Профилактика вич инфекции в школе. Психологические аспекты работы в школе по профилактике вич-спид заболеваний среди учащихся. Сценарий детской сказки "Кузнечик"

В рамках Недели профилактики вредных привычек 2 декабря в школе прошла акция «СТОП! СПИД!», посвященная Всемирному дню борьбы со СПИДом. Учащиеся раздавали листовки и красные ленточки, чтобы еще раз напомнить о проблеме ВИЧ-инфекции. Также в период с 1 по 4 декабря учащиеся 8-11 классов приняли участие в анкетировании «Изучение знаний по вопросам профилактики ВИЧ/СПИД».


Анализ результатов анкетирования показал, что учащиеся владеют знаниями по вопросам, связанным с профилактикой ВИЧ/СПИДа на должном уровне. Очень надеемся, что эти знания они будут применять на практике. Предлагаем учащимся других классов и их родителям ответить на вопросы анкеты, с которыми (а также с результатами анкетирования учащихся) можно ознакомиться далее

Анкета «Изучение знаний по вопросам профилактики ВИЧ/СПИД»
Пол____ Возраст____

1.Что такое ВИЧ-инфекция?

А. Неизлечимое инфекционное заболевание.
Б. Неизлечимое врожденное заболевание.
В. Неизлечимое кожное заболевание.
Г. Неизлечимое заболевание крови.

  1. СПИД – это:

А. То же, что и ВИЧ-инфекция.
Б. Конечная стадия развития ВИЧ-инфекции.
В. Смертельное заболевание, но не ВИЧ-инфекция.
Г. Возникает только при развитии других инфекций у ВИЧ-инфицированного больного.

  1. Заболевание ВИЧ возникает при попадании вируса иммунодефицита человека :

А. В слюну.
Б. В кровь.
В. На кожу.
Г. Всеми указанными путями.

  1. СПИДом можно заразиться:

А. При поцелуе.
Б. Если пользуешься одним стаканом, расческой, туалетом.
В. Если вместе куришь сигарету.
Г. Только при попадании вируса в кровь (при половом контакте без презерватива, при использовании инфицированного шприца, при переливании зараженной крови).

  1. ВИЧ-инфекция переносится:

А. Комарами.
Б. Домашними животными.
В. Только от человека к человеку.
Г. Всеми указанными способами.

  1. При обращении за медицинской помощью:

А. Всегда требую проведения всех манипуляций только стерильным или одноразовым инструментарием.
Б. Мне все равно, я доверяю врачам.
В. Только, когда делаю внутривенные инъекции, требую одноразовый шприц.
Г. Только при посещении стоматолога контролирую, чтобы врач надевал перчатки.

  1. Если я узнаю, что среди моих друзей есть ВИЧ-инфицированный, то я:

А. Моментально прекращу все контакты с ним, но сам обследоваться не буду.
Б. Прекращу общение с этим человеком, обязательно обследуюсь на ВИЧ анонимно.
В. Буду соблюдать особенно тщательно правила защиты от ВИЧ-инфекции, обследуюсь анонимно, но общение не прекращу.
Г. Мне все равно.

  1. Если при анонимном обследовании у меня обнаружат ВИЧ:

А. Я буду жить как раньше, никому ни о чем не скажу, ничего не изменю в своей жизни.
Б. Буду лечиться втайне от всех, но воздержусь от половых контактов без средств защиты, не допущу использования для других своих шприцев и медицинских инструментов, никогда не стану донором.
В. Я буду втайне от всех лечиться, но защищать других не обязан.
Г. Я не буду лечиться и буду заражать других.

  1. Я посещаю предлагаемые лекции о вреде СПИДа, потому что:

А. Этого требуют учителя.
Б. Мне просто интересно послушать, но это не значит, что я буду выполнять рекомендуемые меры защиты.
В. Я забочусь о своем здоровье и пытаюсь все запомнить.
Г. По другой причине.

10.Если мне предложат попробовать шприцевые наркотики, то я:

А. Соглашусь, чтобы быть своим в компании.
Б. Ни за что не соглашусь, потому что боюсь заболеть СПИДом.
В. Соглашусь, потому что не верю, что можно уберечься от СПИДа.
Г. Для меня этот вопрос не важен, так как я уже пробовал шприцевые наркотики.

  1. Я согласен с мнением, что:

А. При частой смене полового партнера увеличивается риск заражения ВИЧ-инфекцией.
Б. Наркоманы заражаются при использовании общих шприцев, игл, жидкости для промывания шприцев, инфицированного наркотического вещества.
В. Новорожденные дети могут заразиться от больной матери до и во время родов.
Г. Каждое из этих утверждений верно.

  1. Исключение детей, больных ВИЧ из общественной жизни и из школы:

А. Оправдано, так как снижает риск распространения инфекции.
Б. Оправдано, так как снижает риск заболевания ВИЧ-инфицированных простудными заболеваниями.
В. Мне все равно.
Г. Неправильно, так как это нарушение прав человека и не имеет никакого медицинского смысла.

  1. Мы все вместе сможем избавиться от риска дальнейшего распространения ВИЧ/СПИДа, если:

А. Усилим просветительскую работу среди подростков.
Б. Обеспечим обследование беременных на ВИЧ и снизим число инфицированных новорожденных.
В. Будем соблюдать все правила индивидуальной защиты.
Г. Все указанные меры будут соблюдаться как можно большим количеством людей.

Результаты анкетирования учащихся 8-11классов (приняли участие 156 учащихся) ГУО «СШ №1 г. Пружаны им. КБВО»

Вопрос Количество ответов по каждому из вариантов
А Б В Г
1.Что такое ВИЧ-инфекция? 155 1
2.СПИД – это 8 138 2 8
3.Заболевание ВИЧ возникает при попадании вируса иммунодефицита человека 1 150 5
4.СПИДом можно заразиться 156
5.СПИД переносится 148 8
6.При обращении за медицинской помощью 142 9 3 2
7. Если я узнаю, что среди моих друзей есть ВИЧ-инфицированный, то я 29 127
8.Если при анонимном обследовании у меня обнаружат ВИЧ 5 151
9.Я посещаю предлагаемые лекции о вреде СПИДа, потому что 155 1
10.Если мне предложат попробовать шприцевые наркотики, то я 156
11.Я согласен с мнением, что 2 3 2 149
12.Исключение детей, больных ВИЧ из общественной жизни и из школы 8 1 147
13. Мы все вместе сможем избавиться от риска дальнейшего распространения ВИЧ/СПИДа, если 1 1 3 151

Первичная профилактика ВИЧ/СПИДа

в начальной школе

для учащихся 2-4 классов

Цель: соответственно возрасту дать знания о ВИЧ/СПИДе, путях передачи ВИЧ- инфекции, контактах с ВИЧ- инфицированными;

Формировать навыки ответственности за своё здоровье.

Задачи: предоставить объективную информацию о ВИЧ/СПИДе;

Научить детей контактировать с ВИЧ- инфицированными.

Оборудование: карточки с надписями «ВИЧ/СПИД», «ВИЧ», «СПИД»

Ход занятия

    Упражнение «Мозговой штурм»

Цель : активизировать внимание, активность, восприятие, узнать об опыте

дети (общие знания) о ВИЧ/СПИДе

Посреди доски приклеена карточка №1.

Ведущий : Скажите с чем у вас ассоциируется эта запись? Что вы чувствуете?

Дети называют слова «болезнь, больница, вирус, горе, грусть, сожаление, смерть…», ведущий в хаотическом порядке записывает названные слова,

Называет свои, если класс молчит.

Ведущий: Молодцы! Я вижу, вы кое что знаете. А сейчас попробуем расшифровать эту надпись и узнать больше о болезни, научиться предотвращать инфекцию и общаться с больными на СПИД людьми.

    Рассказ о ВИЧ/СПИД, историческая справка.

На доске наклеены одна под другой карточки с первыми буквами слов: ВИЧ, СПИД, которые во время рассказа расшифровует ведущий.

Если дети не понимают расшифрованных слов, то ведущий их истолковывает.

В – вирус С -синдром

И – иммунодефицита П -приобретенного

Ч – человека. И- иммуно

Д – дефицита

Ведущий: ВИЧ – это начальная стадия инфекции, а СПИД- это наличие нескольких хронических заболеваний- конечная стадия.

Это заболевание впервые выявили в США, когда группа людей попала в больницу с воспалением лёгких, у них было выявлено несколько хронических заболеваний.

В 70-тые года было выявлено новое инфекционное заболевание. Во многих странах земного шара СПИД принял характер эпидемии. Это заболевание способно за 10-20 лет поставить человечество под угрозу вымирания.

СПИД –это смертельно опасное заболевание, которое современная медицина пока ещё не способна вылечить. Возбудитель заболевания-

Специфический вирус, который называется ВИЧ.

Вирусы, попадая в кровь, разрушают защитные силы организма человека, который делает его беззащитным перед другими заболеваниями. Диагноз, т.е. узнать болен человек или нет, может поставить только врач, по анализу крови.

СПИД передаётся через кровь, через мужские и женские выделения организма, а также от беременной женщины ребёнку.

В нашей стране складывается очень тревожная и опасная ситуация. Общее количество инфицированных составляет 1% населения страны (это 400000 лиц) и даль распространяется. Это вирус может поразить каждого. Не имеет значения, кто вы и где живёте.

Лекарств от ВИЧ не существует. Единственный человек, который может уберечь вас от СПИДа,- это вы сами! Знания и осторожное поведение – наилучший защитник против распространения этого вируса.

    Игра «Факты и выдумки»

Цель: проверка знаний от полученной информации.

Ведущий: Внимание! Сейчас мы поиграем в игру. Я вам зачитываю предложения правильные и неправильные. Если, по вашему мнению, предложения правильные – вы хлопаете в ладоши, если нет – не хлопаете. Внимание! начали.

    Можно ли определить по внешнему виду человека, определить болен он СПИДом. (-)

    Только мужчины могут заразиться СПИДом.(-)

    Дети не болеют СПИДом.(-)

    Пожав руку человека больного СПИДом, вы заразитесь этой болезнью.(-)

    Ничто не может убить вирус СПИДа, когда он попадает в организм.(+)

    Вы можете заразиться СПИДом через тетрадь, в которой писал ВИЧ-инфицированный человек.(-)

    Человек может заразиться СПИДом, сдавая кровь.(+)

    Можно заразиться СПИДом, прокалывая ухо.(+)

    Если здоровы, то не можете заразиться СПИДом. (-)

    Человек, который употребляет наркотики, может заразиться СПИДом. (пользуются шприцами)(+)

    Существуют лекарства от СПИДа. (-)(есть лекарства, которые поддерживают больного, но не вылечивают)

    Существует анализ крови, который определяет заражены вы вирусом СПИДа.(+)

    Передаётся ли СПИД через домашних животных. (-)

    Передаётся ли СПИД через посуду и еду? (-)

    Можно ли заразиться при укусах комаров.(-)(комары пьют вашу кровь, и долго не живут)

    Можно ли заразиться ВИЧ- инфекцией, когда вам делают прививку, укол.(+)

    Можно ли заразиться если обнимать больного СПИДом.(-)

    Плавая в бассейне с инфицированным, можно ли заразиться.(-)

    Если больные СПИДом кашляют, чихают, можно ли от них заразиться СПИДом.(-)(в слюне больного маленькое количество инфекции, которая не угрожает нам)

    Можно ли дружить с инфицированными и не заразиться.(+)

    Советы Доктора Айболита

Ведущий: Молодцы! А сейчас советы доктора Айболита, который советует: «Чтобы обезопасить себя от заражения ВИЧ, выполняй такие правила:

    Придерживайтесь правил личной гигиены.

    Ни когда не берите в руки найденные на улице шприцы и другие медицинские приборы.

    Следите, чтобы медицинские работники делали уколы и прививки, анализ крови только одноразовым шприцом.

    Если, играя на улице вы случайно поранились, обработайте рану перекисью водорода, лучше спиртом, помазать зеленкой. Расскажите родителям.

    Ни когда не контактируйте с кровью других людей.

    Игра «Закончи предложения»

Цель: проверка усвоенного материала и отношение к больным СПИДом.

Ведущий: Внимание! Начали!

    СПИДом можно заразиться через……..

    Зараженный ВИЧ определяется при помощи …….

    Чего не существует против ВИЧ……

    Заразиться болезнью можно….

    К больным СПИДом нужно относиться….

    ВИЧ это……, СПИД это…..

Ведущий: Молодцы! Вы очень хорошо поработали! Ваши знания помогут вам защититься от распространения вируса. В старших классах вы узнаете намного больше о болезни СПИД. Желаю вам удачи!

Внеклассное мероприятие для учащихся среднего и старшего звена на тему: «ВИЧ/СПИД – миф и реальность»


Подольская Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы КГУ СОШ № 4 г.Семей Восточно-Казахстанской области.
Анонс.
Конспект внеклассного мероприятия для учащихся среднего и старшего звена. Работа будет интересна классным руководителям для проведения тематического классного часа, упражнений по профилактике ВИЧ в школьных условиях. Использование ИКТ позволит сделать занятие интересным, наглядным, при необходимости получить мгновенно необходимую информацию. Внимание уделено созданию и поддержанию дружелюбной, доверительной атмосферы в течение всего занятия, мероприятие проведено с учетом возрастных особенностей учащихся. Подготовленный материал: памятки, буклеты позволит дать недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников и навыки безопасного поведения.
Цель.
Повышение уровня информированности учащихся о распространении эпидемии ВИЧ/СПИДа в мире и Казахстане.
Задачи.
1. Акцентировать внимание учащихся на том, что защита прав человека содействует предотвращению распространения ВИЧ.
2. Дать достоверную информацию о путях передачи ВИЧ/СПИДа.
3. Способствовать выработке у учащихся навыков определения степени риска для заражения ВИЧ.
4. Формировать ответственное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих, близких и друзей.
Тип занятия – внеклассное мероприятие.
Приобретаемые навыки детей: отработка навыков работать в группе, расширение словарного запаса учащихся, самостоятельное целеполагание, самостоятельный поиск и обработка информации, самооценка, формулировка выводов.
Организация работы: упражнение «Точка», тест «Миф или реальность», беседа, рефлексия.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, интерактивная доска, презентация к мероприятию, магнитная доска, фотоаппарат.
Оснащение: плакаты, памятки и буклеты; цветная бумага – формат А4, фломастеры, скотч, цветные магниты; для рефлексии: красные атласные ленточки, красная нить (моток или меньше).
Оформление кабинета: книжная выставка, газета, плакаты.


Предварительная работа:
- конкурс коллажей «Мы за здоровый образ жизни»;
- подготовка и оформление книжной выставки «Миф и реальность»;
- запись песен о здоровом образе жизни;
- материал для данного мероприятия оформить в формате Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint 2007.
Роль учителя: консультирует, направляет и координирует действия в группах; готовит конспект и презентацию мероприятия, дипломы для активных участников и победителей конкурса «Мы за здоровый образ жизни», информацию о проведенном мероприятии, фото отчет; проводит линейку, где подводятся итоги и награждение активных учащихся.

Ход мероприятия

Позитивный настрой на работу. Ученики, проходя в кабинет, встают в большой круг возле доски.

Доброе утро, простите…

Данная ролевая игра показывает, как быстро распространяется ВИЧ/СПИД.
До начала занятия учитель предлагает 3-м учащимся выполнить роль ВИЧ-инфицированными, но при этом они должны сохранить в тайне полученное задание. Во время игры ученики должны слегка ущипнуть, чихнуть, но очень аккуратно, предложить кусочек конфетки и т.д. 3-4 учащимся предложить во время данной игры постоянно кашлять или чихать.


Ход игры:
1. Приветствие.
2. Все ученики встают, образуя круг.
3. Учитель предлагает ученикам пожать друг другу руки, обняться, можно послать поцелуй.
Время проведения игры 2 минуты.
По истечению отведенного времени учитель просит выйти на середину 3-х учащихся, которые играли роль инфицированных, а затем 3-х учащихся, которые играли роль больных простудными заболеваниями.


Беседа.
- Что символизировало в нашей игре рукопожатие?
Ответ: символизирует передачу ВИЧ-инфекции.
- Как вы считаете, передается ли ВИЧ/СПИД через рукопожатие?
Ответ: инфекция через рукопожатие не передается.
- А есть ли риск заразиться при чихании, поцелую, или если нас поцарапал ВИЧ-инфицированный?
Ответ: практически невозможно, так как заражение происходит через кровь, то есть в ранку должна попасть кровь.
- Можно ли отличить ВИЧ-инфицированного, от заболевшего простудными заболеваниями?
Ответ: нет, по внешним признакам это определить невозможно.
Учитель. Всем спасибо, займите свои рабочие места.
Спасибо нашим (называет по именам учеников), которые согласились сыграть столь трудную роль. Вы, конечно, должны понимать, что распределение ролей было условным, символическим и с окончанием игры утратило свое значение.
- А еще говорят, что при поцелуе можно заразиться, но если во время поцелуя вы проглотите килограмм зараженной слюны… (Реакция детей всегда потрясающая. )
Учитель.
- Как вы считаете, что в нашей игре обозначало рукопожатие?
Ответ: в нашей игре рукопожатие обозначало передачу ВИЧ-инфекции.
Учитель.
- Можно ли заразиться при рукопожатии ВИЧ/СПИДом?
Ответы учащихся удивили. 90% учеников ответили: «Да».
Учитель.
- Хотя, всем известно, что через рукопожатие инфекция не передается, заражение происходит по цепочке очень быстро, но чаще всего заражение происходит через кровь. Как быстро можно заразиться, в этом вы наглядно убедились в ходе игры.
Предлагаю вам познакомиться с памяткой.


Факты и цифры
Источником для большинства цифр послужил Отчет ЮНЭЙДС глобальной эпидемии СПИДа, издание которого опубликовано в 2006 году.
Учитель.
- Каждую минуту в мире добавляется 11 ВИЧ-инфицированных,
- 5 человек умирает от СПИДа,
- 15,2 миллиона детей потеряли мать или обоих родителей из-за СПИДа,
- дети до 15 лет составляют одну шестую всех смертей от СПИДа в мире,
- экономические потери к 2020 году составят более 20% ВВП в наиболее пострадавших от СПИДа странах.

Упражнение «Точка»

Работа в малых группах. Учитель предлагает выбрать цветные магниты: красный, синий, зелёный, жёлтый.
Когда ученики выбрали свои цвета-магниты, учащиеся объединяются в группы по цветам. Занимают свои рабочие места. На столах заранее все приготовлено для совместной работы: лист бумаги и маркеры, скотч и ножницы.
Задание. Обсудите вопросы и подготовьте свои ответы-обоснования.
1. Откуда приходит беда.
2. Как может отразиться инфицирование ВИЧ/СПИДом на жизни отдельно взятого человека, семьи всего общества?
Время на подготовку – 10 минут.
Учащиеся работают в группах. Итоги обсуждения записываются или учащиеся создают постер, кластер. Каждая группа самостоятельно решает о форме защиты своего ответа.
Учитель наблюдает. Контролирует время. Можно включить таймер.
Так как я еще не использовала таймера на мероприятиях, это будет им интересно, и позволит сосредоточиться и на решении общей задачи, стать более организованными.


Каждая группа, по завершении времени, представляет итоги своей работы, для этого во время работы выбирает одного спикера. Группы представляют поочередно итоги своих групп: «красный стол», «синий стол», «зеленый стол», «желтый стол».
Свои работы группы вывешивают на магнитной доске, используя магниты того цвета, который выбрали. Это позволит учителю после занятия подвести итоги, вдумчиво проанализировать, как работали группы, сделать выводы, наметить/откорректировать дальнейшие пути воспитательной работы.
Затем, когда работы вывешены, спикеры озвучивают ответы, подготовленные группой, участники группы могут дополнить или ответить на вопросы, которые могли возникнуть в процессе обсуждения.
Выводы и обобщения.Итоги упражнения.

Упражнение-игра «Цветные полоски»

Цель: воспитание гуманного отношения к ВИЧ-инфицированным.
Задача: понять, что может ощущать человек в случае ВИЧ-инфицирования.
На лоб с согласия учеников крепятся красные, зеленые полоски и одному ученику желтая полоска.
Тот, кто не пожелает принять участие в этой игре, станут наблюдателями за выполнением задания и примут участие в обсуждение состоявшейся игры. Таких учеников у меня в классе не было, всем было интересно.
Учителю надо продумать, какому ученику он прикрепит желтую полоску, так как он будет «изолированным учеником», и это не должно сказаться на его эмоциональном состоянии после игры.
После игры учитель должен особо выделить/поблагодарить этого ученика и разъяснить всем ученикам, что он был выбран случайным отбором.
Задачи игры:
- все действия вы совершаются молча,
- вы должны объединиться в группы по цвету, которым вы стали носителем,
- вы можете помогать найти другим ученикам свою группу, но обязательно все действия выполняются молча, можно использовать знаки, жесты.
Время выполнения задания 2-3 минуты.


Беседа по итогам игры:
Вопросы для всех учащихся:
- Как вы нашли свою группу?
- Как ваша группа относилась к ученику с желтой полоской?
- Почему ни кто из вас не предложил остаться в группе?
- Хотели бы вы, чтобы в вашей группе был не такой член группы как все?
Вопросы для ученика с желтой полоской:
- Что ты испытывал, когда тебя никто не хотел взять в группу?
Ответ: я не понимала, почему мне показывают, что я не в их группе.
- Что ты испытывала каждый раз, когда тебе говорили «нет» твои друзья?
Ответ: мне стало обидно, все смеются, радуются, мое настроение начинало портиться, мне стало обидно.
- Какая группа тебе отказывала в более тактичной форме?
Ответ: трудно сказать, никто не отказывал в грубой форме, но и не объяснял ничего, все показывали на лоб, но я впервые минуты и не догадалась, что это из-за другого цвета полоски.
- Членом, какой группы, ты хотел бы стать?
Ответ: там, где Р.
Вопросы для всего класса:
- Как часто вы испытываете чувство тревоги?
Ответ: часто.
- Может ли такая ситуация возникнуть по отношению к ВИЧ-инфицированным?
Ответ: да, об этом много написано, рассказано в различных передачах.
Учитель. Один участник упражнения оказался «не таким, как все». Эту ситуацию можно применить к ВИЧ-инфицированным.
- А если в наш класс поступил учиться «такой» ученик, как вы себя повели бы?
Ответы учащихся.
Только один ученик сказал, что руки он ему бы не подал.
Вывод-цитата:


Наблюдения, сделанные во время данного упражнения.
Ученик (имя специально не указываю в этом материале) меня немного удивил. Это отзывчивый, добрый, со здоровым юмором ученик. Я обратила внимание, что во время подготовки к этому мероприятию, он изучил много популярных статей, задавал вопросы, получил консультации у лечащего врача, вместе с мамой приняли участие в изготовлении коллажа. Все это хорошо, но это привлекло мое внимание. Задача: понаблюдать за учеником, попытаться разобраться, почему его так заинтересовал этот вопрос, что его так тревожит.

Тест «Миф или реальность»

Учащиеся должны быстро ответить на поставленные вопросы: да - нет , обосновать свой ответ.


Если необходимо, то учитель поясняет ответы. Не стоит торопить с ответами учащихся. Мы не должны играть в игры, мы должны научить детей ценить свою жизнь, жизнь близких, всех тех кто нас окружает.


Обратная связь. Подведение итогов.
- Что нового вы узнали, отвечая на вопросы и выполняя упражнение?
- Будут ли полезны для вас полученные знания?
- Какие возникли у вас вопросы по данной теме?
Если возникли вопросы, то учитель разъясняет, информирует, уточняет. Если вопросы требует более точной информации, то в кабинете установлено оборудование и учитель/ученики могут, не выходя из кабинета, выйдя в Интернет, получить необходимую информацию.
- Ребята, вы изучали самостоятельно данную тему, используя материалы буклетов, ваши записи сформулируйте выводы.
При желании ученик может обосновать выбранное высказывание, цитируемый материал.
Выводы:


Учитель.
Сегодня у нас с вами был серьезный и очень важный разговор.Я надеюсь, что полученная информация поможет вам задуматься о важности здорового образа жизни.

Рефлексия

Ребята, мы сегодня с вами узнали, что заражение происходит через кровь, и я предлагаю вам, передавая красную нить, похожую на кровь, струящуюся по нашим венам, каждому сказать, что дало нам данное мероприятие, что нового мы узнали.
Учащиеся, взяв в руки нить, делятся своими знаниями, вопросами, впечатлениями.
Учитель. Всем спасибо за работу. Я надеюсь, что, приобретя знания, мы меньше будем волноваться без явных на то причин за свою жизнь и жизнь близких нам людей. Теперь мы точно знаем, откуда можно ждать беду. Помните, что только порядочность, нравственная чистота и сознательное отношение к своему здоровью защитит вас/нас от СПИДа.
Помните! СПИД - не спит! Я предлагаю вам познакомиться с работами, которые были подготовлены во время подготовке к нашему мероприятию.


Роль учителя:
- вручает дипломы 1,2,3 степени за подготовленные коллажи;
- раздает всем участникам буклеты и памятки «Мы за здоровый образ жизни», «Как происходит заражение»;
- проводит инструктаж по предварительному заданию для следующего занятия «Мы против наркотиков»;
- предлагает, объединившись в группы, написать памятки для учащихся среднего и старшего звена «Что ты можешь сделать для борьбы со СПИДом/наркотиками», раздает образец памятки.


Учащиеся обмениваются первыми впечатлениями, фотографируются.


Литература
1.Альмухамбетов Б.А., Ищанова М.А., Дорожкина Л.А. и др. ВИЧ/СПИД и образование. Информационный сборник для специалистов организаций управления образованием. Алматы, 2004. – 61с.
2.Дорожкина Л.А., Демеуова М.Е., Байсугурова В.Ю. и др. Руководство для преподавателей по профилактике ВИЧ/СПИДа в школьных условиях. – Алматы, 2004. – 108с.
3.Дорожкина Л.А., Байсугурова В.Ю., Бекбатырова Г.Т. Плотникова М.М. Руководство по профилактике ВИЧ инфекции для преподавателей педагогических колледжей. Казахстанская Ассоциация по половому и репродуктивному здоровью, Алматы. – 2004. – 108с.
4.Ищанова М.А., Дорожкина Л.А., Плотникова М.М. Информационный сборник по профилактике ВИЧ для руководителей школ и учителей. – Алматы. 2007. – 72с.
5.Плотникова М.М., Рязанова Г.Л., Калинич Н.Ф. Руководство для преподавателей по пробеме СПИДа и его профилактике (применение интерактивных методик обучения в школе). Для обучения подростков 11-18 лет общеобразовательных и профессиональных технических школ. – Алматы. Казахстанская Ассоциация по половому и репродуктивному здоровью (КМПА), 2002. – 96с. Сценарий устного журнала для 7-9 классов

только

ФАКТЫ

ВИЧ - инфекция сегодня реальность в России.

СЕЙЧАС В МИРЕ ЗАРАЖЕНО ВИЧ БОЛЕЕ 40 МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК; ПРИ ЭТОМ 70% ВСЕХ ВИЧ - ИНФИЦИРОВАННЫХ - МОЛОДЫЕ ЛЮДИ В ВОЗРАСТЕ ДО 25 ЛЕТ; И ТРИ МИЛЛИОНА - ЭТО ДЕТИ 15 ЛЕТ.

______________

В 13, 15, 17 лет трудно поверить, что тебе может угрожать смертельная болезнь. Часто кажется, что болеют и умирают только старые люди. Но со СПИДом всё обстоит по - другому. СПИД - это самая серьёзная болезнь, с которой приходится сегодня сталкиваться твоим ровесникам во всём мире. Поэтому очень важно знать, как избежать заражения. Получив необходимые знания, ты сумеешь оградить себя от многих серьёзных проблем сейчас и в будущем.

СПИД И ВИЧ

СПИД - СИНДРОМ ПРИОБРЕТЁННОГО ИММУНОДЕФИЦИТА . Синдром - это набор определённых проявлений болезни - симптомов.

СПИД развивается у людей, заразившихся ВИЧ - инфекцией, и является конечной стадией этой болезни.

ВИЧ - вирус иммунодефицита человека, он поражает разные клетки организма человека, в первую очередь - иммунной системы.

Люди заражённые ВИЧ, называются «ВИЧ - инфицированными». С момента заражения ВИЧ до развития СПИДа может пройти от 5 до 15 лет. Пока ВИЧ - инфекция не перешла в стадию СПИДа, инфицированный человек может чувствовать себя хорошо, выглядеть здоровым и даже не подозревать, что заражён. Только врач при помощи специального анализа крови может определить, что человек заражён ВИЧ.

Вызывается болезнь вирусом Т - лимфоциты иммунной системы человека, попадает в здоровую клетку и внедряется в её генную структуру. Человек, у которого появился этот вирус, теряет способность к борьбе с любыми инфекциями. Убить вирус можно нагреванием кровеносной системы до +56°С в течение 50 минут. Так как эту процедуру не сможет выдержать ни один человек, можно говорить о том, что вылечить это заболевание невозможно.

КАК ПРОИСХОДИТ

ЗАРАЖЕНИЕ

ВИЧ?

________________________________________

ВИЧ - инфекция распространяется:

  1. При попадании заражённой крови в кровь и на повреждённые покровы и слизистые здорового человека:
  1. через загрязнённые шприцы, иглы и другой инструментарий;
  2. при прокалывании ушей, пирсинга, нанесения татуировок;
  3. во время обряда братания, драк;
  4. через загрязнённое кровью лезвие бритвы, маникюрные принадлежности;
  5. через чужие зубные щётки;
  6. при переливании крови;
  7. при попадании любой биологической жидкости от ВИЧ-инфицированного на кожу и слизистые при наличии на них микротравм.
  1. При незащищённых половых контактах
  2. От инфицированной матери ребёнку во время беременности, при родах и во время кормления грудью .

Уберечься от СПИДа может тот, кто ведёт нормальную половую жизнь, соблюдает элементарные правила личной гигиены, не употребляет спиртные напитки и наркотики.

__________________________________________

  1. лихорадка невыясненной этиологии более 1 месяц (~38°C);
  2. общая слабость;
  3. головная боль;
  4. повышенная утомляемость;
  5. длительная диарея (более 1-2 месяцев);
  6. ночной пот;
  7. анемия;
  8. необъяснимая потеря массы тела на 10% и более;
  9. пневмония, устойчивая к стандартной терапии;
  10. затяжное, повторяющееся или не поддающееся обычному лечению воспаление легких;
  11. бронхиальный и легочный кандидоз;
  12. постоянный кашель более 1 месяца;
  13. увеличение лимфоузлов 2-х и более групп свыше 1 месяца;
  14. слабоумие у ранее здоровых людей;
  15. лимфома головного мозга;
  16. абсцессы мозга (прогрессирующая многоочаговая лейкоэнцефалопатия, криптококковый менингит, подострый энцефалит, возможно, цитомегаловирусной этиологии.);
  17. очаговые поражения оболочек мозга, характеризующиеся самоограничиващимся менингитом.
  18. поражения сосудов мозга (церебральные геморрагии) и сердца (небактериальный тромботический эндокардит);
  19. и другие более тяжелые заболевания.

__________________________________________

Нельзя сказать точно, что у всех именно так будет протекать эта болезнь, но у большинства наблюдавшихся все было именно так…

  1. Инкубационный период этого заболевания может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.
  2. Примерно через 2-3 недели после заражения у 76% инфицированных может наблюдаться кратковременные заболевания(2-10 дней): лихорадка, ангина, увеличение лимфатических узлов, печени, селезенки.
  3. К концу 4 недели могут обнаружиться антитела к ВИЧ.
  4. Заключающая стадия. СПИД развивается в среднем через 8 лет после заражения. Организм с ослабленной иммунной системой не может обеспечить защиту от грибков, бактерий, вирусов, которые вызывают различные заболевания.
  5. Средняя продолжительность жизни инфицированного около 12 лет.
Профилактика ВИЧ/ СПИДа в школе

1.Почему ВИЧ может жить только в организме человека ?

ВИЧ относится к инфекциям, которые живут только в организме человека. Из – за своей простой структуры и небольшого набора составляющихон не может приспособиться к жизни в таких разных организмах , как, например, человек и насекомые. ВИЧ не может находиться вне организма человека. Попадая на воздух, он, как медуза, теряет способность передвигаться и почти моментально разрушается. Если говорить точнее, то вирус вообще не способен передвигаться самостоятельно . Единственным местом, где этот вирус чувствует себя хорошо и имеет возможность двигаться, являются жидкости человеческого организма.

2. Как передается ВИЧ?

Уже в 1981 году, почти сразу после обнаружения новой болезни, врачи заподозрили, что она передается при сексуальных контактах и через кровь.Насекомые не участвуют в процессе распространения ВИЧ.

Жидкости организма человека, через которые может передаваться ВИЧ:


  • кровь;

  • сперма;

  • вагинальный и цервикальный секреты;

  • материнское молоко.
Вирус может находиться и в других жидкостях (моче, слюне, поте). Но его концентрация там очень низкая.

3. Каким образом может произойти заражение?

Это может в следующих ситуациях:


  • сексуальный контакт;

  • переливание цельной крови или ее компонентов, не прошедших определенной обработки;

  • применение нестерильного хирургического и инъекционного инструментария, игл для введения каких – либо (включая наркотических) препаратов, прокалывание ушей, нанесение татуировок, гастро – и колоноскопов, других инструментов и оборудования, при использовании которых могут быть повреждены кожные или слизистые покровы;

  • при повреждении плацентарного барьера во время вынашивания ребенка ВИЧ – инфицированной женщиной: плацентарный барьер надежно защищает плод от различных инфекций, которые могут быть в организме матери , но если он поврежден, то вирусы и бактерии беспрепятственно проникают в плод;

  • при повреждении кожи или слизистой новорожденного во время прохождения родовых путей: при этом кровь и вагинальный секрет, который в большом объеме присутствуют в родовых путях, могут попасть в организм новорожденного .
4. Кто такие вирусы? Какова структура вируса? Как вирус проникает в клетку?

Вирус – это простейшая форма жизни. Среди вирусов есть две большие группы. Первая группа вирусов способна размножаться самостоятельно . Так как обладает генетической памятью в виде ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота). Таким вируса нужно лишь найти источник необходимого материала, который они преобразуют в новые вирусы . Этот материал они обычно находят в клетках человек, разрушая их.


  • замену отработавших, состарившихся клеток различных органов нашего тела;

  • защиту организма от проникновения разного рода инфекций – вирусов, бактерий, грибков;

  • «ремонт» частей нашего тела, испорченных инфекциями и другими негативными воздействиями (радиация, отравления ядами, механические повреждения и прочее), а именно: заживление ран на коже и слизистых оболочках, восстановление поврежденных вирусами и грибками клеток печени и так далее.
7 . Как человек может почувствовать, что заразился ВИЧ? Как долго может прожить человек с ВИЧ – инфекцией? Как развивается заболевание?

Говоря о вирусах и других инфекциях, надо отметить, что невозможно почувствовать, произошло ли заражение. В момент проникновения вируса человек не испытывает никаких необычных ощущений. ВИЧ – инфекция относится к долго текущим заболеваниям. С момента заражения до момента смерти может пройти от 2 – 3 до 10 – 15 лет. В каждом отдельном случае на длительность жизни заразившегося ВИЧ влияют многие факторы.Все течение заболевания - с момента заражения до момента смерти - можно разделить на з периода:


  • заражение и начало инфекционного процесса (процесса развития болезни);

  • период бессимптомного течения и малых симптомов;

  • СПИД.
Существуют тесты, определяющие наличие антитела к вирусу. Для того чтобы их обнаружить, необходимо сдать кровь в СПИД – центре или другом медицинском учреждении, проводящем такие исследования.

Спид - синдром приобретенного иммунодефицита. Иммунодефицит – это потеря организмом способности сопротивляться любиминфекциям и восстанавливать нарушения своих органов. При СПИДе иммунная система сильно повреждена.

8. Что чувствует человек в стадии СПИДа?


  • Постоянно плохое самочувствие;

  • Высокая вероятность физического уродства в связи с истощением и повреждениями кожи инфекциями;

  • Высокая вероятность нарушения зрения и деятельности мозга;

  • Полная или частичная потеря способности к самообеспечению (потребность в уходе).
По статистике СПИД развивается не у всех, кто инфицирован ВИЧ. Значительная часть инфицированных умирает не дожив до СПИДа. Причиной смерти могут быть как инфаркты, инсульты, так и передозировка наркотиков, осложнения гепатитов (циррозы и рак печени).

В единичных случаях бессимптомный период может продолжаться 15 и более лет. Прогноз относительно развития у таких инфицированных СПИДа пока не является определенным.



Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: