Особенности не характерные для публицистического стиля. Публицистический стиль речи. Общие функции языка в публицистическом стиле

Публицистический стиль – это стиль, обслуживающий сферу общественно-политических, общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений. Это стиль газетных статей, радио- и телепередач, политических выступлений.

Основные функции публицистического стиля – информационная и воздействующая , основные формы речи – устная и письменная ; типичный вид речи – монолог .

Характерные особенности этого стиля – актуальность проблематики, образность, острота и яркость изложения – обусловлены социальным назначением публицистики: передавая информацию, произвести на адресата (часто массового) определенное воздействие, сформировать общественное мнение по той или иной проблеме.

Публицистический стиль считается весьма сложным явлением вследствие неоднородности его задач и условий общения, разнообразия жанров. В нем весьма ощутимы переходные, межстилевые явления. Так, в аналитических проблемных статьях на научные и экономические темы, публикуемых в газетах, сказывается воздействие научного (научно-популярного) стиля.

Важным лингвистическим признаком публицистического стиля является совокупность двух тенденций – к экспрессивности и к стандарту .

В зависимости от жанра на первый план выступает то экспрессия, то стандарт. Экспрессия преобладает в таких жанрах, как памфлет, фельетон и др. В жанрах передовой газетной статьи, хроникальной заметки, репортажа, стремящихся к максимуму информативности и быстроте передачи информации, преобладает тенденция к стандарту.

Стандартными считаются такие языковые средства, которые часто воспроизводятся в определенной речевой ситуации и шире – в определенном функциональном стиле. К числу стандартных для газетно-публицистического подстиля относятся сочетания трудовая вахта, новые рубежи, живой отклик, горячая поддержка, неуклонный рост, обострение обстановки и др.

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

ЛЕКСИКО-ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ

    Используется как литературная (нейтральная, книжная, разговорная), так и просторечная и жаргонная лексика и фразеология (небось, круто, тусовка и т.д.).

    Применение языковых средств, обладающих эмоционально-экспрессивной окраской, оценочной семантикой (тоталитарный, пижонство, обывательщина, громила и др.).

    Наряду с нейтральной используется высокая книжная лексика, имеющая торжественную, патетическую окраску: отчизна, служение ,дерзать, вещать, созидание, свершения и т.п.

    Значительную роль в публицистическом стиле играет разговорная лексика. Содержащаяся в ней оценка способствует демократизации стиля, обеспечивает необходимый публицистике контакт с адресатом, воздействие на него. Например: шумиха, коммунальщики, дармовщина ,схлопотать ).

    Используются речевые стандарты – устойчивые в своем составе и воспроизводимые в готовом виде языковые средства, которые не вызывают негативного отношения, так как обладают четкой семантикой и экономно выражают мысль, способствуя быстроте передачи информации:гуманитарная помощь, коммерческие структуры, работники бюджетной сферы, служба занятости населения, информационные источники и др.

7. Характерна фразеология, позволяющая точно и быстро дать информацию: предвыборная кампания, ратификация договора, политическое мышление, ответный визит, мирное сосуществование, гонка вооружений, желтая пресса .

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ

    Морфология публицистического стиля не дает ярких образцов стилевой закрепленности. Частной особенность публицистического стиля является употребление несчитаемых существительных в форме мн.ч.: разговоры, поиски, инициативы, настроения, нужды и др.

    К числу особенностей данного стиля можно отнести и частотность императивных форм глагола, которые способствуют активизации внимания собеседника: посмотрите, давайте подумаем, обратите внимание, приглядитесь и т.п. Императивные формы – стилеобразующая черта в призывах, воззваниях:Голосуйте за нашего кандидата! Берегите природу!

    Стилевую окраску получает субстантивация прилагательных и причастий со значением лица: правофланговые, пример лучших, работать без отстающих .

    По употреблению временных форм глагола публицистический стиль также отличается от других книжных стилей: ему не свойственно преобладание форм настоящего времени – в равной степени употребляются формы настоящего и прошедшего времени.

    Объективности изложения материала способствуют формы страдательного и средневозвратного залогов глаголов. Например: Обстановка накаляется; Военная напряженность обостряется. Публицистически окрашенными считаются страдательные причастия наст. времени с суффиксом –ом-:ведомый, несомый, влекомый .

    Экспрессия высокой оценки выражается формами превосходной степени имен прилагательных: самые решительные меры, сильнейшее воздействие, глубочайшее уважение, строжайшая дисциплина .

    Особенностью публицистического стиля в употреблении служебных частей речи является частотность употребления отрицательных частиц не ини , усилительной частицыже , частицведь, вот, даже, лишь и др.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ

    Употребительны эмоционально и экспрессивно окрашенные конструкции: восклицательные предложения, риторические вопросы, предложения с обращением, номинативные предложения, повторы, обратный порядок слов в предложении (инверсия).

    Стремление к экспрессии обусловливает использование конструкций с разговорной окраской, например, двучленные сегментированные конструкции: Спартакиадная лыжня. Сегодня на нее вышли женщины . Расчленение высказывания на части не только облегчает восприятие его смысла, но и придает тексту напряженность, динамичность, экспрессивное подчеркивание той или иной части высказывания.

    В стилистических целях используются однородные и обособленные члены предложения.

Публицистический стиль функционирует в определённых устойчивых формах - жанрах. Обозначить их круг можно следующим образом:

  • 1. Газетные - очерк, статья, фельетон, репортаж, заметка, интервью и т.п.
  • 2. Рекламные - объявления, плакат, лозунг и т.д.
  • 3. Ораторские - выступление на митинге, тост, дебаты и т.д.
  • 4. Телевизионные - аналитическая программа, диалог в прямом эфире, сводки новостей и т.п.
  • 5. Коммуникативные - телемост, пресс-конференция и т.п.
  • 6. Сетевая журналистика.

Мы будем рассматривать газетные жанры, из которых выделяются в науке обычно три основные группы:

1. Информационные - заметка, репортаж, интервью, отчет.

Для информационных жанров в целом характерна объективность в изложении информации. Главным признаком в данном случае является новизна передаваемого сообщения в этих текстах. Как правило, они нацелены на оперативную передачу простой, первичной информации, фактов, событий.

В информационной заметке рассказывается о том, где, когда, какое событие произошло, происходит, будет происходить. В расширенной информации добавляются комментирующие части, уточняющие почему, зачем, при каких обстоятельствах, как именно.

Репортаж характеризуется присутствием автора на месте события. Современный репортаж часто является смешанным жанром - информационно-аналитическим, где совмещаются описания активных действий журналиста для выяснения вопроса (интервью с очевидцами, участниками события) и анализ проблемы.

Современное интервью - полифункциональный жанр. Оно может быть как информационным (вопросы, задаваемые информированному лицу о событиях), так и аналитическим (беседа о проблеме) или публицистическим (портретное интервью).

2. Аналитические - статья, корреспонденция, обозрение и т.п.

Целью аналитических жанров является анализ журналистом социально значимой актуальной проблемы, сложившегося положения дел, события с точки зрения автора. Самый распространённый аналитический жанр - проблемная статья. Для неё характерна логичность изложения, в её основе лежит рассуждение, которое строится как доказательство главного тезиса. Статья может представлять собой как дедуктивное рассуждение - от главного тезиса к доказательствам, так и рассуждение индуктивное - от посыла к выводу. В отличие от рассуждения в научной статье, рассуждение в газетной статье носит эмоциональный характер, его главная цель - воздействие на читателя. В качестве фактологических доказательств могут использоваться различные эпизоды событий, мини-интервью. Автор выражает своё мнение, даёт оценки происходящему.

3. Художественно-публицистические - очерк, зарисовка, беседа, фельетон и др. Образность, эмоциональная выразительность, типизация, использование литературно-художественных изобразительных средств, ряд языковых и стилистических особенностей - все это отграничивает данную группу жанров от остальных.

Эти жанры дают читателю возможность воспринимать проблему в образной форме. Наиболее ярко это проявляется в очерке. Характер очерка во многом зависит от объекта изображения: он может быть проблемным, портретным, путевым, событийным. В очерке одним из действующих героев является повествователь, который рассказывает о событии от первого (Я-форма) или от третьего (Он-форма) лица. Очерк может быть написан от лица повествователя-журналиста, от лица героя очерка, повествователь также может выступать как закадровый наблюдатель или комментатор. Образ повествователя вносит в очерк особое эмоциональное отношение к описываемым событиям и героям. Повествования и рассуждения в очерке окрашено эмоциональной авторской оценкой. Отличительная черта очерка - изобразительность, для него характерны яркие детали, характеризующие героя и событие.

Авторская мысль, образ автора - это центр, к которому сходятся и которыми определяются все главные черты стиля автора. Таким образом, автор играет самую значимую роль в формировании публицистической картины мира, выявления характера ее речи, формирования газетно-публицистических жанров.

Отсюда появляется особый характер публицистических текстов:

  • - Субъективная окрашенность. Палитра авторских чувств, красок варьируется от сухого перечисления фактов до пафоса и патетики.
  • - Исповедальность. Автор высказывает свои мысли и чувства.
  • - Документальность. Для публициста характерны динамизм, сиюминутность восприятия. Автор стремится зафиксировать сегодняшний день, событие, новость.
  • - Объективность. Автор стремится расширить фонд знаний, повлиять на формирование мнений и выразить установки той социальной группы, которую он представляет.
  • - Социальность. Задача автора заключается в соотнесении реальностей с социальными интересами и целями определенных групп.

В жанрах современной публицистики отмечается усиливающаяся личностная авторская тенденция. Личностная тенденция и тенденция к усилению информативности обусловливают активный процесс формирования новых жанров.

В последние годы в жанровой системе публицистики произошли существенные изменения. Так, почти во всех газетах исчезла передовая статья. Почти пропали очерки и фельетоны. Большее место в газете, чем прежде, стал занимать жанр журналистского расследования. Вместе с тем популярными становятся жанры, в основе которых лежит диалог: интервью, "круглые столы", беседы, экспресс - интервью, позволяющие узнать информацию и мнение "из первых рук". Ежеминутное или ежедневное обновление информации соответствует динамичности современной эпохи, которая, как замечает В.Г.Костомаров, "требует скорости, эффективности и непостоянства, точнее - перемены, непрерывного изменения". В настоящее время для системы жанров в целом характерно упразднение жанровых перегородок и появление гибридных жанров. Г.Я.Солганик обращает внимание на происходящую в последнее десятилетие эволюцию жанровой системы, связанную с усилением информативности.

Публицистика - это функциональный стиль словесного искусства особого рода, своеобразный по форме, материалу, методу подхода к действительности и средствам воздействия. Самый главный конструктивный принцип, которому подчиняется этот стиль, по словам В.Г. Костомарова, - это принцип чередования экспрессии и стандарта. В зависимости от жанра, от цели текста усиливается либо одно, либо другое. Если автор стремится пробудить определённое отношение к информации, то на первый план выдвигается экспрессия (что наблюдается, например, в памфлетах, фельетонах и т.д.). В жанрах же газетной статьи, хроникальной заметки и т.д., в которых проецируется стремление к максимуму информативности - преобладает стандарт, так как именно стандарт обеспечивает быстроту передачи информации, экономию усилий восприятия, помогает оперативно откликнуться на происходящее, описываемое в тексте. Таким образом, эти признаки соотносятся с взаимодействием двух основных функций публицистики: информационной и воздействующей.

Отбор событий в публицистике определяется их социальной значимостью. К социально значимым относят события, имеющие общественный интерес: это встречи глав государств, принятие новых законов, театральные премьеры, спортивные события и т.д. Зачастую они носят повторяющийся характер, поэтому информация об этих событиях стандартна, при её освещении используются стереотипные выражения (театральный сезон открылся премьерой, состоялся матч между командами).

Воздействующая функция текстов в публицистике реализуется через систему оценочных средств, главным из которых является метафора, а также и другие средства эмоционального воздействия. Таким образом, публицистический стиль постоянно сочетает экспрессивность и стандартизованность.

Поиск способов усиления экспрессии в рамках публицистического стиля вызывает быстрый переход экспрессии в стандарт, когда языковые элементы, оказавшиеся наиболее удачными в плане выразительности, начинают использоваться или тиражироваться многими газетами. В связи с потерей стандартными формулами ясной и точной семантики, экспрессивно-оценочных качеств, повышенной частотой употребления - они становятся штампами. В целом, "конфликтное" соотношение экспрессии и стандарта по-разному проявляется в различных жанрах, но всегда является конструктивным признаком данного функционального стиля.

Публицистический стиль (= газетно-публицистический)

Стиль представлен в газетах, в журналах, адресованных массовому читателю, в выступлениях журналистов на радио и телевидении, в речах общественно-политических деятелей митингах, съездах, собраниях и т. д. Стиль реализуется в устной и письменной форме.

Тематика публицистических текстов практически ничем не ограничена: освещаются политические, социальные, бытовые, философские, экономические, морально-этические темы, вопросы искусства и культуры, вопросы воспитания и т. д. Публицистику называют «летописью современности»: в ней отражается живая история нашего общества. Характерная особенность: в публицистическом стиле, как правило, говорят о самых современных, актуальных для общества событиях.

Жанры публицистики:

    Информационные - сообщают информацию. Это:

Информационная заметка (хроникальная заметка), или хроника . Это подборка сообщений-новостей: указывается время, место, событие, описывающееся с помощью разных форм глагола (состоится, открыт, продолжается, соберется и т. п.) (напр.: Вчера в Эрмитаже открылась выставка. Сегодня в Париже обсуждаются вопросы, связанные с … Завтра саммит продолжит работу).

Репортаж. Это жанр, в котором рассказ о событии ведется как бы одновременно с развертыванием действия. Характерны: настоящее время глагола, местоимение «я» или «мы» (в значении «я и мои спутники»), включение в текст более или менее развернутого авторского комментария, тогда текст представляет собой чередование фрагментов, рассказывающих о событии, и вставки, рассуждения автора; иногда текст предваряется комментарием от редакции (напр.: Мы находимся в актовом зале. Я вижу, что спасатели уже появились. Сейчас спасатель прикрепляет лестницу).

Интервью (информационное). Жанр, существующий в диалогической форме - устной или письменной (записанная беседа; при этом письменный текст передает некоторые признаки спонтанной устной речи, о чем свидетельствуют, в частности, междометия, разговорная лексика, неполные предложения, подхват реплик, переспросы и т. д.). Журналист ведет диалог с лицом, отвечающим на его вопросы. Жанр позволяет познакомить читателя с жизнью и взглядами интересующего его лица, живо и интересно изложить материал. Диалогическая форма облегчает восприятие материала. В информационном интервью в форме ответов на вопросы сообщается о подробностях события. Популярны также интервью, в которых характеристика лица дается параллельно с обсуждением различных значимых проблем. Часто интервью предваряется вводной частью, кратко обрисовывающей ситуацию, в которой берется интервью; сообщается информация об интервьюируемом лице.

Отчет.

Обозрение. Журналист выступает от коллектива, организации, партии и т. д.

    Аналитические - дают анализ. Это жанры:

Аналитическое интервью. Содержит развернутый диалог о проблеме : журналист задает вопросы о существе проблемы , собеседник - отвечает.

Статья. Жанр, в котором представлены результаты достаточно серьезного исследования события или проблемы. Главный признак жанра - логичность изложения материала, рассуждение: от какого-либо утверждения - к его обоснованию. Синтаксические особенности: используются союзы и вводные слова, обозначающие логическую связь. Лексические особенности: встречаются термины, слова с отвлеченным значением. Но рассуждение может эмоционально окрашиваться. Для этого жанра характерно сочетание книжной и разговорной оценочной лексики, использование предложений небольшой длины и т. д. Статья может включать разные вставки: характеристика ярких событий, мини-интервью и т. п.

Рецензия - отзыв о произведении искусства, о фильме и т. п.

Комментарий.

Обзор.

Корреспонденция. Жанр, в котором говорится не о единичном факте, как в хроникальной заметке, а о ряде фактов, которые анализируются, выясняются их причины, дается их оценка, делаются выводы. По сравнению с хроникальной заметкой, в корреспонденции расширяется объем сообщаемого материала, меняется характер изложения: привлекаются более разнообразные языковые средства, появляется индивидуальная манера письма.

    Художественно-публицистические жанры. Это своего рода гибридные жанры, совмещающие черты публицистического и литературно-художественного стиля:

Очерк. Жанр, требующий образного, конкретного представления факта или проблемы. Очерки могут быть:

- проблемными (события включаются в изложение как повод для рассуждения);

- портретными;

- путевым (описание путешествия);

- событийными (рассказ о событии).

В очерке должны убедительно сочетаться выразительно переданные события, убедительные образы героев, доказательные рассуждения. Люди, события и проблемы предстают в свете эмоциональной авторской оценки.

Фельетон - газетная или журнальная статья на злободневную тему, высмеивающая или осуждающая какие-либо недостатки, уродливые явления (напр.: «Письма к тетеньке» М. Е. Салтыкова-Щедрина, стихотворение-фельетон Н. А. Некрасова «Газетная» и др.).

Памфлет - злободневное публицистическое произведение остросатирического характера, создаваемое с целью социально-политического обличения кого-либо или чего-либо (напр.: отдельные главы «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, «Письмо к Гоголю» В. Г. Белинского, «Не могу молчать» Л. Н. Толстого). И т. д.

Подстили публицистического стиля:

    официально-аналитический;

    информационно-аналитический;

    репортажный;

    фельетонный;

    митинговый и др.

Общие особенности публицистического стиля:

    Важнейшая особенность - сочетание двух функций языка: функции сообщения (= информационной функции) и функции воздействия. Говорящий прибегает к публицистическому стилю тогда, когда ему необходимо не только передать информацию, но и произвести воздействие на адресата (часто массового). Адресант передает факты и выражает свое отношение к ним. Адресат чувствует, что журналист не равнодушный регистратор событий, а их активный участник, самоотверженно отстаивающий свои убеждения. Публицистика призвана активно вмешиваться в происходящее, создавать общественное мнение, убеждать, агитировать.

    Важнейшие стилеобразующие черты публицистического стиля - оценочность и эмоциональность. Поскольку вопросы, которые поднимает журналист (этические конфликты, права человека, экономическая политика государства и т. д.), волнуют миллионы людей, писать об этих вопросах сухим языком невозможно. Оценочные средства публицистика заимствует из других стилей (преимущественно разговорного и художественного).

Но если для максимального воздействия на адресата публицистическому стилю нужна экспрессивность, то для быстроты и точности передачи информации ему необходимы точность, логичность, официальность, стандартизированность. Стандартизированность речи в данном случае состоит в том, что журналист использует частотные языковые средства, устойчивые речевые обороты (клише) (напр.: горячая поддержка, живой отклик, резкая критика, плюрализм мнений, активная жизненная позиция, радикальные изменения, по ту сторону баррикад).

Стандартизация речи обеспечивает:

 адресанту (журналисту) - быстроту в подготовке информации (адресат проявляет особенный интерес к самым свежим событиям, так что готовить материал необходимо очень быстро);

 адресату - более легкое и быстрое усвоение информации (пробегая глазами публикацию, пестрящую очень привычными выражениями, читатель может без лишних затрат времени и сил уловить смысл).

Таким образом, сочетание экспрессии и стандарта - важнейшая черта публицистического стиля.

В зависимости от жанра, на первый план выступают то экспрессия (напр.: памфлет, фельетон) , то стандарт (напр.: газетная статья, хроникальная заметка) .

    Поскольку произведения публицистического стиля адресованы широкому кругу читателей, главный критерий отбора языковых средств в них - общедоступность этих средств. Публицисты не должны использовать непонятные читателям узкоспециальные термины, диалекты, жаргонные слова, усложненные синтаксические конструкции, не должны прибегать к слишком отвлеченной образности и т. д.

    Публицистический стиль - это не замкнутая, а открытая система языковых средств , так что журналисты могут свободно обращаться к элементам других стилей: к разговорному, художественному, научному. Таким образом, в публицистическом стиле достаточно свободно взаимодействуют элементы разных стилей.

    В публицистических произведениях большое значение имеет авторский стиль - свойственная тому или иному журналисту манера письма.

    В газетно-публицистическом стиле повествование всегда ведется от первого лица. Для публицистики характерно совпадение автора и рассказчика , который непосредственно обращается к читателю со своими мыслями, чувствами, оценками. В этом сила воздействия публицистики.

В то же время в каждом конкретном тексте журналист создает образ автора , через который выражает свое отношение к действительности. Образ автора как композиционно-речевая категория может варьироваться, изменять свою форму применительно к жанру, например:

В обозрении журналист выступает от имени коллектива, организации, партии, конструируя «коллективный образ» рассказчика;

В фельетоне, памфлете это условный образ ироничного, непримиримого, практически настроенного повествователя.

Но, о каком бы жанре ни шла речь, авторская позиция, в целом, всегда совпадает со взглядами и оценками реального журналиста, представляющего читателям добытый им материал. Это, в частности, вызывает доверие читателя к журналисту и его материалу, уважение к журналисту за его личную позицию, за его искренность и неравнодушие.

    В публицистическом стиле используются: монологическая речь (преимущественно в аналитических жанрах), диалог (напр., в интервью), прямая речь.

Публицистический стиль - один из функциональных стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений – политических, экономических, идеологических и т.д.

ПС занимает ведущее место в стилистической структуре русского литературного языка, многие средства ЯХЛ проходят апробацию в ПС, но ПС может оказывать и отрицательное влияние на язык (проникновение жаргонизмов, злоупотребление заимствованиями).

Используется в: политической литературе; СМИ (радио, телевидение, газеты, журналы).

Публицистика стремится воздействовать на современное общественное мнение, нравы и политические институты.

Тематический диапазон: политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события.

Главная задача ПС: комментирование, оценка фактов и событий.

Функции:

1. Воздействующая (наличие и формирование оценочной лексики, прежде всего концептуальной – общественно-политической, идеологической и т.д.);

2. Информативная (нейтральный слой словаря, речевые стандарты, речевая лексика, необходимая для словесного оформления сообщений).

3. Вся общелитературная лексика является материалом для словаря лексики публицистической.

В категории авторапублицистического произведения выделяют 2 основные черты : автор - человек социальный и автор - человек частный. То есть автор выражает и свою социальную позицию, и проявляет свои личностные качества.

Большое значение в публицистических произведениях имеет авторский стиль,свойственная тому или иному журналисту манера письма. В газетно-публицистическом стиле повествование всегда ведется от первого лица, для публицистики характерно совпадение автора и рассказчица, который непосредственно обращается к читателю со своими мыслями, чувствами, оценками. В этом сила воздействия публицистики.

В то же время в каждом конкретном произведении журналист создает образ автора, через который выражает свое собственное отношение к действительности.



Образ автора – идейно-коммуникационный центр, стержень художественного произведения, вокруг которого объединяются все элементы его поэтики и речевые средства и благодаря которому они приобретают определенное эстетическое назначение и коммуникативную целесообразность. Образ автора задает композицию жанра, определенный отбор языковых средств, выражает авторское отношение к произведению и фактам, которые он излагает.

В соответствии с данными чертами и их взаимосвязями, складываются определенные типы авторов: пропагандист/агитатор, полемист, репортер, летописец, художник, аналитик, исследователь и др.

Жанры публицистического стиля : статья, очерк, фельетон, памфлет, эссе, открытое письмо и др.

Естественная форма бытования ПС – письменная речь.

Основные подстили: средства массовой информации, собственно публицистический.

Основные функции : информативная, императивная (воздействующая), поэтому одна из основных отличительных черт публицистического стиля: сочетание стандартизированности и экспрессивности.

Сфера распространения : периодическая печать, электронные СМИ, общественно-политическая литература, политические выступления, речи.

Публицистический стиль называют еще газетно-публицистическим, потому что публицистические произведения печатаются прежде всего в газетах. Этот стиль представлен также в журналах, адресованных массовому читателю, журналистских выступлениях по радио, телевидению, в речах общественно-политических деятелей на митингах, съездах, собраниях (в этом случае он представлен в устной форме).

Публицистика получила название «летописи современности»,так как она освещает самые важные проблемы общества - политические, социальные, бытовые, философские, экономические, морально-этические, вопросы воспитания, культуры, искусства и т.д.; ее тематика ничем не ограничена, как и жанровое разнообразие. Живая история нашего времени отражается в информационных жанрах (заметка, репортаж, отчет, интервью, хроника, обозрение), аналитических (статья, корреспонденция, комментарий, рецензия, обзор) и художественно-публицистических (очерк, фельетон, памфлет).

Основные особенности :

1. Актуальность проблематики;

2. Речевые стереотипы;

3. Абстрагированность в подаче материала;

4. Информативная насыщенность, точность, логичность, официальность, стандартизованность (использование типовых приемов), фактуальная достоверность (императивная функция);

5. Массовость адресата;

6. Тенденциозность;

7. Полемичность, эмоциональность, образность (воздействующая функция);

8. Близка интонации, строю и функциям ораторской речи;

9. Социальная оценочность – называние фактов вместе с их оценочной интерпретацией. Автор напрямую выражает свое мнение – открытость и субъективность публицистики.

Особенности на лексико-фразеологическом уровне:

1. Взаимодействие различных лексических пластов (общеупотребительная, нейтральная лексика и фразеология, а также книжная и разговорная);

2. Общественно-политическая лексика и фразеология;

3. Оценочная лексика, заимствованные слов, термины из разных терминологических систем;

4. Поэтическая, устаревшая, жаргонная, новая лексика.

Морфологические и словообразовательные особенности:

1. Словообразовательные модели с суффиксами -ость, -ник, -изм, -ция, -ант,-генный,-льный, -ничный и др.: инаугурация, утопизм, провокация, продукция, биогенный, фотогеничный, коммуникабельный ;

2. С приставками анти-, контр-, де-, про-.

3. Использование сложных слов: повсеместный, взаимовыгодный, многосторонний;

4. Много экспрессивно-эмоциональных образов;

5. Ед.ч. в значении мн.ч.: читатель, пенсионер, избиратель ;

6. Много качественных прилагательных;

7. Много личных и притяжательных местоимений;

8. Много глаголов в обобщенном значении, субстантивированных причастий;

9. Употребление местоимений в обобщенных значениях: мы, наш.

Синтаксические особенности:

1. Упорядоченный строй предложения с развернутыми синтаксическими конструкциями;

2. Изобразительно-выразительные средства;

3. Эллиптические предложения; Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в стилистически значимом пропуске какого-либо члена или части предложения.

4. Все виды односоставных предложений - номинативные, неопределенно- и обобщенно-личные, безличные (Нам сообщают; В заметке говорится );

5. Присоединительные конструкции;

6. Парцелляция: Обновление нашей жизни невозможно без законотворчества. Без правового обоснования перемен. Без законодательных актов, гарантирующих необратимость перестройки ;

7. Экспрессивные восклицательные предложения;

8. Риторические вопросы;

9. Инверсия;

10. Использование клише: работники бюджетной сферы, служба занятости, международная гуманитарная помощь, коммерческие структуры;

11. Использование речевых штампов: универсальных слов в общих значениях: вопрос, мероприятие, ряд, определенный, отдельный; парных слов - использование одного из них обязательно подсказывает и употребление другого: проблема - нерешенная, назревшая, мероприятие – проведенное. Речевые штампы избавляют от необходимости искать нужные, точные слова, лишают речь конкретности.

В условиях быстрой подготовки газетных публикаций, интерес к которым особенно обострен по следам событий, журналисты используют хорошо известные им публицистические приемы, частотные языковые средства, устойчивые речевые обороты (клише). Это определяет стандартизацию языка газеты.

Поскольку произведения публицистического характера адресованы широкому кругу читателей, главный критерий отбора в них языковых средств - их общедоступность. Публицисты не должны использовать непонятные читателям узкоспециальные термины, диалектные, жаргонные слова, иноязычную лексику; усложненные синтаксические конструкции; отвлеченную образность.

В то же время публицистический стиль - это не замкнутая, а открытая система языковых средств. Это позволяет журналистам обращаться к элементам других функциональных стилей и - в зависимости от содержания публикации - употреблять разнообразную лексику, включая внелитературные слова и выражения, необходимые для достоверного изображения событий и их героев.

Лексика публицистического стиляотличается тематическим многообразием и стилистическим богатством. Здесь широко представлена общеупотребительная, нейтральная лексика и фразеология, а также книжная и разговорная. Выбор словесного материала определяется темой, при обсуждении общественно-политических проблем находят применение такие, например, слова, как приватизация, кооператор, маркетинг, менеджмент, биржа, бизнес, демократия, гласность, капитализм, социализм; при решении вопросов повседневной жизни - иные: пенсия, зарплата, потребительская корзина, безработица, уровень жизни, рождаемость и т.п.

На общем нейтральном фоне обращают на себя внимание оценочные лексико-фразеологические средства. В их числе можно встретить не только разговорно-просторечные слова и выражения (прихватизация, беспредел, тусовка, крутой ), но и книжные (держава, отчизна, агония, восторжествовать, свершать, низводить, козел отпущения экономической реформы, шоковая терапия, вавилонское столпотворение, соломоново решение и др. ).

Публицисты часто используют термины в образном значении (эпидемия болтовни, вирус расизма, раунд переговоров, шах правительству, политический фарс, пародия на демократию, финишная прямая, линия огня, хромосомы бюрократизма ), что не исключает, однако, их употребления в точном значении в соответствующем контексте.

Для публицистического стиля характерно соединение контрастных по стилистической окраске слов: в нем используется лексика книжная и разговорная, высокая и сниженная. Однако обращение к разноплановой лексике и фразеологии зависит от жанра и должно быть подчинено принципу эстетической целесообразности.

Синтаксис публицистических произведений отличается правильностью и четкостью построения предложений, их простотой и ясностью. Используются монологическая речь

(преимущественно в аналитических жанрах), диалог (например, в интервью), прямая речь.

Основные стили публицистических текстов:

Тексты агитационно-пропагандистские,

Политико-идеологические,

Газетно-публицистические,

Критико-публицистические,

Художественно-публицистические.

Все это представлено разными жанрами :

Призывы,

Воззвания,

Прокламации,

Партийные документы,

Репортажи,

Интервью,

Корреспонденции,

Заметки, очерки,

Стилевые черты публицистического стиля определяются в соответствии с основным конструктивным принципом организации языковых средств, который В.Г. Костомаров определяет как чередование экспрессии и стандарта. Суть этого принципа заключается в том, что в публицистических текстах происходит "обязательное и прямолинейно-постоянное соотнесение стандартизованных и экспрессивных сегментов речевой цепи, их чередование и контрастирование" .

Экспрессивная функция, обусловленная воздействующей направленностью на адресата, проявляется в следующих стилевых чертах:

Оценочность (открытая и скрытая). Открытая оценочность проявляется через определенное авторское или коллективное отношение к излагаемым фактам. Здесь особо важна социальная значимость оценки. Г.Я.Солганик считает принцип социальной оценочности важнейшим принципом публицистики .

Скрытая (имплицитная) оценочность проявляется через группы стилистических средств в языке средств массовой информации, которые проф. Ю.В. Рождественский называет признаваемое и отвергаемое. "В семантическую сферу признаваемого входят все предметы мысли (т.е. лица, документы, организации, события и т.п.), которые считаются позитивными с точки зрения органа информации и риторической позиции текста массовой информации. В семантическую сферу отвергаемого входят все предметы мысли, которые считаются негативными".

В СМИ начала ХХІ века в сферу принимаемого входят следующие слова и устойчивые сочетания слов: подъём экономики, возрождение России, государственные интересы, мировая роль России, президент, демократия и т.д.; в сферу отвергаемого входят: расширение НАТО, коррупция, мигранты, террористы и т.д.

Стилевой "эффект новизны": использование необычных словосочетаний, языковая игра, использование экспрессивных разговорных речевых средств, неожиданных сравнений, метафор и т.д.

Персонификация и интимизация изложения: подача информации "глазами очевидца" (использование местоимений 1-го лица, определенно-личных предложений); идентификация с читателем, слушателем, зрителем: употребление местоимений 1-го лица мн. числа мы, наш; употребление обобщенно-личных конструкций (главный член - глагол в форме 2-го лица ед. числа: понимаешь, что…). Данная стилевая черта призвана обеспечить более высокий уровень доверия адресата.

Информационная функция осуществляется через логико-понятийную сторону и воплощается в следующих стилевых чертах:

Документально-фактографическая точность: точное указание на время и место события, обозначение участников событий, официальные названия учреждений, географические на- звания и т.п.

Официальность и нейтральность изложения: использование нейтральной, официально-деловой и научной лексики, наличие устойчивых клише книжного происхождения: внести большой вклад, общечеловеческие ценности и т.д., наличие пассивных конструкций и строгая структурированность сложных предложений: выращен высокий урожай, открыта выставка и т.п.

Аргументированность. Убедительность речи обеспечивается приемами диалогизации (вопросно-ответные комплексы), так называемыми акцентуаторами - специальными средствами языка, подчеркивающими уверенность автора (модальные слова, вводные конструкции с модальностью уверенности и др.), четким оформлением логических отношений между частями предложения (союзная связь) и частями текста.

Потребность в выразительных и изобразительных средствах в публицистике особенно высока, но она вступает в противоречие с требованием оперативно откликаться на все события текущей жизни, уметь писать быстро. При всем своем многообразии общественно-политические ситуации часто повторяются, что и вызывает необходимость использования для стереотипных событий стереотипных описаний. Поэтому характерной особенностью публицистического стиля, особенно газетно-публицистического, является наличие в нем речевых стандартов, клише и речевых штампов.

Устойчивые элементы языка выступают в двух функциях. Там, где необходимо обращение к точным формулировкам, которые обеспечивают однозначность и быстроту понимания, устойчивые элементы языка выступают как собственно стандарты. Прежде всего, это область официального общения: канцелярская, деловая речь, юридическая сфера (язык законов, декретов, распоряжений), дипломатическая деятельность (язык соглашений, договоров, коммюнике), общественно-политическая область (язык резолюций, решений, обращений и т. д.). Однако те же самые официальные обороты, выходя за пределы специального употребления и органичного для них жанра, воспринимаются как стилистический дефект речи .

В газетах последних лет можно без труда обнаружить примеры штампованно-канцелярской речи: решительно взяли курс на оздоровление национальных отношений, создание реальных условий, способствующих усилению внимания к насущным вопросам жизни людей, безотлагательно сосредоточить внимание на решении самых неотложных проблем. Многие шаблонные обороты речи возникли под влиянием официально-делового стиля: на данном этапе, в данный отрезок времени, подчеркнул со всей остротой и т. д. Как правило, они не вносят ничего нового в содержание высказывания, а лишь засоряют предложение.

Стандарты, являясь готовыми речевыми формами, соотнесенными с определенной ситуацией, значительно облегчают общение. Они помогают читателю получить нужную ему информацию, поскольку текст, воспринимаемый в привычном виде, усваивается быстро, целыми смысловыми блоками. Поэтому речевые стандарты особенно удобны для использования в средствах массовой информации: ветви российской власти, работники бюджетной сферы, служба занятости, коммерческие структуры, силовые ведомства, по данным из информированных источников, служба быта и т. д. В частности, стандартизации подвергаются многочисленные в публицистическом стиле метафоры. Рождаясь однажды как новая языковая единица, удачная метафора может затем в результате многократного употребления стать стертой метафорой, то есть клише: президентская гонка, политическая арена, взрыв недовольства, корни национализма, экономическая блокада и т. д. Клише чаще всего используются в тех жанрах, которые требуют экономичной и сжатой формы изложения и которые оперативно связаны с самим событием, например: официальное сообщение, обзор печати, отчет о заседаниях, конференциях, съездах и т. д.

Стремление к эмоциональной насыщенности языка газеты побуждает журналистов использовать различные приемы художественной выразительности (тропы, стилистические фигуры), которые активизируют внимание читателей, привлекают их к определенной информационной теме. Но если эти приемы повторяются, тиражируются в различных газетных текстах, они также превращаются в речевые штампы. Штампы появляются и для выражения застарелых представлений об общественной и хозяйственной жизни как постоянной борьбе и непрекращающемся сражении, например: битва за урожай, фронт работ, борьба за передовые идеалы, прорывы на новые рубежи и т. д.

Речевые штампы - категория оценочная, зависящая от обстоятельств речи и потому исторически изменчива. Ушли из употребления речевые штампы: агенты (акулы) империализма, найти горячий отклик в сердцах, от имени и по поручению, в ответ на пожелания трудящихся. Новое время рождает новые штампы: разгосударствление, бартерные сделки, гуманитарная помощь, борьба суверенитетов, освобождение цен, потребительская корзина, непопулярные меры, социально незащищенные группы, экономическое пространство и т. д.

Функция воздействия обусловливает острую потребность публицистики в оценочных средствах выражения. Публицистика берет из литературного языка практически все средства, обладающие свойством оценочности (чаще отрицательной), который особенно отчетливо проявляется в лексике и фразеологии: болячка, бесчеловечный, беспредел, вандализм, вредоносный, критиканство, мафия, шумиха, вакханалия, сговор, затея, диктат, махинации, политическая кухня и т. д.

Публицистика не только использует готовый материал, она преобразует, трансформирует слова из разных сфер языка, придавая им оценочное звучание. Для этой цели используется специальная лексика в переносном значении (инкубатор преступности, маршруты технического прогресса), лексика спорта (предвыборный марафон, раунд (тур) переговоров, объявить шах правительству); наименования литературных жанров (драма народов, кровавая трагедия, политический фарс, пародия на демократию) и т. д.

Публицистический стиль характеризуется некоторыми особенностями в области словообразования. Например, оценка того или иного события может быть выражена и при помощи словообразовательных элементов (образованщина, штурмовщина, обывательщина, хозяйничать, важничать, ультрасовременный), а также при помощи окказионализмов или речевых неологизмов - слов, созданных теми или иными авторами, но не получивших широкого употребления, тем более что они не зафиксированы в современных словарях: прихватизация, хрущобы.

В публицистическом стиле отмечается большая, чем в других стилях, активность интернациональных образовательных суффиксов (-ация, -ур, -ист, -изм, -ант) и иноязычных приставок (анти-, архи-, гипер-, де-, дез-, контр-, про-, пост-, транс-): глобализация, агентура, террорист, центризм, конкурсант, антиглобализм, депортация, архиреакционный, гиперинфляция, дезинформация, контрмеры, проамериканский, постсоветский, трансъевропейский). Частотно употребление существительных с суффиксами -ость, -ство, -ние, -ие (личность, алчность, аннулирование, сотрудничество, доверие); наречия с префиксом по-: по-деловому, по государственному. Для прилагательных также характерны русские и старославянские приставки: совладелец, вневедомственный, межконтинентальный, прозападный, противозаконный. Некоторые старославянские приставки придают словам "высокое" звучание: воссоздать, всевластный, воссоединить, преисполнить.

В публицистических текстах, особенно в языке газет, очень часто встречаются слова, образованные путем сложения: взаимовыгодный, добрососедский, многосторонний, повсеместный, волеизъявление, многоплановый, торгово-промышленный, общественно-политический, социально-экономический, либерально-демократический, административно-командный. В целях экономии речевых средств применяются аббревиатуры (АОО, МИД, ЧП, СНГ, МКС, НЛО, СОБР) и сокращения слов (Совбез, генсек, федералы, эксклюзив, нал, беспредел).

На морфологическом уровне публицистически окрашенных средств сравнительно немного. Здесь, прежде всего, можно отметить стилистически значимые морфологические формы различных частей речи. Например, употребление единственного числа существительного в значении множественного: русский человек всегда отличался своей понятливостью и выносливостью; это оказалось разорительным для британского налогоплательщика и т. д.

Исследование частотности употребления глагольных временных форм показывает, что для жанра репортажа и близких к нему жанров характерно употребление настоящего времени глагола, так называемого "настоящего репортажа". Очевидно, это объясняется тем, что в публицистике подчеркивается "сиюминутный" характер описываемых событий и что автор является очевидцем или даже участником описываемых событий: 3 апреля начинается визит в Минск Премьер-министра Республики Польша. Ученые разбирают подземные помещения южного флигеля. Среди морфологических форм выделяются формы возвратного и страдательного залогов глагола, они связаны с информационной функцией и способствуют объективности изложения: военная напряженность спадает, политические страсти накаляются. Очень активны формы страдательного причастия: меры приняты, российско-американские переговоры завершены. Журналисты отдают предпочтение книжным, нормативным вариантам словоизменения, однако нередко все же используют и разговорные окончания, чтобы добиться доверительного, непринужденного характера общения с читателем или слушателем: в цеху, в отпуску, трактора.

Для современной газетной речи в целом менее свойственна открытая призывность, лозунговость, неаргументированная директивность передовиц, более свойственны аналитичность, доказательность изложения, сдержанность в материалах международных и острая критичность в материалах о внутренней жизни страны, увеличение диалоговых форм изложения (столкновение различных точек зрения). Выходят на первый план диалогические жанры (интервью, беседа), информационно-аналитические (статья, комментарий), появляются новые жанры ("прямая линия", "круглый стол", "журналистское расследование").

Воздействующие функции ярко проявляются в синтаксисе публицистического стиля, который также имеет свои особенности. Из разнообразных синтаксических конструкций журналисты отбирают те, которые обладают значительным потенциалом воздействия, выразительности. Именно этим привлекают публицистику конструкции разговорной речи: они, как правило, сжаты, емки, лаконичны. Другое важное их качество - массовость, демократичность, доступность. Характерна для многих публицистических жанров также идущая от разговорной речи рубленая проза: короткие отрывистые предложения, напоминающие живописные мазки, из которых складывается общая картина, например: Большой зал. В углу огромный глобус. На стенах карты материков, схемы. На них красными линиями вычерчены будущие витки полета космического корабля. Горят голубые экраны электронных приборов. По ним непрерывно бегут белые линии. У телеэкранов радиоприемников склонились в деловом напряжении операторы. Использование эллиптических конструкций также придает высказыванию динамичность, интонацию живой речи: приватизационный чек - каждому, банки - не только для банкиров.

В публицистике встречаются практически все фигуры речи, однако значительно преобладают четыре группы: вопросы различных типов, повторы, создаваемые средствами разных языковых уровней, аппликации и структурно-графические выделения .

С первых строк статьи читатель часто встречается с различного рода вопросами к воображаемому собеседнику, служащими для постановки проблемы. По сформулированным вопросам читатель судит о проницательности журналиста, о сходствах и различиях между собственной и авторской точкой зрения, об актуальности темы и о том, представляет ли она интерес. Это и способ установить контакт с читателем и получить от него ответную реакцию, например: Все чаще в средствах массовой информации публикуются социологические данные о популярности претендентов на высокую должность и прогнозы о вероятном победителе. Но насколько надежны эти данные? Можно ли им доверять? Или это только средство формирования общественного мнения, своеобразный способ пропаганды желанного кандидата? Эти вопросы носят как политический, так и научный характер.

Автор не только задает вопросы, но и отвечает на них: Какие претензии предъявляются к переселенцам? Утверждают, что они опустошают пенсионную кассу и поглощают основные средства, выделяемые на пособия по безработице. Смена вопросительной интонации на утвердительную позволяет оживить внимание читателя, внести разнообразие в авторский монолог, создав иллюзию диалога. Данный стилистический прием называется вопросно-ответный ход, который облегчает и активизирует восприятие речи читателем или слушателем, придает тексту (речи) оттенок непринужденности, доверительности, разговорности.

Риторический вопрос представляет собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший, например: Станет ли связываться с банком человек, чьи сбережения в нем погорели? - Не станет связываться.

Умолчание - это стилистический прием, который в письменном тексте выделяется графическими средствами (многоточием) и указывает на невысказанность части мысли: Хотели как лучше, а получилось… как всегда. Многоточие - это намек на известные и автору, и читателю факты или обоюдно разделяемые точки зрения.

Вторая группа фигур, занимающих важное место в публицистических текстах - это повторы разных типов: лексический, морфологический, синтаксический, которые способны не только оказывать эмоциональное воздействие, но и производить изменения в системе "мнения - ценности - нормы", например: Еще юридический ликбез: закон категорически запрещает принимать в качестве правоустанавливающих документов абы какие, строго оговаривая их номенклатуру. Закон категорически запрещает принимать к рассмотрению и тем более опираться на документы, представленные иначе, как в подлинниках или копиях, но при наличии подлинника - спросите любого юриста!

Третье место по частоте употребления в тексте занимает аппликация - вкрапление общеизвестных выражений (пословиц, поговорок, газетных штампов, сложных терминов, фразеологических оборотов и т. д.), как правило, в несколько измененном виде. Использованием аппликации достигается сразу несколько целей: создается иллюзия живого общения, автор демонстрирует свое остроумие, оживляется "стершийся" от многократного употребления устойчивого выражения образ, например: Тут уж, как говорится, из "Интернационала" слова не выкинешь.

Популярным средством выразительности в публицистическом стиле является аллюзия - стилистический прием, используемый для создания подтекста и состоящий в намеке на какой-либо широко известный исторический, политический, культурный или бытовой факт. Намек осуществляется, как правило, с помощью слов или сочетаний слов, значение которых ассоциируется с определенным событием или лицом.

В публицистических текстах также широко употребляются структурно-графические выделения. К ним относится сегментация и парцелляция. В публицистической речи часто можно встретить различного рода расчленения текста, то есть такие конструкции, когда какая-нибудь структурная часть, будучи связана по смыслу с основным текстом, вычленяется позиционно и интонационно и располагается либо в препозиции (сегментация), либо в постпозиции (парцелляция): "Обмен купюр: неужели все напрасно?"; "Процесс пошел. Вспять?"; "Земельная реформа - какова ее цель?"; "Новые партии, фракции парламента и Советы - кто из них сегодня сможет осуществлять власть таким образом, чтобы она была не декорацией и не декларацией, а реально влияла на улучшение нашей жизни?"

Журналисты мастерски применяют различные синтаксические приемы экспрессии: инверсию (необычный порядок слов), обращения, побудительные и восклицательные предложения, присоединительные конструкции. В публицистическом стиле представлены все виды односоставных предложений: номинативные, неопределенно-личные, обобщенно-личные и безличные: Нам передают с места событий. В заметке сообщается.

Стремление к выразительности, образности и в то же время к краткости реализуется в публицистическом стиле также с помощью прецедентных текстов. Прецедентный текст - это некий культурный феномен, который известен говорящему, и говорящий ссылается на этот культурный феномен в своем тексте. При этом прецедентные тексты служат своего рода символами определенных стандартных ситуаций. Источниками прецедентных текстов являются художественные произведения, Библия, устное народное творчество, публицистические тексты, общественно-политические тексты, общеизвестные научные тексты, кинофильмы, мультфильмы, телепередачи, тексты песен и т. д. Уровень знания прецедентной базы языка свидетельствует о том, насколько хорошо человек владеет этим языком. Если газетная статья имеет название "А воз и ныне там…", восходящее к строке из басни И. А. Крылова "Лебедь, Щука и Рак", любой русскоговорящий, даже не читая эту статью, может понять, что речь пойдет о каком-то деле, которое следовало сделать давным-давно, однако оно до сих пор не сдвинулось с мертвой точки. Такие прецедентные тексты живут в сознании людей веками, вызывая одни и те же ассоциации.

Использование говорящим прецедентного текста обусловлено стремлением сделать свою речь более красивой или более убедительной, более доверительной или ироничной. Оперирование прецедентными текстами сопровождается апелляцией к знаниям, содержащимся в индивидуальной когнитивной базе адресата. Сказанное имеет отношение к характеристике языковой личности читателя, к его способности к умозаключениям и восприятию смысла. Без знания прецедентных текстов невозможно полноценное общение.

Ритм современной жизни, к сожалению, не всегда позволяет прочитать все статьи в газетах и журналах, поэтому читатель обращает внимание в первую очередь на заголовок публицистического текста. Это объясняется тем, что структура заголовка отличается лаконичностью, в нем обобщается самое главное из того, о чем говорится в тексте. Иными словами заголовок - это квинтэссенция текста, отражающая его суть. Современные СМИ требуют все больше оригинальных, ярких, экспрессивных, привлекающих внимание заглавий. Газетный или журнальный заголовок призван заинтересовать читателя, вызвать у него желание продолжать чтение .

В отличие от невыразительных заглавий советского времени, современные названия характеризуются выразительными языковыми и стилистическими средствами. Экспрессия, ради которой используются прецедентные тексты в заголовках современных журнальных, газетных публикаций, базируется на их общеизвестности. Это может быть точная цитата: Чем бы дитя ни тешилось (Искусным вором оказалась одиннадцатилетняя девочка), Прощай, оружие! (Евросоюз отказал Китаю в военных технологиях), Ледовое побоище (С наступлением весны традиционно растет число травм среди пермяков). Казалось бы, прецедентный смысл заголовка вполне прозрачен и ясен читателю, однако этот смысл переиначивается в соответствии с содержанием журнальной или газетной статьи.

лексический стилистический публицистический текст



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: