М дудин на тропинках солнечные блики. Стихотворение «Берегите Землю, берегите!» Объединение по командам Придумывание названия - Документ. Жаворонка в голубом зените, бабочку на листьях повилики

Экологический ринг в 3 классе. Сценарий

Описание работы: Материал будет полезен для учителей начальных классов, студентов педагогических институтов и колледжей. Конспект разработан для учащихся 3 классов. Работа может быть использована во внеурочной деятельности.

Экологический ринг: «Сбережем все живое»

Воспитание чувства коллективизма обучающихся;

Привитие экологической культуры, природоохранных, валеологических навыков.

Развитие интеллектуальных способностей в области экологии, творческого потенциала и экологической культуры школьников;

Оформление: тема занятия «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РИНГ», на доске счетное табло, плакаты о защите окружающего мира.

Стихотворение «Берегите Землю, берегите!»

Объединение по командам

Придумывание названия

- «Экологическая разминка»

- «Найди животное в словах»

Решение экологических ситуаций

Игра «Птицы»

- «Жалобная книга леса»

- «Знаете ли Вы..»

Подведение итогов

Приложение 1

Приложение 2

Экологический Ринг: «Сбережем все живое!»

Берегите Землю, берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба.

Над пустыней тень от баобаба.

Ястреба парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите-

Берегите Землю, берегите! (М. Дудин)

Здравствуйте ребята. Классный час мы проведем в виде Экологического ринга, на тему «Сбережем все живое». И для этого, мы объединимся в 3 команды. Сейчас, я раздам вам карточки с символами. (Приложение 1)

(Объединения по группам)

Придумайте название своей команде, но не забывайте о теме нашего классного часа. На это вам 2 минуты.

(Дети придумавают название)

1 раунд «Экологическая разминка»

- Прослушав внимательно вопрос, команда дает ответ. За каждый правильный получает 2 балла.

Вопросы команде №1

1. Какой снег быстрее тает - чистый или грязный? (Грязный)

    Родилась в воде, живет на земле? (Лягушка)

    Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка)

    Кто собирает яблоки спинной? (Ёж)

    Пингвин - птица или нет? (Птица)

Вопросы команде №2

    Кто спит вниз головой? (летучая мышь)

    Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает)

    Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождем)

    Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет, там холодно)

    Что теряет лось каждую зиму? (Рога)

Вопросы команде №3

    Прилет каких птиц означает начало весны? (Грачей)

    Какие ноги у жирафа длиннее передние или задние? (Одинаковые)

    Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит.)

    Месяц весенних первоцветов? (Апрель)

    Кто кукует у кукушки: самец или самка? (Самец)

(Подсчет баллов)

2 раунд: «Найди животное в словах»

Каждой команде на листке дается задание. Вам нужно решить анаграмму, т.е. В слове поменять местами буквы, убрать лишние, чтобы получилось название животных. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием. – 2 балл.

Команда 1.

БАНКА (кабан), БАГАЖ (жаба), КОЛОСЬЯ (лось), КОЖУХ (жук)

Команда 2.

КИНО (кони), САЛОН (слон), ВОЛНА (вол), КАРКАС (рак),

Команда 3.

ПИОН (пони), ОСАДА (оса), ЗОНТИК (кит), ДУДОЧКА (удод),

(Подсчет баллов)

3 раунд: «Ситуации»

Команды должны разрешить экологическую ситуацию. За правильный ответ – 2 балла.

Команда №1:

    Вы приглашены на день рождения, ваша подруга очень любит ландыши. Что вы подарите любимой подруге?

    Придя с классом в лес, одноклассники увидели муравейник. Им стало интересно узнать что там внутри. Они взяли палку и начали разбрасывать жилище муравьев в разные стороны. В чем ребята не правы?

    Идя по тропинке, вы нашли в траве птичье гнездо с яйцами. Ваш друг обрадовался и решил рассмотреть яйцо поближе. Он взял его к себе в руки. Что ваш друг сделал неправильно?

Команда №2:

    Вы всем классом выехали в лес. Там вы жгли костер, пекли картошку, ели конфеты, пили лимонад, варили суп из консервов. Что вы сделаете с мусором?

    В лесу, Петя увидел красивые подснежники, и долго не раздумывая решил сорвать букетик для учительницы. Прав ли Петя? Что он сделал не так?

    Возвращаясь домой после похода, вы увидели ёжика. Вам очень захотелось взять его домой. Как вы поступите?

Команда № 3

    Вы всем классом выехали в лес. Там вы жгли костер, что вы сделаете перед тем как уйти домой?

    Идя в лес, Вася захватил с собой своего четвероногого друга - собаку. Но так как она была без поводка, то собака убежала в лес и потерялась. Нужно ли брать с собой в лес собак?

    Придя в лес, мальчишки из класса захотели выпить березового сока. Они начали ковырять ствол березы, чтобы выпить сок. В чем ребята не правы?

(Подсчет баллов)

Давайте немножко отдохнем, Встанем. Я называю в игре только птиц, но если вы услышите, что появились не птицы, а кто-то другой, то дайте мне знать - хлопайте.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи....(хлопают)

Что не правильно? (Мухи-насекомые)

Прилетели птицы:

Голуби, куницы... (хлопают)

Что не правильно? (Куницы - млекопитающие)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы, Чибисы, чижы,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки....(Хлопают)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижы,

Аисты, кукушки,

Даже сплюшки,

Лебеди и утки-

И спасибо шутке!

4 раунд: «Жалобная книга леса»

Жалоба 1.

Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Кто это? (Сова С 1964 года сова находится под охраной государства. Одна сова спасает нам в год почти тонну хлеба.Арифметика проста. Мышь съедает в год 1 килограмм хлеба. А сова уничтожает 1000 мышей)

Жалоба 2.

Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в другую сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая. (Жаба. одна жаба сохраняет от гусениц и и червей целый огород)

Жалоба 3:

« Что хотите с нами делайте: Режьте, жарьте, варите, солите. Даже маринуйте!

Но только не вырывайте с корнем, не раскапывайте вокруг лесную подстилку, иначе совсем перестанем расти» (Грибы)

(Подсчет баллов)

Раунд 5: «Знаете ли вы..?»

Сейчас мы проведем бонусный раунд. За правильный ответ команде насчитывается 3 балла.

Знаете ли Вы, для чего дятел «барабанит» весной?

    барабанной дробью дятел сообщает соперникам, что это его территория, этими же звуками он приглашает к себе самочку.

Зачем слону слюни?

    слон слюной не только смачивает пищу, но и охлаждает тело в жару, т.к. у него нет потовых желез.

Зачем страус голову в песок прячет?

    опустив голову в горячий песок, страус ждет пока погибнут или сбегут с головы насекомые.

Сколько перьев у птиц?

    У голубя 2600 перьев, у кряковой утки- 12 тысяч, у лебедя – 25 тысяч, причем пятая их часть разместилась на голове и шее.

Для чего дельфины плачут?

    Слезы дельфина напоминают белок куриного яйца (такой же густой и прозрачный), поэтому они хорошо защищают его глаза от механических и химических повреждений.

(Подсчет баллов)

Давайте подведем итоги сегодняшнего классного часа. В Экологическом ринге победила команда________. Все ребята молодцы, и я хотела бы на память вам вручить карточки. (Приложение 2) И я очень надеюсь что стихотворение написанное на обратной стороне не оставит вас равнодушными к нашей природе. И когда вы будете отдыхать на природе, то будете помнить о том что нас много.. а она одна.. И её нужно беречь...

Ты человек, любя природу, хоть иногда её жалей,

В увеселительных походах не растопчи её полей.

В вокзальной сутолоке века ты оценить её спеши,

Она наш давний, добрый лекарь, она – союзница души.

Не жги её напропалую и не исчерпывай до дна,

И помни истину простую нас много, а она одна. (В. Шефнер)

«Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

(М. Дудин)

Как прекрасна и как беззащитна во вселенной наша Земля. Беречь Землю — это значит охранять природу. Воспитание бережного отношения к природе, формирование чувства ответственности за всё живое закладывается с детства. На уроках литературы, окружающего мира учитель начальной школы неустанно ведёт разговор с детьми на эту тему. Задача общего развития младших школьников решается не только на уроках, но и во внеклассной работе. Совместные мероприятия учителя и школьной библиотеки (в шк. № 1) - это установившаяся практика.

Строчки М Дудина стали эпиграфом экологического репортажа «Земля- планета людей», проведённого во 2 «а» классе (учитель Малетина С. Н.)

Почему урок назвали экологический репортаж? Ведущими урока были сами дети — Шубина Оля и Кузьминых Катя, которые выступили в роли репортёров. Они делились информацией со слушателями и в то же время брали интервью у своих одноклассников.

Провели опрос на знание лекарственных растений, охотно давали ответы на загадки, связанные с растительным и животным миром, работали по содержанию рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы».

На уроке присутствовали игровые моменты: собирание пазлов к рассказу К.Паустовского, наличие микрофона в детских руках дало возможность ощутить себя в новой роли.

В апреле отмечался юбилей детской писательницы Веры Чаплиной, жизнь и творчество которой неразрывно связаны с московским зоопарком. Не одно поколение выросло на книгах Чаплиной. Самые известные из них - «Питомцы зоопарка», «Мои воспитанники», «Четвероногие друзья». Детям был представлен фильм-слайд, составленный из фотографий В.Чаплиной с ее питомцами.

Впечатления от мероприятия содержатся в письменных работах детей:

«Мы узнали,что писательнице Вере Чаплиной исполнилось 105 лет, и у неё был друг волк. Он её защищал от других волков.. Ещё мы узнали, что такое репортаж».

(Шубина Оля)

«Хочу отметить: если хочешь попить берёзового сока, обязательно надо залечивать ранку берёзе. Я узнала много нового. Мне понравился урок! Все хорошо работали!»

(Добрыгина Полина)

«Я узнала, что у Веры Чаплиной настоящая фамилия Михайлова. А фамилия Чаплина -это литературный псевдоним»

(Приходько Анастасия)

«Когда я была на библиотечном часе, то я узнала, что некоторые животные впадают в спячку. Животных надо любить, не обижать».

(Сутягина Алёна)

«Очень интересные, увлекательные, задумчивые, разнообразные вопросы. Мы узнали о Вере Чаплиной, что она работала в зоопарке. У неё дома жили разные животные. Например, тигры, собаки. Вот поэтому у неё книжки были о животных».

(Сургутская Аня)

Уверена, что отдыхая летом, эти дети по-другому посмотрят на мир, на природу. Забота о братьях наших меньших, об окружающей природе — для них уже не пустые слова. Даже эти малыши знают, что 2013 год объявлен годом ООС. Ну а с нового учебного года мы снова продолжим наши встречи с ребятами.

Родился 7 (20) ноября 1916 в деревне Клевнево Ивановской области в крестьянской семье. Род Дудиных - род скоморохов, бродячих артистов и поэтов, и наверное, это определило его призвание.

Учился в школе крестьянской молодежи на агронома, но агронома из него не вышло. Окончил Ивановскую текстильную фабрику-школу, получил специальность помощника ткацкого мастера, но ткачом тоже не стал. Начал писать стихи рано, с 1934.

В 18 лет призывается в армию, учится в полковой школе младших командиров, но не успевает её окончить. Начинается война с Финляндией. Его направляют на фронт (1939-40). Творчество стало для него «спасением от страха и одичания». Первая книга стихотворений «Ливень» вышла в Иванове в 1940.

С мая 1940 по 2 декабря 1941 служит в гарнизоне полуострова Гангут (русское название полуострова Ханко), героически оборонявшегося от финских войск. В декабре гарнизон эвакуируется в Кронштадт. Начавшаяся Отечественная война застаёт Дудина в Ленинграде, где ему пришлось пережить начало блокады. Позже работает во фронтовых газетах.

В годы войны вышли сборники «Фляга» (1943), «Костёр на перекрёстке» (1944).

В послевоенные годы публикует сборники: «Считайте меня коммунистом» (1950), «Мосты. Стихи из Европы» (1958), «До востребования» (1963).

В 1970-е много и успешно работает, выпуская сборники стихотворений довольно регулярно: «Татарник», «Поэмы», «Рубежи», «Клубок» и др. В 1977 вышла книга очерков - «Право на ответственность».

Много переводит с грузинского, башкирского, балкарского, латышского (сборник «5 сестер и 32 брата - все вместе. Моя антология», 1965). В 1986 публикует книгу стихов и поэм «Песни моему времени»; в 1987 - поэму «Зёрна» ; в 1989 - книгу стихов «Заканчивается двадцатый век» и книгу, вышедшую в Ереване, - «Земля обетованная» (Посвящения. Переводы. Эссе. Стихи); в 1991 - стихи и поэмы «Судьба»; в 1995 - «Дорогой крови по дороге к Богу» (стихотворения 1986 - 93). М. Дудин жил и работал в Санкт-Петербурге.

Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000

ДУДИН, Михаил Александрович [р. 7(20).XI.1916, дер. Клевнево Ивановской губернии] - русский советский поэт. Член Коммунистической партии с 1951. Родился в семье крестьянина. С 1939 по 1945 - в армии, работал во фронтовых газетах. Участник обороны Ханко. В первой книге стихов «Ливень» (1940) преобладает лирика, зарисовки природы. Как поэт Дудин сформировался на фронте (сборники «Фляга», 1943; «Военная Нева», 1943; «Дорога гвардии», 1944; «Костёр на перекрёстке», 1944). Военно-патриотические стихи Дудина по своей тональности мужественны, энергичны. В них создан лирико-романтический образ советского солдата, активного гуманиста. После войны Дудин пишет о труде советского человека, о борьбе за мир, о жизни послевоенной Европы: сборники «Считайте меня коммунистом» (1950), «Родник» (1952), «Сосны и ветер» (1957), «Мосты. Стихи из Европы» (1958), «Упрямое пространство» (1960). Поэзия Дудина, звучная и волевая по своему ритмико-интонационному строю, остропублицистична, оптимистична и эмоциональна. Для книги «До востребования» (1963) характерны простота и ясность поэтической речи, близкой к народной песенности.

Соч.: Избранное, Иваново, 1951; Стихотворения. Поэмы, М., 1956; Стихи, М., 1960; Останется любовь, М. - Л., 1962; Янтарь, Л., 1963; Песня Вороньей горе. Поэма, Л., 1964.

Лит.: Хмельницкая Т., «Костёр на перекрёстке», «Звезда», 1944, № 7-8; Дымшиц А., Солдатская лирика, «Знамя», 1945, № 5-6; его же, Михаил Дудин, в его кн.: В великом походе. Сб. ст., М., 1962; Цурикова Г., Стихи Михаила Дудина, «Звезда», 1957, № 6; Молдавский Дм., Поэт и время, «Нева», 1961, № 9; Бахтин В., Публицистика любви, «Звезда», 1963, № 10.

О. П. Воронова

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1964

Родился 7 (20) ноября 1916 в деревне Клевнево Ивановской области в крестьянской семье. Род Дудиных - род скоморохов, бродячих артистов и поэтов, и наверное, это определило его призвание.

Учился в школе крестьянской молодежи на агронома, но агронома из него не вышло. Окончил Ивановскую текстильную фабрику-школу, получил специальность помощника ткацкого мастера, но ткачом тоже не стал. Начал писать стихи рано, с 1934.

В 18 лет призывается в армию, учится в полковой школе младших командиров, но не успевает её окончить. Начинается война с Финляндией. Его направляют на фронт (1939-40). Творчество стало для него «спасением от страха и одичания». Первая книга стихотворений «Ливень» вышла в Иванове в 1940.

С мая 1940 по 2 декабря 1941 служит в гарнизоне полуострова Гангут (русское название полуострова Ханко), героически оборонявшегося от финских войск. В декабре гарнизон эвакуируется в Кронштадт. Начавшаяся Отечественная война застаёт Дудина в Ленинграде, где ему пришлось пережить начало блокады. Позже работает во фронтовых газетах.

В годы войны вышли сборники «Фляга» (1943), «Костёр на перекрёстке» (1944).

В послевоенные годы публикует сборники: «Считайте меня коммунистом» (1950), «Мосты. Стихи из Европы» (1958), «До востребования» (1963).

В 1970-е много и успешно работает, выпуская сборники стихотворений довольно регулярно: «Татарник», «Поэмы», «Рубежи», «Клубок» и др. В 1977 вышла книга очерков - «Право на ответственность».

Много переводит с грузинского, башкирского, балкарского, латышского (сборник «5 сестер и 32 брата - все вместе. Моя антология», 1965). В 1986 публикует книгу стихов и поэм «Песни моему времени»; в 1987 - поэму «Зёрна» ; в 1989 - книгу стихов «Заканчивается двадцатый век» и книгу, вышедшую в Ереване, - «Земля обетованная» (Посвящения. Переводы. Эссе. Стихи); в 1991 - стихи и поэмы «Судьба»; в 1995 - «Дорогой крови по дороге к Богу» (стихотворения 1986 - 93). М. Дудин жил и работал в Санкт-Петербурге.

Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000

ДУДИН, Михаил Александрович [р. 7(20).XI.1916, дер. Клевнево Ивановской губернии] - русский советский поэт. Член Коммунистической партии с 1951. Родился в семье крестьянина. С 1939 по 1945 - в армии, работал во фронтовых газетах. Участник обороны Ханко. В первой книге стихов «Ливень» (1940) преобладает лирика, зарисовки природы. Как поэт Дудин сформировался на фронте (сборники «Фляга», 1943; «Военная Нева», 1943; «Дорога гвардии», 1944; «Костёр на перекрёстке», 1944). Военно-патриотические стихи Дудина по своей тональности мужественны, энергичны. В них создан лирико-романтический образ советского солдата, активного гуманиста. После войны Дудин пишет о труде советского человека, о борьбе за мир, о жизни послевоенной Европы: сборники «Считайте меня коммунистом» (1950), «Родник» (1952), «Сосны и ветер» (1957), «Мосты. Стихи из Европы» (1958), «Упрямое пространство» (1960). Поэзия Дудина, звучная и волевая по своему ритмико-интонационному строю, остропублицистична, оптимистична и эмоциональна. Для книги «До востребования» (1963) характерны простота и ясность поэтической речи, близкой к народной песенности.

Соч.: Избранное, Иваново, 1951; Стихотворения. Поэмы, М., 1956; Стихи, М., 1960; Останется любовь, М. - Л., 1962; Янтарь, Л., 1963; Песня Вороньей горе. Поэма, Л., 1964.

Лит.: Хмельницкая Т., «Костёр на перекрёстке», «Звезда», 1944, № 7-8; Дымшиц А., Солдатская лирика, «Знамя», 1945, № 5-6; его же, Михаил Дудин, в его кн.: В великом походе. Сб. ст., М., 1962; Цурикова Г., Стихи Михаила Дудина, «Звезда», 1957, № 6; Молдавский Дм., Поэт и время, «Нева», 1961, № 9; Бахтин В., Публицистика любви, «Звезда», 1963, № 10.

О. П. Воронова

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1964

Берегите Землю!
Берегите!

Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покосом,
Ласточку, мелькающую в жите.
Сладость жизни, молока и хлеба,
Берегите доброту и жалость,
Чтоб она за слабого держалась.
Берегите будущего ради,
Это слово из моей тетради.
Всё дарю! И всё от вас приемлю.
Только берегите эту Землю.

М. Дудина

Составитель: Панина М.А.

Отв. за выпуск: Журба А.И.

Редактор: Григорьева А.В.

Ждём Вас

в Хакасской республиканской

детской библиотеке по адресу:

г. Абакан, ул. Хакасская, 68,

с 9:00 до 18:00 часов без перерыва на обед.

В воскресенье с 10:00 до 17:00,

выходной день – суббота.

Последний день месяца – санитарный.

Тел. 22-24-90

Сайт библиотеки: http://страна-читалия.рф
Министерство культуры Республики Хакасия

Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Хакасия

«Хакасская республиканская детская библиотека»

Давайте беречь планету –

другой такой на свете нету!

Информационный буклет

Абакан

Дорогие ребята!

Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету -
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею тучи и дым,
В обиду её никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами .
Такая планета нужна нам с вами!

Если вам небезразлично будущее

нашей Планеты,

если вы хотите узнать о ней больше.

Предлагаем познакомиться

с книжной выставкой

«Давайте беречь планету –

другой такой на свете нету!»,

на которой представлены книги о природе, экологии, Красная книга Республики Хакасия и России, а также энциклопедии, раскрывающие тайны обитателей земли и воды.

предлагаем ответить на вопросы викторины.

Ответы найдёте в книгах,

представленных на выставке .


  1. Могут ли быть в наше время «огненные реки»?

  2. Может ли дождь быть ядовитым?

  3. Что такое экология? Зачем она нужна?

  4. Кто из птенцов, ещё не умея летать, прыгает без парашюта?

  5. Кто является предком крабов и омаров?

  6. Откуда приходят волны?

  7. Почему морская вода солёная?

  8. Кто такая морская блоха?

  9. Какое дерево знакомое нам по нашей сибирской природе, называют любимым лакомством жирафов?

  10. Водится ли рыба в Мертвом море?

  11. Коррал – это цветок, камень ли животное?

  12. Кого называют морской крапивой?

  13. Чем питается огромный кит?

  14. Кто является чемпионом морской рыбалки?

  15. Где ночуют гориллы?

  16. Правда ли что двух одинаковых зебр по рисунку на шкуре не бывает?

  17. Как еще называют ирбиса? И есть ли он в Хакасии?

  18. Для чего моржам длинные клыки?

  19. Чем питается панда?

  20. Кто исследовал Тихий океан и открыл Австралию?

Список литературы:


страница 1

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: