Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Во глубине сибирских руд. Анализ стихотворения пушкина

Бытует в народе интересный фразеологизм: «Если не знаешь кто, то говори Пушкин». Это не преувеличение, действительно, у этого великого творца есть произведения, которые приурочены ко всем значимым событиям его эпохи.

Талант этого человека настолько безграничен, что люди специально учат русский язык, чтобы иметь возможность читать его стихи и романы в оригинале. Даже самый точный и литературный перевод не сможет передать всю красоту и певучесть слова величайшего российского поэта, имя которого знают во всем мире.

История создания этого пронзительного стихотворения связана с важнейшим событием первой четверти 19 века в России. Поэт, будучи человеком впечатлительным и творческим, не мог остаться в стороне от такого значимого события для страны, как восстание декабристов (1825 год), тем более что многие осужденные и отправленные в ссылку были близкими друзьями поэта, с которыми он учился в лицее.

Если сегодня Сибирь – это освоенная и вполне пригодная для проживания территория, то в 19 веке это было сродни отправке на Антарктиду. Это край света, откуда вернуться было практически невозможно. По сути, Сибирь больше напоминала колонию государства российского, просто огромный источник всевозможного сырья, добывать которое отправляли тех, кого не приговорили к смерти.

Важно! Поэт не мог не переживать, и своим творчеством хотел приободрить декабристов и привлечь внимание общественности к этой проблеме, он искренне надеялся на то, что все ссыльные вскоре вернутся домой.

В ссылку он передал свое стихотворение с супругой одного из осужденных, А. Муравьевой. Он вселил в отчаявшихся людей веру и надежду на то, что потомки и будущие поколения по достоинству оценят отчаянный поступок.

Пушкин не боялся писать открыто и поднимать те темы, которые в высшем обществе обсуждать было не принято. Одним из таких творений является стихотворение «Во глубине сибирских руд», впервые его прочитали в далеком 1827 году, в ссылке, куда передал его поэт с супругой одного из декабристов.

Он сам рассказывал о своем стихотворении, что оно является актом и показателем мужества не только самого поэта, но и людей того времени, которые так или иначе имели отношение к происходящим трагическим событиям.

Несмотря на то, что он сам был дворянином, и его события, связанные с декабристами, никак не коснулись, он не прошел мимо. Пушкин не проникся, посочувствовал и самым доступным ему способом показал свое отношение. К сожалению, его творение не сразу попало в цель, и амнистию участники декабрьского восстания получили только спустя почти два десятка лет после написания стихотворения.

Пусть так, зато сами декабристы после возвращения домой неоднократно говорили о том, как ценно было для них внимание такого поэта и как это придавало им сил и веры в том, что их деяния были правильными.

Подвиг женщин

Пушкин говорил о том, что больше всего его поразило не само восстание, не решительные действия декабристов, а подвиг женщин. Именно поступок жен декабристов настолько тронул душу и сердце поэта, что он подарил миру прекрасное стихотворение.

Как же сложно было женщине в 19 веке отказаться от всего ради любви. Они стали изгнанницами, оставили свои дома, титулы, положение. Они потеряли уважение общества, отказались от прислуги, богатства, красивых туалетов и украшений, и все во имя любви.

Любви, сила которой настолько безгранична, что преодолевает все на своем пути! Настоящую любовь невозможно остановить, ее не удержать рамками и ограничениями, не остановить никакими преградами.

Важно! Великий поэт восхищался силой духа этих женщин, как именитые дворянки пожертвовали всем и уехали в вечный холод, на крайний Север, чтобы только иметь возможность быть рядом с любимым человеком.

Автор много говорил о том, что его тронула встреча с Марией Раевской, прощальная встреча с женщиной, в которую он когда-то давно был влюблен. Нежная и хрупкая барышня, белоручка и недотрога, как считал поэт, одной из первых собралась в ссылку за любимым человеком.

Она была женой одного из зачинщиков восстания и гордилась тем, что едет в ссылку в качестве супруги С.Г. Волконского. Ее совершенно не пугало то, что ее супругу вынесли такой суровый приговор, а именно 20 лет каторги.

Только вдумайтесь, дворянину, человеку голубых кровей предстояло провести два десятка лет в холоде, без удобств и условий, к которым он привык. Пушкин был горд тем, что когда-то питал чувства к женщине, которая так сильна духом.

Замысел произведения

Главной идеей стихотворения является верность любви и своим идеалам, которые непоколебимы и нерушимы, обстоятельства не могут сломить и заставить отказаться от своей точки зрения. Поэт хотел этим творением поднять боевой дух всех участников восстания.

Где-то там, в каторжных норах, они могли надеяться на то, что скоро все закончится. Вера в лучшее, в будущее и надежда на удачу – вот это истинные эмоции, которые захлестывают каждого, кто читал это стихотворение.

Увы, но восстание провалилось, что было очевидно с самого начала, расстановка сил в обществе в то время была такова, что ни единого шанса на успех просто не было и быть не могло. Они прекрасно понимали это, но от своей идеи не отказались, их чувства и помыслы были сильны и чисты, а патриотизм и гражданская позиция брали верх над всем.

Николай I после восстания вернул поэта из ссылки, и они несколько часов разговаривали. Никто так и не узнал, о чем они беседовали столько времени, что обсуждали и к какому решению пришли. Поэт всегда отказывался говорить на эту тему, а император тем более.

Пушкин вскользь упоминал о том, что император заверил его, что власть, данная ему, не будет использована во вред. Он желает своей стране только хорошего, хочет процветания и развития империи. Он также просил Александра Сергеевича о том, чтобы своим творчеством он помог ему в этом. Император искренне считал, что творчество поэта несет свет.

Поэту льстило такое внимание царя, но от своих убеждений он так и не отказался. Он не отрекся от друзей, которые остались на каторге, и регулярно отправлял им посылки и писал стихи, подпитывая их надежду на лучшее, не давая ей угаснуть.

Анализ произведения

Анализ стихотворения подразумевает определение его жанра, размера, основных поэтических средств, использованных автором для достижения своей цели. Жанр стихотворения – это самый излюбленный стиль написания Пушкина. Это послание, которое является и дружеским, и гражданским, и мировым.

Активно используются средства поэтической выразительности, например: «Оковы, темницы, подземелье, затворы, каторжные норы» – все это напрямую связано с декабрьскими событиями. Много эпитетов – «скорбный труд», «гордое терпенье», «затворы мрачные», «свободный глас».

Очень много сравнений, которые поражают точностью: «Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас».

Чтобы текст был более ярким и насыщенным, активно пользуется аллитерацией на Р:

«Во глубине сибирских руд,

Храните гордое терпенье.

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье».

Само произведение написано в размере четырехстопного ямба.

Полезное видео

Подведем итоги

Резкий слог и яркая эмоциональная окраска не позволяли пускать стихотворение в печать. Официально оно было опубликовано только после смерти поэта.

«Во глубине сибирских руд» - произведение, тесно связаное с русской историей, общественным движением первой половины ХІХ века. Оно изучается школьниками в 9 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Во глубине сибирских руд» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1827 г. в поддержку сосланных в Сибирь декабристов.

Тема стихотворения – память о тех, кто за «дум высокое стремленье» очутился в ссылке; надежда на скорое освобождение.

Композиция – Стихотворение А. Пушкина - условно можно поделить на две части: рассказ о терпенье и надеждах людей, которые пребывают в Сибири и предсказание освобождения из «темницы». Формально стихотворение поделено на 4 катрена.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием, рифмовка в первой строфе перекрестная АВАВ, в остальных - кольцевая АВВА.

Метафоры «во глубине сибирских руд храните гордое терпенье» , «дум высокое стремленье», «несчастью верная сестра надежда», «оковы тяжкие падут» .

Эпитеты «скорбный труд» , «мрачное подземелье», «мрачные затворы», «свободный глас» .

Сравнения «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас».

История создания

Для русской литературы первой половины XIX века актуальными были проблемы свободы, движений за нее. В творчестве А. С. Пушкина они занимают почетное место. Стихи поэта хранились в декабристских архивах, хоть сам он не был участником восстания. В декабре 1825 года Александр Сергеевич пребывал в ссылке в Михайловском.

В июле 1826 г. вступил в действие приговор, вынесенный декабристам, с которыми поэт был хорошо знаком. Среди них был Кюхельбекер, Рылеев, Пущин. Участников восстания хотели казнить, но потом заменили приговор и отправили их на каторжные работы.

В 1826 г. Пушкин вернулся в Москву, а вскоре приехал и в Петербург. Он всячески поддерживал друзей, пытался оправдать их действия. В это время он встречался с Николаем І, но даже после разговора с царем поэт не покинул друзей. Под угрозой ссылки он оправляет им письма со стихами.

Такая и история создания анализируемого произведения, написанного в 1827 г. Те, кому посвящено стихотворение, получили запретное письмо. В Сибирь его доставила А. Г. Муравьева, жена одного из декабристов.

Тема

В произведении автор раскрывает тему памяти о тех, кто был сослан на каторгу за свои высокие стремленья. В связи с темой развивается идея о том, насколько важна поддержка друзей и крепкая надежда на освобождение. Поэт уверен, что надежда способна пробуждать в человеке радость и веселье даже, когда он находится в «темнице».

Лирический герой стиха обращается к людям, которые пребывают в заточении. Он не указывает, кем ему приходятся адресанты, создавая сборный образ людей, пребывающих «во глубине сибирских руд». Он уверен, что действия и помыслы заточенных обязательно дадут свои плоды.

Адресант пытается подбодрить пленников, говоря, что надежда найдет их даже в мрачном подземелье. За нею придут и любовь, и « дружество ». Лирический герой уверен, что оковы не вечны, и когда они « падут », освобожденные снова смогут бороться за права, причем уже с поддержкой « братьев », которые были на свободе.

Композиция

Композиция стихотворения условно делится на две части: краткое описание людей пребывающих в темнице, их высоких помыслов, пророчество лирического героя о скором освобождении каторжников. Переход между частями плавный, сопровождается переменами настроения от мрачного до радостного, возвышенного. Произведение состоит из четырех катренов, которые продолжают содержание друг друга.

Жанр

Жанр анализируемого произведения - послание, так как автор адресует свои слова другим людям. Стихотворный размер - четырехстопный ямб с пиррихием. Поэт использует разные виды рифмовки: перекрестную АВАВ и кольцевую АВВА. В стихе есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Послание Пушкина пестреет художественными средствами. Тропы помогают поэту выразить свои переживания за друзей, поддержать товарищей в трудную минуту.

Больше всего в тексте метафор : «во глубине сибирских руд храните гордое терпенье» , «дум высокое стремленье», «несчастью верная сестра надежда», «оковы тяжкие падут», «свобода примет вас радостно у входа». При помощи этого языкового средства поэт оживляет абстрактные понятия. Эпитеты служат для создания Сибирской атмосферы, поэтому большинство из них мрачные: «скорбный труд» , «мрачное подземелье», «мрачные затворы», «оковы тяжкие» .

Сравнение в тексте одно, но оно занимает целую строфу: «Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас».

В некоторых строфах используется аллитерация , например, в первых строчках нанизывание слов с согласным «р» указывает на непоколебимость духа каторжников, их силу воли: «во глубине сибирских руд храните гордое терпенье».

Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье, Придет желанная пора: Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас. Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут -- и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. Переход на страницу .

Примечания

"Во глубине сибирских руд..." (стр. 165). Послание декабристам, сосланным в Сибирь на каторгу. Очень многих из них Пушкин знал лично. Двое -- Пущин и Кюхельбекер -- были его лицейскими товарищами. В словах "Храните гордое терпенье" они могли услышать отзвук лицейской "Прощальной песни воспитанников Царскосельского лицея" Дельвига, исполнявшейся лицеистами хором на акте по случаю первого выпуска. В песне были такие слова: Храните, о друзья, храните Ту ж дружбу с тою же душой, То ж к славе сильное стремленье, То ж правде -- да, неправде -- нет, В несчастье гордое терпенье, И в счастье -- всем равно привет! Свое послание декабристам Пушкин вручил жене одного из них, А. Г. Муравьевой, уезжавшей из Москвы в начале января 1827 г. к мужу -- Никите Муравьеву -- в Сибирь. В своем ответе Пушкину декабрист А. И. Одоевский писал: Струн вещих пламенные звуки До слуха нашего дошли, К мечам рванулись наши руки, И -- лишь оковы обрели. Но будь покоен, бард, цепями, Своей судьбой гордимся мы И за затворами тюрьмы В душе смеемся над царями. Наш скорбный труд не пропадет: Из искры возгорится пламя, -- И просвещенный наш народ Сберется под святое знамя. Мечи скуем мы из цепей И пламя вновь зажжем свободы, Она нагрянет на царей, И радостно вздохнут народы. Стихи Пушкина и ответ Одоевского ходили в многочисленных списках по рукам и имели огромное революционизирующее значение. Слова Одоевского "Из искры возгорится пламя" В. И. Ленин взял эпиграфом для газеты "Искра". Переход на страницу

Стихотворение «Во глубине сибирских руд...», анализ которого представлен в этой статье, обращено к тем из друзей, кто были единомышленниками лирического героя, «горевшего» желанием освободить родину от «гнета власти роковой». Послание «К Чаадаеву» (1818), содержавшее эти образы, становится реминисцентным фоном для него.

Временная дистанция, возникающая при сопоставлении двух посланий, важна для выявления постоянства в отношении к друзьям, верности идеалам юности. Новым аспектом является стремление подвести итог деятельности поколения, вписать современные, животрепещущие события в историю, показав значительность вклада единомышленников в развитие цивилизации. Они «братья» всех борцов за свободу, на их долю выпало принять «меч» у предшественников (образы из последней строфы послания «Во глубине сибирских руд...»), чтобы вступить в поединок с теми, кто обрекает людей на участь рабов, влачащих жизнь в «оковах», заключенных в «темницы» (там же).

Как и раннее стихотворение, послание к пребывающим в «каторжных норах», за «мрачными затворами» друзьям написано четырехстопным ямбом. За образом реальной неволи просвечивает обобщенный смысл. Она становится ценой за «дум высокое стремленье», конкретные проявления которого можно восстановить, прислушавшись к откровенным признаниям лирического героя вольнолюбивой поэзии Пушкина. Он одушевлен просветительскими идеалами, согласившись с тем, что свобода — естественное право каждого, соблюдать которое призван закон. Его попрание власть имущими воспринимается им как личное оскорбление.

Новаторством Пушкина является ощутимость в передаче бедственных обстоятельств, в которых оказались наследники радищевского «мстителя» (строфы 13, 16). Как и в оде Радищева, в послании «Во глубине сибирских руд...» Пушкина превалирует жизнеутверждающий пафос, возвышаются непримиримость к пороку и злу, бунтарство, готовность отдать все силы и саму жизнь за наступление желанной поры. Лирический герой стремится утвердить единомышленников в вере в то, что она придет, и ничего из нравственных и действенных проявлений их мировоззрения не пропадет даром:

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Придет желанная пора!

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут...

Однако вход в царство свободы — это абстрактный образ, «братья меч... отдадут», возвращая его тем, кто первым поднял оружие против власти, в воображении, виртуально (слово «виртуально» существовало еще в античности, происходило от лат. «возможный, появляющийся при определенных условиях»). В реальности новые «мстители» (образ из оды Радищева) в Сибири, на каторге, в «мрачном подземелье», погружены в тяжкие, скорбные переживания. Перед ними выстроены «затворы», препятствующие тому, чтобы им были доступны выражение привязанности, эстетическое наслаждение. Свободный голос поэта может пробиться сквозь препятствия, и в нем узники должны услышать подтверждение своей правоты, признание высокого смысла своих страданий. Он может донести «любовь и дружество», пробудить бодрость духа, напомнить о надеждах юности:

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье,

Разбудит бодрость и веселье...

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Друзья снова вместе, общность мироощущения остается важнейшим фактором, позволяющим не чувствовать себя одиноким. Однако судьба единомышленников лирического героя оказалась отличной от его свободного будущего, они пострадали за свои убеждения, переживают «несчастье», объединившее их (для лирического героя, не отделяющего себя от единомышленников, важно подчеркнуть, что никто не в праве присоединять свое имя к братству мучеников — «Не пропадет ваш скорбный труд...», «ваши каторжные норы», «...и свобода/Вас примет радостно у входа...»). Делом они доказали могущество духа, преодолевающего слабости, побеждающего судьбу. До прекрасного будущего остался шаг, их победа несомненна: «оковы... падут», «темницы рухнут», нужно лишь сохранить «гордое терпенье». Но жизнь человека коротка, и не всем удастся войти в царство свободы.

Трагический отсвет падает и на предшественников, все борцы против неволи — герои, сознательно выбравшие скорбную судьбу. Трагический герой — особое понятие, термин, акцентирующий, что главным в участи персонажа становятся не положение жертвы обстоятельств, а волевое усилие, направленное на борьбу с ними, хотя ему известно об их силе, о том, что она превосходит возможности человека. Вступая в безысходный конфликт с судьбой, герой демонстрирует исключительность натуры. В стихотворении Пушкина «Во глубине сибирских руд...», анализ которого мы проводим, участники политических возмущений имеют характеристику трагических героев. В отличие от романтических произведений, максимализм, «дум высокое стремленье» каждого из них не превращает его в одинокого мечтателя или бунтаря. Это общее для всех «братьев» настроение, разделяемое единомышленниками в прошлом, настоящем и будущем, оно становится основой для создания образа, продолжающего представление Радищева о единстве «рати... бранной», поднимающейся на борьбу с «пороком, лжой и клеветой» (строфа 16 в его оде «Вольность»).

В послании «Во глубине сибирских руд...» Пушкина приметы «желанной поры» обрисованы обобщенно, как отсутствие насилия, неволи. Конкретику вносят переклички с другими произведениями — одой «Вольность» Радищева и вольнолюбивой лирикой самого автора. Они вызывают ассоциации (от лат. «соединение», связь между образами, понятиями, качествами, возникающая при определенных условиях, в искусстве по воле автора), способствуют появлению аллюзий (от лат. «намекать», соотнесение с известным литературным, историческим, мифологическим явлением), реминисценций (от лат. «смутное воспоминание», отзвук образа другого автора, вызывающий сопоставление). Автореминисцентный фон послания 1827 г. составляет стихотворение, написанное почти за десять лет до этого,— «К Чаадаеву» (1818).

Лирический герой послания «К Чаадаеву» также обращается к друзьям-единомышленникам, утверждая необходимость веры в будущее торжество прекрасных идеалов. Но в раннем стихотворении многие аспекты конкретизированы: поколение «любовников» свободы настолько остро воспринимает общественную несправедливость, что она вызывает потребность мести за поруганные идеалы; кроме этого, для него любовь к родине затмила все человеческие привязанности, оно слышит только ее «призыванье», стремясь освободить ее от «гнета власти роковой»; наконец, радость и наслаждение молодые бунтари находят только в борьбе, душа каждого из них нетерпеливо жаждет столкновения, томится в предчувствии победы, которая видится как «сладкое свиданье» с осуществленной мечтой. В послании «К Чаадаеву» проясняется и вопрос, какой награды за свой отказ от личных устремлений ждут борцы с самовластьем: «минута вольности» сама по себе станет «святым», сокровенным переживанием, а кроме того, в памяти потомков они останутся навсегда, так как именно им принадлежит честь («Пока сердца для чести живы...» — «К Чаадаеву») разрушения твердыни самовластья, на обломках которой будут означены их имена.

Связь между двумя посланиями выявляется не только на содержательном уровне (сходство в проблематике, обращенность к представителям одного поколения, близость мотивов самоотверженного служения и радости борьбы), но и в связи с фоническими (звуковыми) соответствиями. Эта поэтическая особенность придает сходству характер органичной, непосредственной, внутренней близости. Достигается впечатление с помощью одинаковых ассонансов. В послании «К Чаадаеву» основным звуковым повтором был звук «а» (на нем построены рифмы и первых трех четверостиший, и пятистрочного финала): славы, обман, забавы, туман, желанье, призыванье, упованья, свиданья; она, снаг, имена. В стихотворении «Во глубине сибирских руд...» он слышен во второй и третьей строфах: сестра, пора, до вас, глас. Ассонанс выделяет слова, значимые в создании эмоционального настроя.

Однако обращение к декабристам проникнуто не только радостной жаждой борьбы, но и скорбным переживанием. Поэтому звуковой повтор "а" сочетается с другим ассонансом. Мрачные эмоции передаются звуком «у» (руд, труд — первая строфа). Однако у него есть и другой смысл, так как из каторжных застенков совершается прорыв к неземному счастью, которое приносит вера в осуществление прекрасной цели (в послании 1827 г. ответом на «прекрасные порывы» юности, которые лирический герой посвящает освобождению отчизны — «К Чаадаеву», становится радостная встреча победителей: свобода «примет радостно» своих защитников у входа в отвоеванное ими для нее царство).

Внимательно вслушиваясь в звучание стихотворения «Во глубине сибирских руд...», вы заметите, что на фоническом уровне проявляется динамика чувств лирического героя: от скорби к уверенности в правоте дела, которому он и его друзья отдали молодость. Во второй и третьей строфах послания «Во глубине сибирских руд...» ударный «у» акцентирует те слова, где смыслом является вера в будущее (разбудит, дружество, дойдут). В четвертом четверостишии слова с ассонансом на «у» выделяются в сознании читателя, в связи с тем что составляют опоясывающую рифму. Это не случайно, так как они важны, выражая в полной мере исторический оптимизм лирического героя (падут, отдадут). Их дополняет еще одно слово, где звучит «у», находящееся на интонационно значимой позиции — на нем завершается восходящая интонация перед выводом (рухнут). В отличие от стихотворения «К Чаадаеву», заканчивающегося восклицанием («напишут наши имена!»), в послании «Во глубине сибирских руд...» последняя строчка, также имеющая значение желаемого итога, эмоционально нейтральна, в конце стоит точка («И братья меч вам отдадут.»). Волнение лирического героя обрывается на утверждении, которое передается словом с ассонансом на «у», звучащим в последней мужской рифме. Он неожиданно становится выражением не мрачных ощущений, а «бодрости и веселья» от предчувствия «желанной поры». Так на фоническом уровне появляется возможность зафиксировать мысль, кажущуюся преждевременной и неоправданно оптимистичной в скорбной действительности: декабристы войдут в историю не как преступники, обреченные закончить жизнь в темницах, а в образе героев, смысл бытия которых — в прорыве через борьбу и бедствия к победе и счастью. Наступит день, когда падут оковы неволи, пусть это будут не реальные цепи, не ощутимая весть освобождения для попавших в сибирские тюрьмы, но тем, чьи думы всегда имели «высокое стремленье», этот день принесет осуществление заветной мечты:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Последняя строчка послания — свидетельство восстановления исторической справедливости: для потомков битва за свободу будет восприниматься как единый процесс. Еще долго будет сверкать меч в руках тех, кто не может смириться с властью порока и зла, но взойдет «Звезда пленительного счастья» («К Чаадаеву»), наступит «избраннейщий» день (образ из оды Радищева «Вольность»), и оружие вернется к первым мстителям. Такова историческая миссия необыкновенного поколения, из которого вышли борцы за честь родины и свободу мира («Хочу воспеть свободу миру...» — Пушкин. «Вольность»).

«Во глубине сибирских руд … » — послание поэта
к отправленным на каторгу друзьям-декабристам.
Осенью 1826 года, уже после жестокой расправы с
декабристами, Николай 1 возвратил Пушкина из
ссылки, и они имели продолжительную беседу с
глазу на глаз. Царь уверил поэта в том, что он ис-
кренне желает использовать свою власть во благо
и процветание народа и просил помочь ему в этом
своим творчеством. Пушкин прислушался к мнению
царя, но от своих прежних убеждений не отрекся. Не
отрекся он и от друзей-декабристов.
К тому же поэт был особенно впечатлён поступ-
ком жён декабристов — многие из них пренебрег ли
положением в свете, богатством, знатностью и раз-
делили судьбу своих мужей. Пушкин передал своё
дружеское послание с женой декабриста Никиты
Муравьёва, которая тоже уезжала в Сибирь вслед
за сосланным мужем.
В стихотворении чувствуется не только стремление
поэта утешить своих друзей, но и глубокое восхище-
ние ими. Для Пушкина их думы — «высокие», их
терпение — «гордое», их труд — «скорбный», а меч
дожидается их возвращения из неволи.
Послание написано в высоком стиле. В нём много
абстрактных образов: Несчастье, Надежда, Свобода,
Любовь, Дружество. Поэт рисует мрачное простран-
ство, в котором оказались герои, используя для этого

особую лексику: «мрачное подземелье», «темницы»,
«каторжные норы», «оковы тяжкие». Эти образы
создают трагическую атмосферу несчастья, постиг-
шего его друзей.

Но лирический герой уверен, что у несчастья
всегда есть верная сестра — надежда. И он верит в
человека-борца, который способен в самых тяжёлых
условиях сохранить в себе не только « гордое терпе-
нье » , но И верность своим идеалам — « дум высокое
стремленье » , « Любовь и дружество », « свободный
глас» способны поддержать ссыльных, помочь им
переносить тяжесть каторги. И ещё поэт выразил
свою уверенность в том, что рано или поздно спра-
ведливость восторжествует, «оковы тяжкие падут,
темницы рухнут » ,

Но не об амнистии, не о прощении, не о воз-
вращении декабристов из ссылки говорит поэт.
« Не пропадёт ваш скорбный труд / и дум высокое
стремленье!» — восклицает он. В этом «не пропадет-
открывается иной смысл — речь идёт о торжестве
высоких идей.
Финал стихотворения звучит оптимистично.

Пламенное послание Пушкина очень поддержало
декабристов и стало одним из немногих радостных
событий их каторжной жизни.

Ключевым словом в стихотворении является слово
свобода. Это же слово было начертано на знамёнах
декабристов. Это послание поэтически утверждает
то, за что они боролись. И друзья откликнулись на
послание Пушкина — поэт-декабрист Александр
Одоевский написал в ответ стихи, которые аакан-
чивалиоь так.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: