Проекты десятилетия. Город-спутник "Южный". Город-спутник «Южный» В избранное Город спутник южный начало строительства

На обсуждение был вынесен план застройки участка общей площадью 48,5 га в районе поселка Лесное. Это маленькая часть гигантского проекта, в рамках которого планируется освоение более 2 тыс. га.

48 гектаров для новой жизни

Проект планировки территории рядом с поселком Лесное представлял заместитель генерального директора по девелопменту ООО «СТАРТ Девелопмент» Константин Ковалев. Вот что он рассказал.

Здесь будет построено семь среднеэтажных многоквартирных жилых домов (максимальная высота составит 33 метра, 220 тыс. кв. м), школа на 825 учеников, три детских сада на 423 места в совокупности. Также в рамках реконструкции существующего объекта будет создан центр амбулаторно-поликлинического обслуживания площадью более 700 кв. м, МФЦ (200 кв. м), центр социальной защиты (300 кв. м), отделение связи (300 кв. м), паспортная служба (150 кв. м) и опорный пункт охраны правопорядка (100 кв. м).

Кроме того, предполагается торговый комплекс, под одной крышей с которым разместятся библиотека и подростковый клуб (общая площадь около 700 кв. м).

Фоторепортаж с публичных слушаний (13 фото)

«Начиная строительство города-спутника Южный на рассматриваемом участке, мы решаем сразу две задачи, - отметил Константин Ковалев. - Во-первых, данная территория может преобразиться в лучшую сторону благодаря новым инвестициям в развитие этой части Пушкинского района. Что позволит создать новые рабочие места и благоустроить близлежащие земельные участки: построить дороги, посадить сотни деревьев, организовать обширные общественные рекреационные зоны. Во-вторых, проектом предусмотрено создание современных социальных объектов, пользоваться услугами которых смогут не только новые жители, но и около полутора тысяч человек, проживающие в поселке Лесное. Сегодня ситуация с существующей социальной инфраструктурой на этой территории оставляет желать лучшего: один переполненный детский сад и школа на девять классов образования. Есть проблемы с электроснабжением и канализованием».

Отсюда начнется Южный. Участок, на котором будет реализована первая очередь проекта

Парковки, дороги и другая инфраструктура

Предполагается, что строительство объектов социальной и дорожной инфраструктуры будет вестись одновременно с возведением жилых домов.

ППТ также предусматривает создание парковок на территории квартала (около 4,4 тыс. машиномест), в том числе и строительство пяти отдельно стоящих многоуровневых паркингов на 1,25 тыс. автомобилей.

Депо общественного транспорта также понадобится, поскольку появятся новые маршруты в Санкт-Петербург. Улично-дорожная сеть, естественно, тоже ляжет на плечи застройщика. А вот магистральные дороги - забота города.

С точки зрения транспортной доступности у территории есть также резерв в виде железнодорожного сообщения. Сегодня у Лесного электрички не останавливаются, но когда население начнет прибывать, появятся и платформа, и дополнительные рейсы в расписании тех же «ласточек». Об этом девелопер уже сейчас, заблаговременно, договаривается с РЖД.

Начальник отдела градостроительного проектирования ЛенНИИпроекта Юзеф Паркман подробно рассказал об инженерном обеспечении квартала: «По каждому участку территории были подробнейшим образом подсчитаны нагрузки. По электроэнергии это 11 мВт. Всего в городе-спутнике Южный будет построено два распределительных пункта и 13 подстанций. Это гарантирует бесперебойное электроснабжение. Никаких проблем не будет и с водоснабжением, все соответствует нормам и согласовано с соответствующими ведомствами».

Никто не забыт

Спекуляции вокруг проекта города-спутника Южный начались довольно давно. Одна из них совсем уж за гранью: якобы строительство будет идти на костях наших бойцов, погибших в годы войны и до сих пор не захороненных.

Со своеобразным отчетом на эту тему выступил командир поискового отряда «Ингрия», доцент истфака СПбГУ Евгений Ильин. Он привел архивные данные о том, что в районе Кондакопшино потери не были так велики, как утверждают некоторые: не тысячи и даже не сотни, а десятки (в 1944 году) или даже единицы (в 1941-м) защитников Отечества. Поисковый отряд «Ингрия» всю территорию первого квартала Южного исследовал. И два года назад останки четверых наших солдат были обнаружены невдалеке от будущей стройки и перезахоронены на воинском кладбище. С тех пор работы продолжались, но, кроме гильз, винтовок и неразорвавшихся снарядов, никаких находок не было. Некоторые местные активисты советовали расширить круг поисков, обследовать ближайшие болота… Но ведь там стройки не будет.

Поиски вокруг поселка Лесное, отметил Ильин, затруднялись большим количеством свалок мусора: жестяные банки, обрезки металла, железобетонные плиты с арматурой. Тяжело работать с металлоискателем.

На публичных слушаниях всегда есть место и демагогии, и эмоциям. Эти были вполне типичными. Однако выяснились и некоторые интересные подробности. Например, жители Пушкина, сильно переживающие за места в своих школах и приготовившиеся отражать наступление варягов, узнали, что именно из Пушкина сегодня возят детей в Лесное и школа там переполнена.

Владельцы гаражей, пользовавшиеся ими несколько десятилетий, вдруг выяснили, что никакого законного права на это не имеют. Примерно 500 таких строений, превратившихся в склады, погреба и хозпостройки, обречены на снос. Об этом присутствующим сообщил депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Юрий Бочков, который был вынужден признать: «Никаких законных оснований для существования этих гаражей нет. Вы будете снесены, врать не буду».

Кстати, представитель «СТАРТ Девелопмента» Константин Ковалев был не столь категоричен, как народный избранник от города Пушкина. Он предложил создать рабочую группу и разбираться с каждым конкретным случаем отдельно. В общем, закон суров, но есть и добрая воля девелопера. И девелопер, к счастью, к диалогу готов.

После публичных слушаний отводится четыре дня на подачу аргументированных возражений и предложений. Ход дискуссии в здании администрации Пушкинского района говорит о том, что их не будет. А значит, уже до конца этого года утвердят первый ППТ по городу-спутнику Южный, что можно считать стартом для всего проекта (между прочим, только после утверждения ППТ социальные объекты могут быть включены в адресные инвестиционные программы). В 2018 году планируется представить ППТ следующего квартала на 230 га.

Справка БН

Город-спутник Южный - проектируемый новый район Санкт-Петербурга. Одним из главных стимуляторов градообразования определен Инноград науки и технологий - совместный проект РОСНАНО, Санкт-Петербурга, ООО «Город-спутник Южный» и Университета ИТМО. Инноград разместится на площади 100 га.

Город-спутник Южный является стратегическим проектом Санкт-Петербурга и входит в шорт-лист приоритетных проектов РФ. Строительство города-спутника должно начаться в 2018 году и продлится 15 лет. В Южном будет 4,3 млн кв. м жилья (на 134 тыс. человек). Площадь коммерческой недвижимости составит более 1 млн кв. м. Также в новом районе будет создано более 60 тыс. рабочих мест. Инвестиции в проект предусмотрены в объеме около 219 млрд руб.

Текст: Василий Филимонов Фото: Максим Дынников

Город-спутник «Южный» - проект компании «СТАРТ Девелопмент», реализуемый в Южной части Санкт-Петербурга, на границе Пушкинского района Петербурга и Ленобласти.

Город-спутник «Южный» будет построен на территории площадью около 2 тыс. гектаров, расположенной в южной части Санкт-Петербурга.

«Южный» является одним из самых масштабных инвестиционных проектов жилищного строительства в России. Здесь будет построено около 4,3 млн кв. м жилья.

Строительство жилья будет сопровождаться масштабным развитием системы общественного обслуживания населения и инженерной инфраструктуры.

Общий объем инвестиций составит 176 млрд рублей.

Будущий город-спутник расположен на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга по обе стороны от федеральной трассы М20 (Киевское шоссе).

В основу проекта легли принципы «green development», которые предполагают создание благоприятных условий для жизни, досуга и работы людей при минимальном воздействии на природу.

Единое, экологически чистое пространство, мягкий волнистый рельеф, обширные парки и открытые пространства, уличная сеть, дополненная парками и зелеными полосами, позволят создать комфортное место для жизни и отдыха жителей города-спутника.

Что такое город-спутник?

Под городом-спутником обычно принято понимать населенный пункт, расположенный неподалеку от другого мегаполиса.

По логике названия спутники являются единым целым с тем объектом, который они «сопровождают», находятся в его административных границах, но при этом могут существовать и независимо от него.

Формирование городов-спутников — практически неизбежное будущее для любого большого города, в котором рано или поздно закончатся земельные участки и под жилую застройку, и территории, на которых можно было бы размещать новые производственные мощности для дальнейшего развития городской экономики.

 В случае с проектом «Южный» изначальный замысел возник, исходя именно из данных факторов.

Освоение южных территорий Петербурга значилось в стратегии "Старт Девелопмент", так как именно здесь возможно создание основного для компании продукта - развитие земель под комфортное и доступное жилье.

В 2009 году по итогам мониторинга рынка был приобретен подходящий под эти цели участок - большой площади (2012 га), без обременений, без необходимости что-либо разрушать или намывать, рядом с Петербургом, по дороге в Москву и вблизи от развивающихся промышленных площадок.

Сейчас инвестор проходит одну из важных стадий реализации замысла — общественные слушания по изменениям в Генеральный план развития города, по итогам которых будут вноситься корректировки в этот документ и станет окончательно понятен "портрет" города-спутника.

Расскажем подробнее о том, что такое города-спутники, кто и на какие деньги будет строить на огромной территории дороги и инженерные сети, а также каково мнение экспертов — специалистов по недвижимости, урбанистов - о перспективах данного замысла, в чем они видят его плюсы и потенциальные «болевые точки».



«Южный» в цифрах:

Площадь земельного участка - 2012 га

Площадь жилья - 4,9 млн кв. м


площадь коммерческой и промышленной недвижимости - 1,5 млн кв.

м
количество жителей - 134 тыс. человек


количество рабочих мест - около 21 тыс.

Объем инвестиций - 176 млрд руб.

Срок реализации - 19 лет




О проекте города-спутника «Южный»

К исполнению проекта были привлечены компании США (Urban Design Associates) и Шотландии (Gillespies).

Сроки реализации проекта: 2010 - 2028 гг. Приступят к работам в 2014 году. На сегодняшний день идет более тщательная подготовка проекта, работы по согласованию проекта, исследовательские работы.

Согласно планам проекта, ежегодно будет вводится в эксплуатацию не менее 300 тыс. кв. м. площадей.

Проект города-спутника «Южный» включает в себя:

  • жилые дома
  • детские дошкольные учреждения (не менее 60)
  • общеобразовательные учреждения (не менее 30)
  • медицинские центры для всей семьи (не менее 10);
  • спортивные комплексы
  • торгово-развлекательные комплексы

Число социальной и торговой инфраструктуры весьма приблизительное, т.к. по планам «СТАРТ Девелопмент» город-спутник будет постоянно достраиваться и развиваться.

Количество домов также пока не утверждено. Но уже известно, что это будет не многоэтажная застройка территории.

Будут построены, в основном, малоэтажные (не более 3-4 этажей) дома, а также коттеджи, дуплексы и таунхаусы.

Транспортная доступность «Южного»

Население города-спутника, предположительно, составит не менее 170 тыс. человек.

Компания-застройщик сделает все от нее зависящее, чтобы жители «Южного» были обеспечены всем внутри данной территории.

Хотя застройка и ведется между двумя федеральными трассами М10 и М20, а дорога до КАДа займет не более 10 минут, существующие на сегодня транспортные магистрали не смогут справиться с новым потоком автомобилей.

Без пробок дорога до Санкт-Петербурга займет менее часа.

Единственный выход - развивать транспортные сети наравне с застройкой района.

Социальная направленность проекта

Предполагается, что данный район обеспечит качественным и комфортным жильем средний класс. Стоимость квадратного метра составит от 40 тыс. руб. Предел цены пока остается на уровне 60 тыс. руб. за квадратный метр.

Не стоит забывать, что площадь жилья в малоэтажных застройках больше, чем в многоквартирных высотках. Поэтому на выходе цена будет на уровне обычных квартир в новостройках Санкт-Петербурга.



Кто будет строить город-спутник «Южный»?

Генеральным девелопером территории будет собственник земли - управляющая компания «Старт Девелопмент».

Имея достаточный опыт в сфере недвижимости, в данном проекте компания будет отвечать за вопросы подготовки концепции города-спутника, согласование ее с властями (в том числе речь идет и о поправках в Генеральный план), развитие инфраструктуры.

Непосредственно вести застройку на территории будут другие девелоперские компании — они будут получать под реализацию своих проектов под единой концепцией уже подготовленные инженерно земельные участки, но возможно, что до 30% обшей площади «Старт Девелопмент» будет застраивать самостоятельно.



Справка о девелопере:

УК «Старт Девелопмент» работает на рынке недвижимости с 2007 года.

В портфеле проектов - малоэтажный район «Золотые ключи», участки под дачное строительство в проекте «Тайберри», земельные участки в Гатчинском районе Ленобласти и Пушкинском районе города под строительство жилья, проект индустриального парка «Дони-Верево» и другие объекты коммерческой недвижимости.

Общий объем земельного банка компании - более 40 млн кв. м.



Откуда в «Южном» вода, электричество и дороги?

В соответствии с соглашением, которое «Старт Девелопмент» подписал с администрацией Петербурга в июне прошлого года, вопросы обеспечения территории инфраструктурой будут решаться совместно.

Инвестор будет отвечать за создание сетей водоснабжения, канализования, тепло- и электроснабжения, а также улиц и дорог местного значения, а город будет стоить магистральные общегородские и районные дороги и объекты социальной инфраструктуры.

В «Южном» предполагается возвести 37 детских садов, 16 школ, 21 спортивно-досугового центра, 9 медицинских центров).

Общий объем затрат на инфраструктуру оценивается примерно в 30 млрд руб. Например, предполагается расширение Киевского и ремонт Старогатчинского шоссе.



Один из вопросов, связанный с водоснабжением и канализованием, «Старт Девелопментом» решен. В августе 2011 года «Старт Девелопмент» стал владельцем 75% минус 1 акция компании «Ленинградские областные коммунальные системы» (ЛОКС) и чуть более чем за год осуществил работы по реструктуризации компании и вывода ее из кризиса.

Сейчас, подготовив договорную базу для Южного, девелопер выставил ЛОКС на торги, чтобы найти профильную компанию, которая будет дальше заниматься эксплуатацией сетей.

Не исключено, что ряд проектов по строительству инфраструктурных объектов будет решен в «Южном» на основе государственно-частного партнерства.

Закончена реконструкция автодороги М-20 на участке от дороги на Пушкин до Дони, а также автодороги М-10 на участке от КАД до пос. Ям-Ижора в административных границах города


Перспективной автодорогой является проектируемая кольцевая скоростная магистраль КАД-2.

Планируется строительство широтной магистрали по направлению Волхонское шоссе-Петрозаводское шоссе, а также первая очередь строительства продолжения Витебского проспекта.

Генпланом Петербурга предусмотрено строительство линии легкорельсового транспорта от ст. метро «Звездная» по Пулковскому и Киевскому шоссе до города-спутника «Южный».

Малоэтажная или многоэтажная застройка предусмотрена в «Южном»?

На территории проекта предполагается коттеджная, малоэтажная и среднеэтажная застройка.

В центральной части участка в основном разместятся здания высотой до 30 метров, во внешнем поясе - до 15 метров.

Девелопер будет предлагать строительным компаниям разные варианты участков: от 10 га, которые могут быть интересны крупным строительным компаниям, 1-5 га для средних и мелких застройщиков.



Кто будет жить и работать в «Южном»?



На территории «Южного» предусмотрено 126 га под размещение производств.

Еще примерно столько же находится на территории Ленинградской области, примыкая к Южному со стороны поселка Дони.

Возможность размещения своих мощностей в «Южном» рассматривают несколько крупных компаний сферы телекоммуникаций и радиоэлектроники, а также автопроизводители.

Главное, что должно привлечь в спутник производства - наличие подготовленных площадок в удачной локации (близко к аэропорту, основным магистралям, порту). Потенциальными покупателями жилья в «Южном» станут как петербуржцы, которые хотят улучшить свои жилищные условия, а также покупатели из регионов.

Правительство Санкт-Петербурга создало рабочую группу по привлечению в Южный промпредприятий.

Ведутся переговоры с РосНано о создано Нанограда.



Мнения экспертов



Директор института территориального планирования «Урбаника» Антон Финогенов:

Основной риск для проекта - невыполнение государством своих обязательств по инфраструктуре





Какие условия важно учесть, чтобы проект города-спутника «Южный» был реализован успешно? 



На мой взгляд, девелопер проекта осознает, что для успешной реализации города-спутника «Южный» ему необходимо будет превратить имеющиеся ограничения для строительства города, в возможности для его динамичного развития.

Во-первых, на территории проекта сейчас мало точек притяжения -- практически нет мест приложения труда, ни крупных населенных пунктов.

Такие аттракторы девелопер готовится формировать самостоятельно - не только за счет развиваемой промзоны Дони-Верево, но и за счет целевого приглашения ряда крупных инновационных компаний на территорию.

Во-вторых, застройка «Южного» должна будет задать новый территориальный тренд масштабной застройки в Петербургской агломерации, поскольку проект находится южнее уже существующих зон массового строительства.

В-третьих, на территории, конечно, недостаточно развита инженерная инфраструктура, и девелоперу придется с нуля решать многие вопросы - по прокладке сетей, дорог, обеспечивая параллельно не только свои нужды, но и нужды соседних поселков и деревень.



Конечно. Так, некоторая удаленность от кольцевой автодороги создает более благоприятную экологическую ситуацию.

Наличие на территории проекта железнодорожной ветки и двух станций уже сейчас позволяет добираться до центра Петербурга - Балтийского вокзала -- менее, чем за 30 минут.

Кроме того, в пределах 15-20 км от «Южного» проживает около 800 тыс. людей - и именно они могут сформировать и первичный спрос на жилье, и стать пользователями всех тех объектов притяжения, которые будут созданы в «Южном».

Соответственно, чтобы «сыграли» плюсы, нужно грамотно разобраться с имеющимися минусами и не на словах, а на деле создать и места приложения труда, качественную жилую среду, объекты сервисного обслуживания населения, общественный транспорт.



Какие основные риски для реализации проекта Вы можете назвать?

Основным риском для реализации проекта может стать тот же самый фактор, который превратил многие другие проекты городов-спутников в просто очередные районы массовой жилой застройки -- невыполнение государством своих обязательств по созданию базовой транспортной и инженерной инфраструктуры.

Нигде в мире нет успешных проектов не только массового, но и качественного жилого строительства, где девелопер абсолютно все вопросы решит самостоятельно.



Директор Центра прикладных исследований Европейского Университета в Санкт-Петербурге, научный сотрудник Центра независимых социологических исследований, социолог - урбанист Олег Паченков:

Опыт неуспешных проектов городов-спутников в России и за рубежом поможет избежать похожих ошибок 



В чем Вы видите основные опасности при реализации столь крупного проекта? 



Важно понимать, что проект будет реализовываться в долгосрочной перспективе. Отсутствие успешного опыта подобных проектов (городов-спутников) в России - да, потенциально проблема.

С другой стороны, опыт неуспешных или относительно успешных проектов у нас позволяет понять, каких ошибок не нужно делать, и к чему следует стремиться. Поможет и опыт таких проектов, реализованных за рубежом - тоже с разной степенью успешности.



Основные опасности для проекта я вижу в следующем. Например, если государство пообещает поддержку и бросит проект.

Аналоги мы видим в других проектах в России и даже в Петербурге, например, не сдержанные обещания по транспортной инфраструктуре сильно подвели город-спутник «Академический» в Екатеринбурге и проект «Балтийская Жемчужина»» в Петербурге, снизив их качество и создав проблемы инвесторам.

Также опасно, если концепция города-спутника будет пущена на самотек и не будет соблюдена при реализации - до того, как проект начнет функционировать и самостоятельно воспроизводиться.

Опасность заключается и в ситуации, если какой-то из ключевых аспектов развития и роста города-спутника (занятость, инфраструктура и среда) будут принесены в жертву и реализованы в низком качестве.

Как показывает опыт проектов городов-спутников в России и в мире, это потянет за собой деградацию остальных аспектов и постепенно - всего проекта в целом: низкокачественная занятость плохо повлияет на среду, плохая городская среда или инфраструктура, в том числе транспорт, оттолкнет потенциальных работников качественных и престижных рабочих мест, не позволит активно заселять город, что повлечет его финансовый не успех, и так далее.

Крайне важно, чтобы проект города-спутника ориентировался на потребности и потенциал Петербурга и агломерации, на их концепцию и стратегию - а их-то как раз, фактически нет. И если они не будут созданы, если город сам четко не зафиксирует свои приоритеты, то винить в том, что город-спутник не работает на развитие стратегически важных для города направлений надо будет не авторов города-спутника…



Руководитель проектного направления Фонда "Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Дмитрий Санатов:

Главное, чтобы планы девелопера были воплощены в строгом соответствии с имеющейся концепцией 



С какой главной проблемой модет столкнуться девелопер при реализации проекта на такой крупной территории? 



Главная проблема, с которой может столкнуться проект, это качество воплощения намеченных планов.

Дело в том, что проект в концептуальной части разработан достойно. Имеются решения возможных транспортных проблем, реализуется проект индустриального парка, в котором смогут работать жители «Южного», заявлены решения в сфере зеленых и энергоэффективных технологий и многое другое.

Но мы должны понимать, что реализация многих из этих решений выходит за рамки компетенции компании - девелопера.

Много зависит от политики городских властей. Вероятно, для успешной реализации компании придется решать сложные вопросы поиска эффективных подрядных организации и организации контроля за их деятельностью.

Необходимо будет удерживать проект в канве изначально заявленных целей, даже если будут меняться конъюнктурные условия рынка.

 Есть содержательные вопросы к самим новациям проекта «Южный».

Например, расположенный рядом промпарк «Дони-Верево» - какого уровня заработные платы могут быть в нем предложены, чтобы жители района смогли оплатить жилье на «зеленых технологиях»?

Или легкорельсовый транспорт - найдутся ли средства в бюджете города на этот проект? Заявленное строительство КАД-2, которое должно стать серьезным подспорьем в решении вероятных транспортных проблем города, - будет ли оно реализовано к 2025 году, когда «Южный» выйдет на полную мощность?

Имеется ли дорожная карта ввода социальных объектов или полный комплект заявленных социальных объектов будт создан только к 2025 году?



Сильной стороной проекта является финансовая обеспеченность компании - девелопера, а также при всей критике - неплохая попытка реализовать проект комплексно в полном смысле этого слова.

Например, есть решение по созданию рабочих мест, идущее впереди строительства жилья. Важно чтобы проект не разрастался спонтанным образом и не способствовал расползанию города.

Чтобы не воспроизводились давно устаревшие советские типовые планировки и однообразные архитектурные решения, превращающие жизнь в других строительных комплексах Петербурга в унылое существование.

Серость и монотонность комплексных проектов способна не столько отпугнуть будущих жителей (при дефиците жилья спрос наверняка будет высоким), сколько задаст тренд на появление ряда социальных проблем в будущем, с чем сталкиваются все масштабные стройки. Важно, чтобы этого не произошло.

Проект города спутника «Южный» в 2013 году

15 октября 2013 г. Разработчики концепции города-спутника «Южный» выступили с инициативой создания Общественного экспертного совета для сопровождения проекта в течение всего срока освоения территории, рассчитанного на 19 лет.

Первое заседание совета прошло под председательством генерального директора «Государственного Эрмитажа» Михаила Пиотровского.

Итог - резолюция в поддержку проекта города-спутника «Южный», направленная в Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

В состав Общественного экспертного советавошли представители научных, культурных, общественных организаций и РПЦ, бизнес-ассоциаций, архитекторы, девелоперы, политологи, а также представители администрации Петербурга и Пушкина. Каждый из них в процессе деятельности совета сможет вносить замечания и пожелания по развитию города-спутника «Южный».

«Мы хотим осуществить один из самых грандиозных градостроительных проектов в стране», - отметил председатель Совета директоров УК «СТАРТ Девелопмент» Захар Смушкин.

Создание нового района на юге Санкт-Петербурга, кроме инженерных и экономических расчетов, потребует принятия нестандартных решений, связанных с культурной, образовательной и духовной жизнью города.

Мы считаем, что Общественный Экспертный Совет станет не только гарантом принятия правильных решений, но и той площадкой, которая поможет сбалансировать интересы города, законодательной власти, общества и бизнеса.

В наш Совет вошли и руководители музеев-заповедников «Царское Село» и «Павловск», и представители РПЦ и ведущих ВУЗов города.

Их мнение будет играть важную роль при обсуждении вопросов соблюдения экологического баланса и сохранения исторического наследия.

Мы выбрали ответственный подход общественного вовлечения для этого проекта и хотели бы рекомендовать правительству Санкт-Петербурга учесть рекомендации Совета, в частности, по нашему проекту, а также рассмотреть возможность введения практики Общественных Советов в целом».

Первое же заседание Общественного экспертного совета стало площадкой по предложению новых идей для «Южного».

Советник губернатора Санкт-Петербурга Вячеслав Семененко призвал девелопера проявить творческий подход к вопросу размещения социальных объектов на территории города-спутника.

«В «Южном» должны расположиться современные инновационные предприятия, которые привлекут туда жителей соответствующего уровня. Это европейская практика, у наших соседей финнов центры обучения и высокотехнологичные производства также находятся на окраинах.

Но для жителей и работников «Южного» нужно будет создать соответствующую городскую среду. Например, строить школы по нестандартным проектам, которые могут значительно повлиять на уровень получаемых там знаний», - заявил он.

Представитель Гильдии управляющих и девелоперов Борис Юшенков предложил, чтобы в каждом микрорайоне города-спутника был оставлен небольшой участок, судьбой которого могли бы распоряжаться его жители, как делается иногда в западной градостроительной практике.

Директор НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга Юрий Бакей заявил, что такие проекты как «Южный», помогают городским властям реализовать глобальную задачу по увеличению нормы обеспеченности петербуржцев жильем.

«Эта норма может приблизиться к европейским показателям - 35 кв.м на человека - только за счет освоения новых территорий.

Другое дело, что позволить строительство самодостаточного города можно пока только в этом проекте. Но что особенно важно, проект отражает перспективы развития соседних территорий и является уникальным для Петербурга по плотности и высотности застройки.

Мы закладывали в проект показатели по новым региональным нормативам, более жестким, нежели действуют сегодня. В результате, плотность застройки «Южного» в 2,5 раза ниже, чем в существующих спальных районах города», - сказал он.

Впервые в Петербурге запланирован проект, в котором еще на начальном этапе предусмотрено возведение всего необходимого - рабочих мест, школ, детских садов, поликлиник и др.

Глава Администрации Пушкинского района Николай Бондаренко отметил:

«Нет у «Южного» и аналогов по площади зеленых насаждений - 25% его территории отданы под зеленые зоны и рекреации. Но главное, что подкупает, это то, что инвестор открыто обсуждает проблемы, существующие в районе и готов оказать реальную поддержку в их решении».

Первый заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга Юрий Митюрев:

«В проекте города-спутника «Южный» изначально заложен баланс между тем, кто там будет жить, а кто работать. Девелопером уже проделана колоссальная работа, касающаяся функционального зонирования, охранных обязательств, высотного строительства, развития инфраструктуры и пр.

Для того чтобы эта работа была завершена, необходимо разработать проект планировки территории, который должен отразить в своем содержании ту функцию, которая будет доминировать в этом месте», - заключил он.

Директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова подняла вопрос реконструкции в процессе строительства «Южного» Таицкого водовода, который исторически питал пруды и снабжал водой население Царского села.

Председатель Общественного экспертного совета города-спутника «Южный» Михаил Пиотровский отметил, что вопрос полного и частичного воссоздания Таицкого водовода будет обсуждаться в ходе следующих заседаний совета.

«Мне этот проект очень симпатичен. Это интересная градостроительная инициатива, которая может стать серьезным шагом к решению проблем уплотнительной застройки, перенаселенности исторической части Санкт-Петербурга и развития промышленности за рамками города.

На рассмотрение представлен действительно комплексный подход к освоению территории, учитывающий современные взгляды на демографию, урбанистику и социологию.

Мне приятно и то, что разработчики искренне заинтересованы в общественном успехе «Южного».

Практика создания Общественного экспертного совета уникальна и очень важна для города.

Мы поняли, что нам интересно, и что мы готовы и дальше работать с этим проектом. Обсуждения продолжатся и во Всемирном клубе петербуржцев, председателем которого я являюсь, и в Европейском университете, и в Союзе архитекторов с целью соблюдения современных общемировых стандартов, в то же время сохраняя уникальность и самобытность самого европейского города России».

В заключение члены Общественного экспертного совета подписали резолюцию в поддержку проекта города-спутника «Южный» и проекта закона «О внесении дополнений и изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга», которая будет направлена в Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

Михаил Пиотровский , председатель Общественного экспертного совета, генеральный директор Федерального государственного учреждения культуры «Государственный Эрмитаж»;

Юрий Бакей , директор Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга»;

Николай Бондаренко , глава Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга;

Вадим Ларионов , депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга;

Ольга Таратынова , директор Государственного музея-заповедника «Царское Село»;

Вера Дементьева , директор Государственного музея-заповедника «Павловск»;

Владимир Васильев , ректор Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики;

Дмитрий Гавра , заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного университета, профессор, доктор социологических наук;

Михаил Осипов , проректор по развитию Санкт-Петербургского госуниверситета экономики и финансов;

Андрей Рудской , ректор Санкт-Петербургского политехнического университета;

Евгений Подгорно в, руководитель архитектурной мастерской «Интерколумниум»;

Борис Юшенков , независимый эксперт, представитель Гильдии управляющих и девелоперов;

Геннадий Зверев , настоятель Софийского храма Царского села;

Дмитрий Синочкин , главный редактор журнала «Пригород», шеф-редактор еженедельник «Недвижимость и строительство Петербурга»;

Игорь Скляр , заслуженный артист Российской Федерации.

В обсуждении проекта также приняли участие:

Юрий Митюрев, первый заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Администрации Санкт-Петербурга:

Вячеслав Семененко, советник Губернатора Санкт-Петербурга

Антон Финогенов, руководитель института «Урбаника»

Захар Смушкин, председатель совета директоров УК «СТАРТ Девелопмент»

Андрей Назаров, генеральный директор УК «СТАРТ Девелопмент».

Справка

2009 год - приобретение компанией «Старт Девелопмент» земельного участка под проект «Южный»



7 апреля 2011 года - проект «Южный» получил статус стратегического проекта Санкт-Петербурга

7 февраля 2012 года - проект «Южный» вошел в перечень утвержденных правительством РФ приоритетных инвестпроектов



25 июля 2012 года - подписано соглашение между «Старт Девелопмент» и администрацией Петербурга о реализации стратегического инвестпроекта создания города-спутника «Южный»



18 октября 2012 года - комиссия по поправкам в Генеральный план развития Петербурга одобрила предложения о внесении корректировок в документ в связи с реализацией проекта города-спутника "Южный" и рекомендовала их к вынесению на общественные слушания



28 марта - 2 апреля 2013 года - во всех районах Петербурга состоялись общественные слушания по внесению изменений в Генплан Петербурга, связанные с реализацией проекта города-спутника «Южный»



26 июня 2013 года - прошли первые слушания вЗаконодательном собрании Санкт-Петербурга. Депутаты приняли законопроект в первом чтении. На внесение поправок отведено время до 7 октября. Рассмотрение законопроекта на пленарном заседании состоится 23 октября 2013 года

Июль 2013 года - создание рабочей группы при Правительстве Санкт-Петербурга по привлечению промышленных предприятий для размещения на территории города-спутника «Южный»

Город-спутник Южный уничтожает старинный поселок?

Поселок и станция Александровская (Пушкинский район) рискует оказаться посередине между будущей окружной трассой и целым городом новостроек, который собираются построить к югу от магистрали. Здешние жители опасаются, что рано или поздно их попросят потесниться ради пробивки новой дороги к новостройкам. Чтобы этого избежать, местные активисты просят скорректировать генеральный план.


ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Александровская (население - 2,6 тыс. человек) расположена между Киевским шоссе и Александровским парком Пушкина. Как мы уже рассказывали, к югу от поселка собираются строить город-спутник, известный под проектным названием Южный (население которого, по расчетам, к 2035 году может достигнуть 134 тыс. человек). Он расположится в полях между деревней Дони, Новокондакопшином и военным аэродромом «Пушкин».

Первое время Южный будет связан с Петербургом только Киевским шоссе и Варшавской железной дорогой. Но, в соответствии с генпланом, должен появиться еще один выезд - дублер Киевского шоссе. Трасса поведет из новостроек на север, через Александровскую, и выйдет на не существующую еще южную широтную магистраль (которой планируется присвоить название Усть-Славянское шоссе).

На территории Александровской дублер этот прочерчен в узком коридоре вдоль Варшавской железной дороги. Местные активисты считают, что свободного пространства там недостаточно, чтобы построить шестиполосную дорогу без изъятия участков. Это касается, в частности, домовладельцев на улице Новые Места, что проходит вдоль рельсов.

Если же во избежание земельных споров власти решат строить многокилометровую эстакаду, такой вариант также будет не лучшим. Проект окажется очень дорогим. И он все равно разрушит привычный уклад посельчан. И ради чего? Общественный активист Пушкинского района Александр Беляев в беседе с корреспондентом «Санкт-Петербургских ведомостей» отметил, что новая магистраль нужна в первую очередь для обслуживания города-спутника. «Почему жители Александровской должны куда-то переезжать ради новоселов Южного?» - задался вопросом общественник.

При этом ему не вполне понятна эффективность новой дороги, ведь, судя по генплану, саму Южную широтную в ближайшие годы собираются строить только в западной части, что не позволит ей стать полноценной объездной дорогой южных пригородов, и отводить на нее трафик пока бессмысленно. Гораздо полезнее для города сейчас было бы сосредоточиться на Южной широтной, включив в ближайшие планы строительство путепровода через Витебскую железнодорожную линию, полагает наш собеседник.

Активисты из Александровской попытались донести до властей свои идеи на состоявшихся в июне слушаниях по внесению изменений в генплан. «Данное решение (со строительством трассы - дублера Киевского шоссе через поселок. - Ред.) лишь усугубит транспортную ситуацию на ключевых, лучевых магистралях Пушкинского района за счет маятниковой миграции и транспортных потоков из города-спутника Южный» , - говорится в подготовленной посельчанами пояснительной записке.

Граждане подали поправку, согласно которой полоса земли в поселке вдоль Варшавской железной дороги переводится из зоны магистрали под рекреационные цели (после чего, например, просто засаживается деревьями). Если представить, что предложенные изменения вдруг утвердят (отметим, что решение вряд ли будет принято ранее конца нынешнего года), это не позволит строить здесь трассу. Местные жители просят предусмотреть альтернативную трассировку этого дублера Киевского шоссе на участке от Красносельского шоссе до Сарицкой улицы (в обход Александровской).

Исполняющий обязанности председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры Андрей Семчанков в ответ на обращение жителей отметил, что пропускная способность Киевского шоссе практически исчерпана. Новая трасса позволит снизить нагрузку на существующую улично-дорожную сеть, «в том числе при развитии города-спутника Южный». Ведь в результате его строительства население территорий к югу от поселка Александровская значительно вырастет, обратил внимание чиновник. Он не исключил, что при пробивке дороги участки, «непосредственно попадающие в зону застройки», могут быть изъяты. Но об этом рано говорить до проектирования, сроки которого пока не определены. Семчанков не стал говорить, возможны ли другие варианты прохождения новой магистрали.

Инвестором по строительству Южного выступает компания «Старт девелопмент», которая, по данным сайта www.kartoteka.ru , контролируется офшором «Терикс ассошиэйтс холдинг лимитед» (зарегистрирован на Британских Виргинских островах) и генеральным директором Сергеем Хромовым. Как рассказали «Санкт-Петербургским ведомостям» в этой фирме, на сегодня строительство не началось, продолжаются проектно-изыскательские работы. Выйти на площадку собираются в 2019 году.

В компании не согласны с той точкой зрения, что дублер Киевского шоссе, проложенный через Александровскую, предназначен для решения транспортных проблем Южного (инвестпроект реализуется не так близко от поселка, считают в компании). Это будет в первую очередь важная для города трасса, облегчающая выезд в пригороды, говорят коммерсанты. Сам проект нового освоения территорий ориентирован на железные дороги, скоростной трамвай (которого, отметим, пока нет) и внутреннюю улично-дорожную сеть.

То есть, по версии инвестора, люди не будут создавать большие потоки на выезде из кварталов новостроек в Петербург, а наоборот, обитатели окрестностей устремятся в этот пригород на работу. Произойдет это будто бы благодаря тому, что в Южном построят множество инновационных предприятий. Что же касается пробивки трассы через Александровскую, то маршрут ее пока приблизительный и будет уточняться. И вообще современные технологии позволяют строить дороги в плотной застройке, уверяют предприниматели.


Комментарии

Самое читаемое

На подходе к Петербургу магистраль далека от готовности, и дорожникам придется очень постараться, чтобы открыть движение хотя бы к концу нынешнего года. К задержке могли привести как уточнения проекта...

Интервью с Алёной Корневой, чья исследовательская работа «Я знал и труд, и вдохновение…» прочно укрепилась в пятёрке самых читаемых материалов на сайте

В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ - исчезло.

Второй въезд в Мурино из Петербурга построят к осени

Хотя в России упрощен доступ к обезболивающим препаратам, это не облегчает страдания пациентов

В 2018 году строительство города-спутника "Южный" в Пушкинском районе Петербурга переходит в активную фазу. Флагманом проекта станет научно-образовательный инновационный центр "ИТМО Хайпарк", инвестиции в который оцениваются в 41 млрд рублей.


Дмитрий Быков


И город-спутник, и его научный кластер создавались и корректируются с применением динамической цифровой модели, позволяющей спрогнозировать различные сценарии развития. С помощью заложенных алгоритмов оцениваются и прогнозируются риски, объемы средств и сроки возврата вложений в инфраструктуру, что делает мегапроект более понятным и интересным для потенциальных инвесторов.

Министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров в конце прошлого года сообщал, что создание первых объектов центра "ИТМО Хайпарк", который уже может претендовать на статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), займет не менее трех лет.

На площади не менее 350 тыс. кв. м должны появиться бизнес-инкубаторы и прогрессивные производства инновационного центра, а также научные центры, учебные здания и общежития, входящие в состав нового кампуса Университета ИТМО. В частности, в центре "ИТМО Хайпарк" планируется размещение магистратуры и аспирантуры университета, ориентированных на прикладные исследования. Предполагается, что к 2024 году здесь будет обучаться 3,6 тыс. человек, создано 12 тыс. рабочих мест, пять инновационных производств и около 50 международных лабораторий. Инноград будет специализироваться на прикладных исследованиях и разработках в сферах искусственного интеллекта и киберфизических систем, фотоники и квантовых технологий, урбанистики и других.

"Наша задача — чтобы молодые таланты развивали свой потенциал в своей стране. Для решения этой задачи построены площадки в московском Сколково и казанском Иннополисе, но на Северо-Западе ничего подобного пока нет. Новый кампус, безусловно, станет катализатором развития как нашего университета, так и всего образовательного кластера в России",— комментирует ректор Университета ИТМО Владимир Васильев.

Генеральный директор компании "Старт Девелопмент" (девелопер города-спутника "Южный".— BG ) Сергей Хромов отмечает, что формирование центра "ИТМО Хайпарк" разбито на три этапа. В рамках первого в течение пяти лет планируется построить кампус, в рамках второго — создать инновационную инфраструктуру, третьего — производственный комплекс. При этом второй и третий этапы будут реализовываться параллельно.

"В Петербурге появится научно-образовательный и инновационный центр нового поколения. Он призван решать задачи по развитию высоких технологий, которые поставил перед страной президент России и которые продиктованы самим временем. Для нашего города этот проект будет драйвером развития экономики в рамках петербургской "Стратегии-2030" и важным шагом в градостроительной политике",— подчеркивает губернатор Санкт-Петербурга и председатель совета директоров АО "ИТМО Хайпарк" Георгий Полтавченко.

Сейчас уставный капитал компании, которая полностью находится в собственности государства, составляет 321 млн рублей. По словам главы города, в текущем году Петербург внесет еще 1,3 млрд рублей. Федеральные власти заложили в проект на 2018-2020 годы еще 3 млрд рублей. Общая же структура финансирования, согласно оценкам инициатора и участников проекта, предполагает, что 53% средств предоставят федеральные власти, 35% — частные инвесторы, 12% — Смольный.

Девять городов


Город-спутник "Южный" в общей сложности займет территорию площадью более 2 тыс. га. Реализация проекта, который предполагает сооружение 8,8 млн кв. м недвижимости (в том числе 4,3 млн кв. м жилья на 134 тыс. человек) займет около 15 лет.

Концепция проекта предполагает разделение территории "Южного" на девять мини-городов, каждый из которых будет иметь свой центр притяжения — "дворец" (по аналогии с окружающим его историческим наследием — парками и дворцами Пушкина, Петродворца и Гатчины). Здесь "дворцы" — это многофункциональные комплексы, объединяющие общественные и креативные пространства, различные коммерческие структуры и организации, направленные на организацию досуга, отдыха и дополнительного образования местных жителей и всех горожан Петербурга.

"Дворцы" сформируют так называемую "Золотую аллею" — главное пространство города-спутника — велопешеходный каркас, символ "Южного" и связывающий элемент между мини-городами. Во всех мини-городах "Южного", помимо многофункциональных "дворцов" и жилья (индивидуальная застройка, а также мало- и среднеэтажное жилье высотой три-пять этажей с доминантами до десяти этажей), будет построена необходимая транспортная, коммунальная и социальная инфраструктура.

По проекту, в городе-спутнике появится 37 детских садов, 16 школ, 21 спортивный комплекс, восемь поликлиник и больница, 25 объектов культуры и искусства. Почти 16 га отдано под размещение объектов физкультуры и спорта. Разнообразные общественные зоны и парки займут около 350 га — четверть всей территории "Южного".

Строительство города-спутника будет осуществляться согласно концепции "умный город" (smart city), когда все жилые и бизнес-процессы синхронизированы и позволяют избежать неудобств и жителям кварталов "Южного", и коммерческим структурам, работающим в них.

Вложения в проект оцениваются в 219 млрд рублей. Среди уже известных инвесторов — турецкая Renaissance Construction, которая будет выступать подрядчиком строительства, и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), соглашение между которыми было подписано во время ПМЭФ-2017.

"Привлечение опытного международного инвестора к такому масштабному проекту, как строительство целого города, позволит существенно сократить расходы на его реализацию и повысить эффективность работ. Опыт и экспертиза турецких партнеров окажутся незаменимыми на всех этапах создания города-спутника — от проектирования объектов до их строительства и ввода в эксплуатацию",— заявлял глава РФПИ Кирилл Дмитриев.

Транспортные связи


С помощью уже упомянутой цифровой динамической модели можно не только отобразить любые будущие городские процессы, объединить градостроительные планы, "примерить" различные архитектурные и планировочные решения, но и следить за реализацией "дорожных карт" инфраструктурного развития, в том числе и транспортного. Для транспортной связи с городом-спутником, в частности, планируется запуск "Аэроэкспресса".

Конкурс на выбор концессионера для строительства его первого участка — от Витебского вокзала до аэропорта Пулково — объявят уже во второй половине текущего года. По словам вице-губернатора Петербурга Игоря Албина, протяженность линии составит 22 км. Стоимость проекта оценивается в 19 млрд рублей. Затем линия "Аэроэкспресса" будет продлена до "Южного" — это еще 10-15 км.

По словам Сергея Хромова, уже сегодня "Южный" находится в выгодной транспортной локации: рядом проходит шестиполосное Киевское шоссе, на территории будущего города-спутника расположены две железнодорожные станции. Компания ведет переговоры с РЖД о запуске скоростных поездов "Ласточка", которые будут останавливаться в "Южном". Когда к этим мерам добавится строительство "Аэроэкспресса", вопрос о транспортной доступности города-спутника будет решен на долгие годы вперед.

Страница недвижимость в Санкт-Петербурге, СПб , отдельно стоящие здания в Пушкинском районе

Захар Смушкин, председатель совета директоров «СТАРТ Девелопмент», отметил: это первый случай за последние десять лет, когда город предоставляет гарантии под частный инвестиционный проект.

Одна из возможных причин - строительство аналога «Сколково», Хайпарка, который займет 100 га на территории города-спутника. Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев в октябре прошлого подписал распоряжение правительства о создании АО «Хайпарк Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики» - 100-процентной дочерней структуры федерального правительства. Однако проект создания Хайпарка предусматривает в том числе частные инвестиции в размере 35%.

Смушкин подчеркнул важность договоренностей. По его словам, благодаря участию РФПИ есть возможность привлечь средства частных инвесторов, в том числе иностранных. И, безусловно, поручительство города имеет для инвесторов большое значение. А активность города в этом вопросе говорит о его заинтересованности в реализации проекта, добавил он.

«Капитал стоит дорого, длинных денег нет. Если бы не энтузиазм и поддержка конкретных чиновников, сдвинуть с места такой проект было бы крайне тяжело. Создание инфраструктуры - социальных объектов, дорог и магистралей, инженерных сетей - это сложный и затратный процесс, освоить который бизнесу самостоятельно практически невозможно. Однако в случае с городом-спутником Южный бизнесу и власти удается найти необходимый баланс интересов», - заявил Смушкин.

«Развивая сегодня инфраструктурные проекты, поддерживая передовые отрасли, которые завтра будут находиться в авангарде мировой экономики, мы даем четкий сигнал всем участникам рынка. Сегодня мы создаем Петербург будущего, в котором будут реализованы самые смелые и современные идеи инвесторов - как российских, так и зарубежных», - в свою очередь отметил губернатор Петербурга Георгий Полтавченко.

Под город-спутник Южный отведена территория в 400 га. Планируется построить 4,3 млн кв. м жилья и более 1 млн кв. м коммерческих площадей. Объем инвестиций, по расчетам, превысит 200 млрд рублей.

Строительство жилья на территории Южного, по словам Смушкина, начнется в 2019 году.


ул. Заставская, д. 31, корпус 2 196084 Санкт-Петербург ,
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это

Также по теме


10.01.2019 11:14


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: