Роль имен числительных в современном русском языке. Синтаксические особенности количественных числительных


Имя числительное — это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечают на вопрос сколько? или какой? Который?.
Синтаксическая роль: В предложении имена числительные чаще выступают в роли подлежащего, сказуемого, определения, реже — в роли именной части составного сказуемого и обстоятельства. Количественные числительные в сочетаниях с именами существительными являются одним членом предложения в формах И.п. и В.п. В остальных падежах они являются разными членами предложения. Ср.: На столе стояли три чашки. — На столе не хватало трех чашек. Сочетание порядкового числительного с существительным не является одним членом предложения. Например: Люблю вечерний свет, и первые огни, и небо бледное, где звёзд ещё не видно (В. Брюсов).

Разряды числительных по значению

Выделяют количественные и порядковые числительные.
Количественные числительные обозначают отвлеченные числа (пять) и количество предметов (пять столов) и отвечают на вопрос сколько?.
Количественные числительные бывают целые (пять), дробные (пять седьмых) и собирательные (пятеро).
Целые количественные числительные обозначают целые числа или количества. Целые количественные числительные сочетаются со счетными существительными, т. е. с такими существительными, которые обозначают предметы, которые можно посчитать штуками (две книги, девятнадцать страниц).
Дробные количественные числительные обозначают дробные числа или количества (две третьих, пять седьмых, тринадцать двадцать пятых).
Собирательные числительные обозначают количество предметов как целое. К собирательным числительным относятся слова оба, двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро.

Разряды числительных по структуре (строению)

По структуре выделяют числительные простые, сложные и составные.
Простые числительные однокомпонентны (два, двое, второй).
Составные числительные неоднокомпонентны, т. е. пишутся с пробелами (пятьдесят пять, пять десятых, пять тысяч пятьдесят пятый).
Сложные числительные - которые имеют два или несколько корней (пять-сот, пят-и-сот-тысяч-н-ый).

Склонение числительных.

Изменение числительных по падежам называется склонением. Особым образом склоняются числительные два, три, четыре, сорок, девяносто, сто, полтора, полтораста:
Количественные числительные не имеют категории рода (кроме числительных один, полтора, два), не изменяются по числам (кроме числительного один).

Числительное один согласуется с существительным, к которому оно относится, в роде, числе и падеже (одна ягода, один карандаш, одно окно; одной ягоды, одного карандаша, одного окна). Все остальные числительные в сочетании с существительным в форме родительного падежа употребляются в форме именительного падежа (два друга, пять столов, двадцать метров).

Числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются по образцу существительных III склонения:
И.пятьпятнадцатьтридцать
Р.пятипятнадцатитридцати
Д.пятипятнадцатитридцати
В.пятьпятнадцатитридцать
Т.пятьюпятнадцатьютридцатью
П.(о) пятипятнадцатитридцати
Числительные сорок, девяносто, сто при склонении имеют только две формы: И., В. — сорок, девяносто, сто; Р., Д., Т., П. — сорока, девяноста, ста.
При склонении числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот изменяются обе части слова:

И. семьдесят
Р. семидесяти
Д. семидесяти
В. семьдесят
Т. семьюдесятью П. (о) семидесяти
двести девятьсот двухсот девятисот двумстам девятистам двести девятьсот двумястами девятьюстами двухстах девятистах
При склонении составных числительных изменяется каждое слово:

Числительное тысяча склоняется как существительное I склонения; числительные миллион, миллиард, триллион —,как существительные II склонения.

Лекция, реферат. Разряды числительных по построению и значению,
склонение числительных, синтаксическая роль - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.



У числительных нет собственной функции члена предложения. В предложении они, как правило, употребляются в составе словосочетания с существительным (пять дней, триста сорок человек) и выступают как один член предложения: Прошло пять дней.

Здесь словосочетание пять дней - подлежащее.

Количественные числительные могут быть членами предложения только при обозначении числа, а не количества. Например: Пять не делится на два без остатка. (Пять - подлежащее, два -дополнение).

Чтобы правильно выбрать форму зависимого существительного в словосочетании, нужно учитывать такую закономерность: в форме И.п. и В.п. числительное управляет существительным, требуя формы Р. п., а в остальных падежах согласуется с существительным, выступая в форме того же падежа, что и существительное. Ср., например: две груши, но двух груш, двумя грушами; пять книг, но пяти книг, пятью книгами.

Своими функциональными особенностями отличается числительное один, оно согласуется с существительными в роде, числе и падеже (один стол, одна машина, одно окно; одни сутки; с одной задачей), включая и составные числительные (сто один ученик; пяти тысяч ста одного рубля).

При выражении дистрибутивного значения числительное может стоять в форме Д.п. или В.п., существительное же всегда в форме Р.п. Числительные два, три, четыре, девяносто, сто, двести, триста, четыреста употребляются только в форме В.п. (выдать по три рубля, по сто рублей), один только в форме Д.п. (по одному экземпляру, по одному человеку). Остальные числительныемогут употребляться в вариантных формах (по пяти рублей - по пять рублей). Вариант в форме Д.п. (получили по пяти рублей) считается более книжным и устаревшим.

Для создания значения неопределенности, приблизительности вместо точного обозначения количества меняют порядок компонентов в словосочетании числительных с существительными. Ср.: привезли книг двести и двести книг, читал часа два и два часа.

Среди количественных числительных традиционно выделяют дробные числительные (две пятых, одна целая и три десятых). При склонении изменяются все слова, входящие в состав числительного: двух пятых, одной целой и трех десятых. В сущности, это особый тип количественных словосочетаний.

В научной грамматике в разряд количественных числительных включают неопределенно-количественные числительные, которые не имеют количественно-числового значения, указывают лишь на неопределенное количество, они сходны с определенно-количественными числительными по грамматическим свойствам: управляют Р.п. Это слова много, немного, мало, немало, столько, сколько, несколько, сколько-нибудь.

Слова много, немного, мало, немало не изменяются по падежам, остальные склоняются, в Р.п., Д.п., Т.п., П.п. согласуются с существительным: скольких друзей нет, скольким друзьям я дарил свои акварели.

Собирательные числительные обозначают определенное количество предметов в совокупности: двое мужчин, семеро козлят.

Они представляют собой небольшую группу слов, образованных от количественных числительных в пределах первого десятка: двое, трое – с суффиксом -oй(e), четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро – с суффиксом -ер(о). Причисляют к ним и непроизводное слово оба (обе) с собирательным и местоименным значением «и тот и другой».

Собирательные числительные сочетаются с ограниченным кругом слов. Так, они употребляются с личными существительными мужского и общего рода (двое мужчин, четверо гостей, трое сирот); со словами дети, детишки, ребята, люди, лицо (в значении человек): четверо детей, пятеро людей, трое неизвестных лиц; с субстантиватами, обозначающими лицо (шестеро больных, двое ведущих); с личными местоимениями (нас трое, их пятеро); со словами со значением невзрослости (двое верблюжат, пятеро волчат).

Собирательные числительные сочетаются с существительными pluralia tantum: двое очков, трое суток. Начиная со слова пятеро возможно употребление и количественных числительных: пятеро суток - пять суток. Заметим, что собирательные числительные в сочетании с неодушевленными существительными употребляются только в форме И.п. - В.п., а в косвенных падежах заменяются количественными: прошло трое суток - тремя сутками позже. В сочетаниях с одушевленными существительными собирательные числительные употребляются во всех падежах: трое друзей, троими друзьями и т. д.

Кроме того, в разговорной речи собирательные числительные употребляются с существительными, обозначающими парные предметы (двое сапог).

Собирательные числительные не имеют категорий рода и числа, изменяются по падежам, в предложении выполняют синтаксическую функцию подлежащего или дополнения только вместе с существительными.

Следует еще обратить внимание на употребление слова оба (обе). В сочетании со словами жен. рода рекомендуется употреблять форму обе (по обеим сторонам улицы), со словами муж. рода – форму оба (оба компьютера в ремонте).

Порядковые числительные обозначают порядковый номер предмета при счете (первый курс, второй курс).

По своим морфологическим признакам они идентичны относительным прилагательным: изменяются по родам, числам и падежам, согласуются в роде, числе и падеже с существительными, имеют одинаковый набор окончаний.

Но, совпадая по форме и синтаксической функции (функции определения) с прилагательными, порядковые числительные имеют ряд особенностей, позволяющих относить их к числительным:

1. Значение порядка следования предметов при счете, т. е. значение точного числа.

2. Семантическая и словообразовательная соотнесенность с количественными числительными. Кроме порядковых числительных первый и второй, все остальные образованы от количественных числительных (пятый, двадцатый, сотый). При образовании порядкового числительного от составного количественного числительного изменяется только последний компонент: дом пятьдесят пятый, квартира сто тридцать седьмая. Ср. с исходным обозначением с количественными числительными: дом пятьдесят пять, квартира сто тридцать семь. Составные порядковые числительные используются очень широко в разных сферах жизни, в частности, при обозначении дат, чисел: двадцать седьмое июня, тысяча девятьсот двадцать третий год. У таких составных порядковых числительных только последний элемент - собственно порядковое числительное.

3. Как и количественные, порядковые числительные могут обозначаться цифрами (33 года, 33-я весна).

Все это дает основание включать данную группу слов в состав числительных как особый разряд

Утверждаю:______________Дата:____________Русский язык 7 класс 9.11.2016

Тема: Синтаксическая роль числительных

Цель: 1.систематизировать и обобщить знания учащихся об имени числительном как части речи;
2.закрепить навыки, связанные с употреблением числительных в устной речи (соблюдать нормы употребления при согласовании с существительным);
3. воспитывать у школьников интерес к русскому языку.
Тип урока: повторение и систематизация знаний.
МО: практический, наглядно – иллюстративный.
Ход урока:
1 . Орг. этап.

Итак, Блиц-опрос по пройденному материалу:

1.Что такое имя числительное?
2. Все числительные по значению делятся на…. (количественные и порядковые)

3. Среди количеств.числительных выделяются…(целые, дробные, собирательные)
4. Количеств. числительные по составу бывают.. (простые, сложные и составные)

2 .Словарный диктант.

Учитель диктует имена числительные, учащиеся должны разделить их на две группы:

на простые числительные и составные.

Три, сорок восемь, тысяча девятьсот девяносто девятый, восьмидесятый, девяносто,

сто тридцать, триста сорок восемь, два, двенадцать, две тысячи шестой, восемьсот

пятнадцать, триста тринадцать, двести двадцать второй, один миллион триста сорок(1340000), пять тысяч восемьсот, тридцать два.

3 .Затем учащиеся должны составить предложения со всеми числительными. Это

задание выполняется самостоятельно.

Подчеркните числительные как члены предложения

Семеро ребят отправились в поход.Первый луч солнца разбудил девочку.Прибавьте к десяти шесть.Поезд отправляется в два часа.Мальчик купил пять тетрадей.Семеро шесть-сорок два.

4 . Задание: от количественных числительных 6,3,4,2,1,10,7,13,19,20
Образовать порядковые числительные

5 .Задание. Перепишите и укажите вид числительных по строению (простые, сложные, составные).

Пятнадцать, семь, сто шестнадцать, восемнадцатый, одиннадцать, шестьсот, семидесятый, девяносто шестой, семьсот сорок один, триста двадцать, четвертый, девятьсот девяносто девять тысяч

6 .Задание. Цифрами записаны количественные числительные. Укажите строчку, в которой все числительные являются простыми и запишите их прописью.

а) 19, 15, 1000 б) 8, 1000, 100, 1 в) 19999, 300, 4, 17 г) 3, 29, 18, 41

7 . Запишите числа собирательными числительными. За одним столом сидят (3) друзей. У тёти Маши (4) детей. (5) альпинистов ушли в горы. На столе лежало (6) ножниц, Прошло (3) суток.

8 .1.Просклоняйте порядковое числительное восьмой .

2. Просклоняйте составное числительное, год вашего рождения. (2001-ый год)

3. преобразуйте количественные числительные в порядковые: 1819, 48, 90, 15, 12, 4, 22, 800.

9 . числительные записать словами, согласовав их с существительными:

У меня день рождения… ; перед 8 (март) нужно купить цветы; буду вспоминать о 1 (сентябрь); к 9 (май) необходимо подготовить концерт.

10 .1.В каком числительном надо писать НН?

2.В каких числительных надо писать – ь на конце слова:

3.В каких числительных надо писать – ь в середине слова:

11 . Разминка
- Сколько пальцев на руке? (5)
- Сколько месяцев в году? (12)
- Сколько хвостов у 5 котов? (5)
- Сколько колец на Олимпийском флаге? (5)
- Сколько пальцев на двух ногах? (10)
- Сколько солнышек на небе? (одно)
- Сколько лап у двух куриц? (4)
- Сколько золотых медалей получили
казахстанцы на Олимпиаде в Лондоне? (7)
-Сколько глаз у человека? (2)
- Сколько углов у квадрата? (4)
- Сколько рук у собаки? (ноль)
- Сколько времени года? (4)
- Сколько дней в неделе? (7)
- Сколько сторон у треугольника?(3)
- Сколько орехов в пустом стакане? (ноль)
- Сколько букв в русском алфавите? (33)

12. Пословицы и поговорки.
Вспомните пословицы и поговорки, в которых встречаются имена числительные
Один в поле не воин.
Одно дерево срубишь – десять посади.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Два сапога – пара.
Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени –только три дня.
Без четырех углов изба не рубится.
Семеро одного не ждут
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Весна да осень – на дню погод восемь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
13. Числительные в названиях сказок.
Вспомните названия сказок, в которых встречаются имена числительные

Маша и 3 медведя.12 Месяцев.Сказка о мертвой царевне и 7-ми богатырях.3 поросенка.Волк и семеро козлят.Али-баба и 40 разбойников.3 орешка для золушки.Белоснежка и 7 гномов.Три толстяка.

14 . Прочитайте его с поэтической интонацией:
714, 15, 3247
16, 318, 140, 327
3, 28, 220, 126, 1245
615, 18, 2225
713, 116, 512, 43
2000000, 320, 17, 333.

15 Вопросы:

1. Часть речи, обозначающая количество предметов.

2. Числительные, которые отвечают на вопрос сколько?

3. Числительные, которые отвечают на вопрос какой?

4. Число больше трех, но меньше пяти.

5. Число меньше двенадцати, но больше десяти.

6. Десять разделить на два.

16. Рефлексия.

Что сегодня повторили? (Правильно употреблять числительные в устной речи, правильно писать числительные, видеть, слышать и уметь исправлять грамматические ошибки, связанные с нарушением морфологических норм числительных).

17 . Домашнее задание. Подведение итога урока. Выставление оценок.

Имя числительное как часть речи.

Синтаксическая роль имен числительных в предложении. (6 класс)

Цели:

- ознакомление с признаками числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении),

Отличать числительные от других частей речи с числовым значением;

Уметь находить числительные в тексте;

Развивать творческую, речевую и мыслительную деятельность учащихся;

Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Ход урока

1.Орг. момент.

2. Психологическая подготовка учащихся к восприятию новой темы.

Ребята! Сегодня на уроке мы продолжаем изучать раздел «Морфология», продолжаем знакомиться с частями речи.

Обратимся к загадке. Подумайте, как она может быть связана с темой урока:

(чтение эпиграфа, нахождение отгадки Слайд 1)

С какой частью речи мы будем знакомиться сегодня? – попробуйте догадаться сами.

О ком и о чем идет речь?

Многоногая загадка

Две ноги на трех ногах,

А четвертая в зубах.

Вдруг четыре прибежали

И с одною убежали.

Подскочили две ноги,

Ухватили три ноги,

Закричали три ноги,

Закричали на весь дом, -

Да тремя по четырем!

Но четыре завизжали

И с одною убежали. (К.Чуковский) ответ: две ноги – мальчик, три ноги – табуретка, четыре ноги – собака, одна нога – куриная)

Знаете отгадку? А какие слова помогли найти отгадку? Это же числа. Или слова?

(отвечают: две ноги, три ноги, четыре ноги, одна нога)

Один, два, три, четыре – это слова новой части речи, название которой, как вы верно заметили, связано с словом «число» (записываем на доске и в тетради)

Итак, вы будете изучать имена числительные.

Мы должны знать ……

научиться…

(- познакомиться с частью речи,

Узнать, что обозначает имя числительное,

На какой вопрос отвечает, как изменяется, синтаксическую роль, в каких стилях речи используется.)

Да, сегодня мы познакомимся с этой частью речи, её значением и синтаксической ролью в предложение, коснемся* вопроса о том, в каких стилях языка чаще всего она используется. Остальные вопросы более подробно рассмотрим на следующих уроках.

В конце урока вы должны знать определение числительного и уметь находить его в тексе.

3. Изучение нового материала. (по ходу изучения темы составляем схему, доска, тетради)

Числительное

Количество Порядок

Сколько? Какой?

Пять Пятый

5 5

Синтаксическая роль


Работа над определением имени числительного.

Обращаемся к теме урока: мы с вами уже знакомы с именными частями речи. Какими? (существительное, прилагательное. Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). – по ходу работы над термином, заполняем правило с пропусками

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ – ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ ________________ ПРЕДМЕТОВ, __________________, А ТАКЖЕ _____________ ПРЕДМЕТОВ_________. ИИМЕНА ЯЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ_________ И _____________.

ИМЕНА ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МОГУТ БЫТЬ ____________________.

Дайте определение этих частей речи. А числительному? (самостоятельная часть речи, которая обозначает….)

Что же обозначают имена числительные?

Работа с предложением. Списать, расставить знаки препинания, раскрыть скобки. (записано на доске) – задаем вопросы к числительным, выясняем, что обозначают, даем определение числительному, работаем над синтаксической ролью в предложении)

Три братца пошли купаться*, два купаются*, а третий на берегу валяется*. (объяснить орфограммы и пунктограммы, сложное предложение, схема.)

Вывод: отвечают на вопрос сколько? Какой? Обозначают количество и порядок предметов при счете. (проверяем себя по учебнику) – работа над определением… спросить 3-4 человека

Давайте посмотрим, каким же членом предложения может быть числительное (подлежащее, определение)

Выполним упражнение 83из Р.Т.

Вывод: любым членом предложения (повторяем синтаксический разбор предложения).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (видеоролик)

5. Отличие числительных от других частей речи. Наблюдение.

Какие же части речи могут выражать числовое значение? Для этого….

Образуйте от данных числительных следующие части речи: глагол, прилагательное, существительное. (работа в парах)

Два – удвоить, двойной, двоечник

Три – троечник, утроить, тройной

Вывод: -Какие же части речи могут выражать числовое значение? (существительные, прилагательные, глагол)

А в чем же заключается основное отличие числительных от других частей речи?

(можно записать и цифрами, и словами) – выполнение упражнения 82 из Р.т.

с последующей проверкой)

6. Закрепление теоретического материала.

Дать определение числительного. Каким членом предложения может быть числительное.

7. Работа с текстом (распечатан для каждого учащегося). Умение находить числительные в тексте. Определить роль числительных в тексте (точность).

Доброе дерево

Кого берёзой удивишь? Выгляни из окна в городе ли, в деревне, всюду берёзу увидишь о в своё одеяние два главных цвета русской природы: зелень лугов и белизну заснеженных полей.

Ещё берёза к людям добра. В стародавние времена люди нарекли её деревом четырёх дел: первое дело – мир освещать, второе – чистоту соблюдать, третье – крик утишать, четвёртое – больных исцелять. Самая светлая – берёзовая лучина. Берёзовый веник в бане «чистоту соблюдал». Скрип телеги утишался берёзовым дёгтем. От всяких хворей лечил настой из берёзовых почек.

Какое родное, тёплое, верное дерево!

Ю. Крутогоров

Анализ текста:

На что указывает заглавие: на тему или на основную мысль?

Определите тип речи, стиль (рассуждение, публицистический)

Есть ли в тексте имена числительные? Назовите их.

(мы узнаём, сколько полезных свойств у берёзы!)

Запишите предложение «В стародавние времена…»

Определите синтаксическую роль имен числительных.

. Выпишите предложения, в которых есть числительные, подчеркните числительные как члены предложения.

Пернатые часы

(По. М. Деменюк)

8*. Самостоятельная работа (тест) – распечатка. Обвести в кружок правильный ответ.

Тест предлагает вам 5 заданий, в каждом по 4 варианта ответов, вам необходимо обвести кружочком правильный ответ.

1. Укажите верное утверждение

А) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счёте.

Б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.

В) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.

Г) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

2. Каким членом предложения может быть числительное?

А) подлежащим и сказуемым

Б) второстепенным членом предложения

В) обстоятельством и дополнением

Г) разным членом предложения

3. Укажите строчку, в которой только числительные, отвечающие на вопрос сколько?

А) шестьсот, сорок два, три

Б) второй, двадцать два, девять

В) пятый, шестого, сороковой

Г) сто, пятнадцать, пятидесятый

4. Укажите строчку, где записаны только числительные

А) семилетний, шестиструнный, удвоить

Б) первый, восемь, тридцать

В) шестиклассник, пятеро, семёрка

Г) десять, двадцать три, трижды

Произведём самопроверку, исправьте ошибки, если они есть, поставьте отметку: если ошибок нет – «5», одна ошибка – «4», две ошибки – «3», если ошибок больше не ставьте себе ничего, вам нужно ещё потренироваться. Жду в четверг тех, кто допустил ошибки(много)

Я вижу, что вы сегодня узнали многое об имени числительном. Достигли мы с вами цели урока?

Рефлексия

- Что я узнал…. Запомнил…

Конечно, с цифрами и числами вы, ребята, давно уже знакомы. Каждый день вы сталкиваетесь с огромным количеством разных чисел. И дома, когда, например, смотрите телевизор (первый канал, второй канал, третий и так далее), и в школе, а особенно на уроках математики, и даже на улице нас всех окружают цифры и числа. Мы можем найти человека, если знаем адрес (номер дома и номер квартиры), в большом городе на остановке мы будем ждать автобус именно того номера, который нам нужен.

А представьте, что было бы, если бы в нашем мире не было бы ни одной цифры…

(не знали бы, какой сегодня год и какое число, сколько каждому из нас лет, не смогли бы ничего купить в магазине, потому что не было бы цен, денег, да и магазинов бы тоже не было. Мы потеряли бы такое понятие как время: не знали бы истории, событий, когда произошли открытия)

Как видим, люди без цифр не смогли бы нормально жить и работать.

Счёт возник в глубокой древности, и люди считали по пальцам рук. Было время, когда счёт достигал только четырёх – по числу протянутых четырёх пальцев рук. Потом возник счёт пятёрками. С развитием жизни счёт совершенствовался, и возник, наконец, современный счёт – десятками.

8.Домашнее задание: лингвистическая сказка (творческое, тексты распечатаны) или 5-6 пословиц, в которых есть числительные, объяснить смысл 2-3 пословиц, определить синтаксическую роль в предложения.

Лингвистическая сказка.

Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи – эта самая молодая.

А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.

Кто за это предложение, прошу поднять руку,- сказал Председатель.- Существительное, подсчитайте количество голосов.

Кто-то крикнул: «Много!», и существительное подхватило:

Много!

Вы не считали! Или вы не хотите считать?

Товарищ Председатель, - вступился Глагол, - существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.

Но кто же тогда подсчитает нам голоса? – расстроился Председатель.

Числительное!!! – хором выдохнул зал.

Вот, оказывается, какая важная часть речи это Числительное.

В. Волина

На основе лингвистической сказки написать сочинение – миниатюру «Эта важная часть речи…».

1. Понятие об имени числительном.

Числительное – это самостоятельная часть речи, к которой относятся слова, обозначающие

Числа (дважды два – четыре),

Количество предметов (четыре стола) или

Порядок предметов при счете (пятый дом)

и отвечающие на вопросы сколько ?, который ?

Схема 1. Числительное как часть речи

2. Разряды числительных.

С точки зрения значения и грамматических признаков числительные принято делить на группы, или разряды.

Разряды – группы слов, объединенных общим значением и имеющих одинаковые грамматические характеристики.

Числительные делятся на количественные и порядковые.

К количественным числительным относят слова, обозначающие количество (пять домов),

число (пять не делится на два без остатка), номер предмета (дом номер пять ).

К порядковым числительным относят слова, обозначающие порядок следования предметов при счете (пятый дом).

Схема 2. Разряды числительных

3. Количественные числительные.

Внутри группы количественных числительных с точки зрения значения и грамматических свойств можно выделить следующие подгруппы:

Количественные числительные, обозначающие целые числа,

Количественные числительные, обозначающие дробные числа,

Собирательные числительные.

Количественные числительные, обозначающие целые числа, – это числительные, называющие количество чего-либо в целых единицах: два стола, пять билетов, тридцатьтри корабля. Отметим, что данные слова сочетаются с существительными, которые называют предметы, поддающиеся счету (нельзя сказать два золота или три молодежи).

Эти слова изменяются по падежам (пять, пяти, пятью ) и не имеют категорий рода и числа (кроме числительных один, два ). Слово один может иметь формы мужского, среднего и женского рода: один, одно, одна и форму множественного числа: одни .

Числительное два/две изменяется по родам, сохраняя различия по роду в И.п. и В.п.: две рубашки, два стола.

Дробные количественные числительные обозначают дробные числа и дробное количество (две третьих, ноль целых семь десятых ). Эти числительные сочетаются как с названиями предметов, поддающихся счету, так и с вещественными и собирательными существительными: две третьих стола, одна десятая молодежи, три пятых золота.

Слова этой подгруппы изменяются по падежам: три четвертых, трёх четвертых и т.д., но не имеют рода и числа.

Исключение составляют числительное полтора , которое имеет две формы: м. и ж. р. (полтора месяца, полторы минуты), а также дробные числительные, в состав которых входят числительные один и два . При этом, сохраняя категорию рода, данные слова в составе дробных числительных по родам не изменяются и всегда используются только в форме ж. р. Одна седьмая стола, две пятых книги .

Последняя подгруппа количественных числительных – собирательные числительные. К этой подгруппе относятся 10 слов: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба/обе .

Все эти слова изменяются по падежам (двое, двоих, двоим и т.д.).

Слово оба/обе изменяется по падежам и по родам, где оба – форма мужского и среднего рода, обе – женского рода.

4. Строение (структура) имен числительных.

По своей структуре числительные могут быть простыми, составными и сложными.

Простые числительные состоят из одного слова (восемь, пять, двадцать ). Составные – из двух и более (восемьдесят два, пятьдесят три, пятьсот двадцать пять ).

С точки зрения количества корней в слове также выделяют сложные числительные. К ним относят слова, содержащие более одного корня. Слова пятьдесят, шестьдесят, семьдесят являются сложными, т.к. имеют два корня.

Дробные числительные – составные (три десятых ), числительное полтора – простое, числительное полтораста – сложное.

ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

Схема 3. Структура числительных

5. Синтаксическая функция числительных.

В предложении количественные числительные составляют один член предложения с существительным, при котором они стоят. Таким образом, они могут быть любым членом предложения, которым может быть существительное.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком (А. Пушкин).

(…) И выбор мой благословляет лишь три любимые лица. (Б. Ахмадулина).

На них он выменял борзые три собаки!!! (А. Грибоедов).

Порядковые числительные являются либо определениями, либо частью сказуемого.

Все повторяю первый стих… (М. Цветаева).

Сто первым я не буду никогда! (Е. Евтушенко).

Домашнее задание (Источник)

Упражнение 1.

Запишите текст, определите разряды числительных.

22 августа 1880 года в Петербурге появился первый трамвай. Но только в 1892 году в Киеве началось трамвайное движение. Длина первой ветки была 1,6 километра. Первый в нашей стране метрополитен был открыт в Москве 15 мая 1935 года. Протяженность первой линии была 11, 6 километра, и она имела 13 станций.

Как важно бывает правильно ответить на вопрос сколько?! От правильного ответа могут зависеть и наши потери, и наши приобретения. На данном уроке вы узнаете, как правильно склонять количественные числительные, обозначающие целые числа.

1. Значение дробных числительных и их сочетаемость с именами существительными

Дробные количественные числительные обозначают дробные числа и дробные количества (две третьих, 0,7 и пр.). Эти числительные сочетаются как с названиями предметов, поддающихся счету, так и с вещественными и собирательными существительными. Две третьих стола. Одна десятая молодежи. Две пятых золота.

Однако числительные данного разряда не могут сочетаться с одушевленными существительными. Исключение составляет слово полтораста (= полторы сотни = 150). Мы не можем сказать, например, полторы собаки и можем сказать полтораста собак .

Из полу́тораста собак южнорусских овчарок было всего пять.

Слово полтораста хоть и является дробным, поскольку полтораста – это полторы сотни, но называет целое количество, т. к. полторы сотни – это 150. Именно поэтому полтораста является единственным дробным числительным, которое сочетается с одушевлёнными существительными.

2. Структура дробных числительных

По своей структуре все дробные количественные числительные являются составными, т. е. состоят из 2-х и более слов. Три десятых, семь восьмых, три четвёртых. При этом первая часть дробных числительных представлена целым количественным числительным, а вторая часть – порядковым числительным.

Исключение составляют числительные полтора/полторы и полтораста , поскольку они состоят из одного слова, в отличие от остальных дробных числительных. При этом полтора – простое, полтораста – сложное.

3. Морфологические признаки

Все дробные количественные числительные изменяются по падежам.

Числительное полтора изменяется по родам и имеет формы м. и ср. р. и форму ж. р: полтора и полторы . Полтора месяца, полтора яблока, полторы недели.

Как вы помните из предыдущего урока, числительные один и два тоже имеют категорию рода (один – одна – одно, два – две ). Попадая в состав дробного числительного, эти слова сохраняют родовую характеристику, но используются только в форме ж. р.: одна десятая, две десятых, одна восьмая, две восьмых и т. д.

4. Склонение дробных количественных числительных

С точки зрения структуры в группе дробных количественных числительных представлено 2 подгруппы:

§ простые (несоставные) числительные (полтора, полтораста )

§ составные числительные (все остальные, напр. 2/5).

Числительные первой подгруппы полтора/полторы и полтораста имеют 2 формы: И. п. и В. п. (полтора/полторы и полтораста ) и форму для остальных падежей (полу́тора, полу́тораста ).

Таблица 1. Склонение числительных полтора, полторы, полтораста

В числительных второй подгруппы – в составных дробных числительных – склоняются обе части: первая часть склоняется как соответствующее целое числительное, вторая – как порядковое числительное во мн. или ед. ч. (одна седьмая, три седьмых и т. д.).

Таблица 2. Склонение составных дробных числительных

5. Синтаксические характеристики

Существительные, употребляющиеся с дробными количественными числительными, стоят в форме Р. п. ед. или мн. ч. Форма числа существительного зависит от смысла.

Сравните: Одна вторая груши и одна вторая груш , две третьих стакана и две третьих стаканов . Т. е. ед. ч. = часть одного предмета, мн. ч. = часть общего количества предметов.

В предложении дробные количественные числительные составляют один член предложения с существительным, при котором они стоят.

Мы не виделись полтора года .

Мировой океан занимает три четвертых планеты .



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: