Творческий тренинг – развитие творческих способностей в группе. Игры и задания для развития творческих способностей Упражнения для тренинга по креативности и творчеству

мы выяснили, что процесс создания новых идей — в журналистике или в других направлениях — можно постоянно развивать, улучшать и выводить на новый уровень. Как же запустить механизм под названием «креативность»?

фото — Илона Казаченко

В этом помогут несложные упражнения, причем на выполнение многих из них вам не нужно будет выделять отдельное время.

Джейсм Уэбб Янг, первый председатель Американского совета по рекламе, сказал, что идея — это не больше и не меньше, чем новая комбинация старых элементов.

Попробуем применить его определение по отношению к глянцу. Часто ли встречаются уникальные тексты на тему, на которую еще никто никогда не писал? Не берем в расчет новости об изобретениях (когда-то же о них напишут впервые), а рассмотрим типично глянцевые направления: дружба, любовь, отношения с противоположным полом, самосовершенствование, карьера, отдых, здоровье и пр.

Для примера откроем последний номер журнала . Статья из рубрики «Любовь & Секс» «Одна такая» о девушках, у которых в данный момент нет пары, и о том, как можно найти себе спутника. Писали об этом? Конечно! Но в этом тексте автор Ольга Белова рассказывает, почему именно летом подходящего мужчину встретить проще, чем в другое время года. Советы экспертов она подкрепляет множеством статистических данных.

Практически каждый текст можно «вспомнить» — об этом писали, но не в таком ключе, с другими примерами, подробностями и акцентами. Так что авторам глянца стоит взять на вооружение термин г-на Янга.

Чтобы придумать новую идею, нужно:

  1. знать, о чем пишут в выбранном издании,
  2. стараться найти новый вариант того, о чем уже писали,
  3. следить за новинками в смежных сферах (кино, музыка, книги — особенно психологические, тренды и пр.) — чтобы первому раскрыть эту тему.

Следование этому простому плану поможет вам подготовить почву для новых идей: вы изучите тематику издания, будете точно знать, о чем еще не писали, а третий пункт поможет обойти конкурентов-авторов и выступить с актуальным материалом. Но достаточно ли этого, чтобы обеспечить бесперебойный поток новых мыслей? Не всегда.

В прошлом посте мы говорили о том, и выяснили, что для этого необходимо тренировать работу правого полушария мозга и развивать креативные способности. Как это можно сделать? Попробуйте выполнять эти простые упражнения.

Упражнения на развитие креативности

1. Стряхните с себя рутину!

Чтобы начать придумывать, нужно получить новые впечатления. Если вы каждый день едите на завтрак омлет, на работу добираетесь на автобусе №80, слушая по дороге «Европу плюс», по выходным навещаете родителей, а вечером встречаетесь с теми же друзьями, с которыми провели последние 52 субботы, то откуда взяться новому? Измените что-то в своей жизни, попробуйте сделать то, что никогда не делали раньше. Например, пройдите до остановки другим путем, возьмите на обед не «Цезарь», а салат с телятиной. Включите радио «Дачу» хотя бы.

Посмотрите по сторонам, впитывайте! Это поможет вам получить новые впечатления, что впоследствии сыграет свою роль при генерации новых идей, то есть, по сути, комбинации старых.

2. Придумайте новое применение привычному предмету.

Например, ручкой мы пишем, а еще из нее можно сделать стрелку для солнечных часов или размешать ею чай (эстеты могут предварительно протереть и вынуть стержень). А в детстве мы разбирали ручки и использовали детали по отдельности: из пружинки мастерили браслеты для кукол, через основу надували мыльные пузыри.

Как-то мне в руки попался симпатичный кусок бересты…))

3. Смените место работы.

Нет, я не призываю вас увольняться. Измените условия. Если вы трудитесь дома, выйдите на улицу, посидите хотя бы пару часов в каком-нибудь кафе. Я, например, с весны облюбовала для работы фудкорт крупного воронежского торгового центра. Отвожу ребенка в сад и сразу сюда. Утром стакан кофе и три часа безостановочного треска клавиатуры, пока не сядет батарейка у ноутбука. Потом «прогулка» по торговой галерее с возможным заходом в книжный или в «Детский мир» за соком. Потом в кафе, где есть розетка.

Как ни странно, но шум, музыка и постоянная возня за соседними столиками активизируют и заставляют щелкать все быстрее)) Каждый день работать в таком темпе было бы утомительно и наскучило бы к концу второй недели. Но изредка «выбираться в люди» советую хотя бы попробовать.

Что делать тем, кто постоянно обитает в офисе? Ведь вряд ли начальник войдет в ваше положение и отпустит на весь день в ТЦ или в парк с вай-фаем. Попробуйте изменить что-то, не отходя от кабинета. Например, переставить монитор слева направо или поменяться столами с коллегой. Пусть на пару дней, но новые ощущения «поймать» успеете.

4. Смейтесь.

Громко или «про себя», в одиночку или за компанию, по поводу или потому что вспомнили анекдот про Штирлица. Веселитесь. Представьте, что вам только исполнилось пять. Что вы делаете за письменным столом? Чего бы вам хотелось сделать?

5. Играйте с детьми.

Еще один способ вернуться в детство и посмотреть на проблему глазами ребенка. Но сейчас можно не только посмотреть, но и спросить! Задайте ему вопрос, который вас волнует. Даже если это «о чем написать новую статью». В ответ вы услышите ерунду или гениальность. Но в любом случае, свою порцию позитива и новых впечатлений вы получите.

Кстати, этот пост был набросан в тетрадке во время игры с двумя самыми замечательными мальчиками на свете. Я была шлагбаумом у ворот и когда машины уходили на новый круг по комнате, у меня появлялось полминутки, чтобы записать очередное упражнение.

Кстати-2, почему бы не написать об урывочном способе работы и его продуктивности?))

6. Каждый месяц покупайте новое издание или находите в сети сайт близкой тематики.

Вы можете встретить необычный способ подачи материала, неизбитую тему, которую можно адаптировать под «ваш» журнал, или новое СМИ для сотрудничества.

Хотя бы раз в месяц изучайте новое глянцевое издание

7. Используйте рутину с пользой!

Перед тем, как делать скучное монотонное дело – мыть посуду, полы, гладить вещи и пр. – задайте себе вопрос «о чем будет моя следующая статья?» . Выполняя механические действия, мы разгружаем свое подсознание, и оно становится открытым для новых мыслей.

8. Нарушайте правила.

Нашу жизнь, работу, отношения регламентируют правила и законы. Но что будет, если их нарушить? Пабло Пикассо нарушил правила изображения женского лица и стал одним из основоположников кубизма. Зигмунд Фрейд нарушил правила лечения душевнобольных и основал метод психоанализа.

Алина Фаркаш подготовила для Cosmo подробный репортаж о том, как можно месяц жить на сумму прожиточного минимума. Она описывала продукты, которые покупала, и блюда, которые удавалось приготовить из них. Раньше подобные тексты можно было встретить в «Комсомолке», но глянец..? Она разрушила стереотипы и доказала, что и социальные темы могут быть интересны читательницам глянцевых журналов. Какое правило можете нарушить вы?

9. Нагрузите полушарие.

Наталья Жилякова, эксперт по глянцу

Наталья Полухина
Игры и упражнения для развития креативности

У большинства детей до 5-7 лет функции практически всех психических проявлений соответствуют правому полушарию. В этом возрасте доминантным (ведущим) будет правое полушарие.

Левое полушарие становится доминантным лишь в более поздние сроки.

Удивительно, но, благодаря незрелости, мозг ребенка чрезвычайно эластичен, мышление и запоминание происходит не только совершенно другим, отличным от способа взрослых путем, но и более эффективно.

Важно давать знания, которые развивают правое полушарие в период раннего детства, так как в более старшем возрасте неразвитое правое полушарие тормозит левое, поэтому активное развитие функций левого полушария мозга желательно только тогда, когда уже есть соответствующие функции правого.

Первоначально считалось, что развивать креативность можно только у одаренных детей, но оказалось, что творческое мышление можно развивать у всех нормальных и даже отстающих в развитии детей. Это связано с тем, что в упражнениях и заданиях по развитию качеств креативного мышления не существует «неправильных ответов». Собственный опыт ребенка, его переживания и основные формы деятельности являются главными факторами его развития. Первоначальный уровень развития ребенка не имеет значения, так как он может развить свои умственные способности через творческое использование своего предыдущего опыта по отношению к новым проблемам, ситуациям и т. д.

Игры на нахождение противоречий между заданными объектами и явлениями.

«Цепочка противоречий» Н: конфета – это хорошо-, и это плохо -…

Понимание детьми противоречивости способствует:

развитию качеств творческой личности;

развитию умения в критической ситуации найти верное решение возникшей проблемы;

развитию способности логически оценивать свои действия.

Игры на альтернативное применение предметов в другом качестве, а также их преобразование и усовершенствование.

«Новое применение»

Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам.

Все знают, для чего нужна тарелка или кастрюля, полотенце или скатерть. Но ведь все эти предметы можно использовать не только по прямому назначению. Например, в кастрюле можно устроить аквариум, а из скатерти получится отличный костюм для приведения. Придумайте новое применение таким знакомым предметам, как носовой платок, столовая ложка, зубная щетка и т. д.

«Усовершенствуй предмет»

Цель: развитие фантазии и навыков комбинаторики.

Постарайтесь усовершенствовать названные предметы, добавляя к ним новые функции и соединяя их с другими предметами.

Игры на развитие ассоциативности. Ассоциативность - способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых;

Игры на решение проблемных ситуаций, вариативность высказывания, игры с использованием приема аналогии.

«Почему это произошло?»

Цель: учить придумывать следствия невероятных событий.

Детям предлагается назвать как можно больше возможных причин для следующих ситуаций: во всем доме погасли все электрические лампочки; стоящее во дворе дерево облеплено птицами.

«Продолжи предложение»

Цель: развитие умения устанавливать причинно – следственные связи.

Предложить детям продолжить предложение:

Птицы начали вить гнезда, потому что…

«Составь рассуждение»

Цель: учить составлять рассуждение, располагать аргументы в определенной последовательности.

1 вариант: предлагается составить рассуждение на тему «Весна в этом году ранняя», используя для связи предложений слова «вот поэтому», «потому что», «в связи с этим».

2 вариант: выберите любую тему, которую вы сможете доказать: «Почему старуха осталась у разбитого корыта?», «Почему следует быть честным?»

Игры на дополнение и опредмечивание изображени

«Камушки на берегу»

Цель: способствовать созданию в воображении образа на заданную тему.

Детям показывается картинка и говорится, что на ней нарисован волшебный берег. По этому берегу прошел волшебник и все, что было на нем, превратил в камушки. Просит ребят угадать и дорисовать, что же было на берегу.

«Кляксы»

Цель: учить создавать образ из малоструктурированных изображений.

«Дорисовки»

Цель: научить детей моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.

Перед ребенком кладется игровая карточка с набором незавершенных рисунков и предлагается дорисовать их.

Игры на составление образа из заданных элементов.

«Конструирование фраз»

Цель: способствовать развитию навыков творческого конструирования образов фантазии при корректирующей функции мышления.

Ребенку раздаются картинки, предлагается подобрать пары и соединить их в предложение.

«Активные буквы»

Цель: Развитие образной беглости; развитие умения придумывать глаголы, начинающиеся с определеной буквы; развитие умения создавать характерные образы активных букв.

Задание: Попросить ребенка назвать действия, которые начинаются на букву «Б», предложить дорисовать к буквам детали так, чтобы было видно, что буквы «делают действия».

«Мозаика»

Цель: упражнять в умении складывать предметы из геометрических фигур, развитие вариативности мышления.

Материал: разноцветные геометрические фигуры.

Взрослый предлагает ребенку придумать и составить из данных фигур как можно больше вариантов предметов.

«Придумай слова»

Цель: развить умение подбирать различные варианты слов на заданный слог.

Ребенку дается задание придумать слова, начинающиеся на слоги СА, МА, КА, ТА и т. д. или заканчивающиеся на данные слоги.

Игры на нахождение сходства между заданными объектами и явления

«Классификация»

Цель: развитие умения классифицировать.

Ребенку предлагается разделить предметы на возможные группы.

«Вещи как люди»

Цель: развитие умения подбирать предметы, ориентируясь на определенный признак.

У человека есть руки, ноги. Голова. Животные могут ходить, бегать, прыгать. Но, оказывается, что все это могут делать не только живые существа. Предложить детям перечислить вещи, предметы, явления, которые похожи на людей, зверей тем, что:

У них есть ноги,

У них есть руки (ручки,

Они могут говорить (издавать звуки,

Они могут пить (наполняться жидкостью,

Они могут отдавать окружающим свое тепло.

Игры на развитие системност

Системность - способность видеть предмет или явление как целостную систему.

Игры на сочинение рассказов, самостоятельное выдвижение идей.

«История старого чайника»

Цель: развитие воображения при составлении историй на заданную тему.

Ребенку задается вопрос: «Что может поведать о своей жизни старый чайник?» Ребенок придумывает различные истории.

«Неоконченный рассказ»

Цель: развитие образного и воссоздающего воображения при придумывании окончания истории.

Ребенку читают начало какого – либо рассказа и предлагают закончить его.

«Измени сказку»

Цель: учить детей использовать при составлении сказки прием реконструкции.

Ребенку читается название сказок «Три поросенка» и «По щучьему велению». Их просят изменить сказку, так чтобы поросята пустили волка к себе в дом, и его там поджидал Емеля на печке.

Тренинги и упражнения для развития креативности мышления помогут избавиться от внутренних барьеров, стереотипов, научиться преодолевать стеснение.
Креативность важна в любой сфере деятельности. Нестандартный подход помогает найти выход из самой сложной ситуации.

«Креативность – это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики».Абрахам Маслоу

Цель: осознание креативности в себе и ее развитие. (Развитие способности участников находить новые нестандартные (креативные) решения задач)

Осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления,

Осознание характеристики креативной среды,

Формирование навыков и умений управления творческим процессом.

Разминка(15-20мин)

1. Упражнение «Рифмуем имена»

Участникам необходимо сочинить двустишье на свое имя, которое начинается словами: «Меня зовут…»

    Меня зовут Никита, меня любят москиты!

    Меня зовут Нина, я пришла из магазина!

    Меня зовут Саша, у меня сгорела каша!

    Меня зовут Настя, от меня всем здрасьте!

    Меня зовут Рита, в огороде все полито!

2. Упражнение «3 случайных слова»
Возьмите любую книгу или толковый словарь. Наугад выберите 3 слова: откройте любую страницу и не глядя ткните пальцем. А теперь попробуйте найти нечто общее между этими тремя словами, сопоставляйте их, сравнивайте, анализируйте, ищите взаимосвязи. Вы можете придумать невероятную, даже сумасшедшую историю, которая бы связывала эти три понятия. Упражняйте и тренируйте свой мозг.

Основная часть (40-50 мин.)

3. Упражнение «Что, Откуда, Как???»

Описание

Участникам, сидящим в кругу, демонстрируется какой-либо необычный предмет, назначение которого не вполне понятно (можно использовать даже не сам предмет, а его фотографию) . Каждый из участников по порядку должен быстро ответить на три вопроса:

Откуда это взялось?

Как это можно использовать?

При этом повторяться не разрешается, каждый участник должен придумывать новые ответы на каждый из этих вопросов.

Самый простой способ добыть реквизит для этого упражнения - брать не предметы целиком (их назначение, как правило, более или менее ясно) , а обломки чего-либо - такие, чтобы по ним сложно было понять, откуда они взялись.

Смысл упражнения

Легкая «интеллектуальная разминка», активизирующая беглость мышления участников, стимулирующая их к выдвижению необычных идей и ассоциаций.

Обсуждение

Какие ответы на вопросы запомнились участникам, представляются самыми интересными и оригинальными?

Стив Джобс говорил: «Креативность – это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют».

4. Упражнение "Стоп-кадр".

Цель: развитие навыков экспрессии, дает возможность участникам в новом ракурсе взглянуть на свое отношение к тем жизненным сферам, которых касаются слова.

Материалы: список слов.

Время: 10 минут.

Процедура: участники свободно перемещаются по аудитории. По команде ведущего, подаваемой с помощью хлопка в ладоши, они останавливаются и демонстрируют с помощью мимики и пантомимики (позы, жестов, движений тела) то слово, которое называет ведущий. "Стоп-кадр" продолжается 8-10 с, после чего по повторному хлопку ведущего участники опять начинают свободно перемещаться по помещению, пока не прозвучит следующий хлопок и не будет названо очередное слово. Желательно заснять "стоп-кадры" с помощью цифровой фото- или видеокамеры и продемонстрировать отснятые материалы участникам непосредственно после упражнения.

Можно использовать, например, такие наборы слов: время, прошлое, детство, настоящее, учеба, будущее, профессия, успех; встреча, общение, понимание, дружба, любовь, семья, счастье.

Вопросы для обсуждения:

Легко ли придумать позу по заданному слову?

Легко ли изобразить то что вы себе представляли?

5. Упражнение “Композиция из предметов”.

Цель: Развитие творческого воображения.

Составьте композицию на свободную тему из предметов, имеющихся на вашем столе, в сумочке, в карманах, на вас. После того как вы ее составите, приготовьте комментарии к ней. Композиция может быть представлена загадкой. Участники группы выдвинут предположения о сюжете.

На построение композиции отводится 5 минут. После истечения этого времени участники тренинга ходят “в гости” к “художникам”, которые готовы представить свой творческий продукт.

Завершение(5-10 мин.)

6.Упражнение "Творческая жизнь".

Цель: обобщить представление участников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.

Время: 7-15 минут. Материалы: бумага, ручки.

Процедура: участники объединяются в группки по 5-6 человек, получают задание: сформировать перечень рекомендаций, которые позволят "сделать более творческой собственную жизнь", и записать их. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них (т. е. не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т. п.).

Обсуждение в группе, разбор всех вариантов. Пример: регулярно выполнять физические упражнения; овладеть техникой медитации и релаксации; вести дневник, писать рассказы, стихи, песни, записывать умные мысли. Расширяйте кругозор своих интересов и др.

Тренинг развития креативности.Цель тренинга: осознание креативности в себе и ее развитие. Развитие способностей педагогов находить новые нестандартные(креативные) способы решения задач;налаживание коммуникативных связей в педагогическом коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг развития креативности.

Цель : осознание креативности в себе и её развитие. Развитие способности участников находить новые нестандартные (креативные) решения задач; налаживание коммуникативных связей внутри группы.

Задачи:

  1. Осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления.
  2. Осознание характеристики креативной среды.
  3. Формирование навыков и умений управления творческим процессом.

Креативность (от англ. create – создавать, англ. creative – созидательный, творческий) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики . Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. *(Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – C.380)

Обсуждение и принятие правил работы в группе:
проявлять активность;
слушать друг друга, не перебивая;
говорить только от своего лица;
если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться
напрямую к этому человеку, не говорить о нем в третьем лице;
не распространять и не обсуждать за пределами занятий личную
информацию об участниках;
избегать критики при выполнении упражнений, если возникла потребность что-то покритиковать - дождаться обсуждения;
* в случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник
имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен заявить об этом публично

Упражнение «Знакомство» (5-7 мин.)

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: "Начнем нашу работу со знакомства: каждый по очереди будет называть свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя".

Такой вариант представления требует от участников изобретательности, гибкости мышления, предлагая несколько необычный подход для рассмотрения своих качеств, особенностей личности. Действие, к которому побуждает участников группы задание, согласуется с характеристиками творческой среды. Задание требует значительных усилий для его неформального выполнения, так как соблазн назвать первые пришедшие качества на нужную букву иногда оказывается сильнее готовности к поиску более точных, соответствующих собственным представлениям о себе характеристик. В некоторых случаях называются достаточно противоречивые характеристики: например, стабильный, собранный, суетливый. В этом случае ведущий может обратиться к назвавшему эти качества с просьбой пояснить, чем вызвано перечисленные таких, на первый взгляд, противоречивых качеств. Возможно обращение с этим же вопросом к группе. Бывает так, что кто-то из участников называет одноплановые качества: например, доброжелательный, добрый, дружелюбный. Ведущий может спросить этого члена группы, что помешало ему назвать более разнообразные характеристики.

В двух названных, а также других случаях (например, кто-то вообще затрудняется назвать три качества), участники группы могут обратить внимание на те сложности, с которыми они столкнулись при выполнении задания, и эти эффекты могут быть использованы в дальнейшей работе с группой.

Упражнение «Шеренга» (5-10 мин.)

Цель : сплочение коллектива. Упражнение позволяет осознать невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях группы, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь.

Ход упражнения : участники строятся в шеренгу по: росту; цвету волос; алфавиту имен; размеру ноги; знаку зодиака и т.д.

Инструкция : «Сейчас вам предстоит построиться в шеренгу по цвету глаз, от самых светлых к самым темным. При построении запрещается разговаривать. Итак, начали». На построение дается 2 минуты. Затем предлагается построиться по цвету волос, от самых светлых к самым темным. Условия те же. Последнее задание самое сложное: построиться по росту с закрытыми глазами, не разговаривая.

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы сейчас чувствуете?
  • Что вам больше всего понравилось?
  • Трудно ли вам было выполнять упражнение?

Упражнение «На льдине» (10 мин.)
Описание упражнения.
Участники делятся на команды по 4-6 человек (желательно, что
бы в командах было одинаковое число участников и между ними
равномерно распределились парни и девушки). Каждой из команд
выдается большой газетный лист, который они расстилают на полу.
Ведущий зачитывает инструкцию: «Представьте себе, что вы оказались на отколовшейся льдине, дрейфующей посреди бушующего моря. Льдина - это ваша газета. Вам всем нужно разместиться на ней и продержаться несколько минут, чтобы дождаться спасателей. Касаться пола за пределами газеты нельзя - кто сделает это, тот считается "утонувшим"». Когда участники разместятся на своих «льдинах» и продержатся в таком положении 15-20 с, ведущий сообщает,
что шторм отломил по кусочку от каждой из льдин, и отрывает примерно по IV
части от каждой из газет, предлагая участникам разместиться на том, что осталось. Так повторяется 2- 3 раза. Если в команде «тонет» один человек, она получает предупреждение, если два или больше - выбывает из игры («ваша льдина перевернулась»). Победившей считается та команда, которая продержится дольше других.
Техника подразумевает тесный телесный контакт участников
и включает элемент совместного риска, поэтому не рекомендуется
проводить ее как в недостаточно «разогретых» группах, где участники демонстрируют зажатость и стеснение, так и в чрезмерно активных, трудно управляемых группах.

Техника, помимо стимуляции участников к творческому решению
поставленной перед ними проблемы, способствует сплочению, формированию взаимного доверия. Кроме того, она наглядно демонстрирует основной принцип командной работы: выиграть индивидуально невозможно, это могут сделать только все вместе. Зато проиграть можно и индивидуально («упасть со льдины»), поставив этим
под угрозу действия всей команды.
Обсуждение. Сначала участники делятся эмоциями и чувствами, возникшими
в процессе выполнения упражнения, потом - своими соображения
ми по поводу того, что позволило победившей команде лучше справиться в такой ситуацией, а что «сгубило» остальных. После этого ведущий просит привести примеры жизненных ситуации, где проявляются сходные механизмы.

Упражнение «Невероятная ситуация» (10-15 мин)
Описание упражнения.
Участникам предлагается поразмыслить над какой-либо воображаемой ситуацией, наступление которой невероятно или крайне маловероятно: Их задача - представить, что такая ситуация все-таки произошла, и предложить как можно больше последствий для человечества, к которым она может привести. Упражнение выполняется в
подгруппах по 3-5 человек, время работы дается из расчета 5-6 мин
на одну ситуацию. Вот несколько примеров невероятных ситуаций
для этого упражнения.
Увеличится в 5 раз сила тяжести на Земле.
Все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские.
У всех людей внезапно вырастут хвосты.
Исчезнут окончания во всех словах русского языка.
Доллар подорожает в 100 раз по сравнению со всеми другими валютами.
С облаков начнут свисать тросы до самой Земли.
Из жизни людей сразу и полностью исчезнет спорт.
Коэффициенты трения у всех веществ на Земле уменьшатся
в 20 раз.
Все металлы превратятся в золото.
Люди научатся точно читать все мысли друг друга.
Возможны различные варианты проведения этого упражнения.
Например, нескольким подгруппам может быть предложена для об
суждения одна и та же ситуация. Тогда представление результатов
организуется следующим образом: каждая из подгрупп поочередно
получает слово для того, чтобы озвучить одну идею, повторяться
нельзя. Если оригинальные идеи у подгруппы исчерпались, она вы
бывает из игры; побеждает та команда, которая пробудет в игре дольше всего. Если же подгруппам предложены для обсуждения разные ситуации, то такое соревнование не проводится, вместо этого представители каждой из подгрупп озвучивают по 3- 5 идей, которые показались наиболее оригинальными.
Психологический смысл упражнения.
Тренировка умения генерировать необычные идеи применительно в том числе и к таким ситуациям, которые выходят за рамки обыденных представлений.
Обсуждение. Какие из предложенных идей ярче всего запомнились, представляются самыми творческими? Чем именно интересны эти идеи? Что
способствовало выполнению этого упражнения, а что препятствовало? В каких реальных жизненных ситуациях пригодится умение
размышлять о «невероятных ситуациях»? Можете ли вы привести
примеры из своего жизненного опыта, когда на первый взгляд невероятная ситуация становится реальной?
Упражнение «Необычные действия» (10-15 мин.)

Описание

Каждому из участников предлагают вспомнить какое-нибудь своё необычное, оригинальное действие, странный и не вполне объяснимый с позиции здравого смысла поступок, совершенный на протяжении последних одного-двух месяцев (на размышления дается 1-2 минуты). Потом участников просят кратко рассказать о нем, а также прокомментировать:

В чем именно они видят необычность этого действия?

Что, с их точки зрения, к нему побудило?

Как они оценивают это действие «задним числом» - к чему оно

привело, стоило ли его совершать?

Если в группе меньше 12 участников, упражнение целесообразно выполнять всем вместе, при большем Числе участников группу лучше разделить на 2- 3 подгруппы, которые будут работать параллельно.

Смысл упражнения.

Упражнение способствует переносу знаний и умений, связанных с креативностью, на рассмотрение собственной жизни, повышению степени открытости к новому жизненному опыту.

Обсуждение. Как необычные действия влияют на нашу жизнь - делают ее ярче, интереснее, сложнее, опаснее или меняют как-то еще? Были ли у участников в последнее время ситуации, когда хотелось совершить нечто необычное, но что-то остановило? Если да, то что именно остановило их и как это оценивается «задним числом» - правильно ли, что действие не совершено, или все-таки лучше было бы его совершить? Чьи необычные действия участникам захотелось повторить?

Упражнение

«Применение предметов» (10–15 мин.)

Цель: развитие творческого интеллекта.

Материалы: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д.

Процедура: За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет.

Вопросы для обсуждения:

  1. Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?
  2. Как можно применять ваш предмет?
  3. О чем заставило задуматься это упражнение?

Упражнение

«Несуществующее животное» (10-15 мин.)

Цель : сплотить коллектив и поближе узнать каждого участника группы.

Материалы : ватман, цветные карандаши

Ход упражнения

Группа садиться за стол, предлагается ватман, цветные карандаши. Группа должна договориться какое животное они нарисуют и составить о нем рассказ: как называется это животное, какое оно (5 характеристик), что оно умеет и какую пользу принесет людям.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему вы выбрали это животное?
  2. Как оно называется, что оно умеет делать?
  3. Были ли сложности при выполнении упражнения?

Релаксация (5мин)

Устройтесь поудобнее, займите такое положение, которое кажется вам наиболее комфортным. Закройте глаза и до конца упражнения не открывайте их и не шевелитесь.

Ваше тело начинает постепенно расслабляться. Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мышцах. С каждым произносимым словом каждый мускул тела все больше наполняется ощущением покоя и приятной вялости. Ваше дыхание ровное, спокойное. Воздух свободно заполняет легкие и легко покидает их. Сердце бьется четко, ритмично. Обратите свой внутренний взор к пальцам правой руки. Кончики пальцев правой руки как будто касаются поверхности теплой воды. Вы чувствуете пульсацию в кончиках пальцев. Возникает ощущение, что рука постепенно погружается в теплую воду. Эта волшебная вода омывает вашу правую кисть, расслабляет ее и подымается вверх по руке... До локтя... Еще выше... Вот уже вся ваша рука погружается в приятную теплоту, расслабляется... По венам и артериям правой руки бежит свежая обновленная кровь, даруя ей отдых и питая новыми силами... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично... А теперь ваш внутренний взор обращается к пальцам левой руки.

Текст, приведенный выше, полностью повторяется для левой руки. В конце обязательно дать установку относительно дыхания и сердца .

Обратите внимание к своим ногам. Ступни расслабляются. Они чувствует приятное тепло, напоминающее тепло от огня, горящего в камине. Ощущение такое, как будто ваши ноги стоят на каминной решетке. Доброе, ласковое тепло поднимается по ногам вверх, даруя живительное расслабление и отдых мышцам... Напряжение исчезает... И вот уже мышцы ног расслабляются – от кончиков пальцев до бедра... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично... По всему телу распространяется приятное расслабляющее тепло, которое создает ощущение покоя и отдыха... Исчезает напряжение в плечах, в шейном отделе, в нижней части затылка... Вы чувствуете, как скопившееся здесь напряжение растворяется и исчезает... Уходит... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично... Теперь ваш внутренний взор обращается к лицу. Расслабляются мышцы лица... Уходит напряжение из скул... Из челюстей... Губы становятся мягкими и податливыми... Разглаживаются морщинки на лбу... Веки перестают подрагивать... Они просто сомкнуты и неподвижны... Все мышцы лица расслаблены... Легкий, прохладный ветерок омывает ваше лицо... Он приятен и добр- этот воздушный поцелуй... Воздух несет вам свою целебную энергию... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично...

Все ваше тело наслаждается полным покоем... Напряжение спадает, растворяется, уходит... Усталость улетучивается... Вас наполняет сладостное ощущение отдыха, расслабленности, покоя... Покоя, наполняющего вас новыми силами, свежей и чистой энергией...

Медитация «Горная вершина » (5-7минут)

Задача приводимой медитации-визуализации – помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем. Благодаря этому психотехника "Горная вершина" способствует повышению уверенности в себе.

Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы... можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами... Мгновение – и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них... Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами... Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки... Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней...

Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им...

Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор... Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и сплои, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки... Пауза .

Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...

Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия...

Упражнение «Творческая жизнь» (10-15 мин.)
Описание упражнения.
Участники, объединившись в подгруппы по 5-6 человек, получают задание: сформулировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь», и записать их на листе формата АЗ-А2. Формулируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя
бы большинством из них (т. е. не подразумевать наличие каких-либо
редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т. п.).
Психологический смысл упражнения.
Перенос рассмотрения проблем, креативности из плоскости специально смоделированных ситуаций в область бытовых, каждодневных жизненных реалий.
Обсуждение.
Листы, на которых записаны сформулированные командами рекомендации, выкладываются или вывешиваются для обозрения всех
участников. Представители каждой из команд по очереди получают
слово, чтобы озвучить свои рекомендации и кратко прокомментировать, каким именно образом следование каждой из них позволит сделать более творческой собственную жизнь.
Пример.
Вот в качестве примера и возможного материала для обсуждения в группе список таких рекомендаций, составленный специалистами по психологии креативности.
Регулярно выполняйте физические упражнения.
Следите за тем, чтобы ваша диета была разнообразной и сбалансированной.
Овладевайте техникой релаксации и медитации.
Совершенствуйте уверенность в себе.
Ведите дневник, делайте зарисовки, пишите стихи, короткие рассказы
и песни.
Читайте художественную литературу, развивающую воображение.
Задумывайтесь об альтернативных способах использования предметов, с которыми вы сталкиваетесь в повседневности.
Задумывайтесь о сходстве непохожих друг на друга вещей.
Займитесь живописью или скульптурой.
Посещайте вдохновляющие места.
Займитесь делами, о которых вы обычно не помышляли.
Старайтесь быть более спонтанными и общительными.
Смотрите комедии и старайтесь сформировать свой собственный юмористический стиль. Слушайте классическую музыку.
Регулярно ищите способы вырваться из вашей «зоны комфорта».
Старайтесь выполнять свои ежедневные рутинные обязанности разными способами.
Заводите новых друзей и расширяйте свой круг общения.
Думайте о себе как о творческой личности.
Думайте о креативности как о способе существования.


Литература:

  1. Грецов А.В. Лучшие упражнения для развития креативности. / Учебно-методическое пособие.- СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., – 44 с.
  2. Ильин Е.П. «Психология творчества, креативности, одаренности».-СПб., Питер Серия: Мастера психологии, 2009., – 448 с.
  3. Йири Шерер. Техники креативности: как в 10 шагах найти, оценить и воплотить идею/ Йири Шерер:[пер. с нем. О. Гляйсснер].-М.:СмартБук, 2009.,– 136 с.: илл. – (Инновационные стратегии управления).
  4. 4.Н.В.Самоукина «Игры, в которые играют». Психологический практикум.Дубна.Феникс.1996

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

сайт знает, что творческая личность живет в каждом. Чтобы раскрыть весь потенциал, нужны лишь настойчивость и свободное время.

Эти упражнения стоит выполнять письменно. На каждое постарайтесь выделить определенное время - минут 7, например.

  • Закройте глаза. Подумайте об одном из предметов, находящемся в комнате. Не открывая глаз, перечислите как можно больше признаков этого предмета. Откройте глаза и запишите все, что запомнили, по-прежнему не глядя на предмет.
  • Выберите стихотворение, которое вам нравится. Используйте его последнюю строку в качестве первой строки вашего собственного стихотворения.
  • Куда вы идете, когда хотите немного отдохнуть? Напишите об этом месте.
  • В 400 словах опишите идеальное место, где вы хотели бы жить.
  • Напишите, что вы сказали бы незваному гостю, заглянувшему к вам в 3 часа ночи.
  • Напишите рассказ, начинающийся словами: «Однажды у меня была возможность... но я ее упустил».
  • Письмо в прошлое. Напишите письмо себе 10-летнему.
  • В 200 словах опишите свою первую игрушку.
  • Напишите о самом трудном решении, которое вы когда-либо принимали.
  • Напишите о самом легком решении, какое вы когда-либо принимали.
  • Напишите рассказ о пустом стакане.
  • Вспомните о самом скучном дне в вашей жизни. Опишите его, но помните, что ваш рассказ не должен быть таким же скучным.
  • Начните статью на 500 слов так: «Если бы я мог что-то изменить, я бы изменил...»
  • Напишите объяснительную, почему вы не занимаетесь улучшением своих письменных навыков ежедневно.
  • Напишите рассказ о синем предмете.
  • Представьте, что находитесь в комнате, полной людей, но вы в ней единственный слепой. Запишите, какими вы видите помещение и людей в своем воображении.
  • Составьте список всего, чего боитесь. Выберите один страх и напишите о нем.
  • В 200 словах опишите жаркий день.
  • Чем вы занимаетесь в ненастье? Напишите об этом рассказ в 250 слов.
  • Напишите о том, какими яствами вы угостили бы злейшего врага.
  • Подумайте о человеке, которого можно назвать слишком гордым. Опишите поведение этого человека.
  • Используя 150 слов, опишите внешность, род занятий и привычки человека по имени, скажем, Анатолий Бубликов.
  • Перечислите 50 поступков, которых вы никогда не совершите.
  • Напишите монолог от лица свежесрезанного цветка.
  • Сочините рассказ, используя ключевые слова: «инструктор-собаковод», «закон», «пляж», «булочка».
  • Напишите монолог чистого носка, по ошибке попавшего в холодильник, забитый продуктами.
  • Перечислите 15 причин выучить иностранный язык.
  • Почему учитель собирается сменить карьеру? Назовите не менее 10 причин.
  • Перечислите 7 худших фраз, которые можно сказать только что уволенному человеку.
  • Напишите короткое гневное выступление из 7 абзацев, начиная каждый из них выражением «Растет как сорная трава».
  • Напишите короткий рассказ, используя слова: «проповедник», «монета», «расческа», «лестница», «колодец».
  • Напишите короткую историю с таким сюжетом: клоны Элвиса Пресли завоевали мир.
  • Придумайте не менее 7 причин, включая самые невероятные, почему продавец антиквариата покинул свой городок.
  • Напишите монолог от лица единственного дерева, оставшегося на месте леса после того, как все другие деревья спилили.
  • Перечислите 8 заслуживающих внимания причин, оправдывающих лжеца.
  • Напишите короткий рассказ, используя слова: «священник», «кольцо», «сад», «бинокль».
  • Предложите 5 вариантов вставок к следующей просьбе: «Пожалуйста, не мните ___, потому что (иначе, а то) ___».
  • Перечислите 10 вещей, за которые вы отдали бы последние 500 рублей за неделю до зарплаты.
  • Сочините историю, используя слова: «дедушка», «фотоальбом», «почта», «спички».
  • Назовите 7 обстоятельств, из-за которых может покраснеть драматург.
  • Напишите монолог от лица ложки, попавшей в посудомоечную машину.
  • Вы возвращаетесь домой из магазина. Перечислите 10 причин, включая самые невероятные, почему входная дверь вашей квартиры распахнута.
  • Напишите инструкцию, как научить домашних тараканов отбивать чечетку.


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: