Церковь николая чудотворца на берсеневке. Церковь николая чудотворца на берсеневской набережной

Церковь Николая Чудотворца на Берсеневке, в Верхних Садовниках

Берсеневская набережная, 22

"Берсеневская набережная и переулок названы в XIX в. по находившейся здесь в XVI в. до начала XVIII в. у Б. Каменного моста "Берсеневой решетке" (ночной заставе на улицах), наблюдение за которой в царствование Ивана III было поручено боярину П. Н. Бересеню-Беклемишеву. Другое объяснение дает А. Мартынов (см.: Названия московских улиц. М., 1887. С. 23). Он производит название набережной от "берсеня" (крыжовника), который мог произрастать в находившемся вблизи Государевом саду".

"В середине XVII в. некоторые садовники были уже знатными людьми. Один из них, думный дьяк Аверкий Кириллов, заведовавший царскими садами, построил на своем дворе рядом с церковью в 1657 г. великолепные палаты, сохранившиеся, как и церковь, до нашего времени".

"Аверкий Кириллов, как приверженец Нарышкиных, был убит в Кремле вместе с А. С. Матвеевым во время стрелецкого бунта 1682 г.".

"На этом месте в древности был Никольский на Берсеневке на Болоте монастырь - "Никола Старый". Сведения о нем имеются от 1390 и 1404 гг.".

"Церковь известна с 1625 г., когда именовалась "Великий чудотворец Николай за Берсеневою решеткою".

"Нынешнее здание храма построено в 1656 г. на месте прежнего. Название свое церковь получила от имени боярина Берсеня Беклемишева, казненного в 1525 г. при Василии Иоанновиче на Москве-реке близ его двора".

"Церковь известна с 1475 г. Нынешняя каменная 1656 г. с главным престолом Троицы. В северном притворе погребены Аверкий Кириллов с женой - храмоздатели. В 1656 г. построена трапезная. Казанский придел освящен 16 января 1694 г. В 1755 г. на левой стороне трапезной устроен придел св. Николая. Старая колокольня снесена около 1820 г. Она была построена в 1694 г. и имела колокол 1200 пудов, литый в 1695 г. Иваном Моториным. В 1812 г. храм обгорел. Главный престол вновь освящен 5 сентября 1813 г. На месте Казанского освящен придел Феодосия Палестинского, общежития начальника в 1817 г. 10 июля 1823 г. разрешено в новой трапезной устроить придел св. Николая. Оба придела в двубокой трапезной. В храме сохранялись прекраснейшие произведения, описанные А. И. Успенским". "Новая колокольня 1854 г.".

"Дом Аверкия Кириллова с 1756 г. принадлежал казне. В нем сначала размещался сенатский архив, а в конце XVIII - нач. XIX в. жили сенатские курьеры, почему он и назывался "Курьерским домом". В 1868 г. дом был отдан Московскому археологическому обществу, устраивавшему в нем свои публичные ученые заседания".

"Церковь построена в 1656-1657 гг. как домовая думного дьяка Аверкия Кириллова (с палатами которого ее соединяла галерея на аркадах) на месте деревянной Никольской церкви. Посвящена Троице, поэтому правильнее называть ее Троицкой (первоначально имела придел св. Николая; в 1694 г. при ней был устроен придел Казанской Богоматери). К северному фасаду храма примыкает небольшая трапезная с крыльцом на "кубышчатых" столпах, несущих двойные арки с гирькой, бочкообразная кровля которого не имеет аналогий в московском каменном зодчестве (второе, ныне заложенное крыльцо было с восточной стороны трапезной - отсюда был спуск в подклет, служивший усыпальницей владельцев усадьбы). С западной стороны к древней трапезной и церкви с 1775 г. была пристроена новая трапезная церковь (восстановлена после пожара 1812 г.; колокольня не сохранилась - была сломана уже в советское время). Никольская церковь принадлежит к типу бесстолпных, трехабсидных, пятикупольных храмов с завершением четверика двумя рядами кокошников, перекрытых по закомарам. Декоративная обработка храма отличается пышностью и даже некоторой вычурностью (внутреннее убранство церкви не сохранилось).

Построенные рядом палаты Аверкия Кириллова, как и церковь, своим главным фасадом выходят к Москве-реке. Древняя часть палат была сооружена в нач. XVI в. и возобновлена одновременно с церковью в 1657 г. (в это время к палатам в юго-восточной их части пристроили новое помещение, а также возвели шатровое Красное крыльцо с двойными арками на кувшинообразных столпах и галерею, служившую входом в хоромы и соединявшую их с церковью, - частично сохранилась в виде закрытой арочной галереи первого этажа восточного ризалита). Здание было украшено цветными изразцами с узором в синих тонах по белому фону (один из ранних примеров применения таких изразцов в московском зодчестве). Центральная выступающая часть с парадным входом и правый выступ были пристроены в начале XVIII в. (тогда же, видимо, была осуществлена и надстройка палат - первоначально над первым этажом возвышался только терем). Внутри большая часть помещений еще спланирована по старому хоромному принципу вокруг вытянутой в глубину парадной "крестовой" палаты, в замке свода которой заложен камень с высеченной вокруг креста надписью: "Написан сей святой и животворящий крест в лето 7165 году; того же лета и палата посправлена" (что служит основанием датировки возобновления здания 1657 г.). Левая, более древняя часть палат сохранила в декоре стен формы, характерные для XVII в., которые в свое время, перекликаясь с формами декора церкви, способствовали созданию единого архитектурного комплекса. Центральный ризалит оформлен в духе петровского зодчества с использованием барочных мотивов. Сходство мотивов декора центрального выступа с элементами оформления Меншиковой башни заставляет некоторых исследователей связывать постройку палат в XVIII в. с именем И. П. Зарудного. Палаты Аверкия Кириллова являются уникальным памятником гражданского зодчества XVII - нач. XVIII в., ценность которого повышает его хорошая сохранность (во второй половине XVIII и XIX вв. здание не подвергалось капитальным перестройкам)".

"Церковь обновлялась в 1895 г.".

"В течение двух лет ЦГРМ (Центр. гос. реставрационные мастерские), размещавшиеся на втором этаже древних палат А. Кириллова, добивались закрытия храма св. Николая. А в нем, построенном в середине XVII в. на средства дьяка Кириллова, было немало икон XVII-XVII вв., ампирный иконостас начала XIX в., богослужебные сосуды и воздуха, Евангелия XVII-XVIII вв., древние колокола.

В феврале 1930 г. Моссовет удовлетворил просьбу ЦГРМ и церковь закрыл. Сразу же вслед за этим мастерские стали добиваться сноса стройной колокольни середины XIX в., рассчитывая, кроме всего прочего, на доход от продажи камня. В октябре 1930 г. городские власти вынесли роковое решение: "Принимая во внимание ходатайство ЦГРМ о разборке колокольни, ввиду того, что названная колокольня затемняет помещение ЦГРМ, чем затрудняется работа мастерских, - названную колокольню снести". Вскоре колокольни не стало, и сегодня в прекрасном ансамбле Николаевского храма и древних палат явно не хватает ее вертикали".

"В 1931 г. о сносе церкви ходатайствовал Б. Иофан, строитель "дома на набережной" и несостоявшегося "дворца советов".

"В 1932 г. храм начали разбирать", но не успели: снесли только колокольню. В 1958 г. в здании бывшего храма был Научно-исследовательский институт музееведения.

В 1970-е гг. храм был отреставрирован внешне. Полностью разрушенная колокольня, однако, при этом восстановлена не была. Над абсидами приделов вновь поставлены главки - которых не было уже к XIX в. (см. фото Найденова). Раскрыто покрытие храма с кокошниками. Внутри в 1980 г. размещался НИИ культуры РСФСР, а в трапезной XIX в. - редакция журнала "Культурно-просветительная работа".

Ильин пишет, что могила Аверкия Кириллова находится "при церкви", однако обнаружить ее нам не удалось.

"Усадьба XVI-XIX вв. (Аверкия Кириллова), Берсеневская наб., 18-22:

а) палаты XVI - нач. XVIII в., зодчий М. Чоглоков (?); б) церковь Николы на Берсеневке, 1656-1567, 1-я треть XIX в.; в) корпус по набережной, 2-я пол. XIX в. с фрагментами XVII в. - находится на государственной охране под № 4".

В 1990 г. и храм и палаты принадлежали НИИ культуры Министерства Культуры РСФСР и Академии Наук СССР.

В 1992 г. богослужения в церкви возобновлены.

"На Преображение 1992 г. молебен о мире в Абхазии возглавил председатель Союза Православных братств иером. Кирилл Сахаров".

Именно так следует правильно называть храм, который все по привычке именуют “Никола на Берсенёвке”. Он стоит на Берсенёвской набережной Москва-реки напротив и входит в комплекс .

Любопытно, что возведение храма совпадает по времени с постройкой – 1656-1657 годы. Очевидно, что заказчиком новой каменной церкви во имя Живоначальной Троицы был Аверкий Кириллов. Наверное поэтому во многих советских источниках (напр. “Памятники архитектуры Москвы”) её принято считать домовым храмом рода Кирилловых. Более поздние источники указывают на то, что вокруг храма существовало кладбище. Из этого напрашивается вывод, что церковь была не домовой, а приходской. Кроме того, Николай Чудотворец на Берсенёвке, как и многие другие храмы Москвы, построен на месте древней деревянной церкви конца XIV столетия.

Церковь св. Николая на Берсенёвке стоит настолько близко к , что в конце XVII века существовал крытый переход, соединявший храм с палатами. Логично, что знатная семья Кирилловых считала его своей домовой церковью. Сам Аверкий и его супруга похоронены в северном притворе храма.

В конце XVIII века к церкви св.Николая пристроили новую классицистическую трапезную. Она выглядит совсем чужеродной по сравнению с церковью, выполненной в традиционном для середины XVII века стиле русского узорочья.

Северный фасад церкви Николая Чудотворца на Берсенёвке.

До 1932 года в комплекс храма также входила колокольня.

Старая фотография церкви св.Николая на Берсенёвке с колокольней из альбома Н.А.Найдёнова. Снимок с сайта http://oldmos.ru/old/photo/view/20391

Её снесли по просьбе сотрудников реставрационных мастерских, они ссылались на то, что колокольня препятствовала правильному освещению мастерских. В настоящее время с южной стороны церкви возвели временную деревянную звонницу.

Б.Иофан, советский архитектор, автор неосуществлённого проекта Дворца Советов на месте разрушенного , добивался сноса и самой церкви св.Николая на Берсенёвке, но, слава Богу, разрушить её то ли не успели, то ли не посчитали нужным.
С 1958 года в храме размещались помещения научно-исследовательского института музееведения. Богослужения возобновились с 1992 года.

Чаще всего мы подходим к храму с набережной и сразу видим северную часть церкви с нарядным крыльцом. Поднимем глаза вверх и полюбуемся пятиглавием храма.

Центральный барабан красиво убран тройным рядом аркатуры.

Верхний ряд аркатуры – непрерывный, два нижних имеют разрывы, это так называемый расчленённый ряд аркатурного пояса.

Аркату́ра (от нем. Arkatur, фр. arcature - ряд арок) - ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений. Основным видом является слепая аркатура (слепая аркада). Такая аркатура состоит из деталей которые наложены на поверхность стены. Аркатура также бывает расчленённой и непрерывной. Последняя может иметь вид аркатурного пояса или фриза, дополненного колонками на кронштейнах. Такой вариант решения аркатуры был типичен для храмовой архитектуры Владимиро-Суздальского княжества.

Четверик храма с внешней стороны оформлен двумя рядами кокошников. Это бесстолпный храм, поэтому на нём нет закомар. Нижний ряд кокошников украшен накладными ромбами и змейками. В верхнем ряду увидим витые валики, перехваченные жгутами, розетки.

Торжество убранства продолжается на северной стене. Три больших окна убраны замысловатыми навершиями.

Теперь рассмотрим интересное крыльцо. Оно примыкает к небольшой галерее-паперти.

Разнообразные архитектурные элементы храма отличаются ярким многоцветием. Раскрашенные детали крыльца сразу привлекают внимание. Розовым цветом выделен внешний килевидный валик свода и полуколонки по бокам, вислый камень или “дынька”, обрисован контур двойной арки. Зелёным цветом подчёркнута дуга над входом, жёлтым – капители полуколонок. Внизу, на основаниях и капителях кувшинообразных столбов есть вкрапления голубой краски.
Интересно, что на старых чёрно-белых фотографиях храм кажется или монохромным (белым), или двухцветным. (Нижние снимки взяты с сайта соборы.ру http://sobory.ru/photo/178223)

Бочкообразная кровля крыльца уникальна и не имеет аналогов в московском каменном зодчестве. Бочкообразное перекрытие крыльца хорошо видно с некоторого расстояния.

Из-за покрытия в виде бочки понадобилось возвести и килевидное завершение кровли крыльца.
Внутри над дверью едва видны остатки росписи.

Крыльцо примыкает к галерее-паперти. Она также очень нарядна. С северной стороны большие арочные окна галереи обрамлены ширинками с изразцами.

Изразцы хорошо сохранились.

Наличие двуглавых орлов на изразцах свидетельствует о государственной службе главного вкладчика храма Аверкия Кириллова.

На восточной стене галереи видим такие же детали, как и на северной.

На левой апсиде малое окошко отличается от двух соседних – вокруг него нет валика, нет и треугольного навершия, как на центральном и правом малых окошках. Скорее всего, эти детали утрачены.

Три большие окна на апсидах нарядно обрамлены полуколонками с бусинами, которые опираются на кронштейны. В центре треугольных наверший помещаются украшения в виде кувшинчиков.

Чтобы рассмотреть верхнюю часть восточной стены лучше чуть-чуть отойти назад.

Ряды килевидных кокошников мы уже рассматривали на северной стене. Их верхний ряд здесь гораздо проще, по сравнению с парадной северной стороной.

Верхняя часть четверика по всему периметру выделена причудливым карнизом.

Восточная стена разделена двойными полуколонками.

Ещё раз обратим внимание на пятиглавие. Главы церкви посажены на высокие барабаны. В нижней части они украшены килевидными кокошниками. Центральный барабан является световым, в нём прорезаны узкие длинные окошки. Четыре боковые барабана глухие. Их стенки украшены рядом аркатурно колончатого пояса.
Детали восточной стены в основном раскрашены в ярко-розовый цвет с небольшими вкраплениями голубой, зелёной и жёлтой красок.

Обратим внимания на две малые главки над апсидами церкви. Они возведены над двумя приделами во имя святителя Николая и преподобного Феодосия Великого.

Южная сторона четверика также очень нарядна. Здесь особенно интересны окна верхнего уровня. Особенно замысловато выглядит среднее окно с двойной рамкой по боковым сторонам, разделённое вислым камнем, с причудливым тройным навершием.

Килевидные навершия боковых окон повторяют форму закомар.

К западной стене церкви в первой четверти XIX века (1823г.) добавлена просторная классицистическая трапезная.

Трапезная палата церкви Николы на Берсенёвке. Северный фасад.

На её западной стене изображены святые, их имена написаны рядом с ликами.

Слева – св.Марк Эфесский, справа – св. архиепископ Геннадий. Слева – преподобный Иосиф Волоцкий, справа – св. Максим Исповедник.

Внешняя реставрация трапезной ещё не закончена.

Войти в храм мне не удалось, в середине буднего дня он был закрыт. Подлинного убранства в церкви не сохранилось. На официальном сайте храма есть фотографии особо чтимых икон. http://bersenevka.info/sanctuary.shtml

Набережные палаты

Кроме церкви и собственно палат, усадьба Аверкия Кириллова включала в себя так называемый Набережный корпус или Набережные палаты. Первоначально на рубеже XVII-XVIII веков на границе церковного участка появился ряд построек для причта и богадельни. После пожара 1812 года их разобрали и объединили в одно знание. Поскольку строение удлинили, то проездная арка в нём расположена асиметрично.

В основе Набережных палат – колокольня церкви 1690 года с проездной аркой и надвратной церковью Казанской Божией матери. Её разобрали в XVIII веке и выстроили новую, которая тоже не сохранилась.
Со стороны реки на Набережных палатах видны наличники, повторяющие формы XVII века. К подлинным деталям XVII столетия они отношения не имеют, это поздняя стилизация в духе русского узорочья.
Продолжим знакомство с московскими храмами XVII века:

.

Литература:
“Памятники архитектуры Москвы. Замоскворечье”. М., “Искусство”, 1994 г.
“Сорок сороков”, т.2 Составитель П.Г.Паламарчук, М., 1994 г.
И.Л.Бусева-Давыдова, М.В.Нащокина, М.И.Астафьева-Длугач “Москва. Архитектурный путеводитель”. М, Стройиздат, 2001 г.
П.В.Сытин “Из истории московских улиц”, М., 1952 г.

Сегодня, наконец, я исполнила свое давнее намерение посмотреть поближе на храм, который виднеется с Патриаршего моста. Я очень давно туда хотела подойти, но что-то не складывалось.


А ходила я в округе часто, так как люблю Берсеневскую набережную. Раньше специально ходила, чтобы нюхать "шоколадный дух" Красного Октября. Теперь, конечно, уже немного не то все-таки.


Рядом виднеется еще какое-то интересное здание... В общем решила, что надобно сходить, а то сколько меня ноги носили мимо... Несколько лет, по-моему.


Рядом с этим зданием на Берсеневской набережной есть проход на территорию.


Прямо напротив калитки будет вот это здание.

Оно вполне симпатичное и цвет для глаза приятный.


Разве что реставрации требует.


Территория тихая и пустынная.


Много деревьев, создающих тень.


Жаль только, что на небе было много облаков.


И там немного тесновато перед входом, потому здание никак не хотело в кадр влезать.


Приходилось изворачиваться и снимать частями.


А храма отсюда почти не видно.


Мемориальная табличка. Сейчас в здании находится НИИ Культуры, а вот раньше...
Этот дом, известный как палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, является уникальным памятником XVI–XVIII вв., а его архитектурная история тесно переплетается с историей российской. В непосредственной близости от палат находится еще несколько интересных памятников московской архитектуры - Троицкая церковь, более широко известная по одному из своих приделов как храм Николы на Берсеневке, и городская усадьба Смирновых, от которой в настоящее время сохранился «жилой дом с палатами». Сегодня благодаря этим зданиям здесь сохранилась необычная для современной Москвы архитектурно-пространственная среда XVII–XVIII вв.
Старые московские предания, а вслед за ними и многие историки, писавшие о палатах, называют Ивана Никитича Берсень-Беклемишева (?–1525) одним из первых владельцев участка, на котором позднее были сооружены палаты, хотя документального подтверждения этому не найдено. Достоверно известно, что в середине XVI в. земля эта уже входила в состав Стрелецкой слободы.
Без всяких исторических оснований владельцем усадьбы также называют знаменитого опричника Малюту Скуратова или думного дворянина Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского (?–1573), имя которого связано с общеизвестными зверствами правления Ивана Грозного. Легенда эта, приписывающая Малюте Скуратову еще и строительство подземного хода на другой берег Москвы-реки и даже в Кремль, объясняется, возможно, тем, что напротив палат, на Ленивке располагалось владение, принадлежавшее Скуратовым.
Не вызывает сомнений только тот факт, что в XV–XVI вв. на этой территории находился жилой дом, который, предположительно, был деревянным на каменном подклете: белый камень, датированный реставраторами XV в., до сих пор сохранился в толще стен северо-восточной части здания. Вполне вероятно и то, что камень могли использовать вторично, что характерно для строительной практики того времени; возможно также, что это остатки могильных плит, которые могли быть использованы при строительстве. Вообще возведение на этом месте здания, полностью выстроенного из камня (кирпича), ранее XVII в. представляется большинству исследователей маловероятным: местность здесь была низменной, болотистой, и при существовавшем уровне строительной техники, а также до проведения ирригационных работ это было проблематично.
Первыми документально засвидетельствованными владельцами усадьбы были три сына Стефана (Степана) Кириллова, из которых Аверкий Стефанович (1622–1682) стал, по-видимому, ее полновластным хозяином в 1650-е гг. Он был очень состоятельным «московским гостем» [купцом], владельцем многочисленных лавок в Москве и других городах, соляных варниц в Соли Камской, а также земель с крестьянами. Царь Алексей Михайлович привлек его к государственной службе и пожаловал высоким чином думного дьяка. В 1677–1682 гг. Кириллов возглавлял приказы Большой казны, Большого прихода, Казенный приказ и приказ Большого дворца, определяя во многом финансовую, торговую и промышленную политику государства.
Аверкий Кириллов был близок Нарышкиным - родственникам царицы Натальи Кирилловны, матери будущего Петра I. Во время стрелецкого бунта 1682 г. в поддержку царевны Софьи Аверкий Кириллов как член противной партии Нарышкиных был жестоко убит в Кремле, а на Красной площади были поставлены стрельцами памятные столбы, на которых «вины» его были записаны следующим образом: «великие взятки имал и налогу всякую и неправду чинил... Правя Большого прихода приказом, вымысля из сего, накладывал на соль и на всякие съестные харчи пошлины гораздо тяжелые…».
В «Строельной книге церковных земель» за 1657 г. находится следующая запись, относящаяся к усадьбе Кирилловых: «А на том огороде ево, подле ево Аверкиева двора, построена ево Аверкиева палата вновь, и от церковной земли до той ево палаты пять сажен [около 10 м]». В это же время современный облик стали приобретать и соседствовавшие с усадебным домом постройки: практически одновременно на средства Аверкия Стефановича было начато строительство (перестройка?) приходской каменной церкви, главный престол которой был освящен во имя Живоначальной Троицы.

в XVI–XVII вв. главный дом усадьбы обычно располагался внутри двора, а главный вход в него, как правило, был обращен во двор и имел декоративное оформление. Перестройки жилых домов зачастую носили весьма хаотичный характер: дома приспосабливались под новые потребности и нужды владельцев, обрастали крыльцами и пристройками, на каменном основании (на сводах нижних уровней) устраивались гульбища и возводились деревянные помещения, которые могли также пристраиваться к основательным, кирпичным.

Видимо, таким же образом перестраивались в 1656–1657 гг. и палаты Аверкия Кириллова: над кирпичным подклетом (низким первым этажом, который теперь, благодаря культурным наслоениям, похож на полуподвальное помещение) возвели два кирпичных же этажа. Помещения верхнего уровня могли быть частично деревянными; все каменные помещения были сводчатыми; в северо-западном углу дома находилась внутристенная каменная лестница, соединившая подклет с верхними этажами. В результате этих строительных работ сформировались основные объемы существующего сегодня здания.
Дом получил богатое декоративное оформление: восточный и южный фасады и сегодня украшают белокаменные наличники разных типов, лопатки, сложный венчающий карниз. Во время реставрационных работ на южном, обращенном во двор фасаде были обнаружены фрагменты росписей. В самом здании, на втором этаже в центре свода парадного зала был установлен резной белокаменный «замок», или, как его часто называют, «закладной камень». Это плита круглой формы с изображением голгофского креста (отчего помещение получило название Крестовой палаты), расположенного в центре круговой надписи.

В Переписных книгах на 1737 г. палаты упоминаются как владение Петра Васильевича Курбатова (1672–1747), асессора Иностранной коллегии, который, как считается, был женат на вдове Якова Кириллова. Предположение о том, что П.В.Курбатов уже в конце XVII - начале XVIII в. был обитателем палат, представляется очень соблазнительным: Курбатов относился к числу известных дипломатов эпохи Петра I и был непосредственно знаком с европейской культурой своего времени. в 1698–1702 гг. он находился в составе знаменитого голландского посольства, много путешествовал по Западной Европе, исполняя дипломатические поручения, а в 1708 г. стал секретарем посольской канцелярии. Его сын Петр Петрович Курбатов (1710/11–1786) также находился на дипломатической службе и получил чин действительного статского советника; он был известен и как литератор, переводчик «Велисария» Ж.-Ф.Мармонтеля (1769).

В правление Петра Великого российские города стали обретать элементы европейского оформления, и в Москве именно палаты Аверкия Кириллова стали одной из первых гражданских построек, переделанных в европейском стиле. «Европеизация» облика палат преобразила северный фасад здания, выходящий на Москву-реку. По центру фасада был возведен крупный входной ризалит с эффектной надстройкой четвертого этажа. С запада также появился ризалит, который, вместе с выступающим объемом "красного крыльца", образовал симметричную композицию фасада, характерную для европейского барокко. Новый вход в дом был оформлен массивной, но изящной аркой с кронштейнами; входной и западный ризалиты украшены белокаменным декором уже в европейском стиле.
Волюты, резные гирлянды из цветов и фруктов, барочные наличники из белого камня с раковинами во фронтонах, картуш, сложный, богатый декор четвертого этажа и сегодня придают палатам необыкновенное изящество. В результате возникло уникальное здание, аналогов которому в отечественной светской архитектуре не существует. Новое архитектурное оформление северного фасада вызывает в памяти образы европейского барокко. Однако история этого преображения загадочна: ни архитектор, ни дата нового строительства не известны.
История дома в середине XVIII в. известна не полностью. Обычно упоминается, что с конца 1730-х гг. усадьба меняет своих владельцев, которые, предположительно, сдают дом под размещение казенных учреждений. Так, на плане Д.В.Ухтомского (1755) она отображена как владение А.Зиновьева. Видимо, во второй половине XVIII в. усадьба все же отошла в казну, в 1806 г. здание было отремонтировано под руководством архитектора А.Назарова, после чего в палатах разместилась курьерская команда, и дом стал известен в Москве как «Курьерский». Во время пожара 1812 г. Замоскворечье было выжжено: сгорели все деревянные постройки, обгорела Никольская церковь, выгорели ее трапезная и пределы, сильно пострадала колокольня… Однако здание палат в пожаре не пострадало и пришло в аварийное состояние лишь к 60-м гг. XIX в.

От слома по ветхости палаты были спасены Московским Археологическим обществом (МАО), которому по его просьбе здание и было передано в 1868 г. Общество было создано в 1864 г. графом Алексеем Сергеевичем и его женой графиней Прасковьей Сергеевной Уваровыми. Цель общества состояла в изучении и сохранении памятников русской старины, в том числе и от «от искажения починками, пристройками и перестройками».
Члены МАО не только изучали, но и пропагандировали отечественное культурное наследие; они Панорама Замоскоречья. 1867 г. На переднем плане -- дом Аверкия Кириллова и церковь Николы на Берсеневке (увеличить рисунок)ввели в научный оборот сведения о многих сотнях памятников и содействовали изменению общественного отношения к наследию в целом.
Деятельность общества не ограничивалась Москвой, где его члены проводили общественную экспертизу градостроительных проектов для исторической части города: по всей стране были спасены десятки памятники архитектуры, включая и такие шедевры русского зодчества как белокаменная церковь Покрова на Нерли, деревянная церковь Лазаря Муромского (сейчас находится в Кижах), Успенский собор на городке в Звенигороде, Белые палаты Ростовского кремля и стены кремля Коломенского. Первым же из спасенных памятников стали палаты Аверкия Кириллова.
Вслед за историческими изысканиями в 1870 и 1884 гг. под руководством архитекторов А.Попова и Н.Никитина были проведены реставрационные работы с росписью интерьеров; расписанная, украшенная стилизованной мебелью Крестовая палата стала местом заседаний Общества. В 1909 г. для изучения и сохранения памятников московской архитектуры стали формироваться коллекции музея «Старая Москва», которые хранились в Палатах. (Позднее это собрание перешло в Исторический музей, одним из инициаторов создания которого в свое время был гр. Уваров.) В июне 1923 г. по распоряжению Народного комиссариата внутренних дел Московское Археологическое общество было закрыто.

С декабря 1924 г. первый этаж палат был занят Институтом по изучению языков и этнических культур восточных народов СССР, а в 1925 г. в здании расположились и Центральные реставрационные мастерские под руководством И.Э.Грабаря. Однако очень скоро в квартале, сохранявшем древнюю архитектурную среду, начались радикальные преобразования.
В 1928–1931 гг. на месте старинного Винно-соляного двора был возведен дом правительства (по проекту архитектора Б.М. Иофана), по роману Ю.В.Трифонова получивший именование «Дома на набережной». Соответственно в палатах устроили общежитие для строителей (1929), Никольскую церковь закрыли (1930) и передали под реставрационные мастерские, которые, в свою очередь, были закрыты в 1932 г. После ликвидации реставрационных мастерских в палатах устроили квартиры для сотрудников управления «Дома на набережной», просуществовавшие здесь до конца 1950-х гг.
В июне 1941 г., перед самым началом войны в здание палат переехал Методический кабинет Научно-Увеличить изображениеисследовательского института краеведческой и музейной работы. Летом того же года в условиях начавшейся войны в Никольской церкви и трапезной было устроено объединенное «Госхранилище № 2» для фондов крупнейших столичных музеев. Упакованные в сотни ящиков, здесь хранились коллекции Исторического музея, Музея Революции, Музея народов СССР и Биологического музея. Наиболее ценные музейные реликвии были замурованы в церковных подвалах. Сохранились письменные свидетельства того, как усилиями сотрудников Института сами палаты были спасены от пожара в результате попадания зажигательной бомбы.

Уже почти полтора столетия, начиная с 1860-х гг. исследователи и архитекторы не оставляют надежды восстановить историю и облик уникального памятника, прошлая «живая жизнь» которого сопротивляется ре-конструкциям. Однако именно «романтический национализм» XIX века и особенно тяжелейшие культурные утраты Великой отечественной войны показали всем (не только специалистам, но и политикам) ценность наследия и необходимость его сохранения и восстановления. Уже в 1942–1943 гг. были проведены обмеры палат, а в 1946 - и Никольской церкви, помещение которой все еще занимали фонды московских музеев. В конце 1947 г. здание палат было передано Научно-исследовательскому институту краеведческой и музейной работы, который, однако, еще около десяти лет делил его с общежитием.
Тем не менее, в 1953–1959 гг. в Палатах были проведены реставрационные работы, руководила которыми Г.В.Алферова - признанный специалист в своей области. Описывая позднее состояние памятника, она отметила урон, нанесенный жильцами (которые «вырубили древние связи, растесали окна, пробили в стенах новые двери»), а также плачевное состояние белокаменного декора северной пристройки XVIII в. Работы в этих условиях велись медленно, и, к сожалению, были прерваны из-за структурной реорганизации реставрационного дела Москвы. Работы завершились в спешном порядке (1960–1963 гг.), необходимые исследования и фиксации больше не проводились, зато, видимо, были допущены искажения…

Сегодня здание палат Аверкия Кириллова является памятником истории и культуры федерального значения. Здесь располагается Российский институт культурологии, сотрудники которого продолжают исследовать памятник. Помимо всего прочего к этому обязывает и сама история дома, еще раз принявшего под свои своды людей, чьи профессиональные интересы связаны с культурой, историей, памятью. Эта традиция была восстановлена почти через 100 лет, в начале 1960-х гг., что можно рассматривать как своего рода преемственность в сфере материального и «нематериального» наследия.


Прямо от входа на территорию видно доску объявлений, а на ней указатель, как пройти к храму.


Называется он храм свт. Николы на Берсеневке.


Судя по всему, приход маленький, ибо с как раз закончившейся вечерней службы, мало людей вышло, но все-таки жизнь идет довольно активно.


Интересно то, что здесь служат по "старому чину", т.е. именно по тому, который используют старообрядцы. В РПЦ МП существуют так называемые "единоверцы", т.е. старообрядцы, которые находятся в общении с РПЦ, но при этом сохраняют столь дорогие их сердцу старые традиции. Этот приход вроде формально не единоверческий, но богослужения идут по дониконианскому обряду. Прихожане выглядят как персонажи из сказки. Особенно колоритна была матушка с четками-лестовкой, но фотографировать незаметно не было возможности, а смущать их не хотелось.


А стоило повернуть на дорожку, идущую к храму, как перед глазами предстало это архитектурное чудо.


В общем, слов нет.


Поразилась, как это за столько лет я ничего не знала об этой церкви.


А если смотреть отсюда, то казалось бы, ничего особенного не ждет.


На деле выглядит как сказочный терем.


Здание усадьбы вполне красивое.


Для своего времени, наверное, тоже терем, но все-таки до церкви не дотягивает.


Место, на котором стоит храм, издревле было занято церковными постройками. Так, в 1390 году в этой местности значился Никольский на Болоте монастырь, там существовала деревянная церковь, именуемая в летописи 1475 года «Церковь Николы на Песку, зовумая Борисова» (что указывает на принадлежности её богатому вотчннику), а в 1625 году упоминаемая как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою» (в 1504 году Москва в рамках борьбы с пожарами и преступностью была поделена на участки, одним из которых управлял знатный боярин И. Н. Берсень-Беклемишев).
В 1650-е годы государев садовник Аверкий Кириллов начал возведение усадьбы на месте упразднённого Никольского монастыря. В 1657 году по его заказу был построен каменный храм Святой Троицы с приделом во имя Николая Чудотворца. В архитектурном отношении этот храм принадлежит к новому типу московского храма середины XVII века, заложенному возведением Церкви Троицы в Никитниках. Он был построен как бесстолпный четверик с колокольней и трапезной, примыкающей с севера. Храм богато оформлен, «изукрашен» - к северной трапезной примыкает крыльцо со столпами-«кубышками» и арками, украшенными «гирьками». Основной объём храма завершён рядами кокошников с килевидным верхом, также кокошниками украшены барабаны, кроме того оформленные аркатурным поясом. Богато декорированы фасады, наличники окон, колонки и фриз. С запада был размещён спуск в нижнее помещение храма, где находилась семейная усыпальница Кирилловых. Позднее (видимо, в 1690-е) к церкви с восточной стороны было пристроено «красное» крыльцо с гульбищем, соединяющим храм с крестовой палатой дома Кирилловых. В 1694 году был освящён построенный вдовой Якова Аверкиевича Ириной придел во имя Казанской иконы Божией Матери. Также Ириной Симеоновной была построена колокольня на набережной, представляющая собой двухъярусный восьмерик на четверике, и заказан 200-пудовый колокол, изготовленный мастером Иваном Моториным. Кроме того были пожертвованы ещё пять колоколов, массой от от 115 пудов до 1 пуда 35 ¼ фунтов. Колокольня эта в 1871 году была разобрана и на её месте построено двухэтажное здание. В 1775 году к храму с запада была пристроена трапезная в стиле классицизм, сильно исказившая первоначальный облик церкви. Храм горел во время пожара 1812 года, после него был восстановлен и освящён заново. Вместо выгоревшей древней трапезной была отстроена новая, в которой были устроены два придела - Николая Чудотворца и преподобного Феодосия Киновиарха. В 1820-е годы была снесена старая колокольня, новая же появилась только в 1854 году.

В 1925 году в палатах Аверкия Кириллова разместились Центральные государственные реставрационные мастерские, а в 1930 году храм был закрыт. В 1930-е Б. Иоффе, планировавший возведение в этом районе архитектурного ансамбля в стиле конструктивизм, добивался сноса храма. В 1932 году по заявлению от реставраторов была снесена колокольня, мешавшая хорошему освещению, но сам храм был оставлен. В 1958 году в храме был размещён НИИ музееведения. С 1992 года в конференц-зале, расположенном в храме, каждую неделю служились молебны Николаю Чудотворцу. Сейчас храм возвращён верующим, при нём работают воскресная школа и библиотека.


Храм отлично отреставрирован.


Нельзя сказать, что его что-нибудь портит.


И он очень большой. Не так просто поймать в кадр целиком.


Крыльцо усиливает сходство с теремом.


Здесь можно прочитать название храма.


Так выглядит отделка внизу.


А вход находится в этом здании. Почему-то оно отличается по цвету.


На стене такие изображения.


Полюбовавшись храмом, пошла гулять по довольно просторной территории.


Там разбиты клумбы.


Есть колодец.


И звонница. Хотелось бы послушать как звонят.


А рядом с храмом крест стоит. Наверное, и кладбище тут когда-то было.
Не знаю, надо ли принимать старообрядческий вид, чтобы войти, потому что уж очень хочется посмотреть, что там внутри.

Grazyna 05.09.2016
На этом месте находился монастырь известный с 1390 г. Храм известен с 1625 г. Ныне сохранившееся здание храма в стиле "Русское узорочье" построено в 1656-1657 г. думным дьяком Аверкием Кирилловым. Храм был закрыт около 1931 г. Богослужение возобновлено в 1992 г.

Grazyna 05.09.2016
Храм Николая на Берсеневке в Верхних Садовниках В 1390-93 гг. в этом месте был вотчинный монастырь Николы на Песках. В 1493 г. упоминается уже церковь Николы на Песках. Деревянный храм стал преемником древнего вотчинного монастыря; в 1475 г. к нему относят летописное упоминание "церковь Николы на Песках, зовумая Борисова". В XVI в. двор, в котором стоял храм, принадлежал боярам Белемишевым. Владение Беклемишевых после казни боярина Ивана Берсень- Беклемишева (1525 г.) перешло в казну, потом было пожаловано государеву садовнику Кириллу. В 1566 г. храм уже именовался Николой на Берсеневке. В эти годы храм был перестроен. В 1625 г. была построена новая каменная церковь "по обещанию приходских и разных посторонних людей". С 1625 г. церковь именовалась "Великий чудотворец Никола за Берсеневскою решеткою". Главный престол ее был освящен во имя Живоначальной Троицы, но храм продолжал именоваться Никольским. В 1655 г. двор Беклемишевых получил думный дьяк Аверкий Кириллов, заведовавший Государевыми Садами. При нем был создан существующий ансамбль жилых палат и церкви. Поставленный на подклет двусветный бесстолпный четверик с трехчастной пониженной апсидой, галереей- папертью вдоль северного фасада и крыльцом вытянут с севера на юг. Четверик перекрыт сомкнутым сводом. Барабан центральной главы - световой, остальные главы глухие. Четверик завершают два ряда килевиднчх кокошников. Две главы выделяют боковые членения апсиды - в них были приделы храма. Северное членение имеет отдельный вход с галереи. Богатые по рисунку профилированные наличники на фасадах, парные колонки на углах, карниз, изразцы - все это делает храм неповторимо нарядным. С запада к храму примыкала одноэтажная трапезная. Очень красиво крыльцо на бочкообразных столбах с гирькой над входом. Новое строительство велось с учетом сложившейся планировки и с использованием старых зданий. В убранстве палат и церкви много общего. Оба здания соединялись крытым переходом. Вместе с Красным крыльцом палат ансамбль украшало северное крыльцо храма. Под папертью расположилась усыпальница рода Кирилловых (состояла из нескольких склепов). В 1694 г. была возведена колокольня с проездными воротамии надвратной церковью Казанской Богоматери. По сторонам ворот построили невысокие здания причта и богадельню - Набережные палаты. В 1766-68 гг. архитектор И.Я.Яковлев перестроил Набережные палаты и обновил колокольню. Храм тоже перестраивался. В какой-то период он утратил Никольский придел, однако к 1755 г. по просьбе прихожан придел был возобновлен. К 1775 г. горка кокошников храма была преобразована в ступенчатую пирамиду путем надкладывания рядов. Церковь сильно пострадала в пожаре 1812 г. В 1817-23 гг. разрушенную трапезную с Никольским и Феодосьевским приделами возобновили в классическом стиле, с колонным портиком. К 1820 г. старая колокольня была сломана. В 1853-54 гг. к западу от церкви архитектор Н.В.Дмитриев поставил новую колокольню - ярусную, с колонками по углам ярусов, с островерхим граненым шатром. В 1871 г. часть палат была разобрана, а оставшиеся стены были включены во вновь построенное двухэтажное здание, фасады которого были обработаны под формы XVII в. После 1918 г. на втором этаже дома разместились ЦГРМ (Центральные Государственные реставрационные мастерские). В 1930 г. работники ЦГРМ добились закрытия церкви св. Николы. В этом же 1930 г. по просьбе ЦГРМ Моссовет вынес решение о сносе колокольни, затемнявшей окна рабочих помещений. В 1931 г. архитектор Б.Иофан, строитель "Дома на набережной" внес в Моссовет просьбу о сносе храма. В 1932 г. храм начали разбирать, но снесли только колокольню. В 1958 г. здание храма отдали НИИ музееведения. Позже, в 1960-70-х гг., здание храма и палат занял НИИ культуры РСФСР. В 1992 г. храм вернули верующим, богослужения были возобновлены. В 1996 г. восстановлена полихромная окраска четверика. В правом приделе почти полностью сохранился двухцветный итальянского мрамора иконостас. При храме действуют воскресная школа и приходская библиотека.

Вент 05.09.2016
Богослужения по старому обряду.

А. 05.09.2016
По старому?

tyyytty 05.09.2016
Существует мнение, что из подвала храма идёт подземный ход на другой берег реки Москвы. Там (на месте храма Христа Спасителя) находилось подворье Малюты Скуратова, которое сетью подземелий было связано со многими окружающими строениями, в том числе и с кремлём.

ВВП 05.09.2016
На противоположном берегу имеется храм Св. Николая. Справа от входа в здание храма, приблизительно на расстоянии 5-8 метров, под землею имеется пустота и большого объема. Если попрыгать на этом месте, в тихое время можно услышать характерный гул от прыжков, когда есть подземная пустота. Немного к западу, на территории Дома Пашкова, приблизительно в 30м, в 90-х годах был раскопан ход времен Ивана Грозного, выложенный из белого камня плотно пригнанного. Искатели библиотеки Грозного дошли до пробки, под которой обнаружили, после откачки грунтовых вод, просто грязь. Так вот в ограде храма они не копали, а именно там и есть та самая пустота, которую они искали. Проверьте сами. В 90-х же годах сотрудники КГБ специальной апааратурой "прозванивали" землю между домом Пашкова и этим храмом, на территорию же храма до сих пор никто не догадался войти с целью исследовать эту пустоту под землей. Метро проходит на много глубже.

ЛЕНИНЪ 05.09.2016
это у библиотеки Ленина.

Surprise 05.09.2016
Прямо перед храмом стоит памятный Крест. Один сотрудник с этой территории сказал, что когда велись раскопки, то обнаружили много расстреляных останков в виде скелетов. Это были политические расстрелы.....

Melkh 05.09.2016
В "Науке и жизни" в 1980е была статья-воспоминания о попытках углубиться по ходу, который якобы ведет от храма в сторону Москвы-реки

Татьяна 05.09.2016
Действительно, была очень интересная статья в "Науке и жизни" про путешествие по подземному ходу от Пашкова дома. Не могу вспомнить в каком номере. Кажется за 1985 год.если кто-то точноо помнит, может напишите?

4. Здание было частично затянуто зелёной защитной сеткой. Сверху был закреплён плакат гласящий:

5.Я прошла ещё немного и заглянула в распахнутые ворота и вошла на территорию.

6.Прямо на против ворот расположены палаты Аверкия Кириллова. А слева от палат виден храм святителя Николая на Берсеньевке. Храм, палаты Аверкия Кириллова и набережные палаты составляют единый архитектурный ансамбль.

7.Ещё в 1389 году на этом месте был основан мужской монастырь. Разместился он, как сообщает летописец, «на правом, пологом берегу Москвы-реки напротив притока ручья Черторыя». Местность эта прозывалась Песками, где на сухой песчаной почве рос сосновый бор. Существующая ныне церковь построена на месте прежней деревянной Никольской церкви в 1656-1657гг.

8.Изначально это был четверик с небольшой трапезной и колокольней; старая трапезная примыкает к храму не с запада, как это обычно бывает, а с севера, вход в нее оформлен как массивное крыльцо со столпами-кубышками, арки крыльца украшены «гирьками». С запада был спуск в нижнее помещение храма. Необычайно хорошо «огненное» завершение основного объема рядами кокошников с килевидным верхом. Барабаны пяти глав храма также обрамлены кокошниками и Церковь Николая Чудотворца на Берсеневке. Крыльцо изукрашены аркатурой с «дыньками». Центральный барабан - световой. Богато декорированы, и фасады здания: и наличники окон, и колонки, и широкий фриз, и прочие украшения выполнены в стиле русского узорочья и при всей своей пышности не производят впечатления тяжеловесного излишнего декора, напротив, придают храму праздничный, нарядный вид.

9.

10.

11. Фреска над входом.

12.

13.

14. Изразцы около входа.

15.

16.

17. В 1775г. с запада к четверику храма пристроили новую просторную трапезную в стиле классицизм, которая сильно исказила первоначальный облик здания. Сама по себе трапезная - хороший, добротный пример классицизма, но рядом с нарядной узорчатой церковью кажется совсем не соответствующей. Строгие линии трапезной: простые пилястры, ровные, лишенные декора фронтоны, окна без наличников, - резко контрастируют с основным объемом храма. Во время войны 1812 года храм горел; после пожара был обновлен и освящен заново. В 1820-х гг. была снесена старая колокольня, а новая выстроена только в 1854г.

18.

19.

20. Церковь ещё не до конца отреставрирована.

21.В советское время храм действовал до 1930г., когда он был закрыт по просьбе разместившихся в палатах Аверкия Кириллова Центральных государственных реставрационных мастерских. После закрытия представители мастерских подали заявление на снос колокольни, мешающей хорошему освещению в палатах. Снос грозил и всей церкви: об этом ходатайствовал Б.Иофан, автор знаменитого неосуществленного проекта Дома Советов. В 1932г. снесли колокольню, а церковь оставили, несмотря на соседство Дома на набережной. До 1958 года в здании церкви располагалось общежитие сотрудников Дома Правительства. В 1958г. в стенах храма разместился НИИ музееведения.
Это новая, я думаю временная колокольня.

22. На кресте табличка с надписью: "Упокой Господи души усопших рабов своих, всех здесь погребённых православных христиан". При храме Николы когда-то было кладбище. Под ее северной папертью и были похоронены Кириллов и его супруга Евфимия Евлампиевна.

23. 1 января 1992 г. учредили общину. В июне указом Патриарха Алексия II иеромонаха Кирилла (Сахарова) назначили настоятелем храма на Берсеневке с оставлением его в числе братии Свято-Данилова монастыря. Уже в феврале 1993 г. состоялось малое освящение престола Святой Живоначальной Троицы. В течение года сломали перегородки, настелили черновой пол. Во время этих работ был вскрыт мраморный иконостас придела Феодосия Великого, замаскированный под стену чьими-то заботливыми руками. 16 августа 1996 г. освятили позолоченные осьмиконечные кресты, установленные затем на куполах храма. При храме работают воскресная школа и библиотека. Более подробно о церкви можно узнать на сайте общины храма святителя Николая на Берсеньевке.

24. Набережные палаты были построены позже храма и палат Кириловых, но в их стиле, предположительно 19-м веке.
В 90-х годах прошлого века напряженной была борьба за Набережные палаты. Мэрия планировала передать его балету «Москва» для репетиций. Здание было отдано приходу храма. Огромное здание площадью 630 квадратных метров было в ужасном состоянии - без окон и дверей, без крыши, в стенах большие трещины - как будто после бомбёжки. Здание востанавливают до сих пор.

25. Участок земли у самой кромки Москвы-реки, на котором стоят палаты, изначально принадлежал Беклемишевым. После казни в 1525 году И. Н. Берсень-Беклемишева, эти земли перешли в царское владение. Впрочем, очень скоро они были пожалованы некоему Кириллу — основателю рода Кирилловых. Достоверно известно только то, что еще в XV—XVI вв. на этой территории находился белокаменный дом. Во второй половине XVI в. он был перестроен, в результате чего сформировался основной объем дошедшего до настоящего времени строения. Дошедший до наших дней ансамбль сложился уже при его внуке — думном дьяке Аверкии Кириллове — в 1656—1657 годах.

26.Наружный палат чрезвычайно разнообразен и сложен. Каждый из двух ярусов дома венчается сложным карнизом с поребриком, на окнах — пышные наличники, стена дробится многочисленными вертикальными тягами: лизенами, пилястрами и полуколоннами. На южном фасаде и на своде юго-восточной палаты сохранились фрагменты росписей. Восточный фасад здания украсило нарядное «красное» крыльцо. В отделке этой части палат едва ли не впервые во всем московском зодчестве были применены нарядные изразцы с синим рисунком по белому фону.

27. У входа в палаты висит табличка, сообщающая, что в здании находится институт культуры. Вывеска сделана на века, из цветного металла. Эта табличка сама уже является исторической ценностью. Всё таки с 1964 года здесь висит. Одна из немногих уцелевших в Москве учрежденческих вывесок советского периода.

28. Разве можно исследовать культуру в таком обшарпанном здании?

29. Если здание не могут поддерживать в нормальном состоянии, то что говарить о культуре...

30.После гибели Аверкия Кириллова палаты ненадолго перешли к его вдове Евфимии Евлампиевне, скончавшейся в октябре того же 1682 г. Затем усадьбу унаследовал сын Кирилловых — Яков Аверкиевич, также имевший чин думного дьяка. В 1694 г. палаты перешли к его вдове Ирине Симоновне (по второму мужу — Курбатовой).
С 1703 г. палатами владел А.Ф. Курбатов, служивший смотрителем за строительством в Кремле. При нем в 1705—1709 гг. была проведена кардинальная реконструкция здания — ему был придан вид, близкий к современному. При этом был полностью переделан парадный фасад. Для придания палатам входившей в моду симметрии справа по фасаду был достроен узкий выступ — ризалит.

31.В 1712—1739 гг. палатами владел иностранной коллегии асессор Петр Васильевич Курбатов, не оставивший прямых наследников. Поэтому после его смерти палаты перешли в казну. С 1746 г. в них располагались госучреждения, имевшие самые разнообразные функции и названия: Камер-коллегия, Корчемные контора и канцелярия с тюрьмой и острогом, сооруженными поблизости, Межевая канцелярия, Московская контора канцелярии конфискации, опять Межевая канцелярия, Разрядно-Сенатский архив и Московская казенная палата... Дольше всех продержалась Сенатская курьерская команда, обслуживавшая находившиеся в Кремле московские департаменты Сената. Для этого учреждения в 1806 г. палаты были реконструированы по проекту архитектора А. Назарова. С того времени они какое-то время назывались Курьерским домом.

32. К 60-м гг. XIX в. палаты пришли в аварийное состояние. Однако Дворцовое ведомство не пожелало отпускать средства на ремонт «рухляди». К обреченному на слом зданию неожиданно проявило интерес Императорское московское археологическое общество. По решению Александра II палаты в 1870 г. были переданы этой общественной организации, проводившей в них свои заседания и устроившей небольшой музей.

33. В июне 1923 г. Археологическое общество было закрыто распоряжением Народного комиссариата внутренних дел. После этого палаты пустовали до декабря 1924 г., потом их первый этаж был занят Комитетом по изучению языков и этнических культур Северного Кавказа. В 1925 г. на второй этаж палат переехали Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ). В 1932 г. мастерские были закрыты. В палатах Аверкия Кириллова устроили общежитие строителей Дворца Советов, который должен был занять место взорванного храма Христа Спасителя. В 1964 г. после проведения реставрационных работ в палаты переехал Научно-исследовательский институт краеведческой и музейной работы, ныне гордо именующийся Российским институтом культурологии.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: