Болото мир мертвых мир живых. Мир живых и мир мертвых. Музыка как ключ к миру мертвых

У людей, имеющих сверхспособности, очень часто есть такая проблема, как открытый портал в Мир Мертвых. И это является результатом предыдущих воплощений, особенно у тех, кто жил в Древнем Египте и владел той Великой Магией, где были стерты границы между Мирами.

Чем открытый портал в Мир Мертвых мешает экстрасенсу?

У любого человека память о прошлых воплощениях заблокирована, и экстрасенс не исключение. Конечно, при помощи погружений в глубокое можно узнать какую-то информацию, но это лишь обрывки прошлого, которые не дают общей картины, и этого недостаточно.

Если на планете Земля случается какая-либо катастрофа (особенно с невинно убиенными), так души ушедших начинают толпами приходить к экстрасенсу и рассказывать о причинах несчастья, передавать сообщения живым… И сердце кровью обливается, глядя на все это! Столько боли и слез у них!

Далеко не у каждого экстрасенса психика выдержит такую нагрузку. А еще и жизненная энергия вытекает из человека в Тот Мир.

Иногда на сверхспособности экстрасенса уповают родственники убитого человека, пытаясь выяснить причину смерти, и тут самый верный способ узнать правду — это спросить у самого убитого, у его Души. А для этого необходимо выйти на контакт с жертвой.

В этом случае могут возникнуть трудности иного характера. Невозможно установить контакт, когда портал¹ закрыт.

Портал в Мир Мертвых² «живет» с своем собственном ритме и сам решает, когда он откроется, а когда закроется. Или это решают души умерших. Согласия экстрасенса, при этом, никто не спрашивает!

И это весьма печально…

Поэтому берем под личный контроль открытие и закрытие портала в Мир Мертвых!

Сначала нужно определить, где в вашей ауре³ находится этот «тоннель». Обычно, это бывает с левой стороны, но бывает и иначе. Если портал находится спереди, то это наихудший вариант! Перекрывается будущее человека, вернее будущее становится очевидно – это скорый уход Туда.

Поэтому усилием воли и работой мысли необходимо переместить этот портал, и поставить его слева. На это уйдет какое-то время, но надо терпеливо и методично это делать каждый день до тех пор, пока портал четко встанет слева!

Если нужно, можете прямо руками «двигать» портал в нужном направлении. При этом попросите Высшие Силы о помощи и поблагодарите их, когда это получится.

С порталом в Мир Мертвых можно работать только тогда, когда он находится слева!

Мир Живых и Мир Мертвых разные по своей плотности. И портал не имеет четких границ, он расплывчатый. Необходимо уплотнить энергии, чтобы сформировать дверь.

Сначала формируем дверной проём (т.е. вы, находясь в Мире Живых, сгущаете вибрации этого Мира в четкую форму дверного проёма). Потом формируем дверные петли, а на них навешиваем дверь с замком и дверной ручкой.

Замок должен быть такого типа, чтобы он открывался только ключом и только с вашей стороны.

Можете сделать дверь любую, какая вам нравится! Хоть деревянную, хоть золотую! Главное, чтобы она была крепкая и надежная!

Дверь остается приоткрытой!

Теперь попросим у Высших Сил (у Бога, у Ангела-Хранителя) дать нам ключ, чтобы закрывать и открывать эту дверь, и держать этот проход под личным контролем. Прямо так и говорим: «Господи! Дай мне ключ, чтобы закрывать и открывать эту дверь в Иной Мир тогда, когда мне это нужно, и держать этот проход под личным контролем!»

Для этого вытягиваем перед собой правую руку ладонью вверх, чтобы ключ лег именно на правую ладонь. Ключ может быть любым – это индивидуально. Он может быть и Золотым Ключиком из сказки, а может быть похож на согнутую проволочку – это не принципиально! Главное – он только ваш!

Помните! Глобально на Мир Мертвых вы не повлияете, равно как и на этот Мир. Но вы обретете личный контроль над вашей связью с Миром Мертвых. Вы установите добрососедские отношения, в которых общение будет происходить лишь при обоюдном согласии!

Если Высшие Силы дадут вам ключ – отлично! Вы достойный маг, которому доверили контроль высокого порядка! Обязательно поблагодарите за такую честь!

Держите ключ в правой руке! Вообще не выпускайте ключ из правой руки!

Теперь закроем дверь на ключ правой рукой. Вынем ключ из замочной скважины. Левой рукой подергаем за ручку закрытую дверь, чтобы убедиться, что она закрыта. А теперь опять откроем дверь ключом правой рукой. Вынем ключ из замочной скважины (ключ остается все время в правой руке!). Левой рукой приоткроем дверь.

Вовсе не обязательно распахивать дверь полностью! Все открывается – очень хорошо! И снова закроем дверь на ключ правой рукой. Вынем ключ из замочной скважины. Левой рукой проверим, хорошо ли она заперта.

Как хранить ключ?

Вспомните, когда мы были маленькими, наши родители варежки прикрепляли к шубе на резинке (советский вариант). Когда оттягиваешь варежку — резинка растягивается, отпускаешь – и резинка тут же втягивает варежку прямо в рукав.

Ключ нужно хранить по тому же принципу. Представляем, что ключ лежит на правой ладони. Из правой руки начинаем «выращивать» резиночку. Где-то внутри, в районе локтевого сгиба или выше (как больше нравится), создаем энергетический жгут-резинку. Жгутик растет, становится длиннее и выходит прямо из центра ладони. Теперь нужно прикрепить ключ к этому жгуту – можно привязать «приварить сваркой», можно просто их срастить.

Как доставать и прятать ключ?

Жгут (по вашей команде) втягивает ключ прямо в руку и располагает его выше запястья внутри правой руки. Затем даем команду достать ключ – и ключ выходит из руки прямо на ладонь. Снова команда спрятать ключ — и жгут втягивает ключ в руку. Вот по такому принципу и работаем!

ПРИНЦИПИАЛЬНО ВАЖНО!!!

Никогда и ни при каких обстоятельствах не выпускать ключ из своей руки!!! Если вы по неосторожности оставите ключ в замочной скважине – его могут украсть сущности тонкого плана⁴, несмотря на прикрепленную резиночку! И тогда никто не сможет вам помочь!

Когда вы просите этот ключ у Высших Сил, вы берете на себя полную ответственность за него! И если потеряете его – сами виноваты! Поэтому очень важно довести до автоматизма принцип работы с ключом: достал ключ – открыл замок – спрятал ключ – открыл дверь – сделал, что надо – закрыл дверь – достал ключ и закрыл замок – спрятал ключ. Теперь можете жить спокойно!

Желаю вам удачи и успехов!

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Портал в научной фантастике и фэнтези — это технологический или магический проем, соединяющий два отдаленных местоположения, разделенных пространством и временем (Википедия).

² Загробный мир - мир, в который уходят люди после смерти, обитель умерших или их душ (Википедия).

⁴ Астральный план - понятие в оккультизме, эзотерике, философии, в опыте осознанных сновидений, обозначающее отличный от материального объём (слой) мироздания (природы) (

«Они хоронили своих умерших в земле, - писал С.Г.Ф. Брэндон, - поскольку они были убеждены, что обиталище мертвых находится под землей... Снабжение умерших предметами, в которых они имели нужду в этой жизни, видимо, может быть объяснено тем, что первобытные люди совершенно не были в состоянии представить себе жизнь после смерти как либо иначе, чем жизнь, которую они знали здесь, на земле».

Это высказывание крупнейшего религиоведа в специальной работе, посвященной посмертному суду в верованиях различных народов, примечательно своей характерностью. Но в действительности оно очень оглупляет древнего человека, который прекрасно знал, что преданный земле мертвец лежит там, где его похоронили, не пользуется никакими орудиями и не ест ничего из оставленной в могиле пищи.

Похоронный обряд доисторического человека как минимум должен предполагать, что в сознании совершавших его существовало представление о двойственности человеческой природы, о теле, истлевающем в могиле, и о душе, которая сходит в «обиталище мертвых». Душе соответственно нужны не сами материальные предметы, но их «души». Так же, как на земле телесный человек ест материальную пищу из глиняной чашки и поражает врага боевым топором, так же в мире душ, душа умершего способна вкушать душу пищи и поражать душу врага душой топора.

Чтобы человек «испустил дух», чтобы душа разделилась с телом, обязательно должна произойти смерть материального тела. Чтобы души предметов могли стать частью мира умершего, они как материальные предметы также должны умереть. Отсюда - довольно распространенный обычай поздних веков - убивать рабов и жен на могилах их хозяев и мужей и восходящая к неолиту традиция разбивания на могиле посуды и иных предметов из обихода живых. Разрывание одежды в знак скорби по умершему восходит, быть может, к этому же ряду символов.

Но, хотя знание факта двойственной, а то и троичной (дух, душа и тело) природы человека уже можно обнаружить в самые ранние эпохи существования рода Homo, в среднем и даже в раннем палеолите (синантропы Чжоу Коудяна), объяснение им всей полноты погребального ритуала вряд ли возможно.

Во-первых, хоронят тело, телу придают эмбриональную позу или позу сна. Значит верят в пробуждение, в возрождение тела, значит - не ограничивают древние инобытие человека жизнью души, а ждут в будущем какого-то чудесного мига, когда души воссоединятся с телами и мертвые проснутся.

Во-вторых, разламывание заупокойных даров - довольно поздний и не всеобщий обычай. Скорее - здесь мы сталкиваемся с вторичной рационализацией заупокойного, погребального ритуала. Первоначально и поза, которую придавали телу умершего, и пища, и предметы труда, и оружие, положенные в могилу, подчеркивали, символически обозначали, что умерший жив, что смерть - это временное его состояние.

В иных культурах для знаменования этого факта прибегали к иным символическим рядам и не сопровождали предметами земной жизни погребение. Да и предание земле, зафиксированное с мустьерских погребений неандертальцев, возникло не из желания «приблизить» покойника к подземному обиталищу душ, но, скорее, из простого и одновременно бесконечно глубокого убеждения, что Матери-Земле, из которой тело взято, надо вернуть свое. А она, Земля, когда наступят сроки, возродит семя небесной жизни, Вечному Небу.

И опять же, только вторичная рационализация связала обитель душ, царство мертвых, с подземным миром именно потому, что в землю издревле помещали в ожидании воскресения тела умерших. Мы увидим, как борются, как сосуществуют небесное, внеземное и подземное местоположения душ умерших в древнейших письменных культурах - в Шумере, в Египте.

Неолитические погребения, в сравнении с верхнепалеолитическими, могут удивить бедностью погребального инвентаря. В протонеолитический и ранненеолитический период умершие становятся частью мира живых и потому их жизнь не нужно знаменовать погребальными «дарами». Черепа умерших стоят в доме рядом с очагом, кости покоятся близ жертвенника. С теми, кто уже «не существует», так поступать не могут. Мертвые в ту эпоху не просто считались живыми, но их жизнь была существеннейшей опорой жизни живых.

В тех случаях, когда захоронения производились под открытым небом, мы находим на заупокойных алтарях толстый слой золы. В Нахал-Орене он достигает полуметра. Кому приносились жертвы на могилах предков - самим умершим или их Творцу - не ясно. Но совершенно очевидно одно - огненные жертвы не могли приноситься тем, кто обитает «под землей».

Огонь возносится от земли к небу и объект жертвы натуфийцев (Нахал-Орен - одно из натуфийских поселений Палестины) имел небесную природу. Когда представления о подземной топографии мира мертвых закрепилось, жертвы мертвым стали совершаться иначе - кровь жертвенных животных должна была напитать землю, а сами жертвенники, например, в греческом культе героя, устраивали ниже уровня земли.

Захоронения с рогами копытного в руках или на груди умершего (например, Эйнан), а позднее с амулетами в виде бычьих голов (Сескло, Фессалия, VI тысячелетие до Р. Х.) безусловно, указывают на цель посмертного странствия - к Небесному Богу. На ожидание странствия указывают нередкие находки скелетов собак рядом с людскими захоронениями (Эрк эль-Ахмар, Убейд, Альмьера). Собака, проводник охотника в этом мире, оказывается понятным символом верного пути при переходе в инобытие. Собакоголовые Анубисы, Керберы - позднее воспоминание этого ранненеолитического образа.

Характерные для раннего неолита захоронения под полами домов и внутри поселений остаются обычными и в священных городах VII-VI тысячелетий. В Чатал Хююке на площади раскопа в полгектара обнаружено более пятисот захоронений. Хоронили под лежанками жилых домов, причем мужчин - под угловой скамьей, а женщин вдоль длинной стены. Мелларт предполагает, что на этих же скамьях спали живые мужчины и женщины.

Кроме того, немало захоронений обнаружено и в овальных ямах вне домов. Довольно много людей похоронено в святилищах. В святилище VI. 10 найдено 32 скелета, в святилище грифов (VII.8) - шесть погребений. Мелларт отмечает, что одежды, украшения и вещи погребенных в святилищах обычно намного богаче и разнообразней, чем у похороненных в домах и в овальных ямах. Ученый предполагает, что в святилищах покоились останки высших жрецов, которые при жизни совершали в них священнодействия.

Примечательно, что в хозяйственных двориках и хранилищах запасов захоронения полностью отсутствуют. Это указывает на неслучайность выбора мест погребений чаталхююкцами. Хоронили не там «где попроще», а там, где полагали нужным.

Расположения костей скелета, неполнота скелетов указывают на вторичный характер захоронений в Чатал Хююке, да иначе и невозможно было делать при стремлении горожан жить в одних домах со своими усопшими. Ряд стенописей святилищ показывают, что тела умерших оставляли вне города на легких помостах для экскарнации (распада мягких тканей). Затем очищенные кости заворачивали в одежды, шкуры или циновки и погребали в домах и святилищах. Останки посылались охрой и киноварью, черепа в области шеи и лба красили синей или зеленой краской. С погребенными клали небольшие «дары», но статуэток и керамики нет в могилах Чатал Хююка. Иногда черепа, как и в начале неолита, отделялись от скелетов и помещались открыто в святилищах.

«Священные города» как бы завершают традицию X-VIII тысячелетий до Р.Х. С VI тысячелетия все заметней проступает новая тенденция к разделению миров мертвых и живых. В хассунской культуре (Месопотамия, VII-VI тысячелетия) мертвых, как правило, погребают уже вне поселений. Под полами домов продолжают хоронить только тела детей и подростков.

В Библе VI тысячелетия под домами также обнаружены только детские погребения, в которых человеческие кости иногда перемешаны с овечьими. Такие захоронения делались в специальных небольших сосудах. Почти полное отсутствие взрослых погребений говорит о наличии специальных кладбищ.

Такие «кладбища» или переходные к ним формы типа «домов мертвых» вскоре были обнаружены. В Библе это постройка «46-14», под полом которой похоронено более 30 человек, в Телль ас-Саване (Средняя Месопотамия) - постройка «№ 1» VI тысячелетия, под которой в ямах на 30-50 см ниже уровня пола находилось более ста вторичных захоронений.

В это же время из интерьеров жилищ исчезают и черепа умерших родственников, которые раньше нередко ставили вдоль стен и вокруг очага. Те же тенденции заметны и в погребальных обычаях Дунайской равнины VI тысячелетия. Взрослых и здесь редко теперь хоронят под домами, но обычно - вне поселений, в пещерах или на специальных кладбищах.

Причины изменения казалось бы устоявшегося обычая можно понять, поскольку перемены не распространились на детей. Жители среднего неолита почему-то полагали, что именно тех, кто умер во взрослом возрасте необходимо разлучать с домом, предавая земле или на кладбищах или в специальных «домах мертвых». Но чем дети отличаются от взрослых?

Страницы: 1 2

Многочисленные исторические факты, задокументированные и подтвержденные независимыми расследованиями подтверждают, что – не миф, а объективная реальность.

Обычно таких посредников называют «медиумами» или «медиаторами» – поскольку само слово «медиатор» так и переводится – «посредник».

Одним из известных медиаторов стала английская женщина Розмари Браун. Несмотря на отсутствие серьезного профессионального музыкального образования, женщина прославилась тем, что сочиняла произведения в стиле знаменитых, но давно умерших композиторов.

Бетховен, Моцарт, Рахманинов – когда профессиональные музыкальные исследователи анализировали опусы, вышедшие из-под пера Розмари Браун, было подтверждено почти буквальное совпадения стилей с манерой сочинения великих авторов.

Однажды во время интервью Розмари Браун заявила корреспонденту, что в данный момент в комнате находится дух Ференца Листа. Журналист решил проверить реальность присутствия великого композитора и начал говорить на немецком языке, которого Розмари Браун не знала. Для Листа же немецкий язык являлся родным.

После этого женщина-медиум заявила корреспонденту, что в качестве подтверждения Лист пригасил в комнату умершую мать интервьюера. Каково же было изумление репортера, когда Розмари в подробностях описала внешность умершей матери. Хотя, понятно, что возможность их встречи с Розмари в прошлом практически равна нулю.

Музыка как ключ к миру мертвых

Талантливые музыканты часто выступают как посредники между миром мертвых и живых. Некоторые современные композиторы отличаются способностью предельно точно, до мелочей создавать произведения в стиле знаменитых композиторов прошлого.

В частности, участники группы Beatles в своем позднем творчестве выпускали сборники песен, каждая из которых была очень точно написана в стиле, на подробное изучение которого у ребят совершенно точно не было достаточно времени.

Представьте себе – два раза в год Битлы, не имевшие регулярного музыкального образования, выпускали два альбома по 12 песен, написанных в совершенно разных стилях разных времен и народов.

Здесь остается только один вывод – Джон Леннон и Пол Маккартни выступили как посредники между миром мертвых и живых .

Известен случай с британским пианистом Джоном Лиллем. Как рассказал сам исполнитель, во время концерта он неожиданно заметил, что за ним наблюдает некая смутная фигура, в которой музыкант разглядел знаменитого композитора Бетховена.

Присутствие столь великого музыканта из прошлого вдохновило Джона Лилля и помогло великолепно исполнить свою партию.

Другой британский музыкант, Клиффорд Энтикнэп рассказал о том, что к нему явился дух Генделя и передал для публикации и исполнения ораторию, которая еще никогда не исполнялась и вообще не была известна. Музыкальные критики подтвердили – произведения в точности соответствует стилю легендарного полифониста Генделя, причем, в малейших деталях.

Здесь можно предположить, что знаменитые композиторы прошлого, ныне умершие, не успели полностью воплотить свои творческие замыслы. Таким образом, через посредников-медиумов, композиторы, ушедшие в мир иной, часто весьма преждевременной смертью, пытаются реализовать прерванные творческие планы.

С точки зрения строгой науки данные поразительные факты вполне объяснимы.

  • Вселенная представляет собой некий информационно-временной континуум, в котором, как в бульоне, «варится» абсолютно вся информация, когда либо появлявшаяся.
  • Медиумы обладают непостижимой способностью входить в пространственно-временной континуум вселенной и извлекают оттуда некие сведения, которыми обладали умершие люди, которые не успели при жизни обнародовать свои творческие продукты.

Впрочем, посредники между миром мертвых и живых встречаются не только в мире искусства, но и в других сферах жизни.

Медиумы-целители

Бразильский шахтер Хозе де Фрейтаса, не получивший почти никакого образования и не обучавшийся в медицинских вузах, за годы своей жизни сумел поставить точные диагнозы и помочь исцелиться нескольким миллионам человек.

Хозе де Фрейтаса принимал в день порядка 1000 страждущих и мгновенно, после одного взгляда на пациента, набрасывал на листке бумаги диагноз и рецепт.

Медики проанализировали методы лечения Хозе де Фрейтаса, провели исследования и выяснилось – более половины рекомендаций помогли людям вылечиться. Кстати, оставшаяся часть точных диагнозов оказалась неподтвержденной только из-за отсутствия в распоряжении исследователей необходимого современного медицинского оборудования.

Как же простой шахтер без образования мог делать такие точные диагнозы и назначать эффективное лечение? Предположительно, Хозе де Фрейтаса стал посредником между умершими врачами и пациентами.

На каждом приеме больных Хозе де Фрейтаса незримо присутствовали знаменитые врачеватели прошлого, ныне покойные. Они-то и давали целителю и медиуму точные рецепты и рекомендации, как лечить того или другого пациента.

Как стать посредником между миром живых и мертвых

К сожалению, такие «школы волшебников», как описаны в романах Эмели Роуз о Гарри Поттере в реальном мире не существует. Часто причиной того, что появляются посредники между миром мертвых и живых , становятся трагические события.

  • Нередко медиумами становятся люди, получившие сложные травмы головы и тела, пережившие тяжкие психические потрясения.
  • Некоторые люди от рождения обладают способностями медиатора, но не знают об этом, пока не попадут в поле зрения профессиональных экстрасенсов.
  • При помощи длительной и напряженно практики почти любой человек способен овладеть экстрасенсорными способностями.

Как все это объясняют мистики? Суть в том, что средний, ординарный человек перегружен повседневными заботами, в результате чего на восприятие потусторонних миров просто не остается энергии.

Люди, пережившие серьезные травмы и трагедии, внезапно начинают осознавать и понимать – все, чему мы так много вниманию уделяем в обыденной жизни, на самом деле не имеет особого значения.

Перестав беспокоиться о рутине, человек накапливает избыточную ментальную энергию. И тогда, по достижении критического уровня энергетики, восприятие потусторонних миров происходит само собой.

А традиционные ритуалы типа зеркал и стеклянных шаров, темных комнат – все это является лишь способом избавиться от оставшихся сомнений и блокировок разума.

Мир живых и страна мертвых

Другим символом духовного мира являлось царство мертвых - «безвестный край, откуда нет возврата земным скитальцам» {79} .

«Распространенное представление, касающееся судьбы душ покойников, - пишет известный историк и этнолог С. А. Токарев, - состоит в вере в особый мир душ („тот свет“), куда они отправляются после телесной смерти человека. Эта вера есть едва ли не у всех народов земного шара, хотя с большими различиями» {80} .

Понятия о местопребывании мира душ весьма разнообразны. Расположение страны мертвых у различных народов зависит от условий жизни, окружающего ландшафта (степь, горы, лес, море, остров), от уровня развития, от знакомства с окружающим миром, от погребальных обычаев.

У наиболее отсталых народов идеи об этом до крайности смутны: мир душ находится «где-то там» (иногда при этом указывается определенное направление) - за лесом, за рекой, за горами.

Рассказывая о представлениях австралийских аборигенов, Дж. Фрэзер пишет: «На вопрос, куда маленькое тело (т. е. душа. - Авт. ) ушло после смерти, некоторые ответили: оно ушло за кусты, другие - оно ушло в море, а третьи сказали, что не знают» {81} .

Обычно в таких случаях царство мертвых отделено от мира живых водной преградой - рекой, морем.

У приморских народов и островитян, особенно в Океании, широко распространено представление о загробном мире, находящемся где-то за морем, на острове . У народов Океании и Восточной Индонезии можно наблюдать различные оттенки идеи об островном мире душ; у одних это один из соседних островов, у других - мистический остров где-то далеко на западе. Так как островитяне Океании не знают никакой другой формы земной суши, кроме острова, то и страна мертвых рисуется им как остров; туда и идут-де души умерших. Так обстоит дело, к примеру, с полинезийскими верованиями.

Возможно, в этих верованиях отразилось влияние практики водяного погребения, особенно в ее более сложной форме - отправления трупа в лодке в открытое море: его как бы посылают в заморский мир душ. Таково, быть может, происхождение данного поверья в Меланезии, где остров душ - не мифический Далекий остров, а один из близлежащих островков.

Не следует думать, что такие представления свойственны только примитивным народам Океании или Австралии. В древности они существовали повсеместно, в том числе и в континентальной Европе, где роль «острова душ» играл «туманный Альбион» - нынешняя Великобритания, отделенная от Европы проливом. Прокопий Кесарийский, историк Готской войны (VI в.), приводит рассказ о том, как души умерших отправляются по морю к острову Бриттия .

«Вдоль побережья материка (Франции. - Авт. ) живут рыбаки, купцы и хлебопашцы. Они подданные франков, но не платят податей, потому что с незапамятных времен на них лежит тяжелая обязанность перевозить души умерших. Перевозчики каждую ночь ждут в своих хижинах условного стука в дверь и голоса невидимых существ, зовущие их на работу. Тогда люди немедленно встают с постелей, побуждаемые неведомой силой, спускаются к берегу и находят там лодки, но не свои, а чужие, совершенно готовые отправиться в путь и пустые. Перевозчики садятся в лодки, берутся за весла и видят, что от тяжести многочисленных невидимых пассажиров лодки сидят глубоко в воде, на палец от борта. Через час они достигают противоположного берега, а между тем на своих лодках им едва ли удалось бы одолеть этот путь и в целые сутки. Достигнув острова, лодки разгружаются и становятся столь легкими, что один только киль касается воды. Перевозчики никого не видят на своем пути и на берегу, но слышат голос, который называет имя, звание и родство каждого прибывшего, а если это женщина, то и звание ее мужа» {82} .

Во времена, когда значительная часть Ойкумены была уже исследована и заселена и в ней не осталось места для страны мертвых, мир душ стали помещать под землей, под водой, на небе. Сложилось представление о трех ярусах мира, в котором средний ярус составляет обычный мир - «мир живых», а два других яруса - верхний («небо») и нижний («подземное царство») принадлежат миру духов. Основное деление осталось прежним: на мир живых и царство мертвых.

Илл. 29. Мир живых и страна мертвых по представлениям жителей о-ва Калимантан, Индонезия.

«По воззрениям многих народов, вселенная состоит из трех сфер: подземного мира, мира людей и небесного мира. Сквозь это трехчастное деление явно проглядывает более древнее - двухчастное» {83} .

В Океании известно поверье о мире душ под водой : оно отмечено на Новой Каледонии, на архипелаге Бисмарка (души умерших - в реке под водой), на Маркизских островах, на Самоа и др.

Очень широко распространено у народов всех стран представление о подземном мире душ. Не исключено, что на это представление повлиял обычай зарывать покойников в землю либо хоронить их в пещерах {84} . Но были и другие корни такого поверья; в частности, указывают на связь его с вулканизмом: где есть действующие вулканы, там нередко имеется верование, что души умерших через кратер вулкана спускаются в подземный мир. Так обстоит дело, например, в Южной Меланезии.

Наконец, многие народы помещают мир душ на небо . Это представление есть, например, у некоторых австралийских племен: курнаи, вакельбура, местами и у народов Океании.

Иногда местопребывание душ умерших локализуется точнее: звезды, Млечный Путь, Солнце. Связь умерших со звездами отмечается в верованиях самых разных народов - от тех же австралийцев до народов Европы. Некоторые авторы указывают на связь идеи небесного мира душ с практикой трупосожжения: поднимающийся вверх дым от сожженного трупа символизирует подъем духа умершего на небо.

С усложнением религиозных представлений и развитием социальной дифференциации общества усложнялась и география царства мертвых. Оно стало представляться неоднородным, разделенным на различные области, предназначенные для духов различных категорий людей.

«У подавляющего большинства народов, - отмечал С. А. Токарев, - и притом даже у сравнительно отсталых, представление о местопребывании, душ умерших дифференцируется и не для всех умерших указывается одно и то же место (подобно тому как не для всех применяется и одинаковый погребальный ритуал). Мотивы, по которым одним умершим уготовано одно место в загробном мире, а другим - другое, различны. Иногда указываются моральные мотивы: дескать, добрые пойдут в какое-то светлое место, а злые - в темное <…> Различная загробная судьба связывается у многих народов и с родом смерти, и с выполнением родичами погребального ритуала, с соблюдением ими установленных обычаев и ограничений» {85} .

В развитых религиях предлагаются комбинированные варианты расположения различных частей загробного мира. Например, христианское церковное предание помещает обитель праведных душ на небе, а узилище душ грешников, где они претерпевают мучения, - в подземном мире.

Однако во всех случаях «царство мертвых» представлялось как некая параллельная реальность, населенная, в отличие от мира живых, не телесными существами, а душами (точнее - духами) умерших {86} . То есть, по большому счету, существует два мира - наш обыкновенный мир и мир загробный. «По моему мнению, он где-то вне этого мира», - поделился своим мнением живший в IV веке св. Иоанн Златоуст в беседах на послание к римлянам (31, 3–4).

А наш современник американский православный подвижник Серафим Роуз высказался более пространно. По его мнению, «эти места находятся вне „координат“ нашей пространственно-временной системы; авиалайнер не пролетает „невидимо“ через рай, а спутник Земли - через третье небо, и с помощью бурения нельзя добраться до душ, ожидающих в аду Страшного суда. Они не там, но в пространстве другого рода, начинающемся непосредственно здесь, но простирающемся как бы в другом направлении» {87} .

Таким образом, бытие представлялось расколотым на мир физический и мир духовный.

По верованиям древних греков, Смерть и Сон были братьями, сыновьями Ночи, обитающей в стране, которую солнце никогда не освещает своими лучами.

«Неподвижного сна там покои.

Не достигает туда, ни всходя, ни взойдя, ни спускаясь,

Солнце от века лучом: облака и туманы в смешенье

Там испаряет земля, там смутные сумерки вечно.

Песней своей никогда там птица дозорная с гребнем

Там ни собак, ни гусей, умом собак превзошедших.

Там ни скотина, ни зверь, ни под ветреным веяньем ветви

Звука не могут издать, людских там не слышится споров.

Полный покой там царит»,

Сообщает Овидий {88} .

Из этого можно заключить, что рассматриваемый нами параллельный мир лишен обычных жизненных проявлений, материальных свойств.

Исследователи древних культов и суеверий отмечают противоположность свойств мира мертвых и мира живых. На «том свете» все по-другому, «все наоборот» - вещь, сломанная в человеческом мире, там окажется целой, умерший здесь - живым там. К подобным же представлениям относится и образ духов, ходящих «коленками назад» {89} .

Согласно воззрениям айнов, в покна мосир (нижнем мире, где обитают умершие) все иначе , нежели на земле (айну мосир - стране айнов): люди ходят вниз головами, деревья растут вверх корнями и т. д. {90}

Тем самым подчеркивается, что в ином мире не действуют земные законы, и свойства этого мира противоположны свойствам нашего, физического мира.

Представление об инвертированности (обратности) «того света» по отношению к этому сохранили и позднейшие религии, в которых это представление было интерпретировано в духе учения о посмертном воздаянии. Вспомним хотя бы Нагорную проповедь Иисуса:

«Блаженны нищие, ибо ваше есть Царство Божие (в отличие от этого мира, принадлежащего богатым и знатным. - Авт. );

Блаженны алчущие (голодные. - Авт. ) ныне, ибо насытитесь;

Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь;

Блаженны вы, когда возненавидят вас люди (в этой жизни. - Авт. ) и когда отлучат вас, и будут поносить <…> Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах <…>.

Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили (здесь. - Авт. ) свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете (будете голодать в ином мире. - Авт. ). Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6:20–26).

Получается, что тот и этот миры зеркально противоположны, как мир и антимир. Знание об этом позволяло давать вполне практические рецепты, как обеспечить себе лучшую участь на «том свете».

В физическом мире жизнь людей краткосрочна, преходяща, ведь обитатели этого мира смертны. А в том, параллельном мире смерти нет, а есть вечное существование. Можно, конечно, постараться хорошо устроиться в этой жизни, получить от нее все удовольствия, которые она может предоставить, но все это скоро пройдет, как проходит похмелье или любовный экстаз, а потом придется целую вечность за эти кратковременные удовольствия расплачиваться, влача жалкое существование в «загробном мире». Не стоит ли пожертвовать скоропреходящими удовольствиями этой временной жизни ради вечного блаженства в той? А для этого надо намеренно лишить себя здесь того, что хочешь получить там и, напротив, подвергнуть себя тем неприятностям, которых хотел бы избежать в вечной жизни.

Продай все свое имущество и раздай деньги нищим - так ты обеспечишь себе богатство. Брось свою семью и детей - это позволит не остаться одному в той жизни и вечно жить в окружении любящих родственников. Надень на себя лохмотья, возьми нищенскую суму - и пойди побираться. Тогда ты никогда не будешь иметь нужды и всегда будешь по моде одет. Еще лучше - подцепить какую-нибудь скверную болезнь, что обеспечит тебе вечное здоровье. Если страшишься физической боли - попроси, чтобы тебя высекли или уронили что-нибудь тяжелое на ногу, на худой конец, прищеми палец дверью. Если же тебя грызет честолюбие, если втайне мечтаешь о славе и известности - ну что ж, постарайся вести образ жизни, который все осуждают, позорь свое честное имя дурными поступками, а лучше того - соверши такую подлость, чтобы сограждане прокляли тебя как предателя и изгнали из города - тогда наверняка в следующей жизни они с почетом изберут тебя своим правителем и поставят памятник при жизни.

Могут сказать, что мы утрируем, но как иначе можно понять следующие высказывания:

«Поистине, это высшее подвижничество, когда [человек] страдает от болезни. Кто знает это, приобретает высший мир» (Брихадараньяка-упанишада, V, И).

«Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, <…> получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф. 19:30).

Nemo sine cruce beatus - «Нет без креста (страданий. - Авт.) счастья» (лат. ).

Via cruces via lucis - «Крестный путь - путь спасения» (лат. ).

Некоторые раннехристианские ересиархи на основании такого рода соображений предписывали строгий аскетизм, а иногда и оскопление - в предчувствии нескончаемых веков наслаждений, другие, напротив, рекомендовали безудержный разврат и все формы преступлений, чтобы вступить в новую жизнь непоколебимыми праведниками. Трудно судить о достоверности таких свидетельств, ведь почерпнуты они из обвинительных заключений, тогда как сами еретические сочинения обычно предавались огню, зачастую вместе с их авторами.

Нас интересует другое, а именно - сходные между собой утверждения различных источников о том, что свойства параллельного мира полностью противоположны свойствам нашего мира. Отсюда мы делаем простой и очевидный вывод: если наш мир, как нам достоверно известно, материален, значит тот, другой мир, во всем противоположный нашему, - нематериален .

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Слова и вещи [Археология гуманитарных наук] автора Фуко Мишель

Из книги Символический обмен и смерть автора Бодрийар Жан

ВЫДВОРЕНИЕ МЕРТВЫХ По сравнению с дикарями, которые называли «людьми» только членов своего племени, наше определение «Человеческого» значительно шире, теперь это понятие универсальное. Собственно, именно это и называют культурой. Сегодня люди - это все люди. В

Из книги Освобожденный Эдем автора Столяров Андрей Михайлович

6. В ЦАРСТВЕ ЖИВЫХ И МЕРТВЫХ Человек - это побочный продукт любви. Станислав Ежи Лец Из темноты«Фрейдовское» разделение психики на сознание и подсознание, начавшееся, по-видимому, около двух миллионов лет назад1, можно, независимо от убеждений, религиозных или

Из книги Курс истории древней философии автора Трубецкой Николай Сергеевич

Культ героев и мертвых и религиозная психология Помимо многочисленных богов и демонов, греки чтили героев и усопших. Эпос Гомера знает только живых героев; его мертвецы суть бескровные, бессильные и бессознательные тени, подобные сновидениям и постольку не могущие

Из книги Рассуждения о религии, природе и разуме автора Ле Бовье де Фонтенель Бернар

ДИАЛОГИ МЕРТВЫХ ДРЕВНИХ И НОВЕЙШИХ ЛИЦ Анакреонт, Аристотель Аристотель. Никогда бы не поверил, что сочинитель песенок дерзнет сравнить себя со столь славным философом, как я!Анакреонт. Слишком уж большое значение придаете вы слову «философ»! Что касается меня, то я,

Из книги Боги, Герои, Мужчины. Архетипы мужественности автора Бедненко Галина Борисовна

СОЗДАНИЕ «ЖИВЫХ» МЕХАНИЗМОВ Оживление неживого - прерогатива лишь двух типов богов в разных мифологиях. Боги-ремесленники одушевляют созданный им шедевр, божества магического толка создают живое почти вообще из ничего, из того, что попалось под руку, из разных

Из книги Основы Науки думать. Кн.1. Рассуждение автора Шевцов Александр Александрович

Заключение живых рассуждений Живое рассуждение совсем не похоже на рассуждение логики. И я начинаю понимать, почему логики, чем дальше, тем меньше говорят о том, что логика - наука о рассуждении. Она действительно ушла от рассуждения к чему-то иному, скажем, к произведению

Из книги Общество риска. На пути к другому модерну автора Бек Ульрих

Солидарность живых существ В основе этой солидарности - страх. Что это за страх? Как он действует на образование тех или иных групп? На каком мировоззрении он основан? Впечатлительность и мораль, рациональность и ответственность, которые в процессе осознания рисков то

Из книги Проект Атман [Трансперсональный взгляд на человеческое развитие] автора Уилбер Кен

Тибетская книга мертвых Что?то происходило с вами еще до вашего рождения. Вы можете думать об этом в метафорическом, символическом, мифическом смысле или воспринимать это буквально - но что?то определенно происходило с вами до того, как вы родились. В этой главе я

Из книги Об учёном незнании (De docta ignorantia) автора Кузанский Николай

Глава 9 ХРИСТОС – СУДЬЯ ЖИВЫХ И МЕРТВЫХ Какой судья праведнее, чем тот, кто есть сама справедливость? Христос, вершина и начало всякого разумного творения, есть тот величайший разум (ratio), от которого всякий разум, а разум ведь и выносит различительные суждения; поэтому

Из книги Война и антивойна автора Тоффлер Элвин

Воскресший из мертвых Все эти трения расширяют и другие глобальные пропасти. Подъем религиозного фанатизма (а не только фундаментализма) заражает весь мир ненавистью и подозрительностью. Горстка исламских экстремистов рождает бредни о новом крестовом походе, когда

Из книги Постыдное удовольствие. Философские и социально-политические интерпретации массового кинематографа автора Павлов Александр В.

Из книги Проблемы жизни и смерти в Тибетской книге мертвых автора Волынская Людмила Борисовна

Почему мне близка Тибетская книга мертвых Мы все рождаемся в бессознательном состоянии и не помним своего появления на свет. Сознание и память приходят к нам постепенно. Около трех-четырех лет ребенок впервые выныривает из хаоса, из океанских волн бессознательного и

Из книги Еврейская мудрость [Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов] автора Телушкин Джозеф

Разный статус живых и мертвых Ради однодневного младенца можно нарушить Шаббат. Но ради Давида, царя Израиля, уже умершего, Шаббат не может быть нарушен. Вавилонский Талмуд, Шаббат 151б Талмуд, естественно, имеет в виду младенца, чья жизнь в

Из книги Процессуальный ум. Руководство по установлению связи с Умом Бога автора Минделл Арнольд

Глава 12 Призраки мертвых в ваших телесных симптомах Процессуальный ум помогает справляться с внутренними проблемами, телесными напряжениями и общественными конфликтами. Во всех этих областях мы рассматривали вас, ваше тело или других людей в качестве обладающих

Из книги автора

Призраки мертвых солдат Один способ узнать больше о призраках состоит в том, чтобы читать, что люди пишут или говорят о жизни перед тем, как умереть. Написанное ими продолжает жить после смерти. Например, в выпуске «Ньюсуик» за 2 апреля 2007 г. я читал статью «Голоса павших»,


Во многих религиях существует некое промежуточное состояние между миром реальным и потусторонним. Эти "промежуточные зоны" служат для самых разнообразных целей: в одних релизиях это своеобразный «зал ожидания», куда попадает человек сразу после смерти, в других – место, где происходит суд небесный. Впрочем, возможны варианты.

1. Река смерти


В нескольких религиях были описана река, разделяющая земной мир с загробным. Самой известной является, пожалуй, Стикс, о котором упоминается во многих греческих мифах. Именно в этой реке, текущей в царстве мертвых Аида, Гефест закалял меч, выкованный для Фавна. В воды Стикса погрузили Ахиллеса, чтобы сделать его неуязвимым (уязвимой осталась лишь пятка, за которую держала его мать).

Хубур - легендарная река Месопотамии. Как и Стикс, она непосредственно связана с богами, вот только о неуязвимости речь не идёт. Так же, как в и древнегреческих легендах, умерших через эту реку перевозил лодочник.

В синтоизме описывается река Санзу, через которую нужно переплыть, чтобы добраться до преисподней. Синтоисткая версия является немного более гуманной, чем греческая и месопотамская, поскольку мертвые могли вернуться на Землю на седьмой день, вместо того, чтобы окончательно уходить в загробную жизнь.

2. Хамистаган


В зороастрийской концепции Хамистаган является местом, куда попадают души тех, кто совершал в течение жизни поровну добрых и плохих поступков. В этом месте, в котором не было ни горя, ни радостей, они ждали судного дня. Хамистаган находится между центром Земли и "звездной сферой" и имеет отличительные признаки обеих областей. Хотя это не место для наказания, души, находящиеся там, страдают из-за чрезвычайно холодной или жаркой (в зависимости от конкретного место) погоды.

Существуют и различные области для тех, кто считается правоверным и нечестивым: хорошие люди, которые совершили несколько грубых ошибок, отправлялись в "хорошую" часть Хамистагана. В то же время зороастрийцы считали, что все люди в итоге будут спасены и попадут в рай.

3. Авраамово лоно


В Евангелие от Луки было описано место под названием "Авраамово лоно", куда отправилась после смерти душа нищего по имени Лазарь. Некоторые еврейские писания сравнивают Авраамово лоно с раем, но обычно христиане считают его местом, в которое попадали праведники до воскрешения Христа.

Впоследствии подземный мир был описан, как состоящий из двух частей - Геенны и Авраамового лона, которые были разделены большим заливом между ними. С одной стороны, души нечестивых людей пребывали в состоянии вечного мучения. С другой стороны находились души праведников, которые пребывали практически в райских условиях.

В Новом Завете было сказано, что Иисус якобы "сошел в ад", но точный смысл этих слов является предметом дискуссий между христианскими теологами на протяжении многих веков. Хотя многие современные христианские взгляды считают эту фразу метафорой, традиционная католическая доктрина говорит, что Иисус сошел в ад, чтобы простить праведникам, находящимся там, их первородные грехи и забрать с собой в рай.

4. Бардо


Бардо является тибетской разновидностью лимба, где души умерших в течение 49 дней лицезрели устрашающие и мирные картины. Эти изображения, которые назывались "мандалы мирных и гневных божеств", являются отображением страхов и воспоминаний умершего. Необходимо, чтобы душа в течение этого времени не поддалась страху или соблазну и осознавала иллюзорность видимых ею картин. После этого душа могла попасть в рай.

5. Барзах


Исламский барзах часто сравнивают с католическим чистилищем, но есть много различий между ними. Хотя барзах, как правило, считается границей между этим миром и потусторонним, мусульманские богословы часто спорят даже насчет самих базовых принципов этого места.

Некоторые считают, что Барзах - бесплотное место, где нет физической боли, где не нужна еда и ничто не имеет смысла. Из Барзаха души умерших могут спокойно наблюдать за всем миром, но не могут воздействовать на него. Другие считают, что пребывание в Барзах зависит от поступков человека во время жизни.

Для душ нечестивых в Барзах якобы существуют наказания, а само это место выступает в качестве своего рода прелюдии к Аду. В некоторых традициях утверждается, что живые люди могут взаимодействовать с теми, кто пребывает в Барзахе, через сны. Слово "Барзах" упоминается всего три раза в Коране и только один раз в качестве промежуточного состояния между этим миром и последующим.

6. Жизнь перед глазами


Те, кто стоял на пороге смерти, часто утверждают, что вся жизнь пронеслась перед их глазами буквально за мгновение. Иногда это была вся жизнь от начала до конца, другие же видели несколько избранных моментов. Некоторые утверждают, что общались в это время с умершими членами семьи или некими небесными светящимися существами. Исследования показали, что примерно 25 процентов людей видят свою прошлую жизнь. Люди, перенесшие клиническую смерть, также часто сообщали о полете через туннель, в конце которого горит свет, либо о неком существовании в пустоте.

7. Саммерленд


Саммерленд часто называют "викканскими Небесами", хотя это место на самом деле больше похоже на некое промежуточное, подвешенное состояние. Это место, куда мертвые приходят, чтобы отдохнуть и подумать о своей жизни до своего следующего перевоплощения. Так как Викка является децентрализованной религией, специфика Саммерленда может отличаться в разных трактовках.

Некоторые считают, что предыдущий опыт души повлияет на ее следующую инкарнацию. Например, если кто-то плохо относился к окружающим, то в следующей жизни его ждёт точно такое же отношение. Есть мнение, что следующее перевоплощение человека - это событие, которое можно запланировать. Якобы бессмертная душа узнает с каждым воплощением все больше, пока не узнает достаточно, чтобы выйти на уровень высшего существования. После того, как душа достигнет этого пика существования, она останавливается в цикле перерождения и остается в Саммерленде.

8. Духовный мир и духовная тюрьма


Мормонский Духовный мир - это место, куда попадают праведные души в ожидании дня воскрешения. Взаимоотношения и желания душ ничем не отличаются от желаний людей на Земле. Души имеют ту же форму, что и смертные, но их дух и тело совершенны, поскольку мормоны верят, что все души были взрослыми, прежде чем родились в этом мире.

Мормоны утверждают, что Церковь мормонов в духовном мире организована точно так же, как и на Земле. Священники исполняют там те же задачи, даже после своей физической смерти. В то время как Духовный мир предназначен для праведников, в Духовную тюрьму попадают грешники, которые не верили в Иисуса на Земле.

9. Лимбо для младенцев


Вопрос о том, куда после смерти попадают некрещеные младенцы, очень волновал древнюю католическую церковь, поскольку в Новом Завете не сказано ни слова по этому поводу. Церковь верит в то, что первородный грех отделяет человека от Бога, а также что крещение необходимо для допуска на небо. Тем не менее, дети не являются злыми и их, естественно, нельзя отправлять в ад. В ответ было предложено несколько теорий.

Одной из них является "Лимбо для младенцев" - преддверие ада, где дети будут находиться не под опекой Бога, но не понесут никакого наказания. Смысл состоит в том, что дети не были греховны и не заслуживают наказания, но при этом они не достойны попасть на небеса. Современные католики заявляют, что Бог должен спасти некрещеных младенцев и забрать их с собой в рай.

10. Зал двух Истин


В древнеегипетской религии, прежде чем душа возносилась в Царство Небесное, она попадала в Зал двух Истин. Там она исповедовалась во всевозможных грехах по 42 разным пунктам, после чего ее оценивала богиня правосудия и истины Маат. Грехи и благие поступки взвешивали на специальных весах. Если душа признавалась "чистой", то она попадала на Поле тростника, где не было болезней, разочарования и смерти и жила так, как ей хотелось во время смертного существования. "Черные" души не попадали в ад, которого попросту не было у древних египтян. Такие души бросали в бездну, где их пожирали крокодилы.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: