Илия (пророк). Пророк илия Когда жил илья пророк

Дата публикации или обновления 01.11.2017

  • К оглавлению: жития святых
  • Сказание о житие и чудесах пророка Божия Илии.

    Предистория.

    Издревле избранные люди Божии, имеющие свое происхождение от двенадцати сыновей Израиля, составляли одно царство, управляемое нераздельно и единовластно одним царем, начиная от Моисея и Иисуса Навина до Давина и Соломона. Когда же, после смерти Соломона, на царство вступил его сын Ровоам, оказавшийся тяжелым для своих подданных, ибо отягощал их чрезмерными налогами и работами, жестоко наказывал их, даже нередко отправлял их в ссылки, тогда десять племен откололись от него и избрали себе в цари другого - по имени Иеровоам. Иеровоам прежде был рабом Соломона.

    Однажды Соломон хотел придать его смерти за участие в восстании, но Иеровоам убежал в Египет. По смерти же Соломона он возвратился в землю Израильскую и был избран царем тех израильских племен, которые откололись от Ровоама. Ровоам, сын Соломона, царствовал в Иерусалиме над двумя коленами - Иудиным и Вениаминовым; Иеровоам же, раб Соломонов, царствовал над десятью коленами Израильскими. Оставшиеся верными сыну Соломонову два колена были названы царством Иудейским, а десять колен, перешедшие к рабу Соломонову, составили царство Израильское.


    Из книги Византийские иконы Синая.

    Колена Израилевы, хотя и разделились на два царства, однако все они служили одному Богу, сотворившему небо и землю, и не могли иметь другого храма, кроме Иерусалимского, построенного Соломоном, ни других священников, кроме поставленных Богом; поэтому люди из царства Израильского постоянно ходили в Иерусалим для поклонения и жертвоприношения Господу Богу своему. Видя это, Иеровоам, царь израильский, начал беспокоиться: "Если эти люди всегда так будут ходить в Иерусалим для поклонения Богу, то захотят опять перейти к первому своему царю, сыну Соломонову, а меня убьют".


    Икона . Пророк Илия. Галерея икон .

    Размышляя об этом, он начал отыскивать средства, как бы отвратить израильтян от Иерусалима. И надумал он прежде всего отвратить их от Бога.

    Невозможно, - сказал он, - оставить им Иерусалим, если сначала они не оставят Бога.

    Зная, что народ израильский легко склонен к идолопоклонству, Иеровоам придумал для их богоотступления такую коварную хитрость. Он вылил из золота двух молодых телиц, подобно тому, как древние израильтяне по выходе своем из Египта изваяли себе в пустыне золотого тельца, которому и поклонялись вместо истинного Бога. Созвав к себе весь народ израильский и указывая собравшимся на тех двух телиц, Иеровоам сказал: "Израиль! Это - боги твои, которые вывели тебя из земли Египетской. Не ходите более в Иерусалим, а этим богам поклоняйтесь".

    И поставил он тех телиц в различных местах: одну в Вефиле (юг Самарии), а другую в Дане(север Галилеи), построив для них прекрасные храмы и назначив для них жрецов; и даже сам исполнял обязанности жреца. Для большего соблазна грехолюбивых людей Иеровоам приказал, чтобы при тех вылитых из золота телицеобразных идолах в дни установленных в честь их праздников совершались всякие беззакония.

    Так нечестивый царь ради временного царствования сам отпал от Бога, и все десять колен Израилевых отвратил от Него. После этого царя и другие цари израильские со всеми подданными держались того же нечестивого идолопоклонства, как тому научились и привыкли при Иеровоаме.

    Премилосердный же Господь, не оставляющий и оставивших Его людей, но по Своей благости ищущий их обращения, посылал к израильтянам Своих святых пророков, чтобы они обличали заблуждения и увещевали их избавиться от дьявольских сетей и возвратиться опять к почитанию истинного Бога. Среди пророков, в разные времена посылаемых Богом к Израилю, был и великий из пророков святой Илия.

    Житие и чудеса.

    По достоверным сказаниям, родиной святого пророка Божии Илии была страна Галаадская в восточной части Палестины, город же, в котором родился он, назывался Фесвит, отчего Илия и прозван Фесвитянином. Происходил Илия из рода Ааронова. Рождение Илии было ознаменовано видением его отцу, которого звали Савах. В то самое время, когда мать Илии рождала его, Савах увидел белообразных людей, разговаривавших с младенцем, пеленавших его огнем и кормивших его, влагая в уста пламень огненный. Устрашенный таким видением, Савах пошел в Иерусалим и рассказал о видении священникам. Тогда один из них, муж прозорливый, сказал Саваху:

    Не бойся видения относительно твоего сына, но знай, что младенец тот будет сосудом благодати Божией; слово его будет, как огонь, сильно и действенно, будет велика и ревность его по Господе, и жизнь его будет благоугодна Богу, и будет судить он Израиля оружием и огнем.

    Воспитание Илия получил такое, какое подобаетюноше из священнического рода; с самых юных лет предав себя Богу, возлюбил он девственную чистоту, в которой пребывал, как ангел Божий, непорочный перед Богом, чистый душой и телом. Любя же размышлять о Боге, он часто удалялся для безмолвия в пустынные места, где подолгу беседовал с Богом в теплой к нему молитве, пылая к нему, как серафим, пламенной любовью. И сам Илия был любим Богом, так как Бог любит любящих Его.

    И вследствие своей равноангельской жизни, Илия приобрел к Богу великое дерзновение: все, что просил Илия у Бога, он получал. Слыша же и видя, с одной стороны, совершающиеся в развращенном Израиле беззакония: царей - пребывающих богопротивном нечестии, судей и старейшин - поступающих не по правде, народ - служащий мерзостям идольским и коснеющий во всяких духовных и телесных пороках без страха и боязни Бога, приносящий сыновей и дочерей своих в жертву бесам; а с другой, - ревностных чтителей истинного Бога, претерпевающих всяческие притеснения и гонения, даже смерть - о всем этом пророк Божий сильно болел сердцем: он то оплакивал погибель столь бесчисленного множества душ человеческих, то сетовал на жестокое гонение праведных; особенно же он скорбел и страдал душою о бесчестии, наносимом истинному Богу со стороны нечестивых людей, и все более и более исполнялся ревностью о славе Божией.

    Прежде всего Илия молил Бога, дабы обратил Он грешников к покаянию. Но так как Бог требует от грешных людей добровольного обращения, а в ожесточенных сердцем израильтянах не было такого стремления к добру, то пророк Илия, сильно возревновал о славе Божией и о спасении людей, просил Бога наказать израильтян временно, чтобы хотя таким средством отвратить их от нечестия. Но зная в то же время, что Господь по Своему человеколюбию и долготерпению не скор к наказанию, Илия, по великой своей ревности о Нем, осмелился просить Бога повелеть ему, Илии, наказать законопреступников. Премилостливый Господь, как чадолюбивый отец, не хотел опечалить любимого слугу Своего, сыновне Ему служащего и даже самой малой Его заповеди не нарушившего.

    В то время в Израиле царствовал царь Ахав, имея стольным городом своим Самарию. Ахав женился на Иезавели, дочери царя сидонского Ефваала. Иезавель как язычница принесла с собой в новое отечество идола сидонского, бога Ваала (Ваал- главный у хананейских народов бог). Ахав построил для него в Самарии капище, поставил там ему жертвенник, сам поклонялся Ваалу как богу, и всех израильтян принуждал кланяться этому идолу.

    И вот к этому-то царю и пришел пророк Божий Илия и обличал его в заблуждении, что он, оставив Бога Израилева, сам кланяется бесам и вместе с собой весь народ влечет к погибели. Видя же, что царь не слушает его увещаний, святой пророк к словам приложил дело, предав наказанию царя-богопротивника и подданных его. Он сказал:

    Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! В сии годы не будет ни росы ни дождя, разве только по слову моему.

    Сказав это, Илия ушел от Ахава, и по слову пророка небо заключилось и настала засуха: ни одна капля дождя или росы не упала на землю. Вследствие засухи был полный неурожай хлебов, и наступил голод. Ибо когда согрешает один царь, и на всех подданных гнев Божий приходит (как прежде вследствие грехопадения одного Давида страдало все царство). Пророк же Божий Илия ожидал, что Ахав, царь израильский, будучи наказан, сознает свое заблуждение, обратиться к Богу с покаянием, а вместе с собой обратит на путь истинный и развращенный им народ. Но когда святой Илия увидал, что Ахав, подобно Фараону, остается ожесточенным, не только не думает покончить с нечестием, но наоборот, более и более погружается в бездну зла, преследует и даже убивает людей, благоугождающих Богу своей жизнью, то продолжил наказание на другой и на третий год. В это время исполнилось слово первого Боговидца, святого пророка Моисея, сказанное Израилю: "И небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью, и земля под тобою железом"потому что при заключившемся небе, земля не имела влаги и не давала никакого плода.

    Так как воздух был всегда зноен, и всякий день от палящего солнца стояла сильная жара, то все деревья, цветы и трава завяли - плоды погибли, сады, нивы, поля сделались совершенно пусты, и не было на них ни пахаря, ни сеятеля. Вода в источниках иссякла, малые реки и потоки совсем высохли, а в больших реках количество воды уменьшилось, вся земля сделалась безводной и сухой, и умирали от голода люди, скот и птицы. Такое наказание постигло не только Израильское царство, но и окрестные страны. Ибо когда в городе загорится один дом, пожар распространяется и на соседние дома. Так случилось и в поднебесной: один народ израильский навлек на себя гнев Божий, а страдала вся вселенная.

    Но все это произошло не столько от гнева Божия, сколько по ревности о славе Божией пророка Илии. Ибо премилосердный и человеколюбивый Господь, по безмерной благости Своей, видя бедствие людей и гибель животных, уже готов был послать дождь на землю, но Он удержался от этого, чтобы исполнить решение Илии, и чтобы не оказались ложными слова пророка: "в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову"

    Сказавший же это был настолько объят ревностью к Богу, что и себя не щадил, ибо знал, что когда истощится на земле запас пищи, и ему, как и всем людям, предстоит терпеть голод. Но он пренебрегал этим, ибо предпочитал лучше умереть от голода, нежели помиловать нераскаянных грешников, враждующих против Бога.

    Что же творит всеблагий Бог? Он посылает пророка Илию в некоторое уединенное место, далекое от жилищ человеческих, говоря: "Обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана; из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там".

    Сделал же это Господь для того, чтобы Илия на погиб от голода и чтобы с помощь воронов и Хорафского потока возбудить в Илии сострадание к страдающим и погибающим от голода и жажды людям. Вороны в сравнении с другими птицами обладают особенным свойством: они очень прожорливы и не имеют чувства жалости даже к птенцам своим, ибо часто ворон лишь только выведет птенцов, покидает их в гнезде, улетая в другое место и обрекая птенцов на смерть от голода. Только Промысел Божий, пекущийся о каждой твари, спасает их от смерти. И всякий раз, когда вороны, по велению Божию, прилетая к пророку, приносили ему пищу, - утром хлеб, а вечером мясо, совесть в Илии - этот внутренний в человеке голос Божий - взывала к его сердцу: "Смотри, вороны, будучи по природе дикими, лакомыми, прожорливыми, не любящими своих птенцов, как заботятся о твоем пропитании: сами голодны, а тебе приносят пищу. Ты же сам человек, не имеешь сострадания к людям, и не только людей, но и скот и птиц хочешь уморить голодом".

    Также, когда через некоторое время увидел пророк поток высохшим, Бог сказал ему:

    Время уже помиловать мучимую тварь и послать ей дождь, чтобы и тебе самому не умереть от жажды.

    Но ревнитель Божий крепился, он молил Бога, что бы не было дождя до тех пор, пока не будут наказаны еще ненаказанные, и пока не погибнут на земле все враги Божии. Тогда опять Господь, премудро склоняя Своего раба к милосердию, послал его в Сарепту Сидонскую, находившуюся не под властью царя Израильского, к бедной вдове, чтобы он убедился, какое бедствие нанес он не только людям богатым и состоящим в супружестве, но и бедным вдовам, которые не только во время голода, но и в годы урожаев хлеба и всякого земного обилия часто не имеют дневного пропитания.

    Пророк, придя к воротам этого города, увидел вдову, несущую дрова, не более двух поленьев: ибо у нее в кадке была одна только горсть муки и немного масла в кувшине. Так как Илия был мучим голодом, то он попросил у вдовы кусок хлеба. Вдовица же, поведавшая ему о своей крайней бедности в последнее время, сказала, что она хочет для себя и для своего сына из оставшейся муки приготовить в последний раз обед, а потом им предстоит умереть от голода. Человек Божий мог бы этим умилиться и сжалиться над всеми бедными вдовами, страдающими от голода: но великая ревность к Богу побеждала все, и он не оказывал никакого милосердия к погибающей твари, желая прославить Творца и показать всей вселенной Его всемогущую силу. Имея же от Бога по вере своей дар чудотворения, Илия сотворил так, что мука и масло в доме вдовицы оставалось неистощимыми: и он питался у вдовицы до тех пор, пока прекратился голод. Пророк и умершего сына вдовицы воскресил молитвой, соединенной с троекратным дуновением на умершего, как об этом написано в Слове Божием. "После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания. И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? Ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего. И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его из рук ее, и понес в горницу, где он жил, и положил его на своею постель. И воззвал к Господу и сказал: Господи, Боже мой! Неужели ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее? И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи, Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил. И взял Илия отрока, и свел его из горницы в дом, и отдал его матери его, и сказал Илия: смотри, сын твой жив. И сказала женщина Илии: теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно". (3Цар.17,17-24)

    Существует сказание об этом воскресшем сыне вдовицы, что имя ему было Иона, что именно он, придя в возраст, сподобился пророческого дара и был послан в Ниневию проповедовать покаяние; будучи же поглощен в море китом и через три дня выброшен им, прообразовал собою тридневное Христово воскресение, как в пророческой книге и в житие его подробно повествуется.

    По прошествии трех бездождливых и голодных лет, всеблагий Бог, видя создание Свое совершенно уничтожающимся на земле от голода, умилосердился и сказал рабу Своему Илии: "Пойди, явись Ахаву; я хочу помиловать творение Свое и по твоему слову послать дождь на высохшую землю, напоить ее и сделать плодоносною. Ахав уже склоняется к покаянию, ищет тебя и готов послушаться тебя во всем, что ты прикажешь ему".

    Пророк тотчас же из Сарепты Сидонской отправился в Самарию, стольный город Израильского царства. У царя Ахава был в то время домоправитель некто Авдий, верный слуга ему и человек богобоязненный. Он скрыл от убиения Иезавелью сто пророков Господних, поместив их в двух пещерах, по пятидесяти в каждой, и питал их хлебом и водой. Призвав к себе этого домоправителя, царь Ахав (еще до прихода к нему Илии) послал его поискать травы при высохших потоках, чтобы было чем прокормить уже немногих оставшихся в живых коней и другой скот. Лишь только Авдий вышел из города, то встретил святого пророка Илию, поклонился ему до земли и сказал, что Ахав тщательно искал его во всем царстве своем. Святой Илия отвечал Авдию: "Пойди, скажи господину своему: "Илия здесь".

    Авдий отказывался, говоря: "Когда я пойду от тебя, тогда Дух Господень унесет тебя, не знаю, куда; и если я пойду уведомить Ахава, и он не найдет тебя, то он убьет меня".

    Илия отвечал: "Жив Господь Саваоф, пред которым я стою! Сегодня я покажусь ему!"

    Авдий вернулся и сказал царю. Ахав поспешил выйти навстречу человеку Божию. Когда же он увидел Илию, то от затаенной в нем злобы к пророку не мог удержать жестокого слова и сказал Илии: "Ты ли это - смущающий Израиля?"

    Пророк же Божий безбоязненно отвечал Ахаву: "Не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеление Господни и идете вслед Ваалам".

    После этого пророк Божий, имея в себе силу помощи Божественной, приказал царю: "Теперь пошли и собери ко мне всего Израиля на гору Кармил и четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся от стола Иезавели".

    Тотчас же царь, разослав гонцов по всей земле Израильской, собрал бесчисленное множество народа, и всех нечестивых пророков и жрецов созвал на гору Кармил и сам туда пришел.

    Тогда ревнитель Божий Илия обратился к царю и ко всему израильскому народу с такими словами: "Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему, а если Ваал, то ему последуйте".

    Народ молчал, да и не мог что-нибудь ответить, ибо всякий израильтянин своей совестью был обличаем в заблуждении. Тогда Илия продолжал: "Я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек; пусть дадут нам столько тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают, а я приготовлю другого тельца и положе на дрова, а огня не подложу; и призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа, Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог".

    Выслушав эти слова, весь народ одобрил решение пророка Божия и сказал: "Пусть будет так, слово твое хорошо".

    Когда же в середину собрания были приведены тельцы, святой Илия сказал нечестивым пророкам Вааловым: "Выберите себе одного тельца, и вы первые приготовьте жертву, ибо вас много, а я один, и приготовлю после. Положив же на дрова тельца, огня не возжигайте, но молитесь вашему богу Ваалу, чтобы он с неба послал огонь и сжег вашу жертву".

    Бесстыдные пророки так и поступили. Бросив жребий, они взяли тельца, построили жертвенник, положили на него достаточное количество дров, закололи тельца, разделили его на части, положили их жертвенник поверх дров и начали молиться Ваалу своему, чтобы он послал огонь на жертву их. Они призывали имя его с утра до полудня, крича: "Послушай нас, Ваал, послушай!".

    Но не было ни голоса, ни ответа. Принялись они скакать вокруг жертвенника, но все напрасно. В полдень пророк Божий посмеялся над ними: "Кричите громче, - говорил он, - чтобы бог ваш услыхал вас; должно быть, он сейчас не свободен: или занят чем-нибудь, или с кем беседует, или пирует, или уснул; кричите как можно громче, чтобы разбудить его".

    Лжепророки громким голосом звали Ваала и по обычаю своему кололи голосом звали Ваала и по обычаю своему кололи себя ножами, а другие били себя бичами до крови. Перед наступлением вечера святой Илия Фесвитянин сказал им: "Замолчите и перестаньте; уже время моей жертве".

    Почитатели Ваала перестали. Тогда Илия, обратясь к народу, сказал: "Подойдите ко мне!".

    Все подошли к нему. Пророк взял двенадцать камней по числу колен Израилевых, построил из них жертвенник Господу, затем, обложив жертвенник дровами, разделил тельца на части, положил их на дрова вокруг жертвенника, выкопал ров и приказал людям, чтобы они, взяв четыре ведра, лили воду на жертву и на дрова; так и сделали. Илия приказал повторить; повторили. Приказал в третий раз сделать то же самое, и сделали. Вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водой. И возопил Илия к Богу, обратя взор свой к небу, говоря: "Господи, Боже Авраамов, Исааков и Иаковлев! Услышь меня, Господи, услышь ныне в огне! И пошли с неба огонь на жертву, чтобы все сии люди ныне познали, что Ты един Бог Израилев, а я - раб Твой, и Тебе принес жертву сию! Услышь меня, Господи, ответь мне огнем, чтобы сердца людей сих обратились к Тебе!".

    И упал от Господа с неба огонь и уничтожил все сжигаемое - и дрова, и камни и золу, и даже воду, которая была во рву, - все истребил огонь.

    При виде этого народ пал лицом на землю, взывая: "Господь есть Бог!"

    Илия сказал народу: "Схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся".

    Народ исполнил его приказание, и Илия отвел их к потоку Киссону, и заколол их там, и нечестивые трупы их бросил в воду, чтобы земля не осквернялась ими и чтобы воздух не заражался смрадом от них. После этого святой Илия велел царю Ахаву скорее пить и есть и запрягать коней в колесницу, чтобы отправиться в путь, потому что скоро пойдет большой дождь, который омочит все.

    Когда Ахав сел есть и пить, Илия взошел на гору Кармил. Наклонившись к земле, он положил лицо свое между коленьями своими и молился Богу и ниспослании дождя на землю. Тотчас же по молитве его как бы ключом отверзлись небеса и выпал большой дождь, который омочил всех и жаждущую землю обильно напоил. Тогда Ахав, сознав свое заблуждение, на пути в Самарию оплакивал грехи свои. Святой же Илия, опоясав чресла свои, пеший шел впереди его, радуясь о славе Господа Бога своего.

    Нечестивая царица, жена Ахава, Иезавель, узнав о происшедшем, страшно разгневалась на Илию, и клянясь своими богами, послала сказать ему, что на завтрашний день в тот самый час, в который Илия убил пророков Ваала, она убьет его. Святой Илия устрашился смерти, ибо был человек со всеми свойственными людям немощами, как и сказано о нем: "Илия был человек подобный нам". Из-за угроз Иезавели он бежал в Версавию, в царство Иудейское, и пошел в пустыню один. После дня пути он сел под можжевеловым кустом отдохнуть. Терзаемый печалью, он стал просить у Бога смерти себе: "Довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих".

    Пророк сказал так не вследствие скорби от гонения на него, но как ревнитель Божий, не терпящий злобы человеческой, бесчестия Божия и поношения Пресвятого имени Господня: для него было легче умереть, чем слышать и видеть беззаконных, презирающих и отвергающих Бога своего. С такой молитвой на устах Илия лег и уснул под деревом. И вот касается его ангел Господень, говоря: "Встань, ешь и пей".

    Поднявшись, Илия увидал у своего изголовья теплый опреснок и кувшин воды, встал, поел, напился воды и опять уснул. Ангел Господень вторично коснулся его, говоря: "Встань, ешь и пей, ибо дальняя дорога пред тобою".

    Илия опять встал, еще поел, напился воды, и подкрепившись этой пищей, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива, где поселился в пещере. Здесь собеседником ему был Сам Господь Бог, Который явился ему в легком вихре, тихо дующем в чистом воздухе. Когда приближался к нему Господь, предшествовали страшные знамения Его явления: сначала была сильная буря, разрушающая горы и разбивающая скалы, потом шел огонь, в огне не было Господа; после огня - веяние легкого ветра; тут и был Господь. Когда Илия услышал прохождение Господа, он закрыл лицо свое плащом, и вышедши из пещеры, встал около нее. Он услыхал Господа, говорящего ему: "Что ты здесь, Илия?"

    Илия ответил: "Возревновал я о Господе, Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее".

    Господь же, утешая Илию в печали его, открыл ему, что не весь израильский народ отступил от Него, но Он имеет семь тысяч тайных рабов Своих, которые не преклоняли колен своих пред Ваалом. Вместе с тем, Господь возвестил Илии о предстоящей в скором времени погибели Ахава и Иезавели и всего дома их и повелел Илии предназначить на Израильское царство достойного мужа по имени Ииуя, который и истребит весь род Ахавов, а Елисея - помазать в пророка. Так, утешив раба Своего, Господь отошел от него.

    Угодник же Божий, по велению Господню, ушел от Хорива, по пути встретил Елисея, сына Сафатова, пашущим землю двенадцатью парами волов; возложив на него свой плащ, святой Илия объявил ему волю Господню, нарек его пророком и приказал ему идти за собой.

    Елисей же сказал Илии: "Позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою".

    Святой Илия не воспрепятствовал этому. Елисей же, придя домой, заколол пару волов, на которых сам пахал, устроил угощение соседям и родственникам, а затем, простившись с родителями, ушел к Илии и стал служить ему.

    В это время царь Ахав, под влиянием своей нечестивой жены Иезавели, к прежним беззакониям прибавил новое.

    У одного израильтянина по имени Навуфей был виноградник недалеко от владения царя Ахава в Самарии. Ахав предложил Навуфею: "Отдай мне свой виноградник, из него будет у меня овощной сад, ибо он близко от моего дома, а вместо него я дам тебе виноградник лучше этого, или, если угодно тебе, дам тебе серебра, сколько он стоит".

    Навуфей отвечал: "Сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследие отцов моих!"

    Ахав возвратился в дом свой смущенный и оскорбленный ответом Навуфея и от досады не мог есть хлеба. Иезавель же, узнав причину его, подсмеялась над ним: "Ужели такова твоя, царь Израилев, власть, что даже на одном человеке ты не силен проявить свою волю? Но перестань печалиться, ешь хлеб и подожди немного: я сама отдам тебе в руки виноградник Навуфея".

    Сказав это, она написала от имени царя приказание старейшим гражданам израильским и приложила к нему царскую печать. Написано же было, чтобы они возвели на Навуфея ложное обвинение, будто он злословил Бога и царя, и, представив лжесвидетелей, побили его за городом камнями. И совершилось то несправедливое убийство по беззаконному приказанию. После казни ни в чем не повинного Навуфея Иезавель сказала Ахаву: "Теперь наследуй виноградник без денег, ибо Навуфея уже нет в живых".

    Ахав, услыхав об убийстве Навуфея, немного опечалился, а потом пошел в виноградник, чтобы принять его в свое владение (Имение казненных за преступления против царя поступало в пользу царя). На пути встретил его, по велению Божию, святой пророк Илия и сказал ему: "Так как ты несправедливо убил невинного Навуфея и незаконно завладел его виноградником, то посему говорит Господь: на том самом месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь; также и жену твою Иезавель съедят псы, и весь твой дом будет истреблен".

    Ахав, услыхав эти слова, заплакал, снял с себя царские одежды, оделся во вретище и наложил на себя пост. И столь малое покаяние Ахава перед Господом возымело такую силу, что исполнение назначенного наказания всему дому было отложено до тех пор, пока не умрет Ахав. Ибо Господь сказал Своему пророку Илии: "Видишь, как смирился предо Мною Ахав? Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его".

    После этого Ахав прожил три года и был убит в сражении с царем сирийским Венададом. С места битвы он был отвезен на колеснице в Самарию, и кровь, текущую с колесницы, лизали псы, как и предсказал пророк Божий. Так же и все, что предсказано было об Иезавели и всем Ахавовом доме, исполнилось потом в свое время, уж по взятии святого Илии на небо.

    После смерти Ахава воцарился сын его Охозия, который оказался наследником как престола, так и нечестия отцовского, ибо, слушая нечестивую мать Иезавель, он поклонялся и приносил жертвы Ваалу, чем очень прогневал Бога Израилева. Однажды, вследствие неосторожности, Охозия упал из окна своего дома и очень сильно заболел. Он отправил послов к Ваалу, который жил в идоле Ваалоом и давал ложные ответы обращавшимся к нему с вопросами. К тому бесу он и послал спросить о своем здоровье, выздоровеет ли он от болезни. Когда послы Охозии шли к Ваалу, на пути, по велению Божию, предстал пред ними пророк Илия и сказал: "Разве нет Бога в Израиле, что вы идете спрашивать у Ваала? Возвратитесь и скажите пославшему вас царю - так говорит Господь: с постели, на которую ты лег, не встанешь, но умрешь на ней".

    Возвратившись, посланные передали эти слова больному царю. Царь спросил их: "Каков видом тот человек, который вышел на встречу вам?"

    Они отвечали: "Человек тот весь в волосах и подпоясан кожаным поясом по чреслам своим".

    Царь сказал: "Это Илия Фесвитянин".

    И послал он старейшего пятидесятоначальника и с ним пятьдесят человек, чтобы они взяли Илию и привели к нему. Те пошли и увидели Илию на горе Кармил, ибо он привык пребывать преимущественно на этой горе. Увидав Илию сидящим наверху гору, пятидесятоначальник сказала ему: "Человек Божий, царь говорит: сойди".

    Святой Илия отвечал пятидесятоначальнику: "Если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток".

    И тотчас упал с неба огонь и поджег их. Царь послал другого пятидесятоначальника с таким же числом людей, но и с ними случилось то же: упавший с неба огонь подпалил их. Царь послал третьего пятидесятоначальника с пятидесятью мужами. Этот пятидесятоначальник, узнав, что случилось с прежде него посланными, пришел к святому Илии со страхом и смирением, и пав на колени перед ним, умолял его, говоря: "Человек Божий! Вот я и сии рабы твои, пришедшие со мною, стоим пред тобой; помилуй нас: мы не по своей воле пришли, а посланы к тебе; не губи нас огнем, как погубил ты посланных прежде нас".

    И пощадил пророк пришедших со смирением; прежде же приходивших он не пощадил потому, что они приходили с гордостью и властью, хотели взять его как пленника и вести его с бесчестием. Господь повелел святому Илии идти с этими третьими безбоязненно и сказать царю то же, что прежде говорил. Придя же к царю, Илия сказал ему: "Так говорит Господь: так как ты послал спрашивать Ваала о жизни твоей, как будто в Израиле нет Бога, Которого ты мог бы спросить, то за это ты не встанешь с одра, на котором лежишь, но умрешь".

    И умер Охозия по слову Божию, изреченному устами пророческими. После Охозии вступил на царство брат его Иорам, потому что Охозия не имел сыновей. На этом Иораме прекратился род Ахавов, будучи истреблен гневом Божиим во дни святого пророка Елисея, как о том пишется в житии его.

    Когда же приблизилось время, в которое Господь определил взять к себе Илию живым во плоти, Илия и Елисей шли из города Галгала в город Вефиль. Зная по откровению Божию о приблизившемся часе, Илия хотел оставить Елисея в Галгале, смиренно скрывая от него предстоящее свое от Бога прославление. Он сказал Елисею: "Останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль". Святой же Елисей, также по откровению Божию знавший о предстоящем чуде, отвечал: "Жив Господь и жива душа твоя! Не оставлю тебя" - и оба пошли в Вефиль. Сыны пророческие, жившие в Вефиле, подойдя к Елисею наедине, сказали ему: "Знаешь ли, что сегодня Господь берет господина твоего и вознесет над головою твоею?"

    После этого Илия сказал Елисею: "Останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон".

    Елисей ответил ему: "Жив Господь и жива душа твоя! Не оставлю тебя", - и пришли оба в Иерихон.

    Сыны пророческие, которые были в Иерихоне, подойдя к Елисею, сказали ему: "Знаешь ли что сегодня Господь берет господина твоего и вознесет над головою твоею?"

    Елисей отвечал: "Я так же знаю, молчите".

    Святой Илия сказал Елисею: "Останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану".

    Елисей же сказал: "Жив Господь и жива душа твоя! Не оставлю тебя", - и пошли вместе. Вслед за ними в отдалении от них пошли пятьдесят человек из сынов пророческих; когда оба пророка дошли до Иордана, Илия взял свой плаш, свернул его и ударил им по воде; вода расступилась на обе стороны, и они прошли оба через реку Иордан посуху.

    Перейдя Иордан, Илия сказал Елисею: "Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя".

    Елисей отвечал: "Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне".

    Илия сказал: "Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет".

    Когда они шли и разговаривали так, вдруг внезапно явилась колесница и кони огненные и разлучили их друг от друга, причем Илия в вихре был взят на небо. Елисей же смотрел и восклицал: "Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!" (Этими словами он как бы говорил: ты, отче, был всей силой для Израиля: твоей молитвой и ревностью ты помогал израильскому царству гораздо более, чем помогали ему великое множество военных колесниц и всадников вооруженных). Елисей уже более не видел Илии.

    Тогда он взялся за одежды свои и в скорби разодрал их. Вскоре упал к ногам его брошенный свыше плащ Илии. Подняв его, Елисей остановился на берегу Иордана, и разделив им подобно Илии воду на обе стороны, перешел посуху и стал наследником благодати, действовавшей в его учителе. Святой же пророк Божий Илия, на огненной колеснице взятый вместе с плотью на небо, до сих пор жив во плоти, хранимый Богом в селениях райских. Его видели три святых апостола во время Преображения Господня на Фаворе, и опять увидят его обыкновенные смертные люди перед вторым пришествием Господа на землю. Избежавший смерти от меча антихристова, и уже не только как пророк но и как мученик удостоится в лике святых большей, чем теперь, чести и славы от праведного мздовоздоятеля Бога, в трех Лицах Единого, Отца и Сына и Святого Духа, Которому честь и слава ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

    (По книге "Святой пророк Илия" издательства "Скиния")

    Одним из наиболее почитаемых в христианстве ветхозаветных святых является пророк Илия, житие которого широко известно по всему миру. Память его совершается 2 августа (20 июля по старому стилю).

    Пророк Илия родился в 900 году до н.э . в городе Фисвы (ныне территория Иордании). Он происходил из колена Левиина. Когда пророк появился на свет, его отцу, священнику Соваху, было видение: некие мужи радостно встречали новорождённого, кормили его огнём и пеленали в пламя. Это символизировало его будущие огненные проповеди и вознесение в пламенной колеснице в небо.

    Вконтакте

    Одноклассники

    Житие пророка Илии

    Детство и юность

    Илья рос в атмосфере благочестия и чистоты, часто отправлялся в пустыню и превозносил Богу молитвы. Господь возлюбил юношу и отвечал на его мольбы. Будущий пророк видел вокруг идолопоклонство и разврат. Истинный Бог был забыт израильтянами. Тех немногих, кто не кланялся языческим богам и открыто противостоял этому, убивали и изгоняли прочь.

    Обличение царя и голод в Израиле

    Свою активную деятельность Илия начал в эпоху царствования в Израиле Ахава . Он был женат на финикиянке Иезавели, которая придерживалась культа языческих богов Ваала (Баала) и Астарты (Ашеры). Она оказывала на мужа огромное влияние, и под напором жены царь, который и сам вместо Всевышнего поклонялся золотым тельцам, выстроил храм Баалу. Почитание же Бога в Израильском царстве было практически прекращено, а ревнители благочестия были изгнаны прочь из страны. Жрецы языческого храма содержались при дворце правителя. За всё это Илия и обличил Ахава.

    Чтобы вразумить царя, Илия сотворил немало чудес, но Ахав остался к ним равнодушен. Более того, поклонение идолам распространялось всё больше и вскоре достигло абсолютных пределов. Пророк предсказал царю, что расплатой для Израиля за это будет страшный голод, который продлится несколько лет. Но и тут Ахав не внял пророчествам Илии.

    В Израильском царстве в скором будущем исполнилось предсказание пророка. На страну обрушилась страшная засуха, приведшая к голоду . По преданию, Господь из милосердия Своего хотел бы послать измождённым евреям дождь, но не делал этого, дабы не нарушить слова Илии, хотевшего, чтобы израильтяне покаялись и обратились к истинному Богу. Сам же пророк находился в это время в пустыне. Каждое утро и вечер в течение года к нему прилетали вороны и приносили ему еду.

    Затем пророк отправился в Сарепту Сидонскую (сегодняшняя территория Ливана) к бедной вдове, у которой только что скончался сын Иона. Она отдала для Илии последние муку и масло, что были у неё дома. За это по молитвам пророка уже никогда не заканчивались эти продукты. Более того, он воскресил новопреставленного ребёнка. Впоследствии Иона также стал пророком. У этой женщины Илья провёл ещё два года.

    Соревнование с идолослужителями и низведение дождя

    По прошествии всего этого времени Илья всё-таки пришёл в Самарию и показался на глаза Ахаву. Было решено, что на горе Кармил произойдёт жертвоприношение , которое определит, кто более могущественен – Бог Яхве или Ваал.

    Сначала жрецы положили на жертвенник идола разделанного тельца и принялись просить Баала, дабы тот послал им огонь и сжёг их жертву. Языческий бог оказался слабее, и жрецы не смогли заставить его проявить свою силу. Тогда настала очередь Илии.

    Он также уложил на жертвенник тельца и вырыл вокруг него ров, а затем попросил людей залить водой и ров, и жертвенник вместе с тельцом. Народ так и поступил. После этого пророк помолился Господу, и тот ниспослал с неба огонь на жертву Илии. Увидев это, народ покорился величию Божию.

    Илья велел людям вывести жрецов к устью реки Киссон, и там пророк собственноручно расправился с ними. Затем он снова вознёс молитву к Богу, и на землю пролился сильный дождь , по которому истосковался весь народ.

    Иезавель разгневалась на пророка за убитых жрецов и поклялась, что уничтожит его. Илия получил от Бога указание укрыться у потока Хораф, где Сам Господь был ему собеседником.

    Последние годы на земле

    А в это время царь Ахав пожелал получить в своё владение виноградный сад , расположенный по соседству с его дворцом. Однако Навуфей, хозяин виноградника, отказался продать его царю. Иезавель же решила устроить свой неправедный суд над Навуфеем и подговорила старейшин города, дабы те подтвердили, что виноградарь якобы богохульствовал. Судилище состоялось, и оклеветанного хозяина вывели за город и забили камнями насмерть.

    Узнав об этом, Ахав расстроился, но всё же отправился в сад, который бесплатно стал его собственностью. Однако на дороге он встретил Илию, которого туда направил Господь. Тот сказал царю, что вскоре погибнет и он, и Иезавель, и весь его род. Ахав нашёл тогда в себе силы для покаяния, и Бог простил его и отвёл наказание, сказав, что беды обрушатся на царский род лишь после смерти самого правителя.

    Спустя три года Ахав погиб в сражении , и трон был занят его сыном Охозия, который также являлся почитателем Баала. Однажды царь получил травмы, сорвавшись с крыши дворца, и послал помощников к идолу языческого бога, чтобы те узнали, когда Охозия выздоровеет. Однако их встретил Илия и сказал, что за поклонение бесам молодой царь так и умрёт в своей болезни, и это вскоре и произошло. Правителем стал Иорам, брат Охозии. При нём исполнилось наказание Божие, и весь царский род был уничтожен. Погибла и Иезавель – её выбросили из окна, и труп разорвали собаки.

    После избрания себе по Господней воле преемника в лице пророка Елисея, Илия был вознесён на небо в огненной колеснице . В православном богословии существует точка зрения, согласно которой пророк взят не на небеса, а в некое скрытое место, где и будет находиться до Второго пришествия.

    В книге пророка Малахии сказано, что Господь вновь пошлёт Илию на землю перед Вторым пришествием и Страшным Судом. Впрочем, существует мнение, что речь шла про Иоанна Крестителя, который являлся в духе Илии перед Первым пришествием Иисуса. Тем не менее, большинство христиан считает, что Илия вновь придёт на землю, чтобы обличить Антихриста и убедить иудеев поверить в Бога.

    Чудеса, сотворённые пророком

    В Третьей и Четвёртой Книгах Царств, в которых описано житие пророка Илии, рассказывается о следующим чудесах, сотворённых им:

    • отсутствие дождя и голод по его молитвам;
    • кормление пророка воронами по слову Божьему;
    • воскрешение сына сарептской вдовы;
    • по его молитвам в доме вдовы никогда не кончалась еда;
    • низведение огня на жертвенник;
    • выпадение дождя после трёхлетней засухи;
    • общался с Господом лицом к лицу, закрыв при этом своё лицо руками;
    • ударив по реке Иордан одеждой, разделял её надвое, подобно Моисею;
    • восхождение живым на небеса.

    Почитание на Руси

    На Руси пророка Илию почитают практически с самого крещения. Первые храмы в его имя появились ещё во времена князя Аскольда. Связано это с тем, что миссионеры на территории Руси должны были, как и пророк, уничтожить в людях грех идолопоклонничества. Другие храмы в его честь были расположены в таких городах, как:

    • Киев;
    • Великий Новгород;
    • Псков.

    Также в нашей стране часто случались засухи, но по молитвам Илье Пророку на землю нисходил дождь.

    Сегодня наиболее известен в нашей столице — Москве по адресу Обыденный переулок, дом 6, построенный ещё в 1592 году. В эпоху Смутного времени духовенство в стенах этой церкви просило Божьей помощи против польских оккупантов.

    1 марта 1930 года советские власти закрыли храм, но спустя два с половиной месяца, 20 мая, его вновь вернули верующим. Вторая попытка закрыть церковь была назначена на 22 июня 1941 года, но этому помешала начавшаяся в этот день Великая Отечественная война.

    Ещё один храм в честь Ильи Пророка с 2012 года строится в Северном Бутово на улице Куликовской. Службы пока ведутся во временном здании, однако насыщенности приходской жизни позавидуют иные большие храмы: там открыта консультационная организация по вопросам церковной службы, воскресная школа, православный клуб и спортивная секция.

    Образ пророка в наше время

    Сегодня Илья Пророк не менее почитаем православными. Талантливые иконописцы создают замечательные произведения, посвящённые различным страницам жития пророка. Илия считается небесным покровителем воздушно-десантных войск, а также военно-воздушных сил. 2 августа каждого года в храмах при частях ВДВ проходят службы в честь пророка.

    Издревле пророка Илию считали хорошим помощником в сельском хозяйстве и, по его чудесам еще при жизни, молились о даровании дождя во время засухи, или, наоборот, ясную погоду при проливных ливнях. Считается, что святой пророк Илия может помочь в различных делах, в исцелении от болезней, в налаживании мира в семье и конечно же, в укреплении веры.
    Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
    и .

    ЖИТИЕ И ЧУДЕСА СВЯТОГО ПРОРОКА ИЛИИ

    Пророк Илия родился в Израиле в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Когда родился Илия, отцу его Соваку было видение, что благообразные мужи беседовали с младенцем, пеленали огнем и питали пламенем огненным. С юных лет он поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и молитвы. Прежде всего Илия молил Бога, дабы обратил Он грешников к покаянию.
    Призван на пророческое служение в царствование царя Ахава-идолопоклонника (874-853), который поклонялся Ваалу (солнцу) и заставлял народ еврейский делать то же.

    Однажды Господь послал Илию к Ахаву и повелел предсказать ему, что если он и его народ не обратятся к истинному Богу, то его царство постигнет голод. Ахав не послушался пророка, и в стране настала засуха и большой голод. Во время голода Илия прожил год в пустыне, куда ему вороны носили пищу, а следующие два года у одной вдовы в небольшом финикийском городке Сарепте. Эта вдова жила в бедности и, пророк Илия, желая испытать веру и добродетель вдовицы, велел ей из последних муки и масла испечь хлеб для него. Вдовица исполнила повеление, и ее самоотвержение не осталось без награды: по слову пророка мука и масло в этом доме чудесным образом постоянно пополнялись во все время голода и засухи.

    Вскоре Господь послал новое испытание веры вдовы: умер ее сын. В безутешном горе она решила, что святость пророка Илии, несовместимая с ее греховной жизнью, стала причиной смерти отрока. Вместо ответа святой пророк взял на руки ее умершего сына и после троекратной усиленной молитвы воскресил его (3 Цар. 17:17–24).
    Через три с половиною года Илия вернулся в Израильское царство и сказал царю и всему народу, что все бедствия израильтян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу. Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника – один Ваалу, а другой – Богу, и сказал:

    «Принесем жертвы, и если огонь с неба сойдет на жертвенник Ваала, значит, он истинный Бог, а если нет, то идол» (см. 3Цар.18:21-24).

    Сначала сделали жертвенник Ваалу, набросали дров, закололи быка, а жрецы Вааловы стали молиться своему идолу: «Ваал, Ваал, пошли нам с неба огонь». Но ответа никакого не было, и огонь с неба на Ваалов жертвенник не сошел. Вечером Илия сделал свой жертвенник, положил дрова, полил их прежде водою и стал молиться Богу. И вдруг с неба упал огонь и попалил не только дрова и жертву, но и воду и камни жертвенника. Видя это, народ в страхе упал на землю и восклицал: «Воистину Господь есть Бог!» (3 Цар. 18:39). Пророк Илия приказал схватить жрецов Ваала и умертвить их у потока Киссова.

    Пророк Илия после совершенного чуда ожидал обращения Израиля к Богу, но восстановления истинной веры не случилось. Да и Иезавель, жена Ахава, убежденная язычница, разгневалась на пророка за уничтожение жрецов и слабовольный царь, покаявшийся было от грозного знамения, стал на сторону жены.

    Пророк Илия вынужден был бежать на юг Иудеи. Господь утешил святого видением Ангела, который укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь через пустыню. Илия бежит к священной горе Синай, где когда-то Моисей получил свои знаменитые законы. 40 дней и 40 ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Ему представились беспомощными все его усилия по искоренению нечестия:

    «Довольно уже, Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар. 19:4).

    Илия в отчаянии говорит Богу о крахе своей миссии и «неудавшейся» истории Израиля:

    «Сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» (3 Цар. 19:10).

    Господь особым видением снова призвал его быть более милосердным. В чувственных образах – буре, землетрясении и огне ему был открыт смысл его пророческого служения. Для контраста с этими видениями Господь явился ему в веянии тихого ветра, давая понять, что сердца грешников смягчаются и обращаются к покаянию более действием милосердия Божия. В этом же видении Господь открыл пророку, что не один он почитает Истинного Бога: есть еще 7000 человек в Израиле, которые не преклонили колена перед Ваалом. Он должен вернуться в страну и избрать себе преемника в лице Елисея, который и завершит начатую им борьбу за веру.

    По повелению Божию пророк Илия снова пошел в Израиль, чтобы посвятить на пророческое служение Елисея.

    Еще дважды приходил святой пророк Илия ко двору израильских царей. Первый раз – чтобы обличить Ахава в незаконном убийстве Навуфея и присвоении его виноградника (3 Цар.21). Услышав обличение пророка, Ахав раскаялся и смирился, и за это Бог смягчил Свой гнев. Во второй раз – чтобы обличить нового царя Охозию, сына Ахава и Иезавели за то, что тот в болезни обратился не к Истинному Богу, а к Аккаронскому идолу. Святой пророк предсказал Охозии смертельный исход его болезни за такое неверие, и вскоре слово пророка сбылось (4 Цар.1).

    За свою пламенную духовную ревность о славе Божией пророк Илия был взят живым на Небо в огненной колеснице:

    «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4 Цар.2:11).

    Его ученик Елисей был свидетелем этого восхождения и вместе с упавшей из колесницы милотью (верхней одеждой) святого Илии получил пророческий дар вдвое больший, чем имел пророк Илия.

    Затем в Преображении Господнем он явился вместе с пророком Моисеем и предстал пред Иисусом Христом, беседуя с ним на горе Фавор. Два самых авторитетных человека Ветхого Завета олицетворяют собой Закон и Пророки – два первых и важнейших раздела Священного Писания.

    В библейской традиции Илия – один из двух ветхозаветных святых, не увидевших смерти на земле, но удостоенных рая еще до прихода Иисуса Христа. Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24). Поэтому на некоторых иконах Воскресения можно видеть Илию и Еноха у ворот рая, встречающих древних праведников, выводимых Христом через взломанные ворота ада.

    По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

    Митрополит Иларион (Алфеев) о пророке Илии:

    «Жизнь пророка Илии научает нас тому, какими были истинные пророки, призванные Богом на особое служение, на особую миссию – возвещать людям о Боге. Пророки были гонимы: «Пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4:44), – т. е. там, где он проповедует, он не бывает понят. У всех пророков были враги и недоброжелатели, люди, которые желали им смерти. Как и все люди, пророки имели свои немощи, и не всегда была им по силам та невероятно трудная миссия, которая была на них возложена – свидетельствовать о Боге людям, которые не хотели этого свидетельства слышать.
    Читая о жизни других пророков, мы узнаем, что, когда Господь призывал их, некоторые из них отказывались. Один сказал, что он слишком юн, другой – Иона – вообще бежал от Лица Божия, сознавая, что нет у него сил исполнить возложенную на него Богом миссию. Пророк Илия в отчаянии просил у Бога смерти. Но пророков всегда подкрепляла благодать Божия, в своем служении они непосредственно соприкасались с Богом, встречали Его в личном духовном опыте.
    В разные периоды человеческой истории Бог посылал людям пророков, чтобы от них люди услышали Слово Истины, чтобы они чудесами засвидетельствовали присутствие Божие и силу Божию. И во все эпохи пророки были людьми немощными – такими же, как мы с вами. Их пророческая миссия намного превышала их естественные человеческие силы, и они, не надеясь на собственные силы, искали помощи у Бога. Они просили у Бога духовного подкрепления в трудные минуты, когда были оставлены людьми, гонимы, когда враги искали их смерти. И Господь таинственным образом подкреплял их благодатью Святого Духа.»

    ВЕЛИЧАНИЕ

    Велича́ем тя, святы́й сла́вный проро́че Бо́жий Илие́, и чтим, е́же на Небеса́ на колесни́це о́гненней, пресла́вное восхожде́ние твое́.

    ВИДЕОФИЛЬМ

    Является одним из почитаемых святых православной церкви. Это божий угодник, который был вознесен на небеса еще при жизни. Мне стало интересно, о чем можно попросить святого, и откликается ли Илья пророк на просьбы современных людей? Раньше люди боялись грома и молнии, связывая их с гневом Ильи пророка. В детстве бабушка мне запрещала купаться после второго августа, не советовала гневить Илью. В статье я вам расскажу о житии святого, его праведном служении богу и дне почитания Ильи православной церковью. Также расскажу, о чем молятся пророку, на какие молитвы он отвечает.

    Илья пророк родился почти за 1000 лет до Рождества Христова в Фесвии Галаадской. Перед рождением маленького Ильи его отец увидел странный сон: пришли молитвенные мужи и кормили младенца огнем, пеленали в огненные пеленки. Когда мальчик вырос, он стал пламенным служителем бога и посвятил ему всю свою жизнь. Илья проживал в пустыне, постоянно постился и молился.

    Он был ревностным служителем бога, о чем говорит и его имя — «Бог мой Господь». Это были времена духовного падения израильского царства, когда на троне сидел идолопоклонник. Жена царя убедила его уверовать в идолов и забыть истинного бога. Илья молитвою веры закрыл небеса и вызвал засуху на три года, чтобы люди вразумились и покаялись в своих грехах. Людям не хватало хлеба, а Илья призывал их к покаянию.

    Чтобы избежать царского гнева, Илия спрятался в горах у потока Хорав. Библия повествует, что вороны приносили пророку мясо и хлеб для поддержания духа. Народ сильно страдал от недостатка пищи, и бог уже готов был смилостивится над ними. Но видя упорство своего пророка, не решился пойти поперек его воли.

    Однажды святой Илья пришел в дом бедной женщины, которая не пожалела для него последней горсти муки и оливкового масла — испекла лепешки. Это чудо описано в Ветхом Завете: с тех пор в доме бедной женщины никогда не переводились масло и мука. Также пророк воскресил внезапно умершего сына вдовы, посочувствовав ее горю.

    Илия и идолопоклонники

    Много чудес совершил пророк Илья, но все же был гоним властями за свои проповеди и обличение грехов правителей. Тогда святой праведник решил устроить состязание со жрецами Ваала, идола израильтян. Он предложил бросить жребий — на чей жертвенник упадет огонь небесный, тот бог и правильный.

    Целый день жрецы совершали ритуальные пляски перед Ваалом, кололи себя ножами. Но огонь не упал с небес на их призывы. Вечером Илья соорудил жертвенник из двенадцати камней (по числу колен израилевых), воззвал в горячей молитве к истинному богу. Он просил послать огонь на жертвенник для вразумления заблудших. В это время на жертвенник упал небесный огонь и зажег жертву. После этого народ вновь уверовал в единого бога, а жрецы Ваала были убиты. Бог послал дожди на землю, и засуха прекратилась.

    Свидетелем этого чудесного события был его ученик , которому пророк с колесницы сбросил свою верхнюю одежду. Илия стал вторым угодником божьим, вознесенным живым на небеса, после праведного Еноха.

    Иконы и молитвы

    Икона Ильи Пророка очень почитаема православными христианами. Пророка Илью чаще всего изображают либо с вороном, либо на небесной колеснице. Есть и другие изображения, но эти два встречаются постоянно. О чем просят верующие божьего угодника? В основном, о хорошем урожае и погоде.

    Также просьбы касаются:

    • укрепления веры в сердце;
    • осознания своей греховной природы;
    • восстановления мира в семье;
    • защиты от телесных немощей и ран;
    • преодолении бедности и безденежья;
    • замужества девиц;
    • помощи в любых делах.

    На Руси в ильинских храмах всегда совершали крестный ход, если на землю приходила засуха. Это была многовековая традиция. Люди всегда верили в управление пророком погодой, о чем не раз упоминалось в библии. В наши дни именно 2 августа отмечают день ВВС и ВДВ, так как Илья считается покровителем воздушных войск и моряков.

    Молитва святому Илье:

    Когда можно молиться Илье? Это делают в любое время при возникшей необходимости, а также 2 августа в храме.

    День почитания

    Второго августа православная церковь почитает Илью пророка. Считается, что святой огненными молниями поражает бесов и непокорных богу людей. Это навевало страх и ужас на людей, а со 2 августа в народе запрещали купаться в реках и озерах. Именно в этот день чаще всего бывают грозы с проливными дождями, и купающиеся люди могут просто погибнуть или утонуть.

    В старину на Руси во время грозы 2 августа плотно закрывали ставни на окнах, а в комнатах зажигали лампадку. Считалось большим грехом бегать по лужам, петь песни и стрелять из ружья.

    Наставления пророков

    Чему нас учат библейские пророки? Они показывают верующим правильный путь служения богу, жизнь в чистоте и святости. В библейские времена все пророки были гонимы, о чем подтверждал Христос в евангелии: «Нет пророка в своем отечестве». Гонения были вызваны словом правды и обличением в грехах, ведь люди не желали слышать истину о себе. Но пророкам всегда сопутствовала благодать божья, которая укрепляла их дух в противостоянии греху.

    Господь специально посылает пророков на землю, чтобы они свидетельствовали о его силе и власти. Люди часто забывают о том, кто их истинный отец и создатель, и начинают создавать идолов. Так было во времена пророка Илии, когда царь иудейский впал в идолопоклонство. Так было и во времена Иисуса Христа, когда место первосвященника покупали за деньги. Креститель стал последним пророком на земле, возвестив приход Спасителя мира.

    Иисус был последним посланником небес, он искупил род людской от грехов и дал всем людям на земле возможность обрести царствие небесное. После Иисуса Христа бог не посылал на землю пророков за ненадобностью. Теперь все христиане земли ожидают второго пришествия Христа, чтобы узреть воочию славу божью на земле.

    Один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Когда родился Илия, отцу его Соваку было видение, что благообразные мужи беседовали с младенцем, пеленали огнем и питали пламенем огненным. С юных лет он поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и молитвы.

    Призван на пророческое служение в царствование царя Ахава-идолопоклонника, который поклонялся Ваалу (солнцу) и заставлял народ еврейский делать то же. Господь послал Илию к Ахаву и повелел предсказать ему, что если он и его народ не обратятся к истинному Богу, то его царство постигнет голод. Ахав не послушался пророка, и в стране настала засуха и большой голод.

    Во время голода Илия прожил год в пустыне, куда ему вороны носили пищу, и более двух лет у одной вдовы в г. Сарепте. Через три с половиною года Илия вернулся в Израильское царство и сказал царю и всему народу, что все бедствия израильтян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу.

    Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника — один Ваалу, а другой — Богу, и сказал: «Принесем жертвы, и если огонь с неба сойдет на жертвенник Ваала, значит, он истинный Бог, а если нет, то идол» (см. 3 Цар. 18, 21-24). Сначала сделали жертвенник Ваалу, набросали дров, закололи быка, а жрецы Вааловы стали молиться своему идолу: «Ваал, Ваал, пошли нам с неба огонь». Но ответа никакого не было, и огонь с неба на Ваалов жертвенник не сошел.

    Вечером Илия сделал свой жертвенник, положил дрова полил их прежде водою и стал молиться Богу. И вдруг с неба упал огонь и попалил не только дрова и жертву, но и воду и камни жертвенника. Когда народ увидел это чудо, то прославил истинного Бога и снова в Него уверовал.

    За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице. Свидетелем этого чудного восхождения был пророк Елисей. Затем в Преображении Господнем он явился вместе с пророком Моисеем и предстал пред Иисусом Христом, беседуя с ним на горе Фавор. По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

    Пророку Илии молятся о даровании дождя во время засухи.

    2 августа — «день ВДВшника». Воины в голубых беретах отмечают свой праздник широко, а те из них, кто исповедуют себя православными, не без гордости вспоминают, что в этот же день Церковь вспоминает пророка Илию. Поэтому в последнее время пророка Илию все чаще называют покровителем воздушно-десантных войск.

    Нет ничего плохого в таком календарном символизме, тем более, что многие чудеса пророка были по-ветхозаветному воинственными. Важно вместе с тем не забывать главного: пророк Илия — покровитель верных Господу, ибо сам был верен Ему вопреки всем обстоятельствам, он же — наставник заблудших, ибо своими чудесами вразумил заблудший народ, он же — образец целомудренной жизни, ибо жил в чистоте, не состоя в браке...

    Каждому он близок по-своему. Потому пророк Илия, от которого нас отделяют тысячелетия, — один из самых любимых в народе святых.

    Пророк Божий Илия

    Краткое житие святого Пророка Божия Илии.

    Н емного найдется таких святых, в чьей жизни так тесно переплелись бы судьбы Ветхого и Нового Заветов, как у пророка Илии. Родившийся за девять веков до пришествия в мир Христа Спасителя, пророк Илия видел славу Его Преображения на горе Фавор (Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30). Святой пророк первым в Ветхом Завете совершил чудо воскрешения мертвого (3 Цар. 17, 20—23), и сам был живым взят на Небо, прообразуя этим грядущее Воскресение Христово и всеобщее разрушение владычества смерти. Его горячий призыв к покаянию и грозные обличения были обращены к современникам, его соотечественникам, погрязшим в нечестии и идолопоклонстве. Такие же обличения и призыв к покаянию услышат жители Земли перед Вторым пришествием Христовым, когда многие, уклонившись от истинной веры и благочестия, будут жить во тьме заблуждений и пороков. Как в Ветхом Завете, так и в Новозаветной Церкви святой пророк Илия почитается за свою несокрушимую твердость веры, безупречную строгость девственной жизни, огненную ревность о славе Божией. Его часто сравнивают с «величайшим из рожденных женами» Предтечей и Крестителем Господним Иоанном, о котором сказано, что он пришел «в духе и силе Илии» (Лк. 1, 17).

    Святой пророк Илия родился в X веке до Рождества Христова в Фесвии Галаадской, происходил из колена Левиина. По преданию, его отец Совах при рождении сына видел, как светлые ангелы беседовали с младенцем, пеленали его огнем и питали пламенем огненным. С юных лет святой Илия удалился на пустынную гору Кармил, где возрастал и укреплялся духовно, проводя жизнь в строгом посте, молитве и богомыслии.

    После смерти царя Соломона государство разделилось на два царства — Иудейское со столицей в Иерусалиме и Израильское со столицей в Самарии. И если в Иудее в какой-то мере сохранялось прежнее благочестие, то Израильское царство очень быстро уклонилось от веры отцов к служению языческим богам. Особенно возросло нечестие при царе Ахаве, жена которого Иезавель, будучи язычницей, усиленно насаждала культ идола Ваала.

    Святой пророк Илия, ревнуя о славе Истинного Бога, выступил на общественное служение грозным и смелым обличителем резко усилившихся идолопоклонства и нравственной распущенности. Он объявил царю, что в наказание за беззакония израильтян длительное время не будет ни дождя, ни росы, и прекратится это бедствие только по молитве пророка (3 Цар. 17, 1). Ахав не послушался пророческого гласа и не раскаялся. Тогда грозный приговор святого Илии был приведен в исполнение — три с половиной года народ израильский страдал от зноя, засухи и голода. Сам пророк, по повелению Божию укрылся от гнева единоплеменников и преследований Ахава в уединенном месте у потока Хораф, куда каждое утро и каждый вечер вороны приносили ему пищу—хлеб и мясо. По изъяснению святителя Иоанна Златоуста, Господь повелел заботиться о пропитании пророка именно воронам для того, чтобы научить его быть более милосердным и снисходительным. «Смотри, Илия,— говорит святитель как бы от лица Самого Бога,— на их (воронов) человеколюбие; те, которые не имеют любви к собственным птенцам, тебе служат, как гостеприимны... Подражай перемене воронов, и будь снисходительным к иудеям».

    Примерно через год, когда высох поток Хораф, Господь послал пророка Илию в небольшой финикийский город Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая вместе со своим семейством находилась в крайней нужде. Пророк Илия, желая испытать веру и добродетель вдовицы, велел ей из последних остатков муки и масла испечь хлеб для него. Вдовица исполнила повеление, и ее самоотвержение не осталось без награды: по слову пророка мука и масло в этом доме чудесным образом постоянно пополнялись во все время голода и засухи. Вскоре Господь послал новое испытание веры вдовы: умер ее сын. В безутешном горе она решила, что святость пророка Илии, несовместимая с ее греховной жизнью, стала причиной смерти отрока. Вместо ответа святой пророк взял на руки ее умершего сына и после троекратной усиленной молитвы воскресил его (3 Цар. 17, 17—24).

    По прошествии трех лет засухи Господь послал святого Илию к Ахаву возвестить о прекращении бедствия. При этом пророк велел царю провести «испытание веры». На горе Кармил собрались все жители Израиля и все жрецы Ваала. Когда соорудили два жертвенника, святой Илия предложил жрецам Ваала помолиться своим богам о схождении с неба огня на жертву. Жрецы молились целый день, но огня не было. Тогда святой пророк Илия приказал полить приготовленный им жертвенник большим количеством воды, так что она наполнила весь ров вокруг жертвенника. Затем он обратился с горячей молитвой к Истинному Богу и тотчас с неба сошел огонь и попалил жертву и даже каменный жертвенник и воду вокруг него. Видя это, народ в страхе упал на землю и восклицал: «Воистину Господь есть Бог!» (3 Цар. 18, 39). Пророк Илия приказал схватить жрецов Ваала и умертвил их у потока Киссова. По молитве святого небо разверзлось и пошел дождь.

    Несмотря на горячую ревность пророка и обилие благодати Божией, укреплявшей его, он не был чужд и естественной человеческой немощи, особенно проявлявшейся в Ветхом Завете, до пришествия Спасителя. Пророк Илия после совершенного чуда на горе Кармил ожидал обращения Израиля к Богу, но произошло иначе. Ожесточенное сердце Иезавели пылало гневом и она грозила убить пророка за истребление жрецов Ваала. Слабовольный Ахав, покаявшийся было от грозного знамения, стал на сторону жены, и пророк Илия должен был бежать на юг Иудеи, в Вирсавию. Ему представились беспомощными все его усилия по искоренению нечестия, и в сильной печали он ушел в пустыню и там взывал к Богу: «Довольно уже, Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар. 19, 4). Господь утешил святого видением Ангела, который укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. 40 дней и 40 ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь Господь особым видением снова призвал его быть более милосердным. В чувственных образах — буре, землетрясении и огне — ему был открыт смысл его пророческого служения. Для контраста с этими видениями Господь явился ему в веянии тихого ветра, давая понять, что сердца грешников смягчаются и обращаются к покаянию более действием милосердия Божия, а грозные явления силы Божией способны привести скорее в ужас и отчаяние. В этом же видении Господь открыл пророку, что не один он почитает Истинного Бога: есть еще семь тысяч человек в Израиле, которые не преклонили колена перед Ваалом. По повелению Божию пророк Илия снова пошел в Израиль, чтобы посвятить на пророческое служение Елисея.

    Еще дважды приходил святой пророк Илия ко двору израильских царей. Первый раз — чтобы обличить Ахава в незаконном убийстве Навуфея и присвоении его виноградника (3 Цар., 21). Услышав обличение пророка, Ахав раскаялся и смирился, и за это Бог смягчил Свой гнев. Во второй раз — чтобы обличить нового царя Охозию, сына Ахава и Иезавели за то, что тот в болезни обратился не к Истинному Богу, а к Аккаронскому идолу. Святой пророк предсказал Охозии смертельный исход его болезни за такое неверие, и вскоре слово пророка сбылось (4 Цар., 1).

    За свою пламенную духовную ревность о славе Божией пророк Илия был взят живым на Небо в огненной колеснице. Его ученик Елисей был свидетелем этого восхождения и вместе с упавшей из колесницы милотью святого Илии получил пророческий дар вдвое больший, чем имел пророк Илия.

    По преданию Церкви, пророк Илия вместе с праотцем Енохом, который тоже был взят живым на Небо (Быт. 5, 24), будет Предтечею Второго Пришествия Христа на Землю. Три с половиной года святые Енох и Илия будут проповедовать покаяние и совершат много чудес. Своей проповедью они будут обращать людей к истинной вере. Им будет дана власть, как и при земной жизни пророка Илии, «затворити небо, чтобы не шел дождь во дни пророчествия их» (Откр. 11,6). Через три с половиной года их проповеди антихрист сразится с ними и убьет их, но силой Божией они воскреснут через три с половиной дня.

    Иконописная традиция часто изображает святого пророка Илию возносящимся на огненной колеснице на Небо.

    К памяти святого пророка Илии русский православный народ всегда относился с благоговением. Он почитался славянами еще в дохристианскую эпоху нашей отечественной истории. Первый храм в Киеве еще при князе Игоре (до Крещения Руси) был посвящен святому пророку Илии, в летописи преподобного Нестора этот храм назван соборным, т. е. главным. В Константинополе, где на службе у греческих императоров до X века было много варягов-руссов, также была устроена церковь во имя пророка Илии, которая предназначалась для крещеных русских людей, о чем известно из договора киевлян с греками в 944 году.

    После Крещения Руси в 988 году Ильинские храмы стали во множестве воздвигаться по всей стране. В святом пророке Илии верующий русский народ с древних времен почитает покровителя урожая, поэтому с особым усердием и любовью обращается к угоднику Божию в день его памяти с молитвой о благословении нового урожая. О глубине почитания праздника пророка Илии свидетельствуют рукописные церковные месяцесловы (календари), в которых этот праздник называется «святое восхождение пророка Илии» или «огненное восхождение святого пророка Илии». Обычно в день праздника совершаются крестные ходы и водоосвящение в тех местах, где расположены Ильинские храмы.

    Об истории установления одного из таких крестных ходов известно из отечественной истории следующее. В 1664 году Москву и ее окрестности постигла ужасная засуха, продолжавшаяся с 15 мая по 20 июля (по старому стилю). Достоверность этого события подтверждается историческими свидетельствами.

    Происшедшее бедствие побудило москвичей к всенародной горячей молитве, и жители Москвы положили особенно чтить того святого, в день памяти которого прекратится засуха и ниспошлется дождь. 20 июля пошел обильный дождь, земля ожила и множество народа благодарило Бога за милосердие. Усматривая в этом событии Промысл Божий и дерзновенные молитвы святого пророка Илии, было положено совершать крестный ход из Успенского собора в церковь пророка Илии на Воронковом поле. При установлении этого крестного хода царь Алексей Михайлович сказал: «Как некогда пророк Илия ниспослал дождь на поля израильского царства, так же точно и ныне тот пророк оросил посохшие поля Российского государства».



    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: