Что читать во время намаза для мужчин. Как совершают намаз мужчины. Поясной поклон - руку’

Вся хвала принадлежит одному Аллаху, мир и благословение Его рабу и посланнику нашему Пророку Мухаммаду, а также его семье и сподвижникам.

А затем… Эта статья заключает в себе краткое описание того, каким образом Пророк (мир ему и благословение) совершал намаз. Я бы хотел, чтобы каждый мусульманин и мусульманка прочли ее, ознакомились с тем, каким именно образом Пророк (мир ему и благословение) совершал намаз и старались подражать ему в этом, потому что он (мир ему и благословение) сказал: “Совершайте намаз так, как на ваших глазах его совершаю я” (Бухари). Предоставляю читателю подробное описание намаза Пророка (мир ему и благословение).

1) Молящийся должен тщательно совершить малое омовение так, как это приказал Всевышний Аллах:

﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلَاةِ فَاغْسِلُوا وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُوا بِرُءُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَيْنِ﴾


“О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и помойте ваши ноги до щиколоток” (Св. Коран, 5:6). Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Намаз без малого омовения (вуду) не будет принят” (Муслим). Также Пророк (мир ему и благословение) сказал человеку, который неправильно совершил намаз: “Прежде чем встанешь на намаз, тщательно соверши малое омовение (вуду)…” (Бухари).

2) Где бы не был молящийся, он должен обратиться всем своим телом в сторону киблы, то есть в сторону Каабы. В сердце он должен иметь намерение совершить какой-то определенный намаз: обязательный или желательный. Ему не следует произносить свое намерение вслух, т.к. не передается, чтобы Пророк (мир ему и благословение) или его сподвижники поступали так. Если молящийся стоит имамом или совершает намаз в одиночестве, он должен поставить перед собой сутру (преграду) и совершать намаз перед ней (чтобы она ограждала его от людей, которые могут пройти перед ним. — Примеч. пер.) . Обращение в сторону киблы при совершении намаза является обязательным условием для того, чтобы намаз считался правильным. Исключением являются некоторые случаи, описанные в книгах ученых ахли-Сунны.

3) Молящийся говорит “такбир” — “Аллаху акбар” (Аллах величайший), направив свой взгляд на место “сажда” (место, на которое он будет класть лоб при совершении земного поклона). После “такбира” он начинает совершать намаз.

4) Во время “такбира” следует поднимать руки до уровня плеч либо до уровня ушей.

5) Затем молящийся кладет руки на грудь: кисть правой руки поверх левой. Достоверно известно, что Пророк (мир ему и благословение) делал именно так.

6) Желательно сказать “дуа истифтах”, которое читается в начале намаза:

اللهم باعد بيني وبين خطاياي كما باعدت بين المشرق والمغرب ، اللهم نقني من خطاياي كما ينقى الثوب الأبيض من الدنس، اللهم اغسلني من خطاياي بالماء والثلج والبرد

“О Аллах, удали меня от прегрешений моих, как удалил Ты восток от запада, о Аллах, очисти меня от прегрешений моих, как очищают белую одежду от грязи, о Аллах, омой меня от прегрешений моих водой, снегом и градом”.

Аллахумма ба‘ид байни ва байна хатайа-йа кя-ма ба‘адта байна ль-машрикы ва-ль-магриб. Аллахумма наккы-ни мин хатайа-йа кя-ма йунакка с-саубу ль-абйаду мин ад-данас. Аллахумма гсиль-ни мин хатайа-йа би-ль-ма’и ва-с-сальджи ва-ль-барад

سبحانك اللهم وبحمدك وتبارك اسمك وتعالى جدك ولا الله غيرك

“Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, благословенно имя Твоё, превыше всего величие Твоё, и нет Бога, достойного поклонения, кроме Тебя”.

Субхана-ка Ллахумма ва би-хамди-ка ва табарака сму-ка ва та‘аля джадду-ка ва ля иляха гайрук.

Молящийся может также сказать любое другое “дуа истифтах”, достоверно переданное от Пророка (мир ему и благословение). Лучше, если молящийся будет говорить разные дуа время от времени, чтобы претворять в жизнь Сунну. После “дуа истифтах” совершающий намаз говорит: “Прибегаю к Аллаху от проклятого сатаны. С именем Аллаха, Милостивого, Милующего” , — и читает суру “Фатиха”. Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Намаз того, кто не прочитает суру “Фатиха”, не является действительным” . После прочтения суры “Фатиха” молящийся произносит вслух слово “Аминь ”, если он совершает намаз, который читается вслух (субх (фаджр), магриб, иша намазы читаются вслух, а зухр и аср — про себя. — Примеч. пер.) . После “Фатихи” он может прочитать, все что пожелает из Корана.

7) Затем молящийся вновь говорит такбир “Аллаху акбар” и совершает поясной поклон (руку). При произношении слов такбира “Аллаху акбар” следует поднимать кисти рук до уровня плеч или мочек ушей. В положении руку молящийся должен положить кисти рук на колени, растопырив пальцы, а голову держать на одном уровне с ровной спиной. Ему следует постоять спокойно в положении руку (прежде чем сделать следующее движение) и сказать:

سبحان ربي العظيم

“Слава моему Великому Господу”

Субхана Раббийа ль-‘Азым!

Лучше, если он произнесет эти слова трижды или больше. Также желательно вместе с этим сказать:

“Слава Тебе, о Аллах, Господь наш, и хвала Тебе, о Аллах, прости меня”

8) Затем он выпрямляется после поясного поклона (руку), поднимая кисти рук до уровня плеч или ушей и произнося следующие слова:

سمع الله لمن حمده

“Аллах слышит того, кто воздает Ему хвалу”

Cами‘а Ллаху ли-ман хамида-х.

Он говорит эти слова вслух в том случае, если является имамом в намазе (т.е. ведет намаз. — Примеч. пер.) или же если он совершает намаз в одиночестве. После того, как молящийся выпрямляет свою спину из положения поясного поклона, он говорит:

ربنا ولك الحمد حمدا كثيرا طيبا مباركا فيه

“Господь наш, Тебе принадлежит вся хвала, хвала многократная, благая и благословенная»

Рабба-на ва ля-ка ль-хамд, хамдан касиран таййибан мубаракан фих!

ملء السموات وملء الأرض وملء ما بينهما وملء ما شئت من شيء بعد

«Хвала, которая заполняет собой небеса, землю, то, что находится между ними, и все, что ещё Тебе будет угодно»

Миль’а с-самавати ва миль’а ль-арды ва ма байна-хума ва миль’а ма ши’та мин шай’ин ба‘д.

Если же человек совершает намаз за имамом, то говорит во время поднятия из положения руку:

ربنا ولك الحمد

“Господь наш, Тебе принадлежит вся хвала”

Рабба-на ва ля-ка ль-хамд.

и может прочитать до конца вышеприведенное дуа. Также желательно положить при этом руки на грудь в то положение, в котором они находились до того, как молящийся совершил руку, как на это указывают хадисы от Ваиля ибн Худжра и Сахля бин Са’да (да будет доволен ими Аллах), достоверно переданные от Пророка (мир ему и благословение).

9) Далее молящийся опускается на “сажда” (земной поклон), произнося такбир (“Аллаху акбар” ). Если ему не сложно, то сначала он кладёт на землю колени, а затем руки. Если же так опускаться трудно, он может сперва положить на пол руки, а потом колени. При этом пальцы рук и ног должны быть обращены в сторону киблы, и пальцы рук должны быть собраны (а не растопырены). При совершении “сажда” семь частей тела должны касаться земли: лоб вместе с носом, ладони обеих рук, колени и подушечки пальцев на ногах. В этом положении молящийся говорит:

سبحان ربي الأعلى

“Слава моему Высочайшему Господу!”

Субхана Раббийа ль-А‘ля! — и повторяет это трижды или больше.

Также желательно говорить:

سبحانك اللهم ربنا وبحمدك ، اللهم اغفر لي

“Слава Тебе, о Аллах, Господь наш, хвала Тебе, о Аллах, прости меня”

Субхана-ка Ллахумма Рабба-на ва би-хамдик! Аллахумма гфир ли.

В положении “сажда” надо стараться делать как можно больше дуа (мольбы), т.к. Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Возвеличивайте вашего Господа при совершении поясного поклона (руку), а при совершении земного поклона (сажда) усердствуйте в своих мольбах (дуа). Тогда вы будете удостоены того, чтобы вам был дан ответ (на ваши дуа)” (Муслим).

В положении “сажда” молящийся может делать любое дуа, попросив у Аллаха наилучшего в обоих мирах, и не имеет значения, совершает ли он обязательный (фард) или желательный (нафиль) намаз. Находясь в положении “сажда”, надо следить, чтобы предплечья не были прижаты к бокам, живот не прижимался к передней стороне бедер, а также чтобы не были прижаты друг к другу внутренние стороны бедер и голени. Пророк (мир ему и благословение) говорил: “Выпрямляйте (ваши спины) во время земного поклона (сажда) (совершайте земной поклон (сажда) правильно) и не кладите локти на землю, подобно тому, как это делает собака” (Бухари, Муслим).

10) Далее он говорит “Аллаху акбар” , поднимая голову, а затем садится на свою левую ногу, распластав ее (так, чтобы на ней удобно было сидеть — Примеч. пер.) . Стопу правой ноги он оставляет в вертикальным положении (продолжая касаться подушечками пальцев стопы земли. — Примеч. пер.) . Положив руки на бедра или колени, молящийся говорит:

رب اغفر لي وارحمني واهدني وارزقني وعافني واجبرني

“Господь мой, прости меня, помилуй, веди правильным путем, даруй мне из Своего удела, исцели и помоги мне”

Рабби гфир ли ва-рхам-ни ва-хди-ни ва-рзук-ни ва ‘афи-ни ва-джбур-ни.

В этом положении ему следует выпрямить спину и посидеть так спокойно (прежде чем сделать следующее движение в намазе).

Затем он совершает второй земной поклон, произнося при этом слова “Аллаху акбар” . Второе “сажда” молящийся совершает точно так же, как и первое (говорит дуа “сажда” и делает любое дуа Аллаху. — Примеч. пер.) .

12) После этого молящийся поднимает свою голову с земного поклона (сажда) и встает для совершения второго ракята. Прежде чем подняться для совершения второго ракята, молящийся сидит немного подобно тому, как он сидел между двумя “сажда”, но не произнося при этом никакого дуа или зикра. Данное действие является желательным, и нет проблем, если молящийся этого не сделает. Если молящемуся не составит труда, то при поднятии он опирается руками о колени. Если же так подниматься трудно, он может опереться о землю. После того, как молящийся встал на второй ракят, он читает суру “Фатиха”, а после нее — что пожелает из Корана. Во втором ракяте он делает все то же самое, что и в первом.

13) Если молящийся совершает намаз, состоящий из двух ракятов, как, например, утренний (фаджр), пятничный или праздничный намазы, то после поднятия головы со второго “сажда” он оставляет стопу правой ноги в вертикальном положении, а левую ногу в распластанном положении. Правую руку он кладет на правое бедро. Пальцы правой руки молящийся собирает в кулак за исключением указательного пальца, который он вытягивает (в направлении Киблы. — Примеч. пер.) . Такое положение указательного пальца является указанием на единобожие (таухид). Также молящийся может собрать мизинец и безымянный пальцы, сомкнуть средний палец с большим и вытянуть указательный.

Достоверно передается, что Пророк (мир ему и благословение) использовал оба эти вида смыкания пальцев при “ташахуде”, поэтому лучше время от времени чередовать их (т.е. иногда собирать пальцы во время ташахуда по первому образцу, а иногда по второму, чтобы притворять все сунны в жизнь. — Примеч. пер.) . Левую руку он ставит на бедро или колено. Далее в таком положении молящийся читает дуа “ташахуда”:

التحيات لله والصلوات والطيبات ، السلام عليك أيها النبي ورحمة الله وبركاته السلام علينا وعلى عباد الله الصالحين أشهد أن لا إله إلا الله وأشهد أن محمدا عبده ورسوله

“Приветствия Аллаху, и молитвы и лучшие слова, мир тебе, о Пророк, и милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его посланник” .

Ат-тахиййату ли-Лляхи ва-с-салявату ва-т-таййибат; ас-саляму ‘аляй-ка аййу-ха н-набиййу ва рахмату Ллахи ва баракятух; ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади Лляхи с-салихин. Ашхаду алля иляха илля Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулюх.

После этого он говорит:

اللهم صل على محمد وعلى آل محمد كما صليت على إبراهيم وآل إبراهيم إنك حميد مجيد ، وبارك على محمد وعلى آل محمد كما باركت على إبراهيم وآل إبراهيم إنك حميد مجيد

“О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный! О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный!”.

Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима инна-ка Хамидун Маджид. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима инна-ка Хамидун Маджид.

Затем молящийся прибегает к защите Аллаха от четырех несчастий, говоря следующие слова:

اللهم إني أعوذ بك من عذاب جهنم ومن عذاب القبر ومن فتنة المحيا والممات ومن فتنة المسيح الدجال

“О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от мук ада и от мучений могилы, от искушений жизни и смерти и от зла искушения Лжемессии (аль-масих ад-даджаль)!”.

Аллахумма ин-ни а‘узу би-ка мин ‘азаби джаханнама ва мин ‘азаби ль-кабри ва мин фитнати ль-махйа ва-ль-мамати ва мин шарри фитнати ль-масихи д-даджжаль.

Не зависимо от того, обязательный или желательный намаз совершает молящийся, после прочтения “дуа ташахуда” он может сделать любое дуа, попросив Аллаха о благе этой и Вечной жизни, а также может сделать дуа за своих родителей или кого-либо другого из мусульман. Доводом на это являются слова Пророка (мир ему и благословение), которые он сказал ибн Масуду во время его обучения “ташахуду”: “Затем он может сделать любое дуа, которое ему нравится” (Насаи, Абу Давуд). В другой версии этого хадиса говорится: “Затем он может сделать дуа, попросив у Аллаха все что желает” (Муслим). Сюда входят любые дуа, касающиеся того, что может принести пользу рабу как в этой жизни, так и в Вечной.Затем молящийся говорит слова приветствия “ас-Саляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух” (мир вам, милость Аллаха и Его благословение), поворачивая вначале голову направо, а затем налево.

14) Если молящийся совершает намаз, состоящий из трех ракятов (“магриб” — вечерний намаз) или четырех ракятов (“зухр” — полуденный, “аср” — послеполуденный, или “иша” — ночной намаз), то он читает вышеупомянутое дуа “ташахуда” и слова “салавата” (мольбы за Пророка (мир ему и благословение)), а затем встает, опираясь на колени, и поднимает кисти рук до уровня плеч, произнося при этом: “Аллаху акбар” (Аллах величайший).

Поднявшись, он кладет руки на грудь, как описывалось выше, и читает только суру “Фатиха”. Иногда молящийся также может прочитать какую-либо другую суру после “Фатихи” в третьем и четвертом ракятах в полуденном намазе (зухр). О дозволенности этого достоверно известно из хадиса, переданного Абу Саадом (да будет доволен им Аллах) от Пророка (мир ему и благословение).

Произнесение слов “салавата” (дуа за Пророка (мир ему и благословение) не является обязательным в первом “ташахуде”, поэтому молящийся может не говорить их. Но это желательное действие.

Далее молящийся заканчивает намаз, будь то магриб, состоящий из трех ракятов, или зухр, аср, иша, состоящие из четырех ракятов, так же, как он заканчивал фаджр, состоящий из двух ракятов. Он читает те же дуа после “ташахуда”, которые были описаны выше, после чего говорит слова приветствия, обращая лицо в правую, а затем в левую стороны. По окончанию намаза молящийся трижды произносит слова “истигфара”: “Астагфируллах” (Прошу Аллаха о прощении), а затем говорит:

اللهم أنت السلام ومنك السلام تباركت يا ذا الجلال والإكرام

“О Аллах, Ты — Мир («Салям» — одно из имён Аллаха, указывающее на отсутствие у Него каких бы то ни было недостатков), и от Тебя — мир (т.е. Ты избавляешь от любых бед), благословен Ты, о Обладатель величия и Почитаемый!”.

“Аллахумма, Анта-с-Саляму ва мин-кя-с-саляму, табаракта, йа За-ль-джаляли ва-ль-икрам!».

لا إله إلا الله وحده لا شريك له ، له الملك وله الحمد وهو على كل شيء قدير ، لا حول ولا قوة إلا بالله ، اللهم لا مانع لما أعطيت ولا معطي لما منعت ولا ينفع ذا الجد منك الجد ، لا إله إلا الله ولا نعبد إلا إياه له النعمة وله الفضل وله الثناء الحسن ، لا إله إلا الله مخلصين له الدين ولو كره الكافرون

“Нет божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он всё может! Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха. О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезным перед Тобой окажется могущество обладающего могуществом. Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, не поклоняемся мы никому, кроме Аллаха! Благодеяние, достоинство и наилучшая хвала принадлежит только Ему! Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха. Мы полностью посвящаем религию только одному Ему, даже если это и не нравится неверным”.

«Ля иляха илля Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шайин кади-р! Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях. Аллахумма, ля мани’а ли-ма а’тайта, ва ля му’тыйа ли-ма мана’-та ва ля йан-фа’у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадд. Ля иляха илля Ллаху ва ля на’буду илля ийах! Ля-ху-н-ни’мату, ва ля-ху-ль-фадлю ва ля-ху-с-санау-ль-хасан! Ля иляха илля Ллаху мухлисина ля-ху-д-дина ва ляу кяриха-ль-кяфирун».

Далее он говорит слова восхваления Аллаха — “СубханаЛлах” (Пречист Аллах от всех недостатков), “АльхамдулиЛлях” (Только Аллаху принадлежит вся хвала), “Аллаху акбар” (Аллах Величайший) по тридцать три раза и завершает эти зикры, сказав на сотый раз дуа:

لا الله إلا الله وحده لا شريك له له الملك وله الحمد وهو على كل شيء قدير

“Нет божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество. Ему хвала, Он всё может!”

“Ля иляха илля Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шайин кадир!”

После этого совершивший намаз читает аят “аль-Курси”, а также суры “Ихлас”, “Фаляк” и “Нас”. После утреннего (фаджр) и вечернего (магриб) намазов желательно читать эти три суры по три раза каждую, как это описывается в некоторых хадисах Пророка (мир ему и благословение).

Произнесение всех этих зикров является желательным деянием, а не обязательным. Также желательным для каждого мусульманина и мусульманки является совершение добровольных молитв: четыре ракята до полуденной молитвы (зухр) и два ракята после “зухра”; два ракята после вечерней молитвы (магриб); два ракята после ночной молитвы (иша) и два ракята до утренней молитвы (фаджр).

В общей сложности — двенадцать ракятов добровольных намазов. Эти добровольные намазы называют “раватиб” (установленные), т.к. Пророк (мир ему и благословение) старался всегда совершать их, когда не был в путешествии.

Будучи же в путешествии, он не совершал эти дополнительные намазы, за исключением сунны (дополнительного намаза) до фаджра и витр намаза (нечетный дополнительный намаз, совершаемый ночью). Он всегда старался совершать эти два дополнительных намаза, даже находясь в путешествии. Все эти дополнительные намазы, включая витр, можно совершать в мечети, однако лучше их делать дома. Потому что Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Лучший намаз — это тот, который человек совершает у себя дома. Исключением являются обязательные намазы” (Бухари, Муслим).

Неуклонное совершение человеком этих дополнительных намазов является одной из причин его вхождения в Рай. На это указывают слова Пророка (мир ему и благословение): “Аллах возведет дом в Раю для того, кто будет совершать двенадцать дополнительных ракятов в течение дня и ночи” (Муслим).

Если человек совершит, четыре ракята до асра или два ракята до магриба и иши, то это тоже хорошо, потому что достоверно передается от Пророка (мир ему и благословение), что он совершал их. Хорошо также, если человек будет совершать четыре ракята до и после зухра, потому что Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Аллах запретит Огню (Ада) прикасаться к человеку, который бережно совершал четыре ракята до и после зухра” (Этот хадис передает имам Ахмад, с достоверной цепочкой передатчиков от Умм Хабибы, да будет доволен ею Аллах).

Смысл хадиса в том, что этот человек совершал четыре дополнительных ракята после зухра — это больше обычных установленных двух ракятов. Потому что сунной является совершение четырех ракятов до зухра и двух после. Если человек будет молиться после зухра не два, а четыре ракята, то получит ту награду, о которой говорится в хадисе Умм Хабибы (да будет доволен ею Аллах).

Успех же принадлежит только одному Аллаху, мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду ибн Абдулле, его семье, сподвижникам и всем тем, кто последовал за ним наилучшим образом вплоть до Судного дня.

Шейх Абдуль-Азиз ибн Баз (да помилует его Аллах)

Кто слушается Пророка (мир ему и благословение), тот слушается . В суре «Нур» Корана сказано: «Слушайтесь Аллаха и Пророка, а если вы не внемлите им, то сами будете отвечать за себя».

Эти слова Всевышнего Аллаха показывают, что выполнение сунны Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) верующими обеспечивает им нахождение правильного пути и милосердие Аллаха. Тот, кто стремится к вере, стремится ко всему, что укрепит его иман, что сделает его ближе ко Всевышнему, и сунна является как раз тем средством.

Выполнение некоторых сунн может казаться сложнее, чем совершение других. Но, за ними кроется огромное благо и баракат, зная о которых, мусульманин бы ни за что от них не отказался. Изучите представленный ниже список таких сунн для выполнения, посмотрите, какие вы выполняете, а какие нет. Возможно, пришло время поднять ваш иман на новый уровень.

1. Совершение тахаджуда (добровольный ночной намаз).

Совершение намаза – один из обязательных столпов исламской религии. Его должен выполнять каждый истинно верующий. Молитва освобождает разум, успокаивает душу и очищает сознание. Намаз – это пятикратная молитва, которая помогает мусульманам обращаться к Господу и справляться с трудными ситуациями. Но чтобы правильно читать намаз, необходимо соблюдать некоторые правила и выполнять намазы в определённое время дня и ночи.

Время и названия намазов

Каждый намаз включает в себя несколько ракаатов, последовательностей действий. Они состоят из чтения определённых сур Корана в положении стоя и двух видов поклонов: в пояс и в землю.

  • Утренний намаз называется Фаджр и состоит из 2 ракаатов. Исполняется с момента, как только появились первые признаки рассвета, и до окончательного восхода солнца. Намаз прекращается, как только солнце полностью выходит из-за линии горизонта.
  • Обеденный – Зухр – 4 ракаата. Начинается через пару минут после полудня.
  • Послеполуденный – Аср – 4 ракаата. Совершается за несколько часов до заката. Принципиально необходимо закончить молиться до того, как солнце станет теряться за линией горизонта.
  • Вечерний – Магриб – 3 ракаата. Выполняется сразу после того, как солнце зашло, но ещё до того, пока не исчезло вечернее зарево.
  • Ночной – Иша – 4 ракаата. Делается поздним вечером. Время на молитву – до самого рассвета. Однако лучше не затягивать и совершить намаз вовремя.

Кроме основных действий, существуют желательные намазы, за выполнение которых Аллах вознаградит верующих. Новичкам, конечно, для начала достаточно выучить основную часть ритуала и привыкнуть к регулярному графику пятикратной молитвы. Но после того, как это войдёт в привычку, желательно добавить и остальные суннат-намазы.

Подготовка к намазу

Перед тем, как начать совершение намаза, нужно:

  • Очистить тело: сделать малое омовение, вуду. При надобности верующий должен сделать гусль.
  • Облачиться в чистую и опрятную одежду: женщины-мусульманки должны прикрыть аурат, но они могут не прикрывать своё лицо, ступни ног и кисти рук. При этом волосы должны быть спрятаны под одежду. Мужчинам же нет необходимости покрывать голову.
  • Соблюсти время проведения того или иного намаза.
  • Повернуться по направлению к кыбле, святыне Каабе, которая находится в Саудовской Аравии, Мекка.
  • Постелить молитвенный коврик, чистое полотенце или простыню.
  • Встать в позу. Женщины должны встать прямо, ноги находятся вместе, а руки – вдоль туловища. Мужчины должны поставить ноги на ширине плеч, свободно опустить руки, а взгляд направить вниз перед собой.
  • Мысленно высказать намерение в сердце читать намаз. Каждый мусульманин должен с искренностью и почтением начинать такое важное дело и с полной ответственностью подходить к намерению совершать намаз для довольства Всевышнего Господа.

Как только все вышеперечисленные пункты выполнены, верующий может приступать к намазу.

Как правильно читать намаз

Если намерение произносится про себя, то всё остальное – вступительный такбир, дуа, суры Корана, проговаривается вслух. Необязательно в полный голос, возможно шёпотом, ведь не всегда обстановка располагает к полному единению.

  1. Из позы, в которой Вы стоите, поднимите ладони рук к плечам и проговорите вслух выражение «Аллаху Акбар!». Это и будет являться вступительным такбиром. Следите за ауратом: рукава не должны спуститься. Иначе намаз не будет совершён.
  2. Сложите руки крест-накрест на уровне грудной клетки. Правую ладонь положите сверху. Прочтите суру Аль-Фатиха.
  3. Поклонитесь в пояс. Помните, мужчины должны кланяться ниже, чем женщины, а смотреть необходимо вниз, на свои ступни. Положите руки на колени, но не обхватывайте их.
  4. Вернитесь в исходную позу.
  5. Сделайте земной поклон и произнесите одновременно фразу «Аллаху Акбар». Для этого опуститесь на колени, затем обопритесь на ладони и локти и коснитесь земли носом и лбом. При этом упритесь пальцами ног в землю.
  6. С теми же словами перейдите в сидячее положение и проговорите фразу «Субханаллах».
  7. Снова сделайте земной поклон и одновременно произнесите фразу «Аллаху Акбар».
  8. Вернитесь в исходной положение для того, чтобы сделать второй ракаат.
  1. Начните, как и в самом начале, с прочтения суру Аль-Фахита. Можете выбрать слова зикра, прочитать какую-либо небольшую суру.
  2. Теперь совершите поклон в пояс и в землю, как это было при первом ракаате.
  3. Присядьте на ноги так, чтобы ладони были на коленях, а обе ноги развёрнуты в правую сторону. Таким образом Вы сядете не на ноги, а на пол. В этом позе произнесите дуа Аттахийят. После, если Вы совершаете намаз фаджр, проговорите окончание молитвы.

Если Вы читаете намаз, который состоит из трёх, четырёх ракаатов, то после дуа поменяйте позу: поднимитесь, встаньте прямо и сделайте следующие ракааты. Затем мусульмане могут обратиться к Всевышнему Аллаху в свободной форме на любом языке с мольбами и просьбами о личном. Господь обязательно услышит Вас после молитвы и поможет.

Хвала Аллаху,благословение и мир Его рабу и посланнику Мухаммаду,членам его семьи и сподвижникам

а затем:

Эта тема заключает в себе краткое описание молитвы пророка(с.а.в.)которое мне хотелось бы предложить вниманию всех мусульман и мусульманок,чтобы каждый,кто ознакомится с ним,старался следовать его примеру,ведь пророк(с.а.в.)сказал:«Молитесь так же,как на ваших глазах молился я».*1
Для совершения такой молитвы читателю следует:

1 . Должным образом совершить омовение (вуду),как велел это делать Всевышний Аллах,Который сказал:«О те, кто уверовал!Приступая к молитве,омывайте ваши лица и руки до локтей,и протирайте головы,и(омывайте)ноги до щиколоток…» *2 Кроме того, на необходимость омовения указывают слова пророка(с.а.в.):«Не будет принята молитва без омовения».

2 . Всем телом повернуться в сторону киблы,то есть Каабы,намереваясь сердцем совершить обязательную(фарида)или добровольную(нафиля)молитву. Выражать своё намерение вслух не следует,поскольку это не предписывается шариатом,а является нововведением,и этого не делал ни пророк(с.а.в.),ни его сподвижники,да будет доволен ими Аллах.Если человек выполняет обязанности имама во время общей молитвы или совершает индивидуальную молитву,перед её началом ему следует установить перед собой какую-нибудь преграду(сутра)*3
Обращение к кибле является одним из необходимых условий действительности молитвы во всех случаях,за исключением тех,которые подробно разъясняются в трудах по фикху.

3 . Произнести слова“Аллаху акбар/Аллах велик/”(такбират аль-ихрам)*4 ,глядя на то место,которого молящийся касается лбом во время совершения земного поклона.

4 . Поднять руки до уровня плеч или до уровня мочек ушей во время произнесения такбира.

5 . Сложить руки на груди,возложив правую руку на кисть,запястье и предплечье левой,поскольку достоверно известно,что так поступал пророк(с.а.в.).

6 . Согласно сунне после этого следует обратиться к Аллаху с мольбой,которая именуется“ду‘а аль-истифтах”,и сказать:«О Аллах,удали(меня)от прегрешений моих,как удалил Ты восток от запада,о Аллах,очисть меня от прегрешений моих подобно тому,как очищают белую одежду от грязи,о Аллах,смой с меня мои прегрешения снегом,водой и градом!/Аллахумма,ба‘ид бай-ни ва байна хатайа-йа кя-ма ба‘адта байна-ль-машрики ва-ль-магриби,Аллахумма,нак-ки-ни мин хатайа-йа кя-ма йунакка-с-сауба-ль-абйада мин ад-данаси,Аллахумма,-гсиль-ни мин хатайа-йа би-с-сальджи,ва-ль-ма’и,ва-ль-барад!/».Вместо этого молящийся может сказать:«Слава Тебе,о Аллах,и хвала Тебе,благословенно имя Твоё,превыше всего величие Твоё и нет бога,кроме Тебя/Субхана-кя,Аллахумма,ва би-хамди-кя,ва табарака исму-кя,ва та‘аля джадду-кя,ва ля иляха гайру-кя/»,или произнести любые иные слова,которые в подобных случаях произносил пророк(с.а.в.).Предпочтительнее всего каждый раз произносить“ду‘а аль-истифтах”другого вида,так как это позволит следовать примеру пророка(с.а.в.)в большей мере.После произнесения “ду‘а аль-истифтах”следует сказать:«Прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана.С именем Аллаха Милостивого, Милосердного/А‘узу би-Лляхи мин аш-шайтани-р-раджим. Би-сми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим/».
Затем необходимо прочитать суру“Аль-Фатиха”,на что указывают слова пророка(с.а.в.):«Не совершил молитву*5 тот,кто не прочитал“Аль-Фатиху”».*6 Если во время молитвы Коран читается вслух,слово“Амин”после чтения“Аль-Фатихи”также произносится вслух*7 ,в противном же случае его необходимо произнести про себя.Совершая полуденную(зухр),послеполуденную(‘аср)или вечернюю(‘иша)молитву,после“Аль-Фатихи”лучше всего читать какую-либо из средних по длине сур муфассаля*8 ,во время утренней(фаджр)−какую-нибудь из его длинных сур,а во время закатной(магриб)молитвы после“Аль-Фатихи”предпочтительнее всего читать то длинные,то короткие суры.На желательность этого указывает целый ряд хадисов,в которых сообщается,что так поступал пророк(с.а.в.).

7 . Перейти к совершению поясного поклона(руку‘),для чего сначала следует поднять руки до уровня плеч или мочек ушей,произнося такбир,затем наклониться вперёд так,чтобы голова находилась на уровне спины*9 ,возложить кисти рук на колени и растопырить пальцы.В таком положении необходимо задержаться на некоторое время,повторяя слова“Слава моему Великому Господу!/Субхана Рабби-ль-‘Азым!/”,которые лучше всего произнести не менее трёх раз.Наряду с этим желательно сказать:«Слава Тебе,о Аллах,и хвала Тебе!О Ал-лах,прости меня!/Субхана-кя,Аллахумма,ва би-хамди-кя!Аллахумма,-гфир ли!/».

8 . Выпрямиться после совершения поясного поклона и поднять руки до уровня плеч или мочек ушей,произнося слова“Услышал Аллах того, кто восхваляет Его/Самиа Ал-лаху лиман хамидаху/”,если молящийся является имамом или совершает индивидуальную молитву.После выпрямления молящемуся,который находится в положении стоя,следует сказать:«Господь наш,хвала Тебе,хвала многая,благая и благословенная.Пусть(эта хвала)наполнит собой небеса,землю,то,что находится между ними,и всё,что Тебе будет угодно/Рабба-на,ва ля-кя-ль-хамду хамдан касиран,таййибан,мубаракан фи-хи миль’а-с-самавати,ва миль’а-ль-арди,ва миль’а ма байна-хума,ва миль’а ма ши’та мин шай’ин ба‘ду/».Если же человек является участником общей молитвы под руководством имама,то, выпрямляясь после поясного поклона,ему следует сказать:«Господь наш,хвала Тебе,хвала многая…».*10 Будет хорошо,если имам,или тот,кто молится под его руководством,или человек,совершающий индивидуальную молитву,помимо этого скажет:«Что бы ни сказал раб Твой,а все мы–Твои рабы,Ты более всех достоин восхваления и прославления.О Аллах,никто не лишит того,что Ты даровал,и никто не дарует того,чего Ты лишил,и бесполезным пред Тобой окажется богатство*11 обладающего богатством*12 /Ахля-с-сана’и ва-ль-маджди,ахакку ма каля-ль-‘абду,ва куллю-на ля-кя ‘абдун.Аллахумма,ля мани‘а ли-ма а‘тайта,ва ля му‘тыйа ли-ма мана‘та ва ля йанфа‘у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадд/»,поскольку достоверно известно,что так поступал пророк(с.а.в.).В это время,как и во время стояния перед совершением поясного поклона,желательно держать руки сложенными на груди ввиду того, что в хадисах,передаваемых со слов Ва’иля бин Худжра и Сахля бин Са‘да, да будет доволен Аллах ими обоими,указывается,что так поступал пророк(с.а.в.).

9 .Перейти к совершению земного поклона,для чего сначала опуститься на колени,а потом коснуться земли руками,если сделать это будет нетрудно.В противном случае сначала можно коснуться земли руками,а потом опуститься на колени.Во время совершения земного поклона пальцы рук и ног должны быть обращены в сторону киб-лы.Кроме того,пальцы рук должны быть соединены друг с другом и вытянуты вперёд.Совершая земной поклон,следует опираться на семь частей тела: лоб и нос, ладони,колени и подушечки пальцев ног.Согласно сунне во время совершения земного поклона следует не менее трёх раз сказать:«Слава моему Высочайшему Господу/Субхана Раб-би-ль-А‘ля/».Помимо этого желательно произнести слова“Преславен Ты,о Аллах,Гос-подь наш,и хвала Тебе!О Аллах,прости меня! /Субхана-кя, Аллахумма, Рабба-на, ва би-хамди-кя! Аллахумма,-гфир ли!/”и как можно больше обращаться к Аллаху с мольбами,так как пророк(с.а.в.)сказал:«Что касается поясного поклона,то возвеличивайте Господа*13 ,(совершая его),что же касается поклона земного,то усердно обращайтесь к Аллаху с мольбами (в такие моменты,ибо в подобном положении)вы(больше)заслуживаете того,чтобы на ваши мольбы был дан ответ».*14 Каждому человеку,который во время совершения обязательной(фарида)или добровольной(нафиля)молитвы склонится в земном поклоне,следует молить своего Господа о том,чтобы Он привёл его к благу в обоих мирах.Находясь в этой молитвенной позе молящийся должен отодвинуть руки от боков и не касаться животом бёдер,бёдрами−голеней,а локтями−земли,так как пророк(с.а.в.)сказал:«Придерживайтесь умеренности во время земного поклона,и пусть никто из вас(при этом)не касается своими локтями земли подобно собаке ».*15

10 . Выпрямиться после земного поклона,произнося такбир,сесть на левую стопу,поднять вертикально правую стопу и возложить ладони на бёдра так,чтобы пальцы касались коленей.В этом положении следует задержаться на некоторое время,произнося слова:«Господь мой,прости меня,помилуй меня,выведи меня на путь истинный,даруй мне средства к существованию,избавь меня*16 и помоги мне/Рабби,-гфир ли,ва-рхам-ни,ва ихди-ни,ва-рзук-ни,ва ‘афи-ни,ва-джбур-ни/».

11 . Перейти к совершению второго земного поклона, произнося такбир. Второй земной поклон совершается так же,как и первый.

12 . Выпрямиться после второго земного поклона и немного задержаться в положении сидя так же,как и во время сидения между двумя земными поклонами.Эта молитвенная поза именуется“джальсат аль-истираха”(сидение для отдыха),и поступать так желательно,но необязательно.Молящийся,который сидит в этой позе,не поминает Аллаха и не обращается к Нему с мольбами.Посидев некоторое время,следует подняться с колен для совершения второго раката,если сделать это молящемуся легко,тому же,кто будет испытывать затруднения,можно сначала опереться о землю руками.Поднявшись на ноги,молящийся должен снова прочесть“Аль-Фатиху”и то,что ему будет нетрудно прочесть из Корана,а затем совершить такие же действия,как и во время первого раката.

13 . Если совершается молитва,состоящая из двух ракатов,например,пятничная,праздничная или обязательная утренняя молитва,после второго раката молящийся должен сесть на стопу левой ноги и поднять вертикально стопу правой.Правую ладонь необходимо возложить на правое бедро и сжать в кулак все пальцы,кроме указательного,который во время произнесения слов свидетельства следует поднимать и опускать.Будет хорошо,если сжатыми будут только безымянный палец и мизинец молящегося,который соединит в виде кольца большой и средний пальцы и станет поднимать и опускать указательный палец,поскольку известно,что пророк(с.а.в.)поступал и так.Лучше всего поочерёдно использовать оба способа,что же касается левой ладони,то она просто возлагается на левое бедро так,чтобы пальцы касались колена.После этого следует прочесть ташаххуд,то есть сказать:«Приветствия Аллаху,молитвы и лучшие слова;мир тебе,о пророк,милость Аллаха и благословения Его,мир нам и праведным рабам Аллаха.Свидетельствую,что нет бога,кроме Аллаха,и свидетельствую,что Мухаммад−Его раб и Его посланник/Ат-тахиййату ли-Лляхи,ва-с-салявату ва-т-таййибату;ас-саляму ‘аляй-кя,аййу-ха-н-набиййу,ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху,ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Лляхи-с-салихина.Ашхаду ан ля иляха илля-Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва ра-сулю-ху/».После этого необходимо произне-сти слова:«О Аллах,благослови Мухаммада и семейство Мухаммада,как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима,поистине,Ты−Достойный похвалы,Славный!О Аллах,пошли благословения*17 Мухаммаду и семейству Мухаммада,как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима,поистине,Ты−Достойный похвалы,Славный!/Аллахумма,салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун,Маджид!Аллахумма,барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахи-ма, инна-кя Хамидун,Маджид!/».Затем молящемуся следует обратиться к Аллаху с мольбой о защите от четырёх вещей и сказать:«О Аллах,поистине,я прибегаю к Твоей защите от мук геенны,от мучений могилы,от испытаний жизни и смерти и от зла испытания Антихриста!/Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ‘азаби-ль-джаханнами, ва мин ‘азаби-ль-кабри,ва мин фитнати-ль-махйа ва-ль-мамати,ва мин шарри фитнати-ль-масихи-д-даджжаль!/»,после чего он мо-жет просить Аллаха о любых благах обоих миров.Будет хорошо,если человек обратится к Аллаху с мольбами за своих родителей или других мусульман.Указанием на это служит хадис ‘Абдуллаха бин Мас‘уда,да будет доволен им Аллах,который передал,что пророк(с.а.в.)который научил их*18 словам ташаххуда,в конце(разговора)сказал:«А потом,пусть обратится с мольбой к Аллаху по своему выбору*19 ».*20 В другой версии этого хадиса сообщается,что пророк(с.а.в.) сказал:«…а потом пусть просит,что пожелает».Таким образом,здесь подразумевается всё,что может принести пользу рабу Аллаха в обоих мирах.После этого молящийся поворачивает голову направо и налево,каждый раз произнося слова“Мир вам и милость Аллаха/Ас-саляму ‘аляй-кум ва рахмату-Ллах/”.

14 . Если молитва состоит из трёх*21 или из четырёх*22 ракатов,совершив первые два раката,молящийся читает ташаххуд,один из видов которого был приведен выше,затем обращается к Аллаху с мольбой за пророка(с.а.в.)а затем поднимается с колен и поднимает руки до уровня плеч или до уровня мочек ушей,произнося слова“Аллаху акбар”.После этого следует сложить руки на груди,как было указано выше,и прочитать только“Аль-Фатиху”.Во время совершения третьих и четвёртых ракатов помимо “Аль-Фатихи”иногда можно читать ещё что-нибудь из Корана.После третьего раката закатной молитвы или четвёртого раката полуденной,послеполуденной или вечерней молитвы читается такой же ташаххуд,как и после молитв,состоящих из двух ракатов.Затем молящемуся следует произнести слова приветствия,поворачиваясь направо и налево,трижды попросить Аллаха о прощении,а потом сказать:«О Аллах,Ты−Мир и от Тебя−мир*23 ,благословен Ты,о Обладатель величия и щедрости!/Аллахумма,Анта-с-Саляму ва мин-кя-с-салям,табаракта,йа За-ль-джаляли ва-ль-икрам!/».Если молящийся является имамом на общей молитве,ему следует произнести эти слова до того,как он повернётся к людям.Затем следует сказать:«Нет бога,кроме одного лишь Аллаха,у Которого нет сотоварища.Ему принадлежит владычество,Ему хвала,Он всё может!О Аллах,никто не лишит того,что Ты даровал,и никто не дарует того,чего Ты лишил,и бесполезным перед Тобой окажется богатство обладающего богатством.Нет мощи и силы ни у кого,кроме Аллаха,нет бога,кроме Аллаха,и мы никому не поклоняемся,кроме Него.Он оказывает благодеяния и милости,и Ему(следует воздавать)достойную хвалу.Нет бога,кроме Ал-лаха,и мы искренни в исповедании религии пред Ним,даже если это ненавистно многобожникам!/Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху.Ля-ху-ль-мульку,ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир!Аллахумма,ля мани‘а ли-ма а‘тайта,ва ля му‘тыйа ли-ма мана‘та ва ля йанфа‘у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадд.Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях,ля иляха илля-Ллаху,ва ля на‘буду илля иййа-ху.Ля-ху-н-ни‘мату ва-ль-фадлю, ва ля-ху-с-сана’у-ль-хасан.Ля иляха илля-Ллаху,мухлисына ля-ху-д-дина,ва ляу кариха-ль-кафируна!/».После этого следует по тридцать три раза произнести слова“Преславен Аллах/Cубхана-Ллах/”,“Хвала Аллаху/Аль-хамду ли-Ллях/”и“Аллах велик/Аллаху акбар/”,а на сотый раз сказать:«Нет бога,кроме одного лишь Аллаха,у Которого нет сотоварища.Ему принадлежит владычество,и Ему хвала,и Он всё может!/Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху.Ля-ху-ль-мульку,ва ля-ху-ль-хамду,ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир!/».Затем,после каждой молитвы читается айат трона*24 ,а также суры“Искренность”*25 ,“Рас-свет”*26 и“Люди”*27 .После утренней и закатной молитвы три вышеупомянутых суры желательно читать по три раза,на что указывает целый ряд хадисов,в которых сообщается,что так поступал пророк(с.а.в.). Все приводимые выше слова поминания Аллаха желательно произносить в соответствии с сунной,обязанностью же это не является.
Кроме того,каждому мусульманину и мусульманке следует совершать дополнительную молитву в четыре раката перед обязательной полуденной молитвой и дополнительную молитву в два раката после неё,дополнительную молитву в два раката после обязательной закатной и вечерней молитвы и дополнительную молитву в два раката перед обязательной утренней молитвой,всего же−двенадцать ракатов.Эти ракаты именуются“раватиб”(установленные),поскольку пророк(с.а.в.)неуклонно совершал их,когда жил на одном месте.Находясь же в пути,из дополнительных молитв он совершал только молитву в два раката перед обязательной утренней молитвой и витр*28 .Совершать вышеупомянутые дополнительные молитвы и витр лучше всего у себя дома,так как пророк(с.а.в.)сказал:«Если не считать обязательных молитв,лучшей молитвой человека является молитва,совершаемая им дома»*29 .Неуклонное совершение этих дополнительных молитв послужит причиной того,что совершающий их войдёт в рай,на что указывают слова пророка(с.а.в.):«Аллах построит дом в раю для того,кто станет добровольно совершать по двенадцать ра-катов в течение дня и ночи»*30 .

___________________________________________________________________________
1 Этот хадис приводит аль-Бухари.
2 “Трапеза”, 6.
3 “Сутра”−любой предмет,который устанавливается перед человеком, совершающим молитву на открытом месте или в мечети;такой предмет,например палка,которую втыкают в землю,указывает направ-ление киблы и служит предостережением о том,что между ней и молящимся во время молитвы никому нельзя проходить. В помещении в качестве преграды можно использовать стену или колонну.
4 “Такбир”−произнесение молитвенной формулы“Аллаху акбар/Аллах велик/”.“Такбират аль-ихрам”или же“тахрима”−произнесение слов“Аллаху акбар”в начале молитвы имамом или человеком,совершающим индивидуальную молитву.
5 Имеется в виду,что такая молитва будет недействительной.
6 Этот хадис приводит аль-Бухари.
7 То есть при совершении обязательных утренних,закатных и вечерних молитв.
8 “Муфассаль”−общее название всех сур Корана,начиная с 50-й суры“Каф”и до конца.Длинные суры“муфассаля”начинаются с 49-й суры“Комнаты”и за-канчиваются 79-й сурой“Вырывающие”.Говорят также,что длинные суры“муфассаля”начинаются с суры“Каф”.Средние по длине суры“муфассаля”начи-наются с 80-й суры“Нахмурился”и заканчиваются 92-й сурой“Ночь”.Краткие суры“муфассаля”начинают-ся с 93-й суры“Утро”и заканчиваются 114-й сурой“Люди”.
9 Имеется в виду,что во время совершения поясного поклона голову не следует ни поднимать,ни опускать,а держать прямо.
10 То есть произнести приводимые выше слова до конца.
11 “Джадд”. В“Фатх аль-Бари”Ибн Хаджар указывает,что в данном случае имеется в виду либо богатство,либо удел человека в этом мире в более широком смысле этого слова,а именно:и богатство,и положение,и многочисленное потомство и т. д.Кроме того,некоторые комментаторы считают,что здесь следует читать не“джадд”,а“джидд”,что означает“усердие”.Таким образом,здесь возможны различные варианты перевода.
12 Иначе говоря,богатство не спасёт богатого от гнева Аллаха.

13 То есть произносите слова“Слава моему Великому Господу и хвала Ему!/Субхана Рабби-ль-‘Азыми ва би-хамди-хи/”.
14 Этот хадис приводит Муслим.
15 Имеется в виду,что не надо ни касаться локтями земли,ни прижимать их к телу.
16 Имеется в виду избавление от всех недостатков в обоих мирах.
17 Здесь под словами“благослови”/салли/и“пошли благословения”/барик/имеются в виду разные вещи.В первом случае“благослови”означает“отзовись о нём с похвалой среди ангелов”,что же касается слов“пошли благословения”,то в них вкладывается иной смысл−“продолжай возвышать его и оказывать ему честь”.
18 Имеются в виду сподвижники пророка(с.а.в.).
19 То есть пусть тот,кто закончил произносить слова ташаххуда,обратится к Аллаху с такой мольбой,с какой пожелает.
20 Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
21 Например,в том случае,когда совершается обязательная закатная молитва.
22 Например,в том случае,когда совершаются обязательные полуденные,послеполуденные или вечерние молитвы.
23 Слово“салям”образовано от арабского трёхбуквенного корня“с-л-м”,одним из значений которого является“быть свободным;избавляться”.Таким образом,имя“Салям”как одно из имён Аллаха указывает на то,что Он свободен от любых недостатков и всего того,что не сообразуется с Его величием и совершенством.
24 То есть 255-й айат суры“Корова”.
25 112-я сура Корана.
26 113-я сура Корана.
27 114-я сура Корана.
28 Витр−добровольная ночная молитва из нечётного количества ракатов.Самая краткая такая молитва может состоять из одного раката,а наиболее предпочтительной является молитва из одиннадцати ракатов.
29 Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
30 Этот хадис приводит Муслим.

Продолжаем рассказ о совершении намаза для начинающих. В данной статье с дозволения Аллаха поговорим о том, как совершать намаз новичку, что нарушает намаз и ответим на распространенные вопросы по намазу

Каждый намаз состоит из определенного количества рака’атов – набора действий, включающих в себя чтение определенных сур Корана стоя, совершение одного поясного поклона (руку) и двух земных поклонов (саджда).

Утренний намаз (фаджр ) состоит из двух ракаатов ,

обеденный (зухр ) – из четырех ,

послеполуденный (аср ) также из четырех ,

вечерний намаз магриб – из трех ,

и ночной намаз иша – из четырех.

Однако помимо обязательной части (фард), каждый намаз включает еще определенное количество желательных намазов (суннат), которые совершать не обязательно, однако, за их выполнение тоже обещана награда. Начинающим, разумеется, сначала следует приучить себя к регулярному выполнению обязательной части пяти намазов, но потом следует стараться совершать и суннат-намазы, помимо основных.

Также ученые ханафитского мазхаба считают обязательным (ваджиб ) совершение намаза витр , состоящего из трех ракаатов , который совершают после ночного намаза иша.

После того, как вы совершили омовение и закрыли аурат, встаньте на молитвенный коврик (если у вас его пока нет, для этой цели можно использовать чистое полотенце или простыню), обратившись в сторону кыблы, и выразите в сердце намерение (ният ) совершить намаз. Во время намерения нужно назвать тот намаз, который вы собираетесь совершить (обязательный или желательный и его название — фаджр, зухр, аср).

Намерение произносят мысленно , примерно в следующих словах: «Намереваюсь совершить ради Аллаха фард (обязательную часть) сегодняшнего утреннего (например) намаза фаджр (или назвать тот намаз, который вы собираетесь совершить).

Примечание: намерение на совершение намаза нужно произносить мысленно, но вступительный такбир, суры Корана и необходимые дуа произносят вслух (не обязательно громко, можно шепотом, но так, чтобы слышать самого себя, шевеля губами и языком).

1.После выражения намерения поднимаете руки ладонями наружу к плечам и произносите (вслух!) фразу «Аллаху Акбар!» (это т.н. вступительный такбир) (как показано на картинке). Во время поднятия рук следите, чтобы у вас не опустились рукава и не открылся аурат — это может испортить ваш намаз!

2. Затем складываете руки на груди (правую поверх левой) и читаете суру Аль-Фатиха

Сура «Фатиха» (Открывающая) (примерная транслитерация и перевод):

بسم الله الرحمن الرحيم

[Бисмилляхи р-рахмани р-рахим]

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного

الحمد لله رب العالمين
[Аль-хамду лилляхираббиль-алямин]

Слава Аллаху, Владыке всех миров

الرحمن الرحيم
[ар-рахманир-рахим]

Милостивому, Милосердному

مالك يوم الدين
[малики йаумид-дин]

Властителю Судного Дня

إياك نعبد
[иййакя наъбуду]

Тебе одному поклоняемся

و إياك نستعين

[уа иййакя настаъыйин]

и к Тебе одному взываем о помощи

اهدنى الصراط المستقيم

[ихдинас-сыраталь-мустакыйим]

Наставь нас на путь праведный

صراط الذين أنعمت عليهم
[сыpaталлязина анъамта ъалейхим]

путь тех, кого Ты одарил Своими благами

غير المغضوب عليهم
[гайриль-магъдуби ъалейхим]

тех, кто не навлек на себя Твоей немилости

و لا الضآلين
[уа ляд-доооллин (Амин)]

и тех, кто не впал в заблуждение. (Аминь)

(как уже было сказано выше, можете на первый раз ограничиться произнесением фраз «Бисмиллях», Альхамдулиллях» «Ля иляха илляЛЛах»).

Во время произнесения сур взгляд обращен на предполагаемое место совершения земного поклона.

3. С произнесением слов «Аллаху Акбар» совершаете поясной поклон – руку’ . Женщины совершают поклон не так глубоко, как мужчины. Взгляд при этом обращен на пальцы ног; кисти рук лежат на коленях, не обхватывая их.

4. После совершения руку’ выпрямитесь опять в положение стоя.

5. Со словами «Аллаху Акбар» совершите земной поклон (саджда). Для его совершения сначала опускаются на колени, затем опираются на руки и потом касаются поверхности земли носом и лбом. Пальцы ног (хотя бы два пальца) должны упираться в землю, локти касаются пола и прижимают к телу, живот прижимают к бедрам.

6. Со словами «Аллаху Акбар» поднимитесь в сидячее положение на небольшой промежуток времени, который достаточен для произнесения фразы «Субханаллах». Затем опять произнесите «Аллаху Акбар» и совершите второй земной поклон.

Здесь кончается первый ракаат намаза .

7. Со словами «Аллаху Акбар» поднимитесь в вертикальное положение для совершения второго ракаата намаза и сложите руки на груди, как описано выше.

2-ой ракаат:

8. Сначала, как и в первом ракаате, прочитайте суру Аль-Фатиха (или произнесите слова зикра – поминания Аллаха). Обычно во втором ракаате также произносят какую-то короткую суру, но новичку можно ограничиться только одной сурой Аль-Фатиха. Затем совершают руку’ и саджда, как описано выше.

9. После совершения двух земных поклонов сядьте на ноги (как показано на картинке), руки лежат на коленях, обе ноги сдвинуты в правую сторону. Садиться следует не на левую ногу, а на пол. В таком положении произносят дуа Аттахийят.

Примерная транслитерация и перевод:

التحيات لله و الصلوات و الطيبات
[Ат-тахиййяту лилляхи уас-саляуату уат-таййибат]

Приветствия Аллаху, молитвы и добрые дела.

السلام عليك أيها النبي و رحمة الله و بركاته
[Ас-саляму ъалейкя аййюхан-набиййю уа рахматуллахи уа баракятух]

Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения.

السلام علينا و على عباد الله الصالحين
[Ас-саляму ъалейна уа ъаля ъибадиллахис-салихин]

Мир нам и истинным слугам Аллаха.

أشهد أن لا إله إلا الله و أشهد أن محمدا عبده و رسوله
[Ашхаду алля иляха илляллах уа ашхаду анна мухаммадан ъабдуху уа расулюх]

Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха
и свидетельствую, что Мухаммед - Его раб и Посланник.

Внимание! Во время произнесения слов «ля илляха» нужно поднять указательный палец правой руки, а во время произнесения слов «илля Ллах» опустить.

11. Если вы совершаете утренний намаз (фаджр) после произнесения дуа Ат-Тахийят произносится приветствие (таслим) окончания намаза. Со словами «Ассаляму алейкум ва рахматуллах» поверните голову в сторону правого плеча, а затем – с этими же словами – в сторону левого.

Если вы совершаете намаз, состоящий из более, чем двух ракаатов , то после произнесения дуа Ат-Тахийят (не произнося приветствие окончания намаза!) нужно подняться в положение стоя и совершить еще один (если вы совершаете намаз магриб) или еще два ракаата (если вы совершаете намазы зухр, аср, иша). После совершения последнего (третьего или четвертого ракаата) опять садитесь и еще раз произносите дуа Ат-Тахийят, затем произносите приветствие «Ассаляму алейкум ва рахматуллах!», поворачивая голову сначала к правому плечу, затем к левому.

После совершения намаза вы можете обратиться к Аллаху со своими личными просьбами (на любом языке, необязательно на арабском).

Примечание:

В третьем и четвертом ракаатах обязательного намаза после чтения суры Фатиха читать вторую суру не нужно. Если же вы совершаете суннат-намаз, состоящий из четырех ракаатов, то вторую суру в третьем и четвертом ракаатах произносят.

Намаз витр

Как уже было сказано выше, ханафитские ученые считают обязательным совершение витр-намаза: намаза, совершаемого после ночного намаза иша и до наступления времени намаза фаджр. Намаз витр состоит из трех ракаатов. Перед его совершением намерение произносят примерно следующим образом: «Намереваюсь совершить ради Аллаха намаз витр» — не указывается, суннат это или фард намаз, поскольку среди ученых есть разногласие по этому вопросу. В третьем ракаате этого намаза после чтения суры Аль-Фатиха нужно прочитать короткую суру, затем произнеся «Аллаху Акбар», поднять руки так же, как и для вступительного такбира, затем сложить их на груди и произнести дуа Кунут:

Примерная транслитерация:

«Аллаахумма инна наста‘иинука ва настахдиика ва настагфирукь, ва натуубу иляйкь, ва ну’мину бикя ва натаваккялю ‘аляйкь, ва нуснии ‘аляйкаль-хайра кулляху, ва нашкурукя ва ляя накфурукь, ва нахля‘у ва натруку ман яфджурукь. Аллаахумма ийякя на‘буду ва лякя нусаллии ва насджуду, ва иляйкя нас‘а ва нахфид, ва нарджуу рахматакя ва нахшаа ‘азаабакь, инна ‘азаабакя биль-куффаари мульхик».

«О Аллах! Мы взываем к помощи Твоей, просим вести нас по верному пути, просим у Тебя прощения и каемся. Веруем и полагаемся на Тебя. Мы славим Тебя наилучшим образом. Благодарим Тебя и не отрицаем. Отвергаем и оставляем (покидаем) всех тех, кто вершит беззаконие. О Господи! Тебе одному поклоняемся, молимся и перед Тобой совершаем земные поклоны. К Тебе стремимся и направляемся. Надеемся на милость Твою и страшимся кары Твоей. Поистине, кара Твоя постигает безбожников!»

Если человек еще не выучил дуа Кунут, можно произнести такое дуа:

«Раббана атина фид-дунья хасанатан, ва филь-аахырати хасанатан ва кынаа ‘азаабан-наар».

«Господь наш! Дай нам в этой и в будущей жизни благое, защити нас от мучений Ада».

Какие действия нарушают намаз

1. Во время молитвы нельзя разговаривать, смеяться – более того, громкий смех (что его могут слышать стоящие рядом люди) – нарушает не только намаз, но и омовение. Однако улыбка (без звука) намаз не нарушает.

2. Нельзя издавать какие-то звуки или вздыхать. Чихание или кашель намаз не нарушают.

3. Нельзя плакать по мирским причинам (допускается плач из страха перед Аллахом).

4. Нельзя совершать множественные мелкие действия без нужды (поправлять одежду, чесаться). Мелкие действия, сделанные по уважительной причине, прощаются, однако надо следить за тем, чтобы свести их количество к минимуму.

Лишние действия определяются, согласно самому сильному мнению, как действия, которые, будучи увиденными на расстоянии наблюдателем, который не знает, что вы молитесь, полностью убедили бы его в том, что вы НЕ молитесь. Если у вас есть сомнение, то это не лишнее действие – и намаз оно не нарушает. Обычно три непрерывных больших действия считаются лишними (основано на «Радд аль-Мухтар» Ибн Абидина).

5. Мужчине и женщине нельзя совершать намаз, стоя в одном ряду (должно быть какое-то расстояние или преграда).

Часто задаваемые вопросы о намазе:

Можно ли совершать намаз по бумажке или книге? Начинающие часто совершают намаз, подглядывая в книгу или бумажку с подсказкой. Этого нужно избегать, поскольку в таком случае получится, что вы совершает множество лишних действий, которые делают ваш намаз недействительным.

Можно ли молиться во время хайда или нифаса? – Нет, женщина не совершает намаз во время месячных (хайд) и послеродовых кровотечений (нифас) . Если она все-таки делает намаз в это время, она впадает в грех. Для действительности поклонения очень важно научиться правильно определять начало и окончание хайда – поскольку, если вы начнете молиться раньше, чем у вас окончились месячные, такие намазы не будут действительны, и наоборот, если вы не будете молиться, когда у вас месячные уже окончились, получится, что вы пропустите намазы без уважительной причины. И в том, и в другом случае вам придется позже восполнять пропущенные намазы. О хайде можно почитать вот Пропущенные в это время (хайда и нифаса) намазы восполнять не нужно.

Нужно ли восполнять пропущенные намазы? — Пропущенные намазы – по любой причине (кроме тех, что были пропущены по причине месячных и послеродовых кровотечений) – нужно обязательно восполнить! Так что если вы проспали утренний намаз или не смогли помолиться на работе или учебе, обязательно нужно восполнить эти намазы впоследствии.

Если человек начал молиться не с наступлением совершеннолетия (в частности, женщина – не с того момента, когда у нее начались месячные), а в более зрелом возрасте, нужно ли восполнять эти намазы? – Да, такие намазы следует обязательно восполнить.

Как молиться на работе или учебе? – Часто люди говорят, что у них не получается помолиться на работе или в учебном заведении. Эти причины не считаются уважительными – вам стоит приложить максимум усилий, чтобы найти время и место для намаза.

Как быть, если родители не разрешают мне совершать намаз? – Если в отношении вас не употребляется прямое насилие (к примеру, вас не угрожают убить или серьезно покалечить – и вы должны быть уверены, что угрозу действительно исполнят!), а это маловероятно в случае с близкими людьми, вам следует начать молиться, несмотря на их недовольство. Ваши родные не весь день бывают дома, они не следят за каждым вашим шагом – так что выберите время, когда на вас не обращают внимания, найдите уединенное место в доме и помолитесь. Будьте терпеливы и тверды в своем решении – иншаАллах, со временем ваши родные смирятся с вашим выбором и даже будут уважать вас за твердость характера.

Можно ли женщинам читать намаз отдельным женским джамаатом (не за имамом-мужчиной, а выбрать какую-то знающую сестру и совершать намаз за ней). Ученые-ханафиты считают такое действие макрухом тахрими (близким к запретному), так что от этого нужно воздержаться (хотя ученые шафиитского мазхаба подобное дозволяют).

Женщины иногда спрашивают: можно ли молиться с ребенком на руках или что делать, если во время молитвы ребенок забирается на спину или на на руки матери (или касается ее): В данной статье можно прочитать подробное разъяснение этого вопроса «Молитва с ребенком на руках»
Муслима (Аня) Кобулова

По материалам сайта Даруль-Фикр



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: