Сара бернар в роли жанны д арк. Сара бернар - тайное влечение одинокой волчицы. Сара Бернар и бриллианты


«Божественная Сара» - именно там публика называла одну из самых известных актрис конца 19-начала 20 вв Сару Бернар . Незаурядная внешность, драматический талант, волшебная энергетика сделали ее тогда известной на весь мир. Чехов писал: «Играя, она гонится не за естественностью, а за необыкновенностью. Цель ее – поразить, удивить, ослепить…»




Сара Бернар (Sarah Bernhardt ) родилась в 1844 году в семье модистки-куртизанки и адвоката. Детство будущей актрисы прошло в окружении нянек. Девочка практически не виделась с матерью, т. к. та проводила время на балах и приемах со своими покровителями. В 15-летнем возрасте, узнав об истинном занятии матери, Сара Бернар бросилась ей в ноги и умоляла отправить в монастырь. Свидетелем этой сцены стал герцог де Морни, очередной обожатель матери. Он воскликнул, что этой девочке место не в монастыре, а в театре. По его протекции Сару приняли в Национальную академию музыки и декламации, а через 2 года в театр «Комеди Франсэз».



Благодаря великолепно исполняемым драматическим ролям и трагическим перевоплощениям, публика окрестила актрису «Божественной Сарой». Перед ней преклонялись зрители всей Европы, России, Северной и Южной Америки. Повсюду ее осыпали драгоценными подарками, посвящали стихи.



Как правило, актрисы позволяют себе вольности, но Сара Бернар эпатировала публику своим поведением не только на сцене, но и в жизни. Еще в юности, когда актриса переболела чахоткой, она упросила мать купить ее гроб из красного дерева. Девушка боялась, что ее похоронят в каком-нибудь некрасивом гробу. В последствие Сара Бернар возила этот гроб на все гастроли. Она спала в нем, разучивала роли, позировала фотографам, в общем, считала его своим талисманом.
В доме у актрисы было много необычных вещей. На стенах висели чучела птиц с черепами в клювах, из домашних питомцев там присутствовали гепард, крокодил, хамелеон.



Помимо женских ролей актриса блестяще справлялась с мужскими партиями. Роль сына Наполеона в пьесе «Орленок» Ростана вызывала восхищение публики. А за исполнение партии 20-летнего юноши зрители вызывали Сару Бернар (которой на тот момент было 56 лет) на бис 30 раз.
С появлением кинематографа Сара Бернар была первой, кто принимал участие в съемках. На тот момент актриса была далеко немолодой женщиной, а камера показывала все ее морщины. После просмотра фильма со своим участием «Дама с камелиями» Сара Бернар больше не снималась в фильмах.



В 1905 году, во время выступления в театре Рио-де-Жанейро, Сара Бернар повредила себе колено. Травма оказалась серьезной. К 1915 году из-за гангрены ей пришлось ампутировать всю правую ногу. Актрисе даже предлагали 10000 долларов за то, чтобы демонстрировать ее конечность перед медиками, но та отказалась. Несмотря на отсутствие ноги, женщина не прекращала свои выступления до 1922 года.

Феликс Надар, которого современники прозвали «Тицианом фотографии».

Со словами «Во что бы то ни стало» она вместе с одним из друзей, пришедшим к ней на помощь, тащила из полыхающего дома полуживую старуху. В полуобморочном состоянии, доигрывая последние сцены «Федры» Расина, совершала полёты на воздушном шаре или спускалась в Бретани по отвесной скале, обдирая локти, касаясь ногами бушующего моря.

«Жизнь постоянно ставит точку, а я её меняю на запятую»

Сара Бернар

И Москва стала на дыбы... “ - писал в 1881 году в фельетоне о первом посещении России Сарой Бернар Антоша Чехонте. Откровенного стёба много, а правды мало. Ну и что, что он классик! У него свой, очень характерный, векторальный набор и основания недолюбливать женщин, но не о нём сегодня речь.

Тогда в России актрису Сару Бернар никто на сцене не видел, за исключением пары-тройки русских аристократов и аккредитованных дипломатов. Да еще господин Иван Сергеевич Тургенев, колесивший за своей ненаглядной Полиной Виардо, но так и не решившийся, по-анальному, на более смелые действия, нелицеприятно отзывался о французской актрисе в письме Полонской: «Не могу сказать, как меня сердят все совершаемые безумства по поводу Сары Бернар, этой наглой и исковерканной пуфистки, этой бездарности, у которой только и есть, что прелестный голос. Неужели же ей никто в печати не скажет правды? ..»

Забавляет то, что сам-то господин Тургенев «правды в печати» сказать не мог - не хотел или опасался? Боялся, что французы ему этого не простят? Сам ведь он полжизни провел за границей и писал даже на западный манер с употреблением большого количества глаголов в пассивной форме. Не обращали внимания? Почитайте повнимательнее.

Не пристало дворянину, писателю говорить о женщине в таких выражениях. Ему, конечно, Полина Виардо весь белый свет затмила: чистая, добропорядочная, с материнскими инстинктами и пр.

Да оно и понятно, почему у наших русских писателей такое отношение к женщине свободной, раскованной и вольной, как Сара Бернар. Она им 100 очков вперёд даст и в вопросах творчества, и независимого поведения. Актриса Сара Бернар была ещё и художником, скульптором, придумывала и создавала костюмы, писала новеллы и... оставалась свободной.

Что удивительно, тянуло уретральную актрису в . Какое-то особое отношение было у неё к этой далёкой, холодной стране. Позднее каждые 10 лет приезжала она туда на гастроли и, кто знает, не случись Русской революции, посетила бы Москву, Петербург, Одессу... снова. Что влекло ее в Россию? Широта русских степей, российский простор? Ведь писала она в своих мемуарах, что любит большие открытые пространства и море, а леса и горы ее подавляют и вызывают ощущение нехватки воздуха.

Если посмотреть на биографию Сары Бернар через призму системно-векторной психологии, то заметно, что каждый поступок абсолютно оправдан характеристикой ее природных векторов.

Неспокойный нрав, отсутствие страха перед опасностью, внутренняя установка на достижение цели «Во что бы то ни стало» много раз помогали ей выжить. Когда она под пулями на поле боя подбирала раненых французских солдат, доставляя их в театр «Одеон», превращённый ею в госпиталь, в осаждённом немцами Париже. Мало кто из мужчин решался тогда остаться в обстреливаемом и оккупированном городе. Но только не 26-летняя Сара Бернар, для которой, как для «уретрального вождя целостность стаи была превыше собственной жизни» и все горести войны - голод, разруху, обстрел, потери близких, друзей, она разделила с простыми парижанами, не пожелав, как многие из ее друзей, коллег-актеров и родственников, уехать в эвакуацию.

Но благодаря им она получала лекарства, продукты и одежду для раненых из разных областей Франции и Голландии. Её великое человеколюбие не позволило оставить на пороге театра-госпиталя раненого немецкого солдата. После пережитой Франко-Прусской войны 1870-1871 гг. она стала пацифисткой и с ненавистью относилась к любым проявлениям милитаризма.

Со словами «Во что бы то ни стало» она вместе с одним из друзей, пришедшим к ней на помощь, тащила из полыхающего дома полуживую старуху.

«Во что бы то ни стало», в полуобморочном состоянии, доигрывая последние сцены «Федры» Расина, совершала полёты на воздушном шаре или спускалась в Бретани по отвесной скале, обдирая локти, касаясь ногами бушующего моря.

Как все уретральные дети, она росла , на долю которого пришлось такое количество переломов и травм, что приходится только удивляться той силе живучести, которая бурлила в этой хлипкой девочке.

Её тонкое тщедушное тело, измученное бесконечными детскими болезнями, требовало всё новых и новых ощущений не только физического характера, но иэмоциональных раскачек в страхе, соединённых с бесстрашием. Как у любой уретральной особи, у Сары природное чувство единения стаи проявлялось с самого детства - от помощи девочкам, живущим с ней в монастыре до спасения тонущей подруги. «Эта девочка - лучшее, что у нас есть», - говорила о ней настоятельница монастыря, которой Сара доставляла много хлопот.

Позднее ее великодушие выразилось в поддержке молодых актеров, художников, писателей и поэтов, что редко делают Примы, опасаясь конкуренции.

Сочетание уретрального вектора и , давало о себе знать в какой-то особой форме: не то мистикой и пугливостью, не то заигрыванием с Богом. Она бросает вызов самому главному - Ему, Господу Нашему, которого так любила в юности и чьей невестой, если бы вовремя не вмешался «домашний совет», собиралась стать.

В юности Сара так уверовала, что готовилась стать монахиней и если бы не тяжелая простуда и сильный стресс, по причине которых её забрали из монастыря, мир мог бы лишиться Великой актрисы.

Внушаемое ей с раннего детства опасение за её здоровье привело к одной из странных привычек спать в гробу, обитом белым крепом. По Европе, не без помощи журналистской братии, ползли слухи, о том, что гроб стал её привычным обиталищем, в котором она предавалась сексуальным усладам и толпы любопытных валом валили на её спектакли, желая хоть одним глазком взглянуть на экзальтированную дамочку. У Звезды всегда есть две категории поклонников. Одних интересует её творчество, других - личная жизнь. Сара не была исключением. Однажды пришедшая к Бернар маникюрша увидела её в гробу, работающей над ролью, и раззвонила об этом всему Парижу.

Экстравагантной выходкой актрисы воспользовались газетчики, сюда же подлили яда её завистливые коллеги из Комеди Франсез, добавив ещё пару пикантных деталей, не чуждых актерской фантазии. В результате новость была раздута до уровня мировых масштабов, докатившись до России и Америки. Подобных курьёзов в биографии Сары Бернар немало. В действительности же всё было проще.

После уже упомянутого устроенного горничной пожара, в котором были уничтожены все её вещи - мебель, книги, картины, одежда, но спасены, кстати, ею же самой, сын Морис и старуха, Сара перебралась в маленькую квартирку с крошечной спальней, все пространство которой занимала большая кровать. Её она уступила своей младшей сестре, больной чахоткой и скончавшейся через полгода. Квартира была настолько мизерной, что места для второй кровати в ней не было, поэтому маленькая, хрупкая актриса спала в гробу.

Не исключено, что в детстве, будучи девочкой впечатлительной и мистически настроенной, она для себя решила, что заранее приготовленный гроб станет для неё своего рода гарантией долголетия. Зрительные люди в своих страхах способны придумать самые невероятные ритуалы, обереги, талисманы. В целом из-за слабого здоровья актриса много времени проводила в постели, т. е. в гробу, читая и работая над некоторыми ролями.

«Некоторыми ролями», но не всеми! Какими именно, теперь уже никто не скажет, но скорее всего, для этих «некоторых ролей» нужны были Саре Бернар ее эмоциональные накручивания, о которых писалось выше, «вгонявшие» её в состояние страха. Актриса Сара Бернар переиграла, пожалуй, во всех самых известных трагедиях, перепетых французскими классиками с античных сюжетов.

Её героинь приносили в жертву, сжигали на костре, они уходили, сводя с жизнью счёты. Такие роли требуют актёрского видения, сильнейшего психического напряжения, когда нервы натянуты, как струна.

Как кожно-зрительная, она не могла отказать себе в удовольствии и профессиональной необходимости раскачивания . Скачки эмоциональных амплитуд были ей необходимы, потому что из них складывалась внутренняя гибкость актрисы. Подлинные эмоциональные состояния, в которые входит актёр, оказываясь на сцене, помогают ему погрузиться в заданные предлагаемые обстоятельства во время репетиций и на спектаклях. Когда это удаётся, об исполнителе говорят: «Он сегодня в ударе».

Своеобразный актёрский прием, который предоставляет исполнителю возможность войти в нужное состояние и взять верную ноту роли.

У Книппер-Чеховой был свой способ. Перед началом спектакля «Три сестры», в котором она играла Машу, Ольга Леонардовна пропитывала платочек подаренными ей Антоном Павловичем духами. Нахлынувшие воспоминания об умершем муже-драматурге, настраивали её на точную волну роли. Такие трюки известны любому актёру со студенческой скамьи. Станиславский называл этот способ «манками» и учил актёров обязательно использовать их.

У Сары Бернар они носили несколько сакральный характер.

Умение правильно эти состояния ощутить, сформировать, точно направить и дать нужный по силе посыл, вербализуя их словами драматурга, принято называть природным талантом.

Считается, что талант или есть или его нет. Иногда говорят: «Эта актриса среднего таланта». Это в корне неверно. Если рассмотреть такую актёрскую натуру, основываясь на знании системно-векторной психологии Юрия Бурлана, можно сказать, что актрисе такого рода «мешают» другие природные вектора, тормозящие её эмоциональные зашкаливания. Они как бы утихомиривают эти страсти, переводя их в ранг ума, позволяя ей вести роль рассудительно, сдержанно, при отсутствии эмоциональных извержений. В искусстве это называют индивидуальностью, стилем.

К таким актрисам относится Алла Демидова, она сама признавалась, что ещё в студенчестве педагоги ее называли «застёгнутой на все пуговки». Это не говорит о том, что эта категория актрис не талантлива, они просто другие, у них есть свои поклонники и свой репертуар. Эти актрисы и актеры могут кого-то оставлять равнодушными и безразличными. Их принято понимать головой, а не сердцем, искренне сопереживая им на сцене и в жизни.

К Саре Бернар равнодушных не было. Вся её жизнь прошла на самом высоком эмоциональном градусе. Она создавала неудобства всем, кто находился рядом, своим взрывным бунтарским характером: и когда она в порыве ярости еще совсем маленькой девочкой руками и ногами молотила, царапала и кусала монахиню, которая небрежно, с ожесточением, отнеслась к расчёсыванию Сариных непокорных кудрей, причинив ей сильную боль; и позднее, став знаменитой актрисой, в припадке не меньшей ярости, стегала хлыстом, подаренным ей Маршалом Франции (ничего себе подарки дамам!), несостоявшуюся актриску-писаку, позволившую себе выпустить гнусную книжку о личной жизни Великой Бернар, попытавшуюся хоть таким образом прославиться и погреться в лучах чужой славы.

Невзирая на сложность характера, ребенком Сара была любима окружавшими её взрослыми. Не зная подлинных причин её гиперактивности, как принято сегодня определять этот особый темперамент уретрального четырехмерного либидо, родители и воспитатели старались её оберегать, заметив, что взрывы гнева у девочки возникают только тогда, когда кто-то пытается запретить ей что-то делать, тем самым «понижая её, маленького вождя, в ранге». Для людей, обладающим уретральным вектором, не существует запретов или ограничений в поведении и мышлении.

«За флажки» - это про них, про уретральных. Это когда из ограниченного пространства ушедший волк, становясь одиночкой, проживает жизнь на самом пике одержимости свободой, потому что знает, за ним по следу идет свора псов. У Сары было то же самое. Её страстная натура не умещалась в привычные рамки мещанского мирка, а её псами были театральные «доброжелатели» и извечные газетчики, раздувавшие из самой невинной сплетни-мухи настоящего бегемота.

На самом деле, и в своих мемуарах она это подтверждает, у девочки с самого раннего возраста была по кожно-зрительному сильная потребность в любви, т. е. , которую она пыталась найти с мамой, но та оставляла её у кормилицы, путешествуя по всей Европе. А если и проявляла к Саре чувства, то только во время её болезни. Кто знает, может быть, девочка потому так много и болела, чтобы хоть таким образом удерживать возле себя маму. У впечатлительных кожно-зрительных детей это хорошо получается.

В моменты отсутствия родительской опеки, когда она перекладывалась на плечи воспитателей и монахинь, эта потребность в эмоциональной связи переходила на растения, животных. Позднее, когда она уже стала известной актрисой, в её доме, по свидетельствам современников, «под ногами вертелись собаки, обезьяны, львята и даже змеи».

Но растения погибали, у животных находились хозяева, девочки-подруги уезжали со своими родителями, покидая пансионы и монастыри, а Сын Божий всегда был здесь. К нему можно было обращаться через молитву и это скорее поощрялось, чем наказывалось. Так складывалась эмоциональная связь Сары с Христом.

Уретральный вектор, чья главная характеристика - бесшабашная храбрость, не ощущает опасности, когда маленькое детское тельце рвётся из рук няньки и шлёпается на каменную мостовую, переломав хрупкие детские косточки, или, выбравшись из высокого детского стульчика, скатывается прямо в камин, получая серьёзные ожоги.

Сильный ушиб, который актриса, находясь на гастролях в Южной Америке, получила из-за нерадивого рабочего сцены во время спектакля, прыгая с 4-метровой высоты декорации в «нарисованный Тибр», после 10-летнего лечения всеми мыслимыми и немыслимыми способами привел к ампутации ноги. Но ведь это не повод покинуть сцену или отказаться от любовных отношений с мужчинами, по возрасту которым она годилась в матери.

Многие считали и по сей день считают, что неординарное поведение уретрально-кожно-зрительной актрисы было выражением эпатажа. Перед кем ей было эпатировать? Перед публикой, которая её обожала? Перед мужчинами, которые добивались её расположения и которых она сама выбирала?

Ей не было равных и у неё не было конкурентов, потому что никто не мог с ней сравниться или копировать её на сцене и в жизни.

Эпатаж - это заслуга тех, кто боится потерять зрителя и всеми силами и самыми непредсказуемыми поступками стремится привлечь к себе внимание и удерживать его.

У Сары, надо полагать, было особое отношение к России. Она трижды приезжала на гастроли в Санкт-Петербург, а во время Русско-Японской войны вместе с Энрико Карузо провела ряд благотворительных концертов, сборы от которых были направлены в помощь раненым русским солдатам.

В России Сара Бернар познакомилась со своим будущим первым мужем. Он служил греческим дипломатом и был младше её на 11 лет. Брак был коротким. О том, что её распутный супруг - картёжник и наркоман, она узнала намного позже. Но несмотря на развод, Сара продолжала опекать его, особенно в последние месяцы жизни, умиравшего от морфия и кокаина.

Вторым, неофициальным мужем Сары Бернар стал бельгийский принц Анри де Линь. Он собирался на ней жениться при условии, что она оставит сцену, но, во-первых, уретральной женщине нельзя ставить условия, во-вторых, «сбежались тут соседи-короли», скандал замяли, а потом у 20-летней Сары родился сын Морис. Позднее принц Анри хотел дать ему своё имя, но теперь уже сын отказывается стать аристократом.

Уретральные женщины так же, как и мужчины, - вожди по своей природе, показывает системно-векторная психология Юрия Бурлана. При определенных условиях формирования уретральных девочек они начинают подражать поведению мужских уретральных особей. Проявляется это в ношении мужской одежды, причёске. При «угнетённом» уретральном векторе, т. е. битая в детстве анальным папой девочка вступает в лесбийские отношения с кожно-зрительной, тем самым, лишний раз подтверждая свою ранговость и природный вождизм.

Женщины с нормально развитым уретральным вектором вступают в отношения с кожно-зрительными мужчинами, как правило, значительно моложе их самих. Таких примеров много в истории: Екатерина II, Жорж Санд и Шопен; на российской эстраде и в мировом кинематографе: - Киркоров - Галкин, Лолита, Бабкина, Алла Баянова, Галина Брежнева, Анжелина Джоли - Бред Питт, Мадонна...

Сюда же относится Сара Бернар, сыгравшая на сцене и даже в кинематографе, находящемся на заре своего развития, целый ряд мужских ролей: Вертера, Занетто, Лорензаччо, Орлёнка... В роли Гамлета актриса покорила самого Станиславского.

У актрисы «не было» возраста - она играла Маргариту в «Даме с камелиями» в 68 лет так же, как в 28 играла глубокую старуху. Её мастерство перевоплощения было настолько велико, что о нём ходили легенды.

Вся жизнь актрисы Сары Бернар была окутана легендами, как и подобает человеку необыкновенно талантливому, свободному, имеющему свою независимую гражданскую позицию, о которой, как ни странно, позабыли упомянуть и Тургенев, и Чехов, зацикливаясь на сплетнях и наговорах, выуженных из зарубежной бульварной прессы, жадной до сенсаций.

Если вам интересен системный психологический разбор известных личностей, можно освоить навыки для самостоятельного анализа свойств любого человека на тренинге по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Зарегистрироваться на бесплатные онлайн-лекции можно по ссылке:

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »


Всю жизнь блистательной Сары Бернар можно назвать чередой сыгранных ролей. И речь идет не только о театральных подмостках. Сара обожала играть роли соблазнительниц, бунтаркок, скандалисткок. Публика боготворила ее, принимая актрису в любом обличье. О четырех главных ролях в жизни великой примы конца XIX-начала ХХ веков – далее в обзоре.

Роль 1-ая: дочь куртизанки

Сара Бернар с матерью Юдифь Бернар.

Будущую звезду театра мать при рождении назвала Розин – словно милую собачку, которая вечно путается под ногами. А ведь примерно так и было. Юдифь Харт не хотела иметь детей. Ее дочка родилась от случайной связи куртизанки с одним из многочисленных любовников.

Очаровательной милашки из Розин-Сары не получалось. Она доставляла немало хлопот своим нянькам. Девочка постоянно болела, отчего часто капризничала, экспрессивно выражая свои чувства. Когда врачи сказали, что Сара может вскоре умереть, то девочка умоляла мать купить ей гроб, т. к. боялась, что ее похоронят в каком-нибудь некрасивом ящике. Потом гроб станет своеобразным талисманом актрисы, который она повсюду будет за собой возить, разучивая в нем роли и позируя фотографам.

Сара Бернар. Marie Desire Bourgoin, 1869 год.

Когда девочка подросла, мать, желая от нее избавиться, отправила в пансион при монастыре Гран-Шан. Монахини любили взбалмошную и непослушную Сару, но долго выдержать ее выходки они не смогли, опасаясь, что поведение девушки пагубно скажется на остальных воспитанницах.

По возвращении дочери домой Юдифь задумала выдать ее замуж. Сара тут же закатила истерику, заявляя, что лучше уйти в монастырь. Любовник матери, герцог де Морни, наблюдавший эту сцену, расхохотался и предложил отправить девочку обучаться актерскому мастерству.

Роль 2-я: актриса

Сара Бернар после дебюта в театре (1863).

Сара Бернар мечтала блистать на сцене театра «Комеди Франсез». Будучи выпускницей Парижской консерватории и имея хорошие рекомендации, она была приглашена играть разовые роли в театре. В условленное время Сара явилась к директору, чтобы обсудить детали работы. С ней в кабинет зашла младшая сестра Реджина. Сара опекала ее, памятуя о том, как сама была обделена материнской любовью. Как-то 6-летняя девочка стала скакать по комнате, шуметь и разбрасывать бумагу. В попытках усмирить ребенка директор театра получил неожиданный ответ: «А про тебя, сударь, если будешь приставать ко мне, я всем расскажу, что ты мастер давать пустые обещания. Это моя тетя говорит!»

Сара Бернар в роли Грисмонды. Худ. Кларин Георг Жюль Виктор.

О «Комеди Франсез» Саре пришлось забыть на целый год. Спустя время она все-таки появилась на подмостках театра. Ее первое выступление не произвело фурора. Тогда в моде были полнотелые актрисы, а Сара Бернар совершенно не подходила под эти стандарты. Публика тут же окрестила ее «хорошо отполированным скелетом». И только критик Франсиск Сарсэ написал, что эту актрису ждет великое будущее.

В «Комеди Франсез» Сара продержалась только до окончания контракта. Этому снова «поспособствовала» младшая сестра. Реджина, как всегда, путалась под ногами и наступила на шлейф престарелой примы театра. Та оттолкнула ребенка, и девочка разбила себе лицо. В ответ на это Сара Бернар набросилась на актрису с кулаками. Остаться после этого ей уже не предложили.

Сара Бернар - известная актриса конца XIX-начала ХХ века.

Следующие 4 года лет были сложными в жизни актрисы. Она меняла театры, страны, мужчин. Не желая становиться куртизанкой, актриса устроилась во второй по популярности парижский театр «Одеон». Именно там Сара Бернар стала настоящей звездой. Перед ней преклонялись известные писатели, скульпторы, художники. Состоятельные чиновники осыпали Сару драгоценностями.

Через 10 лет актриса снова вернулась в «Комеди Франсез». Теперь она играла только ведущие драматические роли. Публика была в восторге. К тому же Сара Бернар делала все, чтобы о ней говорили. В газетах постоянно появлялись новости об очередной выходке эпатажной звезды, будь то покупка пантеры, путешествие на воздушном шаре или интервью в гробу.

Сара Бернар - французская актриса.

От славы и всеобщего обожания поведение Сары Бернар становилось все более непредсказуемым. Публика продолжала штурмовать театр, желая лицезреть любимую актрису, а вот дирекция уже не могла выносить ее выходки. В конце концов Сара решает уйти из «Комеди Франсез» и открывает свой театр.

Роль 3-я: любовница


Портрет Сары Бернар. Кларин Георг Жюль Виктор, 1871 год.

Своей игрой Сара Бернар буквально сводила мужчин с ума. Писали, что актриса сумела соблазнить почти всех монархов Европы и даже Папу Римского. Сара и сама любила рассказывать репортерам об очередной своей «победе».

По-настоящему Сара Бернар влюбилась в бельгийского принца Анри де Линя. Это чувство было взаимным. Принц был даже готов отказаться от своих королевских привилегий, лишь бы повенчаться с Сарой. Он поставил ей только одно условие: его любимая должна покинуть сцену. Актриса уже была готова пойти на этот шаг, но вдруг осознала, что принц отказывается от гораздо большего и в дальнейшем он может разочароваться в ней. Сара приняла тяжелое решение и отослала принца от себя. Через несколько месяцев после расставания с принцем она родила сына Мориса. Именно он стал главной любовью ее жизни.

Сара Бернар - французская актриса.

У Сары Бернар случались романы постоянно, но она не влюблялась, а больше тешила свое самолюбие, упиваясь властью над мужчинами. Сама же звезда вспоминала то время, когда жила у матери-куртизанки: «Дом моей матери всегда был полон мужчин, и чем больше я их видела, тем меньше они мне нравились».
Роль 4-я: стареющая прима


Сара Бернар в образе Пьеро.

Когда Саре Бернар стукнуло 60 лет, ей ампутировали ногу. Еще в детстве Сара выпрыгнула из окна, умоляя мать забрать ее от няни. Тогда девочка повредила колено. Второй раз актриса упала с декорации без страховки. После этого она терпела мучительные боли и в конце концов упросила врачей ампутировать ногу. Но это совершенно не помешало актрисе продолжать выступления.

В 65 лет Сара Бернар играла 20-летнего юношу в спектакле «Орленок». Это была уже располневшая женщина с жутким протезом, но публика продолжали рукоплескать ей. «Буду продолжать жить так, как жила. Пока не перестану дышать», - именно так говорила стареющая актриса. Даже в 78 лет она умудрялась играть 13-летнюю Джульетту.


Сара Бернар в гробу.

Предчувствуя свою кончину, Сара Бернар распорядилась выбрать шесть самых красивых молодых актеров Франции, чтобы те несли ее гроб. Когда Сару Бернар отправляли в последний путь, вся дорога была усыпана камелиями, который так любила актриса.

Сара Бернар, феноменальная актриса, первая суперзвезда в истории, которая на протяжении нескольких десятилетий освещала страны и континенты всего мира, родилась в Париже 22 октября 1844 года. Мать Сары, еврейка Юдифь (по другим источникам, Юдит), выросла в семье Морица Баруха Бернардта и Сары Гирш. Что касается отца великой актрисы, то достоверно проследить его имя и происхождение не представляется возможным.

Сара Бернар, биография которой содержит страницы самого разного толка, росла под присмотром гувернанток, поскольку ее мать не имела профессии и была вынуждена существовать за счет богатых почитателей женской красоты. Жизнь красивой содержанки, обычно, связана с длительными поездками. Женщина себе не принадлежит, так как обязана выполнять условия негласного контракта. Таким образом, маленькая Сара оставалась на попечении неряшливых нянек и росла в атмосфере относительного благополучия, но без

Тревожное детство

Однажды с девочкой случилось несчастье. Очередная нянька не уследила, Сара подошла слишком близко к горящему камину, и ее платье вспыхнуло. На крики ребенка прибежали соседи, и все обошлось, хотя девочка была до смерти напугана. Юдифь, узнав о происшедшем, решила больше не оставлять дочь. С тех пор Сара жила вместе с матерью. К счастью, в тот период у Юдифи появился постоянный поклонник, граф Де Морни, который был душевным человеком. Он искренне любил куртизанку и поэтому стал принимать участие в судьбе ее дочери.

"Комеди Франсез"

Когда Саре исполнилось 9 лет, ее отдали в частную привилегированную школу Грандшамп. Де Морни позаботился о том, чтобы девочка получила образование и ни в чем не нуждалась. Жизнь будущей актрисы стала приобретать уже вполне определенные очертания. Она закончила обучение и решила добиться исполнения своей заветной мечты - стать артисткой. И снова ей помог в этом друг семьи граф Де Морни, который отвел восемнадцатилетнюю Сару Бернар к директору театра "Комеди Франсез". Тот был несколько озадачен: "Слишком худая для сцены" - заявил он. Тем не менее, Сара Бернар, биография которой тогда открыла новую страницу, была принята в труппу, и это стало для девушки огромным счастьем.

Театральный дебют

Театральный дебют Сары Бернар состоялся 1 сентября 1862 года в спектакле драматурга Жана Батиста Расина. Перед выходом на сцену актриса переволновалась. Когда занавес стал медленно подниматься, Сара едва не упала в обморок. Девушку буквально трясло от волнения, и неудивительно, что критики единодушно похвалили актрису за красивую внешность и поставили ей "двойку" за актерское мастерство. "Отныне театральная публика Парижа может приходить, чтобы полюбоваться пышными золотистыми волосами Сары Бернар, но не более того", - писали газеты.

Популярность

Однако негативные отзывы - это тоже отзывы. К тому же театральные критики не учли железный характер начинающей актрисы. Через некоторое время Сара покинула "Комеди Франсез" и стала играть первые роли в других театрах. Это были "Одеон", "Жимназ", "Порт-Сен-Мартен". Каждый спектакль, в котором участвовала актриса, становился шедевром сценического искусства. Публика валом валила на Сару Бернар, а директор "Комеди Франсез" Однако сыграв почти все классические роли, Заиру, Дездемону, Федру, Андромаху и многих других, Бернар вернулась в Дом Мольера на правах примадонны, где и была принята с распростертыми объятиями.

Сара Бернар и бриллианты

Актриса в очередной раз потрясла театральную публику, сыграв Маргариту Готье в пьесе "Дама с камелиями" Александра Дюма-сына. Писатель Виктор Гюго, потрясенный искренностью Сары Бернар, подарил ей бриллианты в виде слез на золотой цепочке. "Это слезы моей души," - сказал он. Актриса долгое время хранила колье как самый дорогой подарок, как бесценное признание ее таланта. Драгоценности Сара Бернар любила так, как любит их истинная женщина, она поклонялась бриллиантам. Почитатели актрисы это знали и бессовестно пользовались слабостью Сары, задаривая ее подарками баснословной цены.

Бернар никогда не оставляла свои драгоценности дома, когда ей нужно было ехать на гастроли. Все бриллианты упаковывались в прочный футляр и повсюду следовали за своей хозяйкой. Душевного спокойствия при этом Сара Бернар не ощущала, она опасалась нападения и грабежа. А чтобы противостоять грабителям, эта слабая женщина всегда носила при себе маленький дамский револьвер. Немного позже, в двадцатом веке, у Сары Бернар появилась последовательница. Это была всемирно известная и всеми любимая Консуэла Веласкес, автор песни "Бэсамэ мучо", над которой время не властно. Консуэла возила с собой по всему миру и драгоценности, и деньги, а их было немало.

Мужские роли

Револьвер в дорожной сумочке Сары Бернар косвенно говорил о ее по-мужски твердом характере. Эти признаки гендерности, в хорошем смысле, отразились и на творчестве актрисы. Она сыграла множество мужских ролей, среди которых был Гамлет, Орленок, Вертер, Лорензаччо, Занетто.

Надо сказать, что Гамлет в исполнении Бернар покорил самого Станиславского, который был в то время еще совсем молодым человеком, но уже понимал толк в Константин Сергеевич тоже наверняка подарил бы актрисе бриллианты, если бы они у него были.

Позже Станиславский не раз отмечал Сару Бернар как эталон совершенства, ее от природы поставленный голос, безупречную дикцию, внутреннюю культуру и, самое главное, глубокое понимание персонажа.

И действительно, актриса владела широчайшей палитрой человеческих чувств, не было такого проявления женской души (а иногда и мужской), которое не могла бы воплотить в образ своего персонажа Бернар. Органичные переходы от горя к радости, от нежности к ярости - в этом и заключается подлинное мастерство артиста. Актриса Сара Бернар играла так, что Станиславский мог сказать только свое знаменитое - "Верю..."

"Говорок" этой женщины, ее "шепоток", умение "принизиться, чтобы кинуться", "подползти, чтобы разразиться" - это был не просто талант великой актрисы, это грандиозный Божий дар. Сара Бернар, фото которой не сходили со страниц газет и журналов, не могла шагу ступить, ее со всех сторон осаждали поклонники. Статьи в газетах, посвященные гастрольным поездкам по европейским странам, а позже по Америке, были похожи на сообщения с фронта во время войны, та же стилистика, те же термины - "Театр в осаде", "Это победа, критики посрамлены", "Наполеон не знал такого триумфа". Нередко материалы о прославленной театральной диве вытесняли правительственные сообщения и важные экономические сводки. Сара Бернар, актрисаи всенародная любимица, всегда была в окружении репортеров, в плотном кольце пишущей братии, и она никак не могла к этому привыкнуть.

Поклонники

Много времени у суперзвезды отнимали рекламные контракты. Духи и мыло, перчатки и пудра - на всех дорогих предметах парфюмерии стояло имя Сары Бернар. Но что характерно, она никогда не была идолом. Ее боготворили, почитали, любили и всячески превозносили, но идолопоклонства не было. Люди чувствовали открытую душу актрисы, ее дружественность и отвечали ей тем же. В отличие от своей матери, Сара дистанцировалась от состоятельных мужчин, которые хотели бы с ней сблизиться.

Сара Бернар, краткая биография которой содержит несколько страниц, посвященных ее домашней жизни, вела как бы двойное существование. Вернувшись из театра и переступив порог своей квартиры, актриса оставляла снаружи большое искусство и погружалась в свое личное пространство.

Домашняя обстановка

Актриса создала у себя дома свой собственный маленький мир. Она рисовала картины, лепила скульптуры, писала небольшие рассказы и забавные пьесы. Дом Сары Бернар был полон всякой живности, под ногами путались собаки и кошки, повсюду ползали змеи. Однажды она приобрела настоящий гроб, обитый белоснежным шелком, и стала в нем чуть ли не жить. Лежа в гробу, учила роли и пила кофе. И, как актриса говорила, в нем она себя прекрасно чувствовала. Подобные выходки можно было бы назвать эпатажем, но дело в том, что Сара Бернар не старалась произвести впечатление ради впечатления. В гробу ей и в самом деле было комфортно, а наступать на хвост лежащим повсюду кошкам она считала безнравственным и старалась их обходить.

Актриса о себе

Свою склонность к экстриму актриса однажды реализовала, поднявшись в небо на аэростате в компании близких друзей. Ветер изрядно потрепал воздушных путешественников, многие уже стали молиться о всепрощении, а Сара Бернар пила шампанское и высовывалась по пояс за борт. "Люблю, когда ко мне приходят гости, - говорила актриса, - но не люблю сама ходить в гости. Обожаю получать письма, но никакие силы не заставят меня написать ответ. Очень люблю давать советы, но ненавижу, когда мне что-то советуют". Она никогда не думала о том, что будет завтра, и забывала о том, что было вчера. Если завтра суждено умереть - ну и что? Подумаешь...

Джульетта

Время не пощадило знаменитую актрису, но в старости она была все так же похожа на девочку Сару. Критики современности восхищались гениальной Бернар, в ходу была шутка: "Сара Бернар - Джульетта Капулетти. Если 70-летняя актриса сыграет 13-летнюю героиню Шекспира, весь театральный мир поверит и будет плакать". И это не шутка, такое вполне могло случиться и получиться.

Сара Бернар, цитаты из изречений, ролей и интервью которой живут уже многие десятилетия, незабываема. Могила актрисы на кладбище Пер-Лашез в Париже всегда усыпана цветами. Парижане и почитатели великой актрисы, приезжающие со всего мира, в полной тишине подходят к мемориалу, чтобы отдать долг памяти.

«Божественная Сара» - так называл мир эту великую французскую актрису, воплотившую на сцене трагический образ Корделии, Ифигении, Федры, жрицы любви Клеопатры, Джульетты, Жанны д`Арк, Королевы Елизаветы, Гамлета. А.П. Чехов писал о таланте Бернар: «Играя, она гонится не за естественностью, а за необыкновенностью. Цель ее - поразить, удивить, ослепить…» Такой экстравагантной и эксцентричной особой была она и в жизни. 22 октября отмечается 170-летие со дня рождения Сары Бернар. К этой дате предлагаю ознакомиться с 20 интересными фактами из ее биографии.

1. Сара Бернар родилась 22 октября 1844 года. Была незаконнорожденной дочерью учительницы музыки по образованию и парижской куртизанки по жизни Юдит (Юдифь) ван Харт, голландской еврейки по происхождению, и французского адвоката Эдуарда Бернара. Свое имя будущая актриса получила в честь бабушки, к тому времени уже умершей. Юдифь, в 8 лет оставшуюся без матери, воспитывала мачеха, которую так же звали Сарой. Однако на свое имя ребенок во младенчестве плохо откликался. Домашние звали девочку Пеночкой. Сара росла болезненным ребенком, предрасположенным к туберкулезу, своего добивалась вспышками гнева. Посетители будуара мадам Юдит называли ее и «странным дитя», «ангелочком», «бесенком», что выдавало неординарной характер девочки, позволившей ей стать впоследствии великой актрисой.
2. В детстве Сара неоднократно могла погибнуть в пожаре. Однажды в 3-месячном возрасте малышка выпала из колыбели прямо на угли тлеющего рядом камина. К счастью, мать оказалась рядом и решительно применила народное голландское средство - девочку окунули в ведро со свежим молоком, а потом две недели оборачивали компрессами со сливочным маслом. Кожа не пострадала. Потом мешающая матери беззаботно проводить свою жизнь Сара была отправлена в Англию с няней. Она могла остаться там вплоть до совершеннолетия, но несчастный случай решил все. Няня оставила Сару одну с мужем-инвалидом. Девчушка подошла слишком близко к камину, искры огня охватили ее платье, и оно загорелось. Соседи спасли Сару. Юдифь, путешествовавшая в это время по Европе, приехала в Англию и забрала дочь в Париж. Впрочем, и там девочка была на попечении очередной няньки. Оставшись без родительской ласки, девочка замкнулась в себе. А когда узнала, чем занимается ее мать, и вовсе пришла в ярость. В припадке буйного гнева она падает с рук няни и ломает себе руку и ногу. После этого случая Юдит забирает дочь в свой дом.

3. Сара не была обучена ни чтению, ни письму, ни счёту. Чтобы обучить девочку грамоте, ее отдают в школу Мадам Фрессард. Во время 2-летнего пребывания в этом учебном заведении Сара впервые принимает участие в спектаклях. Однажды, выступая на сцене, Сара увидела свою мать, которая приехала навестить ее. Девочка так переволновалась, что забыла весь текст. С тех пор страх сцены преследует ее. И даже, когда Сара стала знаменитой, все свои роли она оттачивала до совершенства, до безупречности, «как безукоризненно и умно заученный урок».
4. Характер девчушки был несносным. Чтобы обуздать дикарку-дочь, ее отдали в пансион при католическом монастыре Гран-Шан. Это заведение отличалось гуманными методами и заботой о своих воспитанницах. Сестры монастыря заменили маленькой Саре семью. Непокорную болезненную девочку искренне любила и баловала настоятельница, мать Софья. Однако и эта добрая женщина с трудом сдерживала необузданный нрав Сары. Среди благообразных сестер озорная бестия выделялась своим поведением, а частые приступы бешенства и вовсе делали ее жизнь неуместной в стенах монастыря.
5. Осенью 1853 года Сару отдают на обучение в привилегированную частную школу Грандштамп по протекции очередного поклонника Юдифи, герцога Морни, сводного брата императора Наполеона III. 9-летняя девочка, хроническая болезнь которой обострилась, все время думает о смерти и даже просит у матери купить ее гроб, который впоследствии будет сопровождать ее по жизни. Он стал своеобразным талисманом Сары, она возила его с собой повсюду. Не раз она спала в нем и здесь же, по слухам, предавалась плотским радостям, устраивала фотосессии. Гроб не только служил цели эпатировать публику, но и готовил Сару к мысли о смерти, которая постоянно мучила ее.
6. В 10 лет Сару крестили, а в 13 мать решила на семейном совете выдать ее замуж. В аффектации девочка заявляет присутствующим, что ее душа принадлежит Богу и уж лучше в монастырь. Покровитель матери герцог де Морни воскликнул, что той дорога в театр, а не в обитель. В тот же вечер он вместе с Александром Дюма-отцом отвели Сару в «Комеди Франсэз», где давали «Британика». Расин потряс ее. Она рыдала, испускала пронзительные вопли, публика шикала, а Дюма утешал впечатлительную девушку. Впоследствии в своей автобиографии Сара напишет: «Когда занавес медленно поднялся, я почувствовала, что теряю сознание. Можно сказать, в этот момент поднялся занавес моей жизни».

7. В 1857-м Сара блестяще сдала экзамены и поступила в драматический класс Высшей национальной консерватории драматического искусства. Девушка сразу же обратила на себя внимание педагогов. На ежегодном конкурсе консерватории она получила сразу две премии: первую - за комическую роль, вторую - за трагический образ. Необычайно красивый голос, пластичность и гибкость, выразительная внешность выгодно выделяли ее среди сверстниц, и по окончании учебного заведения в 1862-м Сара получила предложение работать в самом престижном французском театре «Комеди Франсез».
8. На сцене она дебютировала в роли Ифигении одноименной трагедии Расина. Однако ее ждал провал - ни один из критиков не разглядел в начинающей актрисе будущую звезду. «Эта молодая дебютантка столь же красива, сколь невыразительна» , - пренебрежительно писали о ее выступлении и предрекали в скором времени полное забвение. Заметили Сару лишь через год, и то из-за глупейшего закулисного скандала. Она дала пощечину одной актрисе. Из «Дома Мольера» она была изгнана на десять лет и пошла на подмостки театра «Жимназ» на Бульваре Бонн Нувель.

После очередного прескверного представления Сара в разгар сезона тайком исчезла из Парижа. Ее искали с полицией чуть ли не по всей Франции. А она уехала в Испанию, ела там мандарины и наслаждалась отдыхом. Спровоцировав очередной скандал, наша героиня с легким сердцем рассталась с ненавистным театром и тут же получила новое приглашение в «Одеон». К тому времени Сара родила сына Мориса, отцом которого был Анри, принц де Линь.

9. Именно этот императорский театр открыл Бернар путь к славе. У Сары появилось много поклонников, её полюбила молодёжь за смелость и раскованность, за то, что актриса декларировала идеалы новой Франции. Она стала актрисой нового романтического направления в театре. Её эффектность и горячность захватывают зрителя, ее эпатажность бросали к ее ногам знаменитых авторов того времени. Восхищенный ее игрой Виктор Гюго встал перед Сарой Бернар на колени прямо на сцене после премьеры одной из своих трагедий. «Мадам! Вы изумительны в своем величии , - воскликнул он. - Вы взволновали меня так, что я зарыдал. Я преклоняюсь перед вами и дарю вам ту слезу, что вы исторгли из моей груди...» Подарок писателя был роскошным - прелестный браслет с бриллиантом.

10. Сара Бернар вернулась в «Дом Мольера» через 10 лет будучи признанной примадонной, с гордо поднятой головой. На подмостках «Комеди Франсэз» она играла Андромаху, Дездемону, Корделию, Федру. В роли величавой Федры и запечатлел ее ваятель Франсуа Сикар, воздвигнув ей памятник на площади Генерала Карриу. Божественная, несравненная, неповторимая, она бесподобно умирала на сцене, заставляя публику рыдать. Ее величавая патетика заставляла вспомнить о царственных библейских героинях: Юдифи, Лейлы, Сепфоры, Сары. Особенно потрясала ее декламация - «вскрики и шепоты», «восторги и стенания». «Тело восхитительной марионетки и голос арфы» , - восторженно писал Кокто.

11. Сара Бернар любила поражать воображение не только на сцене, но и в жизни. Ее спальню украшали скелеты, сама же она спала в гробу с толстым матрасом из любовных писем. В ее гостиной на софе возлежала пума, у камина грелся лев, из-под постели мог выползти боа, а то и крокодил...

12. Она обладала магическим воздействием на мужчин и на женщин, и весь высший свет обожал её. Поговаривали, что актриса соблазнила всех глав государств Европы, включая папу римского. У нее были «особые отношения» с принцем Уэльским (позже Эдвард VII) и с принцем Наполеоном, племянником Наполеона I, с которым её познакомила Жорж Санд. Что касается остальных лидеров, то если она и не занимала их постели, то завоёвывала их сердца. Её осыпали подарками император Австрии Франц-Иосиф, король Испании Альфонсо и король Италии Умберто. Король Дании Кристиан IX предоставлял в её распоряжение свою яхту, а герцог Фредерик позволял ей пользоваться своим родовым замком.

13. Она была невероятно энергичной женщиной, делала сто дел одновременно. Никто не знал, когда она спала. Ростан так вспоминал об актрисе: «Несется на темную сцену; оживляет своим появлением целую толпу людей, зевающих и томящихся здесь в полумраке; ходит, двигается, зажигает всех и все, к чему она прикасается; садится перед суфлёрской будкой; начинает ставить пьесу, указывает жесты, интонации; вскакивает, как ужаленная, требует, чтобы повторили, рычит от ярости, садится, вновь пьет чай; начинает репетировать сама…»

14. Ее эксцентричные выходки были непреходящей «злобой дня». Во время Всемирной выставки 1878 года Сара отважилась на полет на воздушном шаре, позавтракав на высоте 2 300 м гусиным паштетом и шампанским. Так и запечатлели ее полет карикатуристы - Сара Бернар возлежит в томной позе в знаменитом гробу, заменяющем корзину монгольфьера. Сара - первая модель, позирующая за деньги для рекламы чая, мыла, шоколада. Одной из первых она поняла, что благотворительность и небольшая доля сочувствия обездоленным придадут ее имени дополнительный флер. Во время войны 1870 года артистка остается в осажденном Париже и даже устраивает в театре «Одеон» госпиталь для раненых. В этом поступке Сары было и стремление помочь, и неодолимое самолюбование.

15. В конце XIX века Сара Бернар - в зените славы. Она много гастролирует в Канаде, Америке. В России она побывала трижды - в 1881-м, 1898-м и 1908-м. Во время ее первого появления в Санкт-Петербурге император Александр III явился к актрисе, чтобы выразить свое восхищение. Она склонилась перед монархом в реверансе, но он поднял ее со словами: «Это я должен преклониться перед вами».

16. В 1893 году Сара Бернар приобрела театр «Ренессанс», а спустя пять лет возглавила театр «Наций», переименованный впоследствии в «Театр Сары Бернар», где выступала в течение 24 лет. Актриса участвовала и в общественной жизни. Например, она сподвигла писателя Э. Золя горячо откликнуться на сфабрикованное дело Дрейфуса.
17. Сара Бернар играла много мужских ролей. Оглушительный успех принесла ей роль сына Наполеона в пьесе Ростана «Орленок». В марте 1900 года, когда Сара Бернар играла роль двадцатилетнего юноши, ей самой уже исполнилось 56 лет. Публике настолько пришлась по душе ее игра, что она вызывала актрису на бис 30 раз. Она стала одной из первооткрывательниц кино. В творческом багаже Сары Бернар 8 киноролей. Образ Маргариты Готье актрисе удалось воплотить не только на театральной сцене, но и на киноэкране. Но после просмотра фильма «Дама с камелиями» Сара Бернар решила больше не связываться с кинематографом. Крупный план безжалостно показывал истинный возраст актрисы. 70-летняя Сара могла играть на сцене юную Джульетту. Но в кино это невозможно.

18. На гастролях в Рио-де-Жанейро в 1905-м Сара Бернар повредила правую ногу, травма была очень серьезной и привела к ампутации конечности в 1915-м. Но, несмотря на увечье, Сара Бернар не оставила сценическую деятельность. Ушла из театра она только в 1922-м.
19. Даже к собственной смерти она отнеслась необычно. Умерла она в 1923-м. После ухода из театра она написала сценарий собственных похорон, распорядившись выбрать шестерых самых красивых молодых актеров, которые понесут ее гроб. 26 марта 1923 года отправилась она в последний путь, десятки тысяч почитателей ее таланта шли за гробом через весь город до кладбища Пер-Лашез.

Дорога была усыпана камелиями, ее любимыми цветами. А неизвестный ветеран Первой мировой войны положил на могилу свой орден Почетного легиона со словами: «Здесь покоится слава Франции».

20. На Голливудской аллее славы есть именная звезда Сары Бернар. В честь великой актрисы назван один из самых красивых и ароматных сортов пионов.

Оригинал записи и комментарии на



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: