Военно-морская академия: поступление и программы. «Без нас армия – не армия»: хрупкие девушки мечтают служить в ВМФ на Севере и на Камчатке Берут ли девушек морской флот

Военно-морская академия Кузнецова в Санкт-Петербурге является старейшим светским вузом нашей страны. В последние годы число желающих стать курсантами этого престижного высшего учебного заведения значительно возросло. Истории Военно-морской академии Петербурга, правилам поступления и образовательным программам посвящена эта статья.

ВМА им. Кузнецова: как все начиналось

ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» — наследница знаменитой московской Навигацкой школы, учрежденной по Высочайшему указу царя-реформатора Петра Великого в 1701 году. В 1715 году ее старшие классы были переведены в Петербург, где на их основе была создана Морская академия.

Важной вехой в истории вуза является учреждение Офицерского класса при Морском кадетском корпусе по приказу императора Николая Первого, ознаменовавшее начало академического военно-морского образования в Российской империи. В 1862 году состоялось его преобразование в Академический курс морских наук по решению Александра Второго.

В 1907 году в Санкт-Петербурге построили специальное здание с аудиториями и лабораториями, куда и перевели академию.

Дореволюционная история первого морского вуза России

В 1910 году Военно-морская академия, получившая название Николаевской, стала самостоятельным научно-образовательным учреждением. Была также учреждена должность начальника вуза в ранге вице-адмирала, который непосредственно подчинялся Морскому министру. На тот период в академии действовало 4 факультета или, как тогда их было принято называть, отдела:

  • военно-морской;
  • механический;
  • гидрографический;
  • кораблестроительный.

В первые годы Первой мировой войны учебные занятия в Военно-морской академии не велись. Очередной набор состоялся только в 1916 году.

С 1919 года занятия в вузе возобновились в полном объеме, а в 1931 году ему присвоили имя К. Ворошилова.

В годы ВОВ академия была перебазирована в Астрахань и Самарканд и вернулась в Ленинград только в 1944 году. Тогда же за заслуги в подготовке кадров для флота и героизм выпускников ее наградили орденом Ленина.

После окончания войны на основе артиллерийского, гидрографического, минно-торпедного, кораблестроительного и факультета связи Военно-морской академии им. К. Ворошилова была создана ВМАКВ. Военно-морская академия кораблестроения и вооружения заняла здание на набережной Большой Невки, и ей было присвоено имя академика А. Крылова.

Однако в 1960 году, в связи с сокращением численности ВС СССР, ВМА им. К. Ворошилова была объединена с несколькими другими учебными заведениями того же профиля. Новый вуз стал именоваться Военно-морской академией ордена Ленина, а в 1968 году он был награжден Первой степени.

В 1990 году состоялось очередное переименование Академии. С этого времени она стала носить имя Н. Кузнецова.

Как вуз развивался после распада СССР

В 2008 году, в соответствии с президентским поручением о формировании перспективной сети военных вузов, было создано федеральное государственное военно-образовательное учреждение «Военно-морская академия им. адмирала Н. Кузнецова». Оно стало результатом реорганизации ГОУ ВМА им. Н. Кузнецова путем присоединения к нему таких образовательных учреждений, как:

  • Балтийский ВМИ им. адмирала Ф. Ушакова, дислоцирующийся в Калининграде.
  • Петербургский Военно-морской инженерный институт.
  • ВМИ радиоэлектроники им.
  • Тихоокеанский ВМИ им. С. Макарова (г. Владивосток).
  • Морской корпус Петра Великого и др.

Филиалы

В 2009 году были созданы филиалы Военно-морской академии Кузнецова в городах Владивосток и Калининград, а также три в Санкт-Петербурге. Кроме того, с 2012 года в качестве ее структурных подразделений осуществляют свою деятельность специализированные центры по подготовке моряков-подводников в городах Обнинск и Сосновый Бор (находятся в Калужской и в Ленинградской области).

Каждое из учебных академии России внесло существенный вклад в укрепление боевой мощи и обороноспособности нашей страны. Все они имеют собственную историю и хранят давние традиции.

Правила поступления

Процедура приема в Военно-морскую академию (г. Санкт-Петербург), в том числе в ее филиалы, представляет собой комплекс различных мероприятий по отбору кандидатов на обучение в качестве курсантов, соответствующих требованиям, которые установлены законодательством РФ и порядком поступления в российские вузы.

С целью зачисления наиболее способных и подготовленных молодых людей по результатам вступительных испытаний проводится конкурс.

Количество кандидатов, которые могут быть зачислены курсантами на первые курсы по каждой специальности, определяется ежегодно ГПМУ Генштаба по согласованию с ГУК Минобороны РФ.

Требования к абитуриентам в зависимости от программы обучения

Кандидатами на зачисление в институты, включая филиалы ВУНЦ ВМФ, являются россияне, отвечающие требованиям, для граждан, которые поступают на военную службу на контрактной основе, имея среднее общее образование, и относятся к одной из следующих возрастных групп:

  • от 16 до 22 лет (для лиц, не прошедших военную службу);
  • моложе 24 лет (для находящихся на военной службе по призыву);
  • моложе 27 лет (для военнослужащих-контрактников, не являющихся офицерами).

Кандидатами на поступление по программам со средней ВСП являются российские граждане моложе 30 лет, имеющие атестат о среднем общем образовании.

Предварительный отбор кандидатов на поступление в Военно-морскую академию Санкт-Петербурга им. Кузнецова

Для допуска к конкурсу претенденты проверяются на предмет соответствия следующим критериям:

  • уровень образования;
  • наличие гражданства РФ;
  • возраст;
  • уровень физической подготовки;
  • состояние здоровья;
  • профпригодность.

Учебные программы

В Санкт-Петербургской военно-морской академии организуется обучение в соответствии со стандартами высшего образования по следующим направлениям:

  • Военное управление.
  • Электроника и радиотехника.

Срок обучения составляет 5 лет. По окончании вуза курсантам (за исключением направления «Военное управление») присваивается специальность инженера.

Кроме того, там проводится обучение по программам среднего профобразования по направлениям:

  • Управление в техсистемах.
  • Техника и технологии кораблестроения.
  • Информатика и вычислительная техника.
  • Эксплуатация судовых энергоустановок.
  • Ядерная энергетика и технологии.
  • Электроника и радиотехника.

Срок обучения составляет 34 месяца. По окончании учебного заведения курсантам присваивается звание техника с соответствующей специализацией.

Военно-морская академия: факультеты

Основными подразделениями ВМА им. Кузнецова на данный момент являются:

  • Командно-штабной факультет. Был создан в 1896 году. На данный момент готовит офицеров для соединений ВМФ по нескольким специальностям. Все нынешние руководители российского являются выпускниками этого факультета.
  • Командно-инженерный факультет. Ведется преподавание таких предметов, как физика, геодезия, метеорология, гидрография, теория кораблестроения, организация техобеспечения кораблей и судоремонта, оптика, радиотехника, система маячного освещения и пр.
  • Факультет повышения квалификации и профпереподготовки.

Научно-исследовательская деятельность Военно-морской академии имени Кузнецова

Вуз имеет большой научный потенциал для решения любых вопросов, связанных с наращиванием мощи российского ВМФ.

В числе наиболее значимых результатов в этой сфере можно отметить проекты программно-уставных и других важнейших документов, разработка теоретических основ применения сил и средств в составе группировок сил, состоящих из нескольких видов войск, научное обоснование развития отдельных видов военной техники и вооружения военно-морского флота, а также всех видов обеспечения.

Кроме того, специалисты вуза участвовали в работах по созданию всех новейших подводных лодок российского ВМФ, включая субмарины «Ясень» и «Борей», а также надводных кораблей, комплексов вооружения и современного оружия, включая «Булаву», «Калибр» и др.

Вся эта многогранная деятельность осуществляется при тесном взаимодействии с предприятиями и организациями ВПК, РАН и другими организациями.

Преподавательский состав вуза

Педагогами Военно-морской академии назначаются офицеры флота, которые имеют академическое образование и практический опыт службы на судах и в штабах разного уровня. Среди них есть немало преподавателей, имеющих ученые звания и степени, в том числе в области естественных и технических наук.

Особенностью образовательного процесса в этом учебном заведении является широкомасштабное внедрение электронного обучения. Особо следует отметить усилия научно-педагогического коллектива вуза, направленные на создание самой современной обучающей среды, а также применение новейших информационных технологий.

Теперь вы знаете, когда была основана и какую образовательную деятельность ведет Военно-морская академия. Важность этого вуза для ВМФ России трудно переоценить, поэтому остается надеяться, что он в будущем сможет достигнуть еще больших высот в деле подготовки командных и научных кадров высокой квалификации.

То героическое время рождало героев, а точнее настоящих героинь... Они были разные, но всех их объединил флот. От капитанов судов, до морских пехотинцев и водолазов, женщинам везде находилось место. Они доказали свое право быть там и то, что женщина на флоте может все!

А еще, глядя на эти фото, я вспомнил слова классика: "Да, были люди в наше время..." Были!!!

"Валентина Яковлевна Орликова (19.11.1915 - 31.01.1986) - первая женщина-капитан большого морского рыболовецкого траулера (БМРТ), единственная женщина-капитан китобойного судна («Шторм»), ветеран Великой Отечественной войны, первая женщина в рыбной отрасли страны, удостоенная звания Героя Социалистического труда.
.....................
В 1941 году окончила судоводительский факультет Ленинградского института инженеров водного транспорта. Когда началась Отечественная война, работала штурманом на судах морского флота. Участвовала в эвакуации раненых из Таллинна в августе 1941 года. С августа 1942 года до октября 1944 - 4-й штурман, а затем третий помощник капитана на теплоходе "Двина". "Двина" возила в США советское сырьё в обмен на американскую продукцию, поставляемую по ленд-лизу.
.....................
Во время первого интервью ей задали такой вопрос:

Как вам, маленькой женщине, удается командовать мужчинами?

Она очень толково объяснила, в чем состояли ее обязанности. Привела пример, как пришлось маневрировать во время первой в ее жизни атаки фашистской подводной лодки, как она смотрела на приближающуюся торпеду, как увела судно от нее.

Страха не чувствовала, - говорила Валентина, - было огромное напряжение. Зажмурилась. Считала до пятнадцати. Пронесло. А слушают ее подчиненные потому, что понимают: от того, как четко выполнят распоряжения, зависит судьба парохода и всех людей на нем.

В конце полуторачасового интервью, во время которого Валентина блестяще ответила на все вопросы, один из корреспондентов пробасил:

Теперь до меня дошло, почему моряки исполняют все ваши команды.

Муж Орликовой плавал вторым помощником капитана на другом судне. Судьба сводила их очень редко. За время войны ее пароход трижды приходил в США, и каждый раз корреспонденты стремились побеседовать с отважной женщиной"

"Боцман объяснил мне, что это наш капитан Валентина Яковлевна Орликова. О женщине - капитане, сравнительно недавно появившейся в траловом флоте, уже ходили слухи. В моём представлении это должна была быть, как говорили Ильф и Петров, "широкоплечая гражданка", высокого роста, мужиковатая, отдающая зычным голосом команды, пересыпанные отборным матом.

Валентина Яковлевна была ниже среднего роста, хрупкой, изящной, миловидной женщиной с мелкими, очень правильными чертами лица, большими выразительными глазами, короткой стрижкой. Интеллигентна, умна, иронична. Во взаимоотношениях с экипажем внимательна, проста, доброжелательна, спокойна, никогда не повышала голоса и не употребляла крепких выражений, но при необходимости проявляла необыкновенную твёрдость характера в поступках и независимых решениях.


Её миниатюрная внешность больше подходила для хозяйки аристократического салона прошедшей эпохи или, наконец, искусствоведа в чинной тиши музейных залов, но отнюдь не для управления океанским траулером в штормовой Атлантике с экипажем в девяносто человек.

В суровые годы войны В.Я.Орликова ходила в конвоях на транспортах, после войны командовала китобойцами на Дальнем Востоке, затем работала в Москве, в Минрыбхозе, и с приходом из новостроя БМРТ в Мурманск опять вернулась на капитанский мостик. Она сравнительно быстро освоила промысловую работу, рейсовые задания перевыполнялись ежерейсно, отсюда стабильность заработка и постоянство экипажа.

Работали у берегов Канады, в районе Ньюфаундленда. Очень неблагоприятный район, шторма сменяют туманы, осложняют работу льды, выносимые от берегов Гренландии. Большая скученность судов, отсюда опасность столкновения, вынуждая капитана сутками не покидать мостика. Рано утром к нам подошёл небольшой исландский траулер "Айсберг". С его борта просили оказать помощь.

"Какая помощь вам нужна?" - на английском спросила Орликова. "Мне нужен господин капитан" - последовал ответ. "Я слушаю вас"- отвечала Валентина Яковлевна. Капитан "Айсберга" и вся его команда с изумлением рассматривали маленькую женщину в чёрной шубе и шапке - капитана огромного океанского траулера..."

Герман Ануфриев. "Капитан дальнего плавания В. Я. Орликова"


В Мурманске


Экипаж тральщика ТЩ-611

«Семеро смелых», как прозвали экипаж ТЩ-611 сталинградцы. В истории военно-морского флота известен единственный случай, когда весь экипаж военного корабля — от матроса до командира — состоял из женщин. В 1942 г. на Волге, под Сталинградом, успешно действовал тральщик № 611. На его палубе установили крупнокалиберный пулемет, сбрасыватели глубинных бомб, а на мачте был поднят Военно-морской флаг. Командиром корабля назначили Антонину Куприянову, командиром отделения-Дусю Пархачеву, рулевым — Тамару Декалину, матросом-Веру Фролову, минером-Анну Тарасову, пулеметчицей — Веру Чапаву и мотористом — Агнию Шабалину. «Семеро смелых» — так вскоре назвали девичий экипаж тральщика ТЩ-611. Этот минный тральщик сейчас находится на вечной стоянке в городе Камышине.

О.Тонина.

Вспоминает Ю.А. Пантелеев Командующий Волжской флотилией в 1943 году:

«Вскоре после гибели тральщика ко мне пришла комсомолка старшина 2-й статьи Куприянова и стала настойчиво просить выделить ей тральщик и разрешить укомплектовать его команду только девушками.

— А не боитесь?

Девушка даже обиделась.

Я сказал, что подумаю, но, честно говоря, долго не решался. Меня стали уговаривать специалисты, дескать, Куприянова подобрала хороший экипаж и девушки со своей задачей справятся. Скрепя сердце я согласился, выделил старый катер. Девушки своими силами отремонтировали его, установили тралы и доложили о готовности нести боевую службу. Перед первым выходом я сам придирчиво осмотрел корабль, проверил знания команды. Впечатление осталось наилучшее, и я дал «добро» на выход. Скоро мы получили донесение: экипаж Куприяновой подорвал мину. Затем вторую, третью… К концу кампании весь экипаж был отмечен правительственными наградами и получил крупные денежные премии».


На флоте тоже нужны девчата!


Снайпер 255-й бригады морской пехоты Елизавета Миронова. Новороссийск. 1943г.


"Евдокия Николаевна Завалий единственная женщина во Второй мировой войне, которая командовала взводом морской пехоты. Вот лишь небельшой фрагмент из ее воспоминаний:

Черные бушлаты всегда наводили на них [немцев] смертельный ужас. Внезапностью, дерзостью и бесстрашием. Головы у моих ребят отчаянные были. Но когда фрицы узнали, что среди них - женщина, сначала поверить не могли, а потом стали охотиться за мной. Что касается уважения, не знаю, но расскажу еще один случай. Это была самая дерзкая и самая трудная операция, которую поручили моему спецвзводу.

В феврале 45-го шли жестокие бои за Будапешт. Четыре дня морские пехотинцы пробивались к крепости, где размещалось гитлеровское гнездо - штаб-квартира фашистского палача Хорти. Все подходы к замку были заминированы, оборудовано множество огневых точек. Командование 83-й бригады поставило задачу: во что бы то ни стало проникнуть внутрь крепости. Обследуя все закоулки, моряки обратили внимание на канализационный люк, спустились в него и обнаружили подземный ход. Разведчики доложили, что пройти подземельем можно, но дышать там трудно - стоит тяжелый смрад, от которого кружится голова. Командир роты Кузьмичев вспомнил, что среди захваченных нами трофеев есть подушки с кислородом. Просчитали, что идти надо до четвертого колодца, и решили рискнуть. Мой взвод шел впереди роты - одна подушка на двоих, делаешь спасительный вдох и отдаешь соседу. Коллектор оказался уже, чем предполагали, шли согнувшись, ноги увязали в зловонной жиже. У второго колодца услышали грохот и лязг. Осторожно отодвинули крышку и сразу закрыли - наверху вся улица запружена танками и бронемашинами. Господи, подумалось, а что же ожидает нас у четвертого колодца? Ведь это вонючее подземелье может стать нашей братской могилой, достаточно бросить пару гранат! У четвертого колодца остановила взвод. Сердце бешено колотится, но там, наверху, было тихо. Значит, правильно рассчитали.

Покинув колодец, бойцы редкой цепочкой рассыпались вдоль серой стены замка, очередью уложили часового. Внезапное появление «черных комиссаров» повергло противника в замешательство, нам хватило этих секунд, чтобы ворваться в здание, пока застрочил пулемет. Подоспела рота и другие подразделения - брали этаж за этажом и вскоре полностью очистили от гитлеровцев замок и прилегающие кварталы. В числе пленных оказался немецкий генерал. Он смотрел на нас, как на призраков, не в силах понять, каким чудом мы оказались в тылу его войск.

Когда ему сказали, что прошли под землей, не поверил, пока не увидел разведчиков, не успевших отмыться от грязи и нечистот. Когда услышал, что комвзвода была девушка, опять не поверил и оскорбился: «Худшего издевательства вы не могли придумать?!»

Вызвали меня. Пришла в штаб грязная, как черт, разит от меня за километр. Майор Круглов, зажимая нос платком, обращается ко мне: «Доложите, как пленили немецкого генерала!» И вдруг немец протягивает мне пистолет системы «Вальтер» - плохо, видать, обыскали его ребята. «Фрау русиш черный комиссар! Гут! Гут!» Я глаза вытаращила на политотдел, те кивают - бери. Потом ребята именную надпись мне на этом пистолете сделали..."


Евдокия Завалий


Командир взвода Евдокия Завалий. 83 бригада морской пехоты. Болгария. 1944г.


Евдокия Завалий. За годы войны была четыре раза ранена и дважды контужена


Комвзвода Евдокия Завалий, матрос Пряморуков (слева), старшина 2-ой статьи Седых


С орденом Боевого Красного Знамени


Екатерина Дёмина. Герой Советского Союза.

"Санинструктор 369-го отдельного батальона морской пехоты Дунайской военной флотилии главный старшина Михайлова Е.И. 22 августа 1944 года при форсировании Днестровского лимана в составе десанта одной из первых достигла берега, оказала первую помощь семнадцати тяжелораненым матросам, подавила огонь крупнокалиберного пулемёта, забросала гранатами дзот и уничтожила свыше 10-и гитлеровцев"


Екатерина Демина


Ушла на фронт в 15 лет...


Гантимурова Альбина Александровна. Главстаршина, командир отделения разведки морпехоты


Две морячки


На пути в Порт-Артур. Август 1945г.


Балтийский флот


Санинструктор морской пехоты Козлова. Вынесла с поля боя 70 раненых бойцов. Октябрь 1942г.


Сестричка


Медсестры Северного флота


На госпитальных судах (лицо)


На госпитальных судах (оборот)


Неизвестные. Возможно фото довоенное

Инструкция

При поступлении вам нужно будет пройти следующие этапы: сбор документов, вступительные экзамены.

Необходимые документы:

Личное заявление о желании учиться на имя начальника училища;
-автобиография;
-заверенная нотариусом копия свидетельства о рождении;
-копия документа о российском гражданстве, если вы проживаете за пределами РФ;
-характеристика преподавателей школы, заверенная подписями преподавательского состава школы, директора, гербовой печатью школы;
-выписка из табеля успеваемости кандидата с оценками за I, II и IIIучебные четверти 4-го (8, 9-го) с указанием изучения , заверенная гербовой печатью школы;
-четыре фотографии размером 3x4 без головного убора с местом для печати в нижнем правом углу;
-копия медицинского страхового полиса;
-медицинская , выданная военно-врачебной комиссией;
-справка с места жительства родителей с указанием состава семьи и жилищных условий.

К участникам льготного поступления относятся граждане-сироты и оставшиеся без попечения родителей – они зачисляются без экзаменов по результатам собеседования и медицинского осмотра. А так же те, у кого один из родителей находится на службе по контракту, в местах боевых действий и т.п. Такие претенденты должны предоставить необходимые документы, подтверждающие право получить льготы:

Дети-сироты:
-заверенные копии свидетельства о гибели и отца;
-заверенные копии о решении суда по опеке/попечительству;
-справка о наличии закрепленной жилой площади;
-заверенная копия свидетельства опекуна/попечителя.
Остальные кандидаты, пользующиеся правом на внеконкурсное зачисление, предоставляют:
-справку или выписку из личного дела, подтверждающую гибель одного из родителей;
-справку из воинской части о прохождении родителя службы по контракту;
-копию свидетельства о расторжении брака и т.п. о том, что ребенок воспитывается без отца/матери;
-справку из воинской части, подтверждающую выслугу лет родителя;
-выписку из воинской части об увольнении родителя по какой-либо причине, при наличии выслуги лет.

Все подлинники документов вы должны будете подать в приемную комиссию при поступлении. Отбор претендентов на зачисление производится в устанавливаемые руководством училища сроки.

После 8-го или 9-го класса претендентысдают те же самые испытания, но по программе 8-го и 9-го класса соответственно. Все результаты оцениваются по пятибалльной шкале.

Физическая подготовка также несколько различается. Младшее звено проходит подтягивание на перекладине и бег на 60 м по нормативам школы. Среднее звено проходит подтягивание на перекладине, бег на 60 м и кросс на 2000 м по нормативам средней школы.

Испокон веков российский офицерский состав славился своей порядочностью, профессионализмом, выправкой, стойкостью и выдержкой. Именно на офицерском корпусе держалась во все времена управляемость, стабильность и боеготовность Вооруженных Сил Российской Федерации. Так как же поступить в высшее военное училище , чтобы получить офицерские погоны?

Инструкция

Для поступления в необходимо быть Российской Федерации и иметь среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование. Если вы не проходили военную службу, то можете поступать в возрасте от 16 до 22 лет. Для проходящих или прошедших военную службу возрастная планка поднимается до 24 лет включительно.

Для приема в высшее военное необходимо подать рапорт (заявление), на основе которого абитуриент будет допущен к предварительному отбору в военном комиссариате по месту жительства. Прием в военно-учебные заведения проводится по заявлениям (рапортам) граждан, на основе которых они допускаются к предварительному отбору в районных или городских военных комиссариатах и профессиональному отбору в вузах. Заявление необходимо дополнить характеристикой с места работы или учебы, автобиографией, копией документа об образовании и три фотографии. Военный билет, паспорт, а также подлинный документ об образовании предоставляются абитуриентом в приемную комиссию военно-учебного заведения по прибытии.

В нескольких корпусах на Разводной улице когда-то была военная школа имени императора Александра II, позже – Военно-морской институт радиоэлектроники имени А.С. Попова . Теперь тут одно из подразделений Военно-морского политехнического института (ВМПИ).

С недавних пор здесь учатся и несут службу не только парни, но и девушки. Два года назад их стали принимать на факультет «Автоматизированные системы управления ВМФ». Девчонки станут специалистами в области связи. Служить будут на берегу – в центрах управления и штабах.

Кому командование доверит управление флотом, узнали корреспонденты «КП ».

КАМЧАТКА, КРАБЫ...

В военном городке действуют строгие правила. Двадцатилетним девчонкам запрещено переписываться в социальных сетях и носить гражданскую одежду. Не то, что носить, а даже хранить ее на территории института!

Отдельная тема – прически. Разрешены только косички. Ну, или короткая стрижка (большинство выбрало первый вариант).

– Это того стоит! Учеба длится всего несколько лет, а служба – это навсегда, – уверена курсантка Елена Сергеевская. – Я всегда мечтала о том, чтобы связать свою жизнь с морем. Его просторы, волны… Романтика! А вот служить я хочу где-нибудь на Севере.

– А я – на Камчатке! – конкретизирует другая курсантка. – Там икра, крабы...

В класс заходит заместитель начальника ВМПИ по работе с личным составом Бегенч Диниев. Девчонки вытягиваются по стойке «смирно».

– Секреты журналистам раскрываете? – в шутку спрашивает он.

– Товарищ капитан! – обижаются курсантки. – У нас нет никаких секретов.

– Кто вас знает! У женщин всегда есть секреты, – уже под смех произносит командующий. – Камчатка, крабы... Страна у нас, девчонки, большая. Куда отправят, туда и поедете!

На первом месте у девчонок учебаФото: Олег КУЗЕНКОВ

«ДАДИМ ПАРНЯМ ФОРУ»

Курсантка Алина Карпачева из Петербурга мечтала об армейской жизни с детства. Ее вдохновил пример отчима – он служил сапером.

– Он всегда был для меня образцом! Честный, мужественный, порядочный... Служба у него была не сахар, но дома о ее тяготах он не рассказывал. Преодолевал все трудности и никогда не жаловался, – признается Алина. – Девушек тут учится немного. Так что мы на вес золота (смеется ). Все относятся к нам с честью и уважением. В обиду нас никто не даст.

– Да мы и сами себя защитить можем. Вот Катька у нас – КМС по дзюдо, – говорит Елена Сергеевская и показывает на хрупкую девушку, сидящую в углу. – А Ленка занимается рукопашным боем... Мы многим парням фору дадим, связываться с нами опасно (смеется ). Недавно мы проходили курс молодого бойца – плавали на ялах. Обошли мальчиков почти по всем показателям!

Встают девчонки рано – в 06.30. Потом – зарядка, завтрак, учеба. Торжественный подъем государственного флага. Одним словом – железная дисциплина. В девять вечера курсантки собираются в зале на просмотр новостей.

– Нам такой распорядок нравится, – говорит Елена Казакова , приехавшая из Новокубанска . – Мои одноклассники отговаривали меня от службы. Спрашивали, в своем ли я уме?! Говорили, армия меня испортит. Но вы же видите, что ничего такого не произошло!

ВСЕ, ЧТО СНИТСЯ

Девушек в Военно-морской политехнический институт набирают несколько лет. На каждом курсе, их пока всего два, по девять человек. Получить тут можно как высшее, так и среднее образование.

Одна из курсанток поступила в ВМПИ уже с красным дипломом на руках. Анна Ильина – клинический психолог. Теперь она учится по специальности «Эксплуатация и ремонт электронно-вычислительных машин».

– Я ведь попробовала себя на гражданке… Сразу после выпуска из университета стала работать обычным психологом. Но как-то не пошло. Видимо, служба в армии мне на роду написана. Папа и мама у меня военные. Отец – офицер в отставке. Мама до сих пор служит в системе Федеральной службы исполнения наказаний, – рассказывает Анна.

Военная служба сейчас – наиболее стабильная сфера, считает она.

– В ней ты всегда будешь чувствовать поддержку со стороны государства, – рассуждает молодая девушка. – Иногда бывает непросто, но я такой человек. Люблю организованность.

Сейчас у курсанток время для приборки. Восемнадцать девушек живут в четырех комнатах. На стене висят картины на морскую тематику. Бушующее море. Лунная ночь. Утопающая в оранжевом закате «Аврора»...

– Все это нам часто снится, – делятся курсантки, аккуратно заправляя кровати.


Порядок в жилых комнатах должен быть идеальнымФото: Олег КУЗЕНКОВ

ХОЗЯЙКИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Мы выходим из здания и направляемся в учебно-практический корпус. Курсантки маршируют по плацу и поют песни. Мимо красивых девушек проносится группа молодых людей в спортивных костюмах. Будущие моряки пробегают мимо с невозмутимыми лицами. Оборачивается лишь один.

– Вам не обидно? – задаем нескромный вопрос. – Хоть бы посмотрели в вашу сторону. Ради приличия.

– О чем вы! – смущаются девушки. – Не до этого. Мы с парнями внимания друг на друга не обращаем. По крайней мере, стараемся.

Заходим в корпус. Перед нами несколько тренажеров. Один из них повторяет отсек подводной лодки. Тут проходят тренировки по борьбе за живучесть субмарины.

– В занятии участвует группа до десяти человек. Мы регулируем клапаны и имитируем различные повреждения. Вода может поступать то из одной, то из другой пробоины. Или из всех сразу! Курсанты должны их оперативно заделать, – объясняет начальник кафедры устройства живучести корабля ВМПИ Сергей Лукин .

К девушкам те же требования, что и к юношам. Никаких поблажек!

– Условия для всех одинаковые. А вот подходы разные, – замечает Сергей Иванов . – Курсантки более аккуратны. Все щели стараются залатать так, чтобы капелька не упала. По хозяйственному подходят. Настоящие женщины!


Девушки отрабатывают спасательную операцию на водеФото: Олег КУЗЕНКОВ

ГОТОВЫ КО ВСЕМУ

Наконец-то дело доходит до практики. Мы стоим перед небольшим бассейном глубиной несколько метров. На нем покачивается надувной плот, похожий на палатку. Уже переодевшиеся в гидрокостюмы девушки собираются в очередной раз выполнить спасательную операцию на воде. За пять лет они должны отработать каждое действие до автоматизма.

– Вы себя комфортно чувствуете? – спрашивает Сергей Лукин.

– Да! – отвечают ныряльщицы.

– К выполнению упражнения присту-пить!

Двум курсанткам нужно погрузить на плот третью. Девушки справляются с задачей за считанные минуты.

– Товарищ капитан 1 ранга, все на борту, – рапортуют девчонки. – Травмированных нет!

В реальной жизни они с такими экстремальными условиями не столкнутся. Но готовыми надо быть ко всему.

– Будем! – обещают девушки. – Без нас армия – вовсе не армия!


Тяжело в учении – легко в бою!Фото: Олег КУЗЕНКОВ

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«Наши девчонки – лучшие из лучших! Они смогли поступить в институт с конкурсом... сорок человек на место. Одно это говорит о многом. При этом они не только отличницы – у каждой средний балл в аттестате 5.0, но и спортсменки. Все они мастера и кандидаты в мастера спорта. Большинство из них действительно хочет служить на Севере. Там есть дополнительные выплаты за суровые климатические условия. Дело в том, что почти все наши девушки родом Сибири . Погода для них – ерунда, она их не пугает (смеется). В целом, льготы – тоже очень важный момент. Девчонки на первом курсе считаются лицами призывного возраста. А уже со второго служат по контракту. На них распространяются те же привилегии, что и на военнослужащих мужского пола. Например, они смогут вступить в программу военной ипотеки. Да и стипендии у них сейчас хорошие – доходят до 18 тысяч. Так что перспективы есть».

(Елена МАКСИМОВА, начальник 421 и 422 курсов факультета «Автоматизированные системы управления ВМФ» Военно-морского политехнического института)

НА ЗАМЕТКУ

В Военно-морском институте есть аудитория с копией памятника «Вежливым людям»

К образовательному процессу в ВМПИ подходят с чувством, с толком, с расстановкой. У института есть три военных городка. Один базируется в Петродворце , второй – в Пушкине , а третий – на территории Главного Адмиралтейства в Петербурге. В каждом есть именные аудитории. Например, одна из них носит имя отца советского атомного подводного флота Игоря Спасского, другая – легендарного кораблестроителя Алексея Крылова .

– Именные аудитории уже одним своим видом воспитывают курсантов! Они прививают им любовь к истории и рассказывают о наших соотечественниках, внесших огромный вклад в развитие и строительство флота, – говорит заместитель начальника ВМПИ по работе с личным составом Бегенч Диниев. – Например, в подразделении нашего института в Пушкине есть «Севастопольская» аудитория. В ее создании приняли участие полпред президента России


Военнослужащий должен быть всесторонне развитой личностьюФото: Олег КУЗЕНКОВ

А В ЭТО ВРЕМЯ

«От мира мы не отрезаны!»

– А у любви у нашей села ба-та-рей-ка! – поют девчонки под гитару.

Учеба – учебой, но курсантки находят время и для творчества. Руководство института уверено: настоящий военный должен быть всесторонне развитой личностью. Поэтому песни под гитару и походы в театр – совсем не редкость. Девчонки выпускают стенгазету и даже занимаются танцами. Педагог приходит к ним в общежитие несколько раз в неделю.

– Не думайте, что у нас тут все глухо! От мира мы не отрезаны, – смеются девушки.

Событие, революционное для Военно-Морского Флота России: впервые за триста с лишним лет его существования женщинам предоставлены равные права с мужчинами. Полигоном эксперимента стали Балтика и Дальний Восток.

Событие, революционное для Военно-Морского Флота России: впервые за триста с лишним лет его существования женщинам предоставлены равные права с мужчинами. Полигоном эксперимента стали Балтика и Дальний Восток. На Дальнем Востоке 18 курсанток приняты в Тихоокеанский военно-морской институт имени адмирала Макарова. На Балтике 27 девочек пополнили ряды Нахимовского военно-морского училища.

На построении на плацу в честь первого звонка они все выглядели решительными, а некоторые — очень строгими (в новой морской форме дамского образца, из которой выхолощены даже намеки на кокетство). Темная юбка ниже колена, черные туфли на низком каблуке, белый берет, под который тщательно убраны волосы. Никаких косичек, бантиков и мини-юбок, которыми любят, например, щеголять курсантки школ милиции.

Обращаются к «новобранкам» на равных, по-мужски: «нахимовец такая-то». Бить в рынду — корабельный колокол, возвещая начало нового учебного года, им, правда, не дали. Эта честь по традиции досталась самому маленькому из вновь поступивших — 11-летнему мальчику Глебу.

Вокруг девочек были, конечно, толпы счастливых родственников. Разговорились с одной из мам, учительницей истории Ириной Илюшиной.

— Наша девочка родилась на берегу Берингова пролива, на Чукотке, — гордо сообщила Ирина Васильевна. — Под минус сорок тогда было! Где мы только с мужем не служили! На Камчатке, в Приморском крае, на Диксоне в Арктике, в Казахстане. Окончили службу в Ленинградском военном округе. Были и на Тихоокеанском флоте, и в разных родах войск.

Сейчас Ирина Илюшина преподает в школе поселка Ваганово, что под Всеволожском. Там она руководит и школьным музеем боевой славы Краснознаменной Ладожской флотилии и Северо-Западного речного пароходства.

— А Виктория наша, — увлеченно продолжила Ирина Илюшина, — в течение семи лет была активисткой музея. Девочка у нас очень энергичная. Она была и вице-спикером парламента старшеклассников. На областных конкурсах ее научно-исследовательские статьи по истории флота занимали первые и вторые места. Вся ее школьная биография связана с моряками — ветеранами Ладожской флотилии. Также она занималась уборкой братских воинских захоронений на Ладоге. Ее судьба — флот и море!

— Здесь все девочки из семей военнослужащих, — объяснила Елена Черняк, представительница родительского комитета и мама нахимовца Юли Черняк. — Они из самых разных городов и флотов. Мой муж, например, служил на Северном флоте. А девочка наша занимается спортивным ориентированием, окончила четыре класса музыкальной школы по фортепьяно. У нас в семье все морской направленности. И старший сын закончил Нахимовское, а теперь военно-морской вуз.

Мамы поделились, что отдавать дочерей на казарменное положение им вовсе не боязно:

— Бытовые условия очень хорошие. В кубрике кровати новые, комоды красивые, шкафы-купе, зеркала. У них шестиразовое питание. Жить от мальчиков будут изолированно, а учиться вместе. Пройдут курс средней школы, освоят азы морской подготовки, с которыми пойдут потом хоть в военно-морской вуз, хоть в гражданский.

Начальник училища капитан первого ранга Николай Андреев был тоже в приподнятом настроении:

— Мы приняли более 150 человек. Все замечательные! А девочек сразу хвалим даже за то, что они сделали такой интересный для себя выбор. И бытовые условия создали им достойные, у многих нет таких и дома.

— Николай Николаевич, а чем все же закончилась история с мальчиками?

Напомним, что в Нахимовском праздник, увы, омрачен тем, что около десяти мальчиков-нахимовцев остались «за бортом». Внезапным решением министра обороны все поступившие в 6-й класс были перезачислены в… Суворовское училище. Сухопутное.

— Я не уполномочен комментировать, — произнес Николай Николаевич.

В точности то же самое он говорил и две недели назад, когда вышел довольно бездушный приказ министра обороны. Те мальчишки ведь тоже были активные и мечтали о море. Но министры задний ход давать не умеют.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: