Развитие психологии в эпоху античности пифагор кратко. История античной психологии. Причины зарождения рациональных научных идей о психике в период античности

5. Используемые историей психологии методы познания связаны со спецификой ее предмета. Каким образом история становления психологической мысли определяет используемые для ее познания методы? Охарактеризуйте основные методы психолого-исторического исследования. В структуре методологии любой науки (и история психологии здесь не исключение) существенное и значимое место занимают методы организации исследований, сбора и интерпретации теоретических и эмпирических данных все методы историко-психологического исследования предназначены для получения и освоения новых знаний и их синтеза, достижения интеграции разрозненных структурных компонентов истории психологии (концептуально-теоретические идеи, научное наследие ученого, достижения научных школ, результаты и логика развития отраслей и проблематики психологии и т.д.) в единую общенаучную картину развития психологического познания. можно выделить следующие самостоятельные методы историко-психологического исследования: методы планирования историко-психологического исследования (организационные методы) - структурно-аналитический, сравнительно-сопоставительный (синхронистический), генетический; методы сбора и интерпретации фактологического материала (как теоретического, так и эмпирического) - категориально-понятийный анализ, анализ продуктов деятельности; метод исторической реконструкции (моделирования), проблемологический анализ; метод библиометрического анализа, тематический анализ; метод источниковедческого анализа; биографический метод; метод интервью. При этом необходимо отметить, что каждый из указанных методов, во-первых могут выступать как реализация различных методов, во-вторых, - имеет сферу своего преимущественного использования. Структурно-аналитический метод предполагает в качестве целевой задачи исследования изучение строения психологического знания и ориентирован на выявление как его структурных элементов и иерархических уровней, так и их взаимосвязей. Сравнительно-сопоставительный метод, иногда называемый синхронистическим, направлен на фиксацию разнородных событий истории психологии, иногда пространственно отдаленных, но совпадающих во времени, т.е. связанных одновременностью их осуществления Генетический метод, в отличие от двух предыдущих методов, ориентированных на получение статичной картины психологического знания, наоборот, имеет основной задачей выявление динамики, этапов, стадий трансформации психологического знания в контексте конкретного предмета историко-психологического исследования Методы сбора и интерпретации фактологических данных в историко-психологических исследованиях отличаются своим многообразием и не всегда четкой технологической операционализацией. Тем не менее каждый из них раскрывает, в меру своей разработанности более или менее полно и обоснованно, определенный аспект истории психологии. Метод анализа категориально-понятийного аппарата психологической науки направлен на выявление особенностей понимания и трактовки конкретного понятия или термина в какой-либо хронологический период или в трудах разного периода одного и того ученого. Данный метод имеет в своей основе предположение, что именно категории и понятия в концентрированном виде отражают всю совокупность научных знаний исследуемого объекта Метод анализа продуктов деятельности состоит в изучении продуктов научной деятельности ученого или научных коллективов, включая в том числе как изданные, опубликованные работы, так и неопубликованные Метод исторической реконструкции является одним из вероятностных методов в познании истории психологии. В основе его использования лежит идея о возможности воссоздания целостной картины какого-либо процесса, явления, ситуации или периода путем детального и комплексного анализа частных составляющих этого целого. Пересечение результатов изучения этих частных составляющих приводит к получению новых, ранее неизвестных характеристик исследуемой реальности. Проблемологический анализ является одним из качественных методов в изучении динамики психологического знания и опирается на признание проблемы в качестве системообразующего фактора научного познания.Данный метод ориентирован на выявление предпосылок возникновения проблемы, анализ процесса ее осознания и формулировки, исследование путей и вариантов ее разрешения. Метод источниковедческого анализа направлен на изучение документальной основы историко-психологических исследований. В его основе лежит идея о том, что любой исторический факт, лишенный пространственно-временных координат и вырванный тем самым из своих структурно-генетических связей, не только теряет свой исторический характер, но вообще перестает существовать как факт. При использовании данного метода в конкретных историко-психологических исследованиях, как правило, наиболее широкое распространение получает комплексная методика интерпретации и критики источника (включающая в себя: точную датировку, установление подлинности источника; пространственную локализацию исторических фактов и событий упоминаемых в нем; идентификацию авторства и лиц, упоминаемых в источнике; установление тождественности используемой в нем лексики с современным языком, выявление логических и содержательных связей между положениями источника и другими данными и сведениями на эту тему и т.д.). Особое значение данный метод приобретает при работе с архивными и неопубликованными источниками по истории психологии. Тематический анализ, выступая как один из методов наукометрического анализа, является одновременно качественно-количественным методом. Он состоит в исследовании динамики различных структурных компонентов науки (научная отрасль, направление или проблема) или творчества отдельного ученого на основе квантифицирования единого массива данных, характеризующих объект изучения, на фиксированные содержательно-единые темы или тематические разделы. В дальнейшем осуществляется их качественный (формулировка тем, их смысловая нагрузка, представленность и сочетание тех или иных понятий в теме и т.д.) и количественный анализ (в первую очередь на основе вычисления математико-статистических показателей, отражающих трансформацию тем). Библиометрический метод (как один из методов наукометрического анализа) в историко-психологических исследованиях предполагает количественное изучение информационных, документальных потоков в области психологии и построен на анализе библиографических данных публикаций (заглавие, автор, название журнала и т.д.) и анализе цитирования в виде отдельных статистических методик. Применение библиометрического метода возможно в двух направлениях: 1) когда прослеживается динамика отдельных объектов психологической науки (количество публикаций, перечень их авторов и распределение по регионам или рубрикаторам научных журналов и т.п.) и ставится задача получения совокупности количественных характеристик для оценки того или иного события или явления в психологии (в том числе о продуктивности ученого, научной эффективности или динамике исследуемых объектов: ученых, научных коллективов, отдельных публикаций или научных направлений); 2) когда выявляются связи, зависимости, корреляции между объектами в целях определения структурной (качественной) картины состояния психологической науки или ее отраслей в конкретный период. Библиометрический метод реализуется в форме методики библиографического сочетания, направленного на выявление взаимосвязи между двумя публикациями по числу общих цитируемых работ, и методики коцитирования, основанной на изучении связи между публикациями по общим цитируемым работам. Иногда показатели, вычисляемые с помощью данных методик, называют обобщенно как индексы-цитирования. Биографический метод в историко-психологических исследованиях состоит в воссоздании полной и достоверной картины всех этапов жизненного и творческого пути ученого на основе анализа максимально широкого и доступного числа источников. Особенно широкое применение этот метод получил в исследованиях в рамках так называемой "персонализированной истории психологии", руководящей идеей которой является рассмотрение генезиса психологического знания через призму творчества отдельных ученых. Безусловно, характеризуя совокупность методов и методик историко-психологического исследования, необходимо иметь в виду тот факт, что в конкретной работе, как правило, используется определенная совокупность этих методов. Это позволяет существенным образом уменьшить степень субъективизма историка психологии при интерпретации или оценке им тех или иных фактов становления и развития психологического знания.
  • 2.1. Причины зарождения рациональных научных идей о психике в период античности
  • 2.1.1. Особенности мифологического мышления
  • 2.1.2. Особенности философского рационального мировоззрения и причины возникновения научных идей о психике в период античности
  • 2.2. Основные этапы развития античной психологической мысли
  • 2.2.1. "Протофилософский" этап развития античной психологии
  • 2.2.2. Античная натурфилософская психологическая мысль
  • 2.2.3. Учение Сократа - поворотный пункт в развитии античной психологической мысли
  • 2.2.4. Учение Платона - истоки объективно-идеалистического подхода в психологии
  • 2.2.5. Монистическое учение о душе Аристотеля
  • 2.2.6. Эллинистическая психологическая мысль
  • Тема 3. Развитие психологической мысли периода средневековья
  • 3.1. Хронологические рамки и особенности культуры средневековья
  • 3.2.2. Основные положения христианской антропологии
  • 3.2.3. Основные течения философско-психологической мысли средневековья
  • Тема 4. "арабо-язычная средневековая психологическая мысль"
  • 4.1. Культура арабо-язычных народов в период Средневековья
  • 4.2. Антропологическая мысль в господствующих идейных течениях арабо-язычной культуры Средневековья
  • 4.3. Общие идейно-теоретические основы арабоязычной перипатетики
  • Тема 5. Психологическая мысль периода возрождения (конец XV - начало XVII вв.)
  • 5.1.5. Культура Возрождения - почва возникновения гуманистических идей о человеке
  • 5.2.2. Сфера педагогических воззрений как область развития гуманистических идей о человеке
  • 5.3. Развитие сенсуалистических идей
  • Тема 6. Философско-психологическая мысль нового времени
  • 6.1.3. Развитие философии и научной мысли как предпосылка становления культуры и мировоззрения Нового времени; основные черты науки Нового времени
  • Тема 7. "психологическая мысль XVIII века"
  • 7.1. Социально-экономические идеологические предпосылки развития европейской психологической мысли XVIII века
  • 7.2. Развитие философско-психологической мысли Англии
  • 7.3. Развитие французской философско-психологической мысли
  • 7.5. Психологическая мысль России XVIII в.
  • Тема 8. Развитие психологии в романтический период (первая половина XIX в.)
  • 8.3. Достижения в области физиологии, оказавшие влияние на развитие психологического знания
  • Тема 9. Предпосылки формирования и оформление психологии как самостоятельной науки (вторая половина XIX в.)
  • 9.1. Общая характеристика состояния общественного развития и состояния научного знания в середине и второй половине XIX века
  • 9.3. Предпосылки формирования научной психологии в различных областях знания
  • 9.4. Формирование и развитие экспериментальных разделов и прикладных областей психологии
  • 9.4.2. Создание экспериментальной психофизиологии
  • 9.5. Оформление психологии как самостоятельной области научного знания
  • Тема 10. Программа развития психологии как научной дисциплины
  • 10.2. Программа психологии как учения о совершении психических деятельностей на рефлекторной основе и.М. Сеченова
  • 10.3. Программа психологии как науки о внешних (культурных) проявлениях человеческого духа к.Д. Кавелина
  • 10.4. Программа психологии как учения об интенциональных актах сознания ф. Брентано
  • 10.5. Программа психологии как науки об эволюционных связях между сознанием и внешней средой г. Спенсера
  • Тема 11. Период "открытого кризиса" в психологии и основные направления развития психологии в начале хх в.
  • 11.1. Общая характеристика ситуации в обществе, науке и психологии в начале XX столетия
  • 11.2. Периодизация кризиса в психологии
  • 11.3. Основные научные школы в психологии периода кризиса в психологии
  • 11.3.1. Бихевиоризм
  • 11.3.2. Классический психоанализ
  • 11.3.3. Французская социологическая школа
  • 11.3.4. Описательная (понимающая) психология
  • Тема 12. Российская психология в начале хх века (предреволюционный период)
  • 12.3.1. Общая характеристика научных направлений
  • 12.3.2. Экспериментальная психология
  • 12.3.3. Эмпирическая психология
  • 12.3.4. Русская богословская психология
  • Тема 13. Развитие психологии в россии в 20-30-е годы XX в.
  • 13.2.1.Развитие советской психотехники
  • 13.2.2. Развитие советской педологии
  • Тема 2. Психологические воззрения в античную эпоху

    2.1. Причины зарождения рациональных научных идей о психике в период античности

    2.2. Основные этапы развития античной психологической мысли

    2.1. Причины зарождения рациональных научных идей о психике в период античности

    Хронологические рамки античной психологии - XVI в. до н.э. - IV в. н.э. Это время становления, расцвета и упадка греко-римской цивилизации. Именно в этот период зарождаются и оформляются рациональные научные знания о психике, ростки которых появляются уже в рамках древневосточной культуры. Труды греческих мыслителей знаменуют подлинную революцию в научном мировоззрении: была опровергнута мифологическая картина мира и ей противопоставлен рационалистический, научный взгляд на окружающую действительность - природу, человека, его внутренний психический мир. И хотя основным понятием, отражающим психические явления, остается понятие "душа", зародившееся в глубокой древности и уходящее своими корнями к самым истокам человеческой цивилизации, но существенно преобразуется его содержание, предпринимаются попытку его рационалистического объяснения.

    2.1.1. Особенности мифологического мышления

    Основной чертой мифологического миропонимания выступал антропоморфизм, или перенесение человеком своих свойств и характеристик на окружающий мир (по выражению К. Юнга, проецирование человеком себя вовне). По аналогии с собой как исходной точкой мироздания человеком объяснялись все природные и космические явления, весь мир живой и неживой природы и даже создаваемые его воображением божественные существа. Подобные воззрения объяснялись низким уровнем развития познания, крайне смутными представлениями людей об окружающей их действительности, страхом перед непонятными и грозными силами мира и стремлением дать им какое-либо доступное сознанию человека того времени объяснение. Из антропоморфизма как основной черты мифологического мировоззрения вытекали и такие его характеристики, как гилозоизм (от греч. слов, означающих "материя" и "жизнь"), состоящий в "оживотворении" окружающей действительности, когда весь мир, космос рассматривался как изначально живой, границы между живым, неживым и психическим не проводилось; и анимизм (от лат. "анима" - "душа", "дух") - "одухотворение" окружающего мира, утверждение, что за всеми явлениями реальности (живыми и неживыми) скрывается сонм духов (душ), определяющих их бытие и функционирование.

    2.1.2. Особенности философского рационального мировоззрения и причины возникновения научных идей о психике в период античности

    Пришедшее на смену мифологическим воззрениям философское научное мышление, или "мыслящее, рациональное мировоззрение", характеризуется иными чертами:

      Поиск генетического начала мира дополняется попытками найти его субстрат, субстанцию.

      Происходит деантропоморфизация, демифологизация окружающего мира, природы, космоса.

      Ставится задача не просто описать, но и объяснить душу и ее функции.

      На смену вере и образно-ассоциативным процессам как главным инструментам мифологического познания приходит стремление дать логическое обоснование и доказательство выдвигаемых положений.

    Возникновению этого нового типа мышления соответствовали качественные изменения в психическом мире человека, происходящие, согласно К. Ясперсу, в VIII-III вв. до н.э. - на этапе исторического развития, названном им "осевым временем" и определяемом как переход от мифологического, архаического человека к человеку такого типа, "который сохранился и по сей день" (Ясперс К., 1987. С. 32) На этой стадии исторического развития происходит переход от "человека религиозного", архаического к человеку "политическому" и рассудочному. Достигнутый к этому моменту уровень эволюции психики позволяет человеку осознавать "бытие в целом, самого себя и свои границы…

    Кроме вышеназванных преобразований в психической сфере человека, можно выделить еще ряд факторов, определивших зарождение научных рациональных психологических воззрений в период античности:

      Развитие социально-экономического и политического строя древней Греции как важного стимула возникновения рационального знания (быстрый подъем производства, сельского хозяйства, базирующихся на рабском труде; рост торговли и связей с внешним миром; появление крупных городов-полисов как центров общественной жизни, в ряде которых утверждается демократический строй).

      Расцвет культуры - поэзии, музыки, архитектуры, литературы (Гомер, Гесиод, Архилох и др.).

      Изучение, осмысление и творческая переработка психологических идей, накопленных в древневосточном мире.

      Относительная антирелигиозность античной культуры и отсутствие религиозных запретов как основа свободного развития научной мысли (Олимпийские боги царствуют, но они не всесильны; они не устрашают человека, а являются эталонами, которым люди следуют, предметом восхищения и подражания; боги близки людям, они общаются с людьми, участвуют в их жизни, представляя собой, по сути, облагороженных, "улучшенных" людей, отличающихся от других только бессмертностью). Попадая на почву антирелигиозной античной культуры, древневосточные психологические мифологические идеи обретали рациональное звучание.

      Возникновение науки как сферы общественного сознания с ее критериями и требованиями познания и изложения материала (доказательность, логичность, систематизированность), а также связанной с этим тенденции рассмотрения человека и его души не в русле мифологических традиций, а на основе объективных данных (математических, медицинских, анатомо-физиологических, биологических).

    Психологическая мысль античности, развивающаяся на почве указанных инноваций в социально-культурной и психологической сферах, в целом приобретает глубоко рациональный характер. Люди, обретшие способность мыслить, объяснить рационально все то, что ранее было необъяснимым, пугало, наполняло их жизнь непознаваемостью, возвеличили и воспели разум, возвели его на пьедестал. Утверждается, что богоподобие человека определяется развитием его умственных способностей (Зенон, Хризипп, Панетий), что ум - высшая божественная часть души (Платон, Аристотель), принцип организации человека (Анаксагор), источник его развития и совершенствования (Гераклит, Сократ, Платон), очищения души (Платон), что рациональное познание - единственно истинное (Демокрит, Платон). Сам Бог рассматривается как ум (Фалес) или нус (Анаксагор), как Логос (Гераклит). Вражда и любовь выступали как источники возникновения мира (Эмпедокл).

    "

    Характерной чертой психологических знаний и концепций античности является их материалистичность. Границы между живым, неживым и психическим не проводились. Все рассматривалось как порождение единой первичной материи. Так, по мнению древнегреческого мудреца Фалеса Милетского (625-547 гг. до н.э.), магнит притягивает металл, женщина притягивает мужчину, потому, что магнит, как и женщина, обладает душой. Основой всего Фалес Милетский считал воду - аморфное, текущее сосредоточение материи. Все остальное возникает путем "сгущения" или "разрежения" этой первоматерии.

    У Анаксимандра (611-546 гг. до н.э.) первоначало и основой всего выступает беспредельное, неопределенное в пространстве и во времени - апейрон. Анаксимандр считал живой всю материю.

    Анаксимен (585-524 гг. до н.э.) началом всего считал воздух. Разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры - тучи -воду - землю - камни. Душу, Анаксимен тоже считал состоящей из воздуха.

    Фалес, Анаксимандр, Анаксимен считали нераздельными душу и природу. Соглашался с этим и Гераклит. Гераклит (540-480 гг. до н.э) рассматривал универсум (космос) как вечно изменяющийся (живой) огонь, а душу как его искру. Им впервые была высказана мысль о возможном изменении и закономерном развитии всего сущего, в том числе и души. Развитие души, по Гераклиту, происходит через себя. Термин "Логос", введенный Гераклитом, для него обозначал Закон, по которому "все течет", придает вселенскому ходу вещей, сотканному из противоречий и катаклизмов, гармонию. Гераклит считал, что ход вещей зависит от Закона, а не от произвола богов.

    Афинский философ Анаксагор искал начало, благодаря которому из беспорядочного скопления и движения мельчайших частиц возникают целостные вещи, из хаоса - организованный мир. Он признал таким началом разум; от того, какова степень его представленности в различных телах, зависит их совершенство.

    В VI в. до н.э. возникло первое идеалистическое учение - пифагорейство. Пифагор (582-500 гг. до н.э.) и его последователи занимались исследованием взаимоотношений чисел, они абсолютизировали числа, возвели их в ранг сущности всего. Числа понимались как самостоятельно существующие объекты, а идеальное существующее число - 10. В учениях Пифагора душа, представлялась состоящей из трех частей - разумной, мужественной и алчущей. Также Пифагор считал душу бессмертной, вечно странствующей по телам животных и растений.

    В V-IV вв. до н.э. в теориях Левкиппа и Демокрита (460-370 до н.э.) возникла идея атомов, мельчайших, невидимых миру частиц, из которых и состоит все окружающее. Атом - неделимая величина, обладающая размерами и тяжестью. Атомы движутся в бесконечной пустоте, при этом сталкиваются друг с другом, благодаря этому соединяются, из этого возникает все то, что мы видим. Душа - совокупность наимельчайших атомов огня, имеющих идеальную шаровидную форму и обладающих самой большой подвижностью. Душа смертна и погибает вместе с телом - рассеивается после смерти человека. Демокрит принял пифагорейское деление души на три части и считал, что разумная часть помещается в голове, мужественная - в груди, а алчущая (жаждущая чувственного вожделения) - в печени.

    Гиппократ (460 - 377 гг. до н. э.) построил учение о темпераментах. Нарушение здоровья Гиппократ соотносил с дисбалансом различных "соков", присутствующих в организме. Соотношение этих пропорций Гиппократ назвал темпераментом. Названия четырех темпераментов дошли до наших дней: сангвинический (преобладает кровь), холерический (преобладает желтая желчь), меланхолический (преобладает черная желчь), флегматический (преобладает слизь). Тем самым Гиппократ положил начало научной типологии, без которой не возникли бы современные учения об индивидуальных различиях между людьми. Источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма. Душевные качества ставились в зависимость от телесных.

    Аристотель (384-322 гг.до н.э.) внес огромный вклад в развитие психологии. Он установил два из четырех законов мышления традиционной логики. Интересны положения Аристотеля о душе. Он считал, что душой может обладать только естественное, а не искусственное тело. Аристотель различал три вида души: растительную, принадлежащую растениям (критерий выделения последних - способность к питанию); животную, принадлежащую животным (критерий их выделения - способность к осязанию) и высшую, человеческую (критерий выделения - способность к рассуждению и размышлению). К обладателям высшей души философ относил людей и бога. Бог обладает лишь разумной душой, а человек еще растительной и животной. Аристотель отвергал учение о переселении душ, но считал, что в душе есть часть, не возникающая и не подлежащая гибели. Эта часть - ум. За исключением ума, все остальные части души подлежат разрушению так же, как и тело. Объясняя закономерности развития характера, Аристотель утверждал, что человек становится тем, что он есть, совершая те или иные поступки. источником знания, а организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела, душа не может существовать без тела и не является телом. Он утверждал, что конечный результат процесса (цель) заранее воздействует на его ход; психическая жизнь в данный момент зависит не только от прошлого, но и желаемого будущего.

    В IV вв. до н.э. появляются первые научные концепции психики, в которых она рассматривалась, прежде всего, как источник активности тела. Также в этот период, на основе медицинского опыта, возникло предположение, что органом психики является мозг. Впервые эту мысль высказал Алкмеон, а впоследствии ее разделял Гиппократ. В это же время возникли и первые теории познания, в которых преимущество отдавалось эмпирическому знанию. Эмоции рассматривались в качестве основного регулятора поведения. Главное, что уже в этот период были сформулированы ведущие проблемы психологии: в чем заключаются функции души, каково ее содержание, как происходит познание мира, что является регулятором поведения, есть ли у человека свобода этой регуляции.

    Таким образом, воззрения на душу, ее природу и составляющие были разнообразны. Однако важнейшей функцией души психологи античности называли познание мира. Сначала в процессе познания выделялось всего две ступени - ощущение (восприятие) и мышление. При этом для психологов того времени не существовало разницы между ощущением и восприятием, выделение отдельных качеств предмета и его образа в целом считалось единым процессом. Постепенно изучение процесса познания мира становилось все более значимым для психологов, а в самом процессе познания выделялось уже несколько этапов. Платон впервые выделил память как отдельный психический процесс, подчеркнув ее значение как хранилища всех наших знаний. Аристотель выделил еще и такие познавательные процессы, как воображение и речь. Таким образом, к концу античного периода представления о структуре процесса познания были близки к современным, хотя мнения о содержании этих процессов, конечно, существенно различались. В это время ученые впервые стали задумываться над тем, как же происходит построение образа мира, какой процесс - ощущение или разум - является ведущим и насколько построенная человеком картина мира совпадает с реальной. Иначе говоря, многие вопросы, которые и сегодня остаются ведущими для психологии, были поставлены именно в то время.

    Семинар № 2

    История психологии для бакалавров 1 курс

    Вопрос 2. Изменение представлений о предмете психологии в истории психологической науки.

    Основная задача истории психологии заключается в том, чтобы через анализ прошлого психологии правильно определить ее современное состояние и прогнозировать ее будущее.

    Этапы развития психологии .

    В своем развитии психология прошла несколько этапов.

    1. Донаучный период (до VII – VI вв. до н. э.) В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).

    Душа рассматривалась без раскрытия ее конкретного содержания и функций. Складывалось лишь общее представление об охранительной и активной роли души.

    2. Философский период (VII – VIвв. до н. э. – конец XVIII – начало XIXв.). Психология в этот период развивалась в рамках философии, поэтому он получил условное название философского периода. Философский период охватывает следующие вехи:

    Античная психология рассматривала душу как источник активности тела, обладающую функциями познания и регуляции поведения.

    (Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций, Платон, Аристотель, Сократ).

    Психология Средневековья (I – XVвв.) І – ІІ вв. новой эры – начало разложения рабовладельческого общества. В І в. христианство признается государственной религией, а к IV в. границы ее влияния выходят далеко за пределы Рима.

    Развитие психологии в эпоху Возрождения (XV – XVII вв.). Период возрождения был временем возвращения важнейших принципов античной науки, отхода от догматов. Эти века остались в истории временем взлета искусства, прежде всего итальянской живописи и скульптуры. В меньшей степени в тот момент изучались проблемы психики

    Психология Нового времени (XVI – XVIII вв.). Интенсивное развитие капиталистических отношений повлекло за собой бурный расцвет многих наук. Успехи и достижения механики и естествознания имели большое научное, практическое и идеологическое значение.



    (Р. Декарт, Спиноза, Гоббс, Лейбниц).

    Психология Просвещения (конец XVIII – середина XIX в.).

    Ассоцианистическая психология.

    Термин «ассоциация «, понимаемый как сочетание идей, был введен в науку Д. Локком. В Англии идеи Д. Локка развивали передовые мыслители этого времени: Д.Толанд (1670 – 1721), Д. Гартли (1704 – 1757) и Дж. Пристли (1733 – 1804).

    Психология XIX в. (середина XIX в.).

    Экспериментальная психология (серединаXIX – начало XXв.). Зарождение экспериментальной психологии по праву связывают с именем немецкого ученого В. Вундта (1832 – 1920). Став в 1875 году профессором философии в Лейпциге, Вундт в 1879 году создал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, преобразованную впоследствии в институт. Психологию Вундт рассматривал как науку, которая помогает понять внутреннюю жизнь человека и, исходя из этого, управлять ею.

    3. Развитие психологии как самостоятельной научной дисциплины (серединаXIX – начало XXI в).

    Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы (10 –30-е годы XXв.).

    В этот период в психологии возникает кризисная ситуация. Причин было несколько: отрыв психологии от практики, невозможность объяснить ряд проблем самой психологии. Попытки преодоления кризиса привели к развитию новых направлений в психологии. Наибольшую известность получили три направления: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ.

    Дальнейшее развитие психологических школ. (40 – 60-е годы XXв.).

    В этот период появляются новые направления, для которых предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (генетическая, когнитивная). Этот период характеризуется совершенствованием методов исследования (новых методов изучения интеллекта, в том числе и искусственного). Получили дальнейшее развитие теоретические концепции в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий.

    Современная психология (60-е годы – начало XXI в.).

    В этот период совершенствуются методы экспериментального исследования психики, появляются разнообразные диагностические методики, появляются тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ.


    Вопрос 41. Психология в эпоху античности.

    Представления о душе философов Милетской школы. VII-VI вв. до новой эры представляют собой период разложения первобытного об­щества и перехода к рабовла­дельческому строю. Коренные изменения в общественном укладе жизни привели к существен­ным изменениям в области мышления. Эти изменения зак­лючались в переходе от религиозно-мифологических представлений о мире к зарождению научных знаний.

    Первыми ведущими центрами древнегреческой культуры и науки наряду с другими явились города Милет и Эфес. Названия этих городов носили и первые воз­никшие философские школы. Обычно начало научного миросозерцания связывают с Милетской школой, сущест­вовавшей в VII-VI вв. до н.э. Ее представителями были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

    Фалес (624-547 гг. до н.э.) в качестве первоосновы сущего указывал воду. Поскольку из воды происходит и твердое и газообраз­ное, то, по Фалесу, разумно допустить, что вода и есть первооснова всего сущего и что все окружающее пред­ставляет собой различные переходные состояния этой первоосновы. Душа есть также особое состояние воды. Существенной характеристикой души является способ­ность придавать телам движение, она есть то, что зас­тавляет двигаться. Эта способность придавать вещам движение присуща всему. Душа приписывалась, напри­мер, и магниту и янтарю, поскольку те обладают притя­гательной силой.

    Понимание природы души Гераклитом (530-470 гг. до н.э.). Душа - это особое переходное состояние огненного начала в организме, которому Гераклитом дано название “психея”. Следует подчеркнуть, что введенное Геракли­том название для обозначения психической реальности было первым собственно психологическим термином. На его основе в 1590 г. Гоклениусом будет предложен тер­мин “психология”, который, начиная с работ Х.Вольфа “Эмпирическая психология” (1732) и “Рациональная пси­хология” (1734) станет общеупотребительным для обозна­чения науки, изучающей психику человека.

    Естественнонауч­ные представления Ал­кмеона. Вопросы о природе души, ее внешней обусловленности и телесных основаниях, стави­лись в древнее время не только философами, но также представителями медицины.. Из древ­них особо выделяется крупнейший врач и философ ан­тичной эпохи Алкмеон (VI-V вв. до н.э.), известный в ис­тории психологии как основатель принципа нервизма. Он первым связал психику с работой головного мозга и не­рвной системы в целом.

    Практика сечения трупов в научных целях позволила Алкмеону дать первое систематическое описание общего строения тела и предполагаемых функций организма. При изучении отдельных систем организма, в том числе мозга и нервной системы, Алкмеон обнаружил наличие проводни­ков, идущих от мозга к органам чувств. Им было установ­лено, что мозг, органы чувств и открытые им проводники имеются как у человека, так и у животных, а стало быть, и тем и другим должны быть свойственны переживания, ощу­щения и восприятия.

    Гиппократ и его учение о темпераменте. Круп­ный древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.). Подобно Эмпедоклу, Гиппократ полагал, что мир обра­зуется из четырех стихий.

    Вариации в пропорции стихий у отдельных людей, ле­жат в основе различий между людьми по их конституциональным особенностям, общей активности и подвижно­сти, душевным способностям, склонностям и характеру. Непосредственно эти различия связывались Гиппократом с имеющимися в организме четырьмя видами жидкости (кровь, слизь, желтая и черная желчь), в которых в раз­ной мере представлены основные четыре стихии. Степень преобладания какой-либо из названных жидкостей в их смеси и обусловливает основные четыре типа людей - сан­гвиники, холерики, флегматики и меланхолики.

    Выделением четырех типов темперамента и харак­тера Гиппократ вошел в историю психологии как осново­положник дифференциально-психологического подхода к изучению людей.

    Философско-психологическая система Сократа – Платона. Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) полагал, что природа и сам человек даны от бога, и потому философам нет необходимости вмешиваться в его творения. Истинное предназначение философии должно заключаться в раскрытии того, как людям следует жить, чем руководствоваться в повседневной жизни и как оказывать воздействие на других.

    В более развернутом виде идеи Сократа были представлены в работах его ученика и последователя Платона (427 – 347 гг. до н.э.).

    Все сущее состоит, по Платону, из трех сторон: бы­тия, чувственного мира и небытия. Бытие составляет мир идей. Небытие-это материальный мир, созданный богом из четырех стихий - воды, земли, воздуха и огня. Мир чувственных вещей представляет собой результат проник­новения бытия в небытие, поскольку все конкретные вещи, с одной стороны, причастны к идее, ибо они есть иска­женные подобия или тени идей, с другой - вещи прича­стны к небытию или материи, ибо они ею наполнены. Таким образом, чувственно постигаемое есть объединение телесного со своим эталоном, которым являются идеи.

    Наивыс­шей идеей является идея блага. Высшая идея блага состав­ляет мировую душу. Поскольку же все в мире противоре­чиво и противоположно, то Платоном вводится вторая мировая душа зла. Эти две верховные души и дают нача­ло всему. Кроме них, существуют, по Платону, души звезд, планет, людей, животных и т.д. Мировая душа придает движение и активность космосу. Аналогичную роль вы­полняют души отдельных тел, живых существ, включая и человека. Каждая из названных душ призвана властво­вать и управлять телом. Таким образом, Платон припи­сывал душам активную функцию.

    Душа человека не зависят от тела. Она существует до рождения, и после смерти отдельного телесного орга­низма: она может переселяться из одного тела в другое.

    Тело человека является для души лишь временным при­станищем. Основное же ее место пребывания в божествен­ных высотах, где она обретает покой и отдых от телесных страстей и приобщается к миру идей.

    У человека Платон выделял два уровня души - высший и низший. Высший уровень представлен разумной частью души. Она бессмертна, бестелесна, явля­ется основой мудрости и несет управляющую функцию по отношению к низшей душе и ко всему телу. Временным пристанищем разумной души является головной мозг.

    Низшая душа, в свою очередь, представлена двумя частями или уровнями - низшая благородная часть души и низшая вожделеющая душа. Благородная или пылкая душа включает в себя область аффективных состояний и стремлений. С ней связаны воля, мужество, храбрость, бесстрашие и т.п. Она всецело дей­ствует по велению разумной части души. Пылкой душе свойственна более тесная связь с телом; помещается она в области сердца. Вожделеющая или низшая душа в собственном смысле слова включает сферу потребностей, влечений и страстей. Эта часть души требует управления со стороны разумной и благородной души. Локализована вожделею­щая душа в печени.

    1. Причины расцвета античной психологии

    2. Первые психологические теории античности (VI – IV вв.до н.э.)

    3. Ведущие психологические теории классического периода античности (IV – II вв.до н.э.)

    4. Психологические идеи периода эллинизма

    5. Итоги развития психологии в период античности

    1. Причины расцвета античной психологии

    Среди главных причин появления и систематизации первых научных концепций, исследующих сущность психического, отмечают следующие:

    1) Для расцвета греческой культуры в целом большое значение имело удачное географическое положение (на пересечение торговых путей, которые одновременно выполняли роль информационных потоков, приносящих сведения и знания из разных стран мира);

    2) Греки смогли создать превосходную по тем временам систему образования – получали знания в различных областях культуры и искусства. В основе представлений о человеке лежала гармония тела и духа, лучшей школой считалась сама жизнь. После получения образования родители отправляли детей путешествовать, что считалось лучшим способом получения жизненного опыта, а также закреплений знаний на практике;

    3) В Афинах царило уважение к личности, причем человека оценивали прежде всего по уму и способностям, а не по богатству и происхождению. Политическую карьеру мог сделать каждый свободный грек, будь он умён, образован и красноречив. Даже рабу, если у него были таланты, могли даровать свободу, а государство выделяло ему землю и средства;

    4) В Греции процветало демократическое устройство государственной жизни. Существовала частная собственность на землю, закреплённая законом, и каждый, кто владел хотя бы клочком земли, имел право голоса: мог участвовать в решении политических вопросов, выборах государственных деятелей;

    5) Хотя сознание греков и было более религиозным, в жизни греческого общества религия не играла той роли, что на Востоке. Ее влияние на развитие представления о мире, о человеке почти не ощущалось.

    Вывод: Первые психологические учения появились на рубеже VII-VI вв. до н.э. Их появление связано с необходимостью становления научных представлений о человеке, о его душе не на основе мифов, легенд и сказок, а на основе объективных знаний из области медицины, математики, философии. Психологические знания стали важной областью науки, изучавшей закономерности общества, природы и человека, то есть натурфилософии.

    Выделяют три важных периода в развитии античной психологии:

    1) VII (VI) – IV вв. до н.э. – время возникновения первых психологических теорий в рамках натурфилософии;

    2) IV – II вв. до н.э. – классический период, связан с созданием классических теорий античности Платона и Аристотеля;

    3) II в. до н.э. – IV в. – период эллинизма, когда греческая культура и наука распространилась по всему миру с походами Александра Македонского. Период отличался преобладанием практических интересов, со стремлением понять и обозначить пути нравственного самосовершенствования человека.

    2. Первые психологические теории античности (VI – IV вв.до н.э.)

    В основу первых психологических представлений о душе легли выделенные ещё в мифологических и религиозно-философских представлениях Древнего Востока функции души:

    · энергетическая (побуждение человека к активности);

    · регулятивная;

    · познавательная.

    Стоит отметить, что появление первых психологических представлений античности, были также, как и на Древнем Востоке, связаны с анимизмом, то есть верой в скрытые за видимыми вещами их невидимые сущности – души, которые покидают тело с последним дыханием.

    О разнообразных свойствах души и её предназначении одним из первых заговорил Пифагор (VI в. до н.э.), который был не только известный математик, но и философ, и психолог. Согласно его представлениям, душа человека не может умирать вместе с его телом, она развивается и живёт по своим законам в соответствии с собственной целью – очищение, просветление, освобождение от плотских желаний. На его взгляды наложили отпечаток идеи буддизма о карме (посмертном воздаянии), сансаре (перевоплощении души) – он также считал, что после смерти душа перемещается в другое тело в зависимости от нравственной оценки её существования в данном теле - метемпсихоз.

    Исследуя функции души, Пифагор не задавался еще вопросом о том, как человек познаёт мир, как происходит регуляция поведения, т.е. душу он рассматривал главным образом как источник жизненной энергии человека. Считал, что изначально одни души более активные и способные, а другие – менее способные и более склонные к послушанию, и этим обуславливается классовое неравенство людей. Однако, способности души при жизни можно изменить, используя специальное обучение. Поэтому Пифагор считал необходимым создание системы образования, предполагающей поиск наиболее склонных к обучению людей во всех слоях общества. Он говорил о необходимости формирования правящего класса – аристократов – из наиболее просвещённых и умных людей своего времени.

    Своеобразным переворотом во взглядах на душу («революцией в умах») стал переход от анимизма к гилозоизму (гило – вещество, материя; зоа - жизнь). Согласно гилозоизму весь мир, то есть макрокосм, универсум, мыслится изначально живым, а душа развивается по общим законам универсума.

    Этот взгляд развивался в натурфилософии (первая философская школа, Милетская школа), в VII – VI вв. до н.э. Её представители – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Они считали, что все вещи и явления окружающего мира характеризуются единством своего происхождения, а многообразие явлений и предметов действительности есть всего лишь различные состояния единого материального начала (первоосновы, первоматерии). Это положение распространялось ими и на область психического, т.е. материальное и духовное, телесное и психическое по своей первооснове – едины. Различие между взглядами философов состояло в том, какой вид конкретной материи каждый из них принимал за основу мироздания.

    Гилоизм впервые поставил душу (т.е. психическое) под общие законы естества, утверждая об изначальной вовлечённости психических явлений в круговорот природы, т.е. считая, что психическое – закономерный момент мироздания в целом.

    Фалес (624 – 547 гг. до н.э.) в качеств первоосновы мира указывал воду, ссылаясь на то, что «Земля плавает в воде». Душу он рассматривал как особое состояние воды, главная характеристика которой – способность придавать телам движение, т.е. душа есть то, что заставляет двигаться.

    Фалес ставил психическое состояние (душу) в зависимость от физического здоровья тела. Считал, что «счастливым может быть только тот человек, который стремится жить по закону справедливости, а она состоит в том, чтобы не совершать самому того, в чём человек порицает других людей».

    Анаксимандр (610 – 547 гг. до н.э.) считал, что в основе мира лежит первоматерия – апейрон , которая не имеет качественного своеобразия, а может принимать форму огня, воды, земли или воздуха – любого известного человеку вещества.

    Анаксимандр первым пытался объяснить происхождение человека и всех живых существ, высказал идею зарождения живого из неживого.

    Анаксимен (588 – 522 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Анаксимандра, представитель Милетской школы. Считал основой мироздания воздух, говорил, что мир возникает из «беспредельного» воздуха, и все многообразие вещей есть воздух в различных своих состояниях. Охлаждаясь, воздух сгущается и, застывая, образует облака, землю, камни; разреженный воздух порождает обладающие огненной природой небесные светила. Последние возникают из земных испарений. Утверждал, что воздушную природу имеет и душа, а о существовании души у человека можно судить по его дыханию.

    В первых натурфилософских теориях, которые указывали на материальную природу психического, не было ещё дано развёрнутой картины душевной жизни человека, эта заслуга принадлежит знаменитому философу Гераклиту Эфесскому (530 – 470 гг. до н.э.).

    За первооснову мироздания он принимал огонь, находящийся в вечном движении, изменении, вызываемом борьбой противоположностей. Именно огонь даёт начало всем вещам материального и духовного мира, и весь мир развивается, изменяется, всё в нем переходит из одного состояния в другое по некому всеобщему закону – логосу , закону мироздания в целом, макрокосма. Но микрокосм отдельной души идентичен макрокосму всего миропорядка, следовательно, душа человека – психея – это частица огненной стихии, которая также развивается по закону логоса. Гераклит впервые ввёл термин для обозначения души человека – психея, который стал первым психологическим термином.

    Считал целью жизни человека познание самого себя, но познать себя, «постичь свою психею» - значит понять закон, логос, который лежит в основе мироздания, является основой гармоничного развития всего мира, где всё соткано из противоречий, но гармонично развивается.

    Нравственное поведение исключает злоупотребление телесными вожделениями и низшими потребностями, это ослабляет психею, отдаляет её от логоса, а умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию душевных и интеллектуальных способностей человека.

    Лучшее состояние души – её «сухость» или «огненность», и развитие психики человека связано с обретением души чистой огненной субстанции. Т.е. душа ребёнка ещё «влажная», незрелая, вместе с человеком она растёт, совершенствуется и становится более «огненной», зрелой, способной к чёткому и ясному мышлению. А в старости душа постепенно пропитывается влагой, «отсыревает», и человек начинает плохо и медленно соображать. Таким образом, Гераклит впервые высказал идею о развитии души и связал это развитие с мышлением.

    Большое внимание отводилось процессу познания, Гераклит выделил этапы познавательной деятельности. Первый этап он связывал с деятельностью органов чувств, но ведущим считал разум, т.к. органы чувств человека позволяют установить лишь внешние законы природы, а разум, опираясь на чувства, открывает её внутренние законы, способен постичь логос. Цель познания – открывая истины мироздания, прислушиваться к голосу природы и поступать сообразно её законам.

    Таким образом, наиболее важные положения учения Гераклита заключаются в следующем:

    1) Гераклит развивал идею о материальной («огненной») природе души и зависимости психического от общих законов природы – логоса;

    2) Ввёл первый термин для обозначения психических явлений – «психея»;

    3) Подчеркнул изменчивость не только мира в целом, но и психики человека, зависимость психического здоровья от образа жизни человека и физического состоянием тела;

    4) Сформулировал принцип закономерного развития мира в целом и психики – в частности.

    Важнейшие идеи о природе души, ее телесных основаниях высказывались не только философами, но и представителями медицины, среди которых выделяется крупный врач и философ античности Алкмеон (VI – V вв. до н.э.). Он первым связал психику с работой головного мозга и нервной системой в целом, ввёл принцип нервизма . Дал первое систематическое описание общего строения тела и предполагаемых функций организма. Опытным путём выявил наличие «проводников», идущих от мозга ко всем системам и органам чувств. Считал, что психика присуща и человеку, и животным как существам, обладающим нервной системой и головным мозгом. Такой взгляд получил название нейропсихизм.

    Считал, что в отличие от животных, у человека есть разум, а у животных – только способности к ощущению и восприятию. Ощущения рассматривал исходной формой познавательной деятельности. Обратил внимание, что существует «подобие» органа чувств и внешнего раздражителя для возникновения качественно своеобразного ощущения (звуки – ухо, цвет – глаз и т.п.). Активность человека Алкмеон связывал с особенной динамикой перемещения крови в теле: когда кровь приливает – пробуждение, отлив – сон, полный отток - смерть. Общее состояние организма, его здоровье зависит от «гармонии стихий» в теле: воздух, вода (жидкость), земля, огонь, а «гармония стихий», в свою очередь, зависит от образа жизни человека, пищи, климатических и географических условий, а также от условий жизни человека в целом.

    Таким образом, наиболее важные положения учения Алкмеона заключаются в следующем:

    1) Связь психики с мозгом и нервной системой в целом как основой психического (мозгоцентрическая концепция психики );

    2) Нейропсихизм – психика связана с наличием мозга;

    3) Жизненная активность организма определяется как внутренней гармонией всех стихий, так и внешней.

    Демокрит (460 – 370 гг. до н.э.) – основатель атомистической теории мира, согласно которой материальные вещи состоят из мельчайших частиц – атомов, которые отличаются друг от друга формой, последовательностью и поворотом. Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов и пустоты. Душа материальна, состоит из мелких, круглых, гладких, самых подвижных атомов, которые должны сообщать активность телу.

    Бесконечное разнообразие вещей обусловило бесконечное разнообразие атомов и их сочетаний. Следующая жизнь не является продолжением божественного акта, она порождается сцеплением влажных и теплых атомов, в частности животные возникли из воды и ила, а человек произошел от животного. И у человека и у животного есть душа, то, что заставляет их двигаться. Атомы души родственны атомам огня, проникают в организм через дыхание, с помощью чего происходит восполнение в теле. Проникая в организм, атомы рассеиваются по всему телу.

    Проникая в организм через дыхание, атомы души локализуются в трёх пунктах:

    · в голове – разумный пункт, наиболее подвижные атомы, которые связаны с познавательными функциями:

    · в груди – мужественный пункт, атомы сердца менее подвижны, связаны с эмоциональными состояниями, переживаниями, чувствами;

    · в печени – вожделеющий пункт, где сосредоточены влечения, желания, стремления, материальные потребности.

    Эйдол – копия материального предмета. При их соприкосновении с атомами души происходит ощущение, таким образом, все ощущения являются контактными. Обобщая данные нескольких органов чувств, человек открывает мир, переходя на следующую ступень познания, т.е. на основе ощущений возникают восприятия, а потом – сознание.

    В теории познания Демокрит был сенсуалистом, выделял две ступени познания: чувственного познания (ощущения и восприятия) и сознание (мышление) как высшую ступень познания. Подчёркивал, что мышление даёт нам больше знаний, чем ощущения.

    Первым ввёл понятие первичных и вторичных качеств предмета. Первичные – те качества, которые существуют в предметах объективно (вес, поверхность, плотность, форма и т.т.). Вторичные – те качества, которые зависят от свойств не только предмета, но и органов чувств (цвет, вкус, температура и т.д.). Таким образом, Демокрит пришёл к выводу, что познание субъективно.

    Утверждал, что в мире нет случайностей, и всё происходит по заранее определённой причине. Люди придумали случайность, чтобы прикрыть своё незнание и неумение управлять каким-либо явлениями. На самом деле случайностей нет, всё причинно обусловлено – принцип детерминизма . Данный принцип распространяется и на судьбу человека, следовательно, не существует свободы воли человека. Это утверждение приводило к фаталистическому взгляду на судьбу человека. В таком случае человек не может управлять своим поведением и оценивать поступки людей, т.к. они зависят не от нравственных принципов человека, а от судьбы. Это самое противоречивое место в теории Демокрита. Тем не менее, он считал, что нравственные принципы не даются от рождения, а являются следствием воспитания, которое обязано дать человеку три дара: хорошо мыслить, хорошо говорит и замечательно делать.

    Душа – материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, лёгких и очень подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. Душа получает ощущения от внешнего мира благодаря тому, что её атомы приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» от предметов.

    Функцию регуляции поведения Демокрит приписывал эмоциям, т.е. атомам, сосредоточенным в сердце. Полагал, что душа есть и у человека, и у животных, и различия между ними не качественные, а количественные. Многое, чему научился человек, происходит в результате подражания животным и природе в целом.

    Единым для души и для космоса в целом является наличие закона (логоса), который определяет ход вещей, и, согласно которому, нет беспричинных явлений. Все они неотвратимы результаты ударения атомов. Впоследствии этот принцип был назван всеобщим детерминизмом.

    Гиппократ (460 – 370 гг. до н.э.)рассматривал жизнь как изменяющийся процесс, среди её объяснительных принципов выделял воздух в роли силы, которая поддерживает неразрывную связь организма с миром, приносит извне разум, а в мозгу выполняет психические функции. Единое материальное начало в качестве основы психической жизни отвергалось.

    Учение о единой стихии, лежащей в основе многообразия вещей, Гиппократ заменял учением о четырёх жидкостях (humor): кровь (sanguis), слизь (plegma), желчь жёлтая (chole) и желчь чёрная (melaine chole). Данная теория получила названия гуморальной теории темпераментов.

    Таким образом, Гиппократ положил начало научной типологии личности, уместив все типы поведения человека в четырех общих картинах поведения, связанных с четырьмя типами темперамента. Тем самым, его считают «отцом» дифференциальной психологии, исследующей индивидуальные различия между людьми и их причины (источники этих различий). Причины различий Гиппократ искал внутри организма, ставя душевные качества в зависимость от телесных. Важным понятием в его теории было понятие меры, соразмерности, пропорции, гармоничного соотношения, которое он обозначал понятием «temperamentum». На эту гармонию в теле и душе человека оказывают влияние и внешние условия, и образ жизни человека.

    Анаксагор (V в. до н.э.) – учёный, который одним из первых связал разумность человека с его телесной организацией. Человек является самым разумным из животных вследствие того, что он имеет руки, и такая организация телесности определяет его преимущества, т.е. уровень психического развития зависит и от уровня телесной организации – принцип системности (организации) .

    Вывод : Таким образом, в VII-V вв. до н.э. появляются первые научные концепции психики, в которых она рассматривается, прежде всего, как источник активности тела, но также начали анализировать и познавательную и регулятивную функции души. При этом считалось, что душа человека и душа других живых существ имеют только количественные отличия, так как человек и все животные, и всё в природе подчинено одним и тем же законам. В период появляются первые теории познания, в которых подчеркивается роль чувственного познания как первой ступени познавательной деятельности (сенсуализм). Регулятором поведения считались эмоции.

    Также в этот период были сформулированы ключевые проблемы психологии, ставшие предметом анализа в последующие века:

    · соотношение материального и духовного, души и тела;

    · функции души;

    · как происходит познание мира;

    · что является регулятором поведения, и есть ли у человека свобода этой регуляции.

    Были сформулированы три важнейших принципа, которые на всём протяжении развития психологии были основой научного познания психических явлений. Это сформулированный Гераклитом принцип закономерного развития; принцип причинности (всеобщего детерминизма), сформулированный Демокритом; принцип системности (организации), сформулированный Анаксагором.

    3. Ведущие психологические теории классического периода античности (IV – II вв.до н.э.)

    В период классической античной психологии появляются первый развёрнутые психологические концепции, сформулированные Платоном и Аристотелем. Промежуточное положение между первыми психологическими теориями и идеями античности занимают Сократ и софисты.

    Софистов («учителей мудрости») интересовала не природа, с её независящими от человека законами, а сам человек. Наиболее яркими представителями данной школы являлись Горгий и Протагор.

    На передний план у софистов выступило изучение речевой и мыслительной деятельности с точки зрения её использования для манипулирования людьми. Поведение не ставилось в зависимость от неотвратимых законов природы, душевные явления и содержание души они связывали с мыслями, которые находили своё отражение в языке. Язык и мысли лишены подобной неотвратимости, они полны условностей и зависят от человеческих интересов и пристрастий, тем самым действия души приобретают зыбкость и неопределённость.

    Деятельность софистов положила начало платному обучению наукам. Целью образовательно-воспитательного воздействия считали не совершенствование человека, а поиск оптимальных путей адаптации к тем социальным условиям, в которых человек живёт. Таким образом, софисты стремились сформировать адаптированную, социально-активную личность, способную добиться успеха в жизни. Средством этого могут выступать ораторское искусство и другие приёмы воздействия и манипулирования другими. Способность к красноречию давала возможность более активно участвовать в общественной жизни и добиваться более высокого положения.

    Своеобразным противником софистов был Сократ (469 – 399 гг. до н.э.). Одним из важнейших положений его теории была идея о том, что существуют абсолютные знания и абсолютная истина, которые человек может осознать в своем мышлении и передать другому. Истина зафиксирована в речи, общих понятиях, словах, и в таком виде передается из поколения в поколение.

    Таким образом, Сократ впервые связал мыслительный процесс со словом, речью. Впоследствии эту идею развил Платон, отожествляющий мышление и речь. Истины у человека присутствуют в качестве знаний, но не осознаются разумом, до тех пор, пока не будут актуализированы в процессе обучения или восприятие какой-то речи.

    Сократ первый поднял вопрос о разработке метода актуализации знаний в душе человека. Этот метод основан на диалоге между учителем и учеником, при котором учитель направляет течение мыслей ученика наводящими вопросами и постепенно наводит его к нужным выводам – метод наводящего размышления или сократический метод . Этот метод стали рассматривать как основу проблемного обучения. Сократ считал, что всеобщее абсолютное знание находится в уме и только из него должно выводиться.

    Сократ впервые рассматривал душу как источник разума и нравственности человека, а не как к источнику активности тела. Следовательно, душа – психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам. Т.к. такой подход к душе не мог исходить из мысли о ее материальности, то, одновременно с возникновением взгляда на связь души с нравственным, появляется новое – идеалистическое понимание сущности души.

    «Познай самого себя» - Сократ делал акцент не на обращение «вовнутрь», к собственным переживаниям и состояниям сознания, а анализ поступков и отношений к ним, нравственных оценок и норм человеческого поведения в различных жизненных ситуациях.

    Платон (428 – 348 гг. до н.э.) основал Академию в 388 г. до н.э. близ Афин, в садах, посвящённых мифическому герою Академу. В Академии был разработан широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание. Было разделение на старших и младших, основным методом обучения была диалектика (диалог).

    Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению в философии – учение об идеях (эйдосах). Идеи – истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное; объективно существующий мир идеальных сущностей (вещей), существующих независимо от чувственных вещей.

    Материя – потенциальное бытие реально существующих вещей, становится вещью при соединении с идеей, которая при этом изменяет или скрывает свою сущность.

    Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей. Существует прежде, чем вступает в соединение с каким-либо телом. По своей природе бесконечно выше тленного тела, следовательно, может властвовать над ним, она вечна и бессмертна.

    Платон выделял три начала человеческой души:

    1) первое и низшее, общее у человека, животных и растений, вожделеющее, неразумное начало, занимает большую часть души человека;

    2) разумное, противодействует или противоборствует стремлениям вожделеющего начала;

    3) яростный дух, аффективное начало, эмоции, чувства, представления о справедливости, чести, достоинстве, мужестве, ради этих высших идей можно даже пойти на смерть. Яростный дух сосредоточен в сердце человека.

    Учение Платона о судьбе души после смерти тела облечено в форму мифа, который преследует этические и государственно-педагогические цели. Живя, люди должны верить, что после смерти душа ответственна за все действия тела, и эта вера заставит каждого бояться возмездия в будущей жизни, чтобы не впасть в отрицание всякой морали и долга.

    Теория познания Платона является рационалистической, главенствующая роль в познании отводится разуму, однако в человеке есть сила, которая выше и прекраснее свойства человеческого, она – божественный дар (вдохновение, способность к творчеству).

    Выделял два пути познания:

    · основан на ощущениях (восприятии), памяти и мышлении. Особо подчёркивал роль памяти, которая позволяет соотносить чувственные образы с теми идеями, которые существуют в душе изначально. В этом смысле познание – «припоминание» того, что душа уже знала в своей прошлой, идеальной жизни, но забыла при вселении в тело.

    · второй путь связан с постижением идеальной сущности вещей на основе интуитивного мышления, подобно акту озарения.

    Платон впервые охарактеризовал память как самостоятельный познавательный процесс и выделил разные виды мышления: индуктивный метод познания и интуитивное мышление.

    Составная часть учения Платона о душе – учение о чувствах. Опровергает представления о том, что высшее благо заключается в удовольствии. Платон даёт перечень чувств: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть.

    О государстве Платон писал следующее: в государстве люди должны занимать место в соответствии со своими природными задатками. Но, в то же время, придавал большое значение воспитанию: «правильное воспитание и обучение пробуждают в человеке хорошие природные задатки, а у кого они уже были, благодаря такому воспитанию становятся еще лучше».

    Писал о необходимости профессионального отбора и «тестирования» детей, чтобы уже в детстве определить и интеллектуальный уровень, и склонности ребёнка, и воспитывать его согласно этим склонностям и его предназначению.

    Таким образом, Платон:

    · Выделил этапы познания;

    · Обосновал роль в становлении личного опыта человека памяти;

    · Подчеркнул активность мышления человека;

    · Представил процесс мышления в виде внутренней речи;

    · Сформулировал положение о внутреннем конфликте души (в последствии – психоанализ З.Фрейда).

    Самым известным учеником Платона был Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) (Рис.10). Он пересмотрел подход Платона к душе как некой сущности, противопоставленной телу, и пришел к выводу, что душа и тело неразделимы. Душа есть форма существования и реализации способного к жизни тела, не может существовать без тела, но не является телом. Также душа – это способ организации живого тела, действия которой носят целесообразный характер.

    Аристотель считал, что душа присуща всем живым организмам, в том числе и растениям. В процессе жизни «не сама по себе душа, но тело, благодаря ей учится, размышляет, переживает, чувствует».

    Считал, что существует три уровня души: растительная, животная и разумная. Растительная способна к размножению и питанию, животная плюсом к этим функциям обладает также способностью к движению, ощущением, чувствами и памятью, а разумная душа плюсом ко всему обладает способностью к мышлению.

    Таким образом, у Аристотеля появляется идея генезиса – то есть происхождение и развития форм психического (души) от низших к высшим. Причем в отдельном человеке от момента его зачатия до развития в зрелое существо проявляются те же ступени, которые прошел весь органический мир от растительной души до разумной. Эта идея получила название биогенетического закона .

    Поскольку функции растительной и животной души не могут быть осуществлены без тела, постольку растительные и животные души смертны, то есть появляются и исчезают вместе с телом, а разумная душа бессмертна. Она есть сосредоточие врождённого знания, накопленного предшествующими поколениями людей. После смерти разумная душа хранится в неком всеобщем разуме (нус ), а при рождении ребенка часть разума, образуя новую разумную часть души, вселяется в тело новорождённого, соединяясь с растительными и животными частями.

    Говоря о теории познания Аристотеля, необходимо отметить, что считал первым этапом познания ощущения, которые накапливаются в неком общем чувствилище (памяти), где происходит сравнение, соотнесение между собой на основе механизма ассоциаций . Выделяют три вида ассоциаций: по сходству, по контрасту, по смежности в пространстве и времени.

    Соединяясь на основе механизма ассоциаций, ощущения образуют целостные образы восприятия, а затем, на основе мыслительных логических операций, у человека формируются общие понятия, в которых зафиксирована суть вещей.

    Аристотель выделил два вида мышления: логическое и интуитивное. Логическое мышление – завершает сенсуалистический путь познания от ощущений к общим понятиям, а интуитивное мышление помогает актуализировать знания из врожденной разумной части души. Получение принципиально нового знания и опыта – это задача логического мышления.

    Кроме того Аристотель разделял теоретический и практический разум, который направлен на руководство поведением. Пришёл к выводу, что возможна двойная регуляция поведения: на основе как эмоций, так и разума. Но когда поведение регулируется эмоциями и аффектами, оно становится спонтанным, импульсивным, несвободным. Свобода возможна только при разумной регуляции поведения. Снизить негативное воздействие эмоций, аффектов, которые лишают поведение разумности, можно при помощи механизма катарсиса (очищение души от аффектов посредством их переживания, проживания при восприятии искусства); тем самым выделил терапевтическую роль искусства, которая может привести к разрядке.

    Аристотель подчеркивал, что характер человека формируется на основе реальных нравственных поступков, в которых реализуется нравственное отношение человека к другим людям (работа «Характер»).

    Вывод : В период классической античной психологии появляются первые развернутые концепции, сформулированные Платоном и Аристотелем. Промежуточное положение между первыми психологическими теориями и идеями античности занимают Сократ и софисты.

    В этот период начинается исследование качественных отличий, которые присущи только душе человека, и которых нет у других живых существ. Утверждаются идеи о том, что психика (душа человека) – носитель не только активности, но и разума, и нравственности, и на её развитие самое непосредственное влияние оказывает культура.

    Утверждается мысль о том, что поведение регулируется не только эмоциями, но и разумом, который также рассматривается как источник объективных, истинных знаний, которые не могут быть получены через ощущения.

    4. Психологические идеи периода эллинизма

    Психологическая мысль эпохи эллинизма обусловлена кризисом греческого Полиса, с возникновением, а затем распадом крупнейшей мировой монархии Македонского царя Александра. Период длился со II в. До н.э. по III-VI вв. н.э.

    Походы А.Македонского стимулировали синтез элементов культур Греции и стран Древнего Востока. Самое главное, что изменило мироощущение в этот период – человек утрачивал прочные связи во своим родным городом, его стабильной социальной средой, политическим устройством. В результате человек оказался перед лицом непредсказуемых перемен, внутренних противоречий, дарованных свободой выбора, и со всё большей остротой человек ощущал зыбкость своего существования в изменившемся и «свободном» мире.

    Таким образом, неслучайно психология эпохи эллинизма ориентирована на исследование практических проблем. Вера в могущество разума ставится под сомнение. Вот почему основной задачей философы считали не изучение сущности вещей, не постижение объективных истин и законов, а выработку правил жизни для нравственного самосовершенствования и достижения счастья. Важнейшей проблемой этого периода является развитие нравственности, нравственного самосовершенствования.

    Завершается период, когда христианство становится мировой религией (325 г.) и начинает доминировать над научными концепциями, становится основой миропонимания в целом.

    Возникает скептицизм (от греч. skepticos - рассматривающий, исследующий) – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно – сомнение в надёжности истины.

    В обыденном смысле скептицизм рассматривается как психологическое состояние неуверенности, сомнения в чём-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений, касающихся окружающего мира по причине их недосказанности, относительности, переменчивости и т.д.

    Основателем скептицизма считается Пиррон (IV в. до н.э.). на него оказали определённое влияние идеи индийской философии, прежде всего – на его представление о счастье, которое рассматривалось как атараксия – отсутствие волнений, полное отрешение от внешнего мира, безразличие, равнодушие по отношению к событиям.

    Наиболее известным представителем скептицизма в эпоху эллинизма является Секст Эмпирик (II в. до н.э.).

    Скептицизм отрицал истинность любого познания, удержаться от суждений – основной его тезис.

    Идеал человека – философ, который стремится к счастью, может состоять в невозмутимом спокойствии и отсутствии страдания. Желающий достигнуть счастья должен ответить на три вопроса: из чего состоят вещи? Как мы должны к ним относиться? Какую выгоду получим мы из нашего к ним отношения?

    Скептик, воздерживаясь от суждений, будет следовать законам государства, в котором он проживает и соблюдает все обряды, не принимая ничего на веру. Он будет сохранять душевное спокойствие, не придерживаясь ни одного из возможных догматических суждений.

    Школа киников (циников) исходила из того, что каждый человек самодостаточен, т.е. имеет всё необходимое для духовной жизни в самом себе.

    Основатель – Антисфен Афинский . Он утверждал, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, свободе от обладания лишним и бесполезным. Для достижения блага следует жить «подобно собаке», т.е. жить, сочетая в себе:

    · Простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;

    · Умение с твёрдостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;

    · Верность, храбрость, благодарность.

    Диоген Синопский (400 – 325 гг. до н.э.) считал, что единственный путь для нравственного самосовершенствования – это путь к себе, ограничивающий контакты и зависимость от внешнего мира.

    Путь к нравственному совершенствованию включает в себя три ступени:

    1. Одна из ключевых идей – аскесис (аскеза) – способность к самоотречению и перенесению трудностей. Аскесис киников – предельное упрощение, ограничение своих потребностей, «сила духа, характера». Так, с точки зрения киников, преодолевалась зависимость от общества, которое в обмен на комфорт требовало от человека ухода «от себя».

    2. Апедевсия (ападейкия) – способность к освобождению от догм религии и культуры. Человеку внушали мысль о необходимости игнорирования знания, накопленные обществом. Киники считали, что необразованность и невоспитанность, неграмотность – добродетель.

    3. Автаркия – способность к независимому существованию и самоограничению. Независимость равнялась отказу от семьи, государства, человека приучали к игнорированию общественного мнения, похвалы и порицания.

    Таким образом, этический идеал кинизма формировался как:

    1) крайняя простота, граничащая с докультурным состоянием;

    2) презрение ко всем потребностям, кроме основных, без которых сама жизнь была бы невозможной;

    3) насмешка над всеми условностями;

    4) демонстративная естественность и безусловность личной свободы.

    Но фактически, стремясь к независимости, киники демонстрировали не столько самодостаточность, сколько пренебрежение и негативизм по отношению к обществу и окружающим людям, эпатируя общественное мнение. Таким образом, не достигалась та главная нравственная цель, которую они ставили перед собой – обретение свободы и покоя.

    Одним из влиятельнейших философских течений эпохи эллинизма был эпикуреизм - разновидность атомистической философии. В качестве философского учения характеризуется механическим взглядом на мир, материалистическим атомизмом, отрицанием теологии и бессмертия души, этическим индивидуализмом. Миссия философии – излечить душу от страхов и страданий, вызванных ложными мнениями и вздорными желаниями, научить человека блаженной жизни, начало и конец которой – наслаждение. Основателем данной научной школы являетсяЭпикур, которыйусовершенствовал учение Демокрита об атомах.

    Истинное эпикурейство – когда человек победил в себе страсти, стал от них независимым, приобрёл состояние атараксии – свободы от аффектов и страстей. Духовные удовольствия вечны и неприходящи, в то время как телесные удовольствия имеют временный характер и могут обернуться своей противоположностью. Наибольшее удовольствие человеку приносят дружба и духовное общение, которое Эпикур считал высшим благом.

    Единственным источником добра и зла является сам человек, он же является источником активности, морали и главным судьёй своих поступков. В отличие от Демокрита, Эпикур утверждал свободу воли человека – усилием воли, нравственным самосовершенствованием человек может менять свою судьбу.

    Нравственность отличает человека от других живых существ, нравственным является не только поведение, основанное на разуме, а всё, что вызывает приятные чувства у человека, и именно чувства управляют поведением человека, вызывая стремление совершать то, что вызывает чувство удовольствия и избегать того, что вызывает чувство неудовольствия.

    Главная проблема человеческой жизни – преодоление страха, страданий, главным образом – страха перед смертью, загробной жизнью. Анализируя причину страха смерти, Эпикур утверждал, что это не страх перед наказанием, а страх перед неопределённостью, неизвестностью. Страх не может привести к нравственности, т.к. в основе его лежит страдание.

    Счастье состоит в атараксии – состоянии душевной невозмутимости, которая достигается воспитанием и размышлениями. Человек не должен участвовать в политике, бесплодных спорах с неучёными людьми, должен избегать участия в общественной жизни. Только уединение и размышления с близкими друзьями дают настоящее наслаждение и приводят к открытию истины.

    Эпикур доказывал этическую обоснованность отчуждения от общества тем, что общественная жизнь является источником тревог, зависти, жестокости, конформизма. В отличие от неё, нравственная жизнь – жизнь личная, в кругу книг и близких друзей, имеющая целью самосовершенствование и познание.

    Проповедуемый Эпикуром подход был приемлем, в основном, для решительного и уверенного в себе человека – индивидуалиста. Уязвимым местом является отсутствие чётких критериев добра и зла, нравственного и безнравственного поведения.

    Идеи Эпикура развивал Лукреций Кар (I в. до н.э.), но широкого распространения они не получили.

    Стоицизм – философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранявшая влияние вплоть до конца античного мира. Основатели – Зенон и Хризипп (IV – II вв. до н.э.), которые вели беседы, прогуливаясь по портику под названием «стоя», отсюда – их идеи получили название стоицизм.

    История стоицизма включает три этапа:

    · Древний (старшая стоя) – конец IV – середина II вв. до н.э.

    · Средний – II – I вв. до н.э.

    · Поздний (новый) – I – III вв.

    Объединяют периоды идеи всеобщей неотвратимости событий, фатальной неизбежности, предопределённости как в отношении явлений природы, так и в отношении судьбы и жизни каждого человека.

    Ключевым вопросом являлся вопрос о свободе, которая делилась на внутреннюю и внешнюю (Сенека, Брут, Цицерон, Марк Аврелий). В центре концепции – идеи о том, что человек не может быть абсолютно свободным, т.к. живёт по законам того мира, в который попадает, т.е. внешняя свобода, свобода действий человека невозможна.

    Стоики впервые поставили вопрос о внутренней свободе, свободе духа. Внешняя свобода рассматривалась ими как «выбор пьесы и роли», который недоступен человеку, а внутренняя – «способ игры» этой роли, который находится всецело в воле человека. Единственным ограничением для внутренней свободы и нравственного самосовершенствования человека являются аффекты.

    Стоики впервые заострили внимание на способах борьбы с аффектами:

    · Внешнее выражение подкрепляет эффект;

    · Необходимо обучать людей упражнениям, помогающим снять телесное напряжение;

    · Оттянуть последний этап нарастания аффекта;

    · Отвлечься на воспоминания другого рода;

    · Разоблачить действия, к которым толкает аффект.

    Усугубляет аффективное состояние и его последствия разум, если он слаб и отягощён обычными предрассудками. Аффект основывается на неправильном суждении, на ошибке разума, следовательно, быть или не быть аффекту – зависит от разума.

    Кроме аффектов есть и добрые страсти: радость, осторожность, воля, которые позволяют человеку добиваться нравственного самосовершенствования.

    Наиболее яркими представителямиалександрийской школы врачей являютсяГерофил и Арасистрат (IV в. до н.э.).

    Они выявили различия между чувственными нервами, идущими от органов чувств к мозгу, и двигательными волокнами, которые идут от мозга к мышцам. Нервная система и головной мозг являются действительными органами души. Ими была установлена некая локализация психических функций некоторых участков головного мозга. Они впервые высказали идеи о том, что физиологической основой психической деятельности выступает деятельность не головного мозга.

    Эта идея через несколько веков была развита Клавдием Галеном (130 - 200 гг.): психическое есть порождение органической жизни, при этом за исходную основу деятельности всех проявлений души он принимал кровь, которую рассматривал как жизненную силу всего организма. «Кровь на пути к мозгу, через печень и сердце, испаряясь и очищаясь, превращается в психическую пневму». Состояние динамики крови обуславливает эмоции, общую активность и темперамент человека. Темперамент зависит от артериальной крови. Психическое не исчезает с гибелью тела, разум и душа бессмертны.

    5. Итоги развития психологии в период античности

    Античность ознаменовала собой новый этап в истории человечества, культурный расцвет, возникновение многочисленных философских школ, появление выдающихся исследователей и первые попытки подвести под явления окружающего мира философскую, а часто и научную основу. Именно в период расцвета античной культуры были предприняты первые попытки понять и описать психику человека.

    Развитие античной психологии делится на 3 важных периода:

    1) VI-IV века до нашей эры – время возникновения первых психологических теорий в рамках натурфилософии.

    Персоналии: Пифагор, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Алкмеон, Демокрит, Гиппократ, Анаксагор.

    В данный период появляются первые научные концепции психики, в которых она рассматривается, прежде всего, как источник активности тела, но также начали анализировать познавательную и регулятивную функции души. При этом считалось, что душа человека и душа других живых существ имеют только количественное отличие, так как и человек, и все животные, и всё в природе, и психика, подчинены одним и тем же законам. Появились первые теории познания, в которых подчеркивалась роль чувственного познания как первой ступени познавательной деятельности (сенсуализм). Регулятивную функцию связывали с эмоциями.

    В этот период были сформулированы многие ключевые проблемы психологии, ставшие предметом анализа в последующие века, такие как:

    · Соотношение материального и духовного, души и тела

    · Функции души

    · Процесс познания мира

    · Регуляция поведения

    Были сформированы три важнейших принципа, которые на всем протяжении развития психологии были основой научного познания психических явлений:

    · Закономерного развития (Гераклит)

    · Причинности / всеобщего детерминизма (Демокрит)

    · Системности / организации (Анаксагор)

    2) IV – II века до нашей эры – классический период, связан с созданием классических теорий античности

    Персоналии: Сократ, Горгий, Протагор (софисты), Платон, Аристотель.

    В период классической античной психологии появились первые развернутые психологические концепции, сформулированные Платоном и Аристотелем. Промежуточное положение между первыми психологическими теориями и идеями античности занимают Сократ и софисты.

    В этот период начинается исследование качественных отличий, которые присущи только душе человека, и которых нет у других живых существ. Утверждаются идеи о том, что психика (душа человека) – носитель не только активности, но и разума, и нравственности, и на её развитие самое непосредственное влияние оказывает культура. Появляются идеи о том, что поведение регулируется не только эмоциями, но и разумом, который также рассматривался как источник объективных истинных знаний, которые не могут быть получены через ощущения.

    3) II век до нашей эры – IV век нашей эры – период эллинизма, преобладание практических интересов, стремление понять и обозначить пути нравственного самосовершенствования человека.

    Направления: скептицизм, кинизм, эпикуреизм, стоицизм.

    Психология эпохи эллинизма ориентирована на исследование практических проблем. Главной проблемой этого периода является развитие нравственности и нравственное самосовершенствование. Вера в могущество разума всё больше ставится под сомнение, и основной задачей философии считалось не изучение сущности вещей, не постижение объективных истин и законов, а выработка правил жизни для достижения счастья и нравственного самосовершенствования.

    Античные ученые поставили проблемы, веками направлявшие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, мышление и общение, личностное и социокультурное, мотивационное и интеллектуальное, разумное и иррациональное и многое иное, присущее человеческому бытию. Античные мудрецы и испытатели природы подняли на невиданную дотоле высоту культуру теоретической мысли, которая, преобразуя данные опыта, срывала покровы с видимостей здравого смысла и религиозно-мифологических образов.

    За эволюцией представлений о сущности души скрыта полная драматических коллизий работа исследовательской мысли, и только история науки может раскрыть различные уровни постижения этой психической реальности, неразличимые за самим термином «душа», давшим имя новой науке.



    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: