Концлагерь. Презентация на тему "фашистские концлагеря - машина смерти" Презентация лагеря смерти второй мировой войны

Слайд 2

С матерями-узницами в лагере дети находились недолго. Немцы выгоняли всех из бараков и отбирали детей. От горя некоторые матери сходили с ума. Детей в возрасте до 6 лет собирали в отдельном бараке, где не заботились о лечении заболевших корью, а усугубляли болезнь купанием, после чего дети умирали за 2-3 дня. Страшный час для детей и матерей в лагере наступал тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей…

Слайд 3

Саласпилс -детский лагерь смерти

Несмотря на зимнюю стужу, привезённых детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал еще 12-летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали их на холоде по 5-6 суток.

Слайд 4

…Когда изможденные люди с больными, замученными детьми загонялись за тройную проволочную ограду концентрационного лагеря, для взрослых, но в особенности для беззащитных детей начиналось мучительное существование, насыщенное до предела тяжкими психическими и физическими истязаниями и издевательствами со стороны немцев и их прислужников.

Слайд 5

Слайд 6

Охрана лагеря каждый день выносила из детского барака в больших корзинах окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей. Они сжигались за оградой лагеря или сбрасывались в выгребные ямы и частично закапывались в лесу вблизи лагеря.

Слайд 7

Саласпилс - детский лагерь смерти

В лагере смерти Саласпилс мученической смертью погибли около 3 тысяч детей до 5 лет в период с 18 мая 1942 года по 19 мая 1943 года, тела были частью сожжёны, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Подавляющее большинство из них подвергались выкачиванию крови.

Концентрационный лагерь (сокращённо концлагерь) термин, обозначающий специально оборудованный центр массового принудительного заключения и содержания следующих категорий граждан различных стран: военнопленных различных войн и конфликтов; политических заключенных при некоторых диктаторских и тоталитарных режимах правления.


С приходом в Германии к власти нацистов были созданы первые концентрационные лагеря для изоляции лиц, подозреваемых в оппозиции фашистскому режиму. Но с началом военных действий они превратились в гигантскую машину подавления и уничтожения миллионов людей разных национальностей, представителей так называемых «низших», славянских групп населения, в частности в европейских странах, захваченных нацистами и находившихся в оккупации.


Уже по дороге в лагерь будущий заключенный получал представление о том, какие физические и душевные муки ожидают его там. Товарные вагоны, в которых люди ехали по направлению к таинственному месту назначения, намеренно делались похожими на концлагерь в уменьшенном масштабе. Санитарные условия в вагонах полностью отсутствовали, в них не было ни отхожего места, ни проточной воды. Посреди каждого вагона стоял большой бак, и люди вынуждены были отправлять свои естественные потребности на глазах у всех, публично, - мужчины и женщины, старые и молодые (бак, стоявший посреди вагона и служащий для нечистот, был переполнен, и при каждом толчке вагона содержимое его выплескивалось на плечи и на головы). В лагере широко практиковались медицинские эксперименты и опыты. Изучались действия химических веществ на человеческий организм. Испытывались новейшие фармацевтические препараты. Заключенных искусственно заражали малярией, гепатитом и другими опасными заболеваниями в качестве эксперимента. Нацистские врачи тренировались в проведении хирургических операциях на здоровых людях.


Условия содержания в концлагерях хотя и имели свои особенности, в целом отличались жестокостью и бесчеловечностью содержания, об этом свидетельствуют отрывки из писем: «Жили и работали русские солдаты в адских условиях, были оборванные, голодные, холодные, разутые, униженные и оскорбленные. За малейшее преступление эсэсовцы избивали заключенных в концлагерях»; «Фашисты жестоко избивали меня, лишали питания и воды, сажали в карцер и подвергали жестоким пытками и издевательствам»; «Расстреливали в лесу. Засекали бичами. Травили собаками. Убивали палками. Топили в воде. Запихивали в «душегубки». Плотнее! Морили голодом. Убивали туберкулезом. Душили в серных бетонных камерах. Напихивали людей побольше. Двести пятьдесят. Триста. Плотнее! Душили циклоном. Отравляли хлором. Через стеклянный глазок смотрели, как корчатся умирающие. Жгли на кострах. Жгли в старом крематории. Пропускали поодиночке через узкие двери. Оглушали ударами железной палки. По черепу. Тащили в печь. Живых и мертвых.


Старались набить печь плотнее. Плотнее! Смотрели через синий глазок, как съеживаются и обугливаются люди. Убивали поодиночке. Убивали партиями. Уничтожали целыми транспортами. Сразу восемнадцать тысяч человек. Разом тридцать тысяч человек. Пригоняли партии поляков из Радома. Евреев из варшавского гетто. Евреев из Люблина. Гнали через лагерь, окружали собаками и автоматчиками. Щелкали бичами – быстрее!». Очень поразил еще один факт: с трупов состригались волосы, которые шли в текстильную промышленность Германии. Жертвами чудовищных опытов Менгеле стали десятки тысяч человек. Чего стоят одни исследования воздействия физического и психического истощения на человеческий организм! А "изучение" 3 тысяч малолетних близнецов, из которых выжили лишь 200 человек! Близнецам переливали кровь и пересаживали органы друг от друга. Сестер заставляли рожать детей от братьев. Проводились операции по принудительной смене пола. Перед тем как приступить к опытам, добрый доктор Менгеле мог погладить ребенка по головке, угостить шоколадкой...




Средний рацион питания заключенного в день принимает следующий вид: 0,800 кг хлеба, 0,020 " жира, 0,120 " крупы или мучных изделий, 0,030 " мяса или 0,075 рыбы (или морского зверя), 0,027 " сахара.


Хлеб выдается на руки, из остальных продуктов готовится горячая пища, состоящая из супа один или два раза в день и 200 граммов каши. Обычно после подъема собирали умерших и складировали их у выхода, потом миска брюквенной баланды, и капа строили заключенных на плацу (аппель-пляс) на утреннюю проверку и докладывали блок фюреру. Блокфюрер обходил строй, сам проверял наличие заключенных, и докладывал в свою очередь лагерфюреру или его заму. После чего заключенных под присмотром капа и в сопровождении взвода охраны выводили на работу. Ежедневно на работы назначались дежурные офицеры и унтер-офицеры из состава администрации в не зависимости от должности (кроме руководства лагеря). Подъем был в 4 утра, отбой в 10 часов вечера. Были дежурные, которые посменно будили народ.


Концлагеря, гетто, другие места принудительного содержания, созданные фашистами и их союзниками находились на территориях разных стран: Германия – Бухенвальд, Галле, Дрезден, Дюссельдорф, Катбус, Равенсбрюк, Шлибен, Шпремберг, Эссен; Австрия – Амштеттен, Маутхаузен; Польша – Красник, Майданек, Освенцим, Пшемысль, Радом; Франция – Мюлуз, Нанси, Реймс; Чехословакия – Глинско, Кунта-гора, Натра; Литва – Алитус, Димитравас, Каунас; Эстония – Клоога, Пиркуль, Пярну; Белоруссия – Барановичи, Минск, А также на территории Латвии и Норвегии.


Газовые камеры, душегубки и крематории были главными элементами этих лагерей. В фашистском концлагере узник идентифицировался по отличительному знаку на одежде – цветному треугольнику на левой стороне груди (или на спине) и правом колене – так определялась группа, к которой относился заключённый (политические, «неблагонадёжные», уголовники и т.д.) и порядковому номеру. Евреи носили помимо обычного треугольника еще и желтый, кроме этого – шестиконечную «звезду Давида». В некоторых концентрационных лагерях практиковалась татуировка номера узника на его руке.





Классный час для старшеклассников. Конспект «Лагерь смерти», посвящённый памяти узникам Освенцима

Описание: Данный классный час, посвященный освобождению узников лагеря смерти Освенцим, рассчитан для учащихся 10-11 классов. Работу могут использовать классные руководители для проведения классных часов, бесед посвящённых 70- летию Победы в Великой Отечественной войне.
Цель:
Познакомить учащихся с историей концлагеря Освенцим.
Задачи:
- Расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне;
- Формировать у учащихся интерес к истории страны;
- Воспитать чувство сострадания к памяти жертв нацистов.
Оборудование:
- Компьютер;
- Мультимедийный проектор.

Звучит музыка Иоганна Себастьян Баха, композиция: Sarabande
Ученик 1: (слайд 1;2)
Сколько б лет не прошло и столетий,
Будет помнить народ и земля
Лагеря, где мучительной смертью,
Гибли люди, фашистов кляня.
Гибли женщины, дети, солдаты,
Оставляя лишь горы костей
Да пижамы, штаны полосаты,
Что валялись у камер – печей
Ну а те, кто дождался победы
До сих пор не верят тому,
Что ушли навсегда страхи - беды,
До сих пор проклинают войну.
До сих пор по ночам еще снятся
Голод, холод, болезни и смерть,
Номер лагерный навечно остался,
Не сотрет его временем след.…
Надежда Горланова
Классный руководитель: (слайд 3, 4)
Под польским городом Краковом находится место, которое не оставит равнодушным никого. Здесь располагается самый большой лагерь основанный немцами - лагерь смерти Освенцим. Лагерный комплекс состоял из трех лагерей: Аушвиц I (служил главным центром всего комплекса), Аушвиц II (также известный как Биркенау, «лагерь смерти»), Аушвиц III (группа из нескольких небольших лагерей,созданных вокруг общего комплекса). Каждый день для проживающих в лагере проходил в борьбе за выживание.

Сбежать оттуда заключённым было невозможно, так как вся территория была окружена колючей проволокой под напряжением и сторожевыми башнями. Попытка сбежать каралась смертью. Это одно из самых страшных мест на земле… Сегодня, в преддверии празднования 70-летия Победы над фашизмом, давайте совершим небольшую экскурсию в лагерь и вспомним, какие события там происходили…


Ученик 2: (слайд 5)
Отношение к заключённым были нечеловеческие. Поддерживать элементарную гигиену без мыла и воды было невозможно. Лишь изредка давали ограниченное количество времени, чтобы помыться. В туалет узников пускали два раза в день на несколько секунд. Заключённых подолгу не кормили, они питались корой и травой. Бывало, нацисты развлекались, устраивали «гонки», когда в разных концах лагеря узникам бросали брюкву, люди бросались к овощу, давя друг друга. Спали заключённые на трёхэтажных нарах, застелённых соломой. В таких антисанитарных условиях люди часто заболевали различными инфекционными болезнями.


Ученик 3: (слайд 6)
Концлагеря считались конвейерами смерти. Здесь ни на минуту не останавливалась работа крематориев и газовых камер. Каждый день в лагеря прибывали новые узники. Их досматривали врачи и делили на трудоспособных и нетрудоспособных. Людей слабых и больных, детей, стариков отправляли в газовые камеры, чтобы не было паники им говорили, что ведут в баню. В газовых камерах их травили газом «Циклон», хватало 15 – 20 минут, чтобы умертвить людей. После этого с тел снимали все ценности, хорошие вещи, вырывали зубы, у женщин отрезали волосы. Затем тела отправляли в печи.


Ученик 4 (слайд 7)
В лагерях велись принудительные работы. На воротах лагеря написано «Arbeitmachtfrei», что с немецкого означает «труд освобождает». Люди работали и днём и ночью, в мороз и солнце, трудились с помощью лопат и ломов. Заключённые были привлечены к строительству дорог, новых бараков, складов. Многие работали на металлургических заводах. Десятки тысяч узников были привлечены к строительству военного химического завода и военного завода взрывателей и запалов для бомб и снарядов вблизи Освенцима. На сельскохозяйственных работах узниц, бывало, запрягали в плуги, вместо лошадей. В процессе работы людей жестоко избивали. Тех, кто не справлялся с работой, ждали крематории.


Ученик 5: (слайд 8)
Немало в Освенциме было детей и беременных женщин. У многих рожениц отбирали после рождения ребёнка и топили в металлических бочках, затем тельца выбрасывали на съедение крысам. Светловолосых и голубоглазых детей отбирали и направляли в Германию. Детей от 8 до 16 лет, тех, кого не отправили в газовые камеры, нацисты принуждали к физическим работам вместе с взрослыми. На детях, так же, как и на взрослых проводились эксперименты, на них испытывались смертельные дозы транквилизаторов. Близнецов немецкие врачи отбирали для медицинских экспериментов.
Мало, кто из детей сумел выживать в таких зверских условиях.


Ученик 6 : (слайд 9)
В Освенциме широко практиковались медицинские эксперименты и опыты. Испытывались новейшие лекарственные препараты. Изучались действия химических веществ на человеческий организм. На заключенных проводили эксперименты, заражали такими опасными заболеваниями как малярия, гепатит, тиф и желтуха. Нацистские врачи проводили хирургические операции на здоровых людях, в качестве тренировок. Одной из распространенных операций, была кастрация мужчин и стерилизация женщин. Мало кто из подопытных заключённых выживал.


Классный руководитель: (слайд 10; 11)
27 января 1945 года, советская армия освободила концлагерь Освенцим от нацистов, где тысячи заключённых ждали освобождения. Этот день считается Днём памяти жертв концлагерей.


После войны на территории лагерей открыли музей Аушвиц-Биркенау. На памятной плите написано: «Да будет на века криком отчаяния и предостережением для человечества это место…» Это место - напоминание о самом страшном преступлении против человечества. Наш с вами долг помнить историю своей страны, чтобы те ужасные события никогда не повторились.


Наш классный час, хочу закончить строками из стихотворения Eвгения Понятовского
Освенцим.
Полвека над Освенцимом всевластна тишина.
Она погромче всякого набата.
Цветут цветы там, где когда-то
Лежали грудой сотни мёртвых тел людских...
Неужто позабудем мы о них,
Безвестных, и ни в чём не виноватых?...

Презентация на тему: Классный час «Лагерь смерти», посвящённый памяти узникам Освенцима

В июле 1937 года в непосредственной близости от Веймара, города, где жили и работали великие немецкие гуманисты, возник лагерь жестокости и бесчеловечности, концлагерь Бухенвальд.

  • В июле 1937 года в непосредственной близости от Веймара, города, где жили и работали великие немецкие гуманисты, возник лагерь жестокости и бесчеловечности, концлагерь Бухенвальд.
«Кровавая дорога»
  • «Кровавой дорогой» называли узники этот подъездной путь к концлагерю, пропитанный потом и кровью тысяч замученных людей. Узников заставили построить эту бетонную дорогу в убийственно короткий срок. Гоня по ней узников в лагерь, эсэсовцы избивали их и травили собаками.
  • Утром и вечером узники проходили через эти ворота. На их железной решётке – издевательская надпись: «Каждому – своё». Глумлением и цинизмом гитлеровцы пытались сломить моральные силы узников.
  • Прикованные к воротам и решёткам на окнах, без пищи, полностью зависимые от произвола эсэсовцев, узники отбывая наказание, стояли дни и ночи, а некоторые до своей смерти
  • За воротами находится широкая апель-плац(площадь для построения). Здесь утром и вечером во время переклички должны были часами стоять узники. Под колючим снегом и проливным дождём, в зной и лютый холод
  • Однажды они простояли 18 часов на ледяном ветру.
  • В карцере эсэсовцы шантажом и садистской жестокостью принуждали узников давать показания, держали в нём обречённых на длительное одиночное заключение и смерть.
  • В течение ряда лет здесь свирепствовал палач Бухенвальда Мартин Зоммер, который за 6 месяцев замучил 100 узников. Он ищбивал, топтал, душил, вешал, отравлял.
  • Направление в карцер было равносильно смерти.
За апель-плац находились бараки.К концу войны в них находилось 40000 человек.
  • За апель-плац находились бараки.К концу войны в них находилось 40000 человек.
  • Блок №8 назывался «детским блоком». Ужасными были условия жизни в нём. Жилыми помещениями здесь были конюшни, без окон и санитарных устройств, с нарами в 3 и 4 этажа.
Крематорий – последний этап убитых и замученных. Над его трубой днём и ночью стояли гарь и дым.
  • Крематорий – последний этап убитых и замученных. Над его трубой днём и ночью стояли гарь и дым.
  • Устройство для расстрела выстрелом в затылок. На этом месте было убито 8483 человека.
  • Одним из нарядов на работы, которых больше всего боялись, была работа в каменоломне. Ежедневно в команде, работавших там, было больше всего мёртвых.
  • В каменоломню узники направлялись для ликвидации. Побоями или кнутом их или избивали до смерти, или гнали к цепи охранников, которые их «подстреливали».
Фашисты пригнали в концлагеря тысячи детей. Оторванные от родителей, испытывая все ужасы концлагерей, большинство из них погибло в газовых камерах.
  • Фашисты пригнали в концлагеря тысячи детей. Оторванные от родителей, испытывая все ужасы концлагерей, большинство из них погибло в газовых камерах.
  • С началом войны сразу же был урезан дневной паёк хлеба. В условиях тяжелейшего физического труда в 1943-1944г.г. узники получали по 350 граммов, в 1944-1945г.г. – всего 250 г, а советские военнопленные только 100 г хлеба в день.
В Бухенвальде врачи-эсэсовцы по заказу проводили эксперименты. Созданные ими вакцины против тифа, жёлтой лихорадки, оспы, холеры, дифтерии испытывались на беззащитных узниках. Эти опыты всегда имели смертельный исход.
  • В Бухенвальде врачи-эсэсовцы по заказу проводили эксперименты. Созданные ими вакцины против тифа, жёлтой лихорадки, оспы, холеры, дифтерии испытывались на беззащитных узниках. Эти опыты всегда имели смертельный исход.


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: