Презентация - Политика и экономика: от реформ к «застою» - эпоха Л.И. Брежнева. Презентация на тему «период застоя в ссср Презентация на тему эпоха застоя

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

План урока. 1.Кризис официальной идеологии. 2.Движение диссидентов. 3.Борьба с «Буржуазной культурой». 4.Развитие художественной культуры. 5.Система образования. 11 класс (профильный уровень) Автор презентации: Агалакова Е.В. учитель истории ГБОУ СОШ № 1324 (797)

1.Кризис официальной идеологии. 2.Движение диссидентов. 3.Борьба с «Буржуазной культурой». 4.Развитие художественной культуры. 5.Система образования. План урока.

Докажите двойственный характер советской культуры в период «Застоя»? Задание на урок.

Разрыв между официальной идеологией и реальной жизнью привел к тому, что население перестало доверять властям. Люди стали терять веру не только в конечную веру, но и стимулы к труду. В 80 г. коммунизм так и не был построен и власти выдвинули новую концепцию- «дальнейшего совершенствования развитого социализма».Это означало начало серьезного кризиса официальной идеологии. 1.Кризис официальной идеологии. Л.И.Брежнев и М.А.Суслов.

В н.60-х гг.часть интеллигенции, осознав идейный кризис коммунистической идеологии, начала говорить об обновлении марксизма-ленинизма. Вскоре в стране возникло диссидентское движение. Оно включало 3 направления: правозащитное, национальное и религиозное. Диссидентство было представлено либерализмом(А.Сахаров) и национализмом (А.Солженицын). Сахаров выдвинул идею конвергенции - объединения социализма и капитализма. 2.Движение диссидентов. А.Д.Сахаров

Солженицын выступал за возрождение национального государства. В 1965 г.диссиденты выступили в защиту А. Синявского и Ю.Даниэля, опубликовавших свои произведения за границей. В 1969 г.возникла инициативная группа защиты прав человека (С.Ковалев), в 1975-гру-ппа во главе с Ю. Орловым. В 1975 г.капитан 3-ранга В.Саблин поднял мятеж на корабле «Сторожевой.» За измену Родине он был расстрелян. 2.Движение диссидентов. В.Новодворская в тюрьме.

В диссидентском движении власти видели влияние Запада и выдвинули тезис об обострении классовой борьбы. Диссидентов стали представлять как «агентов влияния» Запада, или как шпионов. В 70-е гг. усилилась борьба с буржуазной культурой. Из репертуаров театров изымались пьесы зару-бежных авторов, отменя-лись концерты известных исполнителей, запрещался прокат западных кинофильмов. 3.Борьба с «Буржуазной культурой». Идеологическая диверсия. Плакат 70-х годов.

Власти требовали от деятелей культуры «золотой середины»-отказа от «очернительства» и от «лакирования действительности». Предписывалось создавать произведения на производственную тематику с положительным героем-партийным руководителем. В кинематографе на этот период пришелся расцвет творчества С. Бондарчука, Ю.Озерова, Т. Лиозновой, А.Тарковского, Э.Рязанова, Л.Гайдая и др. 4.Развитие художественной культуры. С.Бондарчук в роли П.Безухова.

В театре свой взгляд на жизнь предлагали Г.Товстоногов, А.Эфрос, М.Захаров, О.Ефремов, Г.Волчек и др. Огромной популярности достигли актеры, Е.Лебедев, К.Лавров, С.Юрский, О.Басилашвили, В.Тихонов, Р.Плятт, Т.Доронина и др. В то же время ряд деятелей культуры иммигрировали за границу - В.Аксенов, А.Солженицын, И.Бродский, А.Тарковский, М. Растропович, Г.Вишневская и т.д. 4.Развитие художественной культуры. А.Калягин в роли В.И.Ленина. «Так победим!» МХАТ.

Советский балет ставший лучшим в мире гордился М. Плиссецкой, М. Лиепой, .Васильевым, Н. Павловой, в то же время остались за границей и получили там признание Р.Нуриев, М. Барышников, А.Годунов. Оперное искусство было представлено И. Архиповой, В. Атланото вым, З.Соткилавой, Е.Образцовой, Т.Синявской, Б. Штоколовым. Архитектурные достиже- ния были связаны с именами В.Вучетича, Л. Кребель, Н.Томской и др. 4.Развитие художественной культуры. В.Вучетич. Комплекс на Мамаевом кургане.

Характерной чертой культуры 60-70-х гг. стал расцвет авторской песни. Он был связан с творчеством мэтров жанра - Б.Окуджавы, Ю. Визбора, А. Городницкого,Ю.Кима, А.Галича и более молодых авторов - В.Высоцкого, В.Егорова, А. Суханова. Огромной популярности на советской эстраде получили А.Пугачева, И.Кобзон, Э. Пьеха, Л. Лещенко, М.Криста-линская, М. Магомаев, В.Леонтьев, С. Ротару, Э. Хиль. 4.Развитие художественной культуры. В.Высоцкий. Б.Окуджава. Ю.Ким.

Дальнейшее развитие получила система образования. В 1974 г.был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию, но при этом качество образования снизилось, т.к. не было отбора в старшие классы школы. За 20 лет число ВУЗов выросло в 1,8 раза. Ежегодно они выпускали 1 млн.специалистов. В то же время многие задачи реформы 1974 г.не были достигнуты из-за катастрофической нехватки ресурсов. 5.Система образования. Лекция в МИЭТ.

Проверочный тест 1.Концепция развитого социализма была провозглашена и обнародована: А) Н.С.Хрущевым Б) Л.И.Брежневым В) К.У.Черненко Г) Ю.В.Андроповым 2. В «искажении нашей действительности, проповеди упадничества» был обвинен писатель, автор повести «Один день Ивана Денисовича»: А) А.И. Солженицын Б) Ф.А.Абрамов В) В.П.Астафьев Г) В.М. Шукшин 3. Отстаивая собственные оценки и суждения, выступая против идеологического давления на деятелей культуры, оказался на чужбине режиссер фильмов «Сталкер», «Андрей Рублев», «Солярис» и др.: А) Э.А.Рязанов Б) А.А.Тарковский В) А.С. Михалков-Кончаловский Г) Г.Э.Климов 4. Академик, лишенный всех государственных наград и высланный в г.Горький за протест ввода советских войск в Афганистан: А) А.И.Солженицын Б) М.В.Келдыш В) П.Л.Капица Г) А.Д.Сахаров 5. Группу содействия выполнения Хельсинских соглашений в СССР, созданную в 1976 г. в Москве, возглавлял профессор: А) А.Д.Сахаров Б) С.А.Ковалев В) А.Д.Синявский Г) Ю.А.Орлов 6. Признанным лидером «магнитофонной революции» в 70-е годы был: А) И.Д.Кобзон Б) В.С.Высоцкий В) А.А.Вознесенский Г) Э.Хиль 7. В 70-е годы наибольшей популярностью у советских людей пользовался многосерийный фильм режиссера Т.М.Лизновой «Семнадцать мгновений весны» по роману писателя: А) А.И.Солженицына Б) Ю.С.Семенова В) В.В.Ерофеева Г) В.П.Аксенова 8. Концерты этого известного артиста-сатирика всегда проходили с аншлагом. Однако, подчиняясь давлению со стороны властей, в 70-е годы был вынужден прекратить включать в выступления В Москве критические миниатюры: А) М.М.Жванецкий Б) А.И.Райкин В) З.И.Высоковский Г) З.Е.Гердт


Разделы: История и обществознание

Цели:

  • создать условия для понимания того, что культура и духовный климат во второйполовине 60-х - начале 80-х гг. отмечен ростом критических настроений в среде интеллигенции;
  • уяснить, что, несмотря на значительное влияние государства на все стороны жизни советского человека, общество развивалось не только в рамках партийных директив;
  • уяснить, каково было состояние литературы и искусства в 60-х-80-х гг., а также суть диссидентского движения;
  • воспитания эмоционально-ценностного отношения к памятникам культуры, расширение культурного кругозора учащихся.

Предварительная работа – опережающие задания по творческим группам

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор.
  • Раздаточный и дидактический материал.
  • Презентация (Приложение ).

Понятия: диссидент, правозащитник, «деревенщики», критический реализм, «экология культуры», интеллектуальное (авторское) кино, авторская песня, художники - неформалы, московский концептуализм, соц-арт

Ход урока (презентация)

I. Организационный момент

Цель: готовность к уроку, раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

II. Подготовка учащихся к основному этапу работы

Цель: Создать условия для мотивации учения и для понимания цели учебного занятия

III. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Цель: создать содержательные и организационные условия для восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала через работу творческих групп.

Основной вопрос Деятельность учителя Деятельность учащихся
Культура и духовный климат во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг. Проблемный вопрос:

Доказать, что несмотря на то, что данный период в истории называют «эпохой застоя», культура развивается, появляются новые художественные средства выразительности, с помощью которых мастера различных направлений в искусстве изображали свое видение картины мира

Организация работы по изучению основных вопросов темы:

Мини-лекция
Поиск фактов с целью ответа на поставленный вопрос через работу творческих групп

Учащиеся заполняют таблицы по ходу изложения «Основные черты»

Литература

1 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ

Театральное искусство

2 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ

Киноискусство

3 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ

Изобразительное искусство

4 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ

Музыкальное искусство

5 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ

Смеховая культура

6 творческая группа – изложение материала с использованием ИКТ

IV. Этап проверки понимания изученного

Цели:

  • установить правильность и осознанность изученного материала;
  • выявить возможные пробелы осмысления изученного через опрос.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организация работы по определению степени усвоения учащимися во время изучения нового материала Учащиеся отвечает на вопросы:
  • Какие темы преобладали в литературных произведениях?
  • С чьим именем связано движение в защиту памятников истории и культуры.
  • Какое название получило движение в СССР в защиту прав и свобод граждан?
  • Почему в 1965-1968 гг. в СССР зародилось диссидентское движение?
  • Кто из известных деятелей культуры в 70-е начале 80-х гг. оказался за границей? Как вы думаете почему?
  • Каковы ваши личные впечатления от музыки, кино, живописи, литературы, театра, смеховой культуры 1960-х - начале 1980-х гг.?

V. Этап обобщения знаний

Цель: создать условия для формирования целостной системы ведущих знаний учащихся, формирования у них обобщенных понятий.

Таблица для заполнения по ходу урока:

Основные черты Основные идеи
Литература Размышления о духовном мире современника и ответственности человека за свой моральный выбор. Раскрытие былых ценностей крестьянского мира.
Театральное искусство Компенсировал отсутствовавшую публичную политическую дискуссию.
Киноискусство Новые художественные средства и новые подходы к осмыслению прошлого через прошлое и современность.
Изобразительное искусство Воспроизведение на плоскости холста и в концептуальных инсталляциях мир идей, а не мир вещей, и главной идеей была свобода.
Музыкальное искусство Творческое самовыражение. В песнях поднимались философские и социальные проблемы.
Смеховая культура Социальный подтекст. Менялись тональность показа советской действительности.
Диссидентское, правозащитное движение Свобода человека рассматривалась как высшая ценность. Неприятие строя подавлявшего такую свободу

Вывод: Духовный климат конца 1960-х - начала 1980-х гг. отмечен ростом критических настроений в среде интеллигенции, которые усугублялись серьезными сбоями в работе экономических механизмов и трудностями в социальной сфере.

Весь «послеоттепельный» период развития культуры насыщен яркими событиями. Интенсивно протекала духовная жизнь, сформировалось общее культурное поле заинтересованного интеллектуального взаимодействия. Культурная жизнь сама по себе была общественным явлением, в творческой среде вырабатывались общественно значимые идеи и ценности, становившиеся достоянием самой широкой аудитории.

VI. Этап информации о домашнем задании

Цель: создать условия для понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Инструктаж по выполнению домашнего задания. Задания:
1. А. А. Лёвандовский, Ю.А. Щетинов Россия в XX - начале XXI века, п.66 «Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 1965-1985 гг.»
2. Дополнительный материал – опережающее задание.
Проведение соцопроса:
  • Какие важные события в жизни вашей семьи связаны с периодом правления Л.Брежнева?
  • Каким было материальное положение вашей семьи в период 1964-1982 гг.?
  • Ощущала ли ваша семья рост благосостояния народа в этот период? В чем конкретно для вас он проявлялся?

VII. Этап подведения итогов и рефлексия

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся, обеспечить усвоение учащимися принципов самореализации.

Оценка эффективности работы на уроке.

Ф.И. ученика _____________________

Сделайте, пожалуйста, четыре метки, которые соответствуют вашей оценке результатов урока. Если Вы низко оцениваете результаты, то метка ставится в поле «0», если выше, то выберите подходящий балл – от 1 до 5.

Введение

1. Особенности культуры в первые годы Советской власти

2. Духовная и художественная культура периода тоталитаризма

3. Великая Отечественная война в истории отечественной культуры

4. Советская архитектура

5. Мода в советский период

6. Советская культура в период «оттепели» и «застоя»

Война, героизм советских людей отражены в полотнах художников А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя», С.В. Герасимова «Мать партизана», картине А.А. Пластова «Фашист пролетел» и других.

Оценивая ущерб культурному достоянию страны, Чрезвычайная государственная комиссия по расследованию злодеяний захватчиков называла в числе разграбленных и разрушенных 430 музеев из 991, находившихся на оккупированной территории, 44 тысячи дворцов культуры и библиотек. Были разграблены дома-музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, А.С. Пушкина в Михайловском, П.И. Чайковского в Клину, Т.Г. Шевченко в Каневе. Безвозвратно утраченными оказались фрески XII века в Софийском соборе Новгорода, рукописи П.И. Чайковского, полотна И.Е. Репина, В.А. Серова, И.К. Айвазовского, погибшие в Сталинграде. Разрушены были древние архитектурные памятники старинных русских городов — Новгорода, Пскова, Смоленска, Твери, Ржева, Вязьмы, Киева. Пострадали пригородные архитектурные ансамбли-дворцы Санкт-Петербурга, архитектурные монастырские комплексы Подмосковья. Невосполнимы были людские потери. Все это сказалось на развитии отечественной культуры после войны.

В 30-е годы архитектура в России претерпевает очень важные изменения: из-за специфики политрежима были снесены красивейшие храмы по всей стране, а так же памятники архитектуры. Здания строились в стиле » конструктивизм». Он широко использовался для строительства общественных и жилых зданий. Эстетика простых геометрических форм, свойственная конструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина, построенного в 1930 г. по проекту А.В. Щусева. Архитектору удалось избежать излишней помпезности. Гробница вождя мирового пролетариата представляет собой скромное, небольшое по размерам, лаконичное строение, вписывающееся в ансамбль Красной площади. С приходом к власти Сталина на его смену пришел стиль, получивший название «сталинский ампир». В моду входит пышная лепнина, огромные колонны с псевдоклассическими капителями, скульптуры строгих и мощных советских людей, гербы СССР, живописные и мозаичные панно — все прославляет выдающиеся достижения советского народа.

Все, что окружало людей в советский период, содержало в себе характерные особенности советской эпохи. Пятиконечная звезда, серп и молот, сцены уборки урожая, стилизованные барельефы рабочих. В интерьере использовались мраморные плиты, украшения из бронзовых лавровых венков с советской символикой, бронзовые светильники, стилизованные под факелы, использование элементов барокко в декоре, опять же с обязательным изображением государственной советской символики. В этом проявляется гигантомания и склонность к богатству убранства, граничившему с безвкусицей, присутствовала некоторая наигранность. Для настоящего ампира характерна прежде всего глубочайшая внутренняя гармония и сдержанность форм. Великолепие же сталинской неоклассики было призвано выразить силу и мощь тоталитарного государства, стремление к созданию нового культа через иконизацию символики. Наиболее известными зданиями в этом стиле являются сталинские высотки в Москве: здание МГУ, МИД и Министерства Транспорта, ансамбль ВДНХ, жилые дома.

В скульптуре преобладало создание многочисленных памятников на социалистическую тему: памятники пионерам, рабочим и т.д. Этим же отличалась и современная живопись того времени. Примечательно, что в СССР не существовало города, или даже населенного пункта в котором бы не было памятника Ленину.

Государственные здания поражали огромными размерами. Например в 1931 году Моссовет провел закрытый конкурс на проект огромной гостиницы на 1000 номеров, самой благоустроенной по меркам тех лет. В конкурсе участвовало шесть проектов, лучшим был признан проект молодых архитекторов Л. Савельева и О. Стапрана. Архитектурная и широкая пресса внимательно следила за всеми этапами проектирования и строительства: в градостроительном отношении здание имело огромное значение — оно располагалось на пересечении главной магистрали столицы улицы Горького с вновь прокладываемой «Аллеей Ильича», громадным проспектом, который вел к Дворцу Советов. Когда стены будущей гостиницы «Москва» уже возводились, руководителем авторского коллектива архитекторов был назначен академик А. Щусев. В проект гостиницы, его фасад, были внесены изменения в духе новой монументальности и ориентации на классическое наследие. Согласно легенде, Сталин подписал сразу оба варианта решения фасада здания, поданные ему на одном листе, в результате чего фасад выстроенной гостиницы оказался несимметричным. Строительство было завершено в 1934 году. «Аллея Ильича» проложена не была, следы ее прокладки — нынешняя Манежная площадь, образовавшаяся на месте снесенной застройки Моховых улиц.

Еще один яркий пример архитектуры — Дворец неосуществлённый строительный проект советского правительства. Идея сооружения в столице первого в мире государства рабочих и крестьян здания, способного стать символом «грядущего торжества коммунизма», появилась уже в 20-х годах. Работа над ним велась в 1930-е годы и в 1950-е годы. Это должно было быть грандиозное административное здание, место съездов, празднеств и т.п. Дворец в Москве с высотой 420 м стал бы самым высоким зданием мира. Его должна была венчать грандиозная статуя Ленина. На проект дворца был проведен масштабный архитектурный конкурс. Дворец Советов было решено построить на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Высшие премии на конкурсе были присуждены архитекторам: И. Жолтовскому, Б. Иофану, Г. Гамильтону (США). В дальнейшем Совет Строителей Дворца Советов (в который одно время входил и сам Сталин) принял за основу проект Б. Иофана, который и был после многочисленных доработок принят к осуществлению. Проект был воистину грандиозен. Высота сооружения должна была составить 420 метров (со статуей В.И. Ленина. Сессии Верховного совета, а также всевозможные собрания согласно проекту проводились бы в огромном зале объёмом миллион кубометров, высотой 100 и диаметром 160 метров, который был рассчитан на 21000 человек! Малый зал вместил бы «всего» 6 тысяч. Также во Дворце Советов предполагалось разместить Президиум, государственный документальный архив, библиотеку, музей мирового искусства, залы Палаты Верховного Совета СССР, Конституции, Гражданской войны, Строительства социализма, аудитории для работы депутатов и приёмов делегаций. Рядом со зданием решено было построить огромную площадь и стоянку на 5 тысяч автомобилей, для этого требовалось изменить окрестности: Музей изобразительных искусств решено было отодвинуть на 100 метров, Волхонка и её улицы-соседи должны были исчезнуть под тысячами кубометров земли.

Особое внимание стоит уделить статуе Ленина, которую в окончательном проекте решено было поставить на крышу гигантского здания. Скульптор предполагал сделать статую стометровой. Один бы только указательный палец был сопоставим по размерам с двухэтажным домом! Вес статуи оценивался в 6 тысяч тонн — почти столько же, сколько весит крупнейшая статуя мира — Родина-мать в Волгограде.

Несмотря на бурное начало строительства, реализацию проекта пришлось заморозить. Более того, металлический каркас Дворца Советов был разобран во время войны: столица нуждалась в материалах для обороны от фашистской Германии. После победы восстанавливать здание не стали, хотя идея постройки этого грандиозного сооружения не покидала Сталина до самой смерти. Вождь хотел подчеркнуть этим зданием превосходство Советской системы над устройством капиталистических государств. Формально от строительства Дворца советов отказались в конце 1950-х.

После прихода к власти Хрущева и постановления о «борьбе с архитектурными излишествами» в архитектуре уже небыло таких грандиозных проектов. Здания стали более скромными. Брежневская архитектура отличалась мощными призматическими строениями типа московской гостиницы «Россия», но по-провинциальному они были более бедными.

В СССР, после войны о стиле в одежде мало кто задумывался — положение в стране не позволяло никакой роскоши. Сама по себе новая одежда уже была дефицитом. Но постепенно положение граждан выровнялось. Вновь появилась потребность в эстетическом внешнем виде.

Принято считать, что стиль 1950-х был самым изящным за всю историю ХХ века. Новый силуэт песочных часов противопоставлялся четкому прямому с расширенными плечами силуэту военного времени. Он предъявлял определенные требования к фигуре, которым нужно было соответствовать: тонкая талия, покатые плечи, пышный бюст в сочетании с округлыми, женственными бедрами. Тело до требуемого стандарта буквально «лепили» из того, что было, — подкладывали вату в бюстгальтеры, утягивали талию. Эталоном красоты и стиля считались популярные в те времена актрисы: Любовь Орлова, Клара Лучко, Элизабет Тэйлор, Мэрилин Монро. Среди молодежи таким эталоном — трендсеттером на десятилетие стали Бриджит Бардо и — в СССР после «Карнавальной ночи» — Людмила Гурченко.

Женщина в модной одежде того времени напоминала цветок — пышная юбка почти до щиколоток (под низ надевали легкую многослойную нижнюю), покачивающийся на высоких каблуках-шпильках, в обязательных нейлоновых чулках со швом.

Поразительная перемена стиля в суровое послевоенное время, когда ткани отпускались «по мерке», не больше, чем считалось нужным на скромное короткое платье «без излишеств», а чулки стоили баснословно дорого. На одну юбку «нового силуэта» требовалось от 9 до 40 метров ткани (рис.5) ! До СССР этот стиль («нью-лук») дошел только после смерти Сталина, во время хрущевской «оттепели». Как альтернатива существовал также предложенный Кристианом Диором стиль «Н» — прямая юбка в сочетании с мягким или прилегающим лифом.

«Стильные» рукава делали длиной 3/4 или 7/8 — что требовало обязательных длинных элегантных перчаток. Не менее модными были короткие нейлоновые или ажурные — в цвет туалета. Обязательной была небольшая круглая шляпка, которая зимой заменялась на «менингитку» — маленькую шапочку, прикрывавшую только затылок. Из аксессуаров присутствовали клипсы и браслеты, а также ювелирные изделия с полудрагоценными камнями — хрусталем, топазами, малахитом. Кроме того, были невероятно популярны солнечные очки — с заостренными «стрелками» углами, украшенными стразами. В СССР был очень моден мех вообще и каракуль — в частности.

У мужчин в моду вошли очень узкие брюки — дудочки, и нейлоновые рубашки. Необходимым мужским аксессуаром была шляпа.

В СССР бесспорное влияние на моду, на смелость фасонов и цветов оказали 2 крупных события: фестиваль молодежи и студентов и приезд Кристиана Диора со своими моделями для показа. Второе сильное течение 1950-х годов — различное переосмысление фольклорных мотивов — народов СССР и «дружественных». Очень сильным модным поветрием в СССР стали китайские вышитые кофточки и китайские же пуховые шарфики.

Поскольку покупать одежду в союзе было достаточно дорого, а внешний вид готовой одежды отечественного производителя не был модным. Однако после войны, во время дефицита внимания мужчин, женщины всегда радостно приветствовали все ухищрения, позволяющие подать себя в выгодном свете.50-е годы отмечены появлением фарцовки (спекуляция дорогим вещами). VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов проходивший в 1957 году в Москве стал колыбелью фарцовки как широкомасштабного явления. Благодаря тому, что «приоткрылся» железный занавес — иностранные граждане получили возможность в качестве туристов посещать крупные города СССР. Этим и воспользовались фарцовщики — преимущественно молодые люди, студенты. Услугами фарцовщиков в основном пользовались так называемые «стиляги»-советская молодёжная субкультура, имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам.

Наибольшее распространение фарцовка получила в Москве, Ленинграде, портовых городах и туристических центрах СССР. Концом фарцовки стало налаживание сначала челночного, а потом и нормального товарообмена республик бывшего СССР с зарубежными странами на закате перестройки в начале 90-х годов XX века.

Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Разоблачение на XX съезде партии в 1956 году культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами — всё это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни. Сочетание всех этих совершенно уникальных обстоятельств привело к движению шестидесятников.

Время с середины 50-х до середины 60-х годов (от появления в 1954 году повести И. Эренбурга с названием «Оттепель» и до открытия процесса над А. Синявским и Ю. Даниэлем в феврале 1966 года) вошло в историю СССР под названием «оттепель», хотя инерция развернувшихся в то время процессов давала о себе знать вплоть до начала 70-х годов.

Эпоха перемен в советском обществе совпала с глобальным социокультурным поворотом. Во второй половине 60-х активизируется молодежное движение, противопоставившее себя традиционным формам духовности. Впервые глубокому философскому осмыслению и новому художественному прочтению подвергаются исторические итоги XX столетия. Все чаще поднимается проблема ответственности «отцов» за катастрофы века, в полную мощь начинает звучать роковой вопрос об отношениях «отцов и детей».

В советском обществе рубежом социокультурных перемен стал XX съезд КПСС (февраль 1956 г), воспринятый общественным мнением как очистительная гроза. Процесс духовного обновления в советском обществе начался с обсуждения ответственности «отцов» за отход от идеалов Октябрьской революции, которая стала критерием измерения исторического прошлого страны, равно как и нравственной позиции отдельной личности. Так в действие вступило противостояние двух общественных сил: сторонников обновления, называемых антисталинистами, и их противников — сталинистов.

В художественной литературе противоречия в рамках традиционализма нашло отражение в противостоянии консерваторов (Ф. Кочетов — журналы «Октябрь», «Нева», «Литература и жизнь» и примыкавшие к ним журналы «Москва», «Наш современник» и «Молодая гвардия») и демократов (А. Твардовский — журналы «Юность»). Журналу «Новый мир», главным редактором которого был А.Т. Твардовский, принадлежит особая роль в духовной, культуре этого времени. Он открыл для читателя имена многих крупных мастеров, именно в нем опубликован «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицина.

Художественные выставки московских неоавангардистов и литературный «самиздат» конца пятидесятых годов означали появление ценностей, порицавших каноны социалистического реализма.

Самиздат возник в конце 50-х годов. Такое название получили машинописные журналы, создававшиеся в среде творческой молодежи, оппозиционно настроенной к реалиям советской действительности. В самиздат попадали как произведения советских авторов, по тем или иным причинам отвергнутые издательствами, так и литература эмигрантов, поэтические сборники начала века. По рукам ходили и рукописи детективов. Начало «оттепельного» самиздата положили списки поэмы Твардовского «Теркин на том свете», написанной в 1954 году, но не разрешенной к публикации и попавшей в самиздат вопреки воле автора. Первый самиздатовский журнал «Синтаксис», основанный молодым поэтом А. Гинзбургом, опубликовал запрещенные произведения В. Некрасова, Б. Окуджавы, В. Шаламова, Б. Ахмадулиной. После ареста Гинзбурга в 1960 году эстафету самиздата подхватили первые диссиденты (Вл. Буковский и другие).

Социокультурные истоки антисоциалистического искусства имели уже собственную основу. Характерен в этом смысле пример мировоззренческой эволюции Б. Пастернака (М. Горький считал его лучшим поэтом социалистического реализма в тридцатые годы), опубликовавшего на Западе роман «Доктор Живаго», где автор критически переосмысливает события Октябрьской революции. Исключение Пастернака из Союза писателей подвело черту в отношениях между властью и художественной интеллигенцией.

Культурная политика в период «оттепели».Н. Хрущев четко сформулировал задачу и роль интеллигенции в общественной жизни: отражать возрастающее значение партии в коммунистическом строительстве и быть ее «автоматчиками». Контроль за деятельностью художественной интеллигенции осуществлялся посредством «установочных» встреч руководителей страны с ведущими деятелями культуры. Сам Н.С. Хрущев, министр культуры Е.А. Фурцева, главный идеолог партии М.А. Суслов не всегда оказывались в состоянии вынести квалифицированное решение относительно художественной ценности критикуемых ими произведений. Это приводило к неоправданным выпадам против деятелей культуры. Хрущев резко высказывался против поэта А.А. Вознесенского, чьи стихи отличаются усложненной образностью и ритмичностью, кинорежиссеров М.М. Хуциева, автора фильмов «Весна на Заречной улице» и «Два Федора», М.И. Ромма, поставившего в 1962 году художественный фильм «Девять дней одного года».

В декабре 1962 года в ходе посещения выставки молодых художников в Манеже Хрущев устроил разнос «формалистам» и «абстракционистам», среди которых был и скульптор Эрнст Неизвестный. Все это создавало нервозную обстановку среди творческих работников, способствовало росту недоверия к политике партии в области культуры.

Время хрущевской «оттепели» прямо и косвенно разобщило и дезориентировало творческую интеллигенцию: одни переоценили характер поверхностных изменений, другие не сумели увидеть их «скрытного подтекста» (влияние извне), третьи не смогли уже выражать коренных интересов народа-победителя, четвертые были способны только на пропаганду интересов партийно-государственного аппарата. Все это, в конечном итоге, вызвало неадекватные реальной действительности художественные произведения, где доминировали идеалы демократического социализма.

В целом «оттепель» оказалась не только кратковременной, но и достаточно поверхностной, не создала гарантий против возврата назад, к сталинской практике. Потепление не было устойчивым, идеологические послабления сменялись грубым административным вмешательством, и к середине 60-х годов «оттепель» сошла на нет, но ее значение выходит за рамки кратких всплесков культурной жизни.

Общая характеристика советской культуры периода «застоя». Более двадцати лет в советской истории существовала эпоха «застоя», которая в области культуры характеризовалась противоречивыми тенденциями. С одной стороны, продолжалось плодотворное развитие всех сфер научной и художественной деятельности, благодаря государственному финансированию укреплялась материальная база культуры. С другой стороны, усилился идеологический контроль руководства страны за творчеством писателей, поэтов, художников и композиторов.

За этот долгий временной отрезок во всех областях социальной жизни наступили серьезные изменения:

благодаря научно-техническому и информационному прогрессу произошел раскол и переориентация общественного сознания, особенно среди молодежи, к традиционным ценностям русской культуры и к западным образцам жизни;

нечеткая разобщенность, которая наблюдалась среди творческой интеллигенции, приобрела достаточно ясные очертания противостояния двух культур — официально-номенклатурной (часть творческой элиты срослась с высшими эшелонами власти) и национально-демократической (появление и развитие новой народной интеллигенции как великорусской, так и в союзных республиках, автономиях и областях).

Следует отметить эволюцию форм этого противостояния — от резкого неприятия до установления определенного взаимосогласия и взаимодействия, что было продиктовано жизненной необходимостью изменения ориентиров внутреннего и внешнего развития. Так, логика развития предмета отображения действительности официальной культурой была связана с попыткой сохранения своего доминирующего положения в общественном сознании, что вызвало переход от явного «лакирования» явлений окружающей жизни к традициям неосталинизма, возрождая тем самым духовные ценности русской культуры через военно-патриотическую и культурно-историческую тематику (например, фильмы «Война и мир» и «Андрей Рублев» режиссеров С. Бондарчука и А. Тарковского).

Несмотря на все сложности и противоречия, литературно-художественная жизнь 70-х годов отличалась разнообразием и богатством. В литературе и искусстве продолжали жить идеалы гуманизма и демократии, звучала правда о настоящем и прошлом советского общества.

Острые социальные проблемы, и прежде всего советской деревни, поднимали писатели В.Г. Распутин (повести «Последний срок», «Живи и помни» и «Прощание с Матерой»}; В.А. Солоухин («Владимирские проселки»); В.П. Астафьев («Кража» и «Царь-рыба»), Ф.А. Абрамов (трилогия «Пряслины» и роман «Дом»), В.И. Белов (1″Плотницкие рассказы», роман «Кануны»), Б.А. Можаев («Мужики и бабы»). Содержание большинства произведений не оставляло равнодушным никого, ибо речь в них шла о проблемах общечеловеческих. Писатели-«деревенщики» не только зафиксировали глубокие изменения в сознании, морали деревенского человека, но и показали более драматичную сторону этих сдвигов, коснувшихся изменения связи поколений, передачи духовного опыта старших поколений младшим.

Большой популярностью в стране и за рубежом пользовалось творчество национальных писателей: киргиза Ч. Айтматова (повести «Джамиля», «Прощай Гульсары», «Белый пароход», «И дольше века длится день» и др.), белоруса В. Быкова (повести «Мертвым не больно», «Круглянский мост», «Сотников» и др.), грузина Н. Думбадзе (повести «Я, бабушка, Илико и Илларион», «Я вижу солнце», роман «Белые флаги»), эстонца Я. Кросса (романы «Между тремя поветриями», «Императорский безумец»).

На 60-е годы приходится творчество рано ушедшего из жизни (1971) русского поэта Н. Рубцова. Его лирике свойственны предельно простая стилистика, напевная интонация, душевность, неразрывная связь с Родиной.

Теме Родины, ее судеб посвящал свои музыкальные произведения композитор Г.В. Свиридов («Курские песни», «Пушкинский венок»), сюиты «Время, вперед», музыкальная иллюстрация повести А.С. Пушкина «Метель»).

70-е годы были временем подъема советского театрального искусства. Особенной популярностью у передовой общественности пользовался Московский театр драмы и комедии на Таганке. На его сцене были поставлены «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта, «Десять дней, которые потрясли мир» по Дж. Риду, «А зори здесь тихие…» Б. Васильева, «Дом на набережной» Ю. Трифонова, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Среди других коллективов выделялись театр имени Ленинского Комсомола, театр «Современник», театр им.Е. Вахтангова.

Центром музыкальной жизни оставался Академический Большой театр в Москве. Его прославили имена балерин Г. Улановой, М. Плисецкой, Е. Максимовой, балетмейстеров Ю. Григоровича, В. Васильева, певиц Г. Вишневской, Т. Синявской, Б. Руденко, И. Архиповой, Е. Образцовой, певцов 3. Соткилавы, Вл. Атлантова, Е. Нестеренко.

В 70-е годы началась так называемая «магнитофонная революция». Песни прославленных бардов записывались в домашних условиях и передавались из рук в руки. Наряду с сочинениями В. Высоцкого, Б. Окуджавы и А. Галича большой популярностью пользовались произведения Ю. Визбора, Ю. Кима, А. Городницкого, А. Дольского, С. Никитина, Н. Матвеевой, Е. Бачурина, В. Долиной. Повсеместно возникали молодежные клубы самодеятельной песни, начали проводиться их всесоюзные слеты. Симпатии молодежи все более завоевывали эстрадные вокально-инструментальные ансамбли (ВИА).

В целом художественная культура сумела поставить перед советским обществом ряд насущных проблем и попыталась в своих произведениях эти проблемы решить.

7. Отечественная культура и «перестройка»

Обновление системы государственного социализма, начатое партийным руководством во главе с М.С. Горбачевым в 1985 году имело большие последствия для всех отраслей культуры. В ходе «перестройки» (1985 — 1991 годы) развернулась интенсивная ломка сложившихся стереотипов во всех направлениях социокультурной жизни. За шесть лет ситуация в культурной жизни изменилась радикальным образом. Исчез монолит «советской культуры», искусственно скрепленный идеологическими догмами. Культурная жизнь стала несравненно сложнее, разнообразнее, многовариантнее.

Перестройка как процесс трансформации советского общества теснейшим образом связана с культурой, игравшей огромную роль в духовной подготовке перемен. Культура стала стержнем идеологической перенастройки общества.

Решающее значение для перемен в культурной жизни общества имела политика гласности. Реформаторы рассматривали гласность как необходимое условие курса на демократизацию и ускорение социально-экономического развития. Были смягчены или частично пересмотрены постулаты официальной идеологии. Классовый подход с его идейной непримиримостью постепенно вытеснялся идеей приоритета общечеловеческих ценностей и «социалистического плюрализма» мнений. Однако разрешенный сверху плюрализм мнений очень быстро вышел за рамки социалистического.

Для «перестройки» характерны идейные разногласия и политическое размежевание художественной интеллигенции, что раскололо некогда единые творческие союзы. Из парадных казенных мероприятий съезды творческой интеллигенции превратились в дискуссии. Появлялись новые группировки, хотя их организационное оформление сдерживалось трудностью раздела собственности, принадлежавшей союзам.

Нестабильность политической и экономической ситуации и облегчение процедуры выезда привели к новой волне эмиграции из страны. Нормализация отношений с Русским Зарубежьем и современные средства транспорта и коммуникации помогали поддерживать единство российской культуры. В СССР стала свободно продаваться эмигрантская периодика.

Ослабление цензуры вызвало бурный поток публикаций на ранее запретные темы. На первый план выдвинулось обсуждение и осуждение «деформаций социализма», которых накопилось немало за 70 лет существования советской власти. Среди авторов острокритических публицистических статей преобладали «шестидесятники».

80-е годы — время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего греха, плахи заставляет прибегать к таким формам художественного образного мышления как притча, миф, символ («Плаха» Ч. Айтматова, фильм «Покаяние» Т. Абуладзе).

Смягчение идеологического диктата позволило расширить культурно-информационное пространство, в котором жило общество. Массовый читатель получил доступ к литературе, которая десятилетиями пряталась в спецхранах. За два-три года толстые литературно-художественные журналы вернули читателям десятки произведений ранее запрещенных авторов. Граница между подцензурной литературой и самиздатом размывалась. На экраны возвращались полочные (не пропущенные в свое время цензурой) фильмы, на сцены театров — «старые новые» пьесы. Началась реабилитация диссидентов.

Характерным явлением духовной жизни конца 80-х годов стало переосмысление истории советского периода. Еще раз нашла своеобразное подтверждение мысль о том, что в России непредсказуемо не только будущее, но и прошлое.

Важнейшей особенностью художественной ситуации восьмидесятых годов — является возникновение мощного потока возвращенной художественной культуры. Российская общественность получила возможность открыть для себя сознательно изгнанные ранее из отечественной культуры имена и произведения, широко известные на Западе: лауреатов Нобелевской премии Б.Л. Пастернака, А.И. Солженицына, И. Бродского, а также В.В. Набокова, Э. Лимонова, В. Аксенова, М. Шемякина, Э. Неизвестного.

По многообразию творческих стилей, эстетических концепций, пристрастий к той или иной художественной традиции, культура конца 80-х начала 90-х годов напоминает начало XX века в русской культуре.

Отечественная культура как бы добирает несостоявшийся естественный момент своего развития (спокойно пройденный западно-европейской культурой XX века) и насильственно остановленный известными социально-политическими событиями у нас в стране.

Вместе с тем ликвидация цензуры и политика «открытых дверей» в культурном обмене имели и негативную сторону. В страну устремились сотни проповедников различных конфессий, религиозных школ и сект, которые формировали свои отделения в СССР. На смену идеологическому диктату в искусстве пришел диктат рынка. В поток массовой западной культуры вливалась низкопробная отечественная продукция.

К концу перестройки государственная культурная политика должна была решать принципиально новые задачи: как обеспечить поддержку высокого уровня отечественной культуры в рыночных условиях и цивилизованными мерами регулировать распространение массовой культуры.

Заключение

Россия в ХХ веке выступила в качестве катализатора социокультурных процессов на планете.0 ктябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей. 19 17 год радикальным образом изменил и судьбу народов бывшей Российской империи. Еще один поворот, инициировавший значительные изменения в развитии человеческой цивилизации, был начат в России в 1985 году. Он приобрел еще большую динамику в конце ХХ века. Культура России в советский период развивалась очень интенсивно. Политический режим направлял развитие культуры, непосредственно от него зависело то или иное культурное событие. В этом состоит уникальность советского времени: на протяжении большей части этого периода его культурная жизнь была теснейшим образом переплетена с жизнью политической. Отсюда вытекало так же огромное влияние культурной деятельности не только на настроения в обществе, но и на судьбы конкретных людей. Все это необходимо учитывать при оценке социокультурных процессов в современной России и России советского периода.

Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: учеб. Пособие, /Кондаков И.В. — М., 1997. 65 с.

«Экономика развитого социализма» - Тема урока: «Кризис «развитого социализма». Можно ли говорить о кризисных или о застойных явлениях в советской экономике? Проанализируйте фрагмент документа. Диссидентское движение. Курс партийно-государственной номенклатуры на сохранение сложившихся общественных отношений. Нарастание в обществе критического отношения к официальной идеологии и партийному руководству.

«Диссидентское движение» - Участники развернули лозунги «Да здравствует свободная и независимая Чехословакия!». г.Горький, 1982г. Москва, 1973. В ноябре 1970 г. в Москве был создан Комитет прав человека в СССР. Вашингтон, ноябрь 1988г. Е.Боннер и А.Сахаров. Япония, ноябрь 1989. На Форуме «За безъядерный мир». В 1980 г. А. Д. Сахаров был лишен всех правительственных наград.

«Жизнь Брежнева» - Первый секретарь ЦК Компартии Молдавии. Семья Л.И.Брежнева. Человек, обладавший пятью золотыми звёздами Героя. Брежнев Леонид Ильич. Интересные факты. Генерал-майор. Первый секретарь ЦК КПСС. Конец эпохи Брежнева. Возвращение к «ленинским принципам коллективного руководства». Награждён орденом «Победа».

«Правление Брежнева» - Какой политический портрет вы нарисовали. Точка зрения на руководство Брежнева. Первый секретарь ЦК КПСС в 1964-1966 годах. Были возобновлены работы в области генетики. Критика сталинизма была болезненно встречена в большинстве государств. 1964 год – смешение Хрущёва Н.С. и назначение Брежнева Л.И. Задание.

««Брежнев» история» - Динамика цен на нефть. Подскочили цены на нефть. Он не был замкнут и нелюдим, как Ленин. «Рыбное дело» 1978 г. Докажите двойственный характер советской культуры в период «застоя». Реалии социализма. В.Новодворская в тюрьме. Кризис официальной идеологии. Памятник Ленину. Николай Викторович Подгорный.

«Диссидентское движение в СССР» - Административная лихорадка. Идейные направления диссидентского движения. Преобразования в экономике. Цели диссидентского движения. СССР. Программа Н.С.Хрущева. Обнинская АЭС. Социальная база диссидентского движения. Причины слабого распространения диссидентского движения в СССР. Ледокол «Ленин». Изменения в политике и культуре.

Всего в теме 19 презентаций



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: