетий даже мощная броня превращалась в ржавую труху. Вот почему то, что произошло в апреле 1984-го, стало сенсацией.

Я в тот день поехал с семьей в Калининград, - говорит краевед из Правдинска Владимир Гусев. - Едем себе и вдруг видим такую картину: в поле, на высотке, колхозники копошатся вокруг покрытого грязью танка. Впрочем, грязь не помешала сразу понять: танк - не наш, немецкий...

В те дни в области как раз снимали очередную военную киноленту «Действуй по обстановке!», поэтому первой была мысль о бутафорском танке. Но оказалось, что кино тут ни при чем. Пятеро механизаторов колхоза «Чехово» Багратионовского района, работавшие на пашне у поселка Марийское, наткнулись на вещь поистине раритетную: самоходная артиллерийская установка. Сначала ее приняли за знаменитую «Пантеру». Колхозники, насмотревшись военных кинофильмов, много знали про «Тигры» и «Пантеры»... Открыли люк. С опаской заглянули, ожидая увидеть останки экипажа. Костей внутри, к счастью, не оказалось. Но зато там был полный боезапас снарядов.

Весть о находке быстро облетела округу. Взглянуть на нее приходили со всей округи. Кто-то из ветеранов сразу определил: боевая машина не была завалена землей - ее укрыли в капонире, в засаде. Да так надежно, что, считай, законсервировали. Потому столь хорошо и сохранилась. Судя по нетронутому боезапасу, немцы ею так и не воспользовались. Скорее всего, экипаж ушел, поняв, что сдержать советскую танковую махину не удастся. Опровергли и версию про «Пантеру».

Нет, ребята, - сказал один из ветеранов, воевавший в этих краях. - Это самоходная артиллерийская установка по имени «Артштурм».

От мальчишек, понятно, и вовсе отбоя не было. Сегодня те пацаны уже давно дяди. Один из них, Олег, хорошо помнит тот случай.

Вдоволь полазил по ней, когда вытащили. Вся она была в родной краске, с крестами. Внутри - заилена. Офицер-инженер, который ее забирал, говорил, что если бы трактористы крышу капонира не распахивали, то она вообще была бы сухой. А так нарушили плугами гидроизоляцию, в нее и натекло.

О кладе на гусеницах сообщили начальству. Появилась милиция, оцепив находку. Потом прибыли военные. Иван Алексеев в то время был полковником, возглавлял штаб управления вооружения 11-й гвардейской армии.

Самоходка оказалась просто замечательной, - рассказывает Иван Людвигович. -В том смысле, что на удивление хорошо сохранилась. Обычно-то находили ржавые развалины, а тут хоть снова воюй.

Сначала военное начальство планировало уничтожить снаряды на месте. Однако саперы попросили отдать боеприпасы им - для изучения, тоже ведь раритет. Самоходку же, вытащив из земли, погрузили на тягач и отвезли в Калининград, в одну из воинских частей. Сразу после того, как ее обнаружили, местная пресса так прокомментировала событие: «39 лет над бронированным чудищем с черным крестом на борту выращивали рожь, пшеницу, овес. А теперь вытащили на свет, чтобы не мешало хлеборобам. Не на поле, а на свалке металлолома ему место. Как выброшено на свалку истории все, что пытались навязать миру нацисты во главе со своим бесноватым фюрером».

27 Oct 2014

http://youtu.be/sLGq4JmiLKU

Опасный хищник пролежал в земле 72 года. Все это время легенды о его существовании передавались поисковиками из поколения в поколение. Выдающийся немецкий танк, одна из лучших машин своего времени - надежда Вермахта.

«Тигры» дебютировали в 42-м под Ленинградом. Один, а точнее первый в серии, уйти так и не смог. И вот сенсационная находка в Кировском районе - обломки того самого «Тигра» с серийным номером 1. В одной из исторических загадок поставлена точка.
Искали останки советских солдат, а обнаружили немецкий танк. Вернее, то, что от него осталось. При изучении обломков выяснилось: нашли легенду - тяжелый танк «Тигр». Да не простой - первый в истории серийный экземпляр. Из тех, которые Гитлер лично отправлял на Волховский фронт летом 42 года.

Четвертая машина, согласно боевым сводкам, два месяца стояла на нейтральной полосе и была взорвана немецкими саперами. Именно ее обломки и нашли. Находка уже вызвала ажиотаж в научно-исследовательских кругах.
Танки «Тигр» считаются одними из самых удачных в истории Второй мировой войны. Интерес к ним среди историков по-прежнему высок. О «Тиграх» написаны тысячи книг и статей. О танках первой серии в них до этого момента были только предположения.
Обломки «Тигра» №1 - останутся в России. Их передали во Всеволожский музей обороны Ленинграда. Работники музея обещают, что легендарному танку будет посвящена отдельная экспозиция. Работы по сбору его обломков продолжаются. Правда, с большим трудом. К примеру, этот небольшой фрагмент брони весит более ста килограммов.

из комментариев к статье

Это письмо написал David Byrden, автор сайта tiger1.info.

«Первый Тигр» был прототипом с номером V1. Серийные номера 25xxxxx были присвоены производственному контракту. таким образом Тигр 250001 был по сути вторым Тигром. На танковых заводах многим деталям и узлам давались номера. Многие из них были такими же как номера танка. Например, все башни Тигров были пронумерованы. И номера башен тоже начинались с 250001, НО… номера деталей не всегда совпадали с серийными номерами танков. В этом не было необходимости.

Настоящий номер танка можно найти на броне корпуса, например, возле сидения водителя.

Насчёт танка 250001. В соответствии с немецкими записями, он был принят Waffenamt (отдел тестирования оружие) и 17 мая 1942 года отправился в Куммерсдорф. У нас есть несколько фотографий этого танка на испытаниях.


В 1945 году англичане захватили Куммерсдорф, и они составили список техники. Немцы показали им старый тигр, стоящий в поле с множеством отсутствующих частей и сказали, что это было «первый серийный Tiger».
Тогда англичане решили повеселиться - они разрушили этот Тигр самоходной артиллерийской установкой (17pdr SP Achilles).
Таким образом, та деталь, найденная под Ленинградом, не может быть от Тигра 250001, но она точно с одного из самых ранних Тигров.
Мы знаем, что Тигры 250002 - 250010 были отправлены в s.Pz.Abt.502 и они сражались под Ленинградом. Эти Тигры отличались от других. Например, у них не было боковых брызговиков.
Фотографии этих девяти Тигров , в первом разделе «Sommer 1942»
Дэвид
P.S. Я думаю, что вы знаете, что за часть танка нашли? Это люк под двигателем...
Эти данные получены из работы Hilary Doyle, Tom Jentz и Ron Klages.
Из этих 9 специальных Тигров, мы знаем, что русские взяли два для испытаний, и некоторые из них, должно быть, были отправлены на юг, когда немцы отступили.
Но некоторые из них были взорваны на поле боя под Ленинградом, и его и нашли поисковики. У нас нет полной информации об этих Тиграх, поэтому находка очень интересна.

29 Oct 2014

Приятно конечно, что нашли, не знал что сенсацией будет, мы там побывали еще года три назад, жаль что не знал что его ищут собственно ручно нашел бронелист, вот только вытащить его было не реально, а ниже фотографии некоторых находок, с того места под Гайтолово (к месту так называемой "гибели" Тигра, наше командование периодически посылало бойцов, а фашисты вели интенсивный обстрел этого места, земля до сих пор хранила в себе тех бойцов которые пробирались, в первую ВП после находки, бойцы были перезахоронены в Синявино)




а начиналось все вот так


а так там стало через пару дней

Прикрепленные изображения


01 Nov 2014

Толку от разорванного на мелкие кусочки тигра? 10 элементов брони с тетрадку, и еще пару жбонных вещей, на втором фото уже не было башни в то время, о чем можно тут говорить....
Сообщение отредактировал dedai: 01 November 2014 - 06:42

04 Jun 2015

В лесах Ленинградской области обнаружен первый серийный немецкий танк «Тигр»

Опасный хищник пролежал в земле 72 года. Все это время легенды о его существовании передавались поисковиками из поколения в поколение. Выдающийся немецкий танк, одна из лучших машин своего времени - надежда Вермахта.

«Тигры» дебютировали в 42-м под Ленинградом. Один, а точнее первый в серии, уйти так и не смог. И вот сенсационная находка в Кировском районе - обломки того самого «Тигра» с серийным номером 1. В одной из исторических загадок поставлена точка.
Искали останки советских солдат, а обнаружили немецкий танк. Вернее, то, что от него осталось. При изучении обломков выяснилось: нашли легенду - тяжелый танк «Тигр». Да не простой - первый в истории серийный экземпляр. Из тех, которые Гитлер лично отправлял на Волховский фронт летом 42 года.

Четвертая машина, согласно боевым сводкам, два месяца стояла на нейтральной полосе и была взорвана немецкими саперами. Именно ее обломки и нашли. Находка уже вызвала ажиотаж в научно-исследовательских кругах.
Танки «Тигр» считаются одними из самых удачных в истории Второй мировой войны. Интерес к ним среди историков по-прежнему высок. О «Тиграх» написаны тысячи книг и статей. О танках первой серии в них до этого момента были только предположения.
Обломки «Тигра» №1 - останутся в России. Их передали во Всеволожский музей обороны Ленинграда. Работники музея обещают, что легендарному танку будет посвящена отдельная экспозиция. Работы по сбору его обломков продолжаются. Правда, с большим трудом. К примеру, этот небольшой фрагмент брони весит более ста килограммов.

Из комментариев к статье

Это письмо написал David Byrden, автор сайта tiger1.info. Он увидел новость о том, что поисковики нашли Тигр №1 и решил поделится своими данными. Ниже я публикую перевод с английского его письма.

«Первый Тигр» был прототипом с номером V1. Серийные номера 25xxxxx были присвоены производственному контракту. таким образом Тигр 250001 был по сути вторым Тигром. На танковых заводах многим деталям и узлам давались номера. Многие из них были такими же как номера танка. Например, все башни Тигров были пронумерованы. И номера башен тоже начинались с 250001, НО… номера деталей не всегда совпадали с серийными номерами танков. В этом не было необходимости.

Настоящий номер танка можно найти на броне корпуса, например, возле сидения водителя.

Насчёт танка 250001. В соответствии с немецкими записями, он был принят Waffenamt (отдел тестирования оружие) и 17 мая 1942 года отправился в Куммерсдорф. У нас есть несколько фотографий этого танка на испытаниях.

В 1945 году англичане захватили Куммерсдорф, и они составили список техники. Немцы показали им старый тигр, стоящий в поле с множеством отсутствующих частей и сказали, что это было «первый серийный Tiger».
Тогда англичане решили повеселиться - они разрушили этот Тигр самоходной артиллерийской установкой (17pdr SP Achilles).
Таким образом, та деталь, найденная под Ленинградом, не может быть от Тигра 250001, но она точно с одного из самых ранних Тигров.
Мы знаем, что Тигры 250002 - 250010 были отправлены в s.Pz.Abt.502 и они сражались под Ленинградом. Эти Тигры отличались от других. Например, у них не было боковых брызговиков.
Фотографии этих девяти Тигров , в первом разделе «Sommer 1942»
Дэвид
P.S. Я думаю, что вы знаете, что за часть танка нашли? Это люк под двигателем...
Эти данные получены из работы Hilary Doyle, Tom Jentz и Ron Klages.
Из этих 9 специальных Тигров, мы знаем, что русские взяли два для испытаний, и некоторые из них, должно быть, были отправлены на юг, когда немцы отступили.
Но некоторые из них были взорваны на поле боя под Ленинградом, и его и нашли поисковики. У нас нет полной информации об этих Тиграх, поэтому находка очень интересна.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: