Почему утята выведенные курицей следуют за ней. Разведение мускусных уток — хороших наседок. Вопросы в конце параграфа

>> Врожденные и приобретенные программы поведения

§ 54. Врожденные и приобретенные программы поведения

1. Как возникли врожденные формы поведения?
2. Почему в детстве люди легко овладевают языком?
3. Чем рассудочная деятельность отличается от условно-рефлекторной?
4. Почему в ходе выработки навыка временно ухудшаются результаты?

Врожденные программы поведения - безусловные рефлексы, инстинкты.

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Вопросы в начале параграфа.

Вопрос 1. Как возникли врожденные формы поведения?

Врожденные программы поведения - безусловные рефлексы, инстинкты.

Они есть как у животных, так и у человека. Они «обобщают» исторически (филогенетически) сложившийся видовой опыт и способствуют удовлетворению основных потребностей, то есть продолжению жизни.

Поскольку на разных стадиях индивидуального развития (онтогенеза) организм находится не в одинаковых условиях, безусловные Рефлексы особей разного возраста могут различаться. Но у всех представителей вида данного возраста и пола в норме они одинаковы.

Вопрос 2. Почему в детстве люди легко овладевают языком?

Подобно всем рефлексам инстинкты вызываются комплексом внешних и внутренних причин и представляют цепочку безусловных рефлексов, благодаря которым животные и человек приспосабливаются к той или иной среде. Например, речью люди легко овладевают в младенческом возрасте. В более позднем возрасте изучение языка дается им с гораздо большим трудом.

Вопрос 3. Чем рассудочная деятельность отличается от условно-рефлекторной?

Более сложной формой индивидуального поведения является рассудочная деятельность. Здесь на основе прошлого опыта образуются новые связи, которых раньше не было. Вот один из типичных примеров. Собаку приучили вставать на задние лапы. Такое движение стало сигналом получения пищи. Поэтому собака часто стала использовать свой навык для выпрашивания корма. Это обычный условный рефлекс, возникший в результате сочетания позы «служить» с кормом. Рассмотрим иной случай. Собака просится на прогулку: лает, виляет хвостом. Но это не дает должного эффекта. Тогда она встает на задние лапы перед дверью, хотя никто ее этому не учил. Имеющийся навык собака использует для другой цели. И если он будет подкреплен, животное возьмет его «на вооружение».

Вопросы в конце параграфа.

Вопрос 1. Какие формы поведения могут быть отнесены к врожденным, а какие - к приобретенным?

Врожденные формы поведения - безусловные рефлексы, рефлексы, которые передаются по наследству и обеспечивают приспособление организма к постоянным условиям среды. Самые простые безусловные реакции: сосание (пищевой безусловный рефлекс), мигание (защитный безусловный рефлекс), рефлекс «что такое?» (ориентировочный безусловный рефлекс). Более сложные формы врожденного поведения - инстинкты - цепочки врожденных рефлексов.

Приобретенные формы поведения - реакции каждого человека, с помощью которых его организм приспосабливается к меняющимся воздействиям среды. Такой элементарной реакцией является условный рефлекс. Устойчивая цепочка условных рефлексов образует динамический стереотип. Более сложная форма приобретенного поведения - рассудочная деятельность.

Вопрос 2. Какие безусловные рефлексы человек унаследовал от обезьяноподобных предков?

Безусловные рефлексы, которые человек унаследовал от обезьяноподобных предков, это рефлексы, способствующие удовлетворению основных потребностей, т. е. продолжение жизни, а также пищевой, защитный, ориентировочный рефлексы.

Вопрос 3. Что такое инстинкт?

Инстинкт (от лат. instinctus - побуждение) - совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения.

Вопрос 4. Почему утята, выведенные курицей, следуют за ней, как и цыплята? Каков механизм этого явления?

Новорожденные животные в момент созревания анализаторов фиксируют в памяти образы, на которые они впоследствии будут ориентироваться как на значимые объекты. Это свойство называется запечатлением. Им и объясняется, почему утята, выведенные курицей, следуют за ней, как и цыплята. После того как утята вылупились из яйца, у них сформировался зрительный анализатор и возник рефлекс следования. Они запечатлели первый встретившийся им движущийся объект и следуют за ним.

Молодняк домашней птицы выводится двумя способами: искусственным - в инкубаторах и естественным - под наседками. Инкубаторно-птицеводческие станции, птицеводческие фабрики и племенные птицезаводы ежегодно продают колхозникам и рабочим миллионы суточных цыплят, утят, индюшат и гусят.

Все полученные в хозяйствах утиные яйца, за исключением бра­ка (бой, насечка, двухжелтковые), следует инкубировать. По договоренности их сдают на инкубатор на птицеводческую станцию или обменивают на утят. Если такой возможности нет, то молодняк выводят под наседками. Вывод утят под наседками (естественная инкубация) зависит от трех основных условий: качества яиц, подкладываемых под наседку, выбора наседки и ухода за ней и яйцами в период насиживания. Домашнюю птицу надо правильно кормить и содержать, только тогда яйца будут обладать всеми необходимыми инкубационными качествами. Яйца, предназначенные для вывода, овоскопируют. Овоскоп представляет собой прибор, сделанный из фанерного или картонного ящика (футляра), внутри которого помещена электрическая или керосиновая лампа, а сверху над ними прорезано овальное отверстие. При прикладывании яйца к отверстию просвечивается его содержимое.

Яйца нельзя хранить в теплом месте, а также рядом с пахучими веществами (креозот, керосин, карболовая кислота). Лучше всего их держать в сухом прохладном месте при температуре 5-10°С в корзине, ящике в вертикальном положении. В помещении не должно быть сырости и плесени. Не рекомендуется подкладывать под наседку яйца с трещинами, грязные, очень мелкие, с тонкой скорлупой, круглые или слишком удлиненные, а также яйца, имеющие неправильную шероховатую скорлупу с утолщениями и поясами. Лучше всего для насиживания подходят яйца уток, снесенные 2-5 дней назад.

Выбор наседки. После периода усиленной яйцекладки весной у домашней птицы проявляется инстинкт насиживания. Наилучшее время для посадки наседок - конец марта - апрель - май. В это время живот у птицы оголяется, так как перья и пух выпадают, птица и сама их выдергивает, устилая ими гнездо. Хорошая наседка неохотно выходит из гнезда. Если ее высадить оттуда, она не убегает, а садится на землю и издает особые гортанные звуки (клохчет). Гнездо с наседкой сверху закрывают корзиной (ящиком), выпуская ее только 2 раза в сутки для кормления. После 3-4 дней обычно птица начинает клохтать, рассиживается.

Отличные наседки - индейки, они одинаково хорошо выводят как индюшат, так и молодняк домашней птицы других видов. Можно заставить насиживать как самку, так и самца индеек. Для этого в гнездо помещают несколько яиц, сажают туда индейку и закрывают гнездо так, чтобы она не могла встать. Через 2-3 дня под индейку подкладывают яйца для насиживания.

Под наседку-курицу также можно подкладывать утиные яйца, под гусынь же нельзя, так как утиные яйца имеют более тонкую скорлупу и гусыня может их раздавить. Под утку кладут 13-15, под курицу – 7-9 утиных яиц. Наседка должна закрыть собой все яйца, не раскрывая крыльев. Сажать наседку на гнездо лучше вечером. Рядом с гнездом всегда должны находиться корм, вода и ящик с сухим песком и золой, где бы птица имела возможность купаться. Наседки обычно ежедневно сходят с гнезда для еды и питья. Кормить наседок нужно цельным зерном, зерновыми отходами или сухой мучной смесью. В первые 2 дня наседку совсем не следует тревожить, даже если она не сходит с гнезда.

Наседку выпускают 1-2 раза в день по 10 мин. Если наседка свыше 2 дней не сходит с гнезда, ее осторожно снимают и подносят к кормушке до тех пор, пока она сама не начнет подходить к корму. Нельзя позволять ей гулять с другой птицей во дворе, лучше всего не выпускать ее из помещения, где стоит гнездо. Яйца следует осматривать после того, как наседка сойдет с гнезда. Раздавленные яйца (если такие окажутся) сразу же убирают, загрязненную подстилку заменяют свежей, с запачканных яиц удаляют следы грязи.

Яйца, положенные под наседку, несколько раз за период насиживания просматривают на овоскопе, так как среди них могут оказаться такие, которые непригодны для дальнейшей инкубации - неоплодотворенные или с замершим эмбрионом.

При осмотре на овоскопе оплодотворенных утиных яиц на 7-8-й день насиживания довольно ясно видны кровеносная система и зародыш. В яйцах с мертвым зародышем в этот период можно заметить кровяное кольцо, черту или кровяную извилину. Неоплодотворенные яйца, т. е. яйца без зародышей - светлые. Первый раз утиные яйца просматривают на 1-8-й день насиживания, второй раз - перед выводом - на 26-й день насиживания. Во время второго просмотра хорошо видна извилистая очерченность границ пуги, часто можно установить и движение клюва утенка. В яйцах с замершими зародышами заметна сплошная темная масса без кровеносных сосудов, содержимое яйца переливается.

Продолжительность насиживания яиц уток – 27-28 дней. Молодняк домашней птицы вылупляется мокрым, поэтому утятам сначала надо дать обсохнуть под наседкой, а затем посадить в ящик, коробку, выложенные утепляющей тканью, сверху покрыть материей и разместить в более теплом месте (26-28° С). Наседку с молодняком изолируют от другой птицы и содержат отдельно. Утят подпускают к наседке после того, как вывод закончится. Молодняк, выведенный от двух наседок, можно содержать с одной из них (при условии, что те и другие птенцы будут одного возраста), а освободившуюся начать разгуливать или подложить под нее яйца для вывода новой партии. Под наседку в зависимости от ее размера и материнских качеств можно подпустить утят, выведенных в инкубаторе, но не более 20-30. Такое подсаживание успешно удается в первые дни жизни молодняка; среди утят старшего возраста наседка различает чужих птенцов и их отгоняет.

Утка - заботливая наседка, под которой можно вырастить до 20- 30 утят. Первые 2 дня утку вместе с выводком нужно содержать в теплом помещении. В хорошую погоду утят с 3-4-го дня постепенно начинают выпускать на выгул и внимательно следят за их поведением. На водоем утят выпускают рано утром и подкармливают только один раз вечером на дворе, вблизи помещения для ночевки. Утят раньше 10-дневного возраста допускать к воде не рекомендуется, так как они могут сильно намокнуть и переохладиться. На мясо утят выращивают до 60- 65-дневного возраста, к этому времени они достигают 2-2,5 кг. Кормят их обильно высокопитательными концентрированными кормами. В приусадебных хозяйствах, где нет наседок, а суточный молодняк куплен на инкубаторно-птицеводческой станции или в птицесовхозе, его в большинстве случаев выращивают в искусственных условиях. Обогревать утят можно с помощью электрических обогревательных приборов. При этом наиболее безопасны в пожарном отношении, компактны и гигиеничны электрические грелки.

/ Глава 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика Задание: §54. Врожденные и приобретенные программы поведения

Ответ на Глава 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика Задание: §54. Врожденные и приобретенные программы поведения
Готовые домашние задания (ГДЗ) Биология Колесов, Маш 8 класс

Биология

8 класс

Изд.: Дрофа

Год: 2007 - 2014

Вопрос 1 . Какие формы поведения могут быть отнесены к врожденным, а какие - к приобретен­ным?

Врожденные формы поведения - безус­ловные рефлексы, рефлексы, которые пе­редаются по наследству и обеспечивают приспособление организма к постоянным условиям среды. Самые простые безусловные реакции: сосание (пищевой безусловный рефлекс), мигание (защит­ный безусловный рефлекс), рефлекс «что такое?» (ориентировочный безусловный рефлекс). Более сложные формы врожден­ного поведения - инстинкты - цепочки врожденных рефлексов.

Приобретённые формы поведения - ре­акции каждого человека, с помощью ко­торых его организм приспосабливается к меняющимся воздействиям среды. Такой элементарной реакцией является услов­ный рефлекс. Устойчивая цепочка услов­ных рефлексов образует динамический стереотип. Более сложная форма приобретенного поведения - рассудочная де­ятельность.

Вопрос 2. Какие безусловные рефлексы чело­век унаследовал от обезьяноподобных предков?

Безусловные рефлексы, которые чело­век унаследовал от обезьяноподобных предков, это рефлексы, способствующие удовлетворению основных потребностей, т. е. продолжение жизни, а также пище­вой, защитный, ориентировочный реф­лексы.

Вопрос 3. Что такое инстинкт?

Инстинкт (от лат. instinctus - по­буждение) - совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внеш­ние или внутренние раздражения.

Вопрос 4. Почему утята, выведенные курицей, следуют за ней, как и цыплята? Каков механизм этого явления?

Новорожденные животные в момент созревания анализаторов фиксируют в па­мяти образы, на которые они в последст­вии будут ориентироваться как на значи­мые объекты. Это свойство называется запечатлением. Им и объясняется, по­чему утята, выведенные курицей, следу­ют за ней, как и цыплята. После того как утята вылупились из яйца, у них сформи­ровался зрительный анализатор и возник рефлекс следования. Они запечатлели первый встретившийся им движущийся объект и следуют за ним.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: